Существовал ли марко поло. Марко поло - биография путешественника

Марко Поло родился 15 сентября 1254 года в городе Венеция. Рос в дворянской семье. Его мать умерла при родах, поэтому воспитание будущего путешественника взяли на себя родная тетя и отец Николо, который, как и многие жители крупного торгового города, занимался продажей пряностей и ювелирных изделий. В силу своей профессии он много ездил по свету, побывав в Средней Азии, Монголии и в Крыму. В 1260 году вместе с братом Матфео они приезжали в Судак, после чего проследовали в Бухару и далее в Пекин, где тогда хозяйничали монголы.

Старшие родственники возвратились в Венецию в 1269 году и с упоением рассказывали о своих странствиях. Им удалось добраться до двора хана Хубилая, где они были приняты с большим почетом, и им были даже дарованы монгольские титулы. Перед отъездом хан попросил венецианцев обратиться к папе римскому, чтобы тот прислал к нему ученых, владеющих мастерством семи искусств. Однако по прибытии на родину стало ясно, что предыдущий глава католической церкви Климент IV скончался, а нового еще не избрали.

Достоверно неизвестно, получил ли Марко хоть какое-нибудь образование, но в ходе своих путешествий ему удалось выучить несколько языков. В своей книге Поло косвенно подтверждает свою грамотность тем, что пишет «занес в записную книжку немного заметок». В одной из глав он отмечает, что старался быть внимательнее ко всем происходящим событиям, чтобы подробнее записать все новое и необычное.

Только в 1271 году был избран новый Римский папа. Им стал Теобальдо Висконти, получивший имя Григорий X. Этот расчетливый политик назначил семейство Поло,- Николо, Морфео и Марко, своими официальными посланниками к монгольскому хану. Так отважные купцы отправились в свое далекое путешествие в Китай. Первой остановкой на их пути был порт Лаяс, расположенный на побережье Средиземного моря. Он был своеобразным перевалочным пунктом, где встречались Восток и Запад. Именно сюда привозили товары из азиатских стран, которые затем скупали и увозили в Европу венецианцы и генуэсцы.

Отсюда Поло проследовали в Малую Азию, названную Марко «Туркоманией», после чего проезжали через Армению. Об этой стране путешественник упомянет в связи с ковчегом Ноя, который якобы находится на самой вершине Арарата. Далее их путь пролегал через Междуречье, где они посетили Мосул и Багдад, в котором «проживает халиф с несметными богатствами». Пожив здесь некоторое время, Поло устремляются в персидский Тебриз, где находился крупнейший рынок жемчуга. В своей книге Марко подробно описал процесс купли-продажи этой драгоценности, походивший на некий священный ритуал. Также они посетили город Керман, после которого их ожидала высокая гора и богатая долина с необычайно упитанными быками и овцами.

Во время переезда по Персии на караван напали разбойники, которые перебили часть сопровождающих, но семейству Поло удалось чудом уцелеть. Находясь на грани жизни и смерти от сильнейшей жажды, мучавшей путешественников в знойной пустыне, итальянцам посчастливилось добраться до некогда процветающего афганского города Балха, где они нашли свое спасение. Далее к востоку начинались бескрайние плодородные земли, которые изобиловали фруктами и дичью. Следующим регионом, где побывали европейцы, оказался Бадахшан. Здесь шла активная добыча драгоценных камней, осуществляемая многочисленными рабами.

Дальнейший путь пролегал через Памир, преодолев отроги которого, путники попали в Кашмир. Поло поразили местные колдуны, которые «погоду меняют заговорами, великую темь напускают». Отметил итальянец и красоту местных женщин. Далее они попали в Южный Тянь-Шань, куда еще не ступала нога европейцев. Поло отмечает явные признаки высокогорья: костер разгорается с трудом и светился необычным пламенем.

Последующее движение каравана шло в северо-восточном направлении через оазисы по окраине пустыни Такла-Макан. Спустя некоторое время они достигли первого китайского города Шанчжоу, где Марко удалось воочию лицезреть местные обряды, среди которых он особо выделил похоронный. После они проезжали через Гуанчжоу и Ланчжоу. В последнем его поразили яки и небольшой олень кабарга, сушеную голову которого он потом взял домой.

Спустя три с половиной года долгих странствий путешественники наконец доехали до владений хана. Встретивший их конный отряд с большим почетом сопровождал до летней резиденции Хубилая Шаньду. Поло не описывает в подробностях торжественную церемонию встречи с правителем, ограничиваясь общими словами «принял с честью, весельями и пиршеством». Зато известно, что Хубилай долго разговаривал с европейцами в неформальной обстановке. Они вручили привезенные подарки, среди которых сосуд со священным маслом из иерусалимского храма Гроба Господня, а также письма от Григория Х. После этого Марко Поло стал одним из придворных хана.

Чтобы добиться расположения Хубилая, смышленый итальянец очень подробно рассказывал ему о населении подвластных ему территорий, их обычаях и настроениях. Он всегда старался порадовать правителя дополнительной информацией, которая могла его заинтересовать. Однажды Марко направили в далекий город Каранджан, поездка в который заняла полгода. В итоге юноша привез много важных сведений, заставивших говорить о божественном разуме и мудрости венецианца.

Всего послом по особым поручениям Поло был 17 лет. За это время он исколесил весь Китай. К концу этого срока хан сильно постарел, и в его государстве начинается процесс децентрализации. Ему все труднее было удерживать власть над провинциями. Все это, а также долгая разлука с домом заставили семейство Поло подумать о возвращении на родину. И тут нашелся удобный повод, чтобы покинуть Китай. В 1292 году к Хубилаю прибыли посланцы от одного из его наместников, жившего в Персии, который просил подыскать ему невесту. После того как девушка была найдена, венецианцы вызвались ее сопровождать.

Как писал М. Поло: «Если бы не этот счастливый случай, мы бы никогда оттуда не уехали». Путь флотилии, состоявшей из 14 кораблей, лежал по морю из Зайтона. Марко оставил описание маршрута, где указал, что они проплывали мимо острова Ява, высаживались на Суматре, преодолевали Сингапурский и Малаккский проливы, шли мимо Никобарских островов, о жителях которых путешественник написал, что они ходят совсем голые.

В это время команда поредела до 18 человек, куда делись остальные из 600 отплывших Поло не уточняет. Зато он стал первым европейцем, оставившим сведения о Мадагаскаре, хотя отчасти они оказались неверными. В итоге кораблю удалось добраться до персидского Ормуза, откуда принцессу доставили до места назначения в Тебриз. Далее дорога была хорошо знакома - через Трапезунд до Константинополя. Зимой 1295 года, после 24 лет дальних странствий, Марко Поло вернулся на родину.

