Из опыта работы учителя физики. Описание методической системы учителя физики. "педагогические мастерские" - технология на уроках физики

Педагог — это человек осуществляющий просветительную, гуманитарную, воспитательную функцию как в процессе своей работы и общения с молодежью, так и в рамках преподавания своего предмета.

Просветительная, гуманитарная составляющая физики состоит в том, чтобы донести и убедить учащихся в универсальности законов природы, воспитать в них убеждения и научное понимание этих законов, а значит, стремление стойко противостоять невежеству. Можно рассматривать проблемы жизни общества с точки зрения физики. Педагог — это и наставник в том числе, воспитатель нравственных качеств. Стимулируя изучение учениками в своей проектной деятельности , неизбежно формирую у них такие качества личности как целеустремленность, упорство, патриотизм.

Педагог чаще всего решает воспитательные задачи. Предмет физики позволяет воспитывать убеждения, умение анализировать ошибки и не отчаиваться в случае неудачи. Отрицательный результат — это тоже результат, не тупик, а возможно и начало нового пути. Как педагог никогда не упускаю возможности акцентировать внимание аудитории на тех допущениях, которые возникали в науке. Например, известный опыт Майкельсона-Морли с отрицательным результатом: независимость скорости света от направления его распространения относительно Земли — вдоль направления движения Земли или перпендикулярно этому направлению, привел к новому пониманию, а именно «Теории относительности».

Любое открытие в науке — это опора на предшественников, гениальные догадки и коллективное творчество. Если обучение происходит интересно, в коллективе царит творческая атмосфера, то ученики также откликаются интересом к предмету, и как следствие этого интереса — хорошие результаты обучения, а также выбор дальнейшего пути в обучении и в профессии.

Физика — главная интеллектообразующая наука, она формирует мировоззрение, расширяет кругозор, развивает определенный склад мышления.

Когда меня спрашивают: «Что я преподаю?» и слышат в ответ, что я учитель физики, постоянно уважительное восклицание: «О-о-о!!». Это говорит о том, что учить физику было трудно, хотя и интересно, однако невольно у человека представление о природе сформировано физикой и именно физика приобщила молодого человека к миру научного знания и к ценностям культуры.

Как педагог постоянно стремлюсь создать на своих уроках среду, насыщенную информацией, в которой происходит концентрация основных идей изучаемой темы. Методика современного обучения способствует достижению развития ума собственными усилиями, настойчивой работой мысли и преодоления лености ума.

Образование сегодня определяется . Учитель, если он еще и педагог, стремится не сообщать готовые знания, а стимулировать ученика к узнаванию нового, учитель на уроке должен быть координатором деятельности. Физика — наука экспериментальная, а значит опыты, демонстрации, приборы, лабораторные занятия являются главными компонентами в преподавании. Стремлюсь к тому, чтобы ученик получил удовольствие от проведения опыта и главного в его исследовании — вывода.

Личностные убеждения складываются после больших душевных усилий. Часто в этом помогает сама наука, обсуждение разных точек зрения на один и тот же объект. Дискуссия по поводу: «Что же все-таки такое свет?». Поток частиц или волна? Анализ этого объекта — света, закономерностей его проявления дает толчок к пониманию возможностей разностороннего толкования и критическому осмыслению разных точек зрения.

Учитель успешно справляется с решением этих задач только тогда, когда ученику на уроке не скучно, а для этого использую все средства, привлекающие внимание. Их много и все большую значимость в современной системе образования приобретают . Это метод и способ донесения информации до ученика, и способ взаимодействия с учеником.

Современные дети — это дети, черпающие информацию чаще из интернета, чем из учебников, это дети много времени проводящие у экранов телевизоров и за компьютером. Поэтому школа, педагог должны быть на уровне современных требований и использовать возможности ИКТ.

За время работы с использованием ИКТ поняла, что ученики сами могут, конечно, под моим руководством, сделать , презентацию по итогам экскурсии или к докладу, к внеклассному мероприятию, снять видео опыта, сделать грамотно презентацию своего проекта.

В моем портфолио накоплено большое число таких работ, практически к каждому уроку, и интерес учеников к ним не ослабевает. Настойчиво предлагают свои услуги по созданию новых презентаций. Конечно, главная роль в этом — это роль учителя, так как именно учитель разрабатывает слайды, дает рекомендации, что поместить на слайд. Часто совместно с учеником, сидя за компьютером, решаем, как лучше расположить материал, что добавить, как привлечь внимание (выделить анимацией, шрифтом, подчеркнуть ).

Подобные уроки, то есть уроки, где используются видео, неизменно вызывают интерес, запоминаются лучше. И, как следствие, вызывают интерес к науке. к моим урокам физики с видеофрагментами опытов, которые не всегда есть возможность показать в школе, систематически применяю в преподавании. Одно дело продиктовать правило, другое — увидеть текст на экране, тут же его отработать, стимулируя понимание и запоминание. В компьютерные презентации тем по физике включаю вопросы, контролирующие понимание, тренирующие память, развивающие мышление. Все это направлено к одной цели — учить интересно!

Убеждена, что наглядный опыт лучше компьютерного изображения, так как процесс происходит здесь и сейчас. Виртуальное пространство — одно, а реальная жизнь — другое, навык наблюдения и анализа при демонстрации эксперимента для ученика дело сложное, а значит кабинет, приборы, условия для работы должны способствовать восприятию предмета. Кабинет физики уже сам по себе своей насыщенностью приборами, оформлением создает мотивацию для возникновения интереса к науке, и я как педагог всегда создавала достаточную материальную базу кабинета физики, что, безусловно, стимулирует интерес к урокам.

Главные мысли:

а) Учитель должен быть в курсе современных тенденций в образовании и преподавании предмета. Конкретно: если общество меняется, то меняется и технология работы, например — всепроникающая компьютеризация школьного преподавания. Учитель не должен отставать от новых идей, тем более что ученики владеют компьютером и когда они видят, что и учитель использует компьютер в своей работе, а также имеют возможность применить свои умения пользователя компьютера, то это .

б) Выпускники не раз говорили, что физика расширила их кругозор. И это еще один аргумент в пользу того, что учить надо интересно, несмотря на резкое сокращение времени на предмет физики. Мировоззрение надо формировать, подчеркивать значимость науки, а это и влечет за собой уплотнение способов подачи информации и методов закрепления материала.

в) Специфика предмета — практическое применение знаний. Физика — основа научно-технического прогресса, фундамент всех наук о природе. Методы работы, материал для урока отбираю так, чтобы доступно убедить учащихся в том, что без физики нет и прогресса в развитии.

  • Задачи с техническим содержанием. Задача по физике трудна тем, что требует перебора подходов, вариантов решения, не давая никаких гарантий правильности выбранного пути. Такое размышление, движение на ощупь для многих учащихся — не самый привычный путь, им хочется уверенности в правильности своего решения. Навык осмысленного, подготовленного риска — вот что дает решение задач по физике душам учеников.
  • Как педагогу мне непрерывно приходится совершенствовать свое преподавательское мастерство, создавая ситуацию успеха у учащихся, а значит, и влияя на их души и развивая общечеловеческие черты личности, например, не быть равнодушными к , что, безусловно, важно для всего общества. Знания по моему предмету в плане экологических проблем помогают сформировать не только понимание этих вопросов, но и привычки цивилизованного человека. Для воспитания молодого поколения в этом плане использую внеклассные мероприятия. Физические вечера, игры, конкурсы, на которых ученик может показать свое умение по физике в конкретной теме, убедиться в своей эрудиции по этой теме и почувствовать уверенность в себе.
  • Современные идеи. Нано-технологии. (Что это? Где это можно использовать?).
  • Мобильные телефоны (Как это согласуется с темой электромагнитны еволны?) Педагог, должен быть в курсе современных достижений науки.

г) Воспитание ученика. Не только образование, но и личность! Какие же качества личности формируются на уроках физики?

Уроки строю так, чтобы было любопытство . Надо не погасить искру интереса у младших школьников. Воображение (А что, если исчезнет, то или иное явление природы? Например 3 «Нет электроэнергии. К чему это приведет?» или: «Исчезла инерция! Как это изменит природу?») Математический склад ума . Постоянно подчеркиваю роль математики в преподавании предмета. Для физико-математического вечера был осуществлен проект в виде компьютерной презентации о связи математики и физики.

