Понятие человеческое достоинство. Если достоинство по определению абсолютно, то каким образом его можно «потерять», «уронить», «попрать» или «воспитать»? Что такое достоинство человека

Этимологически «достоинство» и родовые к нему слова в русском языке образованы от частицы «досто-», которая используется для усиления значения или ценности. Проведенный этимологический и семантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» как морально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку как к ценности и регуляция поведения в соответствии с этим отношением.

Понятие «Достоинство» - универсально. Это надидеологическое, надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностей человека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство - свое собственное и других людей.

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Неотъемлемое, врождённое достоинство человека, независимо от его религиозного и философского обоснования - фундамент, на котором держатся одни и те же своды прав и свобод.

Достоинство - это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления агрессии.

Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это с тем, что существует два вида достоинства: Личное и Человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость.

Достоинство - ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.

Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего - Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: - «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Человек, который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства.

Все политические системы, которые гарантируют в Конституции права, но не гарантируют механизмов и возможностей предъявления притязаний, требований и предъявления своих прав, лишают нас возможности проявить человеческое достоинство, толкая на недостойное поведение, ущемляя как наше достоинство, так и достоинство других людей.

Человеческое достоинство - это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, - прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» - это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь - личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу - свободу быть тем, что он есть - человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство - человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.

Досто́инство - 1) совокупность положительных качеств (пример: Божественное достоинство; достоинство человека как созданного по ); 2) положительное качество (пример: достоинство произведения); 3) звание, сан (пример: возвести в архиерейское достоинство); 4) ценность, стоимость.

Понятие «достоинство», применительно к человеку, связано с его отношением к жизни и ее смыслу, к духовно-нравственным ценностям.

В онтологическом смысле с понятием достоинства связывается, во-первых, представление об уникальности человека как , как носителя нравственного и религиозного сознания, занимающего высшую ступень в иерархии личности. Во-вторых, достоинство человека следует понимать как неисчерпаемость, богатство и благолепие внутреннего мира человеческой личности, который выявляется в его облике и в созидательной творческой деятельности.
В этическом смысле достоинство есть не что иное, как следование нравственному закону и указаниям праведной , как доблесть в исполнении долга и высокого человеческого призвания.
В религиозно-духовном смысле достоинство означает степень преображения человека сверхъестественной Божественной .

Чувство высокого личного достоинства в миру: движитель карьерного роста или греховная страсть?

В наше время нередко приходится слышать, что без чувства высокого собственного достоинства невозможно добиться успешности (выбиться в люди, стать личностью, сделать себе имя и пр.).

Так ли это? Чувство внутреннего достоинства - важная особенность человеческой . Однако значение этого понятия далеко не всегда осмысливается в правильном ключе.

Многие современные люди считают, что достоинство человека тем выше, чем выше его положение в обществе, чем выше он в отношении окружающих. При этом «высота» статуса определяется: званием, должностью, чином или саном, обладанием связями, уровнем признания, престижностью «друзей» и т.п. Нередко такого рода «достоинство» выказывается его обладателями дополнительно через подчеркнутое пренебрежение к окружающим (включая представителей власти и правопорядка), мол, кто Я, а кто ты?

Полагая, что внутреннее «достоинство» связано с успешностью как следствие с причиной, сторонники этой позиции не отрицают и обратного: вера в высокое достоинство личного «Я» может стать причиной и движителем . Ведь человек, сознающий внутреннее превосходство над другими людьми, имеет боолее ярко выраженные амбиции, а значит и более сильный мотив, более сильную потребность в карьерном или творческом росте. Стало быть, в деле достижения успешности он будет прилагать гораздо больше усилий, стараний, изобретательности, чем тот, кто согласен удовлетворяться жизнью «простачка».

Имея это в соображении, некоторые родители считают естественным формировать у своих детей высокую самооценку, что, нередко приводит к высокому самомнению, гордости, надменности, тщеславию. Ты - лучший, говорят они своему чаду, ты должен знать себе цену; ты не должен общаться с тем-то и тем-то, ведь он - тебе не ровня.

Что на это сказать? Указывать человеку на его достоинство и можно, и нужно. Другое дело, что при этом необходимо правильно объяснять, в чём, прежде всего, оно состоит (должно состоять).

В христианстве достоинство человека усматривается в том, что он создан по (). Чем в большей степени он уподоблен Создателю, чем ближе к Нему духовно, чем выше его нравственная чистота, добродетельность, праведность, тем выше достоинство.

Примером контраста мирского и духовного отношения к достоинству служит притча Христа о Лазаре и богаче ().

Первый был не просто бедняком, но презираемым нищим. Казалось бы, о каком достоинстве тут можно говорить? Второй, напротив, был богат, уважаем. Одним словом, «достойный» человек. Чего в очах Божьих стоило достоинство каждого, стало ясно после их смерти. Нищий Лазарь был удостоен лона Авраамова, тогда как богач - страшных .

Но значит ли это, что запрещает карьерный рост? Нет, не значит. История знает множество святых, реализовавших себя на поприще науки, литературы, искусства, знает святых полководцев и флотоводцев, святых правителей, князей и царей.

Стремление добиться успеха бывает греховным тогда, когда оно основывается на надменном желании превознестись над людьми, на , пренебрежении ближними, поиске земной славы, тленных богатств. В таком карьеристе, конечно, угадываются греховные и пороки.

иеромонах Макарий (Маркиш):
Достоинство человека – это соответствие его своему предназначению, соответствие о себе. Однако личное достоинство человека неравнозначно достоинству человеческой природы. Впадая в , человек опускается ниже своей природы; присущее человеку первозданное богоподобие повреждено и отчасти утрачено. Вместе с ним, в той или иной мере, утрачивается наше личное достоинство.
Возвращение , избавление от греха и его последствий стало возможным благодаря подвигу – Сына Божия, Который Своими крестными страданиями и возвратил верующему в Него человечеству способность освобождаться от греха, идти путём и , что и составляет цель сознательной человеческой жизни.

Святитель :
…есть одно достоинство выше священнического, которое доступно всем верным, если они захотят стяжать его. Это – святость.

Как то уж принято в обществе, видя хорошо одетого человека, говорить, что он выглядит достойно. Но, разве достоинство проявляется только внешне? Не должно ли оно затрагивать сердце человека и влиять на его поступки? Давайте разберемся, что такое достоинство человека.

Определение слова "достоинство"

В одном словаре "достоинство" означает - "уважение к себе, сознание своих прав и своей значимости". Подумайте, кто из людей плохо к себе относится? Редко найдешь такого человека. Однако, оценивая самих себя важно знать, как нас воспринимают окружающие люди, как они с нами обращаются. А как, по-вашему, что такое достоинство? Имеет ли значение, человек беден или богат, слабый или сильный?

Согласитесь, что обстоятельства, в которых оказался человек, не влияют на его достоинство. Но, если общество, из-за его статуса относится к нему по-особенному? Это либо унижает его достоинство, либо возвышает его среди других людей. Чаще всего человек, находящийся в незавидном положении, чувствует попирание его достоинства. Это касается бедных, пожилых, больных людей, которые часто слышат в свой адрес оскорбительные слова. Почему не уважается право человека на достоинство?

Честь и достоинство

Достоинство часто связано с честью и уважением. Все, что мы делаем напоказ - неискренно, фальшиво, надумано. Такое поведение не отражает наше достоинство, и уж тем более, нашу честь. Что такое честь и достоинство? Слово "честь" связано с понятием достоинства, а также с такими человеческими качествами как благородство, правдивость, чувство справедливости.

Как оценят тебя другие, видя в тебе только манерность и лицемерие? Не должно ли достоинство стать частью нашей личности и влиять на наши поступки и слова?

Можно ли оказывать честь слабой физически женщине? Конечно, можно! Для этого надо увидеть ее сильные стороны характера, ее вкусы, предпочтения, взгляды, чувства. Проявляя уважение и оказывая честь женщине, вы поднимите ее достоинство. Итак, мы видим что чести и достоинство никак не связаны с внешними, физическими и материальными составляющими человеческой личности. Даже нищий калека может быть достойным человеком.

Чувство собственного достоинства

Теперь мы рассмотрим, что такое чувство собственного достоинства. Если говорить коротко, то это уважение высоких моральных качеств в самом себе. Но, если говорим о другом человеке, то стараемся принимать его таким, каким он есть. Не будем сравнивать его с другими, и втискивать в какие-то рамки.

Чтобы сохранить самоуважение и чувство собственного достоинства, нужно иметь чистую совесть. В противном случае, вы разочаруетесь в себе, и это приведет к депрессии и чувству никчемности. И не будьте слишком высокого мнения о себе. Это уже не человеческое достоинство, а эгоизм.

Как уважать достоинство человека?

Мы увидели, что такое достоинство человека, и теперь легче понять, как его уважать. У каждого человека есть личные потребности. Учитывая их, мы покажем, что нам они так же дороги, как и ему. Чтобы ни случилось, не стоит критиковать, грубить, оскорблять человека. Легкость в общении, теплота в голосе, радостное эмоциональное состояние - это важные аспекты дружелюбного общения. Так достигается уважение чувства другого и сохранения его человеческого достоинства.

1.2 Что же такое человеческое достоинство

Этимологически «достоинство» и родовые к нему слова в русском языке образованы от частицы «досто-», которая используется для усиления значения или ценности. Проведенный этимологический и семантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» как морально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку как к ценности и регуляция поведения в соответствии с этим отношением.

Понятие «Достоинство» - универсально. Это надидеологическое, надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностей человека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство – свое собственное и других людей.

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Неотъемлемое, врождённое достоинство человека, независимо от его религиозного и философского обоснования - фундамент, на котором держатся одни и те же своды прав и свобод.

Достоинство – это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления агрессии.

Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это с тем, что существует два вида достоинства: Личное и Человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость.

Достоинство - ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.

Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего – Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: - «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Человек, который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства.

Все политические системы, которые гарантируют в Конституции права, но не гарантируют механизмов и возможностей предъявления притязаний, требований и предъявления своих прав, лишают нас возможности проявить человеческое достоинство, толкая на недостойное поведение, ущемляя как наше достоинство, так и достоинство других людей.

Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.


Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»

2.1 Психологический аспект

Современное пространство психологического осмысления феномена «достоинство» включает многочисленные понятия, отражающие его различные ценностно-смысловые аспекты: личное, человеческое достоинство, чувство собственного достоинство, самоуважение, уважение, самооценка, самосознание, Я-концепция, личная и социальная идентичность, свобода, ответственность и т.д. Однако проблема достоинства в психологии стала предметом специального анализа относительно недавно. В частности, это работы А.Г. Асмолова, в которых рассматривается проблема соотношения культуры достоинства и культуры полезности, диссертационные исследования чувства собственного достоинства как психологического феномена (Ю.Е. Зайцева) и формирования основ чувства собственного достоинства у старших школьников (Т.В. Коротовских).

Большой вклад в рассмотрение понятия «человеческого достоинства» внес отечественный психолог А.И.Захаров, в своем труде «Происхождение детских неврозов и психотерапия», где он рассматривает данное понятие как одно из основных в формировании и развитии полноценной личности. Захаров А.И. говорит, что выраженность чувства "я", заключается, прежде всего, в раннем осознании отличий себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что реально удается редко.

В формировании личности, он обращает внимание на детскую тревогу и страх «быть не тем», которые непосредственно связанны с развитием чувства собственного достоинства. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, и благополучие за себя и близких лиц, а страх «быть не тем» к тревожным ожиданиям и требованиям родителей, оказывающих чрезмерное давление на их формирующееся чувство ответственности, обязанности, долга без учета требований момента, развития гибкости в принятии альтернативных решений и ролевой ситуативности в общении. В результате возникает и усиливается нервно-психическое напряжение у детей.

Недоверие родителей, распространяется на отношения с детьми, вступая в противоречие с формирующимся у них чувством собственного достоинства и самоуважения, что способствует возникновению ответных напряженных отношений. Таким образом, конфликт родителей с детьми в первую очередь обусловлен неблагоприятными изменениями личности самих родителей и их невротическим состоянием, скрытыми или явными разногласиями между ними.

В психологии труда понятие «человеческое достоинство» рассматривают в контексте профессиональной деятельности (Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова), но конструкт «профессиональное достоинство» не используется.

Наиболее активно для понимания психологии достоинства используют понятие «самоуважение» (И.С. Кон, А. Маслоу, Т. Шибутани и др.) . Можно выделить различные подходы к проблеме соотношения этих понятий:

– самоуважение в контексте проблемы достоинства интерпретируется как некая глобальная самооценка, обобщенное принятие или не принятие человеком себя как самоценности. Следует при этом отметить, что самоценность и самооценка – не тождественные понятия. Самооценка более осознанна и конкретна, чем самоценность, которая отражает более широкий спектр ощущений и отношений к себе как к ценности;

– самоуважение и достоинство рассматриваются как личностные образования, имеющие собственную специфику: самоуважение предполагает оценку степени ценности человека по сравнению с определенным эталоном (за что себя уважаю, какой Я?), а достоинство отражает уровень отношения к себе как к ценности (кто Я?);

– в исследованиях фиксируют взаимосвязь между отношением к другим людям и самоуважением: уважительное отношение к другому человеку рассматривается как следствие позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия (И.Б. Дерманова, Ю.Е. Зайцева, Н.В. Лебедева, В.В. Столин, Э. Фромм, Т. Шибутани) ;

– в социальной психологии установлена взаимосвязь между низким уровнем самоуважения и девиантными формами поведения (Г. Каплан).

Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже, потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

На наш взгляд, представление о себе как о достойном уважения является важным фактором формирования образа Я и поведения человека. Реализация потребности в самоуважении способствует развитию достоинства личности.

В отечественной и зарубежной психологии в качестве ведущего критерия гуманистического развития, нравственности и достоинства рассматривается ценностное отношение к другому человеку (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков Л. Кольберг, К. Роджерс и др.) . Нельзя забывать, что категория отношения к другому человеку являются центром пересечения исследовательских интересов психологии и этики.

Следует выделить спектр исследований «Силы Я», важных для понимания достоинства как объекта психологического знания (В.Ф. Бассин, И.С. Кон, Ю.Е. Зайцева). К важным составляющим понимания «Силы Я» относятся: толерантность к внешним угрозам, физическому дискомфорту; свобода от паники; борьба с чувством вины (способность к компромиссам); способность к эффективному подавлению неприемлемых импульсов; равновесие ригидности и податливости; контроль и планирование; адекватное самоуважение. Понятие «Сила Я» является в некотором роде интегральным параметром, отражающим волевую сферу личности и регуляторную составляющую достоинства человека (Ю.Е. Зайцева). Эта точка зрения позволяет рассматривать достоинство и как форму самоконтроля личности. В ситуациях морального выбора достоинство является психологической опорой, которая помогает человеку не предать самого себя, подержать уровень самоуважения.

Важными для осмысления феноменологии достоинства являются категории «свобода» и «ответственность» (В. Франкл, Э. Фромм). Достоинство является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. Человек, который берет на себя ответственность и становится полноправным автором своей жизни, не позволяя обстоятельствам и мотивам сломить себя, посягнуть на его ценности является обладателем чувства достоинства. Как говорил Э. Фромм, человек не может изменить свои мнения (речь идет о вере в другого человека, уверенности в надежности и неизменности своих основных установок и сути своей личности), но при этом он не меняет свои мотивации, например, его уважение к человеческому достоинству является частью его Я, и не при каких обстоятельствах не может измениться. Если у человека нет веры в постоянство своего Я, его чувство идентичности оказывается под угрозой, и он становимся зависимыми от других людей, чье одобрение тогда становится основой его чувства идентичности с самими собой. Только человек, верящий в себя, способен быть верным другим людям, потому что только он может быть уверен, что будет в будущем таким, каков он сейчас, и, значит, будет чувствовать и действовать так, как и сейчас.

В психолого-педагогических исследованиях в качестве сензитивного периода формирования достоинства личности рассматривается детский (Т. Шибутани) и младший школьный возраст (Е.В. Шишмакова). Воспитание достоинства личности предполагает развитие внутренних этических инстанций, которые являются основой нравственных мотивов поведения.

Таким образом, достоинство можно рассматривать как «внутреннюю позицию», определяющую ценностно-смысловую направленность поведения и деятельности, систему отношений личности к действительности, к самому себе и к окружающим людям.


Причиненный им моральный ущерб является мерой определенной ответственности, не позволяющей безнаказанно умалять честь, достоинство, деловую репутацию личности. Расширение сферы охраняемых гражданским правом интересов граждан и признанием в качестве предмета гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, является целесообразной и оправданной допущенная в законе...

По времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности - личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Права и свободы человека и гражданина Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как...

Может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью. Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка. Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки...

Соревнование в миссии, дабы избежать межрелигиозного противостояния, к которому неизбежно приводит борьба религиозных организаций за новых последователей. Наконец, сегодня в деле гармонизации прав человека и нравственности очень важна позиция средств массовой информации. Они должны представлять положительные примеры использования свободы. Как человек будет нравственно использовать свою свободу, ...

Когда наши люди переезжают жить за границу в США, Австралию или Европу, одно качество улавливается не сразу - человеческое достоинство.

Разница в западном стиле общения и постсоветском - колоссальная. Но постигаешь ее со временем.

Достоинство каждого человека

Наличие чувства собственного достоинства у каждого отдельного индивида помогает людям уважительно относиться друг к другу.

Человеческое достоинство не зависит от цвета кожи, где ты родился и сколько зарабатываешь.

Неважно, в какой стране ты родился и кем работаешь, ты заслуживаешь уважительного обращения.

Что означает, не только к тебе будут относиться уважительно, но и от тебя ожидать такого же отношения к другим.

Пялиться, критиковать, комментировать, смеяться над другими неприемлемо. Чем более обижен судьбой или жизнью человек, тем более низко над ним потешаться.

Люди определенной группы могут смеяться над собой и своими особенными привычками. Например, комик-индиец может пошутить над привычками иммигрантов из Индии. Женщине-юмористке дозволено выставить напоказ женские причуды. Но глумиться над группой других людей, к которой ты не принадлежишь, или унижать определенного индивида - недопустимо.

Те, кто высмеивают других или атакуют слабых, получают сильный общественный отпор. Преследование и персональные атаки (bullying) становятся предметом разбирательств в школах, где детей учат относиться с любому человеку с уважением.

Турия Питт - торжество достоинства над ужасом

Публикация фото Турии Питт на обложке самого популярного женского журнала Австралии в июле 2014 г. вызвала поддержку по всему миру.

Девушка пострадала от многочисленных ожогов в результате степного пожара во время 100 км ультра-марафона, после чего она оказалась в 2-месячной коме, пока врачи проводили на ней серию операций. Ожоги покрыли 65% ее тела, часть ступни и фаланги пальцев на руках пришлось ампутировать.

Турии оказалось необходимо провести в госпитале еще 2 года после того, как она очнулась. Все эти 2 года она закрывала свое лицо черной маской с прорезями. После нескольких лет под маской, она отважилась показать свое лицо, сняв черный “чулок” перед зрителями ТВ программы “60 минут”.

Все ее тело, включая лицо и руки, покрыто шрамами от ожогов. До трагичного случая девушка была моделью и приняла участие в конкурсе Мисс Земля 2007.

Сейчас Турия работает инженером на шахтах и выступает как оратор, рассказывая о своем опыте. Ее жених Майкл поддерживал свою девушку все годы, пока она боролась за свою жизнь и выздоровление. Пара обручилась в июле 2015 года.

Майкл купил кольцо для любимой, когда она была все еще в госпитале и ее будущее было неясно. Он сказал своему отцу: “Если она выживет, я на ней женюсь”.

Хотя это решение стало сюрпризом для многих. После несчастного случая люди на улице останавливали Майкла и спрашивали, почему он все еще с Турией.

Даже ее доктор сказал молодому человеку: “Смотри, это будет долгий путь, она не будет выглядеть так же и не будет той же девушкой, в которую ты влюбился”. Но молодой человек остался верен любимой.

Люди говорят Турии, что ей повезло иметь Майкла в ее жизни. По ее мнению, это не совсем так: “Я думаю, везение здесь ни при чем. Я думаю, что мы оба достаточно удивительные люди, и что мы являемся хорошим отражением друг друга. Я думаю, что мы много работали, чтобы достичь отношений, которые стоят того, чтобы ими гордиться”.

Сейчас Турии 28 лет. Когда случилась непредвиденная катастрофа в 2011 году, ей было всего 24.

Реакция на публикацию

Обложка журнала Women’s Weekly с портретом Турии Питт.

Каван Ческовски (The Huffington Post) выразила пожелание многих, написав:

“Давайте сделаем Питт примером для других женских журналов: красота содержится в разных сосудах. Женщины должны иметь меньше блеска и больше субстанции. Меньше туши и больше достижений. Больше женщин других цветов кожи, больше женщин с разными корнями, просто больше. Что, если бы журналы начали использовать на обложках фото женщин, которые не выглядят совершенными? Если бы они начали использовать женщин с уникальными лицами и невероятными личными историями? Смогли бы мы это пережить? Да, смогли бы”.

Журнальная обложка номера с историей отважной победительницы гласила: “Я - самая везучая девушка в мире” (“I am the luckiest girl in the world”). Согласитесь, это удивительный взгляд на ситуацию из уст девушки, которая раньше была признанной красоткой, после такого огромного внешнего преображения.

Личное достоинство

Право на достойное с обращение имеет каждый человек. Умение видеть несчастье и слабость, так же как и что-то хорошее, даже в неприятном вам индивиде помогает развитию чувства собственного достоинства.

Королева Елизавета II является самым долговременно царствующим британским монархом в истории.

Старая поговорка “Не будь свиньей, даже если кто-то вывалял тебя в грязи” позволит не принять обиду к сердцу. Люди ведут себя негативно потому, что плохо обращались с ними.

  • Чувство собственного достоинства предполагает доброе отношение к тем, кому меньше повезло, так же как и ровное уважение (не зависть и не подобострастие) по отношению к вышестоящим.
  • Желание унизить других обычно идет рука об руку с подобострастием и подхалимажем по отношению к сильным мира сего.

Поэтому попытки других вас унизить стоить воспринимать как их желание вручить вам “обиду”. Нужна вам эта обида? Если нет, не принимайте ее. Оставьте ее обидчику. Пусть наслаждается.

Лучше всего в ответ на унизительную ремарку улыбнуться и сказать: “Спасибо за комплимент! Я тоже о вас очень высокого мнения.”

Человеческое достоинство берет истоки внутри, а не извне.

Когда на вас лает маленькая собачка, вы же ведь не будете пытаться ее пнуть.

Или если в вас кинул камешком чужой 3-летний ребенок, вы не будете его атаковать.

Точно так же здесь. Пытаться унизить других может только человек, который чувствует себя незначительным. Английская королева вас никогда не оскорбит и не унизит. Ей это не нужно.

Помните: оценка других людей не характеризует, кем являететесь вы. Она характеризует, кем являются они .

Ваша ценность не зависит от вашей внешности или возраста, где вы родились или сколько вы зарабатываете. Ваша ценность идет изнутри, в том числе из того, как вы относитесь к другим людям и себе самой.

Турия Питт: думайте о себе высоко!

На своем сайте Турия написала:

“Я верю, что люди имеют тенденцию проецировать свою неуверенность на других. Возможно, вы начали питаться более здоровой пищей или заниматься спортом больше, чтобы достичь целей в здоровье или фитнесе, и ваши коллеги по работе рассказали вам негативные истории о людях, которые пытались сбросить вес, или же посмеялись над вами, напомнив о всех предыдущих попытках, когда вы пытались это сделать. Возможно, вы решили пробежать марафон и друзья говорят вам, что вы сошли с ума даже пытаться это сделать, или что бег на длинную дистанцию плохо на вас отразится. Возможно, вы в новых отношениях и кто-то вам говорит, что “мужчинам/женщинам нельзя доверять” и т. д.

Share this article