Явление запечатления. Что такое импринтинг и запечатление

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (импринтинг) - 1. Специфическая форма научения у высших позвоночных (‑> животное: научение), при коем фиксируются отличительные признаки объектов некоих врожденных поведенческих актов. Сразу после рождения - в первые часы и дни жизни - животные способны запоминать подвижные предметы, кои находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей. Возможности запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, который в силу этого получил название сенсибельного или критического, а сам процесс совершается очень быстро (иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления) и происходит без пищевого или иного подкрепления. Повторное связывание исходной инстинктивной реакции с другими ключевыми признаками, как правило, невозможно. Так некие врожденные поведенческие реакции (инстинкты) связываются с отличительными признаками некоих внешних объектов, на каковые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение. В естественных условиях как объекты выступают прежде всего важные для биологического выживания особи: родительские особи как носители типичных признаков вида; детеныши того же помета; половые партнеры; биологические враги; пищевые объекты, в том числе животные‑жертвы, и пр. 2. Глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который увиден животным после его появления на свет. В условиях эксперимента может быть вызван любым объектом, живым или неживым, - лишь бы этот объект двигался. По‑видимому, механизм запечатления важен для выживания. В природных условиях первый движущийся объект, попадающий в поле зрения детеныша, - это обычно его мать. Явление запечатления проявляется главным образом у выводковых птиц, у некоторых рыб и млекопитающих, но, видимо, существует и у птенцовых птиц. У обезьян детеныши гораздо дольше зависят от родителей, и запечатление происходит намного позднее и выражено сильнее. Такая форма запечатления, как реакция следования птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом, достаточно изучена; биологический смысл следования заключается в обеспечении сплоченности семьи и видовых групп. Механизм запечатления служит как бы связующим звеном между врожденным и приобретенным. Так, у видов, коим свойственно значительное запечатление, формы сыновнего и дочернего, а также социального и полового поведения детерминированы генетически, но направленность их зависит от опыта, получаемого с первых минут жизни - то есть приобретена. Запечатление происходит преимущественно на ранних этапах постнатального (послеродового) развития и возможно лишь в течение определенного, обычно короткого (сенсибельного, критического) периода. Процесс запечатления совершается весьма быстро, часто при первой же встрече с объектом запечатления, и без внешнего подкрепления. Результат запечатления обычно необратим. Запечатление обеспечивает животным:

1) охрану потомства - следование детей за родителями;

2) узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров;

3) узнавание признаков местности, и пр. 3. Мгновенное запоминание. У человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития функций психических. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Запечатление обнаруживает в процессе опредмечения важные черты потребностей:

1) первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;

2) быструю фиксацию потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (у животных) (англ. imprinting , нем. Pr ä gung ) - специфическая форма научения животных , при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты (см. Инстинкты животных ). Такими объектами в естественных условиях являются, прежде всего, носители типичных признаков вида: родительские особи, детеныши одного помета, половые партнеры, а также пищевые объекты, постоянные враги и т. п. Син. импринтинг, импринтирование, ранняя память, формирование привязанности. Понятие о З. введено в этологию К. Лоренцом (Lorenz, 1935, 1937).

Наиболее изученная форма З. - «реакция следования» зрелорождающихся птенцов (напр., цыплята, утята, гусята) или детенышей млекопитающих (г. о. стадные копытные) за родителями и друг за другом. Эта реакция обеспечивает сплоченность семьи, возможность охраны и ухода за потомством и формирование механизмов внутригруппового поведения.

З. возможно лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода времени, называемого сензитивным периодом (или критическим). Процесс З. совершается быстро (часто при первой же встрече с объектом З.), без пищевого или иного подкрепления. Как правило, результат З. не поддается в дальнейшем изменению (необратимость З.).

Фиксируемая при З. совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего врожденного пускового механизма недостающими компонентами.

Добавление: Т. о., характерными свойствами З., отличающими его от ассоциативного научения (типа выработки условного рефлекса ), являются след.: З. имеет место в сензитивный период (как правило, в первые часы жизни); происходит сразу и без подкрепления; сохраняется длительное время; при этом не угасает при отсутствии подкрепления; научение практически необратимо, его трудно переделать (напр., превратить привязанность в избегание) путем ассоциативного научения. Различают филиальное З. (привязанность к родителям), половое, пищевое, термическое, вокальное З., привязанность к «дому» (месту, ландшафту) и т. п.

З. иногда рассматривается как механизм первичной социализации . Предлагалось перенести это понятие на формирование привязанности у ребенка (Джон Боулби). В связи с этим заметим, что З. - это форма облигатного научения (т. е. всеобщее, обязательное и бесплатное образование привязанностей), которое свойственно преимущественно зрелорождающимся видам. Человеку до них далеко. Тем не менее у него тоже формируются привязанности, но нет никакого (даже биологического) смысла, чтобы у человека (и вообще у незрелорождающихся видов) процесс формирования привязанности был жестко привязан к перинатальному периоду и фатально влиял на всю оставшуюся жизнь. Говоря метафорически, некоторым видам природа предоставила мораторий и немного свободы выбора в столь важном деле. (Б. М.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

(образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения). Запечатление осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.

Наиболее изученная и показательная форма запечатления - «реакция следования » зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом.

История

Признаки запечатления

Закрепление признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможно лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока - «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).

Термин «запечатление» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти .

  • возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный; критический) период времени;
  • совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления);
  • характеризуется необратимостью;
  • происходит без пищевого или иного подкрепления .

