Военно-космическая деятельность в современных геополитических условиях. Предотвращение милитаризации космического пространства. Современные правовые проблемы военно-космической деятельности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1(1-2)/1997

Полковник И.Н.ГОЛОВАНЕВ,

кандидат технических наук

Полковник В.В.УРЯДОВ

Подполковник С.В.ЧЕРКАС ,

кандидат технических наук

Подполковник И.В.ВАСИН

ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ деятельность (ВКД) занимает особое место в обеспечении обороноспособности России, поддержании на международной арене ее престижа. Под военно-космической деятельностью, как правило, понимают комплекс мероприятий и работ по исследованию и использованию космического пространства, проводимых в интересах военных ведомств: космическая связь и разведка, предупреждение о стартах баллистических ракет, навигационное, топогеодезическое и метеообеспечение с использованием космических систем, военно-прикладные научные исследования в космическом пространстве, решение отдельных задач противоспутниковой борьбы и противоракетной обороны.

События последних лет убедительно свидетельствуют о возрастании роли ВКД в поддержании стратегической стабильности и обеспечении международной безопасности (контроль процесса ракетно-ядерного разоружения, использование космических средств в ходе локальных войн и военных конфликтов). Отсутствие развернутых в космосе боевых (ударных) космических систем на протяжении уже многих лет служит своего рода демаркационной линией, которая эффективно используется для предотвращения широкомасштабной гонки стратегических вооружений. Вместе с тем космические средства военного назначения, обладая ключевым стабилизирующим свойством - возможностью оперативного и надежного выявления событий, происходящих в любом районе мира, - способны существенным образом влиять на боевой потенциал вооруженных сил. Поэтому ВКД в силу уникальности и значимости в плане влияния на международную и национальную безопасность подлежит международно-правовому регулированию (см. рисунок).

Радикальные изменения геополитической ситуации в мире, бурное развитие ракетно-космической техники и ее широкое использование в войсках поставили на повестку дня ряд вопросов, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования международно-правового регулирования и внутригосударственного законодательного обеспечения ВКД.

Современные проблемы международно-правового регулирования ВКД сконцентрированы в нескольких основных направлениях.

Ограничение космических вооружений. Здесь главное состоит в системном анализе особенностей современного толкования норм международного права применительно к космическому пространству (добросовестность в соблюдении норм, так называемые мирные цели в космосе, условия денонсации соответствующих договоров и соглашений с началом войны, включая право на превентивную самооборону в этой новой сфере вооруженной борьбы), в выработке понятийного аппарата для единого понимания проблем, решаемых на международном уровне, разработке правовых аспектов предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве (этимология термина «космические вооружения» и подходы к классификации последних, критерии «оборонительности» и «наступательности», вопросы ограничения систем, обеспечивающих применение космического оружия), в исследовании процесса верификации относительно ограничений космических вооружений и связанных с этим политико-правовых аспектов «иммунитета космических объектов», космической инспекции, а также особого правового статуса аэрокосмических средств.

Предотвращение появления в космосе систем оружия в условиях радикального сокращения стратегических наступательных вооружений и повышения актуальности проблематики ПРО. Основным представляется комплексный анализ влияния военно-космических средств на стратегическую стабильность, возможных стратегических последствий создания систем космического оружия, российско-американских соглашений в области ограничения стратегических наступательных вооружений, а также оценка ближайших перспектив военно-космической деятельности в мире в ее ключевых аспектах (создание космического эшелона ПРО, противоспутниковых средств, развитие космических систем военного назначения, предназначенных для поддержания военно-стратегического равновесия). Самостоятельное военно-прикладное значение имеют проблемы использования космических средств в интересах контроля стратегических наступательных и космических вооружений.

Натурная отработка космических вооружений в реальных условиях космического пространства. Такой специфический вид деятельности недостаточно упорядочен международным правом, поскольку отсутствуют конкретные критерии его регламентации. Весьма показательны в этом плане многолетние российско-американские дискуссии, связанные с созданием и натурной отработкой космических компонентов ПРО.

По мнению американской стороны, запрет на создание компонентов ПРО космического базирования (согласно Договору по ПРО 1972 года) распространяется на деятельность, осуществляемую лишь после того, как тот или иной компонент после лабораторных разработок вступает в стадию натурных испытаний. Отсюда следует, что эксперименты в космосе по отработке отдельных элементов компонентов ПРО космического базирования (на так называемом подкомпонентном уровне) Договором по ПРО не запрещены.

Российская же сторона придерживается мнения, что положение разграничительной линии (применительно к тому, какие испытания и эксперименты в космосе запрещаются Договором по ПРО 1972 года) зависит от способности национальных технических средств контроля определять, смогут ли системы, проходящие отработку, создать в будущем техническую основу компонентов противоракетной обороны.

Распределение радиочастотного ресурса и защита частотно-орбитальных присвоений радиоэлектронных средств космических систем военного назначения. За инженерным характером этой проблемы скрывается напряженная борьба за право обладания той или иной частью электромагнитного спектра, особенно частотного ресурса геостационарных орбит. Отсутствие должного внимания к ней может привести к срыву выполнения задач из-за нарушения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, к неудовлетворению заявок новых потребителей спектра и др.

Использование военно-космических средств в интересах экологического мониторинга Земли и космоса. В настоящее время это очень важно как в конверсионном, так и в общечеловеческом аспекте. Бурное развитие таких идей открывает простор для активных действий военных по налаживанию мониторинговой деятельности с использованием широкого спектра военно-космических средств. Однако это может привести к неконтролируемому распространению результатов космической разведки и ее технологий, а следовательно, к негативным последствиям в отношениях между государствами, нарушению военно-политической стабильности, региональной и международной безопасности. Недостаточно изученными остаются также и правовые аспекты проблемы экологии космоса в ее военно-прикладном ракурсе.

Актуальность решения перечисленных международно-правовых проблем обусловлена: важностью продолжения эффективной космической деятельности для развития страны; необходимостью безусловного соблюдения в ходе ее правовых норм для исключения возможности нарушения сложившегося в мире военно-стратегического равновесия; интенсификацией правотворческого процесса, связанного с космической деятельностью и ее военной составляющей как у нас в стране, так и на международном уровне.

Влияние правовых норм на сохранение стратегической стабильности и военной безопасности может быть проиллюстрировано следующим примером. В настоящее время в США усиленно разрабатывается концепция применения в боевых действиях различных по характеру решаемых задач систем высокоточного оружия. Известно также, что при широком использовании космического информационного компонента эффективность применения средств поражения возрастает в несколько раз. Поэтому следует предполагать дальнейшее совершенствование США орбитальных группировок обеспечивающих космических аппаратов. Учитывая характерную для сегодняшнего времени индифферентность международного космического права к развитию информационных космических комплексов, можно ожидать достижения Соединенными Штатами стратегического превосходства в космосе уже к началу XXI века.

Очевидно, что всесторонний учет международно-правовых аспектов военно-космической деятельности в практике военного и государственного строительства позволит формировать сбалансированные предложения российской делегации на двусторонних и многосторонних переговорах по космосу, определять целесообразные варианты развития космических вооружений и ВКД в целом, прорабатывать вопросы национальной космической политики РФ на ближнюю и дальнюю перспективу, включая налаживание международного сотрудничества в области военно-прикладного использования космоса.

Правовая регламентация военно-космической деятельности на национальном уровне предполагает прежде всего формирование ключевых направлений внутринационального правового регулирования космической деятельности и ее военной составляющей в ведущих странах мира.

Острота правовых проблем для России обусловлена тем, что СССР, занимавший лидирующие позиции в освоении космоса, в течение длительного времени оставался единственной державой, не имевшей официально оформленных национальных правовых норм, которые регламентировали бы космическую деятельность. Конечно, существовали (и существуют) внутриведомственные документы, обеспечивающие в определенной мере выполнение этой задачи. Вопрос же разработки национального космического законодательства серьезно не поднимался до конца 80-х годов, что, несомненно, имело негативные последствия с точки зрения как организации в стране эффективной деятельности по исследованию и использованию космоса, так и построения правового государства.

Как известно, в 1993 году был, наконец, принят Закон «О космической деятельности», который определил и закрепил организационно-правовые основы космической деятельности Российской Федерации. В нем впервые была принята система ограничений, накладываемых на деятельность по исследованию и использованию космического пространства с точки зрения стратегической и экологической безопасности страны, а также система органов, обеспечивающих руководство и реализацию ВКД.

