Иерусалимское королевство: основание и жизнь в королевстве. Второе иерусалимское королевство

Носил терновый, зато он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri ("Защитник Гроба Господнего"). Готфрид умер в следующем году, его брат и преемник Балдуин I не был таким благочестивым и сразу принял титул "Король Иерусалимский".

Взятие Иерусалима в 1099 году

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города: Акру, Сидон и Бейрут , а также утвердить свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на севере - графством Эдесса (им же основанным), княжеством Антиохия и графством Триполи . При нем увеличилось количество жителей - латинян, пришедших из Арьергардним Крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция , Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.


2. Жизнь в королевстве

Латинское населения королевства было всегда малым, несмотря на устойчивый поток поселенцев и новых крестоносцев. Большинство участников Первого Похода просто вернулись домой. Под властью королевства находилось гораздо больше мусульман, греков и сирийцев. Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей родиной, объединив много культурных черт различных народов. Многие франков учились говорить на греческом и арабском языках, часто вступали в браки с христианами местного происхождения (греками, сириец или армянами) и с конвертируемыми в христианство мусульманами.


2.1. Политическая структура

Устройство во многом основывался на феодальных порядках тогдашней Западной Европы , но со многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С давних времен в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владевших землями, предпочли жить в Иерусалиме и других городах. Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - икта (система наделов), этот порядок не был изменен.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, нежели в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армии.

Нехватка войск в значительной степени компенсовувалася созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским, они были в значительной степени самостоятельны и не были обязаны нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.


2.2. Демография

В тринадцатом сторлитти Джон Ибелин составил перечень феодальных поместий и количество рыцарей, принадлежавшие каждому из них. К сожалению, этот перечень вероятно отражает королевство 13го века, а не 12го, и не оказывает никакого указания на размер неблагородного, нелатинского населения. Сначала королевство было фактически лишено лояльного подвластного населения и имело лишь немногих рыцарей-служащих, которые бы следили за исполнением законов и приказов королевства. Однако, поскольку в королевство активно прибывали представители европейских торговых предприятий и рыцари военных орденов, дела королевства быстро улучшились. Дальнейшая иммиграция продолжалась в течение какого-то времени и увеличила франкское населения королевства до примерно 25-35% в 1180-х . Много мусульман, бежавших сразу после завоевания, также вернулись в королевство, с востока прибывали и другие иммигранты.

Хотя мусульмане, евреи и православные фактически не имели никаких прав в сельской местности, где они теоретически собственностью лорда-крестоносца, который владел землей, толерантность к другой веры была в целом выше, чем в любом другом месте на Ближнем Востоке. Греки, сирийцы и евреи продолжали жить, как они жили до того, под властью собственных законов и судов, просто их бывшие мусульманские повелители были заменены крестоносцами, а мусульмане присоединились к низких рангов общества. Раис, лидер мусульманского или сирийского общества, был своего рода вассалом для дворянина, который владел землей, но поскольку лорд-крестоносец часто отсутствовал, раисы и их общества имели определенную автономию. В городах мусульмане православную были свободны, хотя мусульманам не разрешалось жить непосредственно в Иерусалиме. Однако, они были гражданами "второго сорта" и не играли никакой роли в политике или законотворческой деятельности, их также принимали к военной службе. Так же не несли никаких повинностей и итальянцы, жившие в портовых городах.

В Королевстве также всегда было определенное количество мусульманских рабов. Христиане, как католики, так и православные, не могли быть рабами по закону, но эта доля была обычной для мусульманских военнопленных, поскольку то же самое делалось с христианскими пленниками, захваченными мусульманами. Побег был, вероятно, не тяжелой, и рабы-беглецы всегда были проблемой, но единственным законным средством освобождения было обращение в христианство.

Было много попыток привлечь поселенцев из Европы, которые экономически освободили Королевство от зависимости от арабского, сирийского и греческого населения, но значительная иммиграция и колонизация были за пределами возможностей средневековой Европы. Поэтому, хотя Франкское сельское население и росло, оно оставалось относительно малым, и армии крестоносцев тоже были маленькими, набранными из франкского населения городов. Это означало, что меньшинство уроженцев мероприятия должны были управлять большим и нелояльным населением арабов, греков и сирийцев.

После потери Иерусалима в 1187 году, фактически все население Франко и итальянцев ушло обратно в Европу. Повторный захват средиземноморского побережья в течение Третьего Похода позволило восстановить франкское население береговых городов. Города, оставшиеся имели более однородное западное католическое население, и остатки населения Королевства были преимущественно франкским и итальянским.


2.3. Экономика

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей, теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромные прибыли, что повлияло на их расцвет в последующие века.

Иерусалим также собирал деньги в виде дани, сначала от береговых городов, которые еще не были захвачены, а позже других соседних государств, таких как Дамаск и Египет, которые крестоносцы не могли завоевать. После того, как Болдуин I расширил свою власть над Трансиордании , Иерусалим также получал доход от налогообложения мусульманских караванов, проходивших из Сирии в Египет или Аравии. Денежная экономика Иерусалима означала, что частично проблема человеческого ресурса могла быть виришена через привлечение наемников, практика нетипична тогдашней Европе. Наемники могли быть как крестоносцами, так и мусульманскими солдатами, в том числе знаменитые туркополы.


