Механизмы саморазвития. Сущность саморазвития и его основные характеристики Основные компоненты саморазвития человека

Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется.

Ф. М. Достоевский

Показатели прогрессивного саморазвития. Определив саморазвитие как специфическую деятельность по созданию человеком в себе нечто нового, целесообразно поставить вопрос о конкретных показателях саморазвития. Учитывая тот факт, что саморазвитие может выступать как прогресс и как регресс в развитии, иметь как асоциальную, так и просо- циальную направленность, остановимся на показателях прогрессивного саморазвития.

Показателями прогрессивного саморазвития, так же как и развития личности, выступают:

  • рост целостности и интегративности психологической организации личности;
  • усиление взаимосвязей различных свойств и характеристик личности;
  • накопление новых потенций развития;
  • расширение и углубление связей с окружающим миром, обществом, другими людьми;
  • возрастание системности и многоуровневое™ ценностно-смысловых отношений к миру;
  • способность к реализации ценностно-смысловых отношений в созидательной деятельности, общении, активном созерцании, эстетическом переживании и др.

Еще раз обратим внимание на то, что прогрессивное развитие как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному «включает и некоторые элементы регрессии» [Анцыферова, 1977, с. 6]. Осуществляющееся развитие создает широкий спектр потенций психологического развития личности, но в то же время ограничивает возможности ее становления в иных направлениях. Направленность саморазвития - результат свободного выбора человека, отсюда его ответственность за этот выбор.

Для определения перехода саморазвития с одного уровня на другой следует исходить из такого показателя, как «новообразования». Выготский определял возрастные новообразования как «тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [Выготский, 1984, с. 248]. В личностном саморазвитии следует иметь в виду не закономерно возникающие возрастные новообразования, а «новообразования», которые являются итогом напряженного волевого усилия целеустремленно саморазвивающейся личности. Общее с возрастными новообразованиями здесь то, что они так же мощно могут определять сознание человека, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, менять весь ход его развития. Если нет таких новообразований, мы не можем говорить о том, что саморазвитие увенчалось успехом, что оно результативно.

Саморазвитие, следовательно, можно рассматривать как работу по созданию нового в себе, что пока еще отсутствует, но необходимо человеку на новом жизненном витке, в новых обстоятельствах, в случаях затруднений и т.д. Саморазвитие можно понимать и как самоутверждение, и как самосовершенствование, и как поддержание собственной самости, и в некоторых других планах. Цели саморазвития постоянно корректируются в связи с возрастными изменениями, изменениями в физических, материальных, временных ресурсах и другими обстоятельствами жизни человека.

Итак, находясь на определенном уровне своего развития, человек как субъект саморазвития производит некоторую деятельность для достижения самоизменений; если эта деятельность приводит к появлению новообразований, влияющих на последующую жизнь, человек переходит на новый уровень своего личностного функционирования. В очередной раз подчеркнем, что развитие личности может происходить и без сознательного участия человека. Но субъектность человека ярко проявляется в актах его саморазвития, в процессе его творческой эволюции, направляемой «автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности» [Выготский, 1984, с. 247-248].

Основные характеристики саморазвития человека. Важнейшей характеристикой саморазвития является его субъектность. Прежде всего, необходимо отметить, что наиболее общим понятием для анализа саморазвития является понятие жизнедеятельности как непрерывного процесса целепо- лагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек с момента выделения своего «Я» из окружающего мира, которое происходит в раннем возрасте, становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман , субъектом саморазвития он становится только в подростковом возрасте. Это связано с тем, что в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. В то же время, подросток, так же как и взрослый, может и не стать субъектом саморазвития. Субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой саморазвития является активность личности , которая, рассмотренная в ракурсе взаимодействия человека с социумом, проявляется как социальная активность или как социальная реактивность [Ситаров, Маралов, 2015]. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней: нормативный, нормативно-личностный, личностно-продуктивный и продуктивно-творческий. Понятно, что нормативный уровень - это уровень воспроизводства, пусть и в авторском исполнении, того, что уже известно, а вот уже начиная с нормативно-личностного уровня человек начинает проявлять себя в качестве субъекта саморазвития.

Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов , т.е. развивается тенденция к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выбор среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выбор, в том числе и выбор личностного роста, - признак субъектности индивида как автора своей жизнедеятельности и саморазвития. Когда человек сам осуществляет выбор саморазвития, он учится брать на себя экзистенциальную ответственность и держать ответ не только перед другими, но и перед самим собой, перед своей совестью.

Наконец, еще одной важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания у способность к самопознанию. Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.д. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами идентификации и рефлексии органически включаются в процесс самопостроения личности, определяет перспективы, способы и средства саморазвития.

Общие закономерности саморазвития. К настоящему времени общие закономерности психического развития как объективного процесса изучены достаточно хорошо. К ним, как мы уже указывали выше, относятся стадиальность развития, неравномерность и гетерохронность, существование сензитивных периодов и др. Этого нельзя сказать о саморазвитии. Причина здесь понятна - процесс саморазвития предельно индивидуализирован, он определяется мерой субъектности каждой личности, особенностями ее субъективного внутреннего мира, ее активности, характером целей и мотивов саморазвития.