Спустя два года начнется война Венеции и Генуи, в которой принял участие Поло. Во время одного из сражений он попал в плен и был посажен в тюрьму. Здесь он делился воспоминаниями с сокамерником Рустичано, который и записал его яркие рассказы, вошедшие в «Книгу о разнообразии мира». Сохранилось свыше 140 вариантов произведения, написанных на 12 языках, которые дают определенные представления о жизни стран Азии и Африки.

Несмотря на присутствие очевидных домыслов, именно от Поло европейцы узнали о каменном угле, бумажных деньгах, саговой пальме, а также местах произрастания пряностей. Его книга служила ориентиром для картографов, хотя со временем были доказаны ошибки Марко в вычислении расстояний. Кроме того, произведение содержит богатый этнографический материал, повествующий об обрядах и традициях азиатских народов.

После возвращения на родину судьба отпустит Марко Поло еще 25 лет жизни. В это время он, как истинный венецианец, будет заниматься торговлей, заведет семью, троих детей. Благодаря своей книге, переведенной на латынь и итальянский, путешественник станет настоящей знаменитостью. На склоне лет в нем обнаружилась излишняя скупость, ставшая причиной судебных разбирательств с супругой и детьми.

Марко Поло дожил почти до 70 лет и умер в родной Венеции. Сегодня здесь о великом земляке напоминает лишь небольшой дом. Несмотря на это, в памяти многих людей он останется как человек, открывший удивительный и неизведанный мир, полный тайн, загадок и приключений.

Марко Поло -венецианский купец, знаменитый путешественник, писатель, написавший знаменитую «Книгу о разнообразии мира», в которой рассказал историю своего путешествия по странам Азии. С достоверностью фактов, изложенных в книге, соглашаются не все исследователи, но до настоящего времени она остается одним из важных источников знаний по истории, этнографии и географии азиатских государств эпохи средневековья.

Книгой пользовались мореплаватели, картографы, исследователи, писатели, путешественники и первооткрыватели. Она путешествовала с Христофором Колумбом во время его знаменитого плавания в Америку. Марко Поло – первый из европейцев, отправившийся в рискованное путешествие по неведомым странам.

Детство и семья

Документы о рождении Марко не сохранились, поэтому информация об этом периоде его биографии неточна. Считается, что он был дворянином, принадлежал к венецианской знати, имел герб. Родился в 1254 году, 15 сентября, в семье венецианского купца Никколо Поло, торговавшего ювелирными изделиями и пряностями. Свою мать он не знал, так как она умерла при родах. Воспитанием мальчика занимались отец и родная тетя.


Предполагаемые гербы семьи Марко Поло

Родиной знаменитого путешественника могли быть также Польша и Хорватия, которые оспаривают это право, приводя в доказательство те или иные факты, подтверждающие обе версии. Поляки утверждают, что фамилия Поло имеет польское происхождение, хорватские исследователи уверены, что первые свидетельства о жизни знаменитого путешественника находятся на их земле.


Был ли Марко Поло образован, достоверно не известно. Спорным является и вопрос о его грамотности, так как знаменитая книга была написана под диктовку сокамерником, пизанцем Рустичиано, с которым он сидел в плену в генуэзской тюрьме. Вместе с тем, в одной из глав книги написано о том, что во время путешествий он вносил заметки в свою записную книжку, старался быть внимательным к происходящему и записывать все новое и необычное, с чем приходилось сталкиваться. В дальнейшем, путешествуя по миру, он выучил несколько языков.

Путешествия и открытия

Отец будущего мореплавателя в силу своей профессии много путешествовал. В поездках по миру он открывал новые торговые пути. Именно отец привил сыну любовь к путешествиям, рассказывая о своих странствиях и приключениях. В 1271 году состоялось его первое путешествие, в которое он отправился вместе с отцом. Конечным его пунктом был Иерусалим.

В этом же году был выбран новый Римский папа, который назначил семью Поло (отца, брата Морфео и сына Марко) официальными посланниками в Китай, где в то время страной правил монгольский хан. Первой остановкой на побережье Средиземного моря был порт Лаяс – место, куда привозились товары из Азии, где их покупали купцы из Венеции и Генуи. Далее их путь проходил через Малую Азию, Армению, Междуречье, где они посетили Мосул и Багдад.


Затем путешественники отправляются в персидский Тебриз, где в те времена находился богатейший рынок жемчуга. В Персии часть их сопровождения была перебита разбойниками, напавшими на караван. Семья Поло чудом уцелела. Мучаясь от жажды в знойной пустыне, на грани жизни и смерти они добрались до афганского города Балха и нашли в нем спасение.

Восточные земли, на которых они оказались, продолжив свое путешествие, изобиловали фруктами и дичью. В Бадахшане – следующем регионе, многочисленные рабы добывали драгоценные камни. По одной из версий, в этих местах из-за болезни Марко они остановились на год. Затем, преодолевая остроги Памира, отправились в Кашмир. Поло был удивлен местными колдунами, влияющими на погоду, а также красотой местных женщин.


После этого итальянцы первыми из европейцев оказались в Южном Тянь-Шане. Далее караван направился на северо-восток через оазисы пустыни Такла-Макан. Первым китайским городом на их пути стал Шанчжоу, за ним последовали Гуанчжоу и Ланчжоу. Поло был под огромным впечатлением от местных обрядов и обычаев, флоры и фауны этой страны. Это было прекрасное время его удивительных путешествий и открытий.

У хана Хубилая семья Поло прожила 15 лет. Молодой Марко нравился хану независимостью, бесстрашием и хорошей памятью. Он стал приближенным китайского правителя, участвовал в государственной жизни, принятии важных решений, помогал набирать армию, предложил использовать военные катапульты и многое другое.


Выполняя сложнейшие дипломатические поручения, Марко побывал во многих китайских городах, изучил язык и не переставал удивляться достижениям и открытиям этого народа. Все это он описал в своей книге. Незадолго до возвращения на родину его назначили правителем китайских провинций Цзяннань.

Хубилай не хотел отпускать своего помощника и любимца, но в 1291 году отправил его и всех Поло сопровождать монгольскую принцессу, вышедшую замуж за правителя из Персии. Путь проходил через Цейлон и Суматру. В 1294 году, еще во время путешествия, они получили известие, что хан Хубилай умер.


Поло принимают решение о возвращении домой. Путь через Индийский океан был очень опасным, лишь немногим удалось его преодолеть. Марко Поло вернулся на родину после 24 лет странствий зимой 1295 года.

На родной земле

Через два года после возвращения начинается война Генуи и Венеции, в которой участвует и Поло. Попадает в плен и несколько месяцев сидит в тюрьме. Здесь по его рассказам о путешествии и была написана знаменитая книга.


Существует 140 ее вариантов, написанных на 12 языках. Несмотря на некоторые домыслы, из нее европейцы узнали о бумажных деньгах, каменном угле, саговой пальме, местах, где выращивают пряности и о многом другом.

