Задания для дошколят с звуком м. Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки М, МЬ и буква М". Звуковой анализ слогов МЫ и МИ

Цель занятия: изучаем букву М, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой М, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву М по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Спросите: Как мычит корова? (My!..)
Скажи, как я: МММУ. Какой звук ты произнес первым?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Мышка Морковь Медведь Муравей

МЫШКА, МОРКОВЬ - скажи, как я. Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.

Произнеси: МММ.

Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м]. Запомни, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - согласный. Одни, согласные звуки произносятся с голосом, другие - без голоса.

Если ребенок затрудняется с определением участия голоса при произнесении согласных звуков, здесь и в дальнейшем ребенку предлагается приложить ладонь к своей гортани. При участии голоса в произнесении звука ребенок будет ощущать вибрацию гортани («горлышко дрожит»). Это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков.

Кто больше?

  1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [М] и заканчивается [А]. (Ответ: малина)
  2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [М]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки)
  3. Перечислите продукты, в названии которых есть [М, М’]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мандарины, мука.)

Задание: печатная буква М для дошкольников

  • Рассмотри букву М. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву М.
  • Напиши букву М в воздухе.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей.
Жить не может… (муравей).

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).

Каждый тут в лесу талант -
И певец, и … (музыкант).

Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку… (мячик).

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? … (май.)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).

Под тяжелой ношей -
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка.)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? … (мел.)

Загадки для детей на букву М

Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
(Маяк)

Над рекой, поперек.
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине.
Он ходить позволил мне.
(Мост)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
(Муравьи)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет.
Тогда перестанет.
(Муха)

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь)

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)

Жидко, а не вода.
Бело, а не снег.
(Молоко)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)

Рогатый, а не бодается.
(Месяц)

Пословицы и поговорки на букву М

Мир строит, а война разрушает.

Кто сеет мир, пожнет счастье.

Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

Москва - всем городам мать.

Мало хотеть, надо уметь.

Сказка про букву М

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час мы твердим упрямо:
Нет на свете никого лучше нашей…

Малины! - заорал Миша.
- Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!

Что ты, что ты! - испугался мышонок.
- Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…

Айболит! - заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей - лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! - важно ответил мышонок Мыша…

Веселые стихи про букву М для детей

Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу!
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто,
- Посидим и в тишине…
(Е. Благинина)

Запутались
- Смотрите - буква!.. Вот те на:
Не в книжке - на дорожке!
Как называется она.
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза - прикинула в уме,
Сказала: - Это буква «ме».
Бык возразил: - Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему! -
А пес воскликнул:
- Полно вам, не спорьте, это буква «ам»!
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М…
(А. Шибаев)

Мы таблицы умноженья
Взяли и попрятали
Дайте нам для ускоренья
Микрокалькуляторы!
(Е. Григорьева)

Мама, бабушка, сестра -
Все нарядные с утра.
Принимают поздравленья.
Хоть у них не день рожденья.
Каждой праздничный подарок
И букет - он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет -
Испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду,
Навели порядок всюду.
Мы забыли слово лень.
Вот что значит женский день!
А сестра спросила нас:
- Это будет каждый раз?
(В. Нестеренко)

Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».
(Я. Аким)

Маяк
…Вечером, а также к ночи плавать в море трудно очень…
Капитану так обидно - даже берега не видно.
Вдруг - обрадован моряк: загорается МАЯК.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо - все суда заплывайте вот сюда…
Всем показывает свет - здесь опасно или нет.
(В. Маяковский)

Медвежонок Мишка в улей влез,
И вот - с лапы каплет сладкий мёд!
Я над ним смеяться начал:
«Медвежонок насвинячил!»
- Что за шутки! - тот ответил.
- Я - медведь!
Я - намедведил!
(М. Яснов)

Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз!
(Е. Благинина)

Бедный Мишка заболел
- Мишка много меду ел.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!»
Мишка стонет.
Слезы льет -
У него болит живот.
Непослушный Жадный Мишка
Съел лесной малины Лишка.
(Ф. Бобылев)

То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М,
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
На гладкий мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит -
И все конца ей нет.
(С. Маршак)

Мячик
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.
(Г. Виеру)

Медвежий марш и вальс медвежий!
С гармошкой мишка на манеже.
Медведица с медведем пляшет.
Им медвежонок лапой машет.
(В. Берестов) Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - Спросила мышка.
- Что ты!
Ты еще малышка.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Звук и буква М»

Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой М; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова; закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.

