Российская империя в 18 19 веках кратко. Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв. Император Александр I: генеалогическое древо

К концу XVIII в. Российская империя была крупнейшей по территории державой мира. Она была настолько обширной, что посланный после смерти императрицы Екатерины II гонец, преодолевавший около 180 верст (верста равняется 1 , 06 км) в день, привез весть об этом событии в город Иркутск в Восточной Сибири спустя 34 дня, а на Камчатку через 3 месяца.

Карта Российской имерерии в 1790 году (Полный размер)

В XVIII в. в 4 раза возросла и численность населения России. К началу XIX столетия она составляла около 44 млн человек. Однако лишь 3 млн человек проживали в восточных районах страны за Уралом.

Национальный состав населения был весьма неоднородным. Его основу составляли русские. На юге и западе европейской части страны они жили наряду с украинцами и белорусами. Русские (великоруссы), украинцы (малороссы) и белорусы считались тогда единым народом. В Прибалтике проживали эстонцы, латыши, литовцы, русские, а также немцы. На севере Европейской России и в Поволжье большие территории были заселены народами финно-угорской (мордва, мари, удмурты, карелы и др.), тюркской (татары, башкиры, чуваши и др.), алтайской (калмыки) языковых групп. Много различных народностей проживало в Сибири и на Дальнем Востоке (татары, якуты, эвены, эвенки, юкагиры, буряты, чукчи, нанайцы, горные алтайцы и др.) . Подданство России приняла в XVIII в. часть казахов.

Русские крестьяне конца XIX века.

Народы России исповедовали практически все основные мировые религии. Государственной религией являлось православие, которого придерживались русские, украинцы и белорусы, представители других народов (всего 87% населения). После реформ, проведеиных в XVII в. патриархом Никоном, в Русской православной церкви произошел раскол. Часть православных христиан не признавали нововведений и придерживались старообрядчества.

Петропавловская церковь. Фото конца XIX - начала ХХ века.

В западных районах было распространено католичество (литовцы, поляки) и протестантизм (латыши, эстонцы, немцы). Многие тюркоязычные народы исповедовали ислам, калмыки и буряты - буддизм. После присоединения к России в конце XVIII в. части земель Речи Пасполитой подданными империи стали евреи, исповедовавшие иудаизм. Некоторые народы сохраняли языческие верования (мордва, мари и др.).

Основными сословиями страны были дворянство - до 400 тыс. человек, духовенство - 215 тыс. человек, крестьянство - более 90% населения страны, мещанство - до 4 % , купечество - около 1 % , казачество - 1,5 млн человек.

Сословное деление присуще аграрному обществу. В экономике такого общества ведущая роль принадлежит сельскому хозяйству. В сельском хозяйстве России, так же как и в промышленности, продолжала господствовать феодально-крепостническая система. Более половины крестьян, а также значительная часть работников промышленных предприятий - мануфактур находились в крепостной зависимости от дворян-землевладельцев и собственников мануфактур.

Основой политического строя России являлось самодержавие. Монарху принадлежала вся полнота законодательной, распорядительной и судебной власти. Император, которого в просторечье называли царем, являлся фактически и главой Православной церкви. Император правил страной при помощи государственного аппарата. Большая часть чиновников аппарата была выходцами из дворянского сословия. Власть на местах осуществлялась губернаторами и наместниками, назначавшимися царем также в основном из числа высшего дворянства.

Болыпая часть дворян не видела потребности перемен ни в экономике, ни в политическом устройстве страны. Основанием такого взгляда являлось могущество Российской империи на международной арене и довольно успешное развитие экономики, культуры и т. д. Однако еще во второй половине XVIII в. проявились черты упадка феодально-крепостнической системы. Главная причина этого состояла в незаинтересованности подневольных работников в результатах своего труда. Наметилось пока малозаметное отставание России от передовых западноевропейских государств, где ликвидировались основные черты феодализма и развивалось новое, капиталистическое (индустриальное) общество. Зарождение некоторых черт капиталистического общества происходило и в России, но эти черты были очень слабы.

Все стороны экономической, политической, общественной жизни страны требовали преобразований. Многое тут зависело от намерений центральной власти, прежде всего императора

?
– создание военного флота; реорганизация армии,
органов государственного управления; экспансия на
Восток;
реформа
церковного
управления;
европеизация культуры.
?
– подражал Петру I; провел секуляризацию земли;
создание Государственного банка; указ о свободной
внешней
торговле;
«Манифест
о
вольности

службу.
?

укрепление
самодержавия,
усиление

унификация управления.
?
– закон о престолонаследии; ослабление позиций
дворянства; улучшение положения крестьян; усиление
цензуры.

приверженцем либерализма.

Петр I – создание военного флота; реорганизация
армии,
органов
государственного
управления;
экспансия на Восток; реформа церковного управления;
европеизация культуры.
Петр III – подражал Петру I; провел секуляризацию
земли; создание Государственного банка; указ о
свободной внешней торговле; «Манифест о вольности
дворянства» - получали право вообще не выходить на
службу.
Екатерина II – укрепление самодержавия, усиление
бюрократического аппарата, централизация страны и
унификация управления.
Павел I – закон о престолонаследии; ослабление
позиций дворянства; улучшение положения крестьян;
усиление цензуры.
Александр воспитывался при дворе своей бабки и был
приверженцем либерализма.

Император Александр I: генеалогическое древо

Императрица
Екатерина II
(1762 – 1796)
Император Петр III
(1761 – 1762)
Император Павел I
(1796 – 1801)
Александр
Императрица
Мария Федоровна
Константин
Николай
Михаил

Важнейшие реформаторские предложения Негласного комитета:

Амнистия; реформа органов
государственной власти, реформа
народного просвещения; решение
крестьянского вопроса: разрешение
крестьянам и мещанам покупать
ненаселенные земли, «закон о вольных
хлебопашцах».

Либерализм – течение, объединяющее
сторонников
парламентского
строя,
гражданских свобод (выбора веры, свободы
слова, собраний, объединений и т. д.) и
свободы предпринимательства.
Манифест – торжественное письменное
обращение верховной власти к населению.
Амнистия

частичное
или
полное
освобождение от судебного наказания,
производимое верховной властью.

Высшие органы
государственного управления после 1802 г.
Сенат – превращен в высший судебный орган,
контролировал
деятельность
местных
властей.
Комитет министров – обсуждал общие
вопросы управления страной, был учрежден
при Александре.
Министерства – органы государственного
управления вместо коллегий.

