Но если царь советовался с Распутиным о назначении чиновников, то к его политическим советам он прислушивался гораздо реже.Например, Распутин несколько раз без успеха убеждал царя уравнять евреев в правах с остальным населением. Григория Распутина скромно

Одну из самых темных страниц в истории России оставил Григорий Ефимович Распутин. Он родился по уточненным данным историка А. Чернышева 10 января 1869 г. в селе Покровское Тобольской губернии в семье крестьянина. Его родителями были крестьяне Ефим Яковлевич и Анна Васильевна. В семье помимо Григория родилась дочь Феодосия 1875 года рождения. Покровское стояло на высоком берегу реки Тура, впадающей в полноводный и рыбный Иртыш. Село было небедное. Вокруг простиралась сибирская тайга с ее несметными богатствами. До ближайшего купеческого городка Тобольска, процветавшего в то время на торговле с Севером, было не менее 100 километров, которые можно было преодолеть лишь по реке: по воде или по снегу на санях в зимнюю пору. Во время распутицы связь села с внешним миром прерывалась.

Юные и молодые годы Распутина покрыты мраком и о них остались разноречивые сведения. Но по свидетельствам односельчан рос Гришка Распутиным вороватым и буянистым, особенно, во хмелю, за что не раз был бит. С самых младых лет рослый и смелый не по годам Григорий начал распутничать с сельскими девками. Он, по стопам отца, занялся извозом, что еще больше способствовало этому его самому сильному увлечению, которое он пронес через всю жизнь. Он рано понял, что любая женщина желает естественной близости с подходящим мужчиной, и хорошо овладел искусством искушения страждущих представительниц прекрасного пола.

В одной из поездок Распутин попал в Верхотурьянский монастырь, где жили обычные монахи и хлысты, члены запрещенной секты. 4 месяца провел молодой Распутин среди хлыстов, участвуя в их оргиях. Эти оргии несут в себе память славянского язычества, когда в определенные дни допускалось сексуальное светопреставление. Хлысты тщательно готовились к своим ритуальным оргиям, скрывали их от посторонних. Они приходили в тайные дома или в глухой лес, пели песни. Затем начинали танцевать, все ускоряя ритм ритуальных танцев и доводя себя до состояния экстаза. В финале оргии они срывали с себя одежды и беспорядочно совокуплялись.

По возвращению от хлыстов восемнадцатилетний Распутин 2 февраля 1887 года женился на девушке из своего села Прасковье Федоровне Дубровиной, которая была старше его на три года. У них родилось пятеро детей, три сына и две дочери, Мария и Варвара. Старший сын Михаил умер в 4-летнем возрасте от скарлатины (1889-1893). Четырехмесячный Георгий умер от дизентерии в 1894 г. Выжил Дмитрий, но оказался умственно неполноценным. Дочерей Распутин забрал впоследствии в Петербург и дал им приличное образование.

Изнурительный крестьянский труд не привлекал Распутина, и он ударился в бродяжничество. Распутин резко изменился. Посещал монастыри. Посетил православную обитель на священной греческой горе Афон. Дважды дошел до священного города христиан Иерусалима. В этих странствиях Распутин приобрел знания и опыт, которые впоследствии использовал при царском дворе.

Григорий Распутин, несомненно, был от природы одаренным человеком. Он обладал гипнотическим даром и владел искусством сильного влияния на определенного сорта людей. Все люди, знавшие Распутина, подчеркивали необычную силу взгляда «старца». «Святым старцем» Распутина стали называть за богатый опыт, приобретенный в странствиях и скитаниях, и умение врачевать души верующих.

Приведем портрет Распутина образца 1915 г., оставленный Морисом Палеологом, французским послом в России:

«Темные волосы, длинные и плохо причесанные, черная и густая борода; высокий лоб; широкий и выдающийся нос, мясистый рот. Но все выражение лица сосредотачивается в глазах, в голубых, как лен, глазах со странным блеском, с глубиною, с притягательностью. Взгляд в одно и то же время пронзительный и ласковый, открытый и хитрый, прямой и далекий. Когда его речь оживляется, можно подумать, что его зрачки источают магнетическую силу».

Князь Юсупов, готовясь к убийству Распутина, пришел к старцу испытать действие его гипноза на себе. Юсупов сказался больным. Распутин уложил его на диван и принялся «лечить». Юсупов в своих воспоминаниях описывает: «Сила гипноза Распутина была огромная. Я чувствовал, как эта сила охватывает меня и разливается теплотой по всему моему телу. Вместе с тем я весь был точно в оцепенении: тело мое онемело. Я попытался говорить, но язык мне не повиновался, и я медленно погружался в сон, как будто под влиянием сильного наркотического вещества. Лишь одни глаза Распутина светились передо мною каким-то фосфоресцирующим светом...

В сознании моем смутно всплывала мысль о том, что между мною и Распутиным происходит напряженная борьба, и что в этой борьбе я могу оказать ему сопротивление, потому что моя душевная сила, сталкиваясь с силой Распутина, не дает ему возможности всецело овладеть мною...». Князь Феликс Юсупов, проведя этот опыт с влиянием Распутина на себе, понял, что он сможет, собрав в кулак всю свою волю, противостоять чарам старца.

Гипнозу Распутина могли противостоять люди сильные, волевые. Два российских премьера оставили следующие описания своих встреч с Распутиным, произошедших по просьбе императрицы Александры. Петр Столыпин: «Он бегал по мне своими белесоватыми глазами и произносил какие-то загадочные бессвязные изречения из Священного Писания, как-то необычно разводил руками, и я чувствовал, что во мне пробуждается непреодолимое отвращение к этой гадине, сидящей напротив меня. Но я понимал, что в этом человеке большая сила гипноза и что производил он довольно сильное, правда, отталкивающее впечатление. Я собрал свою волю в кулак...».

Преемник Столыпина на посту премьера Коковцев пишет: «Когда Распутин вошел в мой кабинет и сел в кресло, я был поражен отталкивающим выражением его глаз. Глубоко сидящие и близко расположенные, они долго не отрывались от меня, Распутин отводил их, как бы пытаясь произвести определенное гипнотическое воздействие. Когда подали чай, Распутин схватил полную руку печенья, опустил его в чай и снова остановил на мне свои рысьи глаза. Мне надоели его попытки гипнотизирования, и я сказал ему несколько резких слов, насколько это бесполезно и неприятно пялить на меня глаза, потому что это не оказывает на меня ни малейшего воздействия».

Сильные и волевые люди, как мы видим, не были подвержены гипнотическому влиянию Распутина. По-иному обстояло дело с женщинами. Приведем историю, описанную биографом Распутина - Фюлопом-Миллером:

«Молодая девушка, услышавшая о странном новом святом, приехала из провинции в столицу и посетила его в поисках духовного наставления. Его мягкий монашеский взгляд и прямо расчесанные светло-коричневые волосы... все это внушило ей доверие. Но когда он подошел к ней ближе, она сразу почувствовала, что другой, совсем непохожий, таинственный, хитрый и развратный смотрит на нее глазами, которые излучали доброту и кротость.

