Материал на тему: Квест-игра "Лоцманы книжных морей". Захар женится на. Укажите, о ком идёт речь

«Барышня-крестьянка» — повесть из цикла «Повести и.п.Белкина». в ней автор сумел выразить свою мечту о высокой морали, о любви, не знающей социальных преград.

Попробуем проанализировать повесть, ответив на ряд вопросов:

1. Когда и где была написана повесть «Барышня-крестьянка» ?
«Барышня-крестьянка» была написана осенью 1830 года в Болдине. Точнее, 20 сентября 1830 года. Именно эту дату поставил Пушкин в конце произведения.

2. Объясните название повести.
Лиза была барышней, дочкой помещика, а переодевшись, притворилась крестьянкой.

3. Почему Лиза так поступила?
Она хотела познакомиться с Алексеем Берестовым: их отцы были в ссоре.

4. Чем была вызвана ссора помещиков?
Причина ссоры отцов не очень понятна детям. Они говорят, что Берестов был бережливый, а Муромцев — расточительный. Один втрое увеличил свои доходы, а Муромцев входил в долги. Учащиеся должны почувствовать пушкинскую иронию в изображении обоих помещиков. Ее объясняет учитель. Самомнение Берестова выражалось в том, что он сам «почитал себя умнейшим человеком во всем околотке, что никак не является признаком действительно умного человека». Соседи лишь «не прекословили ему в этом. Весьма нешироки были его культурные интересы: он ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Попутно обращаем внимание на черты старинного дворянского быта, знакомые им по «Дубровскому». Как и к Троекурову в Покровское, соседи Берестова « … приезжали к нему гостить со своими семействами и собаками». Можно остановиться и на англомании Муромского, которая говорит о знакомом уже учащимся по «Дубровскому» преклонении русских помещиков перед иностранцами.

5. Чем занималась мисс Жаксон в приютившей ее стране?
Она почти ничего не делала. Два раза в год перечитывала английский роман, получала за это две тысячи рублей, немалые по тому времени деньги, и «умирала» от скуки В этой «варварской России».

6. Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Автор с симпатией рассказывает о нем, но вместе с тем и с насмешкой. Алексей «был молодец», хорошо скакал на коне, хотел идти на военную службу. Он был молодым и веселым человеком, а говорил об «утраченных радостях и об увядшей юности» и носил черное кольцо с изображением мертвой головы.

7. А как относится Алексей к Акулине?
Алексей искренне полюбил Акулину, учит ее грамоте. Он вопреки желанию отца, который угрожал лишить его наследства, решил жениться на Акулине и жить своим трудом.

8. Вспомните, как закончилась ссора между двумя помещиками и какие общие замыслы
сделали их друзьями. Вспоминаем о том, как помирились помещики и как они решили поженить своих детей. И именно эта общая затея сделала их друзьями.

9. Чем привлекает нас Лиза?
Лиза «смелая», «простая в обращении с Настей», «шаловливая». Она находчивая: нашлась, как поступить, когда Алексей должен был приехать к ним.

10. В чем своеобразие композиции повести «Барышня — крестьянка»? После того как Лиза в облике Акулины встречается с Алексеем, мы все время следим за поведением Алексея. Мы знаем, кто Лиза, а он не знает. Когда отцы помирились, Лиза попадает в затруднительное положение. Мы не знаем, как она из него выйдет, и с интересом ожидаем ее появление среди гостей. В последней сцене Алексей узнал то, что давно было известно читателю: Акулина это и есть Лиза. На этой сцене можно показать детям прием «непрямой
внутренней речи». О радости Алексея, узнавшего в Лизе Акулину, говорит автор, но говорит
так, как сказал бы об этом Алексей.

В «Барышне-крестьянке» нет и следов романтической поэтики, в ней нет ничего таинственного, неожиданного, в ней все просто: и любовь, и герои, и атмосфера деревенской жизни. Здесь звучит шутка, озорство, лукавство. Пушкин шутит непосредственно, шутит без оглядки. «Барышня-крестьянка» — это легкий рассказ, построенный на реально-бытовой основе с незамысловатым сюжетом и со счастливым концом. Некоторые критики, современники Пушкина, считали повесть недостойной пушкинского таланта, осуждали ее -несерьезность». «Но они не заметили в ироническом пафосе рассказа положительного, художественно-созидающего начала».

Предварительный просмотр:

Квест-игра «Лоцманы книжных морей»

Цель: увлечь детей чтением книг

Участники: 3, 5, 7, 12, 13 группы (дети младшего и среднего школьного возраста).

Действующие лица: капитан Дик Сенд, царевна, богатырь, Василиса Премудрая, Афина, Лис.

Сценарий

(Адреса первой станции спрятаны в актовом зале)

Вед: Здравствуйте, лоцманы книжных морей! Поздравляю вас с Неделей детской книги! Сейчас вам предстоит увлекательное путешествие по Волшебным книжным морям! Чтобы не заблудиться, нужна карта. Карту надо отыскать. После того, как вы найдете карту, вы отправитесь на отмеченную смайликом станцию. На каждой остановке вас будут встречать герои книг, вы будете узнавать, куда вам двигаться дальше. Та команда, которая не справится с заданием, не будет знать маршрута, поэтому команда выбывает из игры. После прохождения удивительных маршрутов заполненную Карту необходимо сдать в жюри для подведения итогов.

А теперь капитанов команд прошу подойти к Адмиралу и получить верный азимут.

