Россия во второй половине XX столетия. Ссср во второй половине хх века: советский проект модернизации

После смерти Сталина общественно-политическая ситуация в стране существенно изменилась. Начавшиеся, хотя и в весьма ограниченных масштабах, процессы демократизации общественной жизни получили название «оттепели». Говоря о ее проявлениях, следует помнить, что в это понятие не вкладывалась необходимость реформирования всего существующего строя. Замысел реформ 50-х годов сводился к тому, чтобы, преодолев последствия культа лич­ности Сталина, дать обществу второе дыхание. Были реализованы крупные социальные программы, проведена широкая реабилита­ция, что позволило восстановить доброе имя многим тысячам людей. Среди них деятели художественной культуры, ставшие жер­твами беззакония: В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, О.Э. Мандель­штам, И.Э. Бабель, Г.И. Серебряков, В. Шаламов и другие.

В этот период был смягчен административно-командный диктат над культурой, более демократической стала система руководства ею. После длительного перерыва состоялись второй съезд писателей (1954), второй съезд композиторов (1957), первый съезд художников (1957). Стали регулярно проводиться совещания творческих работ­ников различных профессий. Оживлению культурной жизни спо­собствовали литературно-художественные журналы, число которых значительно возросло. Укреплению международных культурных контактов послужили впервые проведенные в Москве Международ­ный фестиваль молодежи и студентов (1957), Международный конкурс музыкантов им. П.И. Чайковского (1958) и Международ­ный кинофестиваль.

В художественной культуре произошли большие изменения. «Оттепель» отразилась прежде всего на литературе. Усиливались позиции демократически настроенной интеллигенции страны. Раз­вернулась борьба против лакировки действительности, парадного показа событий на страницах художественных и публицистических произведений. В печати, на собраниях и съездах писателей, встречах деятелей литературы и искусства с читателями развернулись дис­куссии по острым злободневным проблемам общественной жизни.

В эти годы в литературу пришло новое поколение писателей и поэтов, которых позднее стали называть «шестидесятниками». Сре­ди них поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, драматург В. Розов, песенники Ю. Визбор, А. Якушева и целая плеяда бардов. Их объединяла общая граждан­ская позиция: честность, смелость, неравнодушие ко всем болевым проблемам общества.

В художественной культуре тех лет сформировались определен­ные центры, ставшие оплотом новых исканий в литературе, театре, кинематографе. Одним из таких центров стал литературно-художе­ственный журнал «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский. Журнал стал рупором самых злободневных про­блем времени. Как редактор и гражданин Твардовский пытался пеоеменить не только характер современной литературы, но и внести в жизнь.начала демократии и гласности. В это время в журнале удалось напечатать несколько произведений на ранее за­прещенную тему репрессий. Так, впервые в литературе появилось имя А.И. Солженицына и первые его произведения: «Один день Ивана Денисовича», а чуть позднее «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка», ставшие классикой русской литературы XX века. Когда «оттепель» пошла на убыль, деятельность «Нового мира» стала встречать все больше препятствий и в 1970 г. его редколлегия была распущена.

Другим таким центром стали молодые театры «Современник» (1957, гл. режиссер О. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964, гл. режиссер Ю. Любимов), Большой драматический театр в Ленинграде (гл. режиссер Г.А. Товстоногов).

В кино утвердился новый тип героя - простой, обыкновенный человек, привлекательный своим нравственным обликом. Создате­ли фильмов стремились донести до зрителя правду жизни, истори­ческую правду, бичевали недостатки и вызывали на размышления. В это время были созданы прекрасные фильмы: «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове», «Девчата», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Судьба человека» и многие другие.

Новую жизнь приобрели лирические песни, особенно жанр «авторской песни», в которой смыкалось профессиональное и са­модеятельное творчество. В песнях Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Вы­соцкого, А. Галича создавался образ романтика и мечтателя.

В изобразительном искусстве утвердился «суровый стиль», со­четавший весомую, грубоватую правду повседневности с романти­ческими тенденциями (П. Никонов, В. Попков, А. и П. Смолины, Н. Андронов и другие).

Но говоря об «оттепели», отмечая прогрессивные явления куль­турной жизни страны, нельзя забывать о ее проблемах, противоре­чиях и о ее ограниченности. Это была реформа «сверху», «свобода творчества» инициировалась руководством партии и государства. Оно же определяло границы самой «свободы» и реформ. По суще­ству вся общественная жизнь и культура оставались подконтроль­ными, хотя и в меньшей степени, чем в период сталинщины.

Своеобразным «чистилищем» для деятелей культуры были встречи с руководителями партии и правительства (1957,1962,1963). На них идеологически жестко разбиралось творчество мастеров, давались некомпетентные оценки, навешивались ярлыки. Тон во всем этом задавал Н.С. Хрущев, который в грубой форме требовал от деятелей культуры четкого выполнения генеральной линии пар­тии.

Неудивительно, что в подобной атмосфере не могли увидеть свет выдающиеся произведения, которые уже были созданы: поэмы А. Твардовского «Теркин на том свете» и «По праву памяти», романы В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Бека «Новое назначение», А. Сол­женицына «Раковый корпус» и «В круге первом», рассказы В. Ша-ламова и др. Позорнейшим образом был затравлен и исключен из Союза писателей Б. Пастернак.

При всей своей противоречивости и непоследовательности «от­тепель» стала важным этапом общественного и культурного разви­тия страны. Она явилась попыткой прорыва к демократии, поворота к человеку, к его запросам и стремлениям. И она вызвала ответный порыв общества, взлет творческой энергии. Иной стала обществен­ная атмосфера, иными стали люди. Если бы реформы были про­должены, демократизация развита и углублена, возможно, и иным стало бы общественное развитие. Но этого не произошло. Партия и государство отказались от реформ, от углубления демократических процессов, что самым пагубным образом отразилось и на судьбах самой партии и общества в целом. Крушение «оттепели», сверты­вание реформ, попытка реабилитации сталинизма, подспудно на­раставшие кризисные явления в идеологии, политике, экономике сказались на всей общественной жизни, на художественной куль­туре.

