Гейне Г. Путевые картины. Смотреть что такое "гейне генрих" в других словарях

ГЕЙНЕ Генрих
(Heine, Heinrich)

(1797-1856), немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с И. В. Гете, Ф. Шиллером и Г. Э. Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне "либералом" в традициях Французской революции. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами. Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816-1819). Он учился в Бонне (1819), Геттингене (1820) и Берлине (1821-1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Геттинген, в 1825 получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь. В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, Стихотворения (Gedichte), вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл, Лирическое интермеццо (Lyrisches Intermezzo), - в 1823. Попробовал он свои силы и в политической публицистике. После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его Путевых картин (Reisebilder, 1826), о пешем странствии в горах Гарца (Путешествие по Гарцу - Die Harzreise), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю.Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3-4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов Путевых картин (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил Книгу песен (Buch der Lieder, 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Ф.Шубертом и Р.Шуманом. В 1829 Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты "Новые всеобщие политические анналы" ("Neue Allgemeine Politische Annalen"). Гейне принял предложение, но уже в 1831, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора. Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии - литературе и философии. Начал он с серии статей о Париже в коттовском "Утреннем листке" ("Morgenblatt"), продолжив эту работу циклом публикаций для "Всеобщей газеты" ("Allgemeine Zeitung") того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера К.Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием Французские дела (Franzsische Zustnde). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы Романтическая школа (Die romantische Schule, 1833) и К истории религии и философии в Германии (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834). В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились. В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов "Молодой Германии" ("Das junge Deutschland"). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К.Гуцкова, Г.Лаубе, Т.Мундта и Л.Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л.Берне. Берне резко обрушился на Гейне в своих Письмах из Парижа (Briefe aus Paris), и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Берне в работе Людвиг Берне. Книга воспоминаний (Ludwig Brne, eine Denkschrift, 1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием. В том же 1840 Гейне возобновил во "Всеобщей газете" разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием Лютеция (Lutezia). Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги Атта Тролль (Atta Troll, 1843), Новые стихотворения (Neue Gedichte, 1844) и Германия. Зимняя сказка (Deutschland, ein Wintermrchen, 1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений. К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему Романсеро (Romanzero, 1851) и Стихотворения 1853 и 1854 годов (Gedichte 1853-1854), за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856; похоронен на Монмартрском кладбище. Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне в Книге Le Grand (Das Buch Le Grand), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой Гренадеры (Die Grenadiere), посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования - острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.
ЛИТЕРАТУРА
Шиллер Ф.П. Генрих Гейне. М., 1962 Дейч А.И. Поэтический мир Генриха Гейне. М., 1963 Гейне Г. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1980-1983 Гейне в воспоминаниях современников. М., 1988 Гейне Г. Избранные сочинения. М., 1989

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ГЕЙНЕ Генрих" в других словарях:

    ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (1797 1856), нем. поэт. По свидетельству А. П. Шан Гирея, Л. читал Г. весной 1840, находясь под арестом за дуэль с Э. Барантом (Воспоминания, 1972, с. 48). Рус. поэт нашел у Г. не только близкую себе тему разочарования в… … Лермонтовская энциклопедия

    Гейне, Генрих - Генрих Гейне. ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (1797 1856), немецкий поэт и публицист. С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в “Книге песен” … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гейне (Хейне), Генрих (Heine, Heinrich) (1797 1856) Немецкий поэт, публицист. Афоризмы, цитаты Гейне Генрих. Биография. У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества. Если бы римляне изучали все исключения из… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гейне (значения). Генрих Гейне Heinrich Heine … Википедия

    - (Heine) (1797 1856), немецкий поэт и публицист. С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в «Книге песен» (1827), проникнутой… … Энциклопедический словарь

    Гейне (Heine) Генрих (13.12.1797, Дюссельдорф, ≈ 17.2.1856, Париж), немецкий поэт, публицист, критик. Родился в небогатой еврейской семье. В университете Г. числился на юридическом факультете, но охотнее посещал занятия по филологии и философии.… … Большая советская энциклопедия

    - (Heine) великий немецкий поэт, по происхождению еврей, сын купца Самсона Гейне, род. 13 декабря 1798 г. в Дюссельдорфе на Рейне. Значительное влияние на его умственное и нравственное (но не на поэтическое) развитие имела его мать, женщина очень… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГЕЙНЕ Генрих - ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (наст. имя — Харри; 1797 — 1856), немецкий поэт, публицист, критик. Поэтич. сб. «Книга песен» (1827; в т.ч. стих. «Лорелея», «Гонец», «Дон Рамиро», «Гренадёры»), «Современные стихотворения» (1843—44; в т.ч.… … Литературный энциклопедический словарь

