Моральный кодекс психолога. Этика и принципы проведения консультации психолога

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее. Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделенной на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог - практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. Логика психолога - практика - это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к ним за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с «клиентами» - лицами, нуждающимися в психологической помощи. Психолог - практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Он знаком со всеми пониманиями нормы в современной психологии. Практик переводит затруднения клиента на язык психологической науки, осмысливает их в терминах общей психологической теории и описывает в психологическом диагнозе. Психолог -практик применяет профессиональные специальные навыки и умения, помогающие корректировать отклонения от нормы у клиентов. Общую логику работы психолога - практика можно описывать через возврат состояния клиента к норме.

В своей работе психолог - практик обязан руководствоваться профессионально - этическими нормами, выражающимися в этических принципах:

1) Принцип соблюдения тайны.

Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна - следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц.

Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности;

2) Принцип не нанесения ущерба.

Принцип не нанесения ущерба - один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которым он не знает, что делать. Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь. Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом. Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам. Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;

  • 3) Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;
  • 4) Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;
  • 5) Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;
  • 6) Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации должны быть обязательно полезны для того, кому даются;
  • 7) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения на базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, т. е. такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентация на которые делает людей напротив, несчастными, наносит им вред.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее применение к нему мер принуждения. В отличие от этого юридический кодекс опирается на нормы права , разрешающие насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в её структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике. Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциально ошибочного решения.

Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это - философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В философии, например, существует и давно разрабатывается специальный раздел, который так и называется – «этика». В нём даётся научное определение морали, рассматриваются её истоки, основные нравственные категории, их преобразование в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе определённые нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях людей. Составляющими социально-психологической человеческой культуры также являются обычаи и традиции, обеспечивающие социально - или национально-специфический колорит этических норм. Идеология и политика также представляют собой специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на интересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения.

Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идёт речь. В настоящее время в различных странах, где развёрнута и давно функционирует психологическая служба в системе образования, выработаны свои этические кодексы практического психолога. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования Российской Федерации…

Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это - позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребёнка кем-либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребёнку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях касающихся разглашения данных психодиагностических; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребёнка.

Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия практического психолога в системе образования в различных ситуациях:

1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.

2. В случае, когда личные интересы ребёнка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделённая соответствующими властными полномочиями.

5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несёт персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.

7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребёнка.

8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребёнка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребёнка перед обществом, всеми людьми.

10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.

11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребёнка, его человеческую свободу, Физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребёнку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются права работы с детьми, пользования дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежат суду.

12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинён, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребёнка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребёнка.

14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.

15. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях.

16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокорекционные методики для пользования некомпетентным лицам.

17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствии третьих лиц, включая учителей, родителей или других людей.

19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребёнка по его желанию проводилось в присутствии третьих лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы , определённых законом.

20. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребёнок имеет право знать, что и кому о нём говорится или предаётся.

21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребёнку.

23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в те виды деятельности , где его роль и функции будут бессмысленными, способными нанести ущерб детям.

24. Психолог не должен давать таких обещаний которые он не в состоянии выполнить.

25. Если обследование ребёнка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

26. Психолог несёт персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

27. При приёме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться.

Приложение 1

ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ПСИХОЛОГОВ

Психолог придаёт большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека или животного, который может быть объектом изучения. Он не только сам не использует своё профессиональное положение или связи, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда с целью, не совместимой с ценностью этих трудов. Испрашивая для себя свободу исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщение данных психодиагностического обследования и внимания к интересам своих коллег и общества.

Основные принципы.

Пинцип 1. Ответственность. Психолог, принявши на себя обязательство улучшать взаимопонимание человека с человеком, придаёт большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы.

А) Как учёный, психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вёл свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчёт о своей работе, не исключая из него такое объяснение данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.

Б) В руководствах указываются группы, для которых создан данный тест, и цели, с которыми рекомендуют его использовать. Указываются также ограничения его надежности и те стороны валидности, исследования по которым отсутствуют или являются недостаточными. В частности, руководство содержит предупреждение относительно интерпретаций, которые могут быть сделаны, но не являются еще достаточно обоснованными.

В) Каталог и руководство указывают степень тренировки и профессиональную квалификацию, необходимые для правильной интерпретации теста.

Г) Руководство и сопровождающие документы принимают во внимание принципы, сформулированные в «Стандартах для учебных и психологических тестов».

Д) Объявления о тестах являются скорее реалистическими и описательными, чем эмоциональными и убеждающими.

Принцип 16. Меры предосторожности в исследованиях . Психолог принимает на себя обязанности, касающиеся благополучия своих испытуемых – как животных, так и людей.

