Или уважение к близкому человеку. Что это такое. Морально-этические нормы в обществе

Вряд ли. Мы хотим, чтобы люди сами проявили инициативу и стали уважать больше нас. Остаётся ждать, пока другим будет ниспослано свыше озарение. Но я знаю лучший способ, как сделать так, чтобы к тебе и к другим людям относились с большим уважением.

Как заставить людей проявить большее уважение

Лучший способ заставить людей уважать вас - начать самому уважать людей больше. Попробуй - и результат не заставит себя ждать. Если ты видишь, что кто-то относиться к тебе или к другому человеку с недостаточным уважением, значит, тебе стоит проявить большее уважение. Это то, что принесёт больше всего пользы для всех. Это то, на что ты можешь непосредственно повлиять.

Почему уважение так важно?

Согласно википедии, уважение, это

Чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо. Признание важности, значимости, ценности; высокая оценка чего-либо.

Уважение означает приятие права человека называться Человеком. Неуважение - игнорирование, отрицание этого права.

Уважение и личное развитие.

Сознательное проявление большего уважения помогает тебе развиваться. Отойди от компьютера и постарайся проявить большее уважение прямо сейчас. Пускай это будет похоже на аристократизм - это хорошо, если ты остаёшься искренним. Действуй осознанно, оставайся искренним и проявляй уважение ко всем, задействовав максимум своих способностей.

Уважение неживой природы.

Уважать можно не только людей. Относиться с уважением к предмету, например, к своей обуви, означает признать её право на существование. Признать право быть красивой. Признать право быть такой, какой она есть. Проявлять бережность, аккуратность - всё это позволяет тебе быть лучше. Заметь, чем с большим уважением ты относишься к своим вещам, тем больше уважают тебя. И помни, как только тебе будет не хватать уважения, ищи способы, как ты сам(a) можешь проявить большее уважение.
доброта

С проявлением уважения тесно связано проявление доброты. Если ты относишься к кому-то с искренним уважением, то ты проявляешь доброту. Нельзя проявляя уважение, относиться плохо. Однако тебе иногда может показаться, что люди желают тебе добра, но... не проявляют уважение. Например, мне так казалось, когда в детстве бабушка звала меня на обед в тот момент, когда я с друзьями играл и был с головой погружён в этот процесс. Я играю... и тут меня зовут кушать. Раз зовут - я не слышу - два зовут - я говорю - "сейчас приду!" - зовут третий раз - тут уж приходиться оторваться и идти на кухню. И мне кажется, что бабушка не достаточно меня уважает, унижает перед моими друзьями, хотя и хочет мне добра. Но, глядя на эту картину со стороны, я вижу, что сам проявлял недостаточное уважение к бабушке и её труду. Когда ты недостаточно уважаешь кого-то, недостаточно проявляешь доброту, тебе кажется, что так же относятся и к тебе. И возможно даже не кажется, а так и есть. И единственно верный способ изменить ситуацию - стать самому добрее. О, извините, вынужден прерваться - жена зовёт кушать:)...

В близких отношениях проявление уважения особенно критично. Человек, с которым ты проводишь большую часть своей жизни, просто заслуживает называться Человеком, а значит, заслуживает уважения. Без уважения долгие отношения приносят вред и разочарование обоим, с уважением отношения становятся крепким и взаимовдохновляющим союзом. Хотя и мужчины и женщины ценят уважение, женщинам оно нужно ещё в большей степени, чем мужчины (и я в том числе) могут себе представить. Для мужчины более всего важно, чтобы его ценили, принимали и чтобы ему доверяли. Для женщины более всего важно понимание, забота и уважение.

Уважение детей

Дети, как и все люди, имеют право ошибаться. Они имеют право принимать, хоть маленькие, но самостоятельные решения, брать ответственность . Признавая эти права, мы проявляем уважение к детям , уважение, которое им также необходимо, как и нам. Вспомни два своих последних поступка:

Когда ты проявил уважение к ребёнку.
Когда ты проявил недостаточное уважение к ребёнку.

Примеры из моей жизни:

Сегодня утром за завтраком Ленка (моя 3-хлетняя дочка), увидев, что я ем салат, оставшийся с новогоднего стола, попросила салат себе. Если бы она это не сделала, то она получила бы свою кашу. Я предложил ей попробовать салат, чтобы узнать, понравиться ли он ей. Она попробовала - ей понравилось. Наложил ей салат на отдельную тарелку - это был её завтрак. Съела всё до последней кукурузинки.

Пока писал эту статью, Ленка подошла и попросилась в туалет. Сказал ей, чтобы шла сама (она обычно сама и ходит). Говорит - занято. Я ей - иди на горшок. Она - не хочу на горшок, хочу на унитаз:). Тогда подожди. Не хочу. Сорвался: тогда... в трусы! Хорошо, что всё кончилось благополучно - туалет освободился. Что мне стоило сделать, так это отложить работу и объяснить Ленке популярно о неудобстве, а иногда и невозможности хождения двух человек на один унитаз одновременно:).

Действие по умолчанию

Когда к тебе относятся несправедливо или ты видишь, что к другим относятся несправедливо, - какая твоя первая бессознательная реакция, твоё действие по умолчанию? Быть может отвернуться и держаться подальше от источника несправедливости и невежливости. Или объяснить ему (разумеется, на словах), как нужно себя вести. Но это значит, что мы сами только что проявили неуважение и показали нехороший пример, можно даже сказать что подтвердили: "да, именно так и нужно поступать".

Это похоже на обучение правилу поведения "не суждение", о котором полезно вспоминать каждый день или хотя бы посвящать ему один день недели, например, воскресение. Задумайся только: если человек А судит поступок человека Б, ты НЕ можешь, сказать человеку A об этом (хоть и очень хочется и вроде как нужно), так как сам в этот момент начинает судить человека А. Личный пример очень важен в этом случае.

Наша задача заключается в том, чтобы в такие моменты осознать своё действие по умолчанию, которое так и просится наружу, и прежде чем действовать - заменить его осознанным действием.

УДК 316 . 6

Ш. Дж. Ахундова УВАЖЕНИЕ, ЕГО ОСНОВА И ТИПЫ

Цель статьи - определение сути уважения, одного из важных сторон человеческих отношений. Основу уважения к человеку составляет отношение к человеку как к цели сама по себе. На этом базируется первый тип уважения: уважать человека за человеческое достоинство, которое уравнивает людей, за потенциальную возможность развития. Второй тип уважения является оценкой заслуг и достижений человека в разных областях. На этом типе основывается и чувство уважения, которое состоит из чувства восхищения талантом и мастерством другого человека. Дальше в статье рассматривается понятие самоуважения и проводятся параллели между уважением к другому человеку и к себе.

