Что значит личная ответственность. Хэмминг. «Вы и ваши исследования

Все темы, попадающие в блог, обычно рождаются в процессе милой, но, тем не менее, обычно весьма конструктивной беседы с близкими и не очень мне людьми, которым интересны не только материально-технические вопросы, но и вопросы духовные, а точнее даже ментальные и практически выполнимые. Вот и эта тема возникла из такой беседы о том, что все люди сильно по-разному понимают, что же такое ответственность и как ею правильно пользоваться, чтобы не было перегруза и не мучило чувство вины.

Что очень приятно, Википедия дает вполне достойное определение ответственности:

Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Коротко и довольно понятно.

И еще, оттуда же:

Отве́тственность - это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий).

В общем, если бы все одинаково понимали, ЧТО написано в этом определении, можно было бы дальше ни о чем не писать. Но, все люди разные и совершенно по-разному воспринимают информацию, тем более, если она (информация) касается чего-то личного и для многих сугубо интимного.



Если вернуться к первому определению, возникает вопрос: что значит отвечать за поступки? Перед кем отвечать? Зачем отвечать? А после второго определения могут возникнуть вопросы относительно слов «осознание», «готовность». Многие люди просто не понимают, что их поступки и действия могут иметь результат!

Здесь мы, конечно, говорим о личной ответственности каждого.

Очень часто под ответственностью понимают чувство долга. «Я должен это сделать, это моя обязанность, потому что это моя ответственность». Вот и еще одно слово - обязанность, как ответственность. «Я обязан выполнять эту работу, и несу за нее ответственность». Правильно, ведь выполнение работы - это действие или даже поступок, и ответственность за результаты, которые будут после ее выполнения (и будут являться следствием действий), лежат на том, кто ее выполнил.

Так что же такое личная ответственность? Это то, за что каждый отвечает лично.

Что значит отвечает?

Это значит, понимает и осознает свой вклад в тот результат, который имеет.

Это значит, знает, что результат зависит от его действия или бездействия.

Это значит, он готов приложить усилия соизмеримые с мерой той ответственности, которую он готов на себя взять.

Бытует мнение, что человек с высоким уровнем личной ответственности, чувствует ответственность за все, что с ним происходит, упорно и настойчиво преодолевает трудности, не возводя их при этом в ранг жизненных проблем. Если он видит перед собой задачу, он думает над тем как ее решить, а не ищет причины почему этого сделать нельзя. Такой человек - капитан собственной жизни, и управляя ею, он использует все подходящие инструменты и ресурсы.

А что значит высокий уровень? Насколько высокий? А если не высокий, а средний, это как, низко или не очень?

Есть такое понятие, как полнота личной ответственности.

Человек рождается с определенным объемом собственной (личной) ответственности, это ответственность за его жизнь. Объем ответственности каждого имеет постоянную величину и всегда заполнен.

Представим себе этот объем в виде сосуда наполненного жидкостью (назовем его «сосуд ответственности»). Много людей - много сосудов и все, совершенно различной формы. Согласно закону сообщающихся сосудов - уровни однородных жидкостей в них равны между собой. Так и здесь, уровень (или другими словами мера) ответственности, с которым родился каждый человек, равна уровню (мере) ответственности любого другого. Таким образом, все люди изначально и на всю жизнь наделены установленным уровнем личной ответственности, которая должна занимать определенный (выделенный) для нее объем. Теперь можно утверждать, что человек, который является капитаном собственной жизни, готов взять на себя всю полноту своей личной ответственности, или, другими словами, он согласен с тем, что весь объем ответственности, который у него есть - это его личная ответственность.

Кроме объема, существует еще идентификация ответственности, которая отличает ответственность каждого от ответственности любого другого. Мы можем представить себе такое отличие через различие в цвете или частоты вибрации. Каждому человеку от рождения дано такое отличие, каждый имеет свой собственный цвет или частоту. И если человек берет на себя всю полноту своей личной ответственности и согласен с ней полностью, то его «сосуд ответственности» заполнен целиком и имеет свой личный цвет или свою личную частоту.

Но что происходит в нашей действительности?

Не каждый человек готов взять на себя всю полноту личной ответственности. Многие пытаются переложить свою ответственность на плечи других людей. Это может выражаться по-разному: попросить коллегу сделать свою работу; найти себе оправдания, если не сделал то, что должен был сделать; обвинить партнера или друга в том, что вы потратили на них много времени или денег и т.д. Некоторые перекладывают свою ответственность на Бога, обвиняя его в своих собственных ошибках и неудачах.

Есть и другой путь ухода от ответственности. Это путь пьянства, азартных игр, чревоугодничества, похоти и прочих чрезмерных увлечений. При таком раскладе, человек снимает с себя личную ответственность за свою жизнь и плывет по течению, отрывая по кускам чужие жизни и чужую ответственность.

Здесь также работает закон сообщающихся сосудов: если человек снимает с себя свою личную ответственность, он автоматически берет на себя чужую ответственность. И наоборот. Сосуд не может быть пустым, он всегда должен быть заполнен, если не своей, то чужой ответственностью.

А как это влияет на людей?

Внутри каждого человека встроен механизм, отслеживающий «чистоту» личной ответственности. Пока в «сосуде ответственности» содержится ответственность только своего собственного цвета или своей частоты, человек пребывает в комфорте и гармонии. Как только в сосуд попадает другой цвет или частота, гармония нарушается и чем больше в сосуде чужого, тем меньше гармонии и комфорта в душе человека. Есть люди, которые любят заниматься чужими делами и решать чужие проблемы (вспомним хотя бы «лавочковых» бабушекJ ), забывая при этом про себя, свои дела, свои желания. Они набирают в свой сосуд массу чужих цветов и вибраций. На них сваливается вся тяжесть от ответственности других людей, они пребывают в постоянном стрессе и напряжении, а также в беспокойстве и тревоге. О какой гармонии тут может идти речь.

Следует отметить, что личная ответственность включает в себя не только ту ответственность, которую мы получили при рождении. Сюда входит также та ответственность, которую мы сами на себя взяли. Это может быть ответственность мамы за ребенка, пока он маленький, ответственность хозяина собаки за собаку, ответственность хозяина бизнеса за бизнес, а также все обещания, которые мы даем, формируют ответственность за их исполнение.

Рассмотрим это на примерах.

В семье часто бывает так, что муж часто выпивает, редко бывает дома, а жена по этому поводу с ним ругается. При этом жена тратит деньги мужа так, как ей хочется, а муж закрывает на это глаза. Вот такая семейная идиллия. С точки зрения ответственности, муж снял с себя ответственность за себя как за мужа (за те функции в семье, которые он должен выполнять как муж) и переложил их на жену. Жена взяла эти функции, но сняла с себя функции финансового обеспечения себя. И эту ответственность взял на себя муж. Все было бы здорово, если бы они договорились друг с другом о таком распределении ответственности и тогда их сосуды были наполнены только своей собственной ответственностью. НО. Они оба не согласны с тем, что происходит в их семье. Жена не согласна с тем, что муж выпивает и редко бывает дома, значит, она не согласна с тем, что это его ответственность. Муж не согласен с тем, что жена с ним ругается, ведь он приносит домой деньги, которые она тратит.

Возможна и другая ситуация, очень типичная на сегодняшний день. Муж не пьет, он работает, строит карьеру или свой бизнес, а жена сидит дома одна или с детьми, не помышляя ни о чем другом в своей жизни. С виду в этой семье все прекрасно. Теперь посмотрим глубже. Муж неверен жене, или часто проводит время с друзьями, или часто в командировках, где он неверен и проводит время с друзьями. Жена, тоже возможно неверна мужу, или не вылезает из магазинов, или из салонов красоты, или чрезмерно увлечена собачкой, или всю себя отдает детям, или все вышеперечисленное вместе. Здесь муж снял с себя ответственность, которую он взял на себя когда женился, то же самое сделала его жена. Как только они сняли с себя ответственность они автоматически взяли на себя чужую и рано или поздно им придется заниматься чужими делами, хотят они этого или нет.

Еще пример.

Каждый человек несет ответственность за свое личное развитие и самореализацию. Но не все готовы этим заниматься (что-то делать, встречаться, общаться, писать письма и пр.). Кто-то желает, чтобы ему на блюдечке принесли работу, деньги, проекты, мечты. Человек, который имеет такое желание, и не прилагающий никаких усилий к своему собственному развитию, снимает с себя ответственность за это. Он перестает заниматься собой, своими делами, строить свои планы и даже просто мечтать. То свободное пространство, которое высвобождается в «сосуде ответственности» тут же занимает чужая ответственность. В чем это выражается? Человек начинает жить чужой жизнью. Он живет чужими проблемами, он пытается их решать, он тратит на это деньги, свое время, он вкладывает в это свою душу. Сосуд полон, но в своем содержании он имеет много разных чужих составляющих, которые качественно меняют внутреннее состояние такого человека. Это проявляется в тяжести и дискомфорте, которые он чувствует, потому что он несет бремя чужой ответственности.

Распределение ответственностей всегда будет предметом спора. Многие люди не готовы принять на себя все меру своей ответственности, и они всегда будут отстаивать свою точку зрения, о том, что только они знают границы своей личной ответственности, и считать, что они их сами себе установили.

Тем не менее, правда жизни в том, что на сегодня почти все люди в своем «сосуде ответственности» имеют массу чужих составляющих. Наш разноцветный сосуд может в любую секунду разбиться от того количества вибраций, которые создаются содержащимися в нем частотами. Задача каждого из нас, очистить свой сосуд, восстановить свой цвет и оставить только одну частоту вибрации, чтобы вся полнота нашей личной ответственности непрерывно звучала одной единственной нотой и отражала всю гармонию, спокойствие и легкость нашей новой бесконечно-живой души.

Тема ответственности очень емкая, про нее можно писать и писать, потому что сейчас то время, когда человек только начинает по-настоящему раскрывать все грани своей внутренней сущности, так долго остававшейся тайной за семью печатями.

Я непрерывно очищаю свой «сосуд ответственности», а вы?

В этой статье мы рассмотрим материал, который можно использовать в качестве примера сочинения на тему «Ответственность». Первое, что нужно выделить для себя: что же это такое? В чем заключается проблема ответственности и какими последствиями может обернуться уклонение от нее? Благо или вред несет она обществу и в какой момент необходимо понимать, как правильно поступить?

Что такое ответственность?

Ответственность бывает разной: административная, уголовная, юридическая. Но сегодня мы поговорим совсем о другом виде - ответственности этического характера, о том, как должен действовать человек, если по его вине произошли недопустимые события. Самое главное - уметь отвечать за совершенное. По мере того как идет жизнь, степень ответственности носит разный характер. В сочинении на тему «Ответственность» мы выделим условно три этапа в жизни человека.

Этап первый - детство. В детстве ребенок - безответственный, он только начинает учиться говорить, ходить, читать, дружить. Большое значение имеет семья ребенка, его окружение. Второй этап - это периоды отрочества и начало юности, когда часть фундамента уже заложена, и ребенок начинает понимать и различать хорошее и плохое. Возвращаясь к нашему сочинению на тему «Ответственность», отметим, что в этом возрасте появляются определенного рода обязанности, которые определяются описываемым нами понятием.

Давайте проведем аналогию между обязанностью и ответственностью. Например, самый простой и понятный каждому ребенку пример - уход за домашним питомцем. Выгуливать собаку необходимо два-три раза в день. И, например, эта обязанность возлагается на ребенка, скажем, достигнувшего десяти или одиннадцати лет, который должен понимать, что здоровье его питомца зависит от него самого. То есть в любую погоду, будь то дождь или ненастье, будний день или утро выходного, когда так хочется поспать подольше, он должен повести его на прогулку, то есть должен взять на себя ответственность. И чем старше человек становится, тем больше он берет на себя ответственности.

Третьим этапом является период зрелости. В нашем сочинении-рассуждении на тему «Ответственность» хотелось бы сделать следующий вывод, что это, прежде всего, понимание того, что может произойти, если ряд правил или обязанностей будут нарушены или не выполнены.

Проблема ответственности: благо или вред?

Сочинение на тему «Проблема ответственности» затрагивает такой вопрос: как будут использовать люди достижения прогресса - во благо или во вред себе? Расщепление атома, изобретение бомбы - это научные открытия, которые, казалось бы, сделали прорыв в техническом развитии человечества, но впоследствии нанесли невосполнимый урон.

Развитие химии коснулось пищевой промышленности: красители, стабилизаторы, консерванты появились в продуктах на полках магазинов. Вопрос с экономической точки зрения решен, а вот вопрос здорового питания остался открытым.

Примеры из литературы

Этот вопрос актуален во все времена. В литературе существует великое множество примеров данной проблемы. Один из самых ярких классических примеров - Родион Раскольников, главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Достоевского. Молодой человек испытывал муки совести после совершенного им убийства. Он, осознав всю ответственность за свой поступок, признается в содеянном.

Замечательный литературный пример можно привести по произведению Булгакова «Собачье сердце», где один из главных героев, профессор Преображенский Филипп Филиппович, находит в себе мужество и берет на себя ответственность, исправляя ошибку и понимая, какой урон он нанес окружающим его людям. Поступок профессора является настоящим примером для сочинения на тему «Ответственность за поступки».

Фамилия профессора неслучайно была выбрана автором, он преображал этот мир, но столкнулся с проблемой с неожиданной для него стороны. Принятие решения, которое стоило ему так дорого, должно было изменить людей в лучшую сторону, но свой труд и свое открытие он вынужден был скрыть от всего мира.

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанного, хотелось бы отметить, что сочинение на тему «Ответственность» затрагивает эту проблему не только в литературе, но и в реальной жизни. Такие профессии, как юрист, врач, спасатель, ученый, чаще всего связаны с этим понятием, ведь от принятых ими решений зависит не только благополучие, но и жизни не одного десятка людей.

Надоело пропускать премьеры в кинотеатре из-за бешеного ритма жизни? Устали от того, что по телеканалам стоящие фильмы транслируются в неудобное для Вас время? В Вашей семье часто родные делят пульт от телевизора? Ребенок просит посмотреть мультфильмы для детей, когда Вы заняты, а на каналах нет хороших мультфильмов? И, в конце концов, Вы просто хотите расслабиться после трудового дня на диване в домашней одежде за просмотром интересного фильма или сериала?

Для этого лучше всего иметь всегда в закладках любимый сайт, который станет для Вас лучшим другом и помощником. «А как же выбрать такой сайт, когда их так много?» - спросите Вы. Лучшим выбором для Вас будет именно наш видео сайт

Почему именно наш ресурс? Потому что он объединяет в себе множество положительных особенностей, которые делают его универсальным, удобным и простым. Вот список основных преимуществ ресурса.

    Бесплатный доступ. Многие сайты просят клиентов покупать подписку, чем наш портал не занимается, так как считает, что у людей должен быть свободный доступ в сети интернет ко всему. Мы не берем с наших зрителей плату за просмотр!

    Не нужно никакой регистрации и СМС на сомнительные номера телефонов. Мы не собираем конфиденциальную информацию о наших пользователях. Каждый имеет право на анонимность в интернете, что мы и поддерживаем.

    Отличное качество видео. Мы загружаем материалы исключительно в HD формате, что, безусловно, способно порадовать любимых пользователей. Ведь гораздо приятнее смотреть хороший фильм с качественной картинкой, чем с изображением низкого качества.

    Огромный выбор. Здесь Вы найдете видео на любой вкус. Даже самому заядлому киноману всегда найдется, что посмотреть у нас. Для детей есть мультфильмы в хорошем качестве, познавательные программы о животных и природе. Мужчины найдут для себя интересными каналы о новостях, спорте, автомобилях, а также о науке и технике. А для наших любимых женщин мы подобрали канала о моде и стиле, о знаменитостях, ну и конечно музыкальные клипы. Устроив вечер в кругу семьи, или с друзьями Вы сможете подобрать веселую семейную комедию. Влюбленная пара понежиться за просмотром любовной мелодрамы. После рабочего дня расслабиться помогает захватывающий сериал или детектив. Фильмы в HD формате нового времени и прошлых лет представлены на абсолютно любой вкус и могут удовлетворить потребности любого зрителя.

    Возможность скачивать видео. Абсолютно любой материал на сайте можно скачать к себе на компьютер или флешку. Если вдруг Вы соберетесь на дачу с ноутбуком, где нет интернета, или захотите посмотреть фильм на большом экране телевизора, то Вы всегда можете заранее скачать, а после посмотреть в нужный момент. При этом Вам не придется ждать своей очереди, чтобы скачать видео, как это бывает на торрентах или других похожих сайтах.

    Безопасность. Мы следим за чистотой контента, каждый файл перед закачкой проверяется. Поэтому на нашем сайте нет никаких вирусов и шпионских программ, и мы тщательно следим за этим.

    Новинки. Регулярно мы обновляем и добавляем на портал новые мультфильмы, сериалы, ТВ-шоу, музыкальные клипы, новости, обзоры, мультсериалы и т.д. и всё это Вы можете посмотреть совершенно бесплатно, без регистрации и смс. Мы стараемся для Вас, для наших любимых посетителей.

    Онлайн-просмотр. На нашем сайте не обязательно предварительно скачивать фильм, чтобы его посмотреть, достаточно просто включить и наслаждаться просмотром. Благодаря профессиональной настройке не будет никаких торможений, и ничто не сможет Вам помешать посмотреть интересный фильм.

    Закладка. На сайте можно нажатием одной кнопки со звездочкой отравить видео в закладки и вернуться к нему позже. У каждого, наверняка бывало, что увидел на сайте интересное видео, которое хочешь посмотреть, но прямо сейчас нет возможности. Данная кнопка поможет Вам в этом и, освободившись, Вы с легкостью сможете посмотреть, то что хотели.

    Удобный интерфейс. Поиск нужного видео не займет у Вас много времени, так как сайт лучшим образом адаптирован для пользователей, и всё интуитивно понятно. Даже ребенок сможет разобраться и включить для себя мультфильм или какую-нибудь программу о животных, природе.

Кино как искусство появилось сравнительно недавно, но уже успело тесно переплестись с нашей жизнью. Множество людей из-за спешки нашего времени уже годами не ходили в театр, в галерею или музеи. Однако трудно себе представить человека, который не смотрел сериал или фильм хотя бы месяц. Киноискусство является синтезом театра, музыки, изобразительного искусства и литературы. Таким образом, оно дает даже самому занятому человеку, у которого нет времени ходить по театрам и галереям, быть ближе к искусству и духовно совершенствоваться.

Также кино заняло сферу и общедоступного развлечения. Просмотр комедий, боевиков, вестернов и т.д. отлично вписывается в какой-нибудь вечер в кругу семьи. Ужастики отлично щекочут нервы даже самого бесстрашного человека. Мультфильмы обожают дети, а некоторые можно смотреть и всей семьей. Познавательные видео помогают расширить знания, посмотреть на мир шире и удовлетворить собственное природное любопытство.

Человек в двадцать первом веке уже не может представить свою жизнь без технологий будущего, кажется, в будущем машины, роботы и техника смогуд заменить человека, а точнее выполнение многих автоматических работ, по этому каждый хочет смотреть какие технологии будут в будущем. На сайте Вам и не нужно откладывать просмотр, просто добавьте видео в закладки и в любой момент можете к нему вернутся и отлично провести время за просмотром качественного видео.

Не отказывайте себе в удовольствии, начните смотреть уже прямо сейчас! Знакомьтесь с обновлениями, с новинками, выбирайте то, что хотели бы посмотреть позже. Порадуйте себя и близких интересными фильмами в хорошем качестве!

Ответственность - важнейшее свойство личности. Термин «ответственность» имеет прямое отношение к различным областям психологии. Содержание этого понятия анализируется в связи с изучением личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания. В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее толкование понятия ответственности: «Ответственность - это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия». Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения».

В психологическом словаре ответственность понимается как осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъект ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и т.п.) и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга).

Слово «ответственность» было введено в научный обиход А. Бейном в книге «Эмоции и воля» (1865 г.). Ответственность связывают с вопросом наказуемости, так как любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, является вопросом обвинения, осуждения и наказания. Дж.Ст.Милль (XIX век) так же, как и А.Бейн, связывают ответственность с наказанием.

В психологической литературе рассматривается широкий круг вопросов, связанных с определением параметров ответственного поведения, путей и средств воспитания ответственного отношения к общественно полезной деятельности, выявление механизмов формирования ответственности. Так, отечественный исследователь проблемы психологии ответственности К.Муздыбаев отмечает, что этимологически слово ответственность происходит от глагола «вещать» и относится к старославянскому понятию вече, означавшему совет, уговор, согласие.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, то есть пределы долга. Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей. В качестве субъекта ответственности могут выступать: отдельная личность; группа как определенная общность людей; государство как некая макроструктура. Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть:

1) общественно значимое лицо (например, президент, король, руководитель компании и т.п.);

2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.);

3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и другие требования.

Существуют различные виды ответственности. Например, выделяют политическую, юридическую, моральную, профессиональную, социальную и др. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обусловливающие их.

Осознание личностью своей ответственности определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля. Субъект, прежде всего, отвечает за свои действия перед самим собой, а не перед внешней инстанцией. Наличие инстанции как таковой является важным фактором, регулирующим не только индивидуальную, но и общественную жизнь. Количество инстанций, перед которыми человек несет ответственность, достаточно велико.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, то есть сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества. Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего «Я». Здесь как раз и возникает проблема «быть или не быть» или «быть или казаться». Для человека «быть» означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности.

Человеку свойственно приписывать ответственность либо внешним силам (случаю, судьбе и т.п.), либо собственным способностям, стремлениям. В зависимости от этого формируются определенные стратегии поведения человека, которые укладываются в рамки понятия «локус контроля».

В отечественной психологии выделяются четыре направления в исследовании ответственности:

1. В рамках первого направления, которое освещает проблему воспитания ответственности на разных возрастных этапах, занимались: К.А.Климова (1968), Т.В.Морозкина (1984), В.М.Пискун (1988), Т.Н.Сидорова (1987), Л.С.Славина (1956), Н.М.Тен (1980) и др. Важным является то, что в исследованиях показаны основные параметры, условия формирования, ведущие факторы, влияющие на процесс становления ответственности, а также структура социальной ответственности в единстве когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов.

2. В рамках второго направления ответственность рассматривается как социально - психологический феномен в условиях совместной деятельности. Данными исследованиями занимались В.С.Агеев (1982), Е.Д.Дорофеев (1990), Л.А.Сухинская (1978) и др., подчеркивая социальность этого качества, обусловленную генетически. В данных работах изучение ответственности происходит в рамках реальной трудовой деятельности, раскрывая, основные референты ответственности: эмоциональные, когнитивные, поведенческо-волевые.

3. К третьему направлению относятся работы В.А.Горбачевой (1985), К.Муздыбаева (1983), А.Л.Слободского (1976), в которых исследуется проблема формирования ответственности в конкретной деятельности, причем деятельности ведущей на данном этапе развития личности. Социальная ответственность рассматривается, как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия.

4. Четвертое направление - Л.И.Дементий (1988, 1990) предложила применить типологический подход для исследования ответственности, рассматривая ее, как гарантирование личностью достижения результата (а потому - обеспечение способа его достижения) собственными усилиями при заданном уровне сложности и ограниченном времени с учетом возможных неожиданностей, трудностей, то есть овладение целостностью ситуации и построение оригинального контура деятельности.

В военной психологии, в том числе в работе Н.Н.Семененко ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею каких-то социальных или нравственных требований. Однако понятие это многогранно. В его историческом развитии существует несколько векторов: от коллективной к индивидуальной, от внешней к внутренней, психологической, от ретроспективной (ответственность за прошлое, вина) к перспективной (ответственность за будущее, обязанность).

Внутренняя структура профессиональной ответственности военнослужащих включает в себя:

А) знания о профессиональной ответственности, о нормах и правилах, через которые реализуется это качество - когнитивный компонент;

Б) иерархия мотивов профессионально ответственного поведения - мотивационный компонент;

В) эмоциональная стабильность и устойчивость военнослужащих, а также проявление волевых усилий при достижении цели – эмоционально-волевой компонент.

Поведенческий компонент - выражается в выборе и осуществлении определённой линии поведения.

Таким образом, профессиональная ответственность – это интегративное качество военнослужащего, проявляющееся в его способности принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации и готовности отвечать за их результаты и последствия. Взаимосвязь четырех компонентов профессиональной ответственности курсантов может быть представлена следующим образом:

Исходя из сущности и структуры профессиональной ответственности военнослужащего, выступающей в единстве когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов, Н.Н.Семененко выделяет основные ее показатели Семененко Н.Н., 1998):

Степень обоснованности принятого решения в сфере профессиональной деятельности;

Эмоциональная стабильность и настойчивость по его реализации;

Добросовестность в выполнении своих функциональных обязанностей;

Готовность отвечать за результаты и последствия своей деятельности.

Профессиональная ответственность не появляется сама по себе, она начинает формироваться с началом трудовой деятельности, у военнослужащего- с призывом в Вооруженные силы.

Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Википедия

Ответственность – волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга).
Д.А. Леонтьев | Яндекс словари | Социальная психология. Словарь

  • Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого.
  • Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
  • Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.
  • Ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека.

Преимущества ответственности

  • Ответственность даёт уверенность – в себе и своих силах.
  • Ответственность даёт уважение – как самоуважение, так и уважение со стороны окружающих.
  • Ответственность даёт возможности – для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией.
  • Ответственность даёт свободу – от мизантропии; ответственный человек не осуждает ошибок и не впадает в депрессию при виде неадекватного поведения кого-либо; он просто констатирует, что на данного человека в данной ситуации полагаться не рационально.

Проявления ответственности в повседневной жизни

  • Родительство. Родители всегда ответственны за своих детей.
  • Трудовая деятельность. Руководитель компании всегда возлагает на себя ответственность за деятельность подчинённых; чем более ответственным человеком он является, тем более работоспособный и дружный коллектив способен создать.
  • Конфликтные ситуации. Ответственный человек при возникновении конфликтных ситуаций способен самостоятельно (ответственно) принять решение за всех участников ситуации и, тем самым, поставить ситуацию под контроль.
  • Военная служба. Командир воинского подразделения всегда отвечает за жизнь и поступки подчинённых.
  • Выполнение обязательств. Ответственный человек любое дело старается закончить точно в срок и наилучшим образом.

Как развить в себе ответственность

  • Самоконтроль и работа над собой. Внимательное отношение к себе, к своим словам, обещаниям и поступкам помогают человеку стать более ответственным. Главное – не отступать, видя, что не всё удается сразу, так как работа над собой – процесс длительный.
  • Письменные «поручения» самому себе. Один из вариантов, психологически помогающих нести ответственность за свои обещания и всегда выполнять их – записывать на листе бумаги задачу, которую ставит человек перед собой, и сроки её выполнения.
  • Организационная работа. Работа с людьми, организация их скоординированных действий – большое подспорье в развитии собственной ответственности.
  • Отношения с детьми. Общаясь со своими детьми, человек оказывается в ситуации, когда он не может не нести за них ответственность. При отсутствии выбора человек мобилизуется и становится в дальнейшем более ответственным.

Золотая середина

Безответственность | полное отсутствие готовности нести ответственность.

Ответственность

Гиперопека | избыточная ответственность за кого-либо.

Крылатые выражения об ответственности

Свобода – это ответственность. Вот почему все её так боятся. - Бернард Шоу - Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность. - Антуан де Сент-Экзюпери - Быть личностью трудно. Быть свободным – значит взять на себя бремя ответственности. - Николай Бердяев - Два смысла в жизни – внутренний и внешний
У внешнего – семья, дела, успех;
А внутренний - неясный и нездешний –
В ответственности каждого за всех. - Игорь Губерман - Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть. - Уинстон Черчилль - Сергей Туркин / Как выгодно быть добрым. Сделайте свой бизнес социально ответственным Меценатство и благотворительность становятся обязательными элементами стратегической политики построения успешного бизнеса. Автор разъясняет значение понятия «социально-ответственный бизнес» и доказывает, что быть социально-ответственным – выгодно. К. Экартсгаузен / Политика мудрого. Благоразумие, соединение с добродетелью Книга написана более 200 лет назад немецким философом. Предназначена она была отпрыскам аристократических семейств. Не потерявшее актуальность практическое руководство по достижению карьерного роста путем воспитания в себе добродетелей ответственности и благоразумия.