Ли троянская война. Троянская война: миф и реальность. Гибель Ахилла и взятие Трои

Вторая поэма, «Одиссея», как и «Илиада», разделена на 24 песни. Ее объем немного меньший – 12 110 стихов. «Одиссея», как и «Илиада», начинается «хрестоматийными» строками, в которых задается тема, укладывается общий характер поэмы:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,

Странствуя долго со дня. как святой Илион был разрушен,

Многих людей города посетил и обычаи видел,

Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь

Жизни своей и возврате в отчизну сопутников…

«ОДИССЕЯ»: ОТЛИЧИЕ ОТ «ИЛИАДЫ». Это поэма о длившихся десять лег странствиях Одиссея, о его многокрасочных приключениях и о счастливом, в итоге, возвращении на родной остров Итаку. Если в «Илиаде» преобладают батальные сцены, описываются героические деяния, подвиги на поле брани, то в «Одиссее» меняется общая тональность. В ней на первом плане – сказочно-приключенческая проблематика.

Композиция «Одиссеи» сложнее по сравнению с первой гомеровской поэмой. Если в «Илиаде» события даны в их хронологической, линейной последовательности, то в «Одиссее» она нарушена, используются экскурсы в прошлое, т. е. прием ретроспекции (песни 9-12); перекрещиваются несколько сюжетных линий, а непосредственное действие, как и в «Илиаде», длится всего около 40 дней. т. е. обнимает заключительный этап странствий Одиссея. Кроме того, оно происходит в разных местах.

Исходная ситуация такова. Прошло уже десять лет после падения Трои, участники войны вернулись на родину, только Одиссей все еще не может попасть домой, ибо многострадального героя в течение семи лет задерживает на острове Огигия влюбленная в него нимфа Калипсо. Таким образом, прошло целых двадцать лет, как Одиссей покинул родной остров.

РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА. ТЕЛЕМАХ В ПОИСКАХ ОТЦА. «Зачин» поэмы – сцена на Олимпе, где боги решают судьбу Одиссея. Богиня Афина, побывавшая на родине Одиссея Итаке, наблюдает бесчинства женихов, домогающихся Пенелопы, жены Одиссея, которую считают вдовой, расхищающих одиссеево имущество. Афина предлагает послать Гермеса к нимфе Калипсо и поручить ему «наш приговор сообщить, что срок наступил возвратиться в землю свою Одиссею, в бедах постоянному». Во 2-й песне действие переносится на Итаку, где, вопреки наглости и настойчивости женихов, Пенелопа хранит верность мужу, несмотря на его 20-летнее отсутствие. Она всячески демонстрирует свое презрение к женихам, которые проводят время в пирах, развлекаются с рабынями. С помощью всякого рода хитростей Пенелопа оттягивает брак с претендентами на ее руку. Богиня Афина в мужском облике Ментора, сына Алкима. является к сыну Одиссея Телемаху и советует ему, снарядив корабль, отплыть на поиски отца. Женихи же должны еще год ждать от него известий. Телемах проводит народное собрание, но женихи. в первую очередь их заводила Ангиной, обвиняют Телемаха, «необузданного, гордоречивого», и его мать, Пенелопу, в тайных против них умыслах. Они не дали ему корабля, но богиня приходит к нему на помощь. Найдя на И гаке лучший корабль, отправляет его в путь. Сначала Телемах приплывает в Пилос к вещемv старцу, «великой славе ахеян», Нестору. Он – самый старший и мудрый в греческом войске, обложившем Трою. Ему посчастливилось благополучно вернуться в родной Пилос, где он долго царствовал. Его имя, как старейшины рода или социальной группы, стало нарицательным. (В «Горе от ума» Грибоедова говорится: «Тот Нестор негодяев знатных…») Нестор рассказывает Телемаху о возвращении греков из-под Трои, о гибели Агамемнона от руки своей жены Клитемнестры. Телемаху удается побывать в Спарте у Менелая и Елены. Менелай рассказывает о своих странствиях, о том, что встреченный им веший старец Протей сказал ему:

…Лаэртов божественный сын. обладатель Итаки.

Видел я на острове льющего слезы обильно

В светлом жилите Калипсо, богини богинь, произвольно

Им овладевшей; и путь для него уничтожен возвратный;

Нет корабля, ни людей мореходных, с которыми мог бы

Он безопасно пройти, по хребту многоводного моря.

Это дает сыну надежду на возвращение отца. Несмотря на намерение женихов погубить его, Телемаху удается благополучно вернуться домой.

