Произносить речь. Что-что я должен делать? Как произносить речи

С тобой когда-нибудь бывало такое, что ты точно знаешь, что хочешь сказать, но все равно запинаешься? Обычно такое случается, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Не то чтобы ты внезапно забыл целое предложение. Скорее, какая-то временная ошибка в твоей операционной системе. Как говорит доцент кафедры коммуникационных наук Университета Сиракуз Джонатан Престон, дело в том, что твой мозг одновременно с работой по выбору слов координирует движения губ, языка и связок. И иногда он работает быстрее, чем твой речевой аппарат. Так что когда ты пытаешься ускорить речь, ты запинаешься. Нервная система вносит тоже иногда мешает говорить.

Если переживаешь относительно того, как ты звучишь и выглядишь, особенно если ты выступаешь перед многочисленной аудиторией, твоему мозгу приходится справляться еще и с этой проблемой. Это приводит к еще большему количеству запинок. Но ты можешь взять себя в руки и избежать этой проблемы. Просто придется немного потренироваться.

Не торопись

Чем быстрее ты говоришь, тем выше вероятность того, что ты запнешься. Сосредоточься на темпе повествования. Представь, что ты произносишь речь на свадьбе или выступаешь на презентации. Делай короткие паузы, чтобы продумать следующее предложение целиком. Это позволит мозгу и рту работать в унисон. Кстати, в качестве бонуса ты получишь лучший контакт с аудиторией. Ученые из Университета штата Мичиган проанализировали телефонные звонки маркетологов и обнаружили, что те из них, кто периодически делал паузы во время повествования, оказывались более убедительными чем те, кто говорил без перерывов.

Произноси слова четко

Как отмечает Престон, некоторым помогает смена манеры речи или ее громкости. «Когда ты говоришь непривычным для себя образом, ты смещаешь фокус внимания с того, что ты говоришь, на то, как ты это говоришь, и это может помочь делать меньше запинок», - говорит он. Только не доводи это до абсурда. Все твои слова должны быть понятны слушателям. Говори медленно и с расстановкой. Следи, чтобы твои мысли не бежали вперед голоса.

Помни, что больше всех волнуешься ты

Поскольку ты сам всегда слышишь, как оговариваешься или запинаешься, ты считаешь, что все обращают на это внимание. Успокойся. Как говорит Престон, люди привыкли к тому, что ораторы иногда запинаются. Твои слушатели тоже запинаются, когда выступают, так что тебя не возненавидят за пару неловких пауз.
Как говорить правильно и без стеснения Полито Рейналдо

Как произнести импровизированную речь

Импровизированное выступление не подразумевает, что вы берете слова ниоткуда. Тот, кто считает, что достаточно встать перед группой людей и использовать это обстоятельство в качестве источника вдохновения, позволяющего сказать то, что он хочет, является недалеким или безответственным человеком. Такая наивная установка может повредить вашему имиджу и репутации.

В отличие от того, что думает большинство людей, импровизированное выступление означает, что вы говорите на какую-либо тему без тщательного предварительного планирования. Например, вы присутствуете на конференции, вы расслабились, слегка утратили интерес, и вдруг неожиданно во время дебатов у кого-то возникает блестящая идея пригласить вас пройти на сцену и без подготовки высказаться по обсуждаемой проблеме. А бывает и так, что под влиянием момента, в свете фактов, связанных с проводимым мероприятием, вы решаете проявить инициативу и прочитать доклад. В любом случае вы знаете предмет – у вас просто нет плана выступления. Это и есть импровизированная часть, потому что когда вы будете говорить, вам придется составить последовательный план своего выступления в режиме реального времени.

Бывают также ситуации, когда импровизация, хотя и имеющая такое название, на самом деле таковой не является. Мы часто читаем в газетах, что президент или губернатор штата выступил с импровизированной речью на неком мероприятии. Однако всем очевидно, что, учитывая релевантность подобных выступлений, речи были заранее тщательно спланированы. Ее просто не читали.

Здесь я не буду рассказывать о подобных «импровизациях»; я хотел бы поговорить о действительно непредвиденных выступлениях, которые люди и называют импровизированными.

Аудитория воспринимает различные части речи как единое целое

В каждом выступлении есть по меньшей мере две части:

Настройка – цель которой состоит в том, чтобы настроить слушателей на новую информацию и выявить различные части выступления;

Основной предмет – само послание.

Выступая перед публикой, оратор доносит до слушателей обе эти части, осознавая, когда он «производит настройку» и когда излагает собственно послание. С другой стороны, аудитория всегда воспринимает выступление как единое целое, от начала до конца. Слушатели не анализируют, находится ли оратор на стадии настройки или на стадии изложения самого послания. Именно такой способ восприятия сообщений позволяет нам применить одну из лучших и наиболее эффективных техник импровизации, которая подводит аудиторию к мысли о том, что оратор прекрасно разбирается в обсуждаемом предмете.

Секрет импровизированного выступления очень прост: перед тем как говорить о самом предмете, начните с той темы, которую вы хорошо знаете. Например, вы можете воспользоваться информацией, связанной с вашей профессией, хобби, отрывком из книги, произведшим на вас сильное впечатление, сценой из фильма, трудной задачей, которую вы решили, путешествием, эпизодом из вашей жизни или жизни ваших знакомых. А пока вы будете говорить о хорошо известном вам предмете, вы сможете спланировать последовательность речи по существу.

Неизбежно возникает момент, когда можно связать хорошо знакомую вам информацию с основным посланием.

Поскольку слушатели воспринимают речь как единое целое, они будут уверены, что вы хорошо знаете обсуждаемый предмет, хотя на самом деле вы прекрасно знакомы лишь с «настроечной» частью, а об основном предмете можете иметь весьма скромные знания.

Если вы начинаете с того, что вам хорошо известно, то получаете еще одно большое преимущество: вы стимулируете интерес слушателей. Хорошие ораторы, если только обстоятельства не вынуждают их быть предельно предметными, не идут прямо к цели, сухо излагая материал. Хорошие ораторы, даже если они прекрасно разбираются в теме и точно знают, что намерены сказать, оставляют основное послание немного на потом. Они отделяют эту информацию и стараются сделать ее более привлекательной и интересной для слушателей, излагая в первую очередь наиболее простые и привычные для себя вещи.

Практикуйтесь в этой технике импровизированного выступления в повседневной жизни. Всякий раз, когда вы должны о чем-то говорить, начинайте с темы, которая вам прекрасно известна. Результаты поразят вас. Однако не переусердствуйте с первой темой, чтобы она не «перевесила» основное послание и чтобы у людей не возникло впечатление, что вы просто тратите их время или являетесь поверхностным человеком.

Импровизация при поддержке основных идей

Этот метод импровизации очень эффективен и позволяет вам быстро спланировать хорошее, прекрасно структурированное выступление.

Метод «Шаг за шагом»

1. Разделите выступление на три или четыре части.

2. Для каждой части определите ту идею, которая будет определять ход рассуждений.

3. Проанализируйте эту идею с точки зрения сходства и различий, места, времени, позиции и т. д.

a) Сходство и различия. Оцените пункты, по которым ваша тема похожа на две или несколько родственных тем, и те, по которым она отличается от них. Пример: сравните поведение двух народов в зависимости от степени развитости их стран; уровень жизни двух людей в зависимости от их профессиональной квалификации; сопоставьте здоровье людей, живущих в разных местах, с уровнем загрязнения или доходом на душу населения и т. д.

б) Место. Перенесите человека или предмет в различные места и проанализируйте их по отдельности. Пример: специалисты в различных регионах страны; отдых на побережье и в сельской местности и т. д.

в) Время. Проследите параллели или прокомментируйте виды деятельности и ситуации в прошлом, настоящем и будущем. Пример: какой была жизнь в Европе до 1945 года, с 1945 года по наши дни и какой она станет в будущем; состояние автомобилестроительной отрасли до нефтяного кризиса, во время кризиса и ее дальнейшие перспективы и т. д.

г) Позиция. Проведите причинно-следственный анализ для планирования изменений в экономической, политической, социальной и культурной сферах и т. д. Пример: «Отмена рабства сыграла роль в уменьшении объема сельскохозяйственной продукции (экономическая сфера), появлении республиканского режима (политическая сфера), реструктуризации населения, когда белые и черные стали жить рядом друг с другом (социальная сфера) и распространении африканских обычаев, например музыки и танцев (культурная сфера)».

4. Расположите свое послание в одном из разделов выступления, о которых мы говорили ранее (во введении, основном содержании или заключении), и адаптируйте его к обстоятельствам.

В процессе подготовки не забывайте о том, что все идеи необходимо связать естественным образом, а переход от одной идеи к другой должен быть логичным и понятным.

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Речь Непонимание Любое сообщение можно не понять - по результату это то же самое, что не слышать и не видеть. В психологии принято выделять четыре уровня непонимания:- фонетический;- семантический;- стилистический (синтаксический).Очень упрощенно можно сказать, что в

Из книги Полный тренинг по развитию уверенности в себе автора Рубштейн Нина Валентиновна

Речь Известно, что когда человек радуется, он улыбается. Известен и другой эффект: если некоторое время растягивать губы в улыбке, то становится смешно и весело. Зная этот простой закон взаимосвязи, можно работать так же и с другими нашими функциями. Речь отражает наш

Из книги Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями автора Леммерман Хайнц

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

7. Речь 1. Речь и ее функции.2. Виды речи.1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему

Из книги Психология собаки. Основы дрессировки собак автора Уитни Леон Ф

Речь Многих собак обучают издавать звуки, напоминающие слова, которыми пользуется человек. Но это не речь. Одна весьма выдающаяся собака действительно подражала звукам, которые произносил ее тренер. Это называется «акустической имитацией» - феномен, часто

Из книги Ораторское искусство (притворись его знатоком) автора Стюард Крис

Речь О том, что такое речь, написано и сказано многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Речь-призыв, или Побудительная речь Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,

Из книги Я привлекаю деньги - 2 автора Правдина Наталия Борисовна

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство. Судьи, прокурор, адвокаты

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

бессвязная речь позированиеуклонение от ответственных действийуход от ситуациидругие (подробности):(41-42) Последствия застенчивостиКаковы негативные последствия застенчивости? (Выберите те, которые касаются вас) никаких создаст социальные проблемы; трудности в

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная Как было сказано выше, англоязычные специалисты по ДР практически все без исключения психологи. Анализируя ДР, они опирались на авторитет англоязычных же лингвистов. Последние, будучи последователями Хомского,

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Если «нет» настолько важно, то почему настолько трудно его произнести? Почему нам кажется столь трудным сказать «нет» на чью-либо просьбу? В детстве многих из нас приучили, что «нет» – недопустимый ответ. Ответ, содержащий «нет», влек за собой наказание. Позже, уже на

Из книги В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития автора Августова Ромена Теодоровна

Общение и речь Современная психология трактует общение как синоним понятия «взаимодействие». В словаре С. И. Ожегова «взаимодействие» определено как взаимная связь двух явлений; философский словарь рассматривает «взаимодействие» как «процесс взаимного влияния»,

Из книги автора

4.7. Речь Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом.

Из книги автора

Речь Все, о чем говорилось в предыдущих главах, все самые, казалось бы, элементарные упражнения со свечками, игры с машинками, «язык пальцев», разнообразные формы работы с карточками, адаптированные пересказы первых книжек – все это существует не само по себе. Это

  • Если вы чувствуете, что не можете говорить потому, что ваши легкие переполнены, сделайте паузу на несколько секунд (желательно в конце предложения) и успокойтесь, медленно выдохните. Так, ваше тело пытается набрать как можно больше кислорода. Не поддавайтесь панике, чтобы ситуация не ухудшилась. Пауза в середине предложения может прозвучать немного глупо, однако это лучше, чем делать вдох через каждое слово.
  • Если помимо вас выступает еще большое количество народа (например, во время классного занятия), старайтесь выступить как можно раньше. Чем раньше вы будете выступать, тем меньше людей будет вас слушать, так как они будут заняты мыслями относительного собственного выступления. Так что, если вы идете первым, у вас меньше поводов для беспокойства!
  • Если слушателей много, найдется, как минимум, один человек, который будет улыбаться и кивать головой. Если вы нашли такого человека, смотрите на него, чтобы придать себе уверенности (как только вы освоитесь, вы можете начать смотреть и на других).
  • Выпейте воды перед выступлением, чтобы расслабиться и охладиться.
  • Старайтесь не смотреть на учителя постоянно. Так, будет очень заметно, что вы нервничаете. В основном смотрите на других слушателей и соблюдайте зрительный контакт. Посмотрите на учителя лишь пару раз.
  • Постарайтесь глубоко вдохнуть в начале, в середине и в конце речи.
  • Не старайтесь увиливать от произношения речи. Наоборот, стремитесь говорить больше. Это будет очень полезный опыт!
  • Подумайте о том, какая хорошая у вас речь, как здорово будет рассмешить слушателей и получить высокую оценку.
  • Старайтесь не думать о том, что вы провалитесь или получите плохую отметку. Учитель больше внимания уделяет тому, что вы говорите, а не как говорите!
  • Не следуйте ложным советам и не представляйте сидящих перед вами людей в нижнем белье, это лишь отвлечет вас еще больше и вы потеряете суть. Уверенный тон и зрительный контакт смоют ваш страх в два счета.
  • Используйте чувство юмора. Заставьте всех смеяться. Говорить шутки очень легко, и вы тоже рассмеетесь. Однако следите за тем, чтобы шутки были уместными и не унылыми.
  • Когда учитель говорит о том, что вам нужно потренировать устную речь, вы должны подготовиться. Вы получите хорошие оценки за презентацию лишь в том случае, если будете тщательно подготовлены. Добавьте картинки, чтобы повысить свои шансы на успех.
  • Не делайте слишком длинные паузы, люди могут подумать, что вы ничего не знаете.
  • Вместо того, чтобы смотреть на аудиторию, смотрите в конец класса или на какую-нибудь картину.

Уметь правильно говорить речь важно для каждого человека. Это умение пригодится не только при выступлениях перед слушателями, а даже при разговоре с другом. Научиться правильно говорить может каждый человек нужно лишь немного усилий и тренировок.

Чтобы речь произвела впечатление, человек должен произносить ее уверенно. Первым делом докладчик должен сам поверить в то, о чем он рассказывает. Человек, который уверен в своей речи, будет говорить ее не в высокомерном тоне, а скорее утверждающем и одобряющем.

Во время своего рассказа нужно обязательно смотреть в глаза слушателям. При зрительном контакте речь слушателями воспринимается более сосредоточенно. Рассказчик будет чувствовать себя увереннее, если во время своего выступления установит зрительный контакт с дружелюбными и заинтересованными слушателями. Если рассказчик во время рассказа опускает глаза, то для слушателей он будет выглядеть не уверенным, а если будет смотреть по сторонам, то создастся впечатление, что ему становиться скучно от собственной речи.

Тренировать уверенную речь можно не только во время диалога и выступлений. Уверенность нужно воспитывать ы себе изнутри. Нужно каждый день делать себе комплименты , не обязательно считать себя идеально, достаточно просто напоминать себе о том, что хорошего ты сделал и как усердно трудился. Чтобы выступления из раза в раз становились лучше, нужно себя совершенствовать. Перед выступлением тщательно с планируйте свою речь, разбейте ее по пунктом, расставьте информацию по приоритетности. Необходимо время от времени практиковать произношение речи перед зеркалом или близкими людьми. Важно обращать внимание на жесты своего тела при рассказе. Рассказ, подкрепленный жестами, будет выглядеть более уверенным. Нужно научиться бороться со своим волнением, не нервничать, а подумать о чем то приятном и позитивном. После каждого выступления нужно просматривать видеозаписи своей речи, со стороны сразу будут заметны все недостатки, которые в дальнейшем можно устранить.

Перед выступлением в больших аудитория рекомендуется приехать пораньше приехать в назначенное место и познакомиться с залом: выйти на сцену, постоять, пройтись, представить в зале зрителей, проверить микрофон. Знакомства с залом успокоить нервы выступающего, т.к. он уже будет знать куда он будет выходить, и будет яснее представлять свое выступление. Человек же, ожидающий не известности, будет более напряжен. Перед выходом на сцену нужно представить свое выступление в самом удачном варианте, вообразить свой громкий и уверенный голос, аплодирующих зрителей, представить себя самым успешным оратором. Это поможет настроиться на удачу, а при выходе на сцену можно вспомнить как все это представлялось и пытаться все воспроизвести.

При подготовке своей речи нужно постараться узнать, кто придет ее слушать. Хорошо бы узнать, откуда приехали слушатели и насколько глубоки их познания в обсуждаемой теме. Исходя из этих данных можно корректировать свою речь, добавлять термины или юмор. Во время своей речи Рассказчик должен выглядеть уверенно, слушатели должны быть заинтересованы не только его речью, но и его персоной в целом. Осанку следует держать прямо, не сутулиться, быть достаточно расслабленным, не ходить кругами по сцене и обильно не махать руками. Важно выбирать такие темы для выступления, которые интересны себе самому. Хорошо изученная тема прибавляет уверенности, Рассказчик сможет ответить на любые дополнительные вопросы. Если же человек плохо знает тему, то он будет бояться своего провала, будет постоянно нервничать и это не придаст ему уверенности.

Как сделать речь красивой

Чтобы речь звучала хорошо в первую очередь ее нужно произносить громко. При тихом произношении слушатели будут постоянно перебивать выступающего, а он будет сбиваться с мысли. Кроме того, тихая речь кажется неуверенной, не интересной для рассказчика.

Человек, у которого широкий словарный запас, обычно составляет красивые речи. Поэтому необходимо этот запас постоянно пополнять. Для этого нужно много читать различной литературы, и научные статьи, и классику, и современные романы. Человек сам не замечает, как его словарный запас увеличивается и он применяет новые слова в своей речи. Так же рекомендуется завести тетрадку и записывать туда различные популярные термины, которые потом можно вставить в речь. Наличие таких терминов делает речь более интеллектуальной, но слова эти должны быть частью рассказа, а не просто вставленным куском. Следует исключить из своего рассказа жаргонные слова, речь должна быть понятна всем слушателям. Исключением составляет присутствие только определенных слушателей, например, молодежи. Тогда можно использовать популярные среди юношей и девушек слова, но нужно знать границы, чтобы не выглядеть вульгарно. Во время своего рассказа нужно не боятся делать небольшие паузы. Во время таких пауз рассказчик сможет собраться с мыслями и продолжить. Речь в этом случае будет выглядеть обдуманной и сосредоточенной. Если же рассказчик будет бормотать без остановки, то будет похоже на то, что выступающий не заинтересован в своей речи и стремиться поскорее ее закончить.

Жесты во время рассказа влияют на только на уверенность, а так же на красоту план повествования. Жестикулировать нужно только тогда, когда это уместно. В красивой речи обычно каждое слово имеет смысл. Не следует закреплять основную мысль десятками примеров, достаточно выбрать один-два самых ярких. Иначе слушатели могут подумать, что докладчик их няне дооценивает.

Самые основные мысли и идеи доклада нужно проговаривать дважды, а может и больше. Слушатель может сразу не уловить основные мысли во время произношения речи, поэтому их повторение никогда не будет лишним.

В речи всегда приветствуются конкретные примеры ситуации. Это может быть реальный случай, анекдот или статистические данные. такие примеры помогут лучше понять суть мыслей в докладе и сделает его более интересным и обоснованным.