Как происходило освоение земли человеком какое влияние. Освоение людьми планеты Земля - сообщение доклад (5 класс география). Как происходило освоение Земли человеком

Начало освоения Земли

Древние люди селились в долинах больших рек – Нила, Ганги, Тигра, Евфрата, Инда. Именно на этих территориях и начали формироваться первые цивилизации, получившие названия «речные».

Освоение земли

К началу средневековья некоторые материки, моря, острова и даже океаны так и оставались не открытыми. Пик освоения земли человеком пришелся на эпоху Великих географических открытий.

Страны мира

На сегодняшний день люди живут на всех материках нашей планеты, за исключением Антарктиды. Однако даже там существуют исследовательные станции, на которых ученные ведут кропотливую работу по изучению материка.

Все страны, которые существуют на планете, были созданы в ходе исторического процесса. Их жители объединены общим культурным и духовным наследием.

Даже сейчас нельзя сказать, что наша планета освоена полностью, так как существуют отдельные регионы, которые требуют детального изучения.

Древние люди селились в долинах больших рек – Нила, Ганги, Тигра, Евфрата, Инда.

Именно на этих территориях и начали формироваться первые цивилизации, получившие названия «речные».

Климат на этих землях был благоприятен для жизни, плодородные земли способствовали ведению сельского хозяйства. Осваивать новые земли человечество начало с зарождением торговли.

В поисках новых торговых путей открывались новые территории, которые в скором времени после их открытия заселялись переселенцами.

Освоение земли

К началу средневековья некоторые материки, моря, острова и даже океаны так и оставались не открытыми.

Пик освоения земли человеком пришелся на эпоху Великих географических открытий.

Именно тогда были открыты такие земли как Северная Америка Австралия, Южная Америка, а также Тихий океан. Новые территории манили жителей Европы своими природными богатствами – материки постепенно заселялись переселенцами.

Преимущественно переселенцы селились на плодородных землях: в горных регионах, проживали аборигены. Освоение гор стало необходимым с началом расцвета промышленного производства.

К концу 19 века люди заселили даже труднодоступные области, что было обусловлено развитием производства и транспортной системы.

Страны мира

В мире насчитывается 193 независимые государства, а также несколько десятков зависимых территорий, которые были образованы в разные исторические периоды.

На сегодняшний день люди живут на всех материках нашей планеты, за исключением Антарктиды.

Однако даже там существуют исследовательные станции, на которых ученные ведут кропотливую работу по изучению материка.

Изучая географию, можно заметить, что на некоторых материках стран намного больше, нежели на остальных. Это обусловлено многими факторами, в частности климатическими свойствами территорий, наличием водных ресурсов, особенностями рельефа.

Так на территории Евразии расположено более 90 государств, в то время как на материке Австралия находится всего лишь одна страна.

Все страны, которые существуют на планете, были созданы в ходе исторического процесса.

Их жители объединены общим культурным и духовным наследием.

Географические положения стран, которые наводятся на одном материке, могут кардинально отличаться друг от друга: существуют страны – полуострова, страны острова, страны, не имеющие выхода к морю.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Географическая оболочка планеты: природные комплексы
Следующая тема:   Географическое положение Африки: общая характеристика и особенности

Сегодня на Земле насчитывается более 7 миллиардов человек, и у каждого из них трое детей. Хотя число жителей увеличилось в течение сотен лет, число людей не увеличилось так быстро.

Многие люди постоянно влияют на рост населения.

В развитых странах большинство детей вакцинированы, чтобы избежать различных заболеваний. В африканском штате Чад только половина детей вакцинированы, и почти 21% детей умирают до достижения пятилетнего возраста.

В среднем только ожидаемая продолжительность жизни людей не увеличилась, но, по некоторым данным, их рост.

Ученые считают, что это связано с улучшением питания и здоровья.

Слово масс

Если вы дадите эту книгу каждому человеку на планете и поместите все эти книги один за другим, то эта серия книг будет проходить вокруг Земли 48 раз.

Компьютеры, интернет и телевидение помогают людям получить образование.

В развитых странах информация о здоровье, питании и возможных заболеваниях доступна, касаясь кнопки.

30 000-12 000 лет назад Современные люди стали распространяться по всему миру.

