Дирекция образовательных программ. Ковалева Татьяна Михайловна. Личностно-ресурсная карта как дидактическое средство реализации антропологического подхода в образовании. Tatiana M. Kovaleva. Personal- resource map as didact means of realization of anthrop

Ковалева Т. В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века)

Т. В. Ковалева. Бельгийская литература (Конец ХIX - начало ХХ века)

Т. В. Ковалева. Бельгийская литература (Конец ХIX - начало ХХ века)

Общий обзор.

В конце XIX века бельгийская литература выдвинулась в число ведущих литератур мира. Этот стремительный взлет художественного творчества явился непосредственным результатом происходившей в Бельгии грандиозной ломки всего общественного уклада, когда, по словам Э. Верхарна, "все движется, - горизонты в пути". За два десятилетия страна превратилась из крестьянской, патриархальной в мощную индустриальную и колониальную державу (захват Конго в 1884 г.). В короткое время сформировался бельгийский пролетариат, вскоре заявивший о себе массовыми революционными выступлениями (стачки 1884 г., забастовки шахтеров 1886 - 1891 гг., всеобщая политическая стачка 1893 г. и др.).

Вместе с тем бурный рост промышленности, потребовавший притока рабочей силы, привел к значительному сокращению сельского населения, разорению деревни, обнищанию крестьян. Бельгия становилась страной резких социальных контрастов.

"Бельгия сельскохозяйственная и промышленная, консервативная и католическая - и одновременно социалистическая, она богата и она бедна. Колоссальные состояния накапливаются в больших городах, тогда как... на шахтах или в крестьянских хижинах люди влачат жалкое существование..." - свидетельствовал С. Цвейг.

Литературный процесс в Бельгии на рубеже веков отразил всю сложность ее общественно-политической и духовной жизни. Перед бельгийской литературой, мощно заявившей о себе уже в 1867 г. "Легендой об Уленшпигеле" Шарля де Костера, выдвинулась в качестве первоочередной задача "стать собой", т. е. обрести самобытность, способность глубоко и точно отражать национальную специфику страны и дух ее народа.

"Понять бельгийские условия, мыслить по-бельгийски - вот что необходимо", - заявлял тогда теоретик демократического искусства Бельгии Э. Пикар (1836 - 1924). Этой цели не препятствовало и то обстоятельство, что наиболее значительные бельгийские художники (Ш. де Костер, Э. Верхарн, М. Метерлинк, Ж. Роденбах) писали свои произведения по-французски, а не по-фламандски (второй государственный язык Бельгии). Напротив, именно французский язык помог им преодолеть узкий провинциализм и приобщиться к богатейшим литературным традициям соседней страны, вывел их на мировую арену, что не помешало им оставаться в то же время подлинно национальными писателями.

Исключительную роль в развитии бельгийской литературы сыграл журнал "Молодая Бельгия" (1881 - 1897), на первых порах объединивший вокруг себя всех, кто боролся за ее обновление, стремился "быть собой", "идти вслед за новыми тенденциями". Однако уже в середине 80-х гг. в движении "молодых" произошел раскол, результатом которого стало, с одной стороны, формирование "социального искусства", т. е. реализма, а с другой - утверждение "искусства вне времени", "искусства самовыражения", открывавшего путь символизму, эстетским течениям конца века.

Крупнейшим представителем "социального искусства" выступил Камилл Лемоннье (1844- 1913), в творчестве которого в полной мере отразилась "история борьбы и страданий народа". В своих многочисленных произведениях (он автор более 70 томов романов, повестей, рассказов) писатель дал широкую панораму общественной жизни Бельгии в ее переломный момент: разорение и вырождение патриархальной деревни(повесть "Смерть", 1878;романы "В одном из деревенских уголков", 1879; "Самец", 1880); стремительная индустриализация и связанная с ней безжалостная эксплуатация рабочих (роман "Клещи", 1886); моральная деградация буржуазии (роман "Конец буржуа", 1892); распад семьи и извращение всех естественных человеческих связей ("Аллали", 1906). Критическое воспроизведение современной эпохи сочеталось у Лемоннье с натуралистической концепцией человека, объясняющей его характер и поступки действием биологических (наследственности, инстинктов, среды), а не социальных факторов.

