Что такое эгоизм и эгоцентризм — в чём между ними разница. Понятие эгоцентризма в психологии. Эгоист - это не злодей

Здравствуйте, уважаемые читатели! Случалось ли вам встречать человека, который не думает ни о ком, кроме себя любимого? Как вы его можете назвать? Эгоистом? А эгоцентричный человек - это кто? Сегодня я предлагаю разобраться в этих двух понятиях, рассмотреть признаки зацикленного на себе человека, понять почему детский эгоцентризм переходит во взрослую жизнь и что с этим делать.

Поскольку люди часто путают эгоизм и эгоцентризм, я хочу предложить вам книгу Рудольфа Штайнера «Эгоизм в философии ». Благодаря труду австрийского философа вы сможете проследить становление индивидуализма от самой Древней Греции.

Определение

Слово «эгоцентризм» в переводе с латыни означает не что иное, как «Я» в центре круга. Что это значит? Человек не может поставить себя на место другого, он считает себя центром вселенной или крайняя форма эгоизма.

Давайте посмотрим, какие бывают признаки у эгоцентричных людей. Первый признак - . Такой человек не умеет читать чужие эмоции, он совершенно не ставит себя на место другого, все интерпретирует относительно самого себя. Вследствие чего у него возникают трудности в . Общаться с таким человеком крайне тяжело.

Если с воспитанием все выходит хорошо, то человек приобретает здоровую самооценку, он умеет ставить себя на место другого человека, понимает, что не он является центром вселенной.

Если же взрослый человек не смог стать здоровым эгоистом, значит, возникли какие-то проблемы на . Так бывает из-за родительского попустительства, из-за нехватки любви или ее переизбытка.

Признаки эгоцентрика мы рассмотрели выше. А что значит здоровый эгоизм? В человеке очень силен инстинкт самосохранения и удовлетворения своих потребностей. Адекватный взрослый человек будет стремиться решить ситуацию таким образом, чтобы и он и другие участники остались в выигрыше.

Но как в любой ситуации, здесь есть и другая сторона, когда человек кладет себя на алтарь жертвенности. Об этом я говорю в статье « ».

Что делать

Если вам приходится общаться с эгоцентриком, то самое верное решение - не потакать его желаниям и страстям, например, когда родители постоянно балуют свою кровиночку. Человек должен понимать, что не всегда происходит так, как ему хочется. Ваша задача быть спокойным, рассудительным и хладнокровным.

Попробуйте заняться благотворительностью. Только грамотно подойдите к этому вопросу. Не просто перекинуть на счет фонда сто рублей, а пойти позаниматься с сиротками, или съездить в дом престарелых. Узнать какая помощь нужна в ближайшем к вам детском центре. Учитесь видеть проблемы других людей.

Как вы можете описать эгоцентричного человека? Чем он отличается от здорового эгоиста?

Любить себя, не значит не любить других.
Всего вам наилучшего!

Делия Стейнберг Гусман, руководитель международной школы «Новый Акрополь»

Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его «младший брат» эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье «Что такое мистика» профессор Ливрага пишет: «Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития...»

Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.

Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?

Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.

Странно, но часто получается, что контакт с человеком «заражает» домашних животных «вирусом эгоцентризма», и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.

С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя «тактика», позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.

Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих «Диалогах». После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и «не-журавли». То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, «не-я», лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.

Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему «наплевать» на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: «Любовь - это отдача, и соответственно, отдача - это проявление Любви...» Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?

Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира.

Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле. Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной. Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.

Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.

Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:

«Нет человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях».

Для многих эгоизм и эгоцентризм - слова синонимы, которые обычно адресуют людям глубоко влюбленным в себя. Но так ли это? О разнице в понятиях, а также о том, почему важно их различать, написала психолог Ксения Аляева.

Ксения Аляева, психолог

Разложим по полочкам

ПУНКТ 1. Чем отличается эгоист от эгоцентриста? Для себя я выявила несколько признаков:

Эгоист самостоятельно заботится об удовлетворении своих потребностей, но при этом не теряет способность соотноситься с другими.

Например , я хочу есть, прихожу к людям и говорю прямо: дайте мне, пожалуйста, поесть. А дальше мне либо отказывают и я с уважением принимает этот отказ и иду дальше искать способы удовлетворить свой голод, либо мне дают поесть и потребность удовлетворяется.

Эгоцентрик считает, что весь мир крутится вокруг него, а значит, способности соотносить себя с другими у него нет.

Например: дети естественным образом эгоцентричны, у них недостаточно личностной зрелости, что бы соотноситься с другими. Ребенок подходит в детском мире к маме и прямо просит купить ему игрушку. В случае получения отказа, он не способен самостоятельно о себе позаботиться, и тогда дело переходит к следующему пункту.

ПУНКТ 2. Эгоист нацелен на решение проблемы. Эгоцентрик - на отношения.
Там, где эгоист берет на себя ответственность за решение своих проблем, эгоцентрик требует этого от других.
Иными словами, там, где эгоист получает отказ в еде, он находит ресурсы справиться со своей фрустрацией * и ищет другие способы удовлетворения своей потребности. Эгоцентрик не способен переносить фрустрацию, считает, что ее быть не должно и уж если его просьбу не удовлетворили, то начинается активное приглашение в отношения деструктивными способами - манипуляции, обвинения, месть, требования.

Что обычно маленький ребенок говорит маме, когда она отказывается купить игрушку? Ты плохая! Что бы справиться с отчаянием и фрустрацией, может полезть с кулаками, упасть на пол, закатить истерику. Ребенок постарше может начать манипулировать всяко-разно - хитрить, подстраиваться, обманывать, предлагать сделку (напр. «Я обещаю всю жизнь мыть посуду/учиться на одни пятерки» и пр.).

Взрослые люди делают то же самое, только под более благовидными, как бы «взрослыми» предлогами. Но в любом случае, у эгоцентриков есть представление о том, что они знают как правильно, и если у кого-то правила другие, то это может переживаться как «разводняк», намеренный обман, подлость, а значит за это можно мстить, манипулировать, обманывать, обвинять и всяко-разно затягивать в отношения. Я однажды услышала в свой адрес обвинение, когда отказала в использовании своих ресурсов: «Вот видишь, я из-за ситуации, которую ты мне создала, закурил».

ПУНКТ 3. Ну, и последний, пожалуй, пункт. Способность к эмпатии.

Эгоист соотносит себя и свои ресурсы с ситуацией/средой. Эгоцентрик соотносит ситуацию с собой.
Проще говоря, эгоцентрик, что бы оценить ситуацию спрашивает себя «а как бы я поступил на месте этого человека?». То есть ставит себя на место другого, меряя все ПО СЕБЕ.

Эгоист же старается найти новый ракурс, пытаясь посмотреть на мир глазами другого, что бы расширить поле восприятия. То есть становится все равно «как Я бы», интересно «а как другой?». И легко возвращается в себя с новым опытом (это важно! Ибо опыт можно не присваивать, избегая проживания чувств, уходя в рациональность и делание чего-либо).

* * * *

Если упростить все эти три пункта и вывести общее резюме, то, на мой взгляд, в переживании собственных границ:

  • Эгоцентрик может весь мир и других людей переживать как продолжение себя. Соответственно, и требовать от мира/других прогибания под себя.
  • Эгоист переживает себя отдельным от других, благодаря чему появляется возможность не тратить ресурсы на прогибание мира под себя, а искать экологичные способы соотноситься с собой и другими.

К сожалению, эгоизм часто путают с эгоцентризмом. Очень захотелось их разделить и обозначить свою симпатию к эгоизму.

* Фрустрация (frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») -
негативное психологическое состояние , возникающее в ситуации реальной
или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей,
или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.

Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его "младший брат" эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье "Что такое мистика" профессор Ливрага пишет: "Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития..."
Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.
Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?
Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.
Странно, но часто получается, что контакт с человеком "заражает" домашних животных "вирусом эгоцентризма", и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.
С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя "тактика", позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.
Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих "Диалогах". После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и "не-журавли". То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, "не-я", лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.
Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему "наплевать" на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: "Любовь - это отдача, и соответственно, отдача - это проявление Любви..." Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?
Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира. Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле. Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной. Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.
Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.
Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:
"Нет человека, который был бы трусом бо/льшим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях".

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

В январе - марте 2012 г. (уточняйте даты занятий в своём городе)

Лекции и семинары в рамках Курса лекций в городах:

В мире существует огромное множество людей, ставящих собственные интересы выше мнения окружающих. Подобное поведение именуется эгоизмом и считается вполне нормальным проявлением человеческой сущности. Психологи выделяют еще одно понятие, связанное с возвышением собственной персоны. Речь идет об эгоцентризме, который зачастую рассматривается как выражение крайней степени эгоизма. Но действительно ли данные термины настолько близки по своему смыслу? Попытаемся разобраться, чем отличается эгоизм от эгоцентризма.

Определения

Эгоизм

Эгоизм – себялюбие, предпочтение личных интересов общественным. Это поведение, полностью определяемое мыслями о собственной выгоде. Термин был введен французскими материалистами в XVIII веке. Они выступили с теорией «разумного эгоизма», утверждая, что основой любой добродетели выступает правильно распознанный личный интерес. Кант же расценивал данное качество как «радикально злое». Само слово происходит от латинского «эго», что означает «я». С началом эпохи Просвещения рассматриваемое понятие стало считаться своеобразным двигателем прогресса и знаком пробуждения человеческой активности. И действительно, если бы древние люди не заботились о своем комфорте, научились бы они шить одежды из шкур, делать посуду, разжигать огонь? В современном обществе данный термин оценивается с другой позиции. Под ним подразумевается поведение, нацеленное на извлечение пользы для себя в ущерб окружающим. Оно граничит с непорядочностью и оскорблением чужого достоинства.


Эгоцентризм

Эгоцентризм – восприятие собственной позиции как единственно существующей. Выступает особенностью мышления, присущей детям вплоть до достижения 8-12-летнего возраста. Порой может сохраняться у взрослых людей, постепенно прогрессируя с годами. Данное понятие было внедрено в психологию швейцарским философом Жаном Пиаже. Он провел ряд экспериментов, наглядно демонстрирующих детский эгоцентризм. Исходя из результатов, было отмечено, что ребенок попросту не может поставить себя на чье-то место, он сосредоточен лишь на своих ощущениях и переживаниях. Стоит отметить, что, вопреки распространенному мнению, эгоцентризм вовсе не является формой эгоизма. Но между тем он вполне способен послужить основой для зарождения конфликтов на почве неспособности индивида различать потребности окружающих.

Сравнение

Чтобы дифференцировать рассматриваемые явления, необходимо углубиться в их природу. Как говорилось выше, эгоизм представляет собой не что иное, как огромную любовь к собственной персоне и стремление действовать лишь в своих интересах. Человек знает о существовании других точек зрения по одному вопросу, но намеренно не принимает их в расчет. Эгоизм – это черта личности, которая начинает давать о себе знать в раннем детстве и сопровождает индивида на протяжении жизни. Несмотря на свою негативную окраску, данное явление выступает своеобразным двигателем прогресса. Оно заставляет человека действовать, придумывать, творить, изобретать, идти вперед для достижения собственной выгоды. Современные психологи считают здоровый эгоизм в сочетании с порядочностью и хорошим воспитанием весьма полезным качеством. Бытует мнение, что оно передается ребенку по наследству на генетическом уровне.

Главное отличие эгоизма от эгоцентризма состоит в том, что последний выступает не чертой личности, а особенностью мышления. Такой человек не просто не принимает в расчет чужое мнение, а банально не догадывается о его существовании. Он искренне считает свою точку зрения единственной и даже не помышляет о том, что может быть иначе. В представлении эгоцентрика мир крутится вокруг него и для него. Причем человек вовсе не стремится поставить себя на пьедестал, он действительно так ощущает. Индивид с подобным мышлением полностью погружен в себя и не чувствует других людей. Как уже говорилось выше, такое поведение характерно для детей вплоть до достижения 8-12-летнего возраста. У взрослых же оно встречается гораздо реже. Эгоцентризм не имеет положительного подтекста. Он заставляет человека замыкаться в своем мирке, препятствуя общению с окружающими. Типичные эгоцентристы являются интровертами с абстрактным мышлением. Их взгляд направлен исключительно внутрь себя.

Подведем итог, в чем разница между эгоизмом и эгоцентризмом.

Таблица

Эгоизм Эгоцентризм
Черта личности Особенность мышления
Проявляется в огромной любви к собственной персоне и стремлении действовать лишь в своих интересах Характеризуется ощущением себя центром Вселенной
Человек знает о существовании других точек зрения, но намеренно не принимает их в расчет Индивид считает свою точку зрения единственной и даже не помышляет о том, что может быть иначе
Данное качество сопровождает людей на протяжении всей жизни Характерен для детей, обычно пропадает к 8-12 годам
Его проявления встречаются у каждого человека вне зависимости от возраста Гораздо реже присутствует у взрослых людей
Считается весьма полезным качеством, побуждающим индивида к действию Не имеет положительного подтекста, заставляет человека замыкаться только на себе