Суть экономической реформы петра 1. Экономические преобразования Петра I. Усиление налогового гнёта

1. Развитие промышленности

Уже в XVII в. в России стало складываться мелкотоварное ремесло, появились первые мануфактуры. Однако экономическое развитие страны сдерживалось оторванностью от мировых рынков из-за отсутствия морских торговых путей.

Решающий рывок в экономическом развитии был сделан в первой четверти XVIII в., при Петре I. Если за весь XVII в. в стране было основано около 30 мануфактур, то в первой четверти XVIII в. - около 200.

Экономические преобразования, осуществленные Петром Великим, проводились не по заранее разработанному плану. Они диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Армия и флот требовали большого количества железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна и т.д. С началом Северной войны Россия лишилась поставок шведского железа. Государство вынуждено было спешно развивать отрасли промышленности, работавшие на военные нужды. Главным металлургическим районом страны стал Урал, оттеснивший на второй план старые Олонецкий и Тульско-Каширский районы. В 1698 г. на Урале был построен Невьянский металлургический завод. В 1702-1707 г. были основаны еще 11 заводов. Это позволило удовлетворить потребность страны в металле. Уральское железо на долгое время оказалось лучшим в мире.

Развивались и предприятия легкой промышленности. Построены: Хамовный (полотняный), Канатный, Портупейный, Кожевенный, Шляпный, Суконный дворы, пуговичные, стекольные, хлопчатобумажные, силикатные и другие заводы. Все они являлись предприятиями мануфактурного типа, самого передового в то время. Все эти предприятия строились на казенный счет и принадлежали казне.

В конце Северной войны Петр приступил к поощрению частного предпринимательства. В 1719 г. была объявлена Берг-привилегия, согласно которой все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали широко передаваться заводы, принадлежавшие ранее казне. Как правило, новыми владельцами становились купеческие компании, которым предоставлялись ссуды и налоговые льготы. Цели производства оставались при этом те же: в первую очередь предприятия должны были выполнять казенный заказ. Нарушение этого условия каралось конфискацией завода, даже если он был основан на собственные средства владельца.

Работа на казенный заказ была привлекательна для предпринимателей, так как обеспечивала гарантированный сбыт продукции. Но это же обстоятельство, снижая конкуренцию, позволяло не заботиться о техническом и организационном совершенствовании производства. Предоставление льгот купеческим компаниям также означало подавление конкурентов.

Русская мануфактура принципиально отличалась от западноевропейской не только своей тесной связью с государством, но и характером используемой рабочей силы. Если в допетровский период на мануфактурах трудились как по вольному найму, так и по принуждению, то при Петре I рабочие на мануфактурах стали почти полностью подневольными. Поскольку потребности армии в рекрутах и податная реформа потребовали закрепления населения на местах, сыск беглых значительно ужесточился. В этой ситуации вольнонаемных рабочих просто не могло хватить. В связи с этим в 1721 г. Петр I специальным указом разрешил владельцам покупать крепостных к заводам. В отличие от крепостных такие крестьяне именовались посессионными. Они считались собственностью не владельца, а завода и не могли быть проданы отдельно от предприятия. На казенных предприятиях помимо основных рабочих работали на вспомогательных работах приписные крестьяне, для которых фабричная работа заменяла государственные подати.

Таким образом, российская мануфактура петровской эпохи, будучи буржуазным явлением по характеру организации производства (разделение труда, частичная работа на рынок) по способу эксплуатации рабочей силы оставалась феодальной.

2. Развитие торговли

Стремясь пополнить государственную казну, Петр I стремился расширить торговлю. С этой целью были созданы крупные купеческие компании, был построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги. Планировалось и строительство Волго-Донского канала.

Производство и сбыт многих товаров были объявлены казенной монополией и отдавались на откуп крупным купцам. Нередко монополистами становились иностранные купцы. Однако в конце Северной войны большинство монополий были отменены. Государство жестко контролировало торговлю, предписывая купечеству, в какие порты везти товары, какие строить корабли.

Внешняя торговля развивалась в соответствии с теорией меркантилизма. Согласно ей основу государственного богатства составляет накопление денег в казне. Следовательно, экспорт должен был превышать импорт. Основным средством для обеспечения этого становился протекционизм, т.е. высокие таможенные пошлины на импорт производимых в стране товаров и поощрительные низкие пошлины на экспорт. В этом отношении политика Петра I продолжала и развивала российские традиции XVII в. Таможенный тариф 1724 г. имел еще более ярко выраженный протекционистский характер, нежели Новоторговый устав 1667 г.: пошлины на некоторые виды железных изделий достигли 75% их стоимости. Уже в 1726 г. российский экспорт вдовое превысил импорт. Главным торговым портом стал Петербург, оборот которого превысил оборот Архангельска в 12 раз. Российский экспорт составляли в основном продукты сельского и лесного хозяйства: лен, пенька, лес, кожа. К ним добавились железо и полотно. Импортировались сукна, шелка, краски, вина, сахар, предметы роскоши.

