27 международный день памяти жертв холокоста. День почтения памяти жертв Холокоста. Сложности в определении жертв

Международный день памяти жертв Холокоста отмечают 27 января. Праздник был утвержден в 2005 году на специальном заседании генеральной Ассамблеи ООН, приуроченной к шестидесятой годовщине освобождения нацистского концлагеря. За основу даты был взят день освобождения советскими войсками Освенцима - печально известного концлагеря, находившегося в годы войны на территории Польши.

Печальная статистика свидетельствует, что за период своего действия Освенцим погубил не менее полутора миллионов невинных людей, в числе которых женщины и маленькие дети. Во многих странах 27 января проходят траурные церемонии. Почитая память невинных жертв, граждане возлагают венки и цветы к мемориальным доскам и памятникам.

В Германии День памяти жертвам концлагерей существует с 1969 года, а в Британии его отмечают с 2001. Печальная праздничная дата не позволяет забыть о жертвах Холокоста и дает возможность гражданам всего мира почтить их память.

В конце января есть скорбная дата -
Мы чтим память тех, кто не должен уйти,
Мы чтим души тех, кто ушел прямо в небо
От злых, бессердечных, жестоких людей
Холокост... Это страшное слово,
Это слезы из глаз миллионов детей,
Это крики и редкие стоны погибших,
Это сотни разрушенных судеб людей.
Гуманизм - это слово нацисты не знали,
Ими правили гнев и безумство крови,
Они любили себя лишь, и точка,
Истребляли другие народы земли.

Свечи зажгли - печальных россыпь звезд
Мы память чтим минутою молчанья,
Всех жертв беды с названием Холокост,
Которой не находим оправдания.

Печаль о них в сердцах своих несем.
Мы не забыли, нет, ми не смирились.
Спустя года готовы сделать все,
Чтоб это никогда не повторилось.

Сегодня в этот скорбный день
Мы вспомним всех жертв Холокоста,
Тех, кто в концлагерях погиб,
Помянем и детей, и взрослых,
Они прошли ад на земле
И испытали страха море,
Помолимся, чтоб никогда
Не повторилось это горе!

Забвению предать нельзя, нельзя оставить в прошлом
Ту боль и кровь, что Холокост принес,
Мученья узников... Кричат они истошно...
Истерзанными полнится погост.

Пусть помнят в этот день народы мира
Про страшный геноцид нацистского зверья.
И пусть хранят наш мир святые силы,
Глаза от слез пусть никогда не заблестят.

Сегодня скорбный день,
Мы вспомним о погибших,
Всех жертвах Холокоста,
В сердцах навек застывших.

Помолимся тихонько,
Прощения попросим,
За каждого и всех,
Имен у них не спросим.

Жертв Холокоста нынче вспомним,
И сердце боль сожмет в тиски,
Сегодня день вселенской скорби,
Большого горя и тоски.

Пусть не сотрет события память,
И мир пусть дань свою отдаст,
Всегда пусть мир и понимание
Господствуют везде у нас.

Жестокость тех безумных лет
Нам вспоминать непросто.
Помянем нынче все, друзья,
Мы жертв несчастных Холокоста.

Пускай не забывает мир
Людей невинных тех страдания.
Пусть понимание придет
И в жизни наши, и в сознание.

Сегодня жертвы Холокоста
Мы вспоминаем, да, непросто
Боль эту переоценить,
Нам повезло, что в мире жить
Сейчас мы можем повсеместно,
Пусть же не будет вновь известно
Нигде истории такой,
Пусть счастлив будет люд любой
Национальности и веры,
И пусть подобные примеры
Нам всем не встретятся нигде,
Нет, не бывать такой беде!

Сегодня для многих трагический день.
История бросила здесь свою тень.
О том, что случилось в годы войны,
В день памяти все мы вспомнить должны.

Как немцы, фашисты, людей собирали,
Евреев, поляков они выбирали,
Вели на расстрел, на сожжение тех,
За то, что жили на территории их.