Ключевые слова: Кант, уважение к человеку, достоинство, личностное развитие, самоуважение.

Взаимное уважение всегда было важным связывающим фактором социальных отношений. Как сторона многогранных человеческих отношений это понятие рассматривалось многими философа-ми-классиками. В последние несколько десятилетий уважение стало также объектом исследования социальной психологии.

Что такое уважение, какие типы оно имеет и в чем оно выражается? За что мы уважаем человека? Статья отражает попытку ответить на эти вопросы.

Т. Хилл определяет уважение как «признание ценности или важности чего-то (или кого-то) с какой-то точки зрения (предполагаемая в контексте)» .

По этимологическому словарю русского языка М. Фасмера слово «уважать» имеет одинаковые корень и этимологию со словом «важный» (от немецкого слова Wage, означающего «весы») . Если дальше углубиться в осмысление этого понятия, можно выявить, что человек, которого мы уважаем, является важным или имеет значение для нас. Исходя от немецкого корня, эту мысль можно выразить как «иметь вес». В этой статье словаря автор дает еще одну интерпретацию - «наблюдать», что роднит слово «уважать» по смыслу с его переводами из других европейских языков, хотя они имеют разные происхождения. Существующее во многих европейских языках слово respect происходит от латинского respicere, что означает «оглядываться», «посмотреть снова». Это значение слова Р. Дилон связывает с такой особенностью уважения, как уделить внимание объекту. Другими словами, уважение как поведение предполагает рассмотрение объекта уважения внимательно и его восприятие как он есть на самом деле в отличие от принятия этого объекта через призму наших желаний и целей .

Сущность уважения к человеку, наверное, наиболее точно выразил И. Кант в центральном принципе своей теории морали, категорическом императиве (второе утверждение): «Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо

существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель» . Кант не употреблял слово «уважение» в категорическом императиве, это высказывание отражало только его точку зрения на морально правильное отношение к человеку в целом. Несмотря на это, мнение современных философов, психологов и социологов совпадает в том, что это утверждение является основой уважения к человеку . Слово «уважение» И. Кант в большинстве случаев употреблял относительно к «закону». Под понятием «закон» Кант имел в виду главным образом три утверждения категорического императива, особенно: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» .

По мнению многих исследователей, уважение имеет два основных типа, которые в общем можно обозначить так: уважение как признание прав человека и его внутренней ценности и уважение как оценка заслуг и достижений человека.

В первом типе (признание прав человека) уважение граничит с заботой . Мы стараемся не беспокоить отдыхающего человека независимо от его возраста и другого статуса. Также мы избегаем вмешательства в дела занятого человека независимо от того, является он школьником, монтером или начальником организации.

Во втором типе (оценка заслуг и достижений) мы уважаем труд и усердие человека в достижении определенной цели. В этой области уважение граничит с доверием. Мы уважаем коллегу по работе за его профессионализм, что означает, что мы доверяем его знанию, качеству работы, стилю сотрудничества. Также наше уважение за достижения к любому человеку, не связанному с нами профессионально, означает нашу веру в качество его работы.

С. Дарвал в своей статье «Два вида уважения» (1977) предложил теорию об уважении как признании и уважении как оценки. Уважение как оценка (appraisal respect) - это положительная оценка человека и его характерных особенностей, а также заслуг и достижений. Уважение как признание (recognition respect) Дарвал объясняет так: «Это, скорее, способ ценить человека внутренне, в нем самом и ради него самого» . Известно, что, по Канту, внутренняя ценность - это достоинство . То есть уважение как признание - это уважение человека за его достоинство.

Т. Хилл выражает схожую точку зрения: уважение к человеку как к человеку отличается от уважения к человеку как к профессионалу, официальному лицу, члену более специфической группы . Т. Тайлер и С. Блейдер (2000) в своей совместной работе о кооперации в группах рассказывают о персональном уважении и уважении, связанном с работой (work-related respect) .

Д. де Кремер и Л. Малдер выражают двойственность уважения несколько иначе: уважение как средство для целей и уважение как цель сама по себе. В первом случае уважение воспринимается как знак принятия и принадлежности к определенной группе и обладания «позитивным статусом или репутацией в этой группе». Во втором случае уважение рассматривается как врожденная человеческая ценность и моральный долг по отношению к людям . Последняя идея созвучна с взглядом И. Канта на человека как к цели сама по себе.

Как отмечалось ранее, категорический императив И. Канта - это его понятие должного отношения к человеку. В отличие от сегодняшних исследователей он четко не разделял уважение на признание прав человека и оценку его заслуг и достижений . В «Основах метафизики морали» Кант рассказывает об уважении к талантам другого человека таким образом: «уважение к личности есть в сущности только уважение к закону (честности и т. д.), пример которого нам дает эта личность» . Дальше он объясняет свою мысль так: «Так как развитие своих талантов мы также считаем долгом, то в талантливой личности мы усматриваем как бы примерный случай закона (чтобы в этом сделаться подобным ей посредством упражнения), и это создает наше к ней уважение». Дальше в том же произведении, выражая свою главную идею о человеке как цели самой по себе, Кант затем объясняет: «разумные существа называются лицами, так как их природа уже выделяет их как цели сами по себе, т. е. как нечто, что не следует применять только как средство, стало быть, постольку ограничивает всякий произвол (и составляет предмет уважения)» . Это мож-

И. Кант считает уважение чувством, но, по его мнению, уважение отличается от других чувств, вызванных стремлением к объекту и страхом, это чувство мы сами налагаем на себя по своей воле . С другой стороны, Кант считает решение и действие морально правильными, если они продиктованы объективной необходимостью, что превращает действие в долг, обязанность. В своих работах «Основы метафизики морали» и «Метафизика морали» Кант указывает на то, что, как и в случае с практической любовью по отношению к человеку, уважение должно существовать не только как чувство (которое возникает из-за сравнения нас с другим человеком), но и как действие. При обращении с людьми необходимо помнить, что каждый человек имеет внутреннюю ценность, т. е. достоинство, и стараться не уронить их достоинство. Чувства являются стимулами (drive) к действию. С этой точки зрения человек должен вызвать в нас чувство уважения к себе, чтобы мы обращались с ним уважительно. Но в описании Канта морально правильное действие руководствуется не нашими желаниями (в данном случае чувством), а осознанием и принятием долга. Таким образом, морально правильным является уважительное обращение с человеком, не ожидая, что он вызовет в нас чувство уважения к себе.

