Планирование по русскому языку 10

Русский язык, 10 класс, Тематическое планирование, 68 часов, Власенков А.И.

Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 10 класс», в соответствии с требованиями к реализации Госстандарта общего образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях.
Программа раскрывает содержание федерального компонента госстандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка.

Тематическое планирование.
Цель: совершенствовать орфографические навыки, навыки постановки знаков препинания в простых предложениях с однородными и обособленными членами, в сложных предложениях.
Знать основные виды орфограмм.
Уметь применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка.
Компетенция: языковедческая.
Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Знать основные функции языка: экспрессивную (эмоциональную), коммуникативную, когнитивную (познавательную), аккумулятивную, т. е. функцию накопления, хранения и передачи общественного опыта и знаний, эстетическую, функцию воздействия.
Знать о речи как форме существования языка и источнике его развития, речевой деятельности.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, 10 класс, Тематическое планирование, 68 часов, Власенков А.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, 10-11 класс, Методические рекомендации, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
  • Русский язык, 10-11 класс, Программы общеобразовательных организаций, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Николина Н.А., 2013
  • Русский язык, 10-11 класс, Методические рекомендации, Грамматика, Текст, Стили речи, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., 2007

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 10 КЛАССА

ПО ПРОГРАММЕ Н.Г.ГОЛЬЦОВОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой.

(учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2006)

Соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

Способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

Основная цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

Методологической основой данной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных), так и в классах с углубленным изучением русского языка.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение при подготовке к ЕГЭ.

Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность.

В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

  1. Введение (1 час)

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.

Международное значение русского языка.

Литературный язык и диалекты.

Основные функциональные стили.

2.Лексика. Фразеология. Лексикография (12часов)

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 часа)

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

4. Морфемика и словообразование (3 часов)

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

5.Морфология и орфография – 45 часов, в том числе:

Принципы русской орфографии (13 часов)

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание гласных И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв.

Правила переноса.

Имя существительное (4 часа)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное (4 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (3 часа)

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение (1 час)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.

Глагол и его формы (6часов )

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Наречие, слова категории состояния (4 часа)

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Служебные части речи (10часов)

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Развитие речи (18 часов)

Итоговое повторение и выполнение тестов по образцу ЕГЭ(8 часов)

Контрольные работы (11 часов)

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать:

  • Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:

  • . Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
  • Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  • Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Литература и средства обучения

  1. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2007
  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2006
  3. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006
  4. Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2007

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку в 10 класск по программе Н.Г.Гольцовой

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Введение

Слово о русском языке

комбинированный

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма, русский язык среди языков мира

Знать основные функции языка в современном мире, истоки русского языка, основные функциональные стили; уметь рассказать об основных функциях языка в современном мире, аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили

Организация совместной учебной деятельности

Лексика, фразеология, лексикография

Слово и его значение

Комбинированный

Лексическое значение слова. Лингвистические словари

Знать основные понятия лексики, уметь работать со словарем, дать толкование ЛЗ слова

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка

комбинированный

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение сло Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз и др.)

Знать, как отличить многозначное слово от однозначного; уметь определять ЛЗ по толковому словарю. Знать основные лексические изобразительно-выразительные средства языка; уметь находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа, употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности

Р/Р Практическая работа. Лингвистический анализ текста

Урок контроля ЗУН

Тренинг, практикум

Комплексный анализ текста

Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы

Омонимы. Группы омонимов (омофоны, омоформы, омографы)

Знать определение омонимов, омофонов, омоформ, омографов; уметь различать лексические омонимы, омофоны, омоформы, омографы

Контрольные вопросы, анализ текстов, упр.12, 13, 14 на закрепление темы

Паронимы и их употребление

Паронимы. Паронимический ряд

Знать определение паронимов; уметь дать толкование ЛЗ паронимов, правильно употреблять их в речи

Синонимы и их употребление

Повторительно-обобщающий урок

Синонимы. Синонимы идеографические, стилистические, контекстуальные. Синонимический ряд

Знать, какие группы слов называются синонимами; уметь находить синонимы в тексте и определять их роль

Анализ текста, работа с теоретическим материалом, вопросы и задания по теме «Синонимы», упр.21 на закрепление темы

Антонимы и их употребление

Повторительно-обобщающий урок

Антонимы. Типы антонимов. Антитеза

Знать, какие группы слов называются антонимами; уметь находить антонимы в тексте и определять их роль

10-11

Водный мониторинг и его анализ

Урок контроля ЗУН

Происхождение лексики современного русского языка

Повторительно-обобщающий урок

Исконно-русская лексика, заимствованная, старославянская лексика

Повторительно-обобщающий урок

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

Комплексный анализ текста

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

Повторительно-обобщающий урок

Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы

Знать основные группы слов по сфере их употребления в речи; уметь находить в тексте слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные, избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений

Подготовить доклад, конспект, контрольные вопросы и задания

Употребление устаревшей лексики и неологизмов

Повторительно-обобщающий урок

Устаревшая лексика: архаизмы, историзмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы.

Знать об устаревшей лексике и неологизмах, уметь находить их в тексте и определять роль

Анализ текста, работа с теоретическим материалом, упр. 39, творческое задание (сочинение-миниатюра)

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление

Повторительно-обобщающий урок

Фразеологизмы. Источники появления фразеологизмов

Знать определение ФО, основные источники их появления; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи

Работа с теоретическим материалом (§11), упр. 44, 47 на закрепление материала, работа по совершенствованию культуры речи(исправление ошибок, допущенных в употреблении ФО)

Р/Р Лингвистический анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

Комплексный анализ текста

ЛексикографияИтоговый урок

Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа № 2

Урок контроля (тест)

Р/Р Лингвистический анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

Комплексный анализ текста

20-21

Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Чередование звуков

Повторительно-обобщающий урок

Фонетика. Графика. Соотношение звуков и букв. Характеристика согласных и гласных звуков.

Знать определение фонетики, основные характеристики звуков, соотношение букв и звуков; уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова, выполнять фонетический разбор слов, охарактеризовать звуки

Вопросы на повторение и обобщение уже известного о фонетике, лабораторная работа, работа с теоретическим материалом(§13),упр.49 на закрепление материала, фонетический разбор

22-23

Орфоэпия. Основные правила произношения

Повторительно-обобщающий урок

Орфоэпия. Ударение. Орфоэпические нормы

Знать, что изучает орфоэпия, что называется орфоэпической нормой, какие нормы произнесения гласных и согласных звуков существуют; уметь соблюдать орфоэпические нормы в речи

Исследовательская работа, выполнение упражнений(50-53)

Состав слова

Повторительно-обобщающий урок

Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Понятие производной и непроизводной основы. Простая и сложная основы. Производящая основа

Знать название и особенности основных морфем русского языка, признаки производной и непроизводной основы,; уметь находить значимые части слова, выполнять морфемный разбор, различать процессы слово- и формообразования

Работа с таблицей, конспект (§15), морфемный разбор

Словообразование. Словообразовательные модели

Повторительно-обобщающий урок

Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования

Знать основные способы образования слов в русском языке, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ образования слова, различать морфологический и неморфологический способы образования слов

Работа с таблицей, выполнение упражнений, словообразовательный анализ

Формообразование

Повторительно-обобщающий урок

Формообразующий аффикс. Парадигма слова

Знать формообразующие морфемы; уметь отличать форму слова от вновь образованного слова

Работа с теоретическим материалом (§17), выполнение упражнений 82, 83 на закрепление темы

Р/Р Контрольное сочинение

Урок контроля

Сочинение

Р/Р Типы речи. Описание.

Повторительно-обобщающий урок

Тип речи – описание. Композиционная схема описания, его смысловые части

Знать признаки текста – описания, из каких структурных элементов состоит

Комплексный анализ текста

Контрольная работа № 3

Урок контроля (тест)

Принципы русской орфографии

Повторительно-обобщающий урок

Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания

Предмет изучения орфографии, уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение

Самостоятельная работа с учебником, контрольные вопросы, выполнение упр.86

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне

Повторительно-обобщающий урок

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, безударные гласные, не проверяемые ударением

Самостоятельная работа с учебником, выполнение упражнений на закрепление материала (87,88,90,92)

Чередующиеся гласные в корне

Повторительно-обобщающий урок

Чередующиеся гласные в корне слова

Знать правила правописания безударных гласных в корне слова; уметь определять условия выбора верного написания

Работа с таблицей, выполнение упражнений на закрепление темы (98 – 104)

Обобщающий урок. Тест для самопроверки

Урок контроля

Тест

Употребление гласных после шипящих

Повторительно-обобщающий урок

Правописание гласных после шипящих, соотношение звук – буква

Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих; уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после шипящих

Работа по карточкам, работа с таблицей, выполнение упражнений

Употребление гласных после Ц

Повторительно-обобщающий урок

Зависимость написания гласных от морфемы, соотношение звук – буква

Знать состав слова, части речи, употребление гласных после Ц; уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после Ц

Предупредительный диктант

Р/Р Типы речи. Повествование

Повторительно-обобщающий урок

Тип речи – повествование. Композиционная схема повествования, его смысловые части

Знать признаки текста – повествования, из каких структурных элементов состоит

Комплексный анализ текста

Объяснительный диктант

Урок контроля

Диктант

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ,СТЧ,ЗДЧ

Повторительно-обобщающий урок

Звонкие и глухие согласные, явление оглушения и озвончения, непроизносимые звуки, соотношение звук – буква

Знать правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; уметь находить в словах звонкие и глухие, непроизносимые согласные, правильно писать указанные орфограммы в словах

Распределительный диктант, выполнение упражнений

Правописание двойных согласных

Повторительно-обобщающий урок

Двойные согласные на стыке морфем и в корне

Знать правописание двойных согласных; уметь находить в словах двойные согласные

Работа по карточкам, словарный диктант

Правописание гласных и согласных в приставках

Повторительно-обобщающий урок

Работа с таблицей, распределительный диктант, выполнение упражнений на закрепление темы(138-140)

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Повторительно-обобщающий урок

Приставка. Зависимость написания от значения приставки

Знать правописание приставок, уметь правильно писать приставки в словах

Составить таблицу, включив в неё новую информацию, дополнить примерами

Гласные Ы – И после приставок

Повторительно-обобщающий урок

Приставка. Принципы орфографии

Знать правописание Ы-И после приставок

Словарный диктант, работа с тестовыми заданиями

Употребление Ъ и Ь

Повторительно-обобщающий урок

Буквы Ъ И Ь в слове, роль этих букв

Знать функции Ъ и Ь; уметь в соответствии с правилом писать слова

Заполнение таблицы, распределительный диктант, выполнение упражнений (154-157)

Употребление прописных букв

Повторительно-обобщающий урок

Графика и орфография. Строчная и прописная буквы

Знать, в каких случаях пишется прописная буква, а в каких – строчная; уметь в соответствии с правилом писать слова

Конспект (§30),выполнение упражнений (159-161)

Контрольная работа № 5

Урок контроля

Тест

46-47

Р/Р Контрольное сочинение

Урок контроля

Сочинение

Имя существительное как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Морфология. Часть речи. Имя существительное, лексико-грамматические разряды. Род, число, склонение им. Существительного

Знать лексико-грамматические разряды существительных, род число, падеж и склонение им. существительных; уметь делать морфологический разбор им. существительных

Самостоятельное чтение учебника и составление схемы, морфологический разбор

Правописание падежных окончаний имен существительных

Повторительно-обобщающий урок

Падеж, число, склонение им. существительных. Варианты падежных окончаний

Знать правописание падежных окончаний им. существительных; уметь выбирать нужный вариант падежных окончаний

Работа по карточкам, выполнение упражнений (170,171,174)

Гласные в суффиксах имен существительных

Повторительно-обобщающий урок

Суффикс. Основные правила правописания гласных и согласных в суффиксах им. существительных

Знать правописание суффиксов им. существительных, уметь правильно писать суффиксы им. существительных

Составление таблицы

51-52

Урок контроля

Изложение

Правописание сложных имен существительных

Повторительно-обобщающий урок

Понятие сложного слова. Слитные и дефисные написания сложных им. существительных

Знать правописание сложных им. существительных, уметь правильно писать сложные им. существительные

Выполнение упражнений (193,194), тестовых заданий

Контрольная работа № 6

Урок контроля

Диктант

Имя прилагательное как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды им. прилагательных

Знать определение имени прилагательного, лексико-грамматические разряды, склонение качественных и относительных им. прилагательных, уметь делать морфологический разбор им. прилагательного, правильно писать окончания прилагательных

Морфологический разбор

Правописание суффиксов имен прилагательных

Повторительно-обобщающий урок

Суффикс. Основные правила правописания гласных и согласных в суффиксах им. прилагательных

Знать правописание суффиксов им. прилагательных

Чтение § 38 и составление алгоритма, выполнение упражнений 207 - 211

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных

Повторительно-обобщающий урок

Отыменные и отглагольные прилагательные, алгоритм написания Н-НН

уметь мотивировать свой выбор при написании Н и НН в суффиксах им. прилагательных

Выполнение тестовых заданий, составление таблицы

Правописание сложных имен прилагательных

Повторительно-обобщающий урок

Понятие сложного слова. Слитные и дефисные написания сложных им. прилагательных

Знать правописание сложных им. прилагательных; уметь отличать сложные им. прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний наречие + прилагательное , пишущихся раздельно

Работа по карточкам, выполнение упражнений 218,219, контрольные вопросы

Р/Р Контрольное сочинение

Урок контроля

Сочинение

60-61

Имя числительное как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Разряды числительных. Простые, составные и сложные числительные

Знать определение им. числительного, разряды и виды имен числительных, уметь делать морфологический разбор им. числительного, правильно писать им. числительные

Морфологический разбор

Склонение числительных

Повторительно-обобщающий урок

Особенности склонения числительных

Знать склонение им. числительных; уметь их склонять и правильно употреблять в речи

Работа с таблицей, склонение числительных

Местоимение как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Разряды местоимений. Особенности употребления местоимений в речи

Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения и правописания; уметь делать морфологический разбор местоимения

Морфологический разбор

Р/Р Типы речи. Рассуждение

Повторительно-обобщающий урок

Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части

Знать признаки текста – рассуждения, из каких структурных элементов состоит

Комплексный анализ текста

Глагол как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Грамматические категории глагола. Инфинитив. Две основы глагола

Знать определение глагола, грамматические категории; уметь делать морфологический разбор глагола

Морфологический разбор

Правописание личных окончаний глагола

Повторительно-обобщающий урок

Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глагола

Знать правописание окончаний глагола, уметь правильно писать личные окончания глагола

Выполнение тестовых заданий

Причастие как глагольная форма

Повторительно-обобщающий урок

Место причастий в системе частей речи. Грамматические признаки причастия

Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного; уметь находить вид и залог причастий, различать причастия и отглагольные прилагательные

Работа с учебником, составление таблицы, морфологический разбор

Правописание суффиксов причастий

Повторительно-обобщающий урок

Отличие причастий от отглагольных прилагательных, Н-НН в суффиксах причастий, зависимость правописания суффиксов причастий настоящего времени от спряжения глагола

Знать правописание суффиксов причастий

Составление схем и таблиц

69-70

Деепричастие как глагольная форма

Повторительно-обобщающий урок

Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия. Категория вида

Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия; уметь находить деепричастия в тексте, правильно употреблять деепричастия в речи, правильно ставить знаки препинания при ДО

Составление таблиц, морфологический разбор

Р/Р Лингвистический анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

Комплексный анализ текста

Контрольная работа № 7

Урок контроля

Тест

73-74

Р/Р Контрольное изложение с творческим заданием

Урок контроля

Изложение

75-76

Наречие как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий

Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения; уметь определять разряд по значению, степени сравнения

Контрольные вопросы, морфологический разбор

Правописание Н и НН в суффиксах наречий

Повторительно-обобщающий урок

Словообразование наречий. Правописание Н и НН в суффиксах наречий

Знать правописание суффиксов наречий, уметь правильно писать наречия

Выполнение тестовых заданий, выполнение упражнений(285 – 288)

Повторительно-обобщающий урок

Знать определение слов категории состояния, морфологический разбор слов категории состояния; уметь находить слова категории состояния в речи, различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные

Заполнение таблицы, морфологический разбор, контрольные вопросы, выполнение упражнений 290, 291

Контрольная работа № 8

Урок контроля

Тест

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.

Повторительно-обобщающий урок

Понятие служебной части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги

Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению; уметь отличать предлоги от других частей речи

Чтение §56, составление таблиц, выполнение тренировочных упражнений

Правописание производных предлогов

Повторительно-обобщающий урок

Правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от омонимичных самостоятельных частей речи

Знать правописание предлогов, уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать предлоги

Выполнение тестовых заданий

82-83

Р/Р Контрольное сочинение

Урок контроля

Сочинение

Союз как служебная часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Союз. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы

Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и значению, правописание союзов; уметь делать морфологический разбор союза, правильно писать союзы

Чтение §58,59; составление таблиц, морфологический разбор, выполнение тестовых заданий

Союзы и союзные слова

Повторительно-обобщающий урок

Отличие союзов от союзных слов

Знать определение союзного слова, уметь различать союзы и союзные слова

Работа по карточкам, выполнение тестовых заданий

Тестирование

Выполнение теста по образцу ЕГЭ

Частицы

Повторительно-обобщающий урок

Разряды частиц, их смысловая роль в предложении, отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи

Знать определение частицы, разряды по значению; уметь определять значение частицы

Анализ текстов, морфологический разбор

88-89

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление

Повторительно-обобщающий урок

Отрицательные частицы. Частица НЕ как усилительная частица

Знать правописание частиц; уметь правильно писать частицы

90-91

Слитное написание НЕ, НИ с различными частями речи

Повторительно-обобщающий урок

Повторение частей речи. Морфемика (приставки)

Знать правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи; уметь определять часть речи, сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельного написания

Составление таблицы, выполнение упражнений, тестовых заданий

Контрольная работа № 9

Урок контроля

Диктант

Междометие как особый разряд слов

Повторительно-обобщающий урок

Место междометий в системе частей речи. Звукоподражательные слова

Знать определение междометия, типы междометий; уметь находить междометия в тексте, правильно писать сложные междометия, ставить знаки препинания при них

Работа с таблицей и схемой, морфологический разбор, выполнение упражнений

94-98

Итоговое повторение и обобщение пройденного

Повторительно-обобщающие урок

Выполнение упражнений, тестовых заданий

99-100

Контрольная работа №10

Урок контроля

Тест

Работа над ошибками

Повторительно-обобщающий урок

Индивидуальная работа

102-105

Выполнение тестов по образцу ЕГЭ

Повторительно-обобщающий урок

Тестирование

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку , рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.).

При изучении программы используется методический комплекс:

1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

2. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М,: Просвещение, 2005

3.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

На изучение предмета в 10 классе отводится 102 часа в связи с 34 недельной сеткой (3 часа в неделю), в 11 классе отводится 102 часа в связи с 34 недельной сеткой (3 часа в неделю).

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей , то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам). Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения : коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов

В результате изучения курса русского языка ученик должен

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • основные единицы и уровни языка;
  • орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;

уметь:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;

Особенности организации учебного процесса

Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ

Формы организации учебной деятельности : различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;

Предметное содержание учебного процесса: межпредметный

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

Формы контроля знаний : контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.

Развитие речи

Контроль

1.

Введение. Слово о русском языке

1

1

2.

Лексика. Фразеология. Лексикография

12

9,5

1

1,5(входной, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями, тест)

3.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

5

4,5

0,5(итоговый сам. работа)

4.

Морфемика и словообразование

6

5,5

0,5 (текущий, сам. работа)

5.

Морфология и орфография

17

14

1

2 (текущий, итоговый, словарный диктант, тест, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями)

6.

Части речи. Имя существительное

6

5

заданиями)

7.

Части речи. Имя прилагательное

8

5,5

1

1(итоговый, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями)

0,5 тест

8.

Части речи. Имя числительное

4

2,5

1

0,5 (итоговый, сам. работа)

9.

Части речи. Местоимение

4

3,5

0,5 (итоговый, сам. работа)

10.

Части речи. Глагол

6

5

1(итоговый, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями)

11.

Причастие

6

4,5

1

0,5 (итоговый, сам. работа)

12.

Деепричастие

5

4,5

0,5 (итоговый, сам. работа)

13.

Части речи. Наречие

7

6

1(итоговый, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями)

14.

Служебные части речи

15

14

1(итоговый, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями)

Итого

102

85

5

12

Содержание учебного предмета «Русский язык» для 10 класса (базовый уровень) рассчитано на 102 часf

(3 часа в неделю)

  1. Введение. Слово о русском языке – 1 час

Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.

Основные термины и понятия:

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира

Знать : лексическое богатство русского языка;

- стилистику русского языка;

- виды планов;

Уметь: составлять план;

- использовать эпиграф;

  1. Лексика. Фразеология – 11 часов

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием

Настоящая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы», (Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) – М.: «Русское слово– учебник», 2012г.

Данной программой на изучение русского языка в 10 классе отводится 34 ч (1 час в неделю). Предлагаемой рабочей программой на изучение данного курса отводится 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано

заместитель директора по УВР

О.В. Троицкая

«___» __________ 2014 года

Мостовский район, село Беноково

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11имени Николая Алексеевича Свистунова села Беноково

муниципального образования Мостовский район

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

Класс 10

Учитель Николаенко Татьяна Викторовна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы по русскому языку, разработанной Т.В. Николаенко, учителем русского языка и литературы, и утверждённой решением педсовета протокол № 1 от 28. 08. 2014 года

ур.

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Основные термины и понятия

Внутрипредметные связи

Практические навыки

Использов. учебного и др оборудования

Прогр.

фактич

Введение (2ч)

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

04.09

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения.

Знакомство с выдающимися отечественными лингвистами.

Составление плана текста, развитие навыков составления связного монологичес-кого высказыва-ния на лингвисти-ческую тему.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях).

05.09

Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира.

Лексика. Фразеология. Лексикография. (10ч)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

11.09

Значение слова,

Культура речи. Лексические нормы.

Ан-з лекс-ких ср-в орг-ции текста. Работа с толковым словарём.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

12.09

Изобразительно-выразительные средства языка.

Изобр.-

выразительн. возможности языка.

Омонимы и их употребление.

18.09

Омонимы.

Паронимы и их употребление.

19.09

Паронимы, жаргонизмы.

Синонимы и их употребление.

25.09

Синонимы.

Словари

Антонимы и их употребление.

26.09

Антонимы.

Происхождение лексики современного русского языка.

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

02.10

Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, лексика общеупотребительная,

Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

03.10

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

09.10

Фразеологический оборот, основные типы словарей.

Тестирование по теме « Лексика. Фразеология. Лексикография»

10.10

Фонетика. Графика. Орфоэпия .(4ч)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические.

16.10

Основные лингвистические единицы фонетики, звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Звуки – буквы.

Фонетический разбор.

17.10

Фонет-ий разбор

Орфоэпия. Основные правила произношения.

23.10

Культура речи.

Орфоэпические нормы правописания.

«Фонетика. Графика. Орфоэпия» .

24.10

Морфемика и словообразование (4ч)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

30.10

Основные единицы морфемики и их особенности. Морфемы, формообразующие аффиксы, основные способы словообразования в русском языке.

Морфемный анализ слова, лексическое значение слова.

Морфемный и словообра-зовательный разбор слова.

Основные словообразо-вательные модели русского языка.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

31.10

Словообразовательные словари.

Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

13.11

Работа со словообра-зовательным словарём, словарём морфем.

Т е с т и р о в а н и е по теме «Морфемика и словообразование»

14.11

Морфология и орфография (44ч)

Орфография (10 ч)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

20.11

Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания.

Орфографи-ческий анализ слова; орфографи-ческий словарь.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

21.11

Чередующиеся гласные в корне слова.

2711

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

28.11

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных

04.12

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

05.12

Правописание двойных согласных.

11.12

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

12.12

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

18.12

Орфография» .

19.12

Части речи

Имя существительное(4ч)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён сущ-ных.

Род имён сущ-ных. Распределение сущ-ных по родам. Сущ-ные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатуры.

25.12

Грамматические характеристики имени существительного как части речи.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных.

Морфологический разбор имён существительных.

26.12

Морфологи-ческий разбор имён сущ-ных.

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Варианты падежных окончаний

Гласные в суффиксах имён существительных.

Составные наименования и их правописание.

15.01

Правописание сложных имён существительных.

Культура речи: нормы и варианты образования падежных форм имён сущ-ных.

Т е с т и р о в а н и е по теме « Имя существительное»

16.01

Имя прилагательное (4ч)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

22.01

Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды и степени сравнения имён прилагательных.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имён прилагательных.

23.01

Стилистика. Стилистические особенности употребления полных и кратких имён прилаг-ных.

Морфологи-ческий разбор имён прилага-тельных.

Правописание окончаний прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

29.01

Т е с т и р о в а н и е по теме « Имя прилагательное»

30.01

Имя числительное (4ч)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

05.02

Морфологические признаки имён числительных. Числительные порядковые, количественные, собирательные.

Культура речи: образование и употребление числительных в речи.

Морфологич. разбор числительн.

Склонение имён числительных.

Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи.

06.02

Особенности употребления собирательных числительных.

12.02

Т е с т и р о в а н и е по теме « Имя числительное» .

13.02

Местоимение (2ч)

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

19.02

Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.

Культура речи. Стилистика: употребление

местоимений.

Морфологич. разбор местоимений

Т е с т и р о в а н и е по теме « Местоимение» .

20.02

Глагол (4ч)

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитиф как начальная форма глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

26.02

Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Неопределённая форма глагола. Категория наклонения. Время глагола. Категория вида глагола.

Культура речи. Стилистика: особенности употребления в речи различных форм глаголов. Синонимия глагольных форм.

Морфологич. разбор глагола

27.02

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глаголов.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

05.03

Т е с т и р о в а н и е по теме « Глагол» .

06.03

Причастие (2ч)

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

12.03

Морфологические признаки причастия. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.

Стилистика, культура речи: особенности употребления причастий в речи. Синтаксис и пунктуация: правописание обособленных определений, выраженных прич.оборот.

Морфологич. разбор причастий.

Образование разных форм причастий.

Т е с т и р о в а н и е по теме « Причастие».

13.03

Деепричастие (2ч)

Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

19.03

Морфологические признаки деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Признаки глагола и наречия у деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия.

Стилистика, культура речи: особенности употребления деепричастий в речи. Синонимические возможности употребления глагольных форм. Обособление деепричастных оборотов .

Морфологич. разбор дееприч.

Образование дееприч.

Т е с т и р о в а н и е по теме « Деепричастие» .

20.03

Наречие (2ч)

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий.

Гласные на конце наречий.

Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

02.04

Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Синтаксическая роль наречий.

Стилистика, культура речи: особенности употребления наречий в речи.

Морфологич. разбор наречий.

Т е с т и р о в а н и е по теме « Наречие» .

03.04

Слова категории состояния(2ч)

55

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

1

09.04

56

Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср. р.ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

1

10.04

Морфологические особенности слов категории состояния, лексико-семантические группы слов категории состояния.

Стилистика, культура речи: употребление в речи слов категории состояния.

Морфологич. разбор слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагат.

Служебные части речи (8ч)

Предлог(2ч)

57

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

1

16.04

Морфологические особенности предлогов. Типы предлогов по структуре, по значению.

Стилистика, культура речи: уместное употребление предлогов в речи. Синонимия предлогов.

Морфологич. разбор предлогов.

58

Правописание предлогов.

1

17.04

Союзы и союзные слова (2ч)

59

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союза и союзные слова.

1

23.04

Союзы, союзные слова, союзы сочин-ые, подчин-ые, союзы простые/ составные, производные/ непроизводные

Стилистика, культура речи: синонимия и антонимия союзов. Синтаксис и пунктуация: знаки препинания при однородных членах и частях сложного предложения.

Морфологич. разбор союзов; союзы и союзные слова.

60

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

1

24.04

Частицы (2ч)

61

Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Слитное и дефисное написание частиц.

1

30.04

Разряды частиц.

Стилистика, культура речи: особенности употребления частиц в речи.

Морфологич. разбор частиц.

62

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

1

01.05

Междометие (2ч)

63

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий.

1

07.05

Типы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова.

Морфология: переход междометий и звукоподражательн. слов в знаменательн. части речи.

Морфологич. разбор междометий

64

Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

1

08.05

65-68

Повторение и обобщение изученного материала

Итоговый диктант.

4

14.05

15.05

21.05 22.05

ИТОГО

68ч

Тестирований –12

Контр.дикт.- 1