Правильное употребление имен числительных. Морфологические признаки числительного. Два, три, четыре

1. Имеются вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними:

а) восьмью – восемью (вторая форма имеет книжный характер и оттенок устарелости); также: восьмьюдесятью – восемьюдесятью, восьмьюстами – восемьюстами;

б) пятьюдесятью – пятидесятью, шестьюдесятью – шестидесятью и т. д. (нормативными для литературного языка являются первые варианты, вторые встречаются в устно-разговорной речи);

в) с тремястами рублями – с тремястами рублей (первый вариант, в котором числительное, в соответствии с правилом, согласуется в падеже с существительным, является книжным; второй вариант, в котором сложное числительное двести, триста и т. д. управляет существительным в форме родительного падежа, рассматривается как разговорный);

г) тысячей – тысячью ; например, расходы исчисляются не одной тысячей рублей (слово тысяча с предшествующим числительным одна рассматривается как существительное и управляет родительным падежом следующего слова) – приехал сюда с тысячью рублями (в качестве числительного слова тысяча обычно согласуется с последующим существительным); возможна также связь управления при форме тысячью, например: тысячью дорогих безделушек (Мамин-Сибиряк); тысячью буйных и огненных голосов (Л. Андреев); тысячью мелких уколов (Короленко); «Человек с тысячью лиц» (название кинофильма).


2.
При нормативной форме типа с шестьюстами семьюдесятью двумя рублями (в составном числительном склоняются все образующие его части; это положение обязательно для книжно-письменной речи) встречается в устно-разговорной речи упрощенная конструкция «с шестьсот семьдесят двумя рублями», в которой склоняется только последнее слово (иногда также первые: «с двумя тысячами шестьсот семьдесят двумя рублями», что объясняется для первых слов влиянием предлога, а для последнего – согласованием с последующим существительным).


3.
При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 24, 32, 33, 34... 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы ), возникает синтаксическая несочетаемость: нельзя сказать ни «двадцать два суток», ни «двадцать две суток», ни «двадцать двое суток». В подобных случаях, в зависимости от контекста, проводится или лексическая правка (замена слова, вставка другого слова), или грамматическая перестройка предложения (замена одной конструкции другой).

Например: вместо «22 суток» можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки , например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и т. п. . В деловом стиле: двадцать две штуки ножниц; приобрести сани в количестве двадцати двух штук.

4. В нормативной речи строго разграничивается употребление слов оба и обе во всех падежах: обоих братьев – обеих сестёр ; поэтому: с обеих сторон, по обеим сторонам и т. д.

Разговорный характер имеют сочетания «у обоих ворот», «у обоих часов», не отвечающие грамматической норме, так как форма косвенного падежа образована от несуществующей начальной формы (нет формы именительного падежа «оба – обе ворота», «оба – обе часы» в связи с отсутствием категории рода у существительных, употребляющихся только в форме множественного числа). Возможная правка: у тех и у других ворот, часов.

5. Употребление слова пара в значении «два» присуще разговорной речи, например: купить пару яблок, пару груш . Такой же характер имеет употребление указанного слова в значении «несколько», например: пара дней, пара пустяков, пара слов, пара строк.

6. В сочетаниях два (три, четыре) и более … управляемое существительное ставится в родительном падеже единственного числа: два и более варианта, три и более трудных формы, четыре и более ценных предложения , т. е. существительное ставится в зависимость от числительных два, три, четыре , а не от слова более (ср. возможность перестановки: два варианта и более ).

7. Предлог по в так называемом распределительном значении управляет дательным и винительным падежом числительного.

Например,

а) по одному рублю, по тысяче книг, по миллиону жителей, по миллиарду рублей (при числительных один, тысяча, миллион, миллиард );

б) по два карандаша, по три тетради, по четыре листа бумаги; по двое ножниц; по сто билетов, по триста рублей (при числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо, сто, двести, триста, четыреста ).

Остальные количественные числительные (пять, шесть… десять, одиннадцать, двенадцать… двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят… ) допускают в рассматриваемой конструкции двоякие формы: с дательным падежом (книжный вариант) и с винительным падежом (разговорный вариант), например: по десяти раз – по десять раз, по сорока мест – по сорок мест, по семидесяти рублей – по семьдесят рублей.

Такие же варианты возможны и при числительных составных: по двадцати пяти рублей – по двадцать пять рублей и т. п. Но если в составном числительном имеются слова два, три, четыре, двести, триста, четыреста , то все счетное сочетание ставится в форме винительного падежа, например: по двести тридцать пять рублей.

