Описание сильвио из повести выстрел. Характеристика главных героев повести Пушкина «Выстрел. Главный герой - отставной гусар

Сильвио - главный герой повести «Выстрел», которую написал известный русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. С самого начала рассказчик представляет нам его как романтическую натуру. Он благородный, честный и сильный человек, который готов противостоять всему миру.

У романтического героя всегда есть тайна, которая тяготит его и мешает быть счастливым. Такой человек как будто окутан ореолом таинственности. Однако, обычно жизнь героя заканчивается трагически из-за отсутствия сил, чтобы выжить в мире зла.

Пушкин наделяет Сильвио всеми необходимыми чертами и качествами, которые делают его романтическим героем. Прежде всего, это продемонстрировано в описании портрета. Молодой человек острый на язык, угрюмый и имеет крутой нрав. Он не такой, как другие офицеры, на их фоне он значительно выделяется. Сильвио ведет странный образ жизни по меркам окружающих. Ему тридцать пять лет, и он общается только с военными. Молодые офицеры уважали главного героя за виртуозные попадания в цель. Он слыл лучшим стрелком.

У каждого романтического героя есть своя тайна, и у Сильвио она тоже была. Эта загадка и стала навязчивой идеей всей его жизни. Однажды Сильвио поведал о своем секрете рассказчику, с которым имел хорошие отношения. Оказывается, когда-то давно наш герой отказался от дуэли с противником, который оскорбил его. Всем было понятно, что он смог бы одержать победу, так как лучше него никто не стреляет. Все были в недоумении и размышляли о том, почему Сильвио повел себя именно так.

Беседуя с рассказчиком, главный герой был предельно честным. Он объяснил, что поступил так не из благородных целей, а из-за обязательств, которые он должен был выполнить. Именно поэтому у Сильвио не было права рисковать собственной жизнью.

Как оказалось, несколько лет спустя, он служил в полку гусаром. Все им восхищались и слушали его до тех пор, пока в полк не пришел красивый, удачлив и богатый противник. Сильвио завидовал ему, так как у него появился конкурент. Главному герою казалось, что соперник занял его место и поэтому наш гусар искал повода, чтобы поругаться с ним. Вскоре, на балу он нагрубил графу и по правилам того времени должна была состояться дуэль. Первым стрелял соперник, и он попал в фуражку Сильвио. Когда настала очередь главного героя, граф стоял спокойно и кушал черешни. Такое поведение задело гусара, ведь он хотел сделать противнику больно и заставить его мучиться. Поэтому Сильвио решил отложить выстрел до лучшего момента.

Спустя много лет у главного героя появился шанс, чтобы отомстить противнику и использовать свой выстрел. Однако здесь он решил предоставить сопернику еще один выстрел. Волею судьбы, первым вновь стреляет граф, но он попадает в картину. Когда настала очередь Сильвио, в комнату ворвалась жена противника, с просьбами оставить мужа в живых. Увидев испуганного и униженного графа, главный герой добился своей цели. Таким образом, мы видим лучшие черты персонажа. Он не стрелял в безоружного человека и оставил его в живых. Ему было достаточно увидеть моральные мучения соперника.

Жизнь Сильвио закончилась так, как и у всех романтических героев. Он погиб в Греции, где был главой освободительного отряда. Чувство зависти и желание мести делают нашего персонажа настоящим человеком, но в маске романтизма. Романтический герой всегда сильный, поэтому он не может допустить, чтобы кто-то был лучше него.

Творчество А. С Пушкина предопределило развитие русской литературы, заложило основы современного русского языка.

Композиция повести «Выстрел» интересна и непроста благодаря своей многоуровневости, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин, который находится на верхней ступени композиционной лестницы, формально передает авторство Ивану Петровичу Белкину. Мнимое «авторство» приводит к созданию многоуровневого текста, а это в свою очередь позволяет глубже и шире охватить действительность, описать нравы, рассказать о судьбах и устремлениях героев. На фоне исключительных событий развернута обобщенная картина действительности, сами исключительные события подчиняются законам повседневной реальности, конкретным времени и пространству.

Герои повести изначально попадают в ситуацию, где присутствует любовь. Они влюблены или ждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание значимых событий сюжета.

Центральным героем повести является бывший гусар Сильвио. «Ему было около тридцати пяти лет… Опытность давала ему… многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые… умы. Какая‑то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя… У него водились книги, большею частию военные, да романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета». Его окружала какая‑то тайна, и, наверное, именно она была причиной всеобщего интереса к нему.