НИМФА КАЛИПСО И ЦАРЬ АЛКИНОЙ. В 5-й песне действие переносится на остров Огигию. Телемах уже исчезает из повествования: он появится лишь тогда, когда отец прибудет на Итаку. Гермес приносит решение богов нимфе Калипсо. Та горько сетует и укоряет олимпийцев за то, что они, просто, позавидовали ее счастью. Вынужденная подчиниться богам, она помогает Одиссею построить плот с парусом. Однако на 7-й день спокойного плавания в море его замечает Посейдон, желавший рассчитаться с Одиссеем за то, что тот ослепил его сына – циклопа Полифема. Бог моря устраивает бурю, чтобы погубить Одиссея. Его плот разбит в щепки, но благодаря помощи нимфы Левкотеи Одиссею удается спастись, и волны выносят его на остров Схерия, населенный мирным и гостеприимным народом – феакийцами, отличными мореходами. Обессиленный Одиссей засыпает на отмели, зарывшись в водоросли. Туг его обнаруживает царская дочь Навсикая, которой Афина, «сердцем заботясь о скором возврате домой Одиссея», внушила во сне пойти со служанками стирать белье на берег моря. Для этого богиня убеждала царскую дочь:

Видно, тебя беззаботною мать родила, Навсикая!

Ты не печешься о светлых одеждах, а скоро наступит

Брачный твой день: ты должна и себе приготовить заранее

Платье, и тем, кто тебя приведет к жениху молодому.

Окончив стирку, девушки начинают играть в мяч, будят Одиссея, а затем дают ему чистую одежду и приводят в царский дворец. Гам царь Алкиной, «многоумием богу подобный», вместе с женой Аритой радушно его принимают и устраивают в его честь пир.

РАССКАЗ ОДИССЕЯ. Как и водится, Одиссей, «плачевный скиталец», поначалу не открывается, кто он. На пиру слепой певец аэд Демодок услаждает гостей песней о походе на Грою, о подвигах Одиссея. В этот момент Одиссей «выдал» себя: на глазах блеснули слезы, которые были замечены Алкиноем. Герой открывает феакийцам свое имя, говорит, что он Одиссей, сын Лаэрта, царь Итаки. И по просьбе Алкиноя повествует о приключениях, сказочных историях, случившихся после того, как он покинул Трою. Знаменитый рассказ Одиссея – цепь красочных новелл – занимает четыре песни, с 9 по 12. Это прием рассказа в рассказе, обширная ретроспекция, обнимающая три года, от падения Трои до появления Одиссея на острове у нимфы Калипсо.

Сначала спутники Одиссея попадают в страну киконов во Фракии. Потом их корабли бурей отогнаны в отдаленные края. Первое приключение на пути – страна лотофагов. (I). пожирателей лотоса. Тот, кто отведает его сладкого плода, забудет свою родину. Одиссею приходится насильно забрать тех, кто успел им полакомиться. Затем он и его спутники приплывают в страну одноглазых циклопов, (II). приходят в пещеру одного из них – Полифема, сына Посейдона. Людоед убивает нескольких спутников Одиссея, разбив им головы о скалы, и пожирает их. Оставшихся в живых запирает в пещере, привалив ко входу камень. Одиссею удается спастись из, казалось, безнадежной ситуации благодаря дальновидности и хитроумию. На вопрос, как его звать, Одиссей ответствует: «Никто». Он поит Полифема вином, а когда тот засыпает, выжигает ему раскаленным мечом единственный глаз. Услышав стенания Полифема, к пещере сбегаются другие циклопы и интересуются, кто его так обидел. Он же отвечает: «Никто». после чего циклопы удаляются. После этого Одиссей и его спутники привязывают себя под брюхом овец; поутру Полифем, выпуская их на пастбища, ощупывает сверху, и таким образом героям удается вырваться на волю.

Этот эпизод, как и многие другие, подчеркивает дальновидность Одиссея, его способность рассчитывать на несколько ходов вперед. Окажись на его месте «взрывной», вспыльчивый Ахиллес, он в отместку за убийство своих друзей умертвил бы опьяневшего Полифема. Но тогда бы он навсегда был замурован в пещере, ибо не сумел бы сладить с гигантским камнем.

Следующий эпизод: Одиссей на острове у бога ветров Эола. (III). который дает ему мешок с завязанными в него неблагоприятными ветрами. Но уже в виду Итаки, когда Одиссей засыпает, спутники, надеясь, что там спрятано золото и серебро, развязывают мешок, вырвавшиеся оттуда ветры далеко отгоняют от родных берегов суда многострадального героя. Очередное приключение, столкновение с великанами-людоедами лестригонами, (IV), приводит к тому, что они уничтожают все корабли Одиссея, кроме одного, после чего действие переносится на остров волшебницы Кирки (Цирцеи) (V), которая превращает часть его спутников в свиней. В течение года герой наслаждается любовью этой волшебницы. С помощью бога Гермеса Одиссею удается преодолеть ее чары. Посещает Одиссей по указанию Кирки царство мертвых (VI), где встречается с бесплотными душами, с матерью, с товарищами по троянскому походу Агамемноном и Ахиллом. Возвратившись из страны вечной ночи, Одиссей плывет мимо острова сирен, (VII), существ с женской головой и птичьим телом, обладающих чарующим голосом, которые завлекают моряков пленительным пением. а затем их губят. Чтобы избежать лютой смерти от их рук, Одиссей затыкает своим спутникам уши воском, а себя приказывает покрепче привязать к мачте, так как желает все-таки услышать это чудесное пение. (Отметим, что слово «сирены» приобрело ныне нарицательный смысл – «коварные обольстительницы».)

