Интересные открытые уроки по сольфеджио. Открытый урок по сольфеджио на тему "тритоны в ладу"

Тема: «От игры – к знаниям» (практическое использование интервалов в творческих заданиях на уроках сольфеджио).

Адресат: 4 класс фортепианного и хорового отделений.

Цель:

показать практические возможности игровых форм и приемов обучения в работе над темой «Интервал» на уроках сольфеджио, направленных на развитие личности, творческую самореализацию всех участников образовательного процесса.

Задачи:

Формирование понятийного начала в единстве с творческим;

Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;

Формирование музыкально – слуховых представлений;

Воспитание и развитие музыкального слуха;

Формирование навыков владения элементами музыкального языка;

Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;

Формирование навыков импровизации и ансамблевого музицирования;

Развитие музыкального мышления;

Совершенствование гармонического слуха;

Воспитание раскованности, уверенности в себе;

Воспитание чувства формы;

Воспитание потребности творческой деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Жанр урока: творческая лаборатория

Вид урока: урок - презентация

Методы: музицирование, импровизация, познавательная игра, словесный (беседа), наглядный, иллюстративно-практический, исполнительский, побуждающий, поисковый.

Музыкально-иллюстративный материал;

Пособия «Гороскоп» и «Алфавит»;

План урока:

1. Организационный момент.

2. Исполнение песен про интервалы.

3. Игра «Я прошу спеть тебя».

4. Беседа об интервале как образе и абстракции.

5. Рассказ – история о совершенных консонансах.

6. Музицирование интервальных цепочек (совершенные консонансы) на цифровом фортепиано в режиме «орган».

7. Исполнение песни «Консонанс и диссонанс».

8. Импровизация с «поющими» интервалами.

9. Исполнение песни «Обращение интервала».

10. Импровизации на тему «Гороскоп».

11. Целотонная гамма. Импровизация «Колдовство со звуками» и «Страшилки».

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли).

13. Игра – досочинение «Интересно, чем же закончилось это произведение?».

14. Исполнение сочинений учащихся, где интервал выполняет функцию бас-остинато.

15. Игры с интервалами: «Эстафета», «Алфавит», «Я знаю».16. Заключение. Подведение итогов урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «От игры – к знаниям» (практическое использование интервалов в творческих заданиях на уроках сольфеджио).

Адресат: 4 класс фортепианного и хорового отделений.

Цель:

показать практические возможности игровых форм и приемов обучения в работе над темой «Интервал» на уроках сольфеджио, направленных на развитие личности, творческую самореализацию всех участников образовательного процесса.

Задачи:

Формирование понятийного начала в единстве с творческим;

Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;

Формирование музыкально – слуховых представлений;

Воспитание и развитие музыкального слуха;

Формирование навыков владения элементами музыкального языка;

Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;

Формирование навыков импровизации и ансамблевого музицирования;

Развитие музыкального мышления;

Совершенствование гармонического слуха;

Воспитание раскованности, уверенности в себе;

Воспитание чувства формы;

Воспитание потребности творческой деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Жанр урока: творческая лаборатория

Вид урока: урок - презентация

Методы: музицирование, импровизация, познавательная игра, словесный (беседа), наглядный, иллюстративно-практический, исполнительский, побуждающий, поисковый.

Используемые дидактические пособия:

Музыкально-иллюстративный материал;

Пособия «Гороскоп» и «Алфавит»;

План урока:

1. Организационный момент.

2. Исполнение песен про интервалы.

4. Беседа об интервале как образе и абстракции.

5. Рассказ – история о совершенных консонансах.

6. Музицирование интервальных цепочек (совершенные консонансы) на цифровом фортепиано в режиме «орган».

7. Исполнение песни «Консонанс и диссонанс».

8. Импровизация с «поющими» интервалами.

9. Исполнение песни «Обращение интервала».

10. Импровизации на тему «Гороскоп».

11. Целотонная гамма. Импровизация «Колдовство со звуками» и «Страшилки».

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли).

13. Игра – досочинение «Интересно, чем же закончилось это произведение?».

14. Исполнение сочинений учащихся, где интервал выполняет функцию бас-остинато.

15. Игры с интервалами: «Эстафета», «Алфавит», «Я знаю».

16. Заключение. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент: 1) приветствие; 2) эмоциональный настрой; 3) информация о теме, цели и задачах урока.

Педагог : Сегодня урок сольфеджио необычный. Главный персонаж нашего урока - интервал . Еще в подготовительном классе мы, ребята, познакомились с вами с музыкальной страной «Интервалией», где все герои, не смотря на различие характеров, живут дружно и счастливо. Вы стали старше и научились не только слушать и определять интервалы в нотах и на слух, но и умело использовать их в своих творческих заданиях. А еще, не менее важно то, что интервал живет не обособленно, а в тесной дружбе с гаммами, аккордами, тональностями, знаками альтерации, ритмом, а также является частью таких выразительных средств в музыке как мелодия и гармония. Поэтому, цель нашего урока – показать взаимоотношения интервала в содружестве с различными понятиями на примере творческих заданий.

Итак, отправляемся в гости к Интервалу с песней.

2. Исполняются: «Песенка об интервалах» и Песенки – попевки .

Педагог : Предлагаю воспользоваться образными характеристиками интервалов для дальнейшего задания. Кто они такие интервалы и как звучат?

Ученики предлагают разные варианты сравнительных характеристик, исполняя интервалы в гармоническом и мелодическом виде вверх или вниз.

Ученики:

Кварта – «жесткая», «упрямая», «не только холодная, но и суровая»;

Квинта – «пустая», «холодная как медуза», «бесчувственная, как из замка Снежной королевы», «старинный, заброшенный замок» (в нижнем регистре);

Октава – звуки в ней «совершенно согласны друг с другом», «хорошо ладят»;

Терция – «добрая, красивая, стройная», имеет ладовую окраску (малая – «зов кукушки»);

Секунды – «сердятся, дразнятся, дерутся и хохочут при этом», «злючка-колючка», «сцепились, клубочком покатились», «скребущая, царапающая», «ябеда, плакса, хныкалка», «обида, печаль»;

Септима – «и страданье, и полет», «ворчунья», «великаны», «терпкая, грубоострая»;

Секста – «всеобщая любимица», «излучает любовь и доброту», «королева» русских романсов, «мягкая, бархатистая, сочная», имеет ладовую окраску;

Тритон – «пират, шпион, злодей», «интервал дьявола», «блики, отсвет, полутона света и тени», «тревога, напряженность», «таинственный, сказочный», «хитрый, вредный», «Змей Горыныч», «зубастые псы».