Решение провести исследование должно опираться на продуманные представления конкретного психолога относительно того, как наилучшим образом содействовать психологической науке и человеческому благополучию. Ответственный психолог взвешивает альтернативные способы, которыми можно оценить энергию и ресурсы личности. Принимая решение провести исследование, психологи должны выполнить эти исследования с уважение к тем людям, которые принимают в них участие, и заботясь об их достоинстве и благополучии. Принципы, которым следует руководствоваться, точно определяют этическую ответственность исследователя по отношению к участникам на протяжении всего хода исследования, от первоначального решения провести его до тех шагов, которые необходимы для обеспечения конфиденциальности полученных результатов.

Эти принципы следует интерпретировать в контексте законченного документа «Этические принципы проведения исследований на людях», выдаваемого по запросу Американской психологической ассоциации.

А) При планировании работы исследователь несет личную ответственность за тщательную оценку своей этической приемлемости исходя из этих принципов при исследовании на людях. В той мере, в которой эта оценка, рассмотренная с точки зрения научной и человеческой значимости, предлагает отклониться от принципов, исследователь берет на себя серьезную обязанность получить консультацию по этическим вопросам и соблюдать более строго меры предосторожности, обеспечивающие права участвующих в исследовании людей.

Б) Ответственность за установление и поддержание приемлемой этической практики в исследованиях всегда лежит на конкретном исследователе. Исследователь отвечает за этическое обращение с участниками исследования всех сотрудников, ассистентов, студентов и технического персонала, всех, кто впрочем, также имеет соответствующие обязанности.

В) Этическая практика требует, чтобы исследователь информировал участников обо всех особенностях исследования, которые, как предполагается, могут влиять на готовность человека принять в нем участие, а также объяснял все прочие стороны исследования, о которых расспрашивает участник. Отказ дать полное объяснение испытуемому налагает еще большую ответственность на исследователя за обеспечение благополучия и достоинства участника исследования.

Г) Откровенность и честность являются существенными характеристиками отношений между исследователем и участником исследования. Если методические требования исследования делают необходимыми скрытность или обман, исследователю нужно обеспечить понимание участником причин этого и восстановить прежние взаимоотношения между ними.

Д) Этическая практика требует, чтобы исследователь уважал право индивида отказаться от участия в исследовании или прервать это участие в любое время. Обязанность обеспечить осуществление этого права требует особой бдительности, если положение исследователя выше, чем положение участника. Решение ограничить это налагает еще большую ответственность на исследователя за обеспечение достоинства и благополучия участников исследований.

Е) Допустимое с этической точки зрения исследование начинается с установления ясного и справедливого соглашения между исследователем и участником исследования, которое разъясняет ответственность каждого. Исследователь обязан уважать все обещания и обязательства, включенные в это соглашение.

Ж) Исследователь, выполняющий этические стандарты, предохраняет участников исследования от физического и психического дискомфорта, вреда и опасности. Если существует риск таких последствий, исследователь должен проинформировать об этом участников, получить их согласие до начала работы и принять все возможные меры, чтобы уменьшить вредные последствия. Нельзя использовать те методы исследования, которые могут причинить серьезный и длительный ущерб его участникам.

З) После того как данные собраны, этическая практика требует, чтобы исследователь дал участнику полное объяснение характера исследования и устранил те неверные представления о нем, которые могли возникнуть. Если научная или человеческая ценность исследования оправдывает задержку объяснения или утаивание данных, на исследователя налагается особая ответственность убедить испытуемых, что им никаких вредных последствий исследование не принесло.

Принцип А. Компетентность.

Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Психологи с вниманием относятся к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

Принцип В. Порядочность.

Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях и обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений. Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

Принцип С. Профессиональная и научная ответственность.

Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы дифференцировано, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов их служб. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие психологии и психологам. Психологам не безразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологи консультируются с коллегами, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.

Принцип D. Уважение к правам человека.

Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологи осознают культурные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.

Принцип Е. Забота о благополучии других.

Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях психологи учитывают благополучие и права своих пациентов, клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других увлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь непричинением вреда. Психологи никогда не забывают о той власти над другими людьми, которую реально дает психология, или которая приписывается этой профессии, и они не пытаются воспользоваться этой властью в личных целях как в профессиональной деятельности, так и вне ее.

Принцип F. Социальная ответственность.

Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризовать психологические знания для повышения благосостояния общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследование, они заботятся, прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику в таком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов и общественности.

В частности, понятие «клиент» объясняется как условное обозначение человека, который является объектом исследо­вания, консультирования, специального обучения, тренинга, лечения, проходя­щего профотбор, аттестацию, или испытуемого, исследуемого в интересах на­уки о человеке.

В этическом кодексе психологического общества представлены главные этические принципы и правила деятельности психолога:

    принцип ненанесения ущерба Клиенту;

    принцип компетентности психолога;

    принцип беспристрастности Психолога;

    принцип конфиденциальности деятельности психолога;

    принцип осведомленного согласия.