Настойчивость . Ставлю ученика в ситуацию, когда он добивается результата.

Решил задачу, вывел формулу, правильно объяснил явление. Работая над методической темой «Роль алгоритма в решении задач по физике», составила обобщающую таблицу для разных типов задач. По этой таблице можно проследить путь к решению, а это достижение успеха и вызывает чувство удовлетворения, то есть воспитывает упорство.

Завершая все эти свои мысли, хочу сказать, что на всю жизнь мы запоминаем своего учителя. Это тот человек, который всегда перед глазами. Его стиль, его одежда, его юмор, его высказывания под пристальным вниманием учеников и, в конце концов, именно этот человек является для них примером, то есть в основном смысле педагогом. Часто они стремятся ему подражать. Если я помню до сих пор своих учителей математики и физики, то это и значит, что это были личности. Это те люди, которые и явились стимулом в выборе профессии. Как интересно было на уроках физики, как интенсивно работала мысль на уроках математики, а результат выбор профессии. Миссия педагога заключается еще и в том, чтобы дети видели в тебе личность. Личность, достойную подражания, — как работает, как говорит и сколько знает! Когда дети говорят мне, что вы и так все знаете, то это комплимент, но эти слова и обязывают быть всегда на таком уровне.

Объясняя на уроке физики современную картину мира, невозможно не высказать свое отношение к глобальным вызовам современности. Недостаток углеводородного сырья, а в связи с этим и конфликты между странами и экономиками. Достижения в создании новых видов оружия, в частности успехи нашей страны и ученых в освоении атомного оружия, ракетной техники и как следствие финал Второй мировой войны. Успехи нашей родины в всегда подчеркиваю, это и естественно связь с физикой. Считаю: все эти моменты в моей работе позволяют мне думать, что я не только учитель физики, но и педагог.

Педагог учит самостоятельно добывать знания, использовать их в теории, на практике. Для этого использую проектную деятельность учеников и неуклонно разрабатываю вмести с ними проекты по своему предмету. Эти разработки систематически обсуждаются на внеклассных занятиях по физике и школьных конференциях. Темы выбирают ученики, разрабатывают свой проект под моим руководством (выбор литературы, источников информации, исследования в рамках проекта, анализ результатов). Вот некоторые примеры тем тем проектов по физике:

  • Физика и оружие Победы.
  • Автомобиль и экология среды.
  • Российские электротехники.

Педагог в современном понимании и проявляет свою эрудицию в проектной деятельности. Все это активизирует ученика, а значит, не только развивает его, но и воспитывает.

У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ, СО ВРЕМЕНЕМ ЦЕЛЬ СТАНОВИТСЯ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ.
Для меня смысл жизни - нести радость тем, кто рядом со мной, учить и учиться вместе с ними, потому что, пока мы чувствуем, развиваемся и движемся, мы живем!
Жизнь-это движение!
А движение подчиняется законам ФИЗИКИ!

Описание методической системы

учителя физики

высшей категории

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 129 г.о. Самары

Абрамовой Маргарита Валентиновны

Я, Абрамова Маргарита Валентиновна, работаю учителем физики в МБОУ СОШ № 129 с 1999 года в классах с углубленным изучением физики и в общеобразовательных классах. Необходимость разработки своей системы работы связана с произошедшими изменениями за последнее время, как в обществе, так и в образовании. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Сегодня система образования столк-нулась с проблемой- начиная с конца 60-х годов количе-ство трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований затруднения в обуче-нии по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы.

Что же мы понимаем под школьными трудностями? Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе . Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости обучения. Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Это закономерно - человеку не может нравиться все и сразу. Однако, необходимость решения этой проблемы, ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса.

Из выше сказанного следует ведущая педагогическая идея - создать комфортную образовательную среду для повышения мотивации учащихся, испытывающих трудности, при изучении физики.

Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи вся моя деятельность ведется с целью создания педагогически обусловленной адаптационной среды через:

  • неразрывное единство обучения и воспитания, в результате которого выпускник способен к принятию ответственных компетентных решений, творчески и системно осуществлять свою деятельность;
  • взаимосвязь основного и дополнительного предметного (физического) образования, в результате которой выпускник получает прочные знания по предмету и становится ориентированным на дальнейшее образование и самообразование;
  • интеграцию содержания физического образования с другими областями знаний, в результате которой учащийся способен применять взаимосвязанные комплексы знаний;
  • обеспечение каждого учащегося доступным, отвечающим его запросам, качественным образованием на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий;
  • перевод учащегося в режим саморазвития;
  • развитие у учащихся необходимых ключевых компетенций для успешной деятельности.

Центральное место в моей системе занимает УЧЕНИК , его способности, индивидуальность, духовный мир. Каждому от природы даны способности и склонности, и моя основная задача - развивать их, формировать личность со всеми присущими ей качествами и особенностями.

Учебный материал по физике - это не только источник знаний, он в равной мере является базой для развития личности. Усвоение этого материала не самоцель обучения, знание должно, прежде всего, эффективно работать на задачу формирования личности учащегося. Поэтому в ходе работы над решением поставленных задач у меня сформировалась определенная система работы, которая предусматривает тесное сотрудничество учителя-предметника и ученика, классного руководителя и родителя. Моя система базируется на двух основных направлениях - учебная работа и внеурочная деятельность по предмету, которые взаимосвязаны между собой. Так как интерес к внеурочной деятельности возникает только тогда, когда интересно на уроке, только в этом случае, возникает желание продолжить работу дальше.

В своей практике я использую современные инновационные методы, технологии, приемы, направленные на формирование интереса учащихся к изучаемому предмету.

На уроках организую процесс обучения через постановку и решение учебной проблемы и на основе принципа научного познания (принцип цикличности), который можно представить в виде последовательности циклов, каждый из которых включает следующие звенья:

факты - проблема - гипотеза - модель - следствия - эксперимент.

На первом этапе происходит накопление фактов , выявленных при опытном исследовании какой-то группы явлений, для этого лучшими методами являются рассказ учителя и демонстрационные опыты. Учащиеся понимают, что абстрактная модель-гипотеза строится на основе обобщения множества фактов. Вместе с тем необходимо, чтобы ряд явлений они наблюдали непосредственно. Выдвижение гипотезы занимает центральное место в понимании явлений, в их познании, в открытии (изобретении) нового. Далее происходит процесс моделирования объекта или явления для наиболее наглядного представления о структуре объекта или явления и выяснении взаимосвязей между его структурными элементами. Следующим этапом является теоретическое развитие модели - выдвижение следствий . На этом этапе реализуется получение и обсуждение всевозможных, конкретных выводов и следствий из модели - абстрактной формулы, закона, принципа. Завершающая фаза - эксперимент - служит, прежде всего, для объективной проверки теоретических выводов, сделанных на основе модели.

Обучение школьников с опорой на методологию познания, выраженную в построении и решении познавательных проблем согласно принципу цикличности, применяю на уроках: изучения нового материала, уроках решения открытых и закрытых задач, на лабораторных, проектных работах, а также в подборе заданий с методологическим содержанием.

Для формирования научного типа мышления учащихся также использую технологию «Создание образа явления» (задания на установление связей). Учащимся предлагается тип заданий, для выполнения которых нужно выстроить цепочку из фактов и размышлений. Для этого использую «карты ума» и кластеры . Процесс создания «образа» - дело творческое, развивающее логическое мышление. Задачей ученика является выявление и обоснование связей, выстраивание цепочки рассуждений, каждое звено которой связано с предыдущим. Предлагаю учащимся алгоритм действий :

  1. Назвать факт или явление, о котором говорится в задании.
  2. Определить, что в окружающей природе и жизни человека зависит от этого факта.
  3. Выяснить взаимосвязи:

а) что будет, если данный факт, величина станет больше, меньше;

б) указать, в какую сторону произойдет изменение;

4. Сформулировать общий вывод, обобщив полученные сведения.

Очевидно, что подобных заданий в процессе обучения физике можно придумать много. Они развивают умение логически мыслить, приучают действовать по шагам так, чтобы каждое продвижение опиралось на предыдущее, нацеливают на поиск и установление связей между физическими фактами, величинами, процессами в окружающем мире, учат вскрывать причинно-следственные отношения.