Возраст запечатления

Нередко полагают, что запечатление возможно только в самое первое время после рождения. Это ошибочное мнение, связанное с наблюдениями за животными, детёныши которых появляются на свет уже почти самостоятельными (многие птицы , ягнята , козлята и морские свинки).

Критический период, также называемый «чувствительный возраст», для цыплят и гусят длится всего один день. При этом у утят [Сколько длится, тоже один день? ] наиболее чувствительным был период начиная с 13-16 часов после появления на свет.

У тех видов, детёныши которых появляются на свет в беспомощном состоянии (собаки , кошки , воробьи , голуби , кенгуру и особенно у приматов), критический возраст сильно растянут и отодвинут на более поздние сроки. Слабые и беспомощные, подчас слепые новорождённые этих видов длительное время нуждаются в тесном контакте с матерью. Они не в состоянии самостоятельно существовать в естественных условиях, различные фазы запечатления растянуты иногда на годы (вплоть до возраста полового созревания).

К поздним формам запечатления относится запечатление матери на детёныша, например у коз. Мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его. Достаточно отлучить мать от козлёнка на два часа, и она может не признать его и отказаться его кормить. Коза руководствуется, главным образом, запахом детёныша [где указано, что это главный способ? ] . Запечатление она получает также через вомероназальный орган , облизывая и обнюхивая новорожденного. Чувствительный период в этом случае очень ограничен во времени.

Известно о том, что у птенцов запечатление начинается и может осуществиться ещё до рождения, когда зародыш ещё находится в яйце. Например, у крякв (вид уток) самка во время насиживания яиц издает характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась их крякающая мать. Примечание: у инкубаторских птенцов данный рефлекс не вырабатывается в одном случае - если они выращиваются обособленно друг от друга и у них не работают голосовые связки. В противном случае происходит перекрёстное запечатление - от матери, от соседей, от самого себя (опыт Дж. Готтлиба).

В американской психологии Е. Хесс сформулировал эмпирический «закон усилия»: сила запечатления возрастает по логарифмическому закону от количества усилий, затраченных животным в период запечатления.

Запечатление у человека

Половое запечатление

В книге «Выбор полового партнера» Д. Майнарди показал, что запечатление определяет развитие внутривидового полового влечения. Он пишет: «С той поры и по сегодняшний день было изучено множество случаев, поясняющих, каким образом даже при наличии полиморфизма животные находят себе пару, руководствуясь навыками, полученными в раннем возрасте. Это касается птиц, млекопитающих, рыб, а возможно, и насекомых».

Половое запечатление у животных

Эффект десенсибилизации по Вестермарку

Противоположным вариантом полового запечатления является т. н. десенсибилизирующий эффект Вестермарка , открытый антропологом Эдвардом Вестермарком - лица разного пола, воспитывавшиеся вместе в первые годы жизни, (в норме) чаще всего и в дальнейшем не испытывают сексуального влечения друг к другу.

Вестермарк против Фрейда

З. Фрейд полагал, что члены одной семьи имеют естественное сексуальное влечение друг к другу, что заставляет общество налагать табу на инцест , а Вестермарк исходит из противоположной точки зрения, что табу возникает естественно и самопроизвольно, как компонент эпигенетического восприятия. Однако многие психоаналитики продолжают поддерживать концепцию Фрейда.

Механизмы запечатления

Существует теория, согласно которой в нервной системе имеется так называемый врождённый механизм высвобождения . Чтобы привести его в действие, необходимы рецепторные раздражители (зрительные, обонятельные, тактильные или иные), индивидуальные для каждого вида животных и запрограммированные генетически . В монографии Г. Хорна приводятся результаты экспериментов по определению отдела мозга, который отвечает за запечатление. Животному вводили вещество, меченое радиоактивным изотопом и на радиографах отслеживали это вещество в РНК. Также существует и другой метод: в организм вводится 2-дезоксиглюкоза и по накоплению её в организме определяется активность. Оба метода доказали, что медио-вентральный гиперстриатум - именно та область, которая отвечает за формирование запечатления.

См. также

Напишите отзыв о статье "Запечатление"

Литература

  • Слоним А. Д. Основы общей экологической физиологии млекопитающих. - М.-Л., 1961.
  • Зеляк А.В., Елисеев П.П., Игнатюк С.С. Импринтинг как залог психического и физического здоровья. Тезисы докладов. - Новосибирск, 2009.
  • Тинберген Н. Поведение животных. Пер. с англ. - М., 1969.
  • Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. - М.: «Мир», 1988.
  • Lorenz К. Über tierisches und menschliches Verhalten. Bd 1-2. - Münch., 1965.
  • Sluckin W. Imprinting and early learning. - Chi., 1965.
  • Westermarck, E. A. The history of human marriage. 5th ed. - London: «Macmillan», 1921.

Примечания

Ссылки

  • Данило Майнарди (глава из книги, на )
  • Cardoso, SH and Sabbatini, RME. . Brain & Mind Magazine .
  • , a researcher into imprinting in zebra finches
  • Debra Lieberman, John Tooby and Leda Cosmides . «Does morality have a biological basis? An empirical test of the factors governing moral sentiments relating to incest.» Accepted for publication in Proc. R. Soc. Lond. B November 2002. Available online at

Отрывок, характеризующий Запечатление

– Как Вы могли сотворить такое?! Это чудовищно!!!.. В чём он, по Вашему, был виноват?!
У меня сердце рвалось на части, не желая принять ужас увиденного. Я на какое-то время успокоилась – и проиграла!.. Видимо, не даром Караффу избрали Папой... Он был настоящим мастером пыток, чёрным гением, сумевшим-таки «убаюкать» мой каждодневный страх!
С первого же дня, оказавшись в его руках, мне подсознательно очень хотелось верить, что у меня всё же оставался ещё хоть какой-то, пусть даже очень маленький, шанс! Вот я и поймалась, как слепой котёнок, не успевший даже открыть глаза... А Караффа своим спокойным, светским со мной обращением, красотой комнат, в которых меня поселял, ошеломляющей библиотекой, так открыто показанной мне накануне, именно и капал капля за каплей, день за днём в меня веру в этот мой хрупкий, крошечный «шанс»... И он добился успеха – я поверила... И проиграла.
– О, дорогая моя Изидора, Вы ведь так умны! Неужели Вы думаете, я поверю, что Вы искренне ждёте «справедливого» приговора... когда этот приговор выношу я сам?!..
Это уже был настоящий Караффа. Фанатик-инквизитор, вдруг неожиданно обретший неограниченную власть. А может именно к этой власти он и шёл, все его долгие годы? Хотя для меня уже не имело значения, чего он желал. Я вдруг очень чётко поняла, что в любую секунду могла оказаться на месте моего доброго учителя, вися на том же самом жутком крюке... Если бы Караффа этого пожелал.
– Но, как же Бог?!.. Неужели Вы не боитесь даже Его?..
– Ну что Вы, Изидора! – хищно улыбнулся Караффа. – Бог простит мне всё, что творится во славу Его!
Это было сумасшествие. И моя хрупкая надежда, корчась, начала умирать...
– Подумали ли Вы над моим предложением, мадонна? Надеюсь, у Вас было достаточно времени, чтобы уяснить своё положение? И мне не понадобится следующий удар?..
У меня похолодело сердце – каким он будет, этот «следующий удар»?.. Но приходилось отвечать, и я не собиралась показывать ему, насколько сильно боялась.
– Если я не ошиблась, Вы предлагали мне Вашу дружбу, Ваше святейшество? Но дружба не много стоит, если её получают, вселяя страх. Я не желаю такой дружбы, даже если от этого придётся страдать. Я не боюсь боли. Намного страшнее, когда болит душа.
– Какое же Вы дитя, дорогая Изидора!.. – засмеялся Караффа, – Это, как книги – существует «страдание» и СТРАДАНИЕ. И я искренне советую Вам не пробовать второй вариант!
– Как бы там ни было – Вы не друг, Джованни. Вы даже не знаете, что несёт собой это слово... Я прекрасно понимаю, что нахожусь полностью в Ваших жестоких руках, и мне всё ровно, что будет происходить сейчас...
Я впервые нарочно назвала его по имени, желая обозлить. Я и правда была почти что ребёнком во всём, что касалось зла, и всё ещё не представляла, на что был по-настоящему способен этот хищный, но, к сожалению, очень умный человек.
– Ну что ж, Вы решили, мадонна. Пеняйте на себя.
Его слуга резко взял меня под руку и подтолкнул к узкому коридору. Я решила, что это конец, что именно сейчас Караффа отдаст меня палачам...
Мы спустились глубоко в низ, проходя множество маленьких, тяжёлых дверей, за которыми звучали крики и стоны, и я ещё сильнее уверилась в том, что, видимо, пришёл-таки наконец-то и мой час. Я не знала, насколько смогу выдержать пытку, и какой сильной она может быть. Мне никогда никто не доставлял физической боли, и было очень сложно судить, насколько я могу быть в этом сильна. Всю свою короткую жизнь я жила окружённой любовью родных и друзей, и даже не представляла, насколько злой и жестокой будет моя судьба... Я, как и множество моих друзей – ведуний и ведунов – не могла увидеть свою судьбу. Наверное, это было от нас закрыто, чтобы мы не пытались изменить свою жизнь. А возможно, ещё и потому, что мы так же, как все остальные, имели своим долгом прожить то, что нам было суждено, не пытаясь уйти раньше, видя какой-нибудь ужас, предназначенный почему-то нашей суровой судьбой...
И вот пришёл день, когда у меня не оставалось выбора. Вернее, выбор был. И я выбрала это сама. Теперь оставалось лишь выдержать то, что предстоит, и каким-то образом выстоять, сумев не сломаться...
Караффа наконец-то остановился перед одной из дверей, и мы вошли. Холодный, леденящий душу ужас сковал меня с головы до ног!.. Это был настоящий Ад, если такой мог существовать на Земле! Это торжествовало зверство, не поддающееся пониманию нормального человека... У меня почти что остановилось сердце.
Вся комната была залита человеческой кровью... Люди висели, сидели, лежали на ужасающих пыточных «инструментах», значения которых я даже не в состоянии была себе представить. Несколько, совершенно спокойных, измазанных кровью человек, не спеша занимались своей «работой», не испытывая при этом, видимо, никакой жалости, никаких угрызений совести, ни каких-либо малейших человеческих чувств... В комнате пахло палёным мясом, кровью и смертью. Полуживые люди стонали, плакали, кричали... а у некоторых уже не оставалось сил даже кричать. Они просто хрипели, не отзываясь на пытки, будто тряпичные куклы, которых судьба милостиво лишила каких-либо чувств...
Меня изнутри взорвало! Я даже на мгновение забыла, что очень скоро стану одной из них... Вся моя бушующая сила вдруг выплеснулась наружу, и... пыточная комната перестала существовать... Остались только голые, залитые кровью стены и страшные, леденящие душу «инструменты» пыток... Все находившиеся там люди – и палачи и их жертвы – бесследно исчезли.