Личная жизнь

Отец Марко женился повторно, и у него появилось еще три брата. После плена в личной жизни Марка тоже складывается все хорошо: он женился на знатной и богатой венецианке Донате, купил дом, родил троих дочерей и получает прозвище господин Миллион. Горожане считают его чудаковатым лжецом, не доверяя рассказам о дальних странствиях. Марк живет благополучной жизнью, но тоскует по путешествиям, особенно по Китаю.


Единственную радость ему доставляют венецианские карнавалы, так как напоминают великолепные китайские дворцы и роскошные ханские наряды. После возвращения из Азии Марк Поло прожил еще 25 лет. На родине он занимается торговлей. Книга, написанная в заключении, сделала его знаменитым еще при жизни.

Умер Поло в 1324 году в 70 лет в Венеции. Похоронили его в церкви Сан Лоренцо, разрушенной в XIX веке. Его роскошный дом сгорел в огне пожара в конце XIV века. О Марке Поло, его жизни и путешествиях, снято множество захватывающих фильмов и сериалов, вызывающих неподдельный интерес среди наших современников.

  • Борьба за право называться родиной Марко Поло между Италией, Польшей и Хорватией.
  • Написал книгу о своих путешествиях, чем и прославился.
  • В последние годы жизни в нем обнаруживается скупость, которая приводит его к судебным разбирательствам с собственной семьей.
  • Марко Поло дал волю одному из своих рабов и завещал часть своего наследства. В связи с этим, появилось множество предположений о причинах такой щедрости.
  • Именем великого путешественника в 1888 году названа бабочка Желтушка Марко Поло.
  • Марко Поло родился около 1254 года, в Венеции или на острове Корчула (территория современной Хорватии).
  • Отца Марко Поло, Николо, и дядю Маффео сторонники версии о хорватском происхождении семьи считают выходцами из восточных славян. Николо и Маффео были купцами, которые много лет вели торговлю со странами Востока, бывали на Волге и в Бухаре. В 1269 году вернулись в Венецию из очередного странствия, из владений хана Кублая (Хубилая).
  • 1271 год – отец и дядя берут семнадцатилетнего Марко Поло в следующее путешествие. Папа Григорий X отправил Поло в Азию. Конечной целью их маршрута был Китай – город Камбала (Пекин), исходной точкой – Венеция. Описания пути разнятся. Одни исследователи утверждают, что Поло двигались через Акку, Эрзерум, Ормуз и Памир на Кашгар и оттуда в Пекин. Другие считают, что основными точками маршрута были Акка, южное побережье Азии, Армянское нагорье, Басра, Керман, южные предгорья Гиндукуша, Памир, пустыня Такла-Макан, город Чжанье (это уже Китай, и путешественники провели здесь около года), Каракорум.
  • 1275 год – так или иначе, купцы прибыли в Пекин. Много лет они торговали в Китае, а Марко Поло состоял на службе у великого хана Кублая и пользовался большим расположением правителя.
  • Занимая свою должность, Марко Поло объездил почти весь Китай. Позже он был назначен правителем провинции Цзяннань. В общей сложности Марко, Николо и Маффео Поло пробыли в Китае около семнадцати лет.
  • 1292 год – Поло оставляют Китай. Теперь они направляются в Персию, так как им поручено сопровождать монгольскую царевну, выданную замуж за персидского правителя.
  • 1294 год – в Персии Поло получают известие о смерти великого хана Кублая, после чего отправляются на родину.
  • 1295 год – Поло возвращаются в Венецию.
  • 1297 год – Марко Поло участвует в морском сражении между Венецией и Генуей. Попадает в плен.
  • Сентябрь 1298 – июль 1299 года – Марко Поло в плену. В тюрьме он диктует другому заключенному, пизанцу Рустичану, «Книгу» - свои воспоминания о далеком странствии.
  • Это произведение на тот момент являлось едва ли единственным источником знаний Запада о Центральной, Южной и Восточной Азии. Марко Поло не был географом, поэтому расстояния в его описании оказались намного завышены, вследствие чего картографы составили не совсем точные карты. Зато описания жизни восточных народов, искусно изложенные наблюдения оказались бесценны. Благодаря Поло Европа узнала не только о бумажных деньгах и городах с миллионным населением (впрочем, в это верили далеко не все), но и об островах Ява и Суматра, о стране Чипингу (Япония), о Цейлоне и Мадагаскаре, об Индонезии. Именно от Марко Поло Европа узнала и о пряностях, которые позже ценились так же, как золото.
  • О семье Марко Поло известно немногое – он был женат и у него было три дочери, а также несколько ближайших родственников. В семье Поло не все было гладко, иногда доходило и до судебных разбирательств.
  • 8 января 1324 года – Марко Поло умирает в Венеции. По мнению исследователей, последний период жизни он был очень богатым человеком. Известно также, что перед смертью Поло дал вольную одному из своих рабов и оставил ему крупную сумму.
Маршрут Марко Поло (1254-1324)

Итальянский путешественник и писатель, кто первый точно описал образ жизни европейцев на Дальнем Востоке. Он родился в Венеции. Его отец и дядя были венецианские купцы и партнеры. В одной из поездок в качестве торговцев (1260) они прошли по суше из Бухары в Узбекистан и Китай. Там они остановились на несколько лет в Кайфэне, восточной столице монгольского императора Хубилай-хана, и вернулись в Венецию в 1269 году.

Два года спустя, взяв с собой Марко Поло, они предприняли свою вторую поездку в Китай. Путь, который они выбрали для их путешествия по суше начался в землях Акко (ныне в Израиле) в Ормузе, у входа в Персидский залив. Затем на север через Иран по реке Окс (ныне Амударья), в Центральной Азии. Затем они поднялись по Оксу, пересекли Памир и пришли в регион Лоб Нор, в провинции Синьцзян (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район) в Китае и, наконец, пересекли пустыню Гоби и оказались в Шанду, летней столице Хубилай-хана, в Китае в 1275 году. Таким образом, они стали первыми европейцами, которые прошли такую большую часть территории материка, особенно Памир и пустыню Гоби.

Марко Поло вступил в дипломатический корпус Хубилая, в котором проводил миссии по всей империи, а также служил в течение трех лет губернатором китайского города Янчжоу (Yangchow). В то же время, его отец и дядя были на службе императора в качестве военных советников. Они оставались в Китае до 1292 года, потом они вышли в качестве сопровождения китайской принцессы для поездки по морю в Иран. В этой стране они прошли через Суматру, на юг Индии к Индийскому океану и Персидскому заливу. Затем они продолжали путешествие по суше через Тебриз на северо-западе Ирана, восточное побережье Черного моря и Константинополь. Наконец, они попали в свой город, Венецию, в 1295 году.

В 1298 году Марко Поло предпринял не слишком большое путешествие на собственном судне. В то время, между генуэзцами и Венецией шла война, и Марко Поло был захвачен в плен генуэзцами. Однако, учитывая славу, которой пользовался знаменитый путешественник, генуэзцы обошлись с ним очень мягко. Находясь в плену, Марко Поло продиктовал рассказ о своих путешествиях жителю города Пизы, Рустикано, который опубликовал эти записи на французском языке под заглавием „Los viajes de Marco Polo".