Всем желаю удачи! Счастливого плавания!

Азимуты (подсказки)

3 группа – Найдете подсказку в том, чем поймал Нильс гнома из сказки. Ищите в актовом зале!

5 группа - Найдете подсказку в том, в чем нашел крокодил Гена Чебурашку. Ищите в актовом зале!

7 группа - Найдете подсказку в том, в чем нашел почтальон Печкин заметку о дяде Федоре. Ищите в актовом зале!

12 группа - Найдете подсказку в том, в чем капитан Татаринов посылал письма жене.

13 группа - Найдете подсказку в том, в чем нашел Волька старика Хоттабыча.

I. Станция Остров Буян. Встречает царевна (компьютерный кабинет) (оборудование: зеркала с названием станции)

Здравствуйте! Я царевна из сказки о мертвой царевне и семи богатырях. Скажите, а остров Буян из какой сказки? Кто автор обеих сказок?

Правильно, из сказки о царе Салтане А.С.Пушкина. И на этом острове вас ждут задания по творчеству (по сказкам) А.С. Пушкина.

(включается презентация) Слушайте внимательно, отвечайте правильно, за каждый правильный ответ вы получаете не только 5 баллов, но и осколок волшебного зеркала. Собрав все осколки, вы сможете узнать, куда вам двигаться дальше.

В течение викторины отдавать осколки зеркала за правильные ответы.

II Станция Море приключений (Дик Сенд, Наталья Анатольевна танцевальный зал) (оборудование: 2 скамейки, 2 обруча, буквы, кегли)

Приветствую! Капитан Дик Сенд к вашим услугам! Кто из вас знает, из какой я книги? Да! Я Дик Сенд из книги Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»! Вы прибыли в море приключений, и они для вас начинаются! После всех эстафет вы узнаете название следующей остановки.

1. Друг за другом становись! «Собери имя героя». Надо доскакать на одной ноге до стула, взять одну букву, вернуться к команде, собрать имя героя, сказать из какой он книги.

2. «Плавание в шлюпках» Разделитесь на пары. Первая пара встает в шлюпку (обруч), придерживая его на уровне пояса. По сигналу в шлюпке плывете к берегу (дети в обруче бегут к финишу), обегают ориентир, возвращаются обратно и передают обруч следующий паре.

3. Эстафета «крабов». Направляющие в колоннах принимают исходное положение упор сзади, согнув ноги. По сигналу первые игроки продвигаются на четвереньках животом вверх спиной вперед (малыши ногами вперед), обходят ориентир и возвращаются к своим колоннам лицом вперед.

4. « Вперед на рею»

Направляющие в колоннах добегают до гимнастической лавки, лежа на животе, девочки продвигаются подтягиванием одновременно двух рук вперед, оббегают ориентир, возвращаются, назад. Мальчики передвигаясь подтягиванием попеременно, правой – левой рукой.

5. «Между подводными рифами» Обойдите все рифы в связке с товарищем, спиной к спине, взявшись под руки.

Вы выполнили все правильно, вот название следующей станции.

III Станция Мыс Киномульти (Встречает богатырь)

Здравствуйте, я богатырь из русской былины о соловье-разбойнике. Кто скажет, как меня зовут? Верно. Вы подошли к необычному мысу под названием Киномульти! Известно, что герои живут не только на страницах книг, но и на экране. На мысе Киномульти вы должны по отрывкам из кино или мультфильмов узнать книгу и назвать автора. За каждый правильный ответ 5 баллов, а за пять правильных ответов - название следующей остановки. Начинаем!

IV Остановка Бухта Красочная (Чебурашка, цветные мелки, карандаши, фломастеры, 24 листа - 1/2 А4, клей)

Здравствуйте! Вы узнали меня? Из какой я книги? (А кто мой автор?)

Ответьте на 4 вопроса, за каждый правильный ответ вы получите 5 баллов и 1 лист для следующего задания.

6, 12, 13 гр

  1. Эта замечательная повесть известна многим. Спросите любого, каждый перескажет сюжет: девушка ждала своего «принца», который должен приплыть за ней на корабле под алыми парусами. Назовите книгу и ее автора.
  2. Следующие вопросы также по книге «Алые паруса». Как зовут главную героиню повести? (Ассоль)
  3. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие? (Грей был очень добр: «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.»)
  4. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле? («Ты возьмешь к нам моего отца Лонгрена?»)

Теперь листочки надо склеить и нарисовать корабль из книги А.Грина «Алые паруса», а на борту корабля написать название, если вы не помните его название, то можете нарисовать шхуну капитана Татаринова из книги В.Каверина «Два капитана» и также написать его название.

На обратной стороне рисунка вы найдете подсказку, как найти следующую остановку.

Для 3, 5, 7 групп

  1. Стихи и сказки Корнея Чуковского читать любят без исключения все дети, да и что тут говорить, взрослые тоже с удовольствием вспоминают полюбившихся героев. А вы помните? Проверим! В какой сказке посуда перевоспитала свою хозяйку? (Федорино горе)
  2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? (Муха-Цокотуха)
  3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? (Бармалей)
  4. Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор… А на ком Айболит переплыл океан на пути к Лимпопо?

(для малышей) Склейте листочки и раскрасьте кита.

На обратной стороне рисунка вы найдете подсказку, как найти следующую остановку.

