Основные понятия и положения общепсихологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев)

В науке нет единого подхода к раскрытию понятия и структуры человеческой деятельности. Основной вклад в методологическое и психологическое решение указанной проблемы сделала традиционная психология.

Деятельность - это специфическая форма общественного бытия людей, заключается в целенаправленном преобразовании природной и социальной действительности. Преобразовательный и целенаправленный характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за пределы любой ситуации, вписывая деятельность в широкий контекст общественно-исторического бытия. Все это подчеркивает открытость и универсальность деятельности. ее нужно понимать с позиций исторического и культурного развития как форму творчества. Построение или создания человеком своей деятельности является непременным условием формирования его личности.

Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность формируется и проявляется в деятельности. Деятельность определяет личность, но личность выбирает ту деятельность, которая определяет ее развитие (А.Г. Асмолов). Во время деятельности человек взаимодействует с окружающим миром, и этот процесс не пассивный, а активный и управляемый сознанием.

В конкретном научном изучении личности различные общеобразовательных психологические направления придерживаются принципов деятельностного подхода. Понятие "деятельностный подход" в широком смысле означает, что в основу методологии исследований положены категорию деятельности. В узком смысле "деятельностный подход" - теория, рассматривающая психологию как науку о функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов.

Психологическую теорию деятельности разрабатывали отечественные и зарубежные психологи. Российский психолог Л.С. Выготский подготовил почву для формирования психологической теории деятельности. Создание Л.С. Выготским культурно-исторической теории высших психических функций, а также его большой вклад в разработку исторического подхода к развитию человеческой психики, в изучение проблем сознания, мышления и речи позволили другим ученым подойти к истокам деятельности. В общем Л.С. Выготский выдвинул идею о решающей роли деятельности в психическом развитии ребенка.

На основе указанной идеи А.Н. Леонтьевым была создана теория деятельности, в которой ученый исходил из положения марксизма о том, что деятельность воплощается в своем продукте. Происходит как бы "опредметнювання" тех представлений, которые ее побуждают и регулируют. Таким образом, в продукте деятельности эти представления набирают новую форму. На основании этого положения А.Н. Леонтьев приходит к выводу, что, взаимодействуя с предметами реального мира, созданных человеческой культурой на протяжении ее истории, индивид усваивает (присваивает) "опредметнена" психологическую реальность. Это и составляет процесс его психического развития. Исходя из этих общих положений, ученый раскрывает многие важные психологических понятий. Так, понятие потребностей, мотивов личности получают у него оригинальное интерпретации. Мотивы ученый трактует не как внутренние побуждения, идущие от личности, а как реальные предметы, в которых воплощаются (опредметнюються) потребности. Категория деятельности, по А.Н. Леонтьевым, охватывает "полюс объекта" и "полюс субъекта", что ведет к пониманию самой личности как момента деятельности и ее продукта. Таким образом, психика превращается в реальность человеческой деятельности, чем отрицается возможность рассматривать ее как реальность, присущую самому субъекту.

Согласно представлениям О.М. Леонтьева, в структуру деятельности входят следующие компоненты: потребности, мотивы, задачи, действия и операции. Он отмечал, что деятельность содержит три микроструктуры и блоки: первый связан с мотивами, второй - с целью, третий - с операциями.

Всего в традиционной психологии проблема деятельности рассматривалась в рамках диалектико-материалистических идей (М.Я. Басов, С. Л. Рубинштейн).

Выдающийся ученый С.Л. Рубинштейн и его ученики длительное время разрабатывали методологический принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип гласит: психика человека не только проявляется, но и формируется в деятельности. Конкретно это означает, что различные уровни и типы сознания, вообще психика, проявляются и развиваются через различные виды деятельности и поведения: движение - действие - поступок. Сам факт осознания индивидом своей деятельности - цели и условий - изменяет ее характер и течение.

Всю систему своих идей С.Л. Рубинштейн направил на раскрытие диалектики психологической деятельности. В деятельности он обнаружил существенные компоненты и конкретные взаимосвязи между ними. В конце концов структура деятельности субъекта составляет сложное соотношение ее разноплановых компонентов (движение - действие - операция - поступок) в их взаимосвязи с целью, мотивами и условиями деятельности. Центром этой структуры является действие. Именно действие, по мнению С.Л. Рубинштейна, - исходная "клетка", "единица" развития психики. Впрочем, это не значит, что в действии с помощью психологического анализа могут быть "найдены" и изучены истоки всех элементов психики, то есть побуждений, мотивов, способностей человека.

Раскрывая различные аспекты принципа активности, С.Л. Рубинштейн сформулировал понимание активности, согласно которому внешние принципы действуют через внутренние условия. Разработанный ученым принцип детерминизма (внешнее через внутреннее) заключается в том, что действие внешнего через внутреннее является необходимым, очень существенной и положительной условием адекватного познания объекта. Такое действие опосредованно характеризует активную роль субъекта, познающего мир, а также его как человека, определенным образом действует, общается.

В конце 80-х годов в науке развернулась дискуссия о статусе понятия деятельности, его полидисциилинарний характер и место среди других гуманитарных понятий (общественные отношения и т.д.).