2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.

Оборудование: картины «Дом», картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы М, разрезная азбука; кружки синего и красного цвета для обозначения звуков; карточки со слогами и словами: ам, ом, ум, ма, мо, му, мама.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.

А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра.

II. Сообщение темы занятия. В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, И.

В: Они какие?

Гласные.

В: Как они произносятся? +Свободно, легко, с голосом.

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит? + Из гласных.

В: Сколько их? + Два.

В: Подберите короткие слова для этой схемы. Ау! Уа! Иа!

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? + согласными.

Что это? (выставляется картина «Дом»)

Какой последний звук вы услышали в этом слове?

Сегодня мы с вами будем изучать звук и букву «М»

Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка, между ними галочка.

И понятно сразу всем: получилась буква М.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали. Похожи ребята на букву М?

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? В: Сколько в ней элементов? В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. При произнесении звука [м] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

Какой это звук? (согласный)

А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуком М. (морковь, помидор).

Назовите фрукты и ягоды с этим звуком(смородина, мандарин, малина, лимон).

А теперь назовите весенние месяца со звуком М (март, май).

В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »

В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале.

В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).

Физкультурная минутка.

Звуко – буквенный анализ.

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

МАМА

В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова).

В: - Как ласково дети называют маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)

IV. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?

- (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..

Дети определяют место звука м

Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально

VI. Физкультминутка.

VII. Развития зрительного внимания и памяти.

Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем.

Выставляются игрушки: машинка, мозаика, пирамидка, матрешка.

Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.

Игрушки переставляются.

А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит…).

VIII. Развитие фонематических представлений.

Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук [м] в слове «самолет»?

Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м].

IX. Восстановление деформированных предложений.

Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось:

«Мама мыть Митя».

«Возле дома цвести мак».

«Дима мыть руки мыло».

Поможем Мите составить эти предложения правильно.

Нахождение буквы М в кассе букв

Найдите букву, которой обозначаются звуки [м]. Закрасьте ее.

XI. Итог занятия.

С какими звуками сегодня познакомились?

Что еще нового узнали на занятии?

Что было трудным для вас на занятии?

Спасибо всем за работу.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.


Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные :

  • учить определять первый согласный звук, твердость - мягкость, звонкость - глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
  • закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
  • активизировать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно - моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы - ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки - тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с
сомкнутыми губами);
б) Подражаю я слону - губы «хоботом» тяну;
в) Язычок широкий, гладкий - получается «лопатка»

Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день».
Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать: «Му-у-у-р-р..»
Маша улыбнулась - значит, сегодня я играю и дружу со звуком …(каким, ребята?) со звуком М.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть - чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу. Согласный (есть преграда - губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки , колокольчики, маки , тюльпаны ).

Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей)
Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов - тюльпановый. Из маков? (маковый ), из ромашек? (ромашковый ). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко . Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».
- Почему так сказала Маша?
Маша все съела и спасибо сказала.
Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.



5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Игра «Живые звуки»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

Определить, где звук М - в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

му-ха - прохлопываем,
ма-ши-на - протопываем,
му-хо-мор - пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки - муха , машина , мышка . Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

8. Д/и «Подбери слово-действие»

Муха - летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина - едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка - пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из мозаики.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз) ,
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз) .
Кулаками постучим (6раз) ,
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой) .

