Что означают такие скобки. "" квадратные скобки. Общение при помощи интернета

Тонкие мужские свитера «с высоким горлом» появились еще в XIX веке. Их делали для армии - морских офицеров и матросов. К середине ХХ века бадлоны сделала популярными богема: в Европе их начали носить звезды кино, художники, философы и даже «Битлз».

В СССР мода на бадлоны-водолазки пришла в конце 60-х. Фильм «Бриллиантовая рука», в котором, кстати, можно найти огромное количество примет времени, вышел в 1967 году. Миронов в фильме щеголяет даже в нескольких водолазках.


Свитер этот до сих пор знают везде, а «бадлоном» он зовется только в Петербурге. И вот, как так вышло. Народная этимология приписывает «бадлону» английские корни. Пошло от английского «body-long», имеется в виду, мол, длинный обтягивающий свитер. Но тысяча коренных петербуржцев хором ответит, что всё тут не так.

Петербургская версия

Найденные факты утверждают следующее: американская текстильная компания Garan Inc. в конце 60х выпустила линию мужской одежды из нового синтетического материала. «Банлон» (ban-lon) - это пряжа из объемного эластичного синтетического волокна. И именно из банлона стали делать тонкие свитера с воротом под горло и узкими рукавами, которые были способны как нельзя лучше подчеркнуть мужественность торса и четкость линии подбородка настоящих мужчин. К тому же, это была синтетика, а синтетика в 70-е была практически полным синонимом моды.

Кстати, есть более дотошная версия, что придумали материал с названием вместе вовсе не в Америке, а в Индии. Американцы лишь вовремя подсуетились с патентом. Мелькает даже название компании - Bonlon Petrochem Pvt. Узнать о ней достоверно не получилось, но в наши дни в Нью-Дели существует отель под названием Bonlon Inn, что косвенно поддерживает версию о том, что происхождение слова - из Индии.

Судя по всему, в Ленинград массово завозились именно водолазки из банлона. На ярлычках имела место надпись «100% ban-lon», и по аналогии с джинсами так стали называть у нас целый вид свитеров. Ярлычки тогда значили много.

Советские дети в бадлонах.

Эволюция «банлона»

Современники эпохи, фарцевавшие этими самыми заграничными свитерами, утверждают, что между «банлоном» и «бадлоном» существовала еще одна форма названия - «бодлон» с более четким звуком «о» на месте безударной гласной. Произношение через «а» в Ленинграде высмеивалось как провинциальное. После выхода фильма «Москва слезам не верит» в ответ на «бадлон» можно было услышать фразу «в кАнцерт хАдили» от слегка высокомерных местных студенток ЛГУ. Хорошо наученные девушки с филфака в своих рассуждениях опирались на правила русского языка: если в безударной позиции слышится «а», то чаще всего - пишется-то «о», а значит, давайте выговаривать его четче и «правильней».

Слово наше до сих пор не признается словарями, и даже Word мне его зло подчеркивает красным. Поэтому одинаково «правильны» все три варианта. Истории ленинградцев отражают точно только один факт: в конце 60х - начале 70х говорили «банлон», а к началу 80х устойчиво закрепилась форма «бадлон», какой мы, петербуржцы, знаем её и сегодня. Только мы и знаем, если честно.

Повторюсь, что первые бадлоны выпускали для мужчин, но женщины не захотели упустить возможность подчеркнуть свою фигуру. Ну, или просто - отдать популярную новинку тем мужчинам. Так что их стали носить все. Получился один из ярких примеров стиля «унисекс», все носили - те самые, «мужские». А в семьях у ленинградцев, в связи с острым дефицитом, вполне мог быть один бадлон на двоих у сестры с братом или жены с мужем. Потом бадлоны стали делать из самых разных тканей и самых разных фасонов, рынок насытился, и все успокоились. Мода прошла.

А «почему водолазка» пусть москвичи расскажут, хотя это слово куда проще поддается осмыслению.

Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее. Эту фразу произнес товарищ Сталин , если верить источникам, а не верить им нет оснований, 17 ноября 1935 года на I Всесоюзном совещании стахановцев.

Невольно согласишься с вождем всех народов, когда посмотришь, чем интересуются люди в интернете. Яндекс на этот счет ведет забавную статистику запросов. В этот раз подвели итоги с региональной спецификой - какие характерные местные слова и выражения интересуют жителей.