V Остановка Гавань Удачи

Здравствуйте! В гавани Удачи вас приветствую я, богиня Афина из мифов и легенд Древней Греции. Знаете ли вы, чему я покровительствую? (богиня войны и мудрости). Я желаю вам проявить мудрость в нашей гавани и набрать наибольшее количество баллов! Если ваш результат будет положительный, вы узнаете следующую станцию. Внимание на экран!

VI Остановка Риф 33 букв (листочки с заданиями)

Здравствуйте, я, Василиса Премудрая, пришла из русских народных сказок. Слышала я, что в игре-путешествии участвуют самые умные дети. Вот я и хочу это проверить. Вот вам первое задание – прочитала я стихотворение(читает стих). Ничего не поняла. Что не так? Может, надо исправить стихотворение? Вот вам и первое задание. (исправьте некоторые слова, чтобы смысл стихотворения стал понятен)

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква озорница,

Закричал охотник: «Ой»

Двери (звери) гонятся за мной.

На виду у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Врач напомнил дяде Мише:

Не забудьте об одном

Обязательно примите 10 цапель (капель) перед сном.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

Куклу выронив из рук

Маша мчится к маме

Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.

Говорят один чудак,

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)…

На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке

Грызет, похрустывая, пушки (сушки)

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква озорница,

Очень странные дела начали твориться.

Закричал охотник: «Ой»

Двери гонятся за мной.

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Врач напомнил дяде Мише:

Не забудьте об одном

Обязательно примите

10 цапель перед сном.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Куклу выронив из рук

Маша мчится к маме

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

Говорят один чудак,

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом…

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке

Грызет, похрустывая, пушки.

А вот второе испытание: пришло тут нам письмо от Виктора Перестукина из книги Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков», Витя допустил множество ошибок, найдите их и исправьте.

Письмо Виктора Перестукина

Летом я со своим катом васькой оддыхал на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речьку. Над водой кружылис чяйки. Я поймал щюку и два лещя.

Письмо Виктора Перестукина

Летом я сосвоим катом васькой оддыхал на даче. Дачя была улеса. Утром я пошол на речьку. Погода стояла виликолепная: ярко свитило сонце а небо было берюзовым. Над водой кружылис чяйки альботросы. Я поймал щюку и два лещя. Вот сдорово!

Как известно, в сказках всегда дается три испытания. Ну, вот вам и третье!

Из букв слова транспорт за 2 минуты (1 минуту) составьте как можно больше новых слов и запишите их.

(Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).

Молодцы ребята! Справились с моим заданием, и за это вам дарю наливное яблочко. Оно вам поможет продолжить путь! Удачи!

Подведение итогов игры и рефлексия на общем сборе после прохождения всех этапов.

Приложение

  1. Маршрут (выдается только адрес первой станции)
  1. Остров Буян (Пушкин)
  2. Море приключений (морские книги)
  3. Мыс Киномульти (викторина по фильмам и мультикам)
  4. Бухта Красочная (Грин и Чуковский)
  5. Риф 33 букв (русский язык)
  6. Гавань Удачи (литературное лото)

Подписи к слайдам:

Каким именем назвалась Лиза
Алексею
Берестову
?
Акулина
Владимир Дубровский попадает
в дом Троекурова под видом кого?
Француз
Дефорж
,
гувернер Саши
В чем была сила
Черномора
?

В бороде
Осень 1830 года А.С. Пушкин провел
в селе
Болдине
Нижегородской губернии.
Спасибо за участие!
О ком идёт речь
«Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»?
Алексей Берестов
Почему Владимир Дубровский
стал разбойником?
Дубровский был разорен
Троекуровым
, имение
Кистеневка
уже не принадлежало Владимиру.
Какой предмет одежды
Черномора

позволял делаться невидимым?

Шапка.
Вместо эпиграфа…
О Пушкине

Словно зеркало русской стихии,
Отслужив назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая её...
(Н. Рубцов)
«Руслан и Людмила»
Прочтите наизусть отрывок из поэмы
У Лукоморья дуб зеленый
Как Руслан разбудил Людмилу?

Коснулся заветным кольцом
«Барышня-крестьянка»
Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?
Лиза
«Дубровский»
Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ?
Кто этот герой?
Кирила
Петрович
Троекуров
Лучшие произведения Пушкина были созданы осенью 1830 года. К числу этих произведений относятся и «Повести Белкина», цикл которых завершает легкая и радостная «Барышня - крестьянка», где все одновременно и в шутку и всерьез, а позднее роман «Дубровский», в котором остро звучат вопросы чести и человеческого достоинства.
Почему Маша Троекурова отказалась от помощи Владимира Дубровского, когда он, открывши дверь кареты, сказал ей: « Вы свободны»
Она уже была обвенчана с князем и не могла нарушить церковный обет.
Какой эпиграф выбрал А.С.Пушкин
для повести «Барышня-крестьянка»
«Во всех ты, душенька,
нарядах хороша»
Кем приходилась голова
Черномору
?

Братом
Осень всегда была самым любимым временем года поэта. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне»,- говорил он часто.
Как Алексей Берестов поступил
после приказа отца жениться
на Лизавете Григорьевне?