Расправы чинили еще и над теми,
Кто в плен попадал или над безнадежно больными.
И только за то, что господство решили
Устроить свое во всем этом мире.

Вспоминать тяжело всем нам те времена,
Особенно тем, у кого и жена,
И дети, и братья в концлагерях тех погибли.
Родные военнопленных им в Терезине мемориал воздвигли.

Холокост - давно устоявшийся термин, который означает массовое уничтожение нацистами еврейского населения Европы (в переводе с греческого это слово означает “всесожжение”, другое значение - катастрофа). В 1933-1945 годах систематическим преследованиям подверглись 60 процентов еврейского населения Европы. На территории бывшего Советского Союза погибло около двух миллионов 900 тысяч человек еврейской национальности.



Известно, что почти столько же человек еврейской национальности пережило оккупацию, сколько и погибло. Каждому из тех, кому удалось спастись, кто-то помог укрыться, рискуя собственной жизнью.

С 1953 года Израиль присуждает людям, скрывавшим евреев в годы Холокоста, почетное звание Праведника народов мира. На сегодняшний день в мире насчитывается около 15 тысяч праведников, в том числе около 3,5 тысяч граждан бывшего СССР.

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 60/7, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста. 27 января был избран потому, что именно в этот день в 1945 году Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша). За время существования этого концлагеря в нем погибло, по разным оценкам, от 1,5 до 2,2 млн человек.

"Холокост, приведший к истреблению одной трети евреев и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем народам предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предвзятость", - говорится в резолюции ГА ООН. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия и США, а их соавторами - еще более 90 государств.

Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

Антиеврейская политика нацистской Германии 1933-39 гг

Антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-социалистичеcкой партии Германии (NSDAP), принятой в 1920, и обоснована в книге Гитлера «Моя борьба». После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Ее первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 тыс. человек. «Окончательное решение» (от нем. Endlosung) еврейского вопроса в Германии, а позднее в оккупированных нацистами государствах предполагало несколько этапов. Первый из них (1933-39) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии.

1 апреля 1933 нацисты организовали по всей стране «бойкот еврейских магазинов и товаров». Спустя 10 дней был принят Декрет, определяющий статус «неарийца», который был присвоен евреям. Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии и судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны. 10 мая 1933 в Берлине состоялось массовое сожжение книг, написанных «неарийцами».


Принятые в сентябре 1935 на съезде нацистской партии в Нюрнберге законы «О гражданах рейха» и «Защите немецкой чести и немецкой крови», а также принятые два месяца спустя поправки к ним юридически оформили лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав. Последующие законодательные акты принудительно обязывали евреев владельцев предприятий и фирм передать их «арийцам». Мужчинам и женщинам с нееврейскими именами предписывалось вписать в паспорта «Израиль» или «Сара» (впоследствии также букву «J», от нем. Jude еврей). После аншлюса Австрии создается специальное бюро для «добровольной эмиграции евреев» во главе с начальником «еврейского отдела» Управления Имперской безопасности Рейха (РСХА) К. Эйхманом.

Состоявшаяся 5 июля 1938 во французском городе Эвиан-ле-Бен международная конференция по проблемам еврейских беженцев показала, что ни одна страна Запада не готова принять евреев Германии. Символом равнодушия к их судьбе стал пароход «Сент-Луис» с еврейскими беженцами на борту, не допущенный в территориальные воды сначала Кубы, а затем США.

В ноябре 1938 мир был потрясен событиями «Хрустальной ночи», организованными гестапо в ответ на убийство в Париже немецкого дипломата, совершенное после насильственной депортации в Польшу 15 тыс. евреев.

В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря. На еврейскую общину Германии была наложена контрибуция в 1 млрд. марок «за причиненный ущерб». 24 января 1939 Геринг издал распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». В целом накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев. Более быстрым темпам эмиграции препятствовали высокая степень ассимилированности немецких евреев, невозможность массового выезда не только на территорию Палестины, находившейся под мандатом Великобритании и незаинтересованной в еврейских переселенцах, но и в другие государства мира.