По мнению современного психолога В.П. Зинченко, сознательную жизнь человека состоит из двух типов отношений: свободные отношения (независимые от сознания) и отношения как "превращенные формы» сознания (энергия, сила). Деятельность и сознание нельзя отождествлять, сознание свободная и не зависит от деятельности, хотя ею порождается. Ученым разработана схема психологического развития - это цепь "превращенных форм" сознания: "живой" движение и недифференцированные формы активности порождают поведение, деятельность; поведение и деятельность порождают сознание; сознание порождает свободные действия и поступки и, наконец, действия и поступки порождают личность. В свою очередь личность порождает новые формы деятельности, расширяя собственное сознание.

Другой современный психолог В. В. Давыдов считает, что ключевые проблемы деятельности еще остаются далекими от адекватного решения. Так, к основным проблемам, которые требуют углубленного исследования, В.В. Давыдов относит следующие: необходимость определения ключевого понятия теории деятельности - понятие "преобразования", которое объясняло 6 не только внешние, но и внутренние изменения образа объекта; выявление соотношения коллективной и индивидуальной деятельности; классификация различных видов деятельности; выяснение соотношения психологической теории деятельности с другими подходами к изучению человека.

Наконец, функции побуждения и направления деятельности, а также функции смыслообразования, как считают украинские ученые (А. Никуленко и др.), Приписывают "предмета деятельности" без достаточных оснований. Они пытаются доказать, что деятельность и "активное ориентирование" вызывает сопротивление, которое оказывает относительно субъекта, относительно удовлетворения его потребностей среду (как предметное, так и социальное), что предметность деятельности заключается в предметном характере этого сопротивления, а направление деятельности, то есть выбор средств удовлетворения потребностей, целей, орудий и т.д., определяется этим сопротивлением. Отсюда вытекает необходимость и ведущая роль в деятельности такого компонента психического отражения действительности, как "образ сопротивления". Что же касается функций побуждения деятельности и смыслообразования, то их выполняет удовлетворения потребности в виде связанного с ним предполагаемого эмоционального переживания.

В.И. Додонов работает над проблемой структуры и динамики мотивов деятельности, исследуя общения и его цель в мотивационной структуре деятельности.

В 1930-е гг. перед психологической наукой были поставлены новые задачи. Первой стала разработка методологии психологии как фундамента построения науки нового типа, представляющей собой не описательное, а объяснительное знание. Второй - создание системы психологии как науки, которая включила бы и все критически переосмысленные достижения мировой психологии и одновременно опиралась бы на отечественные эмпирические исследования. Третьей, непосредственно вытекающей из второй, была задача раскрытия и преодоления кризиса психологической науки.

Деятельностный подход сменил реактологию и стал выражением стремления к построению психологии на основе марксизма. Суть его выражалась в выдвижении фундаментального постулата о единстве сознания и деятельности. Это означает, что всякое содержание сознания и всякий психический процесс необходимо рассматривать как результат познавательных действий - перцептивных, мыслительных. В основе действий лежат мотив (потребность) и определенная цель. Деятельность рассматривалась с марксистской точки зрения, утверждавшей труд как основную форму взаимоотношения человека со средой.

Категория деятельности, с ее основным принципом единства сознания и деятельности, с одной стороны, противопоставлялась бихевиоризму, отрицавшему сознание, с другой стороны - фрейдизму, утверждавшему влияние бессознательных влечений. Более всего она соответствовала операционализму в форме необхевиоризма, который стал развиваться именно в это время (в 1930-е гг.).

Основными теоретиками данного подхода стали С. Л. Рубинштейн и Л. Н. Леонтьев. Первый был склонен к философскому и методологическому решению проблем деятельности в психологии, второй рассматривал развитие психики как деятельности в теоретическом, историческом, фило- и онтогенетическом ключе. Оригинальную концепцию состояния психики ("установку") выдвинул и Д. Н. Узнадзе.

С. Л. Рубинштейн (1889-1960) известен как- основатель марксистской теории деятельности в советской психологии.

С трудами К. Маркса Рубинштейн познакомился очень рано. Но извлечь из марксовой теории ее собственно философское содержание он смог, только определив собственную концепцию - концепцию философской антропологии, центром которой выступала идея не субъекта познающего (как у Гегеля), а идея субъекта существующего и деятельно реализующего в мире свою сущность. Рубинштейн изложил ее в рукописи. В своей работе он систематически разработал принцип субъекта и его творческой самодеятельности, впоследствии преобразованный им в качестве методологического принципа психологии и названный деятелъностным подходом.

В начале 1930-х гг. ученый опубликовал свою концепцию сознания и деятельности в статье "Проблемы психологии в трудах К. Маркса", а на следующий год вышла в свет его первая монография "Основы психологии" (1935). В этих работах Рубинштейн представил свою интерпретацию системы идей, заключенных в ранних рукописях К. Маркса.

В качестве одной из программных работ Рубинштейна можно выделить "Основы общей психологии". В ней ученый подошел к рассмотрению психики, сознания и личности с позиций принципа развития. Он также сделал попытку раскрыть в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического. Сама деятельность субъекта также рассматривалась в процессе ее становления и совершенствования (на разных этапах усложнения жизненного процесса деятельность принимает новые формы и начинает строиться по-новому). В конкретизированном виде выступил принцип единства сознания и деятельности (раскрытие этого единства осуществляется в аспекте функционирования и развития сознания в деятельности; проявление сознания в деятельности есть одновременно развитие сознания через деятельность, а также его формирование).

