Как помочь ребенку хорошо учиться. Кому тяжелее всего дается хорошая учеба. Стремиться сделать из своих детей Эйнштейнов

Адаптация к учебе обычно занимает у детей несколько месяцев. Задача родителей – сократить этот период, чтобы школьник быстрее стал усваивать новые знания, его внимание не рассеивалось, а режим отдыха плавно сменился рабочим распорядком. Разумеется, все это лучше сделать не за счет муштры и нотаций, а постепенно корректируя летний образ жизни. Начните прямо сейчас.

Пора домой

Первое время школьники вынуждены резко уменьшить время, проводимое на прогулках. Накануне они могли гулять часами и сами выбирать, чем заняться. 1 сентября они садятся за парту и сразу должны включиться в обучение.

Это не значит, что в августе с прогулками придется завязать, но стоит уже сейчас больше времени посвящать занятиям на внимание – чтению, рисованию, рукоделию – тому, что больше нравится. Можно предложить ребенку подготовить поделки и подарки для одноклассников и учителей к началу школьного года.

Рабочий режим

Вернуть ребенка к школьному режиму дня – задача очень трудная, поэтому вряд ли стоит начать укладывать его в постель намного раньше обычного, пока лето еще не закончилось. Но облегчить этот процесс можно по-другому.

Вспомнить все

Повторение пройденного начните с заданий на лето. Свободный пересказ интересной книжки поможет «раскачаться», позже можно просмотреть и более сложные материалы и уделить внимание тому, что дается с трудом (повторить таблицу умножения, орфограммы, сделать несколько задач по разным дисциплинам).

Занятия лучше всего проводить в утренние часы, особенно если учеба дается ребенку с трудом. По времени они могут занимать не более часа в день – этого хватит, чтобы в свободном режиме освежить знания в памяти, но не переутомиться.

До свиданья, лето

Возвращение к режиму включает в себя и график питания, приближенный к школьному распорядку. Это приемы пищи в одно и то же время, обязательный завтрак и ужин за несколько часов до сна.

Не последнюю роль играет и положительная и доброжелательная атмосфера в доме школьника. Хорошо, если вместе с учеником вы выберете школьные принадлежности, соберете портфель и подготовите нарядную одежду. Несколько дней накануне 1 сентября можно посвятить специальным семейным праздникам – выбраться всем вместе на природу, в парк, покататься на аттракционах, проводить лето и помечтать об успехах в будущем учебном году.

Если тема нас интересует, голод познания становится неутолим и количество фактов, которые мы можем запомнить, почти неизмеримо. Но в школе предпочтения учащихся и материал учебной программы часто не соответствуют друг другу.

Довольно рано можно заметить, что мальчики и девочки по-разному относятся к школьным предметам. Из года в год у девочек пропадает тяга к математике, у мальчиков - к родному языку и литературе. Исследования, однако, показывают, что антипатия может измениться - в частности, благодаря хорошим показательным примерам.

Так, читающие художественную литературу папы могут помочь смягчить плохое отношение мальчиков к книгам, а девочек достаточно убедить, что к точным наукам у них тоже есть способности.

То, как учитель преподносит тему урока, тоже влияет на готовность детей к обучению. Им легче усвоить материал, если его интересно и понятно объяснили. Сухим докладом не удастся заинтересовать, для мозга это объективно невозможно. Скучные уроки и заниженные требования приводят систему вознаграждения в мозге в ступор, нейромедиатор дофамин не выплескивается. Так происходит зачастую даже с незаурядно развитыми детьми, которые становятся «пассивными», начинают получать плохие оценки. Им могла бы помочь смена деятельности: работа над собственным проектом, сотрудничество в группах, семинары с экспертами или экскурсии.

Родители тоже могут создавать предпосылки для того, чтобы их ребенок был готов открывать новое. Если в семье недостаточно культурных импульсов, детская мотивация в учебе останется низкой, в ваших силах это изменить!

Переизбыток медийной информации вредит ребенку

В наши дни школа как поставщик информации и источник знаний конкурирует со средствами массовой информации, которые привлекают публику убедительным видеорядом, музыкой и специальными эффектами. То, что преподносится эмоционально, действует гораздо сильнее, поэтому учителя и любая нарисованная на доске мелом картина проигрывают телевидению. Многие дети и подростки привыкают к стремительным сюжетам и молниеносно меняющимся сценам из-за компьютерных игр и телевизора. Терпения здесь не требуется: кадры меняются каждые восемь секунд. Этого промежутка времени недостаточно, чтобы понять сложное предложение. Впоследствии ребенку не хватает усидчивости и способности сосредоточиваться, и начинаются проблемы в школе.

Очень плохо, если компьютер или телевизор становятся каждодневными основными видами деятельности ребенка. Возникает угроза языкового и моторного дефицита. Мозг настраивается на то, что ему поставляют, и усиливает работу каналов, направленных на игры. Другие, мало используемые - возможно для запоминания английских слов - погибают. Мозг жаждет возбуждения и приспосабливается к заданиям и вознаграждениям, которые предлагают компьютерные игры. Эти информационные магистрали так загружены, что никакая другая информация просто не проходит. Кратковременные, быстрые вознаграждения компьютерных игр - например бонусные очки, дополнительная «жизнь» или радость победы над противником - привлекают многих детей намного больше, чем достижения в учебе, для которых нужно много и долго трудиться.

Родители должны быть очень внимательными, если их ребенок компенсирует расстройство или печаль игрой на компьютере. Это неадекватная переработка негативных чувств, и ведет она к появлению зависимости, которая оставляет в мозге ребенка такие же следы, как наркотики и алкоголь.

Опасности для мозга в период полового созревания ребенка

Самую мощную атаку мотивационная система ребенка испытывает в период полового созревания, когда «Не хочу учиться!» становится главным девизом в жизни. Свидания вместо занятий физикой, компьютерные игры вместо изучения английского языка - вот на чем школьник сосредоточивает энергию и внимание. Особенно опасны в этом возрасте алкоголь, наркотики и другие искусственные возбудители: при их поступлении в организм мозг подростка очень сильно изменяется и не может больше выполнять многие функции.