Другой герой (автор не называет его имени) ни в чем не уступал Сильвио. Это был «молодой человек богатой и знатной фамилии». Вот как о нем отзывается Сильвио: «Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен он был произвести между нами… Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние… Я стал искать с ним ссоры…»

Являясь центральным компонентом художественного текста, персонаж оказывается связанным с движением сюжетных линий, что приводит к динамичности образа. В начале повести подчеркивается равнодушие соперника Сильвио: «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня…». В финале же заметно его смятение: «Я почувствовал, как волоса стали вдруг на мне дыбом»

Мысль о мести не оставляет Сильвио. Понимание чести перевернуто для него с ног на голову: одно оскорбление не смыто кровью из‑за того, что не завершена предыдущая дуэль.

В конце повести автор показывает, что все же Сильвио получил успокоение, для него было важно не убить соперника, а просто потешить свое самолюбие: «Не буду, – отвечал Сильвио, – я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».

Сильвио не убил своего противника, но тем не менее он восторжествовал над ним, увидел его слабость. Для него главным было не просто причинить зло обидчику, а увидеть его страх, растоптать, унизить его, показать свое превосходство. Мощь и сила его духа не только поражают своей стихийной красотой, но и страшат красотой пугающей, разрушительной. Его душа обесчеловечена гордостью. Так проявляется противоречие между понятием дворянской чести, присущим конкретному времени и определенному слою людей, и общечеловеческими ценностями.

Удовлетворяя злое чувство, Сильвио приносит горе и непричастной к конфликту жене графа. Но вслед за сценой переживаний графской четы упоминается героическая смерть героя, вечно гонимого его страстями.

Автор разрешает все конфликты неординарным, но вполне реальным ходом. В своих произведениях А. С. Пушкин учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям.

Сильвио главный персонаж повести А.С. Пушкина «Выстрел», что входит в сборник «Повести Белкина». Как и все романтические персонажи, он честный, порядочный человек, обладающий магнетизмом, и прошлое его покрыто аурой загадки.

В местности проживания персонажа расквартировали полк. Главный герой часто приглашает к себе в гости офицеров и с большим интересом слушает их рассказы, при этом он молчалив и крайне уклончив от ответа, когда начинают расспрашивать о его прошлом. Как оно часто бывает, подобная загадочность притягивает людей к Сильвио, словно раздразнивает их любопытство. Окружающих, особенно кто держит близкое знакомство с главным героем, не могут удержаться от вопросов, которые остаются к их досаде без ответа.

Не смотря на то, что Сильвио не любит говорить о себе, окружающие знают, что он порядочный, честный мужчина. В округе все знают так же, что он отличный стрелок. Он никогда не промахивается, а его библиотека заполнена книгами, посвященными оружию и техникой владения им. Однако, не смотря на свой навык, он никогда лишний раз его не показывает, он никогда не участвует в офицерских дуэлях.

Подобное стечение приводит к возникновению слухов о том, Сильвио был участников ужасных событий, после чего стал таким странным и загадочным человеком. Но все меняется, когда неожиданно приходи письмо, после которого главный герой решается уехать, устроив прощальный ужин, на котором одному из офицеров он рассказывает правду о себе.

Будучи еще молодым, он служил в одном полку, когда на службу поступил новый офицер. Сильвио сразу проникся антипатией к сослуживцу, по сути это была простая зависть. Новый офицер был молодым графом, красив, богат, успешен у женщин. Главному герою казалось, что он хуже новичка, что тот забрал у него первенство в полку, и никак не хотел заводить дружбу с новеньким. Он искал повода для ссоры, и она появилась, должна была состояться дуэль. Граф стрелял первым и попал в фуражку соперника. Но когда Сильвио целился, молодой граф стоял и ел черешню. Это возмутило, еще больше главный персонаж проникся злостью к сопернику, и решил, что не будет стрелять сейчас, а дождется более удачного момента для мести. И он выпадает. Но все уже изменилось: теперь граф боится смерти. Этого становится достаточно для Сильвио.

После ужина с офицерами Сильвио уезжает. Снова его жизнь покрывается тайной, до конца неизвестно что с ним произошло, возможно, он погиб на войне.

Что же движет главным персонажем? Желание мести или зависть? Являясь романтическим персонажем, он все же реалистический герой. Как и многие он испытывал простые человеческие чувства: его снедала зависть, затем желание отомстить за задетое самолюбие, - но он смог перебороть это, не давая самому себе совершить неправильный поступок. А нет более сильного соперника, чем мы сами.

