Рейтинг лучших мировых университетов qs. Опубликованы результаты рейтинга Quacquarelli Symonds

Методологическая справка

Оценка лучших университетов мира в рейтинге QS производится на основе шести критериев:

1. Академическая репутация 40% - опирается на мнения профессоров и преподавателей, ведущих научную деятельность, а также высшего руководства университетов, о том, в каких учебных заведениях мира научные исследования по их зоне компетенций проводятся на самом высоком уровне. Это кумулятивная оценка, учитываются данные за последние 3 года. Респонденты называют лучшие вузы в каждой области научных исследований и лучшие вузы тех регионов, с которыми они знакомы.

2. Репутация среди работодателей 10% - приглашения к участию рассылаются по компаниям всех индустрий, размером от ста сотрудников и выше. Отвечать могут как директора по персоналу, так и топ-менеджеры, непосредственно работающие со свеженанятыми выпускниками вузов.

3. Соотношение преподавательского состава к числу студентов 20% - источником этих данных являются не только сведения самих вузов, но и данные государственных организаций. По возможности данные проверяются по нескольким открытым источникам для большей достоверности. Учитывается число студентов полного цикла обучения и число преподавателей на полной занятости, заочники и поставочники считаются по конверсии 1 к 3. Этот показатель у российских университетов один из самых лучших в мире.

4. Индекс цитируемости 20% - этот критерий включает в себя количество цитат из опубликованных научных исследований на число преподавателей и исследователей, работающих в вузе как в основном месте работы на протяжении как минимум одного семестра. С 2004 по 2007 цитирование высчитывалась на основе базы данных Thomson, с 2007 года на основе библиометрической базы данных Scopus от Elsevier. В расчет принимаются опубликованные за последние пять лет материалы, самоцитирования не учитываются. База данных Scopus содержит больше публикаций на отличных от английского языках и большее количество узкоспециализированных научных изданий небольшого тиража по сравнению с базой данных Thomson, а также имеет более высокое количество индексированных журналов на русском языке. К сожалению, это один из самых сложных для повышения показателей для российских ученых - как в силу слабого владения английским языком, так и в силу ряда других причин: закрытые исследования, отсутствие международной публикации в числе приоритетов, сложные связи между РАН и вузами.

5. Доля иностранных студентов 5% - наиболее легкая для получения статистика, отражающая степень привлекательности учебного заведения на международной арене. Учитываются студенты, являющиеся гражданами стран, отличных от страны обучения, и обучающиеся на кампусе вуза на протяжении как минимум семестра и не являющиеся студентами по обмену.

6. Доля иностранных преподавателей 5% - как и в предыдущем случае, учитываются преподаватели, работающие на условиях полной занятости либо на полставки, и проводящие в университете не менее одного семестра.

Проекту 5-100 еще рано пожинать плоды

Присоединяйтесь к обсуждениям #QSWUR

Лондон, 15 сентября 2015: Массачусетский Технологический Институт (MIT) удерживает первое место в двенадцатом рейтинге университетов QSWorldUniversityRankings 2015/16. На втором месте следует Гарвард, а третье место поделили Кембридж и Стэнфорд. Два ведущих сингапурских вуза впервые пробились в топ 15: Национальный университет Сингапура (NationalUniversityofSingapore), который также считается ведущим вузом в Азии, занял 12 место, а Наньянгский технологический университет (NanyangTechnologicalUniversity) дышит ему в спину, поднявшись на двадцать шесть позиций и расположившись на 13 месте. Из 891 университетов, вошедших в рейтинг QS, 21, как и в прошлом году, являются российскими: МГУ им. М.В. Ломоносова поднялся в этом году на шесть позиций и занял 108 место, приблизившись к топ 100 впервые с 2010 года.

Однако рост МГУ в рейтинге не является показательным для всей страны: 13 российских университетов поднялись в рейтинге, в то время как 8 - опустились. Показатели российских университетов нестабильно распределяются между шестью используемыми индикаторами: отношение сотрудников вуза к студентам, являющееся традиционно сильным, нивелируется по-прежнему низким индексом цитирования. Помимо этого, в этом году немного ослабли и результаты академической репутации. России по-прежнему еще предстоит долгий путь для достижения цели программы 5/100, стартовавшей в 2013 году, согласно которой пять российских университетов должны войти в топ 100 университетов мира к 2020 году.

Топ 15 лучших университетов мира - 2015



Этот год оказался успешным для МГУ им. М.В.Ломоносова – по трем из шести критериев оценки он приблизился или вошел в топ 100: репутация в академической среде (88 место), репутация вуза среди работодателей (103 место) и отношение количества преподавателей к студентам (29 место). Высокие показатели по этим критериям помогли МГУ вырасти в рейтинге и позволяют прогнозировать попадание университета в топ 100 в ближайшие пару лет. Некоторые другие российские университеты также выросли: Томский государственный университет и Питерский Политех поднялись на шаг каждый, войдя в группы 481-490 и 471-480 соответственно, Томский же политехнический университет впервые пробился в топ 500, расположившись в группе мест 481-490. Дальневосточный федеральный университет также показал положительную динамику и вошел в группу 651-700.

QS World University Rankings 2015/16 - Россия


Самым высоким показателем МГУ было отношение количества студентов к сотрудникам вуза (29 место), и по этому показателю двенадцать российских университетов вошли в топ 100 мира, 6 - в топ 50. Национальный исследовательский Саратовский государственный университет показал самый высокий результат по этому критерию - 12 местo, в очередной раз зарекомендовав себя как лучший университет, где студенты могут тесно общаться с преподавателями. В топ 50 по этому критерию также вошли Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (27 место), Московский физико-технический институт (38 место), Московский государственный институт международных отношений (44 место) и Санкт-Петербургский государственный университет (46 место).

Несмотря на высокие показатели по некоторым критериям, в целом узнаваемость российских университетов в академической среде ухудшилась: 16 университетов показали понижение по этому индикатору. Однако большинство понижений произошло не более, чем на 25 позиций, что укладывается в нормальную флуктуацию, связанную с интенсивностью исследовательской деятельности, количеством научных публикаций и низкой долей иностранных студентов к преподавателям. Российские университеты традиционно демонстрируют слабую позиции по индексу цитируемости, что является показателем исследовательской активности - ни один университет, кроме Новосибирского государственного университета, не поднялся выше 651-700 места по этому индикатору. Однако Московский физико-технический институт нарушил тенденцию, поднявшись на двадцать одно место в рейтинге по индексу цитируемости.

Бен Саутер , руководитель исследовательского департамента QS , говорит: "Российское высшее образование меняется и очень быстро развивается. Но требуется много времени для того, чтобы увидеть результаты этого развития, и еще больше - чтобы их оценить. Таким образом, усилиям, приложенные российскими университетами в последнее время, еще только предстоит повлиять на рейтинг. Самой большой проблемой для российских университетов в любом глобальном рейтинге остается объем научных публикаций в международных индексированных журналах. Значительная доля таких показателей, как репутация и мнение экспертов, а не публикации на английском языке, делает рейтинг QS наиболее благоприятным для многих российских университетов, однако для достижения высоких позиций необходимо значительное увеличение международных публикаций в течение нескольких следующих лет".

Целью рейтинга QSWorldUniversityRankings является предоставление точной и сравнимой информации студентам для обоснованного решения при выборе будущего образования. В этом году, приняв во внимание отзывы студентов и в результате серьезным обсуждений с консультационным советом, QS принял новый подход нормализации индекса цитирования по пяти областям науки. Эта реформа учитывает большой объем цитирования в науках о жизни и, в меньшей степени, в естественных науках.

Региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева поясняет: «Каждый год QS собирает сотни предложений по улучшению сбору данных, анализу и т.д. После серьезного анализа и горячих дискуссий с академическим сообществом и нашим Советом, в этом году мы внесли изменения в методологию. Это первые серьезные изменения с 2007 года, и, разумеется, результат оказался весьма заметным: многие вузы изменили свои позиции больше, чем когда-либо. Главные изменения заключаются в нормализации индекса цитирования – до этого года при анализе данных Скопуса для QSWorldUniversityRankings мы рассматривали все результаты в целом, однако принимая во внимание неравномерное распределение продуктивности ученых в каждой из областей знаний было принято решение отобразить это в подходе. По данным Скопуса, 49% цитат приходится на науки о жизни и медицину и лишь 6% - на социальные науки и 1% - на гуманитарные науки и искусство. Однако если посмотреть на количество студентов, обучающихся по этим направлениям, ситуация прямо противоположная. В Великобритании, например, 55% студентов изучают науки, дающие в сумме эти 7% цитат. В итоге нами была разработана скользящая шкала, позволяющая оценить и нормализовать индекс цитирования в зависимости не только от общего количества цитат, но и от языка публикации, продуктивности страны в той или иной области знаний в целом и т.д. (подробно см. IU.qs.com или [email protected]). Данная нормализация ударила в первую очередь по вузам, чьи научные успехи связаны с науками о жизни и медицине. В России ярче всего это проявилось на примере РУДН, оказавшемся в этом году в группе 601-650 вместо прошлогодней 471-480.

Однако учитывая позитивную динамику этих двух университетов и работу, которая ведется в них под руководством ректоров, я уверена, что это временное явление, и уже в ближайшее время мы увидим выправление результатов и возвращение к уже привычному росту.

Прочие изменения включают в себя исключения ряда типов публикаций из анализа (пресс-релизы, обзоры конференций и т.д.) и расширение кумулятивной оценки экспертных опросов с трех до пяти лет.

Я хочу подчеркнуть, что многие университеты, сотрудничающие с QS и предоставляющие свои данные для анализа, демонстрируют стабильный рост и улучшение своих результатов. Большинство, если не все, смещения этого года – это результат изменения методологии. Как я уже упоминала, мы крайне редко идем на подобные шаги, но мы верим, что новые правила оценки позволят нам давать всем университетам более взвешенную и реалистичную оценку, не полагаясь лишь на одну какую-то сильную сторону.»

Чем сильны российские вузы, какой рекорд побил МГУ и почему предметным рейтингам можно доверять - в материале сайт.

28 российских университетов вошло в 2017 году в предметный рейтинг QS (World University Rankings by Subject). Они заняли 147 мест по 46 предметам. Для сравнения: в прошлом году в рейтинг попало только 17 российских вузов (28 предметных областей). Всего в исследовании оценивались университеты из 74 стран.

Первую строчку в 2017 году занял Гарвард, став лучшим университетом мира в 15 различных направлениях. На втором месте расположился Массачусетский технологический институт, получивший первое место в 12 дисциплинах.

Среди российских вузов лучший результат показал МГУ имени М.В. Ломоносова. Он установил рекорд за всю историю показателей QS World University Rankings by Subject и попал в список 50 ведущих вузов мира по семи предметам. МГУ поднялся на 13-е место по «Лингвистике», занял 21-е место по «Физике и астрономии», 33-е место по «Математике».

«Мы активно развиваемся во всех областях, и естественнонаучной, и гуманитарной. МГУ подтверждает свой статус крупнейшего международного центра науки и образования, с лучшей профессурой и целеустремленными студентами, - прокомментировал ректор МГУ Виктор Садовничий. - Данный рейтинг в очередной раз доказывает, что Московский университет входит в число влиятельных высших учебных заведений мира, формирующих международное научно-образовательное пространство.

Современный уровень развития фундаментальных и прикладных научных исследований требует подготовки специалистов, обладающих междисциплинарными компетенциями. Именно понимание необходимости междисциплинарного подхода к обучению сподвигло нас создать факультеты биоинженерии и биоинформатики, наук о материалах, фундаментальной медицины, иностранных языков и регионоведения, а также Высшую школу перевода. В этом году впервые будет проводиться набор на факультет космических исследований. Успешно развиваются межфакультетские курсы, мы видим их востребованность со стороны студентов».

Добились успехов и другие вузы: Санкт-Петербургский горный институт стал 15-м в мире по предмету «Инженерное дело - Добыча полезных ископаемых и горная промышленность». Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» также вошел в «Инженерное дело - Добыча полезных ископаемых и горная промышленность», заняв 31-е место.

Московский физико-технический институт поднялся до 42-й строки по направлению «Физика и Астрономия». Новосибирский государственный университет занимает 50-е место по «Физике и Астрономии». Это единственный предмет, по которому сразу несколько российских вузов вошли в 50 лучших университетов.

ВУЗ Кол-во упоминаний* Лучшая дисциплина Лучший результат
МГУ имени М.В. Ломоносова 33 Лингвистика 13
СПбГУ 18 Лингвистика, математика 51-100
Экономика и эконометрия
Высшая школа экономики 15 Политика и Международные отношения 51-100
Социология
Новосибирский государственный университет 12 Физика и Астрономия 50
Казанский федеральный университет 9 Лингвистика 101-150
Московский физико-технический институт 8 Физика и Астрономия 42
МГТУ имени Н.Э. Баумана 6 Техника - Машиностроение** 151-200
Техника - Электротехника и Электроника
СПбПУ 6 Техника - Машиностроение** 201-250
Физика и Астрономия
Томский политехнический университет 6 Техника - Химичеcкая технология 201-250

Вузы не должны стремиться только к тому, чтобы улучшать свои позиции в международных рейтингах, отметил проректор по научной работе и стратегическому развитию МФТИ Тагир Аушев. «Продвижение в рейтингах - лишь индикатор достигнутых результатов. Физтех выбрал, как и положено вузу такого уровня, более консервативную стратегию, имеющую в своей основе глубинные изменения в вузе, а не просто погоню за рейтингами. Человеческий капитал - это главное, за что идет борьба в XXI веке. Наша задача быть центром притяжения не только талантливых студентов, но и лучших ученых, инженеров, предпринимателей, всех тех, кто создает новые знания, технологии и умеет внедрять их в экономику», - заявил Аушев.

Эксперты отмечают, что российских университетов в международных рейтингах становится все больше. «Причин тут может быть несколько. Это происходит и за счет того, что растет финансирование этих вузов, и сами они отправляют более полные данные. Кроме того, надо учитывать, что за последние годы российские вузы приобрели опыт в конкурентной борьбе за место на рынке образования», - рассказал сайт руководитель центра развития цифровой экономики МГУ, член рабочей группы по созданию Московского международного рейтинга «Три миссии университета» Барасби Карамурзов.

Важную роль играет проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100», считает региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева. «Рост количества и качества представительства российских университетов в предметных рейтингах QS отчасти является результатом проекта "5-100". 59 новых номинаций среди 28 университетов, включая впервые вошедшие в публикуемые таблицы МИСиС, ИТМО, РЭШ и прочие вузы, подтверждает, что проект дает эффект не только для участников, но и всех вузов страны. Особенно приятно то, что такой рост является для многих органичным, а не искусственно накрученным», - отметила она.

Такого же мнения придерживается и и.о. директора ФГАНУ «Социоцентр» (Проект «5-100») Надежда Полихина. «Если в прошлом году в рейтинги входило девять университетов проекта, а в топ-100 присутствовало только два вуза в единственной категории "Физика и астрономия", то в этом году вузы-участники проекта "5-100" совершили настоящий скачок: 15 вузов в рейтинге, сразу три университета: МИСиС, МФТИ и НГУ - попало в топ-50, еще два, МИФИ и ВШЭ, вошло в число 100 лучших. В общей сложности университеты-участники проекта присутствуют в топ-100 пяти предметных рейтингов», - рассказала сайт Полихина.

Предметные рейтинги можно считать одними из наиболее объективных. «Попасть в предметные рейтинги не так просто, поскольку там нет репутационной оценки, которая могла бы отразиться на позиции университета. А если репутационная оценка и присутствует, то ее проводит узкий круг экспертов-специалистов по данному направлению. Отмечу, что важно очень осторожно подходить к рейтингам. Наша рабочая группа по созданию международного рейтинга «Три миссии университета» провела анализ, который показал, что репутационные рейтинги достаточно субъективны. Ведущие мировые рейтинги, скажем Times Higher Education или Шанхайский рейтинг, не оценивают влияние университета на общество, а ведь это одна из важнейших функций университета, особенно если он классического типа», - рассказал Барасби Карамурзов.

«Предметные рейтинги наиболее точно отражают реальные достижения университетов в науке и образовании: они в лучшей степени учитывают качество научных публикаций, и оценка репутации вуза проводится профессионалами, а «не понаслышке», как это случается в так называемых институциональных или сводных рейтингах, где оцениваются вузы в целом», - отметили в пресс-службе Высшей школы экономики.

«Ценность подобных рейтингов по учебным дисциплинам заключается в том, что они позволяют получить более углубленную информацию по сравнению с рейтингами общей направленности. И еще раз подтверждают, что на уровне конкретных предметов и наук российские вузы занимают достойные позиции среди лучших учебных заведений мира», - отметил начальник исследовательского отдела QS Бен Саутер.

, что надо делать российским вузам, чтобы подняться в этом списке и что изменилось в системе подсчета британских эспертов, разбирался Indicator.Ru.

Международный рейтинг QS выходит с 2004 года, и изначально в подготовке его методологии участвовали эксперты из британского издания Times Higher Education (THE). С 2010 года аналитическая компания Quacquarelli Symonds Ltd. начала издавать рейтинг независимо. При составлении рейтинга учитывается статистическая информация из библиометрической базы данных Scopus.

Место*

Вуз Страна

Массачусетский технологический институт

США
2

Стэнфорд

США
3 США
4

Калифорнийский технологический институт

США
5

Кембридж

Великобритания
6 Великобритания
7

Университетский колледж Лондона

Великобритания
8

Имперский колледж Лондона

Великобритания
9

Университет Чикаго

США
10

Швейцарский федеральный технологический институт

Швейцария

По сравнению с предыдущим годом позиция вузов осталась практически неизменной: на одну позицию поднялся Калифорнийский технологический институт, тогда как Кембридж, напротив, спустился; Имперский колледж Лондона и университет Чикаго в прошлогоднем рейтинге занимали, соответственно, 9 и 10 место, а Швейцарский федеральный технологический институт спустился на две позиции.

В числе 300 лучших вузов также находятся Санкт-Петербургский государственный университет (240-е место), Новосибирский государственный университет (250-е место) и МГТУ им. Баумана (291-е место). По данным QS, индекс цитируемости в НГУ , в отличие от других отечественных вузов, также вырос.

291 306=

МГТУ им Н.Э Баумана

323 377= 355 350= 373 350= 373 401-410

НИЯУ «МИФИ»

382 411-420 386 400= 401-410 411-420

СПбПУ Петра Великого

441-450 501-550 491-500 601-650 501-550 601-650

НИТУ «МИСиС»

501-550 601-650 551-600 551-600

НИ СГУ им Н.Г. Чернышевского

551-600 551-600 601-650 551-600 601-650 701+

Университет ИТМО

701-750 701+ 801-1000 701+

РЭУ им Г.В. Плеханова

801-1000 701+

СНИУ им С.П. Королева

801-1000 701+

Методология рейтинга в этом года претерпела незначительные изменения. Зоя Зайцева прокомментировала: «Во-первых, изменилось соотношение весов голосов отечественных и международных работодателей. Раньше это было 30/70, с этого года вес будет равным, 50/50. Это серьезный плюс для российских вузов, которые, наконец, стали гораздо интенсивнее работать со своими контактами в компаниях».

Кроме этого изменился анализ базы данных Scopus. «Раньше мы рассматривали пятилетнее окно, захватывающее цитаты года публикации рейтинга, - поясняет Зайцева. - Однако после длительных обсуждений с нашим Академическим советом было принято решение расширить окно до шести лет. Так, в этом году мы анализировали цитирование 2011-2016 года, обращающиеся к статьям, опубликованным в период с 2011-го по 2015-й год. Это повышает значимость последнего года в анализе и дает нам чуть более аккуратные данные».

Эксперты компании Quacquarelli Symonds утверждают, что грамотное планирование деятельности российских вузов, направленное на улучшение репутации, безусловно помогло им подняться в рейтинге. «Достижения российских университетов в этом году указывают на то, что тщательное, долгосрочное стратегическое планирование, целенаправленные и последовательные инвестиции, а также стремление к интернационализации, в конечном итоге приведут к ощутимым положительным изменениям позиций российских вузов в рейтинге. Несмотря на то, что российским университетам по-прежнему мешают относительно низкие результаты библиометрических индикаторов, за высокими результатами этого года стоят стремление российских университетов усилить свои позиции на международной арене и внедрение международной стратегии как неотъемлимой части развития университета», - рассказал Бен Саутер, руководитель отдела исследований QS Intelligence Unit.

Источники

Томский политехнический университет (tpu.ru), 08/06/2017
Департамент образования Новосибирской области (minobr.nso.ru), 08/06/2017
РЕФ РФ (referatwork.ru), 08/06/2017
Россия для всех (rus.rus4all.ru), 08/06/2017
Пульс Планеты 24/7 (puls-planety247.ru), 08/06/2017
Вести. Экономика (vestifinance.ru), 08/06/2017
Национальная Служба Новостей (nsn.fm), 08/06/2017
Медицинский вестник (medvestnik.ru), 08/06/2017
Новосибирский краеведческий портал (kraeved.ngonb.ru), 13/06/2017

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с результатами очередного рейтинга Quacquarelli Symonds: ТОП-10 ведущих университетов мира и ТОП-3 российских ВУЗов, которым удалось войти в число лучших учебных заведений. Помимо этого вы сможете узнать, какие факторы влияют на составление рейтингов и по каким показателям специалисты QS определяют лучшие образовательные организации мира.

При выборе зарубежного ВУЗа многие абитуриенты и их родители ориентируются на результаты рейтингов учебных заведений, которые ежегодно составляют ведущие мировые издания. Именно поэтому на сайтах образовательных организаций часто можно встретить раздел "Достижения", где не только описаны результаты деятельности альма матер, но и перечислены места ВУЗа в рейтингах.

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с результатами очередного рейтинга Quacquarelli Symonds: ТОП-10 ведущих университетов мира и ТОП-3 российских ВУЗов, которым удалось войти в число лучших учебных заведений. Помимо этого вы сможете узнать, какие факторы влияют на составление рейтингов и по каким показателям специалисты QS определяют лучшие образовательные организации мира.

Что такое рейтинг QS

Рейтинг QS – это результат широкомасштабного экспертно-аналитического исследования деятельности мировых университетов, которое проводится специалистами британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds. Ежегодно, начиная с 2004 года, QS составляет рейтинг 500 лучших университетов мира по таким показателям, как:

  • качество и активность научно-исследовательской деятельности;
  • карьерный потенциал и мнение работодателей;
  • интернационализация и преподавание;
  • репутация ВУЗа в академической среде.
  • The World University Rankings, выпускаемый Times Higher Education совместно с Thomson Reuters;
  • QS World University Rankings , выпускаемый Quacquarelli Symonds.

Оценка деятельности университетов производится на основании анализа деятельности учебных заведений, аудированных данных, глобального опроса работодателей (компании из более чем 90 стран мира) и международного академического сообщества (руководители и профессора ВУЗов со средним стажем в науке 19,6 лет).


Результаты 14-го рейтинга QS

1. Массачусетский технологический институт (основан в 1861 году) – состоит из пяти школ (факультетов) и одного колледжа, специализируется на научно-технологических исследованиях, финансируется государственными учреждениями (Департаментом здравоохранения, Министерством обороны, социальными службами и т.д.).

2. Стэнфордский университет (основан в 1891 году) – состоит из семи школ (факультетов), является новатором в области высоких технологий, большая часть проектов финансируется Федеральным правительством.

3. Гарвардский университет (основан в 1636 году) – состоит из 12 школ (факультетов) и Института перспективных исследований Рэдклиффа, славится своей школой бизнеса и разработками в самых разных сферах науки, обладает самым крупным эндаументом.

4. Калифорнийский технологический университет (основан в 1891 году) – состоит из 6 отделений, каждое из которых предлагает несколько направлений подготовки, специализируется на точных науках и инженерии, многие проекты финансируются штатом Калифорния и Федеральным правительством.

5. Кембриджский университет (основан в 1209 году) – состоит из 6 отдельных школ и более 150 факультетов, широко известен своим консерватизмом и традициями, занимает первое место по количеству Нобелевских лауреатов (130 человек).

6. Оксфордский университет (основан в 1096 году) – состоит из 38 колледжей и 6 закрытых образовательных организаций, специализируется на гуманитарных дисциплинах, практикуется уникальная система тьюторства.

7. Университетский колледж Лондона (основан в 1826 году) – состоит из 11 факультетов, каждый из которых включает в себя несколько школ, считается лучшим исследовательским университетом Лондона, имеет самый лучший в Англии показатель студент/преподаватель (10:1).

8. Имперский колледж Лондона (основан в 1907 году) – состоит из 3 факультетов и бизнес-школы, специализируется на медицине, инженерии, естественных науках и менеджменте, до 2007 года являлся одним из колледжей Лондонского университета.

9. Чикагский университет (основан в 1890 году) – состоит из Колледжа, различных аспирантур, междисциплинарных комитетов и 7 институтов, программы МВА Чикагского университета признаны одними из самых лучших в мире, имеет одну из самых больших университетских библиотек, обслуживаемую роботом.

10. Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (основана в 1855 году) – состоит из 16 факультетов, сгруппированных по 5 основным направлениям, является одним из лучших инженерно-технических ВУЗов мира.


Если говорить о российских ВУЗах в рейтинге QS , то одному отечественному альма матер наконец-то удалось войти в ТОП-100 лучших ВУЗов мира – почетную 95 позицию занимает Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, который сумел добиться таких показателей:

  • Общее количество баллов - 65
  • Академическая репутация - 82
  • Репутация среди работодателей – 79,6
  • Соотношение студент/преподаватель – 99,7
  • % иностранных студентов - 48,7

Второе место среди российских ВУЗов и 250 позицию в рейтинге QS занимает Новосибирский государственный университет с такими показателями:

  • Общее количество баллов – 41,3
  • Академическая репутация – 37,6
  • Репутация среди работодателей – 43,6
  • Соотношение студент/преподаватель – 82,4
  • % иностранных студентов – 56,3

Замыкает присутствие российский ВУЗов в ТОП-300 рейтинга QS Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (291 позиция) с такими показателями:

  • Общее количество баллов – 38,2
  • Академическая репутация – 28
  • Репутация среди работодателей – 60,2
  • Соотношение студент/преподаватель – 99,9

Факторы, влияющие на составление рейтингов

При составлении всех рейтингов, в том числе и Quacquarelli Symonds World University Rankings, учитываются не только статистические данные, основанные на предоставленных ВУЗами сведениях, но и личное мнение участников образовательного процесса. Поэтому за каждой позицией рейтинга скрываются как объективные, так и субъективные факторы.

Под объективными факторами принято понимать достоверные сведения о проценте выданных "красных" дипломов, вступительных баллах, финансировании материально-технической и учебной базы университета. Также к объективным данным относятся сведения о количественной оценке научного веса университетских работ за определенный период времени.

Субъективные факторы это тоже статистические данные, но основанные на личном мнении учащихся, на которое могут оказывать влияние разные, не относящиеся к учебному процессу обстоятельства.

Именно поэтому рейтинги, даже такие серьезные как QS World University Rankings, рекомендуется рассматриваться исключительно в качестве информации для размышления. По большому счету рейтинги призваны оказывать помощь абитуриентам в обозначении общих ориентиров и выборе программы обучения.

Источники изображений: ekd.me