Попробуем с помощью образных характеристик спеть интервалы от любого звука.

3. Игра «Я прошу спеть тебя». Педагог исполняет музыкальную фразу, построенную на одном звуке. В котором упоминается один из интервалов. Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз. В игре использовались интервалы – 2м, 2б, 3м, 3б, 5ч. С заданием справились хорошо, но наверняка все знают, что в гармоническом звучании интервалы показывают свое второе лицо. Не случайно образные характеристики так разноплановы.

4. Педагог : Для успешного усвоения темы «Консонанс и диссонанс» ребятам была предложена удивительная история о церковном музыканте . Вот она:

Давным-давно, в XI веке, много лет назад, жил-был музыкант. Он сочинял музыку, которую исполняли в церкви. Он мечтал, чтобы люди, слушая ее. Были счастливы. И вот однажды приснилась ему музыка, не простая – волшебная! Слушая ее, люди забывали о своих бедах, страданьях и тревогах. Мысли их уносились к звездам, к Богу, и ничто происходящее в мире не волновало их.

Наутро музыкант записал мелодию и раздал ноты церковному хору. И как только зазвучали звуки волшебной музыки, все люди забыли о своих горестях. Музыканту казалось, что он сделал всех счастливыми. Люди все шли и шли в церковь, ведь всем хотелось забыть о своих бедах. Но вскоре оказалось, что забыли они не только о тревогах – из их сердец вместе с волнениями ушли и радость, и любовь. Торжественно и спокойно звучала музыка под сводами церкви, потому что составляли ее только чистые интервалы. (Исполняется двухголосие на цифровом фортепиано в режиме «орган»).

Что же случилось с людьми? – думал музыкант. – Я хотел, чтобы они были счастливы, но я не вижу на их лицах радости. Значит, не может человек быть по-настоящему счастлив, если он не волнуется, не тревожится и не любит».

Музыка все звучала и звучала, а люди, слушая ее, не становились счастливыми. Тогда музыкант решил сочинить другую музыку, такую, чтобы в ней было все: и покой, и радость, и страданье, и мысли о Боге, и любовь.

«Это невозможно!» - говорили ему. Но он ее сочинил.

Ученикам было предложено исполнить подобное двухголосие, виртуально отправившись в XI век и попробовать представить себя в роли церковного музыканта.

Итог: Главная тайна музыки – в гармонии, когда различные звуки, сочетаясь, образуют единое прекрасное целое.

5. Исполняется песня «Консонанс и диссонанс».

6. Педагог: На уроках сольфеджио большое значение придаем игре на фортепиано различных упражнений для создания неких звуковых образов - «абстрактных» объектов. Увлекательными заданиями являются упражнения за фортепиано с несовершенными консонансами, мы их называем «поющие». Но для успешного выполнения этого задания необходимо усвоить два правила. Во-первых, надо очень захотеть, чтобы интервалы пели, и тогда появится красивый, певучий звук, а это уже основа основ, самое главное. А во-вторых, надо строго соблюдать параллельное движение правой и левой руки. И, конечно же, в «поющих» интервалах действуют два основных закона - квадраты и повторения.

Исполняются упражнения на фортепиано в терцию, сексту и дециму, используются различные размеры, ритмы (жанры).

7. Педагог: Интервалы – это удивительные музыкальные существа. Больше всего они любят кувыркаться, то есть становиться вверх ногами. Такой переворот называется обращением.

Исполнение песни «Обращение интервалов» .

10. Педагог: Особенно интересно ученикам составлять «Гороскоп» . Показывается иллюстрация гороскопа. Каждому созвездию принадлежит свой звук. Теперь найдите созвездия близких вам людей, например мамы, папы и т.д. Не пугайтесь, если между вашими звуками окажутся секунды, септимы или тритоны. Это вовсе не значит, что вы плохо относитесь друг к другу, наверняка между вами возникают споры. Зато вам никогда не бывает скучно! Сочините волшебную мелодию вашей семьи. В волшебной книге написано, что такая мелодия помогает людям жить в согласии, понимании и никогда не разлучаться. В мелодии можно использовать любой ритм, размер.

Даже с двумя звуками можно пофантазировать, ведь в обращении они дают шесть интервалов! А если воспользоваться разнообразием регистров и ритмов?

Исполняются музыкальные миниатюры «Гороскоп». Предварительно учениками показаны возможные варианты использования конкретных интервалов.

11. Педагог: В классе мы очень любим колдовать. Возьмем, к примеру, необычную гамму, которую в ДМШ и ДШИ никогда не играют. А зря … Гамма действительно необычная. И звучит она как-то по-особенному. Эта гамма широко использовалась русскими и зарубежными композиторами. Достаточно вспомнить волшебника Черномора из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила» или призрак графини из оперы Чайковского П.И. «Пиковая дама».

Наше «колдовство в звуках» целиком и полностью основано на этой гамме (целотонная). Поэтому давайте для начала, ее сыграем. Если играть эту гамму двумя руками на сплошной педали, постоянно меняя силу и окраску звука, то это уже похоже на «колдовство». В особенности, если педагог в это время в басовом регистре будет играть октавами остинатную фигуру – fis-gis-ais… Но это еще не «колдовство», это только подступы к «колдовству». Внутри целотонной гаммы спрятаны различные интервалы, среди всех – есть особо волшебные. Попробуем сыграть гамму в ломаном виде, чередуя белую клавишу с черной… На словах звучит немного страшновато, а играть-то очень просто. Попробуем правой рукой вверх в две октавы на сплошной педали и так же меняя силу и окраску звука. И обратно. Кто они, эти волшебные интервалы? Узнали? Конечно же – тритоны! Не «колдовство» ли это? Добавив к необычным созвучиям аккомпанемент в виде баса - остинато, варьируя мелодию, получились следующие зарисовки – миниатюры.

Импровизация «Звездочка» и «Страшилка» (исп. Шумакова Валерия, Лобода Софья).

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли). Письменно ученики выполняют задание по вычленению интервалов из трека.

13. Педагог: Интересной формой развития творческих навыков на уроках сольфеджио является досочинение . Дети охотно импровизируют окончание фраз (мелодическое или ритмическое), особенно если задание усложнено конкретными указаниями, а не заканчивается банальным статическим завершением. Интересным поводом для творческого задания явилась одна история, которая называется «Чем же интересно кончилась эта пьеска?» .

