Платонов сокровенный. «Сокровенный человек» Андрей Платонов

Июн 16, 2017

Сокровенный человек Андрей Платонов

(Пока оценок нет)

Название: Сокровенный человек
Автор: Андрей Платонов
Год: 1928
Жанр: Литература 20 века, Повести, Русская классика, Советская литература

О книге «Сокровенный человек» Андрей Платонов

Гениальный российский писатель, поэт и драматург Андрей Платонов родился 1 сентября 1899 года в семье слесаря, работающего на железной дороге. Самый старший из одиннадцати детей в семье, он с юных лет очень много учился и работал. Во время гражданской войны был корреспондентом нескольких газет, в которых печатались его очерки о тяжелых военных буднях. В 1921 году выходит в свет его первое произведение «Электрификация». В 1922 году Андрей Платонов публикует свой первый сборник стихотворений «Голубая глубина», который оценил сам Валерий Брюсов.

Произведения писателя отличаются достаточно самобытным стилем написания. Писатель стал популярным только после своей смерти. В городе Воронеже, где родился Андрей Платонов, его именем названа улица, библиотека и гимназия, литературная премия, установлен памятник в его честь.

Произведение «Сокровенный человек» откроет читателю главного персонажа книги Фому Пухова. Уже с первых строк повести начинаешь задумываться об особенностях платоновского героя, когда тот на гробе своей умершей жены режет вареную колбасу, «проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки». Это черта эксцентричного человека. Он просто проголодался. В начале повести автором поднимается вечная тема жизни и смерти и о том, как все в этом мире переплетено между собой. Как белые и черные краски смешиваются воедино.

В книге «Сокровенный человек» нет описания внешности главного героя, автор преподносит читателю только поведенческий портрет, по которому легко можно представить себе Фому: он простой работяга, довольно прост и примитивен. Он усомнился в святости революции, что сближает его с образом библейского Фомы неверующего.

В повести можно читать про неразрывную связь главного героя с машинами, для которого она – живое нежное и беззащитное существо: у нее есть сердце, она может болеть. Он относится к машине с добротой, заботой и любовью как к близкому человеку. Фома Пухов – чувствительный персонаж, он тоскует по своей умершей жене, проявляет сострадание к тем, кто в этом нуждается, независимо от того, человек это, животное или машина. В книге можно читать про то, как много Фома путешествует, его движения хаотичны и лишены какой-либо цели. Дорога у писателя ассоциируется с синонимом духовного поиска.

Что же можно сказать про главного персонажа повести, подытожив историю? Простой рабочий Фома Пухов прошел много испытаний, нашел новых приятелей, на протяжении всей жизни он никого не обманул, не предал, а остался с чистой и светлой душой, верным себе и своей совести. Писатель заставляет своего читателя глубоко задуматься над фразой «главное – сеять души в людях», проанализировать свою жизнь, сделать определенные выводы.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Сокровенный человек» Андрей Платонов в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Сокровенный человек» Андрей Платонов

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

«Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки».

Однако в душе его живет какая-то не выговариваемая словами тоски.

Зима. Фома отправляется на работу — на железную дорогу. Пухов работает на снегоочистителе. Идет Гражданская война.

— Хоть бы автомат выдумали какой-нибудь: до чего мне трудящимся быть надоело! — рассуждал Фома Егорович, упаковывая в мешок пищу: хлеб и пшено.

Снегоочистителю «вручили приказ: вести за собой броневик и поезд наркома, пробивая траншею в заносах... И то, что белых громила артиллерия бронепоездов, случилось потому, что бригады паровозов и снегоочистителей крушили сугробы, не спя неделями и питаясь сухой кашей ».

Паровоз неожиданно тормозит в снегу. У Пухова выбило четыре луба, у машиниста, сброшенного с тендера, разбита голова. Помощник машиниста погиб.

Однако о погибших не скорбят. Думают только о выполнении задании.