В учебной работе учитываю изобретательность ученика , предоставляю ему возможность самостоятельного выбора формы работы на уроке (индивидуальная, групповая, фронтальная), тип ответа (у доски, с места, письменно, устно, в виде развернутого рассказа или краткого резюме). Регулярно использую коллективную (групповую) учебную работу, т.к. в такой деятельности одни учащиеся берут на себя роль «генератора идей», другие охотно эту идею обосновывают, исполняя роль референта, третьи с удовольствием участвуют в практической реализации замысла: выполняют сборку установки, делают расчеты, рисуют схемы, опыты, чертежи.

В процессе учебной и внеурочной работы стремлюсь создавать ситуации, вызывающие появление у учеников положительных познавательных мотивов . Развиваю интерес учащихся через увлекающее содержание материала, путем последовательного раскрытия разных практических применений какого-то явления или закономерности в технике, медицине, быту, использую занимательные факты из наблюдений, производственной практики, парадоксального эксперимента, дающего неожиданный эффект. Для формирования мотивов саморазвития , показываю значимость материала, который предстоит изучать, создаю условия для получения практических умений, необходимых для выбора профессии. Для стимулирования мотивов достижения успеха , указываю на высоты, которых необходимо добиться, ориентирую на победы в учебных соревнованиях, конференциях, на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах. Формируя коммуникативные мотивы, связанные с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием, организую групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов, групповую разработку проектов.

Творческая, экспериментальная работа на уроке побуждает учащихся к исследованиям, к проектной деятельности. Учебные проекты позволяют проследить связи между различными учебными дисциплинами в контексте проблем реального мира, вовлекать учащихся в активный процесс обучения. Метод проектов — это метод личностно-ориентированного обучения. Он позволяет учащемуся участвовать в разработке содержания обучения, развивая умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и способам представления изученного материала.

Предоставляю возможность учащимся работать над проектами как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом не является обязательной для каждого учащегося, она организована, когда возникает интерес к глубокому изучению вопроса, к экспериментальной деятельности. Работа над проектом в физике интересна тем, что можно проверить свои исследования экспериментом. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку. Привлекаю учащихся к работе в научных лабораториях СамГТУ и СамГУ , что позволяет более глубоко раскрыть тему проекта и как результат, успешно защитить проект на конференциях районного, городского и областного уровней.

Для решения творческих и изобретательных открытых задач , активно использую технологию ТРИЗ , таксономию БЛУМА, которые развивают и формируют креативное мышление, позволяют физические процессы переносить на изменения, происходящие в обществе и среде обитания, адаптироваться ко всему новому, неизведанному. Использование открытых задач позволяет погрузить ученика в сферу самообразования и саморазвития. Чтобы решить такую задачу, необходимо получить дополнительные знания, а, следовательно, самостоятельно изучить научную литературу. Открытая задача имеет «открытое» условие, то есть в нем есть неопределенности — как в любой реальной жизненной ситуации. Открытая задача имеет несколько путей решения и, обычно, не единственно возможный контрольный ответ. Обсудить такого рода задачи я предлагаю учащимся на Internet -площадке Linoit.com . Она создана для организации совместной урочной и внеурочной работы (создана группа fizika 01 ). Здесь можно получить необходимую консультацию не только от учителя, но и от ученика, произвести разбор и совместную проверку, как домашнего задания, так и проекта, контрольной работы.

С целью повышения мотивации при обучении физики и создания условий для творческой деятельности учащихся, использую такую форму взаимодействия учителя и ученика, как занятия экспериментальной физикой в домашних условиях. Школьники сами, используя простое оборудование, конструируют самодельные приборы для проведения экспериментов из подручных материалов. Для каждого эксперимента указывается цель, список необходимых материалов, ожидаемые результаты и научное объяснение употребляемых терминов. Формулировка цели каждого эксперимента дает учащимся ключ к применению физического понятия, о котором пойдет речь в эксперименте. Необходимые материалы во всех экспериментах легко доступны. Большинство из них можно найти дома. Конечно, творческая деятельность учащихся невозможна без одобрения учителя, поддержки учащегося. На всех этапах своей педагогической деятельности я применяю систему педагогических стимулов :

  • одобрение,
  • перспектива,
  • педагогическая поддержка,
  • авансированное доверие,
  • игровые ситуации,
  • ситуации примера,
  • ситуации успеха,
  • ситуации проб,
  • ситуации свободного выбора,
  • соревнования,
  • ситуации творчества,
  • ситуации поиска, которые способствуют повышению познавательных интересов учащихся.

Так же в своей работе, на разных этапах обучения, использую кластеры и ментальные карты, например- mindomo . Это удобная и эффективная техника визуального мышления, позволяющая фиксировать и анализировать информацию, полученную от ученика, формировать обратную связь между учителем и учеником, а так же вырабатывать пути решения возникших противоречий и трудностей в процессе обучения.

На уроках и во внеурочной деятельности я широко использую учебные ЭОР:

  • электронные учебники
  • электронные библиотеки
  • виртуальные лаборатории
  • онлайн-тестирование
  • программы для изучения различных видов движения (Вычислитель)
  • презентации
  • интерактивную доску
  • видео материала
  • Интерактивные модели процессов и явлений («Живая физика»)
  • Интернет урок. ру

Основная задача новой школы - перевести учащегося в режим саморазвития. С этой целью, я в этом году попыталась внедрить в процесс обучения формирующее оценивание. Каким оно должно быть? Хочется более подробно остановиться на этом вопросе. Бесспорно, оно должно ориентироваться на саморазвитие учащегося.

Формирующее оценивание - это все действия учителей или учеников, которые обеспечивают информацию , которая используется для обратной связи и изменения процесса преподавания и обучения .

Для себя я выделила следующие ключевые позиции:

  1. информация (данные) того, что происходит в классе.
  2. обратная связь.
  3. для изменения процесса .

А изменение - это всегда действие! Это очень важно. Ведь если есть обратная связь между учителем и ученикам, а учитель ничего не меняет в своем преподавании, методике, организации процесса обучения, анализируя эту связь. Или ученик получил обратную связь от учителя, но с его стороны не произошли никакие изменения, не совершены действия, то никакого формирующего оценивания произойти не может.

Педагоги, предполагающие, что ученики выучили то, что они пытались им преподать, проведя контрольные работы и тесты, часто испытывают разочарование, убедившись в том, что это совсем не так. Увы, дети не обучаются в таком объёме и так хорошо, как того ждут от них учителя. Есть огромный разрыв, часто буквально пропасть, между тем, что преподавалось и тем, чему обучились школьники.

Когда педагоги, в конце концов, это замечают, решать проблему бывает уже поздно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагносцировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными - на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения .

Понимая, что (по ФГОС) формирующее оценивание становится важным ресурсом развития, изменения, я не безрезультатно внедряю его в учебный процесс.

Что конкретно она мне дает?

  • Это оценивание фокусирует моё внимание, как учителя, и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт мне и моим ученикам информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
  • Это оценивание дает учителю академическую свободу, позволяет проявить высокий профессионализм, поскольку именно учитель решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
  • Это оценивание требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателя, стремящегося помочь им стать успешными в учёбе.
  • Моя работа стала более сконцентрирована, ведь я постоянно спрашиваю себя:

- «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»;

- «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»;

- «Как я могу помочь им учиться лучше?»;

- «Что мне изменить в процессе обучения, в построении урока, в выборе применяемых методов и средств, чтобы обратная связь позволила повысить эффективность обучения?»;

- «Какие технологии следуют включить в образовательный процесс, а что исключить?».

Цель данного оценивания - улучшение качества обучения, а не обеспечение основания для выставления отметок. Это оценивание - продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, я получаю от учеников обратную связь относительно того, как они учатся и что мне необходимо изменить для повышения мотивации и качества обучения (техники, технологии, приемы, средства и методы обучения)

С целью включения каждого ученика в учебный процесс, я использую так же технику - ответ без поднятой руки . Ученик поднимает руку только тогда, когда у него есть вопрос к учителю. Исследования показывают, что само вовлечение в учебный процесс - очень важный фактор для формирования учебных результатов. Ведь все согласятся со мной, что мы чаще спрашиваем тех, кто тянет руку по тем или иным причинам. А те, кто руку не тянут руку, отвечают реже в классе и работают меньше. В результате чего постепенно накапливается разрыв между детьми, которые вовлечены в процесс и теми которые стараются «отсидеть» урок, не отвечая. Эти дети отвлекаются, не внимательны, думают о чем-то своем. Чтобы опрос происходил методом случайного выбора , я использую палочки, на которых написаны имена и фамилии учеников. На любом этапе урока, при возникновении спорной ситуации, вытаскивается палочка из стаканчика и, чьё имя на ней написано, отвечает на поставленный вопрос.