Ф. Лагарп – либерал, воспитатель Александра; мог
помочь ему с разработкой реформ по отмене
крепостного права и введению конституции.
П. А. Строганов – друг Александра,
предложил проект Негласного комитета.
именно
он
Н. Н. Новосильцев – член Негласного комитета,
разработал проект «Уставной грамоты Российской
империи» - первой конституции России.
А. А. Чарторыйский – глава министерства иностранных
дел; мог дать советы по либерализации империи.
В. П. Кочубей – дипломат, государственный деятель;
активно участвовал в обсуждении крестьянского
вопроса.

13.09.2018 г.
Император Александр I:
начало правления.
Реформы М. М. Сперанского.

План:
1. Император Александр I.
2. Негласный комитет.
3. Реформа управления.
4. Реформа образования.
5. Политика в отношении крестьян.
6. .

Д/З:
П. 2 повторить; знать факты и
термины

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Карьера Михаила Сперанского
в 1797 – 1808 гг.:
1797 г. – чиновник канцелярии
генерал-прокурора Сената.
1803 – 1807 гг. – директор
одного из департаментов
министерства внутренних дел.
Михаил Михайлович
Сперанский
(1772 – 1839)
с 1807 г. – статс-секретарь
императора.
с 1808 г. – заместитель
министра юстиции.


М. М. Сперанского:
Император
Государственный совет –
законосовещательный
орган при императоре
Судебная власть
Законодательная власть
Сенат
Государственная дума:
Глава – канцлер,
назначаемый императором,
задача Госдумы –
обсуждение законопроектов
Губернские думы
Четырёхступенчатые выборы
Окружные думы
Волостные думы
Исполнительная
власть
Министерства

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского:
Предполагалось также установить деление общества на три
сословия:
Дворянство
«Среднее
«Народ рабочий»:
состояние»:
крепостные
(с сохранением
купцы, мещане,
крестьяне,
особых прав)
государственные
домашние слуги,
крестьяне
рабочие
Политические права предоставлялись только «свободным» (первым
двум) сословиям.
Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди
них было положение о том, что «никто не может быть наказан без
судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и
капитала перейти во второе сословие.
Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и
недвижимым имуществом (то есть представители первых двух

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского
Какие положения проекта
реформ М. М. Сперанского вы
считаете главными?
Затрагивали ли проекты
Сперанского основы
феодально-самодержавного
строя?
Михаил Михайлович
Сперанский
(1772 – 1839)
Нет, не затрагивали. Только в
будущем Сперанский видел
конечную цель реформ в
ограничении самодержавной
власти царя и ликвидации
крепостного права.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его
следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений
в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее
«безобидной» части реформы.
1 января 1810 г. – образование Государственного совета:
- Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете;
- Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и саму
необходимость их принятия;
- Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их
исполнению;
- Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по
распределению государственных доходов и расходов.
Таким образом, установлена чёткая процедура подготовки и
принятия законов. Но решения Госсовета не имеют обязательной
силы для императора при утверждении законов, Госсовет – не
законодательный, а законосовещательный орган при императоре.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «Уложения
Правительствующего сената».
Исходя из идеи разделения властей, он предлагал
разделить Сенат на Правительствующий (ведающий
вопросами местного управления) и Судебный (высший
судебный орган, контролирующий все судебные
учреждения страны).
Этот проект не был осуществлен.
А что же было осуществлено из проектов
Михаила Михайловича Сперанского?

Организация государственной власти по проекту
М. М. Сперанского:
Император
Государственный совет –
законосовещательный орган
при императоре
Судебная власть
Законодательная власть
Исполнительная власть
Сенат
Государственная дума:
Глава – канцлер, назначаемый
императором,
задача Госдумы – обсуждение
законопроектов
Министерства
Губернские думы
Четырёхступенчатые
выборы
Окружные думы
Волостные думы

Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.:

Император
Генерал-прокурор
Председатель
Председатель
Правительствующий
Сенат
Комитет
министров
Государственный
совет
Оберпрокурор
Святейший
Синод
Министры
Министерства
Был создан Государственный совет.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Почему проект Сперанского фактически не был
реализован?
Обратимся к историческому источнику:
С. 21
«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре
наступят новые порядки, которые перевернут вверх
дном весь существующий строй. Об этом уже говорили
открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая
опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных,
теряли голову при мысли, что конституция уничтожит
крепостное право и что дворянство должно будет
уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего
сословия было всеобъемлющим».
(Из воспоминаний попечителя Петербургского
учебного округа Д. П. Рунича).

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Высшие сановники, придворные, дворянство
воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь,
что подобные реформы подорвут основы государства.
Попытки Александра I предоставить гражданские права
крепостным также вызывали негодование крупного
дворянства.
Точку зрения консервативно
настроенных кругов общества
выразил
Николай Михайлович Карамзин
в своей
«Записке о древней и новой России».
Николай Михайлович
Карамзин (1766 – 1826),
историк, писатель

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
По этим причинам Александр I вынужден был прекратить
осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба
отца.
Император прекрасно понимал, что резкая критика
Сперанского, по существу, направлена в его собственный
адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его
симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел
ввести в России в угоду Наполеону.
Царь более не мог сдерживать волну критики и принял
решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь
сыграло намерение императора объединить общество
накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812
г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в
Пермь.
Как нам следует оценить деятельность Сперанского?

Историк В. А. Томсинов о деятельности
М. М. Сперанского:
«В историю России Сперанский вошёл в качестве
великого неудачника. И в самом деле, ни один из его
реформаторских замыслов не был осуществлён в
сколько-нибудь полной мере – большей части
созданных
им
проектов
государственных
преобразований суждено было остаться на бумаге, их
даже не пытались реализовать на практике. Но можно
ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно
бросил свою душу и талант в пучину политики?»
Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были
реализованы, его реформаторские поиски и планы
составили ту основу, на которой в дальнейшем
вырабатывались проекты преобразований.

Постановка важнейших вопросов:
Кратко охарактеризуйте положение стран Западной Европы и
России в начале XIX века в социальной, экономической,
политической сфере.
Какие задачи стояли перед Российским государством в начале
XIX века? Какие шаги необходимо было предпринять
российскому правительству для решения этих задач?
Как вы считаете, осознавали ли правящие круги России
необходимость проведения в стране реформ?
Почему они могли прийти к такому выводу?

Начало коренных преобразований в России прочно связано с именем царя Петра I, понимавшего, что для сохранения независимости и обеспечения достойного места среди вырвавшихся вперед европейских держав московскому государству нужна была модернизация.