После освобождения из плена, Марко Поло вернулся в Венецию и больше не совершал длительных путешествий до конца жизни.

Эта книга Путешествий Марко Поло является, вероятно, самой известной и влиятельной книгой всех времен. Богатство ее ярких описаний означало для средневековой Европы первый контакт с реальностью Китая, и первые новости о других странах: Таиланд, Япония, Ява, Cochinchilla (теперь часть Вьетнама) , Цейлон (Шри - Ланка сегодня), Тибет, Индия и Бирма. В течение длительного времени эта работа была единственным источником информации в Европе о географии и образе жизни на Дальнем Востоке. Она также служила в качестве модели для разработки первых надежных карт Азии, которые были сделаны в Европе, и пробудила в Колумбе интерес к Востоку, кульминацией которого стало открытие Америки в 1492 году, когда он пытаясь достичь Дальнего Востока, описанного Марко Поло, отправился в свое плавание из Европы. И так же подтолкнула другого мореплавателя - Васко да Гама к открытию водного пути из Европы в Индию в обход Африки в 1497-1498 годах.

Некоторые страницы из книги Марко Поло:

" alt="" />

Разбор иллюстраций книги из другого источника:

На одной иллюстрации книги, Хубилай(Кубла хан), внук прославленного ЧингисХана. Его походы охватывают, чуть ли не весь мир. Хану удалось завоевать даже Китай и длительное время править там.

«Книга о разнообразии мира». Визит Марко Поло и родственника Никколо к Хубилаю

Как видим во внешности «монгольского» Великого Хана Хубилая нет ничего монгольского. Напротив, он и его окружение выглядит вполне по-русски, можно даже сказать – по-европейски.

Хубилай отправляет братьев Поло послами к римскому папе, вручая им «золотую дщицу» и весь его внешний вид, одежда, атрибуты свидетельствуют о европейском происхождении. Особо надо отметить, что «золотая дщица», это верительная пайцза. А конкретнее, это специальная пластина из дерева или металла, которая наделяла делегата особыми полномочиями. Тут же следует уточнить, что все такие бирки, принадлежащие ханам-монголам, были найдены только на русской земле, а в Монголии ни одной.

4 жены Кублай-хана (Великого Хана Хубилая) и дети. На принадлежность хана к европеоидной расе указывает еще и то, что все четыре жены Хубилая явно не похожи были на представительниц монголоидной расы. На головах типичных европейских дам красуются короны с трилистником, а трёхлистник - это славяно-арийский боевой символ. Да и дети никаких нерусских признаков не имеют.

А это-тартары. Иллюстрации к «Книге о разнообразии мира» Марко Поло.

Вот только подавляющему большинству нашего спящего общества совершенно нет дела до этого факта. Хан Хубилай - монголоид, так гласит официальная история. А это общепринятый портрет Великого Хана. Кто же тогда изображен на иллюстрациях к «Книге о разнообразии мира» Марко Поло?

(Доклад для следующего заседания клуба)
Мы все много узнали о монгольском завоевании Китая, благодаря отличному докладу Вити, поэтому нам будет многое понятно и в моем рассказе о путешествиях Марко Поло.
Главной целью путешествия Марко Поло стал как раз Китай в тот же период, о котором рассказал Витя:

Интересно, что названию Китай на русском мы обязаны именно Марко Поло. Правда он назвал эту страну не Китаем, а КАтаем.
А еще нам о его путешествиях стало известно благодаря... тюрьме, потому что волею случая богатый торговец, некто Марко Поло, угодил в тюрьму, где занялся сочинением мемуаров о своей многолетней эпопее в удивительной стране, которую он называл Катай...

Итальянцы в Китае


Документы о рождении Марко не сохранились, поэтому информация об этом периоде его биографии неточна. Считается, что он был дворянином, принадлежал к венецианской знати, имел герб. Родился в 1254 году, 15 сентября, в семье венецианского купца Никколо Поло, торговавшего ювелирными изделиями и пряностями. Свою мать он не знал, так как она умерла при родах. Воспитанием мальчика занимались отец и родная тетя.


Предполагаемые гербы семьи Марко Поло

Родиной знаменитого путешественника могли быть также Польша и Хорватия, которые оспаривают это право, приводя в доказательство те или иные факты, подтверждающие обе версии. Поляки утверждают, что фамилия Поло имеет польское происхождение, хорватские исследователи уверены, что первые свидетельства о жизни знаменитого путешественника находятся на их земле.
.
Был ли Марко Поло образован, достоверно не известно. Спорным является и вопрос о его грамотности, так как знаменитая книга была написана под диктовку сокамерником, пизанцем Рустичиано, с которым он сидел в плену в генуэзской тюрьме. Вместе с тем, в одной из глав книги написано о том, что во время путешествий он вносил заметки в свою записную книжку, старался быть внимательным к происходящему и записывать все новое и необычное, с чем приходилось сталкиваться. В дальнейшем, путешествуя по миру, он выучил несколько языков.

Отец будущего мореплавателя в силу своей профессии много путешествовал. В поездках по миру он открывал новые торговые пути. Именно отец привил сыну любовь к путешествиям, рассказывая о своих странствиях и приключениях.

Драгоценности были их семейным бизнесом а сообразительность, предусмотрительность, осторожность и храбрость - врожденными качествами. В 1260 году братья Поло - Никколо и Маффео - сумели предвидеть политические перемены в Константинополе (в 1261 г. пала Латинская династия и венецианцы были изгнаны из города), ликвидировали свою собственность, инвестировав ее в ювелирные изделия, и отправились в крымский улус Золотой Орды, а затем на Волгу. Удачная сделка драгоценностями на провинциальном монгольском дворе удвоила их фамильное состояние. Монголы, убедившись, что коммерция приносит большую прибыль, чем разбой, поощряли торговцев отваживаться на длительные путешествия. Pax Mongolica обеспечивал беспрепятственное продвижение торговых караванов на всем протяжении Великого Шелкового пути, и в конце концов деловой интерес привел братьев в Китай, во владения Кубилая - внука Чингисхана.


Карта путешествий Марко Поло

Монголы еще недавно были невежественными кочевниками и простые удовольствия считали наслаждениями жизни. Чингисхан отчетливо выразил их примитивную философию: «Счастье, говорил он, заключается в том, чтобы побеждать врагов и видеть их беспорядочное бегство, захватить их собственность и упиваться их отчаянием, овладеть их женами и дочерьми». С такими людьми добропорядочные христиане вряд ли могли иметь дело. Средневековый историк-летописец М.Пэрис назвал их сатанинской нацией, которая разлилась как дьяволы из ада, и потому их правильно называют татарами. Он играл словами: татары - Тартары (классическое определение ада).

