Уильям сароян - папа, ты сошел с ума. Мнемотехника: приемы запоминания в упражнениях

Козаренко В.А.


Учебник мнемотехники

Система запоминания «Джордано»


Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)


Москва, 2007

Глава 1 Вводные статьи

1.1 Система запоминания «Джордано»



Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.


1.2 Научная обоснованность



Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память».

Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения.

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.

Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической психологией.

Объясняется реакция мозга на разные виды информации: почему одни сведения запоминаются автоматически, а другие «не хотят» запоминаться.

1.3 Философские аспекты

Специфически рассматривается слово «логика». Любая связь, созданная мозгом автоматически, или созданная вами сознательно, считается логической.

Дается специфическое толкование понятию «информация». Выделяется информация «для человека» и информация «для мозга». В общем смысле под информацией понимается безграничное разнообразие комбинаций повторяющихся элементов, количество которых ограничено.

Объясняется понятие «смысл запоминания». Смысл запоминания - это последовательное соединение элементов отдельной информации.

Дается толкование слову «понимание». Под «пониманием» подразумевается представление в воображении группы пространственно организованных зрительных образов.


1.4 Система запоминания



Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

· кодирование элементов информации в зрительные образы;

· собственно сам процесс запоминания;

· запоминание последовательности информации;

· закрепление информации в мозге.

Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.

Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация. В системе «Джордано» понятие «ассоциация» отличается от понятия «соединение образов».

Четко обозначена основная мыслительная операция, ведущая к сознательному включению процесса «память» - операция «Соединение образов».

Лиля / 22.12.2015 Всем доброго времени суток!
Я применила методы, предлагаемые Козаренко для запоминания учебного материала из более чем 500 страниц. Это был учебник фармакологии на английском языке. Дело в том, что фармакология мне очень трудно давалась, так как у меня плохая память на названия лекарств, механизмы действия, побочные действия и т.д тем более на английском. Кто знаком с фармакологией меня поймут. На запоминание я потратила 1 месяц. Через год смогла воспроизвести приблизительно с 90 % точностью весь учебник. Учитывая, что я в течение года даже не дотрагивалась до учебника. Методы работают. Только их терпеливо надо осваивать. Возможно, если бы я делала все упражнения систематично, то на запоминание учебника ушло бы меньше месяца. Во время обучения мне приходилась лично звонить Козаренко и спрашивать советы, особенно когда были тупиковые ситуации с ассоциациями. Очень приятный и доброжелательный человек! После фармакологии я выучила учебник микробиологии (тоже на английском) . И сдала успешно экзамены. Методы работают. Даже не сомневайтесь!Просто наберитесь терпения и систематично занимайтесь. Успехов всем!

/ 25.10.2015 А в изучении изучения иностранных языков помогает??
кто нибудь отпишитесь о своем реальном опыте.

Альберт / 15.08.2015 Я вот изучил мнемонику Ассемблера и не использую же ее в жизни.лучше бы автор описал кибернетику запоминания информации.

Владимир / 29.01.2015 Владимир Козаренко ведет курс "Мнемотехника шаг за шагом" состоящий из 60 уроков. На его прохождение уходит около полугода. Время на прохождение одного урока от 1,5 часа.

Но на освоение навыка запоминания уходит 24 урока. Подразумевается, что после них вы будете владеть в достаточной степени техникой. Дальше идут тренировки в запоминании той информации, которая вам будет нужна - тексты, иностранные языки, пароли и др.