Следует отметить все большее распространение конструкций с винительным падежом: сочетания типа по пятьдесят километров в час, по двенадцать часов в день, два билета по тридцать пять тысяч рублей и т. п. становятся преобладающими.

Особенно это относится к числительным пятьсот – девятьсот , у которых в сочетании с предлогом по образуется не обычная форма дательного падежа (пятистам ), а особая – по пятисот (первая часть сложного слова стоит в форме дательного падежа – пяти , а вторая сохраняет начальную форму – -сот ); это сближает возможные варианты, и явно господствует форма по пятьсот, по шестьсот, по семьсот и т.д.

8. Правильными являются конструкции 35,5 процента (не: …процентов ), 12,6 километра (не: …километров ), т. е. при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число. Также: 45,0 (сорок пять и ноль десятых ) секунды, 6 7/8 (шесть и семь восьмых ) метра и т. п.

9. В паре с полутора десятками человек – с полутора десятком человек нормативной является первая конструкция: числительное полтора во всех падежах, кроме именительного и винительного, сочетается с формой множественного числа последующего существительного.

Правильной является конструкция в полутораста километрах от областного центра (не «в полутораста километров…» ); числительное полтораста сочетается с именами существительными так же, как полтора , т. е. согласуется во всех падежах, кроме именительного и винительного (ср.: в полутора километрах).

Употребление собирательных числительных

1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко; ср. обычное пять суток вместо «пятеро суток») сочетаются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот ;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: ;

3) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, вас трое, их было пятеро;

5) с субстантивированными числительными: вошли двое; трое в серых шинелях; семеро одного не ждут.

В разговорном языке и в просторечии круг сочетаемости собирательных числительных шире. Они сочетаются:

а) с названиями лиц женского пола, например: Семья 3иненков состояла из отца, матери и пятерых дочерей (Куприн); У него не хватило бы средств дать образование многочисленным детям – пятерым девочкам и трём сыновьям (Паустовский); В [военное] училище я пошёл, чтобы облегчить заботы отца, у которого было ещё трое моих сестёр (В. Песков). Как показывают примеры, такое употребление чаще встречается в формах косвенных падежей, реже в форме именительного падежа, например: Трое женщин в доме (Г. Николаева); сочетания типа «трое портних», «четверо учениц» и т. п. не рекомендуются даже в разговорной речи;

б) с названиями молодых животных, например: двое медвежат, трое щенят ;

в) с названиями парных предметов, например: двое рукавиц, трое сапог в значении «столько-то пар»; нормативным является сочетание двое брюк (а не «две пары брюк», вызывающее представление о четырех предметах, так как брюки считают не на пары, а на штуки); сочетания пара брюк, пара ножниц имеют разговорный характер;

г) с другими словами в стилизованной речи: «Три пограничника. Шестеро глаз да моторный баркас» (Багрицкий); трое коней (Паустовский).

2. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга двое друзей возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательных числительных:

1) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, четверо конвойных ;

2) с существительными мужского рода, имеющими в именительном падеже единственного числа окончание : двое мужчин, трое дедушек .

В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не: «двое профессоров», «трое генералов» ).

3. В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах: трое детей, мать троих детей.

В сочетании с неодушевленными существительными используется, как правило, только форма именительно-винительного падежа: двое саней, трое ножниц, четверо суток . В косвенных падежах используются формы соответствующих количественных числительных: к двум саням, с тремя ножницами, около четырёх суток.

При слове часы (прибор) употребляется собирательное числительное (одни часы, двое часов ) или добавляется слово штука (не хватает пяти штук часов ). Выражение «пара часов» имеет просторечный характер.

Числительные в составе сложных слов

1. Возможно параллельное употребление слов, в составе которых имеется элемент дву- – двух-, например: двуголосная песня – двухголосная песня, двудонный чемодан – двухдонный чемодан, двуклассное училище – двухклассное училище, двулетнее растение – двухлетний ребёнок, двуспальная кровать – двухспальная кровать, двуствольная берёза - двухствольная берёза.

Однако в большей части слов с указанным элементом закрепился один вариант: в терминах, словах специальных и книжных преобладают образования с элементом дву- , в словах обиходных – образования с элементом двух- .

Например:

а) двуглавый (орел), двугласный (звук), двугорбый (верблюд), двугранный (угол), двудышащие (рыбы), двуконный (плут), двукопытные (животные), двукрылые (насекомые), двуличие, двуокись, двуполые (цветы), двуполье, двуручная (пила), двурушник, двусемянодольные (растения), двусемянка, двуслоговое (слово), двусмысленность, двустопный (ямб), двууглекислая (сода), двутавровая (балка), двучлен, двуязычие;

б) двухведерный (самовар), двухдневный (запас), двухквартирный (домик), двухколёсная (тележка), двухкомнатная (квартира), двухлитровая (банка), двухмесячный (оклад), двухнедельный (отпуск), двухсменная (работа), двухсуточный (переезд), двухтактный (двигатель), двухчасовая (езда).

При наличии обоих вариантов чаще используется первый, например: двускатная крыша, двусторонний договор.

Однако такая дифференциация не имеет категорического характера: в книжных словах может быть элемент двух- (двухпольная система, двухшёрстные изделия ) и, наоборот, в обиходно-разговорных словах – элемент дву- (двустволка, двусветный фонарь ).

Известную роль играет фонетико-орфоэпическая сторона: перед гласными (в том числе йотированными), как правило, употребляется двух- во избежание стечения двух гласных, например: двухактный, двухатомный, двухосный, двухъярусный, двухэтажный, двухэлементный (правда, имеются отступления: двуокись, двууглекислый, двуязычный и некоторые другие).

2. Числительное пол- , имеющее значение «половина», в современном литературном языке не употребляется в качестве самостоятельного слова.

В составе сложных слов числительное пол- , с существительным в родительном падеже, в косвенных падежах (кроме винительного) принимает форму полу- , например: за полчаса – в получасе ходьбы, за полгода – в течение полугода . В именительном и винительном падежах числительное пол- в составе сложных слов согласуется со сказуемым (глаголом или кратким причастием) в форме множественного числа или среднего рода: прошли полгода – прошло полгода, отмерены полвека – отмерено полвека .


3.
В словах типа 2500-летие использованы два способа образования сложных слов, первым элементом которых является количественное числительное: форма родительного падежа числительного, без соединительного гласного (ср.: двухлетие, пятисотлетие ) и форма с соединительным гласным (ср.: тысячелетие ); в результате получается двухтысячепятисотлетие .

Форма проведения мероприятия: урок обобщения изученного материала.

Пояснительная записка

1. Цель урока:

Образовательная – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного.

Развивающая – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память.

Воспитывающая – воспитывать интерес к истории края и малой родины.

Задачи урока:

  • расширить знания об имени числительном на примере сведений краеведческого характера
  • научить находить изученную часть речи в тексте;
  • обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного;
  • развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

2. Метод: ТРКМЧП, частично – поисковый, индивидуальный, исследовательский.

3. Целевая аудитория: учащиеся 6 класса.

4. Условия для проведения:

Оборудование: компьютер, проектор, рабочие листы, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской.

Ход урока

1. Организационный этап.

Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Сегодня как обычно в ходе нашей работы на уроке мы с вами заполняем “рабочие листы”

Инструкция по заполнению “рабочего листа”

“Рабочий лист” в конце урока должен быть заполнен полностью: каждое задание оценивается по пятибальной системе, баллы выставляются в “окно оценки”. В итоге баллы суммируются. Сумма баллов делится на количество заданий, итог соответствует оценке за урок.

2. Этап мотивации и актуализации знаний

Вы уже заметили, что наш сегодняшний урок несколько необычен.

Сюда пришли те, кто хочет изменить судьбу и потому решил принять участие в кастинге “Стань телеведущим канала Россия1”

Каково лексическое значение слова КАСТИНГ?

Где мы можем узнать эту информацию?

(Один из учащихся работает с Толковым словарем Д.Ожегова)

Как вы думаете, какое главное качество телеведущего?

– Умение правильно говорить.

Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите цель нашего урока.

Научиться правильно произносить числительные

научиться использовать знания о числительных в повседневной жизни

А заодно мы убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

2.1. Повторение изученного материала. Повторим, что мы уже знаем о числительных.

У вас на партах лежат листы с “головой” нашего кластера. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

Имя числительное.

Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.

Работа в парах.

Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске.

Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает – на вопросы “сколько?, который?”

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Тот, кто работает на телевидении должен уметь концентрироваться, чтобы не допустить какой-либо оплошности и неточности в эфире.

Обладаете ли вы такой способностью

2.2. Задание. Прочитайте текст выразительно.

Конкурс дикторов

Красноярск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1628 году отрядом казаков во главе с Андреем Дубенским как военный острог. Первоначально поселение называлось Красный Яр, что означает “Красивый берег”. Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России. В 1822 году царским указом была создана Енисейская губерния, и Красноярск стал ее центром. В XVIII веке Красноярск из военной крепости перерос в средний сибирский город.

Сегодня это один из крупнейших городов Сибири.

В городе много достопримечательностей. Среди них Часовня Параскевы Пятницы - православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы. Местные племена называли гору Кум-тэгей - Черная сопка. Часовня Параскевы Пятницы - символ Красноярска, памятник архитектуры и истории (изображена на 10-рублёвой купюре.

Коммунальный мост - автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей. Сдан в эксплуатацию 15 ноября 1961 года. Длина 2300 метров, ширина 23,4, высота 26 метров. Авторы проекта Егоров П.А., Ивашова К.К. Проходит через остров Отдыха по специальной дамбе (длина моста с дамбой 2500 метров). Изготовлен из сборного железобетона.

В маршрутном листе вам дана таблица, состоящая из двух столбцов.

Как вы думаете, почему?

2.3. Выпишите из текста все числительные, распределив их в соответствующие колонки таблицы

2.3.1. САМОПРОВЕРКА Исправьте ошибки, если есть, каждый в своей работе.

Рефлексия. Выставите баллы в окно оценки:

Устно определить вид числительных по строению (простые / сложные / составные)

Ребята, а почему числительные в русском языке относятся к именам ? (Ученики должны вспомнить, что числительное, как и имена существительные и прилагательные, склоняются.)

Как склоняются составные порядковые числительные?

– склоняется только последнее слово.

2.4. Задание.

1 вариант: Просклоняйте порядковое числительное в 1822 году (поставьте в форму Р., Т., П.п)

2 вариант: просклоняйте количественное числительное 26.

2.4.1. ВЗАИМОПРОВЕРКА.

2.4.2. Рефлексия. Выставите баллы в окно самооценки.

Критерии оценки.

1 вариант. Все формы числительного записаны верно - 5 баллов

Допущена 1 ошибка - 4 балла

Допущены 2 ошибки - 3 балла

2 вариант. Все формы числительного записаны верно - 5 баллов

Допущены 1 - 2 ошибки - 4 балла

Допущены 3 ошибки - 3 балла

Наша жизнь не обходится без числительных.

Какие профессии тесно связаны с именами числительными?(Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)

2.5. Ролевая игра.

1 ряд. Представьте себя на уроке математики. Вам необходимо решить примеры, озвучив условия.

К 235 + 87 получится ________________
К 894 + 73 получится ___________________
От 956 - 58 получится ___________________
От 56-18 получится _______________________

2 ряд. Представьте себя в сбербанке, где вам необходимо заполнить квитанцию, прописав сумму прописью.

Я, _____________________________________________, получил 2.569.45 (_________________________________) рублей

3 ряд. В городе есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные (ул. 60 лет Октября, 9 Мая, 40 лет Победы, 26 бакинских комиссаров,). Вам необходимо заполнить маршрутный лист, прописав цифры прописью.

Минуя улицу 9 Мая, следуйте по маршруту до улицы 26 бакинских комиссаров. Конечная точка маршрута находится на улице 60 лет Октября.

2.6.1. Рефлексия.

Самопроверка по “ключу”, выставление баллов в окно оценки.

А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именами числительными?

Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с “поэтической” интонацией.

714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.

Какими бы достоинствами не обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд.

2.6. Вспомните с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные?Что вы можете рассказать о собирательных числительных оба обе?

Индивидуальное задание 1 ученику у доски.

Вставьте числительные оба, обе (в предложения).

  1. По ……. сторонам дороги тянулся густой лес.
  2. ……… братьев приняли в спортивную школу.
  3. Малышка крепко держала матрешку …….. руками.
  4. Склоны …….. оврагов размытых дождями.

Задание классу.

Исправьте ошибки в употреблении числительных:

  1. Летом в лагере “Колос” работает трое студенток.
  2. В городе открыто семеро детских садов.
  3. Трое подруг ехали на Керженец купаться.

2.7. Рефлексия.

Итак, мы завершаем наш кастинг. Каждый из вас сумел оценить себя.

– Что удалось?

– Что не получилось?

– Каковы возможные причины?

– Каковы ваши следующие цели?

Определите свой уровень достижения поставленной цели.

Непонятно

Могу применить

Могу объяснить другим

Ребята, определившие свой уровень как “Могу объяснить другим”, образуют группу экспертов.

Остальные выбирают задание для подтверждения уровня.

После полного выполнения задания, группа экспертов проверит ваше соответствие заданному уровню.

Задание 1. Запишите цифры словами.

Перед 750 школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с 4 помощниками. Напишите расписку в получении 4732 рублей 29 коек. Издать книгу с 94 иллюстрациями.

Ключ для экспертов.

Перед семьюстами пятьюдесятью школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с четырьмя помощниками. Напишите расписку в получении четырех тысяч семисот тридцати двух рублей двадцати девяти копеек. Издать книгу с девяноста четырьмя иллюстрациями.

Вариант 2. Найдите ошибки и исправьте их.

1. При доигрывании партии выяснилось, что было более три вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона триста пятидесяти километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 3. Четверо аспиранток направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более сто пятьдесят километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестьсот пятидесяти километрам.

Ключ для экспертов.

1.При доигрывании партии выяснилось, что было более трех вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона трехсот пятидесяти километров и более двух тысяч четырехсот семидесяти часов, проведенных в воздухе. 3. Четыре аспирантки направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более ста пятидесяти километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестиста пятидесяти километрам.

Вариант 3. Вместо точек вставьте числительные полтора.

К... километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в... километрах от деревни. До цели осталось около... километров. Вся дорога заняла около... суток.

Ключ для экспертов.

К полутораста километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в полутора километрах от деревни. До цели осталось около полутора километров. Вся дорога заняла около полутора суток.

Вариант 4. Подберите к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, включающие имена числительные.

Часто менять решения; угнетать кого-либо; знать очень хорошо; быть очень умным.

Ключ для экспертов.

Часто менять решения – семь пятниц на неделе; угнетать кого-либо – спустить семь шкур; знать очень хорошо – как свои пять пальцев; быть очень умным – семи пядей во лбу;

5.1. Суммируйте баллы, разделите их на количество выполненных заданий и выставьте оценку.

6. Домашнее задание

.

Определи свой уровень и выполни задание одно на выбор или все предложенные

1. Составить текст с именами числительными.

  1. Найти текст с именами числительными.
  2. Составить кроссворд по теме “Имя числительное”

Непостоянные признаки:

Примечание:

Не путай части речи: три, третий, трое - числительные

Тройка - существительное

Тройной - прилагательное

Утроить - глагол

Втроем, трижды, втрое - наречие

Урок - лекция 3. Употребление имен числительных в речи.

Варианты собирательных и количественных числительных

Для обозначения количества иногда используют на только количественные числительные, но и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Два последних мы практически не используем. Собирательные числительные используются ограниченно:

  • С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
  • С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, двое джинсов;
  • С существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении "человек"): шестеро детей, трое незнакомых лиц;
  • С личными местоимениям мы, вы, они : нас двое; их пятеро;
  • С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трех суток. Собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц мужского пола, иногда вносят сниженный оттенок (нежелательно: двое генералов, трое профессоров)

Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков).

Если необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать пять, тридцать четыре и т. п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки – день, двадцать четыре часа) или падежа (в течение двадцати двух суток).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Мужской род

два ученика – двое учеников

три студента – трое студентов

четыре брата – четверо братьев

Женский род

две ученицы

три студентки

четыре сестры

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО:

ПРАКТИКА

Употребление имен числительных

Формы склонения

запомните формы косвенных падежей некоторых числительных

50-80 200-400 500-900

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

два

двух

двум

два (-ух)

двумя

двух

четыре

четырех

четырем

четыре (-ех)

четырьмя

четырех

восемьдесят

восьмидесяти

восьмидесяти

восемьдесят

восьмьюдесятью

восьмидесяти

двести триста

двухсот трехсот

двумстам тремстам

двести триста

двумястами тремястами

двухстах трехстах

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

пятистах

Тысяча

Тысячи

Тысяче

Тысячу

Тысячью

Тысяче

И. –В.

Р.Д.Т.П.

сорок

сорока

девяносто

девяноста

сто

ста

полтора (-ы)

полутора

полтораста

полутораста

Тест 1. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

И.-В. 1. восемьдесят 2. сорок девять 3. триста двенадцать

Р. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Д. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Т. восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью

П. о восьмидесяти сорока девяти трехстах двенадцати

И.-В. 4. восемьсот шестьдесят семь 5. сто сорок девятый

Р. восьмисот шестидесяти семи ста сорока девятого

Д. восьмистам шестидесяти семи ста сорока девятому

Т. восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым

П. о восьмистах шестидесяти семи о ста сорока девятом

И.-В. 6. две тысячи шестьсот двадцать 7. двести восемнадцатая

Р. двух тысяч шестисот двадцати двести восемнадцатой

Д. двум тысячам шестистам двадцати двести восемнадцатой

Т. двумя тысячами шестьюстами двадцатью двести восемнадцатой

П. двух тысячах шестистах двадцати двести восемнадцатой

Ответы: 1357

Тест 8. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

1. в ста сорока девятой аудитории 5. на шестьсот тысячах гектарах

2. в двести восемнадцатой комнате 6. с восьмистами школьниками

3. на четыреста первой странице 7. в восьмидесяти пяти метрах

4. в триста пятидесятом номере 8. к ста семидесяти миллионам

Ответы: 156

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) могут употребляться:

Со словами, обозначающими лиц мужского пола (двое братьев);

С прилагательными, перешедшими в существительные (трое военных);

Со словами, не имеющими форм ед. числа (трое ножниц, двое суток, но: пять, шесть ….суток);

Со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят);

Со словами, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

С личными местоимениями (их было пятеро).

Собирательные числительные не употребляются:

Со словами, обозначающими лиц женского пола (ошибочно двое сестер);

Со словами, обозначающими взрослых животных (ошибочно трое быков).

Тест 9. Отметьте правильный вариант.

  1. (а. Шесть, б. шестеро) суток движение поездов было нарушено.
  2. 2. Въезд автомашин был разрешен лишь в одни из (а. четверых, б. из четырех) ворот стадиона.
  3. (а. Семеро, б. семь) девушек поступили на курсы водителей.
  4. Нас было (а. три, б. трое).
  5. Среди членов кафедры было (а. два профессора, б. двое профессоров).
  6. По (а. три человека, б. трое человек) из группы должны принять участие в соревновании.
  7. Их возвратилось (а. семь, б. семеро).
  8. (а. Две шахматистки, б. двое шахматисток) уже провели игры.
  9. Главные герои фильма – (а. два, б. двое) пленных.
  10. (а. Пять, б. пятеро) волков смотрели на него голодными глазами.

Ответы: 1а2б3б4б5аб6аб7б8а9б10а

Тест 10. Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Анна – мать пятерых детей.
  2. Вчера в это же время здесь находилось трое мужчин.
  3. Расследуется дело о хищении пяти миллионов шестиста девяноста тысяч рублей.
  4. Изъято более трехста граммов золота.
  5. Трое из них признаны виновными.
  6. Семеро суток понадобилось, чтобы раскрыть преступление.
  7. На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин.
  8. Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец.

Ответы: 3467

Числительные полтора и полтораста согласуются с существительными в косвенных падежах:

В полутора (не полутора х ) час ах (не час ов ),

в полутораста (не полутораста х ) километр ах (не километр ов ).

При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом: 10,2 процент а (не процент ов ).

При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юнош и (не юнош ей ).

Тест 12. Отметьте нарушения речевых норм.

  1. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов.
  2. Зимовщики пробыли на льдине около двух тысяч семидесяти четырех суток.
  3. Город находится в полутора тысячах миль отсюда.
  4. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.
  5. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов.
  6. В соревнованиях участвовало 243 юноши и девушки.
  7. Поезд прошел более полуторосот километров.
  8. Прибыл поезд с двумястами семидесятью пятью участниками соревнований.

Ответы: 14578

Различайте!

Обобщающий тест

Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Мы готовились к Восьмому марту.
  2. До полтора раза перекупщики превысили первоначальную цену.
  3. Двум тысячам тринадцати выпускникам были выданы аттестаты.
  4. У голубя оказались кольца на обоих лапах.
  5. В финал вышли пятеро претенденток на медаль.
  6. Нами выполнено три четверти всего задания.
  7. Спортсменка пробежала 200 метров за 11,489 секунд.
  8. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восьмьдесятью книгами.

Ответы: 124578


Какие бывают числительные?

Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д.

Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.

Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.

Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пять и несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными (состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).

Когда используются собирательные числительные?

Собирательные числительные используются:

1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак;

2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении "люди": у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;

3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;

4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.

Как склонять числительные?

Количественные и собирательные числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.

По образцу существительных третьего склонения (ночь, тень ) склоняются:

числительные пять, шесть, семь, восемь, девять :

числительные на -десят: пятьдесят, шестьдесят и др.:

и. п. пятьдесят, шестьдесят в. п. пятьдесят, шестьдесят
р. п. пятидесяти, шестидесяти т. п. пятьюдесятью, шестьюдесятью (НЕ пятидесятью, шестидесятью)
д. п. пятидесяти, шестидесяти п. п. о пятидесяти, о шестидесяти

Но: т. п. – восьмьюдесятью и восемьюдесятью.

Особое склонение имеют числительные двести, триста, четыреста и все числительные на -сот (пятьсот, шестьсот):

и. п. триста, пятьсот в. п. триста, пятьсот
р. п. трехсот, пятисот (НЕ трехста, пятиста) т. п. тремястами, пятьюстами (НЕ трехстами, пятистами)
д. п. тремстам, пятистам (НЕ трехстам) п. п. о трехстах, о пятистах

Нужно запомнить:

Числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (и. п., в. п.) и сорока, девяноста, ста (во всех остальных падежах). Поэтому правильно: с девяноста рублями, о сорока учениках , со ста проблемами, а НЕ *с девяностами рублями, о сороках учениках, со стами проблемами.

Числительное полтора имеет две формы именительного падежа – полтора (м. р. и с. р.) и полторы (ж. р.): полтора литра, полтора бревна, полторы жизни . Форма всех косвенных падежей (кроме винительного) – полутора. Правильно: о полутора днях, а НЕ *о полуторах днях, *полторах днях.

Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных:

ПРАВИЛЬНО: До ск ольких работает библиотека? Она работает до стольких-то, а НЕ *до скольки, до стольки-то.

Нужно помнить, что у составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Правильно: не хватает тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках.

У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: к две тысячи четырнадцатому году, двадцать третьего мая.

ВОПРОСЫ

В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть». Почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»?

По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально "мешок"): шесть сороков соболей. Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте.)

«Полтора суток» или «полторы сутки»?

Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа). Но в литературном языке выражение полтора суток (но не полторы суток) существует. Т. к. слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутора: Не прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?
Кстати, полтора – это сращение слов полъ и вътора – «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт.

Если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?

Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, например двадцать два) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека. Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т. д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т. д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников. Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: р. п. – двух столов, пяти столов, д. п. – двум столам, пяти столам.

Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость. Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как пять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров) и т. п.

Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2-4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены). При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.

Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта.

Можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?

Словосочетание пара брюк – разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах). В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительное одни брюки. Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими, как пара сапог, пара носков, пара перчаток – о двух предметах, используемых в качестве пары Употребления словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой – что говорится о двух предметах).

Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т. п.). Употребление слова пара в значении "несколько" (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков ) или "две штуки чего-либо непарного" (пара яблок, пара мешков ) характеризуется словарями русского языка как просторечное.

«Тысяче работникам» или «тысяче работников»?

Попробуем разобраться. Вопрос в том, чем является слово тысяча – существительным или числительным?

Если тысяча – имя существительное, то оно должно управлять родительным падежом существительного работник (должно быть: тысяча работников, тысячу работников, тысяче работников; ср.: парадоксы истории, парадоксов истории, парадоксам истории и т. д.форма управляемого существительного во всех сочетаниях сохраняется).

Если тысяча – числительное, то оно должно согласовываться с «работниками» в косвенных падежах. Иначе говоря, в формах косвенных падежей все количественные числительные должны употребляться с существительными в аналогичных падежных формах: пятидесяти работникам, о шести домах, пятью братьями.

Так что такое тысяча – числительное или существительное?

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой считает слово тысяча во всех значениях (в т. ч. в значении "число и количество 1 000") именем существительным.
«Словарь русского языка» в 4 т. под ред. А. П. Евгеньевой («Малый академический словарь») и «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова не столь категоричны. Согласно этим словарям, слово тысяча – имя существительное только в значениях "огромное количество, множество" и "большие деньги, состояние". А в значениях "число 1000" и "количество 1000" тысяча – количественное числительное.

Академическая «Русская грамматика» 1980 года поясняет: Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

Вопрос кажется решенным: слово тысяча управляет последующим существительным. Но откуда же в «Русской грамматике» формы тысячью человеками и тысячью рублями? Читаем дальше: В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только: с каждой тысячей рублей). Следовательно, согласование допускается только для формы творительного падежа тысячью (не тысячей! ).

В сравнении с другими частями речи имена числительные представлены в современном русском языке довольно ограниченной группой слов. Однако, несмотря на малочисленность, употребление имен числительных вызывает определенные трудности.

1. Имеются вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними:

Нормативное разговорное

восемью восьмью

восемьюдесятью восьмьюдесятью

пятьюдесятью пятидесятью

шестьюдесятью шестидесятью

Числительное восемьсот в Т.п. имеет варианты: восьмьюстами и восемьюстами. Оба этих варианта являются нормативными.

2. Числительные полтора, полторы и полтораста имеют только две формы: в именительном и винительном падежах – полтора (м. и ср. р.), полторы (ж. р.), полтораста ; в косвенных падежах – полу тора, полу тораста .

3. При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 24 ...102, 193 и т.д.), с существительными, имеющими только формы множественного числа, возникает синтаксическая несочетаемость. Неправильное употребление: двадцать два суток , двадцать две сутки , двадцать двое суток . В таких случаях проводится или лексическая правка, или грамматическая перестройка конструкции: двадцать два дня или в течение двадцати двух суток .

4. В нормативной речи строго разграничивается употребление слов оба и обе во всех падежах: обоих братьев обеих сестер. Нарушение этого правила нежелательно даже в устной речи.

5. В сочетаниях два (три, четыре ) и более управляемое существительное ставится в родительном падеже ед. числа: два и более варианта, три и более трудных формы.

6. Слова два, три, четыре , употребленные с одушевленными существительными, имеют форму В.п., сходную с Р.п.: встретил двух друзей и трех подруг, проконсультировал четырех студентов.

7. Правильными являются конструкции 35,5 процента (не: процентов ), 12,6 километра (не: километров ), то есть при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число. Также: 45,0 (сорок пять и ноль десятых) секунды, 6 и 7/8 метра (шесть и семь восьмых метра).

8. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко) сочетаются:

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;

б) с существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме мн. числа: двое саней, трое щипцов;

в) с существительными дети, ребята, люди , с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо незнакомых лиц;



г) с личными местоимениями мы, вы, они : нас двое, вас трое, их было пятеро;

д) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, четверо котят .

9. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга – двое друзей возможен выбор одного из вариантов. Предпочтительно употребление собирательных числительных:

а) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, семеро играющих;

б) с существительными мужского рода, имеющими окончание -а : двое мужчин, трое старост.

С другой стороны, предпочтительнее употреблять количественное числительное:

а) с некоторыми существительными м.р., называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т.д.: три профессора, шесть майоров ;

б) с неодушевленными существительными в косвенных падежах: к двум саням, около трёх суток.

Однако в сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер: не хватает шестерых часов – не хватает шести часов.

Обратите внимание!

Словами пишутся :

а) однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения (семь случаев, пять станков );

б) многозначные количественные числительные, которыми начинается абзац. (В этом случае фразу лучше построить так, чтобы числительное не было первым словом абзаца).

Цифрами пишутся :

а) многозначные количественные числительные (за исключением числительных, которыми начинается абзац);

б) числа с сокращенным обозначением единиц (однозначные и многозначные).

После перечисления однородных чисел (величин и отношений) сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры. Например: 5, 15 и 30 л. Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний. Например: в 30 группах (нельзя: в 30-ти группах ).



Порядковые числительные обычно пишутся словами. При записи арабскими цифрами порядковые числительные имеют падежные окончания.

Наращивание падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими числами, по закрепившейся традиции, производится следующим образом:

а) к числительному добавляется одна буква, если последней букве предшествует гласный звук, например:

б) к числительным может добавляться двухбуквенное наращение, если последней букве числительного предшествует согласный, например:

Если один за другим следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединительными союзом, то падежное окончание наращивают у каждого из них, например: 1-й, 2-й ряды; 9-е и 10-е классы.

Порядковые числительные не имеют падежных окончаний: а) после существительного, к которому относятся (в гл. 2 ); б) при записи римскими цифрами (XX век ; нельзя: XX- век ); в) в библиографическом описании кроме номера издания (т.3 , вып. 4 ) Однако если родовое слово стоит после числительного, то необходимо действовать по общему правилу, например: в 6-м томе; на 85-й странице . Слово год или название месяца в дате следует за числом, например: В 2014 году, 9 мая 1945 года (ошибкой будет написание В 2014-м году, 9-го мая 1945 года ). Однако если слово год или название месяца опущено, или поставлено перед числом, или отдельно от числа другим словом, падежное окончание рекомендуется наращивать, например: в мае, числа 20-го; год 1993-й; грянул 1941-й; концерт перенесли с 20 мая на 29-е .