Рубинштейн дал методологическое определение природы психики как единства отражения и отношения, познания и переживания, гносеологического и онтологического. В этой же работе он представил развернутую характеристику сознания как высшего уровня организации психического. Сознание рассматривалось ученым как регулятор деятельности, осуществляя три взаимосвязанные функции - регуляции самих психических процессов, отношений субъекта к миру, а также регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание, таким образом, выступало как высшая способность действующей личности.

В своей книге "Бытие и сознание" (1957) Рубинштейн обратился к разработке принципа детерминизма как ключевого метода для философии, психологии и самой социальной жизни. Одной из важнейших методологических особенностей новой формулы детерминизма стало преобразование ложно поставленной философской проблемы: либо психическое материально и тогда объясняется только физиологически, либо оно идеально, тогда его сущность постигаема только за пределами материального мира.

Наиболее существенные особенности деятельности Рубинштейн проанализировал в статье "Принцип творческой самодеятельности". Он отнес к ним:

  • 1) субъектность (деятельность всегда осуществляется субъектом, точнее субъектами);
  • 2) содержательность, реальность, предметность (деятельность не бывает символической и фиктивной);
  • 3) неразрывная связь с творчеством;
  • 4) связь деятельности с самостоятельностью. Ученый выдвинул следующие идеи относительно природы человека, отражающие суть деятельностного подхода.
  • 1. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель.
  • 2. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, таким образом, перестает быть простой совокупностью ответных реакций па внешние раздражители.
  • 3. Осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Таким образом, сознательное действие - это действие, которое сопровождается сознанием.
  • 4. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которая отличается от реакции иным отношением к объекту.
  • 5. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становится поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднимается в план сознания и превращается в сознательное отношение.
  • 6. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании. Их единство основывается на единстве сознания и бытия, объективное содержание которого проявляется через сознание.
  • 7. Через деятельность субъекта его психика становится познаваема для других. Для познания психики нужно исходить из принципа единства внутренних и внешних проявлений.
  • 8. Деятельность понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру.
  • 9. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая (познавательная) деятельность.

Научные исследования и работы Рубинштейна отличаются последовательностью изложения истории и методологии психологии, объединением их в целостную теоретическую и историческую систему.

Единство сознания и деятельности, единство деятельности - внешней и внутренней, происхождение внутренней, психической деятельности из внешней, предметной, - все они утверждают производный характер психики, сознания, его вторичность по отношению к материальному миру - это убеждение ученого было поддержано представителями советской психологии.

Важнейшим достижением советской психологической науки стала разработанная одним из создателей советской психологии, А . Н. Леонтьевым (1903 1979) общепсихологическая теория деятельности.

На материале теоретических и экспериментальных исследований ученый показал объяснительную сил}" деятельности для понимания центральных психологических проблем: сущности и развития психики и сознания, функционирования различных форм психического отражения личности. При разработке проблемы деятельности Леонтьев опирался на положения культурно-исторической концепции психики Л. С. Выготского.

Леонтьев начинал свою карьеру, разрабатывая совместно с группой ученых проблему деятельности в детской психике и изучая такие аспекты ее развития и изменения, как постановка ребенком целей и мотивов своей деятельности. Позже он обратился к исследованию проблемы генезиса психики, которые были изложены им в диссертационной работе "Развитие психики" (1946).

Фундаментальным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность", в которой им были выдвинуты следующие научные идеи.

  • 1. Деятельность должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, целью которого является удовлетворение предметных потребностей субъекта.
  • 2. Предметные потребности определяются как внутренние состояния организма.
  • 3. Развитие деятельности необходимо приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции (деятельность порождает психическую жизнь).
  • 4. Деятельность есть процесс, который переводит отражаемое в отражение (т.е. внешнее во внутреннее).
  • 5. На уровне поведения человека психическое отражение также выражается и в продуктах деятельности. Таким образом, деятельность помимо объективного отражения реальности переводит образ в объективно-предметную форму, которая может быть вещественной или идеальной (нематериальной). Язык является формой отражения образа в индивидуальном сознании.
  • 6. Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе:
    • элементарная сенсорная психика;
    • перцептивная психика (т.е. формирование образа);
    • стадия интеллекта (т.е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде).
  • 7. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность.
  • 8. Деятельность осуществляется субъектом, соответственно предполагает раскрытие понятия личности как продукта всех отношений человека к миру, и эти отношения осуществляются через совокупность всех деятельностей человека.
  • 9. Всю совокупность человеческого опыта можно разделить па три вида: индивидуальный, видовой и социальный, которые наличествуют у каждого человека.

Идеи Леонтьева оказали сильнейшее влияние на развитие большинства отраслей отечественной психологии - социальной, детской, педагогической, инженерной, патопсихологии, зоопсихологии, эргономики. Более того, они положили начало развитию этих отраслей психологии в СССР. Как и С. Л. Рубинштейн, Леонтьев является одним из основателей советской психологии.

Но все же слабым звеном в теории Леонтьева следует признать его понятие "предметной деятельности", деятельности, имеющей объектом предметы действительности, и игнорирующей отношения (общение) людей или рассматривающей их косвенно, не специально.

Получившая мировую известность теория установки была разработана Д. Н. Узнадзе (1886-1950).

Изучая зарубежную психологию и различные ее концепции, Узнадзе смог выявить особенность, общую для большинства направлений. Он назвал к ее "постулатом непосредственности". Согласно данному постулату "объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику и в этой непосредственной связи определяет ее деятельность".

Истоки этой "догматической предпосылки" Узнадзе видел в ложной ориентации психологии на естествознание, которое базируется па признании факта непосредственной связи между физическими явлениями. Аналогию с этим принципом Узнадзе усматривал и в "принципе замкнутой каузальности" В. Вундта (психическое возникает из психического), который критиковал как ненаучный и непродуктивный, и в объяснениях гештальтпсихологии, и в бихевиоризме.

Узнадзе раскрыл глубокие последствия, к которым приводит психологию опора на постулат непосредственности. Это идеализм и механицизм, выразившиеся в игнорировании субъекта деятельности и личности как конкретной целостности, вследствие чего поведение представляется как "взаимодействие с действительностью отдельных психических и моторных процессов, первично определенных непосредственным взаимодействием... моторных или психических процессов и их стимулов или раздражителей, и следовательно для его понимания, помимо учета этих двух моментов, не требуется ничего другого".

Проделанный Узнадзе анализ зарубежной психологии оказался созвучным ее исследованиям, отраженным в трудах Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Взгляды ученого разделялись и советской психологией в целом. Так, А. Н. Леонтьев неоднократно использовал термин "постулат непосредственности", введенный Узнадзе, и так же, как он, видел задачу психологии в преодолении этого постулата. Критика постулата непосредственности входит важной составной частью в работу по созданию методологических основ собственной психологической концепции Д. Н. Узнадзе. Из нее вытекает задача преодоления данного постулата. Ответом на эту задачу явилась теория установки.

Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, стала попыткой объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием "установка". Установка возникает при наличии одновременно двух условий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ее формировании учитываются внутренние и внешние факторы.

Установка представляет собой первичное целостное, недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. Установка - "состояние, которое можно квалифицировать как внесознательный психический процесс, оказывающий в данных условиях решающее влияние на содержание и течение сознательной психики". "Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения".

Экспериментальным материалом для изучения феномена установки послужили различного рода иллюзии органов чувств (зрения, слуха, веса, объема и пр.). Был разработан метод экспериментального исследования установки, изучены виды установок, процесс их формирования, описаны их свойства. С позиции установки были даны характеристики психических процессов, произведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека, выявлены иерархические уровни психической активности - индивида, субъекта, личности.

В отличие от установки в зарубежной психологии, в которой этот феномен выступал в качестве частного психологического образования, Узнадзе придал понятию установки статус общепсихологической категории, а теория этого феномена превратилась в общепсихологическую теорию установки и была распространена на изучение патопсихологических явлений, нашла применение в педагогике, на ее основе была разработана система методов психотерапии -сеттерапия (использование понятия установки для лечения пациентов).

Установка описывалась как опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, сто эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение. "Этот специфический акт, обращающий включенный в цепь деятельности человека предмет или явление в специальный самостоятельный объект его наблюдения, можно было бы назвать актом объективации".

Выделение объективации привело Узнадзе к выводу о существовании двух уровней психической жизни - уровня установки, свойственного для всякого живого существа (и лишь в частности - для человека), и уровня объективации, который представляет собой "специальное достояние лишь человека как существа мыслящего, строящего основы культурной жизни, как творца культурных ценностей".

ЧВУЗ: «Донецкий институт психологии и предпринимательства»

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:

по дисциплине: Методологические и теоретические проблемы психологии

Методологический анализ теория деятельности (А.Н.Леонтьев)

Выполнил: студентка группы ПЗ-2007А

Денисюк Оксана Юрьевна

Проверил: Яновская Л.В.

Оценка «_________»

Сдала работу

«_____»__________2010

Донецк-2010

План

    Основное понятие и определение

    Методологический анализ основных принципов

    Виды детерминизма

    Принципы системности

Литература

1. Основное понятие и определение

Эта теория, которая имела огромное значение для развития отечественной психологии. Она была создана в советский период, являлась центральной психологической теорией и развивалась на протяжении более 50 лет. Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. Эта теория занимает значимое положение в отечественной психологии.

Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева. Леонтьев писал: «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности, мы будем называть в отличие от других процессов процессами деятельности». «Точка зрения психологии, - говорил А.Н. Леонтьев, - есть точка зрения жизни, и психология не смеет ее покидать». Но процессы жизни - это процессы деятельности. Значит в предмет психологии должна быть включена триада «субъект-деятельность-предмет», где субъект предстает как «единица» «действительного индивида», деятельность - как «единица» процесса жизни, а предмет - как «единица» мира. Таким образом деятельность - центральное звено этой триады - она входит в предмет психологии, но «не особой своей "частью" или "элементом", а своей особой функцией. Это функция полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности».

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень - это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним - уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо сразу обратить внимание на то, что цель в данном случае - это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие - это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

Во-вторых, действие - это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие - это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул-реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Смысл является центром, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психологическая интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность мотив цель условия и соотносимые с ними деятельность действия операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

В Теории деятельности введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Личность в Теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность.

На основе Теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

2. Основные принципы психологической теории деятельности

В качестве основных принципов теории деятельности могут быть выделены принципы предметности, активности, неадаптивной природы человеческой деятельности, анализа деятельности «по единицам», интериоризации и экстериоризации, опосредования, а также принципы зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и историзма.