Когда родители или учителя говорят подросткам, что им нужно делать, те в основной своей массе воспринимают их слова враждебно. Они не выносят, когда им что-либо навязывают. Друзья и хобби намного увлекательней, чем уроки. Отношение к учителям и школе в целом становится все холоднее и критичнее. В школе внимание концентрируется на оценках, что зачастую вызывает у подростка отрицательное отношение к собственным способностям. Как следствие возникает пессимизм - подростку кажется, что нет смысла заниматься и стараться.

Пока у ребенка еще есть стимул заняться чем-нибудь полезным в свободное время, встретиться с друзьями или даже позаниматься по определенным предметам, родители могут быть относительно спокойны. Но стоит задуматься, если апатия затягивается. Если подросток как в школе, так и в свободное время демонстрирует отсутствие желания заниматься чем-либо и ко всему равнодушен, за этим могут скрываться серьезные психические или физические болезни. В этом случае стоит проконсультироваться у врача или подросткового психолога.

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Что такое мотивация и какие факторы могут ее снизить, мы выяснили в предыдущих главах. Теперь мы подходим к центральному вопросу: как вы можете помочь своему ребенку вступить на путь мотивированного обучения?

К сожалению, не существует кнопки, с помощью которой можно было бы включить желание учиться, но родители могут поспособствовать появлению у ребенка внутреннего побуждения к этому. В этой главе вы узнаете о том, как создать комфортный учебный климат и необходимые условия для появления у ребенка желания учиться, а в конце книги вы найдете «План действий», который вам ясно покажет, что вы можете сделать прямо на этой неделе, в течение месяца и ближайшего полугодия.

Окружающий мир, полный любви

Еще когда ваш ребенок был маленьким, вы каждой улыбкой, каждым ободряющим кивком и каждым нежным прикосновением вызывали в его организме выброс мотивационных нейромедиаторов, тем самым закладывая основу для дальнейшего интереса к учебе. Поэтому так важен эмоциональный климат в семье, атмосфера тепла и внимания, а также правильная интонация при похвале и критике в адрес ребенка. Кроме того, дети должны иметь возможность обсуждать с родителями свои мысли и чувства, а также происходящие события.

Исследователи мотивации считают, что ключом к независимой мотивации ребенка в отношении учебы является так называемое «авторитетное воспитание». Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, умеют правильно комбинировать любовь и контроль. Они устанавливают четкие границы и правила, которые понятны ребенку и работают неизменно. Одновременно такие родители всегда готовы поддержать ребенка, если ему тяжело. В таких условиях ребенок получает достаточно свободного пространства для развития самостоятельности, и родители активно его в этом поддерживают.

Нельзя лишать ребенка любви или наказывать за плохие оценки. Если ребенок будет бояться получить плохую отметку, в следующий раз он радости от учебы уже не получит. Разумнее вместе подумать, в чем была причина ошибок и как можно исправить ситуацию. Детям необходима уверенность в том, что они будут успешно развиваться, даже несмотря на низкие оценки. У них не должно создаваться впечатления, что они учатся ради оценок. Родителям следует в первую очередь интересоваться темами и содержанием уроков, а не результатами успеваемости ребенка. Таким образом они показывают ребенку, что придают большое значение тому, чему обучают в школе.

При ежедневном общении с ребенком-школьником у вас есть много возможностей влиять на него, используя вашу реакцию и личный пример. Реакции родителей показывают ребенку, как он сам должен себя воспринимать, таким образом ребенок формирует представление о себе. Приободрите его, когда ему тяжело, поддержите, чтобы он закончил дело и не сдался. Помогите ему, если он не знает, что делать дальше, похвалите, если добился успеха, разумной критикой дайте ему толчок для дальнейшего развития. Говорите ему, что ошибки совершают все, и это совершенно нормальное явление - на ошибках учатся.

Конечно, не всегда легко бывает правильно реагировать. Времени и терпения нам часто не хватает, но есть некоторые приемы, которые могут вам помочь. Иногда достаточно пять минут помолчать или послушать анекдоты с урока физики. Или ободряюще взглянуть на ребенка, который размышляет над сочинением. Ваша задача - дать ребенку понять, что вы заинтересованы в его общем развитии, а не только в его работоспособности и успехах.

Свободное пространство в разумных пределах

Мотивированные дети - это самостоятельные дети. Они прикладывают больше усилий, чтобы справиться с заданием, даже с неприятным, потому что сами понимают, зачем им это нужно. Потребность в самостоятельности - одна из трех основных психологических потребностей человека, как мы уже выяснили в первых главах.

Но как способствовать развитию в ребенке самостоятельности? Ответ парадоксален: ставя разумные ограничения. Детям необходимы ориентиры, рамки, внутри которых они могут свободно развернуться. Прежде всего это четкий, подробный распорядок дня в определенном подходящем ребенку ритме, обеспечивающий здоровый образ жизни. Он должен включать в себя время для выполнения домашних заданий и совместные обеды или ужины с семьей. Американские психологи установили, что дети, которые хотя бы семь раз в неделю садятся за стол вместе с другими членами семьи, получают значительно более высокие оценки по сравнению с другими детьми, кроме того, у них снижается риск стать наркоманами, и даже их общее физическое состояние лучше. Этот эффект достигается также, если родители достаточно много времени проводят с ребенком дома. Совместные трапезы и совместный досуг с родителями очень важны для ребенка.

Вам нужно договориться с ребенком, когда и где он будет делать домашние задания, когда идти спать или садиться за стол. Если время для занятий установлено и оно постоянно, не будет напряженных споров, пора делать уроки, или можно посмотреть еще один мультфильм. При этом простое и постоянное расписание воспринимается детьми легче, чем многочисленные правила.

Вам нужно установить для ребенка следующие правила, касающиеся школы:

Посещение школы - обязанность ребенка, как и работа по дому, о которой вы с ребенком договорились. Отлынивание не приветствуется, если только ребенок не заболел. Ребенок должен сам вовремя вставать по утрам и собирать все необходимые ему в школе вещи;

Вопрос о выполнении домашних заданий вне обсуждения. Как и когда они должны выполняться, вы можете решить вместе с ребенком;

Об оценках ребенок должен сообщать. Всегда можно спокойно все обсудить и, в случае неудач, набросать план по улучшению ситуации.