    - … Википедия

    ГЕЙНЕ Генрих - (1797 1856) нем. поэт, революционер демократ, друг К. Маркса. Сочетал критику религии и церкви с язвительной и меткой сатирой. Критиковал религ. креационизм («Песни бытия»), доктрину божеств, целесообразности («К телеологии»), христ. богословие… … Атеистический словарь

  • Генрих Гейне 1797 - 1856. Сборник его ранних стихотворений - «Книга песен» 1827 г. свидетельствует о связи поэта с романтизмом. Но своей иронией Гейне как бы разлагает изнутри возвышенный и условный мир Романтики Во многих своих произведениях Гейне опирается на народную песню. Кивая ее мотивы он достигает необыкновенной естественносхи ясности и простоты Относящиеся к тому же периоду «Путевые картины» 1826-1830 гг..
    После июльской революции 1830 г. Гейне быстро эволюционировал влево. Находясь в эмиграции в Париже, он выступал в качестве духовного посредника между французской и немецкой культурой. В серии корреспонденции для «Лугсбургской газеты», объединенных в книге «Французские дела» 1832 г., Гейне излагает идеи утопического социализма и прежде всего теорию Сен-Симона, старается познакомить немецкого читателя с политическим опытом Франции. В книгах «Романтическая школа» 1836 г., «К истории религии и философии в Германии» 1834 он рассказывает французам о развитии классической немецкой философии. Гейне толкует диалектику Гегеля в революционном духе, приближаясь к материализму. Поэт приходит к мысли, что в Германии философская революция предшествует политическому перевороту.
    Знакомство с революционной борьбой пролетариата убеждает Гейне в том, что рабочий класс победит и что наследниками немецкой теоретической мысли являются рабочие. К 1843-1845 гг. относится тесное сближение Гейне с Марксом. Под влиянием Маркса в поэтическом творчестве Гейне начинают звучать боевые революционные ноты. «Современные стихотворения» 1839-1846 гг. и поэма «Германия. Зимняя сказка» 1844 г.-вершина идейного развития великого поэта. Среди «Современных стихотворений» особое место занимают «Ткачи». В этом произведении Гейне поэтически выражает идею исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазного строя. В поэме «Германия. Зимняя сказка» Гейне сатирически осмеивает отживший феодальный мир, защищает единство революционной мысли и революционного действия в борьбе за новую, демократическую Германию.
    Революция 1848 г. стала для Гейне, как и для многих мыслителей и художников его времени, источником духовной трагедии. Окончательно разочаровавшись в буржуазной демократии, Гейне, однако, не перешел на позицию рабочего класса. Его пугали уравнительно-коммунистические тенденции, распространенные в рабочем движении, особенно среди немецких ремесленников. Он по-прежнему считал победу пролетариата справедливой и неизбежной, но в то же время боялся этой по¬беды, так как, по его мнению, она должна якобы повлечь за собой гибель искусства. Последняя книга стихов Гейне «Романсеро» 1851г. содержит мотивы разочарования, мысль о торжестве зла над добром. Но поот по-прежнему непримиримо относится к реакционной Германии. Он язвительно осмеивает великогерманских шовинистов и трусливых мещан, монархов и князей, верноподданных холопов и попов - обманщиков народа.

    «Всемирная история» т 6 М 1959г.

    Тема Генрих Гейне.

  • Добавлено: 18.11.2010
  • Автор:
  • Христиан Иоганн Генрих Гейне (Christian Johann Heinrich Heine, 1797-1856) - выдающийся немецкий поэт, один из ярчайших представителей романтической эпохи, публицист и критик. Он умел написать доступно и коротко о глубоких проблемах, придав несвойственную ранее элегантность и легкость родному языку. На стихи Гейне были созданы десятки музыкальных произведений ведущими композиторами планеты.

    Детство и юность

    Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года в немецком Дюссельдорфе в семье евреев. Его отец Самсон занимался торговлей в довольно развитой по тогдашним меркам Рейнской области, а мать Бетти была довольно образованной женщиной и увлекалась идеями Руссо.

    Раннее детство поэта прошло в условиях французской оккупации, вызванной Наполеоновскими войнами. В это время из Франции в другие уголки Европы активно экспортировались либеральные идеи и принципы, которые так активно впитал в молодости Гейне. Он был благодарен французским властям за то, что они уравняли евреев в правах с другими народами.

    Свое образование Генрих начал в католическом монастыре. В 13 лет он начинает учиться в лицее родного города, а в шестнадцатилетнем возрасте юноша был отдан на учебу в контору состоятельного банкира из Франкфурта. Затем молодой коммерсант постигал секреты торговли в фирме родного дяди Соломона в Гамбурге. Несмотря на такой уклон в образовании, Генриха привлекало совсем другое. Он успешно провалил доверенное дело по руководству маленькой компанией и даже не смог как надо вести бухгалтерские счета, что привело к конфликту с родственником.

    При финансовой поддержке дяди он поступил в Боннский университет, откуда вскоре переехал учиться в университет Геттингена. В 1821 году Гейне переводится в Берлинский университет, где его глубоко впечатлила лекция по философии Г. Гегеля, но именно в Геттингенском университете Генрих защитит диссертацию и получит звание доктора права. Тогда же он был вынужден принять лютеранство, так как иудеям дипломы не выдавали. По этому поводу Гейне выразился с горечью: «Желаю всем ренегатам настроения, подобного моему» .

    Начинающий поэт

    Несчастная, неразделенная любовь к собственной кузине побудила начинающего поэта написать серию лирических стихов, напечатанных в 1817 году на страницах журнала «Гамбургский страж». В 1820 году издается сборник ранней лирики «Юношеские страдания». Во время пребывания в Берлине Гейне сумел попасть в светское общество и познакомиться со многими светилами немецкого искусства. Чтобы подзаработать, он начинает продавать свои стихотворения в газеты, но не находит особых откликов ни от простых читателей, ни от критиков. Среди прочих в это время были опубликованы «Баллада мавра», «Грозная ночь», «Минезингеры».

    В 1826 году выходят в свет путевые заметки «Путешествие в Грац», принесшие автору большую известность. Вслед за ними появляется первая часть «Путевых картин», а на следующий год выходит собрание лирических произведений «Книга песен». Она по праву завоевала любовь читателей своей богатой палитрой человеческих чувств и романтической взволнованностью. Герой произведения - молодой человек, очень эмоционально и одновременно трагично воспринимающий окружающую действительность.

    «Книга песен» состоит из 4-х разделов, самый романтичный из которых первый - «Юношеские страдания». Второй раздел «Лирическое интермеццо» наполнен узнаваемой для поэта светлой печалью. Некоторые произведения из него хорошо знакомы российскому читателю, благодаря переводам М. Ю. Лермонтова.

    В 1826-1831 годы Гейне работает над серией художественных очерков под названием «Подорожные картины», в которых автор предстает как заинтересованный наблюдатель, откровенно делящийся со своей публикой мнением о различных сторонах жизни Германии.

    Парижский период

    Июльская революция во Франции (1830), заставившая покинуть трон Карла X и вернувшая в страну Луи Орлеанского, стала триумфом народного суверенитета над божественным правом монарха. Немецкий поэт глубоко проникся принципами, которые подарили «три славных дня», и в 1831 году на волне тогда модной эмиграции переезжает в Париж. Здесь, в отличие от родины, он не испытывает цензурного гнета и может свободно заниматься творчеством. После этого в Германии он побывает всего лишь дважды - один раз навестит мать, а затем приедет по делам издательства.

    В этот период творчества Гейне пишет серию статей, изданных единой книгой под названием «Французские дела». В них автор, разочаровавшись в социалистических идеях, сравнивает их с утопией. В 1834 году увидела свет книга «Для истории, религии и философии в Германии», созданная на основе его лекций. Тогда же появился поэтический сборник «Разные». В 1840 он заканчивает работу над книгой «О Берне», вызвавшей критическую реакцию у многих читателей. Неодобрение публики вызвало деление автором всех людей по степени религиозной свободы на назаритян и эллинов.

    Сороковые годы XIX ознаменовались написанием одной из лучших поэм Гейне - «Германия. Зимняя сказка». Генрих очень тяжело переживал расставание с родиной, связь с которой всегда ощущал на подсознательном уровне. Его не пускали туда по политическим соображениям, и творческая натура автора откликнулась на это созданием великолепного произведения о родной стране. В коллекции работ Гейне есть еще одно блестящее стихотворение о Германии - «Силезские ткачи», которое явилось откликом на знаменитое восстание рабочих.