Сочинение на тему Сильвио в рассказе Выстрел

Сильвио – главный герой повести и А.С.Пушкина «Выстрел». Являясь отставным офицером, он живет в небольшом уездном городе. В самом начале произведения герой представлен читателю как романтический и загадочный персонаж. Он обладает такими чертами характера как благородство и честность. Сильвио часто приглашает к себе офицеров из расквартированного в этом месте полка. Кормит их обедом и угощает шампанским, офицеры играют в карты и допоздна задерживаются в гостях Сильвио. Герой повести никогда не рассказывает о своем прошлом, его речи остры и немногословны.

Герой является очень хорошим стрелком, каждый день он упражняется в этом искусстве. Его библиотека наполнена книгами по владению оружием, ружье Сильвио не знает промаха. Однако герой предпочитает не учувствовать в дуэлях, срамится решать конфликты мирным путем. Офицеры думают, что на душе у Сильвио есть какая-то вина перед прошлой его жертвой.

Все разъясняется, когда герой получает письмо и решает уехать. Перед отъездом он рассказывает свою историю. Несколько лет назад, когда Сильвио еще нес службу, в их полк поступил новый офицер. Тот офицер был молод и красив, да к тому еще и имел успех у женщин. Герой сразу проникся антипатией к нему, привыкнув во всем и всегда лидировать, он проникся завистью и злостью к офицеру. И поэтому стал искать повод для дуэли. Повод найти оказалось не сложно, первый выстрел по жеребьевки достался молодому офицеру, но он промахнулся. Затем настала очередь Сильвио. Но герой не стал стрелять, видя, насколько его противник не дорожит жизнью: офицер перед выстрелом ел принесенную им же черешню. Это сильно задело самолюбие Сильвио, и он удалился, оставив право последнего выстрела за собой. Долгие годы герой ждал подходящего момента, и вот он настал: его противник по дуэли недавно женился. Теперь все меняется: молодой граф боится смерти и этого оказывается достаточно для Сильвио.

Жизнь Сильвмо наполнена чувством задетого самолюбия и желанием мести. Но все-таки герой оказывается сильнее своих же чувств, он не совершает роковой выстрел, к которому готовился долгие годы. В этом и заключается сильная сторона характера персонажа.

Вариант 3

Сильвио – это главный герой рассказа Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел» из сборника «Повести Белкина».

Он был отставным офицером, то есть гусаром. Сильвио было около тридцати пяти лет. Он благородный, честный, умный, опытный и мужественный человек. Жил он в бедном селе. Его дом был похож на обычную сельскую избу. Сильвио человек не бедный, но ходил он в старое одежде, никогда не ездил на машине. Его никогда не волнует то, как о нем отзываются другие. Он привык во всем быть первым. Однажды в его районе расквартировали полк. Он охотно приглашал их в гости, щедро кормил, угощал шампанским. Однажды у него в гостях было десять офицеров, они тогда много пили. Сильвио с радостью слушал рассказы своих друзей. Но когда ему задавали вопросы, он уходил от ответа. Но все же люди, с которыми он чаще общался не могли сдерживать свое любопытство. Сильвио вообще мало что рассказывал своим друзьям. В отличие от своих приятелей, гусар очень редко играл в карты. Он самый лучший стрелок в округе. Дома у него куча книг о технике стрельбы. По мимо этих книг, у него есть и другие. Но у него какое-то странное правило. Если он дает книгу кому-то, он не требует возврата. И когда ему дают что-либо почитать, он не отдает книгу. Сильвио никогда не промахивается, но при этом в дуэлях не участвует. Он каждый день тренировался, улучшая технику своей стрельбы. Все стены его комнаты были в дырках от пуль. Кроме книг у него целая коллекция пистолетов.

О прошлом Сильвио мало что известно.

Он очень обидчивый и злопамятный человек. Во время его служения, в полк пришел новенький. Он был красив и успешен у женщин. Сильвио ему завидовал и все хотел, чтобы появилась возможность вызвать его на дуэль. И она появилась. Соперник попал в фуражку, Сильвио нацелился, но стрелять не стал. Его возмутило то, что соперник просто стоял и ел черешню. Сильвио сказал, что использует свой выстрел позже, в более подходящий момент. И вот ему пришло письмо, в котором было сказано где сейчас граф. Сильвио поехал стреляться. Но не выстрелил. Он его пожалел. Ему хватило сильного испуга в глазах графа, который только что женился и не хотел потерять все из-за случая, который произошел давно. Сильвио перед своим уходом выстрелил в картину. Возможно он хотел припугнуть графа.

