Лечение подростковой наркозависимости. Признаки наркомании у подростков. Стадии развития наркозависимости

Подростковая наркомания и алкоголизм становятся популярными общественными проблемами, с которыми приходится справляться не столько детям, сколько их родителям. и – это зависимости схожего характера. Одни подростки увлекаются спиртным, а другие – наркотиками. И в том, и в другом случае необходимо рассматривать причины возникновения проблемы и проводить профилактику.

Статистика сайта психотерапевтической помощи сайт показывает, что около 56% парней и 20% девушек хоть раз в жизни пробовали химические препараты, направленные на изменение состояния сознания. Кто-то сразу остановился, а кто-то пробовал и другие вещества.

Подростковая наркомания по факту становится проблемой лишь родителей и всего общества. При этом сам подросток не видит в своих поступках ничего плохого. Дело в том, что алкоголь и наркотики – это своеобразные атрибуты взрослой жизни, которые позволяют подростку показать свою самостоятельность. Причин подростковой наркомании очень много, поэтому об этом более подробно будет рассказано далее.

Что такое подростковая наркомания?

Подростковой наркоманией называется зависимость парня или девушки от наркотиков. Здесь речь идет уже не столько о желании «попробовать», сколько о развитой зависимости, когда подросток уже «не может» жить без допинга.

Подростковая наркомания становится закономерностью во многих случаях. Этому способствуют определенные причины, которые возникают в жизни многих детей. Но следует отметить следующее: причины у наркоманов практически все одинаковые, только эти же факторы возникают и у многих других детей, которые не являются наркоманами. Другими словами, станет подросток наркоманом или нет, уже является его выбором, который делается на основе привычных форм мышления и реагирования. Все дети сталкиваются с проблемами в своей жизни. Только не все из-за этого становятся наркоманами.

Наркоманию называют . Человек может либо деградировать, либо прогрессировать. Стояние на месте практически невозможно, поскольку это похоже на смерть. Есть люди, которые на самом деле умирают, еще будучи живыми. Им скучно, их ничто не радует, они ни к чему не стремятся, их ничто не интересует – все это является признаками того, что человек на самом деле умер в уме, в душе, в своих мыслях.

Но вернемся к тому большому количеству людей, которые на самом деле деградируют, думая, что они прогрессируют. Лишь единицы в действительности прогрессируют. Большая же часть либо умерла, либо идет к деградации. Какой основной показатель того, что вы прогрессируете или деградируете? Ваше качество жизни. Вы достигли своих целей? Вы воплотили свои желания? Вы довольны своей жизнью? Вы можете собой гордиться?

Если ваше качество жизни соответствует вашим представлениям о том, как вы должны жить, значит, вы прогрессируете. Но если вы недовольны своей жизнью, бьетесь, как «рыба о лед», вас что-то не устраивает, то ваши привычные действия ведут к деградации. Вы хотите прогрессировать, но на самом деле деградируете. И показателем этого является качество вашей жизни и ваша удовлетворенность ею.

Одним из видов деградации современного общества является привычка «наступать на горло своей песни». Люди постоянно уступают, подчиняются кому-то, слушают не себя, а мнение окружающих. Пока вы живете по указке других людей, вы деградируете. Пока вы пытаетесь наладить отношения с окружающими путем того, что стараетесь им нравиться, делать им только хорошее, уступать и т. д., вы тем самым «наступаете на горло своей песни». Вы не живете своей жизнью, а подчиняете ее воле других людей. Не вы сами решаете, каким человеком быть и как жить, а другие люди указывают вам, в каком направлении двигаться. Вот только такое жертвенное состояние не приводит вас к прогрессу. Почему? Потому что, когда вы остаетесь наедине с собой, понимаете, что несчастны и не довольны своей жизнью. А это показатели того, что вы на самом деле делаете все, чтобы деградировать.

Причины подростковой наркомании

Очень важно понимать, почему возникает подростковая наркомания. Причины важны не только для специалистов, которые стараются помочь детям выздороветь, но и их родителям, самим больным. Понимайте, что происходит с вашим ребенком, чтобы не спровоцировать у него пагубную зависимость или вовремя остановиться.

Причинами подростковой наркомании являются:

  1. Неблагополучная обстановка в семье. Причем речь идет именно о такой обстановке, в которой ребенку трудно находиться. Он предпочитает уходить из дома и не бывать в кругу семьи, поскольку ему тяжело ладить с родственниками. Если ребенку легче находиться вне дома, то он будет более склонным к появлению наркомании или алкоголизма.
  2. или со сверстниками в школе. Частые споры, ссоры и скандалы будут вызывать напряженное состояние внутри подростка, который будет склонен искать способ расслабления.
  3. Появление трудностей, которые подросток вынужден решать сам, при этом отсутствует развитая ответственность. Другими словами, подросток хочет быть самостоятельным, но не может, поскольку не обладает соответствующими волевыми качествами.
  4. Безответственность. Каждый подросток сам принимает решение, употреблять ему наркотики или нет. На это решение влияет его чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье. Если чувство ответственности отсутствует, тогда ребенок становится склонным к наркотикам.
  5. Копирование поведения взрослых. Подросток просто хочет казаться взрослым, поэтому копирует поведение тех, на кого старается быть похожим. Если эти «примеры для подражания» пьют или употребляют наркотики, тогда и ребенок будет к данным веществам прибегать, чтобы казаться взрослым.
  6. Дань общему движению. Если подросток является частью группы, в которой принято употреблять наркотики или пить алкоголь, тогда он не сможет отказаться от данных веществ, чтобы продолжать оставаться частью данной группы.
  7. Интерес. Подросткам порой просто интересно все попробовать. Они пробуют все, что ранее им запрещалось и что принадлежит к взрослому миру, в который они желают вступить.
  8. Отсутствие самореализованности. Когда у подростка нет качеств и моделей поведения, которые помогали бы ему достигать успехов, актуальных для него на сегодняшний день, тогда он прибегает к заменителям.
  9. Психические расстройства. Различные психические отклонения также влияют на выбор подростков.
  10. Неполадки в семье, отсутствие одного из родителей, любви или внимания со стороны взрослых. Появление зависимостей у молодого поколения относят к недостатку полноценного воспитания.
  11. Недоразвитость подростков. Уже в данном возрасте подростки считают себя взрослыми, при этом продолжают оставаться инфантильными, несамостоятельными, зависимыми от родителей и неадекватными в своих реакциях, эмоциональном состоянии.

Проблема подростковой наркомании

На самом деле подростковая наркомания, как и алкоголизм, токсикомания, является проблемой современного общества, где взрослые в большинстве своем заточены на решение материальных проблем, а подростки предоставлены сами себе. Отсутствие взаимопонимания между родителями приводит к тому, что подростки находят утешение в той среде, где им комфортно. В семье и в школе сплошные проблемы, а друзья, с которыми можно хорошо провести время, получить уважение, пообщаться на приятные темы и попробовать все «взрослые» и «запрещенные» препараты, становятся самыми авторитетными и родными.