Так, в романе "Клещи" соседствуют два плана: социальный - изображение капиталистического завода, "клещей" эксплуатации, войны "труда и капитала", и физиологический - "история болезни" главной героини Кларнетты, чья патологическая испорченность объясняется тем, что она "выросла среди дебошей матери, под ругательствами пьяницы отца". Такой принцип художественного воссоздания действительности заставляет вспомнить автора "Ругон-Маккаров", и недаром критика называла Лемоннье "бельгийским Золя".

По гуманистической и демократической направленности творчества близок Лемоннье и Жорж Экоуд (1854 - 1927). В его произведениях ("Кеес Доорик", 1883; "Новый Карфаген", 1888; повести "Из мира бывших людей", "Деревня", сб. рассказов "Кермессы", 1884; "Мои причастия", 1895 и др.) находим яркое противопоставление буржуазной цивилизации и "природы", города и деревни. Все симпатии писателя отданы "униженным и оскорбленным" - бедняку-крестьянину, воплощающему для него идеал "естественного человека" и потому внешне и внутренне прекрасному; босякам и бродягам, свободным и гордым духом, возвышающимся над серым и пошлым миром буржуа. Для художественной манеры Экоуда характерно органическое соединение романтического и реалистического начал: его главный герой, личность исключительная, "фатально непонятая", всегда одинокая, действует, как правило, в конкретно-исторических условиях Бельгии конца XIX века. Есть несомненное внутреннее родство между творчеством бельгийского писателя и романтическими произведениями молодого Горького, талантом которого он не уставал восхищаться.

Одним из ярких проявлений "асоциального", "вневременного" искусства стал бельгийский символизм, выросший на почве отрицания буржуазной цивилизации и идеализации патриархального прошлого и тесно связанный с французским символизмом. "Наш символизм имел двух родителей - Верлена и Малларме", заявлял его теоретик А. Мокель (1866 - 1945). Однако бельгийский символизм имел свою специфику: будучи скорее мировоззрением, нежели литературной формой, он приобрел религиозно-мистическую окраску.

В наиболее законченном виде его представлял Жорж Роденбах (1855 - 1898), певец "молчания и смерти". Преданный религиозной идее благости смерти, которая "является исполнением мечты каждого человека", он в многочисленных произведениях (сб. "Светлая молодость", 1896; роман "Звонарь", 1897 и др.) поэтизировал "пагубную любовь к небытию", умирание, угасание, "агонизирующие города". Так, самый известный роман Роденбаха носит выразительное название "Мертвый Брюгге" (1892). Здесь облик средневекового бельгийского города Брюгге с его разрушающимися домами, безлюдными улицами, мертвой водой каналов, боем "утомленных, медленных, словно подавленных старостью колоколов" множества церквей и монастырей, специфической гаммой серых, блеклых красок - выступает как бы символом небытия, чего-то "таинственного и невидимого" и в то же время является "пейзажем души" самого автора, его разочарования, усталости, отвращения к жизни. Все это делает роман "Мертвый Брюгге" характерным произведением декадентской литературы конца века.

Морис Метерлинк

Морис Метерлинк (1862 - 1949) - крупнейший теоретик и драматург символизма, создатель "театра смерти", "бельгийский Шекспир", как называли его современники.

Он родился в Генте, старинном городе Восточной Фландрии, в семье нотариуса. Первоначальное образование получил в иезуитском коллеже, оставившем заметный след в его мировоззрении в виде "фламандского мистицизма". После его окончания Метерлинк изучал право в Париже, однако занятия юриспруденцией не приносили удовлетворения, поскольку он мечтал о литературном творчестве.

В 1883 г. в журнале "Молодая Бельгия" были опубликованы первые стихотворения молодого поэта, свидетельствовавшие о сильном влиянии на него французского символизма. В 1889 г. вышли из печати лирический сборник "Теплицы" и пьеса "Принцесса Мален", ставшие отправной точкой для формирования символистской эстетики и поэтики Метерлинка. Наиболее полное их изложение содержалось в эссе "Сокровища смиренных" (1896), а также в предисловии к трехтомному изданию пьес (1901), статьях 90-х гг.

Философскую основу художественных взглядов бельгийского драматурга составил идеализм, причем в его мистическом варианте. Метерлинк на место католического Бога поставил некое безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром и враждебное человеку. Оно повсюду и часто принимает форму смерти, однако не сводится лишь к ней. Перед лицом всесильного Неизвестного люди - это только слабые и жалкие существа, "хрупкие и случайные мерцания, без видимой цели отданные во дыхания безразличной ночи". Человек же, будучи вместилищем Неизвестного, должен жить "без дела, без мысли, без света". А главное - без слова, ибо невозможно выразить словами невыразимое, "тайну": "Истинная жизнь создается в молчании". Таким образом, "театр молчания" Метерлинка стал своеобразной художественной иллюстрацией его философии.

Аспирантура заочная - до 1988 г., очная аспирантура 1988-89 гг, при кафедре методики математики МПГУ им. В.И.Ленина.
Очная целевая докторантура Института теории образования и педагогики РАО: 1995-98 гг.
Высшее: МПГУ (МГПИ им. В.И. Ленина), математический факультет, специальность "математика", 1982.

Тема кандидатской диссертации

"Организация и содержание самоподготовки по математике в условиях школы полного дня»" (1990)

Тема докторской диссертации

"Теоретические основы становления инновационной школы" (2000)

Публикации

1) Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Вопросы образования (ВАК). – Москва: Гос.университет – Высшая школа экономики, 2011.-№2.- 1,2 п.л. (стр.163-180), 1300 экз.
2) Эффективная школа: факторы успеха. Материалы Международной конференции.- Киев: Киевский университет имени Бориса Гринченко, 2011.- 0, 5 п.л. (стр. 1-8), 300 экз.
3) Принцип индивидуализации в современном образовании как важный аспект социокультурной модернизации российского общества// Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества. Материалы научно-теоретической конференции ИТИП РАО (24.10.2011). – М.: ИТИП РАО, 2011.- 0,3 п.л.
4) Проблема субъективности в современной дидактике // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Январь 2012, ART 1730 . – CПб., 2012г. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1730.htm . – Гос.рег. 0421200031. – ISSN 1997-8588. – [дата обращения 13.04.2012]
5) Личностно-ресурсная карта как дидактическое средство реализации антропологического подхода в образовании // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Февраль 2012, ART 1730 . – CПб., 2012г. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1730.htm . – Гос.рег. 0421200031. – ISSN 1997-8588. – [дата обращения 13.05.2012]
6) Профессия «тьютор». Коллект. монография, М.-Тверь: «СФК-офис».- 15,375 п.л. -300 экз. (в соавторстве с Е.И.Кобыщей, С.Ю.Поповой (Смолик), А.А.Теровым, М.Ю.Чередилиной).
7) Современная педагогическая наука: проблема субъективности. Сдана в печать 2013.
8) Реализация принципа открытости при построении и применении образовательных технологий
Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 63-71.
9) Антропологический взгляд на современную дидактику
Совет ректоров. 2014. № 5. С. 53-55.

Государственные и ведомственные награды

Почетное звание: «Почетный работник общего образования»
(МОН РФ) - 2011 г.
Почетная грамота Томской области – 2011 г.
Почетная грамота ученого совета Московского педагогического государственного университета – 2010 г.
Медаль «За особые заслуги в Развивающем обучении» (МАРО) 2008 г.

Достижения и поощрения

Председатель Программного комитета ежегодных международных тьюторских конференций в МПГУ, научный руководитель Школы Золотое Сечение
Руководитель межрегиональной исследовательской группы МТА по разработке профессионального стандарта тьюторской деятельности (2010-2012);
Руководитель проекта «Тьюторская модель школы «Сколково» -лауреата международного конкурса -2012,
Являлась экспертом Российского гуманитарного научного фонда, проекта «Развитие образования в России» Института «Открытое общество» (Фонд Сороса); сети федеральных экспериментальных площадок МОН РФ (Институт образовательной политики «Эврика»).
В данный момент является членом Комиссии Министерства образования и науки по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (№ 314 от 29.04.2013).

Ковалева Татьяна Михайловна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

tkova@ mail. ru

Личностно-ресурсная карта как дидактическое средство реализации антропологического подхода в образовании

Аннотация
В статье анализируется роль личностно-ресурсной карты школьника в процессе обучения как реализации идеи опосредствования Л.С.Выготского.
Обсуждаются два направления в работе с такими картами: в рамках специально спроектированных новых учебных предметов и в процессе тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ школьников.

Ключевые слова
д идактическое средство, личностно-ресурсная карта, индивидуальная образовательная программа, тьюторское сопровождение.

Содержание современного отечественного образования ориентировано сегодня, в первую очередь, на деятельностную концепцию (что видно и в тексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта , который начал реализовываться в этом году в системе начального образования). Учебные предметы в этой концепции выстроены, прежде всего, как освоение общих способов деятельности и тем самым обеспечивают формирование субъекта деятельности; субъективность же самого человеческого восприятия рассматривается при этом лишь как специфика освоения общего способа.

При построении учебных предметов в антропологическом подходе, который также начинает приобретать сегодня все большую актуальность в российском образовании , наоборот, опыт собственного индивидуального (субъективного) освоения становится ведущим, а общие культурные формы освоения – «фоновыми».

Чтобы представить теперь эти две различные стратегии (формирование субъектности и становление субъективности), как две стороны единого процесса развития человека и его образования в контексте антропологического подхода, обратимся к идее опосредствования Л.С.Выготского .

Идея опосредствования является, на наш взгляд, ключевой идеей во всей культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, так как, именно опираясь на нее, в дальнейшем строится весь логический анализ взаимосвязи высших и низших психических функций, рассматриваются психологические механизмы превращения натуральной психики в культурную. В качестве универсального психологического средства для реализации идеи опосредствования Л.С.Выготский рассматривает знак.

Переходя в дидактическую действительность можно проинтерпретировать психологические тезисы Л. С. Выготского следующим образом.

Учебные предметы должны быть выстроены и как формирующие общие способы деятельности, (и тем самым фактически формирующие «орудийную сторону» знания), и в то же время как формирующие знаковую деятельность, то есть связанную прежде всего с личностными смыслами учащихся.

В качестве основного средства, объединяющего в себе и орудийную, и знаковую функции, Выготский рассматривал слово (оно и является стержневым средством всей теории обучения). Его ученики – психологи и дидакты (например, многие авторы системы «Развивающее обучение»- С.Ю. Курганов, В.С. Левин, З.Н. Новлянская, В.В. Репкин и др.), выстраивали учебные предметы и разрабатывали авторские курсы, пытаясь совместить в них развитие не только внешней, но и внутренне-смысловой функции слова. «Свободное сочинительство», «Ассоциативное письмо» .

Нам представляется, что в качестве принципиально нового дидактического средства, также объединяющего в себе и орудийную, и знаковую функции, и в то же время адекватного современному пониманию открытости образования, вариативности его различных форм и расширения границ самого процесса обучения, может выступить карта . В отличие от многих других подобных дидактических средств (рисунков, чертежей, таблиц и др.) карта имеет три присущих именно ей характеристики:

    топика (наличие различных пространственных объектов),

    направленность (центральное и удаленное от центра положение объектов),

    масштаб (указание на соразмерность или несоразмерность объектов).

Как мы уже указывали ранее, на примере карты мы можем выделить две функции: орудийную и знаковую. Орудийная функция карты позволяет приспособить окружающий мир к интересам человека и помогает человеку «вписаться» в этот мир (политические, географические, исторические и другие карты). Но карта может стать и личностно-значимым психологическим средством, позволяющим человеку увидеть себя и свое действие «по-новому»: в другом масштабе и в другом контексте.

Таким образом, в данном случае карта, также как и слово, начинает выступать в качестве обобщения для человека, так как через нее он может видеть место своего действия в более широком контексте, видеть его частичность относительно Целого, понимать специфику собственного действия в мире Общего.

Относясь к процессу построения личностно-ресурсных (антропных) карт, как к важному дидактическому средству, реализующему идею опосредствования и осуществляющему переход от низших к высшим психическим функциям (а тем самым задающим шаг развития человека); мы рассматриваем в системе современного образования работу с ресурсной картой как принципиально значимый момент на всех ступенях школьного обучения.

Таким образом, картирование (работа с картой) может стать современным дидактическим средством совместной работы педагога и учащегося, отражающим возможные направления индивидуального образовательного движения школьника, пространство его самоопределения и целей, образовательные ресурсы среды. Возможно построение разных видов карт (карты познавательного интереса, образовательных маршрутов и т.д.). Наиболее полный спектр образовательных задач, возможностей и векторов движения может быть представлен в личностно-ресурсной карте .

Осуществлять такую целенаправленную работу со школьником по построению ресурсных карт его собственного образования можно как в рамках специально спроектированных новых учебных предметов (например, в ходе реализации нового стандарта предполагалась разработка учебного предмета «Индивидуальный проект»), так и в процессе тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ школьников.

Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) –это метод, предполагающий выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта, организацию проектирования действий по его реализации, помощь в поиске ресурсов, содействие в реализации проекта его собственного образовательного движения в социокультурной образовательной среде: организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании (из проекта профессионального стандарта тьюторской деятельности).

Эта работа стала возможной, начиная с 2008 года, когда в реестре педагогических профессий была официально утверждена профессия тьютора как педагога, сопровождающего индивидуальные образовательные программы учащихся. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) были утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых была закреплена и должность «тьютора» как педагога, сопровождающего процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного профессионального образования.

Необходимо сразу же различить позицию и профессию тьютора. C егодня в образовательных учреждениях после утверждения профессиональных квалификационных групп должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых закреплена и должность «тьютора», существуют реальные возможности для введения в школу отдельной педагогической профессиональной должности - тьютора.

Но речь также может идти и об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения уже существующими педагогами, психологами, классными руководителями, завучами или координаторами старшей школы. В этом случае правильнее будет говорить не о новой профессии тьютора, а о тьюторской компетентности, которой должен обладать педагог и психолог современной школы.

Выполнение каким-либо педагогом тьюторских функций осуществляется следующим образом: с одной стороны, обеспечивается координация всех многообразных структур, ставящих своей целью осуществление помощи ученику или студенту в осознанном выборе, а, с другой стороны, обсуждаются проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у школьников и студентов, создаются условия для реальной индивидуализации процесса обучения. Именно благодаря осуществлению тьюторских функций, становятся возможны задачи мониторинга динамики процесса становления осознанности выбора у каждого школьника, а не просто фиксация его хаотичного движения во внешнем многообразии форм, например, предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Продуктом совместного действия на каждом из этапов работы тьютора и тьюторанта является заполнение определенной специально структурированной ресурсной карты как основы для последующей реализации индивидуального проекта, исследования или образовательной программы. Ресурсная карта применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения в начальной, подростковой и старшей школе, а также в вузе и сфере дополнительного образования.

Таким образом, сегодня в условиях современного образования тьютор или педагог с тьюторской компетентностью может помочь ребенку в работе с «личностно-ресурсной» картой как основой для дальнейшего построения им своей собственной индивидуальной образовательной программы, фактически на каждом этапе школьного обучения:

    в начальной школе – картирование своих познавательных интересов,

    в подростковой школе – картирование различных проектов и исследовательских работ,

    в старшей школе – картирование предпрофессиональных интересов.

В заключение можно сказать, что карта, являясь, на наш взгляд, не менее культурно значимым дидактическим средством, чем слово, имеет огромный потенциал в развертывании дальнейших психолого-педагогических исследований, помогающих в реализации антропологического подхода в современном образовании.

Литература

    В.М. Розин. Философия субъективности. – М.: АПК и ППРО, 2011.

    Л.С.Выготский. Орудие и знак в развитии ребенка. - Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984

    Б.Д. Эльконин. Опосредствование. Действие. Развитие.- Ижевск, ERGO , 2010

    Т.М.Ковалева. Личностно-ресурсное картирование как средство реализации идеи опосредствования // 12 Международные Чтения памяти Л.С.Выготского. Материалы Чтений РГГУ (14-17. 11.2011).- М.: РГГУ, 2011

_____

Tatiana M. Kovaleva
Doctor of Pedagogical Scieces, Professor of Pedagogy Department , Moscow Pedagogical State University, Moscow

[email protected]

Personal- resource map as didact means of realization of anthropological content in education

This article is devoted to the role of the personal- resource map in modern educational process. The main idea of this article based on the theory of theoretical thinking by L.S. Vygotsky.

Key words: didactic means , personal- resource map , individual educational program, tutor

Научно-преподавательский стаж

Более 25 лет

Заслуги, награды Уровень образования, квалификации

Высшее педагогическое образование

Направление подготовки (или специальность)

специальность-математика

Общий стаж

Более 25 лет

Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке

Стажировка лауреатов конкурса «Школа Сколково» в Англии (февр.2012);
- участие в работе экспертной группы МОН РФ по модернизации педагогического обр-ния (с января 2013).
-Участие в конф. «Управление переходом к новым инфраструктурам, обеспечивающим индивидуализацию образования» - пленарный доклад
(Томск, ТГУ, февраль 2013)
- Участие в конф. РГГУ «Международные Чтения Выготского» (Москва, РГГУ, ноябрь 2014) – секц. Доклад;
- Методика преподавания жизненной навигации (октябрь 2015)

Основные публикации
  1. Ковалева, Т.М. Универсальные методы невозможны (семьи, с которыми работают тьюторы, слишком разные // Управление школой. 2013. №3, с.11-14.- 0,3 п.л.
  2. Ковалева Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности // Педагогика. 2013 № 5, с.51- 56.- 0,4 п.л.
  3. Ковалева, Т.М. В вашем штате –тьютор (нормативно-правовое оформление профессии) //Управление школой. 2013, №1, с.45-49.- 0,3 п.л.
  4. Ковалева, Т.М. Новый взгляд на Российскую историю: тьюторская
    антропопрактика Ч.С.Гиббса в императорской семье/ Т.М. Ковалева //Антропопраксис – 0,5 п.л.
  5. Ковалева, Т.М. Реализация тьюторской модели в системе дополнительного профессионального образования / Развитие практик тьюторского сопровождения в системе дополнительного профессионального образования: сь.материалов Всероссийской науч.-практ.тьюторской конференции 15-16 октября 2013 года. -Архангельск: изд-во АО ИОО, 2013, с. 6-11.- 0,4 п.л.
  6. Ковалева, Т.М. Субъективность как рабочее понятие для тьюторского сообщества (на материале работ Мишеля Фуко)/ Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство. Материалы 6 международной научно-практической конференции 29-30 октября 2013 года.-М, МПГУ; МИОО, 2013, с.7-12.- 0,4 п.л.
  7. Ковалева, Т.М. Инициативность как проявление человеческой субъективности / Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность: материалы 19-й научно-практической конференции. Красноярск, апрель 2012 года.- Красноярск, 2013, с.137-141.- 0,3 п.л.
  8. Ковалева, Т.М. Проводник в потоке возможностей (о тьюторстве в современном российском образовании) //Минская школа сегодня. 2013 № 9, с.36-41. – 0,5 п.л.
  9. Ковалева, Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику/Т.М. Ковалева // Совет ректоров. – 2014. — №5. — 0,2 п.л.
  10. Ковалева, Т.М. Ресурсность тьюторства в современном образовании/ Т.М. Ковалева// Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе: материалы I Международной научно-методической конференции.-Кисловодск — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 0,5 п.л.
  11. Ковалева, Т.М. О возможности тьюторского сопровождения в современном образовании /Т.М. Ковалева// Кафедра педагогики МПГУ: история и перспективы развития. — М., 2014.- 0,6 п.л.
  12. Ковалева, Т.М. Еще об одной тьюторской практике в российской истории (на примере императорской семьи Николая II) /Т.М. Ковалева// Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития. Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции 28-29 мая 2014 г в 2-х томах. Т.1. / Под ред С.В. Ивановой, А.В. Овчинникова. Т.1. – М., ФГНУ ИТИП РАО. – 2014. – 0,5 п.л.
  13. Ковалева, Т.М. Реализация принципа открытости при построении и применении образовательных технологий /Т.М. Ковалева// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – № 4., с.63-71.– 0,5 п.л.
  14. Ковалева, Т.М. Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения (в соавт. С В.А.Углевым) // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. — 2014.- №3, с.420-449.- 1,8 п.л.
  15. Ковалева, Т.М. Новые факты для тьюторского сообщества: тьюторская практика в царской семье Николая II // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности. Материалы 7 Международной научно-практической конференции и 19 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 28-29 октября 2014 года/ Научный редактор: Т.М.Ковалева. М.: МПГУ, 2014., с.7-18.- 0,8 п.л.
  16. Ковалева, Т.М. Дидактический и управленческий взгляд на тьюторскую деятельность в школе // Основные тенденции развития образования: теория и практика: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М.:ФГБНУ «ИСТО РАО», 2014., с. 230-236.- 0,5 п.л.
  17. Ковалева, Т.М. Образовательное путешествие как педагогическая технология в работе современного учителя // Преподаватель 21 век.-2014.- т.1, №4.-с.171-179.- 0,5 п.л.
  18. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы тьюторства» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование

    [электронный ресурс]– Москва: МПГУ, 2014 – 11,1 п. л.
  19. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Открытое образование» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева [электронный ресурс]– Москва: МПГУ, 2014 – 10,2 п. л.
  20. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Тьюторские практики»
    по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
    Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева
    [электронный ресурс]– Москва: МПГУ, 2014 – 8,3 п. л.
  21. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Технология » Портфолио» как ресурс работы тьютора» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева [электронный ресурс]– Москва: МПГУ, 2014 – 7,4 п. л.
  22. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Технология «Образовательное путешествие» как ресурс работы тьютора» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева [электронный ресурс]– Москва: МПГУ, 2014 – 8,3 п. л.
  23. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова / Ковалева Т.М., Чередилина М.Ю.// Проекты развивающего обучения (серия).- М., НП «Авторский Клуб»,2015., 56 с. — 3,5 п.л
  24. Ковалева, Т.М. Новые ресурсы дидактики для современной школы. // Наука и школа, 2015. №1 с.88-94.- 0,3 п.л.
  25. Ковалева, Т.М. Переживание как возможный исток учебного действия // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы 16 Международных чтений памяти Л.С.Выготского. — М.: Левъ,2015. с.42-47.- 0,3 п.л.
  26. Ковалева, Т.М. Иной взгляд на современное педагогическое образование: тьюторское сопровождение студентов бакалавриата 1 года обучения // На путях к новой школе, 2015, №2, с.51-53.- 0,1 п.л.
  27. Ковалева, Т.М. Человекоразмерность как возможный критерий образовательной практики //Человекоразмерное образование: проблемы педагогических практик в России и странах Азиатско-тихоокеанского региона. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 17 декабря 2015г.- Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016, с. 9-12.- 0,2 п.л.
  28. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс современного образования // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: материалы международной научно-методической конференции 11-13 мая 2016 года.- Спб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2016, с.10-11.- 0,1 п.л.
  29. Ковалева, Т.М. Плечо поддержки //Директор школы, 2016. №9, с.53-58.- 0,3 п.л.
  30. Ковалева, Т.М. Индивидуализация и проблема времени в образовании: концептуальные повороты в проблематике тьюторства /совм. с Якубовской Т.В.// Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура: сопровождение индивидуальных образовательных программ. Материалы IX Международной научно-практической и XXI Всероссийской тьюторской конференции 01-02 ноября 2016 г.- М.: «Буки-Веди», 2016, с.105-115.- 0,6 п.л.
  31. Ковалева, Т.М. Тьюторство как антропопрактика // Человек.RU: Гуманитарный альманах.-Новосибирск: НГУЭУ, 2016, с.71-81.- 0,6 п.л.
  32. Ковалева, Т.М. Инициативная среда университета как механизм управления персоналом в условиях трансформации / совм. с Сухановой Е.А., Зоткиным А.О.// Университетское управление: практика и анализ, 2016. №101(1), с. 90-97.- 0,2 п.л.
  33. Ковалева, Т.М. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой / совм. с Якубовской Т.В. // Человек.RU: Гуманитарный альманах.- Новосибирск: НГУЭУ, 2017, с.85-94.- 0,5 п.л.
Область научных интересов