В современных школах существуют электронные устройства голосования, которые помогают включиться в учебный процесс. Но можно это сделать и с помощью цветных кружков. Проводя, таким образом, голосование на различных этапах урока, ученики становятся активными участниками учебной деятельности. Это позволяет уже на первом этапе урока включить каждого в процесс обучение. И хотя, на начальной стадии, это может быть спонтанно и бездумно, но, вторичный и последующий опрос концентрирует внимание, вовлекает в учебный процесс практические всех участников.

Для более эффективного использования формирующего оценивания, я применяю такую технику, как Недельные отчёты.

Недельные отчеты - это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  • − Чему я научился за эту неделю?
  • − Какие вопросы остались для меня неясными?
  • − Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

При работе с Недельными Отчётами , я разработала критерии их оценки. Чтобы оценить понимание, интересы и ожидания учеников, я анализирую уровни сложности их вопросов. Можно выделить, 4 таких уровня для вопросов второй и третей части:

− Вопросы, запрашивающие фактическую информацию, могут быть отнесены к «минимальному уровню » ("Что такое физический маятник?").

− Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию, могут быть отнесены к «низкому уровню» ("Какая разница между простым маятником и физическим маятником?").

− Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках, можно отнести к «моделирующему уровню» (« К ак можно доказать, что период для простого маятника не зависит от амплитуды его отклонения?»).

− К «наивысшему уровню» можно отнести вопросы, требующие объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова «Почему?» ("Почему только сила, которая прямо пропорциональна отклонению, может обеспечить систему с простым гармоническим движением?»).

Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлектировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.

Читая отчёты, я

  • узнаю о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.
  • получаю полезную обратную связь и реорганизовываю содержание курса.
  • проникаю в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

В своей работе я использую следующие оценочные техники для формирующего оценивания:

  • Мини (минутный) обзор . Его суть - в течение последних нескольких минут урока попросить учеников ответить на половинке листа бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что сегодня изучал?» и « Какой момент остался наименее ясным?». Цель этой оценочной техники - получить данные о том, как ученики поняли то, что происходило в классе. Просмотрев эти ответы, я отмечаю наиболее полезные комментарии. На следующем уроке я комментирую те пункты, которые высветились в комментариях учеников.
  • Направленная расшифровка . Ее суть - ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего либо, что они только изучили, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий. Цель этой оценочной техники - категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализирую ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляю, таким образом, возникшие у них проблемы.
  • Матрица запоминания . Ее суть - ученики заполняют клетки диаграммы, кластер или «карту ума», демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия. Цель этой оценочной техники - определить количество правильных и неправильных ответов. Путем анализа ошибочных ответов, я пытаюсь выяснить причину допущенных неточностей.
  • Карты приложения. Их суть - после преподавания важной теории прошу учеников написать хотя бы один вариант реального приложения того, что они только что изучили. Это делаю для того, чтобы выяснить насколько они способны к переносу знаний. Цель этой оценочной техники - конкретизировать изученный материал.

Для решения учебных и воспитательных задач мною был создан САЙТ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ abramova 129. ucoz . com . Основная цель появления сайта - создание обратной связи между учителем и учеником. Разделы сайта позволяют ученикам подготовиться к уроку, выполнить тестовые задания, принять участие в обсуждении и решении проблемы, задать вопрос учителю, получить консультацию специалиста, а так же на форуме сайта пообщаться с одноклассниками, почитать рассказы из раздела «Физики шутят». На сайте находятся документы и материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ, домашние контрольные работы, перечень домашних экспериментальных заданий, материалы для подготовки к олимпиаде, конференции и результаты учебной деятельности учителя и учащихся.

Конечно же, на своих уроках я уделять внимание и здоровьесберегающим технологиям. Стараюсь чередовать различные виды учебной деятельности. Это способствует развитию мыслительных операций памяти, но и одновременно, отдыху ребят. Кроме этого, это снижает напряженность, утомляемость, потерю внимания. После письменной работы предлагаю минутку отдыха - зарядку для глаз и пальчиков рук. Регулирую и контролирую объем учебной нагрузки, рациональное распределение ее во времени, для этого применяю гибкие вариативные формы построения системы учебного процесса. Также одной из задач здоровьесберегающей деятельности я считаю создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроке, создание ситуации успеха и взаимного уважения, доверия.

Результативность методической системы:

  • рост познавательного интереса учащихся к физике;
  • положительная динамика роста уровня обученности по физике;
  • рост мотивации учащихся учебной деятельности;
  • рост числа учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность;
  • рост прочных навыков проектно-исследовательской деятельности;
  • развитие ключевых компетенций учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования обучающихся;
  • ежегодное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах, олимпиадах, проектах по физике с высокими результатами;
  • педагоги школы и других школ успешно осуществляют сотрудничество по реализации данного опыта на педагогических советах и семинарах, а также при посещении открытых уроков.

Распространение опыта, представление методической системы проводилось через:

  • выступление на педагогических советах школы;
  • открытые уроки для педагогов района, города;
  • методические семинары в рамках РМО;
  • областные и городские семинары учителей физики;
  • выступление на заседании круглого стола Методического совета.
  • выступление в МГУ (Москва) на семинаре учителей физики, организованном компанией «Роснефть»;
  • публикации:

* Методические пособия: «Свойства твердых тел и жидкостей», Самара, СамГТУ, 2005г

* Методическое пособие: « Механика», тесты, СамГТУ, 2006г

* Сборник программ элективных курсов: Программа. Физика и экология. Самара, 2005.

* Публикация тезисов и методических материалов на сайтах: « 1 сентября.ру», RusEdu.ru (архив учебных программ и презентаций), Педагогическая планета, на личном сайте учителя физики Абрамовой М.В.

*Материалы областной научно-практической конференции «Педагог-исследователь». Тезисы. 2009г и 2013г.

О перспективности распространения опыта свидетельствует интерес, который проявляют к нему коллеги. Моя методическая система привлекла внимание и опытных и молодых учителей, которые начинают активно использовать элементы представленной технологии на своих уроках физики.

И в заключение, хочется вспомнить слова известного писателя А.Экзюпери: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». Поэтому считаю, что вся моя педагогическая деятельность как учителя должна быть направлена на то, чтобы пробудить в своих учениках желание учиться, познавать новое, саморазвиваться, самосовершенствоваться.

И конечно, прав Анатолий Грин (основатель и научный руководитель ЛОТ «Образование для Новой Эры») сказав, что «только наивные люди могут думать, что компьютеры и интерактивные доски сделают нашу систему образования передовой. Не доски делают образование Образованием, а реальные и актуальные знания и умения. Образование с большой буквы - стратегический ресурс страны, несоизмеримый с нефтью и газом. Дайте нашим детям хорошее образование - и через 20 лет, когда нефть и газ никому не будут нужны, они правильно ответят на вопрос «как быть»!

Методическая система учителя по формированию

комфортной образовательной среды с целью повышения мотивации учащихся,

испытывающих трудности, при изучении физики.

Учитель на современном уроке должен выступать как организатор деятельности учащихся. Поэтому на первый план выходит задача - научить учащихся учиться, т.е. реализовать мысль К.Д. Ушинского: «Наставник должен только помогать воспитаннику с трудностями постижения того или иного материала: не учить, а только помогать учиться».

Организовать учебный процесс таким образом, чтобы, используя различные источники, ученики, могли бы сами добывать знания, поможет нетрадиционная форма преподавания «Педагогические мастерские». Эта методика хорошо изложена Н.В. Шкляевой в газете «Физика» № 21/2004 г.

Педагогические мастерские – необычайная система обучения и нестандартная форма учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость творчества. Это здоровьесберегающая технология. Выразить сущность этой методики не просто, ее надо видеть и пережить.