Подростки кажутся инфантильными и беспомощными в глазах собственных родителей, но уже достаточно взрослыми и способными отвечать за свои поступки, по мнению посторонних людей. Подросток действительно находится на границе перехода от детского возраста к взрослому. Именно на данном этапе он начинает усиленно копировать поступки, привычки и характер взрослых людей, которыми восхищается и на которых желает быть похожим.

Нередко подростковый возраст знаменуется началом развития привычки употреблять алкоголь, курить и даже баловаться наркотиками. У каждой привычки есть своя причина возникновения. Какие причины можно выделить в возникновении подростковой наркомании?

  • Интерес. Детям интересно вести такой же образ жизни, какой ведут взрослые люди. Общество не отличается своей трезвостью и умением контролировать потребление наркотиков. Дети просто копируют взрослых, что в большинстве своем лежит на совести самих взрослых. Если бы мужчины и женщины вели здоровый образ жизни, акцентируя внимание на том, что это является одним из определяющих факторов взрослого человека, тогда и подростки не употребляли бы наркотиков. Зачастую обычный интерес со временем стихает. Если подросток не пристрастился к наркотикам, то через 5-10 лет бросает вредную привычку.
  • Психологические проблемы, часто идущие с самого детства. Эти проблемы связаны с родителями (или опекунами, которые воспитывали ребенка). Дети, подвергавшиеся насилию, физическим побоям, унижениям, часто становятся наркоманами в более взрослом возрасте. Психологи объясняют данный факт неспособностью психики справиться с психологической травмой, нанесенной родителями. Ребенок не способен сам себя защищать, оберегать и разумно анализировать ситуацию. Он полностью доверяет свою жизнь родителям, которые губят ее своими насильственными действиями. Неспособность психики справиться со стрессом заставляет искать пути выхода из ситуации.
  • Патология мозга, который не получает удовольствия. Она может быть врожденной или приобретенной в результате диктаторского или насильственного воспитания. Подросток не способен получать удовольствие от естественных радостей, поэтому ищет методы достижения счастья. Алкоголь или наркотики воздействуют на мозг, провоцируя выделение гормонов счастья и спокойствия. Отсутствие других источников радости приводит к алкоголизму или наркомании.
  • Отсутствие индивидуальности. Если ребенка постоянно подавляют, наказывают за проявление своего «Я» (индивидуальности), не слышат его протестов и слов «нет», тогда он приучается к жизни по указке других людей. В компании друзей или знакомых невозможно отказать людям, которые предлагают побаловаться наркотиками. Потеря собственной индивидуальности приводит к наркомании.

Рассмотренные причины заставляют подумать о воспитании детей. Мамы, папы и общество в целом показывают пример, какими нужно быть мужчинами и женщинами, чтобы считаться взрослыми. Жестокие меры воспитания оставляют травму в психике ребенка, который теперь ищет различные способы ухода от проблем, комплексов и страхов. Также важными становятся генетические данные, которые родители передают своим детям при зачатии и вынашивании. Можно говорить об ответственности родителей и общества в целом за то, какими вырастают дети. Если бы взрослые дяди и тети не употребляли, то дети не пытались бы им подражать и не становились наркоманами в подростковом возрасте.

Профилактика наркомании в подростковой среде

Бороться с наркоманией и помогать уже сложившимся наркоманам – это не профилактика, а лечение. Что же станет профилактикой подростковой наркомании? Здесь мы выделим следующие аспекты:

  1. Правильное родительское воспитание.
  2. Наличие интересов по жизни у подростка.
  3. Развитие в подростке уважения к своему телу и здоровью.

Пожалуй, данные факторы уже будут оберегать его от тех ситуаций, когда окружающие будут предлагать ему наркотики, а он будет делать свой выбор.

Итог

Подростковая наркомания является распространенным явлением за счет отсутствия в детях тех качеств, устремлений и взглядов на мир, которые бы каждый раз останавливали их от пагубной привычки. Конечно, родителям хотелось бы сбросить с себя ответственность за появление у их детей наркотической зависимости. Однако убегание от своих ошибок нисколько не помогает в решении проблемы.

3. Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции

Наркомания - болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.

В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет.

И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества . «Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) - в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть» .

Наркоторговцы выработали и широко применяют своеобразную тактику «затягивания в сети»: в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель - «в сети». Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали непременным атрибутом молодежных вечеров, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.

Употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Беспризорничество, как известно, граничит с «зоной», а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться. . Особенно тревожит рост наркомании среди школьников и в студенческой среде (в 6-8 раз) в последние годы.

Вопрос о заболевании наркоманиями подростков в настоящее время чрезвычайно злободневен, во-первых, в связи с тем, что большинство случаев первой пробы наркотиков приходится именно на этот возраст (около 70 % случаев заболеваний наркоманиями), а во-вторых, потому, что действие наркотических средств (длительное отравление наркотиками) особенно пагубно влияет на развивающийся организм .

В изучении болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ, основную роль играют относительно молодые науки - подростковая психиатрия и подростковая наркология. Создателем этих научных направлений в нашей стране, так же как и организатором первого психиатрического отделения для подростков, был профессор А.Е. Личко, работавший в Институте имени В.М. Бехтерева. Основные сведения, изложенные в этом параграфе, почерпнуты из его трудов и работ его учеников.

Бурный рост организма и серьезные гормональные сдвиги (половое созревание) в подростковом возрасте не играют основной роли в формировании болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ. Однако большое значение имеют некоторые общие психологические черты, свойственные подросткам: стремление к получению удовольствий, легкое возникновение реакций протеста, склонность к групповой деятельности, некоторая неустойчивость настроения. Подчеркнутое стремление подростков к независимости, постоянное желание освободиться из-под опеки взрослых нередко приводят к возникновению серьезных противоречий со взрослыми, вызывают реакции протеста. Присоединение к этим реакциям стремления группироваться со сверстниками создает еще большие проблемы и открывает ворота для «проб» наркотиков в подростковой группе. Этому способствуют также классическая ситуация «сладости запретного плода», да и просто любопытство. Стремление показать себя в максимально выгодном свете перед представительницами (или представителями) противоположного пола тоже может толкать подростков на «геройские» поступки, проявляющиеся в «испытании» себя наркотиками. В группах, складывающихся часто по территориальному признаку (в пределах двора, переулка, улицы), где сильно влияние «вожака», часто возникают противоправные тенденции, которые включают и употребление психоактивных веществ. Нередко возникают и чисто криминальные, и чисто наркоманические группы, в зависимости от того, кто «возглавляет» группу и какой «контингент» в нее входит .

Чувство группы бывает до того сильно у подростков, что при встрече с группой (это наблюдается у подростков с зависимостью от наркотиков) у них появляются ощущения, характерные для опьянения, еще до приема наркотика. А.Е. Личко и В.С. Битенский назвали это явление «контактным кайфом» (на языке наркоманов, а есть и такой, кайф - это приподнятое настроение с оттенком блаженства) .