Б. Колвел (2007) изучил методом открытого интервью внутригрупповые и межгрупповые отношения в исправительных учреждениях Америки. Контингент этих учреждений делится на группы по расе, религии и региону, и отношение заключенного к «своим» и «чужим» четко отличается. В результате анализа Колвел пришел к выводу, что чувство уважения к другому человеку возникает в результате наблюдения у того схожих особенностей и ценностей . Замечание таких сходств вызывает у человека позитивные эмоции и усиливает его убеждение в том, что другой достоин уважения. Исследование, проведенное М. Сигл (1979) в естественных группах (полицейское подразделение, университетские футбольные команды), обнаружило функциональные различия между дружбой, расположенностью и уважением. Результаты показали, что дружба и расположенность являются больше взаимными, чем уважение. Последнее имеет сильную связь с экспрессивным и инструментальным руководством. Совместное проведение

досуга имеет отношение больше к дружбе и расположенности, чем к уважению .

Данные разных исследований позволяют выдвинуть новые гипотезы в этой области. В человеке может возникать чувство уважения к другому человеку тогда, когда он замечает в нем какую-то особенность, которую ему хотелось бы видеть в себе. Здесь уважение граничит с чувством восхищения и завистью (которая, в свою очередь, действует как пусковой механизм к достижению цели). В этом случае то, насколько негативна зависть, имеет отношение к силе чувства уважения. Человек может благодушно относиться к факту наличия желаемого качества у другого человека или он может испытать злость за то, что тот человек обладает этим качеством, а он нет. В любом случае чувство уважения он будет испытывать, но в первом случае сильнее (гипотеза 1). Если человек имеет информацию о характере, особенностях и умениях того человека, эти факты влияют на силу его чувства уважения к нему. Так как, если он замечает в другом человеке какую-то сильно выраженную негативную особенность, которая есть и у него самого, это уменьшает его чувство уважения к тому человеку (гипотеза 2).

То же самое верно и насчет общепринятых негативных особенностей. С. Эш в проведенном в 1946 г. исследовании о формировании впечатления предложил теорию о том, что впечатление, производимое на нас человеком, равно сумме впечатлений от его отдельных особенностей . Эту идею можно перевести на область уважения. Например, человек вызывает уважение как очень талантливый музыкант, но он известен еще своим пристрастием к азартным играм, и этот факт, несомненно, уменьшает чувство уважения к нему. И, наоборот, то, что талантливый музыкант обладает еще и другими позитивными качествами (например, он филантроп, благожелательный и успешный преподаватель) и не имеет явно выраженных негативных особенностей, увеличивает чувство уважения к нему со стороны других. Таким образом, наличие общепризнанных положительных особенностей и отсутствие сильно негативных особенностей у человека может вызвать больше уважения к нему (гипотеза 3).

Последнее предположение верно и в негативном контексте. Например, член криминального мира будет чувствовать уважение к человеку, который обладает более утонченными и успешными методами ограбления, но это чувство уважения может уменьшиться, если второй имеет такую особенность, как мягкосердечие. Таким образом, в негативном контексте наличие высоко ценимых отрицательных особенностей наряду с неодобряемы-ми положительными особенностями может уменьшить уважение к человеку (гипотеза 4). Метод, ис-

пользованный Эшем, может быть применен для проверки последних двух гипотез.

В обществе уважение к другому человеку выражается с помощью принятых знаков (должное приветствие, обращение на вы, обращение с называнием титулов и другие физические, устные и письменные признаки уважения). Такое поведение является важной частью каждодневного этикета. Знаки уважения являются особенно значимыми в корпоративной жизни. Выражение уважения через знаки не всегда подразумевает реальное уважение, но считается необходимым для поддержки иерархии и подчеркивания ее градаций.

Действовать уважительно по отношению к другим означает главным образом не знаки уважения, а непосредственное признание прав окружающих. Например, нарушение очереди в супермаркете вызывает справедливый гнев окружающих, потому что они рассматривают это как выражение неуважения к себе . Мнение многих исследователей совпадает на том (Файнберг, 1970; Гофман, 1971; Бен, 1988), что уважительное обращение включает в первую очередь стремление воздержаться от причинения вреда другим и нарушения их прав .

В работах российских исследователей феномен уважения часто встречается в сочетании с другим необходимым понятием - толерантность. В этих работах исследуется степень обоюдной толерантности и уважения как между людьми разных национальностей и религий (Батарчук, 2010; Булатова и др., 2012) , так и между лицами одной и той же национальности (внутрисемейные отношения, отношения между учеником и преподавателем, возрастные группы) (Гурова, Середина, 2011; Буравлева, 2011) . Результаты этих работ подтверждают необходимость взаимного уважения и толерантности между разными социальными группами для обеспечения внутреннего баланса и здоровья развивающегося общества (Папура, 2010; Буравлева, 2012).

Понятие «самоуважение» ненамного отличается от понятия «уважение к другим». Поскольку то, что человек есть цель сама по себе и имеет внутреннюю ценность, является основой уважения к другим, этот же факт является основой уважения к себе. С этой точки зрения как уважение в смысле признания человечности и человеческих прав других является обязанностью, так же самоуважение является обязанностью каждого человека. Самоуважение тоже имеет два вида: признание своей ценности как человека и оценка своих достижений в разных областях жизни.

Самоуважение включает знание своих высших моральных принципов, ценностных приоритетов и их защиту. Оно также включает осмысленное признание своих сильных и слабых сторон и их благожелательное принятие.

Маргалит объясняет самоуважение как отношение человека к факту его человечности . По мнению некоторых исследователей (Роулс, 1971; Хонет, 1992; Маргалит, 1996), самоуважение члена общества зависит от социальных и политических обстоятельств в этом обществе, и неблагоприятное обращение может нанести ущерб самоуважению человека . Несомненно, для процветания общества каждый его член должен почувствовать свою значимость не только для себя, но и для окружающих и видеть позитивную оценку своего каждодневного труда. И верно то, что неблагоприятное обращение может нанести вред самолюбию, самооценке человека. Возможно, что от такого обращения человек временно потеряет в некоторой степени самоуважение. Но это может произойти оттого, что человек поймет, он мог бы избежать негативной ситуации. Позже, смирившись с обстоятельствами, человек обязательно восстановит самоуважение, потому что это необходимо для его существования. Перефразируя психологов гуманистического направления, можно сказать, что человек теряет самоуважение, оказавшись неспособным отвечать своим стандартам, а не стандартам других.