После этого случая Сильвио принял участие в восстании в Греции. Там он и погиб.

Образец 4

На первый взгляд, Сильвио - это сложный человек, клубок противоречий. Рассказчик, молодой офицер, встретил его, когда воинская часть стояла в заштатном поселке. Сильвио жил в бедной мазанке, ходил в поношенной одежде. Однако украшением его жилища служила «роскошная коллекция пистолетов. Кроме того, у него имелось много книг, военных и романов. Это указывало на разнообразие его интересов и сложность натуры. С книгами Сильвио обращался довольно странным способом – охотно давал читать, но никогда не требовал их обратно. Впрочем, и взятых у кого-то книг тоже не возвращал. Несмотря на очевидную бедность, «держал открытый стол для офицеров», приглашая в гости до десяти человек и «украшая» трапезу большим количеством шампанского.

Характер у Сильвио был угрюмый, однако несмотря на крутой нрав и злой язык, он оказывал влияние на умы младших офицеров, уважавших его за опытность, проницательность и некоторую таинственность. Дело в том, что ранее он «служил в гусарском полку, и даже счастливо. Но никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке». Более всего поражало всех неимоверная меткость стрельбы, которую показывал Сильвио. В этом искусстве упражнялся он каждый день, и стены его мазанки были испещрены следами от пуль.

Ряд последующих событий сильно изменил отношение офицеров к Сильвио. Когда за игрой в карты тот был оскорблен одним из игроков и почти не реагировал на это, все ждали вызова на дуэль. Но его не было. Среди офицеров такое поведение почиталось за трусость, но обвинять в этом Сильвио никто не посмел. Больше всех страдал рассказчик, успевший привязаться к хозяину дома. И только накануне внезапного отъезда Сильвио у них произошел откровенный разговор, прояснивший суть дела.

Бывают люди, для которых собственная значимость в глазах других становится главным чувством. И такой человек способен на любые подлости, чтобы унизить обидчика, задевшего это чувство. Шесть лет назад, когда Сильвио был гусаром и признанным лидером среди сослуживцев (как в употреблении спиртного, так и в дуэлях, отношениях с женщинами и «крутости» характера), там появился новый офицер, блистательный во всех отношениях. Он был молод, красив, умен, принадлежал к знаменитому роду, имел беззаветную храбрость и веселый нрав. К тому же был богат. «Первенство мое было поколеблено» - решил Сильвио. И возненавидел соперника, отвергнув предложение дружбы. Вот тогда и проявилась вполне его мелкая и мстительная натура. Видя внимание к сопернику со стороны женщин на одном из балов, он грубо оскорбил его, за что и получил пощечину.

Последовал вызов на дуэль. Уступив противнику право первого выстрела, чтобы успокоиться и не совершить промаха, Сильвио ждал. Противник трепета не показывал, прострелил фуражку…и продолжал есть черешни. Показное равнодушие юноши взбесило Сильвио до предела. И тогда он принял подлейшее решение в своей жизни – дождаться момента, когда противнику будет, что терять, и тогда продолжить дуэль. Он ждал шесть лет. Непрерывно улучшая свое искусство стрельбы, не ввязываясь в поединки… И вот этот момент настал – противник счастливо женится! Сильвио приехал и потребовал продолжения дуэли. При этом тянул время, продляя мучения противника...Тот стрелял первым и прострелил картину. Проигнорировав отчаяние молодой женщины, вбежавшей на звук выстрела и упавшей к его ногам, Сильвио наслаждался местью, ведя издевательские разговоры. И только когда противник возмутился, Сильвио вышел, прострелив при этом картину – пуля в пулю. Мелкая зависть была, наконец, удовлетворена.

«Песнь о вещем Олеге» была написана А.С. Пушкиным в 1822 году, именно в эти годы поэта особенно волновала историческое прошлое его Родины. В основу написания данной поэзии у Пушкина легла его свобода мыслить.

  • Сочинение Зачем нам нужен речевой этикет? (рассуждение)

    Этикет в речи необходим людям. Это удобно, для общения людей одного круга. С помощью речи можно узнать род деятельности человека, уровень его культурного развития.

  • Однажды увидел я… чудо. Чудеса разные бывают. Один раз я точно видел, как мой робот сам двигался! Я уже ложился спать, а тут заметил, как робот шевельнулся. Я совсем не испугался.

    «Повести Белкина», написанные Пушкиным в 1831 году, были высоко оценены российской читающей общественностью.

    Великий поэт на поверку оказался и умелым прозаиком. Лев Николаевич Толстой назвал пушкинский стиль «Повестей...» замечательной школой для начинающих писателей. Пять произведений предваряет повестью «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этого произведения является темой данной статьи.

    Повесть о нравах дворян

    Она глубоко психологична. Ее атмосфера - специфический социум служилых дворян. С одной стороны - имперские принципы: суровая и строгая служба, обостренное, гипертрофированное понятие чести. С другой - увлечение вещами сиюминутными, преходящими: вином, картами, любовными похождениями. Специфической была и дуэльная форма разрешения конфликтов (часто - надуманных или спровоцированных).

    Повествование ведется от имени поместного дворянина деревни Горюхино Ивана Петровича Белкина. События происходят в некоем провинциальном городишке, название которого рассказчик запамятовал. Кавалерийский полк, расквартированный в нем, был не переотягощен службой. Офицеры лишь до обеда занимались учебой и верховой ездой в манеже. Отобедав же у командующего полком или же в трактире, они коротали время за беседою, картами и пуншем. Аристократы в погонах не всегда отличались предупредительностью, и зачастую спор за первенство перерастал в дуэль. Порой соревнование эго разных людей приобретало настоящий драматизм. Об одной такой истории написал повесть «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание ее сводится к истории одного отсроченного дуэльного выстрела.

    Главный герой - отставной гусар

    Мы знакомимся с отставным гусарским офицером Сильвио (итальянское имя обманчиво, под ним скрывается человек сугубо русский). Ему 35 лет. Его образ жизни, как очевидно, не претерпел изменений со времен гусарской службы. Его дом постоянно открыт для военных, им неизменно предоставляется обед из нескольких блюд, приготовленный слугой Сильвио, отставным солдатом. Хотя, с другой стороны, домом это жилище назвать можно лишь условно. Это трудно представить нашему современнику, но по словам Александра Сергеевича, его стены и потолок изрешечены пулями настолько, что напоминают пчелиные соты. Сильвио каждый день упражняется в меткости стрельбы. О его умении одним выстрелом убить муху, не вставая с кресла, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание произведения для сравнения упоминает, что среди гусар мастером стрельбы считается попадающий с десяти шагов в карту десять раз кряду. Очевидно, что умение Сильвио - на порядок выше. И он действительно пользуется неоспоримым авторитетом у своих гостей- офицеров. Он проницателен, он бесстрашен, он щедр с друзьями...

    Мотивированная попытка избежать конфликта нового

    Впрочем, однажды это уважение поколебалось... И этот эпизод послужил завязкой композиции. Ничто не предвещало такого исхода, когда в очередной раз в доме у Сильвио компания офицеров играла в банк.

    (Обратим внимание на деталь: почему именно в него? Ведь автор упоминает лишь «игру в карты». Во времена Пушкина преферанс еще не пришел в Россию, и именно в банк играют литературные герои - современники великого поэта.)

    Сильвио, как игрок опытный, брал на себя функцию главного понтера - он мелом записывал очки игроков и исправлял ошибки. Один из новых офицеров, поручик, считая свои очки, из рассеянности сбился со счета, или, по карточной терминологии, «загнул угол», т. е. присоединил свою ставку к ставке другого игрока. Таким образом он необоснованно увеличил свои очки. Такой момент в игре в банк не был редкостью. Сильвио, который играл профессионально, автоматически и без комментариев исправил мелом запись незадачливого понтера. Тот, разгоряченный выпитым и насмешками товарищей, не поняв мотивов действия главного героя повести и восприняв их как хамство, швырнул в него тяжелым медным арабским подсвечником (шандалом).

    Ситуация накалилась до уровня дуэли... Не только о том, что Сильвио удалось уклониться, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этой сцены свидетельствует о негусарском поведении 35-летнего мужчины. Очевидно, что он нарушил неписанный «кодекс чести», не вызвав нахала на поединок (а, судя по умениям Сильвио, шансов остаться в живых у офицерчика было совсем даже немного). Присутствующие заподозрили в подмочившим свое реноме кумире непозволительный для военных аристократов грех - трусость. В тот вечер все гусары разочарованно разошлись по домам...

    Объяснение Сильвио Ивану Белкину

    Впрочем, через некоторое время гостеприимный 35-летний мужчина все-таки восстановил свой статус в офицерской среде. Однако у рассказчика Белкина (повесть излагается его устами) остался неприятный осадок от невостребованной Сильвио у незадачливого поручика дуэли.

    Далее, следуя правилам литературной интриги, при загадочных обстоятельствах разлучает Ивана Белкина с Сильвио Пушкин. Повесть «Выстрел» рассказывает о внезапно полученном Сильвио письме, которое тот ожидал давно. Главный герой торопился до такой степени, что уезжал немедля в ночь. Впрочем, не забывая о традициях, он пригласил офицеров на прощальный ужин, при этом попросив рассказчика прийти обязательно. Почему он по-особому относился к Белкину? Пушкин здесь достаточно убедителен. Молодой офицер до эпизода с дуэлью восторженно относился к Сильвио, считая его образцом, идеалом мужчины и офицера. Главный герой, человек опытный, наверняка ощутил перемену отношения рассказчика к своей особе. Кроме этого, Сильвио считал Белкина своим другом, поэтому и решил напоследок объяснить ему свое поведение.

    Сильвио сообщил Белкину, что не имел права ставить даже под ничтожный риск (пусть даже из-за пьяного сумасброда-поручика свою жизнь), поскольку бережет ее для другой, отложенной дуэли. И из уст главного героя полилась захватывающая воображение читателей речь... Таким приемом в повествование, где прежде преобладал сугубо бытовой характер, внезапно вносит романтику Пушкин. Повесть «Выстрел» знакомит нас с воспоминаниями Сильвио о своих гусарских временах, событиях ярких, драматических...

    Конфликт Сильвио и нового офицера

    Сильвио, беседуя с Белкиным, достал фуражку с околышем, пробитым на вершок от головы. Ловкий Пушкин нашел прием, чтобы сразу заинтриговать читателя. Полился рассказ главного героя о своих гусарских временах, когда гусары в нем «души не чаяли», а начальство, смирившись, воспринимало как «неизбежное зло». Лихим он был и воином, и дуэлянтом. Его считали первым буяном в армии.

    Но не менее ярким гусаром оказался и тот, другой, который и произвел намеренно насмешливый выстрел в головной убор Сильвио.

    Каким был тот, имя и титул которого Сильвио намеренно не назвал? «Блистательный счастливец», «отпрыск знатной фамилии»... Громкое имя, беспечная храбрость, острый ум, красота, бешеная веселость и бесконечные деньги, щедро бросаемые на ветер... Первенство Сильвио пошатнулось, но он знал, что нужно делать. О его намерении убить счастливого соперника на дуэли рассказывает дальнейший сюжет.

    «Выстрел» Пушкина с помощью художественных средств достоверно знакомит нас с той ситуацией, которую современные психологи называют конкуренцией альфа-самцов. Старый кумир гусарского общества приревновал к новому неформальному лидеру.

    Дуэль - первая кульминация повести

    Сильвио идет на конфликт с неназванным новым офицером. Решительно отбросив встречное предложение дружбы, начинает искать повод, чтобы спровоцировать ссору. Это ему удалось, но не сразу. Безрезультатны были эпиграммы. Визави оказался талантливей. Тогда главный герой на балу в доме своей любовницы спровоцировал соперника своей грубостью и наглостью. В ответ ожидаемо последовала пощечина. За ней - вызов на дуэль. Казалось бы, все идет по плану Сильвио... Да ситуация внезапно не заладилась, вышла из-под его контроля.

    Когда главные сюжетообразующие герои повести «Выстрел» Пушкина сошлись между собой на своей первой дуэли, то психологическое доминирование оказалось не на стороне Сильвио. Отдадим должное его сопернику. Тот был более ярок и смел до сумасбродства. Он настолько убедительно бравировал своим безразличным отношением к своей жизни и смерти, что смутил главного героя.

    О таких людях говорят: «Нервы - как канаты!» Согласитесь, не каждый сможет, ожидая выстрела визави, в то же время безразлично вынимать из своей наполненной черешнями фуражки ягоды и плевать ими в сторону соперника.

    Поскольку целью Сильвио было абсолютное первенство, то чисто физическая победа на дуэли, не поколебавшая дух противника, была ему не нужна. «Что толку-то лишать жизни соперника, если не дорожит он ею!» - подумал он. О том, что первая дуэль не реализовала замысел Сильвио, пишет Пушкин («Выстрел»). Главные герои на данном уровне психологически равны, и их противостояние не разрешает вопрос доминирования. Сильвио обращается к секундантам с заявлением о прерывании дуэли, оставляя выстрел за собой.