Каждый из названных принципов в Этическом кодексе раскрывается и обосновывается определенными правилами. Данные принципы необходимо знать и ими руководствоваться в профессиональной деятельности. Рассмотрим их.

1. Принцип ненанесения ущерба Клиенту требует от Психолога такой организации сво­ей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили Клиенту вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Данный принцип предусматривает следующие правила.

Правило взаимоуважения психолога и Клиента.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с Клиентом допускается только после получения согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работы с ним, о применяемых методах и способах использования полученной информации. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в экспе­рименте, такое решение должно быть принято его законными представителями.

Правило безопасности для Клиента применяемых методик.

Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опас­ными для здоровья, состояния Клиента, не предоставляют его в результатах исследо­вания в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свой­ствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

Правило предупреждения опасных действий Заказчика относительно Клиента.

Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их приме­нение вне тех задач, которые были согласованы между Психологом и Заказчиком, и которые могли бы ухудшить положение Клиента. Психолог информирует Клиента о характере передаваемой Заказчику информации и делает это только после получе­ния согласия Клиента.

2. Принцип компетентности психолога. Согласно данному принципу Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и применяет апроби­рованные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. Данный принцип раскрывается следующими правилами.

2.1.Правило сотрудничества Психолога и Заказчика.

Психолог обязан уведомить Заказчика о реальных возможностях современной психо­логической науки в области поставленных Заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить Заказ­чику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие Заказчика руководствоваться ими в процессе работы. Психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается профессиональному или научному сомне­нию.

2.2. Правило профессионального общения Психолога и Клиента.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддержи­вать у Клиента чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психоло­гом. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказать­ся от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполне­ние в случае прекращения доверительных отношений.

2.3. Правило обоснованности результатов исследования Психолога.

Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных мате­риалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ лите­ратурных данных по поставленному вопросу.

Вступление. Психологи занимаются разработкой надежного и достоверного научного знания, основанного на исследованиях. Они могут использовать это знание в разных контекстах человеческого поведения. В этой деятельности они выполняют несколько ролей, например, исследователя, преподавателя, диагноста, терапевта, супервизора, консультанта, администратора, человека, вмешивающегося в социальные процессы, и эксперта. В их задачи входит расширение знания о поведении и, где это возможно, применение этого знания для улучшения условий жизни общества и индивида.

Психологи уделяют большое внимание свободе выражения в исследованиях, обучении и публикациях. Психологи прилагают все усилия для развития в обществе компетентных суждений о поведении. Этот Этический Кодекс ставит своей целью создание системы ценностей, которой психологи должны руководствоваться в профессиональной и научной работе.

Данный Кодекс преследует задачи внедрения как общих принципов, так и путей решения большинства проблем, с которыми сталкиваются психологи. Основной задачей этого кодекса является благополучие и защита индивидов и групп с которыми работают психологи. Личной ответственностью каждого психолога является поддержание как можно более высоких стандартов своей работы. Психологи уважают и защищают права человека и общества и не участвуют в любых дискриминационных акциях или действиях.

Развитие динамической системы этических стандартов в психологической работе требует постоянной личной ответственности за этичное поведение в профессиональной деятельности. Этичное поведение предполагает обучение этическим принципам студентов, супервизоров, работодателей и распространение этих принципов среди коллег для решения этических проблем.

Принцип А. Компетентность . Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Психологи с вниманием относятся к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

Принцип В. Порядочность . Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях я обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений.
Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

Принцип С. Профессиональная и научная ответственность . Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы дифференцированно, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов их служб. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие к психологии и психологам. Психологам не безразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологи консультируются с коллегами для того, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.

Принцип D. Уважение к правам человека . Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологи осознают культуральные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.



Принцип Е. Забота о благополучии других . Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях психологи учитывают благополучие и права своих пациентов, клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других вовлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь непричинением вреда. Психологи никогда не забывают о той власти над другими людьми, которую реально дает психология или которая приписывается этой профессии, и они не пытаются воспользоваться этой властью в личных целях как в профессиональной деятельности, так и вне ее.

Принцип F. Социальная ответственность. Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризировать психологические знания для повышения благосостояния общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследования, они заботятся прежде всего о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику в таком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов и общественности.

Понятие о

профессиональном этическом кодексе. Необходимость его введения и

использования в психологической службе системы образования. Источники

норм и правил, включаемых в этический кодекс практического психолога.

Сферы деятельности психолога, регламентируемые нормами этического

кодекса. Конкретные нравственные нормы, регулирующие действия

практического психолога в различных социальных ситуациях.

ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА

И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся

научно-психологических знаний, в системе образования создается и

функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются

профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших

учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в

решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания,

начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя

юность). На всем протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до

окончания школы он должен находиться в сфере внимания со стороны

профессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего в

среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за

психологическим развитием ребенка. В ходе его проводят регулярные

психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы

воспитанию, контролируют их реализацию.

Психологическая служба является органическим компонентом

современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление

и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их

интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков,

способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба призвана также обеспечить своевременное

выявление резервов психологического развития детей, их реализацию в



обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от

большинства других детей, то задача практического психолога сводится к тому,

чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии.

Если дело касается одаренных детей, то аналогичная задача, связанная с

ускорением психического развития, трансформируется в проблему, которую мы

уже обсуждали в предыдущей главе: обеспечения раннего выявления задатков

и их превращения в высокоразвитые способности.

Еще одна сложная задача психологической службы в системе

образования состоит в том, чтобы постоянно, в течение всего детства держать

под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения

качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость построения

этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и

социальными законами психического развития детей, с основными

положениями психологической теории обучения и воспитания. Практическая

цель работы психолога здесь сводится к тому, чтобы с позиций этой науки

совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного

возраста.

Важный аспект в работе практического психолога связан с

психопрофилактикой. Он касается своевременного выявления и устранения

факторов, которые могут вести к отклонениям от нормального психического -

интеллектуального или нравственного - развития ребенка. Подразделения

психологической службы, занятые решением этой задачи, опираются в своей

работе на знание законов психического развития ребенка, в первую очередь,

тех, которые представлены в патопсихологии и в дефектологии как областях

теоретических и практических знаний, пограничных между психологией и

медициной.

Следующая существенная задача, которую решает психологическая

служба в системе образования, состоит в практическом воздействии

психологов на непосредственных участников педагогического процесса: детей,

учителей, родителей и руководителей образования. Данная задача

предполагает оказание прямой психологической помощи всем этим людям в

обучении и воспитании. Здесь психолог ^выступает в роли педагога,

психотерапевта, консультанта, корректора. Психогенное происхождение

многих заболеваний, связанных с работой сердечно-сосудистой системы и

желудочно-кишечного тракта, в настоящее время можно считать доказанным.

То же самое касается эндокринной системы человека и тем более его

психологии и поведения. Занимаясь практической работой в этой области,

психолог старается предупредить возникновение и обострение подобного рода

заболеваний, использует специальные методы воздействия на психологию и

поведение людей с целью вызвать благоприятные для лечения болезни

органические реакции.

Работники управленческих структур системы образования помимо общей

психологической помощи, о которой только что шла речь, нуждаются и в

особой управленческой психологической поддержке, касающейся руководства

людьми в группах и коллективах. Руководящим работникам системы

образования необходимы знания из области психологии управления,

психологии человеческих взаимоотношений, психологии эффективности

групповой деятельности. Все взрослые люди, включенные в обучение и

воспитание детей, нуждаются в психологических знаниях, позволяющих им

глубже понимать развитие детей и управлять им. Эти знания в минимально

необходимом объеме даются в высших педагогических учебных заведениях, но

со временем они частично или полностью устаревают, утрачиваются и,

следовательно, нуждаются в дополнении и обновлении. Их коррекцию также

обеспечивает психологическая служба на протяжении всего периода

профессиональной работы того или иного педагога.

Специальная задача психологической службы состоит в решении

совместно с представителями других областей знаний - педагогами,

дефектологами, социологами, врачами, юристами - различных вопросов,

касающихся судьбы детей, существенно отличающихся от своих сверстников

и требующих к себе особого внимания, специфического отношения, необычных

форм и методов педагогической работы. Речь прежде всего идет о детях,

отстающих в своем развитии, и об одаренных детях. Первые нуждаются в

обучении и воспитании по упрощенным, менее напряженным программам,

соответствующим их возможностям усвоения, а вторые, напротив,- в

обучении по более сложным и насыщенным программам, чем обычные дети.

Программы, предлагаемые для отстающих и одаренных детей, обязательно

должны проходить предварительную психолого-педагогическую экспертизу с

участием специалистов-педагогов различного профиля, каждый из которых

независимо от других и со своей профессиональной стороны оценивает эти

программы с точки зрения того, обеспечивают ли они оптимальные условия для

развития детей соответствующей категории. Хотя дети, отстающие в своем

развитии, физически и психологически ослабленные, требуют облегченных

учебно-воспитательных программ, но такие программы не должны приводить к

углублению их отставания от нормальных детей. Напротив, эти программы

должны обеспечивать ускоренное развитие отстающих детей, рассчитанное на

сокращение разрыва между ними и обычными детьми в психологическом

отношении. Создание облегченной, но ускоренно развивающей программы -

дело более сложное, чем, например, разработка усложненной развивающей

программы для одаренных детей. Поэтому на практике творческий потенциал

психологов больше задействован в области работы с детьми, имеющими

задержки в своем психическом развитии, чем с теми, кто опережает своих

сверстников.

