Деградация школьного образования- с точки зрения учителя. Деградация образования выгодна всем

Деградация за партой или чему учат в школе? Родители и педагоги не довольны современной системой образования

Участники общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» собрались в Новосибирске, чтобы обсудить плоды реформы образования.

Современная школа не нацелена на освоение детьми фундаментальных знаний. Среди её ценностей отсутствуют «труд», «коллектив», «культура». Их место занимает «комфорт», «индивидуализация», умение добыть информацию. Единое образовательное пространство страны разрушается. Так считают активисты родительского сопротивления.

Проведённые этим летом опросы показали, что полученным образованием полностью довольны только 29% респондентов в возрасте от 14 до 34 лет. В то же время у людей старшего поколения, на школьные годы которых не выпала реформа образования, эта цифра почти в два раза выше. Не в восторге от школьных нововведений даже сами педагоги. Многие учителя считают, что в современные учебники школьникам вообще лучше не смотреть.

Так, в одном из учебников по русскому языку постичь азы словообразования и построения предложений предлагают на примере сценического псевдонима участницы «Евровидения» Ани Лорак и слов из песни не совсем детского фильма.

«Нередко в заданиях для детей можно встретить нарушение возрастных норм и даже предпосылки к шизофренизации», – уверена Надежда Храмова , доцент кафедры психологии Православного университета. В качестве примеров она привела запутанные объяснения арифметических действий из учебника Петерсон, методически безграмотный и вредный «фонетический метод» обучения чтению, после которого те, кто умел читать и писать, начинают писать с ошибками.

«Существующая система образования снижает планку для школьников, готовит неготовых, – констатировал Павел Расинский , куратор движения РВС по образованию. – Клиповость подачи информации, вариативность учебников приводит к тому, что ученики из разных школ как будто говорят на разных языках, имеют разный набор знаний. Нет общей фундаментальной базы для школьников. В итоге выпускники школ либо не готовы к учёбе в вузе и жизни в целом, либо вынуждены всю жизнь восполнять пробелы образования, выхватывая где-то знания так же, кусками».

Яйца учат курицу?

Активисты РВС рассмотрели свежий манифест самих реформаторов, в котором выражены их ценности.

Единое образовательное пространство, по их мнению, должно сложиться само – не как обдуманная напряжённая цель, а как складывается равновесие рынка или экосистемы. Однако экономические реалии показывают, что «свободный» рынок постоянно проваливается в кризисы, больно ударяя по всем участникам. В выигрыше остаются лишь единицы, наживающиеся на разорении большинства. Мы хотим, чтобы то же самое происходило в образовании?

Реформаторы провозглашают ученика равным учителю в вопросах, чему и как его нужно учить, называя это «личностно-ориентированным подходом».

В противовес этому родительское сопротивление настаивает на классическом подходе, рассматривая ученика как формирующуюся личность, а образование – как формирование личности ученика.

Единый учебник по литературе, которым так пугают учителей, учеников и, главное, родителей, – не такая уж новая пугалка, жили мы с единым учебником, и первая моя сколько-нибудь заметная журналистская публикация была посвящена как раз этому учебнику. Называлась она «От противного» и вызвала громовой ответ авторов учебника, меня даже вызывали в горком комсомола.

Учебники по гуманитарным дисциплинам, по советской истории в особенности, потому что формулировки там отличались особой суконностью, всегда служили объектом насмешек, и школьники никогда ими всерьез не пользовались, разве что даты подсмотреть. Скажите на милость, кого серьезно беспокоят программные документы партии «Единая Россия»? Ну вот, утвержденный Госдумой учебник по истории либо литературе будет таким же программным документом, никто его не откроет, и все, как всегда, зависит от учителя.

Я скажу вам больше: в современной России вообще уже работает и учится только тот, кто этого действительно хочет. Зайдите как-нибудь анонимно на любой – не открытый, не показательный – урок в современной школе, хоть московской, хоть провинциальной. Вас поразят инертность учителя и безразличие класса. Пол-урока уходит на борьбу с шумом и отвлекающими моментами. Большинство детей сидят, уткнувшись в смартфоны, и отвлечь их от этого занятия очень трудно.

