Д гущин решу впр биология 5. Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы. Блюда и напитки

ВПР. Биология. 11 класс. Тренинг, контроль, самооценка. Сарычева Н.Ю.

М.: 2017. - 112 с.

В первом блоке рабочей тетради представлены два варианта проверочных работ, содержание и структура которых соответствуют образцам Всероссийской проверочной работы по биологии для 11 класса (2017). Во втором блоке даны тренировочные упражнения, позволяющие отработать выполнение каждого из заданий ВПР. Третий блок содержит два варианта итоговой проверочной работы. Оценить уровень своей подготовки учащимся помогут ответы и критерии оценивания, представленные в заключительном блоке «Самооценка».

Формат: pdf

Размер: 18,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 3
Диагностический контроль 4
Проверочная работа 1 4
Вариант 1 4
Вариант 2 16
Тренинг 24
Итоговый контроль 74
Проверочная работа 2 74
Вариант 1 74
Вариант 2 85
Самооценка 95

Вы решили подготовиться к Всероссийской контрольной работе, но не знаете, что лучше для этого сделать? Настоящее пособие и предназначено для того, чтобы оказать в этом помощь.
Пособие начинается с диагностического контроля - проверочной работы из 16 заданий, выполнив которую вы сможете провести самопроверку уровня знаний и умений по биологии. Отбор содержания данных проверочных работ и тренировочных заданий определялся на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.), примерных программ и содержания учебников, рекомендуемых к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание базового курса биологии представлено следующими разделами: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы», «Организм человека и его здоровье». Для оценки степени овладения знаниями и умением практического применения этих знаний в проверочные работы включены задания общебиологического и практико-ориентированного содержания.
После выполнения работы уточните, правильно ли вы оценили решение, обратившись к разделу «Самооценка», где вы можете проверить ответы и выставить балл за выполненные задания и работу в целом. Проставьте окончательный балл в пустом окошке возле задания, затем просуммируйте баллы за работу и сравните с максимальным баллом за работу. Теперь вы можете сделать вывод о том, насколько вы готовы к проверочной работе.
Далее в тетради следует раздел «Тренинг», который предусмотрен для совершенствования знаний и умений в выполнении заданий, включённых в проверочную работу. Выберите задания, которые вызвали у вас наибольшие затруднения, определите свою ошибку. Выполните все тренировочные задания, стараясь разобраться в решении самостоятельно, а уже потом свериться с приведённым ответом.
После того как вы повторили материал и выполнили задания для совершенствования своих знаний и умений, можно снова оценить, насколько вы готовы к проверочной работе. Для этого в пособии приведены два варианта для итогового контроля уровня ваших знаний и умений. Результат суммирования баллов за все задания позволит вам сделать вывод о готовности к проверочной работе.
Успехов вам!

12 апреля 2018 года были проведены всероссийские проверочные работы ВПР по биологии в 11 классах.

Участие школ в ВПР по биологии в 2018 году для 11 классов добровольное.

ВПР по биологии 11 класс варианты с ответами 2018 г.

Работа состоит из 14 заданий разного уровня сложности, на ее выполнение отводится 1,5 часа (90 минут).

Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант всероссийской проверочной работы включает в себя 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Задания 1, 2, 4, 11, 14 содержат изображения, являющиеся основанием для поиска верного ответа или объяснения.

Задания 2, 4, 6, 11, 13 предполагают выбор либо создание верных суждений, исходя из контекста задания.

Задания 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 требуют от выпускников умений работать с графиками, схемами и таблицами.

Задания 6, 8, 9, 10, 12 представляют собой элементарные биологические задачи.

В проверочной работе контролируется также сформированность у выпускников различных общеучебных умений и способов действий: использовать биологическую терминологию; распознавать объекты живой природы по описанию и рисункам; объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (таблица, график, схема); устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ, синтез; формулировать выводы; решать качественные и количественные биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

ВПР конструируются, исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование на базовом уровне.

Задания контролируют степень овладения знаниями и умениями базового курса биологии и проверяют сформированность у выпускников практико-ориентированной биологической компетентности.

Объектами контроля служат знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии основного общего и среднего общего образования: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы», «Организм человека и его здоровье».

В проверочной работе преобладают задания общебиологического и практико — ориентированного содержания, поскольку это прямо вытекает из целей, поставленных перед базовым курсом биологии в среднем общем образовании. Поэтому в содержание проверки включены прикладные знания из области правил здорового образа жизни человека.