Когда в 1241 г. монгольская волна схлынула из-за смерти хана Угыдея, Западная Европа смогла перевести дыхание, чтобы спустя короткое время узреть на своих восточных границах хорошо организованную Великую Монгольскую империю, простиравшуюся от берегов Днепра до Желтого моря.

В Китае братьев Поло встретили радушно. Великий хан с интересом расспрашивал их о европейских землях. Как и другие монгольские правители, он исповедовал шаманизм, но был озабочен религией и поручил братьям передать письмо Папе Римскому с просьбой прислать сто образованных мужей для чтения христианских проповедей среди своих подданных и обсуждения вопросов о преимуществах истинной веры. Еще он просил привезти немного бальзама для души и тела - священного масла из лампад, горевших неугасимо в Храме Гроба Господня. Поло обещали похлопотать насчет всего этого и тронулись в обратный путь с подарками и письмами Кубилая для Папы Римского.

Папская миссия

В 1269 г. братья объявились в городе крестоносцев - St. Jean d’Acre. На аудиенции у папского легата они сообщили новости, заслуживающие внимания. Согласно их рассказам, Кубилай был правителем иного склада, чем его дед Чингисхан. Внук разбойного кочевника обнаруживал склонность к наукам и искусствам, проявлял похвальный интерес к христианству и желал понять, почему Римская Церковь является наилучшей, а все остальные неправильны и никчемны. Братья показали легату золотые плитки с выбитыми на них распоряжениями Кубилая о том, что они должны снабжаться лошадьми, продовольствием и сопровождающими, короче говоря всем, что им потребуется на пути следования.

Папский легат Теобальдо Висконти ди Пьяченца оценил как исключительный шанс союз крестоносцев с монголами, с которыми у них был общий враг - египетские мамелюки, но не обладал полномочиями для заключения такого альянса. В 1269 г. после смерти Климента IV кардиналы только собирались с силами, чтобы встретиться и избрать нового Папу.

Братья Поло откланялись и вернулись в Венецию навестить родных и ждать избрания понтифика. Сыну Никколо - Марко - исполнилось 15 лет. Неизвестно, какое образование он получил. Возможно, немного практической арифметики плюс еще что-нибудь, почерпнутое от матросов, торговцев и уличных женщин. Он вряд ли знал латынь в совершенстве, но разбирался в валютах, товарах и грузовых операциях.

После двух лет ожидания новый понтифик так и не был избран. В 1271 г. венецианская галера с братьями и нарядным Марко на борту пришвартовалась в Акре. Конечным его пунктом был Иерусалим. Поло сообщили легату, что независимо от того, выберут Папу или нет, они намерены отправиться в Китай, и в конце августа снялись с якоря. Новым Папой Римским под именем Григория Х стал Теобальдо.

Союз с монголами назрел окончательно. Монгольские государства были самой обширной империей мира. Потрясающие монгольские завоевания в Персии и Сирии угрожали существованию всей исламской цивилизации. Если удастся обратить монголов в католицизм, дни ислама будут сочтены и королевство крестоносцев спасено. Первым делом Григорий распорядился вернуть венецианскую галеру в Акр. Поло получили подарки для Кубилая и верительные грамоты, а также напутствие следовать в Иерусалим за священным маслом. Папа снабдил экспедицию если не сотней, то по крайней мере двумя мужами - братом Николасом из Винченцы и братом Уильямом из Триполи, самыми влиятельными францисканцами на Святой Земле.


Поздней осенью 1271 г. Поло пришли ко Гробу Господню. Усыпальница оказалась полуразрушенной. Паломники сменяли друг друга, приходили и уходили религии и империи вместе с ними, но торговцы оставались и жизнь продолжалась. Раздобыв священное масло, Поло отправились в Турцию - в порт Айас. Вскоре распространился слух, будто султан Байбарз наступает из Дамаска с большой армией, и паника охватила порт. Два монаха, призванные наставлять монголов на путь истинный, утратили мужество и сбежали в Акр. Для Поло их побег уже не имел значения. Они были заинтересованы в доходах и, похоже, быстро забыли первоначальную цель своей миссии. Мотив для ее продолжения был один - прибыль. Несомненно, Поло рисковали, но это был тщательно просчитанный риск, многократно окупивший себя. Они вернулись из Китая настолько богатыми людьми, что и через сто лет их потомки спорили за владение дворцом, приобретенным на прибыли в восточной экспедиции.

Марко говорил понемногу на нескольких языках, принятых тогда в Азии, - на фарси, монгольском и одном из диалектов тюркского. Неизвестно, вел ли он путевой журнал, однако его заметки как будто подтверждают это: «Кочевники в Турции были невежественными людьми и разговаривали на варварском языке». Но на базарах продавались красивые ковры, а «одежды из шелка малинового цвета и других цветов были прекрасны и богаты». Очутившись на пути к Каспийскому морю, Марко упоминает «фонтан, который выбрасывал масло в большом количестве», став первым европейцем, описавшим нефтяной источник. «Оно хорошо горит и им полезно натирать верблюдов при чесотке».

С целью нанять в Ормузе корабли Поло проследовали на юг к Персидскому заливу. Намереваясь совершить путешествие в Китай морем, Поло полагали, что так будет быстрее. Но будет ли это безопаснее? «Их корабли никуда не годятся и многие из них тонут, потому что не скреплены железными гвоздями». Корпуса судов скреплялись волокнами из скорлупы кокосовых орехов. «Допустимо ли это? Очень опасно путешествовать на таких судах». Поло отказались от моря и решили следовать в Китай по земле.

Из-за песчаных бурь дороги надолго исчезали в темноте. Марко считал это погружение во мрак чем-то магическим - заговорами грабителей. «Они могут весь день превратить в темноту своими заклинаниями... Потом нападают, убивают стариков, забирают молодых и продают их в рабство».

В городе Бадахшан в Афганистане они задержались почти на год из-за болезни Марко, вероятно малярии, хорошо поддававшейся лечению благотворным климатом этого региона. Никколо и Маффео, должно быть, провели много часов на базарах Бадахшана, отмечая, что здесь была ляпис-лазурь, «прекраснейшая в мире и рубины большой ценности».

Калейдоскоп религий

Поло оказались первыми европейцами, пересекшими Памир. Пережидая снежные бури, обходя трещины в ледниках и изменяя маршрут во избежание схода снежных лавин, они спустились с гор, и через два месяца их караван достиг Кашгара.

По мере расширения своих владений монголы вошли в соприкосновение с другими религиями, и бесформенность племенного шаманства естественно иссякала под натиском божественных истин, которые миссионеры всего мира несли в их шатры. Проповедники буддизма, ислама, православия и католичества состязались за внимание ханов, как коробейники в торговле. Монголы колебались от предпочтения одной религии другой, и казалось очень вероятным, что монгольская Азия могла стать христианской империей.