Иногда в работе с детьми возникают проблемы, от решения которых

напрямую зависит дальнейшая жизненная судьба ребенка. Это вопросы,

касающиеся возможности или невозможности продолжения обучения ребенка в

обычной школе из-за серьезных психолого-педагогически некомпенсируемых

умственных дефектов, а также вопросы, связанные с другими случаями

проведения медико-психологической экспертизы детей. Здесь основная задача

практического психолога сводится к тому, чтобы дать ответственное и

квалифицированное экспертное заключение по ребенку, которое при

определении его судьбы принимается в расчет наряду с мнением других

специалистов: педагогов, врачей, дефектологов, юристов и др.

Психологическая служба имеет сложную, многоуровневую структуру,

она пронизывает систему образования сверху донизу, от высших органов

управления ею - министерств и ведомств - до низших ее звеньев - детских

групп, существующих в дошкольных и школьных учреждениях68. На уровне

министерств и ведомств могут вводиться должности главных психологов или

выделяться специальные отделы, ведающие работой психологической службы.

Решение вопросов, касающихся различных сторон работы психологической

службы, ее кадрового, программного, методического и другого

общегосударственного обеспечения, может быть сосредоточено в таком отделе

или подразделении. На данный момент времени он имеется, например, в

составе Министерства образования Российской Федерации.

Органами

управления,

непосредственно

подчиненными

государственным, являются научно-методические центры психологической

службы, создаваемые в республиках, в краях, областях, крупных городах,

районах этих городов. Данные центры обеспечивают научно-методическое

руководство психологической службой в масштабах соответствующего региона

и создаются при местных органах управления образованием. Они занимаются

сбором информации о развитии детей в данном регионе, а также научно-

методическим обеспечением, проверкой деятельности и повышением

квалификации практических психологов на местах. Работой этих центров могут

руководить высококвалифицированные специалисты-психологи, имеющие

высшее психологическое образование университетского уровня или ученую

степень по психологии. Возглавлять такие центры могут также имеющие

достаточный опыт практической работы выпускники спецфакультетов

практических психологов, открытых при некоторых высших педагогических

учебных заведениях. Государственные и региональные органы управления

психологической службы сами, как правило, непосредственно практической

работой с детьми не занимаются, а имеют дело лишь с практическими

психологами, работающими на местах.

Нижестоящие структурные подразделения психологической службы

заняты уже непосредственной работой с детьми и взрослыми людьми,

включенными в образовательную систему в качестве учителей, воспитателей,

родителей и т. п. Это могут быть центры, оказывающие практическую

психологическую помощь населению, психологические консультации,

негосударственные подразделения психологической службы, а также

отдельные практические психологи, работающие в штатах низовых учреждений

психологической службы системы образования. Такие подразделения могут

создаваться при городских и районных исполнительных комитетах, при

городских и районных органах управления образованием, существовать как

независимые коммерческие структуры: кооперативы, малые и частные

предприятия. В вузах, школах, лицеях, гимназиях, колледжах, в иных

дошкольных и внешкольных учреждениях могут создаваться свои

подразделения психологической службы и трудиться практические психологи,

которые обслуживают нужды данного образовательного учреждения.

Отдельные психологи, наконец, могут заниматься частной психологической

практикой, работать вполне самостоятельно и быть юридически независимыми

от органов управления образованием и психологической службой.

По отношению к подчиненным структурам органы управления

психологической службой наделены определенными властными

полномочиями. Их деятельность в свою очередь может быть также подчинена

некоторым стоящим над ними подразделениям более высокого уровня

управления, так что каждая из подструктур психологической службы, за

исключением частных, одновременно выступает и как законодательная по

отношению к подчиненным ей структурам, и как исполнительная в отношении

к вышестоящим органам управления. Все сказанное относится и к отдельным

практическим психологам. Будучи административно включенными в

определенные структуры системы образования и подчиненными органам их

управления, практические психологи свои профессиональные обязанности

реализуют независимо и за добросовестное исполнение своих обязанностей

несут полную персональную ответственность.

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих

специализацию в работе практического психолога: психодиагностика,

психологическое консультирование, психопрофилактика и психокоррекция.

Психодиагностика предполагает профессиональное владение методами

психологического исследования ребенка, в том числе тестами. Основная задача

практического психолога, специализирующегося по психодиагностике,

сводится к тому, чтобы оценивать психологию и поведение детей и взрослых

людей в системе образования, давать им квалифицированную психологическую

характеристику, опираясь на достоверные и надежные данные, полученные в

процессе психологического обследования. Психолог, занимающийся этим

видом профессиональной деятельности, должен знать не только технику

применения на практике той или иной психодиагностической методики, но и

теорию, в рамках которой она первоначально появилась и в дальнейшем

совершенствовалась. Психолог - специалист по диагностике - должен сам

уметь при необходимости создавать и проверять, в частности адаптировать,

методики, владеть способами научной оценки их валидности и надежности. От

психолога требуется научно обоснованная и корректная интерпретация

результатов проводимых психодиагностических обследований, не

допускающая произвола и непоследовательности в их интерпретации.