Однажды у знакомых я обнаружил листок нотной бумаги с какими-то нотными записями. Листок был оборван. В этом доме никто не учился музыке, и даже инструмента не было. Бог весть как туда попал этот обрывок нотной бумаги. Я заинтересовался, посмотрел внимательнее. Там был какой-то детский стишок, песенка на этот стишок, потом короткий вальсик и колыбельная. Стишок сохранился целиком. Он был довольно забавный. Я даже сразу его запомнил.

Воронята – у ворон,

У слонов – слонята.

А у наших макарон

Есть макоронята…

Что же касается музыкальных пьесок, то концы их были оборваны. А поначалу мне они очень понравились. И я даже взял этот листок, чтобы дома проиграть на пианино. Песенка начинается так: (исполнение педагогом) . На этом запись обрывается, так что как заканчивается песенка – неизвестно.

Вальсик был тоже приятный: (исполняется педагогом).

И опять запись обрывается. Но здесь-то чувствуется, что до завершения пьески осталось совсем немного, каких-нибудь такта четыре, не больше.

А вот и колыбельная (исполняется педагогом).

Обратили внимание с учениками на развитие мелодии, форму пьесок, аккомпанемент. На уроке попытались восстановить нотный текст, не нарушая общей структуры и мелодики. Получилось, но не красочно, не интересно. «Что-то не хватает, попробуем найти необычное решение дома», - решили всем классом. Особо заинтересованные ученики по-своему интерпретировали окончание (с использованием проходящих хроматических звуков, распевов) и даже сочинили текст к «Колыбельной», что в целом не нарушило целостности пьес и говорит об индивидуальном стиле ребенка, который выработался в течение не одного урока, являясь следствием систематической творческой работы.

Исполняются несколько вариантов пьес: песенка, вальс и колыбельная с разнообразными окончаниями, не нарушающими общего стиля неизвестного автора.

14. Педагог: Часто используется интервал в аккомпанементе. Очень удобной для исполнения является квинта (бурдонная, убаюкивающая и вальсирующая), которая несет не только функциональную, но и эмоциональную нагрузку, а также октава в виде бас-остинато. Непростой задачей для педагога является нахождение и закрепление учеником правильного соотношения по звучанию между мелодией и аккомпанементом. Эта задача еще и осложняется и тем, что квинты звучат в низком, басовом регистре, и добиться оптимального баланса очень трудно. Многое зависит и от технических возможностей ученика, навыков музицирования. Обращаем внимание учеников на то, что «колдовство» действует сильнее, когда повторяются короткие попевки или возгласы. Это колдовские заклинания! .

Две пьесы собственного сочинения: «Танец маленьких негритят» и «Ночной поезд» (исп. Коваль Полина).

14. Педагог: Хочешь интервалы знать на «пять» - научись играть в игру «Я знаю» . Правила игры: строим на классной доске, в тетрадке или на фортепиано от одного звука вверх или вниз (уточняет педагог или сами ученики) интервалы, озвучивая:

1. Я знаю четыре (семь) совершенных консонанса.

2. Я знаю четыре (шесть) несовершенных консонанса.

3. Я знаю четыре (шесть) диссонанса.

4. Я знаю четыре (пять) малых интервала.

5. Я знаю четыре (пять) больших интервала.

Игра «Эстафета». Класс делится на две группы. Смысл игры в том, что ученики по «цепочке» строят какой-либо интервал (например, только чистые квинты), причем каждый следующий

Ученик строит его от того звука (вверх или вниз), на котором закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся устно.

Игра «Алфавит». В игре используется алфавит в соотношении с музыкальными интервалами. Педагог играет цепочку интервалов в гармоническом или мелодическом звучании (можно использовать исполнение в разных регистрах), где каждому интервалу соответствует определенная буква. Определив на слух интервалы, ученики отгадывают зашифрованные музыкальные термины: звук, квинта, септима, гамма, тоника, тетрахорд и т.д.

15. Итог урока. Рефлексивно-оценочные суждения. Каким вам запомнился Интервал?

Тема «Интервал» является одной из центральных в курсе музыкально-теоретических дисциплин. Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать и называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа, записи диктантов и подбора по слуху. Овладение интервалами – длинный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио. Работа над освоением интервалов требует от педагога продуманной методики и четкой постепенности в нарастании трудностей.

Применение игровых форм работы в обучении помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Традиционная методика преподавания предметов теоретического цикла, дополненная увлекательным музыкальным материалом и игровыми наглядными пособиями станет доступной, а занятия более живыми и интересными.

Постижение теоретических основ музыки на уроках сольфеджио через обучение путем исполнения песенок-правил, сочинения мелодий, импровизации, подбора аккомпанемента в значительной степени экономит время на уроке, поскольку позволяет отказаться от утомительных записей. Предлагаемые музыкальные игры и творческие задания позволяют не только закрепить изученный материал, вовлечь учеников в мир фантазии, творчества, но и сделать предмет сольфеджио привлекательным и даже любимым, а уроки превратить в увлекательную игру.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Живые и любознательные, знакомые с компьютером и Интернетом, они не терпят скуки, им свойственно познание, опережающее их развитие. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны педагога. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. Поэтому, одной из основных задач проведения урока надо считать организацию познавательной деятельности учащихся. Она включает в себя формирование понятий, развитие мышления, воображения, формирование умений и навыков. Обращаясь к специфике урока необходимо, прежде всего, отметить многочисленные точки соприкосновения его с уроком традиционным. Во многом совпадают дидактические цели, воспитательная направленность. Так же важны профессиональный уровень, человеческие качества педагога, «психологический климат» в классе. Педагогу необходимо создать такую атмосферу, с помощью которой ученик сам подойдет к «открытию» теоретических, технических или исполнительских проблем через активную творческую деятельность, самостоятельность мышления.

Данный урок сольфеджио является следствием многолетнего опыта работы преподавателя, но не является примером для подражания. Каждому преподавателю свойственен свой индивидуальный стиль, поэтому отдельные элементы урока могут быть использованы в качестве «материала». Каким бы ни был захватывающим сам процесс творчества, без ощущения видимого и слышимого конечного результата, без эмоционального отклика слушателей, близких или, в крайнем случае, преподавателя, творческая инициатива «засохнет», так и не дав ощутимых «плодов».