Так, определение национальной космической политики, разработка законодательных актов ее реализующих, контроль выполнения Федеральной космической программы относятся к компетенции Государственной Думы. Общее руководство осуществлением космической политики - прерогатива Президента, а непосредственное руководство космической деятельностью и разработка конкретных мер по защите интересов России в этой области - функции Правительства.

Небезынтересно и распределение ответственности по вопросам ВКД между Министерством обороны (МО) и Российским космическим агентством. МО осуществляет космическую деятельность в интересах обороны и безопасности - разрабатывает необходимую нормативно-техническую документацию, проекты долгосрочной программы и годовые планы работ по созданию и использованию космической техники военного назначения, формирует и размещает государственный заказ на их реализацию, осуществляет целевое использование ракетно-космической техники военного назначения, космической инфраструктуры и др.

Российское космическое агентство в пределах компетенции, определенной ему Правительством, участвует в осуществлении космической деятельности в интересах обороны и безопасности, в том числе совместно с МО разрабатывает проекты долгосрочной программы и годовые планы работ по созданию и использованию космической техники двойного назначения, формирует и размещает государственный заказ на эти работы. Другие ведомства совместно с МО обеспечивают безопасность космической деятельности, поддержание и развитие наземных и иных объектов космической инфраструктуры, участвуют в сертификации космической техники.

Вместе с тем принятый закон не смог устранить всех проблем обеспечения космической деятельности Российской Федерации. Более того, круг этих проблем стремительно расширяется вследствие происходящих в стране политических и экономических преобразований. Например, определенный законом общий порядок взаимоотношений между различными государственными структурами при осуществлении космической деятельности конкретизируется в различных ведомственных подзаконных актах. Однако стремление упорядочить ее посредством положений, распоряжений и инструкций не всегда достигает цели как по причине неоднозначности трактования ряда положений закона и их несоответствия ранее принятым документам, так и вследствие столкновений ведомственных интересов. Такого рода обстоятельства могут негативно повлиять на процесс разработки и производства космических средств в интересах обеспечения обороны и безопасности России. Проблема, на наш взгляд, вызвана отсутствием четко налаженного и закрепленного в правовом порядке механизма межведомственного согласования и выработки военно-политических решений.

Другая группа проблем обусловлена неувязками между формируемым правовым режимом исследования и использования космического пространства и перечнем необходимых прав организаций, эксплуатирующих объекты космической инфраструктуры. Так, согласно Постановлению Правительства от 24 декабря 1994 года №1418 лицензирование космической деятельности в РФ осуществляется Российским космическим агентством. При этом ни в Постановлении, ни в Законе ни слова не сказано об участии МО в процессе лицензирования. В итоге складывается парадоксальная ситуация - Российское космическое агентство, никоим образом не несущее прямой ответственности за обороноспособность государства, устанавливает лицензионный режим содержания, эксплуатации и развития космической инфраструктуры для ведомства, осуществляющего обеспечение обороноспособности.

Рассмотренные примеры свидетельствуют о том, что в целях осуществления эффективной ВКД космическое законодательство России следует совершенствовать, и прежде всего в части уточнения роли каждого ведомства, организации и учреждения в процессе как осуществления конкретного вида такой деятельности, так и подготовки, введения в практику договорно-правовых норм, регламентирующих отношения между отдельными ведомствами, государствами или международными организациями.

Необходимо отметить, что наметились определенные тенденции к интенсификации внутринационального правотворчества применительно к космической деятельности в целом и военной ее составляющей в частности. Так, в 1995 году Государственной Думой был проведен широкий комплекс мероприятий, направленных на выработку мер по совершенствованию правовых основ отечественной космонавтики (специальные слушания, работа межведомственной комиссии). Итогом явились подготовка и рассмотрение изменений и дополнений к Закону РФ «О космической деятельности», а также законопроект «Об исследовании и использовании космических средств в интересах обороны и безопасности». В этих документах достаточно четко определены функции военных ведомств в исследовании и использовании космического пространства.

Немаловажным аспектом внутригосударственного правового регулирования космической деятельности явилось одобрение Правительством в мае 1996 года «Концепции национальной космической политики», представляющей собой единую государственную систему взглядов на перспективы космической деятельности страны, приоритеты в развитии ракетно-космической техники и вооружения.

Самостоятельной проблемой регулирования ВКД следует считать сотрудничество России со странами СНГ. Ее выделение из международно-правовой области связано со спецификой отношений России с бывшими союзными республиками, на территориях которых остались многие объекты космической инфраструктуры и промышленности, используемые нашей страной и по сей день.

В рамках решения этой проблемы правового регулирования требуют вопросы: формирования сбалансированной космической политики СНГ (в том числе ее военной составляющей) в условиях жестких экономических ограничений и политической нестабильности; отношений между государствами на территории бывшего Советского Союза, возникающих в связи с необходимостью осуществления космической (военно-космической) деятельности России; координации деятельности заинтересованных государств - членов СНГ при эксплуатации космических систем, обеспечивающих коллективную безопасность Содружества (например, средств СПРН); управления пока еще не погибшей ракетно-космической отраслью бывшего СССР, включая вопросы определения перспектив ее развития с учетом интересов как России, так и других государств - членов СНГ; организации производства средств ракетно-космической техники, разработки (включая испытания) их перспективных образцов; сохранения, эффективного использования и развития объектов космической инфраструктуры, находящихся за пределами территории России, в том числе воинских частей, осуществляющих запуск и управление космическими аппаратами военного и народнохозяйственного назначения, съем и обработку получаемой от них информации. Решение этих и других задач возможно в рамках единой межгосударственной космической программы, выработка и утверждение которой дополняют сегодня круг проблем национального обеспечения космической деятельности Российской Федерации. В заключение отметим, что дальнейшее развитие военно-космической техносферы и вовлечение в космическую деятельность все большего числа стран неизбежно ведет к появлению новых правовых проблем военной космонавтики как на международном, так и на национальном уровне. Чтобы исключить лавинообразное нарастание противоречий в рассматриваемой области, «белые пятна» в правовом обеспечении военно-космической деятельности должны устраняться уже сегодня. В противном случае мировое сообщество окажется перед реальной угрозой нарушения стратегической стабильности.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
операции, осуществляемые в околоземном пространстве для поддержки военных действий на земле, в воздухе, на морях и под водой.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ


Историческая справка. Вооруженные силы США с самого начала заинтересовали возможности, которые открылись с появлением спутников связи, навигационных и метеорологических спутников и в особенности систем разведки и дальнего обнаружения баллистических ракет. После окончания Второй мировой войны Сухопутные войска, ВМС и ВВС США приступили к разработке баллистических ракет, имея в виду не только поражение ими целей, но и выведение спутников на околоземные орбиты, откуда они могли бы оказывать поддержку военным действиям. См. также
РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ ;
РАКЕТА ;
. В конце 1950-х годов ВВС стали основной военно-космической службой США. Их план запуска спутников, разработанный в 1956, предусматривал выполнение как разведывательных функций (наблюдение из космоса за объектами возможного противника), так и дальнего обнаружения баллистических ракет. Спутники, снабженные фотооборудованием и ИК-датчиками, предполагалось выводить на полярные орбиты, чтобы обеспечить непрерывное глобальное наблюдение. Формирование военно-космической программы США в период холодной войны имело важнейшее значение для сбора разведывательной информации о Советском Союзе. Ведущую роль в сборе такого рода разведданных играло, конечно, ЦРУ, которое с 1956 проводило полеты разведывательных самолетов U-2 над территорией СССР. В августе 1960 президент Д.Эйзенхауэр создал управление ракетных и спутниковых систем, которое позже было переименовано в Национальное разведывательное управление - НРУ. Ему были переданы соответствующие задачи ЦРУ, ВВС и ВМС. К началу 1961 на него была возложена ответственность за национальные программы как оперативной, так и стратегической разведки, а ВВС было поручено отвечать за "полуоткрытые" программы в военной области, к которым относятся связь, метеорология, навигация и дальнее обнаружение.
Оперативная разведка. Возвращение пленки на Землю. Полеты самолетов-разведчиков над территорией Советского Союза пришли к обескураживающему финалу 1 мая 1960, когда был сбит пилотировавшийся Ф.Пауэрсом U-2. Это привлекло интерес к спутниковым системам. Программа возвращения экспонированной пленки со спутников на Землю (кодовое название CORONA) выполнялась под "крышей" программы "Дискаверер" в условиях наивысшей секретности. Первое успешное возвращение отснятой пленки на Землю было выполнено со спутника "Дискаверер-14", выведенного на орбиту 18 августа 1960. После того как возвращаемая капсула была выпущена со спутника на 17-м витке его полета, транспортный самолет C-130 поймал ее в воздухе с третьего захода при помощи специального трала.