Караффа стоял бледный, как сама смерть, и смотрел на меня, не отрываясь, пронизывая своими жуткими чёрными глазами, в которых плескалась злоба, осуждение, удивление, и даже какой-то странный, необъяснимый восторг... Он хранил гробовое молчание. И всю его внутреннюю борьбу отражало только лицо. Сам он был неподвижным, точно статуя... Он что-то решал.
Мне было искренне жаль, ушедших в «другую жизнь», так зверски замученных, и наверняка невиновных, людей. Но я была абсолютно уверена в том, что для них моё неожиданное вмешательство явилось избавлением от всех ужасающих, бесчеловечных мук. Я видела, как уходили в другую жизнь их чистые, светлые души, и в моём застывшем сердце плакала печаль... Это был первый раз за долгие годы моей сложной «ведьминой практики», когда я отняла драгоценную человеческую жизнь... И оставалось только надеяться, что там, в том другом, чистом и ласковом мире, они обретут покой.
Караффа болезненно всматривался в моё лицо, будто желая узнать, что побудило меня так поступить, зная, что, по малейшему мановению его «светлейшей» руки, я тут же займу место «ушедших», и возможно, буду очень жестоко за это платить. Но я не раскаивалась... Я ликовала! Что хотя бы кому-то с моей помощью удалось спастись из его грязных лап. И наверняка моё лицо ему что-то сказало, так как в следующее мгновение Караффа судорожно схватил меня за руку и потащил к другой двери...
– Что ж, надеюсь Вам это понравиться, мадонна! – и резко втолкнул меня внутрь...
А там... подвешенный на стене, как на распятии, висел мой любимый Джироламо... Мой ласковый и добрый муж... Не было такой боли, и такого ужаса, который не полоснул бы в этот миг моё истерзанное сердце!.. Я не могла поверить в увиденное. Моя душа отказывалась это принимать, и я беспомощно закрыла глаза.
– Ну что Вы, милая Изидора! Вам придётся смотреть наш маленький спектакль! – угрожающе-ласково произнёс Караффа. – И боюсь, что придётся смотреть до конца!..
Так вот, что придумал этот безжалостный и непредсказуемый «святейший» зверь! Он побоялся, что я не сломаюсь, и решил ломать меня муками моих любимых и родных!.. Анна!!! О боги – Анна!.. В моём истерзанном мозге вспыхнула кровавая вспышка – следующей могла стать моя бедная маленькая дочь!
Я попыталась взять себя в руки, чтобы не дать Караффе почувствовать полного удовлетворения этой грязной победой. А ещё, чтобы он не подумал, что ему удалось хоть чуточку меня сломать, и он не стал бы употреблять этот «успешный» метод на других членах моей несчастной семьи...
– Опомнитесь, Ваше святейшество, что Вы творите!.. – в ужасе воскликнула я. – Вы ведь знаете, что мой муж никогда ничего против церкви не сделал! Как же такое возможно?! Как Вы можете заставлять невиновных платить за ошибки, которых они не совершали?!
Я прекрасно понимала, что это был всего лишь пустой разговор, и что он ничего не даст, и Караффа тоже это прекрасно знал...
– Ну что Вы, мадонна, ваш муж очень для нас интересен! – язвительно улыбнулся «великий инквизитор». – Вы ведь не сможете отрицать, что Ваш дорогой Джироламо занимался весьма опасной практикой, которая зовётся анатомией?.. И не входит ли в эту греховную практику такое действо, как копание в мёртвых человеческих телах?...
– Но это ведь наука, Ваше святейшество!!! Это новая ветвь медицины! Она помогает будущим врачам лучше понять человеческое тело, чтобы было легче лечить больных. Разве же церковь уже запрещает и врачей?!..
– Врачам, которые от Бога, не нужно подобное «сатанинское действо»! – гневно вскричал Караффа. – Человек умрёт, если так решил Господь, так что, лучше бы Ваши «горе-врачи» заботились о его грешной душе!
– Ну, о душе, как я вижу, весьма усиленно «заботится» церковь!.. В скором времени, думаю, у врачей вообще работы не останется... – не выдержала я.
Я знала, что мои ответы его бесили, но ничего не могла с собой поделать. Моя раненая душа кричала... Я понимала, что, как бы я ни старалась быть «примерной», моего бедного Джироламо мне не спасти. У Караффы был на него какой-то свой ужасающий план, и он не собирался от него отступать, лишая себя такого великого удовольствия...
– Садитесь, Изидора, в ногах правды нет! Сейчас Вы увидите, что слухи об инквизиции не являются сказками... Идёт война. И наша любимая церковь нуждается в защите. А я, как Вы знаете, самый верный из её сыновей...
Я удивлённо на него уставилась, подумав, что Караффа понемногу реально становится сумасшедшим...
– Какую войну Вы имеете в виду, Ваше святейшество?..
– Ту, которая идёт вокруг всех нас изо дня в день!!! – почему-то вдруг взбесившись, вскричал Папа. – Которая очищает Землю от таких, как Вы! Ересь не должна существовать! И пока я жив, я буду истреблять это в любом проявлении – будь это книги, картины, или просто живые люди!..
– Ну, что касается книг, об этом у меня, с Вашей «светлой» помощью, сложилось весьма определённое мнение. Только оно как-то никак не совмещается с Вашим «священным» долгом, о котором Вы говорите, Святейшество...
Я не знала, что сказать, чем его занять, как остановить, только бы не начинался этот страшный, как он его назвал, «спектакль»!.. Но «великий инквизитор» прекрасно понимал, что я всего лишь, в ужасе от предстоящего, пытаюсь затянуть время. Он был великолепным психологом и не разрешил мне продолжать мою наивную игру.

Долгое время ученых занимал вопрос, каким образом у животных происходит связь между заложенным в мозг инстинктом и реальной жизнью. Почему цыпленок «чувствует» себя цыпленком, козленок - козленком, и каждый из них ищет себе подобных? Ответ пришел, как водится, неожиданно. Занимаясь изучением гусят, вылупившихся в инкубаторе, известный австрийский этолог Конрад Лоренц обратил внимание на странную вещь: вместо того, чтобы присоединиться к стаду собратьев, эти гусята повсюду следовали за ним и вели себя так, словно он был их матерью. Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не признавали за ней никаких «родительских прав» и возвращались под покровительство Лоренца. Проявления этой привязанности стали особенно необычными, когда, достигнув половой зрелости, эти гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида.

Исследовав феномен, Лоренц пришел к удивительному открытию: только что родившийся детеныш сосредотачивает все свое внимание на первом движущемся объекте, попадающем в поле его зрения. В природе это обычно мать, в инкубаторе - человек, а иногда и ящик, если человек не пришел вовремя. Этот объект - его первое впечатление жизни! Первая любовь! Первый защитник! Ему он безраздельно доверяет, с ним чувствует себя «в своей тарелке» и готов следовать хоть на край света. Полученный в столь раннем возрасте опыт во многом определяет поведение животного в дальнейшей жизни. Став взрослым, он тянется к подобным объектам и испытывает к ним половое влечение.

Лоренц назвал такую глубокую привязанность новорожденного к первому попавшемуся на глаза существу «запечатлением» . Первая и самая главная задача запечатления - создать связь между потомством и родителями, чтобы запустить механизм инстинкта и приспособить его к реальной жизни. Природа словно говорит малышу: «Всюду следуй за матерью - и ты не пропадешь!».

Важно, что запечатление происходит лишь в определенный период, называемый критическим или чувствительным. Обычно это первые дни или недели после рождения животного. Для цыплят и гусят он длится всего один день, а порой даже 13-16 часов с момента рождения. То же самое можно сказать и о тех животных, чьи детеныши появляются на свет уже почти самостоятельными. Среди млекопитающих такими рождаются ягнята, козлята, лосята и морские свинки. У них этот период длится до трех дней. У диких кабанов - 2-3 недели. Что же касается тех видов, у которых новорожденные появляются на свет беспомощными, как например, воробьи и голуби, а среди млекопитающих - собаки и лисицы, а также все приматы, то у них критический период растянут и сдвинут на более поздние сроки (у человеческого младенца он длится от 6 недель до 6 месяцев). Это объясняется тем, что недоразвитым детенышам требуется некоторое время, прежде чем они смогут воспринять и усвоить сигналы внешнего мира. Поэтому им необходим более длительный контакт с объектом запечатления - матерью.

Это моя мама!

Опознание родителя у каждого вида животных сопряжено с инстинктом, но его образ прописан в довольно общих чертах. Для некоторых
детенышей запечатление может быть вызвано любым объектом: теннисным мячиком и футбольным мячом, подушкой или животным, относящимся к иному виду, - важно только, чтобы он двигался. Случалось, что новорожденные носорог, антилопа, зебра или буйвол бесстрашно бегали за всадником или автомобилем, которых увидели раньше испуганной и покинувшей их матери. И никакими силами нельзя было прогнать этих малышей от псевдомам.
А вот гусятам, как оказалось, важно рассматривать своих родителей под определенным углом зрения. «Лоренцевы» гусята ходили за ним всюду, как за родной матерью, но на расстоянии значительно большем, чем то, на котором обычно следуют птенцы за гусыней. Они всегда сохраняли такую дистанцию, с которой человек им был виден под тем же углом, что и гусыня, ведущая свой выводок. А поскольку человек больше гуся, то и дистанция, естественно, удлинялась. Когда Лоренц купался в реке, и из воды была видна одна лишь его голова, гусята, сохраняя тот же угол зрения, плыли за ним почти рядом. А когда он опускал голову в воду, птенцы приближались к нему вплотную, готовые забраться на голову.
У утят запечатление родителей начинается еще до рождения. Насиживая яйца, утка издает характерное кряканье, которое утята, находящиеся в яйце, прекрасно слышат. Вылупившись, они помнят знакомый голос и, заслышав его, покидают гнездо и смело спускаются на воду, направляясь к матери. Утята кряквы, выведенные в инкубаторе и лишенные голосового запечатления, не узнают зова самки своего вида и не следуют за ней. Но голос - еще не все. В представлении утенка мать должна бегать. Если человек откроет дверцу инкубатора, утята в панике кинутся прочь. Так же, впрочем, как и от чучела утки. Для того, чтобы привлечь их, человек должен встать на четвереньки и побежать в этой неудобной позе (не забывая кричать «квег-ге-гегег»), поскольку в унаследованном от предков представлении утят просто не укладывается, что мать может быть такой высокой, как человек.
У рыб врожденную реакцию на родителей удалось выявить с помощью восковых моделей. Как выяснилось, мальки очень восприимчивы к «походке» мамы-рыбы. Одни собирались у порывистой «мамаши», другие - у плывущей медленно, третьи предпочитали модель, двигавшуюся зигзагом. Цвет, соответствующий общему фону окраски родителей, тоже принимался в расчет. А вот величина не имела большого значения. Мальки «не знают», каковы абсолютные размеры родителей, ростом они с блоху или слона: как и гусятам, им важен лишь определенный угол зрения.
Само собой разумеется, что со временем малышам не хватает общего представления о матери, и они запечатлевают ее характерные черточки: не просто клюв - а вот такой (по-видимому, самый красивый), не просто крыло - а именно таких очертаний (и конечно, самое заботливое). Не перестаешь удивляться, когда видишь колонию фламинго, где среди нескончаемого леса ног и громоздящихся туловищ птенцы все-таки находят собственных родителей, а те - своих отпрысков.

Это мой детеныш!

Не только детеныши фиксируют образ своей матери - мамаши тоже запоминают детей. У коз запечатление матери на детеныша основано главным образом на химических сигналах, которые она получает, облизывая и обнюхивая новорожденного. Иначе самка может отказаться вскармливать его. В этом случае критический период очень ограничен во времени. Достаточно отнять новорожденного козленка часа на два от матери, и она уже ни за что не захочет признавать свое дитя.
Любопытная форма материнского запечатления наблюдается у малого лесного муравья. Правда, в этом случае использование термина «материнское запечатление» носит приблизительный характер, поскольку упомянутые насекомые не являются родителями, а всего лишь «нянями», на которых возложены заботы о потомстве. Запечатление у муравьев происходит в тот момент, когда из куколок выходят муравьи светлой окраски (позже они начинают темнеть). Именно на этот короткий период приходится основная работа муравьиных «нянек». Очень простой эксперимент был поставлен французом Жессоном: на протяжении критического периода малые лесные муравьи содержались тремя различными группами. В первой группе муравьи находились вместе с куколками своего вида, во второй - с куколками чужого вида и, наконец, в третьей - вообще без куколок. Спустя несколько месяцев можно было наблюдать следующую картину: муравьи первой группы, получая на выбор разных куколок, заботились о своих и поедали чужие; во второй группе произошла настоящая путаница, а насекомые последней группы вели себя еще более беспорядочно, ухаживая то за своими, то за чужими куколками или поедая и те и другие.
Подобным образом запечатлевают свои икринки рыбы. Паре молодых цихлид, которые нерестились первый раз в жизни, подложили икринки чужого вида, а их собственные забрали. Когда вывелись мальки, рыбки заботились о них, как о родных детях, а всех непохожих на них мальков, даже своего вида, считали врагами. Позднее эти рыбки еще раз отложили икру, но когда из нее вывелись мальки, не признали в них собственных детей и съели. Это значит, что в их мозгу под влиянием условных рефлексов, полученных при воспитании чужих мальков, сложился совсем другой стереотип представления о «своих» детях, иное запечатление.
Об интересном случае, произошедшем в Берлинском зоопарке, рассказал немецкий этолог Манфред Бюргер. Ночью самка антилопы гну родила теленка. Получилось так, что во время родов она лежала у самой двери, под которой была довольно глубокая ложбина, - в нее и упал новорожденный. Когда он поднялся на ноги, то оказался по другую сторону двери. Мать искала его в стойле, а он был в коридоре. Проголодавшись, маленький гну стал искать мать, но увидел не ее, а балку, которой снаружи запирали дверь в стойло. Она-то и запечатлелась в его мозгу как родитель. Когда утром пришли работники зоопарка и впустили теленка в стойло, ни детеныш, ни мать не интересовались больше друг другом. Мать не приняла свое дитя, а дитя считало матерью бездушную деревяшку. Пришлось работникам зоопарка воспитывать теленка как сироту, потерявшего родную мать.

Это я! И мои друзья!

С помощью множества экспериментов доказано, что запечатление определяет направленность полового влечения. Находясь в естественных условиях, каждый детеныш во время критического периода воспринимает сигналы от родителей и вырабатывает в своем сознании обобщенный образ собственного вида. Одновременно он познает и самого себя - иными словами, самозапечатлевается. Это и определяет впоследствии очень важный для природы закон жизни в сообществе - верность своему виду. Недаром полученная информация закрепляется в мозгу животного именно в тот период, когда возможность ошибок сведена к минимуму. Это касается рыб, птиц, млекопитающих, а, возможно, и насекомых. Цыпленок, выращенный наседкой, запечатлевается на кур, «ощущает» себя курицей и, став взрослым, испытывает влечение только к курам и ни к кому более. Все, кто не «вписался» в круг «своих», навсегда остаются чужими. Если же, по стечению обстоятельств, запечатление происходит на представителя другого вида, то именно к нему животное и испытывает половое влечение.
В одном из экспериментов лисенок, отловленный в возрасте трех месяцев (после периода запечатления), даже после шестилетнего пребывания в неволе оставался строптивым и подозрительным и не переставал приходить в агрессивное возбуждение при виде даже тех людей, которые постоянно за ним ухаживали. Зато его подруга, найденная в лесной норе в очень раннем возрасте, когда у нее еще не прорезались глаза, и вскормленная пойнтером в домашних условиях, напротив, обладала на редкость миролюбивым характером. Она позволяла себя ласкать, брать на руки и любила играть с человеком, как любая дворовая собака. Кроме всего прочего, она обожала собак, с какой бы породой ей ни приходилось иметь дело, будь то карликовые пинчеры или овчарки, боксеры или охотничьи собаки. Если какая-нибудь из них подходила к клетке, лисица ложилась на спину, била хвостом о землю, громко взвизгивала, высовывала язык и, вне себя от счастья, обильно мочилась. Судя по всему, она чувствовала себя настоящей собакой.
Хорошо известны опыты по выращиванию щенков в различном окружении. Если они находились среди диких собак, то и становились обычными дикими собаками, которые боятся человека. Если щенята росли только в контакте с человеком, то в дальнейшем предпочитали находиться в его же обществе, а не в обществе собак. Если они общались с другими животными - котятами, кроликами, ягнятами - то затем тянулись лишь к этим знакомцам. При содержании щенков в полной изоляции и от сородичей, и от человека они становились необщительными и пугливыми.
Необходимо при этом иметь в виду, что по самой своей натуре животные склонны воспринимать определенный тип стимула, и что неестественный объект запечатления, порой резко отличающийся от естественного, слабо воздействует на животное или воздействует лишь частью своих признаков. В этом случае говорят о расширенном запечатлении. Именно оно и порождает путаницу в поведении животного, вводя в известное заблуждение.

Этолог Д. Майнарди рассказал о паре голубей, которых он вырастил в детстве. Когда птицы подросли (кстати, оба оказались самцами), они стали относиться к своему воспитателю, а вернее, к руке, которая их выхаживала, как к представительнице вида. При виде руки голуби принимались ворковать и прижиматься к ней, совершая при этом стереотипные движения обряда ухаживания. Правда, в конце концов они все же спарились с голубками. Несомненно, однако, одно: дружеское отношение и половое влечение и к человеку, и к представительницам своего собственного вида - все это явилось плодом запечатления. В этом случае оно оказалось расширенным, поскольку выработалось на два вида объекта одновременно.

Импринтинг исследовали главным образом у выводковых и зрело-рождающихся видов, поскольку многие элементы поведения, "уже готовые" сразу после рождения, позволяли более надежно оценивать реакции животных. Однако сходные с импринтингом явления наблюдались и у незрелорождающихся животных, например реакция следования за матерью, хорошо известная у копытных, землероек и даже у бурого медведя (см.: Хайнд, 1975).

Запечатление считается специфическим видом обучения, очень важным для формирования в онтогенезе индивидуальных адаптации (см: гл. 3). Оно заключается в том, что молодое животное или птица начинает следовать за тем животным (или предметом), которые попали в поле его внимания в первые часы после появления на свет. Как говорит об этом Д. Мак-Фарленд (1988), импринтинг – это "...совершенно неразборчивая привязанность к движущимся объектам".

Как известно, импринтинг начали изучать, наблюдая реакцию следования птенцов выводковых птиц (из отрядов куриных и гусеобразных) за матерью. Одним из первым описание импринтинга дал английский ученый Д. Сполдинг (см.: 2.3).

К. Лоренцу принадлежит заслуга подробного и тщательного описания импринтинга на основе наблюдений за дикими гусями, выращенными человеком. Он выделил две важные особенности, которые отличают данный феномен от других типов обучения. Во-первых, этот феномен приурочен к определенному периоду онтогенеза, называемому чувствительным (или критическим). У разных видов животных и птиц он имеет разную длительность. Во-вторых, процесс импринтинга необратим. Если запечатление объекта молодой птицей или зверем произошло, то эффект этого раннего опыта практически устранить нельзя. Например, если у птенца произошло запечатление на особь другого вида, позднейшие его контакты с представителями своего вида не смогут изменить возникшей привязанности.

Считается, что существует импринтинг двух типов – запечатление привязанности и половое запечатление. Хотя такое подразделение несколько условно, два типа импринтинга, тем не менее, следует анализировать с помощью разных подходов.

Запечатление привязанности обычно исследуют, анализируя этоло-гические и физиологические закономерности собственно реакции следования. Наиболее часто для этого используют птенцов выводковых птиц (рис. 7.2 и 7.3).

Специальные эксперименты были проведены американским исследователем Э. Хессом (Hess, 1964). Вкратце суть приемов анализа запечатления такова. Появление птенцов из яйца происходит в темноте. Впервые они получают зрительный опыт на экспериментальной площадке, куда их можно помещать в том или ином возрасте, и где на специальной круговой дорожке им демонстрируют тот или иной объект. Объект может перемещаться с разной скоростью, так что реакция следования за ним у экспериментального птенца может быть охарактеризована количественно. Движущимся предметом может быть чучело птицы, коробка или что-либо еще. Чем ярче этот предмет окрашен, тем более сильную реакцию следования он вызывает. Упрочению реакции способствуют также звуки, которые сопровождают перемещение предмета.

Импринтинг – это специфическая форма обучения, мгновенное подкорковое обучение. От англ. «Imprinting» – «впечатывание» – психофизиологический механизм, когда образ прочно закрепляется и формируется в определенный, критический период, практически полностью автоматичен, не обратим и не требует ни первичного, ни дальнейшего позитивного подкрепления. Объектами обычно выступают родительские особи, сиблинги, пищевые объекты, природные враги. В животной среде служит механизмом выживания. Некоторые образы, в том числе природных врагов, действия не являются врожденными, генетически наследуемыми и механизм импринтинга обеспечивает моментальное обучение или узнавание.

Широко известный пример ипринтинга – гусятами первого движущегося объекта увиденного после вылупления как мать объясняется тем, что у гусей нет врожденного узнавания своих, например, посредством запаха, поэтому запечатление первого объекта берет на себя эту функцию. При этом гусята не отличают живые объекты и искусственные модели, единственная требуемая характеристика – движение. Критический момент восприятия – импринтной уязвимости (в случае гусят, сразу после рождения) и требуемая характеристика, которая может быть единственной (в примере – движение) обеспечивают возникновение импринтинга. При этом все другие характеристики и ситуация не имеют значения, т.е. гусята поддадутся механизму как в неволе, так и в полевых условиях, например.

Существует теория, которая предполагает, что существует врождённый механизм запечатления, реагирующий на специфический для данного вида раздражитель. Так же существует понятие «геномный импринтинг» – вариант наследования генов, когда ДНК – основная структура гена – не изменяется.

Импринтинг в психологии

Импринтинг это в психологии понятие, перешедшее из зоопсихологии и этологии, оно было введено в использовании К. Лоренцом, который пожелал посредством изучения поведения фауны лучше понять человеческое поведение. И если у животных импринтинг необходим для выживания, у человека он приобрел более широкое значение. Иногда предполагают, что данный механизм обучения возможен лишь ранний период после рождения, но данное мнение связано с существенным преобладанием наблюдений за детенышами животных, которое становятся самостоятельными относительно быстрее новорожденного человека.

Помимо механизмов выживания, импринтинг в психологии – это механизм усвоения образов, сценария поведения, алгоритма рассуждений воспринятых в определенный критический период развития. В данные периоды так называемой импринтной уязвимости или импринтной десенсибилизации, личность находится в состоянии, когда образы, связанные с определенным паттерном поведения, воспринимаются большей мерой бессознательно.

Хотя наиболее изучен импринтинг сразу после рождения и приблизительно до годовалого возраста, предполагается, что он может происходить на продолжении практически всей жизни, преимущественно периода взросления и становления, в том числе, как результат психотравмирующих ситуаций. Поскольку у человека социальная адаптация так же крепко связана с успехом выживания, как и физиологическая, то у человека допускают возникновение поведенческих импринтингов без четкого ограничения условиями возраста.

Импринтинг у человека имеет более сложную природу. Это может быть связано с классическими возрастными кризисами, изменением социального окружения и статуса в связи с переездом, поступлением в учебные заведения, начало и смена работы. Чем более молод организм и более нова для него ситуация, тем более велик шанс возникновения психологического импринтинга. Чем более стрессовое состояние, тем лучше происходит подкорковое обучение и самостоятельно логически анализировать и изменять их практически невозможно.

Импринтинг у человека – способ приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между безусловными рефлексами, как примером полностью бессознательных и научением, основанным на сознательном запоминании.

Поскольку импринтинг у человека происходит частично, а в некоторые периоды полностью, бессознательно, человек зачастую не может определить и вспомнить момент его возникновения, потому последующее воспроизведение полученного опыта происходит автоматически, в дальнейшем, к автоматическому поведению будет применено личностно или социально приемлемое объяснение. Если механизм сработал по социально неприемлемому шаблону, попытка механически ограничить свое поведение длительного положительного результата, как правило, не приносит и требует работы специалиста, который, ориентируясь на знания о критических периодах человека, помогает найти психологический импринтинг. Так же, не зная и, не замечая работы бессознательного, человек может, ориентируясь на искусственные модели, препятствовать его правильному возникновению, что может иметь отдаленные негативные последствия.

Импринтинг – примеры у человека

На каком этапе достаточна нервно-психическая активность для возможности возникновения импринтинга – вопрос, связанный с общими знаниями о сознании у человека. Современные исследования во многом сосредоточены на перинатальной психологии и пока изучен импринтинг, связанный с первыми критическими периодами после рождения. Согласно Фрейду рождение является травмирующим процессом, иногда говорят о рождении как о своеобразном катарсисе (по Аристотелю это трагедия, которая вызывая гнев и страх, приводит к выплеску эмоции и очищению души). Данное определение включено в Энциклопедический словарь медицинских терминов, изучение направлено на выяснение ситуация и объектов импринтинга у человека.

Импринтинг в психологии, что это такое? Импринтинг это в психологии личности способ формирования социально важных поведения, дополнительно к природным паттернам поведения, который предполагает наличие следующих видов свойственных человеку.

Оральный – первичный, поскольку материнское молоко служит единственным для новорожденного источником питания, а значит выживания. Ощущение безопасности, которое обеспечивается с контактом, ассоциируют материнские объятия с требуемым ощущением защиты.

Связанный с освоением окружающей территории или территориально-эмоциональный импринтинг объясняет, почему человек стремится определить свое пространство, что выражается в выборе любимого места для игр в детстве и оформления документов частной собственности во взрослом возрасте.

Вербальный вид, возможно, обеспечивает реакцию на человеческую речь, выделение ее из остальных окружающих шумов и звуков, таким образом стимулирует актуализацию и развитие речи, как специфического способа коммуникации людей. По механизму импринтинга также формируется паттерн поведения, свойственный определенному полу, называемый половой идентификацией.

Так, знания о важности образования связи между матерью и ребенком, и первичным импринтингом, были аргументами для создания современных рекомендаций ВООЗ клинических протоколов ухода за новорожденными (в Украине обновлен приказом №438 от 2015 года), где одним из обязательных пунктов обозначено не разлучать мать и ребенка первые два часа после рождения, если нет медицинских противопоказаний.

Говорят о возможном наследовании ребенком пищевых привычек, которых придерживалась мать в период беременности.

Говоря о влиянии на выбор полового партнера, существуют две противоположные теории. Антрополог Э. Вестемарк указывал на определенный десенсибилизирующий эффект, возникающий у разнополых особей воспитывавшихся вместе в ранние годы жизни и приводящий, в норме, к отсутствию взаимного интимного влечения. Противоположная версия озвучена Д. Майнарди, которым предположено, что именно ранний импринтинг родителей и сиблингов обеспечивает развитие внутривидового полового влечения. З. Фрейд полагал, что биологические представители одной семьи ощущают интимное влечение, что приводит к запечатлению для дальнейшего выбора полового партнера, ориентируясь на близкородственные модели поведения и внешние признаки, именно потому общество налагает табу на инцест, и на данном этапе психоаналитическое общество придерживается этой концепции.

Интимное запечатление в отношении неодушевленных объектов допускается как возможное объяснений фетишизма.

Философские словари дополнительно определяют импринтинг как способность индивидуума принять новую идею, элемент содержания культуры от , на рациональном и эмоциональном уровне.