Второе направление специализации в работе практического психолога

представлено психологическим консультированием. Оно включает в себя

следующие частные виды работ: 1. Выработку и точную формулировку

проведенного психодиагностического обследования, причем соответствующие

доступной для практической реализации. 2. Ведение бесед с теми, кто

нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением

детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических

советов. 3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках

психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Третье направление работы - психопрофилактическое - связано с

решением задач предупредительного характера, предотвращающих

наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка,

например отставания, задержек в развитии, обучении или воспитании,

появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей.

Психолог, занятый профилактической работой, должен знать возможные

причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя

заметить и устранить. Этой цели, в частности, служит психологическая

подготовка учителей, воспитателей и родителей, в ходе которой их обучают

внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может

привести к отклонениям в психическом развитии.

Четвертое направление работы, обозначенное как психологическая

коррекция, предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка

или взрослого с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их

психологии или поведения. Здесь психолог должен профессионально владеть

методами психокоррекции: психотерапией, социально-психологическим

тренингом, аутотренингом, определенными приемами, применяемыми в

технике гипнотического внушения, а также быть способным оказывать

внушающее воздействие на клиента.

На практике психолог, как правило, в той или иной степени занимается

работой, связанной со всеми четырьмя направлениями, однако каждое из них

требует достаточно большой специальной подготовки, времени и

значительного профессионального опыта, поэтому развитие и

совершенствование работы практического психолога и психологической

службы в целом предполагает специализацию в одном или двух из четырех

рассмотренных направлений работы. Это, соответственно, ставит задачу

включения в психологическую службу специалистов четырех различных

профилей: психодиагностов, консультантов, психопрофилактиков и

психокорректоров.

Взаимодействие органов управления психологической службы и

практических психологов осуществляется следующим образом. Проводя свою

работу на местах в детских учебно-воспитательных учреждениях, психологи

обобщают полученные ими результаты и в систематизированном виде

представляют их в вышестоящие органы управления, которым они

административно подчиняются; эти органы в свою очередь сами оказывают

необходимую организационную и научно-методическую помощь психологам,

работающим на местах, в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Практический психолог в основном работает по программе,

утверждаемой центральным или вышестоящим органом управления

психологической службы. В этой программе обычно определяются те виды

работ, которые за определенный срок должны быть выполнены практическим

психологом, их содержание и объем, а также требуемые затраты времени.

Существуют нормативы, устанавливающие режим работы практического

психолога, нормы и правила организации его делового взаимодействия с

другими участниками образовательного процесса. В них устанавливается

взаимная ответственность, взаимные обязательства практических психологов и

органов управления психологической службы.

Определенные отношения складываются между работниками

психологической службы и другими подструктурами системы образования. Эти

отношения регулируются положениями о психологической службе,

утверждаемыми органами образования. Такие положения определяют задачи,

которые возлагаются на психологическую службу соответствующего

государства.

Перспективы развития психологической службы связаны с более

глубоким и органичным проникновением психологических знаний в процесс

обучения и воспитания, с интеграцией подразделений психологической службы

в систему и ее включением в качестве неотъемлемого, обязательного звена в

систему образования, которое будет сопровождаться прояснением и

установлением четких деловых отношений между практическими психологами

и другими участниками образовательного процесса, кооперацией и

специализацией в работе самих практических психологов.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

К человеку, претендующему на должность практического психолога в

системе образования, предъявляются определенные квалификационные

требования. Основное из них состоит в том, что такой человек должен иметь

диплом о высшем психологическом специальном образовании. Такой диплом

выдается или лицам, окончившим полный курс обучения в университете по

специальности «Психология», или тем, кто прошел обучение на

спецфакультетах по специальности «Практический психолог в системе

образования», которые могут создаваться при различных, в основном

педагогических, высших учебных заведениях. Кроме глубокого знания

психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу,

практическому психологу необходимы знания, умения и навыки в области

психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, патопсихологии,

дефектологии, психологического консультирования и ряда других,

пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему также

необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми,

поэтому на спецфакультеты по переподготовке по специальности

«Практический психолог в системе образования» в основном принимают лиц,

уже имеющих высшее педагогическое образование и опыт работы в школе или

в дошкольном учебно-воспитательном учреждении.