1. Принцип предметности как оппозиция принципу стимульности

Принцип предметности составляет, по выражению В.В. Давыдова, ядро теории деятельности. Именно этот принцип и тесно связанный с ним феномен предметности позволяет провести четкую разделяющую линию между деятельностным подходом и различными натуралистическими поведенческими концепциями, основывающимися на схемах «стимул - реакция», «организм - среда» и их многочисленных модификациях в необихевиоризме. В деятельностном подходе «предмет» рассматривается не как «вещь», независимая от деятельности субъекта, «… а как то, на что направлен акт, нечто, к чему относится живое существо, как предмет его деятельности, безразлично внешней или внутренней» (А. Н. Леонтьев). В более поздней работе он продолжает: «…предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может». Регулируемая образом деятельность субъекта опредмечивается в своем продукте. Т.о. она превращается в идеальную сверхчувственную сторону производимых ею вещей, и их особое системное качество. За данными теоретическими положениями стоят различные феномены предметности, которые проявляются в познавательной и мотивационно-потребностной сферах деятельности личности. Различные аспекты феномена предметности выступают в экспериментах Л.И. Божович, П. Я. Гальперина и А. В. Запорожца под руководством А.Н. Леонтьеве, в которых показано, что предмет выступает не как стимул, вызывающий реакции, а как носитель общественно-исторического опыта, определяющий специфику предметного действия.

2. Принцип активности как оппозиция принципу реактивности.

В настоящее время могут быть выделены 3 подхода, раскрывающие разные границы принципа активности, в противовес вульгаризованным представлениям бихивеористов о пассивной реактивной природе человека. В первом подходе исследуется зависимость познавательных процессов от ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. А.Н. Леонтьев отмечает, что понятие субъективности образа включает в себя понятие пристрастности субъекта. И такая пристрастность позволяет активно проникать в реальность. Второй подход, основанный на материале исследований Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина процессов восприятия и памяти, выражается во взгляде на психические процессы как на творческие, продуктивные, как на процессы порождения психического образа. Третий подход ставит во главу угла идею о самодвижении деятельности, об активности субъекта как необходимом внутреннем моменте его саморазвития.

3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности.

Традиционные биологические теории утверждали, что все реакции организма как системы, пассивно приспосабливающейся к воздействиям среды, призваны лишь выполнять сугубо, адаптивную функцию – вернуть организм в состояние равновесия. Все подобные концепции объединяет выделение стремления субъекта к конечной, заранее установленной цели и подчиненность активности этой цели и составляет ту существенную особенность, которая оценивается как адаптивное поведение. Неадаптивный характер предметной деятельности выступает при изучении активности человека, отвечающей формуле «внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет» (А. Н. Леонтьев). Леонтьев также подчеркивал, что источники саморазвития и сохранения деятельности должны быть найдены в ней самой. Была предпринята попытка экспериментально исследовать возникшую по ходу движения деятельности избыточную активность, своего рода «движитель» деятельности. На материале анализа феномена «бескорыстного риска», проявляющегося в ситуации опасности, было показано, что человеку присуща явно неадаптивная по своей природе тенденция действовать как бы вопреки адаптивным побуждениям над порогом внутренней и внешней ситуативной необходимости, В основе феномена «бескорыстного риска», в частности, и в основе зарождения любой новой деятельности лежит порождаемый развитием самой деятельности источник - «Надситуативная активность». Эти исследования резко выдвигают на передний план идею о неадаптивном, непрагматическом характере активности субъекта, его саморазвитии и тем самым закладывают основания для нового проблемного поля анализа деятельности.

4. Принцип опосредования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей.

Положение Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций, об использовании внешних и внутренних средств знаков как «орудий», при помощи которых человек овладевает своей деятельностью, переходит к преднамеренной произвольной регуляции поведения, вошло в арсенал основополагающих принципов советской психологической науки и широко освещено в отечественной литературе.

Прежде всего следует выделить те задачи, ради разрешения которых Л.С. Выготским был введен этот принцип. Такой задачей была, во-первых, задача преодоления постулата непосредственности в традиционной психологии и вытекающей из этого постулата натурализации, отождествления закономерностей приспособления к миру у животных и человека. Второй и главной задачей была задача изучения преобразования природных механизмов психических процессов в результате усвоения человеком в ходе общественно-исторического онтогенетического развития продуктов человеческой культуры в «высшие психические функции», присущие только человеку. При решении этой задачи Л.С. Выготским и были развиты взаимосвязанные положения об опосредствованном характере высших психических функций и об интериоризации.анализ актуального человеческого существования осуществляется...

  • Теория деятельности

    Реферат >> Психология

    Выступает теория деятельности . Теория деятельности - система методологических ... теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность ... психологии. М., 1973; 8. Леонтьев А.Н. Деятельность , сознание, личность. М.: ...

  • Теория принятия решения (1)

    Шпаргалка >> Психология

    ... анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «X» и теория ... 6) предметом псих-и является «целостная деятельность» (А. Н. Леонтьев и современная псих-я. - М., 1983 ... деятельность субъекта. Она стала методологической основой разработанной им теории ...

  • Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов

    Дипломная работа >> Психология

    ... методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов Введение Особую актуальность для теории ... Климов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев , В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, ... деятельности , например, учебной деятельности ...

  • Теория деятельности - Теория, в которой понятие деятельности рассматривается как ключевое для понимания других психических явлений. Теорию деятельности обычно связывают с именем ее основателя - А. Н. Леонтьевым (1903-1979).

