Логопедическая викторина словесная мозаика. Конспект логопедической викторины "умники и умницы" для детей и родителей старшей группы детского сада. II. Конкурс «Озорные буквы». Вопросы от Незнайки

Киреева Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Усмань"
Населённый пункт: город Усмань, Липецкой область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Логопедическая викторина для учащихся 5-7 классов "Что умеем, то покажем".
Дата публикации: 03.06.2017
Раздел: среднее профессиональное

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань»

Логопедическая викторина

для учащихся 5-7 классов

«Что умеем, то покажем».

Цель: закреплять знания, полученные на уроках русского языка и чтения.

Задачи: коррекционно-образовательные: развивать фонематическое

восприятие, слухоречевую память, лексико-грамматическую сторону речи;

коррекционно-развивающие: развивать связную речь, навыки речевого

общения, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого

воображения;

коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества,

познавательного интереса к обучению грамоте, взаимодействию,

самостоятельности, создание положительного эмоционального настроя.

Уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра. Ребята на

логопедических занятиях обучались правильной и красивой речи,

научились дети проведём логопедическую викторину.

Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах. Им в течение всей

игры надо быть внимательными и дружными.

Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри,

протокол проведения викторины).

Мы приветствуем также наших болельщиков, из которых после

окончания викторины мы выберем самых активных.

Но прежде, чем начать выберем капитанов команд.

Вам, ребята желаем успехов! Итак, начинаем!

Задание 1 разминка: сложить головоломки, наклеить на бумагу.

задание получает 1 балл.

Задание 2.Составьте слова из данных букв:

За каждое правильное слово даётся по 1 баллу. За нахождение лишнего и

подбор обобщающего ещё по 1.

ААЛТРЕК _______________

КОЖАЛ _______________

ЖНО _______________

ДМОНЧЕА _______________

ШКААЧ ________________

ИЛВАК ________________

ЛДЮЕЦБ ________________

ИМАС К ________________

Найдите лишнее слово и зачеркните его. К оставшимся словам

подберите обобщающее слово.

Задание 3.Закончите поговорку.

За каждую правильно названную поговорку присуждается 1 балл.

Не имей сто рублей,………………………………..(а имей сто друзей).

Ученье – свет, ………………………………………….(а неученье – тьма).

Семь раз отмерь………………………………………(один раз отрежь).

Что посеешь,…………………………………………….(то и пожнёшь).

Не откладывай на завтра, …………………………….(то, что можно сделать

сегодня).

Делу время,…………………………………………………….(потехе час).

Старый друг лучше………………………………………..(новых двух).

Не откладывай на завтра ……………………………..(то, что можно делать

сегодня).

Встречают по одёжке,…………………………………..(а провожают по уму).

Хлеб всему………………………………………………..(голова).

Задание 4.Дополните предложения однородными членами:

По 1 баллу за каждое правильно дополненное предложение.

У бабушки_______________, ______________, ____________ глаза.

У Никиты много __________________, ________________ игрушек.

Мама испекла _________________, _____________, ___________

Дорога к деревне шла через ____________, _____________,

На клумбе растут ____________, ______________ и ______________.

На празднике дети ________________, _________________,

В парке росли ______________, _______________, _______________.

Задание 5. Командам предлагается разгадать ребусы.

За каждый отгаданный ребус по 1 баллу.

Приложение 1.

Задание 6.Раскройте скобки, запишите слова в нужный столбик

таблицы. Помните, что предлоги пишутся отдельно, а приставки –

слитно.

(про)гулка, (про) войну, (до) города, (до)зор, (при)скакал, (при)гараже,

(у)слона, (у)летел, (по)земле, (по)мчался, (на)смешка, (на) огороде.

Слова с предлогами

Слова с приставками

Задание 7. Командам предлагается ответить на вопросы по очереди:

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

1команда 2 команда

Какая часть слова стоит перед корнем

и служит для образования новых

в о п р о с ы

о т в е ч а ю т

н е о д у ш е в л ё н н ы е

существительные?

