Преподаватель клинической психологии. Программа дисциплины «Клиническая психология. Отрасли клинической психологии

Клинический психолог – специалист по медицинским и психологическим проблемам, который занимается диагностированием, корректировкой различных психических расстройств.

Общая информация

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения. Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения , маниакально-депрессивный психоз , эпилепсия. Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему. Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха. Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.

При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

Предметом клинической психологии могут выступать:

  • Подготовка и проведение методов психотерапии.
  • Нарушения в психическом развитии.
  • Возникновение деструктивных изменений в психике.
  • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
  • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
  • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
  • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

Итак, клиническая психология является дисциплиной, которая включает оценку здоровья психики, планирование и проведение исследований в научной области для диагностики и выявления психических проблем.

Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

История появления

Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.

Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.

Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.

В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник. Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга. Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.

Отрасли клинической психологии


5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

Методы

Психолог клинического направления применяет различные методы и методики для объективной и дифференцированной оценки состояния клиента. Диагностика помогает специалисту квалифицировано рассмотреть вариант нормы и патологии для отдельно взятого человека. Он выбирает ту или иную методику в зависимости от каждого конкретного пациента, признаков его психического расстройства, уровня образования, степени умственного развития.

  • Выделяют такие методы:
    Исследование творчества;
  • Экспериментальные методы психологии – стандартизированные и оригинальные;
  • Наблюдение;
  • Анамнестический метод сбора информации о прошлых заболеваниях, перенесенных осложнениях, причинах нынешнего расстройства;
  • Беседа и опрос;
  • Биографический;
  • Психофизиологический – ЭЭГ, к примеру.


Различия психолога и психиатра

Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты. «Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача. Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.

Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение , мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего. Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами. Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии. Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.



Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.

Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.

Особенности работы клинического психолога

Медицинский психолог может трудиться как теоретик и как практик. Но по большей части он занимается, конечно, психокоррекционными мероприятиями и делает упор в своей деятельности на психодиагностику.

Клинический психолог развивает коммуникативные навыки, так как ему приходится общаться не только с больными, но и условно здоровыми. То есть взаимодействие происходит на самых разных уровнях. Особую роль играет работа с пациентами, страдающими нервными расстройствами.

Пациентами также выступают люди с соматическими нарушениями – травмами головы, онкологиями, инсультами. Психолог взаимодействует и с близкими больных, поскольку их помощь очень важна в лечении и восстановлении здоровья человека.

Медицинский психолог занимается коррекцией поведения детей, помогает им справляться с тревогой, большим количеством страхов, нервными проявлениями.

Одно из преимуществ профессии клинического психолога – возможность проводить семейные консультации в случаях, когда между членами семьи напряжены отношения, и провоцируется стрессовое положение каждого из них. Данный специалист, благодаря медицинскому образованию, способен проявлять себя и в социальной сфере. Он может просвещать население, проводить профилактику по сохранению психологического комфорта.



Психолог медицинского профиля наряду с другими специалистами влияет, в том числе, и на установление инвалидности по каким-либо показаниям. Его консультационную помощь используют при проведении судебно-медицинской экспертизе. Для того, чтобы дать точный диагноз, клинические психологи работают в связке с психотерапевтом , неврологом, психиатром и специалистами из других сфер медицины.

Место работы

Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке. Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках. Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.

Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.

Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.

Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.

Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания . Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим. Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути.

Последнее обновление: 23/02/2015

Клиническая психология связана с оценкой, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств. Хотя специалисты в этой сфере и работают в медицинских учреждениях, клинические психологи не являются докторами и не имеют право назначать лекарства в большинстве штатов США.

Клиническая психология - одна из крупнейших областей психологии, в ней огромное количество направлений. В рамках клинической психологии психолог может заниматься как психическим здоровьем детей или взрослых, трудностями в обучении, эмоциональными нарушениями, так и злоупотреблением психоактивными веществами, гериатрией или психологией здоровья.

Чем занимаются клинические психологи?

Часто клинические психологи работают в больницах, занимаются частной практикой или преподают. Клиницисты обучаются ряду методов и теоретических подходов. Некоторые специализируются на лечении определённых психологических расстройств, в то время как другие работают с клиентами, сталкивающимися с широким спектром проблем. Клинические психологи лечат некоторые из самых тяжелых психических расстройств - таких, как шизофрения и депрессия.

Как много зарабатывают клинические психологи?

По данным исследования АПА, в 2001 году средняя зарплата лицензированного клинического психолога составила $72,000. Из опрошенных психологов 65% занимались частной практикой, 19% работали в медицинских учреждениях и 2% работали в сфере услуг.

Считается, что спрос на психологов будет расти быстрее, чем спрос на специалистов других специальностей.

В 2009 году в своём докладе сотрудники CNN сообщили, что средний годовой оклад для опытных клинических психологов составляет $81,100, а верхняя планка в этой области достигает $172,000. Клиническую психологию назвали одной из лучших сфер; в докладе отмечалось, что для клинических психологов на тот момент существовало почти 60000 рабочих мест, их количество, согласно прогнозам, к 2016 году должно вырасти на 16%.

Требования к кандидату

Работу в этой области можно найти и со степенью магистра, однако большинству психологов для трудоустройства требуется докторская степень в области клинической психологии. Клинические психологи должны иметь отличные коммуникативные навыки. Кроме того, необходимо осуществлять творческий подход к разработке планов лечения и ухода.

Каковы плюсы и минусы карьеры в клинической психологии?

К преимуществам карьеры в области клинической психологии относится то, что помощь людям в преодолении проблем может оказаться чрезвычайно полезной для самого психолога: различные потребности клиентов позволяют врачам искать творческие решения, самостоятельно определять свою занятость.

Однако, есть и минусы. Страховые компании требуют подробных записей о клиенте, поэтому клиническим психологам приходится выполнять очень много бумажной работы. Для них всегда существует риск выгорания из-за требовательного характера работы: долгие часы они проводят с нервными, нестабильными, нетерпеливыми клиентами.

руководитель отделения – доктор психологических наук, профессор Н.Д.Творогова

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – новая психологическая специальность

Клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования, социальной помощи населению. Клинический психолог может работать в центрах психического здоровья, больницах, консультационных кабинетах и пр., иметь частную практику (не путать с врачом-психиатром!). Например, он может иметь дело с людьми, которые жалуются, на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни.

В 2000 г. в РФ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по клинической психологии и начата в нашей стране подготовка соответствующих ему специалистов. Специалист призван выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную, учебно-воспитательную.