Окончательное решение еврейского вопроса в Европе

После захвата Польши под контролем нацистов оказалось более 2 млн. евреев этой страны. 21 сентября 1939 был издан приказ шефа РСХА Р. Гейдриха о создании специальных еврейских кварталов (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Туда же переселялись евреи из прилегающей сельской местности. Первое гетто было создано в г. Петроков-Трибунальский в октябре 1939. Самое крупное гетто Европы находилось в Варшаве (создано в конце 1940). Здесь 500 тысяч евреев треть населения города были размещены на улицах, составлявших не более 4,5 % территории Варшавы.


Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. На проведенной 20 января 1942 в пригороде Берлина Ван-Зее конференции, подготовленной Гейдрихом и Эйхманом, был вынесен смертный приговор 11 млн. евреям 33 стран Европы. Для их уничтожения на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме) создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них (с использованием газовых камер и крематориев) стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, где погибло свыше 1 млн. 100 тысяч евреев из 27 стран.

Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались. В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы (включая оккупированные области СССР) были уничтожены 200 тыс. евреев Германии; 65 тыс. Австрии; 80 тыс. Чехии; 110 тыс. Словакии; 83 тыс. Франции; 65 тыс. Бельгии; 106 тыс. Нидерландов; 165 тыс. Румынии; 60 тыс. Югославии; 67 тыс. Греции; 350 тыс. Венгрии. Подавляющее число мирных граждан всех этих стран, погибших от рук нацистов и их пособников, составили евреи. Наиболее ощутимые жертвы (свыше 2 млн. человек) понесла еврейская община Польши (помимо этого более 1 млн. бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939 к Советскому Союзу).

Холокост на территории СССР

Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами было начато (впервые в Европе) сразу же после нападения Германии на Советский Союз. В нем участвовали 4 айнзацгруппы СС «А»,«В», «С» и «D», приданные соответствующим группам войск вермахта, полицейские батальоны СС и тыловых частей вермахта, местные коллаборационисты, союзники нацистской Германии. Тезис о борьбе с «жидобольшевизмом», при помощи которого советские евреи отождествлялись с коммунистами как главными врагами рейха, стал одним из лейтмотивов нацистской пропаганды, в т. ч. в периодических изданиях для жителей оккупированных советских территорий. Любые акты сопротивления оккупантам в первые месяцы войны объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи (так мотивировались расправы с евреями Киева, где в Бабьем Яре 29-30 сентября 1941 было уничтожено несколько десятков тысяч евреев, и Одессы).

Айнзацгруппы уничтожали всех евреев в сельской местности, а также в городах в зоне немецкой военной администрации (восточнее Днепра). Уничтожение зачастую проводилось в самих населенных пунктах, на глазах у других жителей. В зоне гражданской администрации было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых в Минске, Каунасе и Вильнюсе просуществовали до середины 1943. Они изолировались от остального населения колючей проволокой, внутреннее самоуправление осуществляли «юденраты» (советы старейшин), назначавшиеся нацистами для сбора контрибуции, организации рабочей силы и предотвращения эпидемий, а также распределения продуктов питания.


Периодически проводимые расстрелы узников гетто, а затем и ликвидация всех их обитателей (за исключением переведенных в рабочие лагеря нескольких тысяч специалистов) свидетельствуют, что нацисты рассматривали гетто как промежуточный этап в «окончательном решении» еврейского вопроса. Лишь на территории Транснистрии, захваченной румынскими войсками, уцелело около 70 тыс. узников гетто. Более 2 млн. евреев, проживавших на территории СССР на 22 июня 1941, погибли от рук нацистов и их пособников (уже в первые дни войны нацисты инспирировали еврейские погромы силами местных националистов в Литве и Западной Украине).