Самоуважение, как и уважение к другим, тоже должно быть осознанным, рациональным деянием и чувством. То есть мы должны признать свою человечность, свое достоинство и право на развитие и мы можем иметь самоуважение как чувство за наши достижения. Первое из этих понятий постоянное, а второе может меняться в зависимости от ситуации. Когда, стараясь добиться качества в каком-то деле, мы не видим желаемого результата вовремя, мы временно можем потерять чувство самоуважения к себе. И необходимость восстановления этого чувства заставляет нас упорно работать, проявляя настойчивость в стремлении к цели.

Чувства играют роль стимула в нашей жизни. Но проблема со всеми чувствами в том, чтобы ощущаться, они должны быть свежими, например, чтобы чувствовать самоуважение, нам надо поставить новые рекорды в важных для нас областях. Отсюда можно делать вывод, что чувство самоува-

жения, как и чувство уважения к другим, зависит от условий. Можем ли мы сказать то же самое об уважительном отношении к человеку в целом? Какое отношение имеет к уважению условия? Имея в виду двойственную природу уважения, можно ли сказать, что его типы зависят от условий?

Во втором приложении к произведению «Вечный мир: вклад в политическую науку» И. Кант писал, что «И любовь к человеку, и уважение к праву людей есть долг; первое, однако, только обусловленный, второе же - безусловный, абсолютно повелевающий долг» .

На первый взгляд может показаться, что безусловность относится только к уважению как признание (человечности), а уважение как оценка (заслуг) зависит от условий - мы уважаем человека в зависимости от того, каких высот он достиг в определенной области. Условность второго типа уважения особенно ощущается в профессиональной сфере и в рамках организации. Но при близком рассмотрении второго типа уважения возникает вопрос: а небольшие достижения в определенной области недостойны уважения? Каждодневное развитие ребенка, студента или же нового работника, который желает выполнить свою задачу качественно, но, возможно, пока не может. Небольшие достижения могут не вызвать чувство уважения, но на уважительное отношение они имеют право.

Люди не равны в своих талантах и возможностях личностного развития. Они также не равны в возможности принятия морально правильных решений. Факторы, определяющие это неравенство, могут быть внутренними (физиологическими и психологическими) - разный уровень персонального развития, разница в силе воли и внешними -разные условия существования и деятельности. Но люди равны в праве на развитие. С этой точки зрения основу уважительного отношения к человеку и обращения с ним должен составлять не результат сравнения его достижений и заслуг с таковыми других людей, но результат сравнения его нынешнего уровня развития с его условным вчерашним уровнем. Это и есть рассмотрение человека как цели самой по себе.

Список литературы

1. Hill T. E . Jr. Respect for persons // E . Craig (Ed .) . Routledge Encyclopedia of Philosophy. London, 1998. P. 283-287 .

2 . Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4 . М., 1964-1973 .

3 . Dillon R . S . Respect and Self-Respect // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: http://piato. stanford . edu/entries/respect, 2003. revised 2006 .

4 . Kant I . Groundwork of the metaphysics of morals . Cambridge, 2008.

5 . Darwall S . The Second Person Standpoint: Morality, Respect, and Accountability. Cambridge, 2006 .

6 . Tyler T. , Blader S . Cooperation in groups: procedural justice, social identity, and behavioral engagement . Philadelphia, 2000 .

7 . De Cremer D ., Mulder L . A Passion for Respect: On Understanding the Role of Human Needs and Morality // Gruppendynamik und

Organisationsberatung 2007 P 439-449

8 . Colwell B . Deference or Respect? Status Management Practices Among Prison Inmates // Social Psychology Quarterly 2007 . V. 70? № . 4 .

9 . Segal M . Varieties of Interpersonal Attraction and their Interrelationships in Natural Groups // Social Psychology Quarterly. 1979 . V. 42, № 3 .

10 . Asch S . E . Forming impressions of personality // J . of Abnormal and Social Psychology. 1946 . P. 258-290 .

11. Miller D . Disrespect and the experience of injustice // Annual Review of Psychology. 2001. February. V. 52 .

12 . Батарчук Д. С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестн. Томского

гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып. 5 . С. 129-134 .

13 . Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011.

Вып.6 .С. 124-129 .

15 Kant I Perpetual peace Minnesota, 2007

Ахундова Ш. Дж., диссертант.

Институт философии, социологии и права Азербайджанской национальной академии наук.

Пр. Джавида, 31, Баку, Азербайджан, AZ1143.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 31.05.2012.

S. J. Akhundova RESPECT, ITS BASIS AND TYPES

The purpose of this article is to define the essence of respect, one of most important aspects of human relationship.

The basis of respect for people is defined as an attitude towards person as the end in itself. On this first kind of respect it is grounded: respecting persons for their dignity what equalizes all people, for possibility of personal development.

The second kind of respect is recognition of persons’ merits and achievements in different areas. On this type the feeling of respect is based which consists of feelings of admiration for talent and skills of another person. Next in the article the concept of self-respect is discussed and parallels between self-respect and respect towards other person are drawn.

Key words: Kant, respect for persons, dignity, personal development, self-respect.

Institute of Philosophy, Sociology and Law Azerbaijan National Academy of Sciences.

Pr. Javida, 31, Baku, Azerbaijan, AZ1143.

Если вы хотите быть вежливым и почтительным человеком, то старайтесь понять точку зрения других людей и вести себя так, чтобы демонстрировать заботу и отсутствие безразличия. Сама суть уважения в том, чтобы научиться ценить чужую точку зрения, время и пространство.

Шаги

Основы уважения

    Будьте добрым и учтивым человеком. Уважение начинается с осознания чувств других людей. Подумайте, какого отношения к себе вы желали бы в конкретной ситуации, а затем попытайтесь так же относиться к другим. Будьте вежливы и обходительны со всеми: незнакомцами на улице, сотрудниками, одноклассниками и членами семьи.

    • Делитесь с людьми едой, водой и другими благами, если вы заметили такую потребность.
  1. Уважайте личное пространство. Отношение к личному пространству зависит от ситуации. Обычно не следует чрезмерно приближаться к незнакомым людям (например, в метро) и пытаться завести беседу, если они не демонстрируют открытости. Чаще всего в отношении родственников и друзей требования не такие жесткие, но все равно не забывайте обращаться к человеку с уточняющими вопросами.