Если правила нарушены, вы должны последовательно отреагировать. Если ребенок, например, не соблюдает время, предназначенное для уроков, примите соответствующие меры. Они должны быть разумными, логичными и понятными ребенку. Например: «Если ты через десять минут не выключишь компьютер и не сядешь за уроки, не пойдешь гулять после обеда». Оставайтесь непоколебимыми в своем решении, даже если иногда это сложно.

В рамках своих возможностей детям необходимо как можно раньше принять ответственность за свое обучение на себя, при этом они должны знать, что родители их всегда поддержат. Самостоятельность не означает, что детей нужно бросить на произвол судьбы. Помогайте при необходимости, но по возможности поменьше.

Кто собирает портфель у вас дома, кто раскрывает книгу с домашним заданием, кто читает вслух задачу? Если это не ваш ребенок, скорее меняйте ситуацию.

Объясните ребенку, как он может самостоятельно распланировать обучение, задав ему наводящие вопросы: «По каким предметам у тебя сегодня задания? С чего ты хочешь начать?» - «Как ты будешь учить стихотворение?» Проверяйте задания только тогда, когда он их закончит.

Никогда не подсказывайте ребенку ответы. Переживание успеха от самостоятельно решенного после долгих мучений уравнения дольше сохраняется в памяти, чем ответ, который подсказала мама. Последовательно выводите ребенка на правильный путь и склоняйте к самостоятельным размышлениям. Давайте ему все необходимое, побуждайте применять собственные учебные стратегии, помогайте пробовать новые методы.

Дайте ребенку возможность проверить свою работоспособность и бросить себе вызов.

При этом показывайте ему свое доверие: «Я знаю, ты сможешь все сделать самостоятельно». Предъявляйте требования высокие, но соответствующие возможностям ребенка, избегайте недооценок и переоценок.

Вера в собственные способности

Успех в учебе зависит не только от врожденного таланта, но в большей степени от уверенности в своих способностях. Чтобы добиться хороших результатов, дети должны верить в то, что у них получится. Они должны чувствовать, что смогут справиться с поставленными или самостоятельно выбранными задачами.

Представление о собственном развитии и талантах, которое складывается у ребенка, оказывает огромное влияние на его готовность пробовать свои силы в трудных делах. Каждый ребенок рождается с определенным генетическим потенциалом, но на его развитие сильно влияет окружающая среда, поэтому заложенный потенциал может либо вырасти благодаря стимулам, либо уменьшиться из-за их отсутствия. Уровень интеллекта детей, которых не стимулируют должным образом дома, снижается.

Уже в возрасте 10-12 лет дети имеют четкое представление о своем уме и своих недостатках: тот, кто понимает, что способности можно развить, добивается лучших результатов в учебе. Мнение ребенка о его собственном интеллектуальном развитии и талантах можно изменить. Достаточно объяснить ребенку, что человеческий мозг постоянно совершенствуется в ходе обучения, в нем образуются новые нервные клетки и связи между ними, а значит мозг можно тренировать, как мускулы, и эта тренировка имеет смысл.

Помогите ребенку понять, как его старания приводят к нужным результатам, это тоже будет способствовать развитию у него динамического представления о себе. Подчеркните, чего он добился благодаря упражнениям, учению, упорству или правильным стратегиям. Не должно быть фраз типа: «Мне просто повезло» или «Задания были легкими» и тем более таких: «Немецкий - такой предмет, где или везет, или не везет» и «Либо ты математик, либо нет».

Побуждайте ребенка ставить перед собой реальные цели, оценивая при этом, сможет ли он их добиться. Это повышает чувство самоэффективности. Напоминайте ему о его прошлых достижениях, сравнивайте своего ребенка с ним самим пол года назад, а не с другими детьми.

Задумывайтесь о том, какое мнение о школе и определенных «ненавистных предметах» складывается у вашего ребенка. Возможно, после нескольких плохо написанных контрольных работ у него появилось убеждение, что у него нет способностей к английскому языку или он слишком глуп для математики, вследствие чего нет больше смысла стараться.

Эмоциональное развитие

Способность справляться с отрицательными чувствами не только играет важную роль в учебе, но и в целом помогает человеку успешно идти по жизни. Если ребенок научится преодолевать гнев, раздражение и страх, он разовьется в счастливую, сильную и мотивированную личность. В школьной жизни ребенок переживает массу эмоционально сложных ситуаций: разочарование, если контрольная работа не удалась, гнев и раздражение, если уравнение по математике снова не сходится, волнение, когда предстоит трудный экзамен.

Дети только тогда могут научиться справляться со своими чувствами, когда они перестанут бояться их выражать. Как люди живут с чувствами, как справляются с неприятными ситуациями, как выражают гнев и радость - за всем этим дети наблюдают и одновременно учатся, и в первую очередь примером для них являетесь вы, его родители. В вопросах выражения эмоций вы - модель, на которую ориентируется ребенок, поэтому:

1. Четко выражайте чувства. Например: «Я сердита на папу, потому что он так поздно пришел».

2. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка.

Наблюдайте за его жестикуляцией, мимикой и интонацией. Как он себя ведет, когда занят каким-нибудь делом - он внимательный, неспокойный, сердится или боится? Расспросите его, что он чувствует, если не уверены, что ему удастся справиться с ситуацией.

3. Разговаривайте о чувствах и объясняйте, почему другие так или иначе реагируют или ведут себя («возможно, Даша обидела тебя потому, что приревновала тебя к Игорю - ты играл с ним, а про нее совсем забыл»). Знакомьте своего ребенка с его собственными разными эмоциями. Помогайте ему выражать свои чувства и понимать чувства других.

4. Реагируйте разумно на эмоции ребенка - утешайте, если он печалится, не высмеивайте, если он стесняется, и так далее Выражайте понимание, например, кивая в знак согласия. Не вмешивайтесь сразу, сначала дайте ему возможность самому справиться со своими ощущениями.

5. Если вы замечаете, что ребенок недооценил ситуацию и собирается впасть в ярость или отчаяние, вы должны ему помочь. Повлияйте на его чувства, переключив, например, его внимание на что-нибудь другое, успокоив, взбодрив или обняв. Когда кризисная ситуация пройдет, пропадет злость и можно будет спокойно поговорить друг с другом, объясните, что он неправильно себя повел.

6. Если ребенок озадачен, например, каким-то школьным неприятным происшествием или ссорой с братом или сестрой, ему не до учебы. Такие ситуации необходимо разъяснять перед тем, как он начнет делать домашние задания, чтобы негативные чувства не «перешли» на письменный стол.

7. Понаблюдайте за своими собственными чувствами: вы уже на взводе, когда ребенок наконец садится заниматься? Вы теряете терпение, если он чего-то не понимает сразу? Вы его ругаете за нежелание учиться? Осторожно! Попробуйте сначала справиться с собственным раздражением, а уж потом спокойно и по-доброму объясните ребенку, что домашнее задание не такое уж и сложное и у него обязательно все получится. Таким образом вы в некоторой степени сможете предотвратить плохое настроение своего ребенка.

8. Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства. Иногда достаточно сказать лишь: «В следующий раз у тебя точно все получится. Просто попробуй еще раз». Если ребенок получил «двойку» за контрольную, утешьте его, а не ругайте: «Подумай только, сколько еще контрольных работ тебе предстоит написать - стоит ли огорчаться из-за одной неудачи!»

9. Научите ребенка управлять своими чувствами. Объясните ему, как…

Правильно работать над ошибками. Вместо того чтобы бесконечно переживать из-за плохо написанной работы по английскому, разумнее подумать, почему так получилось, и в следующий раз добиться лучших результатов;

Разрабатывать планы решения проблем;

Переосмысливать неприятные ситуации;

Бороться с негативными чувствами, отвлекаясь на другие мысли и давая себе передышку;

И кого просить о помощи, если он сам не справляется с проблемой;

Успокоиться, сосчитав про себя (или вслух) до десяти, особенно когда кажется, что вот-вот взорвешься от злости;

Можно выпустить пар, громко выругавшись, чтобы потом спокойно продолжить работу;

Подбодрить самого себя, вспомнив о прошлых успехах;

Не отвлекаться во время работы. Умение сосредотачиваться чрезвычайно важно при обучении.

Выносливость

Для хорошей успеваемости выносливость не менее важна, чем умственное развитие или талант. Люди, которые умеют добиваться своего, становятся лучшими и в школе, и в профессии, и в других областях. Хорошие оценки не преподносятся на серебряном блюдечке - нужно постараться, чтобы их получить. В школе дети постепенно понимают, что успех приходит не сразу, нужны труд и терпение.

Чтобы научить ребенка контролировать себя и идти к своей цели, прежде всего перестаньте исполнять желания своего отпрыска немедленно, научитесь говорить ему «нет». Объясните ребенку, что те вещи, которые требуют большого труда, тоже необходимы и не надо бросать дело только потому, что оно сложное. Дети учатся подавлять свои низменные инстинкты на примере родителей. Если папа забывает погладить свои рубашки и утром ему нечего надеть на работу, а мама пропускает родительское собрание в школе, хотя обещала там быть, стоит ли ожидать, что их ребенок будет ответственно относиться к своим обязанностям? А как часто вы сидите перед телевизором, вместо того чтобы почитать книгу или хотя бы поговорить друг с другом?

Вы можете помочь ребенку, устроив ему небольшие тренировки выносливости дома. Введите традицию во время ужина оставаться сидеть за столом, пока все не закончат есть. Поручите ребенку какие-нибудь обязанности по хозяйству. Например, пусть он каждый вечер выносит мусор, убирает со стола и моет посуду. Чистить клетку своего хомячка и кормить его вообще должно стать для ребенка само собой разумеющимся. Когда дети привыкают регулярно выполнять определенные работы по дому у них не вызывает удивления тот факт, что школьные домашние задания тоже требуют ежедневного выполнения.

Рассказывает Катерина Мурашова, известный психолог и писатель :

— Хочу вас заверить: отношения портятся не у всех. Хотя ко мне на приём очень часто приходят со школьной темой, причём когда ситуация уже накалилась до предела и зашла в тупик. Распутывать клубок проблем на этой стадии бывает непросто. Гораздо проще не запутываться с самого начала.

Ещё до того, как ребёнок пошёл в школу, родителям имеет смысл оценить собственные амбиции и честолюбие ребёнка (такие дети бывают, но родители это замечают не всегда). Со своими амбициями и честолюбием чад стоит соотнести возможности семьи. Например, мама с папой изо всех сил готовят ребёнка к поступлению в суперпрестижную школу, водят на всевозможные «развивалки». И их усилия увенчаются успехом. А там ребёнок с самого начала обречён на ощущение себя человеком «второго сорта» — например, потому, что не может проводить все каникулы в Европе, или дорого одеваться, или просто не тянет программу, а на репетиторов у семьи денег нет. Зачем? Он бы мог пойти в обычную школу рядом с домом и чувствовать себя совершенно полноценным. В таких ситуациях я даю всё время один и тот же совет — не врать. Не врать себе и ребёнку. Спокойно сядьте и подумайте: «Я готова лбом биться, чтобы отправить ребёнка учиться в Англию?» Или: «Я буду с него требовать хорошую оценку, потому что у меня есть страх, что без этого его жизнь не сложится?» Но ведь это бред! Вы это понимаете сами и всё равно готовы продолжать?

Недавно одна мама мне пожаловалась: её ребёнок ходит в бассейн, но занимается с ленцой, не трудится, а если не приучится трудиться, то... Я её спросила: «А вы что хотите — чтобы ваш ребёнок стал профессиональным спортсменом или чтобы он, придя на пляж, с удовольствием плавал вдоль берега? И почему плавание, а не лёгкая атлетика? Или вот есть такой интересный спорт, когда трут швабрами по льду? Может быть, он там преуспел бы больше, раз плавание не очень получается?» Но мамы себе этих вопросов почему-то не задают. Родители очень часто попадают в ловушку собственных амбиций и загоняют в эту ловушку ребёнка.

Юлия Борта, «ПРО.Здоровье»: А бесконечные рейтинги и сравнения, конкуренция в школе и дома разве не сказываются стрессово на ребёнке?