Период 70-х - первой половины 80-х гг. был сложным и неод­нозначным в развитии художественной культуры страны. Непосле­довательные реформы 50-60-х гг. не могли изменить сущность командно-административной системы. Прежние методы управле­ния культурой продолжали действовать, хотя по форме они несколь­ко изменились. Причем в эти годы, чем сложнее становилось положение в стране, тем более ужесточался контроль партийных органов за литературой и искусством.

В этой ситуации творческая интеллигенция переживала сложные времена. Следствием процессов, происходивших в обществе, стало своеобразное расслоение культуры на два пласта: официальную культуру, поддерживаемую государством, и неофициальную - не признаваемую им. Одни активно участвовали в выполнении соци­ального заказа партии. Хотя, и здесь следует оговориться, произве­дения, созданные в этот период, были по своему уровню очень разные, ведь все в искусстве определяется мерой таланта.

Многие деятели культуры старались в рамках дозволенного донести до людей правду, пробудить мысль, вызвать протест. Боль­шой общественный резонанс вызвали произведения Ю. Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», А. Битова «Сад», «Дачная местность» и др. Заметным явлением в литературе этих лет стала «деревенская проза», представленная такими произ­ведениями, как «Привычное дело» В. Белова, «Пряслины» Ф. Аб­рамова, «Мужики и бабы» Б. Можаева. В этих произведениях нашли отражение судьбы и мысли простых людей, их взаимосвязь с историей своего народа, с природой, поиск нравственных ориенти­ров.

Борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр. Такие спектакли, как «Соло для часов с боем», «Заседание парткома» во МХАТе, «А зори здесь тихие», «Гамлет» в Театре на Таганке и другие вышли за рамки только культурной сферы, стали заметным явлением общественной жизни страны. Подлинным ку­миром публики был А.И. Райкин. Его сатирические спектакли являлись образцом бескомпромиссной борьбы с пошлостью, бю­рократизмом, безнравственностью.

Но много талантливых спектаклей, книг, кинофильмов и других художественных произведений с трудом доходило до зрителя. За каждое из них шла борьба, приходилось преодолевать массу бюрок­ратических инстанций и цензурных рогаток. Многие произведения попадали на полки фильмохранилищ, в спецхраны и архивы КГБ. Такая судьба постигла кинофильмы А. Тарковского, К. Муратовой, А. Германа. В 1970 г. власти вынудили А. Твардовского покинуть пост главного редактора «Нового мира», в 1974 г. разогнали выставку художников-авангардистов («бульдозерная выставка») и т. д.

В этих условиях те деятели культуры, которые не хотели при­спосабливаться, уезжали за границу. Покинули страну главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тар­ковский, художники О. Целков и М. Шемякин, поэты И. Бродский, Н. Коржавин, писатели В. Некрасов, С. Довлатов, принуждены выехать за рубеж А. Галич, В. Войнович. Был выслан из страны и лишен гражданства писатель А. Солженицын.

Многие представители литературы и искусства были вынуждены находить пласт неофициальной культуры, которая объективно ста­новилась культурой протеста, свободной культурой, бунтующей и правдивой. Она проявилась прежде всего в той сфере, которую было труднее контролировать и где было больше технических возможно­стей для распространения. Таким жанром стала авторская песня, а ее признанными лидерами - В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава.

Своеобразным пластом неофициальной массовой культуры ста­ла рок-музыка. В текстах, исполняемых многочисленными «под­польными» рок-группами песен, звучал протест, несогласие с фальшью, провозглашалась свобода. Широкое распространение в среде интеллигенции получил «самиздат». Кроме отдельных работ функционировали машинописные журналы: «Метрополь», «Вече», «Память», «Поиски» - в Москве, «Сигма», «37», «Часы» - в Ленин­граде, «Украинский вестник» - на Украине, «Золотое руно» - в Грузии и др. В них печатались неизданные произведения М. Бул­гакова, В. Шаламова, А. Солженицына, А. Галича, В. Высоцкого, В. Аксенова, А. Битова, Ф. Искандера и многих других авторов.

Период 70-х - первой половины 80-х годов называют «застойным». Однако к художественной культуре это понятие однозначно применить нельзя. Те процессы и творческие поиски, которым дала импульс «оттепель», продолжались и в последующие годы, несмотря на сохранение прежней административно-командной системы уп­равления. Лучшие традиции отечественной культуры продолжали развиваться в произведениях истинных мастеров как признанных, так и непризнанных официально.

И тем не менее, к середине 80-х годов Экономика, общество, культура уже находились в состоянии кризиса, который нужно было преодолевать. Такая попытка была предпринята во второй половине 80-х годов, получив название перестройки. Это была как бы вторая советская "оттепель", в ходе которой ее зачинателями мыслилось построить «социализм с человеческим лицом», то есть гуманное, правовое общество, избавив его от всех пороков, наслоений, дефор­маций.

Перестройка началась с процесса демократизации, сначала ог­раниченной, затем все более широкой. В ходе последовавшей в 1988 г. реформы политической системы были вызваны к активной деятельности новые политические и общественные силы, в движе­ние пришло все общество. Развитие демократических процессов стремительно нарастало, сделало откат назад невозможным, приве­ло в конечном итоге к крушению социалистического строя, к отказу значительной части населения от самой коммунистической идеи и распаду СССР.

Таким образом, период с 1985 г. по настоящее время - это период все ускорявшегося демонтажа тех основ, на которых держа­лось наше общество семь с лишним десятилетий. Конечно, рядом с разрушительными процессами в экономической, политической и духовной сферах возникали и развивались созидательные.

Вся эта сложная гамма явлений находила свое непосредственное отражение в художественной культуре. На начальном этапе пере­стройки явно прослеживалось стремление доделать то, что не было завершено в годы «оттепели»: сказать всю правду о сталинизме, осуществить полностью процесс реабилитации, правдиво восстано­вить нашу историю. Нужно было сказать правду и о застое.

В этот период лидирующее место в художественной жизни заняла публицистика. Все активнее проявляли себя телевидение и радио. Поток материалов был велик, интересен и подчас сенсаци­онен. В них нашли отражение трагические страницы нашей недав­ней истории, судьбы людей, критика недостатков и пороков социалистического общества.

Эти же темы получили свое воплощение в художественной литературе, театре,- кино. В произведениях Ч. Айтматова «Плаха», В. Распутина «Пожар», В. Астафьева «Печальный детектив», А. Ры­бакова «Дети Арбата», Д. Гранина «Зубр», В. Дудинцева «Белые одежды» и др. отражены животрепещущие проблемы истории и современности. Несомненным интересом зрителей пользовались поставленные в ряде театров спектакли «Диктатура совести», «Бре­стский мир» М. Шатрова и др. Огромный резонанс получил фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (1987), в условно-символической, метафо­рической форме выразивший суть тоталитаризма.

В первые годы перестройки в нашу культуру возвратились произведения Н. Гумилева, М. Цветаевой, А. Ахматовой, В. Хода­севича, В. Набокова, А. Платонова. Вышли в свет романы В. Грос­смана «Жизнь и судьба», Б. Пастернака «Доктор Живаго». На художественных выставках появились полотна авангардистов 20--30-х гг. П. Филонова, В. Кандинского, К. Малевича, А. Лентулова, М. Шагала.

Конец 80-х - начало 90-х годов ознаменовался дальнейшим углублением преобразований в нашем обществе. Усилилась тенден­ция политизации культурной жизни. Деятели культуры все активнее включались в политическую жизнь страны. Стали народными де­путатами академик Д. Лихачев, артисты М. Ульянов, О. Басилаш­вили, К. Лавров, писатели Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Распутин, Ч. Айтматов, поэты Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Д. Кугульдинов, что свидетельствовало о признании роли деятелей культуры в подготовке общественных преобразований, уважении и доверии к ним.

В сфере художественной культуры развернулась острая идейная и политическая борьба: партократы противостояли демократам, неозападники - неославянофилам и т. п. Это противостояние за­тронуло все виды художественного творчества, все творческие кол­лективы. Борьба шла на съездах, пленумах писателей, художников, кинематографистов, театральных деятелей. Раскалывались творче­ские организации, коллективы, менялось их руководство.

Важным явлением культурной жизни начала 90-х годов стал приход совершенно нового пласта литературы - антисоветских, антикоммунистических произведений представителей послеоктяб­рьской эмиграции, воспоминаний белогвардейцев, произведений дореволюционных политических деятелей и т. д. Пришла к читателю и диссидентская литература (В. Максимов, А. Синявский, А. Зи­новьев и др.). Появились публикации книг, статей зарубежных историков, философов, экономистов, социологов, считавшихся ра­нее у нас фальсификаторами.

Эти годы прошли под знаком возвращения религии и церкви в общественную жизнь страны, в души многих людей. Стала изда­ваться религиозная литература, люди потянулись в храмы. Священ­нослужители принимали все более широкое участие в общественной жизни, некоторые из них стали народными депутатами.

И наконец, этот период был отмечен мощным притоком в нашу страну западной массовой культуры, в большинстве своем низкого уровня.

Современный этап развития отечественной культуры сложен, противоречив, подчас парадоксален и драматичен. Главное, что произошло в начале 90-х годов, - распад СССР, переориентация всего социально-экономического, политического и духовного раз­вития общества. Переход общества из одного состояния в другое - всегда болезненный процесс, затрагивающий судьбы отдельных людей и целых народов, тем более, что он сопровождается проти­воборством, разделом, кровопролитием.

Драматические страницы нашей современной истории пагубно отражаются на состоянии художественной культуры. Положение ее серьезно обострилось в связи с переходом к рынку, с которым культура оказалась один на один. В катастрофическом положении находится ее материальная база, так как государство из-за тяжелого финансового положения не оказывает ей необходимую поддержку. Население также неспособно материально поддерживать культуру (платить значительные суммы за посещение театров, кино, выста­вок, музеев и т. п.). Коммерческие структуры, работающие в сфере * культуры, стараются представить то, что дает сиюминутную прибыль (рок-концерты, шоу-программы, западные фильмы и все это в подавляющем большинстве низкого художественного уровня). И не виной тому сама массовая культура. Дело в ином, коммерциализа­ция, во-первых, снижает планку требований к художественному уровню этой культуры, во-вторых, формирует невысокие вкусы и потребности людей и, в-третьих, в погоне за прибылями обрекает на забвение серьезные творческие достижения культуры.

Деятели культуры с тревогой говорят о духовной деградации общества, о падении образовательного уровня, неразвитости вкуса, смещении нравственных критериев, росте преступности, наркома­нии, проституции, пьянства. Беспокоит подрыв национальных кор­ней культуры, разрыв культурных связей народов бывшего СССР. Все это в совокупности может повлечь за собой культурную дегра­дацию общества.

Сегодня отечественная культура нуждается в помощи как со стороны государства, так и со стороны всего общества. Очевидно, что без культуры и цивилизованности Россия не поднимется на ту высоту, которой она достойна.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

На рубеже 60-70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи с Италией.

Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики "разрядки" международной напряженности. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Процесс "разрядки" оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности.

СССР и социалистические страны

Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В структуре советского экспорта основное место занимали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства. Происходил своеобразный "обмен" топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары. Изменение цен на нефть и энергоресурсы на мировом рынке вызывало осложнения в процессе взаимных отношений.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивались автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР судостроение и текстильное машиностроение.

В рамках СЭВ действовало несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования.

Политика "ограниченного суверенитета", проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе "доктриной Брежнева". Одним из проявлений этой "доктрины" было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку "обновления социализма" путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как "контрреволюция". В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь "проявлений антисоциализма".

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

В конце 70-х начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

Международный кризис конца 70-х годов. К концу 70-х годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 7080-х годов оказала негативное влияние советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство парт-госаппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств "третьего мира".

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Обострение международной обстановки и падение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы.

Общество накануне "перестройки". Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. Предпринимались меры с целью преодоления негативных явлений в экономике и политике. В официальных документах декларировалась необходимость борьбы со взяточничеством и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но реальных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии. До этого назначения Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Широкий резонанс в обществе вызвали действия нового Генерального секретаря, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечивающих запросы народного хозяйства либо уличенные во взяточничестве (например, министр внутренних дел Н.А. Щелоков). В аппарат ЦК партии были привлечены Н.И. Рыжков (заместитель председателя Госплана СССР), В.И. Воротников и Е.К. Лигачев (местные партийные работники) и др. В числе ближайших помощников нового лидера находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии.

Пут преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел прежде всего в совершенствовании руководства экономикой системы управления и планирования, хозяйственного механизма. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Речь шла не о каких-либо радикальных реформах и преобразованиях, а об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддержали курс, направленный на установление порядка в стране. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Оставались неизменными подходы руководства к внешней политике. Как и прежде, советские войска продолжали участвовать в "необъявленной войне" в Афганистане.

После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г) пост Генерального секретаря ЦК парши занял К.У. Черненко. Кадровый партийный работник, немолодой уже человек (в момент избрания генсеком ему было более 80 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущевской "оттепели", находилась на грани распада. Это все глубже осознавали многие представители партийно-государственного аппарата.

В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесен невиданный в истории экономи-ческий ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального бо-гатства и 27 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Только в промышленности были выведены из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесенный нашему государству, составил 2,6 трлн. руб. в довоен-ных ценах.

После войны был принят т. н. Сталинский план преобразования природы, и величайшими усилиями народа Советскому Союзу удалось уже меньше чем через 10 лет после окончания разрушительной войны восстановить свои позиции в мировой экономике и в последующем занять лидерские позиции по многим показателям.

Уже к 1960-м годам экономика СССР занимала 1-е место в мире по: добыче угля, добыче железной руды, производству кокса и цемента, выпуску тепловозов, производству пиломатериалов, шерстяных тканей, сахара-песка и животного масла и т. д., и 2-е место в мире по объёмам производства всей промышленной продукции, электроэнергии, добычи нефти и газа, выпуску стали и чугуна, химической продукции, минеральных удобрений, продукции машиностроения, хлопчатобумажных тканей и т. д. В дальнейшем СССР обогнал своих мировых конкурентов в производстве стали, чугуна, добыче нефти, производству минеральных удобрений, железобетонных изделий, обуви и т. д.

В целом в 1950-х годах экономика и промышленность СССР твёрдо закрепилась на втором месте в мире, уступая (хотя и значительно) только США.

60–70-е годы

После прихода к власти нового руководства во главе с Л. И. Брежневым были предприняты попытки придать cоветской экономике новое дыхание. С 1965 г. стала внедряться реформа по переводу предприятий и организаций в новые условия хозяйствования, расширявшая экономический инструментарий воздействия, вместо административных методов. Однако дальнейший ход реформы оказался невозможен по политическим причинам (из-за событий в Чехословакии и Польше), так что с конца 60-х годов наметилась явная тенденция к консерватизму.

Объём ВВП, национального дохода, продукции промышленности и строительства продолжали достаточно быстро расти, однако среднегодовые темпы роста производительности труда постепенно снижались: в Восьмой пятилетке (1966-1970) они составляли 6,8 %, в Девятой - 4,6, Десятой (1976-1980) - 3,4, однако оставались более высокими, чем в большинстве развитых капстран. При этом производительность труда по абсолютному значению оставалась ниже, чем в США, в промышленности в 2 раза, сельском хозяйстве - в 4-5 раз. Падали и среднегодовые темпы прироста национального дохода: в Восьмой пятилетке - 7,7 %, Девятой - 5,7, Десятой - 4,2, Одиннадцатой - 3,5 %. Прирост населения составлял около 0,9 процентов, так что даже в 80-е годы сохранялось устойчивое интенсивное развитие. В целом же за 1970-1990 объём национального дохода увеличился в 2 раза, на душу населения - в 1,7 раза.

В 70-х годах, то есть через 25 лет после окончания войны СССР по уровню жизни (ИРЧП) входил в первую десятку самых развитых стран мира.

По данным официальной статистики, экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР вырос с 75,7 млн.т. в 1965 г. до 193,5 млн.т. в 1985 г. Главной причиной этого стало освоение месторождений Западной Сибири. При этом экспорт за свободно конвертируемую валюту составлял, по оценкам, соответственно 36,6 и 80,7 млн.т. По оценкам, выручка от экспорта нефти и нефтепродуктов, составлявшая в 1965 г. порядка 0,67 млрд. долл., увеличилась к 1985 г. в 19,2 раза и составила 12,84 млрд. долл. Кроме того, в значительных объемах с 1970-х годов экспортировался природный газ. Добыча газа в этот период увеличилась со 127,7 до 643 млрд. м.куб. Большая часть валютной выручки тратилась на импорт продовольствия и закупку товаров народного потребления. Она частично решала в этот период проблемы советской экономики (кризис в сельском хозяйстве, нехватку товаров народного потребления).

80-е годы

До конца существования СССР советская экономика и промышленность по валовым показателям занимала второе место в мире, уступая только США (около 1,5 раза). Доля СССР в мировой промышленной продукции составляла 20 %. Только на рубеже 1980-х и 1990-х гг. ВВП СССР без учёта паритета цен оказался несколько меньше чем у Японии.

Отличительной особенностью экономики позднего СССР является дефицит товаров широкого потребления (т. н. производство группу «Б», составлявшее 1/4 от ВВП, в то время как производство промышленной продукции («производство средств производства», группа «А») составляло 3/4 от ВВП) и сферы услуг, объяснявшийся несовершенством процессов в части ценообразования и мягкой монетарной политикой, обострившейся при сохраняющейся тенденции падения мировых цен на нефть. Исходя из сложившейся ситуации, в середине 1980-х годов руководством Советского Союза была предпринята попытка ускорения (экономического развития страны), а затем перестройки (советских, директивных, методов хозяйствования), с внедрением элементов свободного рынка - т. н. смешанная экономика.

Комбинация контекстов обуславливала характер реформ и их эффективность. Учет (или недоучет) контекстных особенностей реформируемого объекта со стороны реформаторов обуславливал выбор темпов реформ, две модели которых в обобщенном виде получили названия «шоковой терапии» или «градуалистской модели».

Реформы в мире во второй половине ХХ века осуществлялись в форме двух крупных проектов.

Первый - капиталистический проект - формировался на основе кейнсианских представлений о «государственном контроле во имя полной занятости», доминировавших в правительственных кругах Запада с начала 1930-х до середины 1970-х гг. Эти представления были стержнем экономической политики англоязычных стран (Великобритании, Канады, Австралии), а также ряда малых стран Западной Европы. Различные модификации кейнсианства (в Японии, в скандинавских странах) исходили из централизованного правительственного регулирования хозяйственных процессов.

Капиталистический реформаторский проект обеспечил быстрый рост экономик стран Запада, общий подъем жизненного уровня населения, формирование самодостаточных общественных отношений, восприимчивость к НТП и широкое вовлечение его результатов в производство. При этом в США реализовывался более радикальный вариант рыночной модели, т.е. минимальная степень социальности государства (американская либеральная модель). В Западной Европе рыночная модель выступала в виде демократического корпоративистского и социально-рыночного вариантов. В целом, с точки зрения осуществления реформ, между ними не было большой разницы.

Лидером реформаторства выступали США, которые через план Маршалла осуществили реформу европейского капитализма путем внедрения в него американских стандартов, практик и норм, этики производственных отношений, научной организации труда, использования новых технологий. Например, реформы «чудес» Японии (программа «обратного курса» американской администрации Дж. Доджа и К. Шоупома), ФРГ (хозяйственные реформы Л. Эрхарда) и др.

С середины 1970-х гг. кейсианская модель развития стран рыночной экономики исчерпала себя и была заменена на монетаристскую модель , в основе которой лежали идеи ухода государства из экономики, свертывание социальных программ, массовая приватизация собственности, расчет на универсальность регулятивных способностей рынка.

Реформированию подлежало все капиталистическое пространство, о чем свидетельствовал рост количества международных организаций (с 1945 по 1982 гг. их численность увеличилась с 50 до 300). Национальные истории экономического и политического развития стран рыночной экономики продемонстрировали эффективность реформ, их конструктивный характер, обеспечивший модернизацию «снизу», органичную и соответствовавшую институциональным, общеэкономическим, национально-культурным контекстным условиям.

Второй – социалистический проект - базировался на марксистской концепции бестоварного производства и развития во имя конечной цели – построения бесклассового коммунистического общества с принципами коллективистской морали. Эта концепция, интерпретированная И. Сталиным и принявшая форму государственной политики в СССР, стала стержневой для стран ЦВЕ, а более радикальные ее интерпретации – для ряда стран Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам, Камбоджа) и Латинской Америки (Куба).

В первые послевоенные два с половиной десятилетия Советский Союз реализовывал сталинскую модель развития, в результате, достиг высоких показателей в машиностроении, приборостроении, химической, добывающей отраслях, ВПК, космонавтике. Жизненный уровень населения возрастал, особенно высокого качества достигли советское образование и наука.

С середины 1970-х гг. СССР, также как и Запад, исчерпал возможности прежней модели развития, вступил в стадию активного сотрудничества с Западом, особенно по линии торговли нефтью и другими ресурсами после мирового экономического кризиса 1973-1974 гг. Достаточно четкой идеи преобразований, адекватной монетаристской западной модели в СССР разработано не было. В странах социализма поиски обновления моделей социализма шли по линии ревизии марксизма и ленинизма-сталинизма, разработки концепций рыночного социализма, социализма с «человеческим лицом». Были предприняты попытки их реализации (Пражская весна 1968 г.). Но советские идеологии, выступая главными хранителями «истинного марксизма», пресекали эти поиски, хотя также шли по пути ревизии наиболее устаревших идеологических догм.

Советские реформы принципиально отличались от реформ в странах рыночной экономики, поскольку сама социалистическая модель представляла собой конструкцию, изначально созданную из теоретической схемы марксизма, априори признанной совершенной. Неадекватности реальностей социализма рассматривались как отклонения от идеальной марксистской схемы, которые можно устранить путем структурных реформ. Компенсационный характер такого реформирования предопределял и модернизацию «сверху».

Реформы как инструмент реализации обоих проектов выполняли функцию механизма конструирования социального, экономического и культурного пространства. При этом мировая история продемонстрировала, что в мире не было ни одной крупной реформы, проведенной с одинаковыми целями, способами и результатами.

Мировым контекстом как капиталистических, так и советских реформ стало идеологическое противостояние между США и СССР, зафиксированное в формуле «холодная война». Поэтому реформы были не только средством преобразований послевоенного мира, но и необходимостью в условиях конфронтационного соревнования двух макросистем обеспечивать управляемость мировым развитием.

Мотивы разработки реформ были тесно увязаны с военным потенциалом США и СССР и их союзников. И в США и в СССР наиболее крупные научные и организационные достижения могли быть обеспечены только при наличии динамических преобразований целенаправленного свойства. Именно ВПК обеих стран были основными генераторами технических идей, которые затем в США широко применялись в гражданских секторах экономики, а в СССР часто оставались закрытыми научными наработками. Вопрос «кто-кого», таким образом, решался политическими элитами в режиме эффективного реформаторства.
Перед Советским Союзом после окончания Второй мировой войны встала задача не просто восстановления разрушенной советской экономики, но ее перестройки . Перестройка была подчинена задачам развития военной промышленности. «Не боясь преувеличения, можно сказать, - писал российский историк В. Лельчук,- что в это время все основные силы науки были сконцентрированы на тех направлениях, от которых зависел оборонный потенциал СССР» .

Перестройка уже в первые послевоенные годы сопровождалась трансформацией элиты, вызванной не только фактом борьбы за власть между несколькими группами партийных и государственных чиновников высшего ранга, но и приоритетами дальнейшего развития страны (Программы Л. Берии, Г. Маленкова).

«Коридор» возможностей в советском реформаторстве был чрезвычайно узким: реформаторству не подлежали ни формы собственности (государственная и переходная – колхозно-кооперативная), ни формы власти (Советы). Единственной сферой возможных реформ была система управления . Именно в этой сфере и происходили основные перемены.

При Сталине, в силу расширения производственной базы, освоения восточных регионов страны и появления новых субъектов социалистической экономики в лице новых просоветских государств, значительно расширилась «география» управленческих структур. Хрущев прореформировал этот процесс, пытаясь перейти к системе территориального управления на основе совнархозов в 1957 г. Возвратившись к системе министерств, брежневское руководство реформировало систему управления средствами количественного наращивания министерств, объединений среднего и первичного звеньев и пр.

Одновременно с реформами в области управления на протяжении всей второй половины ХХ века в СССР шел процесс реформирования идеологии марксизма-ленинизма-сталинизма, который сама КПСС рассматривала как недопустимый ревизионизм, но совершала, ибо иначе просто не могла двигаться по пути реформ.

К началу 1950-х гг. в СССР как и в Европе были преодолены экономические последствия Второй мировой войны. Мировая западная экономика вступила в полосу быстрого развития. В последующие десятилетия мировое промышленное производства удваивалось каждые 10 лет. Следствием этого была «экономизация» мышления населения стран западного мира и переключение внимания с вопросов военной политики на задачи обеспечения экономического благосостояния.

Советский Союз в 1950-е гг. также демонстрировал успехи экономического развития. Об этом обстоятельно пишет российский исследователь Г. Ханин. Сталин, как известно, осуществил крупную идеологическую реформу, соединив национальное и интернациональное в послевоенной культурной и политической жизни страны. Это был сталинский «ответ» на «вызовы» Запада.

В 1960-е гг. происходило структурное оформление огромной американской зоны влияния в мире. США нарастили военный потенциал и укрепили НАТО, американо-японский договор, в Западной Европе помогали восстанавливать свои позиции Западной Германии - самой мощной индустриальной силе региона. Под американским влиянием оказался Южный Вьетнам, в зону притяжения США попали Пакистан, Таиланд, Лаос. Благодаря послевоенному реформаторству американской администрации начался бурный рост Японии, что объективно укрепляло позиции Америки в Азии.

Лозунги Н.С. Хрущеву «догнать и перегнать» по жизненным показателям США были реакцией на «экономизацию» мышления Запада. Заявление о построении коммунизма в СССР в ближайшие 20 лет было не только мобилизационным лозунгом для населения страны, но и «ответом» Н.С. Хрущева на военное усиление США. Ответом, сделанным в типичном духе революционизма, доставшемся в наследство советским идеологам от российских социал-демократов.

Сохраняя установки на нерыночный характер социалистической экономики, незыблемость форм социалистической собственности и советской власти, Хрущев своим противоречивым антисталинским дискурсом заложил логику альтернативности партийного мышления, без которого невозможно развитие реформаторской мысли. Это был еще один шаг на пути ревизии советской идеологии марксизма-ленинизма-сталинизма. Именно тогда наука была переведена из статуса «надстройки» (по Марксу и Ленину) в статус «непосредственной производительной силы», что позволило власти привнести в экономико-политическую лексику антимарксистские понятия вроде «прибыли» при социализме и осуществить попытку реформы в 1965 г. (Косыгинская). Эта реформа заложила основы для будущего реформирования социалистической собственности, преодоления табу на пересмотр основы всего социализма как социально-экономической системы.

Важно и другое. Реформа придала динамизм процессу самостоятельности предприятий, обретшей очевидную форму уже в период перестройки второй половины 1980-х гг. Реформа была свернута, хотя и обеспечила высокие темпы роста (до 7 % в год). Как известно, этот момент советского реформаторства повлек цепную реакцию реформ в странах социализма.

В 1970-е гг. начался новый виток НТП. Научные открытия и принципиально новые технологии открыли новые возможности для изменения условий труда и производства (микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнологии, сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез).

Эти изменения побудили западные страны к перестройке всей системы международных отношений, в первую очередь в сфере экономики и торговли.Значительно расширилась деятельность международных организаций. Если в первый период они еще были сравнительно маломощными, занимавшимися восстановлением Западной Европы или регуляторами режимов в странах третьего мира, то в 1970-1980-е гг. они превратились в мощные центры принятия обязательных решений по формированию институционально-правового неолиберального реформаторского процесса. Деятельность их все более взаимоувязывалась, идеологическо-пропагандистское обеспечение осуществлялось высококонцентрировнными международными группами средств массовой информации.

В это время в новую фазу конструктивных либеральных реформ вступили так называемые неоиндустриальные страны (НИС). Эти страны также как Япония, демонстрировали органичное соединение современных форм организации производства с социальными институтами, основанными на национальных традициях.

В 1970-х гг. в новых исторических условиях стратегия реформаторства в СССР осуществлялась в форме социальной стабильности . Советское общество переживало качественно новый этап урбанизации и роста духовных и материальных потребностей.

Вторая половина 1970-х гг. (с легкой руки реформаторов позднесоветского периода) была обозначена в российской исторической мысли как «застой».

Статистические показатели не подтверждают это утверждение.

  • Рост ВВП в 1970-е -начале 1980-х гг. более, чем в 3 раза;
  • Рост золотовалютных резервов более чем в 5 раз;
  • Продовольственная корзина 1980 г. Общегодовое потребление 1 чел.:

Мяса – 68 кг (в 2006 г. - 37 кг);

Молока -280 кг (в 2006 г. – 237 кг);
- рыбы – 19 кг. (в 2006 г.- 16 кг).

  • Ежегодный рост дорожного строительства на 20% в год (напр. Москва-Рига -780 км, Ленинград-Мурманск – 1147 км). (За 2000-2008 гг. – построено 30 тыс. 151 км новых дорог).
  • Рост количества чиновников на 20,2%, что составило 1, 755 млн. чел по СССР (15 республик); (за 2000-2008 гг. рост числа чиновников на 47,7 % что составляет по РФ 1,675 млн. чел.).

Добавим к этому колоссальное развитее ТЭК, строительство нефтепроводов (к 1982 г.– 70 тыс. км магистралей), нефтеперерабатывающих заводов и пр. Вся совокупность этого гигантского производства, потреблявшего более 30% валютных поступлений в год на модернизацию и продолжавшая расти на протяжении 1970-х - начала 1980-х гг. составила тот индустриально-технологичный багаж, который эксплуатирует современная Россия сегодня.

В это время экономика СССР уже вросла в мировой рынок, как экспортер ресурсов и импортер зерна, оборудования, технологий.

В 1972 г. Советский Союз достиг военно-стратегического паритета с США, заключил договор об ограничении системы противоракетной обороны, в 1973 г. подписал документ о предотвращении ядерной войны между двумя сверхдержавами.

Одновременно в СССР именно с середины 1970-х гг., т.е. практически с перемены парадигмы развития западного капитализма, происходила «тихая реформа идеологии». Она включала в себя переход советского общества и советской власти на либеральные ценности западного общества, что нашло отражение в Хельсинских соглашениях 1975 г., когда СССР «вписался» (с определенными оговорками) в мировой процесс демократизации.

Несмотря на противоречия между СССР и Западом по ряду позиций, акт признания Хельсинки со стороны социалистических стран кардинально изменил идеологическую атмосферу внутри мирового социалистического содружества государств, поставив на повестку дня вопросы о гарантиях прав человека, способствуя развитию конституционной тематики, содействуя формированию идей конституционных изменений.

Думается, что это сказалось на концепции Конституции СССР 1977 г. Она была одним из крупнейших проектов брежневского времени и определенным образом подвела основные итоги в реформаторских «наработках» идеологии предшествовавшего периода. В Конституции было констатировано, что «выполнив задачи диктатуры пролетариата» советское государство стало общенародным, Коммунистическая партия объявлялась авангардом всего советского народа, а не отдельного класса.

В ареале политических представлений официального характера появились новые идеи, закрепленные конституционально: право на охрану здоровья и право на жилище. В нее были введены новые для советской политической мысли термины и положения, более соответствовавшие либеральной идеологии Запада, нежели сталинским понятиям Конституции 1936 г., В Конституции по существу оформлялась новая политическая система государства.

Конституция СССР 1977 г. и последовавшие за ней Конституции республик (1978 г.) стали рубежами в развитии Советского Союза. Политическая система окончательно обрела черты государства-партии, в котором любой реформаторский проект теперь уже официально мог рождаться только в рамках партийной идеологии.

В этот период произошла смена коллективистской идеологии марксизма на индивидуалистические ценности западного либерализма. Власть дезавуировала наиболее одиозные фигуры предшествовавшей эпохи (например, Т.Лысенко), значительно расширила свободу мысли в научном сообществе, позволила разного рода общественные неформальные движения (Всероссийской общество охраны памятников истории и культуры и др.).

Намерением лучше знать своего идеологического противника – Запад – диктовалось беспрецедентное в истории СССР разрастание сети научно-исследовательских институтов, центров в системе АН СССР и ведомственных научно-исследовательских институтов, издательств. Одни выполняли функции сбора информации (Всероссийский институт научной и технической информации – ВИНИТИ, Институт научной информации по общественным наукам – ИНИОН), другие – функции аналитических центров (ИМЭМО, ИСКАН, ИЭМСС), третьи – пропагандистского обеспечения (Агентство печати Новости (АПН), Советский комитет защиты мира, Комитет молодежных организаций, Советский комитет солидарности со странами Азии и Африки и др.). Они "конкурировали за влияние на высшее партийное руководство, объединяясь в коалиции". Участие советских ученых в международных конференциях, деятелей искусства - в культурных программах (кинофестивали), спортсменов – в спортивных мировых мероприятиях стало чертой брежневского «застоя».

В брежневское время получила развитие экологическая политика государства (1970-е начале 1980-х гг. в СССР было принято более 50 законов по охране окружающей среды), улучшено правовое и экономическое положение колхозников (введены паспорта и пенсии), введена пятидневная неделя для промышленных рабочих, ослаблено гонение на РПЦ. К 1976 г., по мнению канадского исследователя Калтона, брежневская модель развития режима достигла своего апогея.

Лозунги - интернациональный долг, КПСС - авангард всего прогрессивного человечества и пр. – носили скорее пропагандистский характер. Сохраняя внешне основные атрибуты марксистко-ленинской идеологии, Советский Союз, по-существу, уже не был социалистическим государством в марксистско-ленинско-сталинском его понимании.

***
Исходя из краткого обзора советских реформ, можно вывести некоторые «правила» советского реформаторства и проследить деятельность последнего советского реформатора - Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева - в рамках этих правил.

1) Проведение реформ в опорных социально-экономических точках (индустриальные стройки 1930-х гг., отраслевое реформирование 1960-1970-х гг. – ВПК, БАМ, ТЭК и др.) ;

  • М.С. Горбачев. Курс на ускорение социально-экономического развития, затем на совершенствование социализма, наконец, его обновление уже на первом этапе экономических реформ привел реформаторов к идее о самостоятельности предприятия, как субъекта экономического пространства (Закон о предприятии (объединении), вступивший в силу в начале 1988 г.). Была проигнорирована практика советского реформирования опираться на территориальные или отраслевые производственные опорные единицы, в которых идеи реформ возможно было реализовать, затем распространять по всему экономическому пространству. Начав реформы в низшем звене (на уровне предприятия), реформаторы «распылили» усилия перемен, не достигнув позитивных результатов. К тому же разрушили «вертикаль» административной власти и контроля (ослабив функции центральных органов управления – министерств).

2)Концентрация власти в Политбюро, ЦК КПСС, Совмине СССР, министерствах (вертикаль принятия решений и управления);

  • М.С. Горбачев . Летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции была одобрена реформа политической системы СССР. Поправки к Конституции СССР 1977 г, внесенные в декабре 1988 г. изменили структуру власти. Помимо власти КПСС часть верховной власти была передана съездам народных депутатов СССР, которые начали свою работу в 1989 г. Возникло политическое двоевластие: Кремль - Белый дом и политическое многовластье - Кремль - республиканские съезды народных депутатов. Далее – учреждение поста Президента СССР и ему подобных президентов республик. Растекание власти лишило реформаторский процесс единства в принятии решений и контроля над их исполнением.

3)Риторика несменяемости идеологии (верность марксизму-ленинизму) и медленная реформа в идеологической сфере.

  • М.С. Горбачев . С начала 1987 г. началась публичная и спешная смена идеологии. Это выразилось с переосмысления советской истории, затем продолжилось в дискуссиях о социализме и завершилось отказом от позитивного опыт строительства социализма в СССР. Сам М.С. Горбачева только в конце 1989 г. заявил о своей приверженности к социал-демократическим ценностям (статья «Социалистическая идея и революционная перестройка», опубликованная в ноябре 1989 году в газете «Правда») следовательно, к политическому плюрализму и признанию множественности формам собственности. Но социал-демократия – это отрицательный для советского общественного сознания контекстный вариант, ибо советская идеология ставила социал-демократию на одну доску с буржуазной идеологией еще со времен В.И. Ленина. Поэтому возник идеологический вакуум, который стал быстро заполняться антикоммунистическими установками диссидентсвующей интеллигенции, авторитет которой реформаторы сами поднимали на волне критики «застоя» (А.Д.Сахаров), что в условиях реформ привело к острейшему политическому коллапсу и лишению реформ всяких перспектив.

4)Управленческая дисциплина, обусловленная партийной ответственностью на всех уровнях.

  • М.С.Горбачев . Кадровая политика времен реформ 1985-1990 гг. была сориентирована на масштабные чистки, поиск «механизма торможения», обновления, борьбы с коррупцией, наконец, на открытую оппозицию внутри КПСС как «слева» (Б.Н. Ельцын), так и «справа» (Е.К. Лигачев). Это лишало КПСС реальной ответственности за выполнение решений, привело к нарушению главного партийного принципа – дисциплины в исполнении своих управленческих функций (даже в условиях их сокращения). К этому следует добавить, что и на предприятиях идея выборности руководителей не способствовала исполнительской дисциплине.

5)Признание, что в ходе реформ и модернизаций есть социально проигравшие группы, которые нуждаются в компенсации.

  • В советский период реформ в силу идеологических установок цели реформ пропагандистски связывались с успехами государства-общества. Поэтому даже в трудные времена послевоенного развития население не оказывалось сильно дифференцированным по материальным признакам.В период перестройки принцип «равных возможностей» был нарушен, например, в результате кооперативного движения, начавшегося после введения в действие Закона о кооперации в СССР (1988 г.), создание СП с преимуществами работы в них номенклатурных работников и т.д.

Таким образом, вся программа реформ М.С. Горбачева шла в разрез с правилами советского реформаторства. Конечно, реформы в СССР и их результаты были в жизни гораздо более сложными и по замыслам, и по исполнению. Тем не менее, очевиден, на наш взгляд, факт того, что «законы реформаторства» - учет контекстов - в случае с реформами М.С. Горбачева не были соблюдены. В первую очередь это касается национально-культурного контекста. При всей сложности его определения и имманентных дискуссиях о «русском характере» и «особом пути», о соборности и патернализме российского общественного сознания, трудно отрицать, что огромную роль в этом контексте играли советские ценности.

Ведь советское общество было в течение нескольких десятилетий воспитано на идеях Октября, социализма, социальной справедливости, солидарности и пр. Дискредитация советской истории, завершившаяся к концу 1988 г. снятием позитива с последнего слоя советской истории – ленинского периода - низвергла и саму советскую идеологию, разрушив советский сегмент национально-культурной составляющей общественного сознания.

Ревизия, как практика советского реформаторства была осуществлена реформаторами-горбачевцами слишком поспешно и в слишком короткий исторический период. За несколько лет реформ страна пережила три волны переоценок: эпоху Брежнева, новую волну десталинизации, и антиленинизм, и, по меньшей мере, столько же идеологических шоков - переход на социал-демократические позиции самой власти, переход на антикоммунизм оппозиции этой власти, открытое возрождение национализма, как протест против первых двух идеологий. Идеологический кризис стал внутренним фактором кризиса советского реформаторства.

К этому следует добавить, что к середине 1980-х гг. Ялтинско-потсдамский порядок, в основе которого лежали регулируемое противостояние СССР и США, стал разрушаться. Обе державы – по противоположным причинам – перешли к его ревизии. Это было внешним фактором кризиса советского реформаторства. В повестке дня возник вопрос согласованного реформирования. Но к этому времени участники этого процесса - США и СССР - не были равны между собой по мощи и влиянию.

Отвечая на вопрос об уроках советского реформаторства, можно заключить, что есть общие основания для успешной модернизации, они основаны на понимании реформ как инструмента, способного совершенствовать систему, не разрушая ее, как способа замены устаревших элементов системы путем продуманных и эволюционных мер (градуалистские реформы). Пожалуй, в современном мире примером такого реформаторства может служить история современного Китая, хотя это заключение небесспорно и оценивается в исследовательской литературе с диаметрально противоположных позиций.