Серьезную роль играет семья подростка. Основными факторами, которые могут способствовать заболеванию наркоманией, являются алкоголизм отца, его жестокое обращение, недостаток теплоты со стороны матери.

В подростковой среде иногда возникают настоящие «наркоманические эпидемии». При этом не только отдельные школы, дворы, улицы, но и значительные территории оказываются охваченными злоупотреблением подростками какого-либо наркотического вещества. Обычно в таких случаях используются относительно простые способы введения наркотика: курят, нюхают. Довольно часто такие эпидемии возникали в начале перестройки, после введения ограничений на торговлю спиртным, правда, это касалось в большей степени токсикоманических средств.

Кроме перечисленных моментов, отражающих особенности организма подростков и влияния на них семьи и группы, у них, как и у взрослых, имеют значение личностные характеристики, характер, степень отклонений от общепринятых норм. А. Е. Личко детально изучил особенности характера подростков и описал причины формирования у них различных вариантов зависимости от психоактивных веществ .

Посмотрим, каковы же причины злоупотребления наркотиками подростков с различными характерами.

Подростки с неустойчивыми и зависящими от внешних влияний интересами, легко попадающие под чужое влияние, в то же время ленивые, предпочитающие отдых и развлечения любой полезной деятельности, приобщаются к наркотикам как к средству, от которого «можно получить удовольствие». Те, у которых активность «брызжет через край», деятельные, предприимчивые, легко сходящиеся с людьми и ориентирующиеся в новой ситуации, начинают употреблять наркотики из любопытства и для получения удовольствия, делая это часто для того, «чтобы не нарушить компанию». Подростки со склонностью к изменениям настроения (то эйфории, то подавленности) принимают наркотики «для успокоения», «чтобы не переживать». Подростки со склонностью к отчетливым колебаниям настроения, выраженной раздражительностью, периодами «внутреннего напряжения» легче других привыкают к наркотикам, так как считают эти вещества средством, снимающим тревогу и улучшающим настроение. Подросткам, склонным к демонстративному поведению, наркотики помогают, по выражению К. Ясперса, «казаться больше, чем они есть на самом деле» .

М. Цукерман описал особый тип поведения - «поиск ощущений» (ПО) как поведение, связанное с потребностью в различных новых ощущениях и переживаниях, выражающийся в стремлении к физическому и социальному риску ради этих ощущений. Подобное поведение - индивидуальная особенность субъекта, вытекает из необходимости поддерживать оптимальный уровень стимуляции и возбуждения. Автор утверждает, что одним из факторов приобщения подростков к наркотикам является любопытство и желание новых ощущений, кроме того подростки с высоким уровнем ПО стремятся к экспериментированию с различными видами наркотиков с целью повысить уровень возбуждения .

Чем же непосредственно отличаются проявления наркоманий у подростков от проявлений подобных заболеваний у взрослых?

То, как подростки реагируют на наркотическое вещество, отличает их от взрослых. Переносимость вещества колеблется - то повышается, то понижается (у взрослых она непрерывно повышается, т. е. им требуется все большая доза для достижения желаемого эффекта). Формирование зависимости происходит медленнее, чем у взрослых, если только эти подростки не переносили раньше каких-либо заболеваний, поражающих нервную систему, у них не было сильных ушибов головы. Кроме того, подростки проходят этап так называемой групповой зависимости, когда желание употреблять психоактивное вещество возникает только в группе сверстников, также злоупотребляющих этим веществом; У подростков и юношей, перенесших ранее серьезные заболевания, отрицательно повлиявшие на состояние головного мозга (приведшее к легкому умственному недоразвитию, возникновению судорожных припадков), зависимость может сформироваться довольно быстро .

Состояния опьянения, если они не несут в себе признаков глубокого расстройства сознания с заторможенностью, обычно сопровождаются заметным двигательным беспокойством.

Судить о сформировавшейся психической зависимости к наркотическому веществу у подростка И.Ц. Пятницкая предлагает по ослаблению «групповых тенденций» - подросток самостоятельно начинает искать наркотик и принимать его и одиночестве, «в отрыве» от привычной группы сверстников .

Проявления абстиненции (состояния, вызванного отменой наркотиков) у подростков обычно менее выражены, чем у взрослых. Характерной особенностью являются сильные головные боли. Подростки склонны скрывать болезненные проявления, возникающие в состоянии абстиненции, однако в выраженных случаях всегда можно заметить повышенную утомляемость, темные круги под глазами, пониженное настроение, иногда склонность к «раскаянию» .

Один из наиболее ранних признаков длительного (хронического) отравления наркотиками у подростков - остановка в психическом развитии. Чем раньше начинается хроническое отравление, тем остановка в развитии заметнее. В дальнейшем существование такого человека, даже если он на каком-то этапе прекратит злоупотребление наркотиками, будет затруднительно, так как он будет не способен ставить перед собой серьезные задачи (получение профессии, создание собственной семьи и т. д.) и успешно их решать. Затем, если подростки продолжают злоупотреблять наркотиками, у них нарастает раздражительность, внутреннее напряжение, злобность или же вялость и безразличие ко всему. Все это сопровождается ослаблением памяти и снижением интеллекта. Или больные выглядят значительно моложе своего возраста, или в их внешности отмечаются какие-то «старческие» признаки. Они часто бывают истощены, глаза у них поблекшие, кожа дряблая, бледная, с сероватым оттенком .

Социальная позиция таких больных крайне неопределенная. Они часто бросают учебу, не могут работать, - физическая работа их быстро утомляет, для другой работы не хватает подготовки. Такие больные часто попадают в криминальные ситуации. Однако при раннем прекращении злоупотребления наркотиками возможно восстановление в определенной степени интеллектуальных функций и улучшение физического состояния.

При хроническом отравлении наркотиками у подростков нередко развиваются психозы, которые могут возникнуть как в состоянии опьянения, в состоянии абстиненции, так и после исчезновения основных признаков абстиненции. Эти психозы протекают со страхом, слуховыми и зрительными галлюцинациями, больным кажется, что их жизни угрожает опасность, они куда-то убегают, обороняются, окружающее могут восприниматься ими как кошмарный или, наоборот, приятный сон .

У подростков, предрасположенных к психическим нарушениям, наркотики могут провоцировать длительные психотические состояния, требующие соответствующего психиатрического лечения.

С.Б. Белогуров в анамнезе страдающих наркоманией, наряду с другими факторами, отмечает: воспитание в неполной семье; постоянную занятость одного из родителей (длительные командировки, деловую загруженность и т.д.); отсутствие других детей в семье .

По мнению Б. Уильямс, среди наркоманов наблюдается определенное сходство, касающееся их семей, и отмечаются следующие факторы: отец отсутствует или отличается слабым характером; излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать; непоследовательное поведение и отсутствие сдерживающих факторов; враждебность или конфликты между родителями; нереальное стремление родителей по отношению к детям .