В период с августа 1960 по май 1972 по программе CORONA были успешно выведены на орбиту и работали 145 спутников, которые собрали множество фотоизображений, представляющих интерес для стратегической разведки и картографии. Первые спутники KH-1 обеспечивали разрешение наземных объектов ок. 12 м (KH - сокращение от кодового названия KEYHOLE - замочная скважина). Затем появилось несколько более совершенных вариантов спутников серии KH, последние из которых давали разрешение 1,5 м. В программу CORONA были включены также система картографирования KH-5 (семь спутников) и система повышенного разрешения KH-6 (один спутник). Все эти спутники относились к категории платформ для широкозахватной обзорной съемки, так как разрешение их фотокамер позволяло получать на каждом снимке изображение территории размером 20x190 км. Такие фотоснимки оказались исключительно важными для определения состояния стратегических вооружений в СССР. См. также ВОЙНА ЯДЕРНАЯ . С июля 1963 началась эксплуатация первой серии спутников, оснащенных аппаратурой для съемки крупным планом. Спутники KH-7 давали снимки с разрешением 0,46 м. Они существовали до 1967, когда на смену им пришли KH-8, эксплуатировавшиеся до 1984 и позволявшие получать снимки с разрешением 0,3 м. Спутник KH-9 был впервые запущен в 1971 и сделал снимки обширной территории с разрешением 0,6 м. Он имел размеры с железнодорожный вагон и массу более 9000 кг. Съемочная камера этого спутника разрабатывалась для пилотируемой орбитальной лаборатории MOL.
См. также КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ . Электронная передача в режиме реального времени. Хотя эти первые космические системы обеспечивали получение ценной информации, они имели несколько недостатков, связанных со способом передачи информации на Землю. Самым существенным из них был большой промежуток времени от съемки до доставки фотоинформации специалистам. Вдобавок после отделения капсулы с возвращаемой пленкой от спутника остававшееся на нем дорогостоящее оборудование становилось бесполезным. Обе проблемы были частично решены оснащением спутников, начиная с KH-4B, несколькими капсулами с пленкой. Кардинальным решением проблемы стала разработка системы электронной передачи данных в режиме реального времени. С 1976 до начала 1990-х годов, когда эта программа была завершена, США запустили восемь спутников серии KH-11 с такой системой передачи данных.
См. также ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ . В конце 1980-х годов начали эксплуатироваться усовершенствованные спутники серии KH-11 (массой ок. 14 т), работающие в ИК-области спектра. Оснащенные главным зеркалом, имевшим диаметр 2 м, эти спутники давали разрешение ок. 15 см. Вспомогательное зеркало меньшего размера фокусировало изображение на прибор с зарядовой связью, который преобразовывал его в электрические импульсы. Эти импульсы могли затем посылаться наземным станциям или портативным терминалам непосредственно либо с ретрансляцией через спутники связи SDS, находящиеся на сильно наклоненных к плоскости экватора эллиптических орбитах. Большой запас топлива на этих спутниках позволила им работать в космосе не менее пяти лет.
Радиолокация. В конце 1980-х годов НРУ эксплуатировало спутник "Лакросс", на котором был установлен радиолокатор с синтезируемой апертурой. "Лакросс" обеспечивал разрешение 0,9 м и обладал способностью "видеть" сквозь облака.
Радиотехническая разведка. В 1960-х годах ВВС США при содействии НРУ запустили несколько спутников, предназначенных для сбора информации об электронных сигналах, излучаемых с территории Советского Союза. Эти спутники, летавшие на низких околоземных орбитах, делились на две категории: 1) аппараты радиотехнической разведки, т.е. малые спутники, запускаемые обычно вместе со спутниками фоторазведки и предназначенные для сбора данных об излучениях радиолокационных станций, и 2) крупные спутники электронной стратегической разведки "Элинтс", предназначавшиеся в основном для сбора данных о работе средств связи. Спутники "Кэньон", нацеленные на прослушивание советских систем связи, начали эксплуатироваться в 1968. Они выводились на орбиты, близкие к геостационарной. В конце 1970-х годов они были постепенно заменены спутниками "Чейлет" и затем "Вортекс". Спутники "Райолит" и "Аквакейд" работали на геостационарной орбите и предназначались для отслеживания данных телеметрии советских баллистических ракет. Эксплуатация этих спутников началась в 1970-х годах, а в 1980-х они были заменены спутниками "Магнум" и "Орион", запускавшимися с многоразового транспортного космического корабля (см. КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ "ШАТТЛ"). По третьей программе, названной "Джампсит", спутники запускались на сильно вытянутые и сильно наклоненные орбиты, обеспечивавшие им длительное нахождение над северными широтами, где действовала значительная часть советского флота. В 1994 все три программы были завершены, уступив место новым и гораздо более крупным спутникам. Спутники радиотехнической стратегической разведки относятся к числу наиболее секретных систем военного ведомства. Собранные ими разведданные анализируются Агентством национальной безопасности (АНБ), которое использует мощные суперкомпьютеры для расшифровки информации, передаваемой по линиям связи, и данных телеметрии ракет. Спутники, о которых идет речь, достигали в размахе 100 м, и в 1990-х годах их чувствительность позволяла принимать на геостационарной орбите передачи портативных раций типа "уоки-токи".
См. РАЦИЯ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ РАДИОСВЯЗИ . В дополнение к этим системам ВМС США в середине 1970-х годов начали вводить в действие систему "Уайт Клауд", представлявшую собой серию небольших спутников, предназначенных для приема излучения средств связи и радиолокационных станций советских военных кораблей. Зная положение спутников и время приема излучений, находящиеся на земле операторы могли с высокой точностью определять координаты кораблей.



