Природные задатки причина следствие рождение отрицательного качества. Задатки как природные предпосылки развития способностей. Индивидуальные способности людей

Профессиональное самоопределение.

Этапы профессионального самоопределения .

Понятие профессиональное становление личности понимается как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии.

Первый этап профессионального становления личности связан с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.

Второй этап - это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Третий этап - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности - к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей.

Четвертый этап предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде.

Практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально - личностного становления, развития и зрелости человека. Сходные проблемы и кризисы могут возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса.

Выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др.

Кроме индивидуально-личностных особенностей, влияющих на сроки профессионального самоопределения, к факторам, детерминирующим такой выбор, относят принадлежность к той или иной социальной группе, а также гендерные отличия в профессиональном самоопределении. По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности.



Среди субъективных факторов, влияющих на выбор профессии, особо отмечают уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов. Ряд специалистов считает, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низкими умственными показателями не могут успешно справляться с функциональным содержанием данной профессии. Кроме того, развитый интеллект позволяет человеку критично и реалистично соотносить себя с предъявляемыми требованиями, успешно обучаться, учитывая опыт своей профессиональной деятельности. Известно, что выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой активности субъекта и зависят от степени развития его контрольно - оценочной сферы.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений его жизни. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», но все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Выбор профессии двустороннее явление – 1)кто выбирает (субъект выбора), 2)что выбирает (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным количеством характеристик, этим и объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии (профессиональное самоопределение) – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения.

1.Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).

2.Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.

3.Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

4.Самореализация в труде (частичная или полная) – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения – первый этап – с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения.

Второй этап – подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями.

Третий этап – подростковый и большая часть юношеского возраста – предварительный выбор профессии, когда разные виды профессиональной деятельности «сортируются» и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей подростка или юноши.

Четвертый этап – практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента: 1)определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки и 2)выбор специальности.

Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения охватывает (пронизывает) весь жизненный путь человека. Однако, пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот момент связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс.

Существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Объясняется это сложностью процесса профессионального самоопределения и двустронностью самой ситуации выбора профессии.

    Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, Алишев, Широков). Этот взгляд недооценивает активное начало личности выбирающего профессию.

    Следующая точка зрения: основная детерминанта правильного выбора профессии – профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход более продуктивен, т.к. утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

    Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности (Костенко, Оссовский, Михайлов). Т.Е. выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой – определяется прежде всего социальными характеристиками профессии.

    Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности. Процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте – на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например, в личной жизни (Кузнецова, Головаха). Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения приводит к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора. Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся главными. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.

Традиционно общая схема описания профессий подразумевает 4 аспекта:

    социально-экономический – краткая история профессии, ее роль в системе экономики, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате.

    производственно-технический – данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда.

    санитарно-гигиенический – информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях.

    психофизиологический – требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.

Б.Г. Ананьев говорит о сложности такого образования как субъект деятельности. Исходными его характеристиками он называет сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Высшей интегрирующей субъективных свойств является творчество, наиболее обобщенными потенциалами – способности и талант.

К основным субъективным факторам выбора профессии обычно относят следующие:

Интересы (познавательный, профессиональный);

Склонности;

Способности;

Темперамент;

Характер;

Мотивы выбора профессиональной деятельности;

Жизненные ценности;

Прошлый опыт;

Объективные факторы выбора профессии:

1)уровень подготовки (школьная успеваемость);

2)сосотяние здоровья;

3)информированность о мире профессий;

4)социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей.

Более подробно о некоторых факторах.

Интересы. Всеми признанный фактор выбора профессии. Интересы считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других.

Самооценка. Неадекватность самооценки часто связана со школьной успеваемостью. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной завышенной и заниженной самооценки, что влечет за собой неадекватный выбор профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, т.к. обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Ряд исследований доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение самостоятельно работать без систематического контроля, помощи, стимуляции; оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач.

Школьники с такими качествами характеризуются: осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, обоснованностью выбора, осознанием последствий выбора. Они менее подвержены влиянию случайных факторов.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних.

Можно сказать, что осознанная психическая саморегуляция, как фактор выбора, представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Она обусловливает: способность адекватно оценивать свои качества; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что только 30% учащихся 9 классов и 50% учащихся 11 классов в состоянии самостоятельно выбрать профессию.

По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы. Связано это с индивидуальными характеристиками.

Группы таковы: 1) определившиеся, 2) колеблющиеся, 3)неустойчивые, 4) пассивные.

Большинство людей не представляют жизнь без работы, она даёт необходимый материальный достаток. Многие трудятся не по специальности, которую получили в ходе учёбы, а идут работать туда, где им удобнее или лучше, куда их взяли. Ошибки в таких решениях случаются, потому что не все знают, какие факторы влияют на выбор профессии, или неправильно оценивают себя. Если подходить к дилемме о сфере профессиональной деятельности ответственно и разумно, а не просто плыть по течению или слушать советы окружающих, то можно найти дело всей жизни.

Особенности профессионального развития личности

Смена ориентиров, определяющих профессиональную направленность, в течение жизни - обычное явление. Один человек может сменить несколько работ за короткий промежуток времени, находясь в постоянном поиске своего места под солнцем. Такой внутриличностный поиск начинается с раннего детства, а по мере взросления усиливается. Данный процесс делится на несколько этапов:

  • дошкольный - ребёнок в игре примеряет на себя разные роли, а родителям стоит внимательно присмотреться, что их малышу больше всего нравится;
  • школьный - вовлекающий в свою орбиту школьников младших и средних классов, которые активно посещают кружки, секции, родителям следует обратить внимание, какие предметы не только любит их чадо, но и по каким он лучше всего успевает;
  • окончание школы - старшеклассник находится на перепутье, пытаясь понять, чего он хочет сам, тут важно помочь ему с выбором и поддержать;
  • получение профессии - происходит знакомство с будущей деятельностью как на теоретическом, так и на практическом уровне;
  • непосредственно трудовые будни - важно не только вникнуть в нюансы работы, но и адаптироваться психологически;
  • самореализация - получение ожидаемых материальных благ, признания, удовлетворения от деятельности.

На первых этапах важность тех или иных факторов выбора профессии может меняться.

В научных кругах существуют несколько позиций относительно того, какие факторы являются доминирующими для принятия решения по будущему профессиональному пути:

  • одна из популярных позиций сводится к тому, что выбор деятельности неразрывно связан с самоидентификацией личности, выступает важнейшим этапом её формирования;
  • согласно другому мнению, субъект пытается вписаться в наиболее подходящие для него виды деятельности;
  • противоположная позиция базируется на том, что характеристики личности доминируют над работой, она должна подходить человеку, а не наоборот;
  • ещё одна теория ставит во главу угла социальную составляющую профессии.

Любую профессию можно разбить на 4 элемента:

  • социально-экономический, указывающий на её положение в отрасли, экономике страны;
  • производственно-технический, дающий представление о механизме труда;
  • психолого-физиологический, определяющий свойства и качества личности, подходящие для данной работы;
  • санитарно-гигиенический, регламентирующий основные правила труда (режим, безопасность).

От совокупного учёта всех элементов зависит правильность определения факторов выбора профессии.

Характеристика критериев выбора профессионального пути

Целесообразно говорить о делении факторов, влияющих на выбор профессии, на внешние и внутренние. Такая классификация позволяет грамотно определиться с будущей профессиональной стезёй, т. к. детально разбирает не только свойства личности, но и большое количество обстоятельств, которые действуют извне.

Внешние

Под внешними критериями понимаются различные причины, влияющие на выбор профессионального пути. Их перечень может быть бесконечен — важно остановиться на наиболее весомых, чтобы не потеряться в их многообразии и не упустить главного для жизни. Ниже представлены наиболее распространённые внешние факторы.

Заработная плата

Часто этот критерий влияет на все остальные, что приводит к ошибочному решению. Материальная составляющая труда важна, но нельзя все свои желания и стремления подчинять ей. Нужно учитывать, что деньги - переменчивая категория, о чём свидетельствует и курс доллара. Также во многих организациях размер зарплаты напрямую зависит от производительности труда, часто есть возможность получить премию или надбавку к окладу. Сейчас имеются широкие возможности самостоятельно регулировать свой доход. На этапе профориентации можно составить приблизительный список потенциально высокооплачиваемых специальностей и тех, по которым доход будет не слишком высоким.

Престижность

Существует перечень так называемых престижных специальностей, на которые каждый год стремятся поступить абитуриенты. Этот перечень ежегодно немного корректируется, но основная масса специальностей остаётся постоянной - юристы, экономисты, специалисты IT-технологий, дизайнеры, инженеры.

Престиж - чисто внешний показатель, указывающий на общественное мнение, которое часто бывает безапелляционным, осуждая за выбор непрестижной специальности или работы. Так, принято считать, что для выпускника ВУЗа не престижно трудоустраиваться слесарем.

Востребованность на рынке труда

Часто основной причиной выбора той или иной специальности выступает её востребованность на рынке труда. Этот фактор переменчив, следить за ним нужно постоянно, наблюдая за динамикой вакансий. Востребованность тех или иных работников зависит от общих социально-экономических условий, проводимых реформ, изменений законодательства, различных нововведений.

Многих выпускников институтов постигает разочарование, когда становится ясно, что наблюдается избыток специалистов с аналогичной специальностью. А работодатели не спешат всех их трудоустраивать. Во избежание подобных ситуаций рекомендуется получить смежную специальность, чтобы найти себе работу.

Позиция семьи

Часто среди факторов выбора профессии оценки членов семьи становятся основополагающими. Немало выпускников школ пошли учиться туда, куда захотели их родители. Во многих случаях последствия оказываются удручающими - дети не работают по специальности, потому что у них нет призвания к этому роду занятий. Родители считают, что действуют из лучших побуждений.

Они приводят следующие аргументы в пользу той или иной профессии:

  • востребованность и престиж профессиональной деятельности, которые кажутся им бесспорными, часто эти мотивы являются основополагающими для родителей, если они не смогли реализоваться в подобной специальности;
  • высокая оплата труда, которая тоже не подвергается сомнению;
  • так называемая преемственность, когда родители мечтают, чтобы ребёнок пошёл по их стопам, если в семье династия представителей той или иной профессии.

Ребёнок принимает условия родителей, если их авторитет для него бесспорен, случается так, что начинается бунт, который выливается в затяжной конфликт. Родители должны помнить, что дети имеют право на своё мнение.

Прочие критерии

Существует ещё немало причин, влияющих на выбор профессиональной деятельности, иногда они играют важную роль, а иногда и вовсе не учитываются. Среди них:

  • средства массовой информации, доказывающие преимущества той или иной деятельности в современном мире, их точка зрения не может считаться истинной, т. к. это может быть обычной рекламой;
  • приготовленная для выпускника должность в определённой организации, в этом случае он даже не будет прилагать усилий, чтобы хорошо учиться;
  • наличие дружеских связей в институте, часто молодёжь идёт учиться за компанию, чтобы было весело, а потом понимает, что специальность не подходит;
  • близость ВУЗа или какого-либо предприятия, куда можно пойти работать, удобный график работы - случайные факторы, которые для некоторых людей перевешивают все остальные.

Внутренние

Внутриличностные критерии ориентированы на особенности человека, в которых он не всегда способен разобраться. Для этого иногда нужно прибегнуть к помощи психологов, пройти тесты на профориентацию.

Способности

Для многих выпускников и их родителей талант является определяющим фактором, влияющим на выбор профессии. Способности не всегда легко разглядеть с первого взгляда даже их обладателю. Он должен понять, что может, это относится ко всем сферам жизни. Нужно учитывать не только, к чему тянется душа, но и в каких областях заметен реальный результат. Необходимо принять во внимание способности как в школьных дисциплинах, так и во внеучебной деятельности. Важно помнить, что способности нужно развивать, без этого они так и останутся в зачаточном состоянии.

Склонности

Многие молодые люди, когда их просят перечислить свои склонности, впадают в ступор. Склонности указывают на те занятия, на которые уходит свободное время, на предметы, что в школе лучше всего даются. Эти показатели существенно влияют на будущую деятельность. Дело на всю жизнь часто вырастает из юношеских склонностей.

Свойства личности

Для многих профессий требуются конкретные качества, при их отсутствии претендентов не допускают до работы. Так, пожарные и психологи должны обладать стрессоустойчивостью. Бухгалтерам трудно без усидчивости и внимательности. Менеджеры по продажам должны быть коммуникабельны. Всё это надо понять заранее, до трудоустройства, определиться с будущей специальностью в соответствии с характером, свойствами личности помогают специальные тесты.

Состояние здоровья

Факторы выбора профессии меняются, как течёт и меняется сама жизнь. В разные периоды актуальность приобретают разные причины, но здоровье важно всегда. Этот фактор для многих недавних школьников проходит незамеченным, пока они молоды. Они считают что способны горы свернуть: ходят в походы, прыгают с парашютом, развлекаются ночи напролёт. Но спустя время здоровье даёт о себе знать, а нужно ещё и работать.

Многие женщины склонны выбирать мужские специальности, где требуется применение физической силы, они не задумываются, смогут ли это делать в будущем или нет. Также для некоторых должностей предусмотрены ограничения по состоянию здоровью, о которых лучше знать заранее.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений его жизни. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», но все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Выбор профессии двустороннее явление - 1) кто выбирает (субъект выбора), 2) что выбирает (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным количеством характеристик, этим и объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии (профессиональное самоопределение) - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

4. Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения - первый этап - с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения.

Второй этап - подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями.

Третий этап - подростковый и большая часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии, когда разные виды профессиональной деятельности «сортируются» и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей подростка или юноши.

Четвертый этап - практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента:


1) определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки;

2) выбор специальности.

Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения охватывает (пронизывает) весь жизненный путь человека. Однако, пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот момент связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс.

Существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы.

Объясняется это сложностью процесса профессионального самоопределения и двустронностью самой ситуации выбора профессии:

1. Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, Алишев, Широков). Этот взгляд недооценивает активное начало личности выбирающего профессию.

2. Следующая точка зрения: основная детерминанта правильного выбора профессии - профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход более продуктивен, т.к. утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

3. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности (Костенко, Оссовский, Михайлов). Т.Е. выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой - определяется прежде всего социальными характеристиками профессии.

4. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности. Процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем.

В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например, в личной жизни (Кузнецова, Головаха). Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения приводит к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора.

Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся главными. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.

Традиционно общая схема описания профессий подразумевает 4 аспекта:

1. Социально-экономический - краткая история профессии, ее роль в системе экономики, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате.

2. Производственно-технический - данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда.

3. Санитарно-гигиенический - информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях.

4. Психофизиологический - требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.

Характер;

Мотивы выбора профессиональной деятельности;

Жизненные ценности;

Прошлый опыт;

Представления о будущем;

Ряд авторов дополняют этот ряд: общая активность, самооценка, уверенность в достижении успеха, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции .

Объективные факторы выбора профессии:

1) уровень подготовки (школьная успеваемость);

2) сосотяние здоровья;

3) информированность о мире профессий;

4) социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей.

Более подробно о некоторых факторах:

Интересы. Всеми признанный фактор выбора профессии. Интересы считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других.

Самооценка. Неадекватность самооценки часто связана со школьной успеваемостью. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной завышенной и заниженной самооценки, что влечет за собой неадекватный выбор профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, т.к. обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Ряд исследований доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение самостоятельно работать без систематического контроля, помощи, стимуляции; оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач.

Школьники с такими качествами характеризуются: осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, обоснованностью выбора, осознанием последствий выбора. Они менее подвержены влиянию случайных факторов.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних.

Можно сказать, что осознанная психическая саморегуляция, как фактор выбора, представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Она обусловливает: способность адекватно оценивать свои качества; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что только 30% учащихся 9 классов и 50% учащихся 11 классов в состоянии самостоятельно выбрать профессию.

По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы. Связано это с индивидуальными характеристиками.

Группы таковы:

1) определившиеся;

2) колеблющиеся;

3) неустойчивые;

4) пассивные.

Контрольные вопросы

1. Укажите основные причины возникновения профориентации.

2. Дайте краткую характеристику основных направлений профориентационной работы в зарубежной и отечественной истории психологии.

3. Перечислите факторы выбора профессии. Укажите наиболее важные с вашей точки зрения.