Психологические исследования семей, в которых подросток страдает наркоманией, позволяют сделать вывод о том, что существует психологический тип отца наркозависимого, которого можно обозначить по аналогии с выделенной учеными «шизофреногенной матерью» «наркогенным отцом». Сутью его психологического портрета является сочетание таких черт, как повышенные требования к себе и своему окружению (в частности, ребенку, жене), трудоголизм, нежелание считаться с индивидуальными, возрастными особенностями и ситуативными моментами, эмоциональная холодность в сочетании с жесткостью и нередко с жестокостью, склонность к конкурентной борьбе, гиперактивность и общительность, носящая часто поверхностный характер и не сопровождающаяся желанием понять и эмоционально принять собеседника .

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитывает ребенка один из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены самим себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери (часто безмерно занятых добыванием средств для жизни семьи), а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий (взрослые так погружены в выяснения отношений, что на ребенка просто не остается времени) .

Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.

Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т. д. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни .

Особое место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает более чем в 2 раза. Сын или дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать на практике наркогенные традиции, знакомиться со способами одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотикам - она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений, вплоть до физической агрессии. В равной мере это относится к семьям, где родители - оба или один из них - алкоголики. В специальной литературе описаны случаи приобщения родителями-наркоманами шести- и трехлетнего мальчиков .

Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в одурманивание. Дети наркозависимых, а стало быть, почти всегда очень бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации - с использования средств бытовой химии.

Не менее опасен для развития наркогенных привычек несовершеннолетних прямо противоположный тип семьи - с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности - предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить .

Привыкнув к постоянному контролю, мальчик или девочка легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.

Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте - в 13-16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина .

В обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать себя преступниками. Вот письмо парня, которого выгнали из техникума, как только узнали, что он «колется»: «Это только в газетах пишут, что, мол, общество хочет нам помочь вылечиться. А на самом деле нас ненавидят...» .

Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем ещё одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается огромное количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Вы узнаете, из каких химикатов и как изготовить наркотик, психотропные вещества и их аналоги, получите урок распространения зелья. Вам объяснят, что нужно делать и как себя вести при задержании полицией .

В российском региональном секторе Интернета информация, связанная с наркотиками, на разных сайтах составляет примерно от 1 до 10% всего глобального потока информации по этой проблеме, которая распространяется в мире по сетям Интернета. Но вот что настораживает: 80 информационных сообщений из ста вполне можно назвать не чем иным, как учебным пособием для молодежи - даются советы по добыванию денег на «дозы», рисуются заманчивые перспективы наркобизнеса, расписываются прелести самых разнообразных наркотиков.

Таким образом, мы выяснили, что проблема наркомании среди подростков – одна из актуальных и серьёзных проблем современности, поэтому профилактика наркомании должна стать одной из важнейших задач в работе общеобразовательных учреждений, и в эту работу должны быть включены все: и семья, и педагоги, и психологическая служба школы.


Заключение

В процессе исследования проблемы наркомании как одной из форм зависимого поведения мы изучили и проанализировали разнообразную психологическую и медицинскую литературу, а также литературу по вопросам профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков. В результате мы пришли к следующим выводам.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания – это одна их форм зависимого, аддиктивного поведения. Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одним из самых распространенных видов отклоняющегося поведения, особенно среди подростков. Кроме этого, наркотизации могут способствовать некоторые личностные черты: инфантилизм, внушаемость и подражаемость, ригидность и другие.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Среди социально-педагогических причин ранней наркотизации отметим следующие: неблагополучные микросоциальные условия – неустойчивые или неполные семьи, ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Предрасполагает к наркомании также низкий уровень мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростка, бедности его эмоциональных, нравственных чувств, направленности личности только на потребление и развлечения. Негативную роль играет также перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений при постоянном стремлении к новым и новым острым ощущениям. Отрицательное влияние оказывают отсутствие значительных и ясных целей жизни, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Особенно опасно отсутствие четкой негативной нравственной оценки наркомании и токсикомании как крайне вредного явления при потере доверия к ряду значимых социальных ценностей. Среди «факторов риска» можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы допустимого и возможного.

Наркомания на сегодняшний день – одна из главных проблем всего мирового сообщества. Жертвами наркомании могут стать практически все, но в большей степени это касается людей молодого возраста: юношей, подростков и даже младших школьников. Пристрастие к наркотикам оборачивается трагедией для самих наркоманов, горем для их родителей и массой серьезных проблем для учителей, воспитателей. Проблемы эти при всей их серьезности и даже трагичности очень деликатны и требуют осторожного, взвешенного подхода. Для этого необходимы знания. Без знаний обычные для взрослых эмоциональные реакции, возникающие при обнаружении признаков наркомании и токсикомании (гнев, стыд, отчаяние, страх, чувство беспомощности), могут стать плохими помощниками в поисках выхода из создавшегося положения.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование проблемы наркомании, уделив при этом особое внимание системе профилактической работы в общеобразовательном учреждении, а так же определить роль и место психологической службы в профилактике наркомании.


Список литературы

1. Баймухаметов, С. Т. Сны золотые: Исповедь наркоманов./ С.Т.Баймухаметов – М.: Знание, 1998. – 190 с.

2. Бездна: Бич ХХ века: пьянство, наркомания, СПИД / Сост. С.Артюхов; Предисл. Ч.Айтматова. – М.: Мол.гвардия, 1988. – С.102 – 242.

3. Безруких, М.М., Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов/ М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова – М.: Вентана-Графф, 2003. – 64с.

4. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях./С.Б.Белогуров – СПб.: ООО «Издательство «Пионер», 2000. – 365с.

5. Братусь, Б.С. Аномалии личности/Б.С.Братусь - М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 302с.

6. Братусь, Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма/Б.С.Братусь, П.И.Сидоров – М.: Издательский центр «Академия», 1984. – 144с.

7. Брюн, Е.А. Введение в антропологическую наркологию// Вопросы наркологии. – 1993. - №1. – С.72-78.

8. Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста/ В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин – Томск, 1994. – 310с.

9. Данилин, А.Г., Героин. Советы врачей для подростков и их родителей./А.Г.Данилин, И.В. Данилина – Нижний Новгород, 2001. –183 с.

10. Данилин, А.Г. Как спасти детей от наркотиков/ А.Г.Данилин, И.В.Данилина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 342с.

11. Ерышев, О.Ф. Жизнь без наркотиков. / О.Ф.Ерышев – СПб.: ООО «Издательство «Пионер»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160с.

12. Если случилась беда: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей / Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 40с.

13. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений/Автор-составитель Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 125с.

14. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». 9-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Автор-составитель Р.А.Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с.

15. Колесов, Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. / Д.В.Колесов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224с.

16. Комиссаров, Б.Г. SOS. Наркомания./Б.Г.Комиссаров, А.А.Романенко – Ростов-на-Дону, 2000. – 167.

17. Куленич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы/Г.Г.Куленич – М.: ВАКО, 2009. – 208с.