Более подробную информацию о значении творческого урока на современном этапе можно получить в методической разработке преподавателя «Современный подход к реализации содержания образования и развитию творческого мышления на уроках теоретических дисциплин в ДШИ».

  1. Бергер Н.А. Сначала - ритм. Ребенок, играя, творит музыку. Учебно – методическое пособие для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практики музыкальных училищ и консерваторий. СПб.: Композитор, 2004. – 72 с.
  2. Борзухон Л.М., Волчек Л.Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. Как сочинить мелодию. Тетрадь I. СПб.: Композитор, 1995.–44 с.
  3. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М.: Классика-XXI, 2007. – 68 с.
  4. Булаева О.П., Геталова О.А. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь I. СПБ.: Композитор, 1999. – 29 с.
  5. Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СПб.: Композитор, 2006. – 38 с.
  6. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: методическое пособие по сольфеджио и теории музыки. М.: Гумнитар. изд. Центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004. – 31 с.
  7. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки. Картинки и разные истории! Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 92 с.
  8. Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка, I-II части. СПб.: Композитор, 2001. – 79 с.
  9. Первозванская Т.Е. Сольфеджио на «пять». Рабочие тетради 4,5 класс. СПб.: Композитор, 2001. – 44 с.
  10. Соколов Ф. В. Музыкальный конструктор. Пособие по развитию музыкального творчества детей. Краткий систематизированный курс из 16 уроков. СПб.: Композитор, 2009. – 132 с.

Мой отрытый урок по сольфеджио для учащихся 2 класса 7-летне программы обучения. Тема урока - "Интервалы".

В календарном плане 2 класса эта тема является центральной. Подробному изучению интервалов уделяется вся 2 четверть. И в последующие четверти и годы мы не раз будем возвращаться к понятию интервала как важному строительному материалу музыкальной ткани.

На предшествующем открытому уроке мы познакомились с понятием интервала, названиями интервалов, их ступеневыми обозначениями.

На открытом уроке эти знания закрепляются, расширяются и углубляются. Добавляются новые понятия: консонанс-диссонанс, гармонический и мелодический виды интервалов, широкие-узкие интервалы.

На следующих уроках будут подробно изучаться секунды, терции, примы, октавы, кварты и квинты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК КОЗЛОВОЙ Н.Г.

по сольфеджио

во 2 классе 7-летняя программа обучения

ТЕМА УРОКА: «Интервалы»

ЦЕЛИ:

Образовательные цели:

  1. закрепить понятие «интервала»;
  2. работать над свободным оперированием названиями интервалов, их ступеневой величиной;
  3. наработка навыка зрительного восприятия интервалов в нотной записи;
  4. наработка мышечных ощущений при исполнении различных интервалов на фортепиано;
  5. начало работы над вокально-интонационным освоением интервалов;
  6. познакомиться с понятиями мелодического и гармонического видов интервала, консонанса и диссонанса, широкого – узкого интервала
  7. продолжение развития навыка двухголосного пения (в том числе с координацией – домашнее задание).

Развивающие цели:

  1. Развитие умения сознательно слушать музыку, анализировать её на слух и по нотному тексту.
  2. Расширение кругозора учащихся;
  3. Развитие мышления учащихся. Формирование у детей умения сравнивать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать знания, определять и объяснять понятия, доказывать своё мнение.
  4. Продолжение работы над развитием внимания, памяти, речи и коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные цели:

  1. Воспитание нравственно-этических представлений учащихся, формирование их мировоззрения.
  2. Работа над воспитанием гуманного отношения учащихся друг к другу, создание атмосферы свободного бесконфликтного общения на основе сотрудничества и взаимоуважения.
  3. Воспитание дисциплинированности, ответственности и работоспособности учеников.
  4. Эстетическое воспитание детей, формирование у них хорошего вкуса, умения видеть, понимать и ценить прекрасное в искусстве и жизни.

ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

  1. Повторение .
  1. слово «интервал», определение музыкального интервала,
  2. названия интервалов
  1. Закрепление .
  1. Сказка о скрипичном ключе и интервалах
  2. «Парад интервалов»
  3. «Задачка» для интервалов
  4. «Гимн интервалов»
  1. Новая тема .

Анализ муз. примеров - № 41, 40, 43.

Мелодические и гармонические интервалы (в мелодии, в двухголосии, в аккордах)

  1. Проверка дом. задания.

№41: анализ, ритм, тактирование, пение сольфеджио, пение со словами верхнего голоса.

  1. Новая тема.

Консонанс – диссонанс. Звучание. Определение. Образные ассоциации. Определение на слух.

  1. Итог урока. Домашнее задание с комментариями. Выставление оценок.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
  2. Повторение.
  1. Что мы изучали на прошлом уроке?

Записываю на доске: «Энтевралы». Так? От какого слова «интервалы»? - «интер» - значит, « между». В музыке что значит «интервал»? (расстояние между двумя звуками). А если звука 3, то это …аккорд. В нём тоже есть интервалы, кстати. Кто заметил?

2. Названия интервалов. Сколько их всего?

1 2 3 4 5 6 7 8

  1. Закрепление.

А сейчас я расскажу вам одну историю, которая произошла с интервалами. Идите к пианино. Все моменты сказки педагог озвучивает на фортепиано.

Жил-был великий музыкальный король - (Скрипичный ключ). Он любил во всём порядок, строил каждый день ноты по порядку. (Что получалось? гамма)

Однажды он отправился погулять в свой любимый клавиатурный парк. Идёт и удивляется. То навстречу ему из-за дерева что-то широченное выскочит, то с ветки что-то маленькое под ноги брякнется…

А дальше и вовсе непонятное – целыми гроздьями ноты катятся, ладно такими – (терциями), а то ведь и такие попадаются – (тритонами). Рассердился король, и, вернувшись во дворец, приказал срочно собрать у себя все интервалы, которые есть. И немедленно построиться по порядку. И как на параде, чтобы имена свои называли чётко и быстро и вперёд выходили. Вот так: показываю как играть Дорожку нтервалов.

От «до» парад интервалов начи-най! (Дорожка интервалов – ученики играют по очереди от разных клавиш):

А теперь от самого широкого интервала к самому узкому давай!

А можно все интервалы сыграть одной рукой? Узкие интервалы – можно сыграть 1,2,3,4 пальцами – какие это интервалы? А широкие – только 1-5 – какие?