Проплывает Одиссей и мимо двух опасных скал: на одной из них – шестиглавая Сиилла, которая пожирала людей, на другом – чудовище-Харибда (VIII). Трижды в день губила суда Харибда, заглатывая черную волу вместе с кораблями. Понимая, что кого-то одного не миновать, Одиссей подходит близко к Сиилле, которая шестью ртами схватила и проглотила шесть его спутников. Но остальные уцелел и. С тех пор стало бытовать выражение: находиться между Сциллой и Харибдой – это значит, что из двух неизбежных зол надо выбирать меньшее.

После встречи с чудовищами спутники Одиссея достигают острова Гринакрия, где пасутся стада бога солнца Гелиоса (IX).

Там Одиссей из-за неблагоприятных ветров вынужден был задержаться. но при этом строго запретил спутникам приближаться к священным быкам. Тем временем их запасы продуктов истощились. Когда же богини ниспослали Одиссею сон, его спутники, измученные голодом, зарезали несколько быков. За это Зевс, уступив жалобе Гелиоса, наказал их, разбив молнией корабль Одиссея. Только сам многострадальный герой спасся и выплыл на остров Огигию, где нимфа Калипсо (по греческой мифологии дочь Атланта) продержала его семь лет (последнее, X приключение). Нимфа полюбила Одиссея, обещала сделать его счастливым, но тот продолжал тосковать по дому, о чем и поведал Алкиною. Оттуда, как уже известно читателям, он попал в страну феакийцев.

ОДИССЕЙ НА ИТАКЕ. У СВИНОПАСА ЕВМЕЯ. Вторая половина «Одиссеи» (песни 13–24) – это история возвращения Одиссея домой и мести женихам. В этой части фантастический элемент играет значительно меньшую роль; события приобретаю! житейскую достоверность.

Выслушав рассказ Одиссея, царь Алкиной щедро его одаривает. Феакийцы за ночь доставляют его на И гаку. Правда, Посейдон превращает их корабль в скалу. Из мира сказки Одиссей переносится в мир суровой действительности. Явившаяся к нему в облике молодою пастуха Афина предупреждает Одиссея об опасностях, наставляет в предстоящей борьбе. Она дает ему облик нищего; в этом обличье неузнанный Одиссей, приходит к «божественному» свинопасу Евмею, трудолюбивому, гостеприимному, хотя и недалекому, но верному человеку. Одиссей рассказывает Евмею о себе вымышленную историю. У Евмея он встречается с сыном Телемахом, посланным гуда Афиной; тот вернулся из Спарты, избежав засады женихов. Одиссей «открывается» сыну. Они вместе разрабатывают план мести женихам. Под видом бродяги Одиссей приходит в свой дом.

ОДИССЕЙ И ЕВРИКЛЕЯ. Первый, кто его узнает, – старый пес Аргус, не забывший и за двадцать лет голос хозяина. Для всех же остальных он – подозрительный незнакомец, объект унизительных насмешек. Находясь в стане врагов, Одиссей выказывает завидную выдержку, играя роль нищего, не реагируя на оскорбления женихов. Он стоически сносит издевательства, зная, что обидчикам, все равно, придется расплатиться за это. Увидев Пенелопу, он говорит, что знает о скором прибытии Одиссея из недальнего края. Обрадованная Пенелопа спешит оказать страннику знаки внимания и просит служанку, старушку Евриклею, омыть ему ноги. Во время омовения происходит второе «узнавание»: служанка замечает на ноге Одиссея знакомый рубец, след раны, полученной на охоте на вепря. С несказанной радостью старушка восклицает: «Ты Одиссей, ты мое золотое дитя, ты вернулся!» Но тот, схватив ее, повелевает молчать, хранить тайну его возвращения; в противном случае ее и других служанок не минует суровая кара.