Алексей написал письмо
Акулине с предложением
руки и сердца.
Почему Владимир Дубровский отказался
от мести Троекурову?
Владимир был влюблен
в Машу Троекурову

Подписи к слайдам:

50
В. А. Каверин
“Два капитана”
Татаринов был капитаном шхуны, а кем был по профессии С. Григорьев?
10

Бразилия
50
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Коза
60
Из какого мифа выражение «авгиевы конюшни» и что оно обозначает?
30
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Где Робинзон устроил себе ночлег в первую ночь на острове?
30
«Легенды и мифы Древней Греции»
Зевс
10

Из-за
Тотошки
40
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»
Чего больше всего на
свете боялась
Бастинда
?
50
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»
Страшила, Лев, Дровосек

В. А. Каверин
“Два капитана”
20
Почему книга называется “Два капитана”?
В. А. Каверин
“Два капитана”
40
Найти экспедицию капитана Татаринова
10

Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Из какой страны отплыл Робинзон в своё
долголетнее путешествие?
50
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Какое животное приручил Робинзон?
30
«Легенды и мифы Древней Греции»
Кто из древнегреческих богов похитил принцессу Европу?
50
«Легенды и мифы Древней Греции»
Геракл
30
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»
Тотошка
Литературное
лото
«Гавань Удачи»
60
В. А. Каверин
“Два капитана”
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
20
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Пятница
10
«Легенды и мифы Древней Греции»
В чём заключалась служба Геракла?
10
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»
Почему во время урагана

Элли
оказалась в домике?
10

В. А. Каверин
“Два капитана”
Саня Григорьев
В. А. Каверин
“Два капитана”
40
Какая мечта была у Сани Григорьева?
40
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Плот
20
«Легенды и мифы Древней Греции»
Аид – бог подземного царства
50
«Легенды и мифы Древней Греции»
Кто учредил Олимпийские игры?
60
«Легенды и мифы Древней Греции»
Из мифа о Геракле. Так говорится о месте, в котором давно не убирались и которое от этого стало очень грязным, так что привести в порядок очень трудно.
30
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»
«
У этого зверька была чёрная
шерсть, остренькие ушки, маленькие, забавно блестящие глазки. Он никогда не скучал и мог играть с девочкой целый день». Кто это?

В. А. Каверин
“Два капитана”
10
Назовите имя главного героя романа.
60
В. А. Каверин
“Два капитана”
Какими словами заканчивается роман?
40
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Все вещи, которые Робинзон нашёл на корабле, он переправил на берег
с помощью…
60
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Обтесал дерево, вбил его в песок и прибил к столбу перекладину
Амброзия
40
«Легенды и мифы Древней Греции»
50
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»

Каких друзей встретила
Элли

В путешествии?
30
В. А. Каверин
“Два капитана”
брат
Николай Антонович Татаринов
20
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Как Робинзон назвал дикаря, которого спас?
20
«Легенды и мифы Древней Греции»
Кто правил царством мёртвых?
20
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»
(Гудвин)
60
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»
очки зеленого, чтобы город казался изумрудным

В. А. Каверин
“Два капитана”
10
20
30
40
50
60
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
10
20
30
40
50
60
«Легенды и мифы Древней Греции»
10
2
0
30
40
50
60
А.М.Волков
«Волшебник изумрудного города»
10
20
30
40
50
60
30
В. А. Каверин
“Два капитана”
Кто был виновником неудачной экспедиции Ивана Антоновича Татаринова?
50
В. А. Каверин
“Два капитана”
полярным лётчиком
30
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
На дереве
60
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Вскоре после того, как я поселился на острове, мне вдруг пришло в голову, что я потеряю счёт времени, если не заведу календаря. Календарь я устроил так:…”.
10
«Легенды и мифы Древней Греции»
12 подвигов за 10 лет
40
«Легенды и мифы Древней Греции»
Чем питались боги на древнем Олимпе?
20
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»
Кто сможет вернуть
Элли
домой?
40
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»
темноты и воды
20
В. А. Каверин
“Два капитана”
В романе два капитана - Татаринов и Григорьев
60
А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»
Что заставлял носить Гудвин своих жителей и для чего?
Правила игры
выбрать, пользуясь приведенной ниже
таблицей, тему вопроса и его
стоимость.
В случае верного ответа команде засчитывается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса.
Если дан неверный ответ, то
сумма
снимается со счета команды.


Сегодня на Украине стало модным обращаться к новому, выдуманному киевской пропагандой, образу «национальных героев». К числу «героев Украины» причисляют откровенных нацистов, предателей, активистов сомнительных националистических организаций. Этими действиями стирается память о тех уроженцах Украины, кто бок о бок с представителями других народов Советского Союза сражался с немецко-фашистскими захватчиками. В этой статье речь пойдет о жизни человека необыкновенной судьбы, относящегося к одному из самых героических поколений в истории нашей Родины. Многие, может, и не слышали никогда о нем, а многие, вспомнив сейчас, постыдятся, что забыли.
Имя его Алексей Прокопьевич Берест. 9 марта наступающего 2015 года ему исполнилось бы 94 года. Алексей Берест родился в простой крестьянской семье в деревне Горяйстовка Ахтырского района Сумской области 9 марта 1921 года, когда еще кое-где тлели угли Гражданской войны. У Прокопа Никифоровича и Кристины Вакумовны Берестов было шестнадцать детей. Но лишь девять из них выжили в суровые годы. В 1932 году Алексей и его братья и сестры остались сиротами. К счастью, в многодетной семье всегда есть более старшие дети, которые не дадут пропасть остальным - у Берестов это были старшие сестры Марина и Екатерина. Именно они, после смерти отца и матери, взяли на себя все тяготы «глав семейства», сумев худо-бедно вырастить и воспитать более младших родственников.
На долю Алексея выпало суровое колхозное детство, когда приходилось наравне со взрослыми работать в поле от зари до зари, а ведь надо еще и учиться! Впрочем, хоть Алеша и был любознательным ребенком, он в отличники так и не выбился. Да и характер уже в детские годы был еще тот! Как ни пытались его переломить, сколько испытаний за его стойкость и неравнодушие ко всему он не пережил, он всегда оставался при своем мнении. В шестнадцать лет он поступил учиться на курсы трактористов. Причем для того, чтобы стать трактористом, он приписал себе два лишних года - юный Алексей опасался, что не возьмут на учебу, сославшись на «малолетство». В октябре 1939 года добровольцем записался в Красную Армию. Участвовал в Советско-Финской кампании. Служил во 2-м полку связи Ленинградского военного округа. За этими сухими строками биографии скрыты те качества, которые теперь принято называть патриотизмом. Но не любил Алексей Прокопьевич громких слов, он не любил напыщенности и пустобрехства, но он не был молчуном. Его слова были емкими, лаконичными и категоричными, как автобиографические воспоминания о тех годах. За период Великой Отечественной войны он прошел путь от рядового до заместителя командира батальона по политической части. Иными словами говоря, особо карьеры не сделал, хотя и проявил свои личные качества. Мало кто помнит, но в 5 серии фильма "Освобождение" Береста сыграл Э.Изотов. И это не простое совпадение фамилии - авторы фильма умышленно отдали дань уже в то время начинавшему забываться герою... Войну Берест начал рядовым - связистом, через год стал командиром отделения, а затем и парторгом роты. В 1943 году ефрейтор Берест был отобран в числе лучших солдат для учебы в Ленинградское военно-политическое училище. Несмотря на то, что у Береста не было требуемого среднего образования, фронтовой опыт и положительные характеристики сделали свое дело - его приняли в училище и за несколько месяцев Берест прошел курс подготовки офицерского состава. Пройдя курс обучения в училище, в то время дислоцировавшемся в Шуе, Берест был назначен заместителем командира батальона по политической части 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии.

30 апреля 1945 года, по приказу первого коменданта рейхстага командира 756-го стрелкового полка Зинченко Ф.М., мл. лейтенант Берест А.П. возглавил выполнение боевой задачи по водружению знамени военного совета 3-й ударной армии на куполе рейхстага. За эту операцию был награжден Орденом Красного Знамени. Говоря проще, он, под прикрытием роты автоматчиков Сьянова И.А., в 14 часов 30 минут забравшись на одну из колонн рейхстага, прикрепил на ней красный флаг. Но командованию идея хоть в целом понравилась, показалось, что красный флаг над колонной это не сильно впечатляет и был дан приказ установки флага над куполом рейхстага. При этом следует упомянуть, что здание кишмя кишело вражескими солдатами даже не думавшими пока сложить оружие.

Ворвавшись внутрь, отряд попал под шквальный пулеметный огонь противника. Алексею Прокопьевичу удалось укрыться за статуей из бронзы, но стрельба была такой интенсивной, что у статуи срезало руку. Подняв осколок бронзы, Берест швырнул его в сторону пулеметной точки. Огонь стих, видимо, противник принял кусок конечности статуи за гранату. Этого мгновенья хватило, чтоб ринуться вперед. Но основание лестничного марша оказалось разрушенным и огромного роста, почти под два метра богатырь Алексей выполнил роль трамплина - это по его плечам Егоров М.А. и Кантария М.В. забрались выше. На чердак первым поднялся Берест. Он очень редко потом рассказывал о былом - сначала было как-то не принято проводить встречи со школьниками, а потом его и не звали особо. Но сохранились его воспоминания, как они привязывали солдатскими ремнями Красный Флаг к бронзовой ноге лошади. Именно так, немного даже с иронией вспоминал Алексей Прокопьевич апогей этой операции.

«Передо мной командованием была поставлена задача - возглавить и обеспечить водружение Знамени Победы. В стремительном броске мы ворвались в открывшийся проход центрального входа здания, двери которого были подорваны гранатой. В это время при моем участии знаменосцами товарищами Кантария с Егоровым было закреплено армейское знамя №5 на одной из колонн центрального входа в рейхстаг в 14.30 дня 30 апреля», - вспоминал уже в шестидесятых Алексей Берест (цит. по. Южный А. Так кто же водрузил знамя над рейхстагом?).

В ночь на 2 мая 1945 года, по заданию командования, переодевшись в форму советского полковника, Берест А.П. лично вел переговоры с остатками гарнизона рейхстага, принуждая их к капитуляции. Снова попытаюсь объяснить, что за этим стояло. Реально гарнизон сдаваться был не намерен, и соглашался вести переговоры с офицером, чином не ниже полковника. Однако в числе ворвавшихся в рейхстаг советских солдат и офицеров самым старшим по званию был командир батальона Степан Неустроев - он носил капитанские погоны. Степан Неустроев был человеком небольшого роста и сухощавой комплекции, поэтому опасался, что гитлеровцы просто не поверят тому, что он - старший офицер в звании полковника. А богатырь Алексей как никто другой подходил на роль человека, способного ставить условия, вот и выпала ему честь надеть полковничьи погоны, пусть и «понарошку». Капитан Неустроев пошел с Алексеем в качестве помощника. Берест дал противнику два часа на размышление и твердым шагом пошел назад, не оглядываясь. Со спины послышался выстрел, но Алексей продолжил движение. Позже выяснилось, что пуля прострелила его фуражку.