Петр родился в Москве 30 мая 1672 году от брака царя Алексея Михайловича со второй женой – Натальей Кирилловной Нарышкиной. После смерти Алексея Михайловича в 1676 на престол взошел его сын от первой жены, Марии Ильиничны Милославской, - несовершеннолетний Федор, который скончался в 1682 году, не оставив наследников. В Москве сразу началась борьба за престол между Милославскими и Нарышкиными. Царевна Софья, дочь от первого брака, спровоцировала стрелецкий бунт, в результате чего в Кремле были убиты несколько родственников и сторонников Нарышкиных. После этого бунта к присяге были приведены сразу два царя, два сводных брата: 16-летний Иван V от Милославских и 10-летний Петр от Нарышкиных. При них находилась правительница Софья, поскольку Иван был больным человеком, а Петр еще совсем ребенком. С приходом ее к власти кардинально изменилась ориентация страны во внешней политике. В 1689 г. Россия примкнула к Священной лиге- союзу Австрии, Речи Посполитой, Венеции и Мальтийского ордена – страна оказалась втянутой в войну с Турцией и ее вассалом Крымским ханством. Военные походы России оказались безуспешными, а Софья с ее прозападной ориентацией вызывала недовольство в высших слоях общества. В 1689 году в Москве вспыхнул новый стрелецкий бунт. После подавления этого мятежа Софья была заключена в Новодевичий монастырь, а Петр встал во главе страны (формально до 1696 года вместе с Иваном V, который почти не вмешивался в государственные дела).

Лишь после смерти матери Петр стал полновластным правителем. В наследство от предыдущих времен ему досталась традиционная для России татарско-турецкая проблема, и в первую очередь Петр берется за ее решение. В 1695 году он совершил поход против турецкой крепости Азов в устье Дона. Но несогласованные действия русских войск, слабая инженерная подготовка, отсутствие умелых специалистов среди нанятых иностранцев привели к тому, что 20 октября 1695 года осаду Азова пришлось снять. Но Петр не отказался от попытки захвата Азова. В Воронеже была создана верфь, и к весне было построено 20 галер и большой 36-пушечный корабль «Апостол Петр». В апреле 1696 года Азов был взят. Мир узнал о рождении русского флота. Но большого значения взятие Азова не имело. В руках турок оставался выход из Азовского моря в Черное, а тем более – из Черного в Эгейское. Для большой же войны с Турцией нужны были союзники.

В поисках союзников на Запад выехало Великое посольство (1697-1698) во главе с боярином Федором Головиным, дьяком П. Возницыным, швейцарцем Ф. Лефортом. Вместе с послами ехали десятки молодых дворян для обучения наукам, изучения достижений Запада. Петр планировал завербовать для работы в России западных мастеров, военных, ученых. Сам Петр ехал под именем Петра Михайлова. Посольство посетило Пруссию, Голландию, Англию и другие страны. Петр был потрясен уровнем развития Европы и отчетливо осознал, что Россия не сможет быть на равных с Западом, если не ликвидирует разрыв в развитии. Однако главной цели посольству достичь не удалось. Ни одна страна не хотела воевать с турками. По пути домой Петр встретился с королем Польши и Саксонии Августом II. Тот не отказывался от союза с Россией, но не против турок, а против шведов, отнявших у Польши земли на южном берегу Балтики.

В августе 1698 года царь вернулся в Москву и поехал в село Преображенское. Там на приеме он стал резать бороды боярам, таким образом начав европеизацию России. Будучи в составе Великого посольства Петр получил сообщение о новом бунте стрельцов. Хотя после его возращения на родину бунт был подавлен, Петр укрепился в планах распустить стрелецкое войско и создать регулярную армию. Она была необходима в связи с надвигавшейся войной со Швецией.

После неудачной попытки создать союз государств против Турции Петр поставил своей главной задачей выход к Балтике. Швеция тогда была в зените могущества, Балтийское море называли «шведским озером». Петр стал укреплять «Северный союз» с Польшей и привлек к нему Данию. В 1699 году он ввел рекрутский набор в новую, регулярную армию. В 1700 г. Петр подписал 30-летнее перемирие с Турцией и объявил войну шведам (хотя подготовка к войне была явно недостаточной). Северная война длилась 21 год и закончилась подписанием Ништадского мира по которому Россия получила Эстляндию, Лифляндию с Ригой, Ингриб (бассейн Невы), Выборг, ряд островов, но вернула шведам Финляндию. «Окно» в Европу было прорублено Петр был объявлен императором и Отцом Отечества.

Поскольку большая часть царствования Петра прошла в обстановке войны это не могло не отразиться на характере проводимых им реформ. Петр не имел четкого плана реформ, кроме общей идеи превращения России в великую державу.

Начиная с 1 января 1700 года в стра­не был введен новый календарь, что символизировало переход России к реформированию всех сторон жизни огромного государства. Было приказано производить летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рожде­ства Христова, Новый год начинать не с 1 сентября, а с 1 января. Таким образом, Россия стала жить в одном временном пространстве с Европой.

Несомненно, на решимость молодого царя начать кардинальные реформы повлияли неудачи начального этапа войны со Швецией и в целом – с Турцией за выход в Балтийское и Черное моря. Поэтому важное место среди проводимых им реформ заняла военная реформа . 8 ноября 1699 года были введены рекрутские наборы, а в 1705 году – рекрутская повинность . Один новобранец от 20 крестьянских и посадских дворов призывался на пожизненную службу. В отношении рекрутов было установлено следующее правило: если рекрут был из кре­постных крестьян, он автоматически становился свободным, и тогда его дети, рожденные после освобождения, тоже становились свободными.

Дворяне шли в армию почти поголовно. Стрелецкое войско и дворянское ополчение сменились регулярной армией. Петр создал не очень хорошо обученную, но крупнейшую в мире армию. Уже в середине 1720-х годов численность регулярного сухопутного войска составляла около 200 тысяч человек. Новорожденный флот заявил о себе громкими победами. В его составе было 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов, на которых служили около 28 тыс. членов экипажей.

Для более эффективного ведения военных действий России нужно было создавать свою военную базу и в первую очередь развивать промышленность, особенно металлургическую. Правительство прилагало огромные усилия по строительству железоделательных мануфактур за счет казны на Урале и в Олонецком крае. Первое десятилетие XVIII века можно охарактеризовать как период активного вмешательства государства в экономику и поощрения частного предпринимательства. Как уже упоминалось ранее, первые мануфактуры появились в Рос­сии еще в XVII веке, но они не сыграли в то время заметной роли в экономике. Именно с ХVШ века начинается мануфактурный период в народном хозяйстве, мануфактурная система стала преоб­ладающей по сравнений с ремесленным производством. Помимо казенных и вотчинных стали появляться так называемые посессионные, или условные мануфактуры (от латинского слова «посессия» – условное владение). По указу Петра 1 с 1721 года разрешалось покупать крепостных крестьян и не дворянам (купцам, богатым горожа­нам из числа ремесленников). Крестьяне приписывались к предприятию и составляли с ним единое целое. Продолжали развиваться и рассеянные мануфактуры, которые возникали на основе купеческого капитала и привязывали домашнее крестьянское производ­ство к торгово-промышленному капиталу.

