Лермонтов «Листок». Анализ стихотворения. Анализ стихотворения «Листок» (М. Лермонтов)

Лермонтов - великий поэт. Он написал множество стихотворений. Одна из главных тем Михаила Юрьевича - одиночество. Прослеживается она и в его поэтическом творении «Листок». Написал Лермонтов «Листок» в 1841 году.

Начало

Начинается невесёлая история с рассказа о главном герое повествования - листке. Через него поэт передаёт свою грусть, душевные терзания. Во время бури порыв ветра оторвал листок от ветви дуба и понёс его в степь. По дороге лист постепенно стал вянуть, засыхать от горя, жары, холода. Быть может, в этих строках говорил о себе Михаил Лермонтов? Листок явился его природным отражением. Ведь известно, что Михаил Юрьевич тоже был вынужден расстаться с родными для него городами Москвой и Петербургом и отправиться служить на Кавказ. Сюда сослал его Николай 1 за то, что Лермонтов в год гибели Пушкина написал смелое стихотворение «Смерть поэта». В последних строках этого произведение от прямо обвиняет власть в кончине гения.

Зато в одночасье прославило поэта. Но он вынужден был несколько месяцев провести вдалеке от родины. Быть может, когда создавал Лермонтов «Листок», то представлял себя на чужбине. Лист докатился до Чёрного моря. И ссылка Михаила Юрьевича была в южном направлении.

Чинара

На юге листок встречается с молодой чинарой. На дереве - красивые зелёные ветки на которых сидят и поют дивные песни. Хотел бы около такой красивой чинары поселить свой природный прототип Михаил Юрьевич Лермонтов. Листок прижался к корням дерева и просит чинару, чтобы она приютила его на время. Он ей объясняет, что на родине созрел раньше срока и вырос в довольно суровом мире. Скорей всего, в этих строках поэт имеет ввиду своё поколение, которое тоже преждевременно созрело и ведёт бесцельную жизнь.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок», тайный смысл

Лермонтов рассказывает о двух совершенно противоположных персонажах. Чинара растёт в любви и гармонии - её зелёные ветви ласкает ветер, её окружают птицы. Море омывает её корни, солнце и то любит чинару.

К бедному листку судьба не была так благосклонна, его не жалел никто. Наоборот, мир к нему был настроен враждебно - буря оторвала от родного дерева, затем ветер гнал его вдаль. Не щадили листок ни холода, ни жара. Под воздействием такого негатива от увял. Грустью пронизано стихотворение довольно молодого человека. А ведь до его гибели остаётся совсем мало времени. В конце июля 1841 он погибнет на дуэли, так же, как и его великий кумир Пушкин. Может быть, Михаил Юрьевич предчувствовал это и понимал, что после его скитаний на чужбине ему тоже придётся увянуть до срока? Вот к каким выводам может привести глубокий Лермонтова «Листок». Но это лишь предположения. Что же дальше было с несчастным странником, оторвавшимся от ветки и попавшим на чужбину? Нашёл ли он покой и приют? Об этом расскажет поэт - Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Листок» - финал стихотворения

Листок рассказал чинаре о своей судьбе о том, сколько всего ему пришлось испытать, какие тяготы и трудности поджидали в пути. Он попросил её приютить около своих изумрудных листьев. Листок рассказывает, что знает много интересных историй. Но чинаре, как она говорит, не нужны его небылицы. Райские птахи ей утомили слух. Поэтому больше ничего слушать не желает. Ей не нравится внешний вид листка. Чинара сказала, что он жёлтый и пыльный и не пара её свежим зелёным сынам. Дерево говорит, чтобы путник шёл себе дальше, ведь она его не знает. При этом чинара рассказывает, в каких прекрасных условиях растёт и значит ей больше ничего не надо для счастья. Ведь она любима солнцем и блистает для него, в сторону неба растут её ветви, море даёт влагу корням. Ей хорошо, а до листка нет никакого дела. Вот так печально заканчивает своё произведение Михаил Лермонтов.

Поздний этап литературного творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова, предшествовавший его смерти на дуэли, характеризуется полным переосмыслением его жизненных ценностей, размышлениями над мотивами своих поступков, и общему подведению итогов земного существования. Именно к этому периоду и относится созданное Лермонтовым в 1841 году стихотворение «Листок», которое он написал при возращении на Кавказе под впечатлением двухмесячного пребывания в Петербурге во время отпуска. Оно было напечатано уже после смерти поэта в литературном журнале «Отечественные записки» в 1843 году.