    Теория деятельности зародилась в отечественной, советской, психологии в 1920-х годах. Основу ее составил принцип диалектического материализма, в общем-то догматически установленный в науке того периода: не сознание определяет бытие, а бытие сознание. Если в идеализме как философском направлении говорится о важности субъективных позиций и идей, то в материализме субъективное и идеи рассматриваются как вторичное по отношению к материальному, как следствие объективных изменений. Отсюда и родилась эта не очень ясная идея , что не сознание определяет деятельность, а деятельность сознание. Кому-то может показаться забавным, что деятельность по созданию и развитию теории деятельности была начата именно с сознательной идеи.

    Психологи, внесшие наибольший вклад в развитие теории деятельности:

    А. Н. Леонтьев,

    Л. С. Выготский,

    С. Л. Рубинштейн,

    А. Р. Лурия,

    А. В. Запорожец,

    П. Я. Гальперин.

    Теория деятельности опирается также на идею о том, что лучше всего человека можно понять по его деятельности: как и какие ставит он цели, каков он в процессе деятельности, каковы результаты его усилий. Принципиально важна была также культурно-историческая отсылка к известной фразе Энгельса о том, что труд создал из обезьяны человека: если это так, то, значит, труд (деятельность) это самое важное для человека.

    Основным понятием теории деятельности, что очевидно, является деятельность. Другими важными понятиями являются сознание и личность. Деятельность рассматривается как целенаправленная активность. Она имеет довольно сложное иерархическое строение:

    Уровень особых видов деятельности,

    Уровень действий,

    Уровень операций,

    Уровень психофизиологических функций.

    При анализе деятельности главной единицей анализа является действие - процесс, направленный на реализацию цели (достижение сознательного образа желаемого результата). Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит сознательный образ-цель у себя в сознании. Таким образом, действие - это сознательное проявление активности человека.

    Человек не всегда действует в строгом соответствии с целью-образом. Часто имеют место быть случаи, которые рассматриваются как исключения, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

    Действие анализируется по четырем компонентам:

    Постановка и удержание цели,

    Роль действия в общем поведении,

    Анализ источника активности,

    Связь действия с предметным и социальным миром.

    Одним из существенных достоинств теории деятельности стало то, что в психологии человек стал рассматриваться как активное существо, а не реактивное. До этого были сильны позиции рефлексологии и бихевиоризма, в которой человек рассматривался как реагирующее существо. В теории деятельности наоборот всякая деятельность стала рассматриваться как активная, то есть идущая изнутри, из целей человека.

    С другой стороны, произошел некоторый перекос: человек стал рассматриваться преимущественно как существо социальное, биологические особенности отошли на второй план. Для сравнения: в психоанализе всякая деятельность рассматривается через сексуальные мотивы. В теорию деятельности сексуальность просто не вписывалась.

    В теории деятельности сформулированы основополагающие принципы:

    1. Принцип "размывания" круга сознания - сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно проявляется в деятельности.

    2. Принцип единства сознания и поведения - поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека.

    3. Принцип активности - деятельность это активный, целенаправленный, "идущий изнутри" процесс, а не простая реакция на среду.

    4. Принцип предметности - действия человека предметны, опираются на материальные предметы и социальные контакты.

    5. Принцип социальной обусловленности - цели деятельности носят социальный характер.

    Деятельность состоит из ряда действий. Но действие не является элементом начального уровня, оно - весьма сложный феномен. Действие состоит из многих более мелких элементов, актов. Как у деятельности, так и у действий есть свои цели. Но цели есть и у актов, хотя они и значительно мельче. Ни одно, даже самое мелкое дело, нельзя выполнить без цели - видения конечного образа.

    Каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта.

    Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Уровень операций - это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты двигательной активности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов:

    Операции, возникающие вследствие адаптации, приспособления к условиям обитания и деятельности,

    Сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов.

    Операции первого вида практически не осознаются, операции второго вида находятся на грани сознания.

    Между операциями и действиями на самом деле сложно выделить четкую грань. Скорее всего ключевым критерием является степень осознанности: действия лучше осознаются, чем операции, у них более четкие и понятные цели.

    Самый нижний уровень структуры деятельности - психофизиологические функции. В данном случае под ними подразумеваются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. В конечном итоге любую деятельность можно разложить на множество психофизиологических функций. Даже такой сложный и творческий процесс, как написание "Войны и мира", распадается лишь на очень длинную цепь отдельных движений руки, держащей перо.

    Психофизиологические функции - конечные исполнители, они являются обязательными средствами деятельности. Тем не менее им тоже присуща значительная вариативность. Например, ответить на простой вопрос мы можем не только словами, но и жестом. Детали исполнения психофизиологических функций нами рефлексируются весьма слабо. Например, нам кажется, что мы просто бросили мяч, но на самом деле одно такое простое движение потребовало хорошо скоординированной деятельности множества мышц.

    В теории деятельности очень много слабых моментов. Основной недостаток - то, что она описывает лишь сознательную деятельность. В это же время целостное поведение остается как бы "за бортом". Человек унаследовал от своих предков множество инстинктивных схем поведения, которые управляют в том числе и сознательной деятельностью. Человека, например, легко испугать, и самый сознательный и продуманный план очень быстро рассыпается под давлением обстоятельств.

    Основные понятия и принципы. Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет. Она всесторонне раскрыта в работах отечественных психологов – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих др. Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 1920 – начале 1930-х гг. К этому времени психология сознания уже отошла на второй план и в расцвете находились новые зарубежные теории – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Таким образом, советские психологи уже могли учесть позитивные стороны и недостатки каждой из этих теорий.

    Но главное состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание человека определяет его бытие и деятельность, а наоборот, бытие и деятельность определяют сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.

    Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность». Мы будем придерживаться в основном его варианта этой теории.

    Представления о строении, или макроструктуре, деятельности хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз:

    Уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности) (подробно об этом см. с. 79);

    Уровень действий;

    Уровень операций;

    Уровень психофизиологических функций.

    Операционально-технические аспекты деятельности. Действие – основная единица анализа деятельности. По определению действие – это процесс, направленный на реализацию цели деятельности. Таким образом, в определение действия входит еще одно понятие, которое необходимо определить, – цель.

    Что же такое цель? Это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

    Отметим, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет смысла: цель всегда сознательна. Можно ли что-то делать, не представляя себе конечного результата? Конечно, можно. Например, бесцельно бродя по улицам, человек может оказаться в незнакомой части города. Он не отдает себе отчета в том, как и куда попал, а это означает, что в его представлении не было конечного пункта движения, т. е. цели. Однако бесцельная активность человека скорее артефакт его жизнедеятельности, чем типичное ее явление.

    Характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие четыре момента.

    1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а раскрывается в действии.

    2. Действие – это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, рассматривая в качестве объекта изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

    Итак, первые два момента состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа – действии.

    3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Эти два принципа различаются тем, где в соответствии с каждым из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект). Для Дж. Уотсона главным было понятие реакции. Реакция (от лат. re... – против + actio – действие) – это ответное действие. Активное, инициирующее начало здесь принадлежит стимулу. Уотсон считал, что через систему реакций можно описать все поведение человека, однако факты свидетельствовали о том, что многие поведенческие акты, или действия, невозможно объяснить исходя лишь из анализа внешних условий (стимулов). Для человека слишком типичны действия, которые подчиняются не логике внешних воздействий, а логике его внутренней цели. Это не столько реакции на внешние стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешних условий. Здесь уместно вспомнить слова К. Маркса о том, что для человека цель как закон определяет способ и характер его действий. Итак, через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория деятельности утверждает принцип активности.

    4. Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Представляемый результат (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

    Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к жизни человека именно со стороны ее человеческой специфики. Такую возможность не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной, из которого исходил Дж. Уотсон. Человек через призму системы Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо.

    В понятии действия отражены основные исходные положения, или принципы, теории деятельности, суть которых состоит в следующем:

    1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания);

    2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения);

    3) деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности);

    4) действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

    Следующим, нижележащим уровнем по отношению к действию являются операции. Операцией называется способ выполнения действия. Несколько простых примеров помогут проиллюстрировать это понятие.

    1. Перемножить два двузначных числа можно и в уме, и письменно, решая пример «в столбик». Это два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия, или две разные операции.

    2. «Женский» способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, мужчины же ушко надвигают на нитку. Эта тоже разные операции, в данном случае двигательные.

    3. Чтобы найти определенное место в книге, обычно пользуются закладкой. Но, если закладка выпала, приходится прибегнуть к другому способу отыскания нужного абзаца: либо попытаться вспомнить номер страницы, либо, перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т. п. Налицо опять несколько разных способов достижения одной и той же цели.

    Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операции. Характер выполняемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

    Говоря о психологической характеристике операций, следует отметить, что главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за их протеканием. По существу уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Характеристики последних – это одновременно и характеристики операции.

    Итак, согласно теории деятельности:

    1) операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие – из действий путем их автоматизации;

    2) операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми;

    3) всякое сложное действие состоит из действий и операций.

    Последний, самый низкий уровень в структуре деятельности составляют психофизиологические функции. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект одновременно представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т. п.

    Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относится ряд способностей организма человека: способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической и моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, однако, несмотря на это, последние выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Они достаются субъекту деятельности от природы; он ничего не должен делать, чтобы их иметь, и находит их в себе готовыми к использованию.

    Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности. Можно сказать, что психофизиологические функции являются органическим фундаментом процессов деятельности. Без опоры на них невозможно было бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

    Заканчивая характеристику трех основных уровней в структуре деятельности – действий, операций и психофизиологических функций, отметим, что с этими уровнями связано обсуждение преимущественно операционально-технических аспектов деятельности.

    Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Потребность – это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности, связанные с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Именно эти состояния объективной нужды организма в чем-то лежащем вне его составляют необходимое условие его нормального функционирования и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п. Когда речь заходит о потребностях, с которыми человек рождается (и не только человек, но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две: социальную потребность (потребность в контактах) с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность во внешних впечатлениях (познавательную потребность).

    Предмет потребности часто определяется как мотив. Не следует понимать определение мотива как предмета потребности слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать. Предмет может быть идеальным, например нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т. п.

    Множество, или «гнездо», действий, которые собираются вокруг одного предмета, – типичный признак мотива. Согласно еще одному определению мотив – это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий. Эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее – особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

    В качестве примеров особенных видов деятельности обычно приводят игровую, учебную, трудовую деятельность. Слово «деятельность» закрепилось за этими формами активности даже в обыденной речи. Однако то же понятие можно применить к массе других активностей человека, например к заботе о воспитании ребенка, увлечению спортом или решению крупной научной проблемы.

    Уровень деятельностей четко отделяется от уровня действий, поскольку один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Однако одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.

    Действия конкретного субъекта обычно побуждаются сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий – типичное явление. Например, человек может хорошо работать ради высокого качества результата, но попутно удовлетворяет и другие свои мотивы – социального признания, материального вознаграждения и др. По своей роли, или функции, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим, второстепенные – мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

    Переходя к проблеме соотношения мотивов и сознания, отметим, что мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два класса: осознаваемые и неосознаваемые. Примерами осознаваемых мотивов могут служить значимые жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. Класс неосознаваемых мотивов существенно больше, и до достижения человеком определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

    Работа по осознанию собственных мотивов чрезвычайно важна, но и одновременно очень трудна. Она требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта, но и большого мужества. По сути, это специальная деятельность, которая имеет свой мотив – мотив самопознания и нравственного самоусовершенствования.

    Неосознаваемые мотивы, как и сознаваемые, проявляются в сознании, но в особых формах. Таких форм по крайней мере две: эмоции и личностные смыслы.

    Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это «что-то» затрагивает его мотивы.

    В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные.

    Эмоции – очень важный показатель, служащий ключом к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются). Нужно только подметить, по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства. Бывает, например, что человек, совершивший альтруистический поступок, испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно того, что он помог другому, поскольку его поступок еще не получил ожидаемого признания со стороны окружающих и это его разочаровало. Именно чувство разочарования подсказывает истинный и, по-видимому, главный мотив, которым он руководствовался.

    Другая форма проявления мотивов в сознании – личностный смысл. Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы (мотивы-стимулы) играют роль дополнительных побудителей, они порождают только эмоции, но не смыслы.

    Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на переходных процессах, когда нейтральный до определенного момента объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Например, скучные географические сведения становятся важными и значимыми, если вы планируете поход и выбираете для него маршрут. Дисциплина в группе начинает гораздо больше волновать вас, если вы назначаетесь старостой.

    Связь мотивов и личности. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Если сравнить мотивационную сферу человека со зданием, то у разных людей это здание будет иметь разную форму. В одних случаях оно будет подобно пирамиде с одной вершиной – одним ведущим мотивом, в других случаях вершин (т. е. смыслообразующих мотивов) может быть несколько. Все здание может покоиться на небольшом основании – узкоэгоистическом мотиве – или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в круг жизнедеятельности человека судьбы многих людей и различные события. В зависимости от силы ведущего мотива здание может быть высоким и низким и т. д. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности.

    Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются человеком в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. Не так уж редко жизнь сталкивает разные мотивы, требуя от человека сделать выбор в пользу одного из них: материальная выгода или интересы дела, самосохранение или честь.

    Развитие мотивов. При анализе деятельности единственный путь – от потребности к мотиву, а затем – к цели и действию [П-М-Ц-Д (потребность – мотив – цель – деятельность)]. В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности [Д-М-П (деятельность – мотив – потребность)]. Иначе и не может быть: например, ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей, в основном биологических.

    В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название «механизм сдвига мотива на цель» (другой вариант – «механизм превращения цели в мотив»). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.

    Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти только при накоплении положительных эмоций: хорошо известно, что одними наказаниями и принуждением любовь или интерес к делу привить невозможно. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень сильном желании. Он должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций. Последние выступают в роли своеобразных мостиков, которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов до тех пор, пока новый мотив не войдет в эту систему на правах одного из них. Примером может послужить такая ситуация. Ученик начинает охотно заниматься каким-нибудь предметом потому, что ему доставляет удовольствие общение с любимым учителем. Но со временем оказывается, что интерес к данному предмету углубился, и теперь школьник продолжает заниматься им уже ради него самого и, может быть, даже выбирает его в качестве своей будущей специальности.

    Внутренняя деятельность. Разработка теории деятельности началась с анализа внешней, практической деятельности человека. Но затем авторы теории обратились к внутренней деятельности.

    Что же такое внутренняя деятельность? Представим себе содержание той внутренней работы, которая называется умственной и которой человек занимается постоянно. Эта работа далеко не всегда представляет собой собственно мыслительный процесс, т. е. решение интеллектуальных или научных задач – часто во время таких размышлений человек воспроизводит (как бы проигрывает) в уме предстоящие действия.

    Функция этих действий состоит в том, что внутренние действия подготавливают действия внешние. Они экономизируют усилия человека, давая ему возможность, во-первых, точно и быстро выбрать нужное действие, а во-вторых, избежать грубых, а иногда и роковых ошибок.

    В отношении этих чрезвычайно важных форм активности теория деятельности выдвигает два основных тезиса.

    1. Подобная активность – это деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания. Иными словами, внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

    2. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации, под которой понимается перенос соответствующих действий в умственный план. Очевидно, что для успешного произведения какого-то действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия.

    Столь же очевидно, что при интериоризации внешняя деятельность, не меняя своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весь процесс протекает намного быстрее.

    Могут ли психические процессы и функции быть описаны понятиями и средствами теории деятельности? Можно ли усмотреть и в них структурные особенности деятельности? Оказывается, можно! Советская психология на протяжении нескольких десятилетий занималась разработкой именно деятельностного подхода к названным процессам.