А теперь от «ре» (играют желающие дети)

А теперь от «соль»: (играют желающие дети)

Строил он их строил, аж сам упарился. А интервальчики стоят, как солдатики. Мы, говорят, ещё не то можем. Вот загадай нам самые сложные задачи – вмиг справимся!

А вот разгадайте это секретное письмо моего старшего брата – Басового ключа шпионы мои перехватили

6 1 ↓2 2 ↓3 ↓4 1

(«В лесу родилась ёлочка»)

ещё – 1 1 2 ↓2 4 ↓2

Полюбил король интервалы, и приказал, чтобы ни одно музыкальное произведение без них не создавалось.

Даже «Гимн» про интервалы сложили. Что такое «гимн»? (песня, прославляющая кого-нибудь или что-нибудь)

«Гимн интервалов»

Прима, секунда, терция, кварта,

квинта, секста, септима, октава.

Кто не знает эти интервалы

Быть музыкантом не имеет права.

Разважничались интервалы. Без нас, говорят, никакой музыки не получится. А мы сейчас это проверим.

  1. Новая тема . Интервалы в мелодии и в гармонии.

Учебник № 43 «Конь» Где здесь можно найти интервалы? В мелодии. Они обозначены скобками внизу и подписаны. Не до конца. Это будет одним из ваших домашних заданий.

№ 40 «В церкви»

Знакомая музыка? Как называется? Кто автор? (слушали на Слушании музыки)

Где здесь интервалы? В аккордах, в верхней строчке у правой руки какие? (называем 1 такт), а в левой? (называют)

№ 41 «Светлячок». Грузинская песня. Домашнее задание – выучить верхний голос. Как его отличить от нижнего? (по штилям)

Хлопаем ритм, пунктирный ритм, тактирование в размере ¾, тональность, поём вместе сольфеджио верхний голос. Поём на два голоса (я - нижний, ученики – верхний).

Красиво? А какие интервалы у нас между голосами получались? 1, 6,3 Красивые интервалы, благозвучные…

А если так: (играю секундами, тритонами) – царапает слух, резко звучит.

Музыканты называют благозвучные интервалы – КОНСОНАНСАМИ , а резкие – ДИССОНАНСАМИ .

Звучание слов.

Но, если бы музыка состояла только из консонансов, то это было бы скучно. Вот так (играю последнюю фразу «Светлячка» с тритоном в кадансе) – красиво? Да. Для чего нужны диссонансы – как перчик, пряность – по чуть-чуть, для остроты, пикантности.

Рисунки – отгадайте, где консонанс, а где – диссонанс. (рисунок консонанса и диссонанса – в домашнее задание)

  1. Закрепление новой темы.

Определение на слух консонансы – диссонансы.

Играю « Светлячок» в секунду, октаву, тритон, септиму, терцию.

Д К Д Д К

Самопроверка.

  1. Итоги урока.

Какие новые слова узнали»? Что нового вы узнали об интервалах? Какие они бывают? – узкие и широкие, резкие и благозвучные, в мелодии и в аккордах, в двухголосии. Что вам сегодня на уроке больше понравилось делать? Трудно было? Всё понятно?

Домашнее задание с комментариями:

  1. учебник № 43 переписать, обозначить интервалы в мелодии,
  2. рисунок консонанса и диссонанса

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Табунская музыкальная школа

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО
В 3 КЛАССЕ
«ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

подготовила
преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Пешкова Людмила Алексеевна

2015 год
Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся.
Задачи урока:
Обучаюшие:
Повторить и закрепить теоретические сведения
Ввести новую терминологию
Освоить новые метроритмические формулы
Закрепить навыки целостного анализа музыкального текста
Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста
Развивающие:
Развивать музыкальное мышление
Развивать ладовые ощущения
Развивать навыки ориентирования в тональности
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе
Воспитывать творческую активность
Повышать исполнительскую грамотность учащихся

Тип урока: комбинированный
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, тестовые задания, схемы, карточки интервалов, наглядные пособия (кубики трех цветов), цветные магниты, мелки, шумовые инструменты (бубен, ложки).
Методы и методические приемы обучения: анализ, сравнение, обобщение, исследование, наглядно-демонстрационный (схемы, задания на доске), частично поисковые, игровые, ролевые игры (проблемные ситуации).
Формы работы с учащимися: диктант, слуховой анализ, чтение с листа, анализ музыкального текста, вокально-интонационные упражнения, упражнения на фортепиано, творческое задание, игры, практические задания, интонационный этюд.

План урока
Организационный момент
Вхождение в тему
Объяснение нового материала
Закрепление нового материала
Чтение с листа, анализ музыкального текста
Подбор баса к мелодии
Интонационный этюд
Музыкальный диктант
Слуховой анализ
Подведение итогов. Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
I.Организационный момент (1 минута)

Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся
- Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II Вхождение в тему (3 минуты)
Цель: повторение ранее изученного материала, формулировка темы урока
Участники: все учащиеся
Необходимые материалы: презентация (кроссворд на слайде).
Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках «появится» тема урока.
Вопросы кроссворда:
По вертикали:
1.Перенос нижнего звука на октаву вверх
3.Расстояние от одной сильной доли до другой
5.Нота на второй линейке в скрипичном ключе
8.Момент расчленения в музыке
9.Название I ступени лада
По горизонтали:
2.Динамический оттенок
4.Название интервала
6.Знак, при помощи которого записывается музыкальный звук
7.Силовое выделение звука
9. Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям
10.Интервал, который делит октаву пополам

После разгадывания кроссворда педагог формулирует тему урока

III.Объяснение нового материала (8 минут)
Цель: научиться выполнять обращение трезвучий, овладеть новой терминологией
Участники: все учащиеся
Необходимые материалы: разноцветные кубики, магниты на доске, схемы
Проведение: учащиеся выполняют практические задания на доске и в тетрадях, следуя указаниям педагога.

Обращение - это действие, при котором «вершина» становится «основанием», а «основание» - «вершиной», перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.

Здесь педагогу с помощью цветных магнитиков можно показать на доске варианты перемещения звуков при выполнении обращений, после чего выясняем, что интервал имеет одно обращение.