Он сел возле нее, пододвинулся незаметно совсем близко, и цвет его светло-голубых глаз изменился, они стали глубокими, темными. Он бросил на нее быстрый взгляд краем глаза, буквально пробуравивший ее и державший в оцепенении. Свинцовая тяжесть сковала ее члены, в то время как его большое морщинистое лицо, искаженное желанием, приблизилось к ней вплотную. Она почувствовала его горячее дыхание на своих щеках и увидела, как его глаза, горящие в глубине глазниц, украдкой блуждали по ее беспомощному телу, пока он не опустил век с чувственным выражением. Его голос понизился до страстного шепота, он бормотал странные, сладострастные слова ей в ухо.

Как только она почувствовала, что вот-вот отдастся своему соблазнителю, память слабо шевельнулась в ней... она вспомнила, что приехала говорить о Боге... она постепенно просыпалась... тяжесть исчезла... она начала бороться... Он сразу оценил ее внутреннее сопротивление, его полузакрытые глаза снова открылись, он встал, согнулся над ней... и невозмутимый, кроткий, отечески поцеловал ее в лоб. Его лицо, искаженное желанием, снова стало спокойным и добрым лицом странствующего пророка. Он заговорил с гостьей благожелательным покровительственным тоном, его правая рука поднялась ко лбу в крестном знамении. Он встал возле нее в позе Христа, как его изображают на русских иконах; его взгляд снова был кротким, дружеским, почти смиренным, и только в глубине его маленьких глаз все еще прятался, хотя и невидимый, другой человек - чувственный зверь».

Несомненно, что «навыки», приобретенные в молодости и в секте хлыстов, Распутин использовал на протяжении всей своей беспутной жизни.

В Петербурге Распутин впервые побывал в 1903 г. Он был принят отцом Иоанном Кронштадтским, личным духовником царя Александра III. Распутин произвел отрадное впечатление на, пожалуй, самого авторитетного духовного лица России.

В 1905 г. Распутин вновь приехал в Петербург и познакомился с архимандритом Феофаном и епископом Гермогеном. Он выбрал для себя психологически верную линию поведения с высокими духовными лицами: держал себя с ними полностью на равных и абсолютно раскованно. Это произвело поначалу сильнейший эффект, а когда церковные сановники раскусили Распутина, было уже поздно. Познакомился Распутин и с двумя увлеченными мистикой великими княгинями, «черногорками» Милицей и Анастасией, сестрами короля Черногории Николая Черногорского I. Великосветские бездельницы, близкие подруги императрицы Александры, проводили все свое время в кутежах, в сеансах спиритизма и других модных оккультовых штучках. Григорий Распутин быстро сориентировался в петербургском спросе и вскоре стал их кумиром. Выход в высший свет при поддержке великих княгинь и высших церковных иерархов был для Распутина обеспечен. Позже все первоначальные покровители Распутина, раскусив суть «святого старца», стали его яростными врагами, включая и черногорок. Высшие православные церковники поначалу поддержали приближение Распутина ко двору в надежде оттеснить с его помощью от императрицы иностранцев иной веры. Но оттеснили они с помощью Гришки Распутина не только иноверцев, но и саму православную веру, не смотря на наличие при дворе внешних ее атрибутов.

Царю Николаю II и царице Александре «божий человек» Григорий Распутин был впервые представлен 1 ноября 1905 г. К этому времени рекомендации у него были безупречными.

Императрица Александра и до появления Распутина была склонна к мистике. Она родила четырех дочерей, однако считала себя обязанной принести мужу наследника. Врачи не помогли, и она обратилась за помощью к мистикам-французам, Филиппу Вашо и Папюсу, австрийцу Шенку. Не помогли и мистики. Императрица с ними рассталась, а вскоре после этого родила сына Алексея. Однако появление Распутина при царском дворце было предопределено психической неуравновешенностью и экзальтированностью императрицы Александры. Через ее приемную прошла целая галерея юродивых, мистиков и проходимцев: юродивый Митя, инок Мардария, старица Мария Михайловна, Паша из Дивеева, юродивый Олег, Василия, странник Антоний...

Начиная с 1905 г. Распутин все теснее входил в императорскую семью, сблизившись с детьми и императрицей. Особенно обожал веселого старца маленький цесаревич Алексей. Превосходное знание психологии людей, обладание гипнотическим даром помогли Распутину стать другом царской семьи. Распутин и с членами царской семьи вел себя естественно и раскованно.

В трехлетнем возрасте с наследником престола Алексеем случилось несчастье, которое черной тенью легло на всю последующую жизнь царской семьи. У него открылось кровотечение, свидетельствующее о наличии у мальчика неизлечимой болезни - гемофилии, наследственной болезни Гессенского двора. Пригласили Распутина, и он сумел сделать то, что не могли сделать до него доктора - остановил кровотечение. Это Распутин впоследствии делал постоянно. Каким образом ему удавалось справляться с приступами неизлечимой болезни, до конца не ясно и по сей день. Возможно, помогал Распутину гипноз и общее отношение к нему мальчика, мобилизующие скрытые резервы организма больного. Положение Распутина в царской семье упрочилось решающим образом. Даже не склонный к мистицизму Николай II стал называть Распутина в письмах Другом семьи. Другом с большой буквы. Иных таковых друзей у царской семьи не было. Императрица Александра с этого времени просто боготворила Распутина, считая его мнение истиной в последней инстанции.

Со времени вхождения Григория Распутина в императорскую семью начинается последний этап агонии монархии, которая приведет к крушению империи. Крупнейшие государственные и политические деятели, включая Петра Столыпина, неоднократно пытались убедить царя убрать от двора Распутина. Но Николай II выслушивал советчиков, и все оставлял неизменным. Причиной этому было влияние Распутина на императрицу Александру и способность старца останавливать кровотечение у наследника. Этих двух личных причин было достаточно для российского самодержца, чтобы не обращать внимания на губительность распутинщины для империи.

В 1907 году Распутин обратился к царю с просьбой добавить к его фамилии приставку Новый, чтобы отличаться от многочисленных распутиных-односельчан. Высочайшее разрешение было оформлено предписанием Тобольской казенной палаты от 7 марта 1907 года. Так «святой старец» получил почти «княжескую» двойную фамилию Распутин-Новый.