Анжеро - Судженский городской округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 42
Автор материала учитель-логопед:

Конспект НОД в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема: Звуки «м, мь», буква М.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 41
высшей квалификационной категории

Тема: Звуки «м», «мь». Буква М.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук». - Учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах. - Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. - Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова. - Познакомить с буквой М. - Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов. - Развивать умения детей делить слова на слоги. - Упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, фонематические представления, мелкую моторику, связность высказываний, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умении взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: игрушки - мышка и мышата, медвежонок, мартышка; предметные картинки с изображением дома, облаков, солнца, коровы и теленка на лугу; символы звуков (фишки), домики для звуков, для определения звука в слове; предметы: молоко, сметана, масло, мед; карточка с изображением буквы М.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети стоят в центре зала.

Реснички опускаются

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

1, 2, 3, 4, 5 —

Смотрим глазками опять.

Логопед: На полянке дом стоит. Кто тут живет, сейчас узнаете, ребята. Послушайте загадку и среди картинок найдите картинку-отгадку.

Эти маленькие крошки

Рады даже хлебной крошке. (Мышки)

Кто в домике живет? (Ответы детей) Логопед выставляет игрушки - маму мышку и мышат.

II. Психогимнастика.

Логопед: Каждое утро мышата вставали рано, выглядывали в окошко и встречали солнышко. А сегодня оно спряталось за облака, и мышата загрустили. Покажите, ребята, как грустили мышата (Действия детей).

Но вскоре солнышко выглянуло из-за облаков, мышата улыбнулись ему, обрадовались. Покажите, как радовались мышата (Действия детей).

III. Артикуляционная гимнастика, развитие голоса.

Малыши улыбались и напевали свои песенки: у - а - и; и - а - о;

Повторите песенки мышат (дети пропевают сочетания звуков);

Какие звуки пропевали мышата? (Ответы детей)

Какие это звуки? (Ответы детей)

Почему они называются гласные? (Ответы детей)

В каком домике живут гласные звуки? (Ответы детей)

IV. Знакомство со звуком «м».

1. Отгадывание загадки.

Ранним утром, исполнив свои песенки, мышата выбежали на луг собрать зернышки (они заготавливали запасы на зиму), и увидели … огромное животное (мышата его никогда не видели). Кто же это, ребята, помогите мышатам, отгадайте загадку.

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молока дает.

Кто это? (Ответы детей)

Правильно, ребята, это корова Марта.

Что ты делаешь, корова, длинные рога,

«М-м-м!» - мычит корова Марта, - «Пасусь я на лугах».

2. Произнесение звука, характеристика, развитие голоса.

Как мычала корова? (Ответ детей хором)

С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (Ответы детей)

Когда мы произносим звук «м», губы смыкаются, воздух не может пройти через рот, губы мешают. Воздух нашел другой путь - через нос. «М» - звук носовой.

Ребята, промычим, как Марта. (Дети: «М-м-м-м-м…»)

Песенка получилась? (Ответы)

Значит «м» какой звук? (Ответы)

Почему «м» согласный звук? (Ответы)

- Если горлышко дрожит, значит звонкий звук звучит.

- » М-м-м» - корова замычала, —

Она телушку Милку искала.

И телушка ей в ответ: «Мь-мь-мь».

Корова мычала строго: м-м-м-м; а телушка отвечала нежно, ласково: мь-мь-мь.

Как Марта мычала? (Отвечают дети) Как Милка отвечала? (Ответы)

Звук «м» - согласный, звонкий, твердый, носовой, обозначаем синей фишкой с колокольчиком, живет в синем домике (фишка помещается в синий домик).

Звук «мь» - согласный, звонкий, мягкий, носовой, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком, живет в зеленом домике (фишка помещается в зеленый домик).

V. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто мычит?»

Мышата сидят в травке и слушают, кто же мычит, Марта или Милка. Давайте, ребята, поможем им: если замычит Марта, поднимаем символ звука «м», если Милка - символ звука «мь».

1. Выделение звука из ряда согласных звуков:

в, м, н, мь, в, м, ф, мь, ш, мь, н, м ….

2. Из рядя слогов: ам, ап, ми, ва, пе, му, мя, мА, фо, ши, мы, ми…

VI. Развитие речевого дыхания, речевой памяти, голоса.

Логопед: Слушаем, запоминаем, чистоговорки четко повторяем.