3. Русская буржуазия

Русская буржуазия, по сравнению с западноевропейской, оказалась в большей степени связана с режимом. Правительственные субсидии, казенные заказы, покровительственная таможенная политика - все это ставило буржуазию в зависимость от правительства. Будучи, по существу, феодальным сословием, купечество стремилось к получению льгот, привилегий, монополий, а наиболее богатые купцы старались приобрести дворянское звание. Если в Европе буржуазия боролась против сословных барьеров, то в России - за их укрепление. Все это при традиционной слабости институтов самоуправления в русском городе привело к тому, что русская буржуазия так и не стала самостоятельной политической силой, носителем идеи представительного правления.

4. Налоговая политика

Главным источником средств, которых при Петре I требовалось особенно много в связи с многолетней войной, являлись налоги и подати. Традиционно в России существовало как прямое, так и косвенное налогообложение. Главным видом прямого налогообложения была подворная подать. Стремясь уменьшить платежи, крестьяне нередко сселялись по несколько семей в один двор. В 1718 г. была проведена перепись населения, что позволило перейти к подушному взиманию налогов. Однако из-за утаивания "душ" вслед за переписью была проведена ревизия, завершенная в 1724 г. С 1725 г. все многообразные налоги были заменены единой подушной податью в размере 74 коп. в год с помещичьего крестьянина, 1 руб. 14 коп. с государственного крестьянина или посадского человека. Разница объяснялась тем, что крепостной должен был помимо государственных платежей платить повинности своему барину. С тех пор ревизии проводились периодически. Подати брались только с мужского населения, но независимо от возраста - и с младенцев, и со стариков. Крестьянин, занесенный в документы ревизии ("ревизские сказки"), именовался ревизской душой. Даже если он умирал, налоги за него прекращали взимать только после следующей ревизии.

С введением подушной подати общая сумма налогообложения выросла почти вдвое. Помимо подушной взимались также различные разовые платежи (на строительство флота, дорог, и т.п.) и натуральные повинности (строительная, подводная, дорожная и др.).

Подушная подать была распространена на холопов, которые ранее не платили государственного тягла. С введением подушной подати холопы потеряли право выходы на волю в случае смерти господина. Разница между холопами и крестьянами окончательно исчезла. Холопство как социальная категория прекратило свое существование.

Таким образом, петровские реформы способствовали значительному ускорению экономического развития страны. Но одновременно они усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада.

На что следует обратить внимание при ответе:

Связь экономической политики Петра I с Северной войной.

Обеспечение интересов государства - главна цель экономической политики Петра I.

Активное государственное вмешательство - главный инструмент форсирования экономического развития России.

Отсутсвие развитых представлений о гарантиях частной собственности. Противоречивое положение купечества при Петре I.

Крепостнический характер российской мануфактуры.

Политическая слабость русской буржуазии.

Преемственность экономической политики Петра I по отношению к XVII веку.

Пётр Великий - неоднозначная личность в мировой истории. Оценивая реформы Петра I кратко, одни историки считают его Великим Реформатором, сумевшим повернуть развитие России по другому курсу. Другие же - чуть ли не антихристом, который пошёл вспять против прежних порядков и церковных устоев, разрушив привычный уклад жизни русского народа.

Приход к власти и предпосылки

Пётр Алексеевич Романов (1672-1725) был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака. Был провозглашён царём совместно со сводным братом Иваном в 1682 году. Из-за малого возраста обоих фактически страной управляла их старшая сестра Софья.

В 1689 году Софью отстранили от престола. Власть полностью перешла в руки Петра. Хотя формально Иван продолжал считаться соправителем, он был слишком слаб и болен для участия в делах государства.

Государство было в трудном положении: Московское царство находилось в состоянии очередной войны с Османской империей. В поиске союзников, Пётр 1 отправился в путешествие по Европе с целью заключения политических союзов. Знакомясь с культурой и устройством европейских стран, он воочию увидел, насколько отстала Россия в развитии от западных держав. Пётр 1 понял, что пришло время перемен. Вернувшись на родину, он решительно стал «прорубать окно в Европу» .

Реформы Петра Первого приведены в таблице.