Как называется тетрадь для записи

домашнего задания?

препинания

используется в конце предложения?

Как пишутся приставки со словами?

Как пишутся предлоги со словами?

Какая часть речи обозначает признак

предмета и отвечает на вопросы:

какая?, какой?, какое?, какие?

Какая часть речи отвечает на вопросы

«кто?», «что?» и обозначает предмет?

Яблоко, мандарин, груша - одним

Морковь, свёкла, кабачок – одним

Какие буквы не обозначают звук?

Сколько букв в русском алфавите?

Назовите 5 существительных

женского рода.

Назовите 5 существительных

мужского рода.

Что спадает осенью с деревьев?

Что выпадает зимой?

Кто собирает яблоки спиной?

Цветок – гадалка?

Задание 8.Составьте и запишите предложения из данных слов:

Оценивается по 1 баллу за каждое правильно составленное предложение.

Летние каникулы

морю, летом, Боря, ездил, к, родителями, с

все, на, шли, вместе, пляж, утром

________________________________________________________

плескались, в, ребята, подолгу, тёплой, воде

_____________________________________________________________

дети, вернулись, с, взрослые, загорелыми, юга, и

_____________________________________________________________

морские, и, ракушки, подарил, Боря, камешки, друзьям

_____________________________________________________________

Капитаны команд читают текст.

Задание 9. Расшифруйте предложение, используя ключ:

Задание оцениваетя по 5 баллов.

Капитаны команд в это время выполнят отдельное задание.

Приложение 2.

18 6 2 33 20 1, 3 29 23 16 18 16 26 16 17 16 20 18 21 5 10

14 16 13 16 5 24 29!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_________________________________

Оценки жюри за предыдущие конкурсы.

Выбор самого активного болельщика.

Приложение 1.

Приложение 2.

Конкурс капитанов.

1.Речь, которую мы слышим и произносимназывают:

А. устной.

Б. письменной.

В. внутренней.

2. К письменной речи относится…

А. слушание.

Б. письмо.

В. говорение.

Г. чтение.

3. Составь слово из первых слогов:

Сова банка каша

Сода роса карта

День репа вода

Корень роза варенье

Мост лопата коза

4. Отгадай загадки:

а) если б не было его, не сказал бы ничего.

б) дом для книг.

5. Подбери синоним слова радостный.

Что ученики носят в школу за плечами?

Данные об авторе

Максимова Елена Вениаминовна

Место работы, должность:

МБОУ СОШ № 9 г. Новый Уренгой, учитель-логопед

Ямало-Ненецкий автономный округ

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Уровни образования:

Начальное общее образование

Уровни образования:

Специальное (коррекционное) образование

Уровни образования:

Школы-интернаты, детские дома

Класс(ы):

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Психология

Предмет(ы):

Русский язык

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Целевая аудитория:

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Логопедическая викторина. "Учимся, играя". Конспект занятия и презентация к нему в прикрепленном файле.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«Учимся - играя!»

Цель : обобщение полученных знаний.

Задачи:

  • совершенствовать фонематические процессы, навык звукобуквенного анализа и синтеза.
  • предупредить и преодолеть неуспеваемость учащихся, обусловленную различными нарушениями развития устной и письменной речи,
  • развивать память, внимание;
  • продолжить работу по совершенствованию навыков самоконтроля,
  • воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал: кружки одного цвета для команды (по количеству участников), карточки с цепочками слов, со слогами, цветные карандаши, листы бумаги, разрезная или магнитная азбука.

Словарные слова :

Викторина - игра в ответы на вопросы.

Рожок - название различных изделий, предметов в форме рога (расширяющейся трубки).

Крона - вся разветвленная часть дерева с его листвой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Ребята, вы любите играть? Сегодня, мы с вами проводим викторину. И, конечно же - будем играть!

И еще - сегодня у нас работает жюри, которое будет оценивать работу команд.

У каждого из вас в руках кружки разного цвета. Обратите внимание! Кружки непростые - на каждом лицо (эмоция - душевное переживание, чувство), которое изображает то или иное настроение. Ребята, поднимите, пожалуйста, кружочки с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.

В гости к нам пришел Незнайка, он пришел не с пустыми руками - принес игры, задания, с которыми сам не может справиться.

Итак, приведем в порядок дыхание.

Здесь не море, не лесок,

Образуем мы кружок.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянулись! Улыбнулись!

Все понюхали цветочек, а потом еще разочек

А теперь собачкой стали, опять дружно подышали.

Вот и ежик к нам пришел, еле-еле он дошел.

Нужно снова подышать и занятие продолжать

Дыхание в норме! И мы продолжаем!

Поднимите руки «зеленые» кружки. Усаживаемся за этот стол. Кто капитан и как называется команда?

Отлично!

Аналогично - с «желтыми» и «красными»

Молодцы!

1 ЗАДАНИЕ

1 слайд

2 ЗАДАНИЕ

- А сейчас - игра-задание, которое принес нам Незнайка.

Слушаем меня внимательно! Выпишите те буквы в слове, которые я попрошу вас выделить. Нужно собрать из полученных букв слово.

Выделить 2 букву в слове:

рулет, вдруг, радуга, учеба, каша - УДАЧА

3 букву в слове:

Круг, ластик, папа, след, кухня - УСПЕХ

1 букву в слове:

Дорога, рак, узел, жук, бант, аист - ДРУЖБА

Дружба, удача и успех помогают справиться с трудностями, а умение работать в команде сплачивают вас, т.е. объединяет

3 ЗАДАНИЕ


4 ЗАДАНИЕ

Снова игра от Незнайки «Кто быстрее?»

На стульях кружки. На некоторых кружках - слоги. Надо найти все кружки со слогами, затем сложить слово.

Кто заканчивает быстрее, поднимает руку.

Каждый участник выходит, берет любой кружок, забирает с собой в команду. Затем, выходит следующий … и так - пока все кружки не закончатся.

5 ЗАДАНИЕ


6 ЗАДАНИЕ

Прочитайте слова. С помощью цифр, указывающий новый порядок букв, составьте новые слова, выложите их из букв.

1 4 3 2 1 2 3 5 4

К о н и н о с и к

4 5 1 2 3 3 2 1 4 5

К а б а н ч у л о к

3 4 1 2 4 3 2 1 5

А и с т н о р к а

Вы, ребята, молодцы! На этом наша игра закончена!

Пока жюри подсчитывают результаты, мы с вами поиграем.(загадки, кроссворд).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ»
Новикова Людмила Вячеславовна, АМБОУ лицей № 9, учитель-логопед, Свердловская обл.
Предмет (направленность): Логопедия
Класс: 1
Место проведения: класс
Цель: закрепление знаний, умений, навыков, полученных учащимися
в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные: закреплять приобретённые произносительные умения.
Развивающие: развивать фонематический слух;
развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;
развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи
Воспитательные:формировать умение работать в коллективе сверстников;
воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;
воспитывать интерес к логопедическим занятиям
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, эмблемы для участников команд (гласные, согласные), бейджики для капитанов команд, табличка «Жюри», бланк для выставления баллов, 2 шкатулки для розыгрывания очерёдности,магнитофон, диск с песней В.Шаинского «АБВГДКА», карточки с заданием, шариковые ручки, медали для награждения, призы, поощрительные подарки.
Х о д в и к т о р и н ы
Организационный момент: (слайд 1). Звучит песня В.Шаинского «АБВГДКА».
Логопед: Дорогие ребята, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра. Ребята на логопедических занятиях обучаются красивой и правильной речи, умению быстро читать и грамотно писать. Для того, чтобы увидеть, чему научились дети проведём логопедическую викторину «Гласные и согласные». Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах. Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри, протокол проведения викторины приложение № 1). Мы приветствуем так же наших болельщиков! Вам, ребята желаем успехов! Итак, начинаем!
Представление команд
Название команды Девиз
Гласные Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».

Согласные А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
1 конкурс «Рифмовки» (слайд 2)
Логопед:
Ребята, каждая команда приготовила для своего противника рифмовку, но при этом договаривать конец предложений мы не будем. Вам необходимо подобрать рифму (участники по очереди произносят свои фразы другой команде).
I. «Г л а с н ы е»
1. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,….. (карандаш).
2. С Белоснежкою знаком милый и забавный…..(гном).
3. Лишь пришёл домой Иван, сразу лёг он на…..(диван).
4. Есть у лошади ребёнок: шаловливый…..(жеребёнок).
5. Какие они злючки у кактуса…(колючки).
6. Знают все её в лесу: рыжехвостую….(лису).
7. Совершает перелёт серебристый….(самолёт).
8. «Спартак» забил победный гол. Красивый показал….(футбол). 9. Поменял я свой фонарик на воздушный красный…(шарик).
10. Ос – ос – ос – на палубе …(матрос).
II. «С о г л а с н ы е»
У коровы есть ребёнок милый, ласковый….(телёнок).
Подошёл к концу июнь. Вслед за ним идёт… (июль).
Без неё в морозы зябко. Защитит от стужи….(шапка).
Опечален бегемот, гладит свой большой….(живот).
Вот из ванной вышел брат. Банный он надел…(халат).
Приглашает всех ребят урожай отведать….(сад).
Любит сало эта птица желтогрудая….(синица).
Ос-ос-ос - щиплет нос… (мороз).
В магазин приходит Глеб, покупает белый…(хлеб).
Ась – ась – ась – в пруду плавает…(карась).
Жюри объявляет итоги 1 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
2 конкурс «Заколдованное слово» (слайды 3, 4)
Логопед:
Ребята, мы продолжаем нашу викторину. Конкурс необычный и называется «Заколдованное слово». Давайте посмотрим на экран, что же за задание вам необходимо выполнить! (дети угадывают по первым буквам картинок 2 слова). Конкурс проводится на скорость. Первая правильно ответившая команда зарабатывает 1 очко.
радуга дружба
Жюри объявляет итоги 2 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
3 конкурс «Пропавшая буква» (слайды 5, 6)
Логопед:
Дети, по стечению обстоятельств буквы пропали из слов. Незнайка затрудняется выполнить сам. Давайте ему поможем! Работа с раздаточными карточками (приложение № 2, 2.1). Вставьте в слова пропущенные буквы и прочитайте их. На экране появляется вет.
Жюри объявляет итоги 3 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
Поэтическая пауза. Чтение стихов детьми (слайд 7)
Алфавит - наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.
2 .Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается... гласный
3.Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить.
А захочет – будет жить.
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышишь стук,
Значит, к нам добрался звук.
Воздух рвет преграды,
Шум получается,
Воздуха нет совсем,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой? (согласный)
4. Ударный слог, ударный слог.
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток.
Тук! – и ударил в безударный слог.. И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок…
Послушай, молоток,
Не путай слоги.
Опять, озорничая, не солги.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А, когда его найдем,
Громче всех произнесем.
4 конкурс «Знатоки Что? Где? Когда?» (слайд 8)
Логопед:
Каждой команде за минуту нужно назвать как можно больше слов по их толкованию. Давайте определим, какая команда будет первой (капитаны команд вытягивают из волшебного мешочка значки с номером 1 или 2).
Вопросы № 1
Как называется место, куда прилетают самолёты с пассажирами, багажом, почтой? (аэропорт)
Как называется палка с леской и крючком на конце? С помощью неё ловят рыбу? (удочка)
Как называется рыбный суп? (уха)
Как называется цирк, где выступают только дельфины? (дельфинарий)
Место, где приготавливают и продают лекарство (аптека)
Летние месяцы (июнь, июль, август)
Детёныш овцы (ягнёнок)
Орган зрения (глаз)
Лиственное дерево с белой корой (береза)
Для снеговика катают снежный (ком)
В траве стрекочет и звенит (кузнечик)
Горд, горбат, живёт в пустыне. На себе он носит воду, груз, людей, еду (верблюд)
Рыжие шалуньи, попрыгуньи. Любят грызть орешки (белки)
Спереди - пятачок, сзади - крючок (поросенок)
Гриб - скоморох! Шляпа красная в горох (мухомор)
Вопросы № 2
Самый высокий милиционер (дядя Стёпа)
Трёхглазый помощник дорог (светофор)
Стучит, гремит, вертится, никого не боится, ходит весь век, а не человек (часы)
Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
Холодное сладкое лакомство, которое похоже на снег (мороженое)
Нити фонариков на новогодней ёлке (гирлянда)
Человек, который охраняет, сторожит что-либо (сторож)
Сосуд для поливания растений (лейка)
Шкафчик для хранения лекарств (аптечка)
Сумка, которую ученики носят за плечами (ранец)
Длинная тупая игла для вязания (спица)
Сладкое вещество, вырабатываемое пчелами (мёд)
Замерзшая вода (лёд)
Ломтик хлеба с колбасой и маслом (бутерброд)
Место, где растут грибы и ягоды (лес)
Жюри объявляет итоги 4 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ засчитывается 1 очко.
5 конкурс капитанов команд «Семь ответов на один звук» (слайд 9)
Логопед: Каждый из капитанов команд получает шкатулку с буквой (Т или Д), на которую должны быть ответы на 7 вопросов. Капитаны отвечают по очереди.
Буква «Т» в начале слова.
Один из видов транспорта.
Детёныш коровы.
Имя девочки.
Учебная вещь.
Дерево, с которого летит пух.
Мобильный….. (телефон)
С помощью этого предмета рубят дрова.
Буква «Д» в начале слова.
Кто лечит людей.
Имя мальчика.
Зимний месяц.
Музыкальный инструмент.
На нём сидят и спят.
Что улитка носит на себе?
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает.
Жюри объявляет итоги 5 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ капитану команд засчитывается 1 очко.
6 конкурс «Спрятанное слово» (слайды 10, 11)
Логопед:
Каждой команде предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова. Время работы 2 минуты (приложение № 3, 3.1).
Жюри объявляет итоги 6 конкурса. Оценка: за каждое найденное слово 1 очко.
7 конкурс «Редакторы» (слайды 12, 13)
Логопед:
Капитаны команд получают задание на карточках, где необходимо исправить ошибки в предложениях и произнести правильно. Время работы 2 минуты (приложение № 4, 4.1).
Карточка для команды «Гласные»
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов идут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги.
Коза принесла девочке корм.
Карточка для команды «Согласные»
Весной луга затопили речку.
Телёнок ведёт девочку на верёвочке.
На тоненьких листьях показались ветки.
Дети набрали костёр для хвороста.
Жюри объявляет итоги 7 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ 1 очко.
Подведение итогов викторины (слайд 14)
Подведение итога жюри, награждение команды победителей, поощрение участников призами.
Логопед:
Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, разрешите мне вручить всем участникам викторины медали.
Затем вручение призов победителям викторины и поощрительных подарков.
Желаю всем отличного здоровья и успехов в учёбе!

Логопедическая игра-викторина «В гостях у Смешариков» для первоклассников


Данный материал полезен для учителей-логопедов и учителей начальных классов. Викторина поможет закрепить знания детей о звукобуквенном анализе и синтезе, способствовать развитию фонематических представлений, активизировать лексический материал по теме «Ягоды», «Лето».
Цель: закрепление ранее изученного материала по темам звукобуквенный анализ и синтез слов, развитие фонематического восприятия и связной речи, активизация словаря по темам «Ягоды», «Лето»
Задачи
Образовательные:
закрепление приобретённых детьми произносительных умений и навыков в спонтанной речи;
закрепление знаний по лексическим темам «Ягоды», «Лето»;
Развивающие:
развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений;
развитие словестно-логического мышления;
развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
Воспитательные:
воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности;
воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование
Ноутбук, проектор, красные, зелёные и синие кружки для звуковых схем, жетоны за правильные ответы, «сундучок» с призами для победителей и участвующих.
Ход занятия
Логопед: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие.
Мы на занятиях обучались красивой и правильной речи, умению грамотно читать и писать. И сегодня у нас особенное итоговое занятие- к нам в гости пришли герои мультфильма «Смешарики». Давайте вспомним, как звали героем этого мультфильма?
Дети: Крош, Ёжик, Нюша, Бараш, Лосяш, Пин, Кар Карыч, Совунья, Копатыч.
Логопед: Молодцы, вспомнили всех! Первым к нам в гости пришел Кар Карыч. (Включается второй слайд). Он просит нас о помощи- давайте поможем ему выделить вторую букву в каждом слове и тогда у нас обязательно получится новое слово.
Дети из ряда слов РУБАШКА, ОСЛИК, АПЕЛЬСИН, ЛЕБЕДИ, ОХРАНА выделяют вторую букву- получается слово УСПЕХ.(каждому ребенку за правильный ответ выдается жетон)
Логопед: Хорошо, справились. Теперь Кар Карыч предлагает вот такие словечки (Включается третий слайд):
НАУКА, ВЕДРО,ОРАНГУТАНГ,МЕЧТАТЕЛИ,АРАХИС. Будьте внимательны, выделяем уже третью букву в слове. Какое слово получается?
Дети: Удача.
Логопед: Молодцы! Кар Карыч желает нам в нашей викторине успеха и удачи.

I Логопед: Ребята, а давайте вспомним, сколько букв в алфавите?
Дети: 33 буквы
Логопед: Верно. А сколько гласных? Сколько согласных?
Дети: 10 гласных букв, 21 согласная буква
Логопед: Хорошо, вспомнили. А кто мне скажет, чем отличаются звуки от букв?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, букву мы пишем и видим.
Логопед: Следующий наш герой Пин просит помочь разобраться в особенных звуках – всегда мягких и всегда твердых.(Включается четвертый слайд). Он случайно их перемешал и забыл, какой звук в каком домике жил. Нужно распределить все звуки на два домика.
Дети поочередно распределяют звуки по домикам, каждый верный ответ-жетон. В итоге в левом домике (всегда твёрдых звуков) поселяются звуки [Ж],[Ш],[Ц], а в правом домике(всегда мягких звуков) –[Ч],[Щ],[Й].
Логопед: Отлично справились с заданием, Пин очень рад. Только вот незадача: осталось два звука- [Т] и [Д], и Пин у нас хочет узнать, что это за звуки такие. Почему они не попали в домики?
Дети: Потому что эти звуки могут быть и твёрдыми, и мягкими.
Логопед: Давайте дадим им характеристику. Звук [Д]- какой?
Дети: Звук [Д] -согласный, звонкий, твёрдый, парный.
Логопед: А звук [Т]?
Дети: Звук [Т] -согласный, глухой, твёрдый, парный.
Логопед: Отлично, а у нас следующее задание. К нам в гости пришёл Крош и просит нас помочь составить ему слова(включается пятый слайд). К слогам из левого столбика нужна подобрать окончание из правого столбика. Какие слова у нас получатся?
Дети: каникулы, дружба, лето, урок, учебник. (каждому ребенку за правильный ответ выдается жетон)
Логопед: да, совсем чуть-чуть осталось нам до каникул, уроки закончатся и наступит лето. А у нас следующее задание. Нюша принесла нам картинки и просит найти такую, которая подходит к звуковой схеме. (включается шестой слайд).
Дети: к схеме подходит сачок.
Логопед: верно. А какая схема будет для остальных слов? (каждому ребенку раздается по три синих, три зелёных, три красных кружка)
Дети выкладывают схему – кружок синий, кружок красный, кружок синий, кружок красный, кружок синий.
Логопед: молодцы, чем отличаются схема та, что приготовила Нюша от той, что мы выложили?
Дети: В схеме Нюши есть зелёный кружок, потому что звук [Ч]- всегда мягкий.
Логопед: верно. Пришло время размяться. Встаем рядом с партами(включается седьмой слайд).

II Физмину тка
Карыч сладко потянулся (тянем руки вверх)
и к Совунье повернулся,(поворачиваемся влево и вправо)
Пин подпрыгнул высоко-(подпрыгиваем)
Видно стало далеко.
Крош нагнулся до земли-(наклоняемся, достаем до пальцев ног)
Не жука увидел ли?(выпрямляемся, разводим руки в стороны)
А Лосяш в ладоши хлопает (хлопаем в ладоши)
И ногами громко топает. (топаем поочередно ногами)
Логопед: А у нас с вами следующее задание. (включается восьмой слайд).Совунья прислала Лосяшу письмо, но только очень странное – в нём все слова не соединены друг с другом, а разбросаны. Нам нужно соединить все слова в предложение.
Дети: Приходи ко мне в гости на ужин.
Логопед: Хорошо, но это только первая часть письма (включается следующий слайд).Давайте узнаем, что же ещё Совунья написала Лосяшу.
Дети: Я испекла вкусный пирог с клубникой.
Логопед: Отлично, Лосяш благодарит нас за помощь. А вот и сама Совунья принесла для нас следующее задание.(включается десятый слайд). Нужно раскрасить пустые квадратики в соответствии с четвертым звуком в словах. Первое слово – малина. Каким цветом будет квадратик рядом с этим словом?
Дети: Красный, потому что четвертый звук в этом слове-гласный.
Логопед: Хорошо, следующее слово- смородина. (далее проводится аналогичная работа с каждым словом)
Логопед: Мы отлично справились с заданием Совуньи. Ребята, А что это за слова она принесла, как мы можем назвать всё это вместе одним словом?
Дети: Это ягоды
Логопед: А какое слово лишнее? Почему?
Дети: Маргарин, потому что это не ягода, а продукт питания.
Логопед: Верно. Ну что же, осталось всего несколько заданий до окончания нашей викторины. Будьте внимательны! (включается одиннадцатый слайд) В следующем задании нужно переставить буквы в заданном порядке. Была сила, а стала…
Дети: Лиса
Логопед: Был кабан, а стала…
Дети: Банка.
С оставшимися словами проводится аналогичная работа.
Логопед: Отлично, а у нас с вами последнее задание –это загадки.
Теплый, длинный-длинный день,
В полдень - крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?
(июнь)
Без него плачемся,
А как появится, от него прячемся.
(Солнце)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!..
В них ни въехать,
Ни войти
(радуга)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик)

I II Логопед: О каком времени года все эти загадки?
Дети: О лете.
Логопед: Вот и подошла к концу наша викторина. Давайте узнаем, кто же выиграл(подсчитывается количество жетонов за 1-е,2-е,3-е место)
Смешарики благодарят нас за помощь и предлагают собрать слово из букв, которые они приготовили (включается тринадцатый слайд, дети собирают слово «молодцы»)
Вы были активными участниками и я хочу наградить вас подарками. (всем участникам раздаются небольшие призы)
Хорошего вам лета, до новых встреч!

Презентация на тему: Игра-викторина «В гостях у Смешариков»

Логопедическая викторина

(итоговое занятие для 2-го класса)

С целью повышения эффективности коррекционной работы логопедические занятия можно проводить в форме игр, викторин и т.д. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов. Для подготовки к таким мероприятиям школьники получают задание предварительно. Например, придумать название командам, нарисовать эмблемы, выбрать капитана и т. д. Эта работа вызывает массу положительных эмоций, повышает мотивацию и интерес к занятиям. Я хотела бы предложить вариант проведения логопедической викторины с учащимися 2 классов. И хотя это не является основной формой логопедических занятий, надеюсь, что данный материал будет интересен специалистам в организации нетрадиционных форм проведения занятий.

Цель занятия : подвести итоги курса занятий (обобщить полученные знания и умения, вызвать у детей положительные эмоции и рефлексию, способствовать повышению самооценки, дать установку на дальнейшие успехи, получить обратную связь о результативности занятий).

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья. Логопед приветствует их, сообщает о цели данного мероприятия. Команды приветствуют друг друга. Далее логопед предлагает несколько конкурсных заданий. При подведении итогов после каждого конкурсного задания результаты заносятся в протокол.

Задание 1 . Разминка.

Оценка. За каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

    Сколько гласных звуков в русском языке? (Ответ: 6 гласных звуков.)

    Какая из букв ё, е, ю, у состоит из одного звука? (Ответ: буква У .)

    Какой из слогов фу, ну, фа, ха обозначает ноту? (Ответ: фа. )

    Назовите имя сказочного персонажа, которое начинается со слога Бу (Ответ: Буратино.)

    Назовите имя девочки, которое сложено из последних звуков названий следующих предметов: грабли, шар, астра. (Ответ: Ира.)

    Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой?

    (Ответ: И-Волга.)

    Переставьте буквы в слове ИГРА так, чтобы получилось столица государства. (Ответ: Рига.)

    Чем кончается лето? (Ответ: буквой О.)

Задание 2 . Отгадайте ребусы.

Оценка. 1 очко за каждый правильно отгаданный ре бус .

(Ответ: весна, ведро, ветер, ветка, веник.)

Задание 3 . Совет мудрой совы.

Оценка. 1 очко за правильно составленное выражение.

На каждом колесе написано одно слово из шести букв. Прочитайте их, а затем расположите слова в таком порядке, чтобы получился совет мудрой совы.

(Ответ: Больше слушай, меньше говори.)

Задание 4. Играем в прятки.

Найдите среди строчек спрятанные названия насекомых.

Оценка. 1 очко за каждое найденное название насекомого.

Зна кома р ыбам хитрость рыболова.

Затих камы ш , мель кают в небе звезды.

(Ответ: комар, шмель)

Задание 5 . Назови одним словом. Конкурс капитанов команд.

Вопросы задаются каждому капитану по очереди.

Оценка. 1 очко за каждый правильный ответ.

    Мама приобрела за деньги настольный осветительный прибор.

(Ответ: настольная лампа.)

    Витя по небрежности лишился металлического приспособления для запирания и отпирания замка.

(Ответ: ключ)

    Мужчина преклонного возраста обнаружил под вечнозеленым колючим деревом гриб красного цвета с белыми пятнами на шляпке».

(Ответ: мухомор.)

    Стрекочущая, похожая на ворону птица села на верхушку сосны, растущей уже сто лет.

(Ответ: сорока.)

Задание 6. Аукцион «Кто больше?»

Используя слова «верблюд» и «газета» придумайте как можно больше предложений. (Например: Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Верблюд сжевал газету и запил ее стаканом кока-колы.)

Оценка. 1 очко за каждое составленное предложение.

Задание 7. Буквы рассыпались.

Сложите элементы так, чтобы получились буквы.

Оценка. 1 очко за каждую правильно сложенную букву.

(Ответ: буквы К, Л,П).

Подведение итогов. Награждение участников.

Список использованной литературы

Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.

Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. –

М.: Книголюб, 2005.

Климанова Л.Ф. Мой алфавит. – М.: Просвещение, 2001.