Название специальности связано со словом «клиника», греческое происхождение которого предполагает значение: klinikos – постельный, kline – постель. Современные значения этого слова: место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. В этом общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты. Обычно к слову присоединяются определяющие слова, чтобы ориентацию клиники сделать понятной, например: поведенческая клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр. В этом контексте слово «клинический» означает: (1) индивидуальный подход к психологической работе с данной конкретной личностью; (2) вид терапевтической практики, которая полагается на субъективные, в то же время научно выверенные решения клинициста (работа психолога с каждым клиентом, пришедшим к нему за помощью, неповторима); (3) подход к исследованию, которое проводит психолог в научных целях, опирающийся на небольшое число обследованных в естественной для них обстановке (в противоположность экспериментальному подходу). Именно в этом значении слово «клиника» породило название «клиническая психология».

В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие «здоровье» (а не только на понятия «болезнь», «патология»), идею ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход к оказанию психологической помощи клиенту, учет социального контекста его жизнедеятельности.

Стратегические «мишени» профессиональной деятельности клинического психолога - психические «объекты», на которые направлены воздействия психолога в процессе его работы с клиентом. Клинический психолог имеет дело с трудностями адаптации и самореализации своих клиентов.

Причины дезадаптации могут быть связаны с физическим (врожденные или вымышленные телесные дефекты, хроническое заболевание, последствия травмы или хирургического вмешательства, пр.), социальным (развод, потеря работы, смена профессии, переезд на новое место жительства, пр.), психическим (эмоциональное напряжение, переживание страха, обиды, пр.) и духовным (потеря смысла жизни, обесценивание привычных жизненных целей, изменения в системе ценностей, пр.) состоянием. Отвечая на вызовы жизни в разных ее сферах, человеку приходится адаптироваться к происходящим изменениям в своем теле, своей психической жизни, в материальном положении, своей социальной жизни, пр. Эта адаптация достигается за счет переструктурирования своей психологической реальности, изменений в мотивационной сфере, ценностных ориентациях, целях, за счет модификации своего поведения, смены мыслительных и поведенческих стереотипов, социальных ролей, коррекции Я-образа, пр. В процессе адаптации к изменениям в жизни человек осваивает новые функции (профессиональные, домашние, общественные, др.). Адаптивное поведение это полезное поведение, помогающее приспособлению; в повседневной жизни рассматривается как разумное, нормальное. Неадаптивные модели поведения взаимосвязаны с психическим дистрессом.

В процессе приспособления к динамичной, постоянно меняющейся жизни человеку приходится компенсировать потерю тех или иных своих возможностей (физических, социальных, др.) для поддержания привычных для себя функций. Компенсация – это восполнение, возмещение, уравновешивание. Фрейд считал, что компенсацию индивид использует, чтобы восполнить нехватку чего-либо. В теории Адлера компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого человек преодолевает чувство неполноценности. В сложной для себя ситуации человек постоянно ищет ресурсы для сохранения важных для себя функций, компенсирую нарушенные механизмы функционирования, поддерживая тем самым стабильность своей психики, личности, эго.

Однако у личности есть возможность не только приспосабливаться к жизни благодаря механизмам адаптации и компенсации, но и защищаться от нее, например, сознательно приспосабливать жизнь к себе, делая ее более стабильной, «подстраивать под себя» (осознанная социальная практика – одна из важнейших характеристик деятельности личности, ее ресурс сохранения своего психического благополучия в изменяющемся мире). Воплощаясь во вне, производя личностные вклады в людей, предметы, живую и неживую природу человек стремится изменить мир вещей и людей, сохраняя при этом свою индивидуальность в неизменности. В ситуации угрозы личность включает динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (уже ставший привычный или вырабатывает новый комплекс). В клинической психологии психологическая защита– это любая реакция, любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт, ограждающее сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. Один из продуктивных приемов защиты – успешная социальная практика, направленная на изменение среды (биологической и социальной) обитания (разработка новых законов, правил, традиций, развитие науки и техники для облегчения своей жизни, нахождение приятных для себя людей и поддержание дружбы с ними, др.) и предотвращения развития в ней неблагоприятных для человека тенденций.

В задачи клинического психолога входит оказание помощи своему клиенту на пути его адаптивного самоизменения, оказание помощи в нахождении ресурсов компенсации своих потерь. И на пути социальной практики (и связанного с ней творчества) человеку нередко требуется помощь клинического психолога в нахождении психологических ресурсов для нее, в получении социальной поддержки.

Клиент, пришедший на консультацию к психологу, может демонстрировать проблемы, связанные не только с его дезадаптацией, но и проблемы, сопровождающие процессы самореализации. Модель адаптивного поведения не описывает все виды активности личности. Для описания субъективного благополучия (психологического здоровья) личности чаще используются следующие индикаторы (M. Jahoda, 1958): самопринятие, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психологическая интеграция; личностная автономия; реалистическое восприятие окружения; умение адекватно воздействовать на окружение. Эти индикаторы благополучия можно рассматривать как целевую функция психологической помощи клиенту с любым его запросом, с любым актуальным конфликтом, проблемой.

Характеристика подготовки клинических психологов

в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

Нацеленность подготовки клинических психологов на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта;

Гармонизация подготовки клинических психологов с европейскими стандартами;

Наличие профессионально подготовленных преподавательских кадров;

Наличие необходимой для учебного процесса материально-технической базы (в том числе, компьютерного класса, закупленных психодиагностических методик, пакета методик обработки психодиагностического обследования; для студентов функционируют кабинет психологических тренингов и кабинет для индивидуальных консультаций; имеется комната для самоподготовки, оборудованная персональным компьютером с выходом в Интернет);

Практика студентов проходит в клиниках Университета;

В университете открыта аспирантура по психологическим наукам;

Основные аспекты, выделяющие подготовку клинических психологов в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова

Клинические психологи готовятся преимущественно к работе в системе здравоохранения и медицинского (фармацевтического) образования;

Подготовку клинических психологов в университете осуществляют не только высокопрофессиональные психологи, но и ведущие представители медицинских специальностей;

Подготовка нацелена на формирование профессиональных компетентностей, позволяющих выпускнику отделения приступить к практической деятельности;

Практическая подготовка студентов совмещена с фундаментальной психологической подготовкой;

Студенты имеют возможность пользоваться уникальными информационными ресурсами Фундаментальной библиотеки университета, не выходя из своего дома;

В ходе освоения специальности студентам предлагается возможность получать индивидуальные психологические консультации, участвовать в групповых тренинговых занятиях;

За годы обучения студенты-психологи имеют возможность приобрести друзей среди будущих врачей, фармацевтов, дипломированных медсестер, социальных работников;

По результатам выполнения с 2-го курса научно-исследовательской работы студентам, добившихся в ней успехов, предлагается на 4-5 курсах принять участие в студенческих научных конференциях;

После окончания университета выпускники имеют возможность стать членом Российского психологического общества (его Московского отделения), имеющего более 100-летнюю историю (сформировано в 1885 г.), принимать участи в работе его секции «Психология здоровья» (руководитель проф. Н.Д.Творогова).

Характеристики дружеского факультета

Между Первым МГМУ им. И.М.Сеченова и МГУ им. М.В.Ломоносова после открытия в 2010 г. отделения клинической психологии в Первом МГМУ заключен договор о сотрудничестве (студенты отделения клинической психологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова имеют возможность слушать лекции ведущих профессоров факультета психологии МГУ);

Факультет психологии МГУ наряду с факультетом психологии Санкт Петербургского университета – первые факультеты, начавшие подготовку профессиональных психологов в СССР. Факультет психологии МГУ характеризуется научной школой, ставшей ведущей в СССР, РФ, признанной международным научным сообществом;

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова исторически связан с МГУ, будучи приемником медицинского факультета Московского Императорского университета (старое название МГУ);

После начала подготовки психологов на факультете психологии МГУ профессора и клиники Первого МГМУ им.И.М. Сеченова (в 1966 г., когда в СССР началась подготовка профессиональных психологов, – Первый МГМУ имел другое название) участвовали в их специализации по медицинской психологии. В настоящее время выпускники факультета психологии МГУ, его аспиранты составили основу преподавательских кадров, преподающих различные психологические дисциплины в Первом МГМУ.

Характеристики подготовки психологов, которых нет в других вузах

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова – старейший и всеми признанный медицинский вуз страны, доказавший высокое качество подготовки в нем специалистов; в настоящее время это ведущий вуз при МЗ РФ;

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова имеет давние традиции изучения психики человека (в конце 19 в. открыта психологическая лаборатория, которую возглавил проф. Токарский; психиатрическая клиника им. Корсакова имеет давние традиции изучения психических явлений, в советский период в ней функционировала лаборатория психодиагностики, которую возглавлял проф. Березин; в институте физиологии человека работали профессора Сеченов, Анохин, Судаков, создав уникальную научную школу, внесшую вклад в понимание психофизиологических процессов, др.);

В Первом МГМУ им. И.М.Сеченова в 1971 г. сразу после первого выпуска профессиональных психологов в СССР была открыта первая в медицинских вузах страны кафедра медицинской психологии, которая успешно адаптировала принятых для работы на ней психологов к требованиям медицинской науки и практики, к требованиям медицинского образования; стала ведущей базой повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей медицинских и фармацевтических вузов СССР; подготовила авторскую модель психологической подготовки организаторов здравоохранения, заложила основы психологической подготовки дипломированных медсестер и семейных врачей, которых впервые в СССР начали готовить в стенах «сеченовки», стала в 2011г. базовой кафедрой отделения «Клиническая психология»;

В настоящий период профессиональная подготовка клинических психологов на старших курсах отделения проходит на базах уникальных университетских клиник;

Студенты отделения от организаторов здравоохранения, преподающих в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова, имеют возможность получить информацию о перспективных направлениях работы клинических психологов в реформируемых учреждениях здравоохранения;

Уже на студенческой скамье студенты отделения могут представить подготовленные ими курсовые и дипломные работы на научных конференциях не только психологического профиля, но и медицинского;

Возглавляет подготовку клинических психологов в нашем медицинском вузе – доктор психологических наук, имеющая академическую психологическую подготовку на факультете психологии МГУ (прошла специализацию по нейропсихологии, ученица проф. А.Р. Лурии) и всю свою профессиональную жизнь посвятившая педагогической работе в стенах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Член Московского Дома Ученых РАН, действительный член Международной Академии Информатизации и Американской Академии наук, образования, промышленности и искусств (The international academy of sciences, education, industry, & arts /California), академик Международной Академии Психологических Наук; имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Психотерапия», член Президиума Московского психологического общества, почетный профессор факультета психологии МГУ, член Президиума УМО по классическому университетскому психологическому образованию. С 1998 г. на протяжении пяти лет - член докторского совета по восстановительной медицине в ММА им. И. М. Сеченова, с 2007 г. - член докторского совета по медицинской психологии в МГУ; с 2011г. – председатель учебно-методической комиссии по клинической психологии УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, член Комитета по психологии и здоровью (SC on Psychology and Health) Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), член Этического комитета РПО, председатель секции «Психология здоровья» Московского психологического общества. Награды: медаль 850-летия Москвы, значок «Отличник здравоохранения», в 2012 г. престижная премия «Золотая Психея» и диплом Российского психологического общества «За лучшее учебное пособие по психологии», др.);

Поступившие на молодое отделение старейшего медицинского вуза страны абитуриенты и успешно освоившие общую образовательную программу по клинической психологии, имеют шанс быть среди тех, кто закладывает традиции братства психологов «Сеченовки», имеют шанс, благодаря своей неравнодушной позиции, творческому отношению к овладению специальностью, участвовать в развитии отделения клинической психологии Первого МГМУ, закладывать традиции, которые будут способствовать высокому качеству подготовки клинических психологов в стенах медвуза.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ клинического психолога

Специализация № 1 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»

Специализация № 2 «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»

Специализация № 3 «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение»

Специализация № 4 «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»

Специализация № 5 «Психология здоровья и спорта»

Специализация № 6 «Клинико-социалъная реабилитация и пенитенциарная психология»

В настоящий период на отделении проводится моноподготовка по специализации №1, закладываются основы и для других специализаций, которыми можно овладеть на постдипломном уровне повышения квалификации.

Программа дисциплины
«Клиническая психология»

I. Организационно-методический раздел

Цель курса

Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки, ее методологии, теоретических основах и эмпирических задачах.

Задачи курса:

  • познакомить с объектом, предметом и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;
  • раскрыть социальную значимость, масштабность задач, межотраслевой и междисциплинарный характер клинической психологии;
  • познакомить с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей);
  • дать содержательную характеристику основных методологических проблем и методических трудностей клинической психологии;
  • познакомить с биопсихосоциальным подходом к исследованию психических расстройств в психологии.
  • показать роль клинической психологии в решении клинических и общепсихологических проблем.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

4 или 5 семестр

Требования к уровню усвоения содержания курса

В области клинической психологии специалист должен:

  • понимать цели и задачи клинической психологии; иметь представление о ее предмете, основных направлениях и сфере приложения клинико-психологических знаний;
  • знать историю становления и развития клинической психологии;
  • знать принципы работы и функции клинических психологов;
  • знать основные типы нарушений психической деятельности и уметь их анализировать;
  • иметь представление о приоритетных направлениях в современной клинической психологии;
  • ориентироваться в возможностях и средствах психологической интервенции.

Раздел I. Теоретические основы и методологические проблемы клинической психологии

Тема 1. Предмет и объект клинической психологии.

Различные определения клинической психологии в отечественной и зарубежной науке. Разделы клинической психологии. Основные понятия: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья). Соотношение клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами (поведенческая медицина – behavioral medicine, abnormal psychology, медицинская психология, психология здоровья, общественное здравоохранение, психиатрия).

Основные направления клинической психологии (нейропсихология, патопсихология, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование, психосоматика и психология телесности, детская нейро- и патопсихология, клиническая психология вне клинических условий).

Тема 2. Исторические корни клинической психологии.

Проявления ненормальности в истории культуры и их объяснения. Исторический обзор истоков клинической психологии: психиатрия (Ф.Пинель, Б.Раш, П.Жане, Э.Крепелин, В.М.Бехтерев, 3.Фрейд); гуманистическое и антипсихиатрическое направления; общая и экспериментальная психология; дифференциальная психология и психодиагностика (Ф.Гальтон, В.Штерн, А.Бине); философия жизни, понимающая психология и феноменология.

Основные этапы развития клинической психологии с конца XIX до наших дней. Основоположники главных направлений клинической психологии в России и за рубежом (Л.Уитмер, Э.Крепелин, Т.Рибо, К.Ясперс, 3.Фрейд, И.П.Павлов, А.Р.Лурия). Идиографический и номотетический подходы в клинической психологии.

Тема 3. Методологические проблемы клинической психологии.

Проблема нормы и патологии. Норма как реально существующий и устойчивый феномен. Возможность дихотомии норма-патология. Устойчивость границ нормы: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства. Социо-культурная детерминация представлений о норме. Релятивистские представления о норме. Норма как статистическое понятие. Адаптационные концепции нормы. Норма как идеал.

Индивидуальное и видовое понятие нормы.

Проблема кризиса развития. Кризис - невозможность развития в неизменных условиях. Кризис как причина патологического развития. Кризис как источник нормального развития. Нормальные и патогенные кризисы.

Регрессия. Понятие регрессии. Виды регрессии (по А.Фрейд, К.Левину, Дж.Макдугалу). Проблема развития и распада в клинической психологии. Распад как негатив развития. Закон Джексона. Распад как специфическая форма развития. Несоответствие законов распада и развития. Роль компенсации при распаде.

Тема 4. Проблема метода в клинической психологии.

Проблема измерения и оценки в клинической психологии. Методы клинической психологии. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии. Плацебо-эффект и механизм его функционирования. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия (Меннингерский проект исследования психотерапии: О.Кернберг и Р.Валлерштейн). Факторы эффективности психотерапевтического воздействия (вера в психотерапевтическую систему, отношения с терапевтом, оплата и др.).

Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии. Структура и составные элементы модели научного объяснения Гемпеля и Оппенгейма (условия адекватности). Explanans (объясняющее) и Explanandum (объясняемое).

Раздел II. Частная клиническая психология

Тема 5. Клиническая психология в соматической медицине.

Психосоматика и психология телесности. Понятие болезни. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ). Аллопластическая и аутопластическая картина болезни (К.Гольдшейдер). Сензитивная и интеллектуальная аутопластическая картина болезни (Р.А.Лурия). Уровни ВКБ: непосредственно-чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный. Структура динамической картины ВКБ: чувственная ткань, первичное означение, вторичное означение. Личностный смысл болезни и его типы. Болезнь как семиотическая система.

Тема 6. Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств.

Классификации психических расстройств в медицине: принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации. Структура основных классификация (на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы, оси, принципы отнесения.

Тема 7. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине.

Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип. Развитие болезни: предиспозиционные факторы, запускающие факторы, поддерживающие и хронифицирующие факторы. Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии.

Психосоциальная модель: роль социума и внутриличностных факторов. Биопсихосоциальная модель как интегрирующая. Ограничения каждой из моделей и возможные методологические и практические трудности, возникающие при их применении в клинической психологии.

Тема 8. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра.

Исторический очерк исследований шизофрении: Б.Морель, Э.Блейлер, К.Шнайдер. «Индекс реальности» П.Жане и его роль в развитии современной клинической психологии. Шизофрения: распространенность, культурные и социально-экономические факторы, факторы прогноза. Проблема этиологии шизофрении. Различные модели психических расстройств и шизофрения: психосоциальные теории, когнитивно-бихевиоральные теории, теория личностного дефекта, психоаналитические теории, полиэтиологические модели (гипотеза диатез-стресса). Психотерапия больных шизофренией.

Тема 9. Психологические модели бредовых расстройств.

История развития представлений о бредовых расстройствах: Эскироль, Гальбаум, Гейнрот. Бредовые (параноидные) расстройства: распространенность, средний возраст, прогноз. Основные виды бреда (эротоманический, величия, ревности, преследования, соматический, изобретательства). Различные модели бредовых расстройств. Параноидное псевдосообщество. Факторы прогноза и психотерапия.

Тема 10. Психологические модели аффективных расстройств.

Клиническая психология аффектов и эмоций. Голотимный и кататимный аффекты. Краткий очерк депрессии: Гиппократ, Боне, Ж.Фальре, Ж.Бейарже, К.Кальбаум, Э.Крепелин. Основные симптомы депрессии и их частотность. Распространенность и классификация аффективных расстройств (синдромальная, нозологическая, по течению – МКБ-10, по этиологии и др.). Биологические факторы развития депрессии. Когнитивно-бихевиоральная модель депрессии: аффективные, поведенческие, мотивационные, физиологические и когнитивные симптомы. Когнитивная триада депрессии А. Бека. «Депрессивный стиль» - когнитивные ошибки при депрессии (произвольный вывод, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение или преуменьшение, персонализация, абсолютистское дихотомическое мышление). Методы когнитивной психотерапии. Психоаналитическая модель аффективных расстройств: анаклитическая депрессия и перфекционистская (нарциссическая) меланхолия.

Тема 11. Психологические модели тревожных, соматоформных и конверсионных расстройств.

Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Тревожно-фобические расстройства: паническое расстройство, агорафобия, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство. Различные модели психических расстройств применительно к тревожным расстройствам: когнитивно-бихевиоральные модели, психоаналитическая модель. Соматоформные расстройства: соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, хроническое соматоформное болевое расстройство. Основные модели соматоформных расстройств: бихевиоральная, когнитивная и психодинамическая.

Конверсионные и диссоциативные расстройства. Основные симптомы и психологические механизмах (в контексте когнитивно-бихевиоральных и психодинамических моделей).

Тема 12. Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами.

Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ). Острая интоксикация, употребления с вредными последствиями, синдромы зависимости, состояния отмены, психотические и амнестические расстройства. Данные о распространенности аддиктивного поведения и злоупотребления ПАВ. Основные этиологические факторы: биологические (в т.ч. генетические), социологические, психологические (психоаналитические, бихевиоральные).

Тема 13. Психологические модели личностных расстройств.

Психопатии и расстройства личности. Кластеры «А» (расстройства личности, связанные с нарушением оценки реальности), «В» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации) и «С» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации) в классификации DSM. Клинический и психологический анализ основных расстройств личности: параноидное, шизоидное, шизотипное, истерическое, нарциссическое, пограничное, антисоциальное, избегающее, зависимое, пассивно-агрессивное. Критерии зрелой личности.

Тема 14. Новейшие области исследований и зоны особого интереса клинической психологии.

Влияние современных технологий удовлетворения потребностных состояний (технологии быстрого питания, пластической хирургии, средства массовой информации и др.) на динамику границ нормы и патологии. Клиническая психология организаций и корпораций (в сфере бизнеса и производства): «психотическая» корпорация, «пограничная» организация, «невротическая» фирма. Использование критерия «индекса реальности» П.Жане. Другие зоны интереса.

Темы рефератов и курсовых работ

  1. Приоритетные направления исследований в современной клинической психологии.
  2. Проблема нормы и патологии в клинической психологии.
  3. Место клинической психологии в системе психологического знания.
  4. Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики.
  5. Вклад клинической психологии в решение фундаментальных общепсихологических проблем.
  6. Теоретические основы и методологические принципы клинической психологии.
  7. Психологические исследования в клинике расстройств шизофренического спектра.
  8. Психологические исследования в клинике расстройств аффективного спектра.
  9. Психологические исследования в клинике расстройств личности.
  10. Психологические исследования в клинике зависимостей.

Примерные вопросы к экзамену по всему курсу

  1. Предмет и объект клинической психологии. Представления о клиническом методе.
  2. Медицинская модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
  3. Психосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
  4. Биопсихосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
  5. Проблема отношение распада и развития в клинической психологии.
  6. Проблема кризиса развития в клинической психологии.
  7. Проблема соотношения «нормы и патологии» в клинической психологии. Основные модели «нормы и патологии» в клинической психологии.
  8. Проблема измерения и оценки в клинической психологии.
  9. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии.
  10. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия.
  11. Факторы эффективности психотерапевтического воздействия.
  12. Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии.
  13. Основные системы классификации психических расстройств. Принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации.
  14. Внутренняя картина болезни. Основные модели.
  15. Болезнь как семиотическая система.
  16. Чувственная ткань и «первичное означение» болезни. Особенности формирования «первичного означения» интрацептивных ощущений.
  17. «Вторичное означение» и мифологизация болезни. Симптом как мифологическая конструкция.
  18. Основные структуры личности в современном психоанализе.
  19. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра.
  20. Психологические модели бредовых расстройств.
  21. Психологические модели аффективных расстройств.
  22. Психологические модели тревожных расстройств.
  23. Психологические модели соматоформных расстройств.
  24. Психологические модели конверсионных и диссоциативных расстройств.
  25. Психологические модели зависимостей.
  26. Психологические модели личностных расстройств.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия – лекции (час.)

Самостоятельная работа (час.)

Раздел I. Теоретические основы и методологические проблемы клинической психологии
1. Предмет и объект кинической психологии
2. Исторические корни клинической психологии
3. Методологические проблемы клинической психологии
4. Проблема метода в клинической психологии
Раздел II. Частная клиническая психология
5. Клиническая психология в соматической медицине
6. Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств
7. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине
8. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра
9. Психологические модели бредовых расстройств
10. Психологические модели аффективных расстройств
11. Психологические модели тревожных, соматоформных и конверсионных расстройств
12. Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами
13. Психологические модели личностных расстройств
14. Новейшие области исследований и зоны особого интереса в клинической психологии
Итого

IV. Форма итогового контроля

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Литература

Основная

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  2. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002. Т.1 (Главы 1-3, 6-8, 10-13, 19, 20), Т.2 (Глава 21, Приложение).
  3. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2005.
  4. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002/2006
  5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.
  6. Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: Пер Сэ, 2006.
  7. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  8. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии // Вестник МГУ, сер.14. Психология, 1987, № 2.
  9. Медицинская и судебная психология: Курс лекций / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2005.
  10. Психоаналитическая патопсихология / Под ред. Ж. Бержере. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
  11. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1985.
  12. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
  13. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная

  1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. М.: МПСИ, 2006.
  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия, 2003.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003.
  5. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Медицина, 1997.
  6. Смулевич А.Б. Расстройства личности. М., 2007.
  7. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Академия, 2002/2006.
  8. Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций // Депрессии и коморбидные расстройства / Под. ред. А.Б. Смулевича. М., 1997.
  9. Davison G.C., Neale J.M. Abnormal psychology. Sixth edition. N.Y., 1994.
  10. Rosenhan D.L, Seligman M.E.P. Abnormal psychology. Second edition. N.Y.,L., 1989.

Технические средства обучения

Проектор, слайды.

Программу составил
, доктор психологических наук,
профессор (МГУ имени М.В. Ломоносова)

См. также:

  • Методическая разработка по курсу "Клиническая психология"

1 Психологические аспекты заболевания

1 . Детские переживания, приводящие к формированию того или иного типа личности. Большинство из нас может припомнить моменты, когда наши родители делали что-то, что нам не нравилось, и тогда мы давали себе обещание: «Когда я вырасту, я ни за что таким не буду !» Когда же нам очень нравился какой-нибудь поступок сверстников или взрослых, то мы решали тоже всегда так делать.

Многие из этих детских решений весьма положительно влияют на нашу жизнь, но бывают и такие, которые нам мешают. Среди них часто встречаются решения, которые человек принимал в результате каких-то болезненных переживаний. Если, например, дети видят, как ужасно ссорятся их родители, они могут решить, что выражать враждебность очень плохо, и устанавливают для себя правило: всегда быть хорошим, веселым и приятным для окружающих вне зависимости от того, что в действительности происходит у тебя в душе. Так формируется представле­ние, что если ты хочешь, чтобы дома тебя любили и одобряли, надо обязательно быть очень добрым и любящим . И человек всю жизнь будет выполнять принятое решение и стараться всегда быть хорошим и добрым, даже если это превратит все его существование в сплошное мучение.

Иногда же бывает так, что кто-то еще в раннем детстве решит, что он ответ­ственен за чувства других людей, и если кто-то рядом с ним г.ru>рустит и печалится, то он обязательно должен сделать так, чтобы они почувствовали себя лучше. Вполне возможно, что в тот момент, когда подобное решение принимается, оно действительно является самым лучшим выходом из ситуации. Однако, вероятнее всего, когда ребенок вырастает и его жизненная ситуация изменяется, решения, помогавшие ему когда-то приспособиться к окружающим условиям, больше не являются самыми правильными.

На наш взгляд, решения, принятые в детстве, ограничивают возможности человека, когда ему приходится бороться со стрессом. У взрослого эти решения обычно перестают быть осознанными. Человек прибегал к одному и тому же типу поведения столько раз, что он уже не может вспомнить, что когда-то сделал осоз­нанный выбор. Но пока этот выбор действует, он становится своего рода услови­ем игры, неизменным параметром нашей жизни, и получается, что удовлетворе­ние любых потребностей, разрешение любой проблемы должно происходить в рамках когда-то принятого ребенком решения.

2 . На человека обрушиваются драматические события, вызывающие у него стресс. Проведенные исследования и наши собственные наблюдения свидетель­ствуют о том, что часто возникновению рака предшествует сильное стрессовое состояние. Иногда за короткий период времени человеку приходится перенести несколько стрессовых ситуаций подряд. Мы обнаружили, что наиболее глубоко потрясают человека те события, которые угрожают его личностной самоиденти­фикации . К ним относятся смерть супруга или другого близкого человека, выход на пенсию, потеря значимой для человека роли.

3 . Возникшие стрессовые ситуации ставят перед человеком проблему, с которой он не может справиться. Это не означает, что эту проблему порождает стресс. Она возникает в результате того, что человек не может справиться со стрессом, не нарушая установленных им же самим правил поведения и не выходя за рамки когда-то выбранной роли. Представьте себе человека, который не допус­кает слишком близких отношений с другими людьми и поэтому видит главный смысл своего существования в работе. Когда ему приходится выйти на пенсию, он оказывается неспособным справиться с этим стрессом. Точно так же не может найти выхода из положения женщина, которая видит смысл своей жизни лишь в семейной жизни и вдруг обнаруживает, что муж ей изменяет. Или мужчина, на­учившийся сдерживать свои чувства, ощущает себя пойманным в ловушку, когда оказывается в положении, выйти из которого можно, лишь открыто выразив свои эмоции.

4. Не видя возможности изменить правила своего поведения, человек чув­ствует свою беспомощность и неразрешимость создавшейся ситуации . Поскольку бессознательные представления о том, каким «следует быть», во многом опреде­ляют личностную самоидентификацию этих людей, они могут вообще не предпо­лагать, что что-то в их жизни можно изменить - они могут даже чувствовать, что значительно изменившись, они потеряют свое «я». Большинство наших пациен­тов признает, что еще до начала заболевания они иногда чувствовали себя беспо­мощными, неспособными разрешать или как-то воздействовать на жизненные си­туации, что у них «опускались руки».

Уже за несколько месяцев до возникновения рака они воспринимали себя «жертвой» из-за того, что теряли способность влиять на свою жизнь, разрешать возникшие трудности или снижать переживаемый ими стресс. Жизнь уходила из-под их контроля, они больше не могли управлять ею и переставали быть в ней действующими лицами. Все, что происходило, происходило без их участия. Стрес­совые ситуации, в которых они оказывались, только подтверждали, что ничего хорошего им ожидать от жизни не приходится.

5. Человек отказывается от решения проблемы, теряет гибкость, способ­ность меняться и развиваться. Как только у человека пропадает надежда, его жизнь превращается в «бег на месте», он уже не пытается ничего достичь. Со стороны может показаться, что он живет вполне нормальной жизнью, но для него самого существование теряет любой другой смысл, кроме выполнения привычных условностей. Серьезное заболевание или смерть представляет для него выход из этого положения, разрешение проблемы или ее отсрочку.

Некоторые из наших пациентов могут вспомнить у себя такую последова­тельность мыслей, другие ее не осознают. Тем не менее, большинство признает, что за несколько месяцев до начала заболевания они переживали чувства беспо­мощности и безнадежности. Этот процесс не вызывает рак, скорее он позволяет ему развиться.

Именно потеря интереса к жизни играет решающую роль в воздействии на иммунную систему и может через изменения гормонального равновесия привести к повышенному производству атипичных клеток. Это состояние создает физичес­кие предпосылки для развития рака.

Для нас самое главное - помнить, что мы сами определяем значение проис­ходящих в нашей жизни событий. Человек, выбирающий позицию жертвы, влия­ет на свою жизнь тем, что придает повышенное значение таким событиям, кото­рые подтверждают безнадежность его положения. Каждый из нас сам выбирает, хотя не всегда осознанно, как реагировать на то или иное событие.

Величина стресса определяется,

во-первых , значением, которое мы ему придаем,

во-вто­рых , теми правилами, которые мы сами когда-то выработали, и которые указыва­ют на допустимые способы выхода из стрессовой ситуации.

Описывая в общих чертах этот процесс, мы не стремились вызвать у кого-то чувство вины или страха - это бы еще больше усугубило ситуацию. Наоборот, мы надеемся, что, если вы сможете узнать себя в приведенном описании, то это послужит вам сигналом, призывающим к активным действиям, к необходимости что-то изменить в своей жизни. Поскольку эмоциональные состояния могут со­действовать появлению болезни, они точно так же могут влиять и на сохранение вашего здоровья. Признавая свое содействие возникновению болезни, вы одно­временно признаете, что в ваших силах и содействовать выздоровлению, делая тем самым первый шаг к нему.

Общее определение здоровья , которое было предложено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:

1) сохранены структурные и функциональные характеристики организма;

2) имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;

3) сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Критерии психического здоровья по определению ВОЗ:

1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего "Я";

2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;

4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

5) способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;

6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;

7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

болезнь - это нарушение нормальной жизне­деятельности организма, обусловленное функциональными и (или) мор­фологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов.

№2 Какие задачи решают клинические психологи в области здравоохранения, охраны психического здоровья подрастающего поколения в службах соц. Занятости населения.

Считается, что клинические психологи могут работать в различных областях, как, например: в психиатрических больницах, общественных консультативных службах (воспитательных, семьи и брака, профилактики наркоманий, профилактики суицидов), школах, тюрьмах, реабилитационных учреждениях.

По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования, клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой, клинические психологи выполняют все расширяющийся круг функций:Диагностические, коррекционные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитационные, научно-исследовательские, учебно-педагогические и др .

В области здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, начиная с онкологической, кардиологической, хирургической клиник, вплоть до стоматологических учреждений, где тоже требуется участие психолога в связи с «устрашающим» эффектом врачебного кабинета.

Клинические психологи активно включаются в решение круга задач охраны психического здоровья Подрастающего поколения , работая в детских дошкольных учреждениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в Центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи и детства и др.

Все более активно клинические психологи привлекаются для работы в службахСоциальной защиты населения . Сегодня их можно встретить в службах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний и многих других.

1.1. Предмет клинической психологии.

Греческое слово kline (нечто, имеющее отношение к постели), от которого происходит прилагательное «клиническая», в современном языке связано с обозначением таких сфер, как уход за больным, особенности развития какой-либо болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств. Соответственно, клиническая психология - это отрасль психологии, предметом изучения которой являются:

а) расстройства (нарушения) психики и поведения;

б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;

в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;

г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.

В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике.

В более узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию психологического исследования, которая основана на методе наблюдения относительно небольшого числа пациентов в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации индивидуальных проявлений их психики и личности. В этом смысле клинико-психологическая методология принципиально противостоит естественнонаучному экспериментальному подходу, опирающемуся на критерии «объективного» (статистически достоверного) психологического знания.

Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования - это наука психологическая.

2. Задачи и разделы современной клинической психологии.

Современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в различных воспитательных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с аномалиями развития и психологическими проблемами. В педагогической практике клинико-психологические знания позволяют вовремя распознавать у ребенка нарушения психического развития или отклонения в поведении, что в свою очередь дает возможность избирательного и эффективного применения в отношениях с ним адекватных технологий воспитания, психолого-педагогической коррекции и создания оптимальных условий для развития его личности с учетом индивидуальных особенностей.

В качестве самостоятельной отрасли психологической науки применительно к педагогической практике современная клиническая психология имеет следующие задачи:

Изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;

Изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;

Изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;

Изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;

Разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях;

Создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.

Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина. Помимо этого в нее часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология). Количество специальных разделов постоянно множится в зависимости от потребностей общества. И сегодня можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др.

Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика. Вспомним, что исторически клиническая психология и зародилась в недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Психиатр основной акцент делает на распознавании патологических органических процессов, обусловливающих расстройства психической деятельности, а также на фармакологическом воздействии на эти процессы и на профилактике их возникновения. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как протекают психические процессы в норме, у здоровых людей. Процесс же диагностики психических расстройств, с одной стороны, предполагает разделение собственно расстройств, вызванных органическими нарушениями, и индивидуальных особенностей личности, а с другой - диагностика психических расстройств требует подтверждения наличия у человека собственно психологических нарушений, что делается с помощью патопсихологических и нейропсихологических экспериментов, а также посредством различных психологических тестов (проб). Совпадающим предметом психиатрии и клинической психологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые «пограничные психические расстройства»). Фактически же современная психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфо-функциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах.

Связь клинической психологии с психопатологией прослеживается в особой области медицинской науки - психопатологии. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Поэтому существует мнение, что эти дисциплины совпадают одна с другой и различаются только углом зрения, под которым они рассматривают больных людей. Но вот каков этот угол зрения? Б. В. Зейгарник утверждала, что патопсихология (в отличие от психопатологии) занимается изучением закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме /14/, тогда как психопатология якобы изучает только нарушенные психические функции. Однако Б. Д. Карвасарский вполне справедливо замечает, что невозможно представить себе изучение психических расстройств без какого-либо обращения к норме и учета ее /20/. Этот ученый усматривает различие между патопсихологией как разделом клинической психологии и психопатологией как сугубо медицинской дисциплиной только в том, какими категориями пользуется та или иная дисциплина для описания психических нарушений. Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов - восприятия, памяти и мышления, тогда как психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, симптомокинез (динамика возникновения, развития, существования, соотношения и исчезновения элементов синдрома), синдромотаксис (взаимосвязь различных синдромов)) и критериями (возникновение, прогноз и исход патологического процесса).

Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической). Существует даже отдельная междисциплинарная область медицины - психоневрология.

Связь клинической психологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.

Связь клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья.

Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития.

1.2. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях.

Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях - диагностический, коррекционный и профилактический. Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и т. д. Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь. Клинико-психологическое обследование по содержанию шире, чем патопсихологическое, поскольку сюда включается не только экспериментальная диагностика (тестирование) психических функций, но и самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое интервью, экспертные оценки и т. п.), а также анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях и его интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований. Знание основ клинической психологии также позволяет педагогу и школьному психологу в первом приближении дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, возникшие под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и помощи проблемному ребенку.

Диагностический аспект наиболее востребован в экспертной деятельности клинического психолога в составе психолого-медико-педагогических консультативных центров (ПМПК), в судах, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях военкоматов.

Психотерапия и психокоррекция как разновидности клинико-психологической интервенции в случаях проблемного поведения основываются на применении одних и тех же методов и техник, поэтому их различение является условным. Оно связано с конкурентным разделением сфер влияния психиатрии и психологии, с различным пониманием механизмов и ведущих причин возникновения психических и поведенческих расстройств в этих науках, а также с различными целями применения психологических методик воздействия на личность. И психотерапия, и психокоррекция представляют собой целенаправленное психологическое воздействие на отдельные психические функции или компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: врача и больного, психолога и клиента.

Этимологически термин «терапия» связан с облегчением состояния страдающего человека или избавлением его от того, что приносит ему страдание. Исторически употребление этого слова закрепилось за медициной. Основным значением термина «коррекция» является исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека. Нежелательный компонент далеко не всегда может приносить его обладателю страдание: нежелательность может быть связана с несоответствием личности, обладающей некоторым психологическим качеством или свойством, «идеальной модели» человека. И в этом смысле коррекция оказывается тесно связанной с понятием «воспитание». Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы, установки, ценностные ориентации) развития ребенка, приводя его к «оптимальному уровню» функционирования в обществе.

Если обратить внимание на историю развития психотерапии как психиатрической практики, то мы обнаружим, что психотерапия берет свое начало с введенного в конце 1790-х гг. в ряде психиатрических лечебниц метода нравственной терапии /16/. Под нравственной терапией понимался набор особых способов обращения и взаимодействия с душевнобольными, изменяющий их систему отношений к себе и миру и блокирующий «вредные» влияния среды. Нравственная терапия стала основным стандартом лечения после работ французского психиатра Ф. Пинеля (1745-1826), создавшего знаменитую систему лечебного воспитания и перевоспитания душевнобольных.

В Англии идеи Ф. Пинеля были развиты психиатром С. Тьюком, который и ввел для обозначения нравственного лечения новый термин - психотерапия /36/. Психотерапия, организованная С. Тьюком, включала в себя труд больных, родительскую заботу о них со стороны персонала и религиозно-нравственное воспитание. Все это должно было вернуть «безумцев» к нормам жизни в обществе.

Таким образом, психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом психологического воздействия. Поэтому коррекционный аспект деятельности клинического психолога в такой же мере может быть (по сути) и психотерапевтическим, если понимать под ним не только исправление или компенсацию психических недостатков, но и содействие полноценному развитию и функционированию личности ребенка, имеющего психические нарушения или проблемное поведение.

Определение ведущих причин и знание психологических механизмов нарушений позволяют клиническому психологу осуществлять внутриличностную или межличностную, индивидуальную или групповую психокоррекцию или психотерапию в самых различных образовательных и воспитательных учреждениях. Наиболее востребован этот аспект деятельности в специализированных школах (классах компенсирующего обучения) для проблемных детей, а также в детских исправительных учреждениях системы Министерства юстиции и комнатах (отделах) профилактики правонарушений среди подростков системы Министерства внутренних дел. Однако и в рамках обычных консультационных психологических служб системы образования может иметь место психотерапевтическая и психокоррекционная деятельность, направленная на оказание клинико-психологической помощи детям, ставших жертвами различных психотравмирующих обстоятельств: пренебрежение; эксплуатация или злоупотребление; пытки или любые другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения; наказания; вооруженные конфликты, природные и техногенные катастрофы.

Необходимо отметить, что, хотя принципиальная возможность участия клинического психолога с университетским образованием в психотерапевтических и реабилитационных мероприятиях с больными детьми не может быть оспорена на теоретическом уровне, на практическом уровне проникновение психологов с немедицинским образованием в клиническую область часто воспринимается негативно психиатрическим сообществом. Это связано прежде всего с различным концептуальным подходом к проблеме здоровья и болезни, а также с неоднозначной трактовкой психики в психологии и психиатрии. На сегодняшний день психотерапевтическая деятельность клинического психолога все еще остается предметом дискуссий.

Профилактический аспект применения клинико-психологических знаний в образовательных и воспитательных учреждениях связан с предотвращением возникновения у здоровых детей и подростков нарушений в психической деятельности личности и поведении, а также с предупреждением развития обострений и психосоциальной дезадаптации у аномальных детей, имеющих личностные и поведенческие особенности, и у компенсированных детей, перенесших острые психические расстройства. Профилактической следует признать и деятельность, направленную на формирование в образовательных и воспитательных учреждениях толерантной среды по отношению к детям и подросткам, имеющим те или иные особенности личности, психологического статуса или развития.

Психопрофилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная психопрофилактика заключается в информированности руководителей и сотрудников учреждений, педагогов, родителей и самих детей и подростков о причинах возникновения психических расстройств, дезадаптивных состояний, нарушений поведения. Психопрофилактическая работа с руководителями, сотрудниками и педагогами позволяет организовать в учреждении социальное пространство, препятствующее формированию психологических нарушений под воздействием психосоциальных факторов. Просвещение также способствует своевременному обращению к специалистам в ситуациях, создающих повышенный риск формирования нарушений.

Вторичная психопрофилактика направлена на работу с детьми, уже имеющими психические расстройства и нарушения поведения, с целью предотвращения или компенсации негативных последствий и отягощения имеющихся расстройств.

Третичная психопрофилактика включает реабилитацию и интеграцию проблемных детей (имеющих психические расстройства или нарушения поведения) в широкий социальный контекст, предотвращает их изоляцию, агрессию и сопротивление, основанные на ощущении своей «инакости».

1.2.1. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях.

Клинико-психологическая работа в воспитательных и образовательных учреждениях регулируется ратифицированными Международными актами, федеральными законами, а также подзаконными регламентирующими документами - положениями и приказами министерств, которым принадлежат эти учреждения.

В соответствии с международной Конвенцией о правах ребенка (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 № 1559-1) неполноценные в умственном или физическом развитии дети должны вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают их достоинство, способствуют уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества. Таким детям при наличии ресурсов и при наличии просьбы (их самих или ответственных за них лиц) должна быть предоставлена помощь, соответствующая их состоянию и положению родителей или других лиц, обеспечивающих заботу.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» предусмотрено выполнение педагогами-психологами следующих видов деятельности, относящихся к профилю клинической психологии как частной отрасли психологической науки:

Профилактическая и психокоррекционная работа;

Комплексная медико-психолого-педагогическая экспертиза;

Оказание специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании;

Профилактика психосоциальной дезадаптации;

Психологическая диагностика для выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации.

В структуру службы практической психологии образования входят следующие учреждения, в которых может осуществляться клинико-психологическая деятельность:

Специальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);

Психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Клинико-психологическая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 № 867 (с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства России от 10 марта 2000 № 212) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

С 1959 г. психолого-педагогический персонал предусмотрен и для медицинских учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь детям и подросткам (Приказ Минздрава СССР от 30 апреля 1959 № 225).

Единственным до сегодняшнего дня официальным документом, определяющим права и обязанности клинического психолога в учреждениях здравоохранения, является Приказ МЗ РФ от 30 октября 1995 № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи», в котором есть Положение о медицинском психологе, участвующем в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи, и Положение о психотерапевтическом кабинете. Помимо этого приказа (который так и не был зарегистрирован в Министерстве юстиции России и, следовательно, имеет неполноценную юридическую силу) существует ряд дополнительных приказов Минздрава, в которых регламентируется работа клинических психологов:

От 13 февраля 1995 № 27 «О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь»;

От 6 мая 1998 № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» (Положения о Телефоне доверия, о Кабинете социально-психологической помощи, Отделении кризисных состояний, о Суицидологической службе);

От 28 декабря 1998 № 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций»;

В соответствии с Приказом Минздрава России от 13 февраля 1995 № 27 психолого-педагогический персонал включается в штат таких медицинских учреждений психиатрического, наркологического и психотуберкулезного профиля.

В наркологическом реабилитационном центре может осуществляться специализированная помощь подросткам-больным наркоманиями, алкоголизмом и токсикоманиями. В их составе могут находиться учебные классы, спортивные секции, студии и т. п. Подростковое отделение обычно находится отдельно от отделений, в которых проходят реабилитацию взрослые пациенты.

Для оказания психологической помощи детям и подросткам с кризисными состояниями и суицидальным поведением на базе медицинских кабинетов или поликлиник при учебных заведениях может создаваться кабинет социально-психологической помощи учащимся и несовершеннолетним. Приказом Минздрава России № 148 от 6 мая 1998 также предусмотрена организация специализированных постов круглосуточной телефонной связи («телефонов доверия») для оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам.

Психолого-педагогическая помощь детям с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций может оказываться в детских поликлиниках, а также в скоропомощных неврологических, нейрохирургических отделениях больниц, детских психоневрологических диспансерах и других лечебно-профилактических учреждениях. Для медико-психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с нарушениями речи и других высших психических функций при лечебно-профилактическом учреждении может быть организован стационар на дому. Минздравом России предусмотрено создание на базе лечебно-профилактических учреждений специализированных центров патологии речи и нейрореабилитации, в штат которых наряду с медицинским персоналом включаются психологи и педагоги (логопеды, дефектологи). В учреждениях здравоохранения помощь, как правило, оказывается детям и подросткам с легкими формами речевых расстройств. В более тяжелых случаях дети через психолого-медико-педагогические консультации направляются в специализированные учреждения системы Министерства образования: школы-интернаты для детей с отклонениями в развитии, имеющих «особые образовательные потребности», специализированные детские сады и группы для детей «с проблемами в развитии». В некоторых школах создаются логопедические пункты, классы для детей с задержкой психического развития, умственно отсталых, с нарушениями физического состояния. Однако в системе образования очень редко можно встретить комплексную специализированную службу помощи детям с патологией речи.

Приказом Минздрава России от 5 мая 1999 № 154 предусмотрена организация на базе детских поликлиник специализированного кабинета (отделения) медико-социальной помощи, в состав которого помимо врачей входят психолог и социальный работник (социальный педагог). В задачи этого подразделения входит:

Выявление детей с факторами социального риска;

Оказание медико-психологической помощи;

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Общий для всех психологов федеральный закон, регламентирующий оказание психологической помощи населению (в том числе и детям), в нашей стране отсутствует.

№3 Дисцеплины клинической психологии