Распутин стал «модным» для придворных дам. Они, одна перед другой, бахвалились интимными отношениями с ним. Распутин дошел в своей дерзости до того, что сделал попытку добиться Великой княжны Ольги, сестры императора. Великая княжна, однако, решительно отвергла притязания «старца». Распутин своим поведением порождал нелестные сплетни относительно дочерей царя и самой императрицы Александры. Он позволял себе болтаться в любое время по спальням великих княжон и прекратил это делать только после личного вмешательства Николая II. Тем не менее, императрица Александра с порога отвергала все сообщения и доклады о беспутствах «божьего человека». Всякий, кто выступал против Распутина, неминуемо становился ее личным врагом. Таковыми стали премьеры Столыпин и Коковцев, попытавшиеся убедить Николая II удалить распутного мужика от двора, многие члены императорской фамилии, видные сенаторы. Таковой стала вся Государственная Дума, сделавшая запрос министру внутренних дел по поводу преследования газет, писавших о беспутствах «святого старца». Императрица Александра в ответ на этот запрос потребовала распустить Думу.

В июне 1914 года Распутин приехал на родину в Покровское. Здесь по-прежнему проживали его отец, жена и сын Дмитрий. Дочери проживали в пансионе в Петербурге и учились в гимназии. 29 июня в три часа дня к Распутину на улице подошла женщина (Феония Гусева из Сызрани) и сильно ударила его ножом в живот. Ее подослал и подготовил монах-священник Илиодор. Рана оказалась очень опасной, и Распутин едва выжил. О состоянии его здоровья регулярно писали все газеты, словно это был крупнейший государственный деятель страны.

Влияние Распутина на царскую семью и дела империи достигли эпогея во время первой мировой войны. Распутин беззастенчиво лоббировал перед царской семьей интересы предпринимателей и чиновников. Квартира Распутина стала приемной для генералов и чиновников, статских советников и сенаторов, адъютантов и камергеров, статс-дам и светских женщин, высших священнослужителей. Николай II часто советовался с ним при назначении того или иного министра и крупного чиновника, хотя и принимал окончательное решение сам.

Положение кардинально изменилось с назначением Николаем II самого себя Верховным главнокомандующим. С этого времени император постоянно находился в Ставке, лишь изредка навещая в Царском Селе семью. Государственные дела практически полностью взяла в свои руки императрица Александра, а через нее - Григорий Распутин. Теперь даже министров назначал и снимал через царицу «Маму» блудливый «старец». Ненависть к Распутину (и к императрице Александре) со стороны всех слоев общества достигла стадии кипения. Разрушительная деятельность при царском дворе одного беспутного мужика стала превосходить все деяния революционеров по развалу империи и свержению царя.

От Николая II отошли все члены дома Романовых. Каждый из них в той или иной мере делал бесполезные попытки убедить Николая II порвать с Распутиным и выслать его из Петербурга.

С целью убийства Распутина составился заговор. В него вошли родственники царя: князь Феликс Юсупов, Великий князь Дмитрий Павлович, член «Союза Михаила Архангела» депутат Думы В. Пуришкевич, врач Лазоверт и поручик А.С. Сухотин.

Князь Феликс Юсупов пригласил Распутина к себе в гости в свой дом на Мойке. Поздно вечером собрались все участники заговора. Специально для убийства Распутина князь Юсупов отделал полуподвальную глухую комнату. Доктор С.С. Лазоверт надел резиновые перчатки и наложил цианистого калия в шоколадные пирожки, которые очень любил Распутин. Князь Юсупов съездил за Распутиным на автомобиле.

Князь Юсупов и Распутин вдвоем спустились вниз. Остальные заговорщики находились на верхнем этаже. Распутин попросил чаю, князь Юсупов придвинул вначале неотравленные пирожки, а затем и отравленные.

Князь с ужасом и удивлением смотрел, как Распутин уплетает один за другим пирожки с ядом. «Старец» уже должен был бы скончаться от цианистого калия, а он, как ни в чем не бывало, попросил вина. Князь налил мадеры в бокал с ядом, но Распутина, казалось, яд не брал. Увидев гитару, он попросил князя спеть что-нибудь душевное, и тому пришлось ублажать «старца».

Князь Юсупов ненадолго поднялся наверх и взял револьвер, с трудом уговорив остальных заговорщиков оставаться пока наверху. Князь спустился и выстрелил в «старца». Распутин взревел медведем и упал навзничь. Сверху прибежали Великий князь Дмитрий Павлович, Пуришкевич, поручик А.С. Сухотин и доктор Лазоверт. Осмотрели тело. Пуля прошла навылет в области сердца. Казалось, сомнений нет - Распутин мертв.

Заговорщики принялись за исполнение плана сокрытия своего участия в убийстве. Сухотин оделся в шубу и шапку Распутина, чтобы сымитировать отъезд «старца». Князь Юсупов и Пуришкевич остались в доме вдвоем, не считая убитого Распутина. Феликс Юсупов подошел, пощупал пульс Распутина и окаменел. Глаза Распутина открылись и парализовали его волю к каким-либо действиям. Распутин вскочил и схватил князя за горло. Тот едва сумел вырваться и позвал на помощь Пуришкевича, который был наверху. Свой пистолет князь Юсупов отдал при отъезде Великому князю Дмитрию Павловичу. Распутин на четвереньках, рыча, как зверь, добрался до двери во двор. Она должна была быть запертой, и князь Юсупов сжал в руке резиновую палку, собираясь добить проходимца. Неожиданно дверь под толчком старца распахнулась, и Распутин скрылся за ней. Пуришкевич бросился за Распутиным. Раздались выстрелы. Князь Юсупов бежал следом с палкой. После четвертого выстрела Распутин упал в сугроб. Сбежались люди, подошел городовой. Пуришкевич откровенно рассказал ему обо всем. Городовой, ненавидевший, как и все простые люди, Гришку Распутина, пообещал молчать, если не будут требовать показаний под присягой.

Слуги князя Юсупова затащили Распутина в дом. Потеряв душевное равновесие, князь Юсупов набросился на Распутина и в остервенении бил его тело резиновой палкой до тех пор, пока не оставили силы.

Труп отвезли и спустили в воду под лед в прорубь на Малой Невке. После того, как полицейские извлекли труп из-подо льда, вскрытие показало, что Распутин был невероятно живучим человеком. Он умер только в воде, захлебнувшись ею. И даже в воде он продолжал с сатанинской энергией бороться за жизнь и сумел освободить от пут одну руку. Следует отметить, что только третье покушение на Распутина удалось. О покушении в 1914 году, когда Гусева ранила Распутина в Покровском ножом в живот, сообщалось выше. Еще одно покушение на Распутина организовал министр Хвостов с помощью монаха Илиодора, устроившего, кстати, и первое покушение.

Распутин был похоронен в маленькой часовне Александровского дворца в Царском Селе.

В 1918 г. на глазах у арестованного бывшего императора Николая II, наблюдавшего эту сцену из окна, революционные солдаты и матросы извлекли труп Григория Распутина из могилы и сожгли. По другим источникам Распутина вывезли из Царского Села, и сожгли в другом месте.