МЕСТЬ ЖЕНИХАМ. Напряжение усиливается. Пенелопа, созвав женихов в пиршественную залу, обещает, что ее мужем станет тот, кто, взяв лук погибшего Одиссея, сумеет пробить стрелой двенадцать колец. Начинается пир, Пенелопа вносит лук Одиссея, приглашая всех к состязанию. Но ни один из ста двадцати женихов не в силах натянуть тетиву. Они собираются отложить соревнование, но тут Одиссей в облике нищего просит разрешения испытать себя. Женихи пытаются воспротивиться этому, но Телемах вступается за отца, сказав, что он наследник лука и волен им распоряжаться. Первая же стрела, «заостренная медью», пролетает через все 12 колец. Затем Одиссей пускает вторую стрелу, которая попадает в горло самому беспардонному из женихов. Ангиною, в тот момент, когда тот подносит кубок с вином к губам. Одиссей распрямляется, являя силу и богатырский рост. Он сообщает о том, что жив для «правды и возмездия». Телемах встает рядом с отцом взяв меч и копьем. Женихи с помощью оружия, принесенного им рабами, изменившими Одиссею, вступают в бой. С помощью сына, Евмея и при участии богини Афины, помрачившей ум женихов, Одиссей истребляет их всех, а также их подручных.

ОДИССЕЙ И ПЕНЕЛОПА: «УЗНАВАНИЕ». Но и в обстановке всеобщего ликования Пенелопа, находившаяся во время битвы в своих покоях, не решается признать в незнакомце мужа, не верит рассказу Евриклеи. Тогда Афина возвращает Одиссею его прежний облик, а он рассказывает Пенелопе известную только им двоим тайну устройства их брачного ложа.

…И я. не иной кто, своими руками

Сделал ее. На дворе находилась маслина с темной

Сению, пышногустая, с большую колонну в объеме.

Из этой маслины он сделал кровать своими руками, а теперь подробно описал Пенелопе процесс ее создания. Услышав рассказ Одиссея, Пенелопа с рыданиями бросается на шею к мужу. Происходит счастливое соединение супругов. Чтобы продлить радость встречи, Афина просит богиню зари Эос немного оттянуть наступление рассвета…

РАЗВЯЗКА СОБЫТИЙ В ПОЭМЕ. Завершение поэмы – повествование о том, как Одиссей отправляется в загробный мир и навещает там своего отца Лаэрта. Там же – души убиенных женихов. Пребывающий в царстве теней Агамемнон отдает дань мужеству Одиссея и восхваляет преданность его жены Пенелопы, не в пример своей супруге Клитемнестре, от предательской руки которой он пал. Тем временем на земле родственники загубленных женихов развязывают войну против Одиссея, но при содействии Афины, известной великим разумом, верной покровительницы Одиссея, герою удается заключить с ними мир. На этом заканчивается вторая поэма Гомера.

Причина Троянской войны известна, кажется, даже школьнику, однако сказать пару слов об этом все-таки необходимо. И начать стоит со свадьбы Фетиды, морской богини и героя Пелея. На эту свадьбу позвали практически всех богов, за одним маленьким исключением: Эриду, богиню раздора, решили не приглашать. И, вполне естественно, она на такой поворот событий обиделась. Эрида славилась своими злыми шутками, и в этот раз она не отступила от своих привычек. На праздничный стол ею было подкинуто на котором было написано «Прекраснейшей».

На это звание претендовали три богини: Афина, Афродита и Гера. И на пиру разрешить их спор не удалось. Тогда Зевс повелел принять решение Парису, Троянскому царевичу, сыну Приама. Богини подошли к нему, когда он пас овец за городскими стенами и попросили помочь, при этом каждая из богинь пообещала Парису ту или иную награду за «правильный» выбор. Гера пообещала Парису власть над Азией, Афина - воинскую славу, а Афродита - любовь прекраснейшей женщины, Елены.

Вполне предсказуемо, что Парис выбрал прекраснейшей Афродиту. Елена была женой Менелая, царя Спарты. Парис приехал в Спарту и, пренебрегая законами гостеприимства, увез с собой Елену, вместе с рабами и сокровищами, хранившимися во дворце. Узнав об этом, Менелай обратился за помощью к брату, Микен. Вместе они собрали армию, к которой присоединились все цари и царевичи, которые в свое время сватались к Елене и клялись защищать ее и ее честь.

Так началась Троянская война. Взять город быстро захватчикам не удалось, так как он был очень хорошо защищен. Осада затянулась на долгих 9 лет, но наиболее подробно нам известны события последнего, 10 года. Изменения начинаются с того момента, как Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу, Брисеиду. Она была жрицей в храме Аполлона, и ее необходимо было вернуть, чтобы избежать гнева бога. Ахилл оскорбился и отказался учувствовать в дальнейших боевых действиях.