Александр / 29.01.2015 Кто прошел курс мнемотехники и регулярно применяет полученные знания для запоминания различных текстов, учебной литературы, логической информации как в программировании- Отзовитесь пожалуйста. Пока-что не встречал на просторах интернета таких.
ИМХО, если бы мнемотехника реально изменила кому-нибудь жизнь к лучшему, то уже появились бы блоги, в которых их автор рассказывал о том как он запомнил очередную книгу с помощью этого навыка.
Получается, что мнемоника хороша в запоминании телефонных номеров, несвязных слов и чисел, таблиц, коротких энциклопедических данных, таблиц по истории, ФИО и прочей ерунды. Но чтобы кто-то освоил новую профессию с её помощью или язык, то нет никого.
Зато интернет пестрит разными курсами с преувеличенными обещаниями о возможностях в запоминании, которые вы получите в том "искусстве", реальную цену которого здравомыслящие ученые и философы знали уже столетия назад

Канат / 27.01.2015 Владимир скажите пожалуйста сколько по - времени уидет на освоение техники?

Александр / 25.01.2015 Продолжение
В первых двадцати четырех уроках курса у меня буквально плавились мозги и желания заниматься не прибавлялось. Во-вторых, когда сталкиваешься с реальной учебной информацией, её необходимо преобразовать в зрительные образы (кодирование)- на это уходит много времени и образы получаются отдаленно приблизительными. Это слабое место мнемотехники как таковой. Сразу после запоминания можно всю информацию достаточно точно пересказать по образам, но в течение небольшого времени куча искусственных ассоциаций забываются, а по некоторым связкам образов трудно декодировать информацию обратно. Поэтому автор системы рекомендует регулярное повторение. Хотя для запоминания телефонов, таблиц, энциклопедических фактов система неплоха. В итоге, я в мнемотехнике сильно разочаровался – усилий для запоминания затрачивается много, а долговременность запоминания без регулярных повторений отсутствует. В платной версии курса я переписывался с преподавателем, но нового он ничего не говорит, а только пережевывает тезисы из учебника и текстовых уроков.

Александр / 25.01.2015 Отзыв о системе «Джордано» Начало.
Я пять лет назад занимался по системе Джордано. Заказывал даже платные уроки на сайте. В теории выглядит все красиво и убедительно. Но практика раставила все на свои места. Мнемотехника очаровывает при запоминании небольших объемов информации. При реальных учебных задачах дело обстоит по другому. Все запоминание сводится к соединению образов в воображении. Эмоции по мнению автора системы только мешают быстрому запоминанию.Поэтому нужно их объединять простым способом (на телевизоре лежит книга, шкаф пронзает мечь, на микрофоне висит пакетик чая и т.д). После объединения нужно удерживать связь в течении шести секунд. А теперь представьте на практике этот нудный процесс создания банальных связей. Я добросовестно выполнял все задания но весь этот процесс показался очень утомительным. Мнемотехника – это очень кропотливый труд. По моему опыту «мнемотехника шаг за шагом» напоминает зубрежку с помощью зрительных образов по двум причинам. Во-первых, образы для успешного запоминания необходимо представлять очень детальными, а это не очень естественно, так как все имеющееся представления об образах были достаточно обобщенными у меня в голове. Приходится дополнительно тренироваться запоминать мелкие детали привычных вещей.

y00rgen / 13.11.2013 Я почитал сначала "Учебник мнемотехники", тоже не порадовало, что в начале много воды, не относящейся к делу, хотя и интересной для общего развития. Но там постоянно были отсылы к разделу упражнений, которого в электронной версии просто нет! И создавалось впечатление, что книга - действительно замануха на платное обучение. Но перейдя ко второй половине учебника, нашёл уже действительно практические вещи, а просмотрев "Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления", увидел реальные упражнения. Пока не вникал, но буду читать. Николаю спасибо за ссылки:)

Николай_Часть 12 / 3.07.2013 Напоследок хочу попросить - отпишитесь кто нибудь о своем опыте применения мнемотехники в реальной жизни, в обучении (кроме изучения иностранных языков). Если есть такой опыт, напишите пожалуйста, интересно узнать.