Приоритетным при конструировании ВПР является необходимость проверки у выпускников сформированности способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также при решении элементарных биологических задач. Овладение умениями по работе с информацией биологического содержания проверяется опосредованно через представления её различными способами (в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

ВПР по биологии для 5 класса насчитывает 8 заданий. На их выполнение отведено 45 минут. Все задания относятся к базовому уровню сложности, однако в номерах 1 и 8, состоящих из нескольких частей, некоторые вопросы – повышенного уровня сложности.

Система оценок

Максимальный балл за всю работу – 21. Ниже представлена шкала перевода баллов в оценки:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание ВПР по биологии, за которое можно набрать сразу 5 баллов, связано с приведенным изображением – например, с таким:

В первой части задания нужно с помощью стрелок указать на рисунке требуемые 4 части и подписать их – для растений это могут быть части дерева или ветки, для животных и насекомых – части тела.

Если все части природного объекта подписаны верно, ученик получает 2 балла, при наличии 1-2 ошибок – 1 балл, и при наличии 3 и более ошибок – 0 баллов.

Во второй части нужно дать ответ на вопрос, связанный с функциями какой-либо определенной части изображенного на рисунке природного объекта – к примеру, указать орган, в котором происходит фотосинтез.

За верный ответ ученик получает 1 балл.

В третьей части задания дается перечень из четырех органов природного объекта – для приведенного выше изображения он будет следующим: Корень, цветок, семя, плод. Все указанные органы, кроме одного, выполняют одну и ту же функцию; нужно найти «лишний» и обосновать свой выбор – то есть сказать, какую функцию он выполняет.

Если ученик верно указал «лишнюю» часть и грамотно обосновал свой выбор – он получает 2 балла. Если же часть растения указана верно, но объяснение отсутствует – 1 балл, и во всех остальных случаях – 0 баллов.

Задание 2

Во втором задании ВПР по биологии проверяется то, как пятиклассники знают биологические понятия, и какие представления о происходящих в природе процессах у них сложились. В условии дается описание какого-либо процесса, а ученик должен выбрать его название из четырех предложенных терминах. Описание, относящееся к приведенному нами рисунку, выглядит так:

Проросток липы в темном помещении сначала становится светлее, а затем может погибнуть. Найдите в приведённом списке и запишите название процесса, который происходит только при наличии достаточного освещения: Дыхание, размножение, фотосинтез, рост, плодоношение.

Правильный ответ на задание оценивается в 1 балл.

Задание 3

Данное задание направлено на проверку умения учеников заниматься классификацией – отбирать основания и критерии для осуществления квалификации, то есть различать природные объекты, выявлять их различия на основании внешнего вида и предложенных схем. В условии дается изображение объекта, требующего классификации – например, листа растения или собаки определенной породы. Нужно заполнить таблицу из трех столбцов – описание предмета из трех критериев. Далее следуют схемы различия критериев. В критерии А нужно определить, к примеру, окрас или тип листа, в критерии Б – жилкование листа или форму головы животного, в критерии В – форму листа или ушей животного. Под каждым критерием предложено 2-4 варианта классификации под цифрами – выбранные цифры нужно проставить в таблицу.

Если ответ верный, ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, при наличии двух и более неверных ответов – 0 баллов.

Задание 4

В четвертом задании проверяется, как ученик умеет раскрывать роль различных природных организмов в жизни людей. В условии описывается их применение в жизни и приводятся два иллюстрирующих их изображения – к примеру, из сосны изготавливают стройматериалы, а также используют ее в качестве ингредиента для лекарства. Необходимо под каждым изображением написать, какие органы растения используются в первом и во втором случае. Верный ответ на это задание приносит пятикласснику 1 балл.

Задание 5

В этом задании ученик демонстрирует умение выделять важные признаки объектов биологии – различных организмов животных и растений, клеток, а также – характерные для них процессы. Условие задания связано с рассматриванием какого-либо рисунка или предмета под микроскопом (иногда задание связано не с биологическими организмами, а с частями этого увеличительного прибора). Чаще всего нужно написать название той части изображения, которая отмечена стрелкой, либо ответить на связанный с ним вопрос – к примеру, для рисунков, отображающих процесс роста растительной клетки, нужно сказать, какая часть клетки не увеличивается по мере ее роста. За правильный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 6

В шестом задании ВПР по биологии ученику предлагается текст, три слова в котором пропущены; после текста идет список из 6 слов – нужно выбрать нужные слова и вставить их на места пропусков. Текст может выглядеть так:

Тело членистоногих состоит из ______(А). У представителей этого типа выделяют отделы: головогрудь и брюшко или голову, ______(Б) и брюшко. На брюшной стороне тела находятся членистые конечности. Количество конечностей у разных представителей членистоногих может различаться. У большинства ______(В) на спинной стороне тела расположены крылья.

Список слов:

  1. элемент
  2. насекомые
  3. пауки
  4. сегмент
  5. туловище
  6. грудь

Ответы заносятся в специальную таблицу. Если все три слова выбраны верно – ответ оценивается в 2 балла, при наличии 1 ошибки – в 1 балл, при наличии 2 и более ошибок – в 0 баллов.

Задание 7

За данное задание можно максимально набрать 6 баллов. Оно состоит из трех частей, связанных с таблицей, приведенной в начале задания – она может выглядеть так:

Состав и калорийность плодов некоторых растений

В первой части нужно ответить на три вопроса по содержанию таблицы – к примеру, в плодах какого растения больше всего углеводов, или плоды каких растений характеризуются одинаковой калорийностью. Если на все вопросы даны верные ответы – ставят 2 балла, если верны только два ответа – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.

Во второй части приводятся фотографии растений, указанных в таблице. Задача ученика состоит в том, чтобы сделать подписи к фотографиям. Если это сделано безошибочно, он получает 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, двух и более ошибок – 0.

В третьей части даны три фотографии различных изделий – продуктов питания, лекарств, текстиля, предметов мебели и т.д. – сделанных с использованием частей указанных в таблице растений. Под каждым фото нужно написать, части какого растения в нем использовались. При отсутствии ошибок ответ оценивается в 2 балла, с одной ошибкой – в 1, с двумя и более – в 0.

Задание 8

В этом задании ученику нужно ознакомиться с приведенным текстом небольшого объема (5-7 предложений). Пример текста:

(1)Слизень – это маленькая улитка, которая, как и большинство улиток, питается листьями, оставляя после себя характерные отверстия в листовой пластинке. (2)Слизня чаще всего можно встретить на оборотной стороне листьев огородных растений. (3)Особенно слизни любят листья капусты и картофеля, поэтому считаются вредителями овощных культур. (4)Главным отличием слизней от других улиток является почти полное отсутствие раковины. (5)Передвигаясь по стеблю или листу, слизень оставляет за собой влажный след. (6)Главным врагом слизней является почвенный жук жужелица, поэтому чем чаще жужелицы встречаются на грядках, тем реже можно встретить слизня.

В первой части нужно ответить на вопрос по содержанию и структуре текста – указать, в каких его предложениях сообщаются вещи, на основе которых можно сделать определенный вывод. Для указанного выше текста он выглядит так:

В каких предложениях текста описываются особенности, на основе которых можно сделать вывод о том, что слизня можно встретить на огороде?

Если все номера предложений указаны верно, ученик получает 2 балла, при одной ошибке – 1 балл, при двух и более – 0 баллов.

Во второй части нужно описать какой-либо живой организм по плану – то есть привести ответы на три вопроса.

Первый вопрос связан с текстом – ведь описывается не тот биологический объект, речь о котором шла в тексте. К примеру, вышеприведенный текст о слизне, а описывать нужно виноградную улитку. В этом вопросе нужно просто выбрать один из вариантов ответа и записать его; чаще всего спрашивают, крупнее этот организм того, о котором говорилось в тексте, или мельче.

Следующие два вопроса не связаны с текстом. В первом нужно написать о внешних признаках – к примеру, указать покров тела, наличие или отсутствие раковины, окрас оперения. В третьем спрашивают про рацион – чем питается то животное, речь о котором идет в задании.

Если на все три вопроса даны верные ответы – ученик получает 2 балла за вторую часть восьмого задания. Если верный ответ дан лишь на два вопроса – 1 балл, а если на 1 или ответ неверен – 0 баллов.

ВПР по биологии для 11 класса состоит из 16 заданий. 12 из них базового уровня сложности, 4 – повышенного. Для того чтобы написать работу, отводится два урока (90 минут). Во время проведения ВПР по биологии можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Максимальный балл за все задания – 30.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

В первом задании приводится три изображения растений, животных или других живых организмов – например, капусты, гороха и картофеля или наземной планарии, молочной планарии и многоглазки. Все рисунки подписаны. Ниже дается 6 таксонов – положений, определяющих классификацию биологических объектов: вариантов царства, класса, типа, отряда и т.д., например:

  1. Царство растения
  2. Класс однодольные
  3. Класс двудольные
  4. Подцарство многоклеточные
  5. Надцарство прокариоты
  6. Отдел покрытосеменные

Необходимо выбрать три таксона, которые являются верными при характеристике каждого из трех изображенных организмов – то есть такие, которые являются общими при их описании. Если ответ безошибочный – ставится 2 балла, если содержит 1 ошибку – 1 балл, две и больше – 0 баллов.

Задание 2

Второе задание, так же как и первое, направлено на проверку знаний о биологии как науке, методах ее познания, уровней организации природы, различных теорий и законов. Тематика может быть различной – от закона лимитирующего фактора до уровней организации природы. Как правило, в условии объясняется суть упоминаемых вещей. Задание состоит из двух частей. Приводим пример задания:

Правило Бергмана гласит, что жизненная форма животных зависит от климата: животные, обитающие в холодном климате, в отличие от родственных видов из тёплых краёв, имеют более крупные размеры. На фотографиях изображены различные виды пингвинов.

В первой части задания требуется расположить птиц в том порядке, в котором расположены их природные ареалы по поверхности Земли с юга на север, и записать последовательность цифр в специальную таблицу.

Во второй части – объяснить правило Бергмана, используя знания в области терморегуляции.

Задание относится к базовому уровню, хотя без определенного багажа знаний выполнить его не так просто. Если верные ответы даны на оба вопроса – ставится 2 балла, если же только на один – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.

Задание 3

Задание под номером 3 также состоит из двух частей. В нем проверяются знания такого аспекта, как вид и экосистемы.

В первой части чаще всего нужно расположить 4-5 данных живых организмов согласно их местам в пищевой цепи. Примеры организмов:

  • Дельфин, нехищная рыба, фитопланктон, хищная рыба, зоопланктон
  • Орел, лягушки, змеи, растения, кузнечики
  • Скворец, черная смородина, тля, божья коровка, паук

Во второй части необходимо решить небольшую задачу, также связанную либо с пищевыми цепями, либо с критериями определения вида. Примеры:

  • Согласно правилу 10%, при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии рассеивается. Используя эту закономерность, рассчитайте массу нехищной рыбы, необходимой для обеспечения жизнедеятельности живущего в Черном море дельфина, масса которого составляет 400 кг
  • Зубр и бизон – два вида, которые относятся к одному и тому же роду. Внешне эти животные очень похожи; в неволе они скрещивают и дают плодовитое потомство – зубробизона. Однако в природе они не скрещиваются. О каком критерии вида идет речь?

Правильный ответ на каждую часть задания приносит ученику по 1 баллу; следовательно, всего за задание можно получить 2 балла.

Задание 4

Четвертый номер ВПР по биологии тоже связан с темой «Вид/экосистемы»; в нем проверяется знание различных биологических процессов - например, мутационной изменчивости, симпатрического видообразования, антибиоза. В условии чаще всего приводится рисунок нескольких видов растений или пород животных и задается вопрос, в результате какого процесса образовалось такое большое число различных видов, либо иллюстрация определенных биологических взаимоотношений. Верный ответ на задание оценивается 1 баллом.

Задание 5

В пятом задании нужно работать с приведенной таблицей или графиком. Их тематика может быть различной – от численности определенного вида животных до зависимости работоспособности людей от температуры. Нужно ответить на один вопрос, напрямую связанный с графиком. Задание несложное; за правильный ответ ставится 1 балл.

Задание 6

В этом номере, относящемся к повышенному уровню сложности, нужно заполнять пропуски в графах таблицы. Пропусков 6, и предложенных вариантов для их заполнения тоже 6. Тематика относится к методам познания в биологии и биологии как науке, поэтому чаще всего графы называются «уровень организации – изучающая его наука – примеры» либо «метод биологии – описание метода – примеры». Задание может выглядеть так:

Уровень организации Изучающая его наука Примеры
---(а) ---(б) митоз
организменный ---(в) ---(г)
биосферный ---(д) ---(е)

Пропущенные элементы:

  1. Экология
  2. Цитология
  3. Клеточный
  4. Круговорот веществ и превращение энергии
  5. Анатомия
  6. Гомеостаз

Если ошибок в расставлении элементов нет, ученик получает 3 балла, если есть 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки - 1 балл, 3 и больше – 0 баллов.

Задание 7

Седьмой номер связан с темой «Организм человека, его здоровье». Он состоит из двух частей.

В первой нужно решить небольшую задачу, основываясь на данных приведенных таблиц. Обычно описывается ситуация – человек определенного возраста (чаще всего подросток) съел какие-то продукты, и нужно определить количество белков/жиров/углеводов, поступивших в его организм, и их процент от суточной нормы. Соответственно, приводятся таблицы суточной нормы для людей определенного возраста, и энергетической и пищевой ценности упоминаемых блюд.

Во второй нужно ответить на один вопрос, также связанный с суточным рационом, потреблением определенных витаминов и белков/жиров/углеводов, например:

  • Почему осенью и зимой рекомендуется потреблять больше витамина С?
  • Чем опасен избыток холестерина в организме?

Всего за задание можно получить 2 балла – по одному за верный ответ на каждую его часть.

Задание 8

Восьмое задание относится к той же теме, что и предыдущее. В условии объясняется какая-либо ситуация, связанная либо с результатами сданных анализов, либо с болевыми симптомами, например:

Во время прохождения диспансеризации у Олега (23 года) был установлен уровень гемоглобина 105 г/л при норме 120-155 г/л. Какой анализ был сдан молодым человеком и какой диагноз поставит врач, основываясь на полученный результат?

Нужно выбрать варианты из предложенного списка и записать их в небольшую табличку из двух граф вида

  1. Анализ мочи
  2. Малокровие (анемия)
  3. Нарушение липидного обмена
  4. Анализ крови
  5. Воспалительный процесс

Если обе цифры выбраны верно – ставится 2 балла, если только одна – 1 балл, если ни одной – 0.

Задание 9

Задание под номером девять относится к теме «Организм». В нем также нужно заполнять таблицу, используя пять предложенных вариантов, однако тут в одной ее ячейке может быть несколько номеров (обычно «лишних» номеров не остается, а количество номеров в каждой ячейке не указывается).

Наиболее распространенный вариант вопроса – определить происхождение тех или иных болезней, то есть указать, какие являются наследственными, какие – приобретенными (с разбивкой на инфекционные и неинфекционные). Однако в некоторых вариантах задаются другие вопросы – например, о способе размножения растений (нужно указать, какие растения каким способом размножаются) или биотехнологических методах получения различных веществ. Пример формата задания:

Определите происхождение перечисленных ниже болезней. Запишите номер каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы; в ячейках может быть несколько номеров:

  1. Ангина
  2. Корь
  3. Дальтонизм
  4. Артрит
  5. Сонная болезнь

Если в ответе нет ни одной ошибки – ставится 2 балла, если есть одна – 1 балл, если есть две и больше – 0 баллов.

Задание 10

Десятое задание ВПР по биологии состоит из двух частей.

В первой части нужно дать ответ на один вопрос, который чаще всего связан с определением характера наследования определенного признака. Приводится изображение – либо схема скрещивания, либо фрагмент родословной, например:

Во второй части также необходимо ответить на вопрос, однако тут он связан со сцеплением данного признака с полом.

Правильный ответ на каждую часть задания оценивается 1 баллом; всего за задание можно набрать 2 балла.

Задание 11

В данном задании нужно решать небольшую задачу, связанную с определением генотипов по какому-то данному признаку. Приводится ситуация – например:

  • У родителей карие глаза, а у их дочери Лены – голубые. Определите генотипы членов семьи по признаку «карие/голубые глаза».
  • У кошек и котов ген черной (А) и рыжей (а) окраски шерсти находятся в Х-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование – черепаховый окрас. У черепаховой кошки и черного кота родились два котенка, оба – черные. Определите генотипы кота, кошки и котят.

Ответы заносятся в специальную таблицу вида

Кот Кошка Котята

Если все генотипы определены верно – ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.