От 10 000 до 7 000 лет назад была неолитическая революция: многие люди переходили от охоты и собирались в сельское хозяйство и начали вести сидячий образ жизни.

5000 лет назад были построены первые места.

До 2000 года. Все население в мире сегодня меньше, чем американское население.

1300. 60% населения Европы и Азии умерло из-за эпидемии бубонной чумы («черная смерть»), носителями которой были крысы.

1400 Население мира достигло 300 миллионов человек: 62% проживали в Азии, 14% в Европе, 10% в Африке, 8% в Северной Америке и 6% в Южной Америке.

1500-1800 Приблизительно 12 миллионов африканских рабов были европейцами, экспортируемыми в Северную и Южную Америку.

Во время перевозки было убито около 5 миллионов человек.

1550 Примерно 90% абординов в обеих Америках умерли от таких заболеваний, как куриный грипп и корь, которые привезли сюда европейцы.

1750 Промышленная революция: развитие технологии улучшило условия жизни, и население планеты стало быстро расти.

1850-1930 гг. Массовая миграция в Северную Америку из Европы и Азии.

1914-1920 годы Во время Первой мировой войны погибло около 10 миллионов человек.

Около 100 миллионов человек (около 6% населения мира) умерли от пандемического гриппа в Испании.

1960 Ожидаемая продолжительность жизни резко возросла из-за антибиотиков и улучшения медицинского обслуживания.

Население мира достигло 3 миллиардов: к концу 1960-х годов оно стало увеличиваться до 2,04% в год.

1939-1945 годы Во время Второй мировой войны погибло более 50 миллионов человек.

2050 Предполагается, что население мира достигнет 9 миллиардов человек.

Нас изначально было очень мало. И недавно наше количество значительно увеличилось и продолжает расти, особенно в развивающихся странах.

Улучшение здравоохранения

В развитом мире многие люди начали жить намного дольше, чем раньше.

Это вызывает тревогу, поскольку страна ограничена ресурсами, хотя в развитых странах рождается меньше детей.

Освоение человеком труднодоступных территорий Земли. Горы

Горы, возвышенные участки земной поверхности, круто поднимающиеся над окружающей территорией. Но сколько их – гор на Земле? Горы имеются на всех материках и многих крупных островах – в Гренландии, на Мадагаскаре, Тайване, в Новой Зеландии, Британских и т.д. Горы Антарктиды в значительной степени погребены под ледниковым покровом, но там встречаются отдельные вулканические горы, например вулкан Эребус, и горные хребты, в том числе горы Земли Королевы Мод и Земли Мэри Бэрд – высокие и хорошо выраженные в рельефе.

В Австралии гор меньше, чем на любом другом материке. В Северной и Южной Америке, Европе, Азии и Африке представлены кордильеры, горные системы, хребты, группы гор и одиночные горы. Гималаи, расположенные на юге Центральной Азии, представляют собой наиболее высокую и самую молодую горную систему мира. Самой протяженной горной системой являются Анды в Южной Америке, простирающиеся на 7560 км от мыса Горн до Карибского моря. Они древнее, чем Гималаи, и, по-видимому, имели более сложную историю развития.

Горы Бразилии ниже и значительно древнее Анд.

Но оказывается, проведя на глобусе лишь четыре линии, мы охватим почти все высокие горы мира.

Они образуют четыре горных пояса Земли.

1) Средиземноморско-Гималайский пояс включает в себя высочайшие горы Европы – Альпы, Кавказ, Памир и весь Гималайский комплекс. Формирование пояса началось около миллиарда лет назад и продолжается до сих пор, хотя самые главные процессы произошли 20 млн. лет назад. В этом поясе множество высоких острых вершин и резких понижений между хребтами. Причем чем дальше на восток, тем выше становятся горы: высочайшая вершина Альп Монблан – 4807 м., а гималайская Джомолунгма – 8848 м.

В восточной части пояса раскинулась огромная высокогорная равнина Тибет, немного похож на него и Восточный Памир.