2.4. Образование

Иерусалим был центром образования в королевстве. При церкви Гроба Господня существовала большая школа, относительное богатство класса торговцев означало, что их дети воспитывались там вместе с детьми знати - возможно, что Вильгельм Тирский был одноклассником будущего короля Болдуина III. В школе церкви Гроба Господня преподавали основные навыки чтения и письма на латыни, но высшее образование приходилось получать в одном из университетов Европы: создание университета было невозможным в культуре Иерусалима крестоносцев, где война была гораздо более важной, чем философия или теология. Однако, дворянство и большинство франкского населения имели высокий уровень грамотности: было много адвокатов и клерков, а изучение закона, истории и других академических наук были излюбленным времяпрепровождением королевского семейства и дворянства. Иерусалим также был обширную библиотеку не только древних и средневековых латинских работ, но и арабской литературы, многие из которой было очевидно восторженно от Усамы ибн Мункыз и его окружения в течение набега 1150-х. Церковь Гроба Господня также содержала королевские рукописные мастерские, где производились официальные документы королевства. За исключением латинского языка, стандартной грамотного языка средневековой Европы, простой народ Иерусалима крестоносцев также беседовал народными формами французского и итальянского языков, греческий, армянский и арабский также были несколько распространены среди франкских поселенцев.


2.5. Искусство и архитектура

В самом Иерусалиме величайшим архитектурным проектом было расширение Храма Гроба Господня в западном готическом стиле . Это расширение объединило все отдельные гробницы в одного здания и был завершен в 1149 году. За пределами Иерусалима, главным элементом строительства были замки и крепости: Крак и Монреаль в Трансиордании и Ибелин у Яффы - лишь несколько из большого числа этих замков.

Искусство государства крестоносцев было смесью западной, византийского и исламского стилей. В главных городах существовали бане , водопровод и другие передовые гигиенические сооружения, которых так не хватало во всем мире. Передовым примером искусства крестоносцев может считаться Псалтырь Мелисенды, что сейчас находится в Британской библиотеке , иллюминированную рукопись создан между 1135 и 1143 годами, и лепни назаретским капители. Живопись и мозаики были популярными формами искусства в королевстве, но многие из них уничтожили мамлюки в 13-м веке, только прочные крепости выдержали это нашествие.


3. Середина 12 века

3.1. Правление Мелисенды и Второй крестовый поход

После Балдуина II трон унаследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фулько Анжуйским. Во время их царствования был достигнут крупнейший культурный и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между и годы. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабек Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143 году. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в . Королева Мелисенда, ставшая регентом при своем сыне Болдуине III, назначила нового коннетабля Манассе ДьИержа, который возглавил армию после смерти Фулька. В году к королевству прибыли участники Второго крестового похода .


3.2. Альянс с Византией

Мелисанда управляла страной как регент, пока ее собственный сын Балдуин III не свалил ее правительство в году, но уже в следующем году он назначил его регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон в Фатимидов , последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение государств крестоносцев ухудшилось, поскольку Нур ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Правительство Балдуина начал сталкиваться со значительными трудностями. Он стражджав от хронической нехватки людей и ресурсов для защиты королевства, а помощь с Запада почти исчезла. В поисках альтернативных союзников, Балдуин обратился за помощью к византийскому императору. Для укрепления защиты королевства против растущих мусульманских сил, он заключил первый прямой альянс с Византийской империей в истории королевства, женившись с Теодором Комнин, племянницей императора Мануила I Комнина . Мануил, в свою очередь, также женился на кузине Балдуина Марией. Как писал историк Вильгельм Тирский , Балдуин надеялся что Мануил сможет "за счет собственного благосостояния облегчить участь королевства и изменить его бедность на изобилие". Хотя Болдуин умер бездетным в 1162 году, через год после своей матери Мелисенды, королевство перешло к его брату Амальрика, который возобновил альянс с Византией. Значение альянса было продемонстрировано в 1164 году, когда крестоносцы потерпели очень серьезное в Харимський битве под стенами Антиоха. Принц Антиохський, Богемунд III попал в плен к

Город Иерусалим и около 20-ти городков и сел, находившихся в его окрестностях, составляли теперь королевство Готфрида. Многие укрепленные местности, перешедшие под латинские знамена, были отделены одни от других укреплениями, над которыми еще развевались мусульманские флаги. Чтобы привязать пилигримов к этому новому отечеству, добытому оружием, к обаянию Святых мест, была присоединена прелесть собственности.

Пребывание в каком-нибудь доме или на возделанной земле в продолжение одного года и одного дня обращалось в право владения. Отсутствие в продолжение такого же времени уничтожало все права на владение. В высшей степени достойно замечания то явление, что это Иерусалимское государство, защищаемое всего-то 200 или 300 рыцарей, окруженное такими неприятельскими силами, которые могли бы одним ударом уничтожить его, спокойно держалось в силу того ужаса, которое внушало христианской оружие.

