С чего начинается творчество, или волшебные преобразования обычных людей. Что способствует творчеству

Серавин А. И. Исследование творчества >> С чего начинается творчество

Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба, большой и звездно-снежный…

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Олег Митяев «Как здорово»

Пять лет назад мы с Николаем Костицыным поехали на конференцию по психологии в Киев. Деньги у нас были только на проезд, поэтому поначалу мы питались яблоками из сада напротив гостиницы. Костицын на конференции прочитал доклад о творчестве «С чего начинается творчество?..», где были одни вопросы. На мой взгляд, выдержки из доклада могли бы послужить прекрасным введением к моей книге.

«С чего начинается творчество? Какие силы приводят в движение креативность, человеческую способность создавать что-то новое и оригинальное? Какие механизмы психики задействованы в процессе генерации новых идей? …Правомерно ли называть творчеством любой выход за рамки стереотипов мышления и поведения, или же стоит выделить и разрушение как дополняющую созидание форму преобразования мира? По каким критериям нужно оценивать конструктивность преобразования мира? …Где разница между оригинальностью и неадекватностью? Возможно ли начинать творить, не обладая достаточным набором знаний, умений, навыков в данной сфере деятельности? Что препятствует творчеству больше: боязнь социальных санкций за ненормативное поведение, отсутствие творческого примера для подражания или неудовлетворенность базовых нужд человека? А может, все дело в окружающей среде: скудной, однообразной, без набора проблем и задач различной степени сложности? Будет ли именно обнаружение новой проблемы началом творчества или необходимо еще поставить задачу на ее самобытное решение? Какие чувства сопровождают постановку и решение «задач для себя»? Всегда ли творчество возникает как реакция на неопределенность среды? …Чем является человеческая способность творить: довеском к способностям адаптироваться или следующим уровнем развития этих способностей? …Как определить ту грань, после которой развитие творческих способностей будет наносить вред, как самому их носителю, так и природно-социальной среде? …Какое воздействие оказывают результаты творческого труда на мировоззрение и самоощущение творца? Как изменяется отношение таланта к плодам своего труда после начала их общественного обсуждения? …Почему с помощью творчества одни люди пытаются обрести себя, а другие - выйти за свои пределы? …Какие потребности побуждают человека творить? …Какую специфику творчеству одного человека придает соперничество с талантами в той же области? …И, наконец, что вам мешает прямо сейчас ответить на все эти вопросы, осознать наличие в себе творческого потенциала и приступить к его реализации?»

«Настоящий профессионал знает, как избежать

наиболее типичных ошибок в своем творчестве.

И этим он отличается от дилетанта»

Нильс Бор

Необычность творческой деятельности журналиста в том и заключается, что зачастую нужна не сама информация в научном понимании термина, а некий первотолчок к творчеству. Но ему, как правило, предшествует этап «инкубации».

Внешне это выглядит как отказ от попыток решения творческой задачи журналистом, но на самом деле он лишь непроизвольно «перевел» ее на бессознательный уровень. Для творческой личности инкубация, «вынашивание», «взращивание» идеи, темы массово-коммуникационного произведения, структурного его видения, представлений о форме, жанре, языке и т.д. – не менее важны, чем собственно воплощение в какие-то материальные их носители. Хорошо сказал об этом Андрей Белый: «Процесс записания для меня ничтожен в сравнении с процессами оформления до записания... Скрипение пером играет столь же служебную роль, как качество пера или форма губ оратора к смыслу произносимого»1.

Да, самое совершенное создание природы и эволюции живого – мозг. А самое фундаментальное свойство мозга – память. Ее иногда сравнивают с магнитной записью. Однако техника только пассивно регистрирует и хранит информацию. Память же человека программирует также ответное поведение, взаимодействие с внешней средой, а в нашем случае еще и поиск путей решения творческой задачи. Как опытный архитектор запомнит об однажды даже виденном здании больше, чем человек любой другой профессии, так талантливый журналист после встречи с кем-то или знакомства с ситуацией и с тем, что ее «обставляет», соберет более солидный по объему багаж знаний и впечатлений. И все это происходит прежде всего за счет деталей. Умение обнаружить необычное в обычном, умение запомнить и воспроизвести различного рода детали – это уже творчество.

След полученной информации лежит у всех, но нужно уметь и найти «ключ» к своему подсознанию. И здесь, обобщив опыт и результаты нашего исследования, мы также попытались описать некоторые продуктивные творческие технологии.

Извлечение следа памяти, как отметили более половины опрошенных нами журналистов, как правило, обусловлено воспроизведением эмоционального состояния, сопутствовавшего периоду запоминания некоего объема информации. Журналист не должен быть равнодушным регистратором информации (к примеру в блокноте или на диктофоне), если это, конечно, не подготовка произведений в тех жанрах, где главное – точно передать четко ограниченный определенными условиями объем социальной информации. Идеальный вариант, когда можно излагать суть, заглядывая в блокнот лишь для сверки фамилий и каких-то цифровых данных. Лишь в этом случае в творческий процесс включается в полной мере и подсознание. Опорные же сигналы для этого рода работы мозга формируются при четырех условиях:

Когда налицо новизна информации;

Когда информация подкреплена эмоциями личности;

В том случае, если журналист каким-либо образом закрепляет в сознании данный объем информации (допустим, перелистывая время от времени блокнот, слушая диктофонную запись, при этом «всплывают» все новые и новые детали и подробности);

И, самое главное, реакция индивида на информацию определяется ее значимостью, то есть лишь в этом случае «запускается» механизм подсознательной работы над произведением, во всех остальных случаях происходит лишь имитация творческой деятельности или бесплодная работа.

Но творческая установка, то есть имеющаяся в сознании программа оценки данной информации, сформировавшаяся на основе подсознательной памяти, – это еще не готовность к действию. Этап озарения, или по-другому – возникновение новых когнитивных структур, позволяющих внезапно увидеть элементы творческой задачи с новой точки зрения, – это не что иное, как интуиция творящей личности.

Известный канадский психолог Жак Леред охарактеризовал интуицию следующим образом: «она непосредственна, скоротечна, опирается на аналогии, парадоксальна и двойственна. Отличаясь соединением противоположностей, работает одновременно в двух регистрах – сознания и бессознательного»2. Добавим, что она характеризуется возникновением неосознанного решения с дальнейшим его осознанием. Ряд проведенных нами экспериментов позволяет говорить о том, что в сфере журналистики, а возможно, и в целом при организации творческой деятельности, интуиция играет главную роль в определении оригинального пути или алгоритма решения задачи.

Специфика творческой интуиции состоит в том, что ее невозможно вызвать в результате какого-то «принуждения», ее можно только «культивировать». Оставив в стороне случаи, когда творческая личность, что называется, от рождения сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной степени одаренными, заметим тем не менее, что и здесь можно выделить определенные «технологии», способствующие интуитивным решениям.

Прежде всего, нужно учитывать, что в подсознании находится не только информация, принятая подсознательно, но и информация, принятая сознательно, однако забытая. Творческое вдохновение, о котором обычно говорят только, как о чем-то эфемерном, есть не что иное, как активизация соответствующим образом памяти и творческой активности. Специалисты-психологи называют это еще активизацией эмоциогенной регуляторной системы. Всякий журналист должен четко представлять, предварительно, конечно, четко зафиксировав их, ситуации, обстоятельства, условия, в которых его творческая деятельность была наиболее продуктивной. Мы говорим, что нас вдохновляет, то есть что-то извне действует на нас, вызывая внутри нас к жизни творческие силы, или как их называл великий театральный режиссер К.С. Станиславский, «сверхсознание».

Только внутреннее «равновесие» дает возможность истинно творческой личности находиться в гармоничном «равновесии» и с окружающей действительностью. Творческое самовыражение как доминанта человеческого бытия в данной профессии проявляется настолько явно, что это дает возможность проследить взаимосвязь на примере конкретных журналистских судеб.

Изобретатель игрушек и игр, академик Академии изобретательства, научный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ дошкольного образования Виктор Кайе уверен: любое творчество начинается с игры.

Ведь все великие творцы были когда-то детьми, и именно в детстве нужно искать исток творческого импульса. В детстве, уверен изобретатель, зародилась и его будущее творчество. Родился Виктор Августович в 1944-м, в суровые послевоенные годы игрушек почти не было, а играть ребятишкам хотелось, вот и шли в дело подручные материалы. Возможно, тогда и возникли первые наметки написанной много позже книги Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет», которую сам изобретатель называет «Игрушки из ничего». Для того, чтобы сделать ребенку такую игрушку, нужны только желание и предметы, которые принято считать «мусором». А между тем при правильной подаче ребятишек они приводят в восторг! В этом убедились участники семинара-практикума «Академия изобретателей», прошедшего в королёвском СРЦ «Забота».

Виктор Кайе провел в «Заботе» сначала мастер-класс для детей и их родителей, а затем круглый стол для педагогов. Ребятишки на встречу с изобретателем собрались и из группы дневного пребывания, и с отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями. Своими игрушками он сумел заинтересовать всех без исключения, показав, сколько игровых функций скрыто, к примеру, в пустой пластиковой бутылке, дырявом резиновом мячике, баночке из-под сметаны или поролоновой губке!

По убеждению изобретателя, важно, чтобы игрушка или игра были «открытыми системами», то есть имели не одно, а массу правильных решений. Антипод такого подхода — традиционные паззлы: соберешь «как надо» - и всё! Игры по «системе Кайе» многофункциональны: в продемонстрированных позже на круглом столе «магнитных кубиках Кайе» число правильных решений исчисляется миллионами! Множество верных вариантов оставляют на выбор малыша «карточки-антипаззлы», которые с удовольствием складывали юные участники мастер-класса, поролоновые геометрические фигурки, которые с помощью воды легко крепятся к дверце холодильника, создавая удивительные миры, «соты Кайе», деревянные колечки и пластмассовые шарики от старых погремушек. Кстати, такие шарики легко превращаются в замечательные волчки - «любимое детище» изобретателя, выпускника Бауманки и по первой профессии - специалиста по гироскопам.

За 30 лет изобретательской деятельности Виктор Августович стал автором более 1000 игр и игрушек. Большинство из них запатентованы, многие получили награды на международных выставках. Некоторые, как, например, пользовавшийся популярностью у маленьких королёв-цев «самолетик с посадочной полосой», можно было найти в «Детском мире» еще при Советском Союзе. Другие реализованы за границей, кое-что удается выпускать в нашей стране и сейчас, несмотря на засилье в этой области иностранного, преимущественно китайского, бизнеса. «Для большинства производителей игрушек это не более чем бизнес, главная цель которого - продажа. Мои же изобретения призваны развивать у детей фантазию, воображение, глазомер, художественный вкус, исследовательское поведение, аккуратность и терпение, индивидуальность в сочетании с умением взаимодействовать со сверстниками. В общем - формируют творческое начало!» - считает Кайе.

И, нужно сказать - не только у детей! У педагогов КСРЦ тоже «загорелись глаза» при знакомстве с методиками и изобретениями мастера. Многие из них они обязательно возьмут на вооружение при работе со своими воспитанниками.

Елена ДАНИНА

«Настоящий профессионал знает, как избежать

наиболее типичных ошибок в своем творчестве.

И этим он отличается от дилетанта»

Нильс Бор

Необычность творческой деятельности журналиста в том и заключается, что зачастую нужна не сама информация в научном понимании термина, а некий первотолчок к творчеству. Но ему, как правило, предшествует этап «инкубации».

Внешне это выглядит как отказ от попыток решения творческой задачи журналистом, но на самом деле он лишь непроизвольно «перевел» ее на бессознательный уровень. Для творческой личности инкубация, «вынашивание», «взращивание» идеи, темы массово-коммуникационного произведения, структурного его видения, представлений о форме, жанре, языке и т.д. – не менее важны, чем собственно воплощение в какие-то материальные их носители. Хорошо сказал об этом Андрей Белый: «Процесс записания для меня ничтожен в сравнении с процессами оформления до записания... Скрипение пером играет столь же служебную роль, как качество пера или форма губ оратора к смыслу произносимого»1.

Да, самое совершенное создание природы и эволюции живого – мозг. А самое фундаментальное свойство мозга – память. Ее иногда сравнивают с магнитной записью. Однако техника только пассивно регистрирует и хранит информацию. Память же человека программирует также ответное поведение, взаимодействие с внешней средой, а в нашем случае еще и поиск путей решения творческой задачи. Как опытный архитектор запомнит об однажды даже виденном здании больше, чем человек любой другой профессии, так талантливый журналист после встречи с кем-то или знакомства с ситуацией и с тем, что ее «обставляет», соберет более солидный по объему багаж знаний и впечатлений. И все это происходит прежде всего за счет деталей. Умение обнаружить необычное в обычном, умение запомнить и воспроизвести различного рода детали – это уже творчество.

След полученной информации лежит у всех, но нужно уметь и найти «ключ» к своему подсознанию. И здесь, обобщив опыт и результаты нашего исследования, мы также попытались описать некоторые продуктивные творческие технологии.

Извлечение следа памяти, как отметили более половины опрошенных нами журналистов, как правило, обусловлено воспроизведением эмоционального состояния, сопутствовавшего периоду запоминания некоего объема информации. Журналист не должен быть равнодушным регистратором информации (к примеру в блокноте или на диктофоне), если это, конечно, не подготовка произведений в тех жанрах, где главное – точно передать четко ограниченный определенными условиями объем социальной информации. Идеальный вариант, когда можно излагать суть, заглядывая в блокнот лишь для сверки фамилий и каких-то цифровых данных. Лишь в этом случае в творческий процесс включается в полной мере и подсознание. Опорные же сигналы для этого рода работы мозга формируются при четырех условиях:



Когда налицо новизна информации;

Когда информация подкреплена эмоциями личности;

В том случае, если журналист каким-либо образом закрепляет в сознании данный объем информации (допустим, перелистывая время от времени блокнот, слушая диктофонную запись, при этом «всплывают» все новые и новые детали и подробности);

И, самое главное, реакция индивида на информацию определяется ее значимостью, то есть лишь в этом случае «запускается» механизм подсознательной работы над произведением, во всех остальных случаях происходит лишь имитация творческой деятельности или бесплодная работа.

Но творческая установка, то есть имеющаяся в сознании программа оценки данной информации, сформировавшаяся на основе подсознательной памяти, – это еще не готовность к действию. Этап озарения, или по-другому – возникновение новых когнитивных структур, позволяющих внезапно увидеть элементы творческой задачи с новой точки зрения, – это не что иное, как интуиция творящей личности.

Известный канадский психолог Жак Леред охарактеризовал интуицию следующим образом: «она непосредственна, скоротечна, опирается на аналогии, парадоксальна и двойственна. Отличаясь соединением противоположностей, работает одновременно в двух регистрах – сознания и бессознательного»2. Добавим, что она характеризуется возникновением неосознанного решения с дальнейшим его осознанием. Ряд проведенных нами экспериментов позволяет говорить о том, что в сфере журналистики, а возможно, и в целом при организации творческой деятельности, интуиция играет главную роль в определении оригинального пути или алгоритма решения задачи.



Специфика творческой интуиции состоит в том, что ее невозможно вызвать в результате какого-то «принуждения», ее можно только «культивировать». Оставив в стороне случаи, когда творческая личность, что называется, от рождения сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной степени одаренными, заметим тем не менее, что и здесь можно выделить определенные «технологии», способствующие интуитивным решениям.

Прежде всего, нужно учитывать, что в подсознании находится не только информация, принятая подсознательно, но и информация, принятая сознательно, однако забытая. Творческое вдохновение, о котором обычно говорят только, как о чем-то эфемерном, есть не что иное, как активизация соответствующим образом памяти и творческой активности. Специалисты-психологи называют это еще активизацией эмоциогенной регуляторной системы. Всякий журналист должен четко представлять, предварительно, конечно, четко зафиксировав их, ситуации, обстоятельства, условия, в которых его творческая деятельность была наиболее продуктивной. Мы говорим, что нас вдохновляет, то есть что-то извне действует на нас, вызывая внутри нас к жизни творческие силы, или как их называл великий театральный режиссер К.С. Станиславский, «сверхсознание».

Только внутреннее «равновесие» дает возможность истинно творческой личности находиться в гармоничном «равновесии» и с окружающей действительностью. Творческое самовыражение как доминанта человеческого бытия в данной профессии проявляется настолько явно, что это дает возможность проследить взаимосвязь на примере конкретных журналистских судеб.