2) Северо-Тихоокеанский пояс охватывает горы Тихоокеанского побережья Азии и гигантскую систему Кордильеры. Здесь не слишком высокие хребты перемежаются с равнинными участками. Ширина Кордильер, которые идут вдоль побережья Северной Америки, достигает 1000 км, а кое-где превышает 1500 км. Но зато таких острых хребтов, глубоких долин и столь резких контрастов, как в первом горном поясе, в Северо- Тихоокеанском нет.

К примеру, высота от Оймяконской впадины к Верхоянскому хребту возрастает постепенно, на протяжении десятков километров. Вершины азиатской части пояса редко превышают 2000 м., а в Кордильерах – 4000 м. Выше поднимаются лишь вулканы: Ключевская Сопка (4750 м.) на Камчатке, Орисоба (5700 м.) в Мексике.

3) К Восточно-Тихоокеанскому поясу относится только одна горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры.

Это одни из самых высоких гор мира (высочайшая вершина Аконкагуа – 6960 м) с четкими длинными хребтами, которые даже в самой части Анд не отходят от побережья больше чем на 700 км. Высота этих гор особенно впечатляет, поскольку западные склоны Анд спускаются прямо к Тихому океану, а восточные к обширным низменностям, лежащим почти на уровне моря.

4) Афро-Азиатский пояс протянулся от южной оконечности Африки до Охотского моря на востоке Азии. Это самый молодой горный пояс, который начал формироваться всего 40 млн. лет назад. Интересно, что здесь горы образовались посредине литосферной плиты, а не на краю. Африканская плита пока еще цела, но в ней намечается разлом, как раз там, где сейчас проходит с севера на юг цепочка озер – Танга-Ньика, Ньяса и др.

На этой же линии находятся и сейсмические зоны, и действующие вулканы, и африканская часть горного пояса. В Африке в него входят Драконовы…

Цели:

  • дать образное представление о путях расселения человека по материкам;
  • выделить главные районы современного размещения населения;
  • сформировать представление о неравномерности заселения планеты и выявить причины неравномерности расселения;
  • познакомить с «комплексной картой» и картой «Плотность населения»;
  • формировать навыки работы с различными источниками информации;
  • формировать мировоззрение «Я – житель планеты Земля»;
  • формировать пространственное мышление.

Дидактическая структура занятия:

I. Организационный момент

II. Постановка учебных задач на урок

– Итак, мы изучили с вами все типы природных ландшафтов. Сейчас на Земле почти не осталось естественных природных ландшафтов, которые не изменил бы человек в результате своей деятельности. И так же почти не осталось территорий, не заселенных человеком. Даже в Антарктиде живут люди, которые изучают ледовый покров, рельеф и климат материка.
А где появились первые люди и как они заселили все материки? Вот об этом мы сегодня и будем с вами говорить.

Учащиеся записывают тему и план урока. (Приложение 1 . Слайды 1, 2)

III. Изучение нового материала

1. Расселение человека по материкам

? – Вспомните из курса 6 класса и древней истории: где, на какой территории появился первый человек? Почему?

Анализ схемы расселения человека по материкам (Слайд 3)

2. Главные области расселения

В настоящее время на земле примерно 6 млрд. человек (Слайды 4-6).Но население размещено крайне не равномерно.

? – Как вы думаете, в каких местах численность населения должна быть выше: в горах, на равнинах, по долинам рек, вблизи океанов?

Заслушиваю и дополняю ответы учащихся.

– Давайте с вами выявим самые густо заселенные территории Земли. Для этого нам необходимо обратиться к карте «Плотность населения» откройте ее в своих атласах.

Учащимся было дано задание, дома познакомиться с этой картой, выяснить, какую информацию она содержит. Задаю об этом вопросы.
Учащимся было дано опережающее задание, найти в интернет источнике определение и пояснение – что такое плотность населения. Предлагаю ответить на этот вопрос, затем правильность ответов проверяется с учителем (Слайд 8)

? – Как вы думаете, какие причины (факторы) влияют на такое размещение?

Путем беседы с учащимися, выявляем факторы размещения населения . (Слайд 9)

Слайд 10 (климат)
Слайд 11 (природные зоны)
Слайд 12 (рельеф)
Слайд 13 (течения)

? – Какие еще есть причины, влияющие на плотность населения?

Записать в тетрадь. (Слайд 14)

Факторы:

1) природные условия;
2) полезные ископаемые;
3) давность заселения территории;
4) исторический фактор

3. Виды хозяйственной деятельности человека.

– Итак мы уже определили, что одними из факторов расселения людей являются полезные ископаемые и благоприятные природные условия. Эти условия являются предпосылками для различной хозяйственной деятельности людей.

? – Какие выды хозяйственной деятельности вы знаете?
Занимаясь хозяйственной деятельностью: возделыванием земель, добычей полезных ископаемых и т. д. человек изменяет природу земли. При этом различные виды деятельности, влияют на природу по разному.

Предлагаю учащимся прочитать текст на стр. 74-75 учебника от слов «Особенно сильно и т. д… заранее озвучиваю вопрсы, которые будут заданы после прочтения текста.
? – Какой вид хозяйственной деятельности оказывает наибольшее влияние на природу? приведите примеры такого воздействия.
? – Какое влияние на природу оказывает промышленность?
– Информацию о хозяйственной деятельности населения содержат комплексные карты.

4. Знакомство с комплексными картами

Предлагаю определить по легенде, какою информацию содержит карта, какие объекты изображены на карте.

5. Страны мира

– Итак, мы уже знаем, что население по земному шару размещено не равномерно. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся группу – этнос. Великие этносы в последствии сформировались в государства.

– По карте «плотность населения» определите самые заселенные страны мира.

IV. Заключение

1-й вариант: Итак, давайте с вами попробуем обобщить все, о чем мы сегодня говорили на уроке. А в качестве проверки полученных сегодня знаний ответим на вопросы:

– Какая территория является древней родиной человека?
– Какие материки были заселены в последнюю очередь?
– Что называется плотность населения?

2-й вариант. Если времени остается больше, то предлагаю индивидуально-ориентированные задания:

3-й вариант: заполнение бортового журнала.

V. Домашнее задание: предлагаю учащимся выбрать Д/З по силам.

  • § 16 читать и отвечать на вопросы параграфа (удовлетворительно)
  • прочитать § 16 и составить вопросы для проверки (хорошо)
  • для удовольствия – “ Зависимость жилищ (занятий, костюмов) народов мира от природных условий”. (отлично)
  • учебный проект “Жилища народов мира” (отлично)

География 7 класс

Тема урока:Земля планета людей

Дата проведения…………….

Цели урока:

· Познакомить учащихся с районами современного размещения населения, основными направлениями хозяйственной деятельности человека.

· Раскрыть экологические последствия деятельности человека на природу.

· Воспитывать чувства бережного отношения к окружающей природе

Оборудование : Карта полушарий,презентация подготовленная учителем «Освоение Земли человеком», карты атласа, контурные карты.

Форма урока: нестандартный урок-телепередача.

Ход урока

До теперешней нашей Земли, до её снегов и метелей
бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели.
Это личная их беда, за неё никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда
Смерть нашли в тупиковой ветви…
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь - направо и ветвь - налево
«Человек» разумный сидит на вершине этого древа
А над ним проносится век. Поворот. Круговороты
Да неужто и человек - тупиковая ветвь природы?!

(Р. Рождественский)

Представление гостей телестудии: эксперт-эколог, эксперт-географ,ученик-телеведущий, учитель - дублер.

Учитель: Ребята, вы должны сегодня понять размеры катастрофы, нависшей над нашей Землей и, не пугаясь, найти пути возможного выхода из неё с вашим участием и в будущем, когда вы станете взрослыми.

Ученик-телеведущий: Прошло уже около Iмиллиона лет, как появился человек на Земле
В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от неё.
Древняя родина человечества Африка и Юго-Восточная Евразия. Освоив удобные места для жизни, человек расселяется на другие материки.

Слайды 3-5.

Задание классу: На контурную карту нанести пути расселения человека по материкам.

Заселение новых земель ускорило развитие животноводства и земледелия, постепенно росла численность населения. Если 15 тыс. лет назад на Земле, как полагают, было около 3 млн. человек. То в настоящее время около 7 млрд. человек.

Задание классу: Определить по карте плотно населенные районы мира.