С этого момента военная удача отвернулась от греков. Никакие уговоры не помогали, Ахилл был твёрд в своем решении. Лишь поле того, как троянцы ворвались в лагерь и подожгли один из кораблей, Ахилл позволил своему другу, Патроклу, переодеться в свои доспехи и возглавить отряд своих воинов. Они отогнали троянцев, но их предводитель, старший сын Приама, Гектар, убил Патрокла.

Это событие привело Ахилла в бешенство, и он, примирившись с Агамемноном, отправился мстить обидчику. Он был настолько разъярён, что убив Гектора, привязал его труп к колеснице и провез несколько раз вокруг города. А вскоре после этого герой и сам нашел свою смерть.

Убить Ахилла было практически невозможно, дело в том, что мать сразу после рождения окунула его в источник, который сделал его неуязвимым. Но окуная, она придерживала его за пяточку. Аполлон подсказал Парису, что именно в пятку необходимо поразить Ахилла.

После его смерти греки начали делить его доспехи, претендовали на них два героя: Одиссей и Аякс. В итоге доспехи достались первому, и тогда Аякс убил себя. Таким образом, греческая армия лишилась сразу двух героев. Троянская война подошла к новому перелому. Чтобы снова качнуть чащу весов в свою сторону, греки позвали на помощь двух других героев: Филоктета и Неоптолема. Они убили двух оставшихся предводителей троянского войска, после чего последние перестали выходить сражаться в поле. Держать город в осаде можно было еще очень долго, и поэтому Одиссей, славившийся своей хитростью, предложил обмануть жителей Трои. Он предложил построить огромного коня из дерева и принести его в дар осаждаемому городу, а самим сделать вид, что уплывают. Греки сожгли палаточный лагерь, сели на свои корабли и отплыли за ближайший мыс.

Троянцы же решили втащить в город коня, не подозревая, что в его чреве спрятались лучшие войны греков. Жрец Лаокоон предостерегал жителей, предчувствуя беду, но его никто не послушал. В ворота конь не проходил и троянцы разобрали часть стены. Ночью войны выбрались из чрева коня, впустили в город вернувшихся греков. Они убили всех мужчин, а женщин и детей взяли в плен. Так закончился Троянская война.

Большую часть информации об этом событии мы узнали из поэмы «Илиада», авторство которой приписывается Гомеру. Впрочем, сейчас достоверно установлено, что, по сути, это греческий народный эпос, который рассказывали жителям городов местные певцы, аэды, а Гомер был либо самым известным из аэдов, либо просто собрал в разные отрывки в одно целое.

Долгое время Троянская война считалась мифом, красивой сказкой, но не более того. В частности причиной этого было то, что неизвестно было, что позволяло предположить, вообще не существовало.

Но затем археолог Генрих Шлиман нашел развалины Трои. Тогда стало понятно, что троянская война, история которой рассказана в «Илиаде», была на самом деле.

Троянская война: миф и реальность

В Тёмные века (XI-IX вв. до н. э.), наступившие после разрушения исчезнувшей микенской цивилизации, по дорогам Греции странствовали бродячие певцы. Их приглашали в дома и дворцы, угощали за столом рядом с хозяевами, а после трапе зы гости собирались послушать истории о богах и героях. Певцы декламировали стихи-гекзаметры и подыгрывали себе на лире. Самым известным из них был Гомер. Его принято считать автором двух эпических поэм - «Илиады» (об осаде Трои) и «Одиссеи» (о возвращении из похода царя греческого острова Итака Одиссея), при этом многие литературоведы сходятся во мнении, что сами поэмы создавались не одно столетие и несут на себе следы разных эпох. Ещё в древности о Гомере почти ничего не было известно. Говорили, будто бы он происходил с острова Хиос и был слепым. Города древней Греции на побережье Малой Азии спорят за право называться его родиной. Учёные считают, что Гомер жил примерно в 850-750 гг. до н. э. К этому времени поэмы сложились уже как цельные литературные произведения.

Гомер рассказал, как город Троя был разрушен ахейцами после многолетней осады. Причиной войны послужило похищение троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Минелая Елены. Случилось так, что три богини - Гера, Афина и Афродита - обратились к юноше с вопросом, кто из них самая прекрасная. Афродита пообещала царевичу любовь самой красивой женщины в мире, если он назовет её. Парис признал Афродиту прекраснейшей, и Гера и Афина затаили на него злобу.

Самая красивая женщина жила в Спарте. Она была так прекрасна, что все греческие цари хотели взять её в жёны. Елена выбрала Менелая, брата Агамемнона, царя Микен. По совету Одиссея все прежние женихи Елены поклялись помочь Менелаю, если кто-либо попытается отнять у него жену. Через некоторое время Парис по делам торговли отправился в Спарту. Там он встретил Елену и загорелся страстью, а Афродита помогла ему завладеть сердцем царицы. Влюблённые бежали в Трою под защиту отца Париса, царя Приама. Помня о клятве, микенские цари под предводительством Агамемнона собрались в поход. Среди них был и самый храбрый Ахилл, и самый хитрый Одиссей. Троя представляла собой мощную крепость, и штурмовать её оказалось нелегко. Десять лет ахейское войско простояло под стенами города, так и не добившись победы. Обороной руководил старший сын Приама Гектор, храбрый воин, поль-зовавшийся любовью сограждан.

Наконец, Одиссей придумал хитрость. Древние Греки построили огромного деревянного коня, в брюхе которого спрятались воины. Коня оставили у стен города, а сами демонстративно отплыли на кораблях домой. Троянцы поверили, что враг ушёл, и затащили коня в город, радуясь такому необычному трофею. Ночью воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу, открыли городские ворота и впустили в Трою своих товарищей, которые, как оказалось, незаметно вернулись к стенам города. Троя пала. Ахейцы уничтожили почти всех мужчин, а женщин и детей увели в рабство.

Современные учёные считают, что Троянская война произошла в 1240-1230 гг. до н. э. Её реальной причиной могло послужить торговое соперничество между Троей и союзом микенских царей. В древности греки верили в правдивость мифов о Троянской войне. И действительно, если изъять из «Илиады» и «Одиссеи» деяния богов, то поэмы выглядят как подробные исторические хроники.

Гомер даже передаёт длинный список кораблей, отправившихся в поход против Трои. Иначе смотрели на дело историки XVIII-XIX вв., для них «Илиада» и «Одиссея» были литературными произведениями, сюжет которых вымышлен от начала до конца.

Это предвзятое мнение смогли перевернуть только раскопки немецкого археолога любителя Генриха Шлимана. Он был убеждён в том, что персонажи Гомера - реальные исторические лица. С детства Шлиман глубоко переживал трагедию Трои и мечтал найти этот загадочный город. Сын пастора, он долгие годы занимался предпринимательством, пока в один прекрасный день не скопил достаточно денег, чтобы начать раскопки. В 1871 г. Шлиман отправился на северо-запад полуострова Малая Азия, в местность, которая в древности называлась Троада, где, по указаниям Гомера, располагалась Троя. Греки ещё называли её Илионом, откуда и произошло название поэмы - «Илиада». В XIX в. эти земли принадлежали Османской империи. Договорившись с турецким правительством, Шлиман приступил к раскопкам на холме Гиссарлык, географическое положение которого соответствовало описанию Гомера. Удача улыбнулась ему. Холм скрывал развалины не одного, а девяти городов, сменявших друг друга на протяжении двадцати веков.

Шлиман провёл несколько экспедиций на Гиссарлык. Решающей оказалась четвёртая. Гомеровской Троей археолог посчитал поселение, расположенное во втором слое снизу. Для того чтобы добраться до него, Шлиману пришлось «снести» остатки по крайней мере ещё семи городов, хранивших много ценных находок. Во втором слое Шлиман обнаружил Скейские ворота, башню, сидя на которой Елена показывала Приаму греческих полководцев, дворец Приама и клад с золотыми и серебряными украшениями.

Открытия Шлимана потрясли научный мир. Не оставалось сомнений в том, что Гомер поведал о ре ально происходившей войне. Однако продолжение раскопок профессиональными исследователями дали неожиданный результат: город, который Шлиман принял за Трою, старше Троянской войны на тысячу лет. Саму же Трою, если, конечно, это была она, Шлиман «сбросил» вместе с семью верхними слоями. Утверждение археолога любителя, будто он «смотрел в лицо Агамемнону», тоже оказалось ошибочным. В могилах покоились люди, жившие за несколько столетий до Троянской войны.

Но самое главное - находки показали, что древняя цивилизация, с которой археолог познакомил мир, далека от хорошо знакомой по «Илиаде» и «Одиссее» греческой архаики. Она древнее, гораздо выше по уровню раз-вития и намного богаче. Гомер писал свои поэмы через пять-шесть веков после гибели микенского мира. Он не мог себе даже вообразить дворцов с водопроводами и фресками, в которых трудились тысячи невольни-ков. Он показывает быт людей таким, каким он стал в его время, после нашествия варваров-дорийцев.

Цари у Гомера живут немногим лучше, чем простые люди. Их деревянные дома, окружённые частоколом, имеют земляной пол, потолок покрыт сажей. У порога дворца Одиссея благоухает навозная куча, на которой лежит его любимый пёс Аргус. Женихи Пенелопы во время пиров сами закалывают и свежуют животных. Царь сказочно богатого народа феаков Алкиной имеет «пятьдесят рукодельниц невольных», которые мелят муку, и пятьдесят ткачих. Его дочь Навсекая с подругами сама стирает бельё на берегу моря. Пенелопа прядёт и ткёт со служанками. Быт гомеровских героев патриархален и прост. Отец Одиссея Лаэрт сам обрабатывал мотыгой землю, а царевич Парис пас стада в горах, где и повстречал трёх спорящих богинь...