Все это позволяет говорить о значимости выявления и психологического осмысления общих закономерностей саморазвития человека.

Прежде чем остановиться на кратком описании основных закономерностей саморазвития, отметим один важный момент, касающийся движущих сил саморазвития человека.

Движущей силой саморазвития, так же, как и развития в целом, являются противоречия. Основным противоречием выступает рассогласование в характеристиках «Я-реального» и «Я-желаемого». Именно такое рассогласование и порождает потребность в самоизменении себя в выбранном направлении, на базе которой и возможно осуществление саморазвития как специфической деятельности.

Современные теоретические и эмпирические исследования, проведенные в сфере психологии саморазвития, позволяют выделить следующие его общие закономерности: возрастание субъектности индивида, направленность саморазвития, его неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность саморазвития.

Обратимся к характеристике этих закономерностей.

Возрастание субъектности индивида в саморазвитии. На данную закономерность указывают практически все исследователи. Так, В. И. Сло- бодчиков 120001 считает, что, начиная с подросткового возраста (этап персонализации), индивид становится субъектом не только своей жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития. Становясь субъектом собственного саморазвития, человек приобретает широкие возможности для личностного, а затем и профессионального самоопределения, что позволяет накапливать и актуализировать свой внутренний потенциал. Несколько в ином ключе рассматривают эту проблему А. А. Деркач и Э. В. Сайко . Анализируя взаимосвязь и взаимообусловленность саморазвития и самореализации, делают важный вывод о том, что в ходе онтогенеза саморазвитие осуществляется за счет роста субъектности индивида. Такой рост обусловливает новые возможности в освоении действительности и презентации себя миру. Авторы указывают, что саморазвитие провоцирует потребность и возможность самореализации, и, наоборот, апробирование и раскрытие своих возможностей в самореализации полагает внутреннюю потребность и возможность саморазвития. В результате воспроизводятся и развиваются субъектность субъекта; его субъективность, полагающая сознательное отношение к «Другому», себе; самость как понимание себя в своем сущем. Это проявляется в способности человека к порождению количественных и качественных изменений в своем внутреннем и внешнем мире.

Направленность и качественное своеобразие саморазвития. Направленность саморазвития характеризуется особенностями общественных задач, в решение которых включается личность. Эти задачи могут обладать про- социальными и асоциальными ценностями. С позиций общества совсем не безразлично, совершенствуется личность, например, в профессии, науке, спорте и т.п. или овладевает «мастерством» воровства, коррупции, манипулирования другими людьми. Качественное своеобразие саморазвития определяется уровнем социальной (асоциальной) активности или социальной (асоциальной) реактивности. Человек, саморазвитие которого осуществляется в рамках проявления социальной (асоциальной) реактивности, может так и не стать субъектом собственного саморазвития. Результатом чего могут быть агрессивность, враждебное отношение к миру, защитное поведение, различного рода девиации, несамостоятельность, зависимость от других, безответственность и т.н. В жизни возможны и своеобразные «зигзаги», непоследовательность в проявлениях активности: в одних случаях человек проявляет себя как социально активная личность, в других - его поведение носит явно социально импульсивный, или пассивный, или даже асоциальный характер. Нередки ситуации, когда личность не испытывает никакого стремления к саморазвитию, ее жизнь осуществляется по принципу привычного функционирования: «Жить в свое удовольствие и ничего не делать».

Неравномерность и индивидуальный характер саморазвития. Неравномерность так же характерна для саморазвития, как и для развития человека в целом. Она проявляется в том, что один человек уже в подростковом возрасте становится субъектом саморазвития, знает, что ему нужно, определяется в жизни с тем, что ему нужно, быстро проходит нормативный уровень и приобретает способность к самостоятельному формулированию своих жизненных задач и притязаний. Другой так и не становится субъектом саморазвития или становится им достаточно поздно. Его активность может проявляться как реактивность, а жизненные притязания минимальны. Индивидуальный характер саморазвития обнаруживается в той неповторимой траектории, которую выбирает человек. Линия жизни и саморазвития может быть описана через многие показатели: доминирующие интересы и жизненные принципы личности, сферы, в которых саморазвитие осуществляется наиболее интенсивно, своеобразие целей и жизненных стратегий личности и многое другое.

Цикличность и стадиальность саморазвития. Как следует из периодизации В. И. Слободчикова и концепции саморазвития А. А. Деркача и Э. В. Сайко, на каждом возрастном этапе осуществляются определенные повторяющиеся циклы. У В. И. Слободчикова - это кризис рождения - стадия принятия - кризис развития - стадия освоения. У А. А. Деркача и Э. В. Сайко - смена циклов взаимодействия саморазвития и самореализации. К этому можно добавить, что применительно к саморазвитию точнее говорить о циклах приобретения (накопления) личностного опыта (личностного потенциала), а сюда входит все, что приобретает человек (в том числе и знания о себе), и о циклах его реализации (использования). Приобретение и реализация личностного потенциала в различных сферах бытия на разных возрастных этапах и есть тот механизм самодвижения, которое и характеризует саморазвитие в различных его формах и проявлениях. В ходе функционирования этих циклов, проявляя субъектную активность, разрешая противоречия между возросшими потребностями и возможностями их удовлетворения, человек обретает те новообразования, которые вписываются в особенности того или иного возраста и выражают уникальность и неповторимость данной личности.