Беда наступила тогда, когда человек стал добывать в природе не только необходимое для жизни, а занялся хищническим истреблением её богатств, Когда ослепленный жаждой наживы,перестал задумываться над последствиями.

Слайд 6. Один служитель зоопарка в г. Бронксе (США)повесил на стене вольера обыкновенное зеркало с надписью: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле»
Почему?
Только человек способен истребить целые виды животных.
Вот несколько видов из огромного списка потерь.

Слайды 7-11 .Посмотрите внимательно на этих животных. Их нет!

Сообщение:

1. О стеллеровой корове

Стеллерова корова была открыта в 1741 году Георгом Стеллером, врачом экспедиции В.И.Берингом. Сначала Стеллер полагал, что имеет дело с обыкновенным ламантином и называл животное «манатом». «Если меня спросили бы,сколько я видел их на острове, то я бы незамедлительно ответил - их невозможно сосчитать, они бесчисленны…» - писал Стеллер.

«Запах и вкус жира очень приятен и по вкусу сильно превосходит сало морских и домашних животных. Этот жир может храниться даже в самые жаркие дни, не тухнет и не воняет. Мясо красное,более плотное, чем говяжье, по вкусу от него не отличается, сохраняется в жаркие дни долго, без запаха… Молоко коров жирное и сладкое, по густоте и вкусу как овечье» - записал Стеллер в своих заметках.

В результате хищнического промысла к 1768г.стеллерова корова была полностью истреблена

2. О странствующем голубе

Странствующий голубь в огромных количествах обитал а Северной Америке, общая численность колонии оценивалась в 160 млн. особей на площади 2200кв.км.иногда на одном дереве было до сотни гнезд.Эти птицы стали пушечным мясом для местного населения, их убивали ради интереса.

3. Дронты

Дронты были нелетающими птицами величиной с гуся. Предположительно взрослая птица весила 20-25кг., в высоту достигала метра, лапы дронта с четырьмя пальцами напоминали индюшачьи, клюв массивный. Дронты не умели летать, хорошо плавать, быстро бегать. В результате многовековой эволюции дронты утратили крылья, на них осталось всего несколько перьев, а хвост превратился в маленький хохолок. Дронты водились на Маскаренских островах в Индийском океане.Дронты полностью вымерли с появлением на островах европейцев. Охота на дронта стала источником пополнения корабельных запасов, Для охоты достаточно было подойти и ударить палкой по голове.

4. О бизонах

Бизонов убивали ради развлечения, на пари,…чтобы ускорить движение поездов, «просто так». Шла компания за их полное уничтожение.Застрелив бизона, «охотник» брал только язык.Главная задача «бизонобоев» была убивать как можно больше, убивать животных быстрее, чем они размножались. «Так может делать только сумасшедший», - говорили индейцы. Много сил и времени пришлось затратить Америке и Канаде на то, чтобы сохранить бизона как вид.

Вот первые экологические последствия хозяйственной деятельности.

Вопрос классу:

1. К чему привели эти последствия?

2. Какой вклад в охрану животного мира вы могли бы внести в будущем?

Скотоводство и земледелие основа сельского хозяйства, а развитие сельского хозяйства сильно изменяет природные комплексы.

Слайды 12-15

Справка: На образование 1 см почвы требуется 100 лет. Плодородие можно потерять за один полевой сезон. Ежегодно реки уносят в Мировой океан примерно 25млрд. т. почвы.
Ежегодная эрозия почвы с 14% в России до 44% в США.

Вопрос.

Каковы главные причины опустынивания?

Пустыня - её пространство медленно и неуклонно расширяется. Этот процесс связан прежде всего с неумеренной хозяйственной деятельностью человека.

Причин опустынивания много. Это и неумеренный выпас скота, когда предельная нагрузка на пастбище приводит к уничтожению растительного покрова и эрозии почв. Это и хищническая вырубка деревьев и кустарников вблизи жилья, что приводит в движение пески, засыпающие поля и деревни.

Вопрос: Как вести борьбу с опустыниванием?

Борьба с опустыниванием -одно из основных направлений международного сотрудничества в области охраны природы планеты. Посадка саксауловых лесов, улучшение пустынных пастбищ путем высева различных трав, мелиорация засоленных почв. К сожалению, масштабы опустынивания значительно превосходят фронт борьбы с нежелательными экологическими последствиями. Проводимые мероприятия чаще бывают эпизодическими.Слайды 16-17

Справка: В настоящее время площадь лесов составляет около 3,9 млрд. гектаров (около 30%поверхности суши). Более половины площади мировых лесов (51%)расположено на территории четырёх стран: Россия- 22%, Бразилия - 16%, Канада - 7%, США - 6%

Вопрос: Каковы основные причины,изменяющие природные комплексы лесов?

Ежегодно уничтожается лес на площади 125 тыс. кв.км, что равно территории таких стран как Австралия и Швейцария вместе взяты. Главными причинами уничтожения лесов являются:расширение сельскохозяйственных угодий и вырубка лесов с целью использования древесины.Леса вырубаются в связи со строительством,частыми пожарами, возникающими по вине человека.

Вопрос: Каковы экологические последствия уменьшения площади лесов?

Экологические последствия являются причиной исчезновения природного комплекса, уменьшения кислорода, загрязнение атмосферы вредными газами, а лес является своеобразным фильтром. Вырубка леса на больших площадях, как правило, увеличивает поверхностный сток воды и усиливает эрозию почвы, Исчезают различные виды растений, животных.

Вопрос: Какие растения нашей местности находятся под охраной?
Какие мероприятия необходимы для восстановления лесов?

Леса подлежат охране и регулированию использования как источник древесины, охране от лесных пожаров. Часто причиной возгорания служит детская шалость,неосторожное обращение с огнем в лесу, нужна разъяснительная работа среди учащихся и взрослого населения.

Зачитывается отрывок из стихотворения Геннадия Михасенко «БрАЗ» (Похоронный романс).

Непонятное в природе!
Взять хотя бы корнеплод!
В нашем чудо-огороде
Слаще редьки хрен растет!
Овощи - чудовища!
Разве это овощи?!
Не морковь, а просто срам,
Не щадя усилия,
Вырвешь не морковь, а храм
Блаженного Василия.
Как тут черта не помянешь
Восьмирогий корнеплод,
Что из грядки не потянешь
Или гниль, или урод.
Эти испражнения БрАЗа,
Хуже ведьменного сглаза
Посмотри-ка вдаль, братва,
Ядовитая ботва
Поднимается от БрАЗа
Наша гибель и зараза

Задание: Объясните, почему в стихотворении описаны такие явления?

Вопрос: Какое влияние оказывают предприятия городов на окружающую среду?Постарайтесь объяснить.

Задание: Самостоятельно заполнить схему в рабочие тетради

Хозяйственная деятельность человека

Итог урока: Окружающая нас природа серьезно больна, а это значит, больны и мы с вами.Долг наш быть «Человеком» с большой буквы.Поэтому каждый из нас должен поступать по-человечески.

Оценить деятельность учащихся можно по следующим критериям:

1. Выполнение работ на контурной карте.

2. Заполнение таблицы в тетрадях

3. Ответы учащихся на поставленные вопросы.

4. Выступления учащихся с дополнительными сообщениями.

Домашнее задание. Параграф 16, подготовить реферат на тему: Природная зональность

Освоение людьми планеты Земля сообщение 5 класс, кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам, когда человек стал осваивать планету. Доклад о освоении Земли поможет подготовиться к занятию, и углубить свои познания.

«Освоение людьми планеты Земля» сообщение

Человек во все времена использовал ресурсы планеты как источник своего существования. Он неосознанно исходил из суждения о том, что неживая и живая природа, ее блага принадлежат только ему, что они неистощимы и бесконечны. Только в ХХ веке ученые доказали, что варварское обращение с природой приведет к тому, что скоро человечество станет на пороге большой экологической катастрофы.

История освоения людьми планеты – это сама история развития цивилизации, расселения людей по Земле по мере совершенствования технологии добычи пищи, приручения огня и защиты от непогоды. Это привело к формированию разных культур, языков и религий.

Обособление определило темпы культурного и технического прогресса. На основе развития новых технологий пошел процесс объединения культур по планете – сперва сельскохозяйственные, дальше- индустриальные, а сейчас - информационные. Совершенствование и использование орудий труда, способность передавать свой опыт и приобретенные навыки потомкам выделили человека среди животных.

У первобытного охотника не было конкурентов, а от хищников защищаться он умел. Это способствовало росту населения и заставляло его осваивать новые территории, селиться небольшими группами. И если материальная культура каменного века сильно похожа между собой, то в дальнейшем она стала различаться во многих аспектах.

Человек, проживавший в умеренных широтах, совершенствовал орудия труда, разрабатывал тактику охоты, ловушки, способы загона. Он осваивал приемы вылавливания рыбы. О его мастерстве охотиться свидетельствуют животные скопления костных останков на стоянках каменного века. Среди них травоядные крупные животные - волосатый носорог, мамонт, дикая лошадь, большеротый олень и крупные хищники - пещерный лев, пещерный медведь, саблезубая дикая кошка. Это было первое массовое освоение и потребление ресурсов планеты, которое привело к первому экологическому кризису на планете. А точнее к продовольственному» кризису для охотников, которые специализировались на травоядных крупных животных.

Таким образом, человек начал осваивать планету еще с момента своего появления на ней. Делал он это с целью добычи пищи путем охоты, собирательства. А данные занятия требовали постоянного передвижения.

Надеемся, что доклад на тему: «Освоение людьми планеты Земля» помог Вам узнать, когда человек стал изучать свою планету. А сообщение на тему «Освоение людьми планеты Земля» Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Расселение человека по материкам. Большинство ученых считает, что древняя родина человека - Африка и Юго-Западная Евразия. Постепенно люди расселились по всем материкам земного шара, за исключением Антарктиды (рис. 38).

Предполагают, что вначале они освоили удобные для жизни территории Евразии и Африки, а затем другие материки. На месте Берингова пролива существовала суша, которая около 30 тыс. лет назад соединяла северовосточную часть Евразии и Северную Америку. По этому сухопутному «мосту» древние охотники проникли в Северную, а затем и в Южную Америку, вплоть до островов Огненная Земля. В Австралию человек проник из Юго-Восточной Азии.

Находки ископаемых останков людей помогли сделать выводы о путях расселения человека.

Главные области расселения. Древние племена переселялись из одних мест в другие в поисках лучших условий для жизни. Заселение новых земель ускорило развитие животноводства и земледелия. Постепенно росла и численность населения. Если около 15 тыс. лет назад на Земле, как полагают, было около 3 млн человек, то в настоящее время численность населения достигла почти 6 млрд человек. Большинство людей живет на равнинах, где удобно обрабатывать пашню, строить фабрики и заводы, размещать населенные пункты.

На земном шаре выделяют четыре области большой плотности населения - Южную и Восточную Азию, Западную Европу и восточную часть Северной Америки. Это можно объяснить несколькими причинами: благоприятными природными условиями, хорошо развитым хозяйством, давностью заселения. В Южной и Восточной Азии в условиях благоприятного климата население с давних пор занимается земледелием на орошаемых землях, что позволяет собирать несколько урожаев в год и прокормить большое население.

Рис. 38. Предполагаемые пути расселения человека. Опишите природу регионов, по которым проходило переселение людей

В Западной Европе и на востоке Северной Америки хорошо развита промышленность, много фабрик и заводов, преобладает городское население. На Атлантическом побережье Северной Америки оседало население, переселявшееся сюда из стран Европы.

Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Природа земного шара - это среда жизни и деятельности населения. Занимаясь хозяйством, человек воздействует на природу, изменяет ее. При этом разные виды хозяйственной деятельности влияют на природные комплексы неодинаково.

Особенно сильно изменяет природные комплексы сельское хозяйство. Для выращивания культурных растений и разведения домашних животных требуются значительные площади. В результате распашки земель сократились площади под естественной растительностью. Почва частично потеряла свое плодородие. Искусственное орошение помогает получать высокие урожаи, но в засушливых областях излишние поливы приводят к засолению почвы и снижению урожая. Домашние животные также изменяют растительный покров и почву: они вытаптывают растительность, уплотняют почву. В условиях засушливого климата пастбища могут превратиться в пустынные участки.

Под влиянием хозяйственной деятельности человека большие изменения испытывают лесные комплексы. В результате бесконтрольной рубки площади под лесами на земном шаре сокращаются. В тропических и экваториальных поясах до сих пор выжигают леса, освобождая место для полей и пастбищ.

Рис. 39. Рисовые поля. Каждый росток риса высаживают вручную на залитые водой поля

Быстрый рост промышленности оказывает губительное влияние на природу, загрязняя воздух, воду и почвы. Газообразные вещества поступают в атмосферу, а твердые и жидкие - в почву и воду. При разработке полезных ископаемых, особенно открытым способом, на поверхности возникает много отходов и пыли, образуются глубокие большие карьеры. Их площадь постоянно растет, при этом также уничтожаются почвы и естественная растительность.

Рост городов увеличивает потребность в новых земельных площадях для домов, строительства предприятий, дорог. Изменяется природа и вокруг крупных городов, где отдыхает большое число жителей. Загрязнение окружающей природы отрицательно сказывается на здоровье людей.

Таким образом, на значительной части земного шара хозяйственная деятельность людей в той или иной мере изменила природные комплексы.

Комплексные карты. Хозяйственная деятельность населения материков отражена на комплексных картах. По их условным знакам можно определить:

  1. места добычи полезных ископаемых;
  2. особенности использования земель в сельском хозяйстве;
  3. районы выращивания культурных растений и разведения домашних животных;
  4. населенные пункты, некоторые предприятия, электростанции.

Изображены на карте и природные объекты, охраняемые территории. (На комплексной карте Африки найдите Сахару. Определите виды хозяйственной деятельности населения на ее территории.)

Страны мира. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся устойчивую группу - этнос (от греческого ethnos - народ), который может быть представлен племенем, народностью или нацией. Великие этносы прошлого создали древние цивилизации и государства.

Из курса истории вы знаете, какие государства существовали в древности на территории Юго-Западной Азии, в Северной Африке и в горах Южной Америки. (Назовите эти государства.)

В настоящее время существует более 200 государств.

Страны мира различают по многим признакам. Один из них - размер занимаемой ими территории. Бывают страны, которые занимают целый материк (Австралия) или половину его (Канада). Но есть страны очень маленькие, как, например, Ватикан. Его площадь 1 км - всего несколько кварталов Рима. Такие государства называют «карликовыми». Значительно различаются страны мира и по численности населения. Число жителей некоторых из них превышает сотни миллионов человек (Китай, Индия), в других - 1-2 миллиона, а в самых маленьких - несколько тысяч человек, например в Сан-Марино.

Рис. 40. Сплав леса приводит к загрязнению рек

Различают страны и по географическому положению. Наибольшее количество их расположено на материках. Есть страны, расположенные на больших островах (например, Великобритания) и на архипелагах (Япония, Филиппины), а также на небольших по площади островах (Ямайка, Мальта). Одни страны имеют выход к морю, другие удалены от него на сотни и тысячи километров.

Многие страны различаются и религиозным составом населения. Наиболее распространена в мире христианская религия (Евразия, Северная Америка, Австралия). По числу верующих ей уступает мусульманская религия (страны северной половины Африки, Юго-Западной и Южной Азии). В Восточной Азии распространен буддизм, а в Индии многие исповедуют индуистскую религию.

Различаются страны и по составу населения, по наличию памятников, созданных природой, а также человеком.

Все страны мира неоднородны также по особенностям развития хозяйства. Одни из них более развиты в хозяйственном отношении, другие - менее.

В результате стремительного роста населения и такого же быстрого роста потребностей в природных богатствах во всем мире усилилось влияние человека на природу. Хозяйственная деятельность нередко приводит к неблагоприятным изменениям в природе и к ухудшению условий жизни людей. Никогда еще за всю историю человечества так быстро на земном шаре не ухудшалось состояние природы.

Вопросы охраны природы, сохранения условий для жизни людей на нашей планете превратились в одну из важнейших глобальных проблем, затрагивающих интересы всех государств.

  1. Почему в разных местах земного шара плотность населения неодинакова?
  2. Какие виды хозяйственной деятельности людей особенно сильно изменяют природные комплексы?
  3. Как хозяйственная деятельность населения в вашей местности изменила природные комплексы?
  4. На каких материках особенно много стран? Почему?