— Все на месте, механик! — ответил по-служебному Пухов. — Помощник только твой убился, но я тебе другого дам, парень умственный, только жрать здоров!

Железнодорожники с одной стороны находятся под угрозой Ревтрибунала (красные), с другой — под давлением белой армии (казаков).

Казачий отряд «был начисто расстрелян с бронепоезда.

Только одна лошадь ушла и понеслась по степи, жалобно крича и напрягая худое быстрое тело.

Пухов долго глядел на нее и осунулся от сочувствия».

Пухов «ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую ее глупость, хотя к ней был мало причастен».

Вот является один на целом поезде важный толстый начальник и, «разъяснив, что буржуазия целиком и полностью сволочь», уезжает.

Пухов уговаривает помощника машиниста Зворычного уехать по призыву Красной Армии на Южный фронт. Весна начинается, снегоочистке конец. Товарищ думает о жене и ребенке, жаль их оставить.

Пухов агитирует:

— За очистку снега тебе платили. А чем ты бесплатно пожертвовал, спросят, чему ты душевно сочувствовал? В механике ты понимаешь, а сам по себе предрассудочный человек!

После Гражданской войны Пухов видит себя «красным дворянином».

В Новороссийске Пухов пошел на комиссию, которая якобы проверяла знания специалистов.

Проверка была довольно нелепая:

— Что такое лошадиная сила?

— Лошадь, которая действует вместо машины.

— А почему она действует вместо машины?

— Потому, что у нас страна с отсталой техникой — корягой пашут, ногтем жнут!

— Что такое религия?

— Предрассудок Карла Маркса и народный самогон.

Наш герой был назначен в порт монтером для ремонта совсем негодящего судна с гордым названием «Марс». «Мотор сипел, а крутиться упорствовал».

Однако механику удается кое-как починить мотор. В Новороссийске идут аресты и разгром зажиточных людей.

«Чего они людей шуруют? — думал Пухов. — Какая такая гроза от этих шутов? Они и так дальше завалинки выйти боятся».

Красноармейцы получают задание — с моря ударить в тыл Врангелю. Бойцы охвачены жаждой героизма.

«Только потому красноармейцам, вооруженным иногда одними кулаками, и удавалось ловить в степях броневые автомобили врага белогвардейцев.

Молодые, они строили себе новую страну для долгой будущей жизни, в неистовстве истребляя все, что не ладилось с их мечтой о счастье бедных людей, которому они были научены политруком».

Пухов просится на турецкий корабль «Шаня» — там мотор лучше. Комиссар соглашается.

«Шаня» сначала попадает в страшный шторм, десантники страдают от качки. Потом корабль обнаруживают белогвардейцы.

«Выходило, что десанту пришло время добровольно пускать себя ко дну». Все то же, как выражается автор, «сладострастие мужества». Однако «Шане» удается выдать себя за торговое судно.

Встречается «Шане» несчастный «Марс» — он получил пробоину. Судну грозит гибель, но слышится с «Марса» гармоника — «кто-то там наигрывал перед смертью, пугая все законы человеческого естества».

Кое-кого из гибнущего экипажа «Марса» удается спасти. Однако с десантом ничего не вышло — шторм помешал. Возвращаются в Новороссийск.

Матрос Шариков упрекает Пухова за то, что он беспартийный. Почему?

Да не верилось как-то, товарищ Шариков, — объяснил Пухов, — да и партком у нас в дореволюционном доме губернатора помещался!

Чего там дореволюционный дом! — еще пуще убеждал Шариков. - Я вот родился до революции — и то терплю!

Пухов! Война кончается! — сказал однажды комиссар.

Давно пора,— одними идеями одеваемся, а порток нету!

Пухов доказывает комиссару, что для работы с машинами нужна квалификация. А «жлобы» не могут на голом энтузиазме создать новый мир.

Сам наш герой, правда, тоже не особенно грамотен. Это можно увидеть но его отчетам: «Пароход по названию «Всемирный Совет» болен взрывом котла и общим отсутствием топки, которая куда делась нельзя теперь дознаться».

«Вспоминая усопшую жену, Пухов горевал о ней. Об этом он никогда никому не сообщал, поэтому все действительно думали, что Пухов корявый человек и вареную колбасу на гробе резал. Так оно и было, но Пухов делал это не из похабства, а от голода.

Зато потом чувствительность начинала мучить его, хотя горестное событие уже кончилось».

Пухов думал, что коммунисты «напрасно бога травят, — не потому, что был богомольцем, а потому, что в религию люди сердце помещать привыкли, а в революции такого места не нашли.

— А ты люби свой класс, — советовали коммунисты.

— К этому привыкнуть еще надо, — рассуждал Пухов, — а народу в пустоте трудно будет: он вам дров наворочает от своего неуместного сердца».

Из Новороссийска герой попадает в Баку, а потом собирается домой. Много народу, сорванного с места голодом и ветрами революции, видит устарь революции». Некоторые из этих странников поневоле говорят, что в самую Аргентину за мешком пшеницы ездили — правда или нет, .кто скажет?

Вернулся Пухов в родные места — а там голодно. Хлеб выдают пайком, мало. Люди болеют, а то и мрут. Устроился пока у Зворычного. Тот в партию записался, однако прибыли с того не имеет — едят с женой одну картошку, ею и гостя потчуют.

«Прожил Пухов у Зворычного еще с неделю, а потом переехал на самостоятельную квартиру.

Очутившись дома, он обрадовался, но скоро заскучал и стал ежедневно ходить в гости к Зворычному ».

В гостях Пухов отчаянно врет, рассказывая о своем десанте в тыл Врангеля, за что якобы его «представили к Красному герою».

К городу вновь приступает белая армия.

Рабочие, организованные кое-как комиссарами, пытаются отстреливаться.

«Белый броневик» собираются столкнуть с пути десятью гружеными платформами, пущенными вручную. Однако затея потерпела крах. Платформы были разломаны в щепу, а бронепоезд остался невредим.

Отряд железнодорожников «бросился на бронепоезд, зачумленный последним страхом, превратившимся в безысходное геройство».

«Поздно вечером бронепоезд матросов вскочил на полустанок и начал громить белых в упор. Беспамятная, неистовая сила матросов почти вся полегла трупами — поперек мертвого отряда железнодорожников, но из белых совсем никто не ушел» .

Пухов, тоскуя, пишет письмо Шарикову. И опять фантазирует. «Написал про все: про песчаный десант, разбивший белый броненосец с одного удара, про Коммунистический Собор, назло всему народу построенный летом на Базарной площади, про свою скуку вдали от морской жизни и про все другое».

На конверте он обозначил:

«Адресату морскому матросу Шарикову.

В Баку — на Каспийскую флотилию».

Шариков вызывает друга в Баку.

«Уволили Пухова охотно и быстро, тем более что он для рабочих смутный человек. Не враг, но какой-то ветер, дующий мимо паруса революции».

В Баку Пухов начинает работать при машине на нефтяной скважине. Отъедается. В коммунисты записываться снова не спешит, потому как коммунисты — люди ученые, а он — «природный дурак».

В конце концов герой осознает родство революции и природы.

«Пухов сам не знал — не то он таял, не то рождался.

Свет и теплота утра напряглись над миром и постепенно превращались в силу человека.

В машинном сарае Пухова встретил машинист, ожидавший смены.

Газ двигателя Пухов вобрал в себя, как благоухание, чувствуя свою жизнь во всю глубину — до сокровенного пульса.

— Хорошее утро! — сказал он машинисту.

Тот потянулся, вышел наружу и равнодушно освидетельствовал:

— Революционное вполне».

У Фомы Пухова умерла жена, но он, кажется, и не расстроился по этому поводу: разрезал колбасу на гробе, проголодавшись в «отсутствие» жены. Однако всё-таки тосковал по ней, ибо нет у него теперь того, кто будет заботиться о продовольствии. Позже Пухов уезжает в командировку, чтобы очищать железные дороги от снега. Фома со своей бригадой занимается очисткой железнодорожного пути для военной техники Красной армии от снежных завалов.

В один день рабочие попадают в окружение отряда казаков, впоследствии расстрелянного бронепоездом красных. Бригада освобождена, они останавливаются на станции в городе Лиски. Спустя неделю Фома и другие работники уезжают в Новороссийск. Там Красная армия направляет десант, в котором оказался и Фома, в Крым на трех кораблях. Ночью сильно штормит, поэтому три корабля потеряли друг друга.

Десант возвращается в Новороссийск. Фома четыре месяца пребывал в Новороссийске и работал старшим монтером на пароходстве. Там он гулял по городу и любовался природой. Во время прогулок Фома вспоминал усопшую жену, ощущал на себе различие природы и человека, тосковал. Позже он уехал в Баку, где встретил матроса Шарикова. Матрос дал Пухову командировку в город Царицын. После командировки Фома возвратился в город и работал в качестве слесаря на гидравлическом прессе.

Одному в квартире ему было скучно и одиноко, поэтому Фома заходил к слесарю Зворычному. Ночью к городу подступили солдаты Белой гвардии, бронепоезд которых начал обстреливать Кубу. Фома предложил собрать платформы с песком и направить их на бронепоезд Белой гвардии. Однако сооружения не помогают. Утром бронепоезда Красной армии помогли освободить город.

Все размышляют о том, предатель ли Фома, который придумал платформы с песком, и делают вывод о том, что он сумасбродный и вреда от него нет. Фоме снова стало уныло в цеху, поэтому он решил написать матросу Шарикову письмо. Спустя месяц он получил от него приглашение на работу. Фома снова направляется в Баку и работает там машинистом. Спустя время он идет на промысел. Фома ночевал у матроса Шарикова, чей брат-красноармеец вернулся из плена. Внезапно для него самого в душе Фомы просыпается к бывшему пленному сочувствие. Это чувство возвращает его к жизни, он чувствует душевный подъём. Фома наполняется теплотой и любовью к Родине.

Произведение учит постоянно самосовершенствоваться, не смотря ни на какие преграды, а также, в конце концов, превратиться в «сокровенного человека», каким стал Фома Пухов.

Картинка или рисунок Сокровенный человек

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шолохов Продкомиссар

    Земля – круглая, никогда не знаешь, где найдешь, а где – потеряешь. Бодягин – человек, который много испытал в своей жизни. Он был еще мальчиком, подростком, когда был изгнан из дома своим отцом. Все произошло тогда стремительно

Особенно ярко раскрывается тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. Исследуя психологию своих героев, Чехов открывает новый психологический тип – холопа по натуре, существа по душе и духовным потребностям пресмыкающегося. Таков, например, Червяков, который находит истинной наслаждение в унижении. Причины унижения «маленького человека», по мнению Чехова, - он сам.

У Андрея Платонова данная проблема получает особое звучание. У Платонова «маленький человек» - это «сокровенный человек». Сокровенный – свято хранимый, наделенный чем-то особенным, ценным.

В центре внимания автора в повестях «Ямская слобода», «Сокровенный человек» чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию. Все они пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве. Это специфически платоновские скитальцы или «душевные бедняки», убоявшиеся после событий революции «остаться без смысла жизни в сердце». И странствуют они в особом пространстве.

Безусловно, герои Платонова живут в условном мире, в пространстве мифа: в сущности все герои его – «маргиналы», т.е. люди, выбитые из гнезда, из под крова родного дома, из традиций.

Но кто же такой «сокровенный человек»? О чем он думает и мечтает?

Глава 2. «Сокровенный человек»

в рассказах и повестях А. Платонова

2.1. Слободской сирота Филат

Слободской сирота Филат, вечный поденщик у мещан-ямщиков в повести «Ямская слобода» - первый платоновский «душевный бедняк», «идущий снизу», - сирота в личном и социальном плане, вечный подсобный рабочий, человек-заплатка, который изживает свою обездоленность, побеждает все страшные следствия былого разбогащения и угнетения и прежде всего «отсутствие личности».

В рассказе «Ямская слобода» есть герой – Филат. «Человек без памяти о своем родстве и жил разным слободским заработком: он мог чинить ведра и плетни, помогать в кузнеце, замещал пастуха, оставался с грудным ребенком, когда какая-нибудь хозяйка уходила на базар, бегал в собор с поручением поставить свечку за болящего человека, караулил огороды, красил крыши суриком и рыл ямы в глухих лопухах, а потом носил туда вручную нечистоты из переполненных отхожих мест.

И еще кое-что мог делать Филат, но одного не мог – жениться» [ 23, 42].

Было ему тридцать лет. «Филат немного гундосил, что люди принимали за признак дурости, но никогда не сердился» [ 23, 42].

«Дурной ты, Филат!» - говорил Макар, а сам пользовался его услугами.

Филат способен чувствовать.

«Филат до тех пор смотрел на непонятные звезды, пока не подумал, что они ближе не подойдут и ему ничем не помогут, - тогда он покорно заснул до нового лучшего дня» [ 23, 49]. «Падающие звезды с детства волновали его, но он ни разу, за всю жизнь, не мог увидеть звезду, когда она трогается с неба». .

Все люди в слободе пользовались услугами Филата, не замечая его самого, а лишь посмеиваясь над его физическим недостатком.

«- Ты короток, но глуп не особенно! – успокаивал Филата Сват.

Да мне что, Игнат Порфирыч, весь век одними руками работаю – голова всегда на отдыхе, вот она и завяла! – сознался Филат.

Ничего, Филат, пущай голова отдохнет, когда-нибудь и она задумается…

«Филат не сообразил, но согласился: он не считал себя умным человеком» .

То что Филат «был единственным и неповторимым мастером, способным пользовать всякое дворовое хозяйство», обнаружилось, лишь когда Филат ушел шить шапки к Свату, пока тот «не прогонит». Без Филата многие дела в деревне пришли в запустение, но и тогда люди не поняли Филата, по-прежнему просили его помочь по хозяйству. Филат «по доброте сердца никому не мог отказать» . Но и тогда люди не стали к нему относиться иначе.

Особенно остро Филат чувствует свое одиночество и непонятость. «Он никогда не искал женщины, но полюбил бы страшно, верно и горячо, если бы хоть одна рябая девка пожалела его и привлекла к себе с материнской кротостью и нежностью. Он потерял бы себя под ее защищающей лаской и до смерти не утомился бы любить ее. Но такого не случилось ни разу» . «Иногда Филат был рад, что он один, но это бывало в особенно тяжелее минуты. «Филат дремал и думал о госте, что тяжело ему было сына и жену хоронить – хорошо, что у него нет никого» .

Филат любит свою работу. «В неугомонной суете ему всегда жилось легче: что-то свое, свое, сердечное и трудное, в работе забывалось» .

Тяжело переживает Филат расставание со Сватом. «Филат глядел на отбывающих с покорным горем и не знал, чем помочь себе в тоске расставания» [ 23, 66].

«Иногда Филату казалось, что если бы он мог хорошо и гладко думать, как другие люди, то ему было бы легче одолеть сердечный гнет от неясного, тоскующего зова. Этот зов звучал и вечерами превращался в явственный голос, говоривший малопонятные, глухие слова. Но мозг не думал, а скрежетал – источник ясного сознания в нем был забит навсегда и не поддавался напору смутного чувства (…) Душу свою Филат ощущал, как бугорок в горле, и иногда гладил горло, когда было жутко от одиночества и от памяти по Игнате Порфирыче [ 23, 70].

Но в конце рассказа эти смутные чувства пробуждают у Филата достоинство и даже некоторую гордость. Когда Макар говорит «хорошим людям погибель приходит, а таким маломощным как ты, надо прямо ложиться в снег и считать конец света!», Филат неожиданно для себя самого обижается и отвечает: «Для кого в снегу смерть, а для меня он – дорога» . Обида – это проблески первого самосознания, когда человек впервые чувствует потребность защитить себя самого. «Филат почувствовал такую крепость в себе, как будто у него был дом, а в доме обед и жена». В конце повести происходит выход героя из плена Ямской слободы, осознание себя личностью, возвращение памяти.

2.2. Сокровенный человек – Фома Пухов

Фома Пухов – необычный человек, думающий, чувствующий, сопереживающий. «Когда был Пухов мальчишкой, он нарочно приходил на вокзал читать объявления -- и с завистью и тоской провожал поезда дальнего следования, но сам никуда не ездил» . Повзрослев, Фома не тратил наивного, по-детски чистого, искреннего восприятия мира. Даже имя Пухова указывает нам на некую связь е евангелическим Фомой.

На первых порах этот платоновский машинист, способный резать колбасу на гробе жены в состоянии наивного озорства, «окаянства» («Естество свое берет»), попросту отмахивается от всех сложных вопросов. Какой-то задорный, озорной культ элементарщины, даже бездушия, арсенал нескольких словечек, поверхностной любознательности владеют Пуховым целиком. Элементарные вопросы – ответы исчерпывают (или скрывают) его душевный мир.

«Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую ее глупость, хотя к ней был мало причастен» . Пухов «был любитель до чтения и ценил всякий человеческий помысел , по дороге он разглядывает «всякие надписи и объявления». Даже море не удивляло Пухова – «качается и мешает работать». Одно только любит Пухов: свое дело. «Пухов влез в машинное отделение "Шани" и почувствовал себя очень хорошо. Близ машины он всегда был добродушен». «Снов он видеть не мог, потому что как только начинало ему что-нибудь сниться, он сейчас же догадывался об обмане и громко говорил: да ведь это же сон, дьяволы!-- и просыпался» . Герой Платонова много размышляет о жизни: «Но, ворочаясь головой на подушке, Пухов чувствовал свое бушующее сердце и не знал, где этому сердцу место в уме» .

Литературное направление и жанр

Вопрос о принадлежности Платонова к определённому литературному направлению очень сложен. Однозначно можно сказать только, что его творчество никогда не вписывалось в рамки социалистического реализма. Платонов – последователь русских реалистов 19 в., при этом многие исследователи находят в его творчестве черты модернизма, а многие даже утверждают, что он на сто лет опередил своё время. Такая повесть вполне могла бы выйти из-под пера постмодерниста.

«Сокровенный человек» имеет черты исторической и философской повести.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема повести – гражданская война как источник человеческого горя, скитаний и смертей.

Основная мысль состоит в том, что человек переживает революции и войны как стихийное бедствие и потом снова живёт природной хорошей и лёгкой жизнью. Вся повесть утверждает превосходство природного начала над социальным.

Проблема преждевременной смерти, бессмысленной жертвы революции и гражданской войны – едва ли не самая частая в творчестве Платонова. Герои принимают смерть как избавление (начальник дистанции, Афонин, белый офицер Маевский). Они пытаются спастись от смертельных ран с помощью хлеба, положенного на рану и окрученного портянкой, обтирочных концов, забитого в ухо гвоздя. То есть к живому телу близко оказываются окружающие человека полезные предметы.

Герои Платонова не боятся смерти, перед смертью команда тонущего «Марса» играет на гармонике, «пугая все законы человеческого естества». Смерть в романе тоже олицетворяется, она действует со спокойствием. Герои, кроме Пухова, воспринимают смерть как защиту от жизненных мучений. Но Пухов знает, что это не так, может быть, поэтому смерть и минует его, как сказочного неуязвимого дурака.

Важны в тексте проблема смысла человеческой жизни, правоты человека, крушения человеческих жизней в ходе революции и войны. Намечается сатирическая проблематика соответствия ума коммунистических начальников занимаемому им месту, проблема понимания.

Сюжет

Действие повести происходит во время гражданской войны, в 1920-1921 гг. Повесть начинается тем, что Фома Пухов режет колбасу на гробе жены, которая умерла «преждевременно, от голода, запущенных болезней и в безвестности». Фома работает на железной дороге на снегоочистителе и получает задание расчищать железнодорожные пути для поезда наркома. Но два паровоза, тащившие снегоочиститель, зарылись в снег. От этого машинист и рабочие получили травмы, у Фомы были выбиты 4 зуба, а помощник накололся головой на штырь и умер.

В момент остановки к поезду подъехал казачий отряд, но был разгромлен.

Во время отдыха в Лисках Пухов прочитал объявление, призывающее записываться в отряды технических сил, помогающие Красной Армии. Так он попал в Новороссийск, где сначала служил монтёром на судне, а потом отправился в Крым, чтобы отрезать путь отступления Врангелю. Фома готов пожертвовать «достоинством жизни на благо революции». Ему нравится быть занятым «общей жизнью».

Повесть распадается на несколько отдельных сюжетов, соединённых путешествием беспокойного Фомы. Первая история связана с работой Фомы механиком на снегоочистителе, вторая – с работой механиком на судне «Шаня», которое неудачно попыталось высадиться в Крыму, чтобы ударить в тыл Врангелю. После неудачного десанта Пухов прожил в Новороссийске 4 месяца. Следующий эпизод связан с жизнью Фомы в Баку, где он встретил матроса Шарикова с «Шани». Матрос теперь заведовал Каспийским флотом. Он отправил Пухова в Царицын, чтобы заказать заводам подводные лодки.

Фома не справился с заданием, снова уехал в неизвестном направлении и неожиданно оказался на родине. Четвёртый эпизод связан с нападением на родной город бронепоезда и конницы генерала Любославского. Фома придумал, как победить бронепоезд белых. Он спустил под откос навстречу ему гружёные вагоны без паровоза.

За этот поступок Зворычный назвал Пухова убийцей, потому что отряд железнодорожников, а потом и матросов, был расстрелян из бронепоезда, оказавшегося неповреждённым.

Это финальный эпизод повести. В Баку Фоме «навсегда стало хорошо». Повесть заканчивается описанием «хорошего революционного утра», в которое Фома чувствует своё единение с природой, второе рождение и принимает революцию как продолжение природы.

Герои

Главный герой повести Фома Пухов вначале описывается как человек, лишённый чувственности. Сердечной привязанности к дому он тоже не чувствует, считая себя дома на машине или рядом с машиной. К середине повести выясняется, что Пухов о жене горевал, но об этом никогда никому не сообщал.

Название «Сокровенный человек», относящееся к Фоме Пухову, обозначает, что Пухов живёт по каким-то своим природным законам, плохо сочетающимся с законами социальными. Фома не только себя чувствует частью природы, не более важной, чем умершие на зиму травы, но и всю природу воспринимает как личность, она для него антропоморфна. У природы руки – ветер, тормошащий путников, она желанна для человека, как девственница. Землю Пухов любит супружеской любовью и чувствует себя на ней хозяином.

Природа противопоставлена истории и злым силам свирепого мирового вещества, которые треплют и морят людей.

Личность Пухова совершенно неудобна новой власти. Впрочем, никакая власть таких людей не любит и совладать с ними не может. С точки зрения Пухова, жить надо не по чьей-нибудь указке, а по велению сердца, всё проверяя собой. Так что у героя говорящее имя, а не фамилия. Фома подобен своему неверующему тёзке из Библии, который должен вложить руки в раны от гвоздей, чтобы поверить в смерть и воскресение Иисуса.

Фома не верит в революцию, честно говоря об этом матросу Шарикову, который считает его кустарём советской власти.

Комиссар называет Пухова полным контр. А сам себя Пухов чувствует безродным, заблудившимся человеком.

Фома обвиняет комиссара в том, что они делают не вещи, а отношения, «отношения же Пухов понимал как ничто». Показательны ответы Фомы на вопросы комиссии, которая проверяла не столько знания специалистов, сколько их политграмоту. Фома соглашается лить кровь за народ, «только не зря и не дуриком».

И действительно, через год после этого разговора, возвращаясь домой, Фома наблюдает общую беспризорность «огромной порожней земли» и видит «народ, обратившийся в нищих». Вывод Пухова совершенно «антиреволюционный»: «Почва есть, а хлеба нету, - значит, дураки живут».

В финале повести Пухов называет себя природным дураком, то есть становится своеобразным народным сказочным непобедимым героем.

Зворычный – помощник механика на паровозе и товарищ Пухова. Он отказывается ехать в Новороссийск, жалея семью. Его Пухов называет предрассудочным человеком. Когда через год Пухов возвращается на родину, Зворычный уже состоит в отряде особого назначения и в партии. Пухов понимает, что Зворычный тоскует из-за смерти сына.

Люди, живущие во времена гражданской войны, глубоко несчастны. Начальника дистанции дважды ставили к стенке, так что он поседел и ждал смерти каждый миг. Кроме того, он находится под следствием, потому что мост возле Царицына, который под инженерным руководством начальника дистанции восстанавливали неквалифицированные рабочие, просел под воинским поездом. Убийство этого человека отрядом казаков стало избавлением от суда и расстрела.

Удивительна история калеки, который хотел сменять ножики на пшеницу и дошёл уже до Аргентины, а в Месопотамии он попал в крушение в туннеле, и искалеченную ногу ему отрезали в багдадской больнице.

Точка зрения автора в романе – сочувствие к людям, которые готовы «пожертвовать достоинством жизни на благо революции», которые заняты «общей жизнью». Автор – выразитель здравого смысла. Он мысленно возражает собравшимся на смерть красноармейцам, что радоваться нечему, он называет разрушенный войной и революцией мир погибающим.

Красная армия в романе изображается как крестьяне, одевшиеся в шинели, «скрытые хлебопашцы». Их победы обусловлены тем, что они не ценят своей жизни, что они готовы «дважды быть растерзанными», лишь бы враг погиб с ними. Воины похожи на потаённых охотников, у которых тревожный восторг теплится в сердце. Они – природная сила, стихия. Платонов с горечью отмечает, что мечта о счастье у них не собственная, а навязанная политруком. Им противопоставлены белые офицеры, индивидуалисты, например, офицер Маевский, который не верил в человеческое общество.

Стилистические особенности

Время и пространство в повести ведут себя удивительно. Главный герой много путешествует, но времени путешествия почти не замечает «в забвении самого себя», потому что ехать «долго и трудно». Символом истинного путешественника у Платонова выступает ветер, который со смелостью «воюет над беззащитными пространствами». Когда останавливаются поезда, то и время стоит вокруг Пухова, как светопреставление.

Герои преодолевают пространства с помощью поездов, причём они едут в ту сторону, куда везёт поезд, независимо от того, какое направление их интересует, случайно попадая куда нужно.

Пространства сопротивляются продвижению человека по ним. Просторы сухопутные засыпаются снегом, море вздымается валами. Даже тьма ночи подобна каше, через которую нужно продираться. Стихии перемешиваются, как и судьбы людей. Ветер становится твёрдым, капли воды бьют в лицо, как камешки. Во время морской бури меняются местами верх и низ, так что красноармейцы, попавшие в своём катере на гребень волны, оказываются как раз над другим судном и спасаются, прыгая вниз.
Даже история этих лет сравнивается с паровозом, который тащит за собой «груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».

Время для Пухова в момент его остановок идёт «без тормозов». С другой стороны, каждый день для человека – сотворение мира, так что каждый живёт будто в начале времён. Революция же, с точки зрения Фомы, - конец света.