Главная тема стихотворения

В центре поэтического повествования оказывается непростая судьба человека, вынужденного скитаться на чужбине в поисках счастья, образ которого автор искусно передает с помощью описания желтого и увядшего дубового листочка, гонимого ветром, опаленного солнцем и стужей. В эпоху романтизма у писателей и поэтов того времени очень часто оторванный от дерева листок выступал символом бесприютной, скитальческой жизни, обездоленности и изгнания

По роду литературы данное произведение относится к философской лирике, его основной темой является желание одинокой и несчастной души наконец-то обрести покой и получить хоть немного человеческой любви и понимания. По жанру это автобиографическая элегия, здесь четко прослеживаются эмоциональные переживания лирического героя, его боль, тоска и острое чувство одиночества. Отсылкой к биографии самого автора служит упоминание, что листок докатился до Черного моря, т.е. на юг (Лермонтов был отправлен служить на Кавказ) и скитается он, потому что не таково его желание, а «жестокою бурей гонимый» (поэта на Кавказ сослали за стихотворение «На смерть поэта»).

В основе развития сюжетной линии произведения лежит композиция, состоящая из противопоставления двух центральных аллегорических персонажей: бездомного-скитальца дубового листочка, вянущего и желтеющего от жестокости и безразличия окружающего его враждебного мира, и молодой и красивой чинары, которая живет в полной гармонии с ветром и солнцем, является их любимицей, и поэтому полна силы и энергии. На просьбу о приюте бедного и гонимого странника чинара отвечает гордым отказом, она живет в своем собственном мирке, вдали от чуждых ей проблем и ничего не хочет менять в своей жизни.

В своих ранних произведениях, например, таких как стихотворение «Парус», герои Лермонтова отрицали покой и беспечное времяпровождение, они жаждали бури и тревог, теперь на этапе позднего творчества листок-скиталец мечтает избавиться от тоски и одиночества, найти спокойный приют, где он сможет отдохнуть от тягот своей непростой жизни. Однако, попросив о помощи, он был отвергнут жестокой и эгоистичной чинарой, являющейся яркой представительницей мира, в котором нет места жалости и состраданию, где царят забота о собственной выгоде, эгоизм и пресыщение земными благами. Финал стихотворения остается открытым, хотя все равно становится понятно, что дубовый листок обречен либо на смерть, либо на бесконечные скитания, полные мучений и гонений.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано довольно редким для русской поэзии размером, пятистопным амфибрахием с использованием двух способов рифмовки: смежной и перекрестной. Особая напевность и ритмичность поэтического повествования достигается путем включения парной женской рифмы. Образ дубового листка передается в первых трех строфах с помощью бессоюзных сложных предложений, образ чинары передается в двух последних строфах, состоящих из пяти предложений в восклицательной и вопросительной форме для передачи её гнева и возмущения.

Произведение насыщают такие средства художественной выразительности как эпитеты (холодное море, суровая отчизна, младая чинара), метафоры (сынам моим свежим, увял я без сна, усох я без тени), олицетворение (докатился до Черного моря, молил о приюте, шепчется ветер, изумрудные листья лаская). Применение ассонанса (периодического чередования гласных букв «о» и «а») придает стихотворению печальный, минорный лад и приятную мелодичность.

Судьба бедного скитальца дубового листка, гонимого и не принятого ни кем, во многом созвучна судьбе Михаила Лермонтова, которого считали в обществе человеком замкнутым и нелюдимым. Его богатый внутренний мир был никому не интересен, произведения тоже не пользовались при жизни особой популярностью. Обладая гордым и независимым характером, обостренным чувством одиночества, Лермонтов так и не смог обрести место, которое он бы смог назвать своим домом, где бы его приняли и полюбили таким как он есть. Свое трагическое положение во враждебном ему мире он смог с удивительной точностью и поэтическим мастерством передать в своем бессмертном шедевре русской поэзии, стихотворении «Листок».

«Листок» Михаил Лермонтов

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с глубоким переосмыслением его жизни. В своих произведениях автор анализировал собственный опыт, предназначение, уели и убеждения. Именно в это время, весной 1841 года, за несколько месяцев до гибели, поэт написал стихотворение «Листок», которое по праву можно считать автобиографичным.

Данное произведение весьма метафорично, так как поэт сравнивает себя с дубовым листком, который «оторвался от ветки родимой» и отправился в странствия «жестокой бурей гонимый». Уже в первых строчках произведения содержится намек на кавказские ссылки Лермонтова, которые вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно московское общество, отказаться от светской жизни и многочисленных друзей. По сути, Лермонтов оказался на чужбине. Причем, против своей воли, как дубовый листок, сорванный порывом ветра и перенесенный в степь. Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся, он ищет пристанища на берегу Черного моря. Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то, что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной . Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали его на чужбине. Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары, одиноко стоящей на морском берегу. Листок просил у нее немного – всего лишь тени от раскидистых ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много удивительных историй о своих путешествиях.

Однако увлекательные рассказы оказались чинаре без надобности. «Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?», — таков был ответ гордой красавицы. Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым многие преклонялись в России, оказался никому не нужным на Кавказе с его восточной культурой и совершенно иными жизненными ценностями. Более того, коренные жители гор с пренебрежением отнеслись к попыткам поэта установить с ними дружеские отношения, так как считали, что по своему статусу Лермонтов, имеющий дворянское происхождение, но находящийся в опале, занимает гораздо более низшую ступень, чем уважаемый всеми джигит. «Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» — эти строчки подтверждают тот факт, что Лермонтов был отвергнут местным обществом и, в частности, первыми кавказскими красавицами , которые поначалу пленили пылкое воображение поэта.

В последней строфе стихотворения «Листок» красавица-чинара открыто прогоняет чужестранца, советуя ему идти дальше и искать свое счастье в других местах. В этих краях она – полноправная хозяйка, ее жизнь протекает счастливо, размеренно, она наполнена негой, любовью и теплом. В ней нет места тому, кто попытался столь вероломно нарушить ее покой, и попросил помощи. Сейчас уже трудно судить о том, имел ли в действительности место подобный диалог между Лермонтовым и кем-то из темпераментных жителей Кавказа.

Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния. В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей. В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.

«Листок» был написан в 1841 году. Стихотворение в какой-то степени напоминает сказку. Главные действующие лица - листок и красавица-чинара. Если внимательно прочитать стихотворение, то приходит осознание, что листок - это и есть сам Лермонтов. Поэт не раз отождествлял себя с природой и одушевлял неживые предметы. Здесь он выставляет лист как живое существо.

Он говорит, что дубовый лист - изгнанник, буря гонит его на юг. Лермонтов тоже был гоним на юг, на Кавказ. Там он находился в ссылке, где тосковал по родине и друзьям. Листок встречает возле моря красавицу-чинару со свежими зелеными листьями. Сухой и желтый дубовый лист просит ее приютить его и спрятать от палящего солнца. Взамен он обещает ей рассказать много историй о своем странствии. Но чинара отвергает его и гонит прочь, указывая на то, что ему нет места среди ее зеленых листьев.

Также и Лермонтов хотел найти приют на Кавказе, но его не приняли. У себя на родине поэт имел поклонников и сподвижников, а на Кавказе его творчество никому не нужно, там другой менталитет. Лермонтов чувствовал одиночество и неприкаянность, он был чужим для местного народа. Его воспринимали как чужеземца, недостойного внимания. Он, как и дубовый лист остался в одиночестве, всеми гонимый.

В стихотворении пять строф, только последняя строфа является восьмистишием, остальные - четверостишия. Размер произведения можно определить как амфибрахий. Поэт использовал женскую рифму, а что касается рифмовки, то здесь она перекрестная и смежная. Стихотворение изобилует художественными средствами: эпитетами, метафорами и олицетворениями. Лермонтов в позднем творчестве затрагивал вопросы бытия, смысла жизни и человеческого одиночества. Листок - это символ неприкаянной и всеми гонимой души.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16г. Невинномысска Ставропольского края Назарова Людмила Васильевна)

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря,

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы,

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? - отвечает младая чинара, -

Ты пылен и желт, - и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

_____________________________________________________________________________

Лирический герой в поэзии Лермонтова – личность, жаждущая деятельности, приложения молодых, кипучих сил, но не понятая обществом и трагически одинокая. Поэтому его стихи проникнуты мотивами грусти, тоски, безысходности. Не находя гармонии во взаимоотношениях людей, поэт обращается к природе как к животворящему источнику. Но и там он не находит совершенства. Тучи – «изгнанники», несутся они с «милого севера в сторону южную» («Тучи»), легкомысленная тучка, «по лазури весело играя», покидает мрачный утёс, который не может удержать её («Утёс»), парус, скользящий «в тумане моря голубом», давно уже не ищет счастья («Парус»), сосна так и будет стоять одиноко, не найдя родную душу («На севере диком стоит одиноко…»). В стихах о природе Лермонтов символически воплотил тоску одинокого странника, бесприютного изгнанника, с горечью размышляя о судьбе человека.