Катерина Мурашова: Так это вы должны решить: для вас важно, чтобы ваш ребёнок был первым по плаванию, а не 28-й из 30? Если важно, то почему? Готовы ли вы, чтобы он не делал то, что ему нравится, а всё время плавал, чтобы поднять свой рейтинг и стать, к примеру, 15-м? На что вы, родители, готовы ради этого пойти? Примите решение, а потом ребёнку честно скажите: «Зайчик, жить будешь так». Ну и так он живёт до подросткового возраста, пока не начинает выползать из-под родительского контроля.

— Если родители, например, были отличниками в школе, а у ребёнка всё ровно наоборот? Как им принять его «обычность»?

— Понимаете, в чём дело... Если родители были отличниками просто так, то есть с ними ничего такого выдающегося не произошло в жизни — они не стали народными артистами, талантливыми инженерами и т. д., то какой смысл был лезть из кожи вон, зарабатывая свои пятёрки? А если один стал великим хирургом, а вторая — увлечённая артистка драматического театра, то им совершенно наплевать, чего там у их ребёнка в дневнике. Я вас уверяю! Люди на своём месте. И ребёнок найдёт себя. Родителям надо понимать, когда они взаимодействуют со своим ребёнком, а когда — со своими проекциями. В основном люди взаимодействуют со своими проекциями.

— То есть что-то не удалось в жизни — надо испробовать на ребёнке?

— Необязательно. Мы проецируем на ребёнка какую-то часть своей личности. Причём не всегда неудачную. Например: я это понимаю, значит, и он тоже должен понять. Я в его возрасте делал вот то-то, значит, он тоже может это делать. Однако совпадения бывают не всегда.

— Говорят, что современная молодёжь стала инфантильной, слишком долго взрослеет. Некоторые наркологи даже заявляют: если бы детей в детстве не зацеловывали, то они бы наркоманами не становились. Это так?

— Ерунда! Нет никаких общих детей. Кто-то, что с ним ни делай, никогда наркоманом не станет. У него нет склонности к зависимости. У другого алкогольдегидрогеназа (фермент, перерабатывающий этанол. — Ред.) врождённо не работает, а потому он первый кандидат в алкоголики. Соответственно, ему нужно приложить некоторые усилия, чтобы его отношения с алкоголем не переросли в болезнь... Что здесь важно — опять же информированность подростка.

— Что делать, если ребёнок отказывается ходить в школу, постоянно скандалит и агрессивно себя ведёт?

— Ребёнок не может решать за «больших обезьян», что ему делать, а что нет. А когда ему это позволено, вплоть до того, ходить или не ходить в школу, родители наверняка потом будут иметь серьёзные проблемы. Нельзя, чтобы ребёнок в первом классе отказывался ходить в школу, если там не происходит ничего ужасного. У него возникает иллюзия, что в школу можно ходить, а можно не ходить. А это не так! Если, конечно, вы не планируете его сейчас забрать на домашнее обучение, и тогда, действительно, уроки можно не посещать. Таким поведением ребёнок, скорее всего, проверяет границы дозволенного — насколько он может «нагнуть» родителей, управлять ими. Вины ребёнка в этом нет. Установление границ — это биологическая программа, заложенная при рождении у всех животных, в том числе у человека. Например, кобель в полтора года начинает пытаться покусать хозяина. Если его сразу не поставить на место, а воспринимать такое поведение как игру, это чревато большими проблемами. Нельзя, чтобы ребёнок руководил родителями, это истощает его нервную систему. Не может детёныш решать, как оно будет. Границы надо ставить чётко.

— Сейчас многие психологи говорят о том, что с ребёнком надо договариваться.

— Нет, это ерунда. Ещё раз повторяю: у детей нет для этого ресурсов, психомоторной энергии. Нет опыта, ничего... Посмотрите, как утка ходит: она впереди, следом утята. Не может утёнок решать, куда идти. Утка знает, она ведёт. Вот когда ребёнок будет посильнее, станет подростком, то придёт и скажет: «Всё, дорогие родители, давайте пересматривать систему, я уже вырос». А с маленьким так нельзя. Родители ему говорят, как всё устроено. Он приспосабливается. Если вы готовы дать ребёнку выбор, то это выбор с вашего плеча. Например: «Я разрешаю тебе бросить уроки на пианино и прочие кружки. Но в школу ходить обязательно». Главное, чтобы ребёнок знал, как надо.

Многие родители считают, что хорошо учиться ребенку мешает плохая память. Действительно возможно, что вследствие воздействия травм, различных заболеваний память может значительно ухудшиться, но все же для большинства учащихся ссылки на плохую память несерьезны. Исследования показывают, что уровень механического запоминания среди школьников одного возраста колеблется незначительно. А вот различия в произвольном запоминании могут быть очень существенными. Дело в мотивации ребенка и в умении использовать специальные приемы запоминания.

Так как же помочь развить у ребенка хорошую память?

1. Убедить свое дитя, что память у него хорошая, и он может запомнить все, что необходимо. Научите вашего школьника верить в себя в свой успех. Для этого утром, затем перед приготовлением уроков и вечером перед сном ребенок дает сам себе установку: «Я могу запомнить все, что нужно! У меня прекрасная память! »

2. Необходимо определить какой у вашего школьника ведущий тип памяти, и научить его использовать и опираться на данный тип. Имеются в виду зрительная, слуховая и двигательная память. То есть один человек запоминает лучше то, что увидел, другой - то, что услышал, а некоторые запоминают, когда предмет побывал у ник в руках.

3. Не пытайтесь повысить эффективность запоминания многократным повторением. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Что такое активная умственная обработка? Например, при работе с текстом разбить его на смысловые части, выделить в каждой главную мысль, передать содержание всего текста с помощью нескольких предложений...

А есть ли какие-нибудь приемы, позволяющие облегчить запоминание?

Еще в начальной школе стоит учить ребенка специальным приемам запоминания, так называемой мнемотехнике. Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.
Один из таких приемов - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.
С помощью пиктограмм можно отразить и содержание учебного текста. Возьмем параграф «Свойства воздуха » ​ из учебника естествознания для пятого класса. Каждое из перечисленных в нем свойств можно изобразить простым, но емким символом. Например, то, что воздух обладает упругостью, - с помощью резинового мяча, прозрачность - с помощью куска стекла и т.д. В итоге получается опорная схема учебного материала, основа которой не ключевые слова, а пиктограммы.

Первокласснику запомнить состав числа поможет такой прием: изображение комбинаций чисел с помощью забавных рисунков. Например, состав числа 8: треугольник и пятиконечная звездочка, держащие друг друга за руки (3+5); дверной замок с поднятой дужкой и ключ в форме цифры 2 (6+2) и т. п.
Разумеется, все перечисленные приемы могут использовать и ребята постарше, а не только малыши. Но к переходу в среднюю школу и уж тем более к старшим классам ваш школьник должен овладеть умением составлять планы и схемы учебных текстов.

Условно можно разделить схемы, составляемые при активном чтении учебного текста, на логические и образные. Логические - это традиционные планы текста, более или менее развернутые, основанные на смысловой группировке. Звучит сухо, но можно эту работу разнообразить и сделать увлекательной. Помогут образные схемы - такие, которые помогают воссоздать последовательность действий с помощью наглядных образов-схем.
Схема №1 подойдет, если в учебном тексте много описаний происходящих событий, которые к тому же необходимо самостоятельно осмыслить, сделать по ним выводы. Попробуем вместе с пятиклассником осмыслить содержание параграфа из учебника истории.
Берем лист бумаги, в середине обозначаем кратко тему («Куликовская битва » ), заключаем тему в овал - это тело паучка. По ходу чтения паучок обрастает ножками, на ножках появляются башмачки. Например, мы прочитали о главном действующем лице Куликовской битвы - князе Дмитрии. От нашего овала ведем в сторону ножку-стрелку (можно ее назвать «кто? » ​ ), которую заканчиваем меньшим овалом-башмачком, в нем пишем: «Дмитрий Донской » ​ . Читаем о том, что войска Донского выступили в поход из московского кремля. На схеме появляется другая стрелка («откуда? » ), заканчивается овалом, в котором пишем: « Из Москвы » . Постепенно появляются стрелки « куда?, зачем? » (цели похода, «где? » (обозначается место битвы), «как? » (ход боя между нашими и вражескими войска ми), «чем закончилось? » ​ (итог и значение события) и т. п. В овалах стараемся писать кратко, только самое главное. Прочитав параграф, рассматриваем нашу схему, стараемся понять, все ли важное мы отметили. Закрываем схему и пробуем восстановить ее по памяти.

Схема №2 будет полезна, если в учебном тексте речь идет о классификации каких-то явлений. Материал уже систематизирован, и задача в том, чтобы запомнить его как можно лучше.
Например, «Типы соцветий » из учебника биологии или «Природные комплексы Земли » из учебника географии для седьмого класса. Наше «дерево » будет расти наоборот, кроной вниз. Вверху страницы пишем название основного понятия - природные комплексы (ПК), от него отходят два ствола: природные комплексы суши и природные комплексы океана. Каждый ствол ветвится дальше - на характеристики того и другого комплекса (компоненты, виды, природные зоны).

Предлагая школьнику разные приемы запоминания, вы увидите, насколько каждый из них соответствует особенностям его умственной работы. Одному подойдут строгие логические схемы, словесные планы текстов. Другому - образные схемы, запоминание с помощью ассоциаций. Не жалейте времени на совместное освоение этих приемов, побуждайте ребенка искать свои способы. Постепенно он будет все меньше времени тратить на обработку учебных текстов, при этом усваивать материал полностью и прочно.
Существуют и другие приемы запоминания, их огромное количество. Имея воображение, желание и капельку терпения, немного посидев и позанимавшись с ребенком, вы и сами сможете придумать свои приемы, которые сможете использовать для улучшения запоминания. Желаем вам в этом удачи!


Большинство родителей придают большое значение обучению своих детей, стремясь сделать из них выдающиеся личности. Но при этом не всегда четко осознают свою роль в процессе школьного обучения, зачастую допуская ошибки в воспитании ребенкаВ современном обществе придается большое значение образованию и полученным оценкам, а вовлеченность родителей в учебный процесс часто соотносят с успехами их детей в школе. Следствием этого является то, что многие родители с головой уходят в воспитание детей, тратя на это немалые деньги, время и нервы.

Но при этом не всегда получают ожидаемый результат, о чем свидетельствуют неудовлетворительные оценки. По свидетельству экспертов в области образования, отсутствие вознаграждения за вложенные усилия зачастую связано с непониманием родителями своей роли в обучении детей, что приводит их к ошибкам, мешающим учебе. В одних случаях это поступки, связанные не столько с учебой, сколько со стилем воспитания в семье, а именно, столь часто повторяющиеся ошибки, как излишняя опека, отсутствие ограничений, отрицательное отношение ко всему или дурные примеры.

А другие частые ошибки связаны с незнанием наиболее подходящего ответа на вопросы вроде: должны ли родители учиться вместе с детьми? Помогать им с выполнением домашних заданий? Проверять выполнение домашних заданий? Проверять и исправлять школьные задания перед их сдачей детьми? Награждать за хорошие оценки? Давать дополнительные задания, если учитель не очень требователен? Нанимать репетиторов? Контролировать ход учебы? Беседовать с преподавателями? Стимулировать участие во внешкольных мероприятиях?

Исходя из своего профессионального опыта, Жоан Доменеч (Joan Domènech), директор колледжа им. Fructuós Gelabert в Барселоне; Бенжамин Монтенегро (Benjamín Montenegro), член психологического совета по вопросам развития личности, и Анхель Перальбо (Ángel Peralbo), руководитель подросткового отдела в психологическом центре им. Álava Reyes, считают, что самыми распространенными оплошностями родителей в области школьного образования и воспитания являются следующие.

1. Выступать в роли учителей

Многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы. И все же психологи, педагоги и преподаватели единодушны во мнении, что нельзя одновременно быть родителями и учителями, в том числе и потому, что это чуть ли не ежедневно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, а учебный процесс превращается в самую настоящую пытку для родителей и детей. Анхель Перальбо поясняет, что, кроме того, что «если с малолетства дети привыкают к тому, что кто-то их опекает, они становятся зависимыми и вместо того, чтобы проявлять необходимую настойчивость в учебе, расслабляются, занимают выжидательную позицию, в результате чего у них вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен ими руководить».

Бенжамин Монтенегро подчеркивает, что «роль родителей заключается в контроле за тем, что работа выполнена, правильно оформлена, что не осталось невыполненных заданий, не касаясь содержания, потому что домашние задания даются ученикам для самостоятельного выполнения». Но эксперты предупреждают: это отнюдь не означает, что если ребенок спросит своих родителей о чем-то, чего он не знает или не понимает, они не могут направить его по пути, который поможет ему найти ответ.

А в тех случаях, когда ребята испытывают трудности с учебой, когда им нужны дополнительные занятия, повторное объяснение материала, эксперты советуют прибегнуть к помощи репетитора или педагога-психолога.

Жоан Доменеч считает, что родители должны следить за учебой детей, но при этом подчеркивает, что есть целый ряд дисциплин, преподавание которых относится к компетенции школы, и если родители пытаются это сделать, то тем самым нарушают учебный процесс. «Родители не должны обучать своих детей умножению, потому что этим занимается школа. А вот чем действительно должны заниматься родители, так это вместе со своими детьми использовать математические знания в повседневной жизни, особенно при совершении покупок и т.д.».

2. Стремиться сделать из своих детей Эйнштейнов

«Характерной чертой современной семьи является стремление к чрезмерному стимулированию своих детей, начиная с самого раннего возраста, с тем, чтобы они быстро развивали свои способности, что выливается в чрезмерное количество развивающих игр, в обучение чтению и письму, начиная с четырех лет, и запись в различные кружки для развития их способностей», — считает Доменеч.

Директор колледжа объясняет, что это стремление пораньше накачать детей знаниями приводит к чрезмерному стимулированию, которое, отнюдь не способствуя ускоренному обучению и выявлению талантов, обычно влечет за собой контрпродуктивные последствия, проявляющиеся в отсутствии внимания, неспособности сосредоточиться, гиперактивности…

С другой стороны, это стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем.

«Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения», — утверждает психолог Анхель Перальбо.

Бенжамин Монтенегро приводит в качестве примера родителей, заставляющих участвовать во внешкольных мероприятиях детей с плохой успеваемостью.

«Некоторым детям в школе тяжело даются иностранные языки, и при этом их еще записывают на внешкольные языковые курсы; другие, у которых проблемы с математикой, после занятий в школе вынуждены отправляться на занятия музыкой и сольфеджио. В итоге, дети страдают от переизбытка знаний, а также от того, что не оправдывают возложенных на них ожиданий», — предупреждает он.

3. Сводить все к учебе

Воспитатели уверяют, что студенты часто повторяют фразу: «Мои родители интересуются лишь моими оценками, до остального им нет дела». Эта жалоба не всегда объективна, но психологи уверяют, что она точно отражает происходящее в некоторых семьях, в особенности, когда возникают трудности или дети не добиваются ожидаемых результатов в учебе. «Учеба занимает самое большое в семейных заботах и, как следствие, в ежедневных разговорах. Многие родители ставят учебу во главу угла жизни своих детей. Хотя занятия и играют важнейшую роль в жизни детей, не следует забывать и многих других аспектах развития, как, например, спорт, игры и культурные мероприятия, досуг, планы на будущее и семейные дела, друзья, общественные отношения, личные привязанности внутри семьи и за ее пределами…»,— продолжает Перальбо.

4. Награждать за хорошие оценки

Обычным способом родителей воодушевить своих детей на учебу является обещание им дорогих подарков в случае хороших оценок. Но специалисты в области образования считают это ошибкой. «Если мы будем прибегать к стимулам подобного рода, то значит что-то идет не так, потому что ребенку не нужно материальных наград за обучение. Лучшим стимулом для них должно быть открытие нового, преодоление трудностей и развитие своих интересов», — считает директор школы им. Fructuós Gelabert. Воспитатели считают, что хорошие оценки достойны того, чтобы их похвалить, одобрить и даже отпраздновать, но только не покупать, потому что ребенок тут же становится рабом материальных стимулов. И если, несмотря на обещанное вознаграждение, он не получит хорошую оценку, его разочарование будет еще большим, поскольку, помимо неудачи в школе, он к тому же останется без подарка.

Психолог Бенжамин Монтенегро особенно предостерегает от нереальных наград, как, например, обещание купить мопед подростку, завалившему семь предметов, в случае, если в итоге он исправит положение. «Это явный перебор, вызывающий разочарование у ребенка и зачастую ставящий в неудобное положение самих родителей, когда их сын узнает, что они пообещали ему награду, предварительно поговорив с учителем и узнав, что, весьма вероятно, ему придется остаться на второй год», — уточняет Монтенегро.

В исключительных случаях награда за хорошие оценки может быть оправдана. «Например, если ученик, страдающий дислексией, без специальной подготовки получит хорошую оценку на экзамене по языку».

Что касается оценок, Монтенегро отмечает еще одну частую ошибку родителей: поспешные решения. «Увидев оценки, мы тут же начинаем высказывать свое мнение, положительное или отрицательное, что неправильно. Вместо этого надо поразмыслить два-три дня, поостыть и принять взвешенное решение», — поясняет он. Воспитатели подчеркивают, что вместо выволочек за плохие оценки, родители должны учить детей преодолевать разочарования и неудачи, помочь им разобраться в причинах и принять правильные решения в будущем.

5. Выдавать лень за нервное расстройство

Как считают эксперты, еще одна часто повторяющаяся ошибка родителей состоит в том, чтобы пытаться объяснить школьные неудачи своих детей нервными расстройствами.

«Многие дети неспособны совершить надо собой усилие, чтобы приготовить домашнее задание, или просто учиться, в силу своей лености. Но это просто незрелость, а не нервное расстройство. Иногда эту леность пытаются представить как последствие разочарования или стресса, хотя на самом деле речь идет о нехватке самостоятельности», — подчеркивает Монтенегро.

И добавляет: доказательством этого является то, что эти ребята, которые не в состоянии прилежно учиться, также не могут содержать свою комнату в порядке, сделать бутерброд или разогреть еду, когда приходят домой после учебы.

Анхель Перальбо подчеркивает, что во многих случаях «ошибка родителей заключается в следующем: они не осознают, что причиной лености и отсутствием мотивации к учебе является использование практически всего времени на досуг и развлечения, в особенности на столь распространенные сейчас технические новшества, которые не дают заниматься другими делами».

