Практикум по теории статистики. На основе этих данных составьте

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

ПРАКТИКУМ ПО СТАТИСТИКЕ

Учебное пособие

ВВЕДЕНИЕ

Статистика – это искусство и наука сбора и анализа данных. Статистические методы следует рассматривать как важную часть процесса принятия решений , позволяющую вырабатывать обоснованные статистические решения, сочетающие интуицию специалиста с тщательным анализом имеющейся информации.

Современные специалисты должны владеть статистическими методами, уметь их применять в оценке условий и результатов развития социально-экономических отношений, определять влиянии различных факторов, знать систему показателей, характеризующих экономическую и социальную жизнь населения и страны в целом.

Цель настоящего учебного пособия – оказать методическую помощь студентам, магистрантам в усвоении методологии расчетов статистических показателей, приобретении навыков анализа полученных результатов. Пособие охватывает все темы курса общей теории статистики. В начале каждого раздела дана краткая теоретическая характеристика по теме, даны формулы. В практикуме приведены примеры решения типовых задач, их реализация в среде MS Excel, имеются задания для самостоятельного выполнения.

В большинстве своем задачи составлены на фактических данных, в некоторых случаях приведены условные показатели.

Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ

1.1 Методические указания

Исторические сведения. Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» - состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Отсюда итальянское слово «stato» - государство и «statista» – знаток государства. В научный обиход слово «статистика» вошло в XVIII в. и первоначально употреблялось в значении «государствоведение». В настоящее время статистика может быть определена как собирание массовых данных, их обобщение, представление, анализ и интерпретация. Это особый метод, который используется в различных сферах деятельности, в решении разнообразных задач. Исторически развитие статистики было связано с развитием государств, с потребностями государственного управления . Хозяйственные и военные нужды уже в древний период истории человечества требовали наличия данных о населении, его составе, имущественном положении. С целью налогообложения.

Статистика Казахстана своими корнями уходит в далекое прошлое. Имеются исторические подтверждения статистическим сведениям о первом Казахском государстве – Казахском Ханстве: в начале его образования (1459 год) в долинах рек Шу и Талас (на территории нынешней Жамбылской области) численность населения составляла 200 тыс. человек, а к концу XV – века достигла 1 миллиона.

Однако, зарождение на территории современного Казахстана более - менее регулярной и централизованной статистической деятельности относится ко второй половине XVIII века, т. е. к периоду вхождения Казахстана в состав Российской империи. Первая всеобщая перепись населения на его территории, как и во всей царской России, была проведена по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 года.

Первым официальным государственным статистическим органом, образованным на территории Казахстана, является Туркестанский губернский статкомитет (дата образования 22 января 1868 года) и подведомственные ему статбюро в Сыр-Дарьинской и Семиреченской областях. В середине 70-х годов XIX века организовался Уральский областной статкомитет, в 1877 году - Семипалатинский и Акмолинский (в г. Омске) и в 1895 году – Тургайский областные статкомитеты. Однако, до 1920 года в Казахстане не было единого статистического органа, объединяющего указанные и другие местные статистические службы.

С образованием (26 августа 1920 года) Казахской Автономной Социалистической Республики в составе РСФСР, Правительство Казахской АССР своим постановлением от 8 ноября 1920 года утвердило «Положение о государственной статистике в Казахской АССР» и образовало Статистическое управление АССР.

Таким образом, датой образования единых централизованных статистических органов Казахстана принято считать 8 ноября 1920 года (см. «Основные исторические вехи казахстанской статистики» Приложение 2).

Этапы развития статистики Казахстана. За последние пятнадцать лет Агентство Республики Казахстан по статистике условно прошло следующие фазы развития:

1. Формирование Агентства как Национального органа, создающего основной методологический ноу-хау, внедрение стандарта системы национальных счетов (СНС 93) – 1992-1996 годы.

2. Освоение методологии составления интегрированных счетов и таблиц СНС; запуск систематического использования международно-согласованных статистических классификаторов; начало создания статистических регистров; введение статистических методов производства информации по малым предприятиям; введение новых технологий информации и связи - 1996-1998 годы.

3. Фактическое внедрение международных классификаций во всех областях статистического производства; успешное проведение первой казахстанской переписи населения 1999 года и развитие демографической социальной статистики; внедрение прогрессивных методов массовой обработки данных, получение технической помощи в рамках международного сотрудничества 1995-2005 годы.

4. Реализация Программы совершенствования государственной статистики, включая пересмотр методологий и классификаций, адаптации развивающихся международных стандартов, начало внедрения системы метаданных и интегрированных классификаций – 2006-2008 годы;

Задача 4
Потребление природного газа населением области характеризуется следующими данными:
Таблица 10
Годы 1992 1993 1994 1995 1996
Потребление газа, млн. м3 287,9 396,3 475,6 502,2 506,3
Для анализа динамики потребления газа населением определите: а) абсолютные приросты, темпы роста и прироста по годам и к 1992 г., абсолютное значение одного процента прироста. Полученные показатели, представьте в виде таблицы: б) среднегодовой объем потребления газа; в) среднегодовой абсолютный прирост потребления газа и среднегодовые темпы роста и прироста потребления. Динамику потребления газа изобразите графически и сделайте выводы.
Решение задачи:
а) Абсолютный прирост (абсолютная скорость изменения уровней ряда за определенный промежуток времени, выраженная в млн. м3) к 1992 году (базисный абсолютный прирост) определим по формуле:

Абсолютный прирост к предыдущему году (цепной абсолютный прирост) определим по формуле:

Темп роста (интенсивность изменения уровня ряда, выраженная в %) к 1992 году (базисный темп роста) определим по формуле:

Темп роста к предыдущему году (цепной темп роста) определим по формуле:

Темп прироста (относительная скорость роста изменения уровня ряда, выраженная в %) к 1992 году (базисный темп прироста) определяется по формуле:

Темп прироста к предыдущему году (цепной темп прироста) определяется по формуле:

Абсолютное значение 1% прироста определяется по формуле:

Определим значение этих величин для 1994 года:
АП(к 1993)=475,6-396,3=79,3
АП (к 1992)= 475,6-287,9=187,7
ТР (к 1993) =475,6/396,3х100%=120%
ТР (к 1992) = 475,6/287,9 х 100%=165%
ТП (к 1993) = 79,3/396,3х100%=20%
ТП (к 1992) = 187,7/287,9х100%=65%
А=79,3/20=3,965
Рассчитаем значения величин и представим их в виде следующей таблицы 10:
Таблица 11.
Годы Потребление газа, млн. м³ Абсолютный прирост, млн. м³ в год Темп роста, % по сравнению с Темп прироста, % по сравнению с Абсолютное значение 1% прироста, млн. м³
к 1992г. к предыдущему году к 1992г. к предыдущему году к 1992г. к предыдущему году
1992 287,9
1993 396,3 108,4 108,4 138 138 38 38 2,853
1994 475,6 187,7 79,3 165 120 65 20 3,965
1995 502,2 214,3 26,6 174 106 74 6 4,433
1996 506,3 218,4 4,1 176 101 76 1 4,1б) На основании полученных данных определим среднегодовой объем потребления газа за 5 летний период с 1992 по 1996 год:

в) определим среднегодовой абсолютный прирост потребления газа:

Определим среднегодовой темп роста потребления газа:

Определим среднегодовой темп прироста:

Изобразим динамику потребления газа графически на рис.3:

Рис.
3. Динамика потребления газа за период с 1992 по 1996 год.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы: за период с 1992 по 1996 потребления газа увеличилось 218,4 млн. м³ или на 76%. Рост потребления газа происходил ежегодно. Наибольший темп роста был в 1993 году, когда объем потребляемого газа увеличился на 38%. Абсолютное значение одного процента прироста за период с 1992 по 1996 увеличивалось с 2,853 до 4,433 млн. м³. В 1993 году каждый процент прироста давал увеличение потребления газа на 2,853 млн. м³.

Камчатский государственный технический университет Кафедра экономики и управления Р.А. Кильдеева ПРАКТИКУМ ПО СТАТИСТИКЕ Методическое пособие для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения Петропавловск-Камчатский 2005 УДК 311(075.8) ББК 60.6 К51 Рецензент Ю.С. Морозова, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента КамчатГТУ Кильдеева Р.А. К51 Практикум по статистике. Методическое пособие для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2005. – 240 с. Практикум по статистике составлен в соответствии с требова- ниями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой учебной программой дисциплины «Статистика». Рекомендовано к изданию решением учебно-методического совета КамчатГТУ (протокол № 6 от 18 марта 2005 г.). УДК 311(075.8) ББК 60.6 © КамчатГТУ, 2005 © Кильдеева Р.А., 2005 2 ГЛАВА 1. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Любое статистическое исследование, любое познание общест- венной жизни начинается со сбора сведений (данных, фактов) об изучаемых явлениях и процессах. Научно организованная работа по сбору статистической информации о явлениях и процессах об- щественной жизни называется статистическим наблюдением. Статистическое наблюдение имеет программу и организационный план и проводится с наблюдением ряда требований, важнейшими из которых являются достоверность и полнота информации. Практические занятия по данной теме проводятся для того, чтобы помочь изучающему курс общей теории статистики усвоить основные темы и выработать практические навыки для проведения статистического наблюдения. С этой целью предусматривается ре- шение следующих типовых задач: 1.1. Программа статистического наблюдения Методические указания и решение типовой задачи Статистическое наблюдение следует проводить по строго оп- ределенному плану, включающему как программные, так и органи- зационные вопросы. В плане статистического наблюдения основ- ной вопрос – программа наблюдения. При её составлении исходят из цели и задач исследования. Программа статистического наблю- дения включает: определение объекта наблюдения и единиц сово- купности; разработку программы описания единиц совокупности, установление перечня признаков, по которым дается характеристи- ка явления, или, иначе, перечня вопросов, по которым собираются сведения; формулировку вопросов программы и подсказ ряда воз- можных ответов; последовательность постановки вопросов в про- грамме. Исходя из целей и задачи статистического исследования необходимо проверить и закрепить знания по этим вопросам путем проектирования программы наблюдения. Задача 1. Поставлена задача, исследовать успеваемость сту- дентов первого курса Всесоюзного заочного финансово- экономического института (ВЗФЭИ) и факторы, на неё влияющие по результатам зимней экзаменационной сессии. 3 Требуется определить объект наблюдения, единицу совокуп- ности и составить программу наблюдения. Итак, определим объект статистического наблюдения. Каза- лось бы, вопрос прост, так как объектом наблюдения являются сту- денты первого курса ВЗФЭИ. Но это не совсем так. Необходимо уточнение. Во-первых, подлежат обследованию не все студенты, а только принимающие участие в зимней экзаменационной сессии. Студенты заочник ВЗФЭИ условно подразделяются на две катего- рии: «городские», проживающие в городах или пригородах, где имеются территориальные подразделения института (территори- альные факультеты, филиалы или учебно-консультационные пунк- ты), и «периферийные», прикрепленные к этим подразделениям и проживающие на остальной части обслуживаемой ими территории. Из этого контингента некоторая часть студентов не могла принять участие в зимней экзаменационной сессии из-за болезни, в связи с командировками и по другим уважительным причинам. Эти сту- денты не подлежат обследованию. Значит, обследованию подлежат только те студенты, которые приняли участие в зимней экзамена- ционной сессии. Во-вторых, так как поставлена задача не только дать оценку успеваемости по результатам зимней экзаменационной сессии, но и характеризовать факторы успеваемости, то необходи- мо объект обследования отделить от той части студентов, которые были приняты в результате перевода из других институтов или бы- ли приняты в институт не в данном учебном году (имели академи- ческие отпуска, оставлены на повторное обучение), но приняли участие в зимней сессии. Эта часть студентов также обследованию не подлежит. Следовательно, объект исследования – совокупность студентов первого курса ВЗФЭИ приема текущего года, участво- вавших в зимней экзаменационной сессии. Далее определим единицу совокупности. Мы установили, что объ- ект исследования – это совокупность студентов первого курса ВЗФЭИ. Значит, единицей этой совокупности является отдельный студент. Далее переходим к разработке программы статистического наблюдения, к перечню признаков, которыми необходимо характери- зовать каждого студента. Правильно составленная программа стати- стического наблюдения обеспечивает успех исследования. В неё включают наиболее существенные признаки, отвечающие поставлен- ной цели. Важно установить не только признаки, но четко, ясно дать ей формулировки, подсказать ожидаемые ответы. Вопросы програм- 4 мы записывают в статистический формуляр (бланк, анкету, форму отчетности и т.д.). Центральный признак в нашем примере – результа- ты сессии. Чтобы получить сведения о них, каждому студенту зада- дим следующий вопрос: какие оценки он получил по каждому пред- мету на зимней сессии? Ответ на поставленный вопрос получим в словесной форме: отлично. Хорошо. Удовлетворительно или в форме подчеркивания соответствующего подсказа. Далее выявим признаки-факторы успеваемости. Прежде всего установим признаки, характеризующие студента первого курса до его поступления в вуз: тип учебного заведения, которое закончил (средняя школа, техникум), окончена ли школа с золотой медалью, техникум – с отличием (да., нет), средний балл аттестата, длитель- ность перерыва в учебе после окончания учебного заведения (сколько лет не учился), стаж практической работы до поступления в институт (число лет, если менее одного года, то месяцев), работа- ет ли студент по избранной в вузе специальности или нет. Пере- численные признаки дают характеристику теоретической подго- товки и возможностей учебы в вузе. Важными признаками – факторами успеваемости являются признаки, характеризующие учебу студентов в 1 семестре. В условиях заочного вуза занятия на 1 курсе для студентов, живущих в городах и пригородах, где име- ются территориальные подразделения вуза, т.е. городских студен- тов и периферийных, проходят по-разному. Первые занимаются по типу вечернего обучения с посещением занятий два-три раза в не- делю, вторые вызываются осенью на установочную сессию, а в межсессионный период (по их просьбе) получают письменные кон- сультации. Поэтому нас интересует явка студентов на установоч- ную сессию и посещаемость очных занятий городскими студента- ми, а также своевременность выполнения практических письменных заданий (курсовых, контрольных и аудиторных работ). При ответе на вопрос о своевременности выполнения практических письменных работ по каждому предмету следует указать: выпол- нено в срок, выполнено с опозданием на одну неделю, на две неде- ли, свыше двух недель. При социологических обследованиях нуж- но включать общие и демографические признаки: фамилию, инициалы студента (в контрольных целях), пол (мужской, жен- ский), возраст (число исполнившихся лет), состояние в браке (со- стоит в браке, не состоит), национальность, наличие детей (нет, есть, если есть, то сколько). 5 Есть много других факторов, которые влияют на успеваемость студентов. Но нельзя без предела расширять программу наблюде- ния. Есть факторы, которые трудно статистически измерить (на- пример, способность студента к усвоению учебного материала, ра- ботоспособность, бюджет его времени). Следует помнить, что в программе статистического наблюдения нужно ставить только та- кие вопрос, которые не допускают различного толкования и на ко- торые можно получить достоверные ответы. Заключительной частью работы по составлению программы наблюдения является определение порядка расположения вопросов в статистическом формуляре и разработка его формы. Обяза- тельным элементом статистического формуляра является наличие титульной а адресной части. В титульной части указываются на- именование статистического наблюдения, дата и орган, утвердив- ший форму, дата получения сведений, а в адресной - наименование или фамилия, имя, отчество обследуемой единицы совокупности и её адрес. В нашем примере в адресной части следует указать на- именование территориального подразделения института (филиал, факультет, учебно-консультационный пункт, например Орловский УКП). За образец при разработке формуляра рекомендуем взять переписной лист переписи населения, приведенный в приложении 1. Порядок расположения вопросов в формуляре должен быть та- ким, чтобы ответы на предыдущие вопросы логично контролиро- вали правильность ответов на последующие вопросы. Поэтому лучше начать с общих и демографических данных: фамилия, имя, отчество. Пол, возраст, семейное состояние, наличие детей, нацио- нальность. Такая последовательность вопроса позволяет контроли- ровать ответы на них. Далее следует перейти к вопросам, характе- ризующим студента первого курса до поступления в институт, вопросу о типе учебного заведения, которое закончил (среднюю школу, техникум), о времени его окончания (год окончания), о стаже практической работы (число лет, месяцев), о работе по спе- циальности или нет. Вопросы о времени окончания учебного заве- дения, о стаже работы (если работа и учеба не были совмещены) проверяются по данным о возрасте. Затем необходимо поставить вопросы о результатах приемных испытаний (число баллов по ат- тестату, диплому, число баллов на вступительных экзаменах), уче- ба в 1 семестр, результатах зимней экзаменационной сессии. 6 После установления порядка тщательно сформулированные вопросы располагают так, чтобы было достаточно места для ответа, а также и для возможных исправлений. Рекомендуется на форму- ляре оставлять место для шифровки. Задачи 1.1. Определите объект наблюдения, единицу совокупности и разработайте программу статистического наблюдения для изучения успеваемости студентов: 1) первого курса заочного института по результатам весенней экзаменационной сессии; 2) второго курса заочного института в связи с затратами времени на самостоятель- ную подготовку. 1.2. Определите объект наблюдения, единицу совокупности и разработайте программу статистического наблюдения для изучения связи между результатами государственных экзаменов и текущей успеваемости студентов дневных и заочных факультетов. 2. Назовите форму ответа на вопросы переписного листа пе- реписи населения (прил. Д1). Результаты классификации пред- ставьте в табл. 1.1. Таблица 1.1. Номер Форма ответа Номер вопроса переписного листа, п/п на который дается ответ в соответствующей форме 1 Словесная 2 Численная 3 Альтернативная 3. Для улучшения организации труда и отдыха составьте про- ект программы статистического изучения бюджета времени, выде- лив при этом три группы затрат времени по назначению – рабочее, внерабочее время и свободное время следующих групп населения: 1) студента дневного факультета; 2) студента заочного факультета; 3) рабочего промышленного предприятия; 4) работника торговли. 4. Определите перечень важнейших вопросов (признаков), характеризующих как единицу совокупности: 1) промышленное предприятие; 2) сельскохозяйственное предприятие; 3) торго- вое предприятие; 4) предприятие связи; 5) семью; 6) отдельно- го человека. 7 5. Разработайте проект плана статистического обследования и определите цель наблюдения, объект наблюдения, единицу сово- купности, составьте программу наблюдения, формуляр и инструк- цию к нему, спроектируйте макеты статистических таблиц, предна- значенных для характеристики итогов обследования: 1) переписи промышленных предприятий; 2) сельскохозяйственной переписи; 3) торговой переписи; 4) переписи школ. 1.2. Организация статистического наблюдения Методические указания и решение типовой задачи К организационным вопросам статистического наблюдения относятся: определение единицы наблюдения, установление вре- мени и сроков его проведения, определение форм и видов наблю- дения, а также способов регистрации фактов. Задача 2. Используя данные типовой задачи 1, решим органи- зационные вопросы статистического наблюдения. Единицей на- блюдения, от которой получат статистические сведения при обсле- довании факторов успеваемости студентов первого курса ВЗФЭИ, будет территориальное подразделение института (филиал, факуль- тет, учебно-консультационный пункт). Статистическими формуля- рами – носителями информации являются анкеты, которые должны заполнять методисты этих подразделений. Временем проведения наблюдения является январь-февраль, так как зимняя сессия проводится в разное время для городских и периферийных студентов. Заполнение анкет должно быть ограни- чено коротким периодом времени (например, десятидневным сро- ком) после окончания сессии. При выборе времени наблюдения решается вопрос о критическом моменте. Он очень важен при еди- новременных наблюдениях, таких, как перепись населения. В нашем примере критический момент мы не фиксируем из-за разного време- ни окончания зимней экзаменационной сессии и ограничимся указа- нием, что анкеты должны быть заполнены в десятидневный срок после окончания сессии. Общие и демографические сведения, а так- же ведения об окончании школы, техникума, вступительных экзаме- нов, о посещении занятий и своевременности выполнения письмен- ных работ можно записать до начала экзаменационной сессии. 8 Далее определим форму организации статистического наблю- дения и его виды. Выделяют два способа организации сбора стати- стических сведений – отчетность и специально организованное на- блюдение. Виды наблюдения классифицируют по полноте охвата единиц совокупности – сплошное и не сплошное (выборочное, ос- новного массива, анкетное, монографическое); по учету фактов во времени – текущее (постоянное), периодическое и единовременное. Изучение факторов успеваемости студентов организуется путем специально организованного наблюдения и проектируется по виду как сплошное и единовременное наблюдение. Однако данное ис- следование можно организовать и как не сплошное наблюдение, но в этом случае оно должно быть выборочным, поэтому далее долж- ны быть решены вопросы об определении численности единиц вы- борочной совокупности, о способах отбора и др. Затем переходим к вопросу о способах учета фактов статистиче- ского наблюдения. Различают три способа учета фатов: непосредствен- ный учет (путем осмотра, измерения и т.д.), документальный учет (на основе документов в основном учетного характера) и опрос обследуе- мых лиц (экспедиционный способ, саморегистриция, корреспондент- ский способ). Для нашего исследования применим документальный способ учета. Методисты территориальных подразделений заполняют анкеты на основании следующих документов учетного характера: лич- ных дел студентов (по общим и демографическим вопросам, о типе учебного заведения и времени его окончания, стаже работы, специаль- ности), журналов посещаемости занятий, книг регистрации выполнения заданий по дисциплинам (о своевременности выполнения практических занятий, контрольных и аудиторных работ). Задачи 6. Изучение показателей организации труда и отдыха прово- дится в порядке несплошного наблюдения. Определите форму, наилучший вид несплошного наблюдения, способ отбора, время, место и критический момент по данным задачи 5 гл. 1. 7. В табл. 1.2 дан перечень нескольких статистических наблю- дений. Укажите, в какой форме и виду статистического наблюде- ния относится каждое из них. 8. В приведенном перечне статистических наблюдений (задача 7) выделите несплошные виды наблюдений и укажите их виды: выборочное, основного массива, анкетное или монографическое. 9 Таблица 1.2 Формы и виды наблюдения По полноте Формы организации По учету охвата еди- статистического фактов во ниц сово- наблюдения времени купности Номер п/п единовременное На б л ю д е н и е периодическое не сплошное статисти- специ- сплошное текущее ческая ально отчет- органи- ность зованное 1 Отчет промышленного предприятия о выпол- нении плана реализа- ции продукции 2 Перепись промышлен- ных предприятий 3 Учет использования рабочего времени 4 Учет автомобилей на 1 января каждого года 5 Перепись населения 6 Регистрация актов гра- жданского состояния (рождений, смертей, браков, разводов) 7 Перепись скота на 1 января ежегодно 8 Проверка полноты учета скота в 10% хо- зяйств населения (10%- ные контрольные об- ходы) 9 Ежеквартальный учет остатков товаров в торгово-складской сети 10

Практикум по теории статистики. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г. и др.

3-е изд. - М.: 2014 - 4 16 с.

Составлен в соответствии с типовой учебной программой курса «Теория статистики». Содержит краткий обзор основных понятий общей теории статистики, группировку статистических данных, абсолютные, относительные и средние величины, статистические распределения, выборочное наблюдение, ряды динамики, индексы и их использование в экономико-статистических исследованиях и т.д. Представлены типовые примеры с решениями и задачи (с ответами) по изучаемому материалу, а также рекомендации преподавателям. В приложениях даны необходимые для решения задач математико-статистические таблицы. Для преподавателей, аспирантов, студентов экономических вузов, менеджеров, учащихся спецфакультетов второго высшего образования.

Формат: pdf ( 2014 , 3- е изд., 416с.)

Размер: 90 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: djvu (2009 , 3- е изд., 416с.)

Размер: 6,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Раздел I. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Глава 1. Статистика как наука 7
1.1. Методические указания 7
1.2. Задачи и упражнения 12
1.3. Рекомендации преподавателям 15
Глава 2. Сбор статистической информации (теория статистического наблюдения) 16
2.1. Методические указания 16
2.2. Задачи и упражнения 22
2.3. Рекомендации преподавателям 28
Глава 3. Статистическая сводка и группировка 29
3.1. Методические указания и решение типовых задач 29
3.2. Задачи и упражнения 47
3.3. Рекомендации преподавателям 53
Глава 4. Статистические таблицы 53
4.1. Методические указания и решение типовых задач 53
4.2. Задачи и упражнения 62
4.3. Рекомендации преподавателям 72
Глава 5. Графическое изображение статистических данных 73
5.1. Методические указания и решение типовых задач 73
5.2. Задачи и упражнения 90
5.3. Рекомендации преподавателям 99
Глава 6. Формы выражения статистических показателей 100
6.1. Методические указания и решение типовых задач 100
6.2. Задачи и упражнения 112
6.3. Рекомендации преподавателям 123
Раздел II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Глава 7. Показатели вариации и анализ частотных распределений 124
7.1. Методические указания и решение типовых задач 124
7.2. Задачи и упражнения 156
7.3. Рекомендации преподавателям 167
Глава 8. Выборочное наблюдение 169
8.1. Методические указания и решение типовых задач 169
8.2. Задачи и упражнения 178
8.3. Рекомендации преподавателям 186
Глава 9. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений 187
9.1. Методические указания и решение типовых задач 187
9.2. Задачи и упражнения 222
9.3. Рекомендации преподавателям 233
Глава 10. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений 234
10.1. Методические указания и решение типовых задач 234
10.2. Задачи и упражнения 260
10.3. Рекомендации преподавателям 279
Глава 11. Статистический анализ структуры 280
11.1. Методические указания и решение типовых задач 280
11.2. Задачи и упражнения 292
11.3. Рекомендации преподавателям 299
Глава 12. Экономические индексы 300
12.1. Методические указания и решение типовых задач 300
12.2. Задачи и упражнения 317
12.3. Рекомендации преподавателям 325
Глава 13. Общие вопросы анализа и обобщения статистических данных 325
13.1. Методические указания и решение комплексных задач 325
13.2. Задачи и упражнения 349
13.3. Рекомендации преподавателям 352
Задания для самостоятельной работы студентов 353
Приложения 359
Ответы к задачам 412

Цель практикума - помочь студентам лучше осмыслить категории статистической науки, научить их применять научные методы статистического исследования и за статистическими показателями увидеть конкретное содержание, а также выработать практические навыки решения конкретных задач различного типа в разных областях экономики. По содержанию, применяемой терминологии и символике практикум ориентирован на учебник под редакцией профессора Р.А.Шмойловой «Теория статистики», который успешно выдержал четыре издания: первое издание вышло в 1996 г., а четвертое - в 2003 г.
Практикум состоит из двух разделов и тринадцати глав. Каждая глава содержит три подраздела: Методические указания и решение типовых задач, Задачи и упражнения и Рекомендации преподавателям.
В первом подразделе даются методические указания для студентов, где раскрываются основные категории статистической науки и показывается методология исчисления показателей, которые используются в аналитической работе, а также приводятся решения типовых задач (кроме глав 1 и 2).
Во втором подразделе представлен набор задач и упражнений для проведения практических занятий и самостоятельных заданий студентов, построенных на фактических данных, взятых из статистических сборников и периодической печати, или на услов¬ных данных. В конце практикума на сложные задачи даны ответы.

Примечание:

Первым делом нажать «Вид», там поставить Галку на «Схема документа». Это и есть содержание. С помощью этого можно ходить по документу.

Ответственная за выпуск: Курашева Татьяна Александровна

Составители: Борисова Елена Григорьевна (I – 3, 4); Галкин Сергей Алексеевич (I – 5, II – 1); Григорук Наталия Евгеньевна (I – 6); Куликова Наталия Ивановна (I – 2); Курашева Татьяна Александровна (II – 3); Курникова Елена Леонидовна (I – 1, II – 9); Мальцева Галина Александровна (II – 5, 6); Онучак Виктор Александрович (II – 7); Симонова Марина Демьяновна (II – 8); Тарлецкая Лидия Владимировна (II – 2, 3)

Часть I. Общая теория статистики

Тема 1. Сводка и группировка. Статистические таблицы и графики Задачи и решения

Задача 1

На фирме с числом занятых в 50 чел. в ходе статистического наблюдения были получены следующие данные о стаже рабочих и служащих:

    Составьте ранжированный (в порядке возрастания) ряд распределения;

    Постройте дискретный ряд распределения;

    Произведите группировку, образовав 7 групп с равными интервалами;

    Результаты группировки представьте в таблице и проанализируйте их.

Решение

Задача 2

Имеются следующие данные о годовом обороте по 20 магазинам города:

магазина

Розничный товарооборот

(в тыс. у.е.)

Число рабочих мест

На основе этих данных составьте:

    Ряды распределения магазинов:

    1. По размеру товарооборота и количеству магазинов;

      По числу рабочих мест и количеству магазинов;

    Комбинационную таблицу, разбив все магазины на 5 групп по размеру товарооборота, а в сказуемом таблицы выделите 4 подгруппы по числу рабочих мест.

Решение

Задача 3

По итогам исследования затрат времени сотрудников фирмы на дорогу к месту работы имеются следующие данные (в млн.):

    Сгруппируйте данные, образовав четыре группы

    Результаты группировки оформите таблицей

Решение

Задача 4

Сумма продаж 50 филиалов крупного концерна за неделю составили следующие величины в тыс. долл.:

    Составьте ранжированный ряд в порядке возрастания

    Сгруппируйте данные:

    1. Используя интервал равный 2 тыс. долл.

      Используя интервал равный 4 тыс. долл.

    В какой из группировок потеря информации будет большей?

Решение

Задача 5

Располагая данными о динамике мировой торговли, постройте статистическую таблицу.

Мировой импорт составил (в млрд. долл.):

2000г. – 6230, 2001г. – 5995, 2002г. – 6147, 2003г. – 7158, 2004г. – 8741, 2005г. – 9880, 2006г. – 11302

Мировой экспорт характеризовался за соответствующие годы следующими данными (млрд.долл.):

6026, 5824, 7003, 8517, 9676, 11191.

Источник : Monthly Bulletin of Statistics, New York, UN, 2005. №6. P. 114

Решение

Задача 6

Имеются следующие данные о географическом распределении мировой торговли за 2006 год (в млрд.долл.): мировой экспорт – 11191; экспорт стран ЕС – 4503; РФ – 301; Китай – 969; США – 1038; ФРГ – 1126; Япония – 650.

Подсчитайте долю указанных стран в мировой торговле и оформите эти данные в виде таблицы, а также изобразите их графически.

Источник : Monthly Bulletin of Statistics, New York, YN, 2007. №6. P.114, 118, 129, 139, 136.

Решение

Задача 7

Как эксперту кредитного учреждения Вам необходимо составить макет таблицы, дающей представление о количестве предоставленных Вашей организации кредитов за 5 лет. При этом Вы должны отразить сроки предоставления кредитов (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) и сумму кредитов, как в абсолютном выражении, так и в % к итогам.

Решение

Задача 8

Имеются следующие данные о численности и стаже работы сотрудников организации на начало текущего года:

    Руководители отделов и их заместители со стажем работы

до 3 лет – 6,

до 6 лет – 8,

до 10 лет – 11,

    лет и выше – 5.

    Работники бухгалтерии со стажем работы

до 3 лет – 3,

до 6 лет – 7,

до 10 лет – 12,

10 лет и выше – 12.

    Работники отделов со стажем работы

до 3 лет – 40,

до 6 лет – 26,

до 10 лет – 21,

10 лет и выше – 53.

На основе этих данных постройте статистическую таблицу, в подлежащем которой приведите типологическую группировку; разбейте каждую группу работников на подгруппы по стажу работы.

Решение

Задача 9

По данным о размере жилой площади, приходящейся на 1 человека, по двум районам города в 2006 году произведите перегруппировку, взяв за основу группы семей во 2­ ом районе.

I район

II район

Группы семей по размеру жилплощади, приходящейся на 1 чел. (в м 2)

Доля семей в % к итогу

Группы семей по размеру жилплощади, приходящееся на 1чел. (в м 2)

Доля семей в % к итогу

14 и более

20 и более

Решение

Задача 10

Имеются следующие данные по 2 филиалам фирмы:

Филиал I

Филиал II

Зарплата в у.е.

Число работников (в %)

Зарплата в у.е.

Число работников в (%)

Произведите вторичную группировку данных с целью приведения их к сопоставимому виду, проведите сравнительный анализ результатов.

Решение

Задача 11

Имеются следующие данные о распределении продовольственных магазинов фирмы «Омега» по величине товарооборота за квартал (данные условные):

Группы магазинов по размерам товарооборота (тыс. у.е.)

Количество магазинов

свыше 1100

На основе этих данных произведите вторичную группировку, разбив указанную совокупность магазинов на новые группы:

До 100 тыс. у.е.: 100 – 250; 250 – 400; 400 – 700; 700 – 1000; 1000 тыс.у.е. и выше.

Решение

Задача 12

По данным о рождаемости и смертности в некоторых странах мира постройте линейные графики (в промилле):

Годы

Китай

Япония

Источник : Monthly Bulletin of Statistics, New York, UN, 2007. №6. P. 8, 9, 10, 11; China Statistical Yearbook, 2005, China Statistical Press, 2005. P. 93.

Решение

Задача 13

Товарная структура экспорта РФ в 2005 году характеризовалась следующими данными в (%):

в том числе:

Продовольственные товары и с/х сырьё (кроме текстильного)

Минеральные продукты

Продукция химической пром-ти, каучук

Кожевенное сырьё, пушнина и изделие из них

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

Текстиль, текстильные изделия и обувь

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

Машины, оборудование и транспортные средства

Прочие товары