18. Левин, Б.М. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя/ Б.М.Левин, М.Б.Левин – М.: Глобус, 1991. – 254с.

19. Личко, А.Е. Подростковая наркология/А.Е.Личко, В.С.Битенский – Л., 1991. – 304с.

20. Макеева, А.Г. Все цвета, кроме чёрного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 10-11 кл./ А.Г.Макеева, под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005. – 64с.

21. Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты)/В.Д.Менделевич – М.: МЕДпрессинформ, 2003. – 328с.

22. Менделевич, В.Д. Психиатрия и наркология. Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений/В.Д.Менделевич, С.Я.Казнцев, Е.Г.Менделевич, Р.Г.Садыкова/ под ред. проф. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368с.

23. Менделевич, В.Д. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.Д.Менделевич, С.Я.Казанцев, Е.Г.Менделевич, В.А.Евплов; Под ред. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.193 – 227.

24. Мифы и реальность // Айболит. – 2002. – № 24. – С.1.

25. Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе/ автор-составитель П.П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236с.

26. Надеждин, А.В. Феноменология и психопатология расстройств общего чувства при опийной наркомании/ А.В.Надеждин – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 150с.

27. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

28. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. С.Я.Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319с.

30. Наркомания – это беда, наркомания – путь в никуда! (информационно-методический материал для педагогов, воспитателей и родителей)/ Под ред. И.О. Таенковой. Изд-во: Краевой молодёжный социальный медико-педагогический центр, Хабаровск. – 2007 г. – 52с.

31. Особенности алкогольной и наркотической зависимости у подростков: методические рекомендации для врачей, педагогов и родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 24с.

32. Пивной алкоголизм – беда молодых: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 12с.

33. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. и ред. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250с.

34. Пятницкая, И.Н. Наркомания/И.Н.Пятницкая – М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 265с.

35. Пятницкая, И.Н. Подростковая наркология: Руководство для врачей/ И.Н. Пятницкая, Н.Г. Наденова – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. – 256с.

36. Соломзес, Д. Наркотики и общество./ Д. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 234с.

37. Фридман, Л.С. Наркология./ Л.С.Фридман, Н.Ф.Флеминг, Д.Г.Роберт, С.Е. Хайман – М.: СПб, 1998. – 289с.

38. Что нужно знать о гашишной наркомании: методические рекомендации для врачей и педагогов/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 28с.


Всех уровнях власти проводить более принципиальную, более эффективную и обдуманную политику, направленную, прежде всего на предупреждение наркопреступлений, на профилактику наркотизации среди несовершеннолетних и молодёжи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе носят преимущественно...

У подростковой наркомании особый статус. В отличие от наркотической зависимости у взрослых, это заболевание у подростков развивается по «упрощенной схеме» и приводит к гораздо более губительным последствиям. Так, даже 1-2 приема наркотиков могут вызвать тяжелую степень зависимости, а личностная деградация и необратимые изменения в организме ребенка могут навсегда вычеркнуть его, пусть не из жизни вообще, но из жизни общества - с очень высокой вероятностью.

Особенности и отличительные черты подростковой наркомании

Разъяснение последствий наркомании

Беседы с родителями и педагогами на тему вреда наркомании не должны проводиться по какому-либо графику. Этот вопрос должен подниматься каждый раз, когда для этого есть основания. Так, сюжет из теленовостей, история звезды шоу-бизнеса, пример человека, которого знает ребенок, должны становиться основой для разговора о том, к чему может привести зависимость. Такая наглядность примеров, когда негативную роль исполняет знакомый человек, гораздо важнее сухих фактов, которые не пробуждают в ребенке эмоций.

Установка на здоровый образ жизни

Негативные примеры наркомании должны быть «уравновешены» другими, позитивными примерами здорового образа жизни . В ребенке следует формировать отношение к ЗОЖ, как к единственно правильной модели (смотрите статью: "Формирование здорового образа жизни "). Для этого крайне важно, чтобы сами родители и педагоги соответствовали принципам, которые они прививают ребенку. Курящая мать или выпивающий отец сводят к нулю ценность любых «здоровых» установок, которые они опровергают собственным примером.

Реалистичность примеров

Принято считать, что детская психика слишком ранима для того, чтобы ее обременять реалиями наркотической зависимости. Но это не так: в большинстве случаев вовлечение в наркоманию происходит только потому, что ребенок не осознает последствий зависимости, и для него это - не больше, чем страшная сказка, которой пугают малышей. Покажите подростку истинное лицо наркомании. Это может быть приглашение в школу нарколога, который выступит перед всем классом и продемонстрирует фото- и видеоматериалы, демонстрирующие уродующее действие наркотиков на физическое и психическое состояние человека. Также можно показать учебные или документальные фильмы, описывающие действие наркотических веществ на головной мозг, сердце, репродуктивные органы. Для подростков, которые уже состоят в романтических отношениях с кем-либо, будет полезно узнать о том, каким горем оборачивается зависимость отца или матери для их детей (врожденные пороки и уродства, тяжелые заболевания, умственная отсталость и пр.).

Исключение сомнительных контактов

Поведение подростка во много подчиняется законам, принятым в коллективе. Поэтому его общение с асоциальными элементами и сомнительными приятелями - серьезный фактор риска. Но при устранении таких контактов следует учитывать сложный возраст, в котором находится ребенок, и присущий ему дух противоречия. Идти на конфликт и оперировать запретами на общение с друзьями - это значит расширить их сферу влияния на подростка. Будет лучше найти ребенку занятие, которое увлечет его сильнее, чем времяпровождение с приятелями. Это может быть какой-либо вид спорта, туризм, творчество и все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.

Доверительные отношения с родителями

Чем сложнее отношения ребенка с родителями, тем выше вероятность того, что при возникновении каких-либо проблем он обратится за помощью к приятелям. И что именно они ему предложат в качестве «успокоительного» - глоток пива или таблетку экстази - спрогнозировать невозможно.

Задача родителей - сформировать максимально доверительные отношения с ребенком. Это позволит ему при необходимости обратиться за помощью к отцу и матери - людям, для которых его здоровье и благополучие по-настоящему важно.

Но самое главное - помните: профилактика подростковой наркомании должна начинаться задолго до вступления ребенка в этот сложный возрастной период. Потому что наркотическая зависимость способна создать почву для своего появления намного раньше, чем вы будете готовы.


Диагностика и лечение наркомании у подростков

Наркотическая зависимость определяется на основании беседы с подростком и его близкими, а также после проведения ряда токсикологических тестов.

Осмотр предусматривает изучение кожи ребенка на локтевых сгибах и внутренней поверхности бедер (наиболее частые участки инъекций), и слизистой оболочки полости носа (которая часто страдает при вдыхании наркотиков).

Учитывая то, что внешние признаки, подтверждающие наркоманию, могут отсутствовать при непродолжительном употреблении наркотиков, наибольшую диагностическую ценность имеют анализы крови на присутствие токсических веществ и антитела к ним, а также исследование волос, которое позволяет создать «временную шкалу» приема наркотиков.