Внешняя политика и военная реформа Петра I

Молодой царь планировал вести довольно агрессивную внешнюю политику. Петр предполагал усилить влияние России на международной арене, расширить границы и получить доступ к незамерзающим морям - Азовскому, Чёрному и Каспийскому. Для достижения таких амбициозных целей необходимо было построить боеспособную армию .

Петр ещё с детства интересовался военным делом. Для юного царевича были созданы потешные (петровские) полки - специальные военные формирования для изучения тактики боя и приёмов владения оружием. Именно тогда у Петра выработались взгляды на то, как в будущем должна выглядеть русская армия. После прихода к власти эти взгляды легли в основу военной реформы Петра 1.

Военная реформа имела пять основных направлений:

Благодаря этим изменениям, русская армия смогла стать одной из сильнейших на то время. Особенно ярко это проявилось во время Северной войны, где войска Петра 1 разгромили образцовую шведскую армию.

Административно-территориальные изменения

Внутренняя политика Петра 1 была направлена на создание абсолютной монархии за счёт укрепления вертикали власти, основанной на местном самоуправлении, а также усиление полицейского надзора для предотвращения и быстрого подавления мятежей.

Административные реформы можно разделить на 2 категории:

  • центрального управления;
  • местного управления.

Причиной преобразования органов центрального управления стало желание Петра заменить старую бюрократическую машину и выстроить новую модель власти.

Результатом реформы стало создание:

  • Консилии министров (Сената) - органа власти для управления государством во время отсутствия царя. Сенаторов назначал лично Петр 1;
  • Синода - был создан вместо упразднённой должности патриарха для управления церковными делами. Церковь переходила в подчинение к государству;
  • Коллегий - органов государственного управления, которые делились чётко по ведомствам и замещали устаревшую систему приказов;
  • Тайной Канцелярии - организации, деятельность которой заключалась в преследовании противников политики царя.

Предпосылкой для проведения реформ местного управления стала война со Швецией и необходимость более эффективного государственного аппарата.

Согласно губернской (областной) реформе, страна делилась на губернии, дистрикты и провинции. Подобная структура позволяла более эффективно собирать налоги с податных сословий в каждой области. К губернии прикреплялась отдельная воинская часть, которую жители губернии должны были содержать, обеспечивать продовольствием и жильём. В случае войны рекруты из местных жителей вступали в эту же воинскую часть и могли быть мгновенно переброшены в места военных действий. Губернаторов назначал лично Пётр.

Городская реформа была довольно бессистемной и происходила в несколько этапов. Главной целью было собрать как можно больше налогов с населения.

В 1699 была создана Бурмистрская палата, которую в народе окрестили Ратушей. Главными функциями Ратуши было собрание подати и обеспечение постоя армии. Это был выборный орган, проведение выборов было возможным при уплате городом двойных налогов. Естественно, большая часть городов реформу не оценила.

После окончания Северной войны начался второй этап городской реформы. Города делились на разряды (в зависимости от количества дворов), а горожане - на категории (податные и неподатные).

Во время административных преобразований, Пётр предпринял также проведение судебной реформы. Целью реформы было разделить ветви власти, создать независимые от городской или губернской администрации суды. Верховным судьёй становился сам Пётр. Он проводил разбирательства самых важных государственных дел. Слушаниями по политическим делам занималась Тайная Канцелярия. Судебными функциями обладал также Сенат и Коллегии (за исключением Коллегии иностранных дел). В губерниях были созданы надворные и нижние суды.

Экономические преобразования

Социально-экономическое положение России было незавидным. В условиях агрессивной внешней политики, постоянном ведении войн, стране требовалось много ресурсов и денег. Реформаторский ум Петра упорно искал способы добычи новых финансовых источников.

Была проведена налоговая реформа. Главной её особенностью было введение подушной подати - осуществлялся сбор средств с каждого человека, ранее же налог взимался со двора. Это позволило наполнить бюджет, но усилило социальное напряжение, увеличилось количество крестьянских восстаний и бунтов.

Для развития отсталой русской промышленности Пётр 1 активно пользовался помощью иностранных специалистов, приглашал ко двору лучших европейских инженеров. Но рабочих рук катастрофически не хватало. Поэтому с ростом производства и открытием новых фабрик, вместо платы подушного, крепостной мог приписаться к заводу и обязаться отрабатывать там определённое количество времени.

Пётр поощрял построение фабрик, наделял коммерсантов широким рядом льгот. А также строились предприятия за государственные деньги, а позже передавались в частные руки. Если выбранный владелец фабрики не справлялся с производством и шёл в убыток, Пётр отбирал предприятие обратно в собственность государства, а нерадивого промышленника мог и казнить.