За "исключительную отвагу и мужество, проявленные в боях" Берест А.П. был представлен к званию Героя Советского Союза, но, как говорят, маршал Жуков не больно любил политруков, и, взглянув на должность соискателя награды, решил, что хватит и ордена Красного Знамени. В мае 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР опубликовал Указ «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому и сержантскому составу вооруженных сил СССР, водрузившему Знамя Победы над рейхстагом». Высшей награды советского государства удостоились пять военнослужащих: капитан Степан Неустроев, капитан Василий Давыдов, старший лейтенант Константин Самсонов, сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария. Алексей Берест, который, как мы видим, сыграл немалую роль в штурме рейхстага, высшей награды так и не удостоился.

Сразу после окончания войны Алексея Береста назначают начальником эшелона, следовавшего из Германии в Советский Союз и везшего назад угнанных немцами советских граждан - людей, которым предстояла нелегкая судьба после возвращения на Родину. Берест заехал по пути в родную деревню, где заболел тифом и был помещен в военный госпиталь. Кстати, госпиталь тоже сыграл важную роль в жизни офицера - именно там он познакомился с медицинской сестрой по имени Людмила, которая стала его верной спутницей на последующие годы жизни.

Службу в вооруженных силах Алексей Прокопьевич закончил в 1948 году в Севастополе - в звании старшего лейтенанта и на должности заместителя начальника по политчасти передающего радиоцентра узла связи Черноморского флота. Затем переехал в Ростовскую область. Здесь, в селе Покровском (сегодня это районный центр) была родина его жены Людмилы Федоровны. Старшина милиции Петр Цуканов, в то время бывший начальником КПЗ местного райотдела вспоминал: «У нас сосед умер, Бересты в эту хатку и поселились, с детьми - четверо. Пол земляной, стены саманные, крыша камышовая. Оконца - у земли. Приехали - чемоданчик и узел с бельем. Ну, я мог выписывать в колхозе картофель, капусту, делились с ними. Его назначили зав. райотделом кинофикации. Он меня иногда пригласит в кинобудку - выпьем, сидим, он рассказывал, как рейхстаг брал, вроде даже и знамя водружал. А я и сам до Балатона дошел… » (Цит. по: Горбачев С. Берлинский Маринеско). Жил Берест скромно, но никогда и ни перед кем не заискивал и не пресмыкался - такое было его жизненное кредо. И из-за него немало проблем нажил себе Алексей Прокопьевич. Он часто менял места работы - то возглавлял ДОСААФ в Пролетарском районе, то был замдиректора МТС в Орловском районе, а в Неклиновском районе возглавил отдел кинофикации.

Но характер был железный, а время жесткое. Нажил недругов или еще что-то там случилось, но вскоре Берест был арестован. Вполне возможно, сыграло здесь роль то, что он упорно пытался добиться правды и поведать о своем участии в водружении красного знамени на рейхстаг. В феврале 1953 года, когда Береста арестовали, на допросе в прокуратуре следователь спровоцировал его на драку. Береста приговорили к десяти годам лишения свободы за хищения, хотя семнадцать человек подтвердили его непричастность к инкриминируемому деянию. Хорошо хоть, срок сократили по амнистии - в два раза меньше. Берест отсидел свое, положенное судьбой, и вернулся в Ростовскую область. Конечно, ни о какой руководящей работе уже не могло быть и речи. Семья Береста поселилась в Ростове-на-Дону - в поселке Фрунзе. Это небольшой микрорайон «частной» и двухэтажной застройки на границе Александровской рощи с одной стороны и Кизитериновской балки с другой стороны - типичный рабочий поселок. Здесь жили рабочие ростовских заводов. На завод устроился и Алексей Берест. Герой войны работал грузчиком на третьем мельзаводе, завальщиком на заводе «Продмаш», затем устроился пескоструйщиком в сталелитейный цех завода Ростсельмаш.

Жила семья Береста в двухэтажном доме, на первом этаже. Береста хорошо знали и любили и на заводе, и на поселке. Дочь героя, Ирина Алексеевна, говорит о большой человеческой доброте своего отца Алексея Прокопьевича Береста: «Как все могучие люди, отец был очень добр - до наивности. У них в бригаде появился новый слесарь - солдат из армии. Невеста беременная, а он не женится: «Жить негде». Отец поселил их, молодых, в нашей комнате, прописал. Парень, когда выпьет, - дурной был, а отец его жалел. Родилась у них девочка. Они у нас 4 года жили. Потом исчезли, а в нашу квартиру приезжает вдруг семья - из Свердловска. Оказывается, парень наш потихоньку обменял нашу комнату на квартиру в Свердловске. У нас стало четверо соседей. Но отец и с этой семьей подружился» (Цит. по: Горбачев С. Берлинский Маринеско).

3 ноября 1970 года Алексей Прокопьевич Берест трагически погиб. Погиб, как и подобает настоящему герою, совершив подвиг. Он стоял с внуком на руках, когда раздался крик "Поезд!" На рельсах оказался ребенок - девочка. Никто из очевидцев даже не успел заметить, как Алексей Прокопьевич ссадил внука на землю и бросился на верную гибель. Он оттолкнул девочку с путей и принял на себя удар такой силы, что его отбросило далеко на платформу. Умер Алексей Прокопьевич Берест в больнице, ему было всего сорок девять лет. Разумеется, этот физически крепкий человек прожил бы намного дольше и, кто знает, может и застал бы современность, но быть героем и совершать подвиги, видать, у Береста значилось на роду - оттого и не мог он промедлить, кидаясь тогда за ребенком под едущий поезд.