    • Если вы хотите обнять или поцеловать человека, то подобное поведение не должно быть для него неожиданным, чтобы в случае нежелания от имел возможность пресечь вашу попытку.
    • Спрашивайте разрешения для длительных прикосновений (если вы хотите погладить шею или волосы человека).
    • Вспомогательные средства людей с ограниченными возможностями (трости, коляски) следует воспринимать как продолжение тела человека и не прикасаться к ним без разрешения.

    Вежливое общение

    1. Слушайте собеседника. В разговоре с человеком ваше умение слушать будет главным признаком уважения. Если смотреть на него скучающим взглядом или перебивать человека, вы покажете, что вам нет дела до его слов. Учитесь внимательно слушать и отвечайте лишь после того, как человек закончит свою мысль.

      Думайте, прежде чем говорить. Когда придет ваш черед, формулируйте свой ответ с уважением. Учитывайте услышанное ранее и озвучивайте свое мнение без пренебрежительного отношения к словам человека. Не опускайтесь до оскорблений и грубости.

      • Не ведите себя снисходительно. Не нужно чрезмерно подробно объяснять человеку идею, если он все и так понимает. Например, не учите футболиста бить по мячу.
      • Не будьте высокомерны. Покровительственное отношение к человеку нередко принимают за пренебрежение. Не говорите фраз вроде: «Не забивай этим свою милую головушку», - или: «Девушке не понять, это только для мужчин».
      • Учитывайте обстоятельства, о которых не следует говорить. Если вы едва знакомы с человеком, некоторые вопросы лучше не задавать. Так, при первой встрече лучше не спрашивать у человека, как у него появился большой шрам на лице.
    2. Четко выражайте свои желания. Люди всегда рады помочь, если они точно знают, чего хочет человек. Озвучивайте свои потребности (физические или эмоциональные), чтобы окружающим людям не пришлось гадать, что с вами происходит.

      Выражайте несогласие вежливо. Можно уважать мнение человека, даже если вы с ним совсем несогласны. Ваше несогласие со взглядом не должно затрагивать общее достоинство человека. Например, ваше мнение может идти вразрез с политическими убеждениями коллеги, но при этом нужно ценить как его человека и не оскорблять его достоинство в случае спора.

      • Никогда не оскорбляйте людей во время споров. Не позволяйте мысли: «В этом я не согласен с тобой», - превратиться в: «Ты просто идиот».
      • При необходимости остановите разговор, если ситуация выходит из-под контроля, а вы рискуете сказать слова, о которых впоследствии будете жалеть. Неуважение не принесет никакой пользы. Так вы лишь наживете себе врага.
    3. Учитесь терпению и исходите из добрых побуждений. Порой общаться с людьми непросто: иногда они оговариваются и обличают свои мысли в неподходящие слова. Не торопите человека, а в случае сомнений исходите из предположения, что он делает все возможное, чтобы быть добрым и понять вас.

      Откажитесь от стереотипов. Не стройте предположений о человеке и его взглядах на основе его расовой, половой, религиозной, национальной или другой принадлежности. Каждый человек имеет собственный жизненный опыт и мудрость. Не совершайте неуважительную ошибку и не считайте, будто вы уже знаете человека и его мысли наперед.

      Не распускайте сплетни. Это распространенная форма неуважения, которая часто сходит людям с рук, но сплетничать - это плохая привычка. В этом случае мы начинаем воспринимать людей как персонажей, жизнь которых можно обсуждать, а не как личностей, чувства которых легко ранить. Даже самых странных, надоедливых или несносных людей нельзя регулярно обсуждать, будто их жизнь служит развлечением для других.

      • Если у вас нет хороших слов для человека, то лучше вообще ничего не говорить.
      • Не участвуйте в обсуждении сплетен. Отвечайте: «Мне это неинтересно», - или: «Я не хочу говорить о человека такое, что не сказала бы ему в лицо».
    4. Принесите извинения , если вы обидели человека. Как ни старайся, но каждый из нас иногда задевает другого человека. Ваша реакция на проступок гораздо важнее самой ошибки. Если вы осознаете, что поступили плохо, скажите об этом и принесите свои искренние извинения.

      • Не говорите «но», чтобы оправдать свои действия. Если вы хотите объяснить свое поведение, то лучше сказать «и». Например: «Извини, что я отшатнулась, когда ты сказала о своем аутизме и мне жаль, что я неправильно понимала суть аутизма. Я не хотела тебя расстроить и принимаю такой, какая ты есть». Так вы объясните свой поступок без попытки оправдаться.
    5. Уважайте других, даже если они не уважают вас. Это может быть сложно, но ведите себя мирно и терпеливо. Ваше поведение может стать примером для человека. Если вам грубят, то старайтесь защитить себя, но не опускайтесь до такого уровня.

    Другие аспекты

    1. Почитайте людей, которые заслуживают уважения. Некоторые заслуживают дополнительного уважения из-за своей должности или роли. Директор школы, начальник, религиозный лидер, мэр или королева Англии - все эти люди занимают лидерские позиции, так как они обладают такими качествами, которые заслуживают уважения (по мнению общества). Проявляйте уважение к таким лицам в соответствии с заведенными традициями, будь то обращение по имени и отчеству или поклон королеве.

      • Старшие люди также заслуживают дополнительного уважения. Уважайте родителей, бабушек и дедушек, а также других старших за мудрость, которой они делятся с вами.
      • В некоторых случаях важно различать, когда наделенный властью или авторитетом человек не заслуживает дополнительного уважения и почитания. Если он предал ваше доверие и вы утратили к нему уважение, то это ваш личный выбор, на который вы имеете полное право. Иногда подобное противостояние авторитетам показывает наше уважение к себе и другим людям, на которых также распространяется власть такого человека.
      • Уважительное поведение покажет людям, что вы переживаете не только о других, но и о себе. А как известно, самый важный аспект уважения - это уважение к самому себе. В ином случае люди не будут уважать вас.
      • Во время разговора дружелюбно смотрите в глаза собеседнику.
      • Важно помнить, что ваши слова могут влиять на окружающих. Представьте, что перед вами стоите вы сами и к вам обращаются вашими же словами.

      Предупреждения

      • Уважать различия - не значит терпеть людей, которые пропагандируют угнетение других. Скажем, если ваш сосед придерживается радикальных взглядов и считает, что определенные люди должны умереть, то такое убеждение не заслуживает уважения или принятия. Уважать и защищать чужую безопасность важнее, чем уважать взгляды людей, убежденных в допустимости насилия.

Рене Декарт говорил «Уважение других дает повод к уважению самого себя». И он был прав: эти два проявления уважения поддерживают гармонию, что уберегает нас от изматывающих конфликтов и непонимания. Кто (или что) еще требует уважительного отношения? Как быть, если буквально ощущаешь чужое неуважение? Какими поступками подчеркнуть ценность другого человека? И почему аванс можно получить не только деньгами? Ответы – в статье.

Что такое уважение

Уважение - это способность считаться с границами и интересами других людей, видеть и признавать их достоинства, замечать индивидуальность, соблюдать социально-допустимый формат общения, взаимодействовать, не причиняя морального или физического вреда. Это умение принять без осуждения поступки, поведение, высказывания другого человека, даже если мы не разделяем или не понимаем его мотивов. Уважение – это константа в формуле человеческих взаимоотношений и собственной идентичности.

Почему уважение настолько значимо:

  • Помогает замечать и соблюдать личные границы другого человека, удерживать свои.
  • Служит базой для высокой , чувства собственного достоинства, ощущения личной значимости, самоэффективности, психологического и .
  • Помогает выдерживать чужое осуждение, критику, неприязнь.
  • Дает возможность проявить лучшие качества: , сочувствие, заботу.

Что случится, если мы перестаем уважать друг друга? Люди – не машины, они сразу чувствуют фальшь в показном внимании. Да и играть «в уважение» долго не получается. Невозможно насильно заставить уважать кого-то. Уважение не покупается, не вырабатывается запретами, страхом, кнутом или поощрением. Оно возникает тогда, когда человек замечает в других качества и достоинства, которые считает значимыми и важными, к чему стремится сам.

Слова «уважение» нет в текстах Античности, но рассуждения о понятии «respectus»-«внимание, почтение» встречаются в трудах Аристотеля, Сократа, Демокрита. Слово «уважение» заимствовано из нескольких европейских языков. Так, например, в немецком есть слово «Wage»-«важный», а в польском «uwazny»-«быть внимательным», «uwaga»-«внимание». Однокоренное слово «waga»-«вес» дополнительно раскрывает смысл понятия. Ведь о человеке, который пользуется уважением, влиянием, имеет достойную репутацию так и говорят «имеет вес в обществе».

Есть еще одна теория о происхождении слова: уважение – от слова «важно» . Это значит учиться делать то, что важно для другого человека, стараться уважить его и свои интересы. Чтобы мирно сосуществовать или что-то получить, нужно считаться с желаниями другого, иначе избежать не удастся.

Виды уважения

В трудах античных философов, а позже в работах Р. Декарта, И. Канта, Б. Паскаля речь шла именно об уважении к закону, правам человека, институте гражданства. Уважение прав человека считалось основой правового государства, в центре которого была «уважаемая личность». Постепенно смысл понятия расширился и распространился на другие .

Каким может быть уважение

  • К своему «Я». В мире, где каждый норовит обидеть или обмануть, укрепить чрезвычайно трудно. Но необходимо. Самоуважение означает точное знание, на что ты способен, а на что – нет. Это способность принимать себя целиком и не зависеть от мнения окружающих. Самоуважение – это внутренняя ценность и важность личности для самой себя.
  • К окружающим. Эта способность проявляется на всех уровнях: общении со старшими, с равными, с младшими. Например, это внимательное отношение к родителям, к партнеру, детям, сотрудникам, знакомым и малознакомым, умственно отсталым и пожилым людям. Это толерантное отношение к религиозным верованиям других, к людям иной сексуальной ориентации.
  • К природе. В Ведах есть красивое определение уважения: это принятие во внимание интересов других живых существ. Современная экофилософия дополняет: уважать природу куда важнее, чем любить ее. Это значит сохранять любые формы жизни, осторожно и бережно относиться к природным ресурсам, понимать свою ответственность перед будущими поколениями.
  • К социальным нормам. Это вежливость, приверженность традициям, соблюдение деловой этики, корпоративных норм, правил хорошего тона и требований к внешнему виду. Это внутренняя культура, связанная с правилами приличия и умением соблюдать разумную дистанцию по отношению к людям.
  • К патриотическим символам . Это способность уважать государственную символику: герб, флаг, гимн. Это уважительное отношение к государственным праздникам, историческим ценностям.

Знакомое выражение «уважение надо заслужить» – это тупиковый путь. Право на уважительное отношение каждый человек получает от рождения, просто потому, что живет на свете. Оно дается как аванс и человеку предстоит сделать что-то «плохое», чтобы разубедить в этом окружающих.

Что делать, если не уважают

Неуважение проявляется разными способами. Оно может быть демонстративным или опасно тихим. Возможно, вначале неуважение не будет слишком беспокоить, но со временем оно превратится в проблему. Чтобы не доводить до критической точки, нужно научиться вовремя распознавать сигналы.

Можно уже начинать беспокоиться, если:

  • Вы становитесь любимым объектом для оскорбительных шуток, замечаний, сплетен, обсуждения.
  • О вас вспоминают только тогда, когда кому-то нужна помощь.
  • Вас перебивают, не слушают, демонстративно игнорируют.
  • Ваши слова, выводы, замечания ставят под сомнение.
  • Ваше время не ценят – опаздывают на встречи, не перезванивают, не отвечают на сообщения.
  • О вас «забывают», когда речь заходит о дружеских посиделках.
  • Ваши усилия не принимаются в расчет.
  • Перед вами не извиняются.
  • Вас пристально оценивают.
  • Во время общения вы замечаете презрительные ухмылки, пренебрежительные жесты собеседника.
  • И самое обидное: вы стали тем человеком, о которого принято «вытирать ноги».

Чтобы вернуть уважение, понадобится немало сил. Но результат того стоит. Даем несколько советов, чтобы бороться с неуважением.

Шаг 1. Не пытаться оправдываться

Неважно, по какой причине возникло неуважение, оправдания только заберут силы, но ситуации не исправят. Более того, они будут постоянно напоминать о глупой ситуации. Поэтому лучшее, что можно сделать – сконцентрироваться на следующих шагах.

