Эксперимент Сергея Лукьяненко: может ли писатель заработать в Интернете? Литинститут, премии и тусовки. Кому нужны тексты

Достопочтеннейшие господа!
Дабы не быть похожим на нищего, рассуждающего о том, как легко стать миллионером, буду давать ссылки на себя. Не рекламы ради, но токмо ради того, чтобы доказать, что я знаю, о чем говорю.

1. Ведение программы на русском радио Чикаго.

Мне платили 100 долл. за передачу. Достопочтеннейшая Эльвира Барякина у меня была в программе, к сожалению, запись не сохранилась по их вине. Причем, среди слушателей сразу нашлись те, кто читали «Белый Шанхай». Программы была еженедельной. Вот здесь некоторые:

http://mr-k-bx.livejournal.com/744175.html

Как я туда попал? Они перепечатывали мои тексты. Я им позвонил и предложил свои услуги. Они согласились.

2. Колонка в газете:

http://vz.ru/search/?action=search&s_string=%CC%E0%F0%FC%FF%ED+%E1%E5%EB%E5%ED%FC%EA%E8%E9

Здесь 62 публикации. Платили мне по 3000 руб. Тогда это было 100 долл...Недавно они звонили, предложили продолжить. Но после аншлюса Крыма…

Легко заметить, что это именно колонка литератора, а не журналиста.

Как попал? Они перепечатали мой мат-л, я им послал еще.

3. Выступления в концертах. Моя концертная ставка 600 шек = 150 долл. Увы, выступлений значительно меньше, чем хотелось бы...то есть я готов выступать хоть каждый день, но на самом деле….

Все 5 старушек, которые приходят на мои концерты, остаются довольны. Но на моем гонораре это не отражается, я работаю «на гарантию».

4. Сейчас я пишу фейковые новости в юмористическом издании:

http://beseder.ru/search-results?cx=009169459629806404273%3Awjznv7hmtlk&cof=FORID%3A9&ie=UTF-8&q=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%8C%D1%8F%D0%BD%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9&sa=Search

"зарплата» 300 шек. в мес. =80 долл.

5. Работа с актерами. Раскрученный московский эстрадный актер платит за монолог 1500 долл. плюс авторские идут, пока номер исполняется. Но платить эти деньги сегодня некому. Старые авторы утратили нюх, новые ушли в КВН и комеди клаб. Увы, мне пришлось это дело оставить. Тот уровень пошлости, который сегодня требуется на эстраде, я, к сожалению, обеспечить не могу. Поэтому я перешел на стенд ап комеди. Немного другой жанр, сам себе исполнитель, автор и режиссер:

https://www.youtube.com/watch?v=YNTxQrckj7o

съемка любительская, качество соответствующее…

6. Политтехнолог. На избирательный период (раз в 4 года) меня берут на работу в какую-нибудь партию. 2500 долл. в мес. Увы, это только пару месяцев, да и то….

7. Запись на интернет ТВ:

https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BD+%D1%82%D0%B2+%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%8C%D1%8F%D0%BD+%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9

по 80 долл.

8. перевод пьес:

http://www.russian-theatre.crimea.edu/c
http://www.tuz-volgograd.ru/spektakli/n
http://theatre.mk.ua/performances/534-j
http://kurskdrama.ru/post823.html
http://www.teatr-aktor.kiev.ua/index.ph

http://www.kazak-teatr.ru/index.php?id=21

http://sarapultheatre.ru/billboard/shows/brachnyj-dogovor

http://kamerniy-teatr.ru/performances/juliette

http://drama.nnov.ru/repertoire/?ItemID=22906

Для примера, привожу свой отчет из РАО

И В Ц Р А О
Дата: 15.06.2016
РАСШИФРОВКА ГОНОРАРА
май 2016 - май 2016
Наименов. плательщика Название спектакля N докум. Пер.исп. Кол.исп. Сумма сбора Сумма гонорара %
Период обработки 516
ГАТИ НА МОХОВОЙ (УЧЕБНЫЙ ТЕАТР) Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (СЗФ) ПАКУЕМ ЧЕМОДАНЫ 1303 316 1 36 550-00 1 827-50p. 5
ДОНСКОЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ Г.НОВОЧЕРКАССК (ЮФ) БРАЧНЫЙ ДОГОВОР 1319 216 1 37 400-00 1 496-00p. 4
ГБУК "ТЮЗ" Г.ВОЛГОГРАД (НВФ) БРАЧНЫЙ ДОГОВОР 1402 216 1 43 200-00 2 160-00p. 5
ГБУК "ТЮЗ" Г.ВОЛГОГРАД (НВФ) БРАЧНЫЙ ДОГОВОР 1402 116 5 191 600-00 9 580-00p. 5
"КАМЕРНЫЙ ДРАМТЕАТР" П/Р ГОЛОДНИЦКОГО Г.КОСТРОМА (ЦА) ЭЙ ДЖУЛЬЕТТА 30-P 416 1 7 240-00 289-60p. 4
Итого за период 15 353-10p.
Итого 15 353-10p.
С поступившего авторского вознаграждения удерживаются отчисления на покрытие расходов РАО
(на основании постановления Авторского совета об отчислениях из гонорара) и налог на доходы
физических лиц (на основании Налогового кодекса Российской Федерации)

Современному писателю сложно быть властителем умов и голосом поколения. В дореволюционное время писатель рассматривался чуть ли не как пророк, к голосам литераторов прислушивались, им верили. В Советском Союзе на писательскую зарплату можно было купить автомобиль и квартиру. После установления рыночных отношений и на книжном рынке писателей быстро вернули с небес на землю. Теперь на писательские гонорары особо не проживешь. И писатель может заработать на собственных книгах только при должном умении и старании.

Можно ли заработать, издавая книги

Почему-то считается, что, написав бестселлер, можно продать его издательству и жить безбедно на отчисления. Это совсем не так. Даже именитые писатели вынуждены время от времени выдавать новый продукт, чтобы хорошо зарабатывать. Жить на проценты от одной книги могут разве что наследники — за счет продажи и перепродажи прав.

Книга в условиях рынка — такой же товар, как хлеб, холодильник или зимнее пальто. У людей хватает своих обязательных расходов, так что писатель должен сильно убедить своих читателей, что его книгу стоит купить. Фактически книга — предмет роскоши, показатель статусности. Сама по себе художественная литература не приносит экономической выгоды, она бесполезна: с ее помощью не приготовишь кофе, не постираешь одежду. Единственное, что она дает — эстетический опыт и развлечение. А ведь их можно получить бесплатно и без особого напряга: например, с помощью кино.

Так что книга должна конкурировать со всеми и вся. И, признаемся честно, по многим фронтам она проигрывает.

Необходимость конкурировать приводит к тому, что книгу необходимо преподать, как товар, разрекламировать. Написание и издание книг стоит рассматривать как бизнес. Если вы решили донести до читателей свое слово, придется играть по правилам. В противном случае вам ничего не светит.

По признанию именитых мастеров, начинающие писатели могут заработать на издании одной книги до 1000 долларов максимум — это примерно 60 000 рублей по нынешнему курсу (на ноябрь 2015 года). Совсем ничего, согласитесь, за год труда (а именно столько нужно, чтобы написать толковую книгу). Так что в большинстве случаев писателям приходится самим брать дело в свои руки и становится известным.

Стоит ли сотрудничать с издательством?

Считается, что писатель после создания нетленки должен обращаться в издание, и издатель должен у него выкупать рукопись. Это заблуждение настолько широко, что издания буквально завалены рукописями начинающих писателей. И это плохо. В постоянном потоке графоманских произведений настоящий шедевр обязательно затеряется. Даже если он и найдется, то издатель вряд ли будет публиковать его: имя автора никому неизвестно. Придется дополнительно вкладываться в раскрутку имени неизвестного писателя, разрабатывать маркетинговую программу и т.д.

Писательство — дело увлекательное, но непростое. Нужно обладать железной волей, чтобы писать регулярно, уметь «договариваться» с Музой, капризной девушкой, которая появляется, когда ей вздумается. Кроме того, важно найти тех, кто будет читать ваши произведения и тех, кто будет за них платить. Поэтому, прежде чем окунуться в писательство с головой, стоит попробовать писать один-два часа в день. Так вы поймете, готовы ли вы посвятить себя этому ремеслу, и можете ли вы существовать на писательские доходы.

Если вы были топ-менеджером в банке, ваш писательский заработок, особенно на первых порах, будет во много раз меньше. А если вы работали младшим воспитателем в детском саду, у вас есть все шансы увеличить свой доход.

Готовы вступить в писательское общество? 😉

Если вы прежде занимались литературной деятельностью: переводили, писали диссертацию или научные статьи, вы быстрее вольетесь в писательское сообщество, а если вы никогда не работали с текстами, потребуется больше времени. Но если вы мечтаете стать писателем, вы им станете. Упорство и трудолюбие творят чудеса.

Давайте разберемся, что нужно начинающему писателю:

1. Определенные личностные качества:

· коммуникабельность — вам придется общаться с редакторами, заказчиками, экспертами;

· пытливый ум , чтобы интересоваться тем, что происходит в мире, генерировать интересные темы, задавать каверзные вопросы;

· гибкость — сегодня заказчик хочет такой текст, а завтра — совсем другой, а редактор в среду дал задание взять интервью у знаменитого актера, а в пятницу — написать лонгрид о перспективах космического туризма;

· способность много и сосредоточенно работать — писатели часто слышат слово «deadline».

2. Компьютер с программой MS Word или ее аналогами. Не хотите приобретать пакет офисных программ? Можно обойтись бесплатным текстовым интернет-редактором Google docs. Этот сервис удобно использовать для совместной работы с редактором или клиентом.

Текстовый редактор Google Docs

3. Интернет - для подготовки статей и использования упомянутого выше Google docs. Сегодня мало кто может позволить себе долго и упорно искать информацию в многотомных энциклопедиях в читальном зале. К тому же данные печатных изданий быстро устаревают.

4. Сильное желание писать. Что тут скажешь? Нет желания, не стоит и начинать.

Варианты писательского заработка

В этом разделе мы ответим на вопрос: как зарабатывать на писательстве ?

Кому нужны тексты?

Сегодня — всем:

· предпринимателям , чтобы продавать товары и услуги;

· государственным и общественным организациям, политическим деятелям и партиям.

· различным СМИ , которых сейчас намного больше, чем 20 и даже 5 лет назад, потому что многие из них «живут» на бескрайних просторах Интернета;

· издательствам , которые делают бизнес на книгоиздании.

Для чего нужны тексты?

· чтобы рассказывать о себе: сайты, брошюры.

· чтобы продавать: лендинги, рекламные материалы (электронные и бумажные).

· чтобы развлекать: статьи, интервью, обзоры в СМИ; посты на страницах в соцсетях, художественные и нон-фикшн книги.

· чтобы обучать и просвещать: учебники, профессиональные статьи и книги.

Это разделение условно. Хорошие тексты часто выполняют несколько задач.

· Хотите заняться копирайтингом или контент-менеджментом? Добро пожаловать на Сильный текст, чтобы научиться создавать цепляющие тексты →

Узнав о том, что я пишу книги, мне часто задают один и тот же вопрос — меня спрашивают о гонораре. Звучать этот вопрос может по-разному: «реально ли заработать на жизнь писательским трудом?», «и сколько ты отхватил за последнюю книгу?», «на какой гонорар стоит расчитывать начинающему писателю (подразумевается — вопрошающему)?» и т.п. Попробую ответить.

А велика ли сумма?

Думаю, и ежу понятно, что размер гонорара напрямую зависит от тиража. Но как? А очень просто — чем больше тираж, тем больше гонорар 😉

Авторские отчисления обычно составляют 6-12% от суммарной стоимости тиража. В договоре, в пункте о выплате авторского вознаграждения, этот процент может быть прописан прямо, либо же там может быть указана некая денежная сумма — если вы ее пересчитаете, то должны опять же выйти на те же самые 6-12% от стоимости тиража.

Стоимость тиража расчитывается просто: надо отпускную цену одной книги умножить на количество книг (тираж). Отпускная цена издательства на настоящий момент (2003 год) составляет примерно 30-35 рублей за одну книгу. (Да-да! Накрутку 100-300% делают продавцы).

Но это общий случай. Бывают и исключения. Есть малые издательства, которые выплачивают гонорар авторскими экземплярами. Хотите завалить свою кухню стопками книг? Желаете осчастливить подарками всю родню? А может у вас есть знакомые книготорговцы? — тогда такой вариант может вас устроить.

Есть одно довольно известное издательство (не буду его называть 🙂), которое вообще не утруждает себя особенно выплатой гонораров. Но, быть может, для вас это не так важно? Бывает и такое — многие согласны остаться без денег, лишь бы только книга вышла.

Ну, а теперь давайте прикинем, сколько получают писатели-фантасты разного ранга 😉

Книги некого Михаила Кликина %) печатаются 8-10 тысячными тиражами. Сколько это в деньгах — считайте сами.

Тираж каждой новой книги Ника Перумова (не считая допечаток) — примерно 100 тыс. экз. Автору это должно приносить 10.000 $.

А Джоан Роллинг, мама Гарри Поттера, выпустив в России свою новую книгу миллионным тиражом, только с российских издателей должна получить 100.000 $ (Впрочем, за верность данной цифры я не ручаюсь. Каким образом начисляется ей гонорар, я не знаю.)

Как его выплачивают

Гонорар обычно выплачивается в два этапа. На момент подписания договора выплачивается аванс — обычно он составляет половину или треть общей суммы. Оставшуюся часть гонорара автор получает после выхода книги из печати, обычно через 1-3 месяца — это срок должен быть указан в договоре.

Но, опять же, это общий случай. Исключений хватает. Например, издательство «Армада» («Альфа-книга») аванс, как правило, не платит. Они выпускают книги достаточно быстро, за несколько месяцев. И гонорар — весь, целиком — платят после выхода книги. Платят, кстати сказать, исправно.

Если какое-то издательство заинтересовано в вашем тексте, оно может заплатить деньги сразу после подписания договора — идеальный вариант, на мой взгляд, никаких волнений и переживаний на тему «обманут-не обманут, а вдруг курс доллара обвалится, или издательство разорится…» 🙂

Так можно ли зарабатывать писательством?

Наверное, можно. Впрочем, все зависит от ваших потребностей. Мне, например, для нормальной жизни нужно немного — 4-8 тыс. руб в месяц.

Если вы решили податься в профессиональные литераторы, то нужно трезво оценивать некоторые обстоятельства:

1. Мало кто из литераторов стал известен первой своей книгой. Большинству требуются годы и годы, чтобы получить хоть какую-то известность.

2. Большинство авторов пишет книгу несколько месяцев. Затем нужно найти издателя — это тоже может занять солидный срок (моя первая книга путешествовала по издательствам два года). Потом еще примерно полгода книга будет готовиться к печати… А ведь все это время надо на что-то жить! Потому большинство начинающих (и не только) литераторов вынуждены подрабатывать. Вы можете совместить работу и писание? У меня пока еще получается.

3. Начинающему (любому малоизвестному) автору не стоит расчитывать на крупный тираж. 6-8 тыс. экз. — это уже хорошо. Денег с этого вы поимеете немного (перечитайте п.2). И вторая ваша книга, скорее всего, выйдет таким же тиражом. И третья… Вы готовы к этому?..

Подвожу итог — если вы хотите зарабатывать деньги — найдите для этого другой способ. Эрвин Кобб сказал: «Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями.»

И мне почему-то кажется, что он прав. 🙂

Михаил Кликин