И вот какая картина нарисовалась. В Калининграде активно интересовались питьевой водой и китайской капустой «пекинкой». Ну, это понятно: подкрепился капусткой – потянуло на водичку. В Иркутской области искали китайские рынки «шанхайки»: сразу понятно, зима пришла, за куртками потянулись. А вот в Красноярске обогреваются тем, что хохочут над смешными картинкам или историям, которые там называют «козные». В Новосибирске жителей ну очень интересовала «толченка» – картофельное пюре. Видимо, там «второй хлеб» подорожал еще раньше, чем в Петербурге , где сейчас за кило приходится платить на десятку больше.

С удивлением для себя узнала, что «бадлон» на питерском - это водолазка! – пишет один форумчанин.

А мои родители называли эту одежду – банлон, - добавляет другой.

А я, когда приехала в Петербург, первым делом сдедала запрос в интернете, что такое бадлон, - рассказала "Комсомолке" ныне петербурженка Татьяна Волкова . - Что такое поребрик, уже знала, и рпо другие ваши местные словечки тоже, а вот про бадлон услышала впервые.

Люди провели целое исследование. И выяснили, что, по одной версии, Ban-Lon – название торговой марки ткани, которую в середине прошло века выпускала американская фирма. По другим данным, материал Бонлон разработали индийцы. Но в любом варианте это была искусственная ткань типа нейлона, из которого выпускали модные водолазки и носки.

Другие считают, что бадлон – просто очень тонкая ткань с дырочками, из которой делают форму для хоккеистов и майки для баскетболистов. В общем, версий много, выбирай на вкус любую.

Большой толковый словарь русского языка под редакцией Кузнецова толкует «Банлон» как «Разновидность полиамидного синтетического волокна; тонкий эластичный трикотаж из такого волокна; джемпер с высоким стоячим воротником из такого материала; водолазка». А «Бадлон» (или Бодлон) как «тонкое облегающее трикотажное изделие на верхнюю часть туловища, без застёжки, с длинными рукавами и высоким воротом».

А почему бадлон называют бадлоном только в Питере ? И этому нашли объяснение: мол, тонкие свитера с высоким горлом впервые привезли самые продвинутые фарцовщики в Советском Союзе – ленинградские. Благо, финская граница рядом. И поначалу одежду все-таки называли банлон, а потом как-то незаметно переделали в бадлон. Встречалось также написание «бодлон», через «о». А за пределами Ленинграда близость к первоисточнику утратила свое значение. И в ход пошли другие названия. В общем, как шутят в народе, где-то между Москвой и Петербургом есть грань, за которой бордюр превращается в поребрик, подъезд в парадное, батон – в булку, а водолазка – в бадлон.

Кстати, в Киеве в 1970-х такой свитер с высоким горлом называется гольф. В Польше тоже. А в Тбилиси - ролингстон.

Одно хорошо: раз люди интересуются историей модной одежки, значит, других проблем в жизни нету, что не может не радовать.

На слово «бадлон» жители Петербурга и Ленобласти задают в среднем за месяц от нескольких сотен до пары тысяч запросов, - пояснили «Комсомолке» в пресс-службе Яндекса. - Зависит от сезона: летом почти не ищут, а осенью и зимой ищут больше. Относительная популярность этого слова в поисковых запросах по сравнению с другими регионами примерено в семь раз больше, чем в среднем по России .

Но, как подчеркнули аналитики, «бадлон» у петербуржцев не вообще самое популярное слово из всех, а самое часто запрашиваемое из тех, что имеют местную специфику. Впрочем, интерес к нем уже перекинулся и соседние регионы - Вологодскую и Новгородскую области.

История от форумчан

Однажды петербурженка пришла в столичный магазин. - Ищу бодлон, - объяснила продавцам. - А как это выглядит? - удивились те. - Кофточка с воротником под горло и длинными рукавами. Перетаскали массу одежды, пока случайно не принесли нужную.

Вот же он, бодлон! – обрадовалась женщина.

Так бы сразу и сказали, что водолазку ищете!

Чем еще интересовались петербуржцы

Кура (в столице говорят: курица). Запросов с этим словом – пять-десять тысяч в месяц, вне зависимости от сезона. Чаще всего ищут рецепты блюд из курицы. Относительная популярность слова в Питере более чем в пятнадцать раз выше, чем по России в целом.

Шаверма (в Москве – шаурма). В среднем из Петербурга и области задают восемь-десять тысяч запросов со словом «шаверма», вне зависимости от сезона. Ищут в основном инструкции по изготовлению в домашних условиях и рецепты соусов к шаверме. Относительная популярность запроса примерно в семь раз выше, чем в среднем по России. Слово в основном популярно в Питере, но встречается также в запросах из Новгородской области и Пермского края.