Николай_Часть 11 / 3.07.2013 А пока буду пробовать. Кроме Козаренко, я наметил еще ознакомиться с системой Тони Бьюзена. Там в основном приемы такие же, только цифры кодируются не как у Козаренко буквами->словами по этим буквам->образами этих слов, а кодируются сразу похожими на них по виду образами (напр. 2 - лебедь, 8 - песочные часы).
Так же интересна система Доминика Обрайена. Хотя там приемы, так же, те же самые. Но он многократный чемпион по запоминанию, и мне хочется ознакомиться и с его системой:) Правда про него и его систему основная часть материала - на английском.
Просмотрю и другие книги, других авторов. Если найду что-то уникальное - так же ознакомлюсь.
На этом всё, может еще позже отпишусь, опишу свой опыт применения мнемотехники на практике.

Николай_Часть 10 / 3.07.2013 Я же начал изучать мнемотехнику, чтобы попробовать и узнать - помогут ли эти умения в обучении вообще, и конкретно - в изучении компьютерных наук и программирования. Возможно позже, когда я изучу все уникальные приемы мнемотехники, и буду хорошо ими владеть, тогда я попробую их применять в изучении различных дисциплин, и возможно тогда напишу сюда отзыв о своих успехах на этом поприще:)

Николай_Часть 9 / 3.07.2013 А дальше пойдут мои небольшие размышления. Я просматривал так же некоторые другие книги и материалы по мнемотехнике, и могу сказать, что у них у всех много общего, очень много. Можно сказать, один копипаст одних авторов у других, с небольшими авторскими дополнениями. Методы Козаренко тоже не уникальлны и скопипащены из более ранних систем мнемотехники, но он их все собрал в стройную последовательную систему. За это ему респект и уважуха:)

Николай_Часть 8 / 3.07.2013 Ну и.. to Лжец: Сами вы пингвин:-D. Во-первых, я не писал, что НЕ собираюсь проходить систему, а во-вторых, и это мое ЛИЧНОЕ мнение (подчеркиваю это), судить о личности человека только по трем его постам - вот что может быть верхом ограниченности. Но вас я не знаю, поэтому ничего говорить о вас не буду. И предлагаю здесь не выяснять отношения.
На этом всё, что я хотел сказать о системе Козаренко - она годная. Правда большая. И пробовать практиковаться по ней стоит.
Дальнейшие мои посты уже не относятся конкретно к системе Козаренко. Поэтому их можете пропустить:)

Николай_Часть 7 / 3.07.2013 Сейчас я прохожу упражнения по книге_2 - Зиганов, Козаренко. И вам её советую для отработки методов автора, после ознакомления с теорией (книга_1).
То что я сказал в первых постах, было моим первым впечатлением. А так, в теории автора бреда не много. Особенно, по Моему ЛИЧНОМУ Мнению, его многовато (но не слишком) в главе 2. А все остальное - годный материал. Но это моё личное мнение.
И я решил, что ознакомлюсь с системой ближе, и тогда уже дам общее мнение о ней, более окончательное.
И оно такое - система ГОДНАЯ:) Изучать стОит. И так как есть даже книга именно с практическими упражнениями, и все это FREE, в сети, то бред в некоторых частях теории - это вообще мелочи:) Пользы от системы несравнимо больше.

Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)

Москва, 2007

Глава 1 Вводные статьи

1.1 Система запоминания «Джордано»

Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.

1.2 Научная обоснованность

Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память».

Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения.

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.

Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической психологией.

Объясняется реакция мозга на разные виды информации: почему одни сведения запоминаются автоматически, а другие «не хотят» запоминаться.

1.3 Философские аспекты

Специфически рассматривается слово «логика». Любая связь, созданная мозгом автоматически, или созданная вами сознательно, считается логической.

Дается специфическое толкование понятию «информация». Выделяется информация «для человека» и информация «для мозга». В общем смысле под информацией понимается безграничное разнообразие комбинаций повторяющихся элементов, количество которых ограничено.

Объясняется понятие «смысл запоминания». Смысл запоминания - это последовательное соединение элементов отдельной информации.