Участники заговора практически не пострадали и были наказаны царем чисто символически. Феликс Юсупов после Октябрьского переворота благополучно эмигрировал. Владимир Пуришкевич создал в октябре 1917 г. антибольшевистскую подпольную монархическую организацию из офицеров и членов «Союза Михаила Архангела». Уже в ноябре организацию раскрыли, и Пуришкевич был арестован. Его приговорили к году тюрьмы, но 1 мая 1918 г. амнистировали. Пуришкевич отбыл на юг России, где поддержал Белое движение. В феврале 1920 г. он скончался в Новороссийске от сыпного тифа.

Историки и по сей день спорят, кем же на самом деле был известный на весь мир простой смертный крестьянин Григорий Распутин : «Сумасшедшим, цареубийцей или всё-таки святым?». Но как бы там ни было, а этот человек в своё время наделал много шума среди знати и простого люда. И, несмотря на то, что со смерти обезумевшего монаха прошло почти сто лет, а большинство ученых умов до сих пор оспаривают между собой всевозможные версии, мы вряд ли когда-нибудь узнаем всю правду о том, как же всё было на самом деле. Поэтому, ради интереса предлагаем вашему вниманию потрясающую серию цветных фотографий, на которой запечатлен один из самых загадочных исторических персонажей времён Царской России.

В этих цветных фотографиях выделяется леденящий гипнотический взгляд Распутина, имевшего большую власть над впечатлительной царицей.

«Что я могу сказать? Лишь то, что Григорий Распутин и по сей день для меня остаётся загадочной личностью, повлиявшей на ход истории. К тому же, образ этого человека овеян множеством легенд и мифических сказаний. Поэтому сложно судить о том, что повлекло за собой столь неожиданный переворот, стоивший жизни всему царскому семейству. Но то, что Распутин обладал действительно гипнотически-леденящим душу взглядом, имевшим огромную власть над впечатлительной царицей – это факт. Ведь глядя на эти фотографии, складывается такое впечатление, что мужчина на них не только контактирует с тобой, но и заглядывает в саму душу. И от этого становится как-то изумительно и одновременно жутко…» – рассказывает 21-летний датский художник Мадс Даль Мэдсен , который впечатлённый историей Романовых, собственноручно раскрасил каждый из этих снимков, придав им поистине невероятно-магическую энергетику.

Великий целитель или же одержимый демонами монах?

Царь Николай II и его сын, цесаревич Алексей Николаевич, страдающий гемофилией. Именно ему, Распутин помог избавиться от этого злосчастного недуга.


Государственный Комитет РФ по физической культуре и спорту

Камский государственный институт физической культуры

Реферат

Судьба Григория Распутина -

портрет на фоне заката империи.

Набережные Челны

План

1. Введение................................................................................................... 3

2. Биография................................................................................................ 4

3. Приезд в Петербург............................................................................... 8

5. ГОДЫ СТРАНСТВИЙ............................................................................... 12

6. Судьба...................................................................................................... 16

7. Заключение........................................................................................... 2

8. Список литературы.......................................................................... 2

1. Введение

Имя Григория Распутина часто можно услышать в наше время. Для одних это надпись на водочной этикетке, для других - воспоминание о трагической судьбе Царской семьи, завершившейся 17 июля 1998 года. До сих пор это личность неоднозначная, таинственная, до конца неисследованная историками, вокруг которой не умолкают споры. Появляется все больше версий относительно его влияния на императорскую семью, политику и судьбу России. Кто же был этот пресловутый Гришка-распутник или святой, простой проходимец или действительно личность, от которой зависела судьба России?

Возможно, история в скором времени ответит на эти вопросы, но иногда хочется самому попытаться во всем разобраться, ведь это - наша история, а значит она не должна быть нам безразлична.

2. Биография

Долгое время исторические сведения о Распутине были не доступны широкой публике. О нем можно было узнать только из Энциклопедического словаря:² Распутин (Новых) Григорий Ефимович(1872-1916), фаворит Николая2 и его жены Александры Федоровны. Выходец из крестьян Тобольской губернии, в молодости конокрад. Выдавая себя за ²провидца² и ²исцелителя², проник в придворную среду и приобрел большое влияние на государственные дела. Убит в декабре 1916г. монархистами.²Любопытствующие довольствовались лишь этой лаконичной характеристикой. Сейчас нам известно гораздо больше.

Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после. О первом этапе-жизни в Сибири- известно немного. Он родился в селе Покровском Тобольской губернии, младший сын в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье- большой дом много земли, скотина, лошади. Распутины- деревенское прозвище, закрепившееся за ними почти официально. Точное происхождение его неизвестно. Может быть, от слов «распутство», «распутье», а может, «распутывать».Характер отца это подтверждает- он и выпить не прочь, и живет с размахом, и по-деревенски смекалистый. Детьми особо не занимался, не заставлял постигать науки, так как больший толк видел в жизненной школе. Братья Михаил и Григорий живут привольно, их университеты- деревня, безграничные просторы полей и лесов. В них есть что-то животное, дикое, тесно переплетенное с почти фанатической православной верой. Но недолго они были вместе. Однажды играли они на берегу реки Туры, да доигрались- оба в воду полетели. Река бурная, течение сильное, вода холодная- болезни не миновать. Михаила не спасли, а Григория «отмолили».. Поправившись, он рассказывает, что сама Богородица явилась ему и приказала выздоравливать. Это потрясло всю деревню. Там, вдали от цивилизации, процветает истинная, непоколебимая вера. Простота нравов не мешает истово молиться, соблюдать все обряды, трепетно взывать к целительной силе природы- Богу. Грубая плотская реальность соседствует с самыми возвышенными духовными чувствами. После выздоровления Григорий часто размышляет над своим исцелением. Он уверен, что его благословили силы небесные. Так начинается его духовное становление.

Повзрослев, он все больше тянется к странствиям, к тем,. кого называют «старцами», божьими людьми. Возможно, это результат захватывающих рассказов странников, находивших приют в доме Распутиных, а может быть- истинное призвание. Григорий внимает посланцам не от мира сего, широко открыв глаза. Его мечта стать таким же, как они. Он надоедает родителям разговорами о том, что Бог зовет его странствовать по белу свету и отец, согласившись, наконец благословляет его. Григорий начинает с окрестных деревень, дивится всем тяготам и унижениям, которые выпадают на долю божьих людей.