И в стихотворении «Листок» скрыт аллегорический подтекст: в образе дубового листка поэт показал гонимого обществом одиночку, испытавшего много горя. В первой строфе раскрывается история изгнания листка, а во второй – история «чинары высокой». Их судьбы различны: она, счастливица, избранница небес, не знала «холода, зноя и горя», всё ласкает, нежит её, она окружена восхищением, «с ней шепчется ветер», на ветвях «качаются райские птицы», она «солнцем любима», корни её «умывает холодное море». Поэтому не случайна антитеза в начале стихотворения: не суждено листку и чинаре быть вместе. Слишком ничтожным и жалким кажется гордой чинаре пыльный жёлтый листок. Разве он может соперничать с солнцем, чьими лучами обласкана высокомерная красавица?!

Диалог листка и чинары тоже построен на противопоставлении: он молит, она даёт ему резкую отповедь. Что может предложить красавице засохший и увядший листок? Только свой поэтический дар: «Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных», - с тайной гордостью говорит бедный странник. Но и это отвергает чинара: для неё его рассказы – «небылицы», ей не нужна горькая правда изгнанника. Пресыщенная восхвалениями райских птиц, она с презрением отталкивает от себя пришельца. С разной интонацией звучат и их слова. Листок говорит жалобно, пытаясь найти сочувствие, растрогать неприступную красавицу: «Я бедный листочек», «один и без цели по свету ношуся давно я». В словах же чинары звучат самые разные оттенки чувств: и презрение, и равнодушие, и хвастовство: «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю». Нет только добрых чувств: жалости, сострадания, милосердия, любви. Подобно светской красавице в стихотворении Лермонтова «Нищий», положившей камень в протянутую руку бедняка, чинара вместо милосердия проявляет жестокость, прогоняя листок: «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!» Но ей не откажешь в своеобразном поэтическом даре, ярко и выразительно она описывает собственную красоту: «цвету и блистаю», «по небу я ветви раскинула». Но как скуден её словарь, когда она обращается к листку: «Ты пылен и жёлт», - вот всё, что увидела чинара в страннике. Не заметила, что он прижался к её корням, словно смиренно преклонив колени перед её роскошной, царственной красотой, не захотела понять его душу, которая могла стать родной, ведь листок - часть могучего дуба, она же южное дерево с пышной кроной.

Идейным и композиционным центром стихотворения является ключевое слово «один», характерное для мироощущения поэта. Листок чужой везде. Он изгнан с родины, не принят и не понят и на чужбине. На чужбине, которая могла стать близкой. Не случайно Лермонтов восторженно и приподнято описывает картины южной природы: «на ветвях зелёных качаются райские птицы», использует эпитет «меж листьев её изумрудных», олицетворение «с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская».

Поэт в свойственной для него манере не делает выводов, предоставляя читателю самому проникнуть вглубь поэтического подтекста. Характерно, что на резкую отповедь горделивой красавицы листок ничего не отвечает, не спорит с ней и больше ничего не просит. Лермонтов показывает мир, полный противоречий, в котором мечта о соединении с родственной душой не может осуществиться. Ледяное равнодушие в ответ на «тоску глубокую». Интересно, что слово «холод», употреблённое в первой строфе, повторяется с небольшими изменениями в последней – «холодное море». Холодно на родине – суровом севере, холодно и одиноко на чужбине – тёплом и роскошном юге. Нет места пришельцу на земле. Существование двух полюсов – севера и юга, двух противоположностей – неба («по небу я ветви раскинула…») и земли (листок сорван с кроны, упирающейся в небо, и пресмыкается по земле) в понимании поэта подразумевает невозможность соприкосновения и человеческих душ.

В.Г. Белинский говорил, что стихи Лермонтова «писаны кровью». И действительно, вся страстность, глубина натуры, раздирающая душу тоска от одиночества, боль и страдание непонятого существа вполне выразились в стихотворении «Листок», поэтическом шедевре Лермонтова.