Если провести сравнительный анализ общих закономерностей развития и общих закономерностей саморазвития, то со всей очевидностью можно констатировать, что закономерности саморазвития в большей степени носят вероятностный характер. Когда мы говорим о психическом развитии как объективном процессе, то его закономерности объективно существуют и неотвратимо проявляются. Применительно к саморазвитию такого сказать нельзя. Здесь очень много допущений и условий, важнейшим из них является факт становления субъектности индивида. Если человек становится субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития, тогда можно вести речь и о других закономерностях саморазвития: направленности, неравномерности, цикличности. Если же он так и не берет бразды правления в свои руки, не возлагает ответственность за свое развитие на себя, не становится подлинным субъектом своего саморазвития, то о других закономерностях не может быть и речи. Сказанное позволяет заключить, что с практической точки зрения, с точки зрения содействия саморазвитию важно создавать такие психологические условия, которые бы актуализировали субъектную позицию личности, ее потенциальную способность быть подлинным автором самого себя и своего жизненного пути.

Если обратится к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные формы саморазвития: самопрезснтация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Все они составные. Первая часть «само-», как мы уже отмечали, указывает па то, что субъектом, инициатором деятельности является человек. Вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться.

Какие же из этих форм являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализацию и самореализацию.

Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как личности. Самосовершенствование характеризует стремление приблизиться к некоторому идеальному образу, который выступает в качестве ориентира для достижения каких-либо качеств в себе в будущем. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни.

Сложнее дело обстоит с самореализацией. В одних исследованиях она отождествляется с самоактуализацией. В других - самореализация, наряду с саморазвитием в целом, рассматривается как самостоятельный процесс. В частности, А. А. Дсркач и Э. В. Сайко считают, что саморазвитие и самореализация являются базовыми составляющими развития индивида и характеризуют две его стороны движения-развития в жизненном пространстве [Деркач, Сайко, 2009]. Есть и такая точка зрения, где самореализация является более общим понятием по отношению к самоактуализации. Например, Д. А. Леонтьев рассматривает самореализацию как более широкое понятие, так как оно используется в различных психологических теориях и направлениях. А самоактуализация - это термин, характерный для гуманистического направления в психологии [Леонтьев, 2002].

Мы полагаем, что самореализация - это одновременно и форма саморазвития, и самостоятельный процесс.

Указанные основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, конечно, является самоутверждение. На этот факт указывали многие исследователи. В частности, А. Маслоу называл самоутверждение предтечей самоактуализации. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других людей. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и личностью самоутверждающейся. Одновременно и самоутверждение, и самосовершенствование, и самоактуализация тесно взаимосвязаны с самореализацией личности. Утверждаясь, совершенствуясь и актуализируя свой потенциал, человек реализуется в жизни и в деятельности: в груде, в учении, в познании, в общении, в творчестве. В этом смысле самореализация выступает в качестве своеобразной формы саморазвития. Уровень самореализации свидетельствует и о ступени в саморазвитии, на которую поднялся человек. Однако ее можно рассматривать и как самостоятельный процесс. Дело в том, что, даже имея актуализированный потенциал, человек в силу объективных или субъективных обстоятельств далеко не всегда может реализовать себя. И наоборот, он может реализоваться в доступных видах деятельности, не испытывая стремления к саморазвитию и не прилагая для этого особых усилий.

Саморазвитие – многогранное понятие, включающее в себя интеллектуальное, физическое и духовное саморазвитие. Если ваша цель – создать самодостаточную целостную личность, необходимо развивать все составляющие. Не обязательно в равной степени, ведь это действительно большая работа. Одна из составляющих, в зависимости от предпочтений человека и присущих ему от рождения данных, как правило, становиться доминирующей. Но взяться за работу только над одной стороной личности так же не получится, результат будет не так значителен, как можно было бы ожидать, работая вы над собой в полной мере.

Занимаясь развитием каждой составляющей, вы получаете результат во всех аспектах. Вы ищите и находите всё больше нового и ваши возможности возрастают в каждом из приведённых аспектов. Что бы отдавать себе отчёт в том, насколько важно развиваться разносторонне, следует рассмотреть каждый вид отдельно, это позволит выявить очевидные связи между ними.

Виды саморазвития

Интеллектуальное саморазвитие

Это работа интеллектуальной составляющей. Сюда относят стремление максимально реализовать свои интеллектуальные возможности. Изучение языков, углубление познаний в науке, расширение кругозора и повышение культурного уровня. Сюда же относят стремление познания неизведанного и проявления прочих интеллектуальных возможностей, таких как телепатия и экстрасенсорика, телекинез и т.д.

Развитие этих возможностей без работы над физической составляющей на первый взгляд, возможно, это не совсем верно. Да, вы станете хорошим студентом, но интеллектуальное саморазвитие, без работы над остальными составляющими не даст желаемых результатов. Так же, как невозможно физическое развитие без интеллектуального. Тот, кто физически слаб, не способен достаточно сил приложить к обучению, а для человека недалёкого, физическое развитие превращается в выполнение нескольких поставленных задач и не более.