    В 1851 году увидел свет последний стихотворный сборник «Романсеро». В него вошли произведения, написанные в период тяжелой болезни. Неудивительно, что многие из них проникнуты глубоким пессимизмом и трагизмом. Сборник состоит из трех книг. В первой автор возвращается к жанру баллады, во второй, под названием «Ламентации», он откликается на революционные события в Европе, горько сожалея о поражении революционеров. В третьей книге поэт обращается к теме еврейского фольклора.

    Личная жизнь

    Генрих Гейне был женат на Крессении-Энжени-Мира, которую упорно называл Матильдой. Она имела крестьянское происхождение, в отрочестве переехав в Париж к своей тетке. На момент заключения брака она была безграмотна и совсем не умела читать, что резко диссонировало с высокообразованным Гейне. Несмотря на все усилия супруга, она до конца жизни так и осталась необразованной и совсем не понимала занятия мужа. Многие знакомые Генриха осуждали этот брак, но поэт был непреклонен.

    С 1846 года Генрих тяжело заболел - паралич спинного мозга. В 1848 году он последний раз побывал на улице. Все оставшиеся годы в результате тяжелого недуга Гейне будет прикован к постели, которую в шутку называл «матрасной могилой». В это время его будут навещать много друзей, среди которых были О. де Бальзак, Ж. Санд, Р. Вагнер. Одним из хороших знакомых немецкого поэта был К. Маркс, бывший ему дальним родственником. Создатель научной теории коммунизма признавал талант Гейне и постоянно призывал его поставить на службу свободе.

    До последнего вздоха Гейне не изменяло блестящее чувство юмора, поэтому во время очередного визита Маркса, когда обездвиженного поэта понесла в ванную горничная, он произнес: «Вот видите, женщины по-прежнему меня носят на руках» . Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года в Париже, его останки покоятся на кладбище Монмартр.

    Прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне «либералом» в традициях Французской революции . Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.

    Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816–1819). Он учился в Бонне (1819), Гёттингене (1820) и Берлине (1821–1823), где испытал сильное влияние Гегеля . В итоге, вернувшись в Гёттинген, в 1825 получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь.

    В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, Стихотворения (Gedichte ), вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл, Лирическое интермеццо (Lyrisches Intermezzo ), – в 1823. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.

    После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его Путевых картин (Reisebilder , 1826), о пешем странствии в горах Гарца (Путешествие по Гарцу Die Harzreise ), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю.Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3–4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов Путевых картин (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил Книгу песен (Buch der Lieder , 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Ф.Шубертом и Р.Шуманом. В 1829 Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты «Новые всеобщие политические анналы» («Neue Allgemeine Politische Annalen»). Гейне принял предложение, но уже в 1831, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора.

    Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже . Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии – литературе и философии . Начал он с серии статей о Париже в коттовском «Утреннем листке» («Morgenblatt»), продолжив эту работу циклом публикаций для «Всеобщей газеты» («Allgemeine Zeitung») того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера К.Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием Французские дела (Französische Zustände ). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы Романтическая школа (Die romantische Schule , 1833) и К истории религии и философии в Германии (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland , 1834).

    В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились.

    В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов «Молодой Германии» («Das junge Deutschland»). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К.Гуцкова, Г.Лаубе, Т.Мундта и Л.Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л.Бёрне. Бёрне резко обрушился на Гейне в своих Письмах из Парижа (Briefe aus Paris ), и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Бёрне в работе Людвиг Бёрне. Книга воспоминаний (Ludwig Börne, eine Denkschrift , 1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием. В том же 1840 Гейне возобновил во «Всеобщей газете» разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием Лютеция (Lutezia ). Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги Атта Тролль (Atta Troll , 1843), Новые стихотворения (Neue Gedichte , 1844) и Германия. Зимняя сказка (Deutschland, ein Wintermärchen , 1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений.

    К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему Романсеро (Romanzero , 1851) и Стихотворения 1853 и 1854 годов (Gedichte 1853–1854 ), за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856; похоронен на Монмартрском кладбище.

    Произведения Гейне легко читаются – отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше , который восхищался им. Проза Гейне в Книге Le Grand (Das Buch Le Grand ), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой Гренадеры (Die Grenadiere ), посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования – острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.

    ПУТЕВЫЕ КАРТИНЫ

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    Путешествие по Гарцу

    Постоянна только переменчивость; устойчива только смерть. Каждое биение сердца ранит нас, и жить - значило бы вечно истекать кровью, если бы не существовало поэзии. Она дает нам то, в чем отказала природа: золотое время, которое не ржавеет, весну, которая не отцветает, безоблачное счастье и вечную молодость.

    Сюртуки, чулки из шелка,
    С тонким кружевом манжеты,
    Речи льстивые, объятья, -
    Если б сердце вам при этом!

    Если б сердце в грудь вложить вам,
    В сердце чувство трепетало б, -
    Ах, до смерти мне противна
    Ложь любовных ваших жалоб!

    Я хочу подняться в горы,
    Где живут простые люди,
    Где свободно ветер веет
    И легко усталой груди.

    Я хочу подняться в горы,
    К елям шумным и могучим,
    Где поют ручьи и птицы
    И несутся гордо тучи.

    До свидания, паркеты,
    Гладкие мужчины, дамы,
    Я хочу подняться в горы,
    Чтоб смеяться там над вами.

    Город Геттинген, знаменитый своими колбасами и университетом, принадлежит королю Ганноверскому и располагает девятьсот девяносто девятью очагами, различными церквами, одним родовспомогательным заведением, одною обсерваториею, одним карцером, одною библиотекою и одним городским погребком, где пиво превосходное. Протекающий здесь ручей именуется «Лейна» и служит летом для купанья; вода в нем очень холодна, и местами он столь широк, что Людеру* в самом деле пришлось сильно разбежаться, когда он перепрыгнул через ручей. Сам город очень красив и нравится больше всего, когда обернешься к нему спиною. По-видимому, он построен очень давно; по крайней мере, помнится, еще пять лет назад, когда я поступил в университет и вскоре затем был исключен*, он имел все тот же серый старчески-умный вид и был переполнен педелями, пуделями, диссертациями, thés dansants, прачками, компендиумами, жареными голубями, гвельфскими орденами, церемониальными каретами, головками для трубок, гофратами, юстицратами, релегационсратами, профессорами и всякими чудесами. Некоторые утверждают даже, будто город построен во время переселения народов, а каждая отрасль немецкого племени оставила там по одному необузданному своему отпрыску, откуда и происходят вандалы, фризы, швабы, тевтоны, саксы, тюрингенцы* и т. д., каковые и посейчас слоняются в Геттингене ордами по Вендской улице, различаясь цветами шапок и трубочных кисточек; они вечно дерутся на полях кровавой брани Разенмюле, Риченкруга и Бовдена*, пребывая в нравах своих и привычках все еще среди эпохи переселения народов и управляясь частью своими вождями, именуемыми главными петухами, частью древним сводом законов, именуемым Komment и заслуживающим места в legibus barbarorum.

    В общем жители Геттингена делятся на студентов, профессоров, филистеров и скотов, каковые четыре сословия, однако, далеко не строго различаются между собою. Сословие скотов - преобладающее. Слишком долго пришлось бы перечислять здесь имена всех студентов и всех профессоров, ординарных и не ординарных; к тому же в данный момент не все студенческие имена сохранились в моей памяти, а среди профессоров есть еще и вовсе не имеющие имени. Число геттингенских филистеров должно быть очень велико: их - как песку или, лучше сказать, как грязи на берегу моря; поистине, когда я утром увидал их у двери академического суда, с грязными лицами и белыми счетами, я не мог понять, как это бог натворил столько дряни.

    Подробности о городе Геттингене вы с легкостью прочтете в описании последнего, составленном К.-Ф.-X. Марксом*. Хотя я питаю чувства святейшей признательности к автору, который был моим врачом и сделал мне много добра, я не могу без оговорок рекомендовать его труд и должен поставить ему в упрек недостаточно строгий отпор тому ложному мнению, будто у геттингенок слишком большие ноги. Мало того - я посвятил много времени основательному опровержению этого мнения, прослушал для этой цели курс сравнительной анатомии, делал в библиотеке выписки из редчайших книг, изучал часами ноги прогуливающихся по Вендской улице дам, и в глубоко ученом труде, где подводятся итоги этим занятиям, говорю: 1) о ногах вообще, 2) о ногах у древних, 3) о ногах слоновых, 4) о ногах геттингенок, 5) сопоставляю все то, что уже высказано об этих ногах в саду Ульриха*, 6) рассматриваю эти ноги - в их взаимном соотношении и при этом случае распространяюсь об икрах, коленях и пр., и, наконец, 7) если найдется бумага достаточного размера, приложу несколько гравюр на меди с изображениями ног геттингенских дам.

    Было раннее утро, когда я покинул Геттинген, и ученый *** покоился еще, конечно, в постели и ему снилось, как всегда, будто он гуляет в прекрасном саду, где на грядках растут сплошь белые, исписанные цитатами, бумажки, ласково поблескивающие на солнце; он же срывает то одну, то другую и осторожно пересаживает их на новые грядки, меж тем как соловьи радуют его старое сердце сладостными трелями.

    У Вендских ворот мне попались навстречу два маленьких туземных школьника, и один сказал другому: «Не хочу больше водиться с Теодором, он негодяй - он не знал вчера, как родительный падеж от mensa». Какими бы незначительными ни казались эти слова, я должен упомянуть о них; мало того - я начертал бы их на городских воротах вместо девиза; ведь, «как пели папаши, так свистят и детки», и эти слова вполне рисуют узкую, сухую, цитатную гордость высокоученой Георгии-Августы*.

    В дороге повеяло утренней свежестью, радостно распевали птицы, и постепенно на душе у меня снова стало свежо и радостно. Бодрость пришла кстати. В последнее время я не вылезал из стойла пандектов, римские казуисты* словно заткали мой мозг серою паутиною, сердце было как бы защемлено железными статьями своекорыстных правовых систем, в ушах непрестанно звучало «Трибониан*, Юстиниан, Гермогениан* и Дуреньян», и нежную парочку, сидевшую под деревом, я готов был принять за экземпляр Corpus juris со сплетенными руками*. Дорога оживилась. Потянулись молочницы и погонщики ослов со своими серыми питомцами. За Вендою мне навстречу попались Шефер и Дорис*. Это - не парочка из идиллии Гесснера*, а два упитанных университетских педеля, зорко наблюдающие по долгу службы, чтобы студенты не дрались на дуэли в Бовдене и чтобы ни одна новая идея, без обязательного долголетнего карантина, не проникла контрабандою в Геттинген при содействии какого-нибудь спекулятивного приват-доцента. Шефер поклонился мне вполне по-товарищески, ибо он тоже писатель* и не раз упоминал обо мне в своих полугодичных писаниях; равным образом он часто вызывал меня, а когда не заставал дома, то всегда весьма любезно писал вызов мелом на дверях моей комнаты. Время от времени проезжала одноконная подвода, набитая студентами, покидающими город на время вакаций, а то и навсегда. В таких университетских городах постоянный прилив и отлив, каждые три года возникает новое поколение студентов - вечный человеческий поток; волна одного семестра отгоняет другую, и только старые профессора стоят неколебимо и недвижно среди всеобщего движения, подобно пирамидам Египта - но только в этих университетских пирамидах не скрыто никакой премудрости.

    Из Миртовой рощи, близ Раушенвассера, выехали верхом двое многообещающих юношей. Женщина, занимающаяся там своим горизонтальным ремеслом, проводила их до самой дороги, похлопала привычною рукою по худым бокам лошадей, громко рассмеялась, когда один из всадников любезно угостил ее плеткою по широкому заду, и двинулась по дороге в Бовден. Юноши же поскакали в Нертен, очень остроумно покрикивая и очень мило распевая россиниевскую песенку*: «Выпей пива, Лиза дорогая!» Звуки долго еще раздавались вдали, но нежных певцов я скоро потерял из виду, ибо они яростно пришпоривали и стегали своих коней, обладавших, очевидно, медлительным немецким характером. Нигде так не истязают лошадей, как в Геттингене; часто, видя, как хромая кляча, вся в поту, принимает ради корма насущного тяжкие муки от наших раушенвассерских всадников или тащит за собою целый воз студентов, я думал: «Бедная тварь, наверно предки твои отведали в раю запрещенного овса».

    В Нертенской харчевне я вновь повстречал обоих юношей. Один угощался селедочным салатом, а другой разговаривал с желтокожею служанкою, Фузией Каниной, по прозвищу Воробей. Он сказал ей несколько учтивостей, и в конце концов они подрались. Чтобы облегчить свою сумку, я вынул уложенные туда синие штаны, весьма замечательные в историческом отношении, и подарил маленькому кельнеру, по прозванию Колибри. Буссения, старая трактирщица, вынесла мне меж тем бутерброд и попеняла, что я теперь так редко у нее бываю: она ведь очень меня любит.