Дальнее обнаружение. Спутниковая система оповещения о запуске баллистических ракет и их обнаружении "Мидас" позволила увеличить почти в два раза время предупреждения об атаке баллистических ракет противника и, кроме того, предоставила в распоряжение военных ряд других преимуществ. Спутник системы "Мидас", оснащенный датчиком инфракрасного излучения для обнаружения факела при запуске ракеты, дает возможность определить ее траекторию и конечную цель. Система "Мидас" использовалась с 1960 по 1966 и включала в себя по меньшей мере 20 спутников, запускавшихся на маловысотные околоземные орбиты. В ноябре 1970 был выведен на орбиту первый геостационарный спутник по программе DSP, на котором имелся большой ИК-телескоп. Спутник вращался со скоростью 6 об/мин, что позволяло телескопу сканировать поверхность Земли. Спутники этой системы, размещенные один у восточного побережья Бразилии, второй - близ берегов Габона (запад экваториальной Африки), третий - над Индийским океаном и четвертый - над западной акваторией Тихого океана, а также еще один на резервной орбите (над восточной частью Индийского океана), оказались очень полезными во время войны в Персидском заливе 1991, предупреждая об атаках иракских ракет "Скад" (хотя они и не предназначались первоначально для обнаружения сравнительно небольшого теплового излучения тактических баллистических ракет). В конце 1980-х годов усовершенствованные спутники серии DSP средний срок службы имели около 6 лет.
Связь. В июне 1966 ракета-носитель "Титан-3C" вывела на орбиту, близкую к геостационарной, семь связных военных спутников по программе IDCSP. Эта ограниченная по своим возможностям система в ноябре 1971 была заменена системой геостационарных спутников второго поколения DSCS II. Спутники DSCS II могли использовать наземные терминалы меньшего размера. См. также СПУТНИК СВЯЗИ. На протяжении 1970-х и 1980-х годов количество военных спутников связи США быстро росло. Многие из этих спутников связи оставались на орбите до 10 лет. С 1994 ВВС США начали выводить на орбиту спутники серии "Милстар", работающие в диапазоне крайне высоких частот (EHF). На таких частотах обеспечивается более высокая устойчивость к создаваемым противником помехам и к перехвату. Спутники "Милстар" первоначально предназначались для использования во время ядерного нападения. Однако когда они наконец стали вводиться в эксплуатацию, холодная война закончилась.
Метеорология. Чтобы обеспечить своевременное получение данных о погоде для американских вооруженных сил и баз, размещенных по всему миру, военное руководство Соединенных Штатов использует множество разнообразных метеорологических спутников различных гражданских служб. Все эти спутники работают на геостационарных орбитах, кроме спутников "Тайрос" национального управления по исследованию океанов и атмосферы (NOAA), которые находятся на полярных орбитах. Вооруженные силы США во время войны в Персидском заливе пользовались также информацией с российских спутников "Meтeoр".
См. также МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ . Одним из первых заданий военных метеорологических спутников DMSP было определение толщины облачного покрова над возможными целями для спутников, выполнявших фоторазведку. Спутники серии DMSP, использовавшиеся в середине 1990-х годов, хотя и имели некоторую секретную аппаратуру, в основном были такими же, как спутники NOAA. В 1994 NOAA и министерство обороны США договорились объединить свои системыдля уменьшения расходов и пригласили европейскую организацию по метеорологическим спутникам EUMETSAT принять участие в программе.
Навигация. ВМС США, которым необходимо было иметь надежную навигационную информацию для подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами "Поларис", занимали в первые годы космической эры ведущее положение в разработке спутниковых навигационных систем. В ранних вариантах спутников ВМС "Транзит" использовалась аппаратура, использовавшая эффект Доплера. Каждый спутник передавал в эфир радиосигнал, который принимали наземные приемники. Зная точное время прохождения сигнала, земную проекцию траектории спутника и высоту расположения приемной антенны, штурман судна мог вычислить координаты своего приемника с точностью 14-23 м. Несмотря на разработку улучшенного варианта, получившего название "Нова", и широкое использование этой системы гражданскими судами всего мира, в 1990-х годах она прекратила свое существование. Система оказалась недостаточно точной для сухопутной и воздушной навигации, не имела защиты от шумовых помех, а навигационные данные можно было получать только тогда, когда спутник оказывался в зените.
См. также АЭРОНАВИГАЦИЯ . С начала 1970-х годов велась разработка глобальной спутниковой системы определения местонахождения GPS. В 1994 эта система, состоящая из 24 средневысотных спутников, была полностью введена в эксплуатацию. На каждом из спутников есть атомные часы. Из любой точки земного шара в любое время можно видеть не менее трех спутников этой системы. GPS обеспечивает сигналы двух уровней точности. Код "грубого захвата" C/A, передаваемый на частоте 1575,42 МГц, дает точность ок. 30 м и предназначен для гражданских пользователей. Прецизионный P-код, излучаемый на частоте 1227,6 МГц, обеспечивает точность определения координат 16 м и предназначается для государственных и некоторых других организаций. P-код обычно зашифровывают, чтобы предотвратить доступ к этим данным потенциальному противнику.
См. также НАВИГАЦИЯ ; ГЕОДЕЗИЯ . Дифференциальная спутниковая система DGPS позволила еще больше увеличить точность определения местонахождения, доведя погрешность до 0,9 м или еще меньше. В DGPS используется наземный передатчик, координаты которого точно известны, и это позволяет приемнику автоматически исключать ошибки, присущие системе GPS. Обнаружение ядерных взрывов. В период с 1963 по 1970 ВВС США запустили на очень высокие круговые орбиты (111 тыс. км) 12 спутников "Вела" для обнаружения ядерных взрывов из космоса. С начала 1970-х годов спутники дальнего обнаружения DSP оснащались оборудованием для обнаружения ядерных взрывов на земле и в атмосфере; позднее на спутниках устанавливали датчики для обнаружения взрывов также и в космическом пространстве. С 1980-х годов такие датчики стали устанавливать на навигационных спутниках GPS.
Противоспутниковое оружие. В 1960-х годах Соединенные Штаты создали противоспутниковую ракетно-ядерную систему ASAT. Однако эта система имела ограниченные возможности, поскольку начинала работать, лишь когда цель оказывалась в пределах досягаемости. В 1980-х годах ВВС США приступили к разработке ракеты ASAT, которую можно было бы запускать с самолета-истребителя F-15 практически в любой точке земного шара. Эта ракета была снабжена устройством самонаведения по инфракрасному излучению мишени.
Другие программы. Рода войск США также осуществляли многочисленные работы в космосе, но их результаты были гораздо менее убедительными. С середины 1980-х годов организация стратегической оборонной инициативы осуществляла запуски малых спутников для испытаний различных систем обнаружения и уничтожения баллистических ракет во время их полета. См. также ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ.

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ/РОССИЯ


Оперативная разведка. Несмотря на ранние успехи в выведении на орбиту больших полезных нагрузок, по темпам развития и разнообразию военной космической программы Советский Союз уступал Соединенным Штатам. Спутник "Космос-4", который должен был стать первым советским разведывательным спутником, был запущен 26 апреля 1961 с помощью космического корабля "Восток-Д", - такого же, как корабль, на котором летал Юрий Гагарин
(см. ГАГАРИН Юрий Алексеевич).
В отличие от американских спутников, на которых предусматривалось возвращение пленки на землю, на спутниках серии "Восток-Д" для возвращения в атмосферу использовалась более крупная капсула, содержавшая и камеры, и пленку. Спутники третьего поколения выполняли обычные задачи дистанционного зондирования и картографирования
(см. также ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ). На спутники четвертого поколения возлагались задачи разведки с маловысотных орбит. В 1990-х годах спутники обоих поколений все еще находились в эксплуатации. В декабре 1982 Советский Союз вывел на орбиту спутник пятого поколения, в котором, по-видимому, использовалась электронная передача данных, обеспечивавшая получение разведывательной информации в режиме реального времени.
Связь. Другие военные космические программы СССР были аналогичны выполнявшимся Соединенными Штатами, хотя в нескольких аспектах имелись и различия. Из-за особенностей расположения страны и недостаточного числа заокеанских союзников СССР запускал много спутников на сильновытянутые эллиптические орбиты, имевшие большой наклон плоскости к плоскости экватора. На таких орбитах летали спутники связи "Молния". Советский Союз широко использовал также малые спутники. Такие спутники записывали и сохраняли передаваемую с Земли информацию, чтобы затем ретранслировать ее на наземную станцию при пролете над ней. Эта система оказалась вполне приемлемой для обеспечения неэкстренной связи.
Раннее оповещение. Советский Союз запускал спутники раннего оповещения "Око" на орбиты такого типа, как у спутников "Молния", что позволяло этим спутникам одновременно иметь в поле зрения американские базы баллистических ракет и советскую наземную станцию. Однако для обеспечения постоянного охвата обоих объектов потребовалось иметь в космосе целое созвездие из девяти спутников. Кроме того, Советский Союз вывел на геостационарную орбиту спутники "Прогноз" для раннего оповещения о начале атаки баллистических ракет США.
Наблюдение за океаном. В спутниковой системе радиолокационной разведки над океанами для поиска американских военных судов использовался радиолокатор с синтезируемой апертурой (см. АНТЕННА). В период с 1967 по 1988 в космос было запущено более тридцати таких спутников, на каждом из которых имелся ядерный источник питания радиолокатора мощностью 2 кВт. В 1978 один такой спутник ("Космос-954") вместо того, чтобы перейти на более высокую орбиту, вошел в плотные слои атмосферы и его радиоактивные обломки упали на обширные участки территории Канады. Это событие заставило советских инженеров усовершенствовать системы безопасности на существующих спутниках радиолокационной разведки и начать разработку более мощного ядерного источника питания "Топаз", позволяющего аппаратуре спутника работать на более высокой и безопасной орбите. Два спутника с источниками питания "Топаз" в конце 1980-х годов работали в космосе, но в связи с окончанием холодной войны их эксплуатация была прекращена.
Оружие нападения. С конца 1960-х до начала 1980-х годов Советский Союз выводил в космос оперативное противоспутниковое оружие, размещая его на орбите цели и используя радиолокатор для наведения на цель. Когда спутник оказывался в пределах досягаемости цели, он выпускал по ней две короткие очереди поражающих импульсов. В начале 1980-х годов СССР приступил к разработке небольшого двухместного воздушно-космического самолета, предназначенного для нападения на многоразовый транспортный космический корабль, но после аварии "Челленджера"
(см. КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ ПИЛОТИРУЕМЫЕ)
работы по этому проекту были прекращены.
Период после холодной войны. Советские спутники были, в общем, менее совершенными и работали в космосе не так долго, как их американские аналоги. Чтобы компенсировать этот недостаток, СССР запускал в космос гораздо большее число спутников. К концу холодной войны срок службы советских спутников на орбите вырос, а сами спутники стали существенно более совершенными. К середине 1990-х годов руководители российского космического агентства, вынужденные заниматься поисками зарубежных источников доходов, выступили с предложением продавать свою технологию и опыт за границу. Они также развернули широкую продажу фотоснимков высокого разрешения практически любого участка земной поверхности.

ДРУГИЕ СТРАНЫ


Европа. К началу 1990-х годов некоторые страны, кроме США и СССР, разработали собственные сравнительно небольшие военно-космические программы. Дальше всех продвинулась Франция. Начало было положено в 1980-х годах созданием комбинированной военно-коммерческой спутниковой системы связи "Сиракюз". 7 июля 1995 Франция вывела на орбиту свой первый разведывательный спутник "Элиос IA", разработанный с участием Италии и Испании. Французские специалисты по космической технике в середине 1990-х годов разрабатывали также спутник радиолокационного наблюдения "Озирис", аналогичный американскому спутнику "Лакросс", проектировали спутник "Экут" для радиотехнической разведки и исследовали возможности создания спутника системы раннего оповещения "Алерт". Великобритания в 1990-х годах использовала собственный специализированный военный спутник связи, работавший в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ), для связи с флотом. Италия также располагала спутниковой СВЧ-системой военной связи "Сиркаль", которая, подобно "Сиракюз", была реализована как дополнительная полезная нагрузка другого спутника. НАТО пользовался космической связью через свой спутник НАТО-4, который работал в СВЧ-диапазоне и был очень похож на американский спутник "Скайнет-4".
- обитаемый долговременный летательный аппарат, предназначенный для исследований на околоземной орбите или в открытом космосе. Космическая станция может служить как космический корабль, долговременное место пребывания космонавтов, лаборатория,… … Энциклопедия Кольера

Проектирование и строительство военных объектов, коммуникаций, укреплений и мостов, обеспечение войск водой, энергией и вспомогательными средствами, применение или обезвреживание обычных взрывчатых средств, в том числе мин, в целях облегчения… … Энциклопедия Кольера

Военно воздушные силы России … Википедия

Экспериментальное исследование и практическое использование пространства за пределами земной атмосферы при помощи пилотируемых космических кораблей (КК), искусственных спутников Земли (ИСЗ) и автоматических межпланетных станций (АМС). В понятие… … Энциклопедия Кольера

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Вооруженные силы США с самого начала заинтересовали возможности, которые открылись с появлением спутников связи, навигационных и метеорологических спутников и в особенности систем разведки и дальнего обнаружения баллистических ракет. После окончания Второй мировой войны Сухопутные войска, ВМС и ВВС США приступили к разработке баллистических ракет, имея в виду не только поражение ими целей, но и выведение спутников на околоземные орбиты, откуда они могли бы оказывать поддержку военным действиям. См. также РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ; РАКЕТА ; .

В конце 1950-х годов ВВС стали основной военно-космической службой США. Их план запуска спутников, разработанный в 1956, предусматривал выполнение как разведывательных функций (наблюдение из космоса за объектами возможного противника), так и дальнего обнаружения баллистических ракет. Спутники, снабженные фотооборудованием и ИК-датчиками, предполагалось выводить на полярные орбиты, чтобы обеспечить непрерывное глобальное наблюдение.

Формирование военно-космической программы США в период холодной войны имело важнейшее значение для сбора разведывательной информации о Советском Союзе. Ведущую роль в сборе такого рода разведданных играло, конечно, ЦРУ, которое с 1956 проводило полеты разведывательных самолетов U-2 над территорией СССР. В августе 1960 президент Д.Эйзенхауэр создал управление ракетных и спутниковых систем, которое позже было переименовано в Национальное разведывательное управление – НРУ. Ему были переданы соответствующие задачи ЦРУ, ВВС и ВМС. К началу 1961 на него была возложена ответственность за национальные программы как оперативной, так и стратегической разведки, а ВВС было поручено отвечать за «полуоткрытые» программы в военной области, к которым относятся связь, метеорология, навигация и дальнее обнаружение.

Оперативная разведка.

Возвращение пленки на Землю.

Полеты самолетов-разведчиков над территорией Советского Союза пришли к обескураживающему финалу 1 мая 1960, когда был сбит пилотировавшийся Ф.Пауэрсом U-2. Это привлекло интерес к спутниковым системам. Программа возвращения экспонированной пленки со спутников на Землю (кодовое название CORONA) выполнялась под «крышей» программы «Дискаверер» в условиях наивысшей секретности. Первое успешное возвращение отснятой пленки на Землю было выполнено со спутника «Дискаверер-14», выведенного на орбиту 18 августа 1960. После того как возвращаемая капсула была выпущена со спутника на 17-м витке его полета, транспортный самолет C-130 поймал ее в воздухе с третьего захода при помощи специального трала.

В период с августа 1960 по май 1972 по программе CORONA были успешно выведены на орбиту и работали 145 спутников, которые собрали множество фотоизображений, представляющих интерес для стратегической разведки и картографии. Первые спутники KH-1 обеспечивали разрешение наземных объектов ок. 12 м (KH – сокращение от кодового названия KEYHOLE – замочная скважина). Затем появилось несколько более совершенных вариантов спутников серии KH, последние из которых давали разрешение 1,5 м. В программу CORONA были включены также система картографирования KH-5 (семь спутников) и система повышенного разрешения KH-6 (один спутник).

Все эти спутники относились к категории платформ для широкозахватной обзорной съемки, так как разрешение их фотокамер позволяло получать на каждом снимке изображение территории размером 20ґ190 км. Такие фотоснимки оказались исключительно важными для определения состояния стратегических вооружений в СССР. См. также ВОЙНА ЯДЕРНАЯ .

С июля 1963 началась эксплуатация первой серии спутников, оснащенных аппаратурой для съемки крупным планом. Спутники KH-7 давали снимки с разрешением 0,46 м. Они существовали до 1967, когда на смену им пришли KH-8, эксплуатировавшиеся до 1984 и позволявшие получать снимки с разрешением 0,3 м.

Электронная передача в режиме реального времени.

Хотя эти первые космические системы обеспечивали получение ценной информации, они имели несколько недостатков, связанных со способом передачи информации на Землю. Самым существенным из них был большой промежуток времени от съемки до доставки фотоинформации специалистам. Вдобавок после отделения капсулы с возвращаемой пленкой от спутника остававшееся на нем дорогостоящее оборудование становилось бесполезным. Обе проблемы были частично решены оснащением спутников, начиная с KH-4B, несколькими капсулами с пленкой.

В конце 1980-х годов начали эксплуатироваться усовершенствованные спутники серии KH-11 (массой ок. 14 т), работающие в ИК-области спектра. Оснащенные главным зеркалом, имевшим диаметр 2 м, эти спутники давали разрешение ок. 15 см. Вспомогательное зеркало меньшего размера фокусировало изображение на прибор с зарядовой связью, который преобразовывал его в электрические импульсы. Эти импульсы могли затем посылаться наземным станциям или портативным терминалам непосредственно либо с ретрансляцией через спутники связи SDS, находящиеся на сильно наклоненных к плоскости экватора эллиптических орбитах. Большой запас топлива на этих спутниках позволила им работать в космосе не менее пяти лет.

Радиолокация.

В конце 1980-х годов НРУ эксплуатировало спутник «Лакросс», на котором был установлен радиолокатор с синтезируемой апертурой. «Лакросс» обеспечивал разрешение 0,9 м и обладал способностью «видеть» сквозь облака.

Радиотехническая разведка.

В 1960-х годах ВВС США при содействии НРУ запустили несколько спутников, предназначенных для сбора информации об электронных сигналах, излучаемых с территории Советского Союза. Эти спутники, летавшие на низких околоземных орбитах, делились на две категории: 1) аппараты радиотехнической разведки, т.е. малые спутники, запускаемые обычно вместе со спутниками фоторазведки и предназначенные для сбора данных об излучениях радиолокационных станций, и 2) крупные спутники электронной стратегической разведки «Элинтс», предназначавшиеся в основном для сбора данных о работе средств связи.

Спутники «Кэньон», нацеленные на прослушивание советских систем связи, начали эксплуатироваться в 1968. Они выводились на орбиты, близкие к геостационарной. В конце 1970-х годов они были постепенно заменены спутниками «Чейлет» и затем «Вортекс». Спутники «Райолит» и «Аквакейд» работали на геостационарной орбите и предназначались для отслеживания данных телеметрии советских баллистических ракет. Эксплуатация этих спутников началась в 1970-х годах, а в 1980-х они были заменены спутниками «Магнум» и «Орион», запускавшимися с многоразового транспортного космического корабля (см . КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «ШАТТЛ»).

По третьей программе, названной «Джампсит», спутники запускались на сильно вытянутые и сильно наклоненные орбиты, обеспечивавшие им длительное нахождение над северными широтами, где действовала значительная часть советского флота. В 1994 все три программы были завершены, уступив место новым и гораздо более крупным спутникам.

Спутники радиотехнической стратегической разведки относятся к числу наиболее секретных систем военного ведомства. Собранные ими разведданные анализируются Агентством национальной безопасности (АНБ), которое использует мощные суперкомпьютеры для расшифровки информации, передаваемой по линиям связи, и данных телеметрии ракет. Спутники, о которых идет речь, достигали в размахе 100 м, и в 1990-х годах их чувствительность позволяла принимать на геостационарной орбите передачи портативных раций типа «уоки-токи». См . РАЦИЯ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ РАДИОСВЯЗИ.

В дополнение к этим системам ВМС США в середине 1970-х годов начали вводить в действие систему «Уайт Клауд», представлявшую собой серию небольших спутников, предназначенных для приема излучения средств связи и радиолокационных станций советских военных кораблей. Зная положение спутников и время приема излучений, находящиеся на земле операторы могли с высокой точностью определять координаты кораблей.

Дальнее обнаружение.

Спутниковая система оповещения о запуске баллистических ракет и их обнаружении «Мидас» позволила увеличить почти в два раза время предупреждения об атаке баллистических ракет противника и, кроме того, предоставила в распоряжение военных ряд других преимуществ. Спутник системы «Мидас», оснащенный датчиком инфракрасного излучения для обнаружения факела при запуске ракеты, дает возможность определить ее траекторию и конечную цель. Система «Мидас» использовалась с 1960 по 1966 и включала в себя по меньшей мере 20 спутников, запускавшихся на маловысотные околоземные орбиты.

В ноябре 1970 был выведен на орбиту первый геостационарный спутник по программе DSP, на котором имелся большой ИК-телескоп. Спутник вращался со скоростью 6 об/мин, что позволяло телескопу сканировать поверхность Земли. Спутники этой системы, размещенные один у восточного побережья Бразилии, второй – близ берегов Габона (запад экваториальной Африки), третий – над Индийским океаном и четвертый – над западной акваторией Тихого океана, а также еще один на резервной орбите (над восточной частью Индийского океана), оказались очень полезными во время войны в Персидском заливе 1991, предупреждая об атаках иракских ракет «Скад» (хотя они и не предназначались первоначально для обнаружения сравнительно небольшого теплового излучения тактических баллистических ракет). В конце 1980-х годов усовершенствованные спутники серии DSP средний срок службы имели около 6 лет.

Связь.

В июне 1966 ракета-носитель «Титан-3C» вывела на орбиту, близкую к геостационарной, семь связных военных спутников по программе IDCSP. Эта ограниченная по своим возможностям система в ноябре 1971 была заменена системой геостационарных спутников второго поколения DSCS II. Спутники DSCS II могли использовать наземные терминалы меньшего размера. См. также СПУТНИК СВЯЗИ .

На протяжении 1970-х и 1980-х годов количество военных спутников связи США быстро росло. Многие из этих спутников связи оставались на орбите до 10 лет. С 1994 ВВС США начали выводить на орбиту спутники серии «Милстар», работающие в диапазоне крайне высоких частот (EHF). На таких частотах обеспечивается более высокая устойчивость к создаваемым противником помехам и к перехвату. Спутники «Милстар» первоначально предназначались для использования во время ядерного нападения. Однако когда они наконец стали вводиться в эксплуатацию, холодная война закончилась.

Метеорология.

Одним из первых заданий военных метеорологических спутников DMSP было определение толщины облачного покрова над возможными целями для спутников, выполнявших фоторазведку. Спутники серии DMSP, использовавшиеся в середине 1990-х годов, хотя и имели некоторую секретную аппаратуру, в основном были такими же, как спутники NOAA. В 1994 NOAA и министерство обороны США договорились объединить свои системыдля уменьшения расходов и пригласили европейскую организацию по метеорологическим спутникам EUMETSAT принять участие в программе.

Навигация.

ВМС США, которым необходимо было иметь надежную навигационную информацию для подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами «Поларис», занимали в первые годы космической эры ведущее положение в разработке спутниковых навигационных систем. В ранних вариантах спутников ВМС «Транзит» использовалась аппаратура, использовавшая эффект Доплера. Каждый спутник передавал в эфир радиосигнал, который принимали наземные приемники. Зная точное время прохождения сигнала, земную проекцию траектории спутника и высоту расположения приемной антенны, штурман судна мог вычислить координаты своего приемника с точностью 14–23 м. Несмотря на разработку улучшенного варианта, получившего название «Нова», и широкое использование этой системы гражданскими судами всего мира, в 1990-х годах она прекратила свое существование. Система оказалась недостаточно точной для сухопутной и воздушной навигации, не имела защиты от шумовых помех, а навигационные данные можно было получать только тогда, когда спутник оказывался в зените. См. также АЭРОНАВИГАЦИЯ .

С начала 1970-х годов велась разработка глобальной спутниковой системы определения местонахождения GPS. В 1994 эта система, состоящая из 24 средневысотных спутников, была полностью введена в эксплуатацию. На каждом из спутников есть атомные часы. Из любой точки земного шара в любое время можно видеть не менее трех спутников этой системы.

Дифференциальная спутниковая система DGPS позволила еще больше увеличить точность определения местонахождения, доведя погрешность до 0,9 м или еще меньше. В DGPS используется наземный передатчик, координаты которого точно известны, и это позволяет приемнику автоматически исключать ошибки, присущие системе GPS.

Обнаружение ядерных взрывов.

В период с 1963 по 1970 ВВС США запустили на очень высокие круговые орбиты (111 тыс. км) 12 спутников «Вела» для обнаружения ядерных взрывов из космоса. С начала 1970-х годов спутники дальнего обнаружения DSP оснащались оборудованием для обнаружения ядерных взрывов на земле и в атмосфере; позднее на спутниках устанавливали датчики для обнаружения взрывов также и в космическом пространстве. С 1980-х годов такие датчики стали устанавливать на навигационных спутниках GPS.

Противоспутниковое оружие.

В 1960-х годах Соединенные Штаты создали противоспутниковую ракетно-ядерную систему ASAT. Однако эта система имела ограниченные возможности, поскольку начинала работать, лишь когда цель оказывалась в пределах досягаемости. В 1980-х годах ВВС США приступили к разработке ракеты ASAT, которую можно было бы запускать с самолета-истребителя F-15 практически в любой точке земного шара. Эта ракета была снабжена устройством самонаведения по инфракрасному излучению мишени.

Другие программы.

Рода войск США также осуществляли многочисленные работы в космосе, но их результаты были гораздо менее убедительными. С середины 1980-х годов организация стратегической оборонной инициативы осуществляла запуски малых спутников для испытаний различных систем обнаружения и уничтожения баллистических ракет во время их полета. См. также ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ .

Несмотря на ранние успехи в выведении на орбиту больших полезных нагрузок, по темпам развития и разнообразию военной космической программы Советский Союз уступал Соединенным Штатам. Спутник «Космос-4», который должен был стать первым советским разведывательным спутником, был запущен 26 апреля 1961 с помощью космического корабля «Восток-Д», – такого же, как корабль, на котором летал Юрий Гагарин . В отличие от американских спутников, на которых предусматривалось возвращение пленки на землю, на спутниках серии «Восток-Д» для возвращения в атмосферу использовалась более крупная капсула, содержавшая и камеры, и пленку. Спутники третьего поколения выполняли обычные задачи дистанционного зондирования и картографирования. На спутники четвертого поколения возлагались задачи разведки с маловысотных орбит. В 1990-х годах спутники обоих поколений все еще находились в эксплуатации. В декабре 1982 Советский Союз вывел на орбиту спутник пятого поколения, в котором, по-видимому, использовалась электронная передача данных, обеспечивавшая получение разведывательной информации в режиме реального времени.

Связь.

Другие военные космические программы СССР были аналогичны выполнявшимся Соединенными Штатами, хотя в нескольких аспектах имелись и различия. Из-за особенностей расположения страны и недостаточного числа заокеанских союзников СССР запускал много спутников на сильновытянутые эллиптические орбиты, имевшие большой наклон плоскости к плоскости экватора. На таких орбитах летали спутники связи «Молния». Советский Союз широко использовал также малые спутники. Такие спутники записывали и сохраняли передаваемую с Земли информацию, чтобы затем ретранслировать ее на наземную станцию при пролете над ней. Эта система оказалась вполне приемлемой для обеспечения неэкстренной связи.

Раннее оповещение.

Советский Союз запускал спутники раннего оповещения «Око» на орбиты такого типа, как у спутников «Молния», что позволяло этим спутникам одновременно иметь в поле зрения американские базы баллистических ракет и советскую наземную станцию. Однако для обеспечения постоянного охвата обоих объектов потребовалось иметь в космосе целое созвездие из девяти спутников. Кроме того, Советский Союз вывел на геостационарную орбиту спутники «Прогноз» для раннего оповещения о начале атаки баллистических ракет США.

Наблюдение за океаном.

В спутниковой системе радиолокационной разведки над океанами для поиска американских военных судов использовался радиолокатор с синтезируемой апертурой (см . АНТЕННА). В период с 1967 по 1988 в космос было запущено более тридцати таких спутников, на каждом из которых имелся ядерный источник питания радиолокатора мощностью 2 кВт. В 1978 один такой спутник («Космос-954») вместо того, чтобы перейти на более высокую орбиту, вошел в плотные слои атмосферы и его радиоактивные обломки упали на обширные участки территории Канады. Это событие заставило советских инженеров усовершенствовать системы безопасности на существующих спутниках радиолокационной разведки и начать разработку более мощного ядерного источника питания «Топаз», позволяющего аппаратуре спутника работать на более высокой и безопасной орбите. Два спутника с источниками питания «Топаз» в конце 1980-х годов работали в космосе, но в связи с окончанием холодной войны их эксплуатация была прекращена.

Оружие нападения.

С конца 1960-х до начала 1980-х годов Советский Союз выводил в космос оперативное противоспутниковое оружие, размещая его на орбите цели и используя радиолокатор для наведения на цель. Когда спутник оказывался в пределах досягаемости цели, он выпускал по ней две короткие очереди поражающих импульсов. В начале 1980-х годов СССР приступил к разработке небольшого двухместного воздушно-космического самолета, предназначенного для нападения на многоразовый транспортный космический корабль, но после аварии «Челленджера» (см . КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ ПИЛОТИРУЕМЫЕ) работы по этому проекту были прекращены.

Период после холодной войны.

Советские спутники были, в общем, менее совершенными и работали в космосе не так долго, как их американские аналоги. Чтобы компенсировать этот недостаток, СССР запускал в космос гораздо большее число спутников. К концу холодной войны срок службы советских спутников на орбите вырос, а сами спутники стали существенно более совершенными. К середине 1990-х годов руководители российского космического агентства, вынужденные заниматься поисками зарубежных источников доходов, выступили с предложением продавать свою технологию и опыт за границу. Они также развернули широкую продажу фотоснимков высокого разрешения практически любого участка земной поверхности.

ДРУГИЕ СТРАНЫ

Европа.

К началу 1990-х годов некоторые страны, кроме США и СССР, разработали собственные сравнительно небольшие военно-космические программы. Дальше всех продвинулась Франция. Начало было положено в 1980-х годах созданием комбинированной военно-коммерческой спутниковой системы связи «Сиракюз». 7 июля 1995 Франция вывела на орбиту свой первый разведывательный спутник «Элиос IA», разработанный с участием Италии и Испании. Французские специалисты по космической технике в середине 1990-х годов разрабатывали также спутник радиолокационного наблюдения «Озирис», аналогичный американскому спутнику «Лакросс», проектировали спутник «Экут» для радиотехнической разведки и исследовали возможности создания спутника системы раннего оповещения «Алерт».

Великобритания в 1990-х годах использовала собственный специализированный военный спутник связи, работавший в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ), для связи с флотом. Италия также располагала спутниковой СВЧ-системой военной связи «Сиркаль», которая, подобно «Сиракюз», была реализована как дополнительная полезная нагрузка другого спутника. НАТО пользовался космической связью через свой спутник НАТО-4, который работал в СВЧ-диапазоне и был очень похож на американский спутник «Скайнет-4».

Другие программы.

КНР время от времени запускала спутники оперативной фоторазведки с возвращением на Землю отснятой пленки и имела несколько других систем, использовавшихся как в военных, так и в гражданских целях. Несмотря на наличие у Израиля доступа к американским источникам получения фотоизображений из космоса, эта страна запустила в 1995 собственный экспериментальный разведывательный спутник.

Литература:

Справочник по спутниковой связи и вещанию . М., 1983
Арбатов А.Г. и др. Космическое оружие: дилемма безопасности . М., 1986



Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в "прокрустово ложе" международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил повлекли за собой необратимую милитаризацию околоземного пространства в интересах решения задач разведки, связи, навигационного и метеорологического обеспечения,предупреждения о ракетно-ядерном нападении. Распространенным считается мнение, что такие функции космических средств носят стабилизирующий характер и находятся в соответствии со статьей 51 Устава ООН, обеспечивая право государств на самооборону.

Военный аспект современной космонавтики проявляется, таким образом, в осуществлении военно-космической деятельности (ВКД), под которой принято понимать любую деятельность, связанную с проведением работ по исследованию и использованию космического пространства в целях обеспечения и поддержания обороноспособности и безопасности. К ВКД могут быть отнесены: военно-прикладные космические исследования и разработки; космическая связь, разведка,стратегическое предупреждение, навигационное, топогеодезическое и метеообеспечение из космоса; решение отдельных задач противоспутниковой борьбы и противоракетной обороны, а также другие виды деятельности, осуществляемой в интересах военных и околовоенных ведомств. Современная военно-космическая деятельность, строго говоря, весьма слабо регламентируется международным правом. Это обус-ловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, относительно недавнее и ограниченное использование космического пространства в сугубо военных целях пока еще не обусловило признанной всеми необходимости развития исчерпывающих правовых норм военнокосмической деятельности,да и реальные перспективы их появления в ближайшем будущем оста-ются весьма туманными. Во-вторых, до настоящего времени термин "военно-космическая деятельность" юридически не определен и в международном праве не закреплен (приведенная выше формулировка этого понятия является одной из многих, имеющих практическое "хождение"). Многообразие толкований этого термина объясняется тем, что такая деятельность,особенно осуществляемая в мирное время, может рассматриваться как обеспечивающая интересы человечества (с точки зрения поддержания стратегической стабильности и международной безопасности). В то же время ее дестабилизирующие функции способны вывести международное сообщество на качественно новый виток гонки вооружений со всеми вытекающими отсюда негативными военно-стратегическими, политическими, техникоэкономическими и прочими последствиями.

В-третьих,в международном космическом праве отсутствует однозначная и исчерпывающая интерпретация понятия "деятельность в мирных целях". Наиболее распространенным, но юридически не закрепленным является понятие "средства двойного назначения" (предназначенные для решения в космосе и из космоса как сугубо мирных, так и военно-прикладных задач). Таким образом, существующий некодифицированный режим военно-космической деятельности зиждется на одном из основных принципов международного права - "что не запрещено - то разрешено". И несмотря на это ВКД можно с той или иной степенью условности категоризировать на запрещенную, разрешенную и не оговоренную меж-дународным правом.