В девятнадцать лет он женится на красавице Прасковье Дубровиной, которую встречает на празднике в храме. Первое время их семейная жизнь протекает мирно, но репутация Григория не так уж чиста, к тому же он глубоко переживает смерть первого ребенка. В 1892г. его обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он проводит в странствиях, совершает паломничество по святым местам, где обучается Священному Писанию и грамоте у старцев. Идет без определенной цели,от монастыря к монастырю, спит у монахов и крестьян, кормится по случаю с чужих столов, благодарит хозяев молитвами и предсказаниями. В 1893г. отправляется в Грецию, а по возвращении в Россию- на Валаам, Соловки, в Оптину пустынь и другие святыни православной церкви. Во время кратких посещений родного дома он усердно занимается хозяйством и одновременно восстанавливает силы для отправления в новые скитания. Его посещения ознаменовались рождением троих детей: Дмитрия- в1895г., Матрены(Марии)- в1898 и Варвары- в1900г.

Жизнь Распутина полна черных и белых полос. То он чист, как ангел, то бросается в крайности, дает волю своей широкой натуре. Для одних он ясновидец и целитель, для других- кающийся грешник, для третьих, таких же как он, - духовный учитель. Дурная слава, переплетенная со славой подвижника и старца, доходит до столицы. Его обвиняют в принадлежности к секте хлыстунов, но не найдя достаточных доказательств, дело закрывают.

Что привело «старца Григория» в Петербург? Возможно, более широкое поле деятельности. Не блеск столицы его влечет, а присутствие высших духовных лиц. Рядом с ними он мог бы совершенствовать талант целителя, истинно верующего. Он уверен, что действует по воле Господа.

Начинается второй этап. Весной 1903г. 34-летний Распутин пребывает в Санкт-Петербург. Вот некоторые основные даты этого периода.

1 ноября 1905г.-Великие княгини Милица и Анастасия, дочери князя Николая Черногорского, устраивают неофициальную встречу Распутина с императором и императрицей в своем имении Знаменском.

15 ноября 1906г. Первая официальная встреча Распутина с Государем. Царь отмечает, что он «производит впечатление».

Ú Октябрь 1907г.- Первое исцеление царевича.

Ú Начало 1911г.-Поездка на Святую землю. Впечатления от нее Распутин описал в своих записках под названием «Мои мысли и размышления».

Ú Лето 1911г.- возвращение в С.-Пб.

Ú 12 октября, полдень- Императрица телеграфирует об этом Распутину, который молитвенно помогает. Ответ: «Болезнь не такая уж страшная. Не давай врачам изгаляться!».

Ú 1914г.- Распутин поселяется в собственной квартире на ул. Гороховой, 64.

Политика - дело грязное. А еще очень интересное и прибыльное. Если у штурвала государства стоит человек безвольный, рядом с ним обязательно возникнут жутковатые люди, которых в разные времена называли «фаворитами», «серыми кардиналами» или «неформальными лидерами». Именно они управляют страной: распределяют высшие должности, контролируют законотворчество и внешнюю политику. Политическая карьера большинства закулисных интриганов коротка, а их судьба проста и незавидна. Лишь один подобный «фаворит» до сих пор оценивается неоднозначно. Его жизнь окутана магической аурой. Он стал одним из самых популярных мифов массовой культуры двадцатого века.

В середине 19 века крестьянин из села Покровского Тобольской губернии Ефим Яковлевич Распутин возрастом в двадцать лет женился на двадцатидвухлетней девице Анне. Жена неоднократно рожала дочерей, но они умирали. Умер и первый мальчик Андрей. Из переписи населения села за 1897 год известно, что десятого января 1869 года (день Григория Нисского по юлианскому календарю) у нее родился второй сын, названный в честь календарного святого. Однако метрических книг сельской церкви не сохранилось, а в дальнейшем Распутин всегда называл разные даты своего рождения, скрывая реальный возраст, поэтому точный день и год появления на свет Распутина до сих пор неизвестны.


Распутин с детьми (слева направо): Матрена, Варя, Митя.


«Распута» означает беспутного, безнравственного человека. Раньше в ходу были имена Распута и Беспута. Позже через отчества они превратились в фамилии (например, Савка, Распутин сын), особенно популярные на Севере.

Отец Распутина поначалу много пил, но затем взялся за ум и обзавелся хозяйством. Зимой он подрабатывал ямщиком, летом же пахал землю, рыбачил и разгружал баржи. Юный Григорий был тщедушным и мечтательным, однако продлилось это недолго - едва возмужав, он начал драться со сверстниками и родителями, гулять (однажды умудрился пропить на ярмарке телегу с сеном и лошадьми, после чего шел домой восемьдесят верст пешком). Односельчане вспоминали, что уже в юности он обладал мощным сексуальным магнетизмом. Гришку не раз заставали с девками и били.


Вверху: Распутин в повозке. Внизу: Дом Распутина в Покровском.


Вскоре Распутин начал воровать, за что едва не был выслан в Восточную Сибирь. Однажды его избили за очередную кражу - да так сильно, что Гришка, по словам сельчан, сделался «странным и тупым». Сам же Распутин утверждал, что после удара колом в грудь он находился на пороге смерти и испытал «радость страдания».

Травма не прошла бесследно - Распутин бросил пить, курить, женился на Прасковье Дубровиной из соседнего села (выбрав, как и отец, девицу старше себя), завел детей и начал ходить по святым местам.

Родные смеялись над ним. Он не ел мяса и сладостей, слышал разные голоса, проходил пешком из Сибири до Петербурга и обратно, питался подаянием. Весной у него случались обострения - он не спал многие дни подряд, пел песни, грозил кулаками Сатане и бегал по морозу в одной рубахе. Его пророчества заключались в призывах к покаянию, «пока не пришла беда». Иногда по чистому совпадению беды случалась прямо на следующий день (горели избы, болел скот, умирали люди) - и крестьяне начали верить, что блаженный мужик обладает даром предвидения. У него появились последователи... и последовательницы.

Это продолжалось около десяти лет. Распутин узнал о хлыстах (сектантах, которые били себя хлыстами и подавляли похоть с помощью группового секса), а также отделившихся от них скопцах (проповедников кастрации). Предполагается, что он перенял часть их учений и не раз самолично «избавлял» паломниц от греха в бане.


Распутин со своими поклонниками (преимущественно - поклонницами).


В «божественном» возрасте 33 лет Григорий начинает штурмовать Петербург. Заручившись рекомендациями провинциальных священников, он селится у ректора Духовной академии епископа Сергия - будущего сталинского патриарха. Тот, впечатленный экзотическим персонажем, представляет «старца» (долгие годы пеших скитаний придали молодому Распутину вид старика) сильным мира сего. Так начался путь «божьего человека» к славе.

Первым громким пророчеством Распутина было предсказание гибели наших кораблей при Цусиме. Возможно, он взял это из газетных новостей, сообщавших, что эскадра старых кораблей вышла навстречу современному японскому флоту без соблюдения мер секретности.

Аве, цезарь!