Готфрид позаботился о расширении пределов государства. Танкред покорил Тивериаду и несколько других укрепленных местностей в Галилее, за что и получил их в свое владение, а позже эта страна составила княжество. Король Иерусалимский, со своей стороны, налагал подати на эмиров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. Город Арсур также признал владычество христиан. По случаю отказа со стороны этого города в уплате наложенной на него подати он подвергся осаде Готфрида.

Однако неприятель сжег метательные машины крестоносцев и те, вынуждены были снять осаду.
Перед праздником Рождества прибыла толпа паломников с целью посетить Святые места. Это были большей частью пизанцы и генуэзцы под предводительством епископа Дуриано и архиепископа Пизы Даимберта.

Иерусалимское королевство, возникшее в силу победы, тревожимое внутри честолюбивыми и страстными домогательствами, подверженное беспрестанным и неизбежным переменам в правах на недвижимое имущество, населенное отступниками от всех религий и искателями приключений всех стран, постоянно посещаемое паломниками, среди которых были великие грешники, не возвысившиеся до любви к добру, — королевство это, вновь созданное, в котором царил беспорядок, свойственный только что покоренным странам, нуждалось в законодательстве, которое установило бы формы правильные и стойкие. К этому и стремился разумный Готфрид. Присутствие латинских властителей в Иерусалиме представилось ему счастливой случайностью, чтобы осуществить свои благие предприятия.

В назначенный день состоялось торжественное собрание во дворце Готфрида, на горе Сионской. Князья, бароны, люди самые просвещенные и преданные религии установили законоположение, которое и было сложено во храме Гроба Господня и получило название Иерусалимских ассиз.

Тут были приведены в порядок и определены взаимные обязательства государя, властителей и подчиненных; но внимание законодателей было обращено только на носящих оружие, так как война была главным делом этого государства. Что же касается людей простого звания, земледельцев и военнопленных, то о них только слегка упоминалось; на них смотрели только как на собственность. Стоимость сокола была та же, что и стоимость раба, а боевой конь ценился вдвое дороже простолюдина или пленника. И лишь религия приняла на себя обязательство покровительствовать этому несчастному разряду людей.

Учреждены были три судилища, так чтобы все жители государства подлежали суду себе равных. В Иерусалимских ассизах видны следы грубости того древнего времени; тем не менее, в них можно усмотреть постановления, изобличающие высокую мудрость законодателей. Это законодательство, удержавшееся дольше самого Латинского государства, было благодеянием для Святой земли и образцовым учреждением для Запада, находившегося еще в варварском состоянии!

Полезные подвиги в прииорданских странах возвысили славу Готфрида; король Иерусалимский был занят покорением укрепленных местностей в Палестине, остававшихся еще подвластными исламу, когда смерть похитила его у любящего его и уповающего на него христианского населения. Он скончался, поручив товарищам своих побед честь Креста и благосостояние государства. Останки Готфрида были преданы погребению близ Голгофы, в церкви Воскресения. Освободитель Святого Гроба удостоился могилы возле Гробницы своего Господа. Готфрид был великим полководцем, и если бы смерть не свергла его так рано с престола Давидова, то история причислила бы его к величайшим из государей.

Он соединял в себе тройное могущество: меча, мудрости и добродетели. Письменные свидетельства наших героических времен не представляют имени более славного, чем имя Готфрида. Мы имели честь прикоснуться к мечу его, до сих пор сохраняемому во храме Святого Гроба, и это воспоминание восхищает нас в то время, как мы воспроизводим благородную жизнь первого латинского короля в Иерусалиме.

Патриарх Даимберт, в качестве папского легата, первый выступил для принятия наследия Готфрида. Бароны отвергли такие притязания. Даимберт написал Боэмунду, князю Антиохийскому, призывая его на помощь иерусалимской церкви; но вскоре узнали, что Боэмунд, потерпевший поражение от турок в северной Сирии, задержан в плену.

Подвиги Балдуина Бурского

Престол Иерусалимский следовало занимать воину. Балдуин, граф Эдесский, призван был наследовать своему брату, но он уступил свои права двоюродному брату, Балдуину Бурскому. Балдуин выступил в Иерусалим с 400 человек конницы и с 1000 человек пехоты. На берегах Финикийского моря, в трех милях от Бейрута, при устье реки Лик, брат Готфрида подвергся нападению эдесского и дамасского эмиров, предупрежденных о его прохождении молвой или предательством. Христианским воинам пришлось бороться с неприятелем, значительно превосходившим их численностью, и только мужество и благоразумие помогли спасти их от гибели.

Балдуин вступил в священный город, приветствуемый радостными восклицаниями толпы. Поддерживаемый одобрением баронов и большей части духовен-ства, Балдуин не обращал внимания на Даимберта, который, протестуя против избрания нового короля, удалился на гору Сион, снедаемый честолюбием и гневом.