Все то, о чем говорилось выше, составляет общие требования,

предъявляемые к практическому психологу. Среди множества других

требований есть и специальные, относящиеся к практическим психологам,

занятым в специфических видах деятельности психологической службы, таких,

например, как психодиагностика, психологическое консультирование,

психокоррекция, работа с трудными детьми, отстающими в развитии,

отклоняющимися в поведении. Специалист по психодиагностике должен в

совершенстве владеть соответствующими методами, причем быть способным

давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике.

Кроме знания психологических методик и правил их конструирования или

проверки, такому специалисту необходимы достаточные знания в области

математической статистики, программирования на ЭВМ, пользования ими.

Профессиональная специализация практического психолога в области

консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии

психотерапевтического человеческого общения, проведения бесед, интервью,

способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их.

Для этого психолог-консультант должен правильно воспринимать и хорошо

понимать людей, вызвать к себе доверие и быть убедительным в

психологических воздействиях на людей. Следовательно, при подготовке

практических психологов-консультантов особое внимание должно быть

обращено на усвоение ими знаний, умений и навыков, касающихся

межличностного общения.

Психокоррекция- это особо сложная сфера прикладной работы, которая

рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента.

Поэтому психолог, специализирующийся в этой области, должен хорошо

владеть техникой организации и проведения социально-психологических

тренингов в их различных формах, приемами психоанализа и другими

психотерапевтическими техниками. Подготовка высококвалифицированного

специалиста в этой области требует гораздо больше усилий и времени, чем,

например, подготовка психодиагноста или консультанта.

Особые квалификационные задачи возникают тогда, когда речь идет о

подготовке практического психолога, которому предстоит работа с трудными

детьми. Если это дети с отклоняющимся поведением, то практический

психолог, занятый в учреждениях, где они содержатся, должен знать законы и

правила, действующие в учреждениях подобного рода, а главное-иметь

личную склонность к работе с такими детьми в соответствующих учреждениях.

Те же требования предъявляются к практическому психологу, имеющему дело

с детьми, отстающими в своем развитии.

Менее строгие, но специфические требования предъявляются к

практическим психологам, которым предстоит работа в учреждениях

интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей: домах ребенка,

детских домах, специализированных школах-интернатах. Воспитатели в этих

учреждениях должны по-возможности заменять детям отсутствующих

родителей, и это в первую очередь относится к работающим в таких

учреждениях практическим психологам. У детей, содержащихся в учреждениях

подобного типа, нередко отмечается повышенная по сравнению с обычными

детьми потребность во внимании к себе со стороны окружающих взрослых

людей, в эмоционально-положительных контактах и общении с ними, в

доброжелательности, в человеческом тепле и ласке. Кроме того, у детей,

развитии, как интеллектуальном, так и моральном, а также отклонения в сфере

межличностных отношений.

Особое положение практического психолога среди работников

образования, которое делает его главным лицом в защите интересов ребенка,

порождает несколько иное соотношение его прав и обязанностей по сравнению

с тем, которое имеется у большинства других педагогов или у человека иной

профессии. Если во многих случаях жизни в профессиональной работе людей

на первом месте находятся права, а на втором обязанности, то для

практического психолога характерен (как, впрочем, и для врача) приоритет

обязанностей перед правами, долга перед претензиями, связанными с личными

интересами. Многие из прав, которыми обладает практический психолог, тесно

связаны с его обязанностями, вытекают из них и без них реализоваться не

могут. Психолог, в частности, обязан (и имеет право):

Активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-либо

из лиц, ответственныхза его обучение и воспитание;

Принимать самостоятельные профессиональные решения в пределах

своей компетенции;

Вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, если они не

способствуют развитию ребенка и тем более наносят ему вред;

Добиваться от лиц, обладающих соответствующими полномочиями

(администрация учебно-воспитательных и других учреждений, руководители

органов народного образования, учителя, воспитатели, родители), всяческого

содействия ребенку и своевременного принятия позитивных решений,

касающихся судьбы ребенка;

Лично участвовать в проведении медико-психологических,

дефектологических и судебно-психологических экспертиз и исследований

детей, а также тех лиц, которые связаны с их обучением и воспитанием.

Свои обязанности практический психолог реализует в собственной

профессиональной деятельности, основные направления которой нами были

рассмотрены выше. Его права могут быть защищены юридически, социально и

морально. Юридическая защита предполагает существование законов, в

соответствии с которыми психолог строит свою работу и отношения с другими

лицами, занятыми обучением и воспитанием детей. Такие законы могут

существовать, приниматься и иметь силу на государственном и местном

уровнях. В настоящее время защита прав практических психологов в нашей

стране обеспечивается теми документами, которые принимаются

правительством, Министерством образования, республиканскими, краевыми,

областными, городскими и районными органами власти, осуществляющими на

подвластных им территориях законотворческие функции. Основным таким

базовым документом является Положение о, психологической службе.

Социальная защита прав практических психологов обеспечивается

организациями, деятельность которых затрагивает сферу образования. Это -

ассоциации практических психологов, педагогов, детские и образовательные

фонды, центры обучения и воспитания детей, средства массовой информации.

Моральная защита деятельности практических психологов в сфере образования

состоит в их поддержке общественным мнением.

Часть вопросов в своей практической работе психолог решает полностью

самостоятельно, часть-во взаимодействии с другими специалистами,

имеющими отношение к обучению и воспитанию детей. К числу тех проблем,

которые психолог должен ставить и решать самостоятельно, относятся

проявление инициативы в поиске и исследовании вопросов психолого-

педагогического характера, возникающих в учебно-воспитательном процессе,

выбор методов исследования, проведение обследования, интерпретация его

Сюда же можно отнести своевременное выявление, предупреждение и

устранение доступными практическому психологу средствами отклонений или

нарушений в психическом развитии детей и проведение занятий с детьми по

курсам человековедения, этики и психологии семейной жизни, ряду других, где

используются психологические знания. Совместно решаемые проблемы

включают в себя формирование у педагогов, родителей, заменяющих их лиц

общей психологической культуры, минимума знаний, необходимых для

правильного обучения и воспитания детей в современных условиях, а также

желания и готовности педагогов использовать эти знания в работе с детьми с

целью их ускоренного интеллектуального и личностного развития. Вместе с

педагогами, врачами и социологами практический психолог участвует в

создании условий для полноценного психического развития ребенка на каждом

возрастном этапе, начиная с младенчества и до окончания школы. Совместная

работа многих специалистов требует своевременного определения у детей

таких качеств и свойств, которые свидетельствуют о наличии у ребенка особых

обучению и воспитанию таких детей, включая разработку и экспертизу

специально предназначенных для них программ развивающего обучения. В

сотрудничестве с администрацией учебно-воспитательных учреждений

практический психолог решает задачи по оптимизации управления

педагогическим коллективом, улучшению существующей в нем морально-

психологической атмосферы.

Вместе с учителями и воспитателями психолог занимается

комплектованием классов и учебных групп, проводит систематические медико-

психологические и социально-педагогические обследования детей на

протяжении всего детства, участвует в анализе результатов таких

обследований, в проведении установленной законом медико-психологической

экспертизы детей с нарушениями в психическом развитии и аномалиями

поведенческого характера. В сотрудничестве с администрацией учебно-

воспитательных учреждений, учителями и воспитателями практический

психолог оказывает воздействие на ребенка с целью исправления его

поведения, ускорения интеллектуального и морального развития.

Спорные вопросы, которые возникают в работе практического психолога,

в зависимости от их характера решаются компетентной комиссией, состоящей

из независимых профессиональных психологов, или комиссией, включающей в

свой состав специалистов разного профиля. Если речь идет о проблемах,

относящихся к тем перечисленным выше видам работ, которые психолог

выполняет самостоятельно, то такие проблемы, как правило, решаются

специальной комиссией, включающей высококвалифицированных

профессиональных психологов. Такая комиссия может создаваться и

функционировать, например, при одном из вышестоящих научно-методических

центров психологической службы в системе образования. Если дело касается

проблем, связанных с принятием ответственных решений относительно

жизненной судьбы ребенка, то они рассматриваются с обязательным участием

самих детей (если они достаточно взрослые), родителей или заменяющих их

лиц, а также психологов, медиков, дефектологов и педагогов, причем каждый

из членов таких комиссий обладает правом решающего голоса при обсуждении

подобного рода проблем и принятии по ним ответственных решений. Это

означает, что любое из принимаемых решений признается недействительным,

если хотя бы один из членов комиссии с ним не согласен, за исключением

некоторых случаев медико-психологического или судебно-психологического

характера, процедура решений которых строго определена в соответствии с

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на

базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной

сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы,

выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование

которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их

счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом,

ориентация на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит им вред.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это

означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в

соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее

применение к нему мер принуждения. В отличие от этого юридический кодекс

опирается на нормы права, разрешающие насильственные действия в

отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в

отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятельностью

практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится

потому, что далеко не все проблемы, с, которыми в жизни сталкивается

практический психолог в системе образования, могут иметь однозначное и

точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме

юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной

социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения

на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике.

Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее

правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого,

преждевременного и потенциально ошибочного решения.

Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются

нормы этического кодекса практического психолога. Это - философия,

религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как

сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные

принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В

философии, например, существует и давно разрабатывается специальный

раздел, который так и называется - «этика». В нем дается научное

определение морали, рассматриваются ее истоки, основные нравственные

цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе

определенные нравственные принципы, которые для верующих являются

императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура

включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в

обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях

людей. Составляющими социально-психологической человеческой культуры