Терапевтическая тактика определяется индивидуально, с учетом особенностей вещества, вызвавшего зависимость, длительности его употребления, стадии наркомании, развившихся физических и психических нарушений и пр.

Ребенка, диагностированного III-IV стадией наркомании, следует лечить длительное время в условиях стационара или специализированного реабилитационного центра. В этих учреждениях подросток проходит курс индивидуальной и групповой психотерапии, в ходе которой формируется негативное отношение к наркотикам, и нездоровым привычкам в целом.

Для получения устойчивых результатов лечения крайне важно прекратить контакты ребенка с друзьями и приятелями, которые также вовлечены в наркоманию или каким-либо образом имеют к ней отношение.

Эффективность лечения и дальнейшие прогнозы зависят от совокупности обстоятельств, среди которых продолжительность течения наркомании у ребенка, насколько зависимость отразилась на его психическом и физическом здоровье, станут ли члены семьи поддержкой подростку на пути выздоровления и других факторов.

Нет человека, который был бы застрахован от патологических зависимостей. В группу риска входят несовершеннолетние, люди с ослабленной психикой. Подростковая наркомания развивается из-за негативного влияния социальных, психологических и биологических факторов. У пациентов, которые не достигли совершеннолетия, при наркотической зависимости возникают сбои в работе жизненно важных органов.

Среди отличительных особенностей социального и медицинского недуга выделяют:

  • прогрессирование психопатологических нарушений;
  • серьезные проблемы с адаптацией к самостоятельной жизни;
  • резкое изменение личности.

По статистике больше половины мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет хотя бы раз принимали наркотические вещества. Среди девочек этот показатель ниже.

Необходимо отметить, что данные сведения были получены в ходе анализа информации, предоставленной специализированными учреждениями. Далеко не все больные обращаются к врачу, поэтому реальные цифры гораздо выше.

От подростковой наркомании страдает множество молодых людей. В результате они лишаются возможности построить нормальные отношения и закончить учебу. Наркомания представляет собой болезненное пристрастие к соединениям синтетического или натурального происхождения.

Большое значение имеет мода на вещества, вызывающие зависимость. Прием наркотиков стал способом, посредством которого подросток доказывает свою самостоятельность перед друзьями.

Особенности подростковой наркомании


Наркотики оказывают на организм возбуждающее действие. В головном мозге имеются зоны, которые отвечают за запоминание факторов, способных вызвать удовольствие. При продолжительном приеме вредных веществ развивается зависимость, из-за которой отказаться от новых привычек без помощи узкопрофильного врача практически невозможно.

Отсутствие очередной дозы ведет к появлению излишней раздраженности, опустошенности и апатии. Подростки наркоманы теряют способность получать удовольствие от удовлетворения естественных потребностей методами, которые не несут опасности.

Ощущение радости, которое возникало при употреблении привычной нормы, пропадает.

Больной вынужден увеличивать количество наркотика. О появлении зависимости свидетельствует тот факт, что тело не может нормально функционировать без ежедневной дозы.

Наркомания в подростковой среде – серьезная проблема, меры по избавлению от которой принимают сразу после обнаружения недуга. То же можно сказать про алкоголизм и токсикоманию. Все начинается с ликвидации источника наркотических веществ, последним этапом становится профилактика рецидива.

Осуждение взрослых контрастирует с одобрением сверстников. Подросток не обращает внимания на слова родителей, школьного психолога и преподавателей. Ребенок отстраняется от общества. Несмотря на видимую независимость у больного возникает страх перед одиночеством. Это провоцирует ухудшение самочувствия и усугубление развившегося недуга.

Наркоман ощущает дискомфорт, находясь дома и в образовательном учреждении. Положительные эмоции у подростка появляются только при его общении с друзьями, которые разделяют его интересы и пристрастия. В результате формируется отдельная субкультура, характеризующаяся своими принципами, ценностями, идеологией, мифами, речью и атрибутикой.

Наркомания является причиной, вызывающей деградацию социума. Это ведет к резкому снижению численности населения, потере перспективной молодежи.

Причины наркомании


Факторы, провоцирующие наркозависимость, причисляют к одной из трех категорий.

В перечне биологических причин присутствует:

  • компульсивное влечение;
  • психоз;
  • стремительное привыкание к наркотическому воздействию;
  • психическая травма;
  • психопатия;
  • биполярное расстройство;
  • повышенная интенсивность индивидуальных черт характера;
  • олигофрения.

К психологическим факторам относят тягу к опасным удовольствиям, незрелость нервной системы, слабую силу воли, отсутствие жизненных ориентиров, эмоциональные особенности переходного возраста. Процесс превращения ребенка во взрослого сопровождается необходимостью в острых впечатлениях, построением новых контактов.

Среди социальных причин выделяют:

  • желание быстрее повзрослеть;
  • отсутствие контроля со стороны взрослых;
  • общение с наркозависимыми;
  • сниженная самооценка.

Риск возникновения тяжелой подростковой зависимости повышается при одновременном воздействии нескольких факторов.

Иногда недуг развивается из-за любопытства. Весомым поводом для беспокойства может стать отсутствие открытого общения, наличие доступа к алкоголю, наркотикам и сигаретам. Одна пагубная зависимость может привести к другой. Организм каждого человека реагирует на принятые вещества по-разному. Один подросток может испытать удовольствие, другой – отвращение.

От характера реакции зависят последующие действия несовершеннолетнего.

Существует несколько разновидностей подростковой наркомании. Определяющим критерием является само наркотическое вещество. Чтобы получить удовольствие, часто используют опиаты (героин), марихуану и кокаин. В отдельную категорию относят аптечную наркоманию. Опасные лекарственные средства можно приобрести через интернет.

В списке популярных наркотиков находятся амфетамины, курительные смеси, барбитураты, галлюциногены, ингалянты. Его дополняют транквилизаторами, нитритами бутила и стероидами.

Стадии


Наркомания среди подростков развивается на протяжении четырех стадий.

После первого приема у несовершеннолетнего возникает желание вновь употребить наркотик. Это происходит «за компанию» со сверстниками или подростками более старшего возраста. Зависимость не выражена. На данной стадии снимается психологический барьер. Ребенок перестает считать наркотики чем-то запретным.

На втором этапе появляется эйфория. Подросток ощущает ее при токсическом поражении организма. Наркотическая зависимость не проявляется. Необходимость в принятии наркотика обусловлена потребностью в установлении социального контакта и возможностью получить удовольствие.

Во время третьей стадии формируется психическая зависимость. Подросток не способен расслабиться посредством безопасных способов, так как страдает от излишней раздражительности, необоснованного беспокойства и тревоги. Эйфория сменяется дискомфортом, для снятия которого требуется очередная доза.

При переходе в четвертую фазу развивается физическая зависимость. Отказ от приема наркотика провоцирует синдром отмены. Данное состояние называют ломкой. Характер клинических проявлений зависит от психоактивного состава.

Возможные симптомы


О наркотической зависимости свидетельствует появление следующих признаков:

  • снижение успеваемости;
  • резкое изменение поведенческих реакций;
  • ухудшение отношений с близкими людьми;
  • игнорирование прямых указаний;
  • нарушение координации;
  • приступы неадекватного веселья, сменяющие агрессией, заторможенностью, безразличием и пассивностью;
  • использование специфических форм;
  • неряшливый внешний вид.

Ухудшается общее самочувствие. Возникает отечность слизистых оболочек и кожных покровов, уменьшается масса тела, обостряются хронические заболевания.

Наркотики, как и алкоголь, доводят организм до критического состояния.

Вероятные последствия


Влияние наркотиков на организм подростка может быть только негативным. Нарушается процесс формирования репродуктивной системы. Это чревато сбоями в менструальном цикле (у наркозависимых девушек), бесплодием.

Фиксируют появление патологических изменений в опорно-двигательном аппарате, из-за дисбаланса белков и углеводов замедляется рост мышечной ткани. В клинической картине также присутствуют симптомы неврологических заболеваний, частичной дисфункции паренхиматозных органов.

При наркотической зависимости страдает эмоциональная и волевая сферы. Повышается криминогенная активность. Подросток уже не считает воровство, проституцию, торговлю наркотиками непозволительными действиями. Принципы, которые раньше удерживали его от опрометчивых поступков, исчезают. Асоциальный образ жизни оборачивается серьезными последствиями: инфекционными патологиями и нежелательной беременностью.

Меры диагностики


Проверить ребенка на наркозависимость можно посредством специфического тестирования. К вспомогательным диагностическим методикам причисляют сбор анамнеза и внешний осмотр.

При осуществлении последнего особое внимание обращают на те места, куда ставят инъекции, и слизистые оболочки носа. Сами подростки не всегда понимают и принимают то, что они зависимы. Поэтому их слова вполне обоснованно подвергают сомнению.

Методы лечения


Терапевтическую схему подбирают, учитывая разновидность наркотического вещества, тяжесть интоксикации и индивидуальные особенности пациента. Госпитализация необходима, если у пациента выявили третью или четвертую стадию болезни.

В домашних условиях остаются подростки, у которых наркотическая зависимость еще не развилась. Продолжительность курса лечения определяют, ориентируясь на самочувствие больного. Сначала проводят детоксикацию. После очищения организма назначают коррекционную и восстановительную терапию.

Прогноз зависит от стадии наркотической зависимости и характера психопатологических изменений.

Профилактика наркомании среди подростков


Наркомания – глобальная проблема общества. В перечне профилактических мер находятся мероприятия физкультурно-оздоровительной, политической, медико-педагогический и социальной направленности.

Подростки и наркотики несовместимы.

При своевременном выявлении пациентов, входящих в группу риска, можно предотвратить распространение вредных веществ среди молодежи. В борьбу вступают родители, педагоги и узкопрофильные специалисты.

Подростковая наркомания – это формирование зависимости от психотропных препаратов у несовершеннолетних лиц (12–18 лет). Наркологи и психологи утверждают, что молодежь по природе предрасположена испытывать интерес к запрещенным веществам, а проблемы в семье или дурная компания являются лишь катализаторами. Употребление наркотиков подростками имеет свои особенности – быстрее развивается привыкание, слишком высок риск передозировки, возникают необратимые последствия, в том числе замедление развития и формирование психопатологических заболеваний.

Статистика

По данным опроса Госкомстата, в России на конец 2017 года регулярно употребляют наркотические средства 13,5 % молодых людей. Это более чем 54 миллиона человек. Специалисты уверяют, что это еще не самая худшая статистика, так как 10 лет назад показатели были еще выше (так же, как с алкоголизмом и желанием курить сигареты).

Количество подростков*

С алкогольной зависимостью

С табачной зависимостью

С наркотической зависимостью

* все три зависимости взаимосвязаны: 76% подростков одновременно злоупотребляют наркотиками, алкоголем и сигаретами.

Несмотря на то что общее число юных наркоманов постепенно уменьшается, есть две большие проблемы, связанные с употреблением психотропных препаратов в подростковом возрасте. Во-первых, снижается средний возраст, когда молодые люди пробуют наркотик: в 1993 году это был рубеж в 18 лет. Сейчас же молодые наркоманы в среднем начинают употреблять в 13–14 лет.

Вторая печальная тенденция: учащаются случаи употребления детьми тяжелых наркотиков (в том числе героина). Это влияет на увеличение смертности среди подростков из-за передозировки.

Конечно, наркозависимость у молодежи – это проблема не только нашей страны. Самая плохая ситуация в Индонезии, Индии, на Ближнем Востоке, где различные психоактивные препараты употребляет более 40 % людей в возрасте от 12 до 18 лет. В США количество малолетних наркоманов – 19 % от общего числа подростков.

Что побуждает подростков принимать наркотики

Юноши и девушки по природе склонны проявлять интерес к наркотическим средствам. Как объясняют детские психологи, причина этого феномена кроется в следующем:

  • Природное любопытство: всех детей привлекает возможность попробовать то, что им запрещают.
  • Наркотики ассоциируются с взрослением, поэтому подростки пробуют их из желания доказать, что они уже состоявшиеся личности и имеют право на свободный выбор.
  • У детей не развито чувство самосохранения, они не думают о будущем, а живут сиюминутными ощущениями. Употребляют наркоту, не понимая опасности.

Влияние перечисленных психологических факторов относится и к неблагополучным детям, и к молодежи, растущей в обеспеченных и счастливых семьях. Это лишь побуждает впервые принять наркоту и узнать на собственном примере, как она действует. А вот для того чтобы подросток стал регулярно употреблять психотропные средства, должны еще действовать внешние предпосылки:

  • Подростки начинают принимать наркоту в компании, где это считается нормальным. Так они стремятся обрести друзей.
  • Наркотики используются как способ уйти от проблем (наркомания находит распространение среди молодежи, растущей в проблемных семьях или конфликтующей со сверстниками).
  • Подростка подсаживают родители-наркоманы (в том числе неосознанно).
  • Отсутствует профилактическая воспитательная работа с ребенком, он не в курсе, какие последствия его ждут от такой дурной привычки.

«76% подростков с наркотической зависимостью растут в девиантной среде – там, где преступность считается нормой, а материальная обеспеченность семьи ниже средней. Отсутствие средств на воспитание детей и деградация родителей приводят к тому, что мальчики и девочки оказываются «выброшенными на улицу». Среди беспризорников наркоманы встречаются в 84% случаев».