Физическое саморазвитие

Физическое саморазвитие, по мнению большинства, это занятия спортом, хотя это не совсем так. Прежде всего, этот вид саморазвития предполагает развитие и познание всех возможностей своего тела. Для нас это спорт, ведь именно такое понятие распространено в нашей стране. Но физическое может заключаться не только в этом. Развивать и совершенствовать его можно занимаясь йогой, именно его часто выбирают представители восточных стран. Совершенствоваться можно, используя и другие практики: лечебное голодание или сыроедение. Но выбирая пути физического саморазвития, нужно учитывать, насколько вы готовы к этой практике. А так же не забывайте о том, что оптимальные результаты дает использование нескольких практик одновременно. И следует отметить, что занятия спортом, обязательная составляющая.

Чтобы понимать, как много можно добиться, понятно, нужно обладать и некоторыми знаниями.

Духовное саморазвитие

Саморазвитие, это процесс, прежде всего, гармонизации и единения интеллекта, силы и духа. Процесс это длительный и непростой. А потому, без духовного саморазвития он не возможен. Ведь без силы духа, невозможно заставить себя постоянно работать, чтобы добиться результата. В этом случае, скорее следует говорить о недолгих периодах спонтанного саморазвития.

Так, работая над интеллектуальным саморазвитием, невозможно учиться, если не прилагать усилий, не обладая ни волей, ни силой духа, без которых нет самодисциплины. То же относится и к занятиям спортом или йогой. Вам придётся, в том числе, развивать и силу воли. Иначе никак не получится побороть слабость или лень, продолжать занятия, несмотря на усталость и физическую боль, не позволить себе отложить на потом необходимую тренировку.

Тот, кто не развивается духовно, сам отказывается от возможности в полной мере реализовать свои таланты и возможности. А взявшись за развитие духа, вы придёте к необходимости взяться за умножение своих знаний и за тренировку своего тела.

А только саморазвитие и самореализация позволяют нам быть счастливыми. Без этого, невозможно добиться успеха и исполнения собственных желаний. В то же время, не забывайте, что в этом процессе, должны быть задействованы все виды саморазвития.

Конспект лекций

По учебной дисциплине «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия».

Раздел 4 «Проектирование»

1.2 Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации.


ВВЕДЕНИЕ

1.1. САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ……..

1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

1.1.3. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

1.1.4. Самопознание как процесс и барьеры в самопознании ……………

1.2. САМОРАЗВИТИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

1.2.1. Сознание и самосознание. Структура самосознания

1.2.2. Самоопределение личности …………………………

Формы самоопределения: самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация

ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.3.1. Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием …

1.3.2. Средства саморазвития: самовоспитание и самообучения ……

1.3.3. Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием.……

1.3.4. Технология структурирования внимания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Тема раздела - « Проектирование»

В разделе будут прочитаны три лекции:

Самоорганизация как основа саморазвития личности.

1.2 Саморазвитие и самоопределение личности.

1.3 Технологии саморазвития и самоуправления.


Самоорганизация как основа саморазвития личности

1.1.1. Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

САМООРГАНИЗАЦИЯ - интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Самоорганизация может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности, ее интересам и устремлениям.

А. Маслоу в беседе со с своими учениками всегда повторял одну фразу «Не надо стремиться делать хорошо никому не нужные вещи». Каждый человек изначально имеет определенный энергетический потенциал. И если этот потенциал направлен на достижение правильно выбранных целей в жизни, то есть шанс достигнуть верхнего уровня самоактуализации. «Это как шарик подброшенный вверх …….. »

Таким образом, Самоорганизация личности - деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем.

Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высоко развитым личным достоинством.

Практика показывает, что молодые люди, приступающие к обучению в вузе, стремятся не только освоить профессию, но и развиваться и совершенствоваться, при этом, к сожалению, часто не зная, как это делать и с чего начать, как самоорганизовать себя. В связи с этим возникла необходимость данного курса лекций предназначенного для овладения студентами системно организованными знаниями в этой области.

Изучение данного курса лекций направлено на развитие у студента соответствующей осознанной установки к самоорганизации на высоком уровне, на преодоление трудностей, правильную оценку своих возможностей и понимание собственных целей, потребностей и интересов; в целом – на стремление к дальнейшему профессиональному и личностному саморазвитию, подразумевающему личностно-активное отношение к предстоящей деятельности и самому себе как ее участнику.

В психологии существует довольно много различных концепций развития личности. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как рост, созревание с предопределенностью стадий. Так вплоть до 17-18 вв детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок – как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию личности стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных состояний, выражающихся в существенных их преобразованиях.

В настоящее время существует множество различных теорий развития: психосексуальная (З. Фрейд), теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер), теория генштальта (К. Левина), генетическая (Ж. Пиаже), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу), деятельности Л.С. Выготский и др. Согласно последней теории считается, что развитие познавательной сферы личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.

Задание 1. Составить таблицу существующих теорий развития личности, раскрыть их краткое содержание

Одним словом развитие личности в целом происходит благодаря разнообразию видов деятельности и взаимодействию с другими людьми. Совместная деятельность детерминирует развитие личности. Выбирая различные социальные позиции, в ходе совместной деятельности личность преобразуется из объекта в субъект развития, становясь все более активным творцом, дополняя процесс развития целенаправленным саморазвитием.