До последних дней жизни Алексей Берест очень переживал по поводу того, что государство так и не отметило его действительных боевых заслуг, более того - сильно обидело, запрятав на годы в «зону» по сфабрикованному и нелепому обвинению. Дочь Береста Ирина Алексеевна вспоминала: «В шестидесятых годах несколько раз приезжал к нам Неустроев (тот самый комбат, вместе с которым Берест участвовал в переговорах с немцами, играя роль полковника - прим. И.П.): «Что ж ты в коммуналке живешь, в таких скотских условиях?» Не то, чтобы с сожалением, а с каким-то чувством... самодовольства, что ли: «У тебя что же, даже телефона нет?». А как выпьют, Неустроев снимает свою Золотую Звезду и протягивает отцу: «Леша - на, она - твоя». Отец отвечает: «Ну, хватит...». Отцу это было неприятно, больно. Он до конца жизни страдал. Когда по телевизору показывали военные праздники или парады, он его выключал (Цит. по: Горбачев С. Берлинский Маринеско)).

Похоронен настоящий герой на маленьком Александровском кладбище (бывшее кладбище станицы Александровской, которая нынче является частью Пролетарского района Ростова-на-Дону). В советское время у его могилы принимали в пионеры, несли цветы на День Победы и проводили различные встречи ветераны. В 1990-е годы, время всеобщей разрухи - в стране и в головах, проявлявшейся и в дряном поведении молодежи, на бюсте, установленном над могилой вандалы отбивали то ухо, то нос, проверяя - не из цветмета ли он выполнен. А сегодня его могила хоть и убрана, но все равно оставляет удручающее впечатление, так как находится у входа на кладбища, куда сносят мусор от других могил.

6 мая 2005 года за боевую отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., личное мужество и героизм, проявленные в Берлинской операции и водружение Знамени Победы над рейхстагом, указом президента Украины №753/2005 Бересту Алексею Прокопьевичу присвоено звание Героя Украины (посмертно). Получается, что память настоящего героя и русского человека больше чтили на Украине, чем в России, службе которой Берест отдал лучшие годы жизни, отдал героически, и героически погиб, спасая ребенка из-под поезда.

Почему же заслуги Береста остались неотмеченными высоким званием Героя в Советском Союзе и затем в России? Дать ответ на этот вопрос вряд ли кто-то сможет. Общественные организации и ветераны многократно отправляли письма в Москву с просьбой присвоить звание Героя Советского Союза, а затем и Героя Российской Федерации, Алексею Прокопьевичу Бересту. Однако всякий раз получали отказы. При этом о том, что именно Берест водружал красное знамя на рейхстаг, в Ростове-на-Дону знал практически каждый коренной житель. Ведь на территории завода «Ростсельмаш» ему был установлен бюст памяти, о Бересте постоянно вспоминали в День Победы, говорили ветераны. Впрочем, звание Героя Советского Союза Бересту все же было присвоено - только организацией общественно-политического толка, именующейся «Постоянный президиум Верховного Совета СССР» (лидер - Сажи Умалатова).

Имя Береста внесено и в число именных «звезд» на ростовском Проспекте Звезд. Также имя Береста носят одна из улиц в микрорайоне Сельмаш Первомайского района Ростова-на-Дону и общеобразовательная школа № 7 этого же города. И все же у ростовчан, как и у других людей, неравнодушных к судьбе этого удивительного человека, настоящего героя, не проходит надежда на то, что когда-нибудь российское правительство снизойдет до того, чтобы по достоинству оценить заслуги Алексея Прокопьевича Береста, и присвоит ему звание Героя Российской Федерации посмертно.
Памятник Алексею Бересту в Малгобеке.

Контрольная работа №3 по литературе «Пушкин А. С. «Барышня-крестьянка»» для 6 класса

Начало формы

1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»
4) ни в какой цикл не вошло

2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».

1) Иван Петрович Берестов

3) Владимир Берестов
4) Трофим

3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) Трофим

4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?

1) Лиза
2) Акулина
3) Настя
4) Маша

5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

1) Елизавета
2) Лизонька
3) Бетси
4) Лиза

6. Сколько лет было дочери Муромского?

1) 16
2) 17
3) 18
4) 19

7. О ком идёт речь?

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».

1) Лиза
2) Настя
3) мисс Жаксон
4) Акулина

8. Как называлось имение Муромских?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

9. Как называлось имение Берестовых?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:

«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».

1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами
3) прятки
4) прыжки через горящий костёр

11. Укажите, о ком идёт речь в предложении:

«Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) кузнец Василий

12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

1) красная роза
2) жёлтый тюльпан
3) мёртвая голова
4) щит и меч

13. Кто сшил Лизе лапти?

1) Трофим
2) Алексей Берестов
3) кузнец Василий
4) Настя

14. Какого цвета был сарафан у Лизы?

1) синий
2) коричневый
3) красный
4) жёлтый

15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

1) в доме Берестова
2) в доме Муромского
3) в поле
4) в роще

16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?