Последний правитель дома Романовых отличался безволием и суеверностью: он считал себя Иовом, обреченным на испытания, и вел бессодержательные дневники, где обливался виртуальными слезами, глядя на то, как его страна катится под откос. Царица также жила в отрыве от реального мира и верила в сверхъестественную силу «народных старцев». Зная об этом, ее подруга - черногорская княгиня Милица - водила во дворец откровенных мерзавцев. Монархи внимали бредням жуликов и шизофреников с детским восторгом. Война с Японией, революция и болезнь царевича окончательно разбалансировали маятник слабой царской психики. Все было готово для появления Распутина.

В семье Романовых долгое время рождались лишь дочери. Чтобы зачать сына, царица прибегала к помощи французского мага Филиппа. Именно он, а не Распутин, первым смог воспользоваться духовной наивностью царской семьи. О масштабах бардака, царившего в головах последних русских монархов (одних из самых образованных людей того времени), можно судить хотя бы по тому, что царица чувствовала себя в безопасности благодаря волшебной иконе с колокольчиком, который якобы звонил при приближении злых людей.


Никки и Аликс в период их помолвки (конец 1890-х)


Первая встреча царя и царицы с Распутиным произошла 1 ноября 1905 года во дворце за чаем. Он отговорил безвольных монархов от побега в Англию (говорят, те уже собирали вещи), что, скорее всего, спасло бы их от смерти и направило бы историю России в другое русло. В следующий раз он подарил Романовым чудотворную икону (найденную у них после расстрела), потом якобы исцелил царевича Алексея, больного гемофилией, облегчил боли дочери Столыпина, раненой террористами. Лохматый мужик навсегда завладел сердцами и умами августейшей четы.


Обратите внимание - на всех фотографиях Распутин обязательно держит одну руку приподнятой.


Император лично устраивает Григорию смену неблагозвучной фамилии на «Новых» (которая, впрочем, не прижилась). Вскоре Распутин-Новых приобретает еще один рычаг влияния при дворе - боготворившую «старца» юную фрейлину Анну Вырубову (близкую подругу царицы - по слухам даже слишком близкую, спавшую с ней в одной кровати). Он становится духовником Романовых и приезжает к царю в любое время без записи на аудиенцию.

При дворе Григорий был всегда «в образе», но вне политической сцены полностью преображался. Купив себе в Покровском новый дом, он возил туда знатных питерских поклонниц. Там «старец» надевал дорогие одежды, становился самодоволен, сплетничал о царе и вельможах. Каждый день он демонстрировал царице (которую называл «мамой») чудеса: предсказывал погоду или точное время возвращения царя домой.

Именно тогда Распутин сделал свое самое знаменитое предсказание: «Пока я жив, будет жить и династия».

Растущая власть Распутина не устраивала двор. Против него возбуждались дела, но всякий раз «старец» очень удачно покидал столицу, отправляясь то домой в Покровское, то в паломничество в Святую землю. В 1911 году против Распутина выступил Синод. Епископ Гермоген (десять лет назад отчисливший из духовной семинарии некоего Иосифа Джугашвили) пытался изгнать дьявола из Григория и публично бил его крестом по голове. За Распутиным было установлено полицейское наблюдение, не прекращавшееся до самой его смерти.


Распутин, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор


Тайные агенты наблюдали в окна самые пикантные сцены из жизни человека, которого вскоре назовут «святой черт». Некогда замятые, слухи о сексуальных похождениях Гришки стали раздуваться с новой силой. Полиция фиксировала посещение Распутиным бань в компании с проститутками и женами влиятельнейших лиц. По Питеру ходили копии нежного письма царицы к Распутину, из которых можно было заключить, что они были любовниками. Эти истории подхватили газеты - и слово «Rasputin» стало известным всей Европе.

Народное здравоохранение

Люди, верившие в чудеса Распутина, считают, что он сам, а также его смерть упомянута в самой Библии: «И если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Марк, 16-18).

Сегодня никто не сомневается в том, что Распутин действительно благоприятно действовал на физическое состояние царевича и психическую стабильность его матери. Как ему это удавалось?


Царица у постели больного наследника


Современники отмечали, что речь Распутина всегда отличалась бессвязностью, следить за его мыслями было очень тяжело. Огромный, с длинными руками, прической трактирного полового и бородой «лопатой» он часто говорил сам с собой и хлопал себя по бедрам. Все без исключения собеседники Распутина признавали его необычный взгляд - глубоко запавшие серые глаза, будто светившиеся изнутри и сковывающие вашу волю. Столыпин вспоминал, что при встрече с Распутиным ощутил, что его пытаются загипнотизировать.


Распутин и царица пьют чай


Это, безусловно, влияло на царя и царицу. Однако неоднократное избавление царских детей от болей объяснить трудно. Главным целительным оружием Распутина была молитва - а молиться он мог целыми ночами. Однажды в Беловежской пуще у наследника начались сильные внутренние кровотечения. Врачи сообщили родителям, что он не выживет. Распутину была отправлена телеграмма с просьбой исцелить Алексея на расстоянии. Тот быстро выздоровел, чем немало удивил придворных эскулапов.

Убить дракона

Человек, называвший себя «маленькой мушкой» и назначавший чиновников по телефонному звонку, был неграмотен. Читать и писать он научился лишь в Петербурге. После себя оставил лишь короткие записки, исполненные страшными каракулями. До конца жизни Распутин выглядел, как бродяга, что неоднократно мешало ему «снимать» проституток для ежедневных оргий. О здоровом образе жизни странник быстро забыл - он пил, и пьяным звонил министрам с различными «прошениями», неисполнение которых было карьерным самоубийством.

Денег Распутин не копил, то голодая, то швыряясь ими направо и налево. Он всерьез влиял на внешнюю политику страны, дважды уговорив Николая не начинать войну на Балканах (внушая царю, что немцы - опасная сила, а «братушки», т. е. славяне, - свиньи).


Факсимиле письма Распутина с прошением о каком-то своем протеже


Когда Первая мировая война все же началась, Распутин выразил желание прибыть на фронт для благословения солдат. Командующий войсками великий князь Николай Николаевич пообещал повесить его на ближайшем дереве. В ответ Распутин разродился очередным пророчеством о том, что Россия не выиграет войну до тех пор, пока во главе армии не встанет самодержец (имевший военное образование, но показавший себя бездарным стратегом). Царь, конечно же, возглавил армию. С известными для истории последствиями.

Политики активно критиковали царицу - «немецкую шпионку», не забывая и о Распутине. Именно тогда был создан образ «серого кардинала», решающего все государственные вопросы, хотя на самом деле власть Распутина была далека от абсолютной. Немецкие цеппелины разбрасывали над окопами листовки, где кайзер опирался на народ, а Николай II - на половой орган Распутина. Священники тоже не отставали. Было объявлено, что убийство Гришки - благо, за которое «сорок грехов снимется».

29 июля 1914 года душевнобольная Хиония Гусева ударила Распутина ножом в живот, прокричав при этом: «Я убила Антихриста!». Свидетели говорили, что от удара «у Гришки вылезли кишки». Рана была смертельной, но Распутин выкарабкался. По воспоминаниям дочери с тех пор он изменился - стал быстро уставать и принимал от болей опиум.

Смерть Распутина еще более таинственна, чем его жизнь. Декорации этой драмы хорошо известны: ночью 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Романов (по слухам - любовник Юсупова) и депутат Пуришкевич пригласили Распутина в Юсуповский дворец. Там ему предложили пирожные и вино, щедро сдобренные цианидом. На Распутина это якобы не подействовало.

В ход пошел «план Б»: Юсупов выстрелил Распутину из револьвера в спину. Пока заговорщики готовились избавиться от тела, он внезапно ожил, сорвал с плеча Юсупова погон и побежал на улицу. Пуришкевич не растерялся - тремя выстрелами окончательно свалил «старца», после чего тот лишь лязгал зубами и хрипел.


Труп Распутина


Для верности его еще раз избили, обвязали шторой и бросили в прорубь Невы. Вода, погубившая старшего брата и сестру Распутина, забрала и жизнь рокового мужика - но не сразу. Исследование тела, выловленного три дня спустя, показало наличие воды в легких (протокол вскрытия не сохранился). Это говорило о том, что Гришка был жив и попросту захлебнулся.

Царица была в ярости, но по настоянию Николая II убийцы избежали наказания. Народ славил их как избавителей от «темных сил». Распутина называли по-всякому: демоном, немецким шпионом или любовником императрицы, но Романовы были верны ему до конца: самую одиозную фигуру России похоронили в Царском Селе.

Через два месяца грянула февральская революция. Предсказание Распутина о падении монархии сбылось. 4 марта 1917 года Керенский приказал выкопать и сжечь тело. Эксгумация прошла ночью, причем по показаниям эксгуматоров горящий труп пытался подняться. Это стало последним штрихом к легенде о сверхсиле Распутина (считается, что кремируемый может шевелиться за счет сокращения в огне сухожилий, в связи с чем последние следует перерезать).


Акт о сожжении тела Распутина

«Кто вы, мистер Распутин?» - такой вопрос могли бы задать ему английская и немецкая разведка в начале 20 века. Ловкий оборотень или бесхитростный мужик? Мятежный святой или половой психопат? Чтобы бросить тень на человека, достаточно лишь правильно осветить его жизнь. Разумно предположить, что истинный облик царского фаворита был до неузнаваемости искажен «черным пиаром». А за вычетом компромата перед нами предстает обычный мужик - неграмотный, но очень хитрый шизофреник, добившийся славы лишь благодаря удачному стечению обстоятельств и одержимости глав дома Романовых религиозной метафизикой.


Князь Феликс Юсупов, убийца Распутина


Это интересно

У Распутина предположительно был старший брат Дмитрий (простудился во время купания и умер от пневмонии) и сестра Мария (страдавшая от эпилепсии и утонувшая в реке). Своих детей он назвал в честь них. Третью дочь Гришка назвал Варварой.
Распутина хорошо знал Бонч-Бруевич.
Род Юсуповых ведет начало от племянника пророка Магомета. Ирония судьбы: дальний родственник основателя ислама убил человека, называвшегося православным святым.
После свержения Романовых деятельность Распутина расследовала специальная комиссия, членом которой был поэт Блок. Следствие так и не было закончено.
Дочь Распутина Матрена успела эмигрировать во Францию, а затем в США. Там она работала танцовщицей и дрессировщицей тигров. Умерла в 1977 году. Остальные члены семьи были раскулачены и сосланы в лагеря, где их след затерялся.
Сегодня церковь не признает святость Распутина, указывая на его сомнительную нравственность.
Юсупов успешно судился с MGM из-за фильма о Распутине. После этого случая в кино стали ставить предупреждение о вымысле «все совпадения случайны».

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в посёлке Усть-Уда, что на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. Его детство прошло в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Аталанка.

«Самое важное, - вспоминал писатель, - что я имел всё-таки смелость и ум родиться в глухой Сибири… В деревне, где всё ещё присутствовало - язык, и старые обычаи, и традиции, и люди, как говорится, прежней ещё формации. То есть они были совершенно не испорченные… Отец работал начальником почты и случилась у него недостача… Ехал на пароходе, выпил, и у него срезали сумку с деньгами. Деньги небольшие, но за эти небольшие деньги давали большие сроки. Пришли описывать имущество… Но какое у нас было имущество? У матери - только зингеровская машинка швейная. Но деревня помогла: разнесла наше нехитрое имущество по своим избам. Описывать уже было нечего… Бедность. А потом деревня принесла больше, чем у нас было. Вот какие были отношения. Выживали вместе. Иначе было нельзя. После смерти Сталина отец вернулся, работал в леспромхозе. Но здоровье было уже не то. На Колыме он работал в шахтах, это не так-то просто… Мы жили вместе с бабушкой. Бедно жили… Вся деревня жила бедно. Но выручали тайга и река… Я пропадал целыми днями на реке…».



Писатель считал, что именно Ангара, на берегах которой прошло его детство, воспитала его, научила профессии. И от этой великой сибирской реки он узнал сказки, которые до сих пор звучат в нём. В прозе Распутина - и в «Прощании с Матёрой», и в «Последнем сроке», и в повести «Живи и помни», где отдалённо, но явно угадывается созвучие Атамановка, впоследствии явится нам село Аталанка. Оно попало в зону затопления, когда после строительства Братской ГЭС возникло огромное искусственное водохранилище. Люди из детства Валентина Распутина станут его литературными героями. По слову Виктора Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его». Об этом же писал в 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» и Валентин Распутин:

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».

Сразу после Великой Отечественной Распутин уехал учиться в районный центр. Позже он напишет об этом рассказ «Уроки французского», по которому в 1978 году снимут фильм.



«…За прототипом, - вспоминал Валентин Григорьевич, - далеко не надо было ходить. Этим мальчишкой был я. Там вымысел большой, конечно, был. Учительница не играла со мной на деньги. Но помогала. Посылку с макаронами отправляла… Она этого не помнит, но я-то помню… Для деревенского парня французский язык, все эти прононсы, произношение… не всегда у меня это получалось… Но постепенно я набирал и говорил неплохо. Позже, когда был во Франции, моего языка было достаточно, чтобы объясняться… Но я очень любил… Какие-то стихи заучивал… Я, деревенский парень, изучаю французский язык… Это поднимало меня на неимоверную высоту. В XIX веке только дворяне могли говорить по-французски, а тут я изучаю… Особенность какая-то… Может, это и подвигло меня к тому, что я стал писать понемногу» .