Владычество латинян в Иерусалиме должно было быть постоянной битвой и Балдуин этого не забывал. Едва вступив на престол священного города, он предпринял поход против мусульман в сопровождении небольшого войска. Он явился перед стенами Аскалона, но гарнизон заперся там в укреплениях города. Так как наступившие холода препятствовали начать осаду города, он ограничился тем, что разорял его окрестности. Потом Балдуин направился на Хеврон, следуя по бесцветным берегам Содомского моря, и проник в Аравию до Моисеева источника.

С набожным восторгом созерцали христианские воины все эти места, полные воспоминаниями Священного писания. По возвращении в Иерусалим Балдуин нашел патриарха Даимберта в более благосклонном расположении; он принял помазание на царство в Вифлееме, так как не хотел возложить на себя золотой венец в виду Голгофы.

Танкред не забыл несправедливостей Балдуина под стенами Тарса. Он отказывался признать его королем. Желая положить конец роковой ссоре, Балдуин снизошел до просьбы, чтобы победить гордость Танкреда; князья имели свидание в Кайфе, и при этом они помирились и обняли друг друга. Между тем, Танкред был призван управлять Антиохией, которая оставалась без правителя со времени пленения Боэмунда; он предоставил Гуго де Сен-Омеру город Тивериаду и княжество Галилейское.

Балдуин предпринял новые набеги на врагов Креста; он перешел через Иордан, разогнал аравитянские племена и собрал с них богатую добычу. Каждый месяц, каждую неделю прибывали в Иерусалим европейские христиане, привлекаемые известием о завоевании священного города. Немного воинов было при Балдуине, и пот ому он предложил генуэзским паломникам, прибывшим в Сирию на кораблях, последовать за ним в его нападениях на неверных; он обещал им третью долю добычи и улицу в каждом завоеванном городе, которая будет называться Генуэзской.

Генуэзцы приняли это предложение, и тогда началась осада Арсура, который открыл перед ними свои ворота. После того христиане направились в Кесарию; Христианский отряд не замедлил ворваться в укрепленный город. Жажда добычи была поводом к варварским действиям. Многие сарацины проглатывали золотые монеты и драгоценные камни, чтобы укрыть их от победителей; воины распарывали животы всем мусульманам, которые им попадались; кровь лилась потоками в мечетях и на улицах. Генуэзцы похвалялись, что на их долю добычи досталась та самая чаша, которая употреблялась на Тайной Вечере. В Кесарию был поставлен латинский архиепископ.

Аскалонские мусульмане, которые с давних пор уже не осмеливались выступать из убежища своих укреплений, попытались напасть на Рамлу. Балдуин во главе 300 всадников и 900 человек пехоты выступил против египетского войска, которое было в десять раз многочисленнее христианского. Во время решительного боя иерусалимский государь воодушевлял своих рыцарей и воинов, напоминая им, что они сражаются во славу Иисуса Христа. «Нет спасения в бегстве, — прибавил он, — так как Франция очень далеко, а на Востоке нет убежища для побежденных». Балдуин выиграл битву; поля вокруг Рамлы и дороги, ведущие к Аскалону, были свидетелями поразительных подвигов. Король Иерусалимский вступил в Яффу с победоносными знаменами.

Вскоре после того пришлось снова сразиться с египетским войском, вышедшим из Аскалона. Остатки трех армий, разбитых в Малой Азии, пришли незадолго перед тем в Палестину. Извещенный о выступлении неприятельского войска, Балдуин, не употребив достаточно времени, чтобы собрать всех своих воинов, поспешил навстречу египтянам с немногими рыцарями, прибывшими из Европы. В этой-то битве погибли Стефан, граф Блуаский и герцог Бургундский.

После поразительных подвигов мужества Балдуин скрылся в травах и кустарниках, покрывающих поле. После нескольких новых битв, в которых мусульмане потерпели поражение и были рассеяны, иерусалимский король возвратился в священный город, где его уже почитали умершим.

В это время, по свидетельству истории, христианские колонии были в тревожном положении вследствие разлада между их начальствующими лицами. При осаде Харрана Боэмунд, получивший свободу, Танкред, Балдуин Бурский и Иосцелин Куртнейский, уверенные в скором завоевании этого богатого города Месопотамии, начинают спорить о том, кому достанется владеть им, но в это время совершенно неожиданно нападают на них полчища мусульман, прибывших из Мосула и Мардина. Балдуин Бурский и Иосцелин Куртнейский попадают в плен; Боэмунд и Танкред, ускользнув от резни, возвращаются в Антиохию в сопровождении всего шести всадников. Боэмунд задумал поехать в Европу, чтобы набрать там новое войско и напасть на греков, которыми были недовольны завоеватели Святой земли.

Встреченный в Риме как доблестный защитник Креста, принятый французским двором как самый блестящий из рыцарей, он воспламенил во всех сердцах порыв к священной войне. Многочисленная армия восстала по его призыву. Вступив во владения греческой империи, он осадил город Дураццо, но после бесплодной осады заключил унизительный для него мир с византийским императором, которого хотел свергнуть с престола, и умер от отчаяния в своем Тарентском княжестве. Иосцелин же и Балдуин Бурский возвратились в свои княжества не прежде, чем пробыв в Багдаде в плену в продолжение пяти лет.
Король Иерусалимский, стремясь к расширению своих владений, заботился о подчинении укрепленных приморских местечек в Палестине, так как через них удобнее было получать помощь и достигать скорейшего сообщения с Западом.