Монтенегро считает также ошибочным, когда родители приглашают репетитора с тем, чтобы он контролировал выполнение детьми домашних заданий и сам процесс обучения. «Репетитора надо приглашать для решения конкретных задач, а вовсе не для того, чтобы делать домашние задания вместе с ребенком, поскольку в таком случае он так и останется незрелым и будет надеяться на других», считает психолог.

6. Нетерпеливость

Анхель Перальбо относит к частым и весьма нежелательным ошибкам также стремление добиться слишком быстрых результатов в учебе, не понимая, что это длительный процесс. Нетерпеливость родителей, по мнению экспертов, выливается в стремление добиться, чтобы дети как можно обучились иностранным языкам, стали читать и писать до поступления в начальную школу, овладевали математическими операциями, опережая школьную программу. «Это стремление научить побыстрее и как можно большему количеству предметов в высшей степени ошибочно. В Дании и других странах с хорошо налаженным образованием дети учатся грамоте в возрасте семи лет», — подчеркивает Жоан Доменеч.

Перальбо добавляет, что эта нетерпеливость родителей приводит к тому, что они сильно расстраиваются при столкновении их детей с первыми трудностями в учебе или первыми плохими оценками. Родители забывают при этом, что трудности и ошибки присущи обучению, а детям в первую очередь нужны спокойствие и настрой на упорную работу в течение всего школьного года. «Родители не должны рассматривать неудовлетворительные результаты как неудачу, потому что это приводит к снижению самооценки детей, все более ослабляя их способности», — указывает специалист.

7. Не придерживаться школьной методики

Обуреваемые нетерпеливостью, некоторые родители пытаются научить своих детей читать и считать своими собственными методами, дают им дополнительные домашние задания, не учитывая того, что тем самым, возможно, нарушают педагогический ритм школы. «Родители должны определиться с выбором школы, осознать, что согласны с ее подходами к учебному процессу, а затем работать параллельно, помогая своим детям в учебе, но при этом относясь с уважением к школьной методике, действуя в одном направлении с учителями, а не противореча им», — отмечает Доменеч.

8. Переносить свой опыт на детей

Другая достаточно распространенная ошибка родителей заключается в механическом перенесении собственного опыта обучения на своих детей. «Школа сильно изменилась, и дети тоже. И то, что нравилось тебе или то, чему ты тогда обучался, совершенно необязательно будет гарантией успеха для твоих детей», — предупреждает директор школы им. Fructuós Gelabert. Анхель Перальбо также считает, что во многих семьях «по-прежнему преобладают надежды родителей на учебу своих детей, чем предпочтения или способности последних», и многим ребятам приходится изучать то, что нравится их родителям.

9. Подвергать сомнению действия преподавателей

Не поддерживать учителей, постоянно проявлять свое несогласие с педагогом в присутствии детей - еще одна ошибка некоторых родителей. «У преподавателей уже нет былых возможностей по поддержанию дисциплины в классе, и крайне нежелательно, что родители, вместо того, чтобы поддержать их, выступают против, а ученики, пользуясь сложившейся ситуацией, манипулируют ими и натравливают одних на других, хотя цели у родителей и преподавателей одни и те же», — говорит Перальбо. При этом психолог добавляет, что учителя зачастую руководствуются приукрашенным представлением о своих учениках, зачастую не зная, как они ведут себя дома. «Взаимодействие и обмен информацией между родителями и учениками может помочь ребенку как добиться хороших результатов в учебе, так и улучшить свое поведение», — отмечает он.

10. Выступать в роли детективов

Монтенегро считает, что еще одна ошибочная позиция родителей заключается в том, что они становятся детективами. «Некоторые родители выясняют, как выполняются домашние задания и прочие работы, а также даты экзаменов через социальные сети, или через родителей других детей, но это порождает лишь недоверие, ничего не решая», — поясняет он. Его совет заключается в том, чтобы вместе с ребенком проверить расписание дня и задания, выполненные по каждому предмету. Эксперты не советуют осуществлять полный контроль над выполнением школьных заданий, постоянно проверять, что читает или смотрит ребенок, уверяя, что лучше наблюдать за ним на удалении, предоставив ему определенную самостоятельность. А если родители все же решают проверить знания ребенка, Монтенегро не советует делать это в устной форме, а написать три-четыре вопроса, потому что «обычно устных экзаменов не проводится, и хотя ребенок даже может устно ответить на вопрос, потом он все равно плохо изложит это в письменной форме или совершит множество орфографических ошибок».

11. Решать организационные задачи

Как считают воспитатели, еще одна ошибка родителей заключается в решении организационных задач своих детей. «В семь вечера ребенок говорит, что закончился тонер, и он не может распечатать работу, которую ему нужно сдать на следующий день, и мы посылаем деда в магазин, чтобы он купил необходимый картридж», — приводит пример Монтенегро, подчеркивая при этом важность того, чтобы дети привыкали сами решать свои проблемы, «даже если они сдадут работу позже и снизят за это оценку. Ведь чем позже вы подадите декларацию о доходах, тем выше будут штрафные санкции, сколько бы вы ни объясняли, что банк прислал ваши счета с задержкой. Такова жизнь, и люди должны учиться организовывать ее и решать свои проблемы с самого раннего возраста».

Педагоги также не согласны с позицией некоторых родителей, которые всегда оправдывают перед учителями ошибки и неудачи своих детей, всегда ссылаясь на какие-то внешние причины или трудность задания, ставя под вопрос компетентность учебников или даже самого преподавателя.

12. Связывать наказание с выполнением домашнего задания

«Он наказан, делает уроки» или «пока не сделаешь задания, не подойдешь к телевизору», эти фразы часто можно услышать во многих домах. По мнению педагогов, их следует искоренять. В первую очередь, указывают они, потому, что домашние задания должны выполняться в спокойной, а не нервозной обстановке. Во-вторых, цель должна состоять в том, чтобы дети получали удовольствие от чтения и учебы, а не воспринимали это как наказание. И, наконец, они также не должны рассматривать чтение или выполнение домашних заданий в качестве необходимой платы за просмотр телевизионных программ, возможность поиграть или встретиться с друзьями.