Иркутск - первый город, в который приехал молодой Распутин. Поступил в университет на историко-филологический факультет. Вспоминая те годы, писатель улыбался: мол, это было несложно, главное было отличить Пушкина от Маяковского… Он готовил себя к педагогическому поприщу, хотел стать хорошим учителем и поэтому учился столь же примерно, как и раньше, много читал. После окончания университета Распутин работал на телевидении, затем в газете. Вскоре в альманахе «Ангара» стали печататься его очерки, там же в 1961 году появился его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки…».

На излёте хрущевской «оттепели» вместо рутинной журналистики он решил активнее работать на литературном поприще. В 1966 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве вышла первая книга Распутина «Край возле самого неба». А через год его повесть «Деньги для Марии» сделала имя молодого сибиряка известным всей читающей России. Распутина приняли в Союз писателей СССР.

Сегодня, вспоминая первые шаги Распутина в отечественной литературе, отмечают тот слог, говор, сохранение живого русского языка регионов Сибири, где обитали герои его произведений. Тогда, в далёкие 60-е, читатели с благодарностью ощутили духовную правду и исконность живого языка в произведениях Валентина Распутина. Писатель создал в своих рассказах и повестях - таких как «Василий и Василиса», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар» - картину эпохи, дав второе дыхание русской реалистической прозе. С годами в его прозе всё отчётливее становился заметен отблеск христианского взгляда на людей и на мир.



В 1977-м за повесть «Живи и помни» Распутин получил Государственную премию СССР. Валентину Григорьевичу было только 40. И по тем временам он был едва ли не самый молодой писатель-лауреат.

Жизнь в больших городах - сначала в Иркутске, а потом и в Москве - не изменила Распутина. Многие его произведения постепенно составили «настоящую эпопею умирающего сельского быта, умирающего, но населенного удивительными людьми, несущими в себе генетическую память о мощных корнях русского крестьянства».

Так считал один из его друзей - известный реставратор Савелий Ямщиков, которого удивило в самом начале их знакомства, «как Распутин, молодой тогда ещё совсем человек, так глубоко знает жизнь деревни и рассказывает о ней, словно не одно столетие провёл среди её жителей». Повесть «Прощание с Матёрой» - пронзительный рассказ о судьбе островной сибирской деревни, во имя технологического прогресса после разлива Братского моря ушедший под воду вместе с вековыми домами, местным кладбищем.



И вновь обратимся к воспоминаниям Валентина Григорьевича:

«Среди русских названий, самых распространённых, коренных, название «Матёра» существует везде, по всем просторам России. Есть оно и у нас, в Сибири. Я его со смыслом взял. Должно же название что-то обозначать. Фамилия должна что-то обозначать, не просто случайная фамилия. А тем более название старой деревни, старой земли. Родина уезжала уже, родина затоплялась, - это «Прощание с Матёрой». Вот эта работа была для меня главной. Ни рассказы, никакие другие повести. Вот для этого, может быть, я и нужен был. Для этого я как-то и сберёг себя».

Писатель, литературный критик Алексей Варламов считает, что Валентин Григорьевич, написавший «Прощание с Матёрой» - «эсхатологическую повесть о времени, которое надорвалось, кончилось и исчерпало себя», «…конечно, никакой не деревенщик, как с лёгкой руки неизвестного критика назвали плеяду самых талантливых и совестливых писателей позднего советского времени - Астафьева, Белова, Шукшина, Можаева, Абрамова…». «Валентин Распутин, - подчёркивает А. Варламов, - единственный современный писатель апокалиптического, а вовсе не публицистического склада, он из тех, кто находится на границе, на незримой меже, разделяющей жизнь и смерть, временное и вечное, отсюда проистекает такой острый его интерес к теме смерти. Это писатель, наделённый глубоким даром предчувствия и прозорливости. Но здесь не толь ко талант его, но и крест».



Если прежде Распутин стремился представить читателям благостный образ народа-богоносца, то в 1985-м, после десятилетнего «молчания», пророчески заглядывая уже в постсоветскую эпоху 1990-х, он публикует «Пожар» - страшную повесть с апокалиптической сценой массового мародерства, озлобления, взаимной ненависти, драки из-за поживы: в сибирском селе горит сельский склад, а местные жители вместо того, чтобы тушить пламя, растаскивают всё, что ещё не погибло в пламени, по домам…

В последние годы жизни писатель жил в Москве и в Иркутске.

По мнению Валентина Распутина, язык русский и национальная культура не могут существовать раздельно от русской земли. Нужно обязательно находиться на своей Родине, разделяя её тяготы, жить её чаяниями, прорастать вместе с памятью пращуров на Отчизне… Заботиться о земле, возделывать её, разговаривать с ней, касаться её руками. Тогда, как он выразился, земля «начинает работать», передавать свою энергию народу, который населяет её, помогает своему народу, делает его добрее и целостнее!



В ночь с 14 на 15 марта 2015 года за несколько часов до своего 78-летия скончался Валентин Григорьевич Распутин. Уже год его нет с нами…

Владимир Николаевич Крупин, друживший с Распутиным 43 года и провожавший его в последний путь в Иркутск, так отозвался тогда на кончину друга и соратника:

«Как бы ни была печальна и трагична эта утрата, это прощание с человеком, писателем, есть ощущение радости в том, что он так много сделал для русской литературы и России. И то ощущение радости перекрывает горечь прощания. Какое огромное количество книг, прозы, статей им написано! Он был не только писателем, но и общественным деятелем. Я уверен, что Валентин Распутин - ведущий русский писатель конца XX - начала XXI века. Он сохранял наследие русской классической литературы, реализма. Распутин был человеком трагических предчувствий, человеком большого предупреждающего накала - он говорил о том, как погибает Россия, что с ней творится, как она горит, как её затапливает. Но вместе с тем в его работах всегда сквозила уверенность в том, что такая страна и такой народ всегда будут бессмертны. Его главный завет - любовь к России, забота о ней и работа во имя России…».

http://webkamerton.ru/…/pozhar-%E2%80%93-predvidenie-valen…/

«Затих великий колокол русской литературы» - сказал об уходе из жизни писателя Валентина Распутина кинорежиссер Сергей Мирошниченко. Именно вокруг этого образа выстроено пространство выставки «Ближний свет издалека», посвященной памяти писателя. Она открылась 11 марта в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

Фильм посвящен судьбе и творчеству выдающегося писателя нашего времени Валентина Распутина. Его повести и рассказы "Последний срок", "Уроки французского", "Живи и помни", "Прощание с Матерой" с полным правом можно назвать классикой.
Основой фильма служат беседы с писателем, его размышления о судьбах литературы и культуры, о проблемах современного общества. Писатель рассказывает о повести "Дочь Ивана, мать Ивана".