Как понять, кто я себе: друг или враг? Если не хочется, а надо

Заняться спортом, снизить потребление сладкого, начать медитировать, изучать иностранный язык, прочитать полезную книгу или посмотреть интеллектуальный фильм - у каждого из нас найдется список дел, которые надо сделать. Но… они не делаются.

То некогда, то лень, то бюджет не позволяет, то обнаруживаются более важные дела. Авторы книги «Начинай с малого» уверены: все люди могут добиваться целей, больших и маленьких, если научатся правильно их ставить. Вот три правила, которые помогут перестать откладывать полезные дела.

Правило 1. Взять обязательство

Представьте, что сейчас вечер среды. На работе был трудный день, и вы решили отдохнуть перед телевизором. На одном канале показывают фильм зрелищный, но примитивный. На другом - интеллектуальный, который вы давно собирались посмотреть. Что выберете?

Скорее всего, вы выберете интеллектуальный, но включите кассовую альтернативу. Ученые исследовали этот феномен с помощью студентов. Их разделили на две группы и попросили выбрать три разных фильма на три дня. Первая группа выбирала фильм в день просмотра, а вторая - все три фильма в первый день.


Хотите посмотреть интеллектуальный фильм? Запланируйте это заранее. -

В первой группе большинство все три дня смотрели кассовые фильмы. Во второй группе большинство только в первый день склонилось к этому варианту. В последующие дни студенты смотрели те фильмы, которые заранее - и это было интеллектуальное кино.

Мы склонны выбирать удовольствие сейчас, а полезное дело откладывать на завтра. Но завтра никогда не наступит, если его не запланировать.

Чтобы избавиться от этой проблемы, надо зафиксировать обязательство. Если вы понимаете, что будет сложно регулярно посещать спортзал или заниматься иностранным языком, потому что захочется пойти в клуб, а не спрягать глаголы, возьмите на себя обязательство. Оно может касаться (пробежать марафон за четыре часа) или выполнения наиболее проблематичных этапов на пути к ней (выходить на пробежку трижды в неделю).

Правило 2. Записать и огласить

Нам важно, чтобы в глазах окружающих наши слова не расходились с делом. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, чтобы выполнить обязательство - это записать его на видном месте и огласить перед друзьями и знакомыми.

Запись повышает вероятность исполнения обязательства, а его оглашение дает дополнительный толчок.

Может, именно поэтому мы приглашаем гостей на свадьбу, чтобы в их присутствии произнести обет, а не просто даем согласие вступить в брак с партнером. По статистике пары, вступающие в брак тайно, разводятся более чем в двенадцать раз чаще, чем те, чье бракосочетание проводилось в присутствии двухсот с лишним человек.


Обдумайте способы обнародовать свое обязательство: например, пообещайте публиковать в соцсетях ежедневный отчет. Это поможет не свернуть с намеченного пути.

Правило 3. Назначьте арбитра

Назначение арбитра - это признание, что в будущем возникнет искушение, перед которым трудно устоять. Наличие кого-то, кто будет следить за вашим поведением и судить, достигли ли вы цели, повышает вероятность выполнения обязательств.

Арбитра надо правильно выбрать. Во-первых, он должен быть справедливым. Не стоит назначать на эту роль человека, который порадуется вашей неудаче или станет с размахивать пирожными у вас перед носом, когда вы пытаетесь похудеть.


Во-вторых, нужно быть уверенным, что арбитр готов заставить вас действовать, то есть назначить наказание (или вручить награду). Многие подумают, что на эту роль идеально подойдет близкий человек. Это не так: скорее всего, он с пониманием отнесется к неприемлемому поведению («У тебя был очень тяжелый день!») и начнет потворствовать вашим слабостям

Лучшим арбитром станет коллега, которому вы доверяете, поскольку он не станет потакать вам, как спутник жизни.

Итак, взять обязательство, записать его и огласить, а затем назначить арбитра, который поможет достичь цели. Звучит не так уж сложно. Попробуйте, и делать полезные дела станет легче.

Мы разруливаем их, как умеем и, иногда, просто перестаём контактировать с тем человеком, который не стремится к разрешению спорной ситуации. Но что делать, когда конфликт рождается внутри нас? Когда не надо, но хочу? Или хочу, но не могу? А что делать, если могу, но не хочу? Или не хочу, но надо? И уж совсем непонятно, как поступать, когда надо, но не могу.

В этом случае возникает так называемый внутриличностный конфликт, то есть конфликт, который рождается внутри самого человека.

Как он проявляется и чем это нам грозит? В этот период, как правило, у человека снижается самооценка. Мы чувствуем, что попали в некий тупик и не знаем, как из него выбраться. Все варианты выглядят неприемлемыми. Мысль о том, что нужно выбирать между плохим и очень плохим, задерживает принятие решения. Часто мы вообще начинаем сомневаться в том, что принципы, которыми мы руководствовались, верны и ценны.

Иногда в качестве психологической защиты, мы даже не пытаемся начать думать о том, как выбираться из этого тупика. Общение перестаёт приносить удовольствие. Часто проявляются неадекватные реакции на простые ситуации: мы начинаем рыдать из-за пустяка или истерически смеяться, или впадаем в депрессию. Уровень стресса растёт.

Картина печальная. Если сюда прибавить подавленное настроение, плохой сон и головные боли, впору воскликнуть - так что же делать? Где выход?

Он есть, будьте уверены. Обнаружив в себе признаки внутриличностного конфликта, улыбнитесь и приободритесь. Конфликт - это всегда мощный ресурс для обновления и выхода на новый виток развития. Это тот колокольчик, который сигнализирует вам, что пришло время перемен. А они всегда требуют от нас усилий и пугают неизвестностью.
Затем окиньте ситуацию взором как бы со стороны. Представьте, что на вашем месте посторонний человек. Подумайте, какие варианты вы могли бы предложить ему? Возможно, ситуацию нужно отпустить.

Не надо, но хочу - это о нашей нравственности. Часто, поддавшись порыву, мы потом долго жалеем о случившемся.

Иногда нужно поверить в себя: хочу, но не могу - это о нашей заниженной самооценке и нереализованных желаниях. Хочу быть художником, но не могу решиться? В наш век Интернета и сетевой свободы вы можете разместить галерею работ в испанском сообществе любителей искусства и наслаждаться восторженными отзывами. Или впитать конструктивную критику, для того, чтобы стать лучше, оставаясь при этом инкогнито.

Могу, но не хочу - вопрос распределения ролей. Да, я могу сама ухаживать за престарелой тетушкой, а не вести группу йоги. Но зачем? Полезнее для вас обоих нанять для ухода опытного специалиста. А тётушку вывозить в парк по воскресеньям, пить горячий чай из термоса и с улыбкой смотреть на осенние листья.

Не хочу, но надо - вопрос мотивации. Не хочу я есть этот шпинат, но для свадебного платья надо сбросить ещё три килограмма! И тут есть варианты: бог с ним, со шпинатом. Есть куча других вариантов низкокалорийных продуктов, ищите то, что приятно вам и получайте удовольствие от вкуса. А бонусом - гордость за свою волю и предвкушение триумфа на самом главном дне жизни!

Не могу, но надо - вопрос адаптации. Здесь важно уточнить, переспросить себя дважды. Точно - надо? Или мы сами убедили себя в этом? Допустим - точно. Тогда стоит не прыгать с места в карьер, а начать с малого. Если без золотого значка ГТО не получить желанного повышения по службе - начните не с десятикилометровой пробежки, а с полукилометра. И вы увидите, что дело пойдёт быстрее, и результат обязательно будет. Проще начать с малого, чем сидеть и сокрушаться о своём бессилии.

Конфликт - неотъемлемая часть нашей реальности. Он обнажает значимые вещи и, как любая сильная энергия, способен нести разрушения. Самое важное - не поддаваться эмоциям и не зацикливаться на одном и том же. Будьте вариативны. Обсуждайте способы выхода из ситуации с друзьями и родными. Обсуждайте с самим собой. Записывайте себя на телефон. Просматривайте и удивляйтесь. То, что казалось вам логичным, вдруг окажется, по меньшей мере, странным.

И не будьте так серьёзны! Улыбнитесь! Откройте шкатулку позитивных воспоминаний, вдохните аромат кофе, заметьте луч солнца, пронзивший облака… замрите. Пусть на секунду мир вокруг и мир внутри вас станут созвучны друг другу. И, возможно, этот миг станет точкой отсчёта новых важных решений и нового витка судьбы.

“Человек, как целостное существо, превосходит сумму своих составляющих”.

Здесь уместно рассказать достаточно жесткий анекдот:

Полного мужчину приговорили к казни на электрическом стуле, а он в него не влезает. Посадили на диету — поправился на 10 кг. Стали давать только хлеб и воду — ещё 10 кг прибавил. Оставили одну воду — ещё плюс 10 кг. Не выдержали:

— Да что ж ты никак не худеешь-то???

— Мотивации, понимаете, нет.

Так вот, чтобы найти мотивацию, можно воспользоваться следующими простыми, но работающими правилами.

Популярное

Для начала давай разберемся, а надо ли нам делать то, что мы не хотим? Или это нужно сделать не нам, а кому-то другому? Или просто сделать для галочки, никакой пользы от этого действия никому не будет?

Итак, для начала разбираемся, какая стоит цель и кто ее преследует. А цели бывают разные.

Например, твоя цель — встать в 7 утра.

Кому надо: мне

Зачем-1:

Зачем-2: Работа нравится, компенсация достойная, есть, куда развиваться

Итог: Можно не вставать, но потом нужно будет решать вопросы с объяснительными и имиджем в глазах начальства.

Тот же пример, но с совершенно другим сценарием.

Цель: встать в 7 утра.

Кому надо: мне

Зачем-1: Чтобы вовремя успеть на работу, так как есть четкое время начала рабочего дня

Зачем-2: Работа неинтересная, карьерного роста не предвидится, можно найти что-то лучшее

Итог: Можно не вставать, а начать искать новую работу уже сегодня или встать с мыслью, что ставим цель найти новую работу в кратчайшие сроки и, возможно, там уже не потребуется так рано вставать.

Вывод. Исходим от цели. Насколько и зачем это нужно лично мне. Какова будет цена или альтернативный сценарий отказа от действия?

Помимо личных целей существуют цели команды, коллектива, друзей, родителей. Тогда нужно расставить приоритеты и понять, насколько эти люди или организации важны именно для нас.

Пример:

Кому нужно: мне

Зачем-1: чтобы менеджерам по продажам было с чем работать на выставке

Зачем-2: чтобы не подводить коллег и поддержать имидж компании

Зачем-3: чтобы сделать еще один шаг вперед и сделать что-то новое и привлекательное

Итог: Если мои цели совпадают с целями моей компании и помогают мне развиваться, мне полезно будет поработать над этим проектом.

Вывод. В любом деле, которое должно быть сделано, почти всегда можно найти что-то полезное для себя — развитие персональных навыков и умений, возможность потренироваться в новом для себя деле, поработать с новыми людьми и завязать новые компании. Попробуй найти что-то полезное и в своем деле.

И еще один пример, касающийся отношений.

Нужно: отвезти документы мамы в банк

Кому нужно: маме

Зачем-1: Она не успевает, экономим ее время

Зачем-2: Потому что это мама, и ее благополучие для нас важнее всего

Итог: есть действия, где нет собственных целей и нет ни прямой, ни косвенной выгоды для человека, но есть отношения, которые мы ценим и ради которых готовы на выполнение действия.

Похожий итог возникает, когда есть чувство долга.


Однако можно подойти к проблеме и с научной точки зрения. Существует множество стратегий управления мотивацией в компании. Можно попробовать применить некоторые из них и к себе.

Например, договориться с самим собой, что после выполнения того или иного действия ты делаешь себе подарок. Я, например, когда мне нужно ехать в командировку в какой-нибудь дальний регион России, где время отличается от московского, и приходится вставать на 4−5-6 часов раньше обычного, всегда обещаю себе какой-нибудь новый наряд или новые туфли по возвращении домой. Есть еще хорошая стратегия вдохновения, о которой часто рассказывает на тренинге Е. В. Сидоренко, психолог, бизнес-тренер, приглашенный преподаватель SSE Russia. Стратегия вдохновения заключается в создании условий, поддерживающих вовлеченность и рабочую энергию. Например, если тебе очень не хочется делать уборку в квартире или разбирать коробки с вещами после ремонта, пригласи друзей тебе помочь. Приготовь для них хороший стол с вином и закусками и несколько дисков с любимыми фильмами. Наверняка три новых фактора модели — хорошие люди, интересные фильмы и вкусные закуски — поднимут настроение и добавят радости в процесс уборки. И не удивляйся. У меня есть подруга, которая до сих пор спрашивает, разобрала ли я коробки после ремонта с намеком на то, что она готова в любое время подключиться к процессу. Просто есть люди, которые любят порядок и готовы посвятить время, чтобы сделать мир чуточку лучше — вспомни хотя бы Монику из сериала« Друзья».

А еще есть мотивация« от противного». Иногда это самый действенный способ заставить себя что-то делать. Здесь помогает составление сценария« а что если не…»

Например, тебе надо ехать и выступать на конференции. Очень не хочется — времени и так не хватает, презентация не готова, выступать очень страшно. Представим, что на конференцию мы не едем. Выступать мы так и не научимся, так как это тот навык, который формируется только в процессе тренировки. Значит, будем продолжать бояться. Времени, как ни странно, больше не станет, так как освободившееся потратим процентов на 80 на второстепенные дела невысокой значимости, а вдобавок будем все время думать, как же так — меня пригласили, а я не выступила, а могла бы, а вдруг получилось бы! Но окажется, что возможности уже упущены, а больше могут и не пригласить.

Ну и наконец, самое главное. Все эти стратегии проверены на себе, все они работают, но только при одном условии. Если мы не находимся в стрессе и не бежим марафон на длинную дистанцию — от начала до конца тяжелого проекта без выходных дней и отпуска. Человек, а тем более красивая женщина, обладает правом на отдых, на свое собственное время и на комфортное и ленивое существование. И прежде, чем искать мотивацию для того, чтобы сделать то, чего делать не хочется, стоит задуматься, почему не хочется и зачем это делать именно сейчас. Возможно стоит заставить мир подождать и сначала доставить себе удовольствие? Например, выпить чашечку кофе в салоне красоты, пока умелый мастер сделает тебе новый френч и ванночку с ароматным лавандовым маслом. А потом уже и презентация, и командировка и поход за грибами с любимым мужем, папой или дедушкой!

Текст: Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России.