Именно благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, совершенствуется, в результате чего становится инициатором развития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой склад в культурно-историческое развитие общества, т.е. индивидуальная самоорганизация детерминирует процесс общественной самоорганизации.

При этом основу способности к саморазвитию составляют:

Умения личности видеть свои недостатки и ограничения;

Анализировать их причины в собственной деятельности;

Критически оценивать результаты своей работы, причем не только успехи, но и неудачи.

Задание: Проанализируйте свои недостатки и ограничения, которые, возможно, препятствуют вашему дальнейшему саморазвитию . Проверить объективность самооценки, посредством опроса группы

1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования .

«Все, что уже прошло - это прошлое». Жизнью является то, что происходит сейчас, в настоящем, и это настоящее нельзя пропускать…»

Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Как только человек начинает выделять свое Я из окружающего мира он становится субъектом своей жизнедеятельности , поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требованиям других. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой – активность личности . Способность к проявлениям активности постепенно определяет и способность личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Когда человек сам самостоятельно делает выбор, он учится брать на себя ответственность перед другими и самим собой.

Важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая способность к самопознанию органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.

Самопостроение – процесс, равный человеческой жизни, определяемый через действия в конкретных ситуациях. В ходе этого процесса человек строит модель Я-реальное (каким я был, чего достигал, как переживал, какой я сейчас, каким бы хотел себя видеть), причем эта работа не всегда протекает на сознательном уровне. В итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем либо в новом качестве.

Задание 3. Постройте собственную модель идеального «Я»

Итак, сущностными характеристиками саморазвития являются:

Реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,

Уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.

Саморазвитие личности – фундаментальная составляющая всего жизненного пути человека, непрерывный процесс, который протекает всегда в рамках сугубо личного опыта.

Своеобразие жизненного пути определяется множеством факторов: полом, возрастом, средой, образом жизни, историческими событиями, психологическими особенностями и др.

Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События могут быть случайными и закономерными. В жизни каждого человека случались события, которые коренным образом влияли на его жизнь: встреча с выдающимися человеком, работа или учеба и др.

Н. А. Логинова выделяет следующие виды событий:

события среды (то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность),

события поведения человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),

события внутренней жизни – относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп).

Таблица. Виды событий по Лонгвиновой

наименовние содержание
события среды то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность
события поведения Относятся к Поведению человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),
события внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп)

Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он являет­ся автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития.

Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития: если он таковым не является, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни, хотя, справедливости ради, следует заметить, что такое «плавание» не всегда является неудачным.

Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие стремления к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении.

Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере и как правило добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам

Мотивация саморазвития. Развитие человека происходит тогда, когда следующий поступательный шаг приносит ощущения нового свойства, радость и внутреннее удовлетворение. Таким образом, специфические переживания, характеризующиеся положительными эмоциями от ожидания достижения либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения, способствуют формированию соответствующей мотивации. Например, человека к саморазвитию могут побуждать следующие мотивы:

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.

Мотивация саморазвития, по мнению Абрахама Маслоу, - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Наличие у человека мотивации к саморазвитию свидетельствует о том, что он готов прикладывать усилия для реализации своего внутреннего потенциала и достижения соответствующих успехов.

Ι

Первое - формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы .

Второе – развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправлено .

Третье – устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда человек работает над собой сразу по трём направлениям.

Таким образом, осознание необходимости саморазвития должно сопровождаться формированием у человека соответствующей мотивации, включающей комплекс мотивов, побуждающих к выбору соответствующего направления саморазвития.

Задание 3. Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности?


Похожая информация:


Поиск на сайте:



2015-2020 lektsii.org -

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

УДК 37.015.31:159.923

Л. И. Селиванова

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ:

СУЩНОСТЬ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время идея саморазвития личности является чрезвычайно значимой для многих концепций о человеке, востребована как предмет научной дискуссии и основа педагогических инноваций. В статье изложены результаты теоретического исследования саморазвития личности, определены подходы к сущности данного явления и пути его реализации в образовательной практике.

Введение

Долгое время процессы саморазвития, самосовершенствования, самопознания в становлении личности считались областью исследования философии и психологии. Так, родоначальник классической философии И. Кант утверждал, что человек может быть охарактеризован как субъект автономного поведения и самосовершенствования. В отечественной науке И. П. Павловым была сформулирована закономерность о человеке как саморегулирующейся системе. В современных научных изданиях представлено различное толкование понятия «саморазвитие»: спонтанный процесс самореализации индивида, социокультурный процесс сознательного самообразования личности, активность субъекта по изменению способностей, восхождение к индивидуальности, поиск своего места в обществе, развитие общечеловеческого в каждом, условие и результат самообразования, процесс приобщения к культуре, активной самореализации в творчестве. Варианты понимания сущности саморазвития личности можно условно объединить в группы, определяющиеся в зависимости от подхода к рассматриваемому понятию.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый подход отождествляет категорию «саморазвитие» с самодвижением и развитием. Выдающийся педагог второй половины XIX - начала XX в. П. Ф. Каптерев предвосхитил такое понимание сущности саморазвития. Он доказывал имманентность и универсальность идеи саморазвития в отношении природных и общественных явлений. В современных энциклопедиях самодвижение характеризуется как внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, которое определяется ее противоречиями, опосредующими воздействие внешних факторов и условий. Диалектико-материалистическая концепция развития исходит из того, что поскольку источником развития являются внутренние противоречия, свойственные объектам с системным строением, то данный процесс по существу является саморазвитием (самодвижением).

