Физика относится к естественным наукам. Какая из перечисленных религий относится к мировым? Вопросы для самопроверки и семинаров

Естественные науки передают человечеству совокупность имеющихся знаний о природных процессах и явлениях. Само понятие «естествознание» очень активно развивалось в 17-19 веках, когда ученых, специализирующихся на нем, называли естествоиспытателями. Главное отличие этой группы от гуманитарных или социальных наук заключается в сфере изучения, так как последние основываются на человеческом обществе, а не на природных процессах.

Инструкция

Базовыми науками, относимыми к понятию «естественных», являются физика, химия, биология, астрономия, география и геология, которые с течением времени могли изменяться и объединяться, взаимодействуя друг с другом. Именно таким образом возникли такие дисциплины, как геофизика, почвоведение, автрофизика, климатология, биохимия, метеорология, физическая химия и химическая физика.

Физика и ее классическая теория была сформирована при жизни Исаака Ньютона, а затем получила развитие благодаря трудам Фарадея, Ома и Максвелла. В 20 веке произошла революция данной науки, показавшая несовершенство традиционной теории. Не последнюю роль в этом сыграл и Альберт Эйнштейн, предшествующий настоящему физическому «буму» во время Второй мировой войны. В 40-х годах прошлого века мощным стимулом развития этой науки стало создание атомной бомбы.

Химия стала продолжением более ранней алхимии и началась со знаменитого труда Роберта Бойля «Химик-скептик», изданного в 1661 году. В дальнейшем в рамках этой науки стало активно развиваться так называемое критическое мышление, развившееся во времена Каллена и Блэка. Ну и нельзя обойти своим вниманием определение атомных масс и выдающееся изобретение Дмитрия Менделеева в 1869 году (периодический закон мироздания).

Начало биологии было положено в 1847 году, когда врач в Венгрии предложил своим пациентам мыть руки во избежание распространения микробов. В дальнейшем Луи Пастер развил данное направление, связав процессы гниения и брожения, а также изобретя пастеризацию.

География, постоянно подстегиваемая поисками новых земель, шла рука об руку с картографией, особенно быстро развивающейся в 17-18 веках, когда в результате поисков самого южного материка планеты была открыта Австралия, а Джеймс Кук совершил три кругосветных путешествия. В России эта наука развилась при Екатерине I и Ломоносове, основавшем Географический департамент Академии наук.

Последней, но не по важности, науке положили начало Леонардо да Винчи и Джироламо Фракасторо, которые предположили, что история планеты намного длиннее библейского изложения. Затем, уже в 17-18 веках, сформировалась общая теория Земли, давшая начало научным трудам Роберта Гука, Джона Рея, Джоэнна Вудворда и других геологов.

Обратите внимание

Ошибочно причисление к числу естественных наук математики, которая вместе с логикой входит в другую группу – формальную и отличается формой методологии. По тем же причинам к естественным не относится информатика, но другая наука – естественная информатика – наоборот, относится.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Естественные науки берут начало в натурфилософии, которая была умозрительной дисциплиной, занимавшейся толкованием природных явлений. Постепенно в рамках философии природы развивалось экспериментальное направление, базировавшееся на проверяемых…

Современное естествознание сформировалось не сразу. Выделению целого ряда взаимосвязанных наук о природе предшествовало накопление знаний и фактов об окружающей человека действительности. Сегодня естественные науки по-прежнему занимают одно из…

Каждая из наук, относимых к типу естественных, имеет различные истории возникновения и развития, поэтому для выяснения этого вопроса обыкновенно изучается история естествознания как дисциплины, в общем. Но главным принципом отношения определенных…

Человека на всем протяжении его истории окружала природа. Если поначалу люди относились к природным объектам исключительно с точки зрения их практической применимости, то впоследствии интерес вылился в образование так называемых естественных наук, в…

Физика занимает особое место в системе естественных наук. Ее предметом считаются наиболее простые и самые общие закономерности процессов и явлений, происходящих в объективной реальности. В центре рассмотрения физики лежат вопросы строения материи,…

XIX век заложил прекрасную базу для века следующего – XX, когда наука решительно сделала шаг вперед. Открытия, сделанные в области физики, химии и биологии, оказали огромное влияние на дальнейший ход технического прогресса. ХимияГлавным открытием в…

Различают гуманитарные и естественные науки. Первые занимаются человеческим сознанием и связанными с ним явлениями, а естественные науки изучают природу во всех ее проявлениях. Это разделение условное, так как человек является частью природы, тем не…

Существует классификация наук, в зависимости от того, каков предмет их изучения и каковы методы. Точные науки тесно связаны с технологиями и способствуют технологическому прогрессу, они часто противопоставляются гуманитарным. Какие есть точные…

В качестве самостоятельной науки психология сформировалась примерно в середине XIX века. Учение о психических процессах и явлениях стало активно развиваться лишь с появлением знаний о строении человеческого мозга. Став экспериментальной наукой,…

География – система общественных и естественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и компоненты. Такое объединение дисциплин в рамках одной науки является тесной взаимосвязью между общностью научной задачи и…

У этого термина существуют и другие значения, см. Наука (значения) … Википедия

- (греч. πολιτικός от греч. πολίτης гражданин, далее от греч. πόλις город; др. греч. λόγος … Википедия

- (от др. греч. φιλολογία, «любовь к слову») совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Лингвистика не всегда включается в филологию: во первых, она не обязательно исследует тексты, во… … Википедия

Примеры разнообразных физических явлений Физика (от др. греч. φύσις … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Химия (значения). Химия (от араб. کيمياء‎‎, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта, чернозёма и свинца «черная… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. География (значения). География: (др. греч. γεωγραφία, землеописание, от γῆ Земля и γράφω пишу, описываю) единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акц … Википедия

- (ср. нем. Informatik, англ. Information technology, фр. Informatique, англ. computer science компьютерная наука в США, англ. computing science вычислительная наука в Великобритании) наука о способах… … Википедия

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Социология (от лат. socius общественный + др. греч … Википедия

Одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит еще одно название этого направления компаративистика (от англ. compare сравнивать). Сравнительная… … Википедия

Книги

  • Западноевропейская хоровая музыка. Возрождение. Барокко. Классицизм. Учебное пособие , Булавинцева Юлия Валерьевна. Изучение истории развития хоровой музыки и знакомство с профессиональным (хоровым) репертуаром являются обязательными в программе обучения художественных руководителей и дирижеров…

Инструкция

Таких наук и направлений, объединяющих сразу несколько дисциплин, довольно много:
- на первый взгляд довольно необычная дисциплина гуманитарная (объединяет геофилософию, когнитивную географию, культурную ландшафтологию, статиализацию и другие);
- искусствоведение;
- культурная география;
- науковедение (в том числе наукометрия, научная этика, психология науки, фактология и прочие);
- ;
- психолингвистика;
- психология;
- религоведение;
- риторика;
- философия;
- филология (лингвистика, семиотика и многие другие дисциплины);
- культурология;
- обществоведение и .

В данном списке приведены лишь самые крупные гуманитарные науки и их группы, но данный перечень является далеко не самым полным, так как все возможные дисциплины довольно трудно в силу их большого числа.

Интересно и то, что корпус гуманитарных дисциплин оформился достаточно поздно – только в начале 19 века, когда егохарактеризовали словами «наука о духе». Впервые данный термин использовал Шиль в переводе труда «Система логики» Дж. Ст. Милля. Не малую роль в формировании этих дисциплин также сыграла работа В. Дильтея «Введение в науки о духе» (1883 год), в которых автор обосновал принцип гуманитарной методологии и рассмотрел ряд принципиально важных вопросов. Именно немец Дильтей ввел и еще один термин – «объективация жизни», который помог рассмотреть проблему толкования исторически имеющихся форм научного знания.

Знаменитый русский ученый М.М. Бахтин, в свою очередь, полагал, что основной задачей настоящего гуманитарного исследования является проблема понимания и речи, и текста как объективной культурной реальности. Именно через текстовое, а не через формульное обозначение и можно понять предмет изучения, так как знание является воплощением текста, его намерений, оснований, причин, целей и замысла. Таким образом, в рассматриваемом типе дисциплин первичность остается за речью и текстом, а также его смысл и так называемой герменевтическое исследование.

Последнее понятие появилось благодаря такой науке, как герменевтика, которая представляет собой то самое искусство толкования, правильной интерпретации и понимания. В 20 века она развилась в одно из направлений философии, основываясь на литературном тексте. Человек видит окружающую реальность исключительно через призму окружающего его культурного слоя или через совокупность определенного количества основных текстов.

Естественные науки передают человечеству совокупность имеющихся знаний о природных процессах и явлениях. Само понятие «естествознание» очень активно развивалось в 17-19 веках, когда ученых, специализирующихся на нем, называли естествоиспытателями. Главное отличие этой группы от гуманитарных или социальных наук заключается в сфере изучения, так как последние основываются на человеческом обществе, а не на природных процессах.

Инструкция

Базовыми науками, относимыми к понятию «естественных», являются , астрономия, и геология, которые с течением времени могли изменяться и объединяться, взаимодействуя друг с другом. Именно таким образом возникли такие дисциплины, как геофизика, почвоведение, автрофизика, климатология, физическая химия и физика.

Физика и ее классическая теория была сформирована при жизни Исаака Ньютона, а затем получила развитие благодаря трудам Фарадея, Ома и Максвелла. В 20 веке произошла революция данной науки, показавшая несовершенство традиционной теории. Не последнюю роль в этом сыграл и Альберт Эйнштейн, предшествующий настоящему физическому «буму» во время Второй мировой войны. В 40-х годах прошлого века мощным стимулом развития этой науки стало создание атомной бомбы.

Химия стала продолжением более ранней алхимии и началась со знаменитого труда Роберта Бойля «Химик-скептик», изданного в 1661 году. В дальнейшем в рамках этой науки стало активно развиваться так называемое критическое мышление, развившееся во времена Каллена и Блэка. Ну и нельзя обойти своим вниманием атомных масс и выдающееся изобретение Дмитрия Менделеева в 1869 году (периодический закон мироздания).

В современном понимании науку принято рассматривать как одну из составляющих (наряду с , идеологией, и т. д.) человечества.

— это определенная система знаний о природе, об , о , а также особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование.

Кроме того, под наукой понимается совокупность , в рамках которых осуществляется данное производство.

В строгом смысле слова наука как явление появилась в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны . Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки, которая способствует во всех сферах жизни общества, выступает фактором социального развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического освоения действительности.

Руководствуется определенными идеалами и нормами научной деятельности, которые представляют собой определенные подходы, принципы, установки, свойственные ученым на разных этапах развития науки и изменяющиеся со временем (таков, например, переход от физики И. Ньютона к физике А. Эйнштейна). Единство идеалов и норм научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражают понятием «стиль научного мышления».

Развитие научных знаний

Американский историк науки Т. Кун проанализировал характер развитии научных знаний. Он определил периоды, когда наука развивается постепенно, накапливая факты, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий. Это состояние науки, развивающейся на основе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок, Кун назвал «». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания научного знания, основополагающие принципы, методологические установки, т. е. научные парадигмы. Смена парадигм, по Куну, представляет собой научную революцию.

Научная картина мира

Научная революция влечет изменение научной картины мира — целостной системы понятий и принципов об общих свойствах и о закономерностях действительности.

Различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т. е. о природе, об обществе и о самом познании), и естественно-научную картину мира. Последняя в зависимости от предмета познания может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. и. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естествен но-научная и прежде всего физическая картина строилась сначала (в XVII в.) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (в начале XX в.) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (пост- неклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.

Классификация наук

Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

К наукам относятся науки:

  • о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);
  • Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);
  • физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);
  • человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные ) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе наук занимают , математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

  • мировоззренческая (наука объясняет мир);
  • гносеологическая (наука способствует познанию мира);
  • преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).

1) история

3) математика

Что относится к естественным наукам?

1) история

2) математика

3) искусствоведение

Что относится к точным наукам?

1) математика

3) биология

4) история

Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Возможности получения общего и профессионального образования в

Российской Федерации

Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется

1) творчеством

2) образованием

3) социализацией

4) религией

Студент четвертого курса педагогического университета Владимир преподает химию в школе. На какой ступени образования находится Владимир?

4) дополнительное образование

Недавняя выпускница строительного университета Екатерина учится на компьютерных курсах. На какой ступени образования находится Екатерина?

1) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование

3) высшее профессиональное образование

4) дополнительное образование

Николай учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Николай?

1) начальное образование

2) основное общее образование

4) среднее профессиональное образование

Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса.

На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее образование



2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Одна из задач образования - приобщение человека к достижениям цивилизации.

Б. Образование – важное средство социализации человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 1993 и в 2008 г. В стране Z социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?». Результаты двух опросов представлены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите в строку цифры, под которыми они указаны.

1) Число тех, кто связывает успех в жизни с наличием полного (среднего) образования, увеличилось в 2008 по сравнению с 1993 г.

2) Популярность среднего профессионального образования возросла в 2008 г. по сравнению с 1993 г.

3) Высшее профессиональное образование считают залогом успеха в жизни большинство опрошенных в 1993 и 2008 г.

4) Число тех, кто не связывает успех в жизни с уровнем образования, значительно уменьшилось в 2008 г. По сравнению с 1993 г.

5) Среднее профессиональное образование популярнее полного (среднего) образования в обоих опросах.

Ответ: 2,4,5

М. – гражданин России, директор крупного завода. Установите правильную последовательность прохождения им ступеней образования.

1) обучение в средней (полной) школе

2) получение высшего профессионального образования

3) окончание основной школы

4) посещение дошкольного образовательного учреждения

5) защита диссертации и получение ученой степени

Ответ: 43125

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни

Современного общества. Свобода совести

Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?

1) христианство

3) религия

4) буддизм

Представление о существовании внешних сверхъестественных сил, которые определенным образом влияют на жизнь человека, характеризует

2) религию

3) искусство

4) идеологию

Какая из перечисленных религий относится к мировым?

1) буддизм

2) индуизм

3) шаманизм

4) конфуцианство

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определенных правил.

Б. Религия влияет на отношение верующего к действительности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия основана на вере в сверхъестественные силы.

Б. Религия объединяет людей, исповедующих одно вероучение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

1) хозяйственную

2) религиозную

3) семейную

4) политическую

В приведенном списке перемешаны черты сходства и различия религии и науки. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) обращение к сверхъестественным силам

2) организация процесса обучения

3) объяснение природных и общественных явлений

4) воздействие на эмоции человека

В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) основывается на вере в сверхъестественное

2) является областью духовной культуры

3) влияет на нормы поведения людей

4) использует культы и ритуалы