Ма - ма - ма - на дворе зима,

Ма - ма - ма - холодная зима,

Мы - мы - мы - не боимся мы зимы,

Ме - ме - ме - рады мы зиме.

VII. Гимнастика для пальчиков

1. Игра «Сосчитай» (согласование числительных 1 - 5 с существительными)

Набрали мышата семечек на лугу и прибежали домой, мама их похвалила: «Будет запас еды на зиму». Давайте поможем мышатам сосчитать семечки.

У детей на блюдечках семечки, они считают и озвучивают свои действия.

2. Игра «Мышки моют лапки»

Логопед: Заготовили корм на зиму, теперь она не страшна. Надо мышатам лапки помыть, скоро придут друзья. Поможем им, ребята.

Мышки мылом мыли лапки,

Каждый пальчик по порядку:

Вот намылили большой,

Окропив его водой.

Не забыли про указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылили усердно,

Очень грязный был наверно.

Безымянный терли пастой —

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыли

Очень он боялся мыла.

VIII. Определение позиции звуков «м», «мь» в словах.

1. Употребление винительного падежа имен существительных.

К мышатам в гости пришли друзья. Кого мы видим в гостях у мышат?

(Ответы детей)

Какой первый звук мы слышим в слове «мартышка»? (Ответ)

А в слове «мишка»? (Ответ)

Игра «Кто что принес?»

Друзья принесли мышатам игрушки. Логопед помещает их на столе.

Попробуем догадаться, кто что принес?

(Ответы: Мартышка принесла матрешку, машинку.

Мишка принес пирамидку, мяч.)

2. Употребление творительного падежа имен существительных.

Чем угостили мышата своих друзей? На столе расположены предметы (продукты - молоко, масло, сметана, мед). Дети отвечают предложениями.

(Ответы: Мышата угостили друзей молоком.)

3. Образование относительных прилагательных

Мама Мышка приготовила для гостей угощение:

из молока она сварила кашу (какую?) …. (молочную),

из меда испекла торт (какой?) … (медовый),

из масла сделала крем для торта (какой?) …. (масляный)

IX. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Какой слог лишний»

Мартышка предложила друзьям поиграть в игру, и мы поиграем с ними. Логопед произносит ряд слогов, дети выделяют лишний:

Ма -ма - па му -му -ну

Ми - ми - пи мо -мо - но

2. Игра «Какой гласный прячется в слове?»

Мишка предлагает нам поиграть со словами, в которых прячутся гласные звуки. Какие? Послушайте и произнесите. (По индивидуальным картинкам: мак, мост, гусь, кит, кот, хвост, пар).

3. Игра «Какой звук убежал в конец слова?» (с опорой на предметные картинки)

Логопед произносит слово, дети называют последний звук.

4. Игра «Прошагаем слова»

Дети делят слова на слоги, выкладывают слоговые схемы.

Физминутка

Мышата предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, с ними.

Раз, два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернитесь,

Семь, восемь - наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

X. Звуковой анализ обратных и прямых слогов.

(слышен шум за дверью)

Логопед: Ребята, кто-то царапается за дверью, слышите?

Входит в группу кот Мурзик.

Мурзик: Я умммею часто мммыться не водой, а язычком.

И еще мммне часто снится блюдце с теплым мммолочкоммм и сммметанкой, а еще тут пахнет мммышатинкой.

Логопед: Кто это? (Ответ) Хулиган и проказник кот Мурзик. Узнали мы тебя.

Мурзик: Как много ребят, у вас праздник?

Логопед: Ребята, что мы делаем? (Ответы детей) Это ты бродишь по улицам, а ребята учатся и очень хорошо умеют различать звуки. Ты, Мммурзик, знаешь, какой 1-й звук слышим в твоем имени?

Мурзик: Нет, не знаю. Какой?

Логопед: Тебе сейчас ребята скажут (дети отвечают).

Ты к нам пришел в гости?

Мурзик: Мммышки тут - мммое любимммое лакомммство, аммм - аммм, как вкусно.

Логопед (шепотом): Ребята, давайте быстро выполним задания и тогда кот станет добрым, сказочным и не тронет наших мышат.

Звуковой анализ обратных слогов:

Сколько звуков Произнес Мурзик: аааммм (ответ),

Какой слышим 1-й звук - («а» - гласный),

Какой 2-й - («м» - согласный, звонкий, твердый),

Произнесите. Что получилось (аааммм)

Дети преобразовывают слоги: ам - ум - им - ом.

Что мы делали? (Ответы детей)

Звуки мы … (слышим, произносим). Звуки живут в буквах.

XI. Знакомство с буквой М.

Демонстрируется карточка с изображением буквы М.

Логопед: Букву мы видим, читаем.

1. Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске., складывают из палочек.

2. Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. - Дети изображают букву в парах.

3. Игра «Окошечки»

Ребята играют с пособием «Окошечки», соотносят звуки «а, у, и, о, м» и их буквы, читают слоги.

Мурзик хвалит ребят.

Мурзик: Ребята, простите меня, я не буду больше обижать мышек и хочу быть таким же добрым, как и вы.

Дети: Молодец, Мурзик!

Логопед: Чем мы угостим котика, ребята?

(Сметаной. Вот тебе, киска, сметаны миска)

Кот: Вкусная сммметана. Ребята, вы такие мммолодцы, как мммного знаете, умммеете. Я тоже хочу учиться и не буду больше охотиться за мммышками. Теперь я вас угощу.

Мурзик угощает ребят конфетами «Кот в сапогах» и уходит.

Понравилось вам в сказочной стране. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

А теперь нам пора возвращаться из сказки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вокруг себя повернитесь

Из сказки возвратитесь.

Молодцы, ребята. Вы очень старались и хорошо потрудились.

Здравствуйте мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы сегодня буква «М» . Малыши любят эту букву быстро ее запоминают и называют ее мамина буква. И не случайно дети ее любят ведь в слове мама две буквы М.

Дорогие мои мы с вами уже говорили о том, что прежде, чем знакомить ребенка с буквой надо поработать сначала со звуком.

Сегодня я вам предлагаю, прежде, чем знакомить малыша с буквой проверьте на сколько ваш малыш внимательный? А для этого поиграйте с ним.

Игра на внимание:

Предложите запомнить слова со звуками [м, мґ], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».

ПОЭТЫ

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей…

– Малины! – заорал Миша.

– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

– Ну, хотя бы про этот мухомор.

– Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий…

– Айболит! – заорал медвежонок.

– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

– Откуда ты так много знаешь?

– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

После прочтения сказки спросите:

  • Понравилась ли ребенку сказка?
  • Что понравилось?
  • Какие слова со звуками [м, мґ] запомнил?

Буква «М»

Веселые стихи

Мама, глянь-ка!

Словно две родных сестры! Г. Виеру

П куда-то торопилась,

Посрединке проломилась,

П не П теперь совсем –

Она стала буквой М .

Г. Ванюхина

Мы за руки возьмемся,

Мы маме улыбнемся,

Мы, словно буква М , вдвоем

На праздник майский днем пойдем.

В. Степанов

Вот качели – буква М !

Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан

Медвежонок по утрам

Все твердил упрямо:

– Нет на свете никого

Лучше моей мамы.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

В. Степанов

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я –

Это мы». А между тем

Получилась буква М .

А. Шибаев

Мама Милу с мылом мыла,

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

– Не сердись, дочурка Мила!

– Не сержусь, – сказала Мила, –

Я выплакиваю мыло.

И. Демьянов

Буква М – начало слов

многообразных:

Малина, мама, мухомор и масло.

М можно встретить нам легко:

Мёд, микстура, молоко.

Буква «М»

Пословицы и поговорки

1. Мир строит, а война разрушает.

2. Много снега – много хлеба.

3. Мало хотеть, надо уметь.

Чистоговорки

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Игры

Игра «Кто больше?».

1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м ] и заканчивается звуком [а ]. (Малина, морошка.)

2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м ]. (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)

3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м ]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)

Игра «Доскажи словечко».