Спросите даже не ребенка, а учителя обычной современной школы: где Вронский впервые встретил Анну, что в переводе значит «Штольц» и кто такой Лебезятников – я далеко не убежден, что все ответят правильно.

При нынешней деградации школьного образования, когда учитель сам плохо знает историю и с трудом ориентируется в политике, учат и учатся примерно десять процентов. Ну, пятнадцать. Остальным все по барабану, они отбывают время, можете мне поверить, я сам преподаю. В хорошей школе. Но регулярно бываю в плохих.

И какая разница, будет у нас единый учебник или нет? У нас сейчас-то, при полной свободе, никто учебников не открывает, а информацию черпают либо от учителя (если с ним еще повезет), либо из википедии. В этой ситуации можно вообще отменить школу, потому что все, чему мы учим, на каждом шагу входит в противоречие с действительностью. Мы рассказываем о дружбе Некрасова с Шевченко, а дети слышат, что Украина всегда нас втайне ненавидела. Мы говорим о прекрасных порывах к свободе, а представители власти поют гимны крепостничеству. Какой учебник, о чем вы вообще?

Что касается Госдумы, много есть еще сфер, не охваченных ее законотворческой деятельностью. Некоторые люди позволяют себе обнимать классового врага, разговаривать с неизвестными, петь по утрам в клозете. И спорю на крупную сумму – этих цитат из русской классики не опознает в Госдуме никто, хоть и учились большинство во времена единого учебника.

Рассказываем о том, что знала ученица 7-го класса в конце XIX века. А вы ещё жалуетесь, что сейчас детей в школе нагружают!

«Из уроков не вылезают, домашнего задания гора!» - мы часто жалуемся, что наших детей слишком нагружают в школе. Кажется, что программа год от года становится больше, задания - сложнее. Но стоит нам заглянуть в глубь истории, чтобы понять: мы заблуждаемся.

Детям во все времена приходилось не сладко. Чтобы доказать это, «Летидор» разбирает учебную программу, установленную в 1878 году для учениц 7-го класса в женской школе Софьи Арсеньевой в Москве.

В конце XIX века девушки–гимназистки учились 8 лет. Закончив обучение, юные воспитанницы проходили экзамен в испытательном комитете Московского университета. Успешные результаты давали право получить звание домашней учительницы. Эта профессия для некоторых выпускниц могла стать единственным источником заработка. Так что знания, которые девушки получали в школе, были их образовательным базисом на всю жизнь. Их получали не только ради статуса или желания блеснуть своим умом в обществе.

Закон Божий

Этот предмет был одним из основных как в женских, так и в мужских гимназиях. Учащиеся должны были в обязательном порядке знать молитвы, Священную историю Ветхого и Нового Заветов, историю христианской церкви, Катехизис. Считалось позором, если гимназистка не могла назвать этапы богослужения христианской православной церкви. И заметьте, всё это на церковно-славянском языке.

Русский язык

В 7-м классе гимназистка должна была в совершенстве владеть грамматикой русского и церковно-славянского языков, выполнять орфографические и синтаксические упражнения. Обязательное требование к каждой девочке - умение изящно переводить тексты с иностранных языков. И это в возрасте 13-14 лет.

На уроке также проходили русскую литературу, историю русского театра, современную публицистику. Любопытно, что учителя ценили не столько начитанность девушек, сколько способность рассуждать, делать логические заключения. При написании сочинений высшую оценку получала та, которая наиболее последовательно излагала свои мысли. Пусть и несовершенным стилем.

Иностранные языки

Девочки учили как минимум два иностранных языка, а большинство - три. Воспитанницу могли освободить от изучения третьего языка (английского), если учительский совет признавал для неё эту задачу затруднительной.

- Французский язык

Без знания французского языка можно было распрощаться со званием домашней учительницы. Поэтому его каждая школьница знала чуть ли не лучше родного. А кроме этого читала в оригинале Расина, Корнеля, Мольера, свободно излагала мысли устно и письменно . Сейчас эти произведения спецшколы берут в адаптированном виде для учеников старших классов.

- Немецкий язык

Немецкий был вторым обязательным языком. Девочки также умели делать на нём устный и письменный разбор некоторых произведений Лессинга, Шиллера, Гёте.

Арифметика, алгебра, тригонометрия

Дроби, непрерывные дроби, многочлены, кубические корни, основы геометрии и тригонометрии, общий наибольший делитель - обо всём этом могла подробно рассказать каждая выпускница гимназии. Подумать только, в 7-м классе девочкам объясняли, что такое Бином Ньютона. В современной школе эту формулу разбирают только в 11-м классе в физико-математических лицеях. И то не во всех!

Естественнонаучные дисциплины

В программу гимназии обязательно входили физика и естествоведение. На физике девочкам рассказывали о движении, оптике, явлениях магнетизма и электричества. Естествоведение включало сразу три предмета современной школы: географию, биологию и анатомию. Гимназистки в XIX веке, так же как и нынешние школьники, скучали, слушая о строении земной коры, главных горных породах, а также строении растений и миллионе других понятий. К естественнонаучным дисциплинам добавлялся весьма объёмный курс истории: Древней, всеобщей и России.

Кроме всего прочего ни одна девочка не освобождалась от рисования, хорового пения, гимнастики, танцев и музыки.

Все эти предметы без исключения гимназистка должна была усвоить на хорошем уровне, чтобы сразу после окончания образования она смогла преподавать в школе или заниматься с учениками частным образом.

А вы знаете что доложна была знать ученица 7-го класса в конце XIX века? А вы ещё жалуетесь, что сейчас детей в школе нагружают!

«Из уроков не вылезают, домашнего задания гора!» - мы часто жалуемся, что наших детей слишком нагружают в школе. Кажется, что программа год от года становится больше, задания - сложнее. Но стоит нам заглянуть в глубь истории, чтобы понять: мы заблуждаемся.
Детям во все времена приходилось не сладко. В конце XIX века девушки–гимназистки учились 8 лет. Закончив обучение, юные воспитанницы проходили экзамен в испытательном комитете Московского университета. Успешные результаты давали право получить звание домашней учительницы. Эта профессия для некоторых выпускниц могла стать единственным источником заработка. Так что знания, которые девушки получали в школе, были их образовательным базисом на всю жизнь. Их получали не только ради статуса или желания блеснуть своим умом в обществе.

Закон Божий

Этот предмет был одним из основных как в женских, так и в мужских гимназиях. Учащиеся должны были в обязательном порядке знать молитвы, Священную историю Ветхого и Нового Заветов, историю христианской церкви, Катехизис. Считалось позором, если гимназистка не могла назвать этапы богослужения христианской православной церкви. И заметьте, всё это на церковно-славянском языке.

Русский язык

В 7-м классе гимназистка должна была в совершенстве владеть грамматикой русского и церковно-славянского языков, выполнять орфографические и синтаксические упражнения. Обязательное требование к каждой девочке - умение изящно переводить тексты с иностранных языков. И это в возрасте 13-14 лет.
На уроке также проходили русскую литературу, историю русского театра, современную публицистику. Любопытно, что учителя ценили не столько начитанность девушек, сколько способность рассуждать, делать логические заключения. При написании сочинений высшую оценку получала та, которая наиболее последовательно излагала свои мысли. Пусть и несовершенным стилем.

Иностранные языки

Девочки учили как минимум два иностранных языка, а большинство - три.Воспитанницу могли освободить от изучения третьего языка (английского), если учительский совет признавал для неё эту задачу затруднительной.
- Французский язык
Без знания французского языка можно было распрощаться со званием домашней учительницы. Поэтому его каждая школьница знала чуть ли не лучше родного. А кроме этого читала в оригинале Расина, Корнеля, Мольера, свободно излагала мысли устно и письменно. Сейчас эти произведения спецшколы берут в адаптированном виде для учеников старших классов.
- Немецкий язык
Немецкий был вторым обязательным языком. Девочки также умели делать на нём устный и письменный разбор некоторых произведений Лессинга, Шиллера, Гёте.

Арифметика, алгебра, тригонометрия

Дроби, непрерывные дроби, многочлены, кубические корни, основы геометрии и тригонометрии, общий наибольший делитель - обо всём этом могла подробно рассказать каждая выпускница гимназии. Подумать только, в 7-м классе девочкам объясняли, что такое Бином Ньютона. В современной школе эту формулу разбирают только в 11-м классе в физико-математических лицеях. И то не во всех!

Естественнонаучные дисциплины

В программу гимназии обязательно входили физика и естествоведение. На физике девочкам рассказывали о движении, оптике, явлениях магнетизма и электричества. Естествоведение включало сразу три предмета современной школы: географию, биологию и анатомию. Гимназистки в XIX веке, так же как и нынешние школьники, скучали, слушая о строении земной коры, главных горных породах, а также строении растений и миллионе других понятий. К естественнонаучным дисциплинам добавлялся весьма объёмный курс истории: Древней, всеобщей и России.
Кроме всего прочего ни одна девочка не освобождалась от рисования, хорового пения, гимнастики, танцев и музыки.
Все эти предметы без исключения гимназистка должна была усвоить на хорошем уровне, чтобы сразу после окончания образования она смогла преподавать в школе или заниматься с учениками частным образом.

«Из уроков не вылезают, домашнего задания гора!» – мы часто жалуемся, что наших детей слишком нагружают в школе. Кажется, что программа год от года становится больше, задания – сложнее. Но стоит нам заглянуть в глубь истории, чтобы понять: мы заблуждаемся.

Детям во все времена приходилось не сладко. Чтобы доказать это, рассмотрим учебную программу, установленную в 1878 году для учениц 7-го класса в женской школе Софьи Арсеньевой в Москве.

В конце XIX века девушки-гимназистки учились 8 лет. Закончив обучение, юные воспитанницы проходили экзамен в испытательном комитете Московского университета. Успешные результаты давали право получить звание домашней учительницы. Эта профессия для некоторых выпускниц могла стать единственным источником заработка. Так что знания, которые девушки получали в школе, были их образовательным базисом на всю жизнь. Их получали не только ради статуса или желания блеснуть своим умом в обществе.

Закон Божий

Этот предмет был одним из основных как в женских, так и в мужских гимназиях. Учащиеся должны были в обязательном порядке знать молитвы, Священную историю Ветхого и Нового Заветов, историю христианской церкви, Катехизис. Считалось позором, если гимназистка не могла назвать этапы богослужения христианской православной церкви. И заметьте, всё это на церковно-славянском языке.

Русский язык

В 7-м классе гимназистка должна была в совершенстве владеть грамматикой русского и церковно-славянского языков, выполнять орфографические и синтаксические упражнения. Обязательное требование к каждой девочке - умение изящно переводить тексты с иностранных языков. И это в возрасте 13-14 лет.

На уроке также проходили русскую литературу, историю русского театра, современную публицистику. Любопытно, что учителя ценили не столько начитанность девушек, сколько способность рассуждать, делать логические заключения. При написании сочинений высшую оценку получала та, которая наиболее последовательно излагала свои мысли. Пусть и несовершенным стилем.

Иностранные языки

Девочки учили как минимум два иностранных языка, а большинство - три. Воспитанницу могли освободить от изучения третьего языка (английского), если учительский совет признавал для неё эту задачу затруднительной.

- Французский язык

Без знания французского языка можно было распрощаться со званием домашней учительницы. Поэтому его каждая школьница знала чуть ли не лучше родного. А кроме этого читала в оригинале Расина, Корнеля, Мольера, свободно излагала мысли устно и письменно. Сейчас эти произведения спецшколы берут в адаптированном виде для учеников старших классов.

- Немецкий язык

Немецкий был вторым обязательным языком. Девочки также умели делать на нём устный и письменный разбор некоторых произведений Лессинга, Шиллера, Гёте.

Арифметика, алгебра, тригонометрия

Дроби, непрерывные дроби, многочлены, кубические корни, основы геометрии и тригонометрии, общий наибольший делитель - обо всём этом могла подробно рассказать каждая выпускница гимназии. Подумать только, в 7-м классе девочкам объясняли, что такое Бином Ньютона. В современной школе эту формулу разбирают только в 11-м классе в физико-математических лицеях. И то не во всех!

Естественнонаучные дисциплины

В программу гимназии обязательно входили физика и естествоведение. На физике девочкам рассказывали о движении, оптике, явлениях магнетизма и электричества. Естествоведение включало сразу три предмета современной школы: географию, биологию и анатомию. Гимназистки в XIX веке, так же как и нынешние школьники, скучали, слушая о строении земной коры, главных горных породах, а также строении растений и миллионе других понятий. К естественнонаучным дисциплинам добавлялся весьма объёмный курс истории: Древней, всеобщей и России.

Кроме всего прочего ни одна девочка не освобождалась от рисования, хорового пения, гимнастики, танцев и музыки.

Все эти предметы без исключения гимназистка должна была усвоить на хорошем уровне, чтобы сразу после окончания образования она смогла преподавать в школе или заниматься с учениками частным образом.

P.S. от редакции сайт:

Безусловно, статья интересная, а наличие учебном плане классической женской гимназии XIX века точных и естественнонаучных дисциплин удивляет, однако…

Наверное, сравнивать объёмы учебных курсов современной российской гимназии и женской гимназии С.А. Арсеньевой не совсем корректно в силу следующих причин:

Во-первых, если перевести на современные понятия статус этой частной женской гимназии, то она, по сути, являлась педагогическим колледжем, т.е. учреждением среднего профессионального образования, выпускавшим "домашних учительниц" (кстати, этим и объясняется универсальность учебной программы);

Во-вторых, автор статьи сама отвечает на главный вопрос – вопрос о мотивации гимназисток к получению знаний – "эта профессия для некоторых выпускниц могла стать единственным источником заработка", кроме того, плата за учёбу в Арсеньевской гимназии была не маленькой, а эти обстоятельства сильно отличают этих будущих учительниц от современных российских гимназистов, у большинства из которых, к сожалению, не имеется серьёзной мотивации к учёбе;

В-третьих, качество преподавания в большинстве современных гимназий существенно слабее, чем это было в царских гимназиях, что можно объяснить как разнящимся уровнем профессиональной подготовки педагогов, так и уровнем их денежного содержания: очевидно, что эти обстоятельства отражаются как на авторитете учителей, так и на поведении учащихся.

Конечно, с последним можно поспорить, но это печальная действительность, которая подтверждается существенно возросшим числом межличностных конфликтов в наших школах. В дореволюционной гимназии публичный конфликт между гимназистом и учителем был немыслим.

Ну, а теперь последнее – сравним всё-таки количественно недельную учебную нагрузку в женской гимназии конца XIX века с нагрузкой на современных гимназистов.

Поскольку конкретный учебный план Арсеньевской гимназии найти трудно, то возьмем его полный аналог – учебный план 1-7-х классов женской гимназии Ведомства императрицы Марии, в которой также принимали в 1-й класс девочек с 9-11-летнего возраста, а тем, кто успешно окончил 8 классов, выдавали аттестат домашнего учителя.

Получается, у гимназисток было по 29-30 уроков в шестидневную неделю. А теперь сравним с современностью и недавним прошлым, но без расписания уроков.

Последняя таблица говорит сама за себя: везёт только современным 6-7 летним первоклашкам, а остальным впору "заглянуть вглубь истории", чтобы позавидовать своим предкам.

Так что родители вовсе не заблуждаются!

А сокращать объёмы учебных программ современным школьникам можно и нужно, поскольку они засорены второстепенными и зачастую ненужными дисциплинами. Как говорится – «лучше меньше, да лучше!».