Балдуин, с помощью генуэзцев, осадил город Акру, который сдался после 20 дней сопротивления. Этот город служил тогда, как и теперь, ключом к Сирии. Триполи также подчинился власти христиан и был возведен в графство. Другие прибрежные города Сирии — Библ, Сарепта, Бейрут — были присоединены к королевству Иерусалимскому. После этих завоеваний пизанцы и генуэзцы возвратились на Запад. В это время прибыли в Палестину 9000 норвежцев под предводительством Сигура, сына Магнуса, норвежского короля; Балдуин получил от них обещание содействовать ему в поддержании и распространении королевства, и с их помощью король Иерусалимский осадил Сидон, который, после шестинедельного сопротивления, открыл перед христианами своих ворота.

Годы 1113, 1114, 1115 были несчастливы для королевства Иерусалимского. Нахлынувшие с берегов Евфрата и Тигра мусульманские полчища опустошили Галилею; аскалонские и тирские мусульмане разорили окрестности Наплусы; ураганом пронеслись все эти полчища и, подобно урагану, внезапно исчезли. Тогда другие бедствия обрушились на христианские владения: саранча, налетевшая из Аравии, опустошила палестинские поля; голод распространился по всему графству Эдесскому и княжеству Антиохийскому, землетрясения превратили в развалины многие местности начиная от Тавра до пустынь Идумейских.

Успокоившись относительно Багдада и Сирии, Балдуин задумался о подчинении Египта, войска которого уже столько раз были рассеяны его оружием. В сопровождении избранных воинов он переходит через пустыню, настигает врасплох и разграбляет город Фараму, расположенный на берегу моря, близ развалин древнего Пилусия; но, возвращаясь оттуда с богатой добычей, король занемог в Эль-Арише и скончался к величайшему горю своих спутников. Последними словами его были мольбы и увещания жить для защиты королевства Иерусалимского. Умирающий король просил также своих товарищей не покидать его останков на неприятельской земле, но перенести в священный город и похоронить возле могилы его брата Готфрида.

Золотые годы Иерусалимского королевства

Царствование Балдуина, продолжавшееся 13 лет, представляет одно из любопытнейших зрелищ в истории. Ежегодно огромный иерусалимский колокол возвещал о нашествии сарацин, и древо Животворящего Креста, предшествовавшее воинам-пилигримам, не могло покоиться неподвижно во храме Святого Гроба. Сколько было опасностей, сколько битв произошло в это царствование!

Сколько раз королевство Иерусалимское совсем погибало и было спасаемо только благодаря чудесам храбрости своего хранителя! Военная добыча составляла главный источник доходов Балдуина, и когда мир продолжался несколько месяцев или война была неудачной, то государственная казна оказывалась пустой. Но с малыми средствами Балдуин постоянно совершал великие дела.
Какой деятельностью обладал этот воинственный гений! Во время Первого Крестового похода Балдуин навлек на себя ненависть за свой честолюбивый и гордый нрав; сделавшись королем Иерусалимским, он отличался великодушием; не было в латинских владениях более неусыпного охранителя, более неустрашимого защитника: меч Балдуина, единственный скипетр, который он когда-либо держал в руках, улегся в ножны только в тот день, когда король латинский сам был положен в могилу

Источник — Компиляция на основе книги Жозефа Мишо. «История крестовых походов.» Выложил — Мэлфис К.

Часть 2 - основная. Иерусалимское королевство.

Яффо сдалась рыцарям 1-ого крестового похода без боя. Правда, после пожара. Почти как Москва в 1812-ом.
Затем крестоносцы поворачивают на восток и к Иерусалиму идут через бейт Хорон. (Сегодня там шоссе 443 через Модиин).
Стены святого города впервые открываются перед взором крестоносцев с горы, названной ими горой радости(Mont Joie). Около неби Самуэль - гробницы пророка Шмуэля. Описание этого торжественного момента с горы Mont Joie есть почти во всех хрониках.
Одна только маленькая неувязка - сейчас с горы стен старого города не видно, как ни вглядывайся. Но может, у крестоносцев было более острое зрение (или более яркое воображение).
Теперь святой город лежал буквально у ног рыцарей и только ждал, что его захватят.

А ведь вы помните, крестоносцы считали себя настоящими израильтянами, которым святая земля была обещана всевышним.
Поэтому следующие их действия как нельзя более логичные. Был объявлен 3-ех дневной пост и последующий 7-ми разовый обход вокруг стен города.
Крестоносцы были уверенны, что если это сработала в Иерихоне, то тем более сработает в Иерусалиме. Но сучилось чудо - стены остались стоять как ни в чем не бывало, даже не шелохнулись.
Пришлось готовиться к настоящей осаде. Инженерные войска выходят в лес в поисках деревьев, подходящий для осадных орудий. И тут выясняется, что лес в Израиле хоть и есть, но деревьев там нет!
Пришлось разобрать несколько Генуэзских кораблей, прибывших очень кстати в Яффский порт.

Первая атака 14.07.1099 года была безуспешна.
Но уже на следующий день, в пятницу, ровно в 9 часов утра Готфридом из Бульона была проломлена часть северной стены, а после полудня Раймонд из Сенджиль прорвался и с юга.
Поврежденный город был объявлен чисто христианским, и все не христианское население было уничтожено.

Цель крестового похода была достигнута, и возник вопрос - что делать дальше?
Часть рыцарей просто вернулись в Европу.
А оставшиеся выбрали себе короля.

Хотя был еще логический вариант, что папа римский переезжает в Иерусалим и от сюда правит христианским миром. Или хотя бы присылает своего представителя - Легата.
Но папа совсем не собирался оставить центр Европы ради центра мира, и поэтому все варианты кроме выбора короля местного разлива отпали.
Демократическим путем был выбран на пост короля Готфрид Бульонский. За то, что первый пробил стену Иерусалима и за то, что был менее доминантным и менее амбициозным лидером.
Настолько менее амбициозным, что отказался принять королевский сан в городе, где король только машиах-иисус и назвался защитником святой могилы (Advocatus).

Но Готфриду недолго было суждено оставаться у власти.
Уже через год он умер, успех захватить только маленький портовый городок Хайфу.

Конечно, крупная Акко была более лакомым кусочком, но Готфрид уже был сильно болен и поэтому довольствовался малым.
После смерти бездетного Адвоката Могилы власть в королевстве наследовал его младший брат Болдуин, граф Эдессы.
При коронации Болдуин, не обладающий такой скромностью как его брат, объявил себя королем (Rex) и стал Болдуином 1-ым.

Первое что сделал новоиспеченный царь, это тактично избавился от главных конкурентов.
Танкреда, который уже пытался объявить себя господином Тверии и всей Галилеи, Болдуин отправил в Антиохию вместо удачно умершего дяди.
А Раймонда он отправил возглавить графство Триполи.

Болдуин правил Иерусалимским королевством 18 лет и занимался кроме личных радостей жизни, обеспечением безопасности христианских паломников по дороге на Иерусалим.
Для этой цели он захватил обширные территории в центре страны, включая Голаны и Заиорданье, захватил и отстроил прибрежные города страны: Арсуф, Кейсарию, Акко, Цидон и Бейрут.
Вот только Цор на севере и Ащкелон на юге оставались в руках мусульман.
Ашкелон оказался самым крепким орешком. И именно поэтому вокруг него выросло целое кольцо крепостей: Бейт Гуврин, Явне, Газа...

Болдуину 1-ому наследовал его двоюродный брат Болдуин 2-ой.
Всего за время Иерусалимского королевства правили пять Болдуинов. Ни у кого из них не было сына-наследника. Зато были дочери!
Дочь Болдуина 2-ого и мать Болдуина 3-ого звали Мелисандрой.

Для соблюдения католических традиций старой доброй Европы (негоже лилиям прясть!) официально королем был объявлен ее муж - Фульк Анжуйский. Но по существу, "де-факто" правила страной сама властолюбивая Мелисандра. А после смерти своего старого мужа в результате странного несчастного случая на охоте, Мелисандра правила уже и "де-юро" открыто.
Именно при ней был закончен капитальный ремонт и перестройка церкви Гроба, длившийся ровно 50 лет.
После крестоносцев никаких существенных ремонтов там больше не было. Так что не удивительно, что сегодня церковь имеет довольно обветшалый вид. Хотя качество строительства 12 века вызывает уважение.

Единственное неприятное событие омрачило, хотя напрямую и не затронуло иерусалимское королевство, это захват в 1144 году Эдессы мусульманскими войсками.
Эдесса находилась в Турции.
Но Европа решила, что это совсем рядом с Иерусалимом и срочно снарядила 2-ой крестовый поход.
2-ой крестовый поход закончился полным провалом.
Только единицы чудом выживших крестоносцев смогли дойти до побережья святой Земли.
Физическая и моральная травма от разгрома была столь велика, что до следующего похода Европа зализывала раны более 40 лет.

Следующая после Мелисандры личность, заслуживающая, на мой взгляд, отдельного упоминания был Болдуин 4-ый - прокаженный король.
Видимо неизлечимая страшная болезнь способствовала небывалой смелости, отваге и героизму короля.
За свою смелость Болдуин 4-ый даже сыскал уважение у своего врага. Салах Ад-дин сказал, что видимо Алах хочет, чтоб королевство крестоносцев пало не при этом короле!

Но как прокаженный король был смел и удачлив на поле боя, так же он был неудачлив и глуп в политических решениях.
Так, например, Болдуином 4-ым был нарушен договор с Салах Ад-дином о незахвате ни одной стороной речных переправ и о свободном хадже мусульманских паломников по дороге в Мекку.
На переправе через Иордан, там, где сейчас мост Бнот Яков, была построена крепость Атерет.