Принцип мастерской: «Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый». «Каждый способен к творчеству» - Л.С. Выгодский.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. А мастерская – это метод, который позволяет и детям, и взрослым воспринимать новое без нажима со стороны учителя. В мастерской работают все, хотя на тебя, на твою манеру поведения никто не обращает внимания. Традиционная методика преподавания не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, она предлагает истину: «Делай как я». Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам». В работе мастерской имеет значение не только результат творческого поиска, не менее важен, а иногда и больше, сам процесс. Каждый должен попробовать изобрести свой «велосипед», свое «колесо». Здесь ученик может использовать всю информацию, полученную из самых разных источников.

Мастерская является технологией проблемно-поискового обучения. Часто на уроке по традиционной методике учитель навязывает проблему ученикам. Он приходит в класс и объявляет: «Тема нашего урока….. Сегодня на уроке нам предстоит решить проблему… Цель нашего урока..». Или учитель предлагает учащимся решить проблемную задачу, для решения которой у учеников недостаточно знаний. Важное отличие новой технологии: Мастер не ставит сам проблему. Его труднейшая задача подобрать на начальном этапе урока такое задание, который «наведет» в умах учеников мотивационный вопрос. Этот проблемный вопрос должен быть связан с потребностями и интересами школьника. Важно, чтобы встреча с проблемой происходила в ходе какой-то деятельности, уже осуществляемой учеником, и опиралась на имеющийся у учащихся жизненный опыт.

Мастерская является средством для реализации образовательной и воспитательной функции обучения. Ученики на этом уроке испытывают эмоциональный подъем в творческих ситуациях, чувство новизны и необычного, раскованность мыслей. У них развиваются такие важные качества: когнитивные: умение видеть, любознательность, умение задавать вопросы; оргдеятельные: получать и осознавать свои результаты, сравнивать их с аналогичными результатами одноклассников, коммуникативность.

При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса.

  1. «Индуктор » - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, начало мотивирующее творческую деятельность каждого.
  2. Работа с материалом – текстом, красками, звуками, с природным материалом, с моделями и схемами. Это «деконструкция» - превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, тот первоначальный «хаос», из которого когда-то родились свет и тьма… А затем последует «реконструкция» - создание своего мира: текста, рисунка, закона. Изобретение велосипеда.
  3. «Социализация» - пронизывает всю работу. Это соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Ставится задача не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
  4. «Разрыв» - кульминация всего творческого процесса. Разрыв – как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. И проявляется информационный запрос. У каждого – свой запрос.
  5. Последний, обязательный этап: рефлексия . То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. Не оценочные осуждения: «Это хорошо, это дурно», - а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

А результат? Видимо, он зависит то типа мастерской. Создавая мастерскую, учитель предварительно работает с большим объемом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Мастерами не рождаются, ими становятся.

Считаю, что мне повезло, т.к. я прошла, хорошие курсы повышения квалификации в Санкт-Петербурге в Университете Повышения Мастерства и познакомилась с методикой проведения «Французские мастерские». Я благодарна всем педагогам, которые познакомили меня с этой методикой.

Я рада сотрудничать со своими коллегами, и предлагаю уроки, которые я постоянно провожу.

Мастерская «Смачивание, капиллярность, силы поверхностного натяжения», 2 ч. 7-й класс.

Урок изучения нового материала (по программе Гуревича А.Е. «Физика 7 класса»)

Я провожу этот урок как один, состоящий из трех частей, а можно каждый урок проводить как самостоятельный. Тогда рефлексия проводится после каждого урока.

Цель мастерской:

Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, вдумчивость, любознательность, ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.

Воспитывающая: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.

Методы, приемы, способы:

Анализ собственного опыта;
-обмен мнениями, групповое обсуждении, дискуссия;
-эксперимент.

«Смачивание и несмачивание»

Цель: изучить явление смачивания на основе внутреннего строения жидкости.

Оборудование:

1). На столе учителя – паяльник, припой, полотенце, вата, бинты, проявитель и закрепитель для печати фотографий.

2). На каждую парту – пипетка, стакан с водой, вощеная бумага, простая бумага, скотч, краски, фломастеры, цветные карандаши, рисунки, учебник.

(Тему урока называю не вначале урока, а в ходе урока)

Этап мастерской Учитель Ученики
Индуктор -Сегодня мы будем изучать свойства жидкостей. Я прошу нарисовать воду.

Рисунки прошу вывесить на доске.

Похвалы достойны все. Но тот, кто придал воде форму капли особенно.

2-3 минуты дети рисуют.

Все рисунки оказываются разными.

Социализация. -Изучите форму капель воды, используя слегка подкрашенную воду, вощеную и простую бумагу, пипетку. Для этого капните воду из пипетки на оба листочка бумаги. Размеры капель могут быть разными. Обратите внимание на форму капель.

Нарисуйте форму капель в первом и во втором случае. Сравните рисунки в группе.

Опустите в стакан с водой вощеную бумагу, затем простую. Обсудите в группе результаты опыта.

Проделывают опыты, наблюдают, рисуют, обсуждают.

При обсуждении результатов оказывается, что дети делают много открытий. Например, вощеная бумага не впитывает воду. Маленькие капельки расположенные близко при движении сливаются в одну большую. Формы капель отличаются. Вощеная бумага не намокает и капля круглая. Бумага простая намокает, капли растекаются.

Афиширование -Прошу рисунки капель вывесить на доске.

Что вы наблюдаете? Задайте вопросы.

Воск

Смачивание

Несмачивание

«Явление капиллярности»

Цель: качественное рассмотрение зависимости капиллярного подъема жидкости от плотности, степени смачивания, радиуса капилляра.

Оборудование:

1). На столе учителя – сообщающиеся сосуды, видеозапись опыта с капиллярными трубками и движения крови по капиллярам, видеомагнитофон, спиртовка, вата, бинты, полотенце.

2). На каждую парту – стаканы с водой или другой жидкостью, промокательная бумага и полоски разных тканей.

Этап мастерской
Индуктор - У вас на столе: стаканчики с водой, промокательная бумага и полоски ткани. На промокательной бумаге и полосках ткани снизу отметьте 1см и проведите черту. Проделайте опыт – опустите промокательную бумагу и ткань до метки в воду, пронаблюдайте. Что вы заметили? Проделывают опыт.

Чаще встречается вопрос – почему вода поднимается?

Социализация. Демонстрирует сообщающиеся сосуды, обращает внимание на уровень свободной поверхности в сосудах. Демонстрирует запись капиллярные сообщающиеся сосуды, обращает внимание на уровни свободных поверхностей жидкости и опыт – опускаем узкие трубки в сосуд с водой и смотрим подъем воды в зависимости от радиуса капилляра.

Не забывайте, вода имеет тяжесть.

Обсуждают в группах. Громко называют вопросы и свои догадки. Почему разные уровни? Наверно причина в размере трубок. Возможно, внутри промокательной бумаги и ткани тоже трубки разного диаметра? Почему жидкость поднимается?
Социализация.

Самокоррекция

Узкие трубочки называются капиллярами. Тема урока «Капиллярные явления». (Словарная работа) Члены группы читают разные абзацы параграфа. Затем пересказывают их друг другу и готовятся рассказывать классу.
Афиширование Что удерживает жидкость в трубке или что заставляет ее подниматься?

От каких величин зависит высота капиллярного подъема (опускания) жидкости?

Каждая группа рассказывает.

И говорит, что высота подъема жидкости зависит от диаметра трубки, от плотности жидкости, от рода жидкости.

Разрыв Записывает формулу на доске, без вывода.

Демонстрирует видеозапись движения крови по капиллярам.

Где проявляются капиллярные явления? Прошу составить групповой рассказ о применении этого явления, используя учебник и дополнительный материал

Словарная работа.

Капилляр –

1) очень узенькая трубочка;
2) самый маленький кровеносный сосуд.

Капиллярность – свойство жидкости, всасываясь, подниматься или опускаться по волосным каналам.

Для закрепления полученных знаний можно предложить задачи:

1. Дж.К.Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»

Однажды мы захватили в дорогу керосинку, но это было в первый и последний раз. Целую дорогу мы провели словно в керосиновой лавке.

Керосин просачивался. Я не знаю, что еще обладает такой способностью просачиваться, как керосин. Мы держали его на носу лодки, и оттуда он просочился до самого руля, пропитав по пути всю лодку и ее содержимое, и расплылся по реке, и въелся в пейзаж, и отравил воздух.

Как можно объяснить это явление?

Ответ: Керосин хорошо смачивает поверхность многих тел, поэтому тела, пронизанные большим числом капилляров, его активно впитывают.

2. Прошел человек по сырому песку,
Водой напитался оставленный след.
За ним и другой..
Объясни, почему?
Кто даст Василисе Премудрой ответ?

3. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»

Гулливер готовил лодку к отплытию. Лилипуты оказывали ему всяческое содействие.

«Пятьсот человек под моим руководством сделали два паруса…Мне дали жир трехсот коров для смазки лодки..»

С какой целью лодку смазали жиром?

«Образование жидкостных пленок».

Цель: рассмотреть проявление сил поверхностного натяжения в различных опытах и явлениях, форму свободных поверхностей пленок.

Оборудование:

1). На столе учителя - каркасы из проволоки разной формы для демонстрации мыльных пленок, стакан с мыльным раствором.

2). На каждую парту – 2-е монеты 20 руб., пипетки, стакан с водой, стакан с мыльным раствором, кисточки.

Этап мастерской
Индуктор -У вас на столе стаканчики с водой, пипетка, 20-тирублевая монета. Аккуратно подложив под монету салфетку, как можно больше капель воды уместите на монете.

Я предлагаю опыт повторить на другой монете, используя мыльную воду. Результаты, конечно, сравнить.

Опустите кисточку в воду, затем поднимите ее из воды.

Начинается соревнование. Кто побьет рекорд? (Результаты записываются на доску, при этом делается открытие). «Капля как живая, она колеблется, но не разливается. Она как будто обтянута пленкой» - говорят дети.

На монете удерживается другое число капель.

В воде волоски кисточки распушились, на воздухе – слиплись.

Социализация. Какие вопросы у вас возникают? Что это за пленка, как она возникает? Почему разные жидкости, удерживают разное количество капель?
Социализация.

Самокоррекция

Тема урока «Образование жидкостных пленок». Ребята, где мы можем найти объяснение этого явления? Конечно, в учебнике. Члены группы читают разные абзацы параграфа. Затем пересказывают друг другу и готовятся рассказывать классу.
Афиширование В чем секрет? Каждая группа рассказывает.

И говорят, что высота подъема жидкости зависит от диаметра трубки, от плотности жидкости, от рода жидкости.

Разрыв - Где проявляются эти явления? Прошу составить рассказ о применении этого явления. Раздаю дополнительный материал. Ученики индивидуально используют дополнительную литературу, затем работают в группах.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Мастерская «Плавает или тонет?», 1 ч. 7-й класс.

Цель мастерской:

Образовательная: изучение условия плавания тел и возможности использовать его в повседневной жизни.

Развивающая: развивать умения видеть в явлениях окружающего мира действие законов физики; развивать способности анализировать, делать выводы, логическое мышление и экспериментальные навыки.

Воспитывающая: убеждение в существовании закономерностей в природных явлениях; в познаваемости окружающего мира; создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Оборудование:

1). На столе учителя - аквариум с водой, лист жести, жестяная коробочка, шарик, наполненный гелием и пустой шарик, большая льдина, дробина, две чашечки. Плакат «Условие плавания тел».

2). Для работы учеников по группам: 1) медный цилиндр, стаканы с водой, груз, динамометр, три груза на ниточке (одно тонет, одно плавает, одна всплывает, таблица плотности вещества, комплекты тел одинакового объема.

Ход урока

  1. Сформулируйте закон Архимеда.
  2. Как рассчитать силу Архимеда?
  3. От каких величин зависит выталкивающая сила?
  4. Какие тела действуют на тело, погруженное в жидкость?
  5. Как называют силы, действующие со стороны этих тел?
  6. Против какой силы действует сила Архимеда?

Изучение нового материала.

Индуктор Учитель: Давайте поиграем в угадайку «плавает или тонет?».

Большая льдина и малая дробина?

Лист жести и коробочка, выполненная из такого же листа?

Чашечка?

(После ответов учеников, указанные тела, опускаются в аквариум и демонстрируют, что одно тело тонет, другое плавает)

Надуйте шарик. Сравните с шариком, наполненным гелием?

Социализация. Разрыв. Учитель: - Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос –при каком условии тело будет плавать, а когда утонет. Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

Ученики: 1) сравнить силы; 2) сравнить плотности.

Учитель: предлагаю практическую работу по группам.

Класс делится на 5-ть групп.

1-я группа – измерить объем тела с помощью измерительного цилиндра и вычислить силу Архимеда, результаты записать на доске. Оборудование: 3-и тела на нити одинакового объема, измерительный цилиндр.

2–я группа – с помощью динамометра измерить силу тяжести 3-х тел одинакового объема, и записать результаты на доске.

3-я группа – сравнить плотности 3-х тел с плотностью воды, пользуясь таблицей плотности тел. И результаты записать на доске.

4-я группа – используя весы и разновески, определить силу тяжести тел и результаты записать на доске.

5-я группа – используя 3-и тела, сливной стакан, весы и разновески, определить силу тяжести вытесненной воды.

Социализация. Самокоррекция. Учитель: посмотрите на результаты опытов и выведите условия плавания тел. Обсудите свои мысли в группах. Представьте, что вы группы ученых, издайте закон плавания тел и подпишитесь своими именами.

Ученики: обсуждают результаты и вывешивают на доске.

Учитель: вывешивает плакат «Условие плавания тел». Сравните свои результаты с плакатом и запишите в тетрадь.

Разрыв. Учитель: приготовить сообщение - плавание судов и подводных лодок, рыб и объясните результаты опытов, поставленных вначале урока.

Рефлексия. Учитель: на листочках с изображением кораблей напишите и сдайте мне – «Что вы чувствовали, где было трудно, где было легко, какое чувство у вас после урока»

Учитель: Ну а теперь выясним, кто из вас достоин звания лучшего знатока закона Архимеда.

  1. Отец и маленький сынишка ныряют в воду. Кого вода выталкивает и почему?
  2. Где легче удерживать кирпич в бензине или в керосине?
  3. Можно ли потушить водой горящий керосин?
  4. В сосуде плавает деревянный брусок с крючком. Определите выталкивающую силу, располагая только динамометром. Как это сделать?
  5. Деревянный брусок плавает вначале в керосине, а затем его переложили в воду. Где выталкивающая сила больше?
  6. Будет ли на Луне выталкивающая сила такой же, как на Земле?
  7. Почему воздушные шары поднимаются лишь до некоторой высоты, а дальше не могут?

Домашнее задание.

Из опыта работы учителя физики МБОУ « Петропавловская средняя школа» Селетковой Таскиры Мухаметгалиевны.

Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному стандарту физического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю следующие задачи:

Дать учащимся качественное образование по физике;

Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;

Привить навыки самостоятельной работы. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;

Совершенствование форм организации учебной деятельности;

Использование новых педагогических технологий, эффективных методов обучения;

Развивать и укреплять интерес к физике.

Все это позволяет мне развивать личность ребенка в соответствии с его способностями, интересами, возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых - действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях.

В своей работе стараюсь подбирать дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным и слабым учащимся. Уделяю внимание здоровьесберегающим технологиям обучения. По возможности стараюсь использовать на уроке смену динамических поз, паузы. Стараюсь исключить из урока факторы, приводящие к нарушению здоровья детей.

Моя методическая тема «Исследовательская работа на уроках физики». Выбор этой темы обусловлен тем, что общество выдвигает новые требования к воспитанию и обучению детей. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности.
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Стараюсь развивать и поддерживать интерес к предмету. На средней ступени обучения включаю в урок игровой момент, качественные задачи, исторический и занимательный материал; на старшей ступени - проблемная ситуация, исследовательская работа, самостоятельное творчество. Задаю домашнее задание, содержащее творческую, самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений, составление тестовых заданий. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, олимпиады и конкурсы. На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

В своей педагогической деятельности использую технологии:

развития творческих способностей в процессе обучения физики

личностно-ориентированную

разноуровневого обучения

проблемного обучения

тестовые технологии

Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации и потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: интеллектуальные игры, викторины, провожу вместе с учителями математики физико - математическую неделю, олимпиады, веду элективные курсы в 10 и 11 классах по теме

«Решение разноуровневых задач», каждый год участвуем в районном «Дне физики». В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Стараюсь подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и продолжению дальнейшего образования. Свою внеурочную деятельность я направляю на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую деятельность.