1) камердинером
2) кучером
3) барином
4) пастухом

17. Как звали собаку Берестова?

1) Сбогар
2) Барон
3) Рэкс
4) Чопер

18. Укажите, о ком идёт речь:

«набелена была по уши, ... фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, ... талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».

1) мисс Жаксон
2) Лиза
3) Настя
4) Акулина

19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?

1) в дупле старого дуба
2) в старой кузнице
3) под большим камнем у дороги
4) под упавшим деревом в роще

20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?

1) Дал согласие на брак с нелюбимой.
2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

ОТВЕТЫ

1-1

2-1

3-2

4-1

5-3

6-2

7-3

8-1

9-2

10-2

11-3

12-3

13-1

14-1

15-4

16-1

17-1

18-2

19-1

20-2 Конец формы


Вариант 1
1. В какой цикл вошло произведение «Барышня­крестьянка»?
1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина» 4) ни в какой цикл не вошло
2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года,
уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».
1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский 3) Владимир Берестов 4)
Трофим
3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения
своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать,
но уже в новом роде».
1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский 3) Алексей Берестов 4) Трофим
4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?
1) Лиза 2) Акулина 3) Настя 4) Маша
5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?
1) Елизавета 2) Лизонька 3) Бетси 4) Лиза
6. Сколько лет было дочери Муромского? 1) 16 2) 17 3) 18 4) 19
7. О ком идёт речь?
«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год
перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской
России».
1) Лиза 2) Настя 3) мисс Жаксон 4) Акулина
8. Как называлось имение Муромских?

9. Как называлось имение Берестовых?
1) Прилучино 2) Тугилово 3) Отрадное 4) Лысые Горы
10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:
«Вот вышли мы из­за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».
1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от
него поочерёдно парами 3) прятки 4) прыжки через горящий костёр
11. Укажите, о ком идёт речь в предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»
1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов 4) кузнец Василий
12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?
1) красная роза 2) жёлтый тюльпан 3) мёртвая голова 4) щит и меч
13. Кто сшил Лизе лапти? 1) Трофим 2) Алексей Берестов 3) кузнец Василий 4) Настя
14. Какого цвета был сарафан у Лизы? 1) синий 2) коричневый 3) красный 4) жёлтый
15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?
1) в доме Берестова 2) в доме Муромского 3) в поле 4) в роще
16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?
1) камердинером 2) кучером 3) барином 4) пастухом
17. Как звали собаку Берестова? 1) Сбогар 2) Барон 3) Рэкс 4) Чопер
18. Укажите, о ком идёт речь:
«набелена была по уши, ... фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были,
как парик Людовика XIV, ... талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё
не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».
4) Акулина
19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?
1) в дупле старого дуба 2) в старой кузнице 3) под большим камнем у дороги
4) под упавшим деревом в роще

20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?
1) Дал согласие на брак с нелюбимой. 2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

Тест по повести А.С. Пушкина «Барышня­крестьянка»
Вариант 2
1. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были
одеты английскими жокеями. Поля свои обрабатывал он по английской методе.

2. Берестов и Муромский были:
1.однополчанами 2. Соседями 3. служили на одной фабрике
3. Помещики:
1.были очень дружны 2.только познакомились. 3.были в ссоре
4. Лизу звали Бетси:
1.это ее второе имя 2.это ее шутливое прозвище 3.так звал ее отец на английский манер
5. Алексей:
1. дружил с барышней Лизой давно 2. заинтересовался ею и захотел познакомиться
3. чувствовал к ней неприязнь
6. Акулина – это: 1.Лиза 2.нянька Лизы 3.служанка Лизы
7. Муромский и Берестов:
1.уехали в столицу 2.так и остались врагами 3.помирились в конце концов
8. Акулина:
1.сама открылась Алексею 2.отец рассказал соседям о шалостях дочери
3.предстала перед ним неожиданно в облике Лизы
9.Повесть закончилась: 1.свадьбой 2.разводом 3.дружбой
10. В названии повести:
1)олицетворение 2)слова­антонимы 3)слова­синонимы
11. Действие повести происходит: 1)в XVIII веке 2)в XIX веке 3)в наши дни
12.Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера.
1.Алексей 2.Барин Берестов. 3. Барин Муромский
13. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу,
которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока.
1.Алексей 2.Барин Берестов. 3. Барин Муромский
14. «Набеленая, затянутая, с потупленными глазами и с маленьким книксом…»
1) мисс Жаксон 2) Лиза 3) Настя
15. фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были; рукава а l"imbйcile
торчали как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и
бриллиянты …сияли на ее пальцах, шее и ушах.
1) мисс Жаксон 2) Лиза 3) Настя
16. На третьем уроке Акулина разбирала уже по складам "……."­ назовите произведение
1)"Наталью боярскую дочь" 2) «Бедную Лизу» 3) «Станционного смотрителя»
17. Укажите Эпиграф к повести 1) Во всех ты, Душенька, нарядах хороша 2)Береги платье снову
3) Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж;
18. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время, как он находился в
отъезжем поле. Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по
собственному плану, завел у себя суконную фабрику, устроил доходы и стал почитать себя
умнейшим человеком во всем околодке.
1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский 3) Владимир Берестов 4) Трофим
19. Сколько лет было Алексею? 1) 25 2) 27 3) 28 4) 29
20.Подберите определения, характеризующие Лизу­Акулину