    Решение Сильвио - морально победить соперника позже

    Он уверен в том, что время расставит все по своим местам.

    Вернемся к современной терминологии, пусть даже циничной, но отражающей суть вещей. Сильвио - природный лидер. Направленность его личности - постоянный конфликт с другими за право считаться лучшим в военном деле, в дуэлях, в успехах у женщин. Он мужчина полигамный и доминантный. Такие не созданы для семьи, они не привязаны к другим радостям жизни и бескомпромиссны в своих взглядах.

    О резонном замысле Сильвио повествует произведение «Выстрел» Пушкина. Интерес к жизни в его пока что непобедимом визави вскоре возобладает над беспечным отношением к смерти. Богатство и устроенность наверняка со временем превратят его соперника из отчаянного гусара в самого обычного помещика и обывателя. А что может заставить мужчину более полюбить жизнь, чем любовь, свадьба и желание создать семью? На это и рассчитывал Сильвио... Он уволился с военной службы и уехал на время, обязав друзей сообщить, когда его противник по дуэли соберется жениться. Прошли годы... Тридцать пять лет - это время, чтоб обзавестись домом, семьей... Но не таков Сильвио. Он внутренне остается все тем же офицером, жаждущим получения первенства в давнем споре. Для него это более чем принципиально.

    Помещик Белкин гостит у графской четы

    Со времен службы Ивана Белкина в полку прошли годы и годы... Он - поместный дворянин и занимается хозяйством. Узнает же он о судьбе своего друга Сильвио совершенно случайно, нанеся визит вежливости соседям-помещикам.

    В диалоге гостя и хозяев знакомит читателей с продолжением отложенной дуэли Пушкин («Выстрел»). Герои встречаются именно так, как задумал Сильвио. Он неожиданно появляется в доме визави, когда тот менее всего готов.

    Они (муж и жена) носят титул графа и графини, богаты и редко бывают в своем обширном и шикарном поместье. Проявив гостеприимство, супруги приглашают соседа-помещика Белкина в гостиную. Там, рассматривая картины, он замечает в одной из них, изображающей пейзаж Швейцарии, две пули, всаженные одна в другую, и говорит об удачном выстреле графу.

    Об их дальнейшей беседе подробно повествует рассказ пушкина «Выстрел». Наконец полностью вырисовывается нить авторской интриги. Белкин рассказывает, что лучший стрелок, которого он знал, стрелял трижды в день. Граф справляется о его имени. Узнав же, что того зовут Сильвио, бледнеет и признается, что вторая пуля в картине выпущена им при драматических обстоятельствах.

    Замысел Сильвио удался

    Как-то в первый год после женитьбы граф с графиней возвратились порознь с конной прогулки. Заупрямилась лошадь графини. Граф, возвратившись домой ранее, обнаружил у себя в доме Сильвио, предъявившего свое право на ответный выстрел. Граф оказался тем самым давним соперником, о повторной дуэли с которым мечтал Сильвио.

    Описанием их встречи заканчивает свою повесть Пушкин («Выстрел»). Анализ этого поединка нервов (а именно в него превращает Сильвио свое требование ответного выстрела) заканчивается его полной психологической победой.

    Мастер дуэли

    Во-первых, 35-летний мужчина не опустился до банального убийства (его выстрел наверняка бы оказался смертельным). Ведь более всего он хотел получить моральную сатисфакцию над противником, а значит - победу окончательную. Он торжествовал, он наслаждался местью. Почему-то вспоминаются слова, написанные гораздо позже и произносенные Доном Капоне: «Месть - блюдо особенное, наслаждаться им нужно, когда оно остыло...». Сильвио тянул время. Он запросил зажечь все свечи в зале. Затем, не обращая внимания на призывы графа «быстрее закончить дело», целую минуту держал его на прицеле. Эта минута оказалась самой страшной в жизни его оппонента. И лишь потом Сильвио пошутил, что поскольку его пистолет не заряжен черешневыми косточками, то он желает начать поединок «с чистого листа», т. е. на стандартных условиях, начиная с розыгрыша права первого выстрела. Теперь психологическое преимущество всецело принадлежало ему...

    Моральная победа Сильвио. Развязка композиции

    Выигравший право выстрела граф был деморализован и потрясен.

