Что значит ложь.  ложь это что такое ложь: определение — философия.нэс. Почему же так легко лгать

Каждый человек стремится сделать свою жизнь лучше. Однако о том, как достичь благополучия, представление у каждого свое. Всюду, где начинается взаимодействие людей, имеет место ложь и обман.

Понятия философские

Вопросу "что такое ложь" в философии и психологии уделяется немало внимания. Ответ на этот вопрос начинается с анализа ключевых понятий, объясняющих данный феномен. По мнению многих ученых, истина - это отображение окружающей нас реальности.

Однако в силу индивидуальных особенностей человека эта реальность может восприниматься искаженно. Тогда мы говорим, что человек заблуждается относительно своей реальности. Но если он намеренно высказывает то, что не соответствует истине, с целью создать убеждение в другом человеке - это ложь.

Для лучшего осмысления следует рассмотреть еще и понятие "правда". Она по своему содержанию шире истины и означает не только адекватность знаний, но и их осмысленность для субъекта. Лучше разобраться в том, что такое правда и ложь, можно обратившись к Академическому словарю русского языка. Там говорится, что намеренное искажение истины; обман".

Ложь: от античности до современности

Пожалуй, впервые вопрос "что такое ложь" задавали еще античные философы Платон и Аристотель, и они сходились во мнении, что это нечто негативное, вызывающее неодобрение других людей. Однако со временем взгляды разделились, и возникли два совершенно противоположных подхода к допустимости лжи.

Одни объясняли, что такое ложь, основываясь на христианской морали. Они утверждали, что ложь - то, что подрывает доверие между людьми и разрушает ценности. То, что человек умышленно искажает реальность, пытаясь извлечь из этого выгоду, называется в христианстве грехом.

Представители другого подхода придерживались мнения о том, что некоторая доля ложных высказываний не только приемлема, но и желательна. По их мнению, государственным деятелям необходимо прибегать ко лжи для обеспечения безопасности и поддержания порядка. Право намеренно искажать истину они еще оставляют и врачам из соображения гуманности. Таким образом появилось новое толкование понятия - ложь во благо или во спасение.

Современная позиция

Современные исследователи также не дают однозначного ответа на вопрос "что такое ложь". Вернее, само понятие не изменилось, а вот отношение к нему по-прежнему остается различным. Поэтому сегодня принято искать и обосновывать причины, по которым люди прибегают ко лжи.

Во-первых, ее можно рассматривать с точки зрения нравственности. Например, когда человек пытается скрыть или приукрасить негативные поступки. Такой формой часто пользуются дети. Но всегда ли мы осуждаем их за это? Скорее, порицаем, разъясняем, почему так делать не нужно и что все нехорошее можно осознать и исправить.

Во-вторых, ложь может быть использована как инструмент при стремлении получить определенный результат. А это уже совсем иной формат лжи. Если человек намеренно искажает информацию, чтобы дезориентировать в ситуации другого и таким образом получить для себя выгоду, это уже характеризует ложь как волевое деяние.

И в-третьих, это может представать в форме простого искажения фактов. Проще говоря, человек может просто не сказать всей правды, утаив лишь ее часть. Это также делается индивидом намеренно, для достижения своих целей.

Таким образом, мы приблизились к объяснению того, что такое ложь и обман. На первый взгляд, эти понятия являются синонимами. Но все же это не так. Ложь, как говорилось выше - это сознательное искажение истины. А обман - это намеренное введение другого в заблуждение. Обман может трактоваться как одна из форм социальных противоречий. Он может помочь не только в достижении корыстных целей, но и, например, в сохранении тайны.

Ложь и ее признаки

Западные психологи сегодня все чаще сходятся во мнении, что ложь в большинстве случаев вызывает моральное осуждение. Но если ее заменить на "обман" или "неправду", то отношение к искаженной истине становится нейтральным. Хотя, если разобраться, ложь подразумевает всего лишь искажение истины или ее утаивание. В то время как обман - это умышленное действие.

Пытаясь разобраться в том, что такое ложь, можно выделить несколько ее признаков:

  • во-первых, ложь всегда используется с целью получить определенную выгоду;
  • во-вторых, человек осознает ложность высказывания;
  • в-третьих, искажение информации приобретает значение, когда высказывается.

Но с точки зрения позитивной психологии, ложь - это признак слабости. К ней прибегает только тот, кто не уверен в своих силах. И, используя ложь на пути к своей цели, человек должен понимать, что она не укрепляет, а ослабляет его позиции.

искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, к-рое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная Л. является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная Л. совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты. От Л. следует отличать бессмыслицу, или абсурд.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ложь

высказывание, искажающее действительное положение вещей. По Аристотелю структура лжи следующая: если суждение соединяет то, что разъединено в действительности или разъединяет то, что в действительности соединено, то оно ложно. От лжи следует отличать бессмыслицу, или абсурд . Ложь - одно из основополагающих понятий общей теории информационных систем, не раскрывая понятия лжи, бессмысленно говорить об информации и связанных с нею понятиях. Ложь - вещь, противоположная правде, но связанная с последней неразрывными узами: если соединить большую правду с маленькой ложью, то получим большую ложь. (cм. структура лжи).

Ложь - основополагающая категория философии, этики, политики, экономики и остальных областей деятельности человеческого бытия и бытия человечества. В связи с тем, что она является основополагающей, в обществе предпочитают делать вид, что ее не существует. В древности говорили: "Не упоминай имя Бога всуе!" Точно такое же положение складывается и с институтом лжи - этого слова нет в словаре редактора "ЛЕКСИКОН", на котором набран вариант текста настоящего толкователя (по крайней мере, он его не склоняет), его избегают политики, придумывая эквиваленты "лукавство", "интеллектуальная недобросовестность" и т.п. То есть люди подсознательно и сознательно понимают, что, идя по дороге лжи, они неизбежно дойдут сами и доведут других до пропасти. Понимают и тем не менее делают, так как ложь позволяет, как кажется лгущему, во многих случаях достигнуть цели с минимальными временными, моральными и энергетическими издержками. В то же время история показывает, что этические уравнения действуют и в конечном итоге торжествуют правда, либо возмездие. Другое дело, что часто задается вопрос "за что?" это возмездие наступило.

Ложь

В отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиною, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который, делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося. В нравственной философии имеет значение вопрос о Л. необходимой, т.е. о том, позволительно или непозволительно делать сознательно несогласные с фактическою действительностью заявления в крайних случаях, напр. для спасения чьей-нибудь жизни. Этот вопрос неосновательно смешивается иногда с вопросом о позволительности худых средств для хороших целей, с которым он имеет только кажущуюся связь. Вопрос о необходимости Л. может быть правильно решен на следующем основании. Нравственность не есть механический свод различных предписаний, безотносительно обязательных в своей отдельности. С материальной стороны нравственность есть проявление доброй природы; но человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко Л. или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли. Со стороны формальной, нравственность есть выражение чистой воли; но соблюдение внешнего соответствия между словом и фактом в каждом единичном случае, независимо от его жизненного смысла и с пожертвованием действительных нравственных обязанностей, вытекающих из данного положения - есть выражение не чистой воли, а только бездушного буквализма. Наконец, со стороны окончательной цели нравственность есть путь к истинной жизни, и ее предписания даются человеку для того, "чтобы он жив был ими"; следовательно, жертвовать человеческою жизнью для точного исполнения отдельного предписания - есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое ложь?

Что такое ложь и почему же так легко лгать? Почему ложь так распространена? Причина того, почему так легко лгать и зачем быть правдивым?

Ложь

Противоположность истине. Лгать - значит сообщать неверные сведения тому, кто имеет право знать правду, с целью ввести его или кого-то другого в
заблуждение или причинить кому-либо вред. Ложь может проявляться не только в словах, но и в делах, например когда человек ведёт двойную жизнь.

В еврейском языке мысль о том, что кто-то лжёт, передается глаголом каза́в (Пр 14:5). Еще один еврейский глагол, шака́р, означает «поступать коварно; изменять кому-либо или чему-либо»; образованное от него существительное в «Переводе нового мира» на русском языке передаётся словами «лживо», «обманчивый», «ложь» (Лв 19:11; Пс 44:17; Лв 19:12; Пс 33:17; Иса 57:4).

Существительное шав, которое иногда переводится как «неправда», «ложь», главным образом относится к чему-либо бесполезному, напрасному (Пс 12:2;
Вт 5:20; Пс 60:11; 89:47; Зх 10:2).

Еврейский глагол каха́ш иногда переводится как «обманывать», но его основное значение - «разочаровывать» (Лв 19:11). В греческом языке мысль о лжи и обмане передается словом псе́удос и родственными ему словами.

Правда и неправда - извечное противостояние

В начале истории человечества все было основано на истине. Не было никакого искажения фактов или манипулирования истиной.

Иегова, Создатель,- «Бог истины». Его слово - истина. Он не может лгать, и он осуждает ложь и лжецов (Псалом 30:6; Иоанна 17:17; Титу 1:2).

Но откуда же взялась неправда? Иисус Христос дал достоверный ответ, когда сказал религиозным противникам, которые хотели его убить: «Вы от отца
вашего, Дьявола, и хотите исполнять желания отца вашего. Он был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, потому что нет в нём истины. Когда он говорит ложь, говорит сообразно своей сущности, потому что он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).

Иисус, конечно, подразумевал то, что произошло в Эдемском саду. Тогда Сатана побудил первую человеческую пару, Адама и Еву, проявить непослушание Богу, из-за чего они стали жертвами греха и смерти (Бытие 3:1-5; Римлянам 5:12).

Слова Иисуса ясно показывают, что Сатана - «отец лжи», тот, от кого появилась ложь и неправда. Сатана остаётся главным поборником неправды и даже
«вводит в заблуждение всю обитаемую землю» (Откровение 12:9). Он несёт основную ответственность за тот вред, который сегодня людям причиняет
повсеместная ложь.

Извечное противостояние правды и неправды, которое начал Сатана Дьявол, существует и сегодня. Оно пронизывает все слои человеческого общества и
влияет на каждого человека в отдельности. Образ действий каждого из нас показывает, на какой стороне мы находимся.

В основе жизненного пути тех, кто находится на стороне Бога, лежит истина Божьего Слова, Библии. Любой, кто не следует путём истины, попадает,
осознанно или нет, в руки Сатаны, потому что «весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоанна 5:19; Матфея 7:13, 14).

Почему ложь так распространена?

Тот факт, что «весь мир» находится во власти Сатаны, объясняет, почему столько людей говорит неправду.

Но мы можем спросить: почему Сатана, «отец лжи», прибегает к обману?

Сатана знал, что Иегова Бог по праву является Владыкой всего, что он сотворил, включая первых людей.

И всё же он захотел занять это возвышенное и особенное положение. Сатана захотел того, на что у него не было права. Из жадности и эгоистичных амбиций он посягнул на власть Иеговы Бога. Чтобы добиться своей цели, Сатана прибегнул ко лжи и обману (1 Тимофею 3:6).

А что можно сказать о нашем времени? Не согласны ли вы, что многие люди лгут, потому что их побуждают к этому жадность и эгоистичные желания?

Алчные бизнесмены, продажные политики и ложная религия наполнены обманом, ложью, махинациями и мошенничеством. Почему?

Не потому ли, что часто жадность и соперничество побуждают людей стремиться быть первыми или обрести богатство, власть и положение, на которые они не имеют права? Мудрый царь древнего Израиля Соломон предостерегал: «Кто спешит разбогатеть, тот не останется без вины» (Притчи 28:20, ПАМ).

А апостол Павел писал: «Корень всего злого - любовь к деньгам» (1 Тимофею 6:10). То же самое можно сказать о чрезмерном стремлении к власти и видному положению.

Другая причина, почему люди лгут,- это страх перед последствиями или боязнь того, что подумают другие, если сказать правду.

Вполне естественно, что люди хотят нравиться другим и желают, чтобы к ним хорошо относились. Однако иногда это желание побуждает их искажать истину, пусть даже немного, чтобы покрыть ошибки, умолчать о не лестных подробностях или создать о себе хорошее впечатление.

Соломон писал: «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен» (Притчи 29:25).

Почему же так легко лгать?

Никому не нравится, когда ему лгут. Однако повсюду в мире люди по разным причинам лгут друг другу.

Исследовательский отчёт, предоставленный в книге Джеймса Паттерсона и Питера Кима «День, когда Америка сказала правду», показал, что 91 процент
американцев постоянно лжёт.

Почти во всех частях современной жизни ложь общепринята. Политические руководители говорят ложь как народу, так и себе подобным.

Снова и снова появляются они на экранах телевизоров, отпираясь от малейшего участия в скандальных махинациях, в которых они были, на самом деле, серьёзно замешаны.

В своей книге «Ложь – этичная альтернатива в общественной и личной жизни» Сисила Бок замечает: «В области права и в журналистике, в правительстве
и в общественных науках обман является чем-то само собой разумеющимся – если знают, что это найдёт извинение у тех, кто сам говорит ложь и кто также склонен устанавливать свои правила».

В номере журнала Common Cause Magazine (Коммон коз мэгэзин) при упоминании о лжи политиков Соединенных Штатов замечалось:

«По части обмана на правительственном уровне и недоверия со стороны общественности „Уотергейтское дело“ и война во Вьетнаме, без сомнения, не уступают скандалу с иранскими контрас.

Почему же годы правления Рейгана стали столь печально известными? Лгали многие, но лишь некоторые были полны раскаяния».

У простых людей, следовательно, имеются веские причины не доверять своим политическим лидерам. На уровне международных отношений лидеры, подобные этим, считают, что доверять друг другу очень непросто.

Платон, греческий философ, отметил: «Властителям государства… могут позволить лгать для пользы государства».

В международных отношениях положение такое же, как описанное в библейском пророчестве из Даниила 11:27, где говорится: «За одним столом будут говорить ложь».

В мире бизнеса ложь в отношении продукции или видов обслуживания общепринята. Закупщикам приходится подписывать договорные соглашения с
большой осторожностью, с обязательным прочтением особо мелкого шрифта.

В некоторых странах при правительствах существуют организации по контролю, охраняющие людей от лживой рекламы, от товаров, которые приносят вред, хотя и выставлены выгодными и безобидными, и от подделок.

Несмотря на предпринимаемые меры, люди продолжают терпеть убытки от лгущих коммерсантов.

Некоторым лгать так легко, что это входит в привычку. Другие люди, в общем-то правдивы но, попадая в определенную ситуацию, начинают лгать. Лишь немногие не будут лгать ни при каких обстоятельствах.

Ложь определяется как:

1) не истинное утверждение или действие, особенно если совершено с целью обмана…

2) то, что искажает что-то или совершается, чтобы вызвать ложное представление. Цель лжеца – заставить других поверить во что-нибудь, что является неправдой. Он при помощи лжи или полуправды старается обмануть тех, у кого есть право знать правду.

Причины для лжи

Люди лгут по многим причинам. Одни считают необходимым лгать насчёт собственных возможностей для того, чтобы продвинуться в этом мире соперничества.

Другие пытаются ложью прикрыть ошибки или вину.

Третьи подделывают отчёты, чтобы произвести впечатление, что сделали работу, которая на самом деле не была выполнена.

Есть и другие, которые лгут или с целью повредить чьей-то репутации, или избежать трудностей, или оправдать предыдущую ложь, или выманить у людей
деньги.

Часто ложь оправдывают тем, что это делается в целях предохранения кого-нибудь другого. Некоторые считают это невинной ложью, думая, что это никому не может принести вреда. Но действительно ли эта так называемая невинная ложь не оставляет никаких последствий?

Учитывать последствия

К невинной лжи можно так привыкнуть, что это может перейти в привычку лгать и в более серьезных делах.

Сисила Бок отмечает: «Ни одна невинная ложь не может быть легко оправдана. Начнём с того, что безобидность лжи – вещь заведомо спорная.

Рассматриваемое лжецом как безобидное или, даже, как полезное может не быть таковым с точки зрения обманутого человека».

Какой бы невинной не казалась ложь, она разрушает хорошие человеческие отношения. Доверие к лжецу подрывается и легко может перейти в постоянное к нему недоверие.

Известный эссеист Ральф Уолдо Эмерсон написал: «Любое попирание правды есть не только нечто, губящее самого лжеца, но и ущерб, наносимый здоровью человеческого общества».

Лжецу не составляет труда сказать неправду о другом человеке. И хотя он не предоставляет никаких доказательств, его ложь зарождает сомнения, а многие верят ему на слово.

Таким образом подрывается репутация невинного человека, и ему приходится доказывать свою невиновность.

Поэтому очень расстраивает, когда лжецу верят больше, чем ни в чём неповинному человеку, и это разрушает дружбу со стороны второго.

Раз солгав, можно легко развить привычку лгать постоянно. Обычно одна ложь влечет за собой другую.

Государственный деятель ранней американской истории Томас Джефферсон заметил: «Порока ниже, презреннее и недостойнее, чем этот – нет; и тот, кто
позволяет себе произнести ложь однажды, находит, что гораздо легче сказать это во второй и в третий раз, пока, наконец, это не войдет в привычку».
Это ведёт к духовной деградации.

Причина того, почему так легко лгать

Ложь появилась тогда, когда один поднявший мятеж ангел солгал первой женщине, говоря, что она, не послушавшись своего Творца, не умрёт.

Это вылилось в великое зло для всего человечества, принеся несовершенство, болезни и смерть. (Сравни Бытие 3:1–4; Римлянам 5:12.)

Со времени непослушания Адама и Евы под коварным влиянием отца лжи в мире людей была создана благоприятная для лжи атмосфера (Иоанна 8:44).
Это – больной мир, где правда – всего лишь условность.

В сентябрьском номере журнала The Saturday Evening Post (Сатердей ивнинг пост) за 1986 год отмечалось, что проблема лжи «затрагивает деловую, правительственную, образовательную системы, времяпровождение и обычные, повседневные взаимоотношения между согражданами и ближними… Мы
поверили учению релятивизма – сплошной большой лжи, где говорится, что абсолютной истины не существует».

«Абсолютной истины не существует», – такова точка зрения отъявленных лжецов, у которых нет ни капли сочувствия к тем, кого они обманывают.

Лгать для них проще простого. Это их образ жизни. Но те, у кого это не входит в привычку, безусловно, могут лгать из-за страха – страха разоблачения, страха наказания и тому подобного. Несовершенная плоть к этому склонна. Как может быть заменена эта склонность на решимость говорить правду?

Зачем быть правдивым?

Истина – это норма, установленная для всех нашим великим Создателем.

В его записанном Слове, Библии, в Евреям 6:18 говорится, что «невозможно Богу солгать».

Точно такой же нормы придерживался и его Сын, Иисус Христос, который был личным представителем Бога на земле.

Иудейским религиозным вождям, хотевшим его убить, Иисус сказал: «Теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от
Бога… и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (Иоанна 8:40, 55).

Он оставил нам пример тем, что «не сделал никакого греха, и не было лести (обмана, НМ) в устах Его» (1 Петра 2:21, 22).

Наш Создатель, имя которого Иегова, ненавидит ложь, о чём ясно говорится в Притчах 6:16–19: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».

Этот правдивый Бог требует, чтобы мы жили по его нормам, если хотим получить его одобрение.

Вдохновлённое им Слово указывает нам: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Колоссянам 3:9).

Ему не угодны люди, которые отказываются бросить привычку лгать; они не получат от него дар жизни. В Псалме 5:7 прямо заявляется, что Бог „погубит
говорящих ложь“.

Но что стоит делать в том случае, когда правда может создать не ловкое положение или вызвать неприятные чувства?

Лгать – это не выход из положения, а вот промолчать – иногда бывает таковым. Зачем произносить ложь, что может лишь разрушить доверие к тебе и вызвать неодобрение Бога?

Кто-нибудь, из-за страха или человеческой слабости, может поддаться искушению искать защиты во лжи. Это путь наименьшего сопротивления или же
неуместная любезность.

Апостол Петр поддался такому искушению, когда три раза отклонил то, что знает Иисуса Христа. Позднее он очень глубоко сожалел о том, что солгал (Луки 22:54–62).

Его искреннее раскаяние побудило Бога простить его, о чём свидетельствует то, что позднее он был благословлён многими преимуществами в служении.

Раскаяние наряду с твёрдым решением прекратить лгать – вот способ достичь прощения у Бога за совершение того, что ему ненавистно.

Но вместо того, чтобы искать прощения после содеянного, лучше сохраняй хорошие взаимоотношения с Создателем и доверие со стороны других, говоря
правду.

Помни, что в Псалме 14:1, 2 говорится: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем».

Жизнь самый дивный дар

феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка коих затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт деятельности речевой, имеющий целью ввести реципиентов (слушателей) в заблуждение.

Обычно ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда вытекает интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже - полностью замалчивать. Если социально-психологически ложь всегда является средством, то в сфере психопатологии она выступает как цель мифоманов-психопатов, испытывающих удовлетворение от самого процесса введения окружающих в заблуждение.

Ложь

феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; Л. чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Л. представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение. Как правило, Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою Л. как нечто неустойчивое и временное; отсюда интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже - полностью замалчивать. Если социально-психологически Л. всегда является средством, то в сфере психопатологии она выступает как цель мифоманов-психопатов, испытывающих чувство удовлетворения от самого процесса введения окружающих в заблуждение. А.А. Брудный

ЛОЖЬ

осознанное и намеренное сообщение информации, содержание которой не соответствует действительности. Л. чаще всего допускается в отношении тех сведений, немедленная проверка достоверности которых затруднительна или невозможна. Как правило, Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретной ситуации. Характерно, что сам индивид расценивает свою Л. как нечто неустойчивое и временное; отсюда стремление периодически придумывать ей новые подтверждения, а позже – полностью замалчивать. Бескорыстная Л. – Л. без намерения получить выгоду от нее. Л. различается по масштабам, степени несоответствия действительности, потенциальному ущербу, который она может нанести, и др. содержательным и формальным характеристикам. Л. часто используется оппонентами в конфликтах в интересах усиления своей позиции и введения в заблуждение противника. В конфликтах Л. реализуется в виде блефа, дискредитации оппонента, замалчивании, искажении фактов и др. Одним из видов Л. является дезинформация, используемая в конфликтах всех уровней. Л. широко используется в информационно-психологических войнах.

Ложь

намеренное введение кого-либо в заблуждение путем сообщения не соответствующих действительности сведений. В тех случаях, когда ложь причиняет кому-то, включая самого индивида, вред, рассматривается как патология, особенно свойственная некоторым типам психопатической личности (антисоциальной, параноидной, истерической и др.).

Ложь

общеславянск. лъгати) - неправда, обман, намеренное и контролируемое искажение истины, обычно сопровождается осознанием побуждающей лгать потребности и определенного мотива искажать действительное положение вещей, а также стремлением представить при необходимости правдоподобное оправдание лживости. Признак незрелой личности или ее нравственной деградации, незрелости. Сознательную ложь следует отличать от болезненного фантазирования, особенно часто встречающегося у детей и подростков и, кроме того, от лживости, которая служит способом преодоления внутренних, психологических проблем, то есть является признаком гиперкомпенсации чувства неполноценности. См. Фантазии детские патологические, Гиперкомпенсация, Лживость.

Ложь

сознательное, намеренное введение в заблуждение др. лица с помощью вербальных и/или невербальных средств О.; преследующее, как правило, опр. цели. Л. может являться прямой противоположностью правде, частичным отступлением от нее или же ее сокрытием (умолчание, бездействие). Истоки изучения проблемы Л. можно найти в филос. трудах Аристотеля и Платона. В совр. зарубеж. психологии проблема Л. активно разрабатывается в трудах П. Экмана, определяющего Л. как действие, с помощью к-рого один человек вводит в заблуждение другого, и к-рое характеризуется при этом след. особенностями: а) умышленностью; б) отсутствием предварительного уведомления партнера о своих целях; в) отсутствием отчетливо выраженной просьбы со стороны партнера не раскрывать правды. В отеч. психологии теме Л. посвящен ряд работ В. В. Знакова, к-рый предлагает отличать Л. от неправды и обмана. Определяя Л. как умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности, он выделяет 3 ее осн. признака: 1) несоответствие утверждения истинным фактам; 2) отсутствие веры самого лжеца в истинность утверждения; 3. наличие у лжеца желания ввести в заблуждение др. человека. В. В. Знаков называет русское понимание феномена Л. субъективно-нравственным и отличает его от морально-правового понимания, характерного для традиций зап. культуры. По мнению Б. С. Шалютина, Л. - не просто коммуникативный акт, а специфическое воздействие через коммуникацию непосредственно на адресата Л. При этом лжец может преследовать разные цели: формирование опр. отношения к чему-либо, воздействие на поведение др. лица, на его текущее состояние или на устойчивые характеристики. Одним из направлений изучения проблемы Л. в совр. психологии является выделение невербальных признаков ложности-правдивости сообщения, для лучшего распознавания Л. в процессе межличностного О. (А. Пиз, В. А. Лабунская, С. И. Симоненко и др.). Среди поведенческих признаков Л. называют следующие: фальшивую (несвоевременную, несимметричную) улыбку; застывшее на длительное время выражение лица; покраснение лица; заикание; смех; потирание носа; прятанье ладоней; избегание визуального контакта и т. п. Др. направлением исследования Л. является изучение ее мотивов, проявлений и возможных последствий. При исследовании Л. как одной из форм деструктивного взаимодействия возникает проблема дифференциации ее видов. Большинство зарубеж. исследователей разделяют в этом вопросе взгляд П. Экмана, обозначившего 2 осн. вида Л.: умолчание (лжец скрывает истинную информацию, но не передает ложной) и искажение (лжец не просто скрывает правдивую информацию, а передает вместо нее ложную, выдавая последнюю за истину). Умолчание характеризуется выбором пассивной позиции, поэтому оно более выгодно для субъекта и менее осуждаемо социумом. С. Бок (S. Bok), придерживаясь такой же классификации, при этом акцентирует внимание на том, что искажение всегда имеет отрицательный смысл, в то время как умолчание в нек-рых случаях может иметь важное моральное значение, становясь «тайной». В. В. Знаков различает добродетельную и эгоцентрическую Л. Считается, что склонность к Л. формируется в процессе онтогенетического развития человека, при этом большое влияние имеют как индивидуально-психол. особенности, так и воздействие социума. Для каждой возрастной группы характерно доминирование опр. мотивов Л. Детская и подростковая Л. является актуальной темой для исследования в пед. и юрид. психологии. Считается, что способность лгать впервые проявляется в возрасте 3-4 лет. С возрастом дети лгут чаще и более изощренно. Среди возможных мотивов детской Л. психологи, в т. ч. П. Экман, называют следующие: стремление избежать наказания или неприятных последствий; желание получить что-то, чего нельзя добиться иным способом (напр., внимание или похвалу окружающих); стремление к самозащите, защите своих друзей и близких; желание доказать свое превосходство, вызвать чувство зависти; охрана личной жизни. Согласно исследованиям В. В. Знакова, русские реже, чем американцы, прибегают к Л. для защиты приватности. Различают 2 наиболее распространенных приема Л.: преувеличение и приуменьшение информации. Оба этих приема могут основываться на изменении как позитивных, так и негативных характеристик субъекта или объекта. Психологами установлено, что чаще лгут невротики, тревожные люди, экстерналы, лица с низкой стрессоустойчивостью. Многие психологи согласны с мнением о том, что повседневные формы Л. выступают неотъемлемой частью процесса О. любого человека. На основе 3 ключевых признаков: характера искажения информации, мотивации субъекта Л. и негативных последствий для его партнера (др. человека) - И. П. Шкуратова предлагает различать след. виды Л.: 1) Л.-умолчание; 2) Л.-сокрытие; 3) этикетная Л.; 4) Л. во благо; 5) Л.-заблуждение; 6) Л.-фантазия; 7) Л.-самопрезентация; 8) Л.-розыгрыш; 9) Л.-оправдание; 10) Л.-сплетня, наговор; 11) Л.-мошенничество; 12) Л.-предательство; 13) Л. как атрибут профессии. Как при Л.-умолчании, так и при Л.-сокрытии человек говорит не всю правду, утаивает отдельные важные подробности. Однако в первом случае его мотивом является сохранение позитивных межличностных отношений, в то время как во втором - преим. стремление скрыть что-то плохое, осуждаемое окружающими (неблаговидные поступки и действия, свои слабости или пороки). Последствия умолчания более серьезны, чем последствия сокрытия. Этикетная Л. отличается своей безобидностью. Она осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении правил этикета и предполагает приукрашивание своего отношения к партнеру из-за желания выглядеть воспитанным. В кач. примеров такой Л. можно назвать восхваление юбиляра, неискренние комплименты подчиненного в адрес начальника, выражение своего позитивного расположения врагу в ситуации переговоров и пр. Л.-фантазия то же, что и вранье. Л. во благо («Л. во спасение») основана на приукрашивании ситуации, при этом доминирующим мотивом субъекта становится желание оградить партнера от «горькой» правды путем ее сокрытия (напр., утаивание имеющейся информации об измене супруга или о возможном смертельном исходе заболевания). Следствием такой Л. становится потеря важной для партнера информации. Кроме того, возникают постоянные дискуссии о правомерности данного вида Л. Л.-заблуждение базируется на ошибках интерпретации. При этом субъект может как сомневаться в истинности сообщаемой им информации, так и полностью верить в ее абсолютную истинность. Мотивом такой Л., к-рая вводит обманываемого человека в заблуждение, выступает желание субъекта проявить себя экспертом в той или иной области знаний: политических, религиозных, медицинских, психологических и др. Мотивом Л.-самопрезентации является формирование у окружающих опр. впечатления о себе. При этом субъект может преувеличивать (чаще всего) или же приуменьшать свои достоинства, возможности и пр., создавая тем самым выгодный для себя образ. Чаще всего такой вид Л. проявляется в О. с незнакомыми или малознакомыми людьми. Такая Л. может быть как безобидной, так и связанной с мошенничеством и попыткой получить власть. Л.-мошенничество можно рассматривать как разновидность обмана. Л.-розыгрыш (шутка) может быть вызвана желанием рассмешить или проверить чувства др. человека, выявить его скрытые качества. Она предполагает разработку и проигрывание специального сценария разл. степени сложности, направленного на создание искаженного представления о чем-либо или о ком-либо. Заканчивается обязательным саморазоблачением. Л.-наговор довольно часто используется людьми в повседневной жизни и связана с распространением субъектом (СМИ) заведомо ложной информации о каком-нибудь человеке. Мотивами могут выступать как желание причинить вред этому лицу путем снижения его статуса в глазах окружающих, так и стремление получить личную выгоду (денежное вознаграждение, устранение конкурента и т. д.). К Л.-оправданию субъект прибегает при разоблачении его неблаговидных действий с целью смягчения последующего наказания. Этот вид Л. наиболее распространен, он связан с действием психол. защит личности. Л.-предательство И. П. Шкуратова называет самым аморальным ее видом, при к-ром человек добивается моральной или материальной выгоды, нарушая при этом доверительные отношения с др. людьми. При этом близкий человек приносится им в жертву собственным интересам. Л. как необходимый атрибут нек-рых профессий связана с важностью неразглашения профессиональной информации, сохранения профессиональных тайн и др. (напр., в профессии разведчика, оперативного работника, врача, психолога и др.). Психологи выделяют также патологическую Л. как склонность человека к рассказам о вымышленных событиях и несуществующих отношениях. Патологические лжецы испытывают постоянную потребность в обмане, привлечении внимания окружающих. В психодиагностике с целью предотвращения искажения респондентом сообщаемой им о себе информации и повышения надежности результатов исследования в вербальные опросники вводится специальная шкала Л. Лит.: Экман П. Психология лжи. СПб., 2003; Шкуратова И. П., Крикало Е. Л. Отношение студентов к разным видам своей и чужой лжи // Индивидуальные различия в познании и общении. Ростовн/Д, 2007; Шалютин Б. С. Человек лгущий // Человек. 1996. № 5. Е. В. Зинченко

Феномен лжи достаточно давно стал предметом изучения психологической науки, благодаря чему сегодня можно говорить о появлении раздела в психологии, посвященного исследованию этой проблематики. Изучение лжи с позиций психологии проходит по двум основным направлениям, где одно из них концентрирует свое внимание на причинах лжи, а другое — на способах ее распознавания. Стоит обратить внимание, что среди исследовательских работ психологов преобладает второе направление. Вероятно, причиной этому является государственный заказ и соответствующее финансирование таких направлений, как криминалистика и криминальная психология. Далее мы предлагаем ознакомиться с вопросом без подобных перекосов и составить целостное о нем представление.

Природа лжи

Под ложью принято понимать сознательное представление недостоверной информации в качестве правдивой. Представление может возникать лишь в рамках процесса коммуникации — общения или иного обмена информацией. У лжи всегда есть адресат, и вне коммуникативных процессов рассматривать феномен лжи не имеет смысла. Таким образом, ложь — это механизм межличностной коммуникации, направленный на формирование у адресата искаженных представлений о действительности.

Ложь ребенка и ложь взрослого человека зачастую рассматриваются в психологии как отдельные феномены. Ложь ребенка может не являться ложью в общепринятом смысле этого слова, а представлять собой глубокое переживание собственных фантазий. Здесь можно говорить о форме игрового поведения ребенка, активное противодействие которому способно негативно отразиться на его развитии. Подавляя склонности к фантазиям, родители или учителя могут подавить и творческий потенциал ребенка.

Взаимосвязь фантазий и продуктивности творческого труда отмечается многими исследователями человеческой психики. Когда реакцией на детские фантазии оказывается недовольство взрослых или их агрессия, тогда присутствуют значительные шансы на формирование моделей поведения, где на фантазиях будет прочно закреплен ярлык неподобающего поведения, что отразится и на отношении ребенка к творчеству. Продуктом такого воспитательного процесса станет исполнитель, не способный к созданию нового.

Ложь взрослого в психологии нередко рассматривают как нечто, имеющее причину. Перечень причин, принуждающих взрослого человека солгать, практически идентичен у разных авторов. Так, Фрай Олдерт пишет о пяти основных причинах лжи: защита от неловкости или стыда, стремление к личному преимуществу, избегание наказаний, желание помочь другому и стремление сохранить отношения . Подобный перечень позволяет говорить о лжи, как о способе удовлетворения нравственных потребностей человека.

Причины лжи

Стыд или неловкость, о которых пишет Олдерт, — это не только причина лжи, но также причина для ношения одежды, использования косметики и парфюмерии, стрижки волос или их расчесывания. Таким образом, ложь представляет собой «одеяние» для психики человека, позволяющее скрыть ее интимные подробности от окружающих. Правда в данном случае оказывается извращением и формой эксгибиционизма, а требование правды от другого следует рассматривать как требование обнажиться.

Стремление к личному преимуществу или личной выгоде нередко предстает в общественном сознании как основная и единственная причина лжи. Здесь также мы едва ли сможем обнаружить что-либо противоестественное. Устремленность к благам заложена в природе человека. Согласно принципам развития живой материи, ее движение происходит по пути наименьших энергозатрат. Отступление человека от данных принципов — это патологический процесс как с психологической, так и с биологической точки зрения.

Аналогичный вывод можно сделать и в отношении такой причины лжи, как избегание страданий или наказаний. Подробные исследования способов определить, лжет ли человек, сделанные в рамках криминальной психологии, относятся преимущественно ко лжи, чьей причиной является стремление избежать наказания. Насколько эти методы окажутся полезны при выявлении лжи, вызванной иными причинами, — вопрос открытый. Реакции человека, избегающего наказания и желающего помочь ближнему, далеко не идентичны.

Ложь для спасения другого или для его представления в более выгодном свете обусловлена чисто инстинктивными реакциями, где наибольшее значение играет половое влечение в осознанной или неосознанной формах. Такая ложь, надо полагать, не подразумевает какой-либо личной выгоды для самого лжеца, раз Олдерт обособил ее от лжи, происходящей из стремления человека к личной выгоде. Не подойдут сюда в качестве причины и социальные инстинкты, которые он также выделил в отдельный блок.

Ложь ради сохранения социальных связей и межличностных отношений, когда это не обеспечивает каких-либо явных преимуществ и не влечет за собой наказания, может рассматриваться как проявление социального инстинкта, подталкивающего человека к сохранению коллективных форм взаимодействия, где он является непосредственным участником. Отсутствие подобной лжи в поведении человека, когда и если оно дополняется активным оглашением правды, — симптом социопатии.

Итак, ложь — это естественный процесс, свойственный человеку и отражающий его природу как живого, биологического и социального организма, наделенного крепкой психикой и не склонного к психическим расстройствам. Причины лжи представляют собой естественные человеческие устремления, достижение которых может обеспечиваться и правдой. Особенно если она будет полезной для выгоды, сохранения связей, помощи объекту личных симпатий или избегания наказаний.

Как распознать ложь

Психологами разработано множество методик по распознаванию лжи, где наибольшее признание получило такое техническое решение, как детектор лжи. Принцип работы полиграфа заключается в аппаратной фиксации изменений ритмов человеческого организма, когда тестируемый отвечает на вопросы оператора. Последние исследования эффективности работы аппарата показали, что полученные с его помощью результаты не отвечают критериям научности .

Евгений Спирица представил вниманию читателей несколько книг о психологии лжи. Одна из них — «Как разоблачить лжеца» , содержит довольно обширное описание различных проявлений в поведении людей, которые могут оказаться признаками лжи. А могут и не оказаться, сам автор пишет в самом конце книги: «Нет ни одного верного признака лжи. Если бы такие были, то распознавать ложь было бы очень просто. Однако таких признаков нет, их не выявили ни американские полиграфологи, основатели и законодатели инструментальной детекции лжи в мире, ни П. Экман, ни мы, советские и российские верификаторы».

Методика определения лжи, предложенная Стеном Уолтерсом, состоит из шести шагов:

  • 1. Выяснение привычных стандартов поведения собеседника.
  • 2. Наблюдение и отслеживание поведенческих отклонений от нормы.
  • 3. Целостное восприятие речи, мимики, жестов и поиск многофакторных отклонений.
  • 4. Выявление особенных реакций на интересующий вопрос, повторяемый в разных формах.
  • 5. Преодоление личных предубеждений и стереотипов относительно оппонента.
  • 6. Минимизация собственного влияния на собеседника .

Этот метод во многом схож со всеми остальными подходами и выглядит достаточно разумно, пока не подходит очередь четвертого этапа. Его реализация является отдельной и весьма масштабной психологической работой над собой. Подобное условие позволяет относить всю методику к неосуществимой, во всяком случае для подавляющего большинства людей, не обладающих специальной подготовкой.

С. И. Симоненко в своей диссертации «Психологические основания ложных и правдивых сообщений» приходит к выводам, что ложь проявляется в рассогласовании речевых и мимических проявлений в поведении человека . Такой подход также нельзя признать эффективным, т.к. беспокойство человека по какому-либо вопросу еще не означает того, что он лжет. Как, впрочем, и отсутствие таких реакций не гарантирует правдивости слов собеседника. Человека может совершенно не волновать вероятное раскрытие лжи и последствия этого раскрытия.

Вышеизложенное позволяет предполагать, что, согласно широко распространенным представлениям психологов, ложь имеет некоторую связь как с беспокойством или тревогой относительно того, что она может быть раскрыта, так и с проявлениями радости, когда она достигает своей цели. Недостаток такой позиции заключается в том, что аналогичные эмоции могут выражаться человеком, который говорит правду, зная, что ему не верят или сомневаются в его словах.

Таким образом, можно говорить про отсутствие в психологической науке универсальных методов по выявлению лжи. Даже зная правду, невозможно наверняка утверждать, что человек лжет, ведь он может и сам верить в то, что утверждает, не желая вводить кого-либо в заблуждение. Лучшим способом избежать лжи в отношениях будет не попытка ее распознать, а устранение «причин лжи», подталкивающих к ней человека.

Список использованных источников:
  • 1. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 284, с.
  • 2.The Polygraph and Lie Detection https://www.nap.edu/read/10420/chapter/1#x
  • 3. Спирица Е. Психология лжи и обмана. Как разоблачить лжеца. — СПб.: Питер, 2015. — 300 с., 79 ил.
  • 4. Уолтерс С. Б. Правда про ложь. — М.: Эксмо, 2010. — 272 с.
  • 5. Симоненко С. И. Психологические основания ложных и правдивых сообщений. Диссертация к.п.н. М.: 1998.

аспирант факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна