Пять способов чтения. Чтение. Техника чтения включает в себя – способ чтения, правильность, выразительность и темп (скорость). Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс ч

Ответы на тесты

для аттестующихся учителей начальных классов

1. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?

  1. 1988 г.
  2. 1989 г.
  3. 1990 г.
  4. 1991 г.

2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения

  1. 16-летнего возраста;
  2. 18-летнего возраста;
  3. 14-летнего возраста;
  4. 12-летнего возраста.

3. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

  1. с 14 лет;
  2. с 16 лет;
  3. с 18 лет;
  4. с 25 лет.

4. В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:

  1. электронного журнала;
  2. электронного дневника;
  3. электронных форм учебной документации;
  4. все ответы верны

5. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности учителя?

  1. Нет;
  2. Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания и квалификации учителя;
  3. Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит.

6. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

  1. Нет;
  2. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций;
  3. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.

7. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?

  1. Нет;
  2. В особых случаях, при наличии уважительных причин;
  3. Да, по согласованию с администрацией учреждения.

8. С какого возраста детей начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования?

  1. С достижения детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет;
  2. С достижения детьми возраста семи лет;
  3. с достижения ими возраста шести лет пяти месяцев, но не позже достижения ими возраста семи лет;
  4. с любого возраста детей по заявлению родителей или лиц, их заменяющих.

9. Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом Российской Федерации «Об образовании»?

  1. Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая аттестация, итоговая аттестация;
  2. Аттестация по результатам изучения тем, учебных модулей, программ;
  3. Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация;
  4. Текущая аттестация, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестации;

10. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

  1. К.Д. Ушинским;
  2. В.Ф. Одоевским;
  3. Я.А. Коменским;
  4. Дж. Локком.

11. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

  1. Дж. Локк;
  2. Я.А. Коменский;
  3. К.Д.Ушинский;
  4. В.Ф. Одоевский

12. Педагог-новатор в области общего начального образования, автор трудов «Антология гуманной педагогики», «Педагогическая симфония», основоположник педагогики сотрудничества -

  1. В.А. Сухомлинский;
  2. В.Ф. Шаталов;
  3. Ш.А. Амонашвили;
  4. Е.Н. Ильин.

13. Ведущим видом деятельности младшего школьника является:

  1. учебно-профессиональная деятельность;
  2. коммуникативная деятельность;
  3. учебная деятельность;
  4. трудовая деятельность.

14. Схема учебного взаимодействия с учетом активности всех его участников (выбрать правильный ответ):

  1. субъект – объект;
  2. субъект – субъект;
  3. субъект – реакция;
  4. объект – объект.

15. Что является ключевой характеристикой развития познавательных процессов младших школьников?

  1. Репродуктивность;
  2. Долговременность;.
  3. Эгоцентризм;
  4. Произвольность.

16. Основная роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит

  1. педагогу;
  2. родителям;
  3. сверстникам, ближайшему окружению.

17. Выберите и вставьте правильный ответ: … - это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.

  1. Наблюдение;
  2. Опрос;
  3. Тестирование;
  4. Эксперимент.

18. Выберите и вставьте правильный ответ:

Компонентами учебной деятельности младшего школьника (по Д.Б. Эльконину) являются учебные задачи, …, контроль, оценка.

  1. учебные действия;
  2. игровые действия;
  3. соблюдение учебной дисциплины;
  4. учебный режим.
  1. Какой тип мышления доминирует у первоклассника?
  1. Словесно-логическое;
  2. Абстрактное;
  3. Оперативное;
  4. Наглядно-образное.

20. Решение специальных мнемических задач способствует развитию

  1. памяти;
  2. внимания;
  3. мышления;
  4. логики.
  1. По мнению А.Н. Леонтьева, ядром личности младшего школьника является:
  1. интеллектуальная сфера;
  2. мотивационная сфера;
  3. эмоциональная сфера;
  4. самосознание.
  1. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
  1. учебный план;
  2. учебник;
  3. рабочая программа;
  4. хрестоматия..
  1. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов является
  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
  3. Базисный учебный план;
  4. Государственный образовательный стандарт.
  1. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей - это
  1. образование;
  2. воспитание;
  3. социализация;
  4. развитие.

25. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это

  1. принцип культуросообразности;
  2. принцип индивидуализации;
  3. принцип природосообразности;
  4. принцип личностной ориентированности.

26. В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова акцент делается на:

  1. на развитие творческих способностей;
  2. на формирование предметного мышления младших школьников;
  3. формирование теоретического мышления школьников;
  4. на формирование наглядно-образного мышления младших школьников

27. Данная дидактическая система отрицает концентрическое построение учебных программ:

  1. система Ш.А. Амонашвил;.
  2. система проблемного обучения;
  3. система обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
  4. система репродуктивного обучения..

28. Основным методом обучения в системе обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова является

  1. игра;
  2. упражнение;
  3. дискуссия;
  4. объяснение.

29. Особенностью этого УМК является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью:

  1. «Перспектива»;
  2. «Планета знаний»;
  3. «Школа 2100»;
  4. «Гармония».

30. В этой дидактической системе в качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный:

  1. в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
  2. в системе развивающего обучения Л.В. Занкова;
  3. в системе М Монтессори;
  4. в системе вальдорфской педагогики.

31. Основная идея этого метода- обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (Дж. Дьюи):

  1. репродуктивный метод;
  2. наглядный метод;
  3. метод проектов;
  4. интерактивный метод.

32. Система гигиенических требований в ФГОС нацелена на

  1. создание безопасных, комфортных условий обучения детей;
  2. на удовлетворение биологических потребностей младших школьников;
  3. на формирование физической культуры младших школьников;
  4. на реализацию инновационных процессов.

33. При каком условии возможно использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения:

  1. по согласованию с директором школы;
  2. по решению методического объединения;.
  3. при положительных результатах гигиенической экспертизы;

4. с разрешения курирующего заместителя директора.

34. Каким должно быть соотношение двигательно-активных и статических занятий при организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность»:

  1. 50% / 50%,
  2. 80% / 20%,
  3. 40% / 60%
  4. 60% / 90%

35. К какой медицинской группе относят учащихся с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности?

  1. К основной медицинской группе;
  2. К подготовительной медицинской группе;
  3. К специальной медицинской группе;
  4. Все ответы верны.
  1. Максимальное количество видов деятельности в структуре урока в начальной школе -
  1. не более шести;
  2. не более восьми;
  3. не более четырех;
  4. не более пяти.
  1. В соответствии с базисным учебным планом, в содержании какого предмета в начальной школе должно уделяться внимание формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях:
  1. «Литературное чтение».
  2. «Технология».
  3. «Физическая культура».
  4. «Окружающий мир».
  1. Укажите определение, соответствующее понятию «здоровье»:
  1. Состояние полного физического, психического и социального благополучия;
  2. Состояние физического, психического благополучия и отсутствие вредных привычек;
  3. Состояние физического, психического, финансового благополучия;
  4. Все ответы верны.
  1. Учебные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу -
  1. контролирующие действия;
  2. мыслительные действия;
  3. продуктивные действия;
  4. репродуктивные действия.
  1. Какой фактор не относится к понятию «техника чтения»?
  1. осознанность;
  2. способ чтения;
  3. правильность;
  4. выразительность.
  1. Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от
  1. способа чтения;
  2. уровня готовности к обучению;
  3. выразительности чтения;
  4. объема текста.
  1. Морфологический принцип орфографии заключается в:
  1. морфема пишется одинаково, независимо от позиционных фонетических изменений;
  2. одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции;
  3. максимальное соответствие письма звуковому составу произносимой речи;
  4. все ответы верны.
  1. Определите правильную последовательность разбора имени существительного:
  1. склонение, род, число, падеж;
  2. склонение, род, падеж, число;
  3. род, склонение, число, падеж;
  4. склонение, число, род, падеж

44. В основе вычислительного приема вида 78 * 6 лежит:

  1. Распределительный закон умножения;
  2. Сочетательный закон умножения;
  3. Переместительный закон умножения;
  4. Все ответы верны.

45. Укажите, к какой группе результатов относится данный планируемый результат: потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

  1. личностные;
  2. метапредметные;
  3. предметные;
  4. Все ответы верны.
  1. Данный способ чтения относят к непродуктивным способам чтения:
  1. плавное слоговое;
  2. чтение целыми словами и группами слов;
  3. побуквенное чтение;
  4. произвольный способ чтения.

47. Как реализуется принцип целостности в курсе «Окружающий мир»?

  1. За счет организации учебного взаимодействия;
  2. За счет интеграции знаний;
  3. Путем введения новых форм деятельности;
  4. Все ответы верны

48. Наиболее продуктивным источником знаний об окружающем мире является:

  1. объяснение учителя;
  2. работа с учебником;
  3. непосредственные контакты в повседневной жизни;
  4. организованные наблюдения и уроки - практикумы.
  1. В этой дидактической линии (в соответствии с материалами ФГОС) курса математики изучаются элементы статистики и вероятностей:
  1. алгебра;
  2. геометрия;
  3. работа с данными;
  4. арифметика.
  1. Какая образовательная задача (в соответствии с материалами ФГОС) должна быть решена в содержании всех предметных областей начального образования?
  1. освоение элементарных математических представлений;
  2. освоение первичных знаний об искусстве;
  3. формирование и развитие навыков речевой деятельности;
  4. воспитание уважения к русской культуре.
  1. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки в начальной школе признается
  1. контрольная работа;
  2. выставка;
  3. портфолио;
  4. лист самоконтроля.

52. Какие из перечисленных условий способствуют проявлению самостоятельности ученика на уроке?

  1. Наличие свободного времени в конце урока;
  2. Учет уровня (степени) сформированности учебных умений;
  3. Частое проведение контрольных и проверочных работ;
  4. Разделение труда между школьником и педагогом.

53.Какие универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности?

  1. Познавательные.
  2. Коммуникативные.
  3. Регулятивные.
  4. Личностные.

54. Нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога:

  1. расписание;
  2. рабочая программа;
  3. поурочный план.

55. Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании», учитель вправе выбрать УМК

  1. в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения;
  2. в соответствии с решением методического объединения;
  3. по запросам родителей;
  4. по требованию администрации образовательного учреждения.

56. В каком из разделов примерной программы по предмету характеризуются цели, назначение и место учебного предмета в системе начального образования?

  1. Содержание курса;
  2. Основные виды учебной деятельности;
  3. Пояснительная записка;
  4. Тематическое планирование.

57. Педагогическая диагностика позволяет установить:

  1. степень индивидуальных отклонений у человека;
  2. особенности мотивов человека;
  3. уровень овладения учебной деятельностью;
  4. особенности жизненной позиции человека.

58. Сформированность каких компонентов учебной деятельности позволяет продиагностировать данное задание:

Подчеркни правильное решение.

А) 64: 7 = 8 (ост.8)

Б) 51: 9 = 5 (ост.6)

В) 57: 7 = 7 (ост.1.

  1. моделирование выделенного отношения;
  2. умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  3. принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;
  4. Все ответы верны.

59. Необходимый нормативный документ, предусмотренные в требованиях квалификационной характеристики учителя и отражающий цели, задачи и пути реализации содержания учебного предмета – это

  1. календарно-тематическое планирование;
  2. поурочное планирование;
  3. рабочая программа;
  4. все ответы верны.

60. Основной единицей системы письма является

  1. графема;
  2. фонема;
  3. звук;
  4. слог.

61. Что является одним из критериев готовности к школьному обучению?

  1. способность превратить спонтанное обучение в реактивное;
  2. формирование предпосылок учебной деятельности;
  3. комплекс, включающий: физическую готовность, развитие познавательных функций и мотивационно-волевую сферу;
  4. Все ответы верны.

62. C точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это:

  1. умение оценивать каждый звук в слове;
  2. навык правильного письма;
  3. навык применения орфографического правила на практике;
  4. Все ответы верны.
  1. В соответствии с ФГОС НОО, примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют:
  1. обязательный характер;
  2. индивидуальный характер;
  3. рекомендательный характер;
  4. все ответы верны.

64. Какое из перечисленных положений является составляющим понятия «читательская компетентность»:

  1. владение орфографической зоркостью;
  2. владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  3. умение обрабатывать информацию в устной форме;
  4. Все ответы верны.

65. Равенство, неравенство, выражения, уравнения являются

  1. геометрическим материалом;
  2. арифметическим материалом;
  3. алгебраическим материалом;
  4. дидактическим материалом.

66. К какому виду универсальных учебных действий относится умение организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность%

  1. Личностные;
  2. Р егулятивные ;
  3. Коммуникативные;
  4. Все ответы верны.

67. Выберите и вставьте правильный ответ:

… - это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

  1. Социализация;
  2. Обучение;
  3. Воспитание;
  4. Гуманизация.

68. В соответствии с ФГОС НОО, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть:

  1. достижение предметных результатов;
  2. достижение предметных и метапредметных результатов;
  3. достижение предметных, метапредметных и личностных результатов;
  4. все ответы верны.

69. В соответствии с ФГОС НОО, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет:

  1. 50% и 50 %
  2. 30% и 70 %
  3. 80% и 20%
  4. 60% и 30%

70. В соответствии с ФГОС НОО документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав обязательных учебных предметов и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения):

  1. Базисный учебный план начального общего образования,
  2. Программа формирования универсальных учебных действий,
  3. Примерные программы отдельных учебных предметов,
  4. Все ответы верны.

71. В соответствии с ФГОС НОО, сформированность универсальных учебных действий обучающихся должна быть определена:

  1. в процессе обучения в начальной школе;
  2. на этапе завершения обучения в начальной школе;
  3. на этапе поступления в начальную школу;

4. до поступления в начальную школу.

72. В соответствии с ФГОС НОО, какая из перечисленных программ должна обеспечивать формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания):

  1. рабочая программа по предмету «Окружающий мир»;
  2. программа коррекционной работы;
  3. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  4. программа воспитательной работы.

73. В основе ФГОС НОО лежит:

  1. системно-деятельностный подход;
  2. информационно-коммуникативный подход;
  3. интегративный подход;
  4. все ответы верны.

74. В соответствии с ФГОС НОО, для достижения первого уровня результатов внеучебной деятельности особое значение имеет:

  1. взаимодействие школьников между собой на уровне класса;.
  2. взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании);
  3. взаимодействие за пределами школы;
  4. все ответы верны.

75. В соответствии с ФГОС НОО, планируемые результаты, описывающие группу целей, характеризующих систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, приводятся в блоках:

  1. «Выпускник научится»;.
  2. «Выпускник получит возможность научиться»;
  3. «Выпускник обязан усвоить»;
  4. 4. Все ответы верны.

76. В соответствии с ФГОС НОО, при оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки выступают:

  1. цели-ориентиры;
  2. требования к уровню знаний, умений и навыков по предмету;
  3. планируемые результаты;
  4. все ответы верны

77. В соответствии с ФГОС, кем осуществляется внутренняя оценка достижения планируемых результатов?

  1. Органами управления образованием;.
  2. Самой школой - учениками, педагогами, администрацией;
  3. Родителями обучающихся;
  4. Все ответы верны.

78. Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является:

  1. Примерная основная образовательная программа начального образования;
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ;
  3. Программа формирования универсальных учебных действий;
  4. Системно-деятельностный подход.

79. На основании Закона Российской Федерации "Об образовании", имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования:

  1. обучающийся;
  2. родитель (законный представитель) обучающегося;
  3. классный руководитель;
  4. все ответы верны

80. Данная образовательная область обеспечивает учащимся возможность выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру:

  1. «Физическая культура»;
  2. «Технология»;
  3. «Искусство»,
  4. «Окружающий мир».

81. По мнению М.И. Махмутова, этап актуализации прежних знаний является структурным компонентом:

  1. урока закрепления знаний, умений и навыков;
  2. урока ознакомления с новым материалом;
  3. урока с проблемным методом обучения;
  4. все ответы верны.

82. Это нарушение поведения проявляется в расстройстве внимания, двигательной расторможенности и импульсивности:

  1. демонстративный нигилизм;
  2. синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  3. хроническая неуспешность;
  4. дисграфия.

83. С какой целью в начальных классах необходимо проводить динамическую паузу не менее 40 мин:

  1. для обеспечения развития растущего организма ребенка;
  2. для формирования навыков физической культуры;
  3. для снятия статического напряжения;

4. с учетом повышенной энергетики детей младшего школьного возраста.

84. Какую психическую функцию младшего школьного периода развития Л.С. Выготский называет «центральной»?

  1. внимание;
  2. память;
  3. воображение;
  4. речь.

85. Как проявляется идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития при организации взаимодействия учителя и ученика при работе?

  1. Совместная работа позволяет ребенку делать только то, что он хорошо умеет, остальное делает учитель, чтобы ребенок не терял мотив к деятельности;
  2. Всю работу должен делать сам ребенок, а учитель лишь постоянно контролирует ход работы;
  3. Совместная работа учителя и ученика с учетом его индивидуальных особенностей, возрастных возможностей и личностных интересов позволяют ему освоить новые знания, умения и навыки или восполнить имеющиеся пробелы в наиболее эффективной форме;
  4. Все ответы верны.

86. В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

  1. страстное, бьющаяся, подстричь;
  2. июльский, маячить, прелестное ;
  3. создаёшь, поющие, местность;
  4. тростниковые, вскользь, разъяриться.

87. В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

  1. просьба, въедливый, свадебное;
  2. дружелюбие, старьёвщик, скользко;
  3. разъяриться, повсеместный, скользко;
  4. окрестность, въехавший, моющаяся.

88. В каком ряду во всех словах есть звук [ж]?

  1. чижик, сторожка, мужчина;
  2. остужать, жалеющий, перемежающийся;
  3. художник, жюри, дворняжка;
  4. подружиться, фуражка, изжелта-красный.

89. В каком ряду все выделенные слова пишутся с двумя буквами «Н»?

1. Неписа…ый закон, вывере…ое решение, дипломирова…ый специалист.

2. Довере…ое лицо, гума…ый поступок, непродума…ое высказывание.

3. Квалифирова…ый работник, серебря….ая медаль, естестве…ый ход событий.

4. Награда честно заслуже…а, принять решение осозна…о, свяще…ый долг.

90. В каком ряду все слова содержат двойные согласные?

  1. Коэ(ф,фф )ициент, ра(с,сс )чет, ди (с,сс) еминация.
  2. А(к,кк )умулировать, ко(р,рр )еляция, а(с,сс) оциативный.
  3. Ди(с,сс) онанс, а(с,сс) оциальный, ко(р,рр )ектировать.
  4. Ра(с,сс) читывать, импре(с,сс )арио, инте(л,лл )ект.

91. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24.июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»

1. прав человека

2. основных свобод

3 . прав ребёнка

92. Новым подходом в воспитании детей является:

1. личностно-ориентированный подход

2. деятельностный

3. природосообразный подход

4. когнитивный подход

93. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:

1 . диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный

2. анализ, моделирование, реализация, контроль

3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия

94. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции

1 . Е.В Бондаревской

2. О.С.Газмана

3.Н.Е. Щурковой

95. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:

1. толерантным в жизни на этой земле

2 . счастливым в жизни на этой земле

3. свободным в жизни на этой земле

96. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии;

… 1. герменевтического подхода;

2. акмеологического подхода;

3. амбивалентного подхода.

97. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий:

  1. Один раз в 3 года
  2. Один раз в пять лет
  3. Через год после предыдущей аттестации, если работнику были даны рекомендации аттестационной комиссии

98. Основной процедурой аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) является:

1. Презентация портфолио

2 . Экспертиза профессиональной деятельности

3. Квалификационные испытания в письменной форме

99. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:

1. 3 компетентностей

2. 4 компетентностей

3. 5 компетентностей

4. 6 компетентностей

100. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области личностных качеств входит:

1. Эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации самомотивации

101. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области постановки целей и задач входит:

2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач

3.Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.

102. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области мотивации учебной деятельности входит:

1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

103. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности входит:

1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, ивание.

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3 . Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности .

104. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений входит:

1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.

105. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области организации учебной деятельности входит:

1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач

3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание


Сформированность навыка чтения традиционно оценивается по следующим параметрам: способ, скорость, правильность чтения и понимание прочитанного. Основные критерии оценки навыка чтения и требова­ния, предъявляемые к чтению учащихся в каждом классе, содержатся в программе обучения в начальных классах, согласно которой учитель определяет соответствие инди­видуальных показателей чтения ребенка нормативным требованиям.

В процессе своего формирования чтение проходит ряд этапов, которые связаны с доступным на каждом этапе способом чтения. Способ чтения - важнейший показа­тель сформированности навыка чтения. Т. Г. Егоров выде­лил четыре последовательные ступени формирования навыка чтения, соотнесенные со способом чтения: овладение звуко-буквенными обозначениями; слогоаналитическая ступень; становление целостных приемов чтения; синте­тическое чтение. В. Г. Горецкий и Л. И. Тикунова вы­деляют продуктивные и непродуктивные способы чтения. К непродуктивным способам они относят: побуквенное и о.трывистое слоговое чтение, а к продуктивным - плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением от­дельных слов и чтение целыми словами.

В соответствии с программными требованиями к кон­цу первого класса дети должны овладеть плавным слого­вым чтением, к концу второго - синтетическим чтением с переходом на послоговое прочтение трудных слов, а в тре­тьем и четвертом классах - беглым синтетическим чтени­ем целыми словами и группами слов. На практике оказы­вается, что многие дети уже в первом классе читают бегло целыми словами, и в то же время в четвертом классе име­ются учащихся, которые читают аналитическим спосо­бом, то есть по слогам, или же только переходят к синтети­ческому чтению.

Скорость чтения определяется по количеству прочи­танных ребенком слов за одну минуту. Программа содер­жит ориентировочные показатели скорости чтения: пер­вый класс - 25-30 слов/мин; второй класс - 30-40 слов/ мин (конец первого полугодия), 40-50 слов/мин (конец второго полугодия); третий класс - 50-60 слов/мин (ко­нец первого полугодия), 65-75 слов/мин (конец второго полугодия); четвертый класс - 70-80 слов/мин (конец первого полугодия) и 85-95 слов/мин (конец второго полу­годия) .

Такое определение скорости чтения, являясь оправдан­ным в условиях дефицита времени, на наш взгляд, не поз­воляет полностью оценить понимание прочитанного, так как за одну минуту некоторые дети успевают прочитать лишь 3-4 предложения из предложенного текста и, следо­вательно, не могут ответить на вопросы по содержанию всего текста. Подобная процедура обследования не дает возможности выявить такие важные компоненты деятельности, как ориентировка в задании, врабатываемость и т. д. При об­следовании сформированное навыков чтения не должно быть временных ограничений. Деятельность ребенка должна протекать в комфортных условиях.

Многие авторы высказываются о том, что скорость и способ чтения - взаимосвязанные показатели навыка чте­ния. А. Н. Корнев считает, что «скорость чтения без боль­шой погрешности может использоваться и как характери­стика способа чтения». Наш собственный опыт практической работы в школе не позволяет полностью со­гласиться с этим утверждением. Мы располагаем приме­рами, когда при достаточно высоком темпе чтения, соот­ветствующем программным требованиям (96 слов/мин), у четвероклассника наблюдалось отрывистое послоговое чтение и, наоборот, при синтетическом чтении учащегося того же четвертого класса зафиксирована скорость всего 76 слов/мин, что существенно ниже нормативных требо­ваний. И такие примеры не являются единичными. В этом вопросе мы придерживаемся мнения, согласно которому каждому человеку присущи свои темповые характеристи­ки, являющиеся довольно универсальными для всех видов деятельности, в том числе интеллектуальных (А. Н. Берштейн, А. Р. Лурия и др.). Как правило, для ребенка с медленной походкой, размеренными движениями и мед­ленной речью в обычных (не экспериментальных) услови­ях будет характерен медленный темп чтения. Требовать от него быстрого темпа - значит создать для него экстре­мальные условия деятельности.

Изучение правильности технической стороны чте­ ния предполагает выявление наличия или отсутствия ошибок чтения. Правильным называется чтение без оши­бок. Анализ ошибок включает их качественную и количе­ственную интерпретацию. Однако зачастую эта процедура ограничивается лишь подсчетом количества ошибок. Это связано с объективными диагностическими сложностями. Чтение - сиюминутный, не обладающий материальной субстанцией процесс. За короткое время, пока ребенок чи­тает, практически невозможно выделить, классифициро­вать и зафиксировать все допущенные ошибки (тем более что за это же время нужно определить способ и скорость чтения). Программа содержит предписания по выставле­нию отметок за чтение в зависимости от количества допу­щенных ошибок, однако в ней не оговаривается, в каком по объему тексте может быть допущено это количество ошибок. Совершенно очевидно, что 3 ошибки при чтении 30 слов - совсем не одно и то же, что 3 ошибки при чтении текста в 100 слов.

Исследование понимания прочитанного, согласно су­ществующей практике, возможно несколькими способа­ми: пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по содержанию отдельных частей и всего текста в целом, а также объяснение значений отдельных слов текста. Все эти способы направлены на выявление только ошибок по­нимания плана значений и, как указывают некоторые иссле­дователи, ни один из них не является достаточно чувстви­тельным к выявлению нарушений понимания прочитанного. В. Г. Горецкий и Л. И. Тикунова к содержанию каждо­го текста, отобранного ими для проверки техники чтения, приводят вопросы, направленные на выяснение понима­ния содержания отдельных частей и всего текста, значе­ния слов, умения определить главную мысль. Но, к сожа­лению, разработчики не приводят указаний на то, какое количество неправильных ответов свидетельствует о недо­статочном понимании, а какое о полном непонимании прочитанного. Возможно, это связано с тем, что после тек­стов приведено различное количество вопросов (от 1 до 6) и уровень сложности их также различен.

Анализ процедуры оценки смысловой стороны чтения позволяет сделать вывод о том, что эта процедура носит субъективный характер, так как зависит от выбранного метода диагностики и опыта исследователя. Стандар­тизированные процедуры оценки смысловой и техниче­ской сторон навыка чтения авторами не представлены.

4. Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования

Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.

Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения . Психолог Т. Г. Егоров, чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны три взаимосвязанные стороны: восприятие буквенных знаков, озвучивание и осмысления». Таким образом, в методике закрепляется мнение, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. Техника чтения обозначает все три компонента процесса чтения: восприятие, произнесение, понимание.

Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Т. Г. Егоровым выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: «аналитический, синтетический и этап автоматизации».

Аналитический приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слова по слогам. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) происходят одновременно. Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами. На синтетическое чтение учащиеся переходят в II классе.

В последующие годы чтение все более автоматизируется – это этап автоматизации . Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста.

Такой путь – от аналитического до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, что учитель обеспечит в классе определенный режим работы:

    Каждодневное упражнение в чтении

    Отбор текстов с учетом психологических и возрастных особенностей детей

    Систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения

    Специально организовывать чтение про себя: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, собственно чтение про себя.

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

Под правильностью чтения понимается плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Как показывает школьная практика, учащиеся чаще искажают те слова, смысла которых они не понимают. В целях предупреждения ошибок целесообразно:

а) выяснение перед чтением лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено,

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав,

в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий),

г) предварительное чтение текста про себя,

д) в целях осознания содержания и подготовки к чтению вслух систематический контроль со стороны учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей,

е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя прием повторного чтения).

Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.

Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу первого года обучения составляет 30-40 слов в минуту, к концу II класса - 60- 80 слов, к концу III - 80-90 слов. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает также характер заданий, которые они выполняют, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия. Выполнение таких заданий одновременно является и упражнением в чтении. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

Особого внимания заслуживает развитие у учащихся умения читать про себя.

Упражнения:

    Чтение отрывков с разным темпом: медленно, быстро, плавно, протяжно;

    Чтение отрывков на время

    Чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям

Сознательность чтения - понимание младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств, а также собственным отношением ученика к изображаемому.

Все приемы предварительной работы с текстом можно разделить на 2 группы:

Компенсирующие несформированность типа правильной чит. деятельности

Приемы, формирующие тип правильной чит. деятельности

Приемы, компенсирующие несформированность типа правильной чит. деятельности:

    Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтении. (рассказ Толстого «Котенок», расскажи о своем котенке, как ухаживаешь и т.д.)

    Рассказ учителя, когда тема чтения незнакома детям, или мало знакома.

    Словарная работа – вид деятельности, который обязательно присутствует на уроке. Компоненты словарной работы:

Лексическая работа

Работа по предупреждению ошибочного чтения

Орфографическая работа (имеет место на русском языке)

Для объяснения значения слов используются следующие приемы:

Подбор синонимов

Через антонимы

Развернутое описание

Показ предмета или изображение

По сноске или словарю

Приемы, формирующие тип правильной чит. деятельности

    Предварительное рассматривание иллюстраций (предположение о предстоящем чтении)

    Вычленение ориентирующих слов (первое и последнее предложения)

На заключительном этапе:

    Чтение по ролям (для текстов, насыщенных диалогами)

    Пересказ текста (подробный, близкий к тексту, выборочный, краткий, творческий)

    Выразительное чтение текста (базируется на таком навыке чтения, как выразительность)

Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему. Формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это «значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых - ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит их управлять своим дыханием во время произношения и правильно использовать голос. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, темпом, тембром. Учащиеся учатся говорить (читать) громко или тихо в зависимости от содержания текста, выбирать быстрый, средний или медленный темп речи, придавать голосу ту или иную эмоциональную окраску. Обучение выразительному чтению включает знакомство с паузой и логическим ударением.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения;

б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения;

в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам).

При обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учащихся к событиям, о которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Однако необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования выразительного чтения учащихся. Школьники всегда должны слышать выразительную речь учителя.

Компоненты навыка чтения

Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.

Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

1) значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле;

4) основного смысла всего содержания текста.

При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор).

Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения.

Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие ее стороны.

1. Побуквенное

1. Плавное слоговое

2. Отрывистое

слоговое

2. Плавное слоговое
с целостным прочтением
отдельных слов

3. Чтение целыми словами
и группами слов

Выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа (см. схему) относятся к непродуктивным. Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения.

Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.

Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В. Г. Горецкому).

I полугодие

II полугодие

25–30 слов в мин

30–40 слов в мин

40–50 слов в мин

50–60 слов в мин

65–75 слов в мин

75–85 слов в мин

85–95 слов в мин

Если результат ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:

а) замены;

б) пропуски;

в) перестановки;

г) добавления;

д) искажения;

е) повтор букв (звуков), слогов, слов;

ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах;

з) ошибки в окончании.

Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у учащихся начальной школы желательно проверить этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов. Для проверки техники чтения и фиксации данных по каждому из компонентов мы предлагаем использовать таблицу:


Примечание. При проверке навыка чтения выявляются:

1. Понимание слов:

– ключевых;

– употребленных в переносном смысле.

2. Понимание содержания отдельных предложений:

– самостоятельно;

– при затруднении по вопросам учителя.

3. Понимание, осознание основной мысли произведения.

Как повысить технику чтения у детей?

Навык чтения - это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

Способ чтения является важным компонентом техники чтения. Выделяют 5 основных способов чтения. Побуквенное и отрывистое слоговое чтение относят к непродуктивным способам чтения, а плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов и чтение целыми словами и группами слов относятся к продуктивным способам чтения.

Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:

Пропуски

Перестановки

Добавления

Искажения

Повтор букв или слов

Ударение в словах

Ошибки в окончании

Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный. Поэтому в процессе навыка чтения рекомендуется вводить тренировочные упражнения:

I. Упражнения на развитие зоркости:

Какая буква, слог, слово лишнее?

* а, у, р, о, ы

*ма, ра, ла, ны, са

*река, речка, ручей, ручка, ручеек.

Что общего в словах и чем они различаются?

*мел - мель

*мал - мял,

*мыл - мил

II. Артикуляционная гимнастика

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания.

Дикция - основа чёткости, понятийности речи.

1. Чтение шёпотом и медленно:

ра-ра-ра - начинается игра

ры-ры-ры - у нас в руках шары?

2. Чтение тихо и умеренно:

Арка - арца

арта - арда

арла - арба

3. Чтение громко и уверенно:

Моль - соль - толь - боль

Почка - почва - почта

Дверь - зверь - червь

4. Игры на звукоподражание:

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра...Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда...Га, га, га!

Наши курочки в окно...Ко, ко, ко!

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споёт...Ку-ка-ре-ку!

5. Скороговорки на проговаривание согласных звуков:

Коси, коса, пока роса.

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. И др...

Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно.

III. Метод динамического чтения.

Динамическое чтение - это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами про себя.

1. Упражнения для развития "поля зрения" по таблицам.

А У К С О Т Д Е И С

Т М Ф Я Э Ю Н И Г Ш

Б В Л Ш Х Щ Ж Й Р Б

Ц Е Ы Ю З К М Н П Ь

Задание: прочитайте про себя, указывая буквы карандашом.

1. Как можно быстрее назови все буквы, слоги по порядку, указывая карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друк за другом букв (слогов).

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят её всю целиком.

КУ МАН ТУЗ КАС

ША ТА ТИН БОЛ

ТО КАР ТОН НА

ФЕЛЬ ЛИК КА НИЗ

Задание: прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева направо). Постарайся запомнить слоги. Составь из данных слов слова.

IV. Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).

При чтении текста, поймав боковым зрением контуры следующего слова, на основании смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (слога, буквы) называется антиципацией. Развитию антиципации способствуют некоторые упражнения.

1. Закончи пословицы.

Записаны 2 - 3 пословицы. Необходимо их закончить.

Дома стены _______.

Век живи, ______ ________.

Готовь сани летом, __ _______ _________.

2. Восстанови слово.

Написаны слова с пропущенными буквами и слогами.

(Машина, малина, Марина)

(рыболов)

V. Упражнения на развитие чтения без повторов.

1. Чтение с закладкой.

Закладка движется не под строкой, а на строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика.

На закладке нарисована стрелка, указывающая вправо. Закладка закрывает прочитанный слог, который также закрывается передвижением закладки левой рукой вправо. это исключает повторы уже прочитанного слога и ускоряет чтение.

2. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПЫлеСОС СнеГИри

ВоРОбьИ ТЕтерЕВочЕК

3. Постоянное наращивание слова:

ПЕРЕЛЕСОК

4. Работа по таблицам:

В данных таблицах слоги не прописаны, ученики составляют слоги самостоятельно при чтении таблиц.

VI. Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.

Указанные ниже упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью и т. д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут.

1. Чтение "канон".

2. Чтение "Спринт".

Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

3. Упражнение "Чтение-разведка"

Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка Можно предложить поиграть в разведчиков, т. е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.

4. "Жужжащее" чтение.

Ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела.

5. Чтение с простукиванием ритма.

Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

6. Чтение со звуковыми помехами.

Например, при звучании музыки.