Дается толкование слову «понимание». Под «пониманием» подразумевается представление в воображении группы пространственно организованных зрительных образов.

1.4 Система запоминания

Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

· кодирование элементов информации в зрительные образы;

· собственно сам процесс запоминания;

· запоминание последовательности информации;

· закрепление информации в мозге.

Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.

Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация. В системе «Джордано» понятие «ассоциация» отличается от понятия «соединение образов».

Четко обозначена основная мыслительная операция, ведущая к сознательному включению процесса «память» - операция «Соединение образов».

Обозначены два возможных способа запоминания последовательности информации.

Широко используются образные коды, как инструменты скоростного запоминания.

Система кодирования чисел в образы основана на следующем буквенно-цифровом коде: 1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм. Разработаны и даются в виде справочника образные коды двузначных чисел и образные коды трехзначных чисел.

СОСТАВЛЕНИЕ ФРАЗ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РАССКАЗОВ В СИСТЕМЕ «ДЖОРДАНО» НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ.

В ДАННОЙ СИСТЕМЕ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЭМОЦИИ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАПОМИНАНИЮ И ТОЛЬКО МЕШАЮТ ЗАПОМИНАНИЮ.

Для построения систем вспомогательных опорных образов (локи) используются комбинации десяти различных приемов запоминания последовательности.

Козаренко В.А.


Учебник мнемотехники

Система запоминания «Джордано»


Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)


Москва, 2007

Глава 1 Вводные статьи

1.1 Система запоминания «Джордано»

Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.

1.2 Научная обоснованность



Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память».

Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения.

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.

Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической психологией.

Объясняется реакция мозга на разные виды информации: почему одни сведения запоминаются автоматически, а другие «не хотят» запоминаться.


1.3 Философские аспекты

Специфически рассматривается слово «логика». Любая связь, созданная мозгом автоматически, или созданная вами сознательно, считается логической.

Дается специфическое толкование понятию «информация». Выделяется информация «для человека» и информация «для мозга». В общем смысле под информацией понимается безграничное разнообразие комбинаций повторяющихся элементов, количество которых ограничено.

Объясняется понятие «смысл запоминания». Смысл запоминания - это последовательное соединение элементов отдельной информации.

Дается толкование слову «понимание». Под «пониманием» подразумевается представление в воображении группы пространственно организованных зрительных образов.


1.4 Система запоминания



Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

· кодирование элементов информации в зрительные образы;

· собственно сам процесс запоминания;

· запоминание последовательности информации;

· закрепление информации в мозге.

Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.

Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация. В системе «Джордано» понятие «ассоциация» отличается от понятия «соединение образов».

Четко обозначена основная мыслительная операция, ведущая к сознательному включению процесса «память» - операция «Соединение образов».

Обозначены два возможных способа запоминания последовательности информации.

И мой отец вскочил на большой велосипед и понесся вниз по Малибу-роуд с самой что ни на есть предельной скоростью. Никогда я не видел, чтобы кто-нибудь мчал на велосипеде так быстро. Я тоже сел на свой маленький красный, который теперь стал слишком мал для меня, и попробовал выжать из него все, что возможно, но я знал, что отца мне все равно не догнать. Он мчал все дальше по шоссе, потом вдруг повернул и уже медленнее поехал обратно.

Я хочу, чтобы ты запомнил вот что, - сказал он мне. - Ничего в твоей жизни не должно быть только так и никак иначе. Ты можешь оставаться у меня, пока не захочешь домой. Ты можешь вернуться ко мне, когда тебе снова захочется. И это, и все остальное в твоей жизни не должно быть только так и никак иначе.

Понятно, па.

Меч

Отец мой знает, что временами я злюсь на него, а порой даже ненавижу. Он сам сказал мне однажды, что знает, а я-то все время думал, что это мой секрет. Он говорил со мною об этом, как о чем-то вовсе нас не касающемся. Он сказал, что вполне естественно, чтобы сын время от времени испытывал ненависть к своему отцу, а равно и к матери, иногда же - ко всем на свете.

Человек способен любить, - сказал он, - но способен также и ненавидеть. В основном он, конечно, любит, но и без ненависти ему не обойтись. Ненависть - полезнейшее чувство, если его правильно понять.

Когда мой отец сказал, что завтра же утром мне, может быть, захочется домой, к матери, я разозлился на него и закипел ненавистью. От отца моя ненависть не укрылась, и мне сразу сделалось стыдно.

Мы спустились по лесенке из гаража, вошли в дом, и отец включил проигрыватель и поставил свою любимую пластинку - концерт Моцарта. Он подошел к окну и стал смотреть на море. А мне пришло в голову покопаться в его рабочем ящике и проверить, все ли инструменты на месте. Было очень тихо. И очень тихо играл рояль, очень тихо, но не так, чтоб его не расслышать и не угадать, что он скажет дальше.

Я сказал отцу:

Ты хочешь, чтоб я завтра уехал?

Он не обернулся. И не ответил сразу, но я знал, что рано или поздно он ответит.

Слушай, - сказал он наконец.

Он заговорил очень тихо, но я все равно слышал, и его слышал, и рояль, и впечатление было такое, будто музыка и слова его текут в согласии друг с другом.

Слушай, - сказал он. - Ты и я, сын и отец, всякий сын и всякий отец - это в сущности один и тот же человек, только первый моложе, второй старше. Но в то же время мы и не знаем друг друга. Как не знаем чужого. Как не знаем случайного встречного. Я, конечно, хочу, чтобы ты остался, но мне ненавистно думать, что ты, может быть, сочтешь себя обязанным остаться, дабы доставить мне удовольствие.

Я не останусь, если не захочу.

Спасибо.

Солнце

Многое в эту ночь приключилось со мной во сне, но большую часть я забыл. Не забыл я только одно - что летал. Сам, то есть без самолета, без ракеты и не как птица, просто сам - летал и был очень горд, оттого что это у меня так легко получается.

Моя мать была страшно удивлена.

Смотри не упади, - сказала она.

Моя сестра была удивлена пуще матери. Она все бежала за мной и нудила:

Я тоже хочу летать. Научи меня.

Мой отец сказал:

Недурно.

Я проснулся, услышав, как отец стучит на машинке. Но и не проснувшись еще, я слышал стук его машинки и, надо полагать, довольно долго, так как помню, что мне приснилась еще уйма всякой всячины, и все под этот стук, только во сне мне казалось, что это бьет барабан, и время от времени я принимался маршировать, точно солдат на параде, с той лишь разницей, что маршировал я один. Но стоило мне и в самом деле очнуться, как я тут же соскочил с постели и кинулся в столовую. Отец мой сидел за карточным столиком, таким, который можно складывать и убирать в чулан. Он работал при свете электричества, потому что было еще темно.

Можно мне одеться?

Конечно.

Который час?

Скоро шесть. Через несколько минут будет уже светло, так что, если хочешь, спустись на берег и поищи там чего-нибудь, пока я достукаю первую главу поваренной книги.

Я наспех оделся и помчался на берег. Я примчался туда как раз вовремя, чтобы увидеть, как с востока над холмами восходит солнце. Небо было покрыто множеством серых облаков, загораживавших солнце, но солнечный свет нащупал прорывы между облаками и заструился сквозь них - веселый и яркий. Я пустился на поиски "трофеев" и нашел несколько камней и ракушек и еще обрывок водоросли. Но того, что мне по-настоящему хотелось найти, я не нашел. Я не нашел набитого золотом и сокровищами сундука с пиратского судна. Я никогда не найду его, знаю, потому что мне достаточно много лет, чтобы знать это, но всякий раз, когда я спускаюсь на берег, у меня мелькает мысль о нем, мысль и надежда, что все-таки я его найду.

Мир

Когда я вернулся домой, отец мой отложил в сторону работу и постелил на карточный столик газеты. Потом он расставил на столе тарелки, чашки, блюдца и прочее и пошел на кухню готовить что-то на завтрак. Я показал ему свои камни, ракушки и водоросль, и он сказал:

Они просто замечательные. Все твои находки замечательные. Подержи их теперь под краном и внимательно рассмотри каждую. Внимательно рассматривать каждый предмет - это и есть способ выработать в себе писателя.

Так что пока отец хлопотал у плитки, я вымыл камни, ракушки и водоросль и стал рассматривать их очень внимательно, поворачивая во все стороны, чтобы увидеть их по-всякому, и тогда… чего только я не увидел! Я увидел такое, чего мне не увидеть было ни в жизнь, не присмотрись я к ним так внимательно. Я увидел, что каждая мельчайшая вещица в мире гораздо больше, чем она кажется. Был среди моих находок камешек размером с пол-орешка; он был черный, в редкую красную крапинку, четкая белая линия отделяла одну его часть от другой, и крохотный камень выглядел вроде как целый мир - с этой белой линией, разделяющей воду и сушу. О многом пораздумал я, глядя на этот камешек, и радостно стало мне, что я способен увидеть предмет так ясно, увидеть такой маленький предмет таким большим, почти таким же большим, каким бывает все и повсюду.

А тебе снилось что-нибудь, па?

Ну, если говорить без утайки, - начал мой отец, - то этой ночью мне действительно снился сон, и я даже помню какой. Было раннее утро. Я шел по улице и вдруг увидел у самых своих ног целую пачку новеньких ассигнаций. Видно, кто-то обронил ее по дороге в банк. Я подумал, хорошо, если бумажки не однодолларовые, ведь тогда это всего лишь пятьсот долларов, а вот окажись бумажки по десять долларов, в моем распоряжении будет пять тысяч.

Какими же они оказались, па? По доллару или по десять?

Пятьсот бумажек по сто долларов?

Вот именно.

И сколько же это всего?

Пятьдесят тысяч.

Ух ты! И что же ты сделал с этими деньгами?

Я проснулся. Иди-ка теперь умойся и давай завтракать.

Яйцо

Я умылся и сел за стол, и вскорости мой отец притащил из кухни горячую сковородку с чем-то и поделил ее содержимое между нами.

Что это такое?

Яйца Малибу.

То есть?

Яйца, приготовленные мною в Малибу.

Из чего это?

Прежде всего оливковое масло, ибо оливковое масло гораздо дешевле сливочного, оно полезнее для находящегося в процессе роста мальчика или мужчины и вдобавок больше подходит к яйцам. Три дольки чеснока, ибо чеснок, поджаренный на оливковом масле, сообщает маслу особо приятный дух и вообще служит замечательной приправой. С десяток зеленых перцев, мелко нарезанных. Две-три веточки петрушки. Какой-нибудь сыр, какой случится под рукой, - небольшое количество, или большое количество, или любое количество. Два яйца - два, а не четыре - разбить и в миску. Немного соли и красного перцу, немного молока, свежего или баночного, немного муки. Смешать все это вместе и сбить, сбивать долго или недолго, не имеет значения сколько. Полученную смесь вылить в шипящую сковородку с маслом и всем прочим, что в ней поджаривалось. Когда вылитая смесь отшипит свое и вся влага из нее испарится, подождать полминуты и, сложив круг в сковороде пополам, перевернуть его. Еще полминуты - и обе стороны уже приятно золотятся, и вся штука готова, не подгорев и не затвердев. Жидкость в чашке не что иное, как чай. Я достану для тебя сегодня немного молока, но покамест и чай тебе не повредит. Конечно, если пить его не очень много и не очень крепким. В тарелке этой помидор, нарезанный кружками. Можешь поесть его, а можешь и не поесть. Сам я люблю помидор к завтраку.