Ребята, давайте выясним, а сколько обращений имеет трезвучие? Для этого нам понадобятся разноцветные кубики. Представим, что каждый из кубиков – это соответствующий звук трезвучия. Чтобы было более понятно, обозначим кубики цифрами:
1 (прима) – кубик красного цвета
3 (терция) - кубик синего цвета
5 (квинта) – кубик зеленого цвета

Далее выполним перемещения: нижний кубик переставляем вверх, остальные кубики (звуки) остаются на месте и наоборот, верхний кубик – вниз, остальные кубики (звуки) остаются на месте.
- У нас получились следующие варианты перемещений (схемы №1,2).

А) вверх:
5 1 3
3 5 1
1 3 5

Б) вниз:
5 3 1
3 1 5
1 5 3

Таким образом, выясняем, что в результате перенесения одного из звуков трезвучия на октаву вверх или вниз, как в интервалах, образуются два новых аккорда (обращения), состоящие из тех же звуков, но расположенных в другом порядке.
- Итак, делаем вывод: количество обращений всегда на одно меньше, чем общее количество звуков. Например, у созвучия из двух звуков одно обращение, из трех – два, из четырех – три и. т. д.
- А сейчас давайте переведем цифры на кубиках в ноты и выпишем на доске тоническое трезвучие с обращениями в тональности До-мажор и других пройденных тональностях, подписав обозначения (к доске приглашаются ученики по желанию, остальные работают в тетрадях):

Подумайте, как отличить данные аккорды друг от друга, ведь все они содержат три звука?
- Вам подскажут интервалы, которые образуются между средними и крайними звуками (схема №3)
в трезвучии - 3+3 (терция + терция, крайние - квинта)
в первом обращении - 3+4(терция + кварта, крайние – секста)
во втором - 4+3 (кварта + терция, крайние - секста).

Делаем вывод: в составе обращений появляется новый интервал «чистая кварта», расположенная или сверху или снизу, между крайними звуками образуется интервал «секста».
-Запоминаем названия обращений:
первое обращение – секстаккорд (Т6)
второе обращение – квартсекстаккорд (Т64)

IV. Закрепление нового материала (7 минут)
Цель: закрепить полученные навыки в различных видах деятельности
Участники: работа парами, тройками, хором все учащиеся
Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал, нотная запись на доске, цветные мелки.
Проведение: упражнение на фортепиано, вокально-интонационные упражнения, игровое задание
- Построим на фортепиано обращения тонического трезвучия в тональности Ми-бемоль мажор, поиграем ими в разных ритмах (работа парами за инструментом в разных регистрах):

Игра «Разноцветные аккорды»
-А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Правила игры: к доске приглашаются трое учащихся, которым раздаются цветные мелки. Каждому из них предлагается в выписанной на доске аккордовой последовательности найти и раскрасить
трезвучия – красным цветом
секстаккорды – синим цветом
квартсекстаккорды – зеленым цветом

Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием. Желаю удачи!

V.Чтение с листа, анализ музыкального текста (5 минут)

Цель: закрепить навыки целостного анализы музыкального текста, развитие вокально-интонационных навыков
Участники: индивидуально, хором (все учащиеся)
Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал Проведение: после предварительного анализа учащиеся сольфеджируют нотные примеры с тактированием.
- В качестве примеров для чтения с листа мы с вами обратимся к старинным западно - европейским танцам контрдансу и гавоту. Но сначала совершим небольшой экскурс в историю:
Веселый галоп родился в Германии около 400 лет назад, в переводе означает «хорошо бежать», исполняется в стремительном темпе со скачками.
Контрданс родился в Англии как народный хороводный танец, стал популярным, попав на бал, отличается более свободными движениями, его могли танцевать все присутствующие.

Предварительный этап работы:
сольмизация примеров, с тактированием, выявление цезур
определение тональности (Ре мажор, Соль мажор)
определение размера (две четверти)
особенности мелодического рисунка (движение по аккордам)
особенности ритмического рисунка (ритмические группы с шест-
надцатыми длительностями)
определение жанровой основы (танцевальная)
опредление синтаксического строения (анализ фраз по буквам)
(а+в+а+с, а+в+а+в1, в2+в3+а+в5)
форма (квадратный период повторного строения, простая двухчастная репризная)

После предварительного анализа поем с листа хором всей группой и индивидуально (цепочкой по фразам).

V. Подбор к мелодии функционального баса (4 минуты)
Цель: развитие творческих навыков, ладовых ощущений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы.
Участники: все учащиеся, индивидуально за инструментом

-Следующее наше задание – творческое. Для начала давайте вспомним основные правила подбора баса:
басовый голос более спокойный
ровные длительности должны подчеркивать характер мелодических оборотов
где оборот мелодии устойчивый – в сопровождении звучит тоника (Т)
где оборот мелодии неустойчивый – доминанта (Д)
Ваша задача, пропеть мелодию галопа внутренним голосом, определить какие фразы мелодии звучат устойчиво, какие – неустойчиво, расставить обозначения функций Т и Д.
-Далее проигрываем мелодии с основными звуками Т и Д в аккомпанементе
\

VI .Интонационный этюд «Танцевальный конкурс» (5минут)
Цель: формирование семантических представлений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, шумовые инструменты (бубен, ложки)
Участники: 2 солистов, 2 группы учащихся
Проведение: учащиеся выполняют творческие задания, предложенные педагогом.
-Ребята, музыковед Б.Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла», имея в виду присутствие в музыкальном тексте устойчивых оборотов с закрепленными значениями (в том числе, наиболее часто повторяемые ритмические обороты), которые конкретизируют смысловую значимость текста и его содержание. Даже в самых простых мелодиях широко распространены повторяющиеся устойчивые обороты с закрепленными значениями. В детской музыке это могут быть интонационно-ритмические формулы пластического происхождения (фигуры «шага», «бега», «притопа» и.т.д.), которые возникли в жанрах старинной танцевальной музыки.
В музыкальном тексте галопа вы услышите ключевые интонации, которые озвучивают основные фигуры танца: «бег подскоками» (1- 2 тт.), фигура «притопа» (т.4).
Эти две ключевые интонации могут принадлежать разным героям. В нашем исполнительском сценарии они будут служить характеристикой героев ролевой игры «Танцевальный конкурс».
На веселом празднике танцоры решили показать свое мастерство и начали выступать по очереди. Сначала свое мастерство показал первый танцор, затем второй, завязался диалог: «вопрос - ответ» (2т.+2т.). Получилось что-то вроде конкурса – состязания.