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольная работа, самостоятельная работа дифференцированного характера, зачеты, тестирования. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце - итоговые. Анализирую результаты контрольных работ. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Для решения поставленных задач постоянно повышаю уровень своей квалификации через участие в семинарах, изучение опыта коллег (печатные издания, образовательные порталы, личные сайты педагогов), посещение уроков, в 2013 году проучилась на курсах повышения квалификации по теме « Метапредметная деятельность,как условие реализации ФГОС».

Внедрение информационно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем. Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Считаю, что мне ещё многому предстоит научиться. Педагог должен постоянно совершенствоваться, своевременно откликаться на запросы современного общества.


2018- 2019 год

Опыт работы учителя физики

МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3 им. генерала А.И. Елагина» Белоусовой Галины Викторовны.

Проблема. Использование метода исследовательских проектов учащихся как способ повышения мотивации при изучении физики.

Условие возникновения проблемы. Поиск новых форм и методов, с помощью которых ученики сами в процессе той или иной деятельности добывают необходимые им знания.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: Учитель призван сделать процесс учения поисковым и творческим, предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. Использование исследовательских проектов при изучении физики во внеурочной и в урочной деятельности - организованная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не только достижение результата и его оформления, но организацию процесса достижения этого результата. Такая работа позволяет ученикам развить познавательные навыки, попробовать себя в различных ролях общественного взаимодействия, что важно для социальной адаптации в обществе.

Теоретическая база опыта: Метод исследовательских проектов впервые возник в 20-е годы ХХ века в США, использовался и в российском образовании. Но, к сожалению, с годами метод исследовательских проектов, был подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат деятельности. Метод исследовательских проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования.

Новизна опыта: Неразработанность проблемы в нашем регионе.

Ведущая педагогическая идея опыта: Суть метода исследовательских проектов состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология опыта: Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, формирование соответствующих личностных качеств, это совместная деятельность учителя и ученика, направленная на поиск решения проблемы, разрешение проблемной ситуации. Метод исследовательских проектов – это практико-направленная методика, которая позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Метод проектов можно применять в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени. Проекты по физике можно разделить на следующие виды:

– прикладные, когда в результате получается четко обозначенный с самого начала результат деятельности;

– исследовательские, под которыми подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением;

Информационные проекты, направленые на работу с информацией о каком-либо физическом объекте, явлении;

– творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности): Повышение качества знаний по физике, выразившееся в положительной динамике качества знаний и в получении призовых и первых мест в конкурсах различного уровня: Всероссийская Олимпиада по физике: (муниципальный этап 2017-2018г – 2 победителя 4 призёра, областной -1 участник), Олимпиада Максвелла (областной этап 2 участника), районная НПК (2017-2018 г – 4 победителя, 2 призёра). Результаты ОГЭ по физике 2018 год – успеваемость- 100%, качество – 86%. Результаты ЕГЭпо физике – средний бал по школе – 60,8, высший бал – 96 баллов.

Адресная направленность опыта: школьные учителя.


При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты: при желании учителя работать творчески.

2014 год


Описание педагогического опыта учителя физики МОБУ «Новосергиевская СОШ №3» Белоусовой Галины Викторовны

1. Тема педагогического опыта . Применение технологий деятельностного обучения в рамках интерактивного образования учащихся при конструировании и проведении уроков физики

2. Актуальность, практическая значимость.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Эта задача интересная и важная, мне в идится её решение через деятельное обучение на уроках физики в рамках интерактивного образования. Я считаю, что именно технологии деятельного обучения выведут образование на тот необходимый уровень, при котором будут достигнуты поставленные обществом задачи перед школой.

3. Источник возникновения опыта

Применение технологий деятельностного обучения широко изучаются методистами, но результативность их применения не достаточно изучены, интересны так же конкретные методы данного образования на уроках физики.

4. Идея и концепция изменений

В своей работе учителем, я стараюсь найти и выработать такую собственную технологию преподавания, которая бы сделала мои уроки интересными, а главное, значимыми для ученика. Я стремлюсь к тому, чтоб ученик понимал, где ему в жизни пригодятся знания полученные на уроке, учился приобретать необходимые ему знания сам, умел выбирать из множества информации верную, ту которая основана на законах физики, учился ставить для себя задачи и выбирать пути её решения. Я стремлюсь, чтоб ученик воспринимал полученные на уроках физики знания, как знания, которые просто необходимы для человека, считающего себя культурным. Применяемые мной методы технологий деятельностного обучения делают физику интересной, «живой», понятной, важной наукой.

5. Сущность методической системы, отражающая ведущие идеи опыта

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. С ущность интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательно–учебную деятельность обучающегося таким образом, что ученик опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания, самостоятельно разрешает определённые ситуации, проблемы в процессе взаимодействия «ученик – информация», «ученик – ситуация», «ученик – знания», «ученик – проблемы», «ученик – ученик», «ученик – группа» и т.д

В основе моей технологии обучения на уроках физики лежат технологии деятельностного обучения: технология критического мышления, технология деятельностного метода обучения, кейсовая технология и проектная технология. Однако, и я это подчёркиваю, основа всего – технология гуманного обучения Ш.А. Амонашвили, которая основывается на опоре на личностные качества ученика, уважении к нему и его труду, к его мыслям и результатам деятельности.

Выбранные мной технологии являются технологиями интерактивного обучения. Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; поощрение творчества участников. Учитель при этом выступает в роли информатора-эксперта, организатора-фасилитатора или консультанта.

Интерактивные методы преподавания помогают развивать интеллектуальные способности учащихся, аналитическое мышление, формировать ответственность за собственное обучение.

Трудоёмкость опыта заключается в том, что каждый урок должен быть тщательно разработан, так чтобы у учителя «душа лежала» к данной разработке урока. Нельзя пользоваться просто методами и технологиями, необходимо нащупать свои «жемчужины» в необыкновенной, открытой, а иногда и закрытой, раковине урока.

6. Условия реализации изменений

§ Стремление к использованию инновационных форм работы;

§ Обучение через открытие;

§ Педагогика сотрудничества;

§ Гуманная педагогика.

Реализация данной методики возможна учителем, владеющим технологиями деятельностного обучения и стремящимся научить ребёнка учиться.

7. Технология опыта

Технология данной системы работы состоит из 4 основных этапов:

1. Этап определения типа урока (по дидактической цели) и определение прогнозируемых результатов.

2. Определение структуры урока и выбор необходимых элементов технологий деятельностного обучения.

4. Планирование возможности применения полученных знаний вне урока. Рефлексия.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

1 этап. Этап определения типа урока (по дидактической цели) и определение прогнозируемых результатов.

На данном этапе, я выбираю тип урока. Я предпочитаю урок формирования знаний; урок формирования навыков и умений; урок применения знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации (в конце темы, перед контрольной работой), урок контроля знаний, а так же часто использую комбинированные уроки.

На этом же этапе я прогнозирую результаты. Для этого я задаю себе три основных вопроса: 1. Что я хочу, чтобы учащиеся знали и умели в результате этого занятия? 2. На какие ценности учащиеся должны обратить внимание в результате этого занятия? 3. Где ученики смогут в последствии применить полученные на уроке знания?

2 этап. Определение структуры урока и выбор необходимых элементов технологий деятельностного обучения.

При организации работы на уроках физики я использую элементы технологий: технологии критического мышления, технологии деятельностного обучения, кейсовой технологии, ТРИЗ технологии, проектной технологии.

Структура урока соответствует в основном технологии деятельностного метода обучения или технологии критического обучения. Нужно сказать, что ни одну технологию в точном виде, я не использую. Я позволяю себе пофантазировать. Дети, приученные добывать информацию сами, но так, чтобы при этом им было интересно, с удовольствием отзываются на любой предложенный интересный приём, введённый в структуру данного конкретного урока.

3 этап . Наполнение урока содержанием с опорой на методы интерактивного образования

Используя разные приёмы и методы, я стараюсь внести в них своё: составляю сама кейсы (их практически нет, адаптированных для школы, а тем более для уроков физики), стараюсь подобрать интересные задачи, многие из них сочиняю сама, сочиняю вопросы в стихах, разрабатываем проекты, которые нужны учителям других предметов (например, учителю немецкого языка для изучения темы «Рождество», была необходим традиционный рождественский светильник, восьмиклассники, изучив тему «Последовательное параллельное соединение проводников» разработали такую игрушку и сделали её для кабинета немецкого языка). Придумываем с ребятами из актива кабинета, интересные демонстрации на урок. Так были выполнены: фонтан, водяной насос, поилка для птиц, жидкостный пресс, светильник и др.

Иногда разрабатываю сама, а иногда беру готовые интерактивные модели из сети Интернет для проведения минитестирования, для проведения обучающих практикумов решения задач. Так мной разработан интерактивный курс решения задач по динамики для 9 и 10 класса, разработаны интерактивные тесты для 7 класса.

Очень интересна экспериментальная работа на уроках физики. В моей методической копилке есть разработанные для многих уроков экспериментальные исследовательские задания для работы в группах, подобрано и иногда сконструировано оборудование для этих работ. К каждому уроку стараюсь найти какую-нибудь «изюминку», которая делает урок запоминающимся.

4 этап. Планирование возможности применения полученных знаний вне урока.

Уже на этапе целеполагания учащиеся должны понимать, что знания, полученные на уроке им будут необходимы в жизни. Через весь урок, на каждом этапе, ребята должны проговаривать зачем они изучают этот материал и где он им может пригодится. При подведении итогов урока желательно предложить ученикам возможные творческие работы по данной теме, которые они могут по своему желанию выполнить. Творческие работы могут быть расширяющими кругозор ученика, а могут быть направлены на возможно будущую профессию ребёнка.

8. Результат изменений

Проанализировав результаты диагностики направленности учебной мотивации, можно сделать вывод о том, что у учащихся наблюдается устойчивый интерес к физике как науке и школьному предмету, на старшей ступени уровень внутренней мотивации обучения сохраняется.

Доказательством повышенного интереса к предмету является то, что многие девятиклассники в рамках предпрофильной подготовки посещают элективные курсы по физике, выбирают предмет в рамках итоговой аттестации, отмечается рост количества обучающихся в классах физико-математического профиля.

Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и зависит от его личности, увлеченности, педагогического опыта. Школьники отмечают, что стиль отношений между учителем и учащимися на современных уроках физики, на которых используются технологии деятельностного подхода в рамках интерактивного образования, доброжелательный, учитель всегда поощряет успехи ученика, дает возможность исправить ошибки, поддерживает у каждого веру в свои силы.

2. По итогам 2013 года на ЕГЭ по физике уровень обученности составил 100%, средний балл – 61,2 лучший результат – 68 баллов; на ЕГЭ по математике уровень обученности – 100%, средний балл – 55,8; лучший – 72 балла

По итогам 2014 года на ЕГЭ по физике уровень обученности -100%, средний балл – 62,3% (лучше муниципального, регионального и федерального уровня); лучший результат – 86 баллов

3. По итогам ГИА по физике в 2012 году 100% учащихся 9-х классов справились с заданием при качестве 70% , в 2013 году 100% учащихся 9-х классов справились с заданием при качестве 100%, при этом один учащийся получили максимальный балл.

4. Выпускники поступают в ведущие технические ВУЗы страны: в МГУ на физический факультет, МГТУ имени Баумана, в НИУ МГСУ имени Куйбышева, в МЭИ (ТУ), Серпуховской военный институт РВСН, ОГУ и другие ВУЗы страны

Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года

по физике

Учебный год

Успеваемость %

«Качество» %

2011-2012

100%

67 %

2012-2013

100 %

70 %

2013-2014

100 %

Новый подход к проведению уроков физики, несомненно себя оправдывает. Дети с большим удовольствием идут на уроки, выполняют творческие и исследовательские задания, больше учеников выбирают предмет физики для изучения его на профильном уровне в старшей школе.

9. Адресная направленность опыта

Данный опыт может быть интересен учителям физики и учителям других предметов, стремящимся найти свой интересный путь работы в школе, применяя технологии деятельностного обучения в рамках интерактивного образования.

10. Работа по распространению опыта, тиражируемость опыта.

На протяжении всей работы в школе я твёрдо верю, что хороший учитель, это тот, который никогда не останавливается на достигнутом, постоянно учится и ищет новые интересные формы работы, которые принесут как можно лучший результат. Научившись чему-нибудь сама, открыв для себя новые тайны педагогического мастерства, я с большим удовольствием делюсь своим опытом с коллегами. Я всегда рада, когда мои разработки уроков нравятся другим учителям, и они используют их на своих уроках. Особо же приятно, когда коллеги проникаются твоими идеями, стараются научится у тебя методам работы, используют в своей работе педагогические приёмы, отработанные мной во время педагогической деятельности. Для распространения своего педагогического опыта я использую разные формы.

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Я с удовольствием провожу мастер-классы для своих коллег учителей физики в нашем районе и для учителей1 других предметов. Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. Так для учителей района мною были проведены мастер-классы «Инновационная деятельность учителя физики как условие формирования социальной мобильности ученика» в 2008 году, мастер-класс - «Эффективные формы и методы работы учителя при подготовке к ЕГЭ в 2011году, мастер-класс «Вопросы задаём сами. Использование кейс-метода внутри технологии «Критического мышления» в 2012 году. Я точно знаю, что учителя физики района используют отдельные элементы моей методической системы работы.

Я регулярно участвую в различных методических конкурсах и фестиваль по распространению опыта через ресурсы ИНТЕРНЕТА. Например мои материалы выставляются на сайте нашей школы, на сайте Новосергиевского РМК, на сайте учителей физики и математики Новосергиевского района, а также на сайтах «ИНФОУРОК», «Копилка уроков – сайт для учителей», «ЭДУКОН», на сайте методического объединения учителей «Эврика». Делясь своей системой работы по кейсовой технологии, я опубликовала свою статью в сборнике трудов (с присвоением международного номера ISBN ) «Современное общество, образование и наука» (Россия, г. Тамбов, 2014г), я выступала по данной теме на курсах повышения квалификации учителей в г. Москве в феврале 2015года. Общаясь на курсах повышения квалификации учителей физики в г. Оренбурге и даже на финале конкурса «Мой лучший урок», я встречала людей, которые знают мои разработки уроков, используют мои кейсы.

Распространяя свои разработки уроков с применением технологий деятельностного обучения в рамках интерактивного образования в сети ИНТЕРНЕТ, я конечно же понимаю, что их будут использовать другие учителя и даже рада этому. Однако, к сожалению, я вижу в сети ИНТЕРНЕТА свои разработки и презентации подписанные другими фамилиями. Это расстраивает. Однако, то что мои кейсы, презентации, контрольные, тесты помогут детям понять мою любимую науку - физику, успокаивает, значит мои материалы интересны и пользуются спросом.

Ещё одной формой распространения своего опыта являются методические дни в нашей школе МОБУ «НСОШ №3»

Вот уже много лет, а именно с 2001 по 2004гг и с 2006 по 2015гг, я являюсь руководителем РМО учителей физики. Все эти годы я старалась помочь своим коллегам в работе, при подготовке учеников к ЕГЭ, помогаю молодым учителям физики нашего района.

11. Наличие последователей – коллег, работающих по методической системе учителя или активно использующих отдельные ее элементы

Результаты работы и представление опыта работы на различных уровнях даёт возможность появлению последователей моей системы работы.

Я знаю, что моя методическая система интересна многим учителям. Так в моей школе 2 педагога в начальной школе и учитель математики регулярно в своей работе используют мою методику работы с кейсами, а также приёмы работы по технологии деятельностного обучения.

Есть учителя физики в нашем районе, которые используют различные приёмы работы, представленные мной.

В этом году я представляла свой опыт работы на финале Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», поделилась своими идеями, разработками уроков с учителями из многих уголков нашей страны. Моими идеями заинтересовались учителя из Тывы, Крыма, Краснодарского края, Челябинской области, республики Чечня, Мордовии и других областей и республик страны.