Естественно сразу после окончания строительства, крепость была разрушена войском Салах Ад-дина, а все ее защитники погибли.

Болдуин 4-ый, прокаженный король, умер глубоким стариком в возрасте 24 лет.
После смерти короля-младенца Болдуина 5-ого власть и корона перешла к мужу Сивилии - Ги Де Лузиньяну.
И хотя дни королевства уже были сочтены, Ги Де Лузиньян сделал все, чтобы еще приблизить этот конец.

Еще одно важное лицо в ускорении агонии Иерусалимского королевства - Рене де Шатийон.
Авантюрист №1 всех времен и народов, Рене де Шатийон прибыл на ближний восток как простой рыцарь вместе с 2-ым крестовым походом, но становится правителем Антиохии.
Затем он попадает в плен Нур Ад-дина и сидит там 17 лет в ожидании пока его кто-то выкупит.
Но так как его никто не выкупает, Салах Ад-дин освобождает его бесплатно.
Уже через три года, в 1180 году Рене де Шатийон становится правителем Иордании и отправляет войска в Карак чтобы завоевать Мекку и Медину.
Войска пропадают бесследно, но славный рыцарь грабит караван Салах Ад-дина и насилует его сестру.
Любимая фраза героя: " у меня нет перемирия с сарацинами!"

Когда Салах Ад-дин осадил Тверию, король Ги Де Лузиньян собрал в одном месте все свои войска.
И жарким июльским днем 1187 года вся армия крестоносцев оказалась в смертоносном окружении на горе Хитин (Хаттин). Почти вся армия была уничтожена и истинный крест безвозвратно утерян.
Для королевства это был смертельный удар. Не осталось даже достаточно сил, чтобы оборонять имеющиеся крепости и замки.
В октябре этого же 1187-ого года после двухнедельной осады был сдан Иерусалим.

1-ое иерусалимское королевство крестоносцев просуществовало всего 88 лет и было уничтожено. Левант был очищен от франков, а большинство церквей разрушены или превращены в мечети.
В том числе мечеть Эль Акса и Купол над скалой, которые являлись резиденцией ордена храмовников (тамплиеров) опять стали мусульманскими.

Пару слов о терминах.
Во времена крестовых походов франками называли всех европейцев вне зависимости от места исхода. Первоначально слово "франк" обозначало жителей Германии, а потом и всей западной Европы. (Поэтому, например, в Германии есть город Франкфурт.)
Крестоносцы сами себя называли франками, и мусульмане их тоже так называли.
Мусульман же крестоносцы называли "сарацинами". От латинского слова, обозначающего "человек с востока".
Арабами назывались только кочевники из пустыни - бедуины.
А сама святая земля Израиля называлась Левант. Что означает просто "восток".

Вконтакте

Иерусалимское королевство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 г. после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 г. с падением Акры.

Иерусалимское королевство было создано после в 1099 г. , один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королём.

Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»).

Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой суверенитет над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи.

При нём увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх.

Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.

Около 1070 г. в Иерусалиме орденом иоаннитов (госпитальеров) был основан госпиталь для паломников. Другой монашеский орден - тамплиеры - обосновался в храме, переделенном из мечети аль-Акса.

Балдуин умер в 1118 г. и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 г. был взят Тир.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало своей родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.

Как писал Фульхерий Шартрский:

«Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии».

Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Иерусалимское королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного.

С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.

Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля.

Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - iqta (система наделов), этот порядок не был изменён.

Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. Раис, лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии.

Они поставляли войскам Иерусалимского королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков - жителей городов.

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной.

Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе.

Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.

Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы Иерусалимского королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить.

Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.

Важными источниками информации по жизни Иерусалимского королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.

Середина XII в.

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 гг.

Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143 г. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146 г. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька.

В 1147 г. в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.

Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником - Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу.

Крестовый поход закончился в 1148 г. полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153 г., но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником.

Балдуин III отобрал у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Балдуин III умер в 1162 г., на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта . Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174 г.

Бедствие и восстановление

Амори I наследовал его молодой сын, . С ранних лет он узнал, что болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что является эффективным и энергичным правителем и военным командующим.

Балдуин IV умер весной 1185 г., титул короля перешёл к его племяннику, малолетнему Балдуину V. Регентом стал граф Раймунд Триполийский. Балдуин V был слабым ребёнком и умер летом 1186 г. Королевская власть перешла к Сибилле, сестре Балдуина IV и матери Балдуина V

Потеря Иерусалима и Третий крестовый поход

Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему крестовому походу, который был начат в 1189 г., во главе с и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).

В 1192 г. Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.

После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.

Когда в 1229 г. Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен, ему удалось на время вернуть Иерусалим христианам, воспользовавшись противоречиями между мусульманскими правителями.

Захват Иерусалима 1244 г. хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта ас-Салих Айюбом, явился концом христианского владычества над этим древним священным городом.