Порядок игровых действий:
Делим мелодию на две смысловые реплики и распределяем их между участниками сцены: т.1-2 – 1 танцор, т.3-4 – 2 танцор
Исполняем в разном составе:
сольфеджируя голосом (2солиста, хором)
чередуя реплики в разных регистрах фортепиано (нижний – 1 танцор, верхний -2 танцор) с инструментальным сопровождением фортепиано (функциональный бас)
в сопровождении голосов ритмического остинато (хлопки - 1 танцор, «удары каблуком» - 2 танцор)
все это время танцорам помогали музыканты своей ритмичной и непрерывной игрой (удары бубна на сильной доле)

Сюжет второй» Мы танцуем»
Меняем участников сцены и изображаем выступление Девочек (т.1-2) и Мальчиков (т.3-4)
Исполняем мелодию в диалоге двух реплик (девочки и мальчики исполняют отдельно каждый свою реплику)
Показываем, как танцоры объединяются в пары: т. 9-12 поем хором все вместе
Выбираем шумовые инструменты, которые будут звучать на празднике: (бубен, ложки)

VIII. Музыкальный диктант (5 минут)
Цель: развитие ладовых ощущений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, тестовые задания
Участники: все учащиеся
Проведение: учащиеся выполняют задания, следуя предложенной инструкции
- Перед вами мелодия диктанта с пропущенными тактами и вариантами ответов, ваша задача:
прослушать мелодию целиком
определить тональность, размер, структуру
выбрать правильные номера ответов и вписать их в пропущенные такты

Варианты ответов:

IX. Слуховой анализ. Игра «Музыкальный паровозик»
Цель: развитие музыкально-слуховых представлений учащихся
Необходимые материалы: карточки интервалов, фишки
Участники: все учащиеся
Проведение: учащиеся выполняют задания в игровой форме, следуя правилам игры
А сейчас мы с вами отправимся в страну «Звуколярию» на музыкальном паровозике. Все превращаются в машинистов. Пассажирами будут интервалы! Я – главный контролер! Поехали!
Правила игры: после 2-3 проигрываний на фортепиано определить на слух интервалы, выложить на столе карточки с названиями. В конце «путешествия», проходя мимо «вагончиков» с интервалами, педагог выявляет «пассажиров без билетов» и за каждый неверный интервал дает фишку. Того, кто набрал больше фишек, ждет дополнительный вопрос или задание.

XII. Подведение итогов. Рефлексия (1 минута)
Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.
Участники: все учащиеся.
Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока.
- Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия обращений трезвучий, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме, проанализировали примеры из нотной литературы. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились.
- Давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Были ли они достигнуты? Выполнили вы задачи, которые ставили перед собой? Что не удалось? Что понравилось? Выберите солнышко, подходящее вашему настроению и просигнальте мне.
На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно рассмотрим примеры из музыкальной литературы.
XIII. Домашнее задание (1 минута)
играть и петь трезвучия с обращениями в тональностях до 3-х знаков
галоп и контрданс петь, басы играть
придумать сюжет интонационного этюда, разработать исполнительский сценарий

Список образовательных ресурсов:
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебник Сольфеджио,3 класс.- Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2006.
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Рабочая тетрадь по Сольфеджио,3 класс.- Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2006.
Поплянова Е. Чики – брики - гав: Песни, игры, каноны для уроков музыки и детских праздников, ручные ритмознаки. – Челябинск, 1996.
Федорова Л. Веселое сольфеджио: Учебно-методическое
пособие для 1-го класса ДМШ / Под общей ред. Л.Н.Шаймуха-
метовой.- Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2003

Рисунок 12D:\нотные фрагменты\Кроссворд.JPGРисунок 6D:\нотные фрагменты\9.jpgРисунок 9D:\нотные фрагменты\12.jpgРисунок 7D:\нотные фрагменты\10.jpgРисунок 8D:\нотные фрагменты\11.jpgРисунок 5D:\нотные фрагменты\8.jpgРисунок 3D:\нотные фрагменты\4.jpg15

Каждый педагог регулярно показывает свой опыт работы на открытых занятиях.Такие уроки можно проводить как для своих коллег -преподавателей,так и для родителей учеников.Открытые уроки для родителей я провожу регулярно перед выпускными и переводными экзаменами. Это открытый устный контрольный урок, на который обязательно приглашаются все родители.Такой урок -своеобразная "репетиция" устного экзамена. Дети ответственно готовятся к нему,стараются показать свои знания родителям. А для меня сразу становится ясно над чем надо еще побольше поработать.Подробнее про эти уроки здесь:

Другой тип открытого урока -это урок для коллег-преподавателей.На таких уроках педагог показывает свою работу, делится опытом,методическими находками, показывает достигнутые результаты.Вот пример такого урока:

открытый урок по сольфеджио для 5 класса 2013г

"Работа с трезвучиями главных ступеней"

В рамках работы над педагогическим проектом "Сольфеджио за рамками урока" я проводила открытые уроки,на которые приглашала и своих коллег и родителей учеников.Это были итоговые уроки,посвященные музицированию.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 3 класс 2017г.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 2класс 2016г.


открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 1 кл 2015г.

2015 г-методич. разработка.

открытый урок на тему "музицирование"2кл.1-е полуг.

2015 г -ход.урока.

открытый урок по сольфеджио для 3 кл."Подготовка к теоретической олимпиаде для 3 кл" 2012г.

открытый урок по сольфеджио для 7кл. "Подготовка к устному экзамену в присутствии родителей"(2017г.)


открытый урок по сольфеджио для 4 класс."Подготовка к устному контрольному уроку"

  • воспитывать целенаправленное восприятие
  • развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать услышимое, делать сравнение и дифференцировать материал.
  • необходимость научить детей слышать себя при пении, следить за качеством звука с различных точек зрения: точность высоты, сила звучания и т.д.

Оборудование: карточки наглядности, столбица ступеней

Ход урока

1. Мотивационно-организационный этап

Не секрет, что сейчас в музыкальную школу набирают детей без конкурса и, зачастую, не все дети обладают высокими показателями вокально-интонационных природных данных. Поэтому на музыкальных занятиях ребенок должен свободно себя чувствовать, а не бояться получить плохую отметку. Для устранения этих комплексов предлагаю психологическое упражнение (методика Пола и Гейла Деннисонов)

Берем лист бумаги. В каждой руке любое пишущее средство. Начинаем рисовать одновременно двумя руками фигуры, находящиеся в зеркальной симметрии по отношению друг к другу. А затем включим музыку и повторим упражнение под музыку. В двухдольном размере рисуем зигзаги, а в трехдольном – треугольники.