С этой точки зрения психологи в своей области исследования указывали на существование простейших психических явлений, регулирующих деятельность. В материалах круглого стола журнала «Вопросы психологии» (1993, № 5) А. В. Брушлинский говорил о формировании психики на основе саморазвития ребенка, взаимодействующего с окружающим миром. Учёный опирался на утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что психические процессы «превращаются в сознательно регулируемые действия или операции», которыми личность овладевает и направляет их на решение жизненных задач . То есть признание спонтанного (обусловленного внутренними причинами) характера развития ребенка не снимает задач педагогического руководства этим процессом.

На возможности педагогики в развитии личности при направлении его деятельности указывал С.Л. Рубинштейн. Он определял значение творческой самодеятельности в обнаружении, проявлении и созидании субъекта. Искусство руководства развитием личности, по мнению Г. С. Костюка, заключается в том, чтобы направлять «самодвижение» ребёнка, содействовать его творческой активности. А. Н. Леонтьев добавлял, что педагогически управлять мы можем только деятельностью ребенка при условии опоры на законы развития. В своих трудах психологи разрабатывали принцип детерминизма (внешние причины действуют на внутренние условия) и принцип деятельности (единства сознания и деятельности), что имело большое значение для исследования в педагогической науке влияния на саморазвитие личности внешних условий -среды и обучения.

В педагогике второй половины ХХ в. отмечалось стремление опереться на активность как деятельностное состояние субъекта (Л. П. Аристова, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина). А. И. Кочетов писал о том, что человеку изначально присуща система активности отражения явлений, что делает его совершенной самообучающейся системой. И сегодня при характеристике новой парадигмы образования В. С. Кукушин определяет развитие как переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач, а саморазвитие называет высшим уровнем развития. Н. В. Бордовская считает саморазвитие показателем личностной зрелости и одновременно источником активного физического и социального долголетия человека.

Представление саморазвития в форме самодвижения определяет его позицию как внутреннего фактора развития личности. Так, один из ведущих педагогов Беларуси Н. К. Степаненков считает, что «развитие, наряду с целенаправленным процессом формирования личности, включает саморазвитие» . Т. А. Стефановская делает акцент на саморазвитии личности, а наследственность, среду, воспитание считает внешними факторами в отношении к личности. Социальная педагогика характеризует факторы, влияющие на личность, подчёркивая зависимость успеха обучения и воспитания от умения педагога пользоваться всеми окружающими ребёнка условиями.

Рассматривая воспитание как определяющий фактор становления личности, И. Ф. Харламов все же подчеркивал, что именно в саморазвитии оно получает «подлинную реализацию и эффективность» . Сущность «спонтанейности», «самодвижения» заключается в том, что внешние педагогические воздействия, преломляясь через внутреннее восприятие развивающейся личности, возбуждают у последней осознание и переживание разрыва между достигнутым и необходимым уровнем в работе над собой. В настоящее время общепринята педагогическая позиция, призывающая опираться в обучении и воспитании именно на внутренние факторы, побуждающие учащихся к саморазвитию: познавательные интересы, индивидуальные мотивы, разнообразные чувства, потребности в профессиональном и личностном самоопределении . Белорусские учёные А. И. Жук, О. Л. Жук, И. И. Казимирская, Е. А. Коновальчик подчёркивают, что «именно активность и собственное стремление к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяет развитие» . Б. Т. Лихачёв рассматривает саморазвитие как объективную «волю к жизни», предопределённую «инстинктами самосохранения и продолжения рода, собственности, свободы, власти, славы, импульсами нервной, мышечной, сексуальной, творческой потенции» . Для укрепления воли к жизни значимо взаимодействие с высоконравственными явлениями культуры, целеустремлённо организуемое в образовательном процессе.

Как видим, с точки зрения самодвижения и развития, саморазвитие личности в современной педагогике понимается как широкая категория, включающая в себя любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием. Данный подход формирует взгляд на ребёнка как на социально и биологически сложное явление, обладающее собственной логикой развития (саморазвития), которую нельзя игнорировать. Задачей образования объявляется обеспечение условий, оптимальных для саморазвития личности. Среди таких условий саморазвития можно выделить следующие: квалифицированное определение склонностей учащихся, выбор индивидуального образовательного маршрута (целей, задач, объёма, форм, темпа деятельности), создание поля реального применения способностей.

Значимым в педагогике является подход к саморазвитию личности как к «самообразованию», когда подчёркивается, что человек образует себя сам. Создание своего «я», личности переносится на почву сознательной самодеятельности. При этом в понятие «самообразование» вкладывается широкий смысл: самостроительство, самосозидание и самообучение, самовоспитание. В первом случае внимание заостряется на индивидуальном, «самости». Так, В. И. Слободчиков пишет о «самодостраивании» человека и роли в этом процессе саморазвития, «фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни» .

Во втором случае акцент ставится на социально-гуманитарном саморазвитии. Согласно мнению К. А. Абульхановой-Славской, саморазвитие включает в себя «процесс приобщения к культуре (своего общества, своей эпохи), постоянное повышение уровня своих знаний (в процессе непрерывного образования, пополнения имеющихся знаний новыми) и, наконец, процесс активной реализации себя в жизни (в труде, творчестве) .

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

Личность путем сознательной деятельности стремится достроить себя до общего, осуществляет самостоятельное познание, повышение своего образования и личное совершенствование.

В связи с названными примерами понимания рассматриваемого феномена обобщающим является приведённое в «Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь» (1999) определение саморазвития личности как слияния и сопряжения личностных и общественных целей, интересов, мотивов, действий, отношений, реализующихся в конкретных видах деятельности. Здесь подчеркивается роль самодеятельности индивида, ориентир на культуру человечества при обогащении способностей, реализации потребностей, выработке личностных качеств.

Как видим, применительно к самообразованию, саморазвитие личности выступает как способ сознательного встраивания в социокультурный процесс и в то же время как средство сохранения самобытности, индивидуальной свободы, человеческого достоинства, развития творческой индивидуальности. Чтобы нивелировать причины отстранения «самодеятельного организма» от образования, ещё столетие назад П. Ф. Каптерев призывал перестать искать его основы вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы её сознания. Педагог выстраивал следующее соотношение между образованием и самообразованием: «главенствующим и господствующим явлением должно быть самообразование, а вспомогательным - образование» . И в современных условиях при постановке в один ряд саморазвития, самообразования и самовоспитания важно взять их за основу при организации учебно-воспитательных заведений.

В настоящее время идея саморазвития личности получает оригинальное воплощение с точки зрения дискретного подхода, который использует отдельные «само-»умения и способности личности как движущие силы или структурные элементы саморазвития. В психолого-педагогической литературе появилось немало терминов (самореализация, самоактуализация, самодетерминация, самоутверждение, самовыражение, самораскрытие и др.), отражающих отдельные аспекты личностного потенциала, реализуемого в деятельности.

Педагогические и психологические концепции акцентируют внимание на различных движущих силах саморазвития личности. Так, посредством самоосознания, по мнению представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), самость изменяется и обеспечивает бесконечное саморазвитие личности. А. Маслоу выделял потребность в самосовершенствовании, самоактуализацию, когда «Я» «прислушивается к голосу импульса», осуществляет выбор (продвижение или отступление) из имеющихся возможностей и реализует потенции внутреннего роста. На потребность личности в самосовершенствовании опирается В. А. Ситаров при понимании саморазвития как «прогрессивного и необратимого изменения психологического статуса личности» . Система саморазвивающего обучения, разработанная руководителем «Школы доминанты самосовершенствования личности» Г. К. Селевко, ориентируется на удовлетворение не только познавательной потребности, востребованной в технологиях развивающего обучения, но и ряда других потребностей в «самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации» . Современный ученый утверждает, что на внутренние механизмы саморазвития можно влиять путем организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы, средства.

На самотворчестве личности делали акцент экзистенциалисты (М. Бубер, М. М. Бахтин, В. Франкл и др.). Австрийский психолог В. Франкл движущей силой жизни человека считал борьбу за её смысл посредством страдания, переживания ценности и совершения дела. Рассуждения В. Франкла о страдании как средстве нравственного совершенствования, о борьбе за достойную человека цель, о любви как способе понять суть и увидеть потенциальное в личности приводили к выводу - человек самодетерминирован. Педагогика экзистенциализма ставит цель - научить человека творить себя как личность, вооружив опытом существования.

Саморазвитие как «самотворчество», способность человека «к постановке целей самоизменения» и «к поиску средств для достижения этих целей» рассматривают Г. А. Цукерман и Б. М. Мастеров . Современные исследователи сделали вывод, что истинным субъектом саморазвития ребёнок становится в начале подросткового возраста. В задачи педагогики саморазвития, по их мнению, должна быть включена фасилитация процессов постановки целей самоизменения, т. е. помощь подростку в их постановке, поиске информации, новых средств для её решения.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Один из авторов образовательной системы «Школа 2100» А. А. Леонтьев отмечает необходимость понимания воспитания как выращивания у учащегося способности и потребности к творчеству, в первую очередь, к социальному и личностному творчеству - творчеству самого себя. Исследователь отмечает необходимость осознания ребёнком себя как преобразующего предметную и социальную действительность, ответственного начала, формирования смысловой установки на творчество и одновременно выращивания потребности риска, психологической установки на надситуативную активность, способности занять собственную позицию и принять решение.

Исследования надситуативной активности человека, «самодетерминации его бытия в мире» обосновывали позицию учащегося как субъекта педагогического процесса, в котором саморазвитие личности обеспечивается предоставлением возможностей для самореализации на основе выявления индивидуальности. И. С. Якиманская доказывает, что активность тогда является источником развития, когда становится самоактивностью и выступает «в виде самоконтроля, самооценки, саморегуляции». Переход к самоактивности учащихся обеспечивается овладением рациональными приёмами учебной работы, созданием опять же оптимальных условий для саморазвития личности. Запускающим механизм саморазвития фактором Н. Н. Поддьяков считает «цикличную самостимуляцию», когда «потребность в самообновлении ведёт к усилению поисковой активности, разрушению прежних представлений, к возрастанию упорядоченности и устойчивости психических образований на новом уровне» . Анализ, синтез, дифференциацию, интеграцию автор называет фундаментальными единицами, аккумулирующими потенциал развития.

Как дискретный подход к саморазвитию личности можно рассматривать разделение этого процесса на структурные компоненты, например, самопознание, волевая саморегуляция, самовоспитание, духовно-нравственное самоукрепление, самоопределение, самоактуализация, самореализация. Достижению высот творческого саморазвития, по мнению белорусского исследователя А. С. Зубра, способствует самосовершенствование личности, «творение себя» . В этот процесс автор включает такие структурные элементы, как самопознание, самонаблюдение, самоконтроль, самооценка, самообладание, самообновление. По его мнению, необходимо привести личность к самосовершенствованию, чтобы жизнь ее стала процессом саморождения.

С точки зрения дискретного подхода, процесс саморазвития личности представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, в состоянии которых пребывает личность. При этом овладение отдельными «само-»умениями может выступать движущей силой личностного саморазвития.

В идее саморазвития актуализируются многие из имеющихся на данный момент педагогических альтернатив (рисунок 1).

САМОРАЗВИТИЕ

С точки зрения диалектики

самодвижение

развитие

С точки зрения самообразования

Самостоятельная сознательная деятельность по встраиванию в социокультурный процесс и (или) развитию творческой индивидуальности

самообучение

самовоспитание

самостроительство

самосозидание

С точки зрения дискретного подхода

Совокупность способностей или отдельные «само-»умения личности как структурные элементы или движущие силы саморазвития

самоопределение самоорганизация самопознание саморегуляция и др.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

Первый подход - отождествление саморазвития личности с самодвижением и развитием. При опоре на диалектику, на разработки в психологической науке психических процессов и сознательно регулируемых операций, на явления детерминизма, принцип деятельности педагогические исследования включают в саморазвитие личности любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием.

При подходе к саморазвитию личности как самообразованию оно интерпретируется и как самостроительство, самосозидание, и как самообучение, самовоспитание. При этом внимание заостряется на индивидуальном и делается акцент на социально-гуманитарном изменении. Постановка саморазвития и самообразования в один ряд объединяет социокультурный процесс рационального самообразования и природообусловленный процесс разносторонней самореализации индивида. Здесь саморазвитие выступает как способ сознательного встраивания в социокультурный процесс и как средство сохранения самобытности, индивидуальной свободы, человеческого достоинства, развития творческой индивидуальности.

С точки зрения дискретного подхода, используются отдельные умения и способности личности как движущие силы или структурные элементы саморазвития. Опираясь на психологические концепции, педагогические исследования саморазвития ориентируются на потребности личности в позитивном самовосприятии, самоутверждении, самовыражении, самоактуализации, самообновлении, на предоставление возможностей самореализации, на обучение целеполаганию, поиску смысла и способов деятельности, на формирование способности к творчеству, на структурирование процесса саморазвития. На механизмы саморазвития можно влиять путем организации педагогического процесса, а также повышения роли «само-» процессов в становлении личности.

Осуществлённая классификация научных позиций способствует разрешению противоречия между акцентированием задачи саморазвития личности в современном образовании и теоретическим разнообразием в понимании сущности саморазвития, определяет механизмы его осуществления в практике обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи.

Литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 720 с.

2. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. - 496 с.

3. Харламов, И. Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Сов. педагогика. -1990. - № 12. - С. 28-35, 134.

4. Кадол, Ф. В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников: пособие для педагогов / Ф. В. Кадол. - Минск: Універсітэцкае, 1998. - 208 с.

5. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.] ; под общ. ред. А. И. Жука. - Минск: Аверсэв, 2003. - 349 с.

6. Лихачев, Б. Т. Воля к жизни в становлении личности / Б. Т. Лихачев // Педагогика. - 1996. - № 4. - С. 44-49.

7. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев; под общ. ред. В. Г. Щур. - М. : Школьная пресса, 2000. - 416 с.

8. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

9. Каптерев, П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании / П. Ф. Каптерев // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 73-84.

10. Ситаров, В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров; под ред. В. А. Сластенина. - М. : изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.

11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

12. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - М. : Интерпракс, 1995. - 288 с.

13. Поддьяков, Н. Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка / Н. Н. Поддьяков // Педагогика. - 2000. - № 1. - С. 12-20.

14. Зубра, А. С. Формирование культуры личности: пособие / А. С. Зубра. - Минск: Выш. шк., 2004. - 206 с.

At present the idea of personality self-development is utterly important for many concepts concerning man and it is in great demand as a subject and basis for scientific discussions and the basis of pedagogical innovations. The article deals with the results of theoretical research dealt with personality self-development. The approaches to the essence of this phenomenon and the ways of its realization in the educational practice are given.