Положения международного права по контролю над космическими вооружениями и военной деятельностью в космосе обеспечивают хотя и весьма слабый,но логически последовательный правовой режим. В его основе - уже упоминавшиеся выше два договора: многосторонний международный "Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства,включая Луну и другие небесные тела" (1967 г.) и двусторонний (Россия - США) "Договор об ограничении систем противоракетной обороны" (1972 г.). При этом вопросом первостепенной важности является постоянное и добросовестное соблюдение существующих норм "поведения в космосе",что требует периодической актуализации этих двух договоров. Сегодня первый из них в силу появления в космосе систем неядерного, но достаточно эффективного оружия, во многом утрачивает свой сдерживающий потенциал. Второй - из-за головокружительного необратимого прогресса в области современных технологий, по существу, снял сдерживающие начала с гонки космических вооружений в ее противоракетном и противоспутниковом вариантах.

Организация Объединенных Наций сыграла весьма значительную роль в создании международного режима контроля над вооружениями особенности в том,что касается космического пространства. Она располагает системой форумов и процедур,позволяющих содействовать этой важной работе. Тому же способствовала и более чем десятилетняя деятельность космического спецкомитета в рамках Конференции по разоружению. Общность ключевых направлений развития военно-космических средств России и США позволяет подойти к вопросу развития международно-правового регулирования ВКД с общих позиций: на что могут рассчитывать оборонные ведомства двух ведущих в военном и космическом отношении держав в деле реализации своих замыслов и планов с точки зрения исключения политических и дипломатических конфликтов,вызываемых их несоответствием принципам и нормам международного права?

Проблемы, возникающие в ходе дальнейшего развития военно-космической деятельности стабилизирующего характера, - использование систем связи и управления в глобальном масштабе, разведка в космосе и из космоса, предупреждение о потенциально опасных (кризисных) ситуациях на Земле и в околоземном пространстве, будут носить преимущественно политический и экономический, а не правовой характер. Политическая окраска будет связана с эскалацией требований стран третьего мира относительно неограниченного распространения ракетно-космической техники и технологии, а также информации, получаемой со спутников (в том числе и военных) для решения своих внутренних (также зачастую военных) задач. Экономический аспект интенсификации военно-космической деятельности стабилизирующего характера связан с общим сокращением военных расходов и необходимостью решения вопросов самоокупаемости и конверсии военных производств. Таким образом,международно-правового регулирования ВКД стабилизирующей (сугубо информационной) направленности в обозримом будущем ожидать не следует.

Одним из направлений военно-космической деятельности, которое может потребовать правового регулирования, является неблагоприятное антропогенное воздействие на космическую среду. Такое воздействие может быть обусловлено причинами как традиционного (возрастание масштабов проведения космических операций), так и военно-стратегического характера (стремление предупредить и предотвратить реализацию чьих-либо агрессивных намерений в околоземном космическом пространстве).

Многолетний практический опыт переговоров по космосу показывает, что в обозримом будущем реальные возможности для достижения каких-либо новых ограничений военно-космической деятельности отсутствуют. Несмотря на готовность многих государств вести дело по крайней мере к согласованию "пакета" мер доверия и предсказуемости в космосе - по типу стокгольмских договоренностей любые попытки продвижения инициатив в этом направлении наталкиваются на безразличие основных участников военно-космической деятельности, готовых в лучшем случае вести речь о выработке не "запретительных", а, скорее, "разрешительных" мер, которые давали бы известную свободу в создании и развертывании противоспутниковых систем,а также противоракетных компонентов космического базирования.

Что касается идей, смысл которых заключался бы в международном обмене информацией, получаемой с помощью средств космического базирования, то США не намерены "делиться" такими данными. Опыт боевых действий в Персидском заливе продемонстрировал достаточность американского космического потенциала для решения этих задач, под тверд ив заинтересованность США в получении дополнительной информации такого рода извне. Реальные перспективы международно-правового регулирования космической деятельности в ее военном аспекте могут быть связаны с приложением дипломатических усилий исключительно на двустороннем уровне. Среди возможных направлений правотворчества можно выделить:

  • достижение договоренности о выработке критериальных основ деятельности по предотвращению и парированию преднамеренных и естественных стратегических угроз в космосе и из космоса на уровне как количественных, так и качественных параметров;
  • заключение международного соглашения о порядке применения силы в космическом пространстве (сертификация такого порядка в отношении естественных либо преднамеренных угроз) в развитие статьи 51 Устава ООН и правовых основ ведения боевых действий в свете конкретизации понятия "принуждение к миру", правомерность которого определяется статьей 42;
  • выработку условий совместного (международного) контроля из космоса за процессами разоружения и нераспространения;
  • согласование правовых рамок космического экомониторинга Земли и околоземного космического пространства; регламентацию вопросов сотрудничества в осуществлении конверсионных процессов в условиях радикального сокращения ракетно-ядерных потенциалов.
r Специалистам, работающим в области ракетно-космической техники, и другим людям, интересующимся российской космонавтикой, хорошо известна книга Максима Тарасенко “Военные аспекты советской космонавтики”, вышедшая в свет в 1992 году. До настоящего времени эта книга является уникальным, независимым отечественным исследованием в области военной космонавтики. В ней впервые были освещены многие политические, организационные, технические аспекты, оказавшие влияние на становление и развитие отечественной военной космонавтики. Книга вызвала огромный резонанс. Затронутые в ней вопросы в течение многих лет обсуждались западными аналитиками на страницах различных изданий, которые по большей части были недоступны в нашей стране.

В 1992 г. никто в России еще не мог осмелиться финансировать издание “Военных аспектов советской космонавтики”. Тираж книги, изданной в итоге за счет автора, оказался явно недостаточным, и сегодня она стала просто библиографической редкостью. Многие специалисты поднимали вопрос о переиздании “Военных аспектов советской космонавтики” большим тиражом.

r С течением времени политическая обстановка в стране изменилась, в открытой печати появилось много материалов, ранее недоступных. Были собраны и проанализированы большие объемы новых серьезных аналитических материалов о разнообразных аспектах многолетней истории российской космонавтики. Новое исследование в области военного космоса по своей глубине, детальности, точности изложения фактов и корректному анализу событий существенно отличалось от первой работы. В связи с этим в 1995 году Максим Тарасенко отказался от публикации 2-го издания “Военных аспектов советской космонавтики”, считая ее нецелесообразной.

Одним из результатов многолетней работы автора стала рукопись новой книги - “Военно-космическая деятельность России” - практически законченная в начале 1999 года. Данная работа представляет собой систематизированное описание эволюции отечественных космических комплексов и систем военного и двойного назначения.

r Основное внимание уделяется космическому сегменту комплексов, т.е. группировкам космических аппаратов, функционирующим на околоземных орбитах. Приводится классификация космических систем по выполняемым функциям, описывается космическая инфраструктура и спутниковые системы военного и двойного назначения. Рассматривается общая логика развития военно-космических программ и вопросы организации космической деятельности в СССР, СНГ и России.

Первая часть книги посвящена общим вопросам военной деятельности в космосе.

  • Приводятся сведения об организации и управлении космической деятельностью, а также ее эволюция с начала государственной ракетной программы СССР в 1946 г. и до 1999 года.
  • Рассматриваются основные задачи военного характера, которые могут решаться с помощью космических средств; основные требования, предъявляемые к аппаратам для решения тех или иных целевых задач; приводятся сведения о нормах и документах международного права, регулирующих космическую деятельность в военных целях.
  • Исследуются возможности независимого определения задач космических аппаратов по данным объективного стороннего наблюдения.
  • Дается обзор наземной космической инфраструктуры, обеспечивающей подготовку и осуществление космических запусков и управление космическими аппаратами на орбите.
  • Кроме того, рассматриваются эволюция и тактико-технические и эксплуатационные характеристики отечественных ракет-носителей.

Вторая часть посвящена конкретным космическим комплексам. В каждом ее тематическом разделе описываются космические системы того или иного целевого назначения: аппараты связи, навигации, боевые космические системы, системы предупреждения о ракетном нападении и другие. Кроме описания самих комплексов и систем, приводятся хронология и статистика их использования.