Вокруг раскопок Трои до сих пор не утихают споры. Тот ли город нашёл Шлиман? Благодаря обнаружению и прочтению документов из архива хеттских царей известно, что этот народ торговал с Троей и Илионом. Правда, цивилизация Хеттов знали их как два разных города в Малой Азии и называли Труиса и Вилуса. Как бы то ни было, в результате раскопок торопливого и не слишком внимательного любителя мир впервые познакомился с микенской культурой. Эта цивилизация затмила своим блеском и богатством всё, что до того было известно о ранней истории Греции.

Мифы и легенды Древней Греции представляют собой огромный культурный пласт, который до сих пор будоражит умы ученых, историков, археологов. Троянская война – самое яркое событие, произошедшее в древности, поэтично описал в своих произведениях «Одиссея» и «Илиада» древнегреческий сказитель Гомер.

Троянская война - правда или миф?

Историки вплоть до XVIII в. считали троянскую войну чистым литературным вымыслом, попытки найти следы древней Трои не приводили к результатам, но важно понимать, что миф – это повествование, опирающееся на реально существовавшие факты и воззрения людей на окружающий мир. Из источников следует, что война началась на рубеже XIII – XII вв. до н.э., когда мышление человека было мифологичным: в реальности отводилось значительное место богам, духам природы.

Многолетняя троянская война, яблоко раздора - основная мифологическая составляющая сюжета падения Трои. В остальном, начиная с XIX в. историки видят в Троянской войне реально происходившие события, но не в самой Трое. Разные взгляды ученых:

  1. Ф. Рюккерт (нем. исследователь) высказал предположения, что Троянская война была, но ее герои полностью вымышлены эмигрантами-ахейцами решившими прославить своих предков.
  2. П. Кауэр (нем. ученый) считал Троянскую войну, замаскированной войной эолийских колонизаторов с жителями Малой Азии.

Миф о Троянской войне

Греки верили, что Троя была построена богами Посейдоном и Аполлоном. Царь Приам, правивший Троей, обладал огромным богатством и многочисленным потомством. В канву мифа о Троянской войне вплетено несколько последовательных событий, ставших одной большой причиной падения Трои:

  1. Беременная жена Приама – Гекуба увидела сон: во время родов, она воспроизвела на свет горящую головешку от которой, была сожжена Троя. Пришел срок - Гекуба родила красивого мальчика Париса и отнесла его в лес, где его подобрал и воспитал пастух.
  2. На свадьбу аргонавта Пелея и нимфы Фетиды, забыли пригласить богиню раздора Эриду. В гневе от непочтения, Эрида создала с надписью «Прекраснейшей», которое стало причиной спора между тремя: Афродитой, Афиной и Герой. Зевс поручил Гермесу отыскать Париса, чтобы тот рассудил, кому вручить плод. Яблоко досталось Афродите, взамен ее обещания подарить Парису любовь самой прекрасной женщины на свете Елены. Это ознаменовало собой начало Троянской войны.

Миф о начале троянской войны

Елена Прекрасная мифологическая виновница Троянской войны, была замужней женщиной, чьей любви долго добивался Менелай – спартанский царь. Парис, заручившись поддержкой , прибыл в Спарту в тот момент, когда Менелай должен был отплыть на Крит, чтобы предать земле останки своего деда Катрея. Менелай с почетом принял гостя и отправился в путь. Елена, воспылавшая чувствами к Парису, отправилась вместе с ним в Трою, прихватив с собой сокровища супруга.

Чувство достоинства Менелая пострадало, и боль от предательства любимой женщины – это то, из за чего началась троянская война. Менелай собирает воинство в поход на Трою. Существует и другая причина Троянской войны, более прозаичная – Троя мешала обмену и торговле Древней Греции с другими странами.


Сколько лет длилась троянская война?

Воинство, численностью более 100 000 солдат на 1186 кораблях под предводительством Менелая и его брата Агамемнона отправились в военный поход. О том, сколько длилась Троянская война существует миф. При совершении жертвоприношения Аресу, из-под жертвенника выползла змея, взобралась на дерево в воробьиное гнездо и съела весь выводок из 8 птиц вместе с самкой, затем обратилась в камень. Жрец Калхант предсказал 9 лет войны и на десятый падение Трои.

Кто победил в Троянской войне?

