Развивающие методы обучения в педагогике. Методы и приемы в педагогике. группа методов обучения

Метод обучения — определенным образом упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя работой учащихся по овладению знаниями. Методы обучения определяются его целями и содержанием.

Методы и формы обучения

Но что такое методы вообще? Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший метод — залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической.

Причем каждому роду деятельности соответствует свой наиболее эффективный метод. Метод, отмечал великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания.

Свой комплекс методов применяет и преподаватель в процессе обучения. Но поскольку, как отмечалось, содержание обучения чрезвычайно сложно, естественно, что и методы усвоения этого содержания чрезвычайно многообразны. Классификация дидактических методов является одной из сложных проблем теории обучения. Делались попытки классифицировать эти методы на основе самых разнообразных критериев. Так, на основе критерия в виде источника знаний методы обучения подразделялись на вербальные, наглядные, электронно-информационные, предметно- практические и т.д. На основе критерия характера познавательной деятельности обучаемых дидактические методы делились на репродуктивные и продуктивные и т.п. Однако все эти классификации оказались мало полезными для педагогической практики.

Поэтому в последнее время при характеристике общедидактических методов выделяются те из них, которые используются в изучении всех учебных дисциплин независимо от их специфики и характеризуются определенным своеобразием, некоторыми собственными признаками. Такими наиболее продуктивными общепедагогическими методами являются следующие.

Как важнейший общедидактический метод обучения используется прежде всего в высшей школе, но с некоторыми коррективами применяется и в старших классах учебных заведений среднего уровня. Лекция отличается от других видов учебных занятий обилием сообщаемой информации, она посвящается, как правило, описанию сложных систем, связей, зависимостей причинно-следственного характера. Ее продолжительность обычно составляет два академических часа. Условием эффективности лекции являются:

  • сообщение в самом начале лекции не только ее темы, но и летального плана;
  • последовательное изложение содержания всех разделов плана с выводами по каждому из них;
  • подчинение всех разделов плана единой теме, центральной идее лекции;
  • установление связей между каждой частью лекции, использование логических «мостиков», переходов между ее разделами;
  • эмоциональность изложения, которая достигается с помощью ярких фактов, живого языка, элементов юмора;
  • оптимальный темп лекции, позволяющий слушателям записать ее основные положения, определения;
  • использование наглядных пособий: схем, иллюстраций, видео- и аудиоматериалов;
  • установление связей материала лекции с проблемами предстоящих семинаров и практических занятий.

Однако даже самая квалифицированная лекция воздействует все же на ограниченный круг человеческих рецепторов. Активизируя органы слуха, зрения, она оставляет пассивными двигатель- но-моторный аппарат, речевые способности обучаемых.

Эти недостатки лекции поэтому должны быть восполнены применением других методов обучения и прежде всего путем организации различного рода упражнений, семинаров, практических занятий, лабораторных работ.

Упражнения как раз и нацелены на активизацию двигательно-моторных способностей человека, на обучение, по выражению выдающегося американского философа и педагога Д. Дьюи (1859- 1952), «через делание».

Без правильно организованных упражнений невозможно дополнить полученные знания необходимыми практическими умениями и навыками, опытом творческой деятельности и таким образом реализовать воспитательные задачи образования. Систематические упражнения поэтому являются надежным, проверенным методом успешного учебного труда. Именно здесь формируются умения использовать теорию на практике и тем самым закреплять и углублять знания, полученные на лекциях, других вербальных видах занятий: беседы, дискуссии и т.п.

При организации учебных занятии в виде упражнении обычно выделяются следующие этапы.

  • объяснение преподавателя, включающее показ основных этапов предстоящей работы;
  • пробный этап — выполнение работы двумя-тремя обучаемыми в то время как остальные наблюдают и при необходимости делают замечания;
  • фронтальное выполнение работы всеми обучаемыми, оказание преподавателем необходимой помощи ученикам, плохо справляющимся с заданием;
  • контроль и оценка результатов работы.

Рассмотрим основные виды практических форм учебной работы .

Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков.

Проводится в условиях специализированной лаборатории (кабинета физики, химии и т.п.) и состоит в проведении опытов, расчетов, вскрывающих сущность тех или иных процессов.

- выполнение задания по обработке материалов, изготовлению предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских, преддипломная практика и т.п. Этот вид упражнений способствует выработке организационных, хозяйственных навыков.

При организации этих видов занятий важно соблюдать оптимальные пропорции между объемами времени, которые затрачиваются на теоретические и практические виды учебных занятий. Как показывает опыт, в частности американский, чрезмерное увлечение методом «обучения деланием», ставка на узкий практицизм в преподавании ведет к общему снижению уровня образования.

Учебная дискуссия - еще один из методов обучения, который постепенно входит в практику- нашей школы, хотя давно и успешно применяется на Западе. Суть метода дискуссии состоит в организации в рамках учебной группы обмена взглядами по конкретной проблеме. Преимущества дискуссии — в стимулировании познавательного интереса обучаемых.

Дискуссия должна быть подготовлена прежде всего в содержательном отношении. Без знания темы дискуссия будет малопродуктивной. Хорошо подготовленная дискуссия приобретает характер научного спора, «мозговой атаки».

Конечно, нельзя ожидать, что обучаемые, будь то школьники, студенты или даже аспиранты, решат какую-либо вечную проблему, например о соотношении материи и сознания, происхождения жизни на Земле или доказательств бытия Бога, но, несомненно, спор вызовет повышенный интерес к проблеме, желание глубже разобраться в ней.

В ходе дискуссии у обучаемых окрепнет умение ясно и точно излагать свои мысли, приводить конкретные доказательства. Воспитательное значение дискуссий состоит в том, что они помогают выявить особенности характера ее участников, исправить недостатки в их поведении, такие, например, как неуважение к собеседнику, несдержанность и др. Конечно, использование метода дискуссий возможно лишь в вузах, а также в старших классах средней школы.

Работа с книгой, прежде всего с учебником, стала важнейшим методом обучения с тех пор как появились книги. Вместе с ними у ученика появилась возможность получать информацию не только непосредственно от преподавателя, но и опосредованно, из книг в удобное время и в удобном месте — дома или в библиотеке. С появлением электронных учебников их роль в процессе обучения еще более повысилась.

Как отмечалось, учебник, будучи одним из основных носителей содержания обучения, призван выполнять все главные функции учебного процесса: обучающую, воспитательную, контрольную. Конечно, при работе с любой книгой следует придерживаться определенных правил:

  • начинать работу с книгой следует с выяснения ее выходных данных: авторов, времени и места издания; уже эти данные могут сказать многое по поводу целесообразности использования книги;
  • далее следует бегло просмотреть содержание книги, пользуясь оглавлением, и на этом основании еще раз убедиться в целесообразности ее использования;
  • следующий этап — детальное ознакомление с содержанием книги, выделение наиболее важных се частей и при необходимости осуществление выписок или ксерокопирования отдельных фрагментов книги, в первую очередь определений, схем, таблиц, диаграмм;
  • в заключение работы над книгой следует ответить на контрольные вопросы, задания, упражнения, тесты.

Работа с книгой требует немалых затрат времени. Подспорьем здесь могут стать новые методы быстрочтения, овладение которыми может ускорить процесс усвоения содержания книги в два-три раза.

Видеометод , который сформировался в связи с массовым проникновением в практику работы учебных заведений многообразных аудиовизуальных технических средств, в том числе компьютеров, а также в связи с возможностью выхода в Интернет с его неограниченными информационными возможностями. Эти средства могут выполнять весь комплекс дидактических функций: сообщения знаний, повторения, контроля. Речь, по сути дела, идет о новой комплексной дидактической технологии.

Эффективность видеометода связана с воздействием наглядных образов, дидактическая роль которых может быть реализована только при условии их сочетания с упражнениями, тестами, также представленными в электронном виде. Очевидно, что эффективность видеометода зависит во многом от качества программного материала видеопособий, создание которых может быть только результатом совместных усилий преподавателей и специалистов по компьютерным технологиям. Поэтому использование видсомс- тода предъявляет к преподавателю повышенные требования по овладению современной видео- и компьютерной техникой с тем, чтобы сотрудничать со специалистами-электронщиками и уметь оказывать консультативную помощь обучаемым в процессе их самостоятельной работы с соответствующей техникой. Вместе с тем и специалисты-электронщики, участвующие в создании программного обеспечения учебного процесса, должны овладеть знанием основ дидактики.

Конечно, и те и другие не должны при этом забывать о санитарно-гигиенических требованиях к организации учебного процесса, в частности к использованию в нем электронной техники, руководствуясь при этом известной формулой: не навреди!

Видеометод при всех его достоинствах нельзя абсолютизировать. Опыт его использования обнаружил и его недостатки: дисплей компьютера слабо стимулирует развитие навыков живой речи, абстрактного мышления, творчества, самостоятельного исследования. Поэтому его использование становится эффективным при условии сочетания с другими, традиционными методами обучения.

Метод обучающей игры основывается на особой любви человека к различного рода играм. Его поэтому иногда определяют как Homo ludens - человек играющий. По мнению французского философа Ж.-П. Сартра (1905-1980), «человек должен выбирать: быть ничем или играть». Количество игр, изобретенных человеком, бесконечно разнообразно. Играют не только дети, но и старые люди. Наряду с развлекательными и спортивными, игры используются и как метод умственного развития в форме обучающих, деловых игр.

Сущность обучающей игры — моделирование, иммитация тех или иных реальных ситуаций. В упрощенном виде в игре воспроизводится, моделируется действительность, а действия участников иммитируют реальные действия.

Например, студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент», предлагается описание некоторой территории с населенными пунктами, природными условиями, запасами полезных ископаемых, с хозяйственными и культурными объектами. А затем дается задание спрогнозировать размещение в данном регионе новых промышленных и сельскохозяйственных объектов.

Главное назначение метода — стимулировать познавательный процесс на основе предоставления в игре каждому из его участников роли активного преобразователя действительности. Интерес к игровому методу усилился в последние десятилетия, когда в школу стали проникать компьютеры, способные моделировать сложные ситуации. Компьютерные игровые программы эффективно решают проблемы поддержания интереса к учебе, создавая условия увлекательного соревнования человека с машиной, контролируя качество обучения.

Выбор того или иного из рассмотренных методов обучения, конечно, не должен быть случайным. Однако на практике нередко преподаватель действует по привычным для него схемам, сложившимся в его многолетней практике.

Оптимальным является такой выбор методов, который опирается на требования теории обучения о соответствии методов содержанию обучения, особенностям контингента обучаемых, количеству учебного времени и т.п. Вместе с тем, руководствуясь теорией, не следует забывать, что обучение — дело творческое, в котором многое зависит от накопленного опыта, личных способностей и склонностей преподавателя, а также от имеющихся в наличии средств обучения.

ДИДАКТИКА (греч.слова-поучающий), рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты. ОБУЧЕНИЕ- это упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на формирование научных знаний, умений, навыков, эмоционально целостного отношения к миру. В учебном процессе не ставится задача открытия новых истин, а требуется лишь творческое их усвоение. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в связи с чем соответственно изменены формы и методы познавательной деятельности. Многие знания добываются учениками не путем непосредственного изучения объектов, а опосредованно, т.е. посредством рассказа учителя, описания, объяснения, получения разнообразной информации. ОБРАЗОВАНИЕ – это система знаний, умений, навыков(ЗУН), приобретённых в процессе обучения. Но знания, умения, навыки - не физические предметы, их передать просто нельзя. Они могут возникнуть в голове ребенка, человека только в результате собственной активности. Их нельзя просто получить, они должны получаться в результате психической активности обучающегося и прежде всего мышления. "процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников". ЗНАНИЯ – это совокупность идей воплощающих теоретическое овладение предметом, результат познавательной деятельности человека. УМЕНИЯ – это овладение способами применения знаний на практике (практические: ходить на лыжах, считать, делать выводы). НАВЫК – это умение доведённое до автоматизма высокой степени совершенства (навык писать, чистить зубы…). Обучение – это двухсторонний процесс, он включает деятельность учителя и деятельность ученика.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика»

Обучение как процесс

Гр.ЗПС-04-02-37204______ Т.А. Карпова

Преподаватель ___________________

Владивосток 2005

Введение

1. Характеристика процесса обучения

1.1 Понятие и сущность обучения

1.2 Закономерности обучения

1.3 Принципы обучения

1.4 Цикличность процесса обучения

1.5 Структура обучения

2. Методы обучения

3. Виды обучения

3.1 Развивающее обучение

3.2 Объяснительно-иллюстративное обучение

3.3.Проблемное обучение

3.4 Программированное обучение

Заключение

Список использованных источников

Введение

Будучи историческим существом, человек, вместе с тем, и даже, прежде всего, естественное существо: он — организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. Они развиваются и изменяются по мере того, как человек осваивает в ходе обучения и воспитания то, что создано в результате исторического развития человечества. В процессе индивидуального развития определённую роль играет обучение. Ребёнок не созревает сначала, а потом воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь под руководством взрослых.

Включение в школьное обучение требует известного уровня развития, который достигается ребёнком в результате дошкольного воспитания. Но школьное обучение не просто надстраивается над уже созревшими функциями. Необходимые для школьного обучения данные получают дальнейшее развитие в процессе самого школьного обучения; необходимые для него, они в нём же формируются.

Из этого вытекает, что процесс обучения должен быть и процессом развития. Этого же требуют и основные цели обучения, заключающие в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Исходя из этого, следует вывод, что единственной задачей обучения является не сообщение ребёнку определённых знаний, а лишь развитие у него определенных способностей: не важно, какой материал сообщить ребёнку, а важно научить его наблюдать, мыслить и т.д. Так учит теория формального обучения, которая видит задачу образования не в том, чтобы учащийся освоил определённую сумму знаний, а в том, чтобы развить у него определённые способности, необходимые для того, чтобы их добывать.

1 Характеристика процесса обучения

1.1 Понятие и сущность процесса обучения

Что же такое обучение? И.Ф.Харламов так писал об этом: «целенаправленный, педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений». Обучение – это процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей человека, ребёнка. Обучение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие ребёнка, другими словами, имеет дело с познавательными процессами ребёнка. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание – учение».

Преподавание – это деятельность учителя по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки её усвоения, а также взаимодействие с учениками и организации и совместной, и самостоятельной деятельности.

Учение – это деятельность ученика, которая подразумевает освоение, закрепление и применение знаний и навыков; самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценки учебных достижений; осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так же личностные качества. В этом и сказывается двусторонность процесса обучения: преподавание – деятельность учителя, и учение – деятельность учеников, предстающих в единстве при передаче последним социального опыта в форме содержания образования.

Процесс обучения – это специфический вид познавательной деятельности человека. Он содержит в себе как общие, так и специфические особенности познания учеником объективного мира. Если учёный познаёт объективно новое в ходе исследования тех или иных явлений, процессов, то ученик в процессе обучения открывает и усваивает субъективно новое, т.е. то, что уже известно науке и человечеству, что накоплено наукой и систематизировано в виде научных представлений, понятий, законов, теорий, научных факторов.

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень облученности и обучаемости. Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в бальной оценке.

Методы, приемы и формы обучения

Успешность обучения — это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

В процессе обучения при выявлении его сущности надо различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. В последнем наиболее рельефно проявляется общение учителя и ученика, что и есть собственно обучение, его сущность. Исключи общение между учителем и учеником, и обучение, как таковое не реализуется. А вместе с ним исчезнет и всякое взаимодействие между учителем и учеником. Не состоится передача социального опыта и владения им.

Следовательно, обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.

Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей: образовательной и воспитательной. Образовательная – чтобы все учащиеся приобрели определённую сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков. Воспитательная – чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.

Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй, из чего следует главная цель образования – вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовывать свой человеческий потенциал.

1.2 Закономерности обучения

Закономерности обучения – это существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, т.е. не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве.

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определённом типе и уровне образования); ко вторым – связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала). Внутренних закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения. Например, существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий.

Другая закономерность: есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению, обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения.

1.3 Принципы обучения

Принципы обучения представляют собой руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой. Учитывая нацеленность на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принципов обучения в современной общеобразовательной школе:

Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру.

Методический прием – это часть метода; конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.

Для специального обучения особое значение имеет классификация методов на основе целостного деятельностного подхода в процессе обучения, разработанная Юрием Константиновичем Бабанским. Он выделяет три группы методов.

I группа – методы организации и осуществления учебно‑позна-вательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:

словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний);

индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);

репродуктивные и проблемно‑поисковые (развитие мышления);

самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II группа – методы стимулирования и мотивации.

III группа – методы контроля и самоконтроля.

Наиболее распространенной и востребованной в специальном обучении является классификация методов по источнику знаний (традиционная):

Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово): объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут. Из словесных как самостоятельный метод выделена работа с книгой: чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование.

Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия): показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся, экскурсия.

Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия): упражнение, лабораторные и практические работы, моделирование, учебно-производительный труд.

Использование технических средств обучения рассматривается как видеометод. В видеометод включены просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль.

Недостатки развития познавательной деятельности учащихся специальных образовательных учреждений (особенно мышления и речи, сенсорно‑перцептивной деятельности, внимания) не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью.

В специальном обучении используется как общепедагогический арсенал методов и приемов обучения, так и специфические для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями методы и приемы коррекционно-педагогической работы, определенные структурные сочетания которых представляют собой оригинальные образовательные технологии.

Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении распространяется и на методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей с отклонениями в развитии.

Методы, приемы, средства обучения Классификация методов обучения

— перцептивные методы - наглядные, практические (словесная передача и слуховое и/или зрительное восприятие учебного материала и информации по организации и способу его усвоения);

— логические методы - индуктивный и дедуктивный;

— гностические методы - репродуктивные, проблемно-поиско­вые, исследовательские.

Все они могут успешно реализоваться в практике образования общего назначения как под руководством учителя, так и самостоятельно обучающимися, однако последнее в условиях специального образования достаточно затруднительно.

Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.

1) В связи с нарушениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также ограничивают восприятие учебной информации. Поэтому предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде, при опоре на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т.е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей конкретного человека.

В группе перцептивных методов на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии приоритетное положение получают практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий в познаваемой действительности. Дополнением к ним служат словесные методы передачи учебной информации. В дальнейшем словесные методы займут одно из значительных мест в системе обучения.

2) При любых отклонениях в развитии, как правило, нарушается речь. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения слова учителя, его объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как ведущие.

3) Различные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем нередко отдается предпочтение индуктивному методу, а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

4) При отборе и композиции методов обучения учитываются не только отдаленные коррекционно-образовательные задачи, но и ближайшие, конкретные цели обучения, например формирование определенной группы умений, активизация словаря, необходимого для освоения нового материала, и т.п.

5) Учитываются принципы обучения, общие и конкретные цели и задачи обучения, содержание и задачи каждого предмета, возрастные и психофизические особенности учащихся, уровень их подготовленности, материально-техническое оснащение школ, их географическое положение, сложившиеся педагогические традиции, теоретическая и практическая подготовленность и опыт учителя, его личностные качества.

⇐ Предыдущая1234567

Читайте также:

Признаки процесса обучения

Процесс обучения — дидактический процесс и всегда носит консервативный характер. Сегодня действительно меняются общественные ценности, поэтому, естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание. Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта.

Методы и приемы обучения

Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира. И самое главное – общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к процессу познания окружающего мира и к миру в целом.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность учителей и учащихся;

3) руководство со стороны учителя;

4) специальная планомерная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Составляющие процесса обучения как системы

Рассмотрим процесс обучения как систему. Выделим два важнейших в нем элемента: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся). Традиционно поэтому процесс обучения рассматривается как включающий в себя два вида деятельности. Эффективность обучения в наибольшей степени зависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучающихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться лишь пассивным их усвоением.

Если рассматривать процесс обучения только как передачу определенной информации и формирование конкретных умений и навыков у обучающихся, т. е. как ремесло, то в таком случае могут быть даны и конкретные рекомендации. Но мы должны формировать личность человека, учитывая его индивидуальные возможности, интересы и склонности. Одним из важнейших критериев результативности процесса обучения является «достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития». Процесс обучения — это своеобразная система, характеризующая жизнедеятельность человеческого общества. Поэтому она имеет свои основополагающие положения, которые определяют характер процесса обучения и его специфику. Например, даже конкретная школа (или вуз) — это тоже система, которая имеет свой устав и руководствуется какими-то наиболее общими положениями, определяющими характер ее жизнедеятельности.

Содержание образования — это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов. Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства). Существуют следующие общие принципы формирования содержания школьного образования:

1) гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;

2) научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;

3) последовательность, заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;

4) историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;

5) систематичность, предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;

6) связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;

7) соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;

8) доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Метод обучения (от греч. methodos – ʼʼпуть, способ достижения целиʼʼ) – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации. По этой причине в педагогической науке нет единого подхода к выделœению методов обучения

Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа͵ опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др.

Этот список далеко не полон.

В процессе обучения учитель использует различные методы: рассказ, работу с книгой, упражнение, демонстрацию, лабораторный метод и др.

При этом важно помнить, что ни один метод не является универсальным, т. е. отдельно взятый метод не даст необходимых результатов в полном объёме. Хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании целого ряда методов, дополняющих друг друга.

Эффективность методов обучения в какой-либо педагогической ситуации зависит от конкретных целœей и задач обучения. Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения.

Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:

 цели образования, воспитания и развития учащихся;

 особенности содержания изучаемого материала;

 особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;

 время, отводимое на изучение того или иного материала;

 уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;

 уровень педагогического мастерства учителя;

 материально-технические условия обучения.

Рис. 4.4. Выбор методов обучения

Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, ᴛ.ᴇ. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств.

Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения. Приём — ϶ᴛᴏ ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т.д.

Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода. Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения.

Методы обучения

Соотношение приёма и метода

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. К примеру, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста͵ в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование.

Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (к примеру, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (к примеру, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Методы обучения вырабатываются в опыте многих педагогов и совершенствуются десятилетиями. Многие из современных методов появились много веков назад. К примеру, рассказ и упражнение были известны уже в школах Древнего мира, а в Древней Греции Сократ усовершенствовал метод беседы и стал применять его для развития мышления и активизации познавательного интереса учеников. В отличие от методов, приёмы могут создаваться в опыте отдельно взятого учителя, определяя уникальность его индивидуального педагогического стиля.

Методов сравнительно немного, приёмов же бесчисленное множество, в связи с этим приёмы очень сложно классифицировать и практически невозможно составить полный, исчерпывающий список всœех дидактических приёмов. На рис. 4.6. представлены лишь некоторые группы приёмов обучения.

Рис. 4.6. Виды приёмов обучения

Метод обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на три составляющие: педагогические и ученические, методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников. Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками. Методы обучения имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона отражает общую базовую сущность метода, а субъективная – проявление мастерства и творческого подхода педагога в рамках метода и в соответствии с его основными принципами.

В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации.

Наиболее распространенной из них является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В данной классификации выделяется пять методов .

1. Практический метод основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.

2. Наглядный метод . Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

3. Словесный метод так же предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

Ученики должны не только воспринимать и усваивать информацию, они могут задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, дискутировать, обсуждать те или иные мнения, относительно изучаемого вопроса;

1) работа с книгой отражает метод самостоятельной работы учеников, включающей чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.

2) видеометод – инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и электронного учителя, используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученика высокого уровня способности и мотивации к самообучению.

Другой вид классификации предложенный М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером основан на разделении методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала.

В этой классификации выделены следующие методы.

1. Объяснительно-иллюстративный . Один из способов передачи ученикам системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. Ученики, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней;

2. Репродуктивный метод предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.

3. Метод проблемного изложения заключается в активной деятельности со стороны учителя. Учитель искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать основные принципы и этапы решения проблем.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном случае выполняет роль помощника и наставника, он обязан научить учащихся грамотному прохождению всех этапов на пути выявления и решения проблем, а так же оказывать помощь при возникновении у учащихся затруднений разного рода.

5. Исследовательский метод является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний, однако его осуществление требует высокой квалификации педагога. Учитель вместе с учащимися формирует проблему и производит управление самостоятельной исследовательской деятельностью учеников. Методы исследования ученики выбирают сами, знания добываются ими в процессе исследования и решения сопутствующих исследовательской деятельности задач. Знания, полученные подобным способом, глубоко и прочно оседают в памяти человека. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу.

Другая классификация методов обучения, получившая широкое распространение в последнее время разработана Ю. К. Бабанским. Он выделил три основные группы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Методы, входящие в группу организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, многочисленны и довольно разнообразны. В них используются все виды источников информации: учебники, лекции, наглядные пособия, практическая деятельность. Предпочтение отдается разумному сочетанию теории и практики, знания приобретаются как посредством восприятия и осмысления предлагаемого материала, так и в процессе исследовательской деятельности и анализа ее результатов. Немаловажную роль имеют самостоятельные работы, контролируемые со стороны учителя.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности направлены в основном на пробуждение интереса у учеников к процессу обучения. Занятия, разработанные с использованием этих методов обычно разнообразны и эмоциональны. Ученикам предлагаются задания в виде ситуативных форм, приближенных к реальной жизни, для решения которых необходима определенная теоретическая база, тем самым создается представление о применимости получаемых знаний в повседневной или профессиональной жизнедеятельности. Учащиеся убеждаются в пользе получения таких знаний и умений, что пробуждает интерес и создает стимулы к обучению. Хороший эффект дают задания соревновательного характера, где стараясь проявить себя, человек стремится как можно лучше и основательнее овладеть необходимыми для этого знаниями и умениями.

Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности направлены на формирование сознательности ученика и основаны на оценке конечного результата обучения. Процесс обучения включает различные виды контроля и самоконтроля, в соответствии с которым делается вывод об эффективности проведенных занятий для каждого конкретного ученика и для всей учебной группы в целом. Значительную роль в этих методах играет оценка, как стимул получения знаний. Зачастую ученикам предлагается самим оценить выполненную ими работу, а затем сравнить эту оценку с оценкой учителя, в этом случае ученикам прививается способность наиболее объективно оценивать свой уровень знаний и умений.

Существующие классификации методов обучения не лишены недостатков. В любом учебном процессе в действительности используется сочетание элементов сразу нескольких методов, и, говоря о применении какого-то конкретного метода в том или ином случае, имеется в виду его доминирующее положение по отношению к остальным. В настоящее время в современной педагогической науке выделяются несколько относительно самостоятельных методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный и практический методы, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод.

Под самостоятельностью в данном случае подразумевается наличие существенных отличий метода от стальных, признаков и свойств, присущих только этому методу.

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и детей, направленные на достижение ими образовательных целей. Умения - научиться быстро и безошибочно, интуитивно, визуально или на слух распознавать (различать, угадывать) изучаемые объекты животного и растительного мира.

При обучении педагог развивает детей мыслить, наблюдать, действовать. Чтобы научить, мы должны найти пути, чтобы ребенок успел усвоитьи достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.

Методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебного материала.

Обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями. Эта тема актуальна в педагогике, так как она подразумевает поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

р.п. Красные Баки Нижегородской области.

Реферат

«Педагогика»

«Методы обучения»

Подготовила

педагог дополнительного образования

Погодина Надежда Юрьевна

2014г.

Введение 3

1. Методы обучения. 3-6

2. Наблюдение. 6-7

3. Опыты и экспериментирование. 7-11

4.Моделирование. 11-12

5. Игровые методы. 12-13

6. Словесный метод обучения. 13-14

6. Основные понятия дидактики. 14-15

8. Принцип наглядности. 15-17

Заключение. 17-18

Список литературы. 19

Введение.

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и детей, направленные на достижение ими образовательных целей. Умения - научиться быстро и безошибочно, интуитивно, визуально или на слух распознавать (различать, угадывать) изучаемые объекты животного и растительного мира.

При обучении педагог развивает детей мыслить, наблюдать, действовать. Чтобы научить, мы должны найти пути, чтобы ребенок успел усвоитьи достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.

Методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебного материала.

Обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями. Эта тема актуальна в педагогике, так как она подразумевает поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития.

Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка , приобретение знаний, умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей.

Методы обучения.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Метод обучения это система последовательных взаимосвязанных способов работыпедагогаи обучаемых,которые направленына достижениедидактических задач.

Различают несколько классификаций обучения:

1.Практика . К практическим методам относятся упражнения, иллюстрации, схемы, познавательные игры. Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется

привычка тщательной организации трудового процесса, включающая осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, плана выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов.Упражнения – это планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками.

2.Наглядные – наблюдение, демонстрация. Таким образом, наглядные методы применяются на всех этапахпедагогического процесса. Их роль – обеспечить всестороннее, образное восприятие, служитьопорой для мышления .

Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно-схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. В детском саду используются различные виды наглядности:

  • естественная (реальные предметы, растения, животные),
  • картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.),
  • объемная наглядность (модели, муляжи),
  • аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы),
  • графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные опыты).

Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

3. Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа.

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Форма обучения - это способ организации, который осуществляется в определенном порядке и режиме.Основной формой организации обучения детей в дошкольном учреждении являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с программой.

Существует 3 формы организации обучения:

  • индивидуальная,
  • групповая, (с подгруппой),
  • фронтальная (со всей группой).

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п.

Групповые формы обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но, ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе – основная функция групповой формы обучения.

Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.

Методы, содержание, организация учебных занятий с детьми дошкольного возраста находятся в существенной зависимости от понимания педагогом принципов обучения и умения применять их в своей деятельности.

По назначению – это приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление знаний и проверка знаний, умений и навыков.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.);
2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животныхнаблюдение за рыбкой, кошкой с котятамии т.д.) -дает знания о

процессах объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается

состояние объекта, по части – картина всего явления.

Наблюдения бывают: кратковременные и длительные. Кратковременные полностью включаются в занятия и выполняются с раздаточным материалом.Длительные наблюдения проводятся в природе (например, наблюдение за появлением и развитием проростка из семени -редис через 1-2 дня, лук - 1-2 недели, морковь - 3-4 недели и т.д.

Даже маленькие дети с интересом всматриваются в незнакомые предметы, стараются их охватить, ощупать, испробовать на вкус. Никакие средства наглядности: ни коллекция, ни учебная таблица, ни экран не в состоянии заменить наблюдения за растениями и животными в природе.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

Показ предметов (все что можем показать)- дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.

Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть

рисунок, аппликация, поделка;

Показ действий - используется на занятиях по развитию движений, должны быть точными, выразительными, разделенными на части; может быть полными или частичными;

Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и

свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Опыты и экспериментирование.

Это когда обучающийся воздействует на объект с целью познаний свойств и связей. Опыты и эксперименты проводятся разные:демонстрационные (педагог сампроводит опыт и демонстрируетего; адетиследят за ходом и

результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у

детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают отсвоих

маленьких и больших «открытий», которые вызывают у нихчувство

Удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством педагога) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. В этом возрасте в экспериментировании ставится цель опыта, помочь детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществить необходимые действия. Постепенно привлекая детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?" Нужно учить детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей. На занятиях педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

Педагог ставит проблему, но метод ее решения дети ищут самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета «пройти под радугой» и т.д.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специальноорганизуемыйпедагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе. Однако знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым мы предлагаем знакомить детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем мире, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Обобщение многолетнего опыта работы педагогов, анализ методик и программ позволяет сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Моделирование.

Моделированиеэто наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

Метод моделирования, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

Моделирование, проводимое в процессе обучения и воспитания детей, служит развитию их способностей, углублению знаний по основам наук и по технологии обработки материалов. Оно способствует связи теории с практикой, формированию практических навыков, является средством расширения кругозора ребят. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

Игровые методы.

Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное педагогом ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с учением. Включение дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Словесные методы обучения.

К словесным методам обученияотносятся рассказ, лекция, беседа и др. Метод беседы предполагает разговор педагога с детьми. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих детей к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления. Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.Беседы могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей. В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах - скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?». Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей.

Рассказ - это словесный метод обучения, изучение материала который доходчиво и эмоционально доносит новые знания, факты, события.

Существует несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Условиями эффективного применения рассказа являются тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тона изложения.

Объяснение – истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным и техническим.

Инструктаж- это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение по технике безопасности. От объяснения инструктаж отличается практичностью, конкретностью и краткостью. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным.

По назначению беседы бывают:

  1. Вводные или организующие;
  2. Сообщения новых знаний;
  3. Синтезирующие или закрепляющие;
  4. Контрольно-коррекционные.

Основные понятия дидактики.

Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Функции обучения: Образовательная функция состоит в вооружении детей системы научных знаний, умений и навыков, их обучения пользования ими на практике. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания, характеризуются полнотой, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения дети получают необходимые сведения по основам наук и видам деятельности.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие детей. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления. Обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивает благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно изпсихологии, развивается в

процессе деятельности.

Воспитательная функция обучения вытекает из самого его содержания форм и методов. Состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и этические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые.Однако воспитание в процессе обучения осложняется слиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. В процессе обучения формируются также потребности личности.

Принцип дидактики называют определенную систему требований к процессу обучения выполнение которых обеспечивает его необходимую объективность.

Возрастными и психическими особенностями ребенка является «обобщение переживания» или «интеллектуализация аффекта». Другими словами, ребенок старается выстраивать свое поведение самостоятельно в соответствии с определенными правилами и требованиями.

Принцип наглядности.

Данный принцип играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Под принципами обучения подразумевается объективная закономерность исходные положения, которыми руководствуется педагог .

Существует ряд принципов:

  1. Принцип развивающего обучения опирается на учение о зонах актуального развития, который предполагает не только на прежний результат имеющихся знаний ребенка, но и наиболее высокий результат достигающий с помощью педагога.
  2. Принцип воспитательного обучения предполагает наполнение содержания обучения положительными чувствами образами передающими характерные особенности восприятия человека окружающего мира.
  3. Принцип доступности в обучении отвечает требованию к возрасту и уровня развития ребенка. Принцип доступности требует, чтобы объем и содержание материала были по силам детей, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков.

Принцип доступности предполагает выполнение следующих условий - дидактических правил: а) следовать в обучении от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному.

  1. Принцип научности требует, чтобы предлагаемый материал отвечал современным достижениям науки. Те элементарные познания об окружающем мире, которые дети получают в младшем возрасте, не должны отвергаться впоследствии, а должны лишь только расширяться и обогащаться.
  2. Принцип систематичности и последовательности опирается на разработкикоторые установленные знания должны даваться постоянно но не в одной форме, а в разной и должны усложняться от простого к сложному, от понятного – не понятного.
  3. Принцип сознательности, активности детей в усвоении знаний.

Сознательность в обучении - это позитивное отношение детей к обучающим занятиям, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность детей - это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

  1. Принцип индивидуального подхода к детям один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям - знание и понимание детей; любовь к детям; способность педагога размышлять и умение анализировать. Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Заключение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:Обучение – это целенаправленная познавательная деятельность детей под руководством педагога, цель, которой - приобретение детей знаний, умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей.

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и детей, направленные на достижение ими образовательных целей. Умения - научиться быстро и безошибочно, интуитивно, визуально или на слух распознавать (различать, угадывать) изучаемые объекты животного и растительного мира. Методически правильно, с соблюдением всех мер безопасности проверить обработку изучаемых объектов с целью их комплексного определения (изучения). Выработать целеустремленность, терпение, выдержку и объективность при наблюдении за объектами, процессами и их последующей оценке. Освоить методику исследования, закладки, проведения, завершения, обобщения и выводов школьного экспериментирования.

Принципы обучения - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии сего

целями и закономерностями.

Основными принципами обучения являются: принцип научности обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип воспитывающего обучения, принцип связи теории с практикой и принцип соответствия обучения возрастным и

индивидуальным особенностям детей. Д идактические принципы являются общепринятыми, они составляют основу традиционной системы обучения.

С возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении. Это значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, но насколько эта способность реализуется, во многом зависит от установок и интересов детей».


Литература

  1. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе. / М. , 1981.
  2. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., ТКВелби, Изд-во Проспект, 2001
  3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. , 1981.
  4. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
  5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2005.
  6. Репкин В.В, Репкина Н.В. Методы обучения: теория и практика – Томск, 1997.
  7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М., 2002.
  8. Современная дидактика: теория и практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 2004.

Путь от ученика до профессионала лежит через преодоление трудностей. Выбор метода обучения влияет на эффективность и быстроту усвоения знаний, ведь взаимодействие ученика и учителя – процесс обоюдный, зависящий от умения учителя правильно преподать материал.

Классификация методов обучения

Методы обучения - упорядоченные способы подачи знаний, умений и навыков от преподавателя к обучающемуся. Без этого процесса невозможны: реализация целей и задач, познания и усвоения материала. Виды методов обучения:

  1. Практические - относятся к активным методам, главная цель которых закрепление учащимися теоретических навыков на практике. Формируют высокую мотивацию к дальнейшей деятельности и обучению.
  2. Наглядные методы – осуществляются посредством интерактивных средств. Подача материала становится более успешной и максимально задействует визуальную сенсорную систему человека.
  3. Словесные методы обучения- традиционные способы, считавшиеся единственно возможными несколько веков назад. С помощью слова, в течение занятия можно передать большой пласт информации. Задействуется аудиальный канал восприятия.

Активные методы обучения

Активные или практические методы обучения происходят в демократическом ключе и направлены на активацию мышления, пробуждают активность у учащихся, что обеспечивает:

  • принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс обучения;
  • стимулирование учебной деятельности;
  • взаимодействие между учениками и преподавателем;
  • самостоятельное принятие учащимся решений, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно выполненной деятельности;
  • прочное усвоение материала в результате совместной рефлексии о результатах деятельности.

К активным методам обучения относятся:

  • лабораторные работы;
  • практикумы;
  • конференции;
  • круглые столы;
  • семинары;
  • дискуссии;
  • разыгрывание ролей;
  • коллективное обсуждение проблем.

Интерактивные методы обучения

Наглядные методы обучения, или в современном звучании интерактивные, одно из важных направлений для овладения учебным материалом в совершенстве. Как инновация - интерактивный подход возник в начале 90-х годов XX в. и активно используется сейчас. Интерактивные методы направлены на решение следующих задач:

  • создание комфортных условий для учащихся;
  • обучение коммуникации и взаимодействию, командной работе;
  • формирование профессиональной компетенции и мнения;
  • преодоление конфликтов и разногласий во время процесса обучения.

Примерами интерактивных методов могут служить:

  1. Мозговой штурм, как метод обучения был изобретен в конце 30-х гг. А. Осборном. Мозговая атака предполагает стимуляцию творческих решений, которые набрасываются в большом количестве и на первоначальном этапе не анализируются.
  2. Метод синектики – эвристический метод усовершенствованного мозгового штурма. Развивает творческое воображение через объединение разнородных, неподходящих по смыслу элементов и участники ищут аналогии, или точки соприкосновения несовместимых объектов.

Пассивные методы обучения

Традиционные методы обучения или пассивные считаются классикой в образовании и с успехом применяются в современное время. Положительным аспектам такого вида обучения является возможность устной подачи большого объема материала за определенный промежуток времени. К недостаткам словесных методов относится односторонность процесса (отсутствие эффективной коммуникации преподаватель↔ студент).

Пассивные методы включают в себя следующие формы обучения:

  1. Лекция (урок) – последовательное изложение лектором определенной темы в словесной форме. Подача материала даже скучной темы может заинтересовать учащегося, если оратор обладает харизмой и интересом к своей специальности.
  2. Видеокурс - современный метод обучения. Обладает высокой эффективностью, если используется совместно с обсуждением просмотренного материала в аудитории с преподавателем и другими студентами.
  3. Семинар - проводится после курса лекций по конкретной тематике с целью закрепления пройденного материала. Происходит двухсторонняя коммуникация и обсуждение.

Современные методы обучения

Сфера образования стремительно развивается, необходимость нововведений диктуется самим временем. Инновационные методы обучения начали внедряться в процессы обучения к 60-х годах XX в. Принято разделять современные инновационные методы на 2 вида: имитационные (подражающие - направлены на создание искусственно смоделированной среды) и неимитационные.

Имитационные методы обучения:

  • ролевые игры;
  • дидактические игры (физические, психологические, интеллектуальные);
  • исследовательские проекты;
  • деловые игры (игровое вхождение в профессию с применением атрибутики).

Неимитационные методы обучения:

  • метод многомерных матриц (морфологический анализ проблем, поиск недостающих элементов);
  • метод ключевых вопросов;
  • коучинг;
  • консалтинг;
  • тематические обсуждения.

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Обучение – процесс, нуждающийся в контроле, для того чтобы выявить усвоен материал учащимися и насколько глубоко. Если усвоение знаний низкая, преподавателями анализируются и пересматриваются методы и приемы обучения. Существует несколько форм контроля обучающего процесса:

  1. Предварительный контроль – производится в начале учебного года, для оценки общей ситуации подготовленности учащихся, закрепление предыдущих лет учебы.
  2. Текущий контроль – проверка пройденного материала, выявление пробелов в знании.
  3. Тематический контроль – пройденная тема или раздел нуждаются в проверке, для этого проводятся контрольные работы, зачеты.
  4. Самоконтроль – метод предполагает работу с аналогичными образцами решений, предлагаются ответы к задачам – цель обучающегося найти такое решение, которое приведет к правильному ответу.

Выбор методов обучения

Преподаватели используют различные методы профессионального обучения для успешного педагогического процесса. Выбор обучающих методов зависит от множества факторов:

  • общие цели и задачи образования;
  • уровень подготовки учащихся;
  • личные особенности преподавателя;
  • материальная оснащенность обучающего заведения (современное оборудование, технические средства).

Условия эффективности методов обучения

Эффективные методы обучения предполагают высокий результат на выходе обучения, который отслеживается с помощью средств контроля. Обучающие методы можно считать эффективными, если учащийся демонстрирует:

  • глубокие знания, умеет проводить межпредметные связи;
  • готовность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях;
  • системность и структурность знаний, умеет обосновать и доказать.

Методы обучения - книги

Основные методы обучения используются в системе образования и дошкольных учреждений и ВУЗов. Людям, выбравшим стезю преподавательства сложно сориентироваться в различных классификациях методов. На помощь приходит профессиональная литература:

  1. «Основы обучения: дидактика и методика» . Учеб. пособие для ВУЗов Краевский В.В., Хуторской А.В. - в книге описаны методы современного обучения для педагогов.
  2. «Активные методы обучения:новый подход» . Генике Е.А. интересно и профессионально описаны новые интерактивные методы обучения.
  3. «Педагогика» (под ред. Пидкасистого) . Учебное пособие для студентов педагогических колледжей.
  4. «Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе» . Ляудис В.Я. – для студентов и преподавателей.