    Он промазал, всадив пулю в картину с швейцарским пейзажем. Настало время выстрела Сильвио. И тут в гостиную подоспела графиня. Она пала к его ногам, умоляя не стрелять. Сам граф был ни жив ни мертв от потрясения...

    Внезапно Сильвио прекратил поединок. Он заявил графу, что полностью удовлетворен его робостью, его страхом, тем, что заставил его выстрелить первым. Сказав это, он вышел из гостиной быстрым шагом, но, обернувшись на пороге, выстрелил почти не целясь в картину, попав своей пулей в то место, где оказалась пуля графа. Это был феноменальный выстрел - память для графской четы на всю оставшуюся жизнь...

    Позже из газет им стало известно, что Сильвио принимал участие в вооруженном восстании греков под предводительством российского генерала Александра Ипсиланти и был убит турками в битве под Скулянами, происходившей 16 и 17 июня 1821 г., где греческая повстанческая армия потерпела поражение.

    Вместо заключения

    Так ли важно, какая была в произведении классика главная мысль? «Выстрел» Пушкина, пожалуй, таковой не имеет. Зато в нем есть другое: экспрессия, интрига и... классическая композиция. Именно поэтому Лев Толстой призывал начинающих прозаиков научиться писать у Пушкина. Посудите сами:

    Завязка сюжета (неотплаченное дуэлью оскорбление Сильвио от пьяного поручика).

    Первая кульминация (первая дуэль).

    Вторая кульминация (вторая дуэль).

    Развязка (удовлетворение Сильвио лишь моральной победой, известие о его глупой и случайной гибели).

    Творчество А. С Пушкина предопределило развитие русской литературы, заложило основы современного русского языка.

    Композиция повести «Выстрел» интересна и непроста благодаря своей многоуровневости, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин, который находится на верхней ступени композиционной лестницы, формально передает авторство Ивану Петровичу Белкину. Мнимое «авторство» приводит к созданию многоуровневого текста, а это в свою очередь позволяет глубже и шире охватить действительность, описать нравы, рассказать о судьбах и устремлениях героев. На фоне исключительных событий развернута обобщенная картина действительности, сами исключительные события подчиняются законам повседневной реальности, конкретным времени и пространству.

    Герои повести изначально попадают в ситуацию, где присутствует любовь. Они влюблены или ждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание значимых событий сюжета.

    Центральным героем повести является бывший гусар Сильвио. «Ему было около тридцати пяти лет… Опытность давала ему… многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые… умы. Какая‑то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя… У него водились книги, большею частию военные, да романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета». Его окружала какая‑то тайна, и, наверное, именно она была причиной всеобщего интереса к нему.

    Другой герой (автор не называет его имени) ни в чем не уступал Сильвио. Это был «молодой человек богатой и знатной фамилии». Вот как о нем отзывается Сильвио: «Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен он был произвести между нами… Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние… Я стал искать с ним ссоры…»

    Являясь центральным компонентом художественного текста, персонаж оказывается связанным с движением сюжетных линий, что приводит к динамичности образа. В начале повести подчеркивается равнодушие соперника Сильвио: «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня…». В финале же заметно его смятение: «Я почувствовал, как волоса стали вдруг на мне дыбом»

    Мысль о мести не оставляет Сильвио. Понимание чести перевернуто для него с ног на голову: одно оскорбление не смыто кровью из‑за того, что не завершена предыдущая дуэль.

    В конце повести автор показывает, что все же Сильвио получил успокоение, для него было важно не убить соперника, а просто потешить свое самолюбие: «Не буду, – отвечал Сильвио, – я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».

    Сильвио не убил своего противника, но тем не менее он восторжествовал над ним, увидел его слабость. Для него главным было не просто причинить зло обидчику, а увидеть его страх, растоптать, унизить его, показать свое превосходство. Мощь и сила его духа не только поражают своей стихийной красотой, но и страшат красотой пугающей, разрушительной. Его душа обесчеловечена гордостью. Так проявляется противоречие между понятием дворянской чести, присущим конкретному времени и определенному слою людей, и общечеловеческими ценностями.

    Удовлетворяя злое чувство, Сильвио приносит горе и непричастной к конфликту жене графа. Но вслед за сценой переживаний графской четы упоминается героическая смерть героя, вечно гонимого его страстями.

    Автор разрешает все конфликты неординарным, но вполне реальным ходом. В своих произведениях А. С. Пушкин учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям.