Классный час на тему "Толерантность": советы по разработке. Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся. Творческая работа “Дерево толерантности”

Что такое толерантность?

(вместо предисловия)

Интерес к толерантности как одной из сторон человеческой психики и социальной жизни появился сравнительно недавно.

Термин «толерантность» возник в прошлом тысячелетии. Современное понятие толерантности во многом связано с деятельностью философов XVI-XVII столетий, которые восстали против «терпения нетерпимости» и жестких религиозных столкновений. Последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. Английский философ Д. Локк поднял впервые вопрос о необходимости воспитания толерантности в «Очерках в терпимости 1667 года и в «Письмах о терпимости» 1685 года.

Наиболее важным результатом деятельности философов того времени было признание толерантности общей ценностью и компонентом мира и понимания между религиями, народами и другими социальными группами.

Сложность понимания понятия «толерантность» заключается в его разном значении в разных языках. Оно зависит от исторического опыта народов.

В последнее время понятие «толерантность» стало международным термином. Оно имеет содержание, в основе которого – общее значение данного слова в любом языке Земли.

Итак, толерантность (от лат. tolerantia – стойкий, терпимый, допускающий отклонения) – личностная черта человека, терпимое отношение к чужому мнению, религии, поведению, уважение достоинства и прав других людей; способность поставить себя на место другого человека. Это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Генеральная Конференция ЮНЕСКО объявила 1995 год – годом толерантности и приняла Декларацию принципов толерантности, и день 16 ноября назван Международным Днем Толерантности.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности.

Толерантные установки предполагают активную жизненную позицию.

Толерантность - не уступка или поблажка, а, прежде всего, активное отношение, которое формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность - это защита прав человека, независимо от его пола, этнической или расовой принадлежности, религиозных взглядов.

10 декабря 1948г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята всеобщая декларация прав человека. С этого дня большинство государств мира живут по принципам этой декларации и ежегодно отмечают день 10 декабря как Международный день защиты прав человека. В основе статей декларации лежат принципы: свободы, равенства, ответственности, толерантности, солидарности, идентичности, мира, безопасности...

Права человека нельзя купить, заработать, выиграть, или получить в наследство. Каждый человек имеет их с рождения.

Права человека - это “природные права” каждого человека.

Права человека не зависят от его расы, пола, национального или социального происхождения.

Все люди рождаются свободными и равными в своих правах.

Посмотри вокруг. Тебя окружают такие же, как и ты, люди.

Они имеют такие же, как и ты, права. Они могут иметь другой цвет кожи, глаз, волос, они могут говорить на другом для тебя языке, они могут вести иной, отличный от твоего, образ жизни...

Но помни, что все мы живем на одной планете, в одном мире, и мы должны уважать того, кто живет рядом с нами.

Общаясь с другими людьми, мы должны научиться понять каждого и принять его таким, каков он есть, увидеть в нем лучшие качества. Мы будем толерантны друг к другу, и вместе мы сможем преодолеть любые трудности и проблемы, возникающие в нашей жизни.

^ ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПРИЕМЫ

ИНДИВИДУАЛЬПОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч “я”!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Многолетний опыт работы в школе в качестве психолога убеждает, что одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

1. Прием «Обнаружение противоречий»

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак -монада, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... Учитель может попросить ребенка продолжить этот ряд.

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.

Упражнение «Таблица антиподов»

Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы, далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость (при условии, если это индивидуальная беседа).

2. Прием «Коррекция позиций»

Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предателем... Учитель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

Упражнение «Обрати минусы в плюсы»

Классный руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в какой ситуации эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

3. Прием «Акцент на луче»

Вновь обращение к образу монады. Темное пятно - на светлом фоне и светлое пятно - на темном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».

Упражнение «Камушек в ботинке»

У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение «Жемчужина в раковине»

Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

4. Прием «Поиск толерантной позиции».

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я - о’кей, ты - о’кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я - о’кей, ты - не о’кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я - не о’кей, ты - о’кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я - не о’кей, ты - не о’кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Упражнение «Превращение монады»

Классный руководитель просит представить себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Ребенок вместе с учителем пытается сделать рисунок монады для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.

5. Прием « Ломка стереотипов»

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, опенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.

Упражнение «Идеальный образ себя»

Учитель просит ребенка нарисовать свою многоцветную монаду, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку. В заключение хочется сказать, что педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

^ КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАПТПОСТЬ?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно познавать себя и других людей.

^ Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми заданиями и проблемными вопросами.

Ход классного часа

Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

^ Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрала бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала доброту? (Ответы).

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность? (Ответы).

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила...

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском - проя1ение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, б разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

^ СЦЕНКА «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав

Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я все равно подойду. - девушка вырвала руку. -

Я тебя не пущу. Ты моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем отсюда, - он попытался унести ее.

Знаешь что, я... да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать скорую.

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет мобильника?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колено. Парень пошел прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы, должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть дна пути развития личности - толерантный и интолерантный.

^ РАБОТА ПО ГРУППАМ

Сейчас мы разделимся на 2 группы. 1 группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, 2 группа черты, присущие интолерантной личности.

^ Толерантная личность Интолерантная личность

Уважение мнения других Непонимание

Доброжелательность Игнорирование

Желание что-либо делать вместе Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

доверие, гуманизм Равнодушие

Немотивированная агрессивность

^ Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

^ Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

^ СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел -

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

девчонка в драном платьице.

О всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карста мчится наугад

Бог весть, в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

О мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Карста мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ноту из лесу я дрова -

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то...

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой -

Сомнений в этом нету.

да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего люби,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь...» -

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

^ Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

Как вы думаете, почему изменился король?

Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка не исправлять своих прошлых ошибок.

^ ИГРА ВОЛШЕБНАЯ РУКА.

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.

^ ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на плакат.

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

З. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

^ КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село, Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, - ответил старик, - это и есть основ жизни всякой хорошей семьи.

И мира тоже.

^ КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ СРАРШЕКЛАССИИКОВ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

1^ . Вступительная беседа

Преподаватель: Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность является сравнительно новым порождением культуры, а следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию «интолерантности» - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.

Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах:

1. Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?

2. Из-за чего вы огорчались?

3. Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?

4. Что такое терпение?

5. Что такое толерантность?

6. В чем их схожесть?

7. Как вы понимаете выражение «толерантность в общении»?

8. Все ли терпимо?

9. Где границы терпимости?

10. «Понимание и принятие себя» - как вы понимаете данное выражение?

Итак, мы видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен.

1-й ученик: В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО мы найдем следующие формулировки: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»; «Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений; «Толерантность - не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность, - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».

^ 2-й ученик: Толерантность - это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.

^ 3-й ученик: В настоящем и будущем человеческий род делится и будет Делиться на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другу. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурны. Всякий раз, когда образуется государство, мы можем быть уверены, что различия себя уже обнаружили и вскоре заявят о себе во весь голос.

Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня, в начале ХХI века, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, хотя именно в этой области его разрушительные последствия наиболее зримы, но и в повседневном межличностном общении.

^ 4-й ученик: Ни одно общество не обладает иммунитетом против интолерантности, даже если в законах н конституции страны закреплены принципы мультикультурности и свободы убеждений и их выражения, а также подтверждена приверженность этим ценностям как образу жизни. И если в такой стране не зафиксированы случаи насилия на почве нетерпимости в таком же масштабе, как в странах, где массовое уничтожение, зверские убийства и потоки беженцев, к сожалению, стали фактом повседневной жизни, все же и там нередко поощряют или по крайней мере терпят менее заметные проявления нетерпимости и другие формы дискриминации, не привлекающие особого внимания средств массовой информации, но остающиеся весьма реальными для страдающих от них людей.

^ 5-й ученик: Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве, которая зачастую реализуется непосредственно через средства массовой информации и которая приобретает наиболее драматический характер, когда физическому насилию подвергается большое количество людей. Хотя насилие по этническому признаку старо, как мир, совершенно очевидно, что это не единственная причина для насилия, имеющая место в наши дни. Другие, не менее старые и не менее болезненные причины насилия и жестокого обращения, основанные на половых, религиозных, сексуальных и возрастных различиях, а также наличии физических недостатков и недееспособности, все еще присутствуют в нашей среде и все еще достаточно устойчивы. В данном случае интолерантность выражается в насильственных действиях на стадионах во время футбольных матчей или других спортивных соревнований.

IIреподаватель: Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед, тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.

^ 2. Игра «Дополни»: «Быть толерантным - это значит...»

(все ответы записываются на доске).

Преподаватель: Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолераитный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключителькоети, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

^ 3. Работа по группам.

Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности (работают 3-4 группы).

4. Защита своей эмблемы.

Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.

Становись старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.

Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающи

Что значит быть современным? Это не только отличное знание новых тенденций, технических новинок, но и умение быть открытым, понимающим, терпимым. В данной статье мы поговорим о том, кто такой толерантный человек, каковы его особенности, положительные и отрицательные стороны данного качества.

Проблемы сегодняшнего дня

Как-то незаметно и без лишних разговоров мы вошли в 21 век. То, что раньше считалось фантастическим будущим, сегодня представляется обычным настоящим. Развитие технологий, колоссальный прогресс, казалось бы, все это доложено изменить жизнь в лучшую сторону, сгладить негативные влияния. Но все еще продолжает возрастать уровень преступности, усиливается агрессивное поведение в обществе.

Это прослеживается и на общемировом уровне: конфликты государств, желание захватить новые земли и искоренить независимость. То же самое происходит и в обычном межличностном общении. Более сильные характером стремятся к власти, влиянию над слабыми, не учитывая их интересы, а преследуя личную выгоду.

Особенно сильно влияют на развитие негативных тенденций конфронтации на фоне этнического различия.

Возможно, именно толерантный человек - это залог будущего без войны, убийств и насилия. Но для воспитания нового поколения, в котором заложены подобные качества, необходимо время и желание.

Понятие толерантности

Это понятие имеет как философское, так и социальное значение. В принципе, они оба отражают одну единственную суть - терпимость. Умение спокойно относиться к отличным от своих привычкам, взглядам, нравам.

Такое качество необходимо развивать по отношению к культуре других народов и наций, различных религиозных течений. Толерантный человек всегда более уверенный в себе. Он осознает личные позиции и открыт для сравнения с другими точками зрения. Не боится пробовать и узнавать новое.

Г. К. Честертон говорил: «Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят». Именно поэтому необходимо наличие определенных моральных норм, границ, которые человек не готов переступить. Потому что невозможно быть терпимым ко всему.

Не стоит смешивать понятия толерантности и вседозволенности, безразличия к ценностям.

Проявляя уважение к ценностям других людей, их вере, культуре, можно узнать много нового, познакомиться с невероятными личностями. Быть открытым - это познавать мир каждый день. Но при этом не стоит позволять наполнять себя «мусором», негативными эмоциями, враждебностью.

Основные принципы

Если задуматься над вопросом, что значит толерантный человек, то можно прийти к выводу: подобное понятие включает в себя целый ряд качеств. Кроме этого проявлять терпимость можно в абсолютно разных сферах жизни.

Например, политика. Это особенно важная часть, где толерантность должна быть постоянно. Уважение и принятие других точек зрения в управлении государством, терпимость к людям с иными политическими взглядами. Но и здесь достичь взаимопонимания очень сложно. Конфликтные ситуации на данной почве могут разгораться в кругу друзей, семьи. И если вы не в силах принять выбор другого человека, то лучше всего прекращать подобные разговоры, как только они начались.

В науке тоже необходима толерантность. На сегодняшний день существуют разнообразные теории и предположения, каждый сам выбирает, во что ему верить. Однако это не повод высмеивать и осуждать других за их иной взгляд на мир.

Проявление этого качества незаменимо для людей, которые занимают руководящие должности. Они должны быть не предвзяты, готовы к конструктивному диалогу. Умение найти общие интересы поможет воодушевить команду на новые свершения.

Для того чтобы понять, как воспитать толерантного человека, необходимо детально изучить всю широту этого качества.

Виды толерантности

Выше мы познакомились со сферами применения. Но толерантность можно разбить на несколько типов, применяя понятие к личности человека. Это деление его с психологической точки зрения.

Самые первые проявления толерантности заложены в нас с рождения. Это натуральное качество человека, которое позволяет принимать малышу своих родителей такими, какие они есть. Он не понимает, что в поведении взрослых хорошо, а что плохо. В младенчестве еще не сформированы социальные навыки, формирование собственной личности только начинается. С одной стороны, это удобный и нужный способ, помогающий почувствовать себя защищенным, однако в особых случаях негативное влияние семьи может навредить психике малыша.

С развитием, взрослением накапливается опыт и появляется моральная сторона вопроса. Достаточно часто толерантный человек сдерживает свои эмоции, подавляет их в себе. Как часто возникают моменты, что приходиться терпеть людей, чье мнение кардинально не совпадает с нашим. Это одна из основных проблем современного общества - непринятие друг друга, а лишь внешнее проявление понимания.

Наиболее развитое качество - это нравственная толерантность. Это способность не только принимать чужие взгляды, но и свои собственные. Не бояться их показать, вера в собственную правоту.

Как развить толерантность?

Очень хорошо описано, что означает толерантный человек, отечественным педагогом Вульфовым. В его понимании это личность, способная гармонично сосуществовать с другими людьми, которые имеют собственный менталитет и ведут иной образ жизни.

В современном мире все ярче становится аспект воспитания терпимого и уважительного отношения к другим культурам. Это требует особого внимания и детального подхода. Для хорошего межнационального общения необходимо понимать и принимать особенности других народов и в то же время уважительно относиться к своим историческим ценностям.

Во-первых, необходимо обучать спокойному отношению к иным культурам и течениям. При этом человек должен уметь анализировать и выделять моменты, которые отличаются от общих стандартов, и различать как положительные детали, так и отрицательные. Во-вторых, нужно постоянно учиться, развиваться, знакомиться с миром. Узнавать новые культуры, правила. В-третьих, необходимо ценить достижения других людей.

Главное, что следует понять - различия существуют, и это неплохо.

Как отличить толерантного человека?

Мы ежедневно общаемся с массой людей: родные, друзья, коллеги, случайные прохожие, продавцы в магазинах. Задумывались ли вы когда-нибудь, кто из них имеет подобное качество? Давайте попробуем ответить на вопрос: толерантный человек - это какой?

Стоит отметить, что главное принятие - личностное. Если ваш знакомый или друг умеет отвечать за свои поступки, в сложных ситуациях не перекладывает вину на других, значит, его внутренняя толерантность работает. Такой человек отлично понимает, что «Я идеальное» и «Я реальное» - зачастую две разные вещи. Адекватная оценка собственной личности, критическое отношение к самому себе - вот основы толерантного человека.

Кроме этого, подобные люди всегда открыты для нового. Они общительны и неагрессивны. Им интересен мир во всех его проявлениях. Такие люди не делят все на черное и белое, а готовы рассматривать других в перспективе. Это независимые и сильные личности, умеющие работать на результат. Им не чуждо чувство юмора, особенно ярко это проявляется в возможности посмеяться над собственными недостатками, которых никто не лишен.

Как определить человека, не обладающего толерантностью?

Из прочитанного выше достаточно просто сделать вывод, каким является антипод. Люди, которые эгоистичны, самовлюбленные, с сильнейшей верой в свою идеальность не являются толерантными. Они не привыкли проигрывать и в случае поражения винят всех, кроме себя.

Социум вызывает у них опасения и страхи. Каждый кажется врагом, который замышляет что-то подлое. В связи с этим общение с такими людьми достаточно сложное. Они замкнуты и немногословны. В любых ситуациях, как бы они ни складывались, не видят собственного влияния. Им кажется, что от них ничего не зависит. Любая оценка основывается на личном «Я». Такие люди сложно воспринимают демократию, для них предпочтительнее жесткий контроль.

С возрастом все труднее развить качества толерантного человека, поэтому следует уделять этому внимание с самого рождения.

Воспитание в семье

Психологи утверждают, что закладывать в сознание ребенка все новое можно еще в период беременности. Но главное, что нужно запомнить: наилучший способ - это личный пример. Хотя это и самый сложный путь. Воспитание толерантного человека начинается с момента его появления и длится на протяжении всей жизни. Поэтому не стоит возлагать большие надежды на дошкольные учреждения или учителей. Конечно, они тоже играют весомую роль, но основным примером всегда остается родитель.

Выводы

Из всего сказанного выше понятно, что такое толерантность, каково значение слова. Толерантный человек не имеет каких-либо узких определений. Это психологические, моральные, этические нормы. Подобное качество заложено в каждом с рождения, но может быть утрачено. Теплая, уважительная атмосфера в семье - это основа, на которой выстраивается дальнейшее воспитание.

Чтобы мир приобрел для нас новые оттенки, заиграл всеми цветами радуги, нужно открыть свой разум и душу, необходимо поверить в себя и в других.

Толерантность в нынешнее время - это очень перспективное и, что немаловажно, современное понятие. Хотя тот же буддизм еще много лет назад ввел этот принцип в свое учение, в нынешнее время оно оторвалось от религиозного контекста. сейчас считается разумным.

И действительно, человек порой много теряет, если не принимает чужую точку зрения. В качестве понимания этого существует праздник, отмечаемый проводимый в это время, должен рассказать подробно о том, что подается в этой статье. Ведь именно толерантность лежит в основе любого взаимопонимания. В данной статье будут рассмотрены рекомендации на тему того, как составлять классный час на эту тему.

Что такое толерантность?

Толерантность - это принятие чужой точки зрения. Важно понимать, что это не означает необходимости жить так, как другой человек. Вообще, данное определение достаточно упрощенное. В переводе данное Что же можно терпеть?

  1. Мнение другого человека.
  2. Образ его жизни.
  3. Стиль воспитания.
  4. Негативные черты личности.

И много чего еще. Как видим, толерантность - это действительно признак здоровой личности. И классный час на тему "Толерантность" должен агитировать детей за то, насколько это хорошо.

Признаки толерантности

Толерантность - это явление, которое имеет определенные свойства, по наличию которых можно определить ее наличие и то, не перешагивает ли планку данный показатель. Вот эти признаки:

  • безоценочное отношение или такое, которое не сказывается на отношениях с другим человеком;
  • стремление понять мотивы другого человека вместо анализа поведения сквозь свои;
  • высокий уровень эмпатии по отношению к собеседнику;
  • умение отстаивать свои личные границы и не наступать на чужие.

Это основные признаки, по которым можно определить, что человек толерантный к другим людям. И когда вы будете проводить классный час на тему "Толерантность", вам нужно разъяснить детям не только, каким должен быть человек, чтобы его считали толерантным, но и чем отличается принятие мнения другого человека от согласия с ним.

Отличие толерантности от отсутствия личной позиции

Дети принимают чужие мнения. Более того, они это делают даже в тех случаях, когда они несовместимы. У них нет собственной позиции и отношения к жизни. Именно поэтому они соглашаются с тем, что делают взрослые. В отличие от детей, зрелые люди имеют собственную систему оценок поведения других людей. Толерантность не подразумевает одобрение.

Человек может и плохо относиться к тому, что другой делает. Но при этом он не заставляет других поступать так, как он считает правильным. Это ему попросту не нужно. Он понимает, что другие люди вольны поступать так, как считают нужными.

Итак, давайте набросаем тезисно, какие отличия толерантности от согласия с мнением другого.

  1. Контроль своих и чужих границ.
  2. Ищутся компромиссы вместо войны за психологическое пространство.
  3. Человек старается посмотреть и на свою точку зрения под другим углом.
  4. Возможно даже построение общего мнения, которое будет более качественным, чем индивидуальные.

Теперь вы знаете, что детям при проведении такого мероприятия, как классный час на тему "Толерантность" нужно говорить, чтобы они не путали понятия и развивались в правильном направлении.

Виды толерантности

Также важно рассказать более старшим детям и о видах толерантности. Насколько данная информация будет подробна, зависит от возраста. Вот, какие виды толерантности могут быть высветлены в классный час "Толерантность":

  • 2 класс - половая терпимость, расовая, национальная, религиозная, межклассовая;
  • 7 класс - добавляем политическую;
  • 10 класс - добавляем сексуально-ориентационную толерантность.

Очень важно акцентировать свое внимание на том, что человек может иметь свое мнение и не одобрять какие-то действия. Но при нельзя.

Формы толерантности

Толерантность имеет множество форм. Классный час "Толерантность" 10 класс в себя должен включать данный пункт с тщательным описанием достоинств и недостатков каждой формы толерантности. Всего их выделяют четыре:

  • безразличие;
  • равноправие мнений, но их одобрение проявляется не всегда;
  • снисхождение к слабости другого человека, имеющее определенное количество презрения;
  • расширение опыта.

Каждая форма толерантности хороша в своих случаях. Это важно понимать. Все зависит от того, с каким человеком имеется дело. В принципе, в данный материал также можно, когда вы проводите классный час "Толерантность", 7 класс. В 13-14 лет подростки уже достаточно неплохо усваивают абстрактный материал. При этом не забывайте, что по базовым законам дидактики должно быть как можно больше наглядного материала.

Почему толерантность - это хорошо?

Толерантность является прекрасным качеством личности. Не просто так был введен в классный час на эту тему. Давайте более подробно разберемся в тех преимуществах, которые имеет толерантность.

  • Она позволяет быстро адаптироваться к новым условиям.
  • Благодаря толерантности проще устанавливать контакты с людьми.
  • Эффективный бизнес.
  • Влияние на людей.

И много чего еще положительного приносит человеку толерантность. Именно поэтому нужно в день толерантности классный час проводить. Эта информация должна быть в игровой или серьезной, обязательно наглядной форме быть подана детям. Именно показ многочисленных преимуществ толерантности позволит выполнить основую задачу - обеспечить толерантность в школе. Классный час должен быть эффективным.

Как развить толерантность

Развитие толерантности - вопрос нелегкий. Особенно это касается детей. Как можно это сделать? Разработка классного часа "Толерантность" обязательно должна быть направлена на тренировку этого мировоззрения у детей. Впрочем, все зависит от возраста.

Усложняет ситуацию то, что для развития любого психологического качества одного классного часа будет недостаточно. Поэтому учитель должен направлять детей в нужное русло все время обучения, в течение 11 классов. Но поскольку каждый ребенок индивидуален, то нужен отдельный подход. А это всегда сопряжено с трудностями. Поэтому инструкции по развитию толерантности могут использоваться только в полноценно. Или хотя бы в 9 классе.

Как воспитать толерантность в детях?

Но какими же должны быть инструкции по развитию толерантности? Вообще, жизнь полна уникальных случаев. Поэтому все под шаблон не может быть подогнано. Тем не менее универсальные советы есть в любом случае. Итак, вот они.

  1. Выработайте привычку.
  2. Поставьте себе правило: хоть раз в день принять право на существование чужой точки зрения.
  3. Не давайте другим людям доказать вам что-то, но при этом не старайтесь никого переубедить.
  4. Уважайте как свои личные границы, так и чужие.
  5. Ищите компромисы.

Вот пять советов, которые помогут стать более толерантными по отношению к другим людям.

Как проводить классный час на эту тему в разных классах?

Итак, какие особенности должен иметь проводимый в день толерантности классный час? Каждому ребенку нужно по-своему объяснять. Чтобы не было такого: родители сказали ребенку, что чего-то нельзя, а последний обвинил их в нетолерантности. Это принципиально неправильная позиция. Итак, какие особенности проведения в разных классах подобных занятий?

  • Младшие классы. Дети здесь еще маленькие. Поэтому не нужно им рассказывать во всех подробностях о дискриминации. Незачем травмировать нежную психику. Более того, им может захотеться повторить все то, что им расскажут, в силу своей детской наивности. Поэтому о толерантности здесь нужно рассказывать достаточно обобщенно.
  • Средние и старшие классы. Здесь уже можно посвящать детей и подростков в подробности. Только это не нужно слишком сильно делать и рассказывать в максимальных подробностях, как происходит дискриминация. Они это все равно смогут почерпнуть из интернета.

Структура классного часа

В этой статье было вкратце рассказано, что такое толерантность. Теперь следует уделить внимание структуре классного часа. В принципе, вы можете самостоятельно подобрать тот вариант, который вам нравится. Тем не менее изложение должно проводиться по четко заданной структуре. Вот приблизительный варинант того, что должно быть.

  • Вступление. Здесь нужно рассказать о том, что такое толерантность.
  • История. В данном пункте нужно объяснить детям и подросткам, почему толерантность - это современно. Для учеников более старших классов можно сделать небольшой экскурс в прошлое, наполненный деталями. Можно также подобрать фотографии документального характера.
  • Что значит быть толерантным? Данный пункт включает в себя признаки, которые описывались в этой статье.
  • "Толерантность - это..." В данном разделе подаются формы толерантности, то есть то, какие у нее разновидности по способу проявления бывают.
  • Виды толерантности.
  • Преимущества толерантности. Данный пункт должен агитировать детей и подростков за терпимый образ жизни.
  • Как развить толерантность. Это советы для учеников средних и старших классов, которые также приводились здесь.
  • Выводы. Вы можете сделать их как итог всему, что рассказывалось.

Итак, мы разобрались в том, как желательно проводить классный час на тему "Толерантность". А далее можете решить только вы. План, приведенный в данной статье, касается учеников в целом. Вам же нужно его адаптировать под вашу аудиторию. Эта задача очень сложная. Но почему бы не попробовать вам это сделать. Как понять, что классный час был проведен хорошо?

Поскольку невозможно проверить изменения в личности школьников, то об эффективности данного мероприятия можно судить по количеству заинтересованных лиц. Нужно из этого выступления сделать не банальную скучную лекцию, а что-то захватывающее. Тогда задача агитации за толерантный образ жизни с большей вероятностью будет выполнена.

«Ты и я - мы оба разные, ты и я - мы оба классные». Материал для проведения дня толерантности в школе


Толерантность – это качество личности человека. Оно проявляется тогда, когда взаимодействуют 2 или несколько человек, которые отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Считают толерантным того человека, который принимает другого таким, какой он есть.

Дорогие друзья! Представляю вашему вниманию подборку материала для проведения дня толерантности в школе.
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

Определения толерантности:

1.Сотрудничество, дух партнёрства.
2.Готовность мириться с чужим мнением.
3.Уважение человеческого достоинства.
4.Уважение прав других.
5.Принятие другого таким, какой он есть.
6.Способность поставить себя на место другого.
7.Уважение прав быть иным.
8.Признание многообразия.
9.Признание равенства других.
10 Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
11.Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия

Как нам стать толерантными?
Оставаться самим собой, видеть свои ошибки.
Принимать людей таковыми, каковы они есть.
Уважать чувства и интересы других людей.
Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.

Викторина

1.Как вы понимаете слово «Толерантность»?
2.Подберите 5 наиболее подходящих глаголов к термину «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
3.Как вы считаете, кто самый толерантный человек в нашем классе и почему?
4.В честь чего 16 ноября стало Международным Днем толерантности?
5.Расшифруйте аббревиатуру «ООН».
6.Какой принцип толерантности, на ваш взгляд, является самым главным.
7.Какой год является Международным годом толерантности?
8.Назовите самое нетолерантное событие в истории России и в истории Мира.

Пословицы и поговор ки:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познается в беде.
Сам себя губит, кто других не любит.
Всякий человек в деле познается.
Где хотенье, там уменье.
Артель дружбою крепка.
Одна пчела меду не натаскает.
Один в поле не воин.
Один за всех и все за одного.
Где лад, там и клад.
В согласном стаде и волк не страшен.
Согласье крепче каменных стен.
Терпение и труд все перетрут.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Жизнь дана на добрые дела.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
И готово, да бестолково.
Языком говори, а рукам воли не давай.
Терпение дает умение.
Научись терпеть в малом, вытерпишь в большом.
Не рой яму другому – сам упадешь.
Высказывания великих люд ей:
"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)
"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)
"Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)
"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
"Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)
"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)
"Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)
"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)
"Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)
Сказка "Улыб ка"
- Ну разве можно быть такой капризной? - сказал гном, выглянув из-под кровати и сердито потирая лоб. Он услышал громкий плач Вилы и свалился с картины, за которой так сладко уснул. - И это каждое утро… Ты скоро станешь такой же, как я, - продолжал он, вытаскивая зеркальце, чтобы отыскать среди своих морщин шишку.
- Уходи-и-и, не хочу тебя видеть, - плакала Вила, - ничего не хочу.
- Подожди. А знаешь ли ты, что может сделать улыбка? - спросил гном.
Девочка замотала головой.
- Так улыбнись, и я тебе покажу.
- Мне никак, я не умею, - ответила Вила и собралась снова заплакать.
- Ну, я научу тебя, - рассмеялся гном и пустил солнечный зайчик ей прямо в глаза. Она зажмурилась и спрятала лицо в ладошках.
- Раз, два, три… пора! - крикнул гном.
Девочка опустила руки и улыбнулась. За окном послышались чьи-то шаги.
Высокий хмурый старик, стуча палкой, проходил мимо. Он был очень занят своими делами и, случайно увидев Вилу, отвернулся.
- Теперь беги за ним, - сказал гном, только надень мои башмаки, а то ты не успеешь за своей улыбкой.
Вила хотела возразить, что ее ноги не поместятся в таких маленьких башмаках, но они уже сами очутились на ней, и она побежала за стариком. Он был недалеко и почему-то шел гораздо медленнее. Когда Вила поравнялась с ним, то увидела на его лице свою улыбку. Старик остановился около цветочницы и купил букетик ландышей. Теперь он совсем не спешил и даже перестал стучать палкой. Цветы пробудили в нем воспоминания, и он отправился на окраину города, где стоял покосившийся дом под черепичной крышей. Когда-то он был там счастлив.
На балконе в кресле спала некрасивая девушка. Лицо ее казалось бледным и печальным. Ей снилось, что знакомый поэт навсегда прощается с ней… старик долго смотрел на девушку, а затем, встав на цыпочки, бросил цветы прямо ей на колени. Она не проснулась, но на губах ее вдруг появилась легкая улыбка.
Старик пошел дальше, а Вила осталась. Молодой человек с толстой тетрадкой постучался в дом. Девушка открыла глаза и увидела ландыши. Улыбка сделала ее такой прекрасной, что, когда она отворила дверь, молодой человек не узнал ее.
Это оказался поэт. Он всегда был занят своими стихами, считал себя непризнанным и к девушке приходил только затем, чтобы читать свои произведения.
- Спасибо вам, - проговорила она, сжав его руку.
- За что? - спросил поэт, не понимая ее, но девушка решила, что он притворяется.
Она поставила ландыши в стакан и стала смотреть на молодого человека такими сияющими глазами, что он не мог читать стихи и тоже улыбнулся…
- Вот это да! - подумала Вила, узнавая свою улыбку на лице важного министра.
Министр торопился на встречу с послом из соседнего государства и чуть не налетел на поэта, который рассеянно шел посреди улицы и улыбался. Министр хотел рассердиться, но не смог и теперь продолжал путь совсем в другом настроении.
На переговорах должен был решиться вопрос о войне, но благодаря улыбке Вилы дипломаты договорились и, заключив мир, расстались очень довольные.
Садовник вышел на дорогу, по которой возвращался министр. Голубой флажок трепетал на карете.
- Мир, - облегченно вздохнул садовник и улыбнулся.
Он подошел к яблоне и погладил ее ветви. Белые бутоны потянулись к небу.
- Еще немного солнца, и они распустились бы, - сказал садовник. Облака, нависшие над землей, раздвинулись, и веселые лучи заглянули в сад. Бутоны лопнули, и яблоня расцвела.
- Ну, видела, что может сделать одна улыбка? - сказал гном, когда Вила вернулась.
- Да, ответила девочка. - Теперь я всегда буду улыбаться.
Гном захлопал в ладоши.
(Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", 2001. - 310 с.)
Стихотворение И.Токмаковой «Сказочка о счаст ье»
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он.
И порой Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал.
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:
"Нельзя так жить!" -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порущить свой удел
Не в королевской власти.
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
-О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
-Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду. С
казал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
-О, мой король,- вскричал солдат,-
Тебя я видеть очень рад!
Прошу, покорнейший: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха. -
Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
-А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось.
Жара Сменяется ненастьем.
Король торопит: -В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету,
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго Сказал:
«Заблудшая душа, Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожи найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна
И осветила путь она,
Нелегкий путь, обратный путь,
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает,
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Что такое толерантность и каков уровень толерантности в России. Именно этот вопрос мы подробно сегодня обсудим.

«Есть ли предел толерантности? Куда приведет человечество тотальная терпимость - в мир, где запрещены слова «мать» и «отец», традиционные отношения считаются дикостью и варварством, а многоцветие «радужного» будущего давным-давно стало обыкновенной повседневностью?

В мир, где агрессивное нашествие иных культур и идеологий целиком подминает под себя гостеприимных хозяев? И чем это может грозить государству и обществу?»

(из аннотации к книге «Беспощадная толерантность»)

«Толерантность (от лат. tolerantia - терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям».

Википедия также добавляет: «Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением».

Очень нужная, согласно сути понятия, вещь в нашем обществе, нам ее иногда так не хватает.. этой толерантности. Как приправы к блюду, или абсорбента, который впитает все шлаки и расчистит путь добру.

Но так ли она проста на самом деле? Такая ли она белая и пушистая, способствующая дружбе народов, миров и разных мировоззрений?

Давайте разберемся, так ли хороша ставшая столь популярной в последнее время толерантность?

Теперь Россия стала отмечать международный день терпимости, нашим детям преподают уроки толерантности, по ТВ, в Интернете обязательно особой интонацией или жирным шрифтом кто-нибудь выделит фразы о необходимости для российского общества преображаться в толерантное. Это слащаво-гламурное словечко, отдающее приторным ароматом Запада, встречается теперь буквально на каждом шагу.

Толерантность — медаль с двумя сторонами. И успокоения о положительности терпимости не отменят той опасности, что таит в себе пресность под названием «принятие всех без споров и мнений» .

Когда толерантность это хорошо

Официальное понятие толерантности (Википедия) гласит:

«Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям «.

Толерантность в правильном, положительном значении этого слова не предполагает никакой неоднозначности, компромисса с чем-то недостойным, поступления принципами, более того — является фактором налаживания мира, «профилактики» войны, продуктивного взаимодействия людей абсолютно разных, и не подразумевает (как гласит понятие) ухода от конкуренции, сравнения.