Жилконтора . Относительная популярность этого слова в Питере в десятки раз выше, чем в среднем по России.

Развозка . Про транспорт для сотрудников компании и ночную развозку на личном авто в Петербурге интересуются, видимо. Водители, которые ищут работу. Слово встречается и в других регионах, но в Питере оно распространено значительно больше среднего, говорят в Яндексе. Вероятно, такая практика в Северной столице более распространена.

Проветривание. Также характерный для Петербурга запрос. В Самаре , например, закрытие медучреждений на санобработку называют «закрытие на помывку», а в Питере - «проветриванием».

Сосуля. Аналитикам из Яндекса это слово попадалось в запросах тоже довольно часто. Но только в контексте юмористических стихотворений и песен про экс-губернатора, а не как собственно сосульки.



Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова скобка

скобка в словаре кроссвордиста

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

скобка

скобки, ж.

    Небольшая скоба; уменьш. к скоба в 1, 2 и 3 знач. То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. Крылов.

    знак препинания - отвесная черта, обычно полукруглая, к-рая ставится впереди и позади различных поясняющих слов (вводных и иных). Открыть скобки (Поставить скобку перед словом). Закрыть скобки (Поставить скобку после слова). Поставить, написать слово в скобках. Заключить в скобки.

    Математический знак - отвесная черта, полукруглая (т. наз. "круглая" скобка),или прямая (с загнутыми под прямым углом кончиками, "квадратная"), или изогнутая ("фигурная"), к-рая ставится впереди и позади алгебраического выражения и указывает, что действие производится над всем этим выражением. Раскрыть скобки (произвести указанное действие над выражением, заключенным в скобки). Вынести за скобку или за скобки (общий множитель, входящий в каждый из членов алгебраического выражения, написать один раз вне скобок).

    Способ стрижки волос, при к-рой они срезаются по прямой линии на лбу и затылке. Стричься в скобку (см. вскобку). Кудри черные лежат скобкою. А. Кольцов. Детина был рослый, свежий, здоровый,

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

скобка

И, ж. Письменный или печатный знак, обычно парный, служащий для обособления какой-н. части текста, а в математике - для обозначения порядка выполнения математических действий. Круглые скобки (полукруглые). Квадратные скобки (П). Фигурные скобки ({}). Ломаные скобки (). Поставить слово в скобки. Взять в скобки, вынести за скобки. Раскрыть скобки. Сказать, заметить в скобках (перен.: упомянуть попутно, между прочим).

уменьш. скобочка, -и, ж.

прил. скобочный, -ая, -ое.

скобка

И, ж. Способ стрижки волос, при.к-ром они срезаются ровно вокруг всей головы и лба. Стричься в скобку.

уменьш. скобочка, -и, ж.

скобка

И, ж. То же, что скоба (во 2 и 3 знач,).

прил. скобочный -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Примеры употребления слова скобка в литературе.

Числа, указанные в скобках , являются произвольными и должны устанавливаться в соответствии с особенностями функционирования конкретного акционерного общества, на основании требований законодательства РФ.

Числа, указанные в скобках , являются произвольными и должны устанавливаться в соответствии с особенностями функционирования конкретного акционерного общества.

Перечислим их в том же порядке, что и Владимир Богданович, в скобках указав количество стрелковых дивизий в каждой.

Объяснять теперь некогда, да на пере и неловко, а только нижайшая просьба до вас, злорадственный друг и приятель, нельзя ли каким-нибудь образом, поделикатнее, в скобках , на ушко, втихомолочку, пошептать вашему молодому человеку, что есть в столице много домов, кроме нашего.

Страдания Дидоны и подробности сцены самосожжения вынесены за скобки сюжета.

А вот покойный господин де Мальзерб любил подымить свернутой в трубку бумажкой и, замечу в скобках , однажды учинил такой камуфлет с одним человеком, исход дела которого зависел от его доклада: он пустил дым прямо ему в лицо!

В скобках : мужчина, 28 лет, не женат, с родителями отношений не поддерживает, профессия - капсульный гонщик.

Так, он брал лупу и внимательно глядел через нее на шейки замков, на бородки ключей, на дверные, комодные, шкафные скобки и всякий раз одобрительно кивал головой.

За обоими должны следовать координаты столбца и строки, указываемой точки, заключенные в скобки .

В формулах будут надстрочные и подстрочные знаки, наборы латинских букв, расставленные по правилам факториалов, скобки всех видов, от обычных, до фигурных, и еще множество значков и символов, которые так и будут пестреть перед нашими глазами и говорить - тут тебе не халам-балам, а наука Лингвистика!

Я бросился искать маменьку, а маменька стали ключ искать и насилу его нашли в образнике, да пока я выбежал к воротам, да замок отпирать стали, да засов вытаскивать, тройка уже и отъехала, и тот, что в калмыцком тулупе был, уехал в кибитке, а дядя один стоит, за скобку держится и сердится.

Тут отворяется широко дверь, и в сопровождении двух парильщиков с березовыми вениками в руках важно и степенно шествует могучая бородатая фигура с пробором по середине головы, подстриженной в скобку .

Владимир Ильич не писал этого, он только смотрел на бумагу и будто видел на ней свои разгонистые строчки: со скобками , с кавычками, с подчеркиванием отдельных слов и целых фраз, с выносками на поля и с петитом под основным текстом.

Длинный нос расплющен и свернут на сторону, наверное, бутылками и кулаками, пока не стал напоминать носовой вырост старинного гладиаторского шлема, рот, толстогубый и широкий, в скобках глубоко врезанных морщин, заставил подумать о времени, когда отец брал меня рыбалить окуньков до того, как напивался и решал, что будет забавнее воспользоваться мной как мишенью для своих кулаков.

\mathbf{a} = \begin{pmatrix} x \\ y \\ z \end{pmatrix} \hat{A} = \begin{pmatrix} x & y \\ z & v \end{pmatrix}; C^k_n = {n \choose k}.

Круглые скобки в математике используются также для выделения аргументов функции: w = f(x)+g(y,z)\, для обозначения открытого сегмента и в некоторых других контекстах. Иногда круглыми скобками обозначается скалярное произведение векторов:

\mathbf{c}=(\mathbf{a},\mathbf{b}) = (\mathbf{a} \cdot \mathbf{b}) = \mathbf{a} \cdot \mathbf{b}

(здесь приведены три различных варианта написания, встречающиеся в литературе) и смешанное (тройное скалярное) произведение :

\mathbf{d}=(\mathbf{a},\mathbf{b},\mathbf{c}).

Круглые скобки в математике используются также для указания бесконечно повторяющегося периода позиционного представления рационального числа, например

5/22 = 0{,}13636(36) = 0{,}1(36).

При обозначении диапазона чисел круглые скобки обозначают, что числа, которые находятся по краям множества не включаются в это множество. То есть запись А = (1;3) означает, что в множество включены числа, которые 1(открытый) интервал .

Скобки (обычно круглые, как в этом предложении) употребляются в качестве знаков препинания в естественных языках. В русском языке употребляются для выделения пояснительного слова или вставного предложения. Например: Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращённого в грязный пруд (И.Тургенев). Непарная закрывающая скобка может использоваться при нумерации пунктов перечисления, например: 1) первый пункт; 2) второй.

Квадратные скобки

Фигурные скобки

Фигурными скобками в одних математических текстах обозначается операция взятия дробной части , в других - они применяются для обозначения приоритета операций, как третий уровень вложенности (после круглых и квадратных скобок). Фигурные скобки применяют для обозначения множеств . Одинарная фигурная скобка объединяет системы уравнений или неравенств. В математике и классической механике фигурными скобками обозначается оператор специального вида, называемый скобками Пуассона : \{f, g\} \,. Как уже было сказано выше, иногда фигурными скобками обозначают антикоммутатор.

В вики-разметке и в некоторых языках разметки веб-шаблонов (Django , Jinja) двойные фигурные скобки {{…}} применяются для шаблонов и встроенных функций и переменных, одинарные в определённых случаях формируют таблицы.

В программировании фигурные скобки являются или операторными (Си , C++ , Java , Perl и PHP), или комментарием (Паскаль), могут также служить для образования списка (в Mathematica), анонимного хеш-массива (в Perl, в иных позициях для доступа к элементу хеша), словаря (в Python) или множества (Сетл).

Угловые скобки

⟨…⟩

В математике угловыми скобками обозначают скалярное произведение в предгильбертовом пространстве , например:

\|x\| = \sqrt{\langle x,x\rangle},

В квантовой механике угловые скобки используются в качестве так называемых бра и кет (от англ. bracket - скобка ), введённых П. А. М. Дираком для обозначения квантовых состояний (векторов) и матричных элементов. При этом квантовые состояния обозначаются как |\psi\rangle (кет-вектор) и \langle \psi | (бра-вектор), их скалярное произведение как \langle \psi_k |\psi_l\rangle, матричный элемент оператора А в определённом базисе как \langle k |A| l\rangle.

Кроме того, в физике угловыми скобками обозначают усреднение (по времени или другому непрерывному аргументу), например, \langle f(t)\rangle - среднее значение по времени от величины f .

Типографика

В вики-разметке также можно использовать HTML-разметку, например комментарии: , которые видны только при редактировании статьи.

В программировании угловые скобки используются редко, чтобы не создавать путаницы между ними и знаками отношений («< » и «> »). Например в Си угловые скобки используются в директиве препроцессора #include вместо кавычек, чтобы показать, что включаемый заголовочный файл необходимо искать в одном из стандартных каталогов для заголовочных файлов, например в следующем примере:

#include #include "myheader.h"

файл stdio.h находится в стандартном каталоге, а myheader.h - в текущем каталоге (каталоге хранения исходного текста программы).

Кроме того, угловые скобки применяются в языках программирования C++ , Java и при использовании средств обобщённого программирования : шаблонов и дженериков.

В некоторых текстах, сдвоенные парные «< » и «> » используются для записи кавычек-ёлочек , например - <<цитата>> .

Косые скобки

/…/

Var regular = /+/;

Иногда в косых скобках пишут фамилию, расшифровывающую подпись. Например: подпись …. /Иванов И. И./

Прямые скобки

|…|

Используются в математике для обозначения модуля числа или вектора, определителя матрицы:

|-5|=5; \quad |\mathbf{a}|=a; \quad \det\hat{A} = \begin{vmatrix} A_{11} & A_{12} \\ A_{21} & A_{22} \end{vmatrix}.

Двойные прямые скобки

||…||

Используются в математике для обозначения нормы элемента линейного пространства : ||x ||; иногда - для матриц:

\hat{A} = \begin{Vmatrix} A_{11} & A_{12} \\ A_{21} & A_{22} \end{Vmatrix}.

История

Поддержка в компьютерах

Коды Юникода и т. п. закреплены не за левыми и правыми скобками, а за открывающими и закрывающими, поэтому при отображении текста со скобками в режиме «справа налево» каждая скобка меняет своё визуальное направление на противоположное. Так, сочетание (закреплено за открывающей круглой скобкой, которая выглядит как левая (в тексте, идущем слева направо, но как правая) в тексте, идущем справа налево. Однако клавиши на клавиатуре закреплены за левыми и правыми скобками, например клавиша (закреплена за левой круглой скобкой, которая при наборе текста слева направо является открывающей и получает код 40, а справа налево (в раскладках , предназначенных для языков с написанием слов справа налево, например для арабского или иврита) - является закрывающей и получает код 41.

Коды Юникод

Напишите отзыв о статье "Скобки"

Примечания

Литература

  • Александрова Н. В. История математических терминов, понятий, обозначений: Словарь-справочник, изд. 3-е. - СПб: ЛКИ, 2008. - 248 с. - ISBN 978-5-382-00839-4 .
  • История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах, М.: Наука. Том 2. (1970)
  • Кэджори Ф. / Пер. И. Ю. Тимченко. - 2-е изд., испр. - Одесса: Mathesis, 1917.

Отрывок, характеризующий Скобки

– Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его пг"и себе.
– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
– Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
– Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
– Слышишь? – сказал он.
Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
– Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
– Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
– Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

Х
Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
– Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
– Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.
Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.
– Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее.
– Что, барин, не спите? – сказал казак, сидевший под фурой.
– Нет; а… Лихачев, кажется, тебя звать? Ведь я сейчас только приехал. Мы ездили к французам. – И Петя подробно рассказал казаку не только свою поездку, но и то, почему он ездил и почему он считает, что лучше рисковать своей жизнью, чем делать наобум Лазаря.
– Что же, соснули бы, – сказал казак.
– Нет, я привык, – отвечал Петя. – А что, у вас кремни в пистолетах не обились? Я привез с собою. Не нужно ли? Ты возьми.
Казак высунулся из под фуры, чтобы поближе рассмотреть Петю.
– Оттого, что я привык все делать аккуратно, – сказал Петя. – Иные так, кое как, не приготовятся, потом и жалеют. Я так не люблю.
– Это точно, – сказал казак.
– Да еще вот что, пожалуйста, голубчик, наточи мне саблю; затупи… (но Петя боялся солгать) она никогда отточена не была. Можно это сделать?
– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.