Еврейское Сопротивление

Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943, первое городское восстание в оккупированной нацистами Европе. К его годовщине приурочен День памяти евреев жертв нацизма и героев Сопротивления, отмечаемый ежегодно во всех еврейских общинах мира. Восстание продолжалось несколько недель, почти все его участники погибли с оружием в руках. Успешным было восстание и побег нескольких сот узников из лагеря смерти Собибор, организованное советским военнопленным евреем А. Печерским. Подпольные группы, организовавшие вооруженное сопротивление, а также побеги узников и снабжение партизан оружием и медикаментами, существовали в минском, каунасском, белостокском, виленском гетто. Еврейские партизанские отряды и группы общей численностью около 30 тыс. чел. сражались в лесах Белоруссии, Литвы, Украины. Полмиллиона советских евреев воевали с нацистами на фронтах Великой Отечественной войны.

«Спасибо за жизнь» - слова, выведенные на траурной ленте венка, с которым ехали в деревню Поречье Пуховичского района бывшие малолетние узники Минского гетто, все время притягивали взгляд. Почему спасибо именно этой деревне? В конце октября 1943 года жители Поречья приняли в своих домах и спасли от смерти 40 мальчиков и девочек - пленников Минского гетто, которым удалось выйти из узилища. Однако и дальше детей ожидала бы неминуемая гибель, если бы в море смерти, захлестнувшем тогда мир, не сохранилась людская доброта.

Пока автобус с участниками мемориальной акции, посвященной Международному дню памяти жертв Холокоста и организованной благотворительным объединением «Гилф», иудейской религиозной общиной «Бейс Исроэль», международными благотворительными общественными организациями «Диалог» и The Together Plan (Беларусь - Великобритания), неспешно, но уверенно пробирался по залитой солнцем зимней дороге, обрамленной высокими заснеженными елями, больше хотелось думать о чем–то сказочном, приятном, чудесном. Всего–то сто километров от Минска - и такая девственная природа. Красиво! «Да, красиво...» - соглашается Майя Исааковна Крапина, одна из тех сорока детей, спасенных крестьянами Поречья, и сегодня уже вообще одна оставшаяся из них здесь, в Беларуси (трое еще живут за пределами страны). И добавляет: «Мы по этой дороге от самого города шли пешком, в конце пути старшие меня несли на руках...» Всё! Какая сказка, когда здесь такая беспощадная реальность. И уже снова взгляд приковывает не пейзаж за окном, а тот самый траурный венок с надписью «Спасибо за жизнь» и стоящие рядом с ним корзинки с цветами памяти...

Они всегда вместе: Раиса Семашко, Виктор Черный – Праведники народов мира (крайние слева и справа) и бывшие малолетние узники Минского гетто Фрида Рейзман и Майя Крапина (в центре)

Потом Майя Исааковна деловито подсказывает водителю, на каком повороте куда сворачивать. Дорогу в Поречье она выучила лучше некуда. И не потому, что прошла ее пешком - то было как страшный сон. Уже после войны часто приезжала в деревню, как в родной дом, к родным людям, к своей Насте - Анастасии Зиновьевне Хурс, в доме которой полуживая девочка когда–то вернулась к жизни. Спустя годы Майя Исааковна и Фрида Вульфовна Рейзман, еще один чудом выживший в пламени Холокоста ребенок войны, поставили в Поречье памятник в благодарность жителям за спасение. На черном мраморе выбиты слова: «Во время Великой Отечественной войны (1941 - 1944) жители д. Поречье совершили подвиг, спасая еврейских детей, бежавших из Минского гетто. От спасенных...» Теперь за святым местом присматривают сами сельчане и, конечно, помогает местная пуховичская власть.


Елена Хурс

Фрида Вульфовна тоже называет Поречье родным домом. Из этих мест, из Шацка, родом ее отец, здесь погиб дед - его застрелил нацист. И сама она спасалась после Минского гетто в партизанском отряде под командованием Израиля Лапидуса - совсем рядом с Поречьем. Так что «привязка к местности» и у нее ого какая! Выступая на митинге, Фрида Вульфовна обратилась с трогательным призывом к местной власти: давайте назовем Поречье «Деревней Доброты». Но, думается, усилия административных структур здесь не понадобятся. Доброту приказом или постановлением не «учредишь», она либо есть, либо ее нет. А Поречье давно уже получило свой почетный статус - в сердцах людей, потому как всем нам воздается по делам нашим.

Уже после окончания митинга памяти я услышала, как стоявшая в сторонке женщина в годах - местная жительница - негромко произнесла: «У нас дома тоже прятались еврейские дети...» К сожалению, их дальнейшей судьбы 82–летняя Елена Хурс не знает. Даже имен не запомнила, хотя вместе жили, играли. И диплома Праведника народов мира в семье нет. Но Елена Францевна по такому поводу не переживает: не ради наград и почестей забрала к себе в дом тех несчастных детей ее мама: просто - а как по–другому? Как выставить за порог голодного, замерзшего, больного, осиротевшего ребенка. Пусть чужого. Пусть «опасного». Но - страдающего.

«Это было событие далеко не маленького масштаба, это был необыкновенный подвиг, ведь каждый спаситель находился под прицелом. Спасенные дети никогда не забывали о том, и мы тоже помним» - как реквием звучали слова председателя иудейской религиозной общины Минска «Бейс Исроэль» Давида Старобинского.

Традиционно в память о 6 миллионах жертв нацистского геноцида, жертв Холокоста, зажигаются 6 символических поминальных огней. В Поречье, а затем в музее–галерее в Марьиной Горке на встрече со школьниками одну из таких сакральных свечей зажигали Праведники народов мира Раиса Кирилловна Семашко и Виктор Алексеевич Черный. Теперь в белорусском списке праведников значится более 900 имен. И каждый год он пополняется. Но только строками списка. Живых людей остается все меньше и меньше: в Минске - десять, по стране - около сорока...

Майя Крапина и Фрида Рейзман возле памятника благородным жителям Поречья

Небольшой холм, на котором находится памятник жителям Поречья, можно назвать пантеоном. Здесь же расположен мемориал, посвященный партизанам бригады имени Калинина, чуть в сторонке - могилы погибших защитников Родины и священника пореченской православной церкви Якова Слабухо. В войну батюшка также получил награду - медаль «Партизану Отечественной войны» I степени - за то, что помогал партизанам и у себя за церковными стенами прятал еврейских детей во время немецких облав. Свои действия священник объяснял просто: «Перед Богом все едины».

Едина и наша общая память о тех годах и событиях.

Дата

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. Установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года и приурочен к дате освобождения советскими войсками узников нацистского лагеря смерти Аушвиц, жертвами которого в 1941 - 1945 годах стали не менее 1,4 миллиона человек, из которых 1,1 миллиона - евреи.

Одним из самых чудовищных проявлений деятельности Гитлера и его идеологии стал Холокост - массовое преследование и уничтожение европейских евреев в период с 1933 по 1945 год. Это стало беспрецедентным примером уничтожения в истории наряду с геноцидом армян в начале 20-го века в Османской империи. 27 января, день памяти жертв Холокоста, был связан с первым освобождением одного из лагерей -Освенцима.

Цель - на уничтожение

Главной целью, которую ставили перед собой приспешники Гитлера и авторы решения еврейского вопроса, было целенаправленное истребление отдельной нации. В результате погибло до 60% европейских евреев, что составило приблизительно треть в целом от населения евреев. По разным данным, было уничтожено до 6 млн человек. Освобождение наступило только в 1945 году, 27 января. Международный день памяти жертв Холокоста объединил в себе память не только о погибших евреях.

В более широком смысле Холокост как явление нацистской Германии предполагает уничтожение и прочих национальных, гомосексуальных меньшинств, безнадежно больных, а также медицинские эксперименты. Этим терминов стали обозначить в принципе все преступные действия и идеологию фашизма. В частности, было истреблено до трети от общей численности населения цыган. Не включая военные потери, были истреблены порядка десяти процентов поляков и приблизительно три миллиона военнопленных Красной Армии.

Машина смерти

В массовой «чистке» человеческих ресурсов ключевое внимание уделялось и больным. Душевнобольные и нетрудоспособные подвергались массовому истреблению. К ним же относились и гомосексуалисты, которых было уничтожено девять тысяч. Кроме истребления, система холокоста предполагала постоянное совершенствование системы истребления. Сюда же относятся и бесчеловечные медицинские эксперименты, которые в рамах лагерей ставили на заключенных врачи и ученые Вермахта.

Воистину «промышленные» масштабы уничтожения людей продолжались вплоть до вторжения союзных войск на территорию Германии. В связи с этим 27 января, день памяти жертв нацизма, объединил в себе все человеческие жертвы целенаправленного истребления в рамках созданной системы лагерей.

Еврейский термин

Сами евреи значительно чаще употребляют другой термин - Шоа, который обозначает политику фашистов по целенаправленному уничтожению народа и переводится, как катастрофа или бедствие. Считается более корректным термином, нежели Холокост. Этот термин объединил в себе всех, кто жил в оккупированных территориях и погиб при массовых расстрелах, в лагерях, тюрьмах, гетто, убежищах и лесах, при попытке сопротивления, в качестве участника партизанского, подпольного движения, во время восстаний или при попытке к бегству, пересечении границы, был убит нацистами или их сторонниками. Еврейское слово оказалось максимально емким и включило в себя всех представителей нации, погибших от нацистского режима, а также прошедших через страшные мучения плена и лагерей, но все же выживших. Для всех них 27 января - день памяти жертв Холокоста - является знаковой, исторической вехой, о которой вряд ли еврейский народ сможет когда-нибудь забыть.

Цифры смерти и жизни

Сразу после войны начали появляться первые цифры, отражавшие чудовищные злодеяния Третьего рейха на территории Европы и России. Так, по самым ранним оценкам, для реализации различных целей по отношению к «неполноценным» людям - использование в качестве рабской силы на стройках и производствах, изоляция, наказание, уничтожение - было организовано семь тысяч лагерей и гетто. В число неполноценных, помимо евреев, входили славяне, поляки, цыгане, умалишенные, гомосексуалисты, неизлечимо больные. В начале 21-го века официально было объявлено, что таких учреждений нацисты создали порядка двадцати тысяч. К таким выводам во время исследований пришли сотрудники и ученые Мемориального музея Холокоста, который находится в Вашингтоне. Спустя десять лет этот же музей объявил, что нашел новые места дислокации подобных лагерей смерти, которых, по их подсчетам, в Европе было около 42,5 тыс.

Сложности в определении жертв

Как известно, после окончания войны мировая общественность охарактеризовала действия нацистов как преступление против мира и человечности и приняла решение судить тех, кто остался. На знаменитом который длился более десяти дней, была озвучена официальная на тот момент цифра убитых евреев - 6 миллионов. Однако эта цифра, безусловно, не отражает действительности, поскольку поименного списка погибших нет. При приближении советских и союзных войск гитлеровцы уничтожали любые следы, которые могли бы пролить свет на истину. В Иерусалиме, в Национальном мемориале Катастрофы и Героизма, есть поименный список идентифицированных четырех миллионов. Но трудности подсчета истинного количества жертв объясняются тем, что убитые на территории Советского Союза евреи никак не могли быть посчитаны, поскольку все проходили под грифом «советский гражданин». Кроме того, было много погибших в Европе, которых было некому фиксировать.

При подсчете сводных данных ученые используют сведения переписей, сделанных до войны и после. Согласно этим данным, в Польше погибло 3 млн евреев, СССР - 1,2 млн, Белоруссии - 800 тыс., Литве и Германии - по 140 тыс., Латвии - 70 тыс., Венгрии - 560 тыс., Румынии - 280 тыс., Голландии - 100 тыс., во Франции и Чехии - по 80 тыс., в Словакии, Греции, Югославии было уничтожено от 60 до 70 тыс. человек. Какие бы сложности ни вызывали подсчеты, для всех, кто чтит международный день памяти жертв Холокоста, кратко озвученные зверства нацистов являются преступлением против человечности.

Освенцим

Один из самых известных и страшных И хотя здесь нацисты вели довольно строгий учет узников, нет единого мнения о количестве жертв. На мировом процессе называлась цифра в 4 млн человек, эсэсовцы, работавшие в лагере, называли 2-3 млн, различные ученые называют от 1 до 3,8 млн. Освобождением именно этого лагеря и обозначен день 27 января - международный день памяти жертв Холокоста. Лагерь, известный в мировой практике как Аушвиц, был организован недалеко от польского С 1941 по 1945 годы на его территории было уничтожено 1,4 млн человек, из которых 1,1 млн - евреи. Этот лагерь просуществовал дольше всех и вошел в историю как символ Холокоста. Через два года после окончания войны здесь был организован музей, вошедший в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Поскольку это был первый лагерь, который был освобожден в ходе разгрома фашистских войск, он стал квинтэссенцией жестокости, бесчеловечности, истинного ада на Земле. По решению ООН, 27 января, день памяти жертв геноцида 2-й мировой войны, стал международным днем памяти.

Три этапа решения еврейского вопроса

На в Нюрнберге было рассказано, что решение этого вопроса делилось на три этапа. До 1940 года от евреев зачищалась Германия и занятые ею области. До 1942 года велась работа по концентрации всего еврейского населения в Польше и Восточной Европе, находящейся под управлением Германии. Тогда были сформированы по всей восточной территории гетто, где они были изолированы. Третий период длился до конца войны и подразумевал полное физическое уничтожение евреев. Приказ об окончательном решении вопроса был подписан непосредственно самим Генрихом Гиммлером.

До уничтожения планировалось, помимо помещения в гетто, отделить их от другого населения, так называемая сегрегация, а также предусматривалось полное вытеснение из общественной жизни, конфискация их имущества и приведение евреев в такое состояние, когда возможность выживания обеспечивалась бы только рабским трудом. Память и об этих преступлениях заключена в мероприятиях, проводимых 27 января. День памяти жертв посвящен не только тем, кто погиб, но, возможно, в первую очередь тем, кто ценой невероятных усилий смог выжить.

Определение даты

Стоит отметить, что далеко не сразу был обозначен в мировой хронике войны международный день памяти жертв Холокоста. Дата была утверждена отдельной резолюцией ООН, которая была принята 1 ноября 2005 года. Тогда специальное заседание Генеральной ассамблеи ООН, посвященной 60-летию освобождения, началось с минуты молчания. В заседании приняла участие и та страна, которая стала источником чудовищной катастрофы европейского еврейства. Демократическая Германия, заявил тогда ее представитель, извлекла уроки из опасных и чудовищных ошибок своего прошлого, методов управления неверного, заблуждавшегося руководства. Именно для этой страны 27 января, день памяти жертв Холокоста в Германии, ежегодные церемонии по этому поводу являются непрестанным напоминанием ошибок. Однако немецкий народ понимает свою ответственность перед этим народом и сознательно не замыливает свое прошлое. В 2011 году этот день впервые включил упоминание и цыган как жертв геноцида.

Воспитание молодого поколения

Совершенные зверства остаются в истории и памяти человечества навсегда. Однако есть такие преступления, напоминание о которых должно повторяться из раза в раз, чтобы не допустить, уберечь, предупредить. Именно к такому преступлению относится планомерное уничтожение нацистами всех тех, кого они считали низшими расами и не заслуживающими права на жизнь. Для лучшего изучения этого периода в школах проводят открытые уроки с демонстрацией документальной хроники, в том числе съемок, сделанных самими нацистами в лагерях и на массовых казнях.

«27 января - день памяти жертв Холокоста» - классный час с таким названием проводится во многих российских и европейских школах. На этих уроках подробно объясняется происхождение слова и его значение. В частности, что слово имеет греческий библейский корень, который означает «жертва всесожжения». На уроках школьникам демонстрируют чудовищные слайды с фото, облетевшими весь мир после международного трибунала, закрепляется смысл международной трагедии, связанной с Холокостом.

Свет клином сошелся

Первый вопрос, который возникает при изучении Холокоста, почему такую ненависть вызывал именно еврейский народ? Почему евреи стали основной целью в программе уничтожения человечества? Однозначных ответов на эти вопросы нет по сей день. Одна из распространенных версий заключается в том, что в тот период массовому сознанию немцев был свойственен антисемитизм, который Гитлеру удалось раздуть до неимоверных размеров. Именно поэтому, прикрываясь общим интересом, ему и удалось реализовать свои цели по уничтожению.

Еще одной причиной такого попустительства немецкого народа называют то, что отнятое у евреев имущество после Хрустальной ночи в ноябре 1938 года было передано простым немцам. Среди прочих причин борьба за их собственность и за ведущие позиции, которые евреи занимали в обществе, называется как одна из самых вероятных. Однако кроме этого во главе риторики Гитлера стоял вопрос расового превосходства. И всех, кто, согласно его теории, был хуже арийцев по признакам, понятным только сторонникам этой идеи, требовалось уничтожить. И 27 января - день памяти жертв Холокоста - является тем регулярным напоминанием, до чего могут довести ортодоксальное поклонение и подчинение какой бы то ни было идеи.

Международный день страдания

Несмотря на понимание международного характера свершившейся трагедии, на протяжении более полувека единого дня памяти жертв тех страшных событий не было. И лишь в 2005 году было принято решение выбрать дату, которой стал день освобождения первого лагеря Освенцима - 27 января. День памяти жертв Холокоста тем не менее в некоторых странах отмечается в свою дату. В Венгрии таким днем был выбран день массового переселения венгерских евреев в гетто - 16 апреля 1944 года. Период которое проходило в январе 1943 года и было подавлено избран в качестве памятной даты в Израиле. Согласно еврейскому календарю это день 27 нисана. По эта дата совпадает с периодом 7 апреля по 7 мая. В Латвии памятным днем было избрано 4 июля, когда в 1941 году были сожжены все синагоги. 9 октября 1941 года началась массовая депортация румынских евреев. Это стало датой Холокоста в Румынии. День памяти жертв Холокоста в Германии отмечается, как и во всем мире, 27 января.

Ежегодно 27 января отмечается (International Holocaust Remembrance Day). Резолюция об этом была принята Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций 1 ноября 2005 года. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами — еще более 90 государств.

В память о шести миллионах евреев — жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира . Среди них Музей Яд Вашем в Иерусалиме, Центр документации и мемориал в Париже (Франция), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (Нидерланды), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (США), Музей памяти 1,5 миллиона еврейских детей в Хиросиме (Япония), Музей еврейского наследия и Холокоста в Москве.

Для обеспечения исторической истины о событиях Второй мировой войны, решающей роли стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом, а также сохранения памяти об ужасах Холокоста, с 2005 года проводится серия мероприятий высокого уровня под названием Всемирный форум памяти Холокоста (Международный форум "Жизнь народу моему!").

Первый Всемирный форум памяти Холокоста прошел 27 января 2005 года в Кракове (Польша) и был посвящен 60-й годовщине освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау. В его работе принял участие президент России Владимир Путин, вице-президент США Ричард Чейни, президент Польши Александр Квасьневский и многие другие, всего более 30 официальных делегаций и глав государств.

Второй Всемирный форум состоялся 27 сентября 2006 года в Киеве в память о 65-й годовщине трагедии Бабьего Яра. В работе этого форума приняло участие более 40 официальных делегаций.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников