Быть знаменитым некрасиво средства выразительности. Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво. Быть знаменитым некрасиво слушать

Которая привлекает к себе внимание необычайной яркостью своего таланта. Его стихи интересуют многие интеллектуальные умы и пользуются чрезвычайной популярностью. Многие строки его бессмертных творений давно стали цитатами. Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво», приведенный в данной статье, будет интересен не только литературоведам, но и всем, кто интересуется

Состояние лирического героя

Он весьма напряжен, но уверен в своей правоте. Лирический герой Пастернака ищет правду в этом мире и приходит к определенным заключениям только благодаря собственному опыту. Истинный творец всегда первопроходец. Он создает то, что в дальнейшем послужит дорогой большому количеству людей, приведет их к новому пониманию истины и мира вокруг себя.

Лирический герой не мечется, не теряется в догадках, он совершенно спокоен и уверен в себе. Безусловно, ему понадобилось довольно продолжительное время, чтобы пройти весь путь от начала до конца и прийти к тому, чтобы стать художником. Судьба любого творческого человека связана с терзаниями, вечным духовным поиском, служением искусству.

Попробуем провести анализ. «Быть знаменитым некрасиво» (стихотворение Пастернака) призвано показать душу поэта с его противоречивыми чувствами. Как и всякий творец, он постоянно находится в поисках своего места в мире. Вот о чем говорит читателям Пастернак.

«Быть знаменитым некрасиво»: анализ

В данном лирическом произведении автор затрагивает несколько тем, касающихся процесса творчества и человеческого существования в целом. Успех и слава, по его мнению, преходящи. Недопустимо ставить эти составляющие в качестве цели, иначе настоящее творчество померкнет, превратится в простое зарабатывание денег. Художнику нельзя взращивать в себе жадность и корысть, он должен быть искренним и правдивым.

Если простому обывателю в чем-то простительно иметь определенную склонность к наживе, то для поэта подобное «увлечение» может оказаться пагубным. У любого творческого человека очень ранимая душа. Ложь и обман разрушают ее, лишают чувства самодостаточности и покоя. Какие выводы позволяет нам сделать анализ?

«Быть знаменитым некрасиво» подчеркивает большую роль поэта в общественной жизни, определяет его место в мироздании. Художник всегда прокладывает путь к будущему, он не живет настоящим, а потому никогда не бывает доволен, удовлетворен полностью. Это главная мысль, которую подчеркивает в стихотворении Пастернак «Быть знаменитым некрасиво». Анализ данного лирического произведения направлен на раскрытие сути творчества.

Для чего живет поэт?

Предназначение художника слова отличается от задач большинства людей. Всякая творческая личность обладает позволяющей ей чувствовать и воспринимать такие вещи, на которые простой обыватель просто не обратил бы своего внимания. Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей. Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания.

Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» показывает, насколько непрост и необычен творческой личности.

Стремления поэта

Так уж устроены все художники, что обязательно видят смысл своей жизни в том, чтобы максимально служить воле Всевышнего. Такой человек больше, чем кто бы то ни было, связан со своей внутренней сущностью, поэтому у него хорошо развита интуиция. Целью творчества лирический герой считает самоотдачу. Он говорит о том, что крайне важно оставаться живым до самого последнего вздоха.

Важно прожить эту жизнь достойно, не подстраиваясь под обстоятельства и не пытаясь играть какую-то роль. Необходимо оставаться собой и идти до конца к собственным свершениям. Только тогда человек будет истинно счастливым. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» демонстрирует задачу любого художника на земле - во всем искать правду и жить по законам совести.

Вместо заключения

Таким образом, смысл пребывания поэта на земле заключается не в том, чтобы сохранить себя как можно дольше, а в том, чтобы правильно и с пользой потратить внутренние творческие силы. Потенциал, заложенный в художнике, может послужить на благо другим людям, показать им верную дорогу. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» показывает глубину чувств и переживаний истинного творца, который всегда живет на грани своих возможностей и окружен противоречиями.

Борис Пастернак – не только известный, но и признанный обществом русский поэт 20 века. Он написал более 500 произведений. Было время, что он писал в направлении футуризма, что его очень роднит с Маяковским, но автору прискучили сложность языка и отказ от традиций, поэтому его позиция поменялась. Стиль стал легким и непринужденным. В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» он повествует о своей точке зрения по поводу литературного творчества и о людях, которые отдали себя искусству.

Стихотворение известного русского поэта Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» создано в 1956 году. Оно находится среди его творческих работ из поэтического сборника «Когда разгуляется». Тогда на автора были совершены многочисленные нападки в прессе, и его не радовала такая слава. Поэтому он и предостерегает своих потомков: известность кажется красивой лишь тогда, когда ее нет. На деле же она отвратительна.