В первой четверти ХУШ века наблюдался заметный рост ману­фактурного производства. Так, если в конце XVII века в стране насчи­тывалось около 20 мануфактур, то в середине 1720-х годов – уже 205 ма­нуфактур и крупных предприятий ремесленного типа. Крупнейшим мировым центром металлургии становится Урал, что явилось заметным экономическим событием России того времени. Продукция металлургических за­водов была высокого качества, ее стали вывозить в Европу, и вскоре Россия вышла на первое место в Европе по производству чугуна.

Центральное место среди реформ Петра занимают реформы в области государственного управления . По мере расширения масштабов преобразований становится ясно, что старая приказная система не сможет служить инструментом их проведения. Занимаясь военными и дипломатическими проблемами, он постоянно решал массу дел российского государственного управле­ния. За 25 лет правления - с 1700 по 1725 годы - им было принято почти три тысячи различных законов и указов.

Прежде всего следовало создать стройную административную верти­каль, полностью подчинявшуюся верховной власти. На это была на­правлена коренная реорганизация всего здания государственного уп­равления сверху донизу. Главным объектом реорганизации была Боярская дума которая своим вмешательством в государственные дела, не соответствовала режиму абсолютной монархии. В 1699 году вме­сто Боярской думы Петр учредил так называемую Ближайшую канце­лярию из восьми доверенных лиц для помощи в решении государственных дел, которую назвал Советом Министров. В 1711 году он упразднил и эту структуру, создав правительствующий Сенат из девяти человек, на­значаемых им самим. Это был высший государственный орган, обла­давший законодательной, административной и судебной властью. Во главе государственной власти возвышался император. Власть при Петре носила патерналистский характер . Власть царя была подобна власти справедливого и строгого отца, знающего в чем состоит благо его народа. В ответ на заботу от подданных требовалось послушание и преданность. Такой подход формировал послушных и пассивных граждан, сковывая инициативу и предприимчивость.

В 1717-1718 годах почти вся многочисленная, сложная, запутанная, бессистемная «толпа» приказов была заменена коллегиями - новы­ми органами управления. В отличие от приказов, имевших, как правило, региональную компетенцию, коллегии имели общегосудар­ственные полномочия, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего было создано 11 коллегий: Военная ведала армией, Адмиралтейская - флотом, Юстиц-коллегия - за­конодательством, Мануфактур-коллегия - промышленностью и т.д. Коллегии были созданы по шведскому образцу, но с учетом рос­сийских условий. Таким образом, Россия получила большой разветвленный бюрократически-полицейский аппарат.

В 1708-1710 годах была проведена губернская реформа, по ко­торой вся страна была поделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. В руках губернатора были сосредо­точены административные, судебные, полицейские, финансовые фун­кции, в соответствии с которыми проводился сбор налогов, набор в рекруты, поиск беглых крестьян, рассматривались судебные дела, обес­печивались продовольствием войска. Впоследствии Петр неоднократно возвращался к проблеме ре­организации местного управления. В 1719 году была проведена вто­рая губернская реформа, число губерний увеличилось до 11, губернии были разделены на 50 провинций.

Одновременно с губернской предполагалось провести и город­скую реформу . Петр хотел предоставить городам полное самоуправление, чтобы там могли выбирать бургомистров. Однако в отличие от Западной Европы в российских городах начала XVIII века еще не сло­жилась богатая и влиятельная буржуазия, которая могла бы взять на себя городское управление. Тем не менее в городах было введено городское самоуправление европейского типа – магистраты , ведавшие городским хозяйством, торговлей и промыслами. В 1720 году в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, который должен был руководить городс­кими сословиями в России. Созданная в ходе петровских преобразований административ­ная система оказалась весьма прочной. В главных чертах она со­хранялась (с некоторыми изменениями) на протяжении всего до­революционного периода. Структура управления, механизм власти и ее функции оставались незыблемыми практически в течение двух веков. В результате проведенных административных реформ произошли серьезные изменения в характере российской государственности, завершился процесс перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии .

В своей деятельности Петр опирался на по­местное дворянство, которое, будучи более прогрессивным молодым сословием, поддерживало курс на укрепление абсолютной монархии. С целью экономической поддержки дворянства Петр издал в 1714 году Указ о единонаследии , по которому происходило оконча­тельное слияние двух форм феодальной земельной собственности – вотчины и поместья в единое юридическое понятие – «недвижи­мая собственность». Оба вида хозяйств уравнивались во всех отно­шениях, поместье становилось также наследным, а не условным хо­зяйством, их нельзя было дробить между наследниками. Имения передавались по наследству только одному из сыновей, как правило, старшему. Остальные получали наследство деньгами и прочим иму­ществом, они были обязаны поступать на военную или гражданскую (штатскую) службу. Это обеспечило приток людей на государственную службу. К этому Указу вплотную примыкало введение в 1722 году «Табе­ли о рангах» . По этому документу все должности государственной и во­енной службы подразделялись на 14 классов-рангов от низшего – че­тырнадцатого, до высшего – первого. В соответствии с «Табелью» служащие из числа дворян или мещан обя­заны были проходить эти ступени для повышения в должности. Этот документ вводил принцип выслуги и окончательно устранял отменен­ный ранее принцип местничества, все еще негласно существовавший. Особенно заинтересованными в этом порядке были дворя­не, которые могли теперь дослужиться до высших государственных чи­нов, реально приобщиться к власти.

Отличительной чертой русского самодержавия в допетровские времена было полное слияние церкви и государства. В то время как в Западной Европе церковь все дальше отходила от государственного управления, на Руси в XVII веке существовало так называемое оцерковленное государство. Сам царь выступал одновременно и как верхов­ный правитель церкви, и как глава государства, религиозные идеи были главными и в светской жизни. Петр I разрушил эту традицию и провел церковную реформу , пол­ностью подчинив церковь государству. После смерти главы Русской православной церкви патриарха Адриана в 1700 году было упразднено патриаршество (восстановленное впоследствии лишь после Февральс­кой революции 1917 года). В 1721 году был учрежден Святейший Синод – особая «духовная коллегия» – по управлению делами церкви. Во главе Святейшего Синода стоял обер-прокурор, светский человек, как правило, из гвардейских офицеров. Всех членов Синода назначал сам царь. Были заметно ограничены экономические права церкви, уре­заны ее огромные земельные наделы, часть ее доходов стала забирать­ся в государственный бюджет. Церковь отныне была обязана во всех мирских делах под­чиняться распоряжениям светской власти.

Немалое значение при Петре придавалось торговым отношениям внутри и за пределами России. В целях улучшения торговых путей правительство впервые в истории страны приступило к строительству каналов. Так, в 1703-1709 годах был сооружен Вышневолоцкий канал, соединив­ший Петербург с Волгой, начато строительство Мариинской вод­ной системы и др. Следует отметить, что развитие внутреннего товарооборота сдер­живал «денежный голод», страна по-прежнему испытывала острую нехватку денежных металлов. В 1704 году Петр 1 начал денежную реформу . Стали выпускаться серебряные рублевые монеты, или просто рубли, которые до Петра оставались лишь условной счетной единицей, то есть рубля, как мо­неты, не существовало. За весовую единицу рубля был принят сереб­ряный талер, хотя содержание серебра в рубле было меньше, чем в та­лере. Чеканка монет стала строгой и безусловной монополией государства. При Петре выпускались и золотые монеты: «цесарские» рубли и «червонцы».

Петровские преобразования коснулись и внешней торговли, ко­торая стала активно развиваться благодаря, прежде всего, выходу к Балтийскому морю. Усилению внешнеторговой ориентации экономи­ки России способствовала целенаправленная политика меркантилиз­ма , проводимая правительством. Одним из идеологов меркантилизма был русский мыслитель-экономист И.Т Посошков, который выпус­тил в 1724 году «Книгу о скудности и богатстве». В ней он подчерки­вал, что стране необходимо создавать технически передовые предпри­ятия, основанные на отечественном сырье, чтобы можно было уверенно выходить на внешний рынок.

Обязательным элементом меркантилизма является установле­ние жестких таможенных тарифов для защиты отечественных произ­водителей от иностранных конкурентов. Так, в 1724 году был установлен таможенный тариф, по которому иностранные товары, конкурировавшие с отечественными (воск, парусина) взималась пошлина в 75%. В итоге в 1726 г. экспорт вдвое превысил импорт. Благодаря энергичным действиям Петра, Россия с 1712 года впервые перестала закупать оружие в Европе.

Практически непрекращающиеся военные действия, реформы требовали огромных государственных расходов. Бюджет России находился в критическом состоянии. Возникла необходимость проведения налоговой реформы . Была поставлена задача изыскания все новых налоговых поступлений. Начиная с 1704 года один за другим устанавливался бесконечный ряд новых налогов: мельнич­ный, пчелиный, погребной, банный, трубный, с раскольников. К новым налогам добавлялись казенные монополии. В число монопольных товаров, помимо смолы, поташа, ревеня, добавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало, дубовые гробы. Главные доходы поступали от прямых налогов, которыми облагались только «подлые» сословия. В конце правления Петра многие мелочные сборы были отменены. А для увеличения государственных доходов вместо подворного обложения, существовавшего с 1679 года, в 1718-1724 годах была введена подушная подать с «ревизской души», которой облагались не только работоспособные мужчины, но и мальчики, и старики, и даже умершие, но все еще числившиеся в ревизских списках.

Для более точного учета по стране стали проводить переписи мужского населения через каждые 20 лет. По итогам переписей со­ставлялись так называемые «ревизские сказки» (списки). Различные сословия изыскивали всевозможные привилегии, чтобы освободиться от выплаты налогов. Сбор налогов проходил всегда с большим трудом, с огромными недоимками, так как платежеспособ­ность населения была очень низкой. Основную статью доходов государственного бюджета, как уже упоминалось, составляли прямые налоги с населения - до 55,5% в 1724 году. Кроме этого, как и в XVII веке, большую роль играли кос­венные налоги и система откупов на продажу монопольных товаров, а также откупы на строительство мельниц, мостов и т.д. Получили рас­пространение различные натуральные повинности, такие, как рекрутс­кая, постойная (квартирная) и подводная, в соответствии с которыми крестьяне должны были обеспечивать войсковые части, вставшие на постой, продовольствием и фуражным зерном. Основную статью бюджета составляли военные расходы. Так, например, военные походы Петра I поглощали примерно 80-85% всех доходов России, а в 1705 году они обошлись в 96%. Постоянно растущий бюджет­ный дефицит в XVIII веке стал все чаще покрываться за счет инфля­ции, а также государственных займов, особенно после Петра I.

Очень трудно оценить все преобразова­ния Петра I. Его реформы носят весьма противоречивый характер, им нельзя дать однозначную оценку. Петр I осуществил энер­гичную попытку приблизить страну к европейской цивилизации. Петр постоянно подчеркивал, что Россия не должна более оставаться закрытой от мировых хозяйственных процессов, если она не хочет и дальше отставать в социально-экономическом развитии и по­степенно попадать в тяжелую колониальную зависимость от передо­вых западных стран, как это случилось со многими государствами Азии, не сумевшими покончить с традиционализмом. В итоге петров­ских реформ Россия сумела занять достойное место в системе евро­пейских государств. Она превратилась в великую державу с эффектив­ной экономикой, мощной армией и современным морским флотом.

Так как Россия относилась к странам «догоняющего развития», то к началу XVIII века в ней еще не созрели предпосылки для проведения модернизации на собственной культурной базе. Поэтому российская модернизация приобрела характер радикальных реформ, проводимых сверху. Общество не было готово к таким изменениям. В результате чего углубился социокультурный раскол в обществе. Расколотость русского общества один из важных факторов, определивших развитие страны на протяжении трех столетий.

Необходимость быстрого реформирования предопределила насильственный характер реформ, что привело к еще большему усилению крепостничества. Тяготы реформ, которые легли на плечи крестьянского и го­родского населения, не раз были причиной крупных народных вос­станий в Центральной России, Поволжье, на Украине и на Дону, например, восстание казаков под руководством К. Булавина в 1707-1708 годах, жестоко подавленное царской властью.

Население страны уменьшилось почти на 20% в результате многочисленных войн и репрессий, строи­тельства новых предприятий, переселения людей на новые места.

Следует также подчеркнуть, что в попытках приблизиться к западноевропейской цивилизации, перенимая оттуда все передовое и полезное, Петр забывал о самобытности России, о ее двойственной евразийской сущности. Он считал, что все истоки ее отсталости лежат в азиатских корнях. Стремясь к Европе, Петр зачастую брал оттуда только внешние формы, не изменяя внутреннюю сущность вековых традиций. Так, если в Западной Европе XVII-XVIII веков быстро раз­вивалась представительная власть, укреплялись основы парламента­ризма, то в России за годы правления Петра, напротив, усиливалась жесткая централизация, абсолютизация государственной власти, что являлось прямым продолжением деспотизма и самодержавия, прису­щего Московской Руси.

Проводя реформы в России, Петр стремился к идеальному го­сударству, основанному на справедливых и рациональных законах, но это оказалось утопией. На практике в стране было создано полицейс­кое государство без каких-либо институтов социального контроля.

Перенимая на Западе передовые технологии, научные, военные и иные достижения, Петр как бы не замечал развития там идей гума­низма, тем более не желая их привнесения на русскую почву. И все же значение великих перемен в жизни России, осуществ­ленных в эпоху Петра, трудно переоценить.

Продолжением петровской политики является царствование императрицы Екатерины II. Получив власть незаконным путем, не имея никаких прав на российский престол, она пробыла на нем долгих 34 года, завершив собой эпоху женского правления в России.

Нужно отметить, что за 37 лет, которые отделяли ее царствование от царствования Петра Великого, Россия пережила эпоху крайней нестабильности государственного управления, период дворцовых переворотов. Сложившаяся система фаворитизма экономически и политически подрывала устои страны. Реформы если и проводились, то не носили системного и завершенного характера. Екатерина искренне хотела провести глубокие реформы при сохранении неограниченного самодержавия.

За основу государственных преобразований Екатериной II была избрана модель просвещенного абсолютизма , просуществовавшая в России до 1815 года. А идеи по вопросам государственного устройства Екатерина черпала у европейских просветителей (Вольтер, Дидро, Монтескье). В политике просве­щенного абсолютизма на первый план выступало стремление к со­зданию новой системы регулирования общественных отношений на основе упорядочения действующих законов и создания новых, более совершенных законов. Считалось, что устранить социальные конфликты между обществом и государством можно при помощи общественного договора. При этом предполагалось, что общество делегирует властные полномочия одному человеку, группе лиц или сословно-представительному органу. Эпоха правления Екате­рины II служила наглядным примером применения этой теории на практике.

Образованная часть дворянства также увлекалась идеями просветительства, в результате чего сформировались три направления общественной мысли России второй половины XVIII века. Первое направление консервативное – которое представляла аристократическая часть дворянства. Князь Щербатов выразил основные идеи этого направления – сохранение крепостничества, самодержавия в частично модернизированном виде. Правление монарха должно быть просвещенным, свобода собственность и равенство должны быть обеспечены для дворян, но не для крепостных и простолюдинов. Второе направление – либеральное (Н.И. Панин, Д.И. Фонвизин и др.), представители которого предлагали ограничить самодержавие в пользу дворянства. Требовали смягчения нравов помещиков по отношению к крепостным. Третье направление – радикальное (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Они настаивали на подчинении монарха законам, установленным по договору с народом, уничтожении крепостного права. Радищев допускал возможность установления республики путем революции. За свои взгляды Екатерина сочла автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Многие из представителей, выражавших различные общественно-политические взгляды являлись масонами, стремившимися в первую очередь подвигнуть Россию к европейской традиции. В России начинает формироваться общественное мнение. Несмотря на то, что это мнение было представлено элитой, просвещенными слоями общества, важный шаг к прогрессу.

В самом начале своего правления, в 1764 году Екатерина резко ограничила экономическое могущество церкви. Ею была проведена секуляризация церковных земель, в результате чего число монастырей в России сократилось с 881 до 385. Доходы от этого процесса поступали в государственный бюджет.

Одной из важнейших проблем в первые годы правления Екатерины II стала необходимость упорядочения и обнов­ления всей системы законодательства Российской империи. Следует ска­зать, что старый свод законов («Соборное уложение») был принят еще в 1649 году и с тех пор кардинально не пересматривался, хотя этого требовали и дворяне, и нарождающееся предпринимательство. Был обнародован «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта но­вого Уложения» как руководство для депутатов будущей Комиссии в их законодательной работе. «Наказ» представлял собой обширный документ из 22 глав, где были подробно изложены идеи просвещенного абсолютизма. Основ­ной мыслью «Наказа» было то, что в России любая другая власть, кро­ме самодержавия, не только вредна, но и разорительна для граждан. Екатерина призывала к умеренности в законах и политике правитель­ства, недопустимости тиранства.

30 июля 1767 года в Грановитой палате Московского Кремля была созвана Комиссия о сочинении проекта нового Уложения (Уло­женная комиссия ), в которую вошли представители разных сословий для разработки общего свода законов Российской империи. В ходе разработки свода законов использовались наказы депутатам от раз­личных групп населения. Так, дворяне жаловались на массовые побе­ги крестьян и на рутинное судопроизводство, требовали отменить пет­ровскую «Табель о рангах», дабы пресечь доступ в дворянство представителям «подлых сословий», дослужившимся до офицерских чинов. Купечество же настаивало на предоставлении им права владеть крепостными, на освобождении их от рекрутских повинностей и по­стоя войск, на упорядочении купеческой деятельности, на открытии банков и т.д. Крестьяне предлагали строго регламентировать в Уложе­нии размеры барщины и оброка, а также предоставить им право соб­ственности на движимое имущество. Но против этого резко выступа­ло большинство депутатов от дворянского сословия.

Поскольку дебаты были длительными и острыми, Екатерина II уже собиралась распустить Комиссию, но в декабре 1768 году нача­лась война с Турцией и Комиссия фактически прекратила свое суще­ствование, так и не приняв нового уложения. Комиссия не смогла решить главную задачу у становить баланс интересов различных сословий общества. Позже Екатерина ис­пользовала многие подготовленные материалы в законодательной и административной работе. В частности, на их основе в 1770-1780-х годах были проведены некоторые реформы, которые логически выте­кали из «Наказа» 1767 года.

После роспуска уложенной комиссии в деятельности Екатерины по реформированию общества прослеживаются два этапа: в области государственного управления усиление централизма и военно-бюрократических начал, в социальной политике опора на дворянство.

На ходе реформ, безусловно, сказалась крестьянская война (1773-1775) под предводительством Е.И. Пугачева. Екатерина постаралась прежде всего подавить очаги напряженности в регионах, заселенных казаками, куда стекались недовольные массы, плохо контролируемые правительством. Она ликвидировала казачье самоуправление на Дону, упразднила Запорожскую Сечь и переселила запорожцев на Кубань, яицких казаков переименовала в уральских и поставила под полицей­ский надзор, в Башкирии была усилена власть местных феодалов.

В 1775 году была реорганизована система местного самоуправ­ления, прежде всего в целях укрепления правопорядка на местах, а так­же для предотвращения антиправительственных выступлений. Вмес­то трехзвенного административного деления - губерния, провинция, уезд, было введено двухзвенное деление - губерния, уезд. Было учреждено 50 губерний (взамен прежних 23) с различной территорией, но с примерно равным количеством душ мужского пола (200-300 тыс.). Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. душ мужс­кого пола.

Во главе каждой губернии императором назначался губернатор, а если объединялись две-три губернии - генерал-губернатор с обшир­ными административными, финансовыми и судебными полномочи­ями, ему также подчинялись все воинские части и команды, располо­женные на этой территории. Уезд возглавлял капитан-исправник, избираемый дворянством на три года. Был учрежден еще и Приказ общественного призрения, который надзирал за школами, больница­ми, богадельнями и сиротскими домами. Одновременно Екатерина II подписала «Жалованную грамоту го­родам» (1785), которая определяла сословную структуру городского населения. Но, несмотря на стремление Екатерины развивать «средний род людей», то есть горожан, они в России даже в XIX-XX веках так и не достигли того положения, которое имела бур­жуазия в Западной Европе к концу XVIII века. И хотя городское самоуп­равление оставалось неразвитым вплоть до реформ 1860-1870-х годов, в целом вся эта административная система в огромной многонациональ­ной стране была достаточно прочной и эффективной, если учесть, что она просуществовала вплоть до 1917 года почти без изменений.

Большое внимание уделяла Екатерина II образованию народа, поскольку уровень грамотности в те годы был невысок даже среди дво­рян, не говоря уже о горожанах и крестьянах. Страна нуждалась в гра­мотных образованных кадрах, поэтому в 1786 году был издан «Устав народным училищам в Российской империи», по которому в каждом губернском городе открывались четырехклассные народные училища, в уездных городах - малые народные училища, работавшие по еди­ным государственным программам.

Екатерина стремилась обеспечить особые привилегии дворянству как главной силе, обеспечивающей управление страной. В 1785 году она подписала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дво­рянства», более известную как «Жалованная грамота дворянству» . В ней были закреплены все сословные права и привилегии дворян­ства. Они получали исключительное право владеть крепостными крестьянами и землями, передавать их по наследству, покупать де­ревни и т.п. Запрещалось конфисковывать дворянские имения за уголовные преступления, имения в таком случае переходили к на­следникам. Дворяне были освобождены от телесных наказаний, их мог­ли лишить дворянского звания только по суду. Они освобождались от личных податей и различных повинностей, например, от пребы­вания войск в их домах. На местах - в губерниях и уездах - вся административная власть находилась в руках дворян.

Во второй половине ХVIII века феодальная экономика вплотную столкнулась с развивающимися рыночными отношениями. Создание всероссийского рынка, активное участие страны в международной торговле привело к тому, что сельское хозяйство все решительнее втягивалось в рынок. Наиболее передовые и образованные помещики стремились использовать новую технику, внедрять достижения агрономии в производство. Этому способство­вало учреждение в 1765 году «Вольного экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства». Российская техническая мысль была одной из передовых в мире. За 20 лет до Д. Уатта была изобретена первая в мире универсальная паровая машина И. Ползунова. А. Нартов изобрел токарный станок еще при Петре 1, тогда как в Англии он появился только в 1797 году Однако широкого применения на практике эти изобретения не имели. Общая рутинность хозяйства, незаинтересованность государства во внедрении технических новшеств в производство приводили к тому, что в конце XVIII века Россия стала постепенно отставать от передовых государств, уже завершивших про­мышленный переворот (таких, как Англия, Голландия).

Внедрение новых достижений в производство постепенно приводило к росту про­изводительности труда, к повышению уровня товарности продукции, то есть выхода ее на рынок, но нисколько не ослабляя при этом кре­постную зависимость крестьян. При Екатерине II крепостное пра­во распространилось и на те территории Украины, где до этого време­ни еще сохранялась казацкая вольница. Усиливалась личная зависимость крестьян от помещиков. С 1765 года помещикам было разрешено сдавать прови­нившихся крестьян в каторжные работы, а в 1767 году Екатерина II запретила крестьянам подавать жалобы в государственные органы на своих помещиков.

В царствование Екатерины появляется слой так называемых «капиталистых мужиков». Деятельные и энергичные крестьяне занимались торговлей, про­мыслами, брали в аренду земельные участки и даже ухитрялись поку­пать себе крепостных, хотя это и было запрещено законами. Таким образом, при Екатерине получает развитие крестьянское предпринимательство.

Рыночная экономика в большей степени проникала в промышленность, которая развивалась доволь­но быстрыми темпами и где во второй половине столетия постепенно сформировался рынок труда. Росту купеческих и крестьянских мануфактур способствовал то, что в 1775 году был издан Манифест о свободе предпринимательства , по которому Екатерина II разрешала всем желающим заниматься промышленной деятельностью. Это заметно ускорило развитие так называемых «безуказных» фабрик и заводов, то есть заведенных без специального разрешения и основанных на наемном труде. К концу века Россия имела самые различные отрасли промыш­ленности, обеспечивающие почти полностью важнейшие потребности страны.

Для оживления и развития экономики страны в 1762 и 1763 го­дах Екатерина выступила с призывом к иностранцам приехать на посе­ление в Россию. Им обещались налоговые льготы, религиозная сво­бода, сохранение языка и культуры. Особенно много колонистов приехало из Германии.

Сохранить статус великой державы, участвовать в европейских делах –таковы направления внешней политики Екатерины II. Это проявилось в военных действиях против Турции, участие России в разделах Польши и борьба с революцией во Франции. В результате двух войн с Турцией 1768-1774 и 1787-1791 гг. годы к России были присоединены Крым, южные украинские земли по побережью Азовского и Черного морей, где были основаны новые города и крепости: Севастополь, Одесса, Херсон и др. Российский флот получил право беспрепятственно плавать по Черному морю, а также выходить в Средиземное море.

В результате трех разделов Польши между Пруссией, Австрией и Россией, этой позорной страницы европейской дипломатии, к России отошли Правобережная Украина, Белоруссия, Прибалтика, Литва, Курляндия. Присоединив Белоруссию и часть Украины, Россия вернула земли Древней Руси. Русские первопроходцы дошли до Тихого океана, основали первые по­селения на Аляске, Курильских и Алеутских островах. За счет естественного прироста и присоединенных территорий значительно выросло население страны: с 13 млн. человек в конце первой четверти XVIII века до 40 млн. человек в начале XIX века.

С 1789 г. все большее внимание Екатерины приковывали революционные события во Франции. Она побуждает Австрию и Пруссию к интервенции. После казни Людовика XVI Россия порвала дипломатические отношения с Францией. В 1796 г. она снарядила против Франции 60-тысячный корпус Суворова. Но смерть Екатерины помешала претворению ее планов в жизнь.

Екатерина II наиболее последовательно продолжала петров­ские преобразования. Россия становилась все более мощным госу­дарством, с которым были вынуждены считаться европейские дер­жавы. Она создала в России передовую для своего времени систему управления, эффективную экономику, но так и не решилась реали­зовать принцип разделения властей, поскольку понимала, что в стране отсутствует гражданское общество, готовое к конституци­онной монархии.

На рубеже XVIII-XIX веков в Российской империи царствует император Павел I (1796-1801 г.), сын Екатерины Великой, которому удалось вступить на престол лишь в возрасте 42-х лет.

Обиженный на мать за то, что та не пожелала уступить ему корону, свою политику Павел ведет так, что она полностью перечит политике Екатерины. Во-первых, в опалу попадают многие вельможи Екатерины. А политические преступники, которых она осудила, наоборот, освобождаются (например, Радищев).

Либеральные указы Павла

Павел издает несколько указов, посвященных крестьянскому вопросу: в 1796 году крестьяне получают право на жалобы или присягу императору; 1797-98 год - запрещается продавать крестьян без земли.

Запрещается барщина по воскресеньям (и ограничивается лишь тремя днями в неделю). Также были восстановлены физические наказания для дворян, запрещены дворянские собрания и выборный суд. Офицерство подлежало ревизии.

В результате этого указа в двенадцати губерниях начались восстания, поскольку дворяне не желали ему подчиняться.

В 1798 году купцы получают право покупать крестьян для работы на мануфактурах. Служащие отныне обязаны начинать работу в 8.00 и заканчивать в 22.00. Также вводятся ограничения на костюм - одежда также регламентируется государством. Ужесточяется цензура: закрываются все частные типографии, запрещается выезд за границу даже на учебу.

Военная реформа Павла I

В 1797 году Павел проводит военную реформу, в результате которой в армии вводится прусский военный мундир и парики, а также появляется практика проведения вахт-парадов. В армейской сфере он всецело следует традициям своего отца, императора Петра III, который боготворил прусскую военную систему и мечтал о введении такой же в России.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Павел отменил петровский указ о том, что император волен сам выбирать себе наследника, и установил четкую систему наследования только по мужской линии. Также Павлом была восстановлена система коллегий.

Внешняя политика

Во внешней же политике тоже наблюдаются изменения: Павел отказывается от участия в борьбе с революционной Францией и в ноябре 1798 года присоединяется к коалиции против Наполеона (поскольку перед этим Павел присоединяется к Мальтийскому ордену, а Наполеон захватывает Мальту). В 1799 году из опалы возвращается Суворов, его отправляют на войну в Италию.

Однако в 1800 году, когда англичане захватили Мальту, они отказались вернуть Павлу положенную ему по соглашению долю. Павел выходит из коалиции и заключает союз с Наполеоном.

Дворянство не одобряло политику Павла, и в 1801 году он был убит в результате заговора, целью которого было возвести на трон его сына, будущего императора Александра I.

Во внешней же политике тоже наблюдаются изменения: Павел отказывается от участия в борьбе с революционной Францией и в ноябре 1798 года присоединяется к коалиции против Наполеона (поскольку перед этим Павел присоединяется к Мальтийскому ордену, а Наполеон захватывает Мальту). В 1799 году из опалы возвращается Суворов, его отправляют на войну в Италию.

Однако в 1800 году, когда англичане захватили Мальту, они отказались вернуть Павлу положенную ему по соглашению долю. Павел выходит из коалиции и заключает союз с Наполеоном.

Дворянство не одобряло политику Павла, и в 1801 году он был убит в результате заговора, целью которого было возвести на трон его сына, будущего императора Александра I. 1). Территория России.

  • 2). Население России: а). Многонациональное
  • б). Многорелигиозное
  • в). Сословное деление населения
  • г). Классовое деление населения
  • 3). Политическое устройство России в конце XVIII - начале XIX века.

III. Кубань на рубеже XVIII - XIX веков.

Первый пункт нашего плана требует работы с картой. Обратите внимание на вопрос (Слайд № 4 Приложения) и по карте (Слайд № 5 Приложения) определите географическое положение России на рубеже XVIII - XIX веков. (Россия расположена в Европе и Азии. Граница между европейской и азиатской Россией пролегает через Уральские горы.

Сухопутная граница России со Швецией, Германией, Австро - Венгрией, Ираном, Афганистаном, Индией, Китаем.

Только морская граница - с Японией и США.

Сухопутная и морская граница у России с Османской империей).

Правильно. Переходим к характеристике второго пункта плана.

  • 1). Территория России составляла в конце XVIII - начале XIX веков 18 млн. км (увеличилась за счёт присоединения Кавказа, Финляндии, Бессарабии). (Слайд № 6 Приложения)
  • 2). «Население России на рубеже XVIII - XIX веков».

По своему национальному составу население России было весьма неоднородным.

а). Многонациональное - на территории России проживало более 200 народов и народностей.

Обратимся к карте «Российская империя в начале XIX века».

Определим, какие народы проживали на территории России в конце XVIII - начале XIX века? - (Слайд № 7 приложения)

На юге и западе европейской части страны поживали русские, украинцы, белорусы.

В Прибалтике - эстонцы, латыши, литовцы, немцы.

На севере Европейской России и в Поволжье - мордва, мари, удмурты, карелы, татары, башкиры, чуваши, калмыки…

В Сибири и на дальнем Востоке - татары, якуты, эвены, юкагиры, буряты, чукчи, нанайцы...

Основу населения России составляли русские. (Слайд № 8 Приложения)

б). Многорелигиозное - народы России исповедовали практически все основные мировые религии.

Государственной религией являлось православие, которого придерживались русские, украинцы, белорусы, представители других народов (всего 87 % населения).- (Слайд № 9 Приложения)

В западных районах было распространено католичество (литовцы, поляки) и протестантизм (латыши, эстонцы, немцы).- (Слайд № 10 Приложения)

Тюркоязычные народы (татары, башкиры) исповедовали ислам.- (Слайд № 11 Приложения)

Калмыки и буряты - буддизм.- (Слайд № 12 Приложения)

Евреи - иудаизм.- (Слайд № 13 Приложения)

Народы Сибири, крайнего Севера сохраняли языческие верования (мордва, мари…) - (Слайд № 14 Приложения)

в). Сословное деление населения.

Сословия - большие группы людей с определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству. (Краткую характеристику сословному делению страны даст Сайко Елизавета).

Основными сословиями страны были:

Дворянство - до 400 тысяч человек, крупные землевладельцы.

Дворянство, духовенство и купечество являлись привилегированным сословием - не подвергались телесным наказаниям, не платили налог в пользу государства.- (Слайд № 16, 17, 18 Приложения)

Не привилегированные сословия:

Мещанство - до 4 % населения.

Крестьянство - более 90 % населения.

Казачество - 1,5 млн. человек.

Мещанство, крестьянство, казачество несло воинскую повинность, платило налог в пользу государства. - (Слайд № 19, 20 Приложения)

Более подробно характеризовать положение основных слоёв общества мы будем позже, при изучении отдельных тем, а сегодня я предлагаю решить вам несколько познавательных задач.