Николенко И. В, представитель комиссии по делам несовершеннолетних

Признаки

Выявить наркоманию трудно из-за скрытности подростков, ведь ни один юноша или девушка не станет делиться с родителями тем, что пробует психоактивные вещества. Задача родителей – внимательно следить за изменениями в поведении и внешнем виде своего ребенка. Вот первые признаки употребления наркотиков:

  • Перепады настроения, беспричинные и резкие – от агрессии до чрезмерного жизнелюбия.
  • Нетипичная для данного подростка активность или, наоборот, «уход в себя».
  • В состоянии наркотического опьянения зрачки глаз неестественно широкие или узкие, взгляд пустой.
  • Искаженные речь, походка, координация. Появляется странная жестикуляция (слишком нервная или, наоборот, заторможенная).
  • Ухудшается внешний вид, лицо и тело покрываются язвами, выпадают волосы, портятся зубы.
  • Нарушается режим сна (бессонница чередуется с сонливостью) и питания (аппетит то зверский, то полностью пропадает).

При введении инъекций на коже будут ранки от уколов. При вдыхании порошка следы препарата остаются на носу. Из-за использования шпака губы, десны покрываются язвами.

Кроме внешних симптомов распознать наркоманию помогает изменение образа жизни подростков. У зависимых детей всегда ухудшается успеваемость в школе, интерес к учебе и прежним хобби исчезает. Опасным признаком является девиантное поведение (ворует деньги из семейного бюджета, ввязывается в драки). Характерно появление материальных проблем (денежные растраты, которые ребенок не может объяснить).

Внимание: только по перечисленным признакам определить наркоманию со 100% точностью невозможно. Аналогичные симптомы могут указывать на различные заболевания (например, гормональные нарушения или психические расстройства). Прежде чем нападать на ребенка, стоит попробовать дружелюбно поговорить с ним и уговорить его на осмотр у врача.

Стадии подростковой наркозависимости

Привыкание к наркотикам у юных граждан происходит по той же схеме, что и у взрослых. На первом этапе ребенок просто принимает препарат «за компанию» – из любопытства или из-за давления в подростковой среде (пресловутое «а тебе слабо?»). Зависимость после первых доз возникает не всегда.

Вторая стадия – в голове ребенка начинают закрепляться положительные установки, связанные с наркотиками («меня приняли в компанию», «мне стало хорошо», «я забыл о проблемах»). Это признак развития психологической зависимости. Создается ощущение, что улучшить настроение или общаться со сверстниками без допинга больше не получится. Третья стадия – физическое привыкание. Прием наркоты удовольствия уже не приносит, но без новой дозы возникают мучительные симптомы.

Особенность наркомании у подростков в том, что дети не ощущают опасности от препаратов. Она склонны принимать без надобности наркотик по многу раз в сутки (не чувствуют нормы), что ведет к ускоренному развитию зависимости.

Популярные наркотики у подростков

У молодежи выбор наркотиков основывается не на том, что «модно» и не на осознании вреда. Выбираются препараты в 90% случаев по принципу «что получится достать».
Самым популярным среди детей веществом является каннабис (марихуана, конопля) – согласно данным Госкомстата, от него зависимы 59,8 % юных наркоманов. Более 14% сидит на солях (курительных смесях, миксах). Опиаты (в том числе героин) употребляет 11,2 %. Среди других психотропных таблеток и порошков, распространенных у наркозависимых детей, стоит выделить: ингалянты (клей и пр.) – 5,7%; кокаин – 3,2%; галлюциногены – 3,1%.

В последние годы среди подростков получают распространение «грязные наркотики» вроде шпака. Их делают из извести, птичьего помета и табака. Средства ужасно пахнут, сильно разъедают кожу и слизистые, но популярны среди несовершеннолетних наркоманов из-за низкой цены (себестоимость одной дозы меньше 30 рублей).

Лечение: что делать, если подросток принимает наркотики

Первое, что надо сделать родителям, заметившим признаки употребления – попытаться спокойно поговорить (без угроз, обвинений, шантажа). Надо объяснить, какие последствия несет вредная привычка. Даже если ребенок прислушается к близким, согласится бороться со своей зависимостью, лучше не заниматься лечением дома, а обратиться за помощью к специалистам с большим опытом работы с несовершеннолетними. В клинике будут проведены:

  • Диагностика – врач выяснит, какие вещества принимались, какие последствия для организма это принесло.
  • Детоксикация и прием симптоматических лекарств для снятия ломки.
  • Психологическая терапия для выявления причин обращения к наркотикам, поиск способов выхода из трудной ситуации.
  • Лечение заболеваний внутренних органов, спровоцированных употреблением токсичных веществ.
  • Социальная реабилитация, учащая ребенка нормальному общению со сверстниками, побуждающая к учебе, хобби.

В курс лечения входят не только работа с самим подростком, но и беседы с его родственниками. Психологи учат родителей осознавать и исправлять существующие проблемы, объясняют, как надо общаться с ребенком, чтобы он не вернулся к наркотикам.

Последствия

Вред от наркоты наносится организму человека любого возраста, но для детей и подростков психотропные вещества представляют опасность еще потому, что не дают до конца сформироваться телу и психике. Это может иметь отложенные последствия применения даже после завершения лечения.

Специфика молодых наркоманов в формировании таких осложнений, как замедленный рост, низкое интеллектуальное развитие, гормональные сбои. Если есть предрасположенность к психическим болезням, то они проявляются уже в первые годы злоупотребления дурманящими препаратами.

Стоит отметить, что прогноз полного выздоровления у подростков в два раза ниже, чем у взрослых. Для сравнения вот статистика: более 42% совершеннолетних наркоманов со 2-й и 3-й стадией зависимости не употребляют наркотики в течение 5 лет после лечения и реабилитации. У несовершеннолетних наркоманов этот показатель составляет всего 26 %.

Еще один важный аспект: под влиянием наркотиков подростки склонны к суицидам (половина всех самоубийств у несовершеннолетних совершается в состоянии наркотического опьянения). Увы, но после завершения лечения такая проблема сохраняется, так как первые годы после реабилитации юный наркоман подвержен депрессиям (из-за гормональной нестабильности, выражающейся в повышенной ранимости и эмоциональности).

Профилактика

Лучший способ избежать подростковой наркомании – принимать профилактические меры. Это касается и правоохранительных органов, и педагогов, и родителей. Чтобы предупредить потребление запрещенных средств, ребенок должен быть окружен вниманием и заботой в семье, его время должно быть максимально организованным (по статистике, чем больше у юного человека хобби, тем меньше вероятность его вовлечения к употреблению наркоты).

Большое влияние оказывает информатизация о пользе здорового образа жизни и о вреде психотропных средств (без лишней драматизации, поучений и агрессии). Кроме пропаганды полезно предлагать подросткам анонимную помощь (наподобие «горячих линий» и «служб доверия»), чтобы дети могли обсудить отношения с семьей и со сверстниками. Это снизит влияние факторов, которые часто подталкивают несовершеннолетнего человека к наркотикам.

Напоследок отметим, что ругать подростка, пойманного за употреблением наркотика, нельзя (это спровоцирует агрессию), но и закрывать глаза на проблему запрещено. Юношеская наркомания не лечится по принципу «перебесится и сам бросит» – ценой упущенного времени может стать жизнь ребенка!