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь).

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?.. (Мел).

* * *

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?.. (Мышка).

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?.. (Мухи).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и… (музыкант).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик)

* * *

Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Покрывают пляж… (моржи).

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?.. (Май).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой… (мыли).

Игра «Доскажи фразу».

Конь ржет, а корова… (мычит).

Собака лает, а кошка… (мяучит).

Луна светит, а звезды… (мерцают).

Игра «Волшебная цепочка».

Превратите мышку в миску .

(Мышка мошка – мишка – миска.)

Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшуюся букву.

– сква, – инск, – ак, – етро, – а – а, – ир.

Игра «Наоборот».

Назовите слова, которые начинаются со звука [м ], противоположные по смыслу данным словам,

Война – (мир ), ссориться – (мириться ), быстро – (медленно ), твердый – (мягкий ), глупый – (мудрый ), большой – (маленький ).

Игра «Один – много» .

Представьте данные слова во множественном числе: мост – (мосты ), музей – (музеи ), мука – (мука ), мыло – (мыло ), метро – (метро ).

Игра «Полсловечка за вами».

Мак… (-ушки ), маска… (-рад ), мясо… (-рубка ), мышь… (-як ).

Игра «Подберите пару».

машина маленький

море малиновый

мужчина медленный

мяч мирный

мел мелкий

музей мороженое

мясо музыкальный

Игра «Шесть магов».

1. м – – – а – г.

Этот придумали люди в Австралии.

2. маг – – – – – – –.

Этот и джаз, и частушки, и арии.

3. маг – – – – –.

Этот – прекрасный восточный цветок.

4. – – – – – – маг.

В этом – различных товаров поток.

5. ма – г – – – – – –.

Этот на клумбе, он мал, но красив.

6. – – маг –.

Если б не этот, вернее, не эта,

Я бы от вас не дождался ответа.

О т в е т: мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага.

Игра «Найди слова».

Игра «Играем в прятки».

Вопрос. А кто еще жил в доме? Внимательно прочитайте предложение. Может, увидите еще кого-нибудь.

Игра «Слоговое лото».

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Молоко, мама, мыло, мороз и т. д.)

2. На наборном полотне печатается слог ма , нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (Ма-ма, ма-лина, ма-ки. )

3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться

с буквы «м»: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима. )

Игра «Магическая буква».

Л

А Р? И Я

О т ве т: армия, лампа

Игра «Хвостоглав».

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты.

Мель мол мак

О т в е т: шмель, мельница, хмель; молоко, молодец, моль, смола, молекула; макароны, гамак, макет и т. д.

Игра «Черным по белому».

мел – – – – –

– – мел –

– мел –

– мел – – – –

Возможный вариант о т в е т а:

мельница, помело, шмель, смельчак.

Игра «Зашифрованное слово».

Отгадайте слово, используя шифр.

О т в е т: мандарин.

О т в е т: морковка, ветка, ведро, метла.

2. Кругограмма .

Отгадайте зашифрованное слово.

О т в е т: Мурзилка.

Перевертыши

МАДАМ. МИР ИМ.

МОКНЕТ ОКСАНА С КОТЕНКОМ

О т в е т: лапа. О т в е т: сок.

Загадки

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина.)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз.)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка.)

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!».

(Маяк.)

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч.) С. Маршак

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь.)

Белый камешек растаял,На доске следы оставил.

(Мел.)

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу.

(Медведь.)

Раскаленная стрелаДуб свалила у села.

(Молния.)

Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит.

(Мороз.)

Я работаю в артелиУ корней лохматой ели.По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

Не найдешь у нас пилы;

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором, –

А под елью вырос дом.

(Муравей.)

В лесу у пня суетня, беготня:Народ рабочий весь день хлопочет,Себе город строит.

(Муравьи.)

Сами крошки, боятся кошки,

Под полом живут, туда все несут.

(Мыши.)

Мала, а никому не мила.

(Мышь.)

Думаю, что практический материал рубрики учим буквы на букву «М» вам понравился. Комментарии приветствуются!