Автор в своих стихотворениях затрагивал множество различных тем: любовь, общество, время, философия. На данном этапе своей жизни, Пастернак много рассуждал о том, в чем суть творчества в жизни каждого поэта.

Жанр, направление, размер

В стихотворении можно проследить, как Пастернак ведет философскую нить и раскрывает все свои мысли по поводу целей творчества, его процесса и результатов. Поэтому перед нами чистейшая философская лирика.

Стихотворение написано постоянно меняющимися размерами: спондей – пиррихий – ямб. Рифма перекрестная. Пастернак использует такие переходы для свободной передачи своих мыслей, чтобы люди не задумываясь, внимали, о чем повествует поэт.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении является, по сути, сам Пастернак. Он проходит долгий путь в поисках правды, настоящего, чего-нибудь подлинного, и, в итоге, приходит к определенным умозаключениям и выводам, познав на собственном опыте сущность славы, публики и признания.

Лирический герой умиротворен и безмятежен, его внутреннее состояние обрело гармонию. Он, наконец, осознал, кто такой истинный творец. Хотя герой отличается уверенностью в себе, он не перестает продолжать поиски лучших путей для реализации своих творческих мыслей.

Путь и след – символы творческой и жизненной тропы. Поэт прячет шаги в неизвестности, то есть открывает новые горизонты, к которым по его стопам придут люди. Туда и ведет его зов будущего.

Темы и настроения

Настроение стихотворения – торжественное. Автор изрекает истины, определяющие суть его мировоззрения.

  1. Основная тема – поэт и поэзия . Автор рассуждает о творческого пути и предназначении творческого человека. Он видит его не в славе, а в том, чтобы открыть для читателей что-то новое, то, чего еще не было. Необходимо оставить значимый след в той области, где ты реализуешь свой потенциал.
  2. Пастернак затрагивает проблему самоотдачи. Не каждый из нас способен принести в жертву идеалам и стремлениям часть себя. Люди хотят легкого успеха, ничего не давая взамен, но это достижение позорно, по мнению автора.
  3. Также автор говорит о подлинном и ложном признании . Поэт должен творить «без самозванства», его место оценит история, а не он сам. Не стоит приписывать себе значимость, которой нет на самом деле, ведь бессмысленно оставлять за собой кипу бумаг, если ты так ни кем и не отозвался в памяти людей.
  4. В стихотворении можно проследить тему поиска себя , своего стиля, своего направления. Только шагая в неизвестность, в новые просторы по зову будущего, можно сотворить что-то по-настоящему значимое.
  5. Также важна тема скромности: нужно относиться к себе и окружающим без тщеславного желания пустить пыль в глаза. Даже неоспоримые достоинства необходимо признавать без лишнего бахвальства.
  6. Кроме того, в стихотворении важную роль играет проблема славы . Многих художники не выдерживают испытания успехом и признанием, а ведь так важно всегда оставаться собой, не придавая значения легковесной и непостоянной любви толпы.

Основная идея

Главная мысль стихотворения в том, что значимость творца зависит не от количества написанных им произведений, не от криков и лести толпы, не от признания власти, а от того, какой он вносит вклад в вечность, насколько его творения ценны в масштабах истории. Только первопроходцам должны принадлежать лавры гения, ведь по их следам движется человечество.

Будучи наставником, Пастернак призывает писать не для известности и богатства, а для общества, для своего слушателя, для будущего. Поэт протаптывает дорогу в неизвестность, чтобы вести людей за собой – вот смысл его миссии. Но даже если ему удается это делать, нельзя забывать о скромности. И к победам, и к любви аудитории, и к славе нужно относиться адекватно. Этим не надо упиваться, ведь поэт – это художник слова, призванный сами будущим, а не самозванец, делающий все для своей выгоды.

Средства художественной выразительности

Пастернак для выразительности и передачи своего эмоционального настроения использует глаголы и деепричастные обороты. Но, помимо них, можно отметить и другие способы художественной выразительности, такие как, эпитеты «живому следу», и «единой долькой».

Герой погружается в безвестность будущего, «как прячется в тумане местность» — это сравнение. Автор часто использует антитезы: «поражение» и «победа», «шумиха» и «любовь пространства». Также Пастернак придает особую яркость стихотворению благодаря фразеологизмам: «быть притчей на устах у всех», «не видать ни зги», и «за пядью пядь». За метафорой «оставлять пробелы в судьбе», автор скрывает призыв к поиску самого себя, к мыслям о самопознании.

В последнем четверостишие поэт прибегает к использованию повторения, что приумножает значение этого слова и придает стихотворению «Быть знаменитым некрасиво» еще более эмоциональную окраску:

Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Окружающая жизнь для художника - не только источник вдохновения и предмет эстетического интереса. Она просвечена его нравственным чувством, и она сама, в свою очередь, покоряя художника, это чувство в нем порождает и укрепляет. Художник у Пастернака всегда был «заложник», но и «должник», отданный до конца искусству. Осознание особости, избранности судьбы поэта отличает и позднего Пастернака. Оно помножено на жизненный опыт, углублено анализом и потому по-настоящему впечатляет. В нем подчеркнут и выдвинут нравственный аспект - идея ответственности художника перед целым миром, перед самим искусством и непосредственно людьми.

Глубокая органичность темы долга, служения подтверждена у Пастернака разнообразием вариантов ее выражения. Она выступает в логике культурно-исторических и евангельских уподоблений - в стихотворении «Гамлет». Или возникает вдруг, на гребне свободной и широкой лирической волны, в «Земле». Или - достаточно непривычно - приобрел тает характер почти что сентенции в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» было написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли, самой сущности своего бытия на земле.

Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство поэта, верного своему образу мира, отличному от того, что предлагала советская литература:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

В этом стихотворении Пастернак противопоставляет свой творческий путь пути Владимира Маяковского, неумеренно прославляемого после объявления его Сталиным «лучшим поэтом современности». Что ж, вождю был необходим «придворный» поэт, который бы нес идеологические установки современности в массы, и по воле рока выбор его пал на знаменитого футуриста. А Пастернака отвращала судьба «знаменитых», постигшая Маяковского, он не мыслил жизни вне тайны и незаметности, а истинную поэзию всегда отделял от окололитературной суеты.

Отметим пока что: поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, «заводить архивы», для его таланта губительны успех

и шумиха. Кроме того, любовь публики мимолетна, порой несправедлива, зачастую подвержена моде. Поэт, безусловно, творит для людей, в этом как раз и заключается насущный смысл любого творческого акта. Но именно, для и во имя людей, а не ради их восторженных оценок и тем более не в целях угоды вкусам власть предержащих. Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни милости небожителей, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Поэт испытывает радость от самого творчества. Оно - его стихия и способ существования. Он не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.

Поэт формулирует сентенцию: «Цель творчества - самоотдача». На первом месте для Пастернака - высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. Собственно, в поздних стихах Пастернака с их высоким, проповедническим утверждением долга видна решительная активизация «я», уже не столько очевидца мирового процесса, сколько его прямого соучастника. А в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» активизация эта доведена до предела. В подтексте стихотворения - все то же характерное для Пастернака стремление к единству, но, будучи осложнено чувством непонятости, - субъективный момент в стихотворении очевиден, - оно выражает себя не прямо, а от противного, через конфликт. Все это вносит в философско-эстетическую концепцию художника новые акценты, но не разрушает ее основы - утверждения единства с миром как принципа животворящего и нравственно-образующего.

Вообще, стихотворение требует вдумчивого прочтения в контексте всей лирики Пастернака, ее тематических признаков, философской направленности, специфических особенностей. О том, как опасно делать выводы в отношении произведений большого поэта, как нелегко проникнуть в художественный мир его, свидетельствует самонадеянно высказанное Мандельштамом мнение, согласно которому «Быть знаменитым некрасиво» «звучит, как официальный отчет». Мандельштам ошибался: чего в стихотворении нет, так это «официальности», скорее, оно создает впечатление учительного послания, но доверительного, искреннего, честного, словно задушевный разговор добрых друзей.

У Пастернака обращают на себя внимание приметы разговорной речи: «над рукописями трястись», «быть притчей на устах у всех», «в конце концов», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Поэт употребляет фразеологизмы и просторечные обороты, которые сообщают особую выразительность речи при малом объеме слов и передают разговорную интонацию.

Есть и еще один немаловажный аспект интерпретации стихотворения. Несмотря на то чточ#зключительные восемь стихов невозможно соотнести с каким-то определенным местом Священного Писания, нельзя не отметить, что они, как и весь текст, состоят из библеизмов. «Быть знаменитым некрасиво» по содержанию и поэтике ориентировано на евангельские апостольские послания. Пастернак, человек глубоко верующий, но попавший в ловушку атеистической русской литературы советского периода, тем не менее остается верен своим моральным принципам и религиозным убеждениям и формулирует те нравственные законы и этические догмы, без которых не мыслит жизни подлинного художника.

Борис Леонидович Пастернак - поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум стихотворца хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. По сути, поэт подводит итог своему творчеству стихотворением «Быть знаменитым некрасиво». Но подвести итоги - не значит поставить точку. Последняя книга лирики - не конец пастернаковской поэзии, всегда устремленной в будущее, настроенной на восприятие его зова:

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

Истинный художник - всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут. Но разве может это иметь какое-то значение для поэта, отдающегося творчеству целиком, без остатка, уподобляющегося в самоотдаче Иисусу Христу, совершающему крестный подвиг? Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Так завершается стихотворение Пастернака, такими же настроениями проникнута его заключительная книга лирики. Это его последнее -нет, постоянное, всегдашнее и навсегда живое - поэтическое слово.

Сочинение

«В области слова я более всего люблю прозу,
а вот писал больше всего стихи. Стихотворение
относительно прозы - это тоже что этюд
относительно картины. Поэзия мне представляется
большим литературным этюдником».
Б.Л. Пастернак

Творчество Бориса Леонидовича Пастернака стоит особняком в истории русской литературы. Он жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы... И посреди всего этого - прекрасный поэт с тонкой душой и своеобразным видением мира. Рожденный на изломе судеб, Борис Пастернак сумел стать одним из символов своего века.
Стихи занимают отдельное место в его творчестве. Из-под его пера вышло множество замечательных строчек. Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник стихов под названием «Когда разгуляется», вобрал в себя избранные работы автора. В книге отчетливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. Именно в этом сборнике было напечатано стихотворение «Быть знаменитым некрасиво...», которое можно назвать своеобразным сводом правил настоящего поэта. Именно в этом произведении Пастернак раскрывает свое отношение к творчеству.

Стихотворение имеет программный смысл, как бы продолжая пушкинское обращение к «Поэту». Лирический герой, продолжая мысль великого поэта о независимости художника от «любви народной», вносит в свое суждение нравственную оценку:
Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Мы видим, что Пастернак не приемлет пустой, незаслуженной славы, ему проще кануть в неизвестность, чем быть на устах у всех, ничего для этого не сделав. Такая позиция заслуживает только уважения. Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».
Неповторимая судьба поэта понимается Пастернаком как связующее звено между прошлым и будущим в единой цепи искусства, верность призванию:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Однажды выбрав этот путь, поэт не должен отступаться от него никогда.
Также важным произведением для раскрытия образа поэта в представлении Пастернака может служить стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», написанным в тот же год, что и первое, и вошедшее в один и тот же сборник.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Из данного четверостишия следует стремление лирического героя, который условно может быть приравнен к самому Пастернаку. Стремление к жизни, к познанию ее тайн и загадок, жажда деятельности и чувства. В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу - проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты... Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что он стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

Отбрасывая пустые слова, он ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности?.. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь, потому что только, когда человек чувствует, он живет на самом деле. Это и есть рецепт проникновения в тайну жизни.

Интересна роль природы в творчестве Пастернака в целом и в этом стихотворении в частности. Она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия:
Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке...

Быть знаменитым некрасиво анализ стихотворения по плану

1. История создания . Произведение "Быть знаменитым некрасиво" (1956 г.) относится к позднему периоду творчества Б. Пастернака. К этому времени он уже много испытал в жизни, получил возможность сравнить свою судьбу с остальными собратьями по перу. Произведение можно считать программным заявлением автора по поводу творчества в целом.

2. Жанр - лирическое стихотворение.

3. Главная тема произведения - творческая деятельность. Уже в первой строке появляется определяющая для всего стихотворения фраза - "быть знаменитым некрасиво". Скорее всего, автор имеет в виду бесконечное число "творческих деятелей" Советского Союза, которые на самом деле не представляют собой ничего примечательного. Всесоюзного успеха они добились не творчеством, а покорностью и бесчисленными похвалами политическому руководству страны. Идеологическая подоплека произведения на так важна.

Пастернак напоминает, что главной целью любого автора является "самоотдача". К сожалению, часто все происходит по иному. Добившись определенного успеха, поэт или писатель наслаждается славой и почетом. В дальнейшем его творчество уже будет подчинено поддержанию этого положения ("быть притчей на устах у всех"), а не высшим творческим целям.

Пастернак был уверен, что настоящее признание должно прийти к творцу гораздо позже, со стороны благодарных потомков. В порыве вдохновения поэт способен порвать границы времени и пространства. Только в этом случае его творчество будет иметь настоящую ценность. Призывая коллег "окунаться в неизвестность", автор обличает бездарных бумагомарателей, которые склонны к опубликованию объемных воспоминаний и автобиографий.

Задача творческого человека состоит в создании новых миров, а не в возвеличивании своей собственной убогой и никому не интересной судьбы. Особенно важным Пастернак считать уменье не отличать "пораженья от победы". Каждый автор должен совершенно отрешиться от житейских благ путем полной самоотдачи, оставаясь при этом самим собой. Только устранив свою зависимость от окружающих соблазнов или опасностей, творец сможет считать себя "живым".

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Все стихотворение построено на антитезе. Автор противопоставляет "самоотдачу" "шумихе" и "успеху", "самозванство" - "любви пространства". Образность произведению придают фразеологизмы ("притчей на устах", "за пядью пядь") и метафоры ("будущего зов", "пробелы в судьбе"). Финал усилен трехкратным повторением эпитета "живой".

7. Главная мысль произведения - истинное творчество не может быть зависимо от преходящих ценностей.