Задание 12

Двенадцатое задание связано с группами крови – к примеру, даются значения групп крови родителей, и нужно определить группу крови ребенка, а также ответить на еще один вопрос – о том, может ли ребенок быть донором крови для одного или обоих родителей. На первый вопрос нужно просто дать ответ, а вот ответ на второй вопрос должен иметь развернутую аргументацию с опорой на приведенный материал – правила переливания крови и классификацию крови по группам. Для ответа на первый вопрос также приводится таблица определения группы крови ребенка – вот такая:

Обоснование ответа на второй вопрос, которое является третьим компонентом задания, не должно быть длинным – нужно емко объяснить, почему нельзя переливать кровь ребенка родителям (или же почему можно), например: при переливании одноименных антигенов А ребенка и антител а матери произойдет склеивание эритроцитов; это может привести к смерти матери, поэтому ребенок не может стать ее донором крови.

Если ответ полностью верный, ставится 2 балла. Если же верный ответ дан только на первые два вопроса либо только на третий (то есть верно только обоснование) – 1 балл, в других случаях – 0.

Задание 13

Тема тринадцатого задания ВПР по биологии – «Клетка». В нем нужно решить небольшую и не очень сложную задачу – рассчитать процент нуклеотидов с определенным азотистым основанием, например:

Во время изучения нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК растения было установлено, что доля нуклеотидов с аденином составляет 15%. Используя правило Чаргаффа о количественном соотношении между различными азотистыми основаниями (Г + Т = А + Ц) рассчитайте процент нуклеотидов с гуанином.

Правильный ответ на задачу приносит ученику 1 балл.

Задание 14

Четырнадцатое задание проверяет знание строения клетки. Оно состоит из двух частей.

В первой части приводится изображение какого-либо одного органоида клетки – хлоропласта, аппарата Гольджи, митохондрии, ядра и т.д.. В ответе нужно записать его название.

Во второй части нужно написать, протекание каких процессов обеспечивает изображенный органоид.

Всего за задание можно получить 2 балла – по 1 за правильный ответ на каждую его часть.

Задание 15

Задание под пятнадцатым номером завершает серию заданий по клетке. Оно связано с генетическим кодом. Приводится вот такая таблица генетического кода:

Необходимо на примере определенной аминокислоты (например, серина Сер или валина Вал) объяснить какое-либо свойство генетического кода (к примеру, однозначность или избыточность). Иногда нужно объяснить свойство без опоры на конкретную аминокислоту. Обычно в первой части ответа нужно кратко объяснить свойство – например, написать, что многим аминокислотам соответствует несколько кодонов (триплетов) – это повышает надежность хранения и передачи генетической информации. Во второй части необходимо опираясь на таблицу указать, с помощью каких кодонов происходит кодирование указанной в задании аминокислоты.

За полностью верный ответ ставится 2 балла, если же дана только часть ответа – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.

Задание 16

Последнее задание ВПР по биологии связано с различными вымершими организмами, существовавшими на планете миллионы лет назад. Приводится изображение такого растения или животного, указывается время, когда оно обитало. Необходимо установить эру и период обитания данного организма, а также либо установить тип, к которому оно относится, либо определить родственный ему организм, опираясь на приведенный фрагмент геохронологической таблицы – например, вот такой:

Если все три элемента ответа указаны правильно, ставится 2 балла, если же правильно написаны только два – 1 балл, и если только один либо ни одного – 0 баллов.

Ходченкова Галина Михайловна учитель биологии высшей категории МОУ «Жарковскася СОШ №1»

Тверской области

Всероссийская проверочная

работа по биологии

(тренировочные задания)

Данная презентация составлена с целью ознакомления учащихся 5 класса с разнообразными заданиями предстоящей Всероссийской проверочной работы.

Задания составлены на основе «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения диагностической работы по биологии» 2017 года, в соответствии с заданиями демоверсии ВПР. Презентация поможет детям (и учителям) подготовится к контрольной, так что бы получить отличные результаты.

Выделение существенных

признаков биологических объектов

Задание №1

Задание №1

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод чёрной смородины.

1.2. В каком из органов в течении лета происходит фотосинтез?

В каком из органов в течении лета происходит фотосинтез?

Задание №1

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, соцветие, плод томата.

1.2. В каком из органов в течении лета происходит опыление?

Задание №1

соцветие

Задание №1

1) Покажите стрелками и подпишите на рисунке ножку, шляпку, грибницу (мицелий, гифы) и плодовое тело гриба.

плодовое

грибница

2) В каком из этих органов происходит всасывание растворенных питательных веществ из почвы?

Запомните!

Вегетативные органы растения

Обеспечивают :

питание, рост, дыхание

Генеративные

органы растений

органы размножения

В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, являются вегетативными. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.

Лист, стебель, цветок, почка.

Задание №1.3

В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, участвуют в снабжении частей растения водой. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Побег, плод, корень, ствол.

В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, являются генеративными. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор

Цветок, плод, семя, побег

Задание №1.3

В приведённом ниже списке названы части, состоящие из мицелия и образующие плодовое тело гриба. Выпишите ту часть гриба, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Ножка, шляпка, спора, грибница

В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, имеются у современных папоротников. Выпишите тот орган растения, который «выпадает» из общего ряда и характерен для растения, изображённого на рисунке. Объясните свой выбор.

Корень, стебель, лист, семя.

Задание №1.3

Задание №2

Распознавание основных

процессов жизнедеятельности биологических объектов

Летом у шиповника появляются цветки, которые активно

посещают различные насекомые. Найдите в приведённом списке и запишите название процесса, который обеспечивают

насекомые.

Рост, опыление, оплодотворение, плодоношение..

Задание №2

У малины весной образуются почки. Найдите в приведённом

списке и запишите название процесса.

Питание, развитие, дыхание, плодоношение..

В зрелых плодовых телах развиваются споры, которые, попав в почву, прорастают и образуют новую нить грибницы. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, рост, питание, выделение, размножение.

Задание №2

Задание №3

Описание биологических объектов

по определенному плану

Опишите лист люфы по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

Задание №3

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

Т.к. жилки выходят из одной точки

В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Ответ: 1, 3, 1

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

Б. Жилкование листа

В. Форма края листовой пластинки

Ответ: 1, 4, 1

А. Тип листа

1) простой

2) сложный

Практическая значимость

биологических объектов

(распознавание частей растений)

Задание №4

Шиповник обыкновенный или дикая роза - источник витаминов C, B2, P, K, E, каротина и других полезны веществ. Поэтому из шиповника заваривают чай и получают растительное масло. Запишите органы растения, которые используются в каждом случае.

Б.__________________

лепестки или семена

Масло оливы богато витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из оливы выжимают масло (A) или употребляют её части в пищу в сыром или маринованном виде (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

плоды или

листья и плоды

Бодяк - один из самых распространённых и злостных сорняков на полях. Распространению бодяка в посевах способствуют большое количество семян, которые даёт одно растение. На рисунках А и Б показано, благодаря чему это происходит. Напишите названия этих органов.

соцветие

На Руси липа всегда считалась ценным деревом. Из неё изготавливают расписную хохломскую посуду и матрёшек (А), а в старые времена и обувь (Б). Запишите части растения, которые используют в каждом случае.

древесина

Задание №5

Различие биологических объектов и их частей

Задание №5

Ученик рассматривал под микроскопом лист осота полевого и сделал следующий рисунок.

Что он должен был обозначить на рисунке цифрой 2?

цитоплазма

ложноножка

вакуоль

хлоропласт

чешуя

клеточная оболочка

хлоропласты

клеточная мембрана

ядерное вещество (нуклеоид)

Задание №5

После изучения на уроках темы «Строение клетки бактерии» ученик нарисовал клетку бактерии. Что на этом рисунке он обозначил буквой А?

Ученик рассмотрел на уроке гербарный экземпляр петрушки и выполнил следующий рисунок. Какой вид корня он обозначил на рисунке буквой А?

Задание №5

Заполнение пропусков в тексте биологического содержания словами из предложенного перечня

Задание №6

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима вода, которую растение получает из почвы с помощью __________(А). Вода с минеральными солями поступает вверх к листьям. В хлоропластах листа из __________(Б) и воды синтезируется __________(В).

Список слов:

1) стебель

3) кислород

4) углекислый газ

5) глюкоза

6) минеральная соль

Ответ: 2,4,5

Задание №6

АМЁБА ОБЫКНОВЕННАЯ

Амёба протей, или обыкновенная амёба, обитает на дне небольших пресных водоёмов: в прудах, старых лужах. Амёба не имеет постоянной формы тела, так как лишена плотной __________(А). Передвигается амёба с помощью выростов тела __________(Б). Питается амёба бактериями, одноклеточными животными и __________(В).

Список слов:

1) водоросли

2) оболочка

3) ложноножки

4) органоиды

5) реснички

Ответ: 2,3,1

Ответ: 2,4,6

Задание №7

Работа с табличным материалом

Задание №7.1

черепаха

Используя таблицу «Размеры и плодовитость животных», ответьте на вопросы.

1) Какое из перечисленных животных имеет наименьшую длину тела?

2) Какое из перечисленных животных самое плодовитое?

3) Какое (какие) из перечисленных животных весит меньше 2 кг?

крокодил

кролик и черепаха

Задание №7.2

Ниже приведены рисунки растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой картинкой название

соответствующего растения.

Хлопчатник

Кукуруза

Задание №7.3

Некоторые из этих растений используют для изготовления продуктов питания. Под каждой из приведённых ниже иллюстраций подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления.

Задание №7.3

картофель

Задание №8

Работа с текстовым материалом

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Внешне амёба протей напоминает маленький студенистый комочек. (2) Передвигаясь, амёба медленно как бы перетекает по дну. (3) Самостоятельный одноклеточный организм амёбы состоит из цитоплазмы, покрытой клеточной мембраной. (4) Амёба дышит растворённым в воде кислородом, который проникает внутрь через всю поверхность тела. (5) В теле амёбы можно различить ядро, пищеварительные и сократительную вакуоли. (6) Размножается амёба бесполым путём.

В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что амёба не является многоклеточным животным ?

Задание №8.1

Дайте описание инфузории-туфельки по следующему плану.

Задание №8.2

А) В сравнении амёбой: постоянная/непостоянная форма тела.

Б) Чем покрыто тело инфузории?

В) Где обитают инфузории? (Приведите не менее двух примеров).

Ответ:

А) постоянная

Б) ресничками

В) в пресных водоёмах, лужах, воде из-под цветов.

(1) Бобры имеют мощные резцы и могут перегрызать стволы деревьев диаметром до 60 см и более. (2)Длина тела около метра, масса 20-30 кг. (3) Бобры отлично ныряют и плавают, могут оставаться под водой до пяти минут; под водой передвигаются при помощи задних лап, снабжённых перепонками. (4) Детёныши у бобров рождаются зрячими и с прорезавшимися резцами. (5) Бобры - очень чистоплотные животные, прежде чем отправиться за пищей, они выходят на берег, садятся на задние лапы, опираясь на хвост, тщательно расчёсывают шерсть на боках, брюхе и голове. (6) У животных имеются особые железы, выделяющие жировое вещество с запахом мускуса - «бобровую струю».

В каких предложениях текста описываются признаки,

подтверждающие, что бобры - самые крупные водные грызуны ? Запишите номера выбранных предложений.

Задание №8.1

Морковь - один из древнейших двулетников, который возделывают 4000 лет‚ сначала как лекарственное, а затем как пищевое и кормовое растение. В диком виде растение встречается в Европе, Азии, Северной Африки. Для получения раннего урожая морковь сеют с середины апреля до начала мая. Мясистые, ярко окрашенные корнеплоды являются ценным пищевым продуктом.

Редис - одно из самых популярных однолетних овощных растений открытого и закрытого грунта. Сеют семена редиса сразу в почву. В пищу употребляют как корнеплоды (в основном в салатах и окрошках), так и листву (в салатах, окрошках‚ супах). Редис ценится как ранний овощ в средней и западной России.

Укажите два различия этих растений

Морковь - один из древнейших двулетников , который возделывают 4000 лет‚ сначала как лекарственное, а затем как пищевое и кормовое растение. В диком виде растение встречается в Европе, Азии, Северной Африки. Для получения раннего урожая морковь сеют с середины апреля до начала мая. Мясистые, ярко окрашенные корнеплоды являются ценным пищевым продуктом.

Редис - одно из самых популярных однолетних овощных растений открытого и закрытого грунта. Сеют семена редиса сразу в почву. В пищу употребляют как корнеплоды (в основном в салатах и окрошках), так и листву (в салатах, окрошках‚ супах ). Редис ценится как ранний овощ в средней и западной России.

Укажите два различия этих растений

Задание №8.1

Прочитайте текст и сравните описание моркови и редиса. В ответе укажите два различия этих растений.

Отличия:

1) редис - однолетнее растение, морковь - двулетнее

2) у моркови листву используют как лекарственное средство, а у редиса - для салатов и супов.

Источники

  • ВПР по биологии (демоверсия) 2017 года.
  • Образовательный порта для педагогов
  • «Решу ВПР». 3) Биология. ВПР 5 класс. Типовые задания. ФГОС. Т.В.Молязкина, С.В.Первак - М. : Издательство «Экзамен»