Ведь если бы все были нетерпимы и давали волю своим чувствам, агрессивным инстинктам, то война повсеместно началась бы не только на международном уровне, но и на бытовом: люди не смогли бы дружить, жить вместе, учиться.. мир, пропитанный конфликтами, не смог бы вести полноценную жизнь и т.д.

Но в данном случае, заметьте, толерантность противопоставляется готовности и к разжиганию распрей, неуважению к чужому мировоззрению, а ведь кроме терпимости есть много других качеств, способствующих бесконфликтному существованию людей.

В мире есть люди, непохожие на нас. Более того — мы сами непохожи друг на друга. Ладно, более-менее отличающихся от нас мы готовы принимать, иногда терпеть, но тех, кто уже кардинальнее непохож не нас — мы чаще всего не жаждем понимать. Непохож не столько в неординарном, творческом плане, а в том, что люди имеют ограниченные возможности, иную расу и т.д.

Ведь правильно не просто терпеть, а именно принимать инвалидов, лиц иной национальности (если они не агрессивны и не представляют опасности), иначе мы придем к новому формату программы Т4 (умерщвление неполноценных в 20-м веке, воплощенная национал-социалистами), фашизму и подобному.

Любая крайняя степень нетерпимости к тем, кто не своей вине и не из-за прихоти в тяжелом положении или просто с особенностями приводит к озлоблению последних или к агрессии тех, кто нетерпим.

Нужно уважать другие народы (чтобы и нас уважали), нужно уважать другую веру и людей, придерживающихся иной религии, и здесь вопросы не столько жизни, смерти и спасения, сколько политические, ведь мы живем на одной земле, и к миру призывают все адекватные веры.

Нужно уважать людей, имеющих какое-то заболевание, ограничивающее их жизнедеятельность, то есть нельзя относиться к людям пренебрежительно только из-за каких-то их внешних дефектов. И это же не воспитать разом, введением уроков толерантности, нужно планомерное, разностороннее погружение в идеологию правильных ценностей, адекватного отношения к другим. Инклюзия, радение за права «не таких как все», пропаганда моральных ценностей — лишь потихоньку сдвигают эту холодную глыбу всеобщего равнодушия, но чтобы добиться каких-то существенных результатов — нужно больше и времени и усилий.

Ведь не варвары же мы, живем в цивилизованном, культурном мире. Давно ушла эпоха разрешения конфликтов, когда бородатые индейцы в набедренных повязках выясняли отношения с копьями, ревами, убийствами, когда человек почти ничем не отличался от животного.

Мы часть интеллигентного, умного, тонкого мира, нельзя убивать кого-то в лоб (хотя это случается часто) за съеденную из нашей тарелки котлету. Дипломатия может не исключать мести, но преподносит ее столь аккуратно, что человек не сразу понимает, что ему отмстили.

Даже месть должна быть культурной. Чем изящнее и осторожнее удается реализовать амбиции, месть и т.д.. тем более высок уровень интеллекта, культуры народа. «Реклама» антинационализма, тонкой мести, хороших манер, правильного воспитания, принятия непохожих на нас как чуть ли не исполнения религиозных заповедей — звучит уже отовсюду, причем в соответствующей завуалированной форме.

Та же пропаганда толерантности, о которой в последнее время говорят все кому не лень — часть всего этого.

Становится ли мир лучше благодаря прохождению через фильтры, или лишь приобретает внешний лоск, а внутренне все так же как в доисторические времена? Как говорил Фрейд — искусство, культурная деятельность, творчество — идеальный путь для преобразования животной энергии в творческую, и мир действительно становится лучше, снижается уровень насилия, жестокости. Значит, мир облагораживается на самом деле.

Но и более умный, образованный, культурный мир обладает гораздо большим потенциалом, чем варвары, что в случае войны, от которой не застрахуют никакие самые мощные пропаганды толерантности, предполагает умную и глобальную стратегию ведения битв.

«Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

Гендерная толерантность

Расовая и национальная толерантность

Толерантность по отношению к инвалидам

Религиозная толерантность

Сексуально-ориентационная толерантность

Политическая толерантность

Образовательная толерантность

Межклассовая толерантность».

Когда толерантность это плохо

Нас «пичкают» абсолютной терпимостью ко всему, бывает, без особого прививания культурных ценностей, и даже когда есть явный перегиб палки, стоит произнести волшебное слово «толерантность» и многие начинают думать, что так и надо, что все правильно. Понятие этой самой толерантности — хорошее, и сама терпимость нам нужна, но она уже давно стала лишь инструментом для прививания других ценностей.

После того, как мы начинаем принимать тех, кого на самом деле нужно принимать (людей с ограниченными возможностями, иных рас, религий), нам предлагают принять геев, лесбиянок и подобных как нам равных. А тех, кто встает в противление всеобщей идеологии осуждают.. сравнивая геев с детьми-инвалидами.

То есть толерантность и надобность ее проявления становится уже выше христианских заповедей . В данном случае, когда под видом благородных идей, нам предлагают самоотверженно терпеть всякую мерзость, толерантность уже перестает быть хорошим явлением и превращается в то, чем и является на самом деле в современном мире.

Это как раз-таки тонкий путь к насаждению в умах наших детей, в наших умах того, что геи это нормально, их нужно уважать, их выбор — святое, и можно и нам становиться такими же, ведь мы зачитаем строчки из Конституции о наших правах и свободах (этому нас научили борцы за терпимость) и произнесем кодовое слово «толерантность» — и пусть всем станет стыдно, что они не разделяют «чистых» помыслов лиц нетрадиционной ориентации.

Под видом абсолютного благородства внедряется программа развала общества, уничтожения семейных, христианских ценностей. Ведь посмотрите: инвалидов всего лишь чуть-чуть стали лучше принимать, зато к лесбиянкам относятся уже как к само собой разумеющемуся факту, как к модной тенденции, словно они стразы на юбках, что временно популярны, а не элементы разложения общества.

И это и есть основная цель насаждения толерантности: не принятие инвалидов, а принятие всякой мерзости как само собой разумеющегося явления.

Например, очень интересная картинка складывается, если взять»пазлы» из других значений толерантности:

« Иммунологическая толерантность - иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам . Проблема иммунологической толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.

Экологическая толерантность - способность организмов жить и развиваться в широком диапазоне условий окружающей среды (в том числе при неблагоприятных факторах).

Толерантность в фармакологии, иммунологии и наркологии - снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта «.

Не нужно кидаться на геев, проституток с копьями, но и относится равнодушно к их идеологии — значит давать понять своим детям, что это не плохо. А все, что не плохо, по обычной логике подрастающего поколения — хорошо. Здесь стоит добавить, что настоящие геи-лесбиянки скрывают свою ориентацию (и это их проблемы как они живут в таком извращении), и не особо внешне отличаются от остальных членов общества, а те, кто наигранно выставляют напоказ все свои интимные стороны — просто устраивают цирк, получают кайф от растления мира, но не от того, что они не такие как все.

Особо опасно это «шоу» сказывается на подростках, которые начинают все пробовать в этой жизни… ведь им сказали, что нетрадиционная ориентация, смена пола — это просто, как надеть новое модное платье, «не подойдет — наденешь другое, нужно пробовать».

Может быть, ввести обязательность проявления терпимости к наркоманам, алкоголикам, пожизненно осужденным?..

«Слово «терпимость» (что является синонимом толерантности) присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению . Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку».

Однако активисты и защитники толерантной позиции в обществе говорят о том, что терпимость и толерантность совсем не идентичные понятия, что толерантность шире и подразумевает активную социальную деятельность наряду с уверенностью в себе (есть даже теории, которые гласят, что те, кто придирается к другим — просто не имеют уверенности в себе), не ущемлением свобод других людей, что способствует проявлению собственной свободы и т.д.

Естественно, ведь если сказать, что толерантность — это согласие со всем бредом, ломка принципов, терпимость ко греху, много ли будет последователей? А если сказать, что это равенство свобод, мирный путь решения конфликтов, при котором всем легче, и особенно пропагандирующим толерантность — то желающих пойти этим путем будет в разы больше.

««Беспощадная толерантность» — сборник современных фантастических рассказов (русских писателей) с последовательным уклоном в социальное моделирование , при котором «традиционные ценности» заменяются новыми, часто совершенно противоположными.

Жанр большей части рассказов сборника определяется словом «либерпанк» - это разновидность антиутопии, имеющая дело с гипотетическими последствиями ультралиберального общественного выбора, с возможными в будущем эксцессами политкорректности, толерантности и «диктатуры меньшинств»» (строчки из аннотации к книге стоят в эпиграфе к статье).

Не так уж далек от реальности и от формата поведения нашего общества описанный в книге формат поведения. Толерантность не имеет никакого отношения к религиозным ценностям, наравне с принятием иных культур, рас она предполагает принятие всякой мерзости. Толерантность в кубе.

Как-то я хотела посмотреть один иностранный сериал, современный (название, чтобы не выглядело рекламой ерунды, не напишу), вначале захватывающий сюжет, хорошая игра актеров.. но через всю историю одно и то же: клоны, путаны, гомосексуалисты… Уловка в том, что когда понимаешь, что смотришь чушь, хочется узнать, чем все закончится, тянет досмотреть, что я заметила по многим зрителям сериала, высказывающим именно такие впечатления.

Создатели успели развить сюжет до кульминации прежде чем начать преподносить пропаганду гомосексуализма и т.д. Так западное общество и подсаживается на «иглу толерантности» ко всем и всему, в том числе через СМИ, фильмы. А вы знаете, через сериалы и подобное, через книги (которые пишут открытые или ненастоящие геи) лучше всего получается внедрить такой образ жизни в общество.

Люди смотрят и начинают видеть в лицах нетрадиционной ориентации человеческое, обычное… они начинают верить, что гомосексуалисты способны любить, начинают жалеть последних, относиться как к нормальным людям, а толерантное поведение других в фильме — выступает достойным форматом для воплощения ее в жизни зрителями… На этом растут поколения. Через интересную историю — привитие разлагающих общество идей.

Уровень толерантности в России

Согласно информации статистических фондов — уровень толерантности в России возрос в разы за последние годы. Однако на деле и в жизни лично я наблюдаю немного другую картину: принятие сомнительных «героев» ускорилось и улучшилось, а положение тех, кто на самом деле нуждается в уважении не сильно изменилось.

Наиболее толерантны россияне, согласно статистике, к родившимся неполноценными младенцам и взрослым людям, к нищим, бродягам, алкоголикам, больным СПИДом, психически больным. По исследованиям другого центра статистики - алкоголики в первых рядах среди тех, к кому россияне наименее толерантны. Не готовы дружить россияне с сектантами, убийцами, гомосексуалистами.

О толерантности в России в программе канала «Культура» (интересные мнения, без пафоса):

О крайностях и иных ценностях

Манипулирование толерантностью приводит к очернению и мирных ценностей.. а крайность, как одна, так другая — вредны. Лучше всегда думать своей головой…

Люди либо начинают отрицать всякую терпимость как что-то идентичное толерантности, либо полностью соглашаются со всем подряд, либо в их жизни ничего не меняется, потому что они даже не знают, что такое толерантность.

Толерантность нейтральна сама по себе, она равняет как плохое, так и хорошее. Поэтому нельзя быть хорошим, умным и всячески положительным, принципиальным, если не соглашаться с любыми видами терпимости, принимающий мерзости ничем не лучше того, кто с дубинкой изгоняет из нашего общества «сомнительные» элементы.

Есть совершенно иные и не такие неоднозначные, запутанные и политически глобальные (пусть и не модные) понятия, добрые, например, милосердие, благородство, снисхождение, принципиальность, милость, твердость своей позиции и т. д.