История троянской войны началась для греков с череды неудач: корабли были отнесены в другую сторону, к землям Мисии и по ошибке был убит царь Ферсандр, союзник Спарты, народ Фив вышел войной против обидчиков. Армия Спарты понесла огромные убытки. Прибыв в Трою, в течение 9 лет шла тяжелая осада крепости. Парис и Менелай встречаются в яростном поединке, в котором Парис погибает.

Одиссей видит сон, где Афина дает совет, как захватить Трою. Изготовленный деревянный конь, оставлен возле ворот крепости, а сами воины отчалили от берегов Трои. Радостные троянцы вкатили диковинного коня во двор и начали праздновать победу. Ночью «троянский» конь распахнулся, наружу хлынули воины, открыли ворота крепости для остальных и устроили резню сонных жителей. Женщин и детей захватили в плен. Так пала Троя.

Троянская война и ее герои

Произведения Гомера описывают драматичные события тех лет, как противостояние , отстаивающих каждый свою правоту в борьбе за власть и счастье. Знаменитые герои Троянской войны:

  1. Одиссей – царь Итаки, совместно с другом Синоном воплотили идею «троянского» коня.
  2. Гектор - главнокомандующий Трои. Убил друга Ахиллеса – Патрокла.
  3. Ахиллес герой троянской войны при осаде крепости убил 72 воина. Смертельно ранен Парисом в пяту стрелой Аполлона.
  4. Менелай убивает Париса, освобождает Елену и отправляется в Спарту.

Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного отца. Чтобы избавить себя от возможной опасности, боги решили выдать Фетиду замуж за простого смертного Пелея. На свадьбу Фетиды и Пелея, происходившую в пещере кентавра Хирона, собрались все олимпийские боги и щедро одарили новобрачных подарками. При этом на пир не была приглашена богиня раздора Эрида. Уязвленная подобным пренебрежением, она решила наказать богов весьма изощренным способом. Она бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». С тех пор оно стало называться «яблоко раздора». О том, кому оно должно принадлежать, стали спорить три богини: Гера, Афина и Афродита, отнюдь не лишенные женского тщеславия. Даже Зевс отказался высказаться на сей счет. Он направил Гермеса в окрестности Трои, где среди пастухов находился красавец Парис, сын троянского царя Приама. Согласно прорицанию Парису, сыну Приама и Гекубы, было уготовано стать виновником гибели Трои. Чтобы избежать этой участи, Приам повелел отнести Париса в лесную чащу и оставить там. Но сын Приама не погиб, его вскормила медведица. Когда Гермес обратился к Парису решить судьбу яблока, тот был смущен. Каждая из богинь убеждала юношу присудить его ей. При этом они сулили ему завидные дары: Гера обещала власть над всей Азией; Афина — воинскую славу и победы; Афродита — в жены красивейшую из смертных женщин. Недолго колеблясь, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор он стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина, как мы увидим, возненавидели Трою и троянцев.

Этой прекрасной женщиной была Елена, жена спартанского царя Менелая. Вскоре к нему в гости прибыл Парис. Менелай радушно принял его, устроил в его честь пир. Увидев Елену, Парис влюбился в нее. Но и та была поражена прекрасным пришельцем, облаченным в роскошные восточные одежды. Уехав на Крит, Менелай просил ее позаботиться о госте. Но Парис отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отсутствием мужа, он увез Елену и одновременно захватил его сокровища.

Менелай расценил это не только как личное оскорбление, но и удар по всей Греции. Ведь Елена была ее национальным достоянием. Он собирает вождей греческих племен и отправляется в поход против Илиона (древнее название Трои, откуда происходит и название поэмы). Главнокомандующим войском назначается брат Менелая Агамемнон, царь Аргоса, принадлежащий к роду Атридов, над которым, как мы увидим позднее, тяготеет проклятье. В рядах ахейских (греческих) воинов находится Одиссей, царь острова Итака, мужественный воин Диомед, храбрец Аякс, обладатель волшебных стрел Филоктет.

Самым отважным был уже упоминавшийся юный Ахиллес, царь племени мирмидонцев. При рождении ему была определена долгая и счастливая жизнь, если он не будет принимать участие в войне, и краткая, блестящая, если станет сражаться. Надеясь перехитрить судьбу, Фетида выкупала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, сделав его тело неуязвимым. Незащищенной была лишь его пятка, за которую она держала младенца; отсюда и выражение «ахиллесова пята». Мать пыталась укрыть Ахиллеса, не дать ему возможность принять участие в походе. Она спрятала его, одев в женскую одежду, но Ахиллес выдал себя. Он вошел в состав греческого войска, насчитывавшего согласно преданию более 100 тысяч человек и более тысячи кораблей. Войско отплыло из гавани Авдида и высадилось вблизи Трои. Требование выдачи Елены в обмен на снятие осады было отклонено. Война затянулась. Самые главные события произошли в последний, десятый год.