Но топорные русские изделия не могли достойно конкурировать с продвинутыми европейскими. Для поддержки отечественного производства Пётр начал пользоваться политикой протекционизма - были введены высокие пошлины на ввоз иностранных товаров.

Пётр активно способствовал торговле. Он понимал, что для этого необходимо развивать удобную транспортную систему. Были проложены новые водные каналы (Ивановский, Староладожский, Тверецкий), строились сухопутные пути сообщения.

При правлении Петра 1 была также проведена денежная реформа. Рубль начал равняться 100 копейкам, или 200 деньгам. Чеканились более облегчённые серебряные монеты. Для торговых необходимостей в обиход были введены медные круглые монетки. Для нужд государства было учреждено 5 монетных дворов.

Нововведения в сфере культуры

Пётр Первый стремился приобщить Россию к европейским культурным традициям. Устоявшиеся в эпохе XVIII века в русском обществе нормы внешнего вида и поведения он воспринимал крайне негативно, считал варварскими и устаревшими.

Свою преобразовательскую деятельность царь начал с создания Собора - увеселительного развратного мероприятия. Собор высмеивал обряды, проводимые в католической и православной церкви, пародировал их, сопровождая это лихословием и употреблением спиртного. Создан он был с целью уменьшения значения церкви и влияния духовенства на простой народ.

Во время путешествия по Европе Петр пристрастился к такой вредной привычке, как курение. В России же согласно указу 1634 года, употребление табака и его продажа были под запретом. Курящим, согласно этому указу, должны были отрезать нос. Естественно, царь стал более лоялен в этом вопросе, прежний запрет отменил, и как итог, вскоре на территории России начали создаваться собственные табачные плантации.

При Петре 1 государство стало жить по новому, юлианскому, календарю. Прежде отсчёт шёл от дня сотворения мира, а Новый год начинался 1 сентября. Указ был издан в декабре, поэтому с тех пор январь стал началом не только для нового летоисчисления, но и для года.

Затронули реформы Петра и внешний вид подданных. С юности высмеивал он мешковатую, длинную и неудобную придворную одежду. Поэтому новым указом для сословных дворян предписал носить одежду по типу европейской - в пример ставилась немецкая либо французская одежда. Людей, не следующих новой моде, могли просто посреди улицы схватить и «отрезать лишнее» - перекроить одежду на новый лад.

В немилости у Петра оказались и бороды. Сам он бороду не носил, и все разговоры о том, что это символ чести и достоинства русского человека, не воспринимал. Всем боярам, купцам и военным в законодательстве было предписано остричь бороды. Некоторым непослушным Петр рубил их лично. Духовенству и жителям деревень бороды было разрешено оставить, но при въезде в город бородачи должны были платить за неё налог.

Для высмеивания русских традиций и обычаев, а также для продвижения западной культуры был создан общественный театр. Вход был свободным, но успеха у публики театр не снискал и просуществовал недолго. Поэтому Петр издал новый указ о развлечениях для дворянства - Ассамблеях. Таким образом, царь хотел приобщить подданных к быту среднестатистического европейца.

Ходить на Ассамблеи должны были не только дворяне, но и их жёны. Предполагалось безудержное веселье - беседы, танцы, игра в карты и шахматы. Приветствовалось курение и распитие спиртных напитков. В среде дворянства Ассамблеи вызвали негатив и считались неприличными - из-за участия в них женщин, да и веселиться по принуждению не вызывало удовольствия.

Молодой царь ставил перед собой стратегические цели: свободный выход к морю для страны, развитие торговли. Осуществить их можно было только в результате победы на войне. А способность армии успешно вести бой уже в то время напрямую зависела от уровня государственной экономики, и в первую очередь от развития таких отраслей промышленности, как металлургия, текстильное и суконное дело.

Поэтому экономические реформы в самом начале 18 века были направлены на ускоренное строительство металлургических заводов. Почти все они специализировались на изготовлении ядер, пушек и другого оружия. К старым заводам добавлялись и добавлялись новые. И ценность их заключалась не в качестве металла, а в том, что они находились на небольшом расстоянии от проведения баталий. Огромное значение для экономики России, для развития монетного дела имело строительство заводов на Урале, особенно основание большого завода по добыче серебра. Параллельно в больших городах страны велось строительство верфей, на которых трудилось огромное число рабочих. Немало было построено заводов и частными лицами, без привлечения казенных денег. Экономические реформы Петра 1, связанные с созданием металлургического производства, позволили стране совершить ощутимый скачок в развитии всего за двадцать пять лет. В связи с увеличением численности царской армии, возросла необходимость и в развитии текстильной мануфактуры, занимающейся преимущественно изготовлением полотна для парусов, сукна для солдатской одежды.

Следующая экономическая реформа Петра 1 коснулась создания цехового ремесленного производства. Несмотря на то, что в данное явление к тому времени уже стало архаикой, Российскому государству оно позволило контролировать производимой каждым ремесленником. Отныне мастер должен был ставить на изделии свое клеймо. Кроме того, создание цехов способствовало распространению практики ученичества.

Экономические естественно, не могли не затронуть торговлю внутри страны. Она продолжала состоять из нескольких уровней. Низший из них был представлен уездными и сельскими торгами, на которые раз в семь дней съезжались крестьяне и мелкие купцы. А высший - оптовыми закупками, производимыми крупными купцами. Продолжала действовать сеть таможен внутри страны, размеры поступающих в них годовых сумм свидетельствовали об активном движении продукции. К еще большему развитию торговли привело строительство каналов, которые объединили водные пути нескольких рек.

Несомненную роль в улучшении экономики государства сыграли реформы Петра Великого относительно внешней торговли. На смену практически единственному архангельскому порту с большим оборотом пришли порты других городов: Петербурга, Астрахани, Риги, Нарвы, Выборга, Ревеля.

Экономические реформы Петра 1 наилучшим образом отразились на доходах государственной казны. Значительно возросло которыми только она имела право торговать. К рыбьему клею, поташу, икре, смольчугу и ревеню добавились пенька, деготь, воловья шерсть, соль, мел, юфть, табак, и другие товары. Купцы могли откупить у казны право продавать перечисленные товары, тогда они становились монополистами. Иногда такие монополии раздавал и сам царь.

Петр 1 старался действовать в интересах отечественных производителей, молодых предпринимателей. С этой целью он издавал указы, которые запрещали ввозить в страну какой-нибудь вид товара. Например, как только Рюмины построили игольный завод, Петр 1 издал указ о запрете на ввоз в Россию металлических иголок. Вершиной такой деятельности царя стало образование в 1724 году Таможенного тарифа, который запрещал ввоз в страну даже товаров высокого качества в том случае, если отечественное производство удовлетворяло внутренний спрос.


Введение……………………………………………..…………………………….3

Экономические реформы…………………………………………………………5

Состояние финансово-кредитной системы России в конце ХVII – начале

ХVIII веков………………………………………………………………………...8

Роль финансов в экономической политике Петра I …………….…………….10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы………………………………..………….…17

Введение

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях

государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят

корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени

послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было

формирование дворянско-чиновничьего аппарата.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости

усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах,

централизации управления, построения стройной и гибкой системы

управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами

власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной

силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления

участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами

господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное,

руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и

обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности

государства. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме.

Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились

преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия

изменяется, становясь более централизованной, система государственного

управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции

и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной

армии - полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре:

появились театр, первое высшее учебное заведение.

Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как

он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало

настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание

выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,

активное вмешательство в европейскую политику.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они

затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских

правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы -

все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии

реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Экономические реформы

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего

промышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие

хозяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыдущим

периодом.

Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из

дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических

культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства,

продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной

эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для

российской промышленности привели к широкому распространению таких

культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и

конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г.

предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и

Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны

ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили

своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие

сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где

дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами

строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс.

крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские

наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью

политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и

людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г.

единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от

возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с

государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства

(примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн.

руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких

крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было

основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание.

Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской

промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения

очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Государственные казенные заводы использовали труд государственных

крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в

основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи,

рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары

широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а

также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью

обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в

самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России

впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот:

металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные,

кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались

ВВЕДЕНИЕ К РЕФЕРАТУ

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер­жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп­равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по­давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри­дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В рос­сийской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос­сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, навер­ное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико­го, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государствен­ного управления. Предпринимались также попытки более четко разгра­ничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили из­менения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.

Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого пред­шествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Мос­ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог­раниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из вели­чайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в евро­пейскую политику.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого зна­комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток рос­сийских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Экономические реформы

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промыш­ленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо­зяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыду­щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII веков существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс­тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив­ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распростра­нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра­щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел­копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс­тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло­дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рек­рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи­мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государс­тва (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз­дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо­лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен­ный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту­ры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш­ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государствен­ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас­теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - метал­лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессион­ные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. По­мещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных по­мещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос­сии впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма­нуфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, су­конной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способс­твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од­но из первых мест в мире в этой отрасли.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Ура­ле. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Ха­мовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле­ние капитала благодаря меркантилистской политике государства. Рос­сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.