Фотогалерея

государство, созданное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099 г. Состояло из собственно И. К. и вассальных государств: Триполи и Эдесса и княжества Антиохия. Первый правитель - Готфрид Бульонский. Основные военные силы - ордена иоаннитов и тамплиеров - не могли противостоять натиску мусульман, усилившемуся с середины XII в. В 1187 г. египетский султан Салаж-аддин захватил Иерусалим. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев - г. Акра.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Иерусалимское королевство

государство, созданное участниками 1-го Крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099 г. Территориально оформилось в начале 12 в. после новых завоеваний крестоносцев в Восточном Средиземноморье. В Иерусалимское королевство помимо собственно Иерусалима входили графства Триполи и Эдесса и княжество Антиохия. Первым правителем Иерусалимского королевства был Готфрид Бульонский. Крестоносцы воздвигли на территории Иерусалимского королевства много замков и крепостей, значительное развитие получили города и торговля. Выгодное географическое положение Иерусалимского королевства способствовало развитию отношений с западно-европейскими государствами, Византией и мусульманским Востоком. В 1137 г. Византией было подчинено Антиохийское княжество, в 1144 г. турки-сельджуки захватили Эдессу. Неустойчивое положение Иерусалимского королевства усугубилось внутренними распрями основных военных сил - орденов иоаннитов и тамплиеров, соперничеством итальянских купцов и другими. В 1187 г. египетский султан Салах-ад-Дин занял Иерусалим и большую часть королевства. В конце 13 в. почти все города были захвачены египетскими мамлюками. В 1291 г. пала Акра - последний оплот крестоносцев.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

гос-во, осн. европ. феодалами в результате 1-го крестового похода в 1099 в Палестине и Сирии и существовавшее до кон. 12 в. Состояло из собственно И. к. (Палестина) и 3 вассальных гос-в, фактически сохранявших независимость: Антиохийского княжества, Эдесского графства и графства Триполи. Осн. массу трудящихся в И. к. составляли крепостные (вилланы) из покоренного населения. Размер их повинностей часто зависел от произвола сеньоров. В И. к. существовало также рабство. На терр. И. к. находились крупные феод. владения, подвассальные королю; они подразделялись на более мелкие феоды, наследств. владельцы к-рых обязаны были воен. службой сюзерену и пользовались в своих поместьях большой политич. самостоятельностью. Нередко рыцарям в феод наряду с землей (или взамен нее) жаловались различные виды доходов с торговли (сбор пошлин). Королев. власть была ограничена Высокой палатой - воен.-политич. советом королев. вассалов. В 60-х гг. 12 в. были предприняты попытки усиления королев. власти путем непосредств. подчинения всех ленников короне, однако эти попытки не увенчались успехом. Влият. силой в И. к. было высшее католич. духовенство, владевшее обширными поместьями, отобранными, в частности, у мусульм. и местных христ. церквей. Города не имели самоуправления; исключение представляли управлявшиеся консулами и подчиненные своим метрополиям привилегированные поселения итальянских купцов в портовых городах (Акра, Тир, Яффа и др.), ставших важными центрами левантийской торговли. Восстания жестоко эксплуатируемого местного населения, особенно крестьян и ремесленников, в условиях феод. раздробленности и немногочисл. рыцарства, соперничество и конфликты между феодалами-крестоносцами, войны гос-в крестоносцев друг с другом, с мусульм. гос-вами и с Византией, наконец, текучесть рыцарского населения, отсутствие регулярной поддержки из Зап. Европы - все это обусловило непрочность и недолговечность И. к. Его осн. силу составляли воен.-монашеские ордена тамплиеров и иоаннитов, к-рые, враждуя друг с другом, не смогли оказать эффективного отпора натиску мусульман, усилившемуся с сер. 12 в. В 1144 произошла битва, в результате к-рой Эдесса была захвачена сельджуками. В 1187 султан Салах-ад-дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине, близ Тивериадского оз., после чего овладел Иерусалимом и б. ч. королевства. Остатки владений крестоносцев были завоеваны егип. мамлюками в кон. 13 в., столица этого т. н. 2-го И. к. - г. Акра - пала в 1291. Лит.: Заборов М. A., Крестовые походы, M., 1956; Richard J., Le royaume latin de J?rusalem, P., 1953. M. A. Заборов. Москва. -***-***-***- Иерусалимское королевство в XI - XIII вв.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Иерусалимское королевство

Иерусали?мское короле?вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 с падением Акры.

Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королем. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нем увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали cвои кварталы для торговли.

Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей Родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также, они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.

Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии» .

Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времен в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.

Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - iqta (система наделов), этот порядок не был изменен. Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землей, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков - жителей городов.

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.

Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.

Важными источниками информации по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.

Середина XII столетия

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своем сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. В 1147 в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.

Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником - Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг ее правительство в 1153, но уже в следующем году Балдуин назначил ее регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Балдуин III умер в 1162, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174.

Бедствие и восстановление

Амальрику наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что он болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что он является эффективным и энергичным королем и военным командующим.

Балдуин IV умер весной 1185, и Балдуин V стал королем.

Потеря Иерусалима и Третий Крестовый поход

Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему Крестовому походу, который был начат в 1189, во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).

В 1192 Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королем Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.

После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.

Отличное определение

Неполное определение ↓