Марко всегда писал об обычаях народов и религиях регионов, в которых находился. В Ташкургане, где он прожил год из-за болезни, подхваченной на Памире, ему довелось наблюдать благополучное сосуществование самых различных народов и воззрений. Здесь были несторианские христиане, верившие в загробный мир для животных, и манихейцы, убежденные в том, что Сатана всесилен, как Бог. Здесь были уйгуры, которые топили нежеланных новорожденных девочек и убивали стариков, насильно закармливая их жирной пищей. Здесь были буддисты, мусульмане и индуисты. Ему не нравились афганцы: «Это дьявольское поколение убийц, для которых высшее удовольствие - винная лавка». Уйгуры были не намного лучше. «Негодяи и скареды, они едят и пьют в жалкой манере». Он разделял предубеждения христиан против ислама, но восхищался буддистскими монахами и писал, что Будда, будь он христианином, стал бы святым.

Однако Марко было гораздо сподручнее рассуждать о материальных вещах, таких, например, как огнеупорные одежды. «Я сам видел их», - говорил он о тканях, пропитанных волокнами асбеста. Европейцы считали, что волокна получают от животного - огненной саламандры. Марко понял, что это были особые минералы.

На пути к Китаю Поло предстояло пройти пустыню Такла Макан, ее название означало что-то вроде «Войди и не выйдешь». В этом суровом царстве ветров, где осадки достигают 12 мм в год, если выпадают вообще, они тащились на двугорбых бактрийских верблюдах с усыпляющей скоростью - 15 миль в день. Многие пустынные колодцы содержали негодную воду, но и от воды в бурдюках оставалась только жидкая кашица, и путники болели после нее, особенно те, кто не имел привычки к такому питью. В пустыне Гоби своего высочайшего напряжения переход достиг, когда «надо было пройти день и ночь, чтобы найти воду». Путешественники, обезумев от жажды, могли фатально сбиться с пути, следуя за миражами. Марко писал о духах, которые завлекали отставших, называя их по именам. «Часто казалось, что вы слышите звуки множества инструментов и особенно барабанов».



Новости о приближении Поло дошли до Кубилая благодаря экспресс-доставке сообщений с помощью пони, и обрадованный монарх выслал навстречу эскорт, когда они еще были в 40 днях пути от его летней столицы. Поло прошли в общей сложности 7,5 тыс. миль и в мае 1274 г. оказались во дворце Кубилая в Шэньду. Здесь они нашли повелителя Поднебесной в окружении большой компании придворных. Путешественники преклонили колени и воздали ему должные почести со всевозможными поклонами, а потом распростерлись перед ним на полу. Затем они вручили Кубилаю воодушевившие его верительные грамоты и письмо от Папы Григория Х. Кубилай определенно был огорчен тем, что Церковь не смогла прислать сто мудрых мужей. Но Поло выполнили другую его просьбу и преподнесли священную реликвию - масло из Храма Гроба Господня.

Монгольский хан на китайском троне

Великий хан Кубилай - правитель Монгольской империи в период ее расцвета и монгольский император Китая с 1259 г. - был вторым сыном Толуя, младшего их четырех сыновей Чингисхана от его любимой жены. Он стал великим ханом в 1260 г., и все монгольские князья, включая правителей Золотой Орды и ильханата в Персии, признали себя его вассалами и выплачивали ему дань. Марко назвал его «самым всемогущим и богатейшим человеком в мире». Кубилай оказался уникальным правителем. Он не был упрямым и мелочным и мог слушать советы других, включая свою мать - несторианскую христианку. Монгольским генералам он внушал предписания своих китайских наставников о необходимости проявлять милосердие к завоеванным. Это было большим прогрессом в сравнении с методами Чингисхана и современников Кубилая в Средней Азии и Руси, где истребление населения оставалось неизбежным последствием захвата городов. Конфуцианское окружение убедило его стать традиционным императором Поднебесной. Решительный шаг был сделан в 1271 г., когда Кубилай принял династическое имя Юань - «Высокородный». Он стал больше китайцем, чем монголом, и к его столу уже подавали не степные деликатесы с бараньим жиром, а блюда эксклюзивной китайской кухни, включая супы из морских улиток, утиных язычков, зерен лотоса, цыплячьих мозгов, мясо ланей и специально выкормленных щенков, рыбу, маринованную с еловыми шишками. Китай поглощал все интересы Кубилая и его энергию в ущерб родной Монголии. Отказавшись от прежней столицы, он основал Дайду, или Великую столицу, - теперешний Пекин. Под тюркоязычным именем Ханбалык его новая столица была известна всей Азии. Каракорум перестал быть центром Монгольской империи, и Монголия скатилась до статуса приграничной провинции.

Возрастающее стремление Кубилая иметь дело с подданными на китайский манер отдалило от него консервативных монголов, продолжавших следовать обычаям своей кочевой культуры. Он уже не мог контролировать степную аристократию. Его сводный брат Найан был первым, кто послал ему вызов. Другой брат, Кайду, еще один ревнитель традиционных монгольских ценностей, послал второй. Найана удалось закатать в ковер, и он там задохнулся, но Кайду воевал с Кубилаем много лет.


Марко Поло у хана Хубилая

Кубилай стал первым монгольским правителем, стремившимся управлять своими владениями, а не грабить. Он завладел империей с населением 80 млн. человек, где процветали науки и изящные искусства, ученые издавали многотомные сочинения и энциклопедии, и грамотность распространялась вместе с книгопечатанием. Кажется, высокородный император так и не осилил иероглифы и каллиграфию, но признал приоритет китайской мысли. Он окружил себя группой конфуцианских советников с их обновленной философской системой взглядов на роль «Сына Неба» - повелителя Вселенной. Отношение Кубилая к управлению сформировалось под влиянием этих образованных китайцев, укрепивших его стремление к гуманизму и величию. С их помощью он учредил гражданскую администрацию наподобие китайской и при своем дворе восстановил конфуцианские церемонии.

Но его отношения с китайцами никогда не были простыми. Несмотря на восхищение китайской экономикой, он не доверял китайцам и избегал назначать их на ключевые посты. Однако и степные пастухи не могли управлять Китаем. Потому Кубилай отдавал высокие должности тысячам иностранцев - в основном персов и арабов. В результате его владения управлялись достаточно эффективно и он заслужил одобрение китайских подданных. В 1279 г. Кубилай завершил завоевание Китая, окончательно сломив сопротивление величайшей династии Сун. Ее последний император - Пин-ти, осознав бесполезность борьбы, бросился в море. С той поры монголы контролировали весь Китай, он оказался частью Монгольской империи. Правление Кубилая было периодом религиозной терпимости и реальных достижений с точки зрения современников, включая Марко Поло.

Заняв почетные должности, венецианцы сумели быстро приспособиться к пестрому монгольскому обществу. Старшие Поло, вероятно, продолжали свой бизнес драгоценностями в компаниях, инвестируемых Кубилаем и его чиновниками. Что касается Марко, к тому времени знавшего четыре языка, то, согласно книге, Кубилай назначил его посланником по особым поручениям в дальние регионы Китая и другие страны. Великий хан был тронут восторженным интересом Марко к Китаю, и молодой дипломат стал любимцем Кубилая. Есть основания полагать, что Марко имел отношение к государственной монополии на соль. Согласно тексту его книги, он в течение трех лет был губернатором Яньчжоу.

Вопреки обвинениям в отказе от монгольского военного наследия, Кубилай воевал часто. По словам Марко Поло, желал присоединить Японию только потому, что был очарован рассказами о ее богатствах. Однако преследовал и политические цели - сделать Китай центром мира. В серии кампаний он завоевал Вьетнам, Бирму и Кампучию. Марко Поло посещал эти регионы с дипломатической миссией. Зоркий наблюдатель, он был впечатлен эффективностью монгольской администрации в Китае, дорогами, почтовой системой, переписью населения, строительством, рынками и бумажными деньгами - всем, что Кубилай, потомок варваров, перенял от китайцев. При нем торговые гильдии множились и процветали, и деловая активность брокеров, судовладельцев и оптовых торговцев достигла небывалой интенсивности. Индустрия развлечений обеспечивала горожан ежедневными праздничными шоу и профессиональными куртизанками. Марко восхищался многолюдными улицами Дайду - «такими прямыми и широкими». Дома обогревались черным камнем, который «горел как дерево». По одной из версий книги Марко, уголь, неизвестный в Европе, был тут в таком достатке, что любой житель мог принимать горячую ванну трижды в неделю. Тем не менее, ничто так не пленяло Марко, как Хрустальный дворец в Шэньду - городе 108 храмов, где, по его словам, великий хан мог пить «молоко рая».

В Дайду Кубилай тосковал по степи, поэтому участки земли в дворцовом саду велел засадить монгольской травой, чтобы она напоминала ему о его родине. В жаркие месяцы он переезжал в Шэньду - свою восхитительную и благородную летнюю столицу среди гор и сосновых лесов. Марко оставил описание резиденции императора: «На этом месте расположен прекрасный дворец, стены комнат в котором позолочены и разрисованы фигурами людей, животных и птиц, разнообразными деревьями и цветами, исполненными с величайшей утонченностью, и вы вспоминаете об этом с восторгом и удивлением... Вокруг дворца построена стена, охватывающая на протяжении 16 миль заповедные парки, фонтаны, реки, ручьи и прекрасные луга со всеми видами диких животных, исключая, конечно, особо свирепых. Здесь обитают более 200 соколов-кречетов. Великий хан каждую неделю отправляется лично посмотреть на птиц и иногда ездит верхом в сопровождении дрессированного леопарда и, если встречает какое-либо животное, понравившееся ему, то выпускает на него своего леопарда. Более того, посреди прекрасного леса там стоит еще один дворец, построенный из бамбука. Он весь позолочен, украшен колоннами с драконами, поддерживающими крышу дворца... Конструкция дворца устроена так, что можно быстро собрать и разобрать его с легкостью. Он может быть перемещен в любое другое место, куда пожелает император».

Марко описывал Кубилая как идеального правителя, но и он не мог не увидеть в нем человеческих слабостей - вспышек ярости, эксцессов в обжорстве и пьянстве, одержимости в праздниках и охоте. Мечта Кубилая о хорошо управляемой единой империи, состоящей из различных народов и религий, не осуществилась. Отсутствие контроля за подчиненными привело к эмиссии и инфляции, финансовым злоупотреблениям со стороны недобросовестной иностранной верхушки. Возросли трения между китайскими и некитайскими чиновниками, буддистами и таоистами. Огромная империя не могла управляться одним человеком. Монгольские наместники в Персии, Крыму и Руси уже не были его союзниками и вассалами. Саморазрушительное поведение неизбежно сказалось на здоровье: в свои последние годы Кубилай был чрезвычайно тучен, подвержен депрессии и постоянно во хмелю. Подагра, одышка и другие проблемы доводили его до исступления. Его вероятная смерть и неминуемые перемены в режиме могли быть опасными для группы изолированных иностранцев. Поло, между тем, стали «очень богатыми в драгоценностях и золоте». Пришла пора возвращаться домой.

Увы, Кубилай и слышать не хотел об отъезде Поло, несмотря на то, что они много раз деликатно просили его об этом. Помог случай: три эмиссара из Персии прибыли сватать монгольскую невесту для ильхана Аргуна. 17-летняя Кокежин - Голубая Принцесса - сыграла ключевую роль в их возвращении тем, что Кубилай после долгих колебаний позволил Поло сопровождать ее в Персию. Император облагодетельствовал их щедрыми подарками и простился.

Возвращение

В 1291 г. флотилия из 14 кораблей покинула Зайтун. Марко было тогда 37 лет, его отцу и дяде, вероятно, около 70. Из-за того, что северо-восточный муссон иссяк, свадебный кортеж сделал остановку на Суматре. Марко открыл, что жизнь здесь чудесна. На острове оказалась «лучшая рыба в мире» и «очень хорошее вино» из сока кокосовых орехов. Но все же пребывание на Суматре было далеким от идиллии из-за ужасных ливней, ядовитых насекомых и эпидемии лихорадки. В глубине острова жили люди в некотором роде довольно утонченные, у них была письменность и календарь, а самым изысканным лакомством считались кисти человеческих рук. Только 18 из 600 пассажиров уцелели в этом путешествии. Через пять месяцев благоприятные ветры задули вновь, поредевшая флотилия приняла курс на запад вдоль Никобарских островов, Цейлона, западного берега Индии и достигла Ормуза в 1293 г. или в начале 1294 г. Свадебное посольство направилось в Хорасан, где их ждала новость о смерти жениха. Принцессу выдали замуж за его сына - Махмуда Газана.

Весной 1294 г. Поло настигла весть о том, что великий хан Кубилай навсегда избавился от своей меланхолии и роскоши. Он оставил после себя обширную империю и двор, чей блеск и толерантность так пленяли Марко Поло. По мере того, как похоронная процессия в горах Большого Хингана приближалась к тайной могиле, сложные мысли одолевали опечаленных приближенных: как долго продержится династия с великолепным двором и несметными богатствами? При его жизни монголы наслаждались процветанием, но, адаптировавшись к высокой цивилизации, они утратили боевой дух. Многочисленные тайные общества готовились изгнать чужаков. Для Юаньской династии настали трудные дни. В личности последнего монгольского императора Шэн-ти воплотились все пороки его предков. Наводнения и мятежи ускорили крах и в 1368 г. этот последний из рода Чингисхана бежал. В любом случае монголы не могли долго править Китаем как выдающаяся и привилегированная каста. Только блестящие достижения Кубилая до поры скрывали эту истину. Даже в официальной китайской историографии о Кубилае упоминают с уважением. С падением династии монголы убрались из Китая и никогда больше и нигде не играли важной исторической роли, кроме своей степи. Порох и артиллерия изменили концепцию войны: исходы битв уже не решались выносливостью и меткой стрельбой из лука.

Новые правители Китая разрушили прежнюю политику и не подпускали к себе иностранцев. Сильный национализм династии Мин обрек на погибель христианские миссии. Францисканские церкви и соперничающие с ними несторианские приходы растворились в океане официального буддизма и всеобщего безразличия. Коллапс христианства в Азии, начальные перспективы которого выглядели так многообещающе, был неизбежен. Религия Пророка Мохаммеда наступала. Мамелюки заключили мир с монголами, и потомки Чингисхана приобщились к мусульманским обычаям, тем самым положив конец наивным европейским надеждам на то, что татары могут быть приведены к Риму.

St. Jean d’Acre - последний оплот крестоносцев в Палестине - пал под натиском правоверных 5 мая 1291 г. Перепившиеся шевалье однажды устроили религиозные разборки, нарушив договор, который защищал местных мусульман. Египетский султан объявил джихад, и 10 тыс. мамелюков осадили порт. После разгрома своего последнего бастиона европейцы потеряли интерес к Палестине. Убийственная пандемия чумы в 1347 г. отрезала слабые попытки к возвращению. Европа переключилась на Атлантический океан, конкисту в Африке и Америке и оставила Святую Землю мусульманам.

В 1295 г. Поло пришли к родному порогу. Драматическая встреча с родственниками, которые считали их давно умершими, является хорошо известной историей, рассказанной самим Марко. Их не узнали: они были в лохмотьях и выглядели как татары со своими жестами и невообразимым причмокиванием. Но эта жалкая троица на глазах преобразилась и стала деловито вспарывать свои потрепанные одежды, извлекая из подкладки несметные сокровища - рубины, бриллианты и изумруды.

Через год Венеция и Генуя затеяли очередную войну. Марко не то командовал военной галерой, не то путешествовал на торговом судне, но в любом случае попал в плен и очутился в генуэзской тюрьме. Его сокамерником по счастливой случайности оказался участник боевых действий из Пизы - писатель Рустичелли, чьи романы о рыцарях были тогда в моде. Возможно, Марко подумывал о написании мемуаров, но не чувствовал себя достаточно уверенно ни в одном европейском языке. Тюремная обстановка располагала к воспоминаниям, и Рустичелли подвернулся очень кстати. Марко начал диктовать свою историю, которую специалист по рыцарям записывал на франко-итальянском языке - странной смеси, принятой в XIII-XIV вв. Страница за страницей великая книга была создана, и путешествия Марко Поло вошли в вечность.

После перемирия в 1299 г. Марко вернулся в Венецию с законченным манускриптом. Он возобновил свой обычный бизнес, женился, а после смерти в возрасте 70 лет оставил трем дочерям значительное состояние.

«Описание мира»

Известны около 40 копий книги Марко Поло в виде манускриптов. С изобретением книгопечатания первые экземпляры увидели свет в 1477 г. в Нюрнберге и пользовались огромным успехом. Благодаря монахам-переписчикам, переводчикам и печатникам число версий достигло 150. Они часто корректировали его по своему усмотрению, если он противоречил морали и церковным догмам, к тому же неточно переводили и меняли название книги. Наиболее близкая к оригиналу версия в настоящее время находится в Национальной библиотеке Парижа.


Книга Марко Поло - не приключенческий роман и не история мира в духе Геродота. Марко не был галантным романтиком, каким сделали его легенды. Он был сыном торговца, заинтересованным в доходном бизнесе, и мало размышлял о дипломатическом характере миссии, изначально призванной спасти королевство крестоносцев. Порой его книга напоминает справочник по торговле с Востоком, составленный коммерсантом для коммерсантов, содержащий основной список наличных товаров для продажи на караванных маршрутах, детальную информацию о местах происхождения предметов восточной роскоши и конкретные советы, где запасаться продовольствием, в каких местах избегать грабителей и как пересекать пустыню. Книга изобилует описанием шелковых тканей, пряностей, драгоценностей, фарфора и названиями мест, неизвестными средневековой Европе, - не только Китай, но Ява и Сипанго. Он рассказывал о таких вещах, которые даже самые осведомленные европейцы не видели никогда, - бумажных деньгах и горючем камне. Истории о людях с хвостами, очевидно, упоминаются с чьих-то рассказов, как и описания Японии и Арктики, в которых он никогда не был. Для большинства читателей он был беспристрастным наблюдателем и преуспевающим чиновником при дворе Кубилая. Другие считали, что он все это сочинил, сидя в Константинополе, и его рассказы о каннибалах Суматры, о камне, который горит, и одежде, которая не горит, принимали за базарные слухи. Кому-то он показался человеком невысокой культуры, не удосужившимся упомянуть о Великой Китайской стене и употреблении чая.

Современные китайские ученые отзываются о Марко с большим уважением. Они указывают на то, что Великая Китайская стена, о которой знает весь мир, была построена после монгольской династии. К приходу Марко от древней стены династии Хань оставались заброшенные развалины. Города в Европе и Азии были обнесены крепостными стенами, и он видел их во множестве.

Что касается чая, то, как следует из книги, мессир Марко предпочитал кое-что покрепче, и вероятно, чай ему был просто не интересен. Он часто хвалит местные горячительные напитки, сделанные из чего угодно: винограда, риса, кобыльего молока или сока пальмового дерева. Совершенно непростительная вещь для венецианца заключается в другом: мессир Марко считал рисовую водку - этот сомнительный на вкус напиток - «лучшим вином мира».

Скрытность Марко в отношении личных дел породила много вымыслов, в которых молодой придворный очаровывает принцесс и правит провинцией. С другой стороны, пытливые исследователи указывают, что китайская хроника той поры не содержит никаких упоминаний о нем. Но под каким именем он жил при дворе Кубилая? Китайским, монгольским? Многие документы династии Юань были уничтожены.

Марко всегда защищал свою книгу, даже на смертном одре. Другу, который умолял его отречься от своих вымыслов, прежде чем он предстанет пред Господом, он ответил: «Я не написал и половины того, что видел». По мере того как западные горизонты расширялись, значение книги становилось все более очевидным. Точное описание местонахождения пряностей и предметов роскоши вдохновляло европейцев искать новые пути в заветные регионы, подрывая арабскую монополию на восточные товары и предвещая новый мировой порядок в торговле. Колумб читал книгу и делал заметки на полях. Именно туда, в Катай и Сипанго, он отправился в 1492 г.

Вряд ли кто сегодня сможет повторить маршрут Марко Поло, даже на ультрасовременных джипах с кондиционерами и при наличии всех виз. Многие гавани и реки обмелели, многих городов и империй, толерантных ко всем религиям, давно нет. Природные стихии и месть династии, сменившей монголов, ничего не оставили от Шэньду и Хрустального дворца с его прекрасными росписями, «вызывающими восторг и удивление».


Церковь Сан-Лоренцо, в которой был похоронен Марко Поло