Шаг 2. Спросить у близких

Разговор с теми, кто знает вас лучше всего и благожелательно настроен, поможет по-новому взглянуть на свое поведение. Можно обратиться к близкому другу, родственнику, опытному коллеге, чтобы получить адекватную обратную связь. Разговор по душам поможет выявить огрехи в действиях, обозначить проблемные стороны в общении, наметить программу само-перевоспитания.

Шаг 3. Контролировать себя

Окружающие уже привыкли к стандартному набору ваших реакций – нужно сломать эту схему. Например, не отвечать грубостью на грубость, сохранять спокойствие в моменты открытого пренебрежения, не плакать, услышав грубую шутку.

Шаг 4. Защищать себя

Когда самоконтроль достигнет высокого уровня, можно приступать к активной защите. Например, выучить стандартные шутки обидчиков и придумать к ним дерзкие ответы. Или заставить наглеца извиниться. А в остальное время – работать над собой, работать над своей самооценкой.

Шаг 5. Не принимать все близко к сердцу

Иногда хамство, пренебрежение, вызывающее поведение – не демонстрация неуважения к вам лично, а манера поведения собеседника. Стоит научиться распознавать таких людей и просто избегать общения с ними. Еще лучше – исключить из жизни энергетических вампиров, нытиков, подхалимов, хамов. А энергию общения направить на адекватных, воспитанных собеседников.

Шаг 6. Учиться проявлять уважение к другим

Иногда неуважение проявляют к тем, кто не признает ценности других людей. Стоит проследить за собой и понять, какие ошибки допускаются во время общения. Например, это могут быть двусмысленные словечки или фамильярные жесты, которым вы не привыкли придавать значения. А для других они могут быть оскорбительны.

Примеры уважительного отношения к другим

Само слово «уважение» христиане используют нечасто. Зато размышления о почтительности, приятии, гостеприимстве, правилах приличия, способности считаться с интересами мужа/жены в христианских текстах встречаются гораздо чаще. В самой миролюбивой религии – буддизме – говорится примерно следующее: «Общество без уважительного отношения к старшим, без заботы о женщинах, детях, духовных людях, обречено на страдание».

Уважительное отношение ко всему воспитывается с детства личным примером родителей. Ребенок научится заботиться об интересах других, если родители:

  • Вежливо здороваются, прощаются, благодарят любого, кто оказал услугу или помог.
  • Просят прощения за совершенные ошибки.
  • Сохраняют спокойствие в .
  • Придерживают за собой дверь.
  • Хранят чужие секреты.
  • Спрашивают разрешения взять чужие вещи.
  • Стучат, перед тем как войти в комнату детей, родителей.
  • Поддерживают чистоту на природе, в общественных местах.
  • Уважают личное пространство и границы другого человека независимо от возраста.
  • Помогают другим, если действительно могут помочь.
  • Уважительно отзываются о чужом мнении, взглядах, пристрастиях.
  • Защищают свои права воспитанно, без агрессии.
  • Не перебивают, чтобы высказать свою точку зрения.
  • Поступками и словами показывают уважение к родителям, друзьям, сослуживцам знакомым и незнакомым людям.

О самоуважении и его важности

Здоровое самоуважение – это важность человека для самого себя. Не для других, а для себя. Как только желание стать важным для других становится слишком сильным, самоуважение истощается. Человек делает то, чего не хочет, ощущает себя жертвой и, как следствие, бессознательно злится на того, кого «должен уважать».

Самоуважение состоит из трех вещей:

  • Адекватная самооценка. Это личное мнение о самом себе, своих талантах, сильных и слабых сторонах, своей внешности, независимое от оценок окружающих. Это одобрение самого себя без дополнительных условий, просто так. Это признание права на ошибку и способность обеспечить внутреннюю стабильность независимо от внешних условий.
  • Знание собственной компетентности. Это не всеобщее признание, а внутреннее знание: я самый лучший, неважно в чем. Это здоровые амбиции, желание показать лучший результат.
  • Гармоничные отношения. Это не любовь с первого взгляда и не лотерея. Это выстраивание четких границ с пониманием, где заканчивается мое и начинается чужое. Это реалистичные ожидания от любви, доверие, забота. Это взаимная договоренность, где два человека берут обязательства работать над собой.

Здесь нет важных или второстепенных – все равны. Например, просевшая самооценка сказывается на отношениях. В свою очередь дискомфорт в отношениях забирает столько сил, что на развитие компетентности уже не остается сил и времени.

Выводы :

  • Уважение – это не добровольное подчинение, не признание статуса, а осознание ценности каждого человека.
  • Личный пример – основа воспитания уважительного отношения к окружающим.
  • Самоуважение это тот самый стержень, тот центр, на котором держится личность.
  • Самооценка, компетенции, гармония в отношениях – три точки опоры самоуважения работают только в сочетании.
  • Если начать открыто и гордо уважать себя – есть шанс, что другие тоже станут.

Уважение – это категория социального взаимодействия, выражающаяся в соблюдении признания личностного достоинства личности. Опирается понятие уважения на номы морали, нравственности, общей культуры и толерантности, причем проявляемых не только в уровне долженствования, но и в качестве внутренних мотивов.

Данное понятие довольно тяжело описать парой слов, поскольку оно имеет множество граней и составляющих. Этот комплекс включает уровень справедливости и равенства всех людей, причем данные положения во многих странах задекларировано законодательно и имеют общемировую ценность.

Внимательное отношение к чувствам и желаниям человека, толерантность относительно реализации внутренних потребностей также является частью проявления уважения в социальном взаимодействии. Близко граничит понятие с воспитанием и той его частью, которая реализует собственную скромность и деликатность в обращении с другими.

Что это такое

В зависимости от сферы, где используется данное понятие, оно имеет некоторые коррективы. Так в медицине и психологии уважение предполагает определенное установочное отношение к клиенту, подразумевающее полное и безоценочное принятие особенностей жизни, мировоззрения, социального статуса и личностных желаний. Невмешательство в психологический способ преодоления неприятностей или проблем, при том, что в медицинском плане могут даваться рекомендации, но врач должен понимать, что выбор конечного следования им остается за пациентом.

В социальной работе уважение подразумевает равное отношение, независимо от статуса. Уважение к старшим, детям, бездомным или миллиардерам должно находиться на одном уровне. Именно социальное понимание данного термина наиболее близко к житейскому восприятию и внутреннему толкованию уважения.

Поскольку уважение признано общесоциальной нормой и его наличие является необходимым элементом общества на гуманистическом уровне, то понятие и регламентация данного типа взаимодействия закреплена законодательно. На самом широком уровне оно подразумевает признание свободы, территориальной целостности и равных позиций государства среди всех остальных стран мира. Личностные права человека на достойное уважительное обращение закреплены в законах каждого государства и гарантируют поддержку и защиту комфортного, психологически безопасного существования, предусматривая наказания для нарушителей. Найти все правовые положения можно в категории о защите чести и достоинства человека.

На уровне взаимодействия уважение появляется в процессе воспитания, поскольку является внешней социальной, несколько искусственной нормой, которая, однако, помогает регулировать множество разногласий.
Это не врожденное качество, поэтому дети, люди, выросшие вне социального общества или в обществе с низкими культурными нормами, не могут обладать выраженным уважением к окружающим в силу отсутствия примеров данной поведенческой стратегии.

Закрепить уважительную линию поведения можно путем жестких запретов, используя и выполняя предписанные правила. Однако невозможно заготовить список правильный уважительных реакций на все случаи жизни, что, по сути, делает уважение актом творческого приспособления. Это потребность прислушиваться к собеседнику, тонко замечать его реакции потребности. Умение вовремя закрыть неприятную тему, изменить формат взаимодействия – все это моменты проявления уважения к оппоненту, требующие внимательности и эмпатичной настройки.

Являясь частью этического воспитания, уважение имеет собственные правила проявления: справедливость, равенство, искренний и практичный интерес к проявлениям другого. При этом необходимо полное отсутствие принудительных моментов манипуляции или жесткого воспитания. То, как люди могут договариваться, оставаясь на равных, подразумевает активное использование диалогов и нахождения компромиссных решений в спорах.

Отсутствие уважения может свидетельствовать о запущенном воспитательном процессе, неадекватной самооценке. В более серьезных случаях, если человек изменился в худшую сторону, под вопрос можно ставить наличие психических патологий, сопровождающихся нарушением социального взаимодействия.

Нормы общества

Основные общественные нормы, относящиеся к проявлению уважения, сводятся к соблюдению законодательных актов и следованию определенным, не задекларированным правилам. Первоочередным из них является внимание к другим, сравнимое с исследовательским интересом. Это связано с тем, что, только хорошо изучив жизнь и характерологические особенности человека, можно в итоге понимать какая линия поведения не заденет его достоинство, будет способствовать развитию и исключит высокомерие и снисходительность.

Пока не достигнуто понимание собеседника, необходимо учитывать классические правила этикета, высказывать свое отношение в позитивном ключе. Уважение проявляется в благодарности, причем благодарность должна касаться не только тех сфер, где вы непосредственно обращаетесь за помощью, но при любых контактах. Если вам придержали дверь или продавец помог выбрать товар – не важно, что данная деятельность обусловлена их профессиональными задачами, высказанная благодарность проявляет уважение.

Нормы подразумевают оказание внимания, проявляющегося в уместных комплиментах, без пафоса и заискивания, поздравлениях с официальными датами. В представлении людей друг другу действуют определенные правила этикета, и, руководствуясь ими, можно избежать вариантов отсутствия уважения. Имеется и определенный нормативный уклад в отношении людей высших по должности. Он включает отсутствие пререканий, исключение сквернословий, повышения голоса, на критику рекомендуется реагировать подчинением, за оказанную поддержку благодарить.

Уважение в отношениях мужа и жены воспринимаются, как первоочередная ступень. Во многих традициях браки возможны при отсутствии любви, но исключаются при отсутствии уважения. При этом не исключена и обратная ситуация, что также зависит от культуральных моментов. Так восточные страны славятся своим отношением к женщинам, где она может иметь все материальные блага, получать огромные дозы внимания, но при этом никогда не сравнится по своему статусу с мужчиной. Место женщины не равноправное, а скорее относится к вещам и приобретениям, что влечет за собой соответствующее отношение и отсутствие уважения. Европа отличается стремлением в равности позиций, отстаиванию прав и свобод, соответственно и в отрасли брака можно говорить о наличии уважения. Минус в том, что обычно у европейцев страдает чувственная часть, которая блокируется множеством социальных норм.

Отдельно стоит отметить возрастные правила уважения, ведь в большинстве культур прививается и даже требуется соответствующее отношение к старшим. Много где почитается возраст во всех проявлениях, от обращения до поведения (донести сумки, уступить место). Однако проблематика находится на другой стороне возрастных критериев – уважительное отношение к детям, которое практически отсутствует и никак не регламентируется. Именно поэтому большинство относятся к ним снисходительно, позволяют унижать достоинство, нарушать границы личности. Стоит понять, что дети являются не только полноправными личностями, но и теми, кто, впитав неуважительное отношение к себе, будет распространять его дальше.

Воспитание данного качества

Уважение не является врожденным личностным качеством, эта категория имеет шансы быть развитой в высокой мере в зависимости от социального окружения. Так, воспитываясь в интеллигентной семье, где изначально всеми соблюдаются нормы этикеты и морали, ребенок автоматически перенимает эту модель взаимодействия. Кажется, что все происходит самостоятельно и кто-то изначально проявляет уважение ко всем, а другой не способен освоить минимальный социальный уровень.

Большое влияние оказывает не только семья, но и тот социум, который окружает ребенка.
Многим правилам взаимодействия учат в школе, прививая подходящие способы реагирования. Сюда можно отнести формальные правила, благодаря которым выстраивается взаимодействие со старшими. Учитель начальных классов, сталкиваясь с новыми детьми, всегда оценивает первоначальный уровень развития социальных навыков каждой личности, относительно чего в дальнейшем и строится воспитательный процесс. Также оценивается общий социальный статус семьи и общее развитие ближайших родственников, возможность достижения с ними общего пути в воспитании.

Помимо личного примера, используются подсказки в корректировке поведения. С теми детьми, которые изначально не знали, как можно проявить уважение, на первых этапах возможны довольно жесткие меры запретов и порицаний. С теми, кто уже овладел нормами, но требуется лишь повышение уровня или детализация и разграничение проявлений возможны советы, мягкие назидания. Если воспитание проводится для группы людей, то хорошо использовать примеры, истории, фильмы и книги с соответствующим содержанием. Дети довольно гибки и быстро впитывают информацию из окружающего мира, что касается взрослых, то ключевым моментом становится не воспитательная направленность, а создание мотивации для изменения. Дальнейший коррекционный процесс возможен благодаря чтению литературы о принятых нормах, а также посещение мест с соответствующим социумом.