2. Этап учебно-познавательной деятельности

Оглашение темы, плана урока и ожидаемые результаты.

1. Распевки-скороговорки:

ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ФА-МИ-РЕ-ДО
Свили себя ласточки гнездо

МИ_ФА_СОЛЬ_ЛЯ_СИ_ЛЯ_СОЛЬ_ФА_МИ
Мышки бегают в норе

2. Пение гаммы: способствует слуховому укреплению чувства ладотональности. На примере знакомства с гаммой соль мажор дети усваивают местоположение тона и полутона, устойчивых звуков и неустоя. Для лучшего усвоения ступеней используем болгарскую столбицу с наглядным материалом .

Пение гаммы представляет определенную трудность, т.к. охватывает большой диапозон. У детей младшего возраста края диапозона развиты слабо. Предлагается:

а) пение по тетрахордам
б) пение вверх и вниз
в) одно и двухголосно

3. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней: способствует развитию чувства ладотональности. Пение основано на внутреннем слухе. Этот навык на этапе 1-3 кл. связан с умением спеть гамму “ про себя”. Рекомендуется петь следующие последовательности:

а) гаммообразные ходы от разных ступеней к тонике

3-7-1, 4-3-2-7-1, 5-6-7-1 и т.д.

б) опевание устойчивых ступеней
в) разрешение неустойчивых в устойчивые в трехдольном размере
г) тоническое трезвучие
е) игра “сколько слышим звуков”
ж) игра “мама и оленята”

К знакомству с гаммой соль мажор переходим после того, как дети поют ряд упражнений. При интонировании гамм в младших классах следует ее гармонизировать, благодаря чему развивается функциональный слух.

4. Пение главных ступеней

Детям представляю сказку “Корпорация функций” Приложение 2

На маленьком острове стоял семиэтажный дом, где проживали жители функциоанальностей, т.е. национальностей. Самая старшая из трех функций была ТОНИКА Ивановна, которой было около 500 лет, а сейчас она на пенсии. Пишет стихи и вяжет чепчики. Живет она на первом этаже семиэтажного дома.

(слуховое восприятие)

Часто к ней заходит на чай красавица ДОМИНАНТА с 5-го этажа

(слуховое восприятие)

Прямо под красавицей ДОМИНАНТОЙ живет проказник СУП ДОМИНАНТ. (Буква изменена специально для лучшего восприятия). Ночью, когда все ложатся спать, он залетает в чужие квартиры и поедает СУП до последней капельки.

(слуховое восприятие)

А еще он влюблен в красавицу ДОМИНАНТУ. Он дарит ей подарки и цветы, но гордая красавица не отвечает его чувствам, поэтому к нему в гости она не заходит никогда, только в редких случаях.

Ребята, давай те теперь построим 7-ми этажный дом в Соль мажоре и найдем наших главных героев.

А теперь поиграем в игру “эхо” – повторение ступеней голосом за инструментом. Молодцы!

5. Слуховой анализ мотивов (каждый новый мотив начинается с последней ноты)

“Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайна важна. В ней объединяются все знания и умения учащихся, получаемых на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Специфику метода работы над анализом на слух можно определить так: “слуховая наглядность”. Осознание слышимого зависит, прежде всего, от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки. Работа над анализом на слух имеет большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с листа, и особенно для записи диктантов” – Шумарина Е.В. преподаватель теоретических дисциплин, школа искусств, город Ртищево

Соль мажор
I-II-I; I-IV-V; V-VI-VII; VII-II-I; I-V-I и т.д.

6. Диктант (устно-показательный)

1 вариант: На доске пишет педагог или ученик, а в обсуждении участвует весь класс.

2 вариант: педагог предлагает несколько вариантов записи диктанта на плакате или на доске, а учащиеся должны дать правильный ответ после 3-4 прослушиваний, при этом указав на ошибки: (нет ключевого знака, не указан размер)

Предмет сольфеджио, как и другие предметы ДМШ, должен соответствовать уровню современной педагогической науки. Одна из ведущих проблем активизация мыслительной деятельности учащихся. Такого рода деятельность в сфере музыкального мышления и восприятия направлена на развитие осознанного восприятия слышаемого, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщить умения и т.д. Такая форма работы как диктант и дает возможность обобщить все накопленные знания и умения

7. Заключает нашу работу чтение с листа. Эта форма работы сводится в комплекс навыков:

а) умение определить лад и тональность
б) умение определить размер и особенности ритма
в) умение настроиться в данной тональности
г) умение точно интонировать и соблюдать строй
д) умение ощущать и выдерживать пульсацию долей в темпе, опираясь на дирижирование
е) умение владеть голосом без поддержки инструмента

Для работы берем номер №__32__ Г. Фридкин “Чтение с листа” в тональности соль мажор:

Итак, подводим итоги: уч-ся даем домашнее задание, выставляем оценки.

По пунктам определяем алгоритм интонационных и слуховых упражнений. Для того чтоб развить в себе внутренний слух, музыкальное мышление надо работать над такими упражнениями:

1. Пение гаммы.
2. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней, схема тяготения.
3. Пение главных ступеней.
4. Пение трезвучий главных ступеней
5. “Эхо” ступеней в пределах регистровой зоны
6. Слуховой анализ “связанных” мотивов
7. Устные диктанты
8. Чтение с листа

Правильно организованный начальный период занятий имеет большое значение для всего дальнейшего обучения. Методика преподавания и формы работы в начальных классах определяются психофизическими особенностями детей младшего возраста:

1. Тяготение к подражанию.
2. Не способность к абстрактному мышлению.
3. Эмоциональная восприимчивость.
4. Неустойчивость внимания

Необходимыми качествами урока должны быть: увлекательность, занимательность, доступность, которые будут способствовать пробуждению интереса к знаниям, усвоению новых навыков и эффективного развития.

За основу педагог взял классические формы работы с добавлением игровых упражнений, новую тему описал в форме сказки, чередует активные и пассивные формы работы и предпочтение отдает коллективной форме с использованием наглядности.

Список используемой литературы:

  1. Иванчикова О. Свободные вариации на тему нетрадиционные методы музыкального воспитания. С.126. Симферополь, 2005.
  2. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов
  3. Букреева Г.Б. “Интересная музыка” обучаема книга – Богдан, 2006.
  4. Калужская